Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством на предприятиях нефтегазового комплекса на основе корпоративной стандартизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нефтегазовый комплекс представляет собой многообразие процессов на всех этапах жизненного цикла продукции, они включают в себя добычу, переработку, транспортировку, продажу сырья и д.р. Все эти процессы должны быть четко скоординированы работой системы менеджмента качества, для полноценного и качественного процесса работы всей организации. В этой связи, необходима структурная интеграция… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
    • 1. 1. Нефтегазовый комплекс России: структура и тенденции развития
    • 1. 2. Особенности стандартизации управления качеством на нефтегазовых предприятиях
    • 1. 3. Международные стандарты в области менеджмента и возможности их использования на предприятиях нефтегазового сектора экономики России
  • ГЛАВА 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА
    • 2. 1. Анализ корпоративных стандартов ОАО «Газпром»
    • 2. 2. Формирование интегрированной системы менеджмента для аутсорсинговых компаний нефтегазового сектора
    • 2. 3. Экологический менеджмент в системе корпоративного управления ОАО «Газпром»
    • 2. 4. Оценка соответствия ИСМ установленным требованиям
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    • 3. 1. Методические рекомендации по формированию ИСМ
    • 3. 2. Апробация методических рекомендаций по внедрению и оценки ИСМ на предприятиях нефтегазового сектора
    • 3. 3. Оценка экономического эффекта от внедрения ИСМ

Управление качеством на предприятиях нефтегазового комплекса на основе корпоративной стандартизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В настоящее время топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из бюджетообразующих секторов экономики России. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объёма промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

Нефтегазовый комплекс России характеризуется высокой социальной, экономической и политической значимостью не только в России, но и во всем мире. Россия является уникальной нефтегазовой страной, обладающей одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа. Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от мирового производства1.

Между тем в этой отрасли существует ряд проблем, которые носят правовой, экономический, социальный и экологический характер. В виду этих проблем российский нефтегазовый комплекс развивается недостаточно 2 эффективно, используя свой потенциал всего на 38%. В условиях глобальной экономики эти проблемы встают все острее. В этой связи соответствовать требованиям мировой экономики может только качественно новый топливно-энергетический комплекс, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.

Для решения поставленных задач предприятия должны не только выпускать продукцию высокого качества, но и демонстрировать высокий уровень менеджмента. Это достигается развитием систем менеджмента качества, соответствующих российским и международным стандартам. Выбор стандартов.

1 Государственный комитет статистики РФ [Электронный ресурс] /2011. — URL www.gks.ru.

2 РБК [Электронный ресурс] / 2012. — URL top.rbc.ru должен осуществляться с учетом наиболее полного удовлетворения требований различных заинтересованных сторон.

Таким образом, актуальным представляется исследование развития управления качеством на предприятиях нефтегазового комплекса России.

Степень разработанности научной проблемы. Общие вопросы управления качеством, построения систем менеджмента качества и подтверждения их соответствия рассматривались в научных работах российских исследователей: Г. Г. Азгальдова, Ю. П. Адлера, JI.M. Бадалова, В. Я. Белобрагина, Б. В. Бойцова, В. Н. Войтоловского, A.B. Гличева, Е. А. Горбашко, Н. Д. Ильенковой, В. А. Лапидуса, Т. И. Леоновой, И. И. Мазура, В. В. Окрепилова, C.B. Пономарева, Т. А. Салимовой, K.M. Рахлина, В. Д. Шапиро, Яшина Н. С. и др., а так же зарубежных ученых: Э. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, Т. Конти, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и др.

Вопросам интегрирования систем менеджмента, их внедрения и оценки посвящены работы российских ученых: Е. К. Аванесова, Н. В. Войтоловского, Е. А. Горбашко, Е. Б. Граффоровой, Л. Г. Егоровой, И. Г. Окрепиловой, Е. А. Казимировского, В. А. Качалова, Д. С. Львова, В. В. Окрепилова, E.H. Рузаева, М. З. Свиткина, В. М. Ситченко, Л. Е. Скрипко, Е. А. Стоякина, В. Н. Трошина, В. Эмиха и др.

Между тем многие проблемы, связанные с формированием систем менеджмента качества на основе отраслевых стандартов еще недостаточно изучены. Среди них особенности реализации международных отраслевых стандартов менеджмента качества на предприятиях нефтегазового комплекса России. Требует своего развития проблематика формирования и оценки интегрированных систем менеджмента качества соответствующих международным стандартам ИСО 9001:2008 и ИСО/ТС 29 001:2010 с учетом отраслевой специфики предприятий нефтегазового сектора России. Следует отметить также недостаточную разработку проблем стандартизации менеджмента качества в отдельных секторах нефтегазового комплекса: добыча, хранение, переработка, транспортировка нефтегазовых продуктов.

Таким образом, значимость развития управления качеством для повышения устойчивости функционирования нефтегазового комплекса и недостаточная проработанность многих аспектов данной проблематики для предприятий предопределили выбор темы диссертационного исследования, ее цель, задачи, предмет и объект исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических основ и формирование практических рекомендаций по организационнометодическому обеспечению управления качеством на предприятиях нефтегазового комплекса на основе корпоративной стандартизации.

В соответствии с целью диссертационного исследования в работе были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности формирования систем менеджмента качества на предприятиях нефтегазового сектора России;

• провести комплексный анализ системы менеджмента качества ОАО «Газпром» с выявлением сильных и слабых её сторон;

• разработать на основе корпоративных стандартов на систему менеджмента качества ОАО «Газпром» отраслевую модель системы менеджмента качества, которая может быть применена для аутсорсинговых компаний — поставщиков;

• разработать алгоритм и методические рекомендации по формированию интегрированной системы менеджмента (ИСМ) для аутсорсинговых компаний, поставщиков в нефтегазовом секторе экономики,.

• предложить методику оценки ИСМ для аутсорсинговых компаний и провести ее апробацию на предприятиях, работающих в нефтегазовом секторе экономики.

Объектом исследования выступают предприятия нефтегазового сектора экономики России.

Предметом исследования в работе выступает совокупность методических, теоретических и практических вопросов, связанных с управлением качеством предприятий нефтегазового комплекса.

Область исследования. Тема диссертации соответствует паспорту номенклатуры специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (13. -стандартизация и управление качеством продукции) ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки): 13.25 («Стандартизация и качество управления организацией») — 13.5 («Анализ и оценка результативности и эффективности систем менеджмента качества предприятия (организации)».

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили законодательные и иные нормативно-правовые акты и документы органов государственной власти РФ, материалы международной организации по стандартизации (ИСО), прикладные и теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых в области развития систем менеджмента качества.

В диссертации применены общенаучные методы познания, включая системный анализ и синтез, методы сравнения, систематизации, группировки, обобщения, экспертных оценок, логического моделирования, экономико-математических методов.

Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялось на основе приемов агрегирования, классифицирования, комбинаторного анализа и сопровождалось содержательной интерпретацией выводов.

Концептуальная постановка проблемы, определение целей, задач и подходов их решению, характер выводов являются результатом самостоятельного исследования и разработкой автора.

Информационной базой послужили: статистические данные, информационно-аналитические материалы, опубликованные в СМИ, материалы научно — практических конференций и семинаров, ресурсы Интернет, а так же, материалы, непосредственно собранные автором на предприятиях и в организациях.

Научная новизна результатов исследования. Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии организационно-методического обеспечения управления качеством на предприятиях нефтегазового сектора экономики на основе разработки и реализации модели интегрированной системы менеджмента качества с использованием корпоративной стандартизации.

К числу основных результатов, которые определяют научную новизну исследования, относятся следующие:

• введен в научный оборот термин «корпоративная стандартизация», под которой понимается деятельность по установлению определенных правил и характеристик для их добровольного систематического использования на уровне корпоративного управления с целью достижения упорядоченности в сферах производства, обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

• обоснована необходимость создания универсальной модели интегрированной системы менеджмента для аутсорсинговых предприятий нефтегазового сектора на основе отраслевых стандартов СТО Газпром 9001, ИСО 9001:2008 и ИСО 14 001:2007.

• предложен алгоритм организации работ по формированию ИСМ аутсортинговых предприятий, отражающий идентификацию процессов, типологию процедур и операций, выполняемых в аутсорсинговых предприятиях нефтегазового комплекса;

• разработана модель интегрированной системы менеджмента для аутсорсинговых предприятий нефтегазового комплекса экономики, обеспечивающая согласование процессов производственно-хозяйственной деятельности этих предприятий в рамках соответствия требованиям международных стандартов ИСО 9001:2008, ИСО 14 001:2007 и корпоративных стандартов СТО Газпром 9001 на различных уровнях принятия управленческих решений;

• разработана методика анализа и оценки модели интегрированной системы менеджмента для аутсорсинговых организаций нефтегазового комплекса, позволяющая выявить уровень зрелости ИСМ и резервы его повышения на основе корпоративной стандартизации.

Теоретическая значимость. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в развитии прикладных аспектов теории управления качеством и стандартизации с позиций развития корпоративного управления.

Практическая значимость результатов исследования. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что выводы, рекомендации и предложения автора могут быть использованы для формирования и внедрения модели интегрированной системы менеджмента в аутсорсинговые компании нефтегазового сектора и их дальнейшее совершенствование.

Рекомендации и методические подходы, разработанные автором позволяют уменьшить трудоемкость создания ИСМ в организациях нефтегазового комплекса и на этой основе сократить затраты. Внедрение предложенных методических подходов и разработок, позволит аусорсинговым предприятиям нефтегазового комплекса построить эффективную системы менеджмента качества, ориентированную на удовлетворение требований заинтересованных сторон, повысить свою конкурентоспособность и повысить имидж организации.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях, форумах и семинарах, в частности, докладывались на международной конференции «Инновационное обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции», 2009 год, Санкт-Петербургмеждународной научно-практической конференции «Национальные концепции качества: опыт и перспективы инновационного развития», 2011 год, Санкт-Петербург, научно-практической конференции «Экономика России: перспективы посткризисного развития», 2010, Санкт-Петербург и др.

Основные результаты диссертационной работы, доведенные до конкретных рекомендаций и предложений, были использованы в учебном процессе в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов при подготовке методического обеспечения по учетной дисциплине «Современные проблемы управления качеством и конкурентоспособности» по направлению «Менеджмент».

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 печатных работ, общим объемом 4,11 п.л., в том числе в 2 в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК,.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Наглядность изложения материалов диссертационного исследования обеспечивается таблицами и рисунками.

Заключение

.

1. Проведенное исследование показало, нефтегазовый сектор России по темпам развития входит в число развивающихся отраслей отечественной экономики. Доля нефтегазового сектора в структуре валового внутреннего продукта страны составляет 24%. Конкуренция в этом сегменте постоянно растет. Динамика инвестиций в основной капитал нефтегазового сектора носит неустойчивый характер. Для развития потенциала российского нефтегазового сектора особое значение имеет повышение его конкурентоспособности за счет улучшения системы менеджмента качества с учетом отраслевой специфики.

Мировой рынок нефтегазовой продукции уделяет значительное внимание для успешной конкуренции качеству выпускаемой продукции. В связи с этим, процесс контроля за качеством происходит на каждом жизненном этапе продукции, начиная с поставщиков товаров услуг этих организаций. В большинстве случаев, крупные нефтегазовые организации обязывают своих поставщиков следовать корпоративным стандартам своей организации, таким образом, осуществляя контроль за закупаемой продукцией. Аутсорсинговые же компании, занимающие в оказании услуг и поставкой товаров на нефтегазовом рынке России примерно 7%, никак не могут контролироваться своими заказчиками, так как их клиентами являются многие как крупные, так и нет компании этого сектора. Это и определяет необходимость формирования в аутсорсинговых предприятиях нефтегазового сектора универсальной интегрированной системы менеджмента качества, базирующейся на принципах корпоративной стандартизации.

2. Корпоративная стандартизация — деятельность, направленная на достижение упорядочения, посредствам установления положений для корпоративного и многократного применения в отношении стратегических и реально существующих, потенциальных задач в рамках деятельности организации.

3. До недавнего времени повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий нефтегазового комплекса во многом способствовала разработка и внедрение СМК, соответствующей стандарту ИСО 9001. Однако на современном этапе это недостаточно. Крупные организации самостоятельно разрабатывают корпоративные стандарты и внедряют их не только у себя в организации, но и у своих поставщиков. В диссертации предложена модель управления качеством, разработанная для аутсорсинговых компаний нефтегазового сектора.

4. Нефтегазовый комплекс представляет собой многообразие процессов на всех этапах жизненного цикла продукции, они включают в себя добычу, переработку, транспортировку, продажу сырья и д.р. Все эти процессы должны быть четко скоординированы работой системы менеджмента качества, для полноценного и качественного процесса работы всей организации. В этой связи, необходима структурная интеграция стандартизации комплекса, включая международную, национальную, региональную и корпоративную связь стандартов, что позволит более слаженно действовать в международной торговле и повысить конкуренцию на внутреннем рынке. Для этого в диссертации проанализировано взаимодействие, на качественно новом уровне СМК организаций. Выявленные особенности процессной модели СМК, сформулированные внешние и внутренние предпосылки внедрения СМК, позволили более детально проработать взаимодействие процессов в организациях нефтегазового комплекса.

5. Стандартизация систем менеджмента в управлении качеством является одной из основополагающих в управлении организацией. Корпоративная стандартизация в настоящее время, в связи с, как внутренней приспособленностью организации, учитывающая все корпоративные тонкости, законодательные особенности региона деятельности, так и необходимость обеспечения гарантии качества для конечного потребителя выпускаемой продукции. Это связано с тем, что корпоративные стандарты вовлекают в свою систему менеджмента всех поставщиков, все дочерние организации, а так же партнеров крупных организаций.

6. Анализ корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000 показал, что в них представлена более четкая и развернутая модель деятельности организации, учитывающая особенности ее функционирования. Вместе с тем, корпоративные стандарты ОАО «Газпром» учитывают требования ИСО 9001:2008.

7. Автором выявлено, что формирование интегрированной системы базируется на трех основных компонентах: требования ИСО, корпоративные требования ОАО «Газпром» и экологические требования. Последующее развитие системы качества, которое основано на предложенной модели, может дополняться в дальнейшем другими системами менеджмента, с образованием аддитивной модели. В настоящее время происходит явная недостаточность информационной составляющей в зоне формирования интегрированных систем в нефтегазовом комплексе. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке конкретных методических подходов и рекомендаций по формированию интегрированной системы менеджмента качества в аутсорсинговых компаний нефтегазового сектора, в частности на примере корпоративных стандартов СТО Газпром 9001.

8. Экологический менеджмент все чаще становится одним из ключевых направлений политики нефтегазовых компаний. Организации создают отдельные департаменты по контролю вопросов экологии, систематизируя все процессы стандартов качества. Это связано в первую очередь с предотвращением несчастных случаев в организациях, которые могут повлечь за собой экологические катастрофы. В связи с этим, возникает необходимость включения стандартов серии 14 001, в интегрированную систему менеджмента организации.

9. В диссертации разработаны рекомендации по оценке ИСМ установленным требованиям, позволяющим более детально рассмотреть функционирование системы, опираясь как на индикатор зрелости, так и функционирование внутренних процессов. Основой для измерения внутренних процессов является, предложенный автором универсальный чек-лист, структурного подразделения. Разработана схема интеграции структурных стандартов в ИСМ организации. В диссертации определен общий порядок построения ИСМ для аутсорсинговых предприятий нефтегазового сектора.

10. Определены объекты оценки — соответствие установленным требованиям стандартов и степень интеграции систем — и порядок ее проведения, выработана концепция их применения. Сформирована шкала оценки и шкала уровней зрелости ИСМ.

11. В диссертации проведена апробация методических подходов к оценке ИСМ на предприятии нефтегазового сектора Северо-Западного Федерального округа. Средняя оценка системы качества предприятия составила 81%, соответствует уровню зрелости «Удовлетворительный». Это значит, что в системе обеспечивается выполнение нооматииных.

7 1 требований, но отдельные элементы системы требую доработки.

12. На примере данного предприятия автором были рассчитаны затраты на проведение отдельных и совместной сертификации подсистем.

• интегрированной системы менеджмента и определено, что совместная сертификация экономически более выгодна, так как затраты на нее на 30% меньше, чем при отдельных сертификациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. А. Швец В.Е. Самооценка организационного профиля компании и СМК // Методы менеджмента качества. 2005. № 1. — с. 411.
  2. Е.Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы. Вопросы философии. 1998, — № 7. С. 170−179
  3. Ю., Щепетова С. Процессное описание бизнес-основ для системы экономики качества/УСтандарты и качество. 2002. № 2. С. 6669.
  4. Актуальные проблемы правового регулирования качества нефтяного моторного топлива / Столярова, Л. В., Бабкин, А. И.
  5. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Выпуск 4. -М.: Дашков и К, 2006. С. 424 — 435
  6. А.И. / Стандартизация на примере НДПИ /А. И. Бабкин.: М. 2009. 71 с.
  7. Баландин Е С., Юдаева В. Г. международные стандарты ИСО серии 9000:2000: методические рекомендации по применению.
  8. Л.Е. Управление качеством / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. М.: ИНФРА-М, 2007. — 211 с.
  9. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов
  10. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. 8−51 тт. Б. А. Введенский. 2-е издание Т.39.М., «Большая советская энциклопедия», — 1956. 664 е., ил.
  11. А., Саулин А. Интегральная оценка результативности предприятий. // Вопросы экономики, 1998, № 6.
  12. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Изд. «Русское слово», 1996 г.
  13. В. Н. Управление большими системами. М.: Синтег, 1998,432 с.
  14. В.Г. Григорович, Н. О. Козлова, C.B. Юдин. Информационные методы в управлении качеством. \ Стандарты и качество, 205 стр.
  15. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер с англ./под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  16. A. JI. Стандартизация для всех. М.: Издательство стандартов, 1992.-112 с.
  17. В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К. В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11−16.
  18. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ Под общ. ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.200 с.
  19. В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий. // Сертификация .- 1994, — № 3.-с.15.
  20. В.И. Экспертные методы / В. И. Галеев // Стандарты и качество. 1994.-№ 11.-с 45−49
  21. В.Н. Анализ зарубежных подходов к оценке менеджмента качества // Экономист. 2005. — № 2. — С.11−36.
  22. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Издательство СПБГУЭФ, 1994
  23. Е.А. Управление качеством. СПб Питер, 2008
  24. ГОСТ Р 1.5−2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 382
  25. ГОСТ Р ИСО / МЭК 12 207−99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла. М.: Изд-во стандартов, 1999. — 628 с.
  26. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Государственный стандарт Российской Федерации
  27. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 590 с.
  28. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Основные положения и словарь. Текст.: М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2001. — 30 с.
  29. ГОСТ Р ИСО 9001 2001 Системы менеджмента качества. Требования.- М.: Госстандарт, 2001.
  30. ГОСТ Р ИСО 9001 2008 Системы менеджмента качества. Требования.- М.: Госстандарт, 2001.
  31. Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, B.C. Соболев, С. А. Степанов.
  32. Ю. А. Аудит промышленных акционерных обществ. М.: Финстатинформ. 1995. — 78 с.
  33. , Ю.И. Системный анализ и исследование операций: учеб. для вузов по спец. АСОИУ / Ю. И. Дектярев. М.: Высш. шк., 1996. — 335 с. ИНФРА-М, 2000.-312 с.
  34. Р. Управление качеством / Р. Джеймс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 637 с.
  35. Диссертация Данилова А. О. «Организационно методические основы формирования интегрированной системы качества лесопромышленного предприятия»: СПб. -2008 Ефимов В. В. Спираль качества: учеб, пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: УлГТУ, 2002. — 232 с
  36. М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теориястатистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1996 — 416 с.
  37. Р. Интеллектуальная собственность. М.: ACT, 1998.
  38. В. Системы менеджмента качества за рубежом// Каучук и резина.-2004.-№ 2.-С. 12−16.
  39. П.Н., Васильев A.B. Оценка эффективности инноваций. М.: Бизнес-Пресса, 1998, 216 с.
  40. Ю.В. Проблемы подготовки сертификации системы качества территориального округа Госстандартом России / Ю. В. Зорин // Стандарты и качество. 1998. — № 3. — 38 с.
  41. П. Экономическая взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности продукции // Консультант директора. 2007. -№ 21. С.24−27.
  42. Г. Н., Казимировский Е. А. Интегрированные системы: новый подход к построению и оценки // ММК. 2007. — № 7. — с. 13−18
  43. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. — С.259−273.
  44. С.Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента. М.: МЭСИ. 1998, 130 с.
  45. Инвесторы верят стандартам ISO 9000 // Журнал «Финансовый вестник» 2006. — № 12.
  46. В. Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис. Проблемы теории и практики управления № 3, 1999 г.
  47. М. Г. Акционерные общества. Правовые основы. Имущественные отношения. Защита прав акционеров. М.: Издательство «Ось-89». 1999. — 144 с.
  48. Н.И. Менеджмент гостиничного бизнеса. М., 2009.
  49. М.М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества/ М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе. СПб.: Питер, 2009
  50. О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода. / Маркетинг. 2005. — № 4. — С. 24 — 39.
  51. В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества// Стандарты и качество. 1997. № 5. С. 47−53.
  52. В.Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии: учеб. Пособие / В. Н. Клячкин.-М.:Финансы и статистика, 2007.
  53. В.Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии. \ Финансы и статистика, 2009 г., 304 с.
  54. Г. В. Индексный метод в экономике. М.: Финансы и статистика, 1989, 239 с.
  55. М.М. Совершенствование системы налогообложения для стимулирования структурной перестройки нефтеперерабатывающей промышленности РФ // Экономика. Налоги. Право. 2010. — № 6. — С. 10 — 17.
  56. И. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
  57. Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: руководство по получению сертификата о регистрации по ИСО 9000. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 183с. (сер. «Дом качества», вып. 9).
  58. М.Г. Менеджмент качества как он есть/М.Г. Круглов, Г. М. Шишков. М.: Эксмо, 2007. — 544 с. — (Качественный менеджмент).
  59. Т.И. Управление затратами на качество продукции: монография.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2000.
  60. В.В. Обеспечение качества программных средств. Методы и стандарты. Синтег, 380 стр.
  61. И.И. Управление качеством / И. И. Мазур, В.Д. Шапиро- под ред. И. И. Мазура. М.: Васш. шк., 2003. — 334 с.
  62. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях
  63. Метрология, стандартизация и сертификация. Автор: В. М. Клевлеев,
  64. Ю. П. Попов, И. А. Кузнецова. \ Издательство: Форум, Инфра-М, год: 2004
  65. E.H., Сероштан М. В. Управление качеством. М.: Дашков и Ко, 2009.
  66. В. М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (61 100) / В. М. Мишин 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -463 с.
  67. В.М. Название: Метрология Стандартизация Сертификация ЮНИТИ-ДАНА, год: 2009
  68. К. Некоторые аспекты внедрения систем качества в промышленности// Стандарты и качество. 1998. № 3. С. 58−63.
  69. Налоговые обязанности недропользователя и вопросы
  70. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. СПб.: Питер, 2002
  71. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В. А. Никитин. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  72. А.Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2004, 720 с.
  73. , Н. Ю. Обзор нормативно-правового регулирования отношений в газовой отрасли РФ / Гудков, И. В. Петрунин, Н. Ю.
  74. В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. И доп. — М.: «Дело и Сервис», 2007. — 288 с.
  75. В.В. Всеобщее управление качеством: учебник.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997.- в 4-х книгах.
  76. В.В. Управление качеством Учебник для ВУЗов. -М, СПб.: Наука. 2007. 45с.
  77. В.В. Управление качеством. М.: Наука, 2000. — № 4.
  78. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 639 с.
  79. С. А. Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа. М.: БУКВИЦА, 2000 г. — 120 е.,
  80. Н. Ю. Основные направления повышения эффективности функционирования ТЭК /Н. Ю. Петрунин.
  81. JT. Н. Корпоративные ценные бумаги: эмиссия и операции предприятий и банков. М.: Интел-Синтез, 1998, 528 с.
  82. Е.В., Фомин Г. С., Красный Д. Б. Международные стандарты ИСО 14 000. Основы экологического управления. М.: ИПК «Издательство стандартов», 1997
  83. К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 3. С. 20−22.
  84. Г. Г., Штайнбах М., Кольманн Р. и др. анатории качество и экономика / - Мюнхен: Изд-во «I.S.M.H. Verlag GeretsriecT, 1998.- 110 с.
  85. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России: материалы Международной конференции. Москва 3−5 ноября 1997 г. М., Международная академия корпоративного управления, 1997.
  86. Ю.И. Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  87. Н.К. Менеджмент качества. СПб.: Вектор, 2005
  88. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: A.M. Прохоров — М.: Большая российская энциклопедия, 2001, — Кн. 1: А-Н., 2: Н-Я.-2015 с.
  89. Ю.В., Плетнева Н. П. К вопросу о результативности СМК в России// Методы менеджмента качества.-2008.-№ 10.-С.20−24. Салимова Т. А. Управление качеством: уч. по специальность «Менеджмент организации» М.: Издательство «Омега-JI», 2007. 414 с.
  90. , Т. А. Управление качеством: учебник: по специальности
  91. Менеджмент орг. Т. А. Салимова. 2-е изд., стер.- М.: Омега-J1, 2008. -414 е.: ил.
  92. Н.Е. Инструкция как договоренность / Н. Е. Сапрыкина // Методы менеджмента качества. 2002. — № 2. — 22 с.
  93. М. Интегрированные системы менеджмента / М. Свиткин // Станадарты и качество. 2004.- № 2. — с.46−52
  94. Стандарты организации. СТО Газпром 9001−2006. Системы менеджмента качества. Часть 2. Специальные требования. Москва, 2006
  95. Стандарты организации. СТО Газпром 9001−2006. Системы менеджмента качества. Часть 1. Основные положения и словарь. Москва, 2006
  96. Статистические методы в управлении качеством. Европейский центр по качеству, 2002. 164 с.
  97. СТО Газпром 2−1.11 -070−2006. Стандарты качества
  98. А.Г. Совершенствование хозяйственного механизма программно-целевых территориальных комплексов. JL: ЛГУ, 1988 г. Строителев В. Н., Яницкий В.Е.
  99. Г. З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г. З. Суша. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Новый знание, 2006. — 512 с.
  100. Управление качеством / С. Д. Ильенкова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-334 с.
  101. В.Ю. Управление качеством. В. Ю. Огвоздин, 2007
  102. И.И. Управление качеством., В. Д. Шапиро 2009
  103. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
  104. Ш. Сертификация компании на базе ИСО 9001: вынужденная необходимость после вступления России в ВТО? Электронный ресурс. режим доступа: www.uralreg.ru
  105. А.Ф. Экологическое аудирование промышленных предприятий/Под ред. А. Ф. Порядина.- М: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997. С.8−15.
  106. С.Д. Экономика и статистика фирм // под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 239 с. Якутии Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность — М. 1999, — 368 с.
  107. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011.
  108. URL minenergo.gov.ru/additional
  109. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. /2011.www.gks.ru
  110. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. /2011.www.gks.ru/wps
  111. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011.www.gks.ru/wps/wcm/connect
  112. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2010.118.119.120.121.122.123.124,125 126 127 128 129 128 366 080.www.gmpua.com
  113. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. /2011. www.gostrf.com
  114. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2010. www.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%F4%F2%FC.ru
  115. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011. wikipedia.org/wiki, ru
  116. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2010. vimpell.ru/index.php/gas
  117. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2012. klubok.net/reviews260.html
  118. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011. www, minprom. gov.ru/activity/energy/appearance/5
  119. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2012. quality.eup.ru (Многомерная организационная структура) Государственный комитет статистики РФ [Электронный ресурс] / 2011. www.iso.com
  120. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2012. www.aup.ru
  121. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011. www.bibliotekar.ru
  122. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011. www.bkworld.ru/archive/v2006/n06−2006/n06−2006 131 .html Государственный комитет статистики РФ [Электронный ресурс] /2012. www. business-process.ru
  123. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2010. www. e-college.ru
  124. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011. www.gazprom.ru
  125. Государственный комитет статистики РФ Электронный ресурс. / 2011. www. hr-portal.ru
Заполнить форму текущей работой