Организация управления занятостью в условиях свободных экономических зон: На опыте зоны экономического благоприятствования «Ингушетия»
Одним из эффективных направлений социально-экономического развития региона является формирование и реализация туристско-рекреационного комплекса в рамках действующего оффшорного центра. Развитие туристического бизнеса позволит в республике создать дополнительные рабочие места. Для реализации этого направления необходимо уже сегодня в системе профессиональной подготовки в республике организовать… Читать ещё >
Содержание
Актуальность исследования. В условиях глубокого кризиса дальнейшее развитие рынка труда и финансовое оздоровление экономики России требует новых подходов втегии и тактике управления как всейной, так и отдельными регионами. В свою очередь развитие рыночных отношений в России обусловило необходимость освоения и таких инструментов международной экономической деятельности как свободные экономические зоны, являющихся одним из источников повышения эффективности рынка труда, роста занятости и экономического благосостояния.
Создание и функционирование оффшорного бизнеса является одной из примечательных тенденций новейшего развития мировой экономики и мировых хозяйственных отношений, выгодной с точки зрения создания новых рабочих мест и роста занятости.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) зарекомендовали себя как эффективное средство экономического роста в стремлении уйти от кризисной и дефицитной экономики. Растущий интерес российских деловых кругов к политике «зонирования» определяется необходимостью учитывать очевидные позитивы мирового опыта функционирования оффшорных институтов.
Свободные экономические зоны, являясь дополнительным источником финансирования (особенно важным для развития отсталых регионов), модернизации технологий и приобщения к современным системам менеджмента, способствуют организации новых производств, стимулированию экспорта и экспортно-оринтированного производства, снятию социальной напряженности и оживлению экономики в регионе.
Функционирование оффшорных институтов стало важным звеном в развитии концепции размещения и форсирования развития производственных сил страны, политики всемерного использования иностранных инвестиций и в целом активизации внешнеэкономической деятельности.
Основным фактором создания свободных экономических зон становится стремление принимающих стран решить с их помощью важные задачи социальной политики и, прежде всего — проблемы сокращения безработицы, повышения занятости местного населения, профессиональной подготовки кадров для национальной экономики.
Однако на сегодня, в наиболее развернутом представлении об оффшорных центрах, нет единого общепринятого исследования проблемы с точки зрения участия и привлечения наибольшего числа рабочей силы. В этой связи актуальность и прак
Введение.3
Организация управления занятостью в условиях свободных экономических зон: На опыте зоны экономического благоприятствования «Ингушетия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы по главе 3.
1. Сложившаяся критическая ситуация на рынке труда требует принципиального изменения региональной модели управления занятостью и прежде всего активизации деятельности государственной службы занятости как в направлении формирования спроса на рабочую силу, так и в отношении формирования предложения рабочей силы.
2. Формирование спроса на рабочую силу в регионе должно осуществляться путем: сохранения и создания рабочих мест на действующих предприятияхсоздания новых рабочих мест на основе развития предпринимательстваорганизации оплачиваемых общественных работ и создания рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями использования трудового потенциала.
3. Формирование предложения рабочей силы заключается в обучении и переобучении работниковразвитии самозанятостирегулировании продолжительности рабочего времени и информировании населения.
4. При этом становится очевидным, что именно оффшорный бизнес создает дополнительные возможности как для создания рабочих мест, так и для эффективного развития малого предпринимательства, качественного улучшения рабочей силы, путем привлечения в экономику новых технологий.
5. Анализ деятельности Департамента занятости РИ показал, что одной из главных организационных проблем является отсутствие четко налаженного взаимодействия между всеми субъектами рынка труда. Решение этой проблемы видится в создании специального подразделения по связям с общественностью в структуре служб занятости.
Основными функциями этой службы должны являться: изучение конъюнктуры рынка труда и выдача прогнозов ее измененийсоциологический анализ безработных, проведение исследований по вопросам повышения квалификации и переобученияполучение социологической информации для выдачи рекомендаций по созданию новых рабочих местизучение общественного мнения населения о возможности трудоустройствапрезентация интересов работодателя, а также выполнение нестандартных и поисковых исследований в области рынка труда и т. п.
6. Специфика региона в условиях функционирования СЭЗ требует адекватного отражения в системе профессиональных кадров, которая должна гибко и оперативно реагировать на динамику потребности экономики РИ в рабочей силе. С этой целью разработан региональный компонент профессионального обучения, ориентированный на потребности региона.
7. С целью повышения динамичности и срочности подготовки кадров, реализацию процесса обучения предлагается разбить на два этапа. На первом этапе согласно заданным параметрам, для потенциальных компаний, производится квалифицированный отбор наиболее подходящих кандидатов из числа претендентов. Затем осуществляется их предварительная краткосрочная подготовка. На втором этапе, после трудоустройства, с долевым участием работодателя осуществляется дальнейшее углубленное обучение данных специалистов на базе специальных учебных заведений по заочной или дистанционной формам обучения.
8. Одним из эффективных направлений социально-экономического развития региона является формирование и реализация туристско-рекреационного комплекса в рамках действующего оффшорного центра. Развитие туристического бизнеса позволит в республике создать дополнительные рабочие места. Для реализации этого направления необходимо уже сегодня в системе профессиональной подготовки в республике организовать обучение по параметрам профессиональной деятельности в области туристического и гостиничного бизнеса и их теоретическим основам на базе учебных заведений по очной и заочной формам обучения, а также с помощью дистанционного обучения, для лиц, имеющих опыт работы по данному направлению.
9. В качестве основной формы обучения предлагается использовать дистанционное обучение, позволяющее каждому обучаемому освоить необходимые учебные курсы на основе самообучения, независимо от возраста, занятости, места жительства, уровней общего и профессионального образования, сроков и времени обучения, а также готовить специалистов необходимого профиля на базе учебных заведений России, при отсутствии подобных в самой республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Неотъемлемой частью современной мировой экономической системы в настоящее время являются СЭЗы, представляющие собой часть национальной территории с фиксированной степенью обособленности, обладающие относительно автономной административной юрисдикцией, с особым правовым и экономическим режимом для хозяйствующих объектов, ориентированным (в основном как источник дополнительного финансирования, модернизации технологий и современных систем менеджмента) на стимулирование экономической и внешнеэкономической деятельности, на увеличение занятости и роста благосостояния принимающей страны.
2. Проведенный в работе анализ современной типологии оффшорных юрисдикций позволяет говорить в целом о позитивном их влиянии на процессы занятости, которое проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест и обеспечении за счет этого занятости местного населения, решения проблемы массовой безработицы. Однако степень и направленность влияния различных видов и типов юрисдикций на занятость неоднозначны: одни виды СЭЗ, например, технопарки создают условия для повышения занятости большого числа научных и иных высококвалифицированных кадров, а другие, к примеру, сервисные центры ориентированы на использование дешевой неквалифицированной рабочей силы.
Таким образом, выбор типа и вида оффшорного института должен определяться не только технико-технологическими и экономическими факторами, но и таким фактором как кадровый потенциал населения оффшорного субъекта, тем более что современная практика зонирования позволяет комбинировать различные их варианты.
3. Создание СЭЗ является актуальной проблемой и для России, поскольку позволяет решить ряд таких проблем социально-экономического развития, как привлечение дополнительных инвестиций (в том числе иностранных), использование современных технологий, привлечение дополнительных инвестиций (в том числе иностранных), использование современных технологий, приобщение к современным моделям организации производства, менеджмента, создание новых полюсов роста в застойных ныне районахв самом общем плане — включение в мировые интеграционные процессы, в международное разделение труда, использование выгод тесного сотрудничества с мировым рынком.
Кроме того, создание СЭЗ, как показывает международная практика оффшорного бизнеса, позволяет решить такие проблемы социальной политики как сокращение безработицы, повышение занятости местного населения, профессиональной подготовки кадров для национальной экономики, что играет немаловажную роль в сложившейся ситуации на российском рынке труда.
4. На основе сравнительного анализа состояния экономики РИ за последние 5 лет, включая период функционирования ЗЭБ «Ингушетия» обоснована позитивная роль оффшорной инициативы в социально-экономическом развитии республики.
5. На основе изучения деятельности Департамента занятости РИ с помощью функционального анализа был сделан вывод о том, что в построении данной структуры не прослеживается четкого функционального разделения обязанностей между его отделами в соответствии с основными направлениями деятельности, не обозначена роль каждого отдела в работе всего Департамента в целом, а также его деятельность не была адаптирована к условиям функционирования ЗЭБ «Ингушетия», что привело к:
• отсутствию двухсторонней связи с общественностью и СМИ, а также рекламы деятельности Департамента;
• запаздыванию и несвоевременному принятию решений по сравнению с изменением ситуации на рынке труда;
• недоверию населения к службам трудоустройства: они не видят в них источник решения своих проблем.
6. В ходе исследования было выявлено, что политика занятости, проводимая Департаментом занятости на региональном рынке труда носит пассивный характер. Об этом же свидетельствует и то, что его деятельность направлена в основном на обслуживание текущей безработицы, а не на изменение ее уровня или структуры, отсутствует система профилактических мер направленных на предотвращение роста безработицы.
7. Анализ ситуации на рынке труда и деятельности Департамента занятости РИ в условиях функционирования свободной экономической зоны, позволил определить основные направления формирования политики занятости населения. В отличии от проводимой ранее политики в сфере занятости, направленной в основном к мерам временного сдерживания безработицы и обслуживания незанятого населения, обращающегося в органы Департамента занятости за помощью в трудоустройстве, эффективная деятельность Департамента занятости будет во многом зависеть от гибкости и динамичности его реагирования на изменение ситуации на региональном рынке труда.
В этой связи необходимо принципиальное изменение региональной модели управления занятостью и, прежде всего, активизация деятельности Департамента занятости как в направлении формирования спроса на рабочую силу, так и в отношении формирования предложения рабочей силы.
8. При этом приоритетными направлениями для республики в условиях функционирования ЦМБ «Ингушетия» является развитие частного предпринимательства и самозанятости, а также организация оплачиваемых общественных работ, нацеленных на развитие социальной инфраструктуры республики.
9. В ходе исследования было выявлено, что одной из главных организационных проблем является отсутствие четко налаженного взаимодействия между всеми субъектами рынка труда. Стало очевидной необходимость реализации эффективно действующего, организационно оформленного, с четким распределением функций и задач подразделения ПР в структуре службы занятости, позволяющего вести постоянный и целенаправленный диалог органов службы занятости со всеми субъектами рынка труда.
10.Не меньшую значимость для рынка труда республики в условиях деятельности ЦМБ «Ингушетия» представляет проблема отсутствия специалистов, необходимых для эффективного его функционирования. Специфика экономики республики в условиях функционирования оффшорного центра требует адекватного отражения в системе подготовки профессиональных кадров, которая должна гибко реагировать на динамику потребности экономики РИ в рабочей силе. С этой целью разработан региональный компонент программы профессионального обучения персонала секретарских компаний, ориентированный на потребности оффшорного центра, а также предложено направление перспективного развития республики в области туристического и гостиничного бизнеса.
11. В качестве основной формы обучения в работе обосновывается необходимость использования при подготовке специалистов для экономики республики с учетом перспектив ее развития дистанционной формы обучения, позволяющей каждому обучающемуся освоить необходимые учебные курсы на основе самообучения, независимо от возраста, занятости, места жительства, уровней общего и профессионального образования, сроков и времени обучения, а также готовить специалистов необходимого профиля на базе учебных заведений России, при отсутствии подобных в самой республике.
Реализация результатов проведенного исследования будет способствовать не только развитию оффшорного бизнеса, структурной перестройке экономики в регионе. но и решению проблемы обеспечения занятости населения республики, развитию системы профессиональной подготовки, ориентированной на потребности создаваемых в зоне предприятий и организаций, развитию перспективных отраслей и наращиванию количества рабочих мест.
Дальнейшие исследования должны, по мнению автора, проводиться в области формирования организационно-методического обеспечения развития частного предпринимательства и самозанятости населения, организации системы оплачиваемых общественных работ, нацеленных на развитие социальной инфраструктуры республики, а также в направлении разработки методики подготовки специалистов в области рекреационно-туристического бизнеса.
1. Авдокушкин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993. 97 с.
2. Адрианов В. Д., Кузнецов А. Н. Специальные экономические зоны в мировой экономике. М. 1998.
3. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Брукерель, Р. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Эк-ка, 1993. — 527 с.
4. Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма: Уч. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 89 с.
5. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997.-256 с.
6. Андреев А. Г. Влияние рынка труда на профессиональную подготовку специалистов: Дисс.канд. эк. наук. М, 1998. — 106 с.
7. Андреева М. В. Экспериментальная площадка в профессиональном лицее // Профессиональное образование М., 1999. № 10, с. 12−13.
8. Бабинцев В., Валнуллин X. Особые экономические зоны // Российский экономический журнал. 1992. № 9. с.27−30.
9. Баева О. Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Дисс.канд. эк. наук. Иркутск, 1998. — 212 с.
10. Базыленко Т. Психологическая помощь безработным // Человек и труд. 1999. № 3, с. 6061.
11. Балашов Ю. К. Подготовка рабочих на производстве в странах с развитой рыночной экономикой // Труд за рубежом. М., 1992. № 3 (15), с. 44−53.
12. Баранова Е. П. Современная международная торговля: Уч. пособие. М.: 1998. 55 с.
13. Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. Особенности управления занятостью в условиях кризиса рынка труда. Учебное пособие / ГАУ. М., 1996. 48 с.
14. Батюшин М. А. Место дополнительного профессионального образования в системе профессионального образования // Профессиональное образование. М. 1999. № 4. с. 1214.
15. Безгребельная И. Ю., Карев В. М., Кузьминова М. Ф. Методические рекомендации по разработке программы занятости населения административного района, города. М. 1992. -67 с.
16. Березной А. В. Транснациональные корпорации на рынках развивающихся стран. МЛ985. 364 с.
17. Блэк Сэм.
Введение
в PR. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1998. 320 с.
18. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1993. — 243 с.
19. Богуславский М, Котевников Б, Рябчиков С. Проблемы правового регулирования свободных экономических зон / Внешняя торговля. 1989. № 4, с. 11−14.
20. Борисова Т. Ф. Связи с общественными организациями. Уч. методическое пособие., М.: издательство РАГС. 1996. 121 с.
21. Бреев Б. Д., Костенко Т. Н., Нанавян A.M. Особенность политики занятости в переходный период // Проблемы прогнозирования. 1998. № 5, с. 52−62.
22. Булатов А. Рыночные отношения в АПК: особенности и проблемы становления (спецкурс) // Российский экономический журнал М., 1996. № 9, с. 91−98.
23. Вардомский Л. Некоторые аспекты создания в СССР зон совместного предпринимательства // Внешняя торговля. 1989. № 10, с.24−27.
24. Васильев Л. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе // Российский экономический журнал. 1992. № 11−12, с.20−22.
25. Васюнин Е. Свободные экономические зоны в России. Возможности и реальность // Экономика и жизнь. 1995. № 24, с. 12.
26. Виленский А. Финансовая поддержка малого предпринимательства // Экономист. М. 1999. Сентябрь, с. 88−90.
27. Возиков В. Г. Самое перспективное профессиональное образование непрерывное // Профессиональное образование. М., 1999. № 9. с. 6−8.
28. Волгин А. П., Маршрко В. И., Модин A.A. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело. 1992. — 206 с.
29. Воронин С., Воронин Л., Макарова Н. Зоны свободного предпринимательства на юге России // Внешняя торговля. 1994. № 7−8.
30. Геордиенко Г. А. Подготовка кадров предпринимателей-профессионалов актуальная задача высшего образования России СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. 1999 — 148 с.
31. Горбунов А. Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом / Под ред. Р.Т. Юл-дашева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АнкилИНФРА-М., 1995. 160 с.
32. Грачев М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело. 1993.
33. Грачев Ю. Н. Оффшорный бизнес и Россия // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. № 4, с. 3−11.
34. Гревцев Г. С., Смирнов И. П. Профессиональная школа России в переходный период. Вопросы теории и практики // Профессиональное образование. М., 1999. № 8, с. 20−21.
35. Гумелевский А., Максимов В. Свободные экономические зоны. Как им быть? // Внешняя торговля. 1995. № 6, с.2−4.
36. Гурьев В., Салыкин П., Уваров В. Свободные экономические зоны Дальнего Востока: начало пути // Экономическая жизнь Дальнего Востока. 1992. № 1, с. 37−41.
37. Гуцериев М. С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство. М.: Инкоцентр, 1997. 188 с.
38. Гуцериев М. С. Оффшорное страхование. М.: Издательский дом «Галерия». 1999. — 64 с.
39. Гуцериев М. С. Первый оффшорный центр России. М. 1996. 48 с.
40. Гуцериев М. С. СЭЗ (опыт, проблемы, перспективы). М.: Изд. «Открытый мир», 1997. -303с.
41. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: Инфра-М, 1998. — 98 с.
42. Дедоров Г. М. Свободные экономические зоны, как инструмент региональной политики. -Калининград, 1994. 174 с.
43. Денисевич М. Н. Зубков К.И. Концепция подготовки специалиста. 2-е изд. Екатеринбург. 1999, — 114 с.
44. Деражнс Ю. Л. Дистанционному обучению нет альтернативы // Профессионал М. 1999. № 2, с. 13−15.
45. Деражне Ю. Л. Новые технологии в практику профессионального обучения // Профессионал. М., 1999. № 5, с. 31.
46. Деражне Ю. Л. Открытое профобучение инновационная система профессионального образования // Профессиональное образование — М., 1999. № 9, с. 28−29.
47. Дети Дороти. Паблисити и PR. М.: Информ-изд. Дом «Филин», 1998. — 283 с.
48. Деятельность центра занятости в условиях массового высвобождения // ФСЗ России М.: Информиздат., 1994. 46 с.
49. Дмитриев В. Н. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения для чего они нужны и как с ним работать // Налоговый вестник. 1997. № 12, с. 37−62.
50. Дулыпиков Ю. С. Региональная политика и управление. М.: изд. РАГС, 1998. — 271с.
51. Евстратов С. Иностранные инвестиции в СССР. М., 1991. — 198 с.
52. Закон РФ от 15.01.96 «О центре международного бизнеса «Ингушетия» // Российская газета. 03.02.96. с. 5.
53. Замятин А. К образованию свободных экономических зон // Рос. эк. журнал. 1994. № 5, с. 31−37.
54. Занятость и безработица в России // ФСЗ России. М.: Информиздат., 1994. — 18 с.
55. Занятость населения и подготовка кадров в регионе: проблемы и решения. Сборник матсриалов Международной научно практической конференции. Пенза. 1996. — 120 с.
56. Заславский И. Е. Труд, занятость, безработица. М., 1992. — 299 с.
57. Зона свободной торговли на острове Пинаг // Экономика. 1990. № 10, с. 59−65.
58. Зубченко Л. А. Свободные экономические зоны и развитие международного туризма. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1991. 56 с.
59. Инновация и эксперимент в профессиональном образовании. Из опыта работы проф. многопрофильного лицея центра № 53 (г. Лермонтов) — Ставрополь. 1999. -35 с.
60. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад независимых экспертов. М. 1993. 240 с.
61. Ищук Л. В. Формирование стратегии управления персоналом: Дисс.канд. эк. наук. -Барнаул, 1998. 154 с.
62. Казимов К. Профессиональное обучение незанятых: конценптуальные подходы И Человек и труд. М., 1993. № 10, с, 18−22.
63. Казначеева Н. Л. Занятость в условиях новой хозяйственной системы / Новосиб. Гос. Акад. экономики и управления. Новосибирск., 1996. 135 с.
64. Капустин А. Мексика: современные тенденции интернационализации производства. Центральная Америка и Карибы, 80-е годы. М., 1989.
65. Караваев В. Свободные экономические зоны как фактор регионального развития (на примере Усть-Илимского региона) // Внешняя торговля. 1992. № 4−5, с. 37−40.
66. Касаченко М. М. Инновации в системе НПО // Профессиональное образование. М. 1999. № 2, с. 4−5.
67. Кауркина Т. Общественные работы это дополнительный заработок // Трудоустройство и занятость. — М., 1993. № 4.
68. Качанов О. Помогут ли России свободные зоны? // Экономика и жизнь. 1993. № 10, с. 12.
69. Кибанов А. Я. Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии (уч. пособие). М.: ГАУ. 1993. — 72с.
70. Ковалев А. Свободные экономические зоны: опыт зарубежных стран и перспективы создания в СССР//Внешняя торговля. 1989. № 11.
71. Комлев Ю. Свободные экономические зоны: зарубежный опыт. Алма-Ата, 1990. — 138с.
72. Котрем ЗА. Структура занятости населения, проблемы совершения. М.: Наука, 1989. -395с.
73. Криченко С. И. Малое предпринимательство и самозанятость: Дисс.канд. эк. наук. Ростов п/Д, 1998.
74. Кузнецов А. Особенности свободных экономических зон в России // Вопросы экономики. 1990. № 10, с.41−44.
75. Кузьмина О. В. Организационные вопросы управления занятостью в регионе: Дисс.канд. эк. наук. М&bdquo- 1997. — 154с.
76. Лаптев Ю. Служба занятости: есть что предложить работодателю // Человек и труд. 1998, № 8, с. 46−48.
77. Леженипа Т. Промышленная политика в новоиндустриальных странах Азии // Вопросы экономики. 1992. № 2.
78. Леусский А. Экономика зон свободного предпринимательства. Спб. 1991.
79. Ляшов Ю. Режим особый, льготный // Экономика и жизнь. 1996. № 1.
80. Малахин П., Тищенко О. Внешнеторговые зоны в США. 1982. № 2.
81. Маргачев В. Н. Экономические зоны. Мировой опыт и особенности России Сбор науч. трудов ВНИИ системных исследований. — М., 1992.
82. Марченко Е. Как организована ЗЭБ «Ингушетия» // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 3, с. 74−78.
83. Медеряков Л. В., Пыелак В. Г., Инновационность в обучении (теория и опыт): Материалы научно-практической конференции. М.: Псд. Вестник, 1997.
84. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад. 1998 г. Институт этнологии и антропологии РАН. М., 1999.
85. Мигаль В. И. Смирнов И.П. Региональная модель профессионального образования. М.: Изд. дом Ореол-Лайн. 1998.
86. Милонов В. Реформирование регионального управления в Китае: опыт свободных зон. М.: ИНИОН РАН, 1994.
87. Минзов А. Дистанционное обучение шаг вперед// Профессионал М.1999.№ 4, с.21−22.
88. Мирзабалаева Ф. И. Регулирование рынка труда трудоизбыточного региона (на материалах Республики Дагестан): Дисс.канд. эк. наук. СПб, 1998. — 152с.
89. Налоговые льготы и преференции иностранных оффшорных компаний в РФ // Offshore review. 1998. № 6. с.14−19.
90. Невзлин Л. Б. «Паблик рилейшнз». Кому это нужно? М., 1993.
91. Некипелов Д. С. Этические меньшинства и инвалиды на рынке труда: зарубежный опыт // Труд за рубежом. М&bdquo- 1998. № 1 (37), с. 61−74.
92. Нетесов A.B. Индивидуальный предприниматель / 2-е изд., доп. и переработанное. М.- СПб.: Изд-торг дом Гер да, 1998 г. — 409 с.
93. Новиков A.M. Профессиональное образование в России / Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО. 1997. — 254 с.
94. Новиков П. Васильева Т. Профессиональное обучение незанятого населения // Человек и труд. 1996. № 1, с. 42−45.
95. Овчинников С. Г. Зоны свободного предпринимательства (уч. пособие). Спб. 1996.
96. Омаров Ш. С. Механизм управления занятостью в депрессивном регионе в условиях рынка: Дисс.канд. эк. наук. Махачкала, 1998. — 179 с.
97. Отчет департамента федеральной государственной Службы занятости населения по РИ за 1998 г., Назрань. 1999 45 с.
98. Оффшорная компания: обзоры, комментарии, рекомендации. М.: НПК-ВЕСТА, 1995 -512 с.
99. Оффшорные зоны и трастовые законодательства. Справочник Лондон-Нассау. 1996.
100. Оффшорные компании (помощь в налоговом планировании). М.: Худ. лит-ра, 1995.
101. Оффшорные фирмы в международном бизнесе: принципы, схемы, методы // ДС Экс-персс, ИНК-М, Евраз. регион, 1997. 391с.
102. Оффшорный бизнес за рубежом и в России: налоги, финансы, инвестиции: Учеб. пособие для менеджеров / Сост. и ред. В. В. Балашов. Никосия: ПрактикХельсинки: Хони-комб, 1995. 288 с.
103. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208 с.
104. Поливанная Б. «Макиладорас»: современные особености и тенденции развития // Латинская Америка. 1989. № 5.
105. Полонский Ю. Д. Предприниматель без образования юридического лица / 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Изд-во «Осень-89», 1998 176 с.
106. Поскачев А. Б., Экономические и методологические проблемы вхождения в рынок. Чечня и Ингушетия. М., 1993.
107. Потапов Р. П. Формирование рынка труда трудоизбыточного региона: Дисс.канд. эк. наук.-СПб, 1997. 149 с.
108. Поченцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. -М., Центр. 1998 352 с.
109. Приходько С., Трошин Н. Варианты развития взаимосвязей свободных экономических зон и национальной экономики // Вопросы экономики. 1991. № 10.
110. Проблемы перехода России к рыночному хозяйству: Сб. науч. трудов / Финансовая академия при правительстве РФ. Ред. кол.: М. С. Атлас, П. В. Тальмина, Л. В. Мамонова, В. Т. Тюняева. М.: ФА. 1994. 189 с.
111. Проблемы создания и функционирования свободных приморских экономических зон в мировой хозяйственной практике. Калининград, 1990. 260 с.
112. Проблемы социально-экономического развития региона матиериалы всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 1999. — 244 с.
113. Пуляшкин В. В. Формирование политики занятости населения в регионе (на примере Калужской области): Дисс.канд. эк. наук. М., 1999. — 176 с.
114. Региональная экономика: Уч. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 472 с.
115. Рондарь Н. В. Рынок груда и проблемы его сегментирования: Дисс. канд эк.наук. Ростов н/Д, 1998. — 170 с.
116. Россия налоговый рай // Offshore review. 1998. № 5, с. 10−15.
117. Рофе А. И. Збышко Б.Г. Ишин В. В. Рынок груда занятости населения, экономика ресурсов труда. Уч. пособие / Под ред. проф. А. И. Рофе. М.: Издательство «МИК», 1998. -160 с.
118. Рубченко М. Неоффшорные возможности//Эксперт. 1996. № 12.
119. Руденко Г. Г., Куланов М. Н., Карташов С. А. Рынок труда. М.: Рос. экон. акад-я, 1997.
120. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. М.:" Наука", 1995.
121. Рынок труда и доходы населения / Под. ред. H.A. Волгина. Уч. пособие. М.: Информационно-издательский дом «Феликс», 1999. — 280 с.
122. Рынок труда, занятость и трудовые отношения в переходной экономике России. М.: кооп. «Издатель», 1997.
123. Савельева И. Специальные экономические зоны в мировой практике. М., 1988.
124. Савин В. А. О законодательной базе свободных экономических и оффшорных зон в России//Маркетинг. 1996. № 4.
125. Савин В. А. Условия развития свободных экономических зон в России // Международный бизнес в России, 1989. № 6, с. 6−7.
126. Самойлова P.M. Программа финансирования профессиональной подготовки в некоторых промышленно развитых странах // Рынок за рубежом. М., 1995. № 2 (26), с. 28−31.
127. Свободные экономические зоны в переходной экономике КНР и России // Рос. эк. журнал. 1993. № 7, с. 80−87.
128. Свободные экономические зоны в экономике России // Общество и экономика. 1993. № 5, с. 13−16.
129. Свободные экономические зоны: опыт США // США. Экономика. Политика. Идеология. 1995, с. 35−45.
130. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. М.: Находка, 1993.
131. Связь с общественностью «паблик рилейшнз» — государственной власти и управления / Под общ. пед. проф. В. С. Комаровского. 2-е изд. — Алматы: Гылым, 1997. — 176 с.
132. Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Рос. эк. журнал.1995. № 11.
133. Силин A.A. Законодательное регулирование трудовых отношений в свободных экономических зонах // Труд за рубежом. М., 1998. № 1 (37), с. 48−60.
134. Силин A.A. Трудовые отношения в свободных экономических зонах // Руд за рубежом. -М&bdquo- 1997. № 4 (36), с. 76−85.
135. Слезингер Г. Э. Практика малого предпринимательства в развитых капиталистических странах/ЛГруд за рубежом. М., 1991. № 2 (10), с. 61−71.
136. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Уч. пособие М.: Инфра-М, 1996. 336 с.
137. Словарь делового человека / Под науч. ред. О. В. Амуржуева. М.: «Экономика», 1992. 236 с.
138. Смирнов Б. М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом (уч. пособие). М., 1996.-92 с.
139. Смирнов С. Н., Синягин А. К., Богданов J1.H. Практическое пособие по составлению региональных программ занятости на примере конкретного региона. М: ЦЕЗАН, 1993. 88 с.
140. Смординская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы//Вопросы экономики. 1994. № 12.
141. Современные проблемы высшего профессионального образования. 1997.
142. Соловьев A.A. Подготовка и использование кадров средней квалификации: Дисс.канд. эк. наук. М., 1998. — 151 с.
143. Степанов Ю. С. Свободные экономические зоны в России. М.: «Знание», 1990.
144. Татарников A.A. Управление кадрами в корпорации США, Японии, Германии. М. 1992.
145. Тихонов P.E. Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М.: РАУ. 1993.
146. Ткаченко A.A. Яновская Ю. М. Занятость и реформа социальной защиты («Голландская модель») // Труд за рубежом. М., 1998. № 4 (40), с. 21−35.
147. Третьякова Т. Н. Инновационный подход к содержанию непрерывной профессиональной подготовка студентов. Челябинск.: Изд-во ЮрГУ. 1999.
148. Троцснко А., Карманова Е. Оффшорные кампании. НПК-Веста. 1996. 380 с.
149. Туризм и экскурсии, их влияние на восроизводство рабочей силы (справочно-аналитический обзор).-Симферополь, 1991, — 160с.
150. Турпакова J1. Связи с общественностью или PR-рабочее средство руководителей высшего звена // Эстония Ariely — Таллин — 1998 — Апр., с. 51−53.
151. Уваров В. А. Свободные экономические зоны Востока России. Хабаровск.: Информ-Этнос, 1994.
152. Углич территория свободного предпринимательства // Offshore review. № 4, с. 27.
153. Ушаков Д. Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юристъ, 1999.-496 с.
154. Ушакова Л. С., Булгаков А. Т., Докукин А. П. Инновация и эксперимент в профессиональном образовании. Ставрополь: ИРО. 1999. — 64 с.
155. Фарберова Э. Н Анализ рынка труда: методология и организация обследований (из опыта Польши) // Рынок за рубежом. М., 1992. № 2(26), с.28−39.
156. Фарберова Э. Н. Восточноевропейские страны: новые подходы к политике занятости // Труд за рубежом. М., 1992. № 2 (14), с. 17−29.
157. Федеральная программа содействия занятости населения на 1996;97 гг.: подходы и приоритеты // Человек и труд. 1996. № 1, с. 12.
158. Формирование механизма свободных экономических зон в условиях рыночных отношений. Черонвцы. 1991. г. 1−2.
159. Фразье М., Рэй Р. Возможности создания зон свободного предпринимательства в Болгарии // Вопросы экономики. 1991. № 10.
160. Халдин М. А. Мировой опыт оффшорного бизнеса. М.: Международные отношения, 1995.
161. Халдин М. А. Россия в мировом оффшорном бизнесе // Международный бизнес в России.1994. № 9.
162. Халдин М. А., Адрианов В. Капитал России: потерять или преумножить? // Экономика. -М., 1996. вып. 196(15)^.
163. Хснтце И., Метинер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. Г. А. Рахманина. М.: Международные отношения, 1997. — 664 с,.
164. Ховов О. Б. Непрерывное профессиональное образование // Профессионал М.: 1999 Kol, с. 12−14.
165. Хомра А. У. Чайка М.И. СЭЗ как определитель характеристик локального рынка труда // Человек и работа. Киев. 1996. № 2−3, с. 48−52.
166. ЦМБ «Ингушетия» российский оффшорный центр № 1 И Мир политики и бизнеса, 1998. № 1, с. 56.
167. Цуканова Г. М. Особая экономическая зона, как форма внешнеэкономического развития региона // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. № 1, с. 50−57.
168. Цыплаков С. Особые экономические зоны: к проблеме создания в СССР // Диалог, 1990. № 15.
169. Чистов A.B. Особая экономическая зона в Магаданской области // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. № 8, с. 44−53.
170. Шелковин И. Д. Развитие системы подготовки сельских предпринимателей: Дисс.канд. эк. наук. М&bdquo- 1998. — 145 с.
171. Шендерюк Е. В. Адаптация структуры современного предприятия к условиям свободной экономической зоны: Дисс.канд. эк. наук. Калининград, 1997.
172. Шенель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.:Фиинансы и статистика, 1992.
173. Шестаков Е. Е. Программы поддержки самостоятельной занятости в развитых государствах с рыночной экономикой и ряде стран Восточной Европы // Труд за рубежом. М., 1995. № 2 (26), с. 16−27.
174. Шестакова Е. А. Формирование системы страхования по безработице // Труд за рубежом. М&bdquo- 1998. № 4 (40), с. 36−53.
175. Шестакова Е. Е. Программа поддержки самостоятельной занятости в развитых государствах с рыночной экономикой и ряде стран Восточной Европы // Труд за рубежом. М., 1995. № 2 (26), с, 16−27.
176. Шлык Н. И. Внешнеэкономические связи на Дальнем Востоке. М., 1989. — 240с.
177. Штыканова Е. Специальные экономические зоны в Латинской Америке // Вопросы экономики, 1990, № 2.
178. Шютте Г. Г. Меры по сокращению масштабов безработицы (опыт восточной Герама-нии) // Занятость, рынок труда и безработица. Материалы «круглого стола». М., 1995, с. 32−33.
179. Щекин Г. В. Основа кадрового менеджмента: подбор, обучение и развитие персонала. -К: МЗУУП. 1993.
180. Щитов В. Свободные экспортные промышленные зоны // Экономические науки. 1989.8.
181. Эколого-экономичсский регион Алтай: налоговые стимулы быстрого роста // Offshore review. 1997. № 3, с. 9.
182. Экономика региона, перспективы развития анклава региона // Российский экономический журнал. М., 1996. № 6, с. 70−90.
183. Экономические преобразования в российском регионе // Российский экономический журнал. М&bdquo- 1996. № 6, с. 48−51.
184. Эскеров Д. Б. Социально-экономические проблемы формирования рынка труда и управления занятостью в депрессивно-трудоизбыточном регионе (на примере Республики Дагестан): Дисс.док. эк. наук. СПб., 1999. — 363 с.
185. Ядов В. А. О социальных процессах перестройки // Коммунист, 1991. № 6, с. 60−61* *.
186. Chown J.F., Kelen T.F. Offshore Investment Centres. L. 1975.
187. Evalution of Employment Enterprise Zones. Final Report to the Commitee of the European Communities. Luxembourg. 1990.
188. Judd L.R. Role Relations Using Research and Organization Types // Public Relations Review. -№ 9, 1987. p.52−59.
189. Kwan-Yiu W., Chy D.K.Y. Eds. Modernisation in China: The Case of Shenzhen Economic Zone. Oxford. 1995.
190. Martinez-Cazon S.N. What is a Foreigen-Trade Zone? Journal «Global Trade». September. 1989.
191. Offshore Express. 1995. № 6.
192. Reagan J., Anderson R., Summer J., Hill S. A Factor Analysis of Broom and Smith’s Public Relations Role Sale. Jornalism Quarterly. — v. 67. № 1, 1990.
193. The Challenge of Free Economic Zones in Central and Eastern Europe: International Perspectives. UNCTC. № 4. 1991.
194. The Dictionary of Modem Economics. Cambridge (Massachusetts). 1984.
195. The Role of Free Economic Zones in the USSR and Eastern Europe / UN. Centre on transnat. corp. N.Y.: UN, 1990 — VI, 81p. — (UNCTC current studies. Ser. A- № 14).
196. Transnational. Quarterly Newsletter of the United Nations Center on Transnational Corporations. Vol.1. № 3. Oct. 1989.
197. Wall D. Export Processing Zones. Jomal of World Trade Law. L. 1976. V.10. № 5.
198. Wall D. Special Economic Zones in China: the Administrative and Regulatory Framework. The Jomal of Asian Affairs. Vol.VII. № 1.1993.
199. Warr P.G. Export Processing Zones and Trade Police. Journal «Finance and Development». June. 1989.