Экономическая прибыль фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Прибыль показывает, насколько эффективна коммерческая деятельность предприятия, не полностью. Поэтому она не пригодна для анализа деятельности. Прибыль показывает конечный результат деятельности. В то время как на прибыль воздействуют множество факторов, как внутренних, так и внешних. Эти факторы влияют на прибыль косвенно, через объем реализации продукции и себестоимость, поэтому чтобы выяснить… Читать ещё >
Экономическая прибыль фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АННОТАЦИЯ Шиков А. А. Экономическая прибыль фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. — Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-133. — 35 с., 8 ил., библиогр. список 21 наим.
Цель исследования экономической прибыли фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Работа состоит из двух глав. В первой главе изучены теоретические основы анализа прибыли. Рассматривается прибыль как основная экономическая категория, ее сущность и свойства. Также выделены источники, виды и факторы прибыли.
Во второй главе проанализировано формирование экономической прибыли в различных условиях. Данная глава разделена на две части. В первой рассмотрено формирование экономической прибыли в условиях совершенной конкуренции. Вторая посвящена экономической прибыли в условиях несовершенной конкуренции, а именно в условиях монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях вопрос получения прибыли является особо актуальным. Экономист должен обладать теми навыками и знаниями, которые помогут ему правильно распорядиться имеющимися ресурсами для успешного ведения коммерческой деятельности, и как следствие, получение прибыли. В условиях жесткой конкуренции, отсутствия или нехватки инвестиций рационализация и оптимизация прибыли является одной из первостепенных проблем предприятия (к этим проблемам так же можно отнести уменьшение издержек, нахождение иных источников финансирования, сохранении кадрового потенциала предприятия).
Экономист, даже если он является приверженцем одной экономической школы, должен быть осведомлен об основах всех экономических, поскольку не одно из них в отдельности не может отразить всю глубину данной проблемы (получение прибыли).
Объектом исследования является прибыль как основной стимул деятельности организации. Предметом исследования является изучение социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и максимизации прибыли.
Цель работы — характеристика такой экономической категории как прибыль.
Задачи работы:
— выявить сущность прибыли как основной экономической категории;
— охарактеризовать источники, виды и факторы прибыли;
— изучить формирование и максимизацию экономической прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
— изучить формирование и максимизацию экономическая прибыль фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
В работе использовались различные методы познания, такие как абстрактно-логические методы (экономическая модель, исторический) и графические методы.
Теоретическая база исследования — учебная литературы, а также материалы научных исследований в виде монографий и публикаций в периодических изданиях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ
1.1 Прибыль как основная экономическая категория, сущность, свойство Как только экономическая наука стала существовать, так сразу же экономистов стала интересовать такая экономическая категория как прибыль. В различных экономических учебниках понятие прибыли трактуется по-разному.
Так, в экономическом словаре Б. А. Райзберга считается что прибыль — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Так же это важнейший показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателя. [11, с. 262]
Так, по мнению Булатов А. С., прибыль — в широком смысле слова это разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами; в узком смысле — доход от реального капитала. [17, с 775] Как считает Журавлева Г. П., прибыль — это конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. [18, с. 182] Е. Ф. Борисов — доктор экономических наук считает, что прибыль — это доход предприятия, который выступает в виде прироста капитала. [2, с. 289] Как отмечает Добрынин А. И и Тарасевич Л. С. прибыль — разница между продажной ценой товара и издержками производства. [20, с. 469]
Таким образом, если объединить все эти понятия и вывести основную часть то получается что прибыль — это разница между доходами и издержками производства, а так же главный мотив и цель коммерческой деятельности.
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства.
Прибыль является чистым доходом, который создается в процессе производства. При объединении факторов производства и деятельности предпринимателя получается готовая продукция, которая реализуется на рынке.
При продаже выясняется стоимость продукции, которая состоит из себестоимости и уровня цен на рынке.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Пред-приниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее полу-чает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, на-учно-технического и социального развития. При затратах, превышаю-щих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. [2, с. 289]
Прибыль есть ни что иное, как выручка за вычетом издержек на производство (рисунок 1).
Рисунок 1 — Образование прибыли [6, с. 153]
Работникам предприятия важно повышение прибыли, так как она является стимулом для расширения предприятия, а в том числе и улучшения жизни персонала.
Отметим, что объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансо-вой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. [2, с. 290]
В настоящее время выделяют несколько функций прибыли:
Прибыль показывает, насколько эффективна коммерческая деятельность предприятия, не полностью. Поэтому она не пригодна для анализа деятельности. Прибыль показывает конечный результат деятельности. В то время как на прибыль воздействуют множество факторов, как внутренних, так и внешних. Эти факторы влияют на прибыль косвенно, через объем реализации продукции и себестоимость, поэтому чтобы выяснить конечную прибыль, необходимо сопоставить цену товара и количество издержек. экономическая прибыль конкуренция Прибыль так же имеет стимулирующую функцию, так как она одновременно является конечным результатом коммерческой деятельности и главным стимулом для продолжения и расширения производства. Принцип самофинансирования полностью определяется количеством прибыли. Той части прибыли, которая осталась после уплаты обязательных платежей, должно хватить, что бы расширить производство, улучшить материальную базу, улучшить состояние рабочих.
Прибыль формирует бюджет. В бюджет прибыль поступает в виде налогов и других отчислений и используется для удовлетворения общественных потребностей.
На наш взгляд, прибыль очень важна в условиях рыночной экономики, когда производитель стремится к прибыли, он производит больше продукции необходимой потребителям и уменьшает издержки производства. Когда предприниматель получает прибыль, то он получает сигнал к тому, что данная сфера выгодна и что в неё следует инвестировать. В свою очередь убытки указывают ошибки предпринимателя.
Так как чистая конкуренция встречается редко, и чаще всего рынок это смесь конкуренции и монополии, то понятие чистой прибыли тоже не приемлемо, так как предприниматель пытается получить прибыль не за счет увеличение объема производства, а за счет повышения цен.
Когда рассматривают прибыль как экономическую категорию, она абстрактна, но когда необходимо распланировать деятельность фирмы, то используются конкретные показатели.
Предприятие должно получать хотя бы такую прибыль, что оставаться на плаву, а так же что бы расширять свое производство в условиях конкуренции. Это означает, что предприятие должно знать источники получения прибыли и методы как их можно использовать.
Чтобы понять суть прибыли следует узнать, как к ней относились Различные представители экономической мысли. Прибыль рассматривалась различными экономистами и философами.
Например, Аристотель говорил, что под богатством часто понимают наличие денег. Но это не верно, так как деньги выполняют свою роль лишь потому, что люди условились принимать их в уплату за реальные вещи. Стоит только поменять отношение к деньгам, и самые богатые мира, превратятся в наибеднейших. Из этого следует, что если человек преумножает те ценности, какие у него есть, то это достойное занятие и оно заслуживает похвалы. Если же человек занимается денежными оборотами, то он получает прибыль не из чего, и это деяние заслуживает наказания. [17, с. 69]
Если человек не делает ничего для получения этой прибыли, то есть не работает на свое благо и благо общества, то этот человек получает прибыль неестественным образом. К таким людям Аристотель относил ростовщиков.
Фома Аквинат, опираясь на Аристотеля, говорил, что возможны два типа обмена товарами: для собственного потребления и для извлечения прибыли. Первое естественно, второе — нет. И раз это не естественно, то значит греховно. Следовательно, торговля есть грех. Но в тоже время он считал, что в некоторых случаях не грех продавать дороже, чем купил. В этих случаях между куплей вещи и ее последующей продажей с нею что-то произошло. Это может быть некоторое улуч-шение купленной вещи: она стала более удобной или более красивой. Так же различие может отно-ситься не к самой вещи, а ко времени. С момен-та купли до момента продажи прошел ощутимый отрезок времени, изменились условия, да и хране-ние требует затрат. Наконец, различие может ка-саться пространства. Речь идет о перевозке из од-ной местности в другую. Это требовало опреде-ленных издержек, которые допустимо прибавить к первоначальной цене. Кроме того, перевозка всегда была сопряжена с опасностью (стихийные явления, разбойники), с риском потерять товары и понести убыток. Все эти случаи показывают, что прибыль это вознаграждение за риск.
Выдающийся английский экономист, отец «политической экономии» А. Смит оценивал прибыль как полную разницу между созданной (добавленной) трудом стоимостью и зарплатой, также под этим он подразумевал прибавочную стоимость. Так же Смит называл прибылью остаток, который остается после оплаты ренты, процента. В этом случае прибыль подразумевается им как предпринимательский доход капиталиста.
А. Смит не принимал мнение о том, что прибыль — это один из видов зарплаты, возмещающей труд по управления предприятием, надзору за ним. В обоснование этого он приводил убедительные аргументы. Величина прибыли, как он считал, определяется не количеством или сложностью данного предполагаемого труда, а величиной вложенного в производство капитала. Более того, во многих больших фирмах надзор и управление выполняются не самим капиталистом, а управляющим.
А. Смит считал, что прибыль — есть закономерный результат производительности капитала и вознаграждение капиталистов за их деятельность и риск. Так же он подмечал тенденцию нормы прибыли к снижению, указывая, что прибыль в целом имеет меньшие размеры в развитых странах. Напрямую исчислить норму прибыли, по мнению Смита, является невозможным, однако возможно заменить сравнение нормы прибыли сравнением ставки ссудного процента.
Объяснением тенденции снижения нормы процента и нормы прибыли состоит в следующем: в развитых капиталистических странах формируется избыток капитала, вызывающий рост конкуренции среди владельцев капиталов и последующее снижение их доходности. Низкий уровень ссудного процента и нормы прибыли он рассматривает как проявление развитости капиталистической страны [14, с. 33].
Так, А. Смит не был согласен с физиократами, которые считали что прибыль, это разновидность заработной платы. Он считал, что чем больше человек вкладывает в деятельность, тем больше он получит прибыль. Чем больше сил, труда вкладывает он и, главное, чем больше риск, тем больше вероятность получения прибыли. Так же Смит утверждал, чем больше развита страна, тем меньше вероятность получить прибыль. Это, по его мнению, связано с тем то в развитых странах идет конкуренция капитала.
По мнению Карла Маркса, что стоимость товара определяется общим количеством содержащегося в нем труда. Но часть этого количества труда воплощена в стоимости, за которую был уплачен эквивалент в форме заработной платы, другая же часть его воплощена в стоимости, за которую не было уплачено никакого эквивалента. Часть труда, содержащегося в товаре, представляет собой оплаченный труд, другая часть — неоплаченный. Следовательно, продавая товар по его стоимости, т. е. как кристаллизацию всего количества труда, затраченного на товар, капиталист обязательно продаст его с прибылью. Он продает не только то, за что уплатил эквивалент, но также и то, что ему ничего не стоило, хотя его рабочему это стоило труда. То, чего стоит товар капиталисту, и то, что он действительно стоит, — это две различные вещи. Итак, нормальная и средняя прибыль получается не от продажи товаров выше их действительной стоимости, а при продаже их по их действительной стоимости [5, с. 113].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в течение времени представление и мнение о прибыли менялось. Так при церкви прибыль считалась негативным явлением, но со временем экономисты развеяли это представление, и до настоящего момента прибыль является положительным результатом хозяйственной деятельности.
1.2 Источники, виды и факторы прибыли В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникально-сти продукта. Поддержание этого источника на относительно высо-ком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимоно-польная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к прове-дению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит от различных факторов:
от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродаж-ное обслуживание и т. д.);
от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновле-ние выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособно-сти, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. [2, с. 295]
В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности. Так же прибыль это разница между выручкой и издержками.
В зависимости от вида издержек различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.
Экономическая прибыль — это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).
В бухгалтерском смысле прибыль — это разница между общей выручкой и бухгалтерскими (внешними) издержками.
В бухгалтерской практике различают и в процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Чистая прибыль — прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли.
Льготируемая прибыль — часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.
Налогооблагаемая прибыль — прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам. [17, с 51].
Итак, нами было изучено понятие прибыли на основе анализа трактовок данной категории ряда авторов. Рассмотрев функции прибыли, ее составляющие, а также источники образования можно сделать вывод, что прибыль является одним из важнейших показателей в современной рыночной экономики, так как её отсутствие привело бы к сильному снижению деловой активности в мире. Но что бы еще глубже рассмотреть такое сложное понятие как прибыль, необходимо изучить факторы на неё влияющие.
Основные факторы, которые влияют на прибыль это объем производства и объем продажи товаров, услуг и работ. При повышении этих факторов повышается производительность труда и качество товара, а себестоимость снижается. В реальной жизни предпринимателю необходимо претворить в жизнь эти факторы. Главный источник накопления эта сумма денег вырученных от продажи товара, а точнее та сумма, которая остается после выплаты обязательных затрат. Из выше сказанного следует, что предприятию важно получить больше прибыли, но при этом затратить меньше денег. Это достигается с помощью экономии средств.
Таким образом, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции [18, с. 177].
Затраты есть не что иное как издержки. И именно от них зависит размер себестоимости. Издержки производства и реализации, из которых состоит себестоимость, состоят из цены на ресурсы, сырье, топливо, арендую плату, энергию, а так же непроизводственные затраты.
Состав затрат зависит от сферы производства.
Издержки производства и реализации определяют себестоимость товара.
Все затраты на производство и реализацию можно объединить в 5 групп:
материальные затраты — закупка сырья и материалов.
затраты на оплату труда — заработная плата, премирование, оплата отпусков.
отчисление на социальные нужды — обязательные социальное страхование, отчисление в пенсионный фонд, в государственный фонд занятости.
амортизация основных фондов — это отчисления на восстановление основных производственных фондов.
прочее — налоги, сборы, платежи, оплата кредитов. Так же оплата услуг связи и оплата аренды.
Из всего выше сказанного можно отметить что все затраты, которые составляют себестоимость продукции, это компонент, состоящий из множества факторов, и определяют величину прибыли.
Размер прибыли, как результата коммерческой деятельности, так же зависит и от второго не менее важного фактора — размера выручки от продажи товара.
Объем выручки, а вследствие и прибыли, зависит не только объема производства и качества товара, но так же от цен установленных на рынке.
Определение размера выручки традиционным методом происходит по факту перечисления оплаты на счет предприятия или в кассу. Так же объем прибыли можно определить по факту отгрузки товара потребителю.
Чтобы определить объем выручки необходимо узнать механизм ценообразования. Ценообразование это ключевой момент в системе рыночных отношений. Цены бывают розничными и оптовыми.
Оптовая цена предприятия состоит из полной себестоимости продукции и прибыли предприятия. По этим ценам продукция продается другим предприятиям, включая торгово-сбытовые организации.
Розничная цена состоит из оптовой цены промышленных предприятий и накидку торговых фирм. В отличие от оптовых цен, которые используются преимущественно во внутрихозяйственном обращении, по этим ценам товары продаются конечным потребителям — населению.
Можно сделать вывод, что уровень рыночных цен — это важнейший фактор, влияющий на выручку от реализации продукции, а, следовательно, и величину прибыли [17, с. 52]. В первой главе мы проанализировали многие моменты, связанные с прибылью, такие как источники получения прибыли, её функции и факторы на нее влияющие.
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Экономическая прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции Конкурентный рынок называют рынок, на котором взаимодействуют множество покупателей и продавцов однородной продукции, принимающие цену, установленную рынком.
Отсюда следует, что действия отдельного продавца или покупателя имеют ничтожное влияние на рыночную цену. Каждый из них принимает рыночную цену как данность. Конкурентный рынок, иногда называемый также совершенно конкурентным рынком, характеризуется следующими свойствами [10, c. 243]:
На рынке взаимодействуют множество покупателей и продавцов.
Предлагаемая продукция идентичная (или стандартизированная). Это значит, что покупатель не различает товар одного продавца от товара другого продавца, даже если у них есть различия.
Отсутствие возможности у продавца повлиять на рыночную цену. Продавец может предложить свою продукцию за более низкими ценами сравнительно с теми, которые сложились на рынке. Но это не повлияет на цену, в общем, и будет противоречить о предположении, о максимизации прибыли как основного мотива поведения экономических субъектов. Поэтому у продавца не остаётся другого выхода, как продавать за рыночными ценами.
Свободное вхождение на рынок и выход из него.
Отсутствие неценовой конкуренции. Основа для проведения неценовой конкуренции, как правило, это дифференциация товара. Так как на конкурентном рынке товары стандартные, то причин для неценовой конкуренции нет.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство
MR = MC = AC = P (1).
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать её за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AC > P), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (AC < P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объём производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свёл бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что создаёт ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Рисунок 2 — Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвёртые — наилучших менеджеров. В общем, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Для того чтобы согласовать этот факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенной конкуренции одинаковы, необходимо рассмотреть следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д. Таким образом, вся экономия, полученная за счёт более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству существующих в конкурентной отрасли.
Рассмотрим кривые издержек на рисунке 2. Эти кривые издержек характеризуются тремя типичными свойствами: кривая предельных издержек (МС) имеет положительный наклон; кривая средних совокупных издержек (АТС) имеет U-образную форму; кривая предельных издержек пресекает кривую средних совокупных издержек в точке минимума последней. На диаграмме также изображена горизонтальная линия рыночной цены продукции фирмы, совпадающая с её средним (AR) и предельным (MR) доходом. Линия цены горизонтальна, так как фирма является принимающей цену. Иными словами, цена не зависит от объёма продукции, который фирма собирается произвести.
Рисунок 3 — Максимизация прибыли конкурентной фирмой Для нахождения максимизирующего прибыль объёма выпуска используем рисунок 3. Допустим, объём выпуска фирмы равен Q1. При этом объёме производства предельный доход превышает предельные издержки. То есть если фирма увеличит объём выпуска на единицу, дополнительный доход (MR1) превысит дополнительные издержки (МС1). Прибыль, которая равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастёт. Следовательно, пока предельный доход превышает предельные издержки, как при объёме выпуска Q1, фирма может увеличить прибыль, наращивая объём выпуска.
Аналогичные рассуждения применимы и к случаю, когда объем выпуска фирмы равен Q2. В этом случае предельный доход ниже предельных издержек. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки (МС2) превысят упущенный доход (MR2). Таким образом, если предельный доход меньше предельных издержек, как при объеме выпуска Q2, фирма может увеличить прибыль, уменьшая объем выпуска.
Безотносительно того, начнет ли фирма производство с низкого уровня (как Q1) или с высокого уровня (как Q2), она будет до тех пор регулировать объем выпуска, пока не достигнет Qmax. Данный анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: когда достигается объем выпуска, максимизирующий прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками.
Так как конкурентная фирма является принимающей цены, ее предельный доход равен рыночной цене. Для любой данной цены объем выпуска, при котором конкурентная фирма максимизирует прибыль, соответствует точке пересечения линии цены и линии предельных издержек (на рисунке 3 этот объем равен Qmax).
Рисунок 4 — Кривая предельных издержек как кривая предложения конкурентной фирмы Конкурентная фирма реагирует на повышение цены следующим образом: при цене Р1 фирма производит объем продукции Q1, при котором предельные издержки становятся равными цене (рисунок 4). При повышении цены до Р2 фирма обнаруживает, что предельный доход превышает предельные издержки при прежнем объеме выпуска Q1. В таком случае фирма увеличивает выпуск. Новый максимизирующий прибыль объем выпуска равен Q2, предельные издержки равны новой, более высокой цене. По существу, кривая предельных издержек фирмы, поскольку она определяет объем предложения фирмы при любой данной цене, является кривой предложения конкурентной фирмы.
2.2 Экономическая прибыль фирмы в условиях несовершенной конкуренции Несовершенная конкуренция — это одна из трех ситуаций на рынке — рынок чистой монополии, рынок олигополии или рынок монополистической конкуренции. Рассмотрим формирование прибыли на каждом из них.
Рынок чистой монополии имеет следующие характеристики:
На рынке присутствует только один производитель какой-то продукции. Справедливым будет утверждение: фирма-монополист — это и есть определенная отрасль производства.
Товар, который производит монополист, не имеет близкого заменителя.
Практически нет такого товара, который нельзя было бы заменить каким-то другим. Это означает, что у покупателя есть два варианта поведения: или отказаться от потребления этого товара, или приобрести этот товар у монополиста.
Монополист сам устанавливает цену на свой товар. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может, маневрируя предложением: увеличение предложения снижает цену и, наоборот, уменьшение предложения приводит к увеличению цен.
Вхождение в отрасль других производителей заблокировано. Практически каждый производитель желает стать монополистом и ограничить конкуренцию на рынке своего товара.
Монополизация рынка может достигается:
Рост фирмы за счет капитализации прибыли, банкротства конкурентов и их поглощения до достижения фирмой полного господства в отрасли.
Объединение капиталов на добровольном основании и превращения такого объединения на господствующего производителя. Формы монополистических объединений, в частности, такие:
картель, как достижение согласования при разделе рынков сбыта, цен и квот производства при условии сохранения каждым участником производственной и коммерческой самостоятельности;
синдикат, как создание участниками, которые сохраняют производственную самостоятельность, специального общего подраздела, который осуществляет снабжение и сбыт для всех членов объединения;
трест, в котором объединяются самостоятельные предприятия одной отрасли, теряя и коммерческую, и производственную самостоятельность.
Тем не менее, монополист может сохранить своё монопольное положение только тогда, когда вход в эту отрасль для других производителей будет заблокирован. Тогда блокирование входа в отрасль, становление соответствующих барьеров — обязательное условие для существования чистой монополии. Барьеры для входа в отрасль относятся не только к чистой монополии, а и олигополии или монополистической конкуренции.
Эти барьеры могут приобретать разные формы:
масштабы производства. (Как правило, фирма-монополист — это достаточно большое предприятие, поэтому для создания достойной конкуренции необходимо вложить значительные деньги, что для большинства потенциальных конкурентов не под силу и нецелесообразно);
легальные барьеры. (Это определённые законодательные нормы, что регламентируют тот или другой вид деятельности). Самые распространённые среди них это патенты (исключительное право на производство какого-либо продукта или использование какой-либо технологии) и лицензии (право на занятие каким-либо видом деятельности);
собственность на важнейшие виды сырья. (Удержать своё монопольное положение на рынке можно, захватив те виды сырья, с помощью каких производится продукция монополиста). Это срабатывает только тогда, когда ограниченность сырья абсолютна, и у них нет близкого заменителя;
нечестная конкуренция. Некоторые фирмы-монополисты используют методы борьбы с конкурентами, которые не только не соответствуют кодексу чести предпринимателя, но и в большинстве стран запрещены законом. Это может быть давление на поставщиков сырья, банки, переманивания ведущего персонала, ценовая война с целью банкротства конкурента. Тем не менее, определить нарушителя закона и применить для него соответствующее наказание довольно сложно.
На рисунке 5 изображены кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополии. Кривые содержат всю информацию, необходимую для определения объёма выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.
Рисунок 5 — Максимизация прибыли монополией
Предположим, что объём выпуска фирмы низок, скажем, Q1. При таком объёме производства предельный доход превышает предельные издержки. Если фирма увеличит объём выпуска на единицу, дополнительный доход превысит дополнительные издержки и прибыль, которая равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастёт. Таким образом, пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма может увеличить прибыль, наращивая объём выпуска.
В конце концов, фирма уравновешивает объём выпуска таким образом, что он достигает величины. Аналогичные рассуждения применимы и к высоким объёмам выпуска, скажем, равным Q2. В этом случае предельные издержки превышают предельный доход. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращённые издержки превысят упущенный доход. Следовательно, если предельные издержки выше предельного дохода, фирма может увеличить прибыль, снизив объём выпуска.
В конце концов, фирма уравновешивает объём выпуска таким образом, что он достигает величины Qmax, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Данный анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: при объёме выпуска, максимизирующем прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками. Таким образом, объём выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. На рис. 5 это точка А.
Если вспомнить, что конкурентная фирма также выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В следовании этому правилу максимизации прибыли конкурентные фирмы и монополии схожи. Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены. То есть Для конкурентной фирмы: Р = MR = MC (2)
Для монополии: P > MR = MC (3)
Равенство предельного дохода и предельных издержек при максимизирующем прибыль объёме выпуска справедливо как в случае конкурентной фирмы, так и монополии. Разница в том, как соотносится цена с предельным доходом и предельными издержками.
Определение монополией цены для своей продукции, которая максимизировала бы прибыль, показывает кривая спроса. Кривая спроса показывает цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объём продукции. Поэтому после того как монополия определяет объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, она использует кривую спроса для нахождения цены, соответствующей этому объёму. На рисунке 5 монопольная цена находится в точке В.
Различие конкурентного и монополизированного рынков: на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам. На монополизированных рынках цена товара превышает предельные издержки.
Рынок олигополии Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.
Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.
Эффект масштаба — важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоёмких отраслях, контролируемых фирмами «Кодак», «Ксерокс» и др. На протяжении всего срока действия патента фирма надёжно защищена от внутренней конкуренции.
Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы на рекламу. Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договорённость с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.
Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определённых принципах установления цен и / или распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик. Картель может состоять из ряда предприятий какой-либо одной или нескольких стран. Первый тип картелей был особенно распространён в Германии и Европе вообще, второй тип часто образуется и санкционируется правительствами многих стран. Хорошо известным примером картелей второго типа является Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК). В США, где легальные картели запрещены уже более ста лет, известны нелегальные, тайные картельные соглашения.
Основная проблема картелей достаточно проста. Олигополисты как группа всегда будут заинтересованы в сговоре, олигополисты как отдельные субъекты всегда будут заинтересованы в том, чтобы нарушить достигнутую договорённость. Стимул в том и в другом случае один и тот же — прибыль.
Мы знаем, что в условиях совершенной конкуренции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его предельные затраты равны рыночной цене (MC = P), а характеристичным признаком совершенно конкурентного рынка является малость и множество продавцов.
Представим олигополию, но такую, где продавцы руководствуются правилом MC = P, не принимая в расчёт возможной реакции на свои действия со стороны соперников.
Допустим, что в отрасли действует n идентичных во всех отношениях предприятий, кривые SATC и MC которых представлены на рисунке 6. Очевидно, что условие MC = P выполняется при выпуске qc, который является оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса D и кривой рыночного предложения S. Выпуск отрасли, как видно на рисунке 7, составит Qc = nqc, а прибыль каждого предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника CcPcAB (рисунок 6).
Рисунок 6 — Предприятие и картель Рисунок 7 — Выпуск отрасли предприятия и картеля Теперь представим, что все n предприятий объединились в картель. Оптимальным выпуском картеля будет Qm, а оптимальной ценой — Pm (рисунок 7). Поскольку Qm < Qc, каждому вошедшему в картель предприятию будет установлена квота производства продукции qk < qc (рисунок 6). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль будет соответствовать площади CkPmMF (рисунок 6). Таким образом, его прибыль, с одной стороны, уменьшится на KNAB, а с другой — увеличится на сумму площадей PcPmMN и CkCcKF. Поскольку сумма площадей PcPmMN и CkCcKF больше площади KNAB, то предприятие окажется заинтересованным в картелировании.
Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена, Pm, каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся продать q > qk продукции по цене Pm, то его прибыль будет ещё больше. Она составит CPmM’K', что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж.
Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные квоты выпуска и продаж, но и продавать продукцию «налево» по более низкой, чем установленная картельным соглашением, цене (P < Pm).
Для того чтобы предотвратить (или, по крайней мере, ограничить) стремление предприятий к нарушению установленных соглашением квот и / или цен, а тем самым и угрозу развала картеля, те, кто заинтересован в его стабилизации, должны будут централизировать всё управление картелированными предприятиями, лишив их статуса самостоятельных юридических лиц.
Характеристика особенностей монополистической конкуренции:
На рынке действует довольно большое количество продавцов. Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно быть:
не слишком большим, чтобы спрос не превратился на абсолютно эластичным, что свойственно для чистой конкуренции;
не слишком маленьким, чтобы каждая фирма имела относительно незначительную часть рынка и имела ограниченный контроль над ценой (но всё-таки имела);
довольно значительным, чтобы избежать тайных сговоров, согласованных действий отдельных фирм с целью ограничения объёмов производства и искусственного повышения цен;
достаточным, чтобы фирмы отрасли не чувствовали взаимной зависимости, имели возможность определить собственную политику, не принимая во внимание реакцию конкурентов.
Значит, если для чистой конкуренции на рынке необходимо чтобы было сотни или тысячи фирм, то для монополистической конкуренции достаточно 30, 50 или 70 фирм.
Продукты, которые предлагаются на рынке, хоть и принадлежат одной товарной группе, довольно дифференцированы. Эта дифференциация основывается как на реальных, так и на искусственных отличиях.
Ограниченная возможность влияния на цену. Было бы ошибочным считать, что при монополистической конкуренции фирма вообще не может влиять на цену продукта, который она реализовывает. Удачное расположение, яркая упаковка, результативная рекламная компания дадут фирме определённые преимущества среди других, которая определяет возможность реализовывать свою продукцию дороже. Тем не менее, эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует много близких товаров-субститутов, а поэтому у покупателя есть возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена окажется привлекательней.
Лёгкий вход в отрасль. Поскольку на рынке довольно большое количество конкурирующих фирм, создать какие-то барьеры для входа в отрасль практически невозможно. Вдобавок ко всему есть исключение из этого правила. Скажем, количество мест, удобных для установки киосков, ограничено, а поэтому для дополнительных конкурентов появляются барьеры. Это особенно важно для понимания модели поведения фирмы на рынке с монополистической конкуренцией в долгосрочном периоде.
Рынку монополистической конкуренции полагается промежуточное место между монопольным рынком и рынком чистой конкуренции. Поэтому и определение цены и объёмов производства при монополистической конкуренции это переплетение моделей.
Долгосрочное равновесие рынка представлено на рисунке 8. В этом случае новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие — не имеют стимулов к выходу. Нужно заметить, что кривая спроса на рисунке лишь касается кривой средних совокупных издержек. Кривые соприкасаются в тот момент, когда вход и выход с рынка приводят экономическую прибыль к нулевому значению. Так как прибыль от реализации единицы продукции — это разность между ценой (которую находим на кривой спроса) и средними совокупными издержками, максимальное значение прибыли равно нулю в том случае, когда две кривые касаются друг друга, но не пересекаются.
Рисунок 8 — Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя основными свойствами:
Как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены.
Как и на конкурентном рынке, цена равняется средним совокупным издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведёт к установлению нулевой экономической прибыли.
Второе свойство показывает отличие рынка монополистической конкуренции от монополии. Так как монополия — единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей, она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде. В условиях монополистической конкуренции (свободный вход и выход с рынка) экономическая прибыль фирмы устанавливается на нулевом уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль — это разница между доходами и издержками производства, а так же главный мотив и цель коммерческой деятельности.
Основные факторы, которые влияют на прибыль это объем производства и объем продажи товаров, услуг и работ. При повышении этих факторов повышается производительность труда и качество товара, а себестоимость снижается. В реальной жизни предпринимателю необходимо претворить в жизнь эти факторы. Главный источник накопления эта сумма денег вырученных от продажи товара, а точнее та сумма, которая остается после выплаты обязательных затрат. Из выше сказанного следует, что предприятию важно получить больше прибыли, но при этом затратить меньше денег. Это достигается с помощью экономии средств.
Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникально-сти продукта. Поддержание этого источника на относительно высо-ком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимоно-польная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру.
Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновле-ние выпускаемой продукции.
Если на рынке действует единственная фирма, то это монополия; если на рынке несколько фирм — олигополия. Если на рынке значительное число фирм, то второе, что надо отметить: идентичную или дифференцированную продукцию они поставляют. Если большинство фирм продают дифференцированную продукцию, перед нами рынок монополистической конкуренции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна.-5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008. — 1280 с.
Борисов Е. Ф Экономическая теория: Учеб. пособие. — 2-е изд, перераб., доп. — М.: Проспект, 2009. — 544 с.
Гусейнов Р.М., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М. История экономических учений: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, Сибирское соглашение, 2007. — 255 с.
История экономических учений. Ч.2: Учебник. / Под ред. В. Г. Худокормов. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 416 с.
История экономических учений: Учеб. пособие. / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 784 с.
Климов С.М., Селин А. П., Федорова Т. А. Микроэкономика: Учеб. пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2009. — 350 с Майбурд Е. М.
Введение
в история экономической мысли. От пророков до профессоров: Учеб. пособие — 2-е изд., испр., доп. — М.:Дело, 2008. — 560 с.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юдановой. 2-е изд. — М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2010. — 544 с.
Миляков Н. В. Налоги и налогооблажение: Учебник — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 509 с.
Мэнкью Н. Г. «Принципы экономикс», издат. «Питер», Санкт-Петербург 2009.
Райсберг Б.А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. — М.:ИНФРА-М, 2007. — 479 с.
Седов В. В Экономическая теория: В 3 частях. Ч.2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. — 115 с.
Тарануха Ю.В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: учеб. пособие / Под ред. А. В. Сидоровича.-М.: Дело и Сервис, 2012. — 302 с.
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 288 с.
Тульчинский С. Э. Практика снижения потерь // Деньги и кредит 2009 № 3 С.74
Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, 2008. — 864 с.
Экономика: Учеб. пособие / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб., доп. — М.: БЕК, 2005. — 816 с.
Экономическая теория (политэкономия): Учеб. Пособие / Под ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 560 с.
Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2007. — 320 с.
Экономическая теория: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — Спб: СПбГУЭФ, «Питер Паблишинг», 2006. — 480 с.
James D. Gwartney and Richard L. Stroup, «What Everyone Should Know About Economics And Prosperty», 2000. Авторизованный русский перевод: Институт национальной модели экономики, 2003