Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Направления и формы совершенствования управления некоммерческими организациями сферы образовательно-досуговых услуг в условиях инновационного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности функционирования некоммерческих организаций накладывают свой отпечаток на маркетинг: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Принципы и факторы деятельности некоммерческих организаций в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Роль и место некоммерческих организаций образовательной сферы на рынке услуг
    • 1. 2. Направления и принципы реформирования сферы образовательных услуг
    • 1. 3. Управление некоммерческими организациями в системе рыночных отношений
  • Глава 2. Анализ тенденций развития сферы некоммерческих услуг на современном этапе
    • 2. 1. Особенности финансирования некоммерческих организаций
    • 2. 2. Некоммерческие организации дополнительного образования в структуре развития Санкт-Петербурга
  • Глава 3. Необходимость и факторы инновационного подхода к управлению развитием некоммерческих организаций
    • 3. 1. Инновационные принципы управления образовательными учреждениями некоммерческого профиля
    • 3. 2. Разработка комплекса маркетинга в системе управления некоммерческими организациями сферы образовательно-досуговых услуг
    • 3. 3. Направления и характер подготовки инновационно-ориентированных менеджеров для учреждений образовательно-досуговой сферы

Направления и формы совершенствования управления некоммерческими организациями сферы образовательно-досуговых услуг в условиях инновационного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С переходом российской экономики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности сферы услуг оказались в принципиально новых условиях функционирования. Неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии ведущих рыночно ориентированных стран, являются некоммерческие организации. Степень развития некоммерческих организаций тесно связана с уровнем социальной зрелости современной рыночной экономики. Именно в социально ориентированном рыночном хозяйстве деятельность некоммерческих организаций имеет наибольшую значимость, которая объясняется, прежде всего, их ролью в современной экономике. Функционирование некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, защите прав потребителей, устранению негативных последствий «чистого рынка» и др.

О российской экономике пока рано говорить как о социально ориентированной рыночной экономике. Вместе с тем очевидно, что при ее формировании необходимо учитывать, что современное рыночное хозяйство представляет собой неразрывный синтез коммерческих и некоммерческих организаций. Поэтому в ходе экономических и социальных реформ проводимые мероприятия должны быть нацелены на становление и развитие не только коммерческих, но и некоммерческих организаций.

Особое место некоммерческие организации занимают в переходной экономике. Здесь они функционируют как особая форма институциональных отношений, направленная на адаптацию человека к рынку, устранение и смягчение негативных последствий трансформации экономических отношений. В нашей стране, по данным Госкомстата России, на долю некоммерческих организаций приходится более 16% общего количества юридических лиц. Это десятки тысяч рабочих мест, обеспечивающих занятость населения.

Международный опыт свидетельствует о необходимости расширения и постоянного совершенствования сферы усдуг. Успешное решение этой сложной и многоаспектной проблемы во многом зависит от улучшения управления развитием государственных учреждений, играющих значительную роль в данной области народного хозяйства. Важное место здесь отводится поиску направлений совершенствования форм и методов управления.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению экономики некоммерческих организаций уделяется существенное внимание в ведущих странах В начале 70-х гг. XX в. и в последующий период опубликованы работы, в которых дан комплексный анализ деятельности некоммерческих организаций. Наиболее полно различные аспекты становления и развития некоммерческих организаций в рыночной экономике отражены в трудах ряда зарубежных ученых: Г. Анхайера, А. Бен-Нера, Б. Вейсброда, Ф. Котлера, У. Поувелла, С. Роза-Аккерман, JI. Саламона, Г. Хансманна и др.

Изучение работ зарубежных авторов показывает, что наиболее всесторонне исследуются такие вопросы, как определение экономической сущности, особенностей функционирования некоммерческих организаций, их взаимоотношений с государством и частным бизнесом. Ознакомление с зарубежным опытом позволяет выявить основные тенденции развития некоммерческих организаций в современной экономике.

В отличие от зарубежной экономической науки в работах отечественных авторов различные аспекты деятельности некоммерческих организаций представлены не столь широко. В конце XX — начале XXI в. появился ряд публикаций, в которых обобщался имеющийся зарубежный опыт, рассматривались перспективы становления и развития некоммерческих организаций в российской экономике. Это работы Т. В. Юрьевой, М. Л. Маккальской, Н. К. Моисеевой, Н. А. Пирожковой, Р. В. Уткина, Г. А. Кудрявцевой И.С. Шиткиной и др. Решению экономико-организационных и управленческих проблем образовательных учреждений посвящены научные работы В. А. Бабурина, Г. А. Исаева, В. Н. Соловьева, В. Ф. Янченко и др.

Целью исследования является разработка направлений и форм совершенствования управления некоммерческими организациями сферы образовательно-досуговых услуг в условиях инновационного развития.

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

1. Выявлены роль и место некоммерческих организаций в системе рыночных отношений.

2. Проанализированы состояние и тенденции развития государственных учреждений в Санкт-Петербурге.

3. Выявлены источники финансирования, уровень кадрового, материально-технического обеспечения.

4. Оценена эффективность существующих форм и методов управления развитием некоммерческих организаций.

5. Уточнены особенности применения маркетинговых исследований в процессе управления некоммерческими организациями.

6. Разработаны основные направления совершенствования деятельности государственных учреждений образовательно-досуговой сферы.

Объектом исследования является деятельность некоммерческих организаций в системе рыночных отношений.

В качестве предмета исследования выбраны методы управления государственными учреждениями в образовательно-досуговой сфере.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения и результаты исследований в области экономики, организации и управления системами образовательных услуг. Использованы общенаучные методы исследования: социально-экономический анализ, статистические методы анализа и прогнозирования, методы маркетинговых исследований: анализ документальных источников, анкетирование, опрос.

Для сбора внешней информации были использованы следующие источники: отчеты, интервью руководителей и специалистов учреждений образовательно-досугового направленияузкоспециализированные периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени) — книги, пособия, учебники и справочники, связанные с работой образовательных и досуговых учрежденийпечатная реклама, материалы специализированных выставок и ярмарок.

Информационной базой исследования послужили Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7 -ФЗ, а также другие федеральные законы и нормативные акты. В качестве фактического материала использованы информационные материалы государственных статистических органов Российской Федерации, официальные данные зарубежных стран, международных организаций.

Научная новизна исследования состоит в постановке, теоретическом обосновании и практическом решении проблем управления развитием некоммерческих организаций сферы услуг. Обусловлена обращением к применению новых форм к развитию образовательно-досуговых услуг, методам управления деятельностью некоммерческих организаций сферы услуг в условиях инновационного развития.

В результате выполнения исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

— сформулированы тенденции развития некоммерческих организаций образовательно-досуговых услуг в Санкт-Петербурге, определены роль и место государственных учреждений в структуре ориентиров современного рыночного хозяйства страны;

— обоснована специфика финансирования некоммерческих организаций, дающая возможность определения источников финансирования инновационных программ, предложена модифицированная схема целевого финансирования,.

— уточнены особенности маркетинга некоммерческих организаций, с целью разработки комплекса маркетинга для государственных учреждений сферы образовательно-досуговых услугпредложены основные направления и разработаны формы совершенствования управления некоммерческими организациями, реализация которых позволит некоммерческим организациям эффективно функционировать в условиях инновационного развития;

— разработаны направления подготовки инновационно-ориентированных менеджеров для учреждений образовательно-досуговой сферы, дающие возможность совершенствовать процесс повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников.

Практическая ценность работы заключается в обосновании направлений и форм совершенствования деятельности некоммерческих организаций образовательно-досуговой сферы, которые могут быть применены для эффективного управления их развитием.

Теоретические и методологические положения данного исследования могут быть использованы в учебном процессе для подготовки специалистов ориентированных на инновационный характер развития некоммерческих организаций.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на научных сессиях, на всероссийских и международных конференциях. Материалы диссертационного исследования применены в учебном процессе в преподавании отдельных тем по курсам I.

Маркетинг в отраслях и сферах деятельности", «Маркетинговые исследования», «Планирование маркетинговой деятельности». Результаты исследования использованы в научной работе «Определение места и роли инновационных технологий в системе формирования научно-образовательных комплексов» разработанной для Первого этапа фундаментального исследования по заказу Министерства образования РФ «Теоретико-методологические основы формирования НОК региона».

Выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании, могут применяться в практической деятельности Комитета по образованию, Комитета молодежной политики Правительства Санкт-Петербурга.

Результаты исследования прошли апробацию в рамках Методологической лаборатории по проблемам развития подростково-молодежных клубов при ГОУ Администрации Санкт-Петербурга «Дом молодежи» и рекомендованы для использования на уровне методических рекомендаций по развитию подростково-молодежных клубов.

Разработанные автором методики использованы для управления учреждениями образовательно-досуговой сферы г. Санкт-Петербурга.

Министерством образования и науки Российской Федерации автору диссертационного исследования объявлена благодарность за многолетний труд и большой вклад в развитие учреждений сферы государственной молодежной политики (приказ № 205/к-н).

Вывод:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Применение экономического и управленческого подходов к развитию некоммерческих организаций сферы услуг вполне обосновано, поскольку позволяет формировать адекватные экономический, правовой и организационно-распорядительный механизмы государственного регулирования.

Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой, к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в образовательно-досуговой сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента.

Особенности функционирования некоммерческих организаций накладывают свой отпечаток на маркетинг: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере — это дети, подростки. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Обеспечение эффективного функционирования и развития некоммерческих организаций сферы образовательно-досуговых услуг в условиях динамики рыночных отношений возможно на базе маркетингового t подхода к управлению учреждением, основополагающим принципом которого является целевая ориентация всех элементов системы на решение проблем, возникающих у потенциальных потребителей услуг, выводимых на рынок. Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач:

— целевое использование всех видов ресурсов для обеспечения более полного удовлетворения потребительского спросаформирование благоприятных условий для расширенного воспроизводства услуг в соответствии с динамикой спроса;

— развитие маркетинговых коммуникаций для реализации мероприятий, связанных с развитием рыночного спроса на определенные услугисоблюдение принципа социальной ориентации деятельности некоммерческих организаций, учитывающей потребности общества, социальных групп, человека;

— формирование эффективной системы управления, ориентированной на использование современных форм и методов стимулирования развития некоммерческих организаций в сфере услугусиление мер государственного регулирования развития некоммерческих организаций образовательно-досуговой сферы.

Переход от понимания роли общественности как спонсоров к пониманию необходимости деятельного общественного участия в управлении бюджетными организациями должен быть подкреплен обозначением соответствующих полномочий общественных институтов. Назрела необходимость рассматривать кадровые вопросы, содержание образования, проблемы бюджетного финансирования, образовательной политики в целом, непосредственно с участием общественных институтов управления.

Специфика отраслей сферы услуг на территориях конкретного региона определяет ориентацию стратегии развития социально-культурной сферы и отражает влияние различных факторов и условий на поиск форм взаимодействия с государством. Достижение этих целей возможно только при использовании методов стратегического управления и долгосрочного прогнозирования развития некоммерческих организаций сферы услуг на территории конкретного региона. Обеспечение устойчивости развития образовательно-досугового учреждения часто вступает в противоречие с реализацией такой цели как достижение высокой экономической эффективности, которая учитывает соизмерение результатов и затрат.

Повышение эффективности функционирования некоммерческих организаций в условиях рынка возможно за счет повышения качественных показателей производства услуг и управления.

Сетевая организация деятельности включает в себя объединение учреждений образования различной направленности.

Помимо всего, для развития образовательных учреждений может быть плодотворно использован мировой опыт «инкубатора ученых» путем создания микросообществ инновационных школ, на базе которых начинает выращиваться новация другого рода.

Для решения управленческих задач руководителю образовательного учреждения нужно быть не только педагогом, но и, прежде всего, менеджером и уметь кратчайшим путем за минимальные деньги достигать поставленных целей.

Победить в конкурентной борьбе и занять достойное место на рынке могут только те организации, которые активно используют инструменты маркетинга: постоянно изучают спрос и предложение, сбалансированно t формируют продуктовый портфель, предлагают адекватные платежеспособному спросу и качеству услуг цены, осуществляют гибкую коммуникационную политику.

Важнейшими механизмами внедрения инновации являются различные способы влияния на состояние человеческих ресурсов. И в этом качестве нужно использовать и профессиональную подготовку кадров, и повышение квалификации руководителей, и адаптацию действующих работников к переменам, и обучение руководителей новым технологиям (например, программно-целевому, стратегическому управлению).

Участие учреждений различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых будут являться нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ.

Основной целью внедрения нормативно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставленных услуг.

Государственный (муниципальный) социальный заказ предполагает выделение средств по конкурсу на предоставление определенного вида и объема услуг, указанного в государственном (муниципальном) контракте, и контролируемое по результату их оказания.

Рекомендации по повышению эффективности работы образовательно-досуговых учреждений.

Для эффективного использования бюджетных средств, дополнительного финансирования и обеспечения качественного предоставления потребителям досугово-образовательных услуг необходимо:

1. Максимально четко и по возможности однозначно сформулировать, предоставление каких видов услуг, кому именно, в каком объеме, какого качества должно финансироваться из бюджетных средств;

2. Сбалансировать вышеуказанные характеристики с бюджетными возможностями и определить масштабы и условия предоставления вышеуказанных услуг и размеры ассигнований из соответствующих бюджетов;

3.Закрепить за структурным подразделением ресурсы, необходимые для хозяйственной деятельности;

4.Предоставить подразделению оперативно-хозяйственную самостоятельность путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

5. Разрешить использовать заранее оговоренную часть дохода от предоставления платных услуг на развитие клуба, по усмотрению структурного подразделения под контролем управляющих органов;

6. Определить организации, способные предоставить клубам услуги по их обслуживанию, обеспечив требуемое их качество и количество.

7. Закрепить за учреждениями подрядные организации, которые зарекомендовали себя как добросовестные исполнители государственных контрактов, знакомы со спецификой конкретного клуба, его потребностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста. — М.: Ин-т экономики РАН, 2002. 228 с.
  2. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. -М.: Дашков и К., 2008. 716 с.
  3. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: Учебник. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 480 с.
  4. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. — М.: Финпресс, 2002.-312 с.
  5. В. Маркетинг образовательных услуг / В. Афанасьев В. Черкасов // Маркетинг. 2003. — № 1 — С. 77 — 90.
  6. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001. — 620 с.
  7. Д. Грядущее постиндустриальное общество.: Опыт соц. прогнозирования / Даниел Белл- Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. 783 с.
  8. С.Г. Маркетинговые исследования / Божук С. Г., Ковалик Л. Н. СПб: Питер, 2003. — 288 с.
  9. Ю.Борисов Б. А. Услуги. Правовой режим реализации. — М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1997 -415 е.
  10. П.Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: Экономика, 2002. — 350 е.
  11. А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. — М.: Дело и сервис, Финпресс, 2000. — 1056 с.
  12. Бюллетень МО РФ. 2002 — № 2. — С. 3−31.
  13. М.Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2001. — 308 с.
  14. Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния. М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 с.
  15. X. О состоянии «теории маркетинга услуг» //Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1. — С. 12 — 23.
  16. В.Н. Интересно ли в вашем клубе?— М.: Просвещение, 1989. —160 с.
  17. Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2003. 128 с.
  18. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. — М.: Финпресс, 2000. — 464 с.
  19. Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5. — С. ЗО — 41.
  20. А. Реклама. СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. — 128 с.
  21. Е. Практический маркетинг / Дихтль Е., Хершген X. М.: Наука, 1996. — 400 с.
  22. Длинные волны: НТП и социально-экономическое развитие / Под ред. С. Казанцева. Новосибирск, 1991. — 220 с.
  23. А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 4-е изд. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. — 720 с.
  24. И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками —М.: Просвещение, 1982. — 123 с. 26.3азерский Е.Я. и Соломоника А. Г. Организация и методика клубной работы. Учебник-М., Просвещение, 1975. — 196 с.
  25. Институциональная экономика: Учебное пособие / Под ред. Д. С. Львова. -М.: ИНФРА-М, 2002. 318 с.
  26. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999. — 896 с.
  27. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 1999. 896 с.
  28. Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций. — СПб.: Питер, 2008. 384 с.
  29. Ф. Основы маркетинга. СПб: Вильяме, 2008. — 1200 с.
  30. Ф. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций/ Ф. Котлер, А. Р. Андреасен. Феникс, 2007. — 854 с.
  31. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И. М. Шейман, Л. И. Якобсон, Л. С. Демидова и др.- Отв. ред. И. М. Шейман. М.: Наука, 1995. — 354 с.
  32. Концепции развития системы дополнительного образования для детей Санкт-Петербурга на 2008 -2011 годы // Российская газета. — 2007 № 4310
  33. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник 2-е изд. — М.: Дело, 2001.-392 с.
  34. Д.С. Экономика развития. -М.: Экзамен, 2002. 512 с.
  35. И.И. Управление проектами: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2004. — 340 с.
  36. М.Л. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность / М. Л. Макальская, Н.А. Пирожкова- 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2000. — 170 с.
  37. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Кормогов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  38. В.Д. Маркетинг услуг. —М.: Финансы и статистика, 1996.
  39. А. По направлению к психологии бытия. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. — 278 с.
  40. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2004. — 526 с.
  41. М.Ф. Управления проектами. MS Project. — М.: Омега-Л, 2005. -198 с.
  42. МихееваН.А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 170 с.
  43. Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 4.
  44. Н. Маркетинг и конкурентноспособность образовательного учреждения / Н. Моисеева, Н. Пискунова, Г. Костина // Маркетинг 2003. — № 1
  45. Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб.: Михайлов, 2002. — 317 с.
  46. Н.Г. Принципы экономики. 2-е изд., сокращ. — СПб.: Питер, 2000.- 160 с.
  47. На стороне подростка // Сетевой подход. № 3, 2003. — 136 с
  48. В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. — Омск: Омич, 2000 -288 с.
  49. Э. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 3.
  50. Об организации работы подростковых центров: Распоряжение от 9 декабря 1993 г. № 992-р.
  51. Петербурга от 17 марта 1998 года№ 28−6.
  52. Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве: Сборник статей 8 всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. — 273 с.
  53. Официальные документы в образовании // Информационный бюллетень. 2000. — № 21 (132). — С. З — 11.
  54. Официальные документы в образовании // Информационный бюллетень. 2002. — № 8. — С. 10 — 17.
  55. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. -М.: Интерпракс, 1995. 240 с.
  56. А.П. Маркетинг образовательных услуг (МОУ): крик души! / Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31.01.2002 г. // www. marketologi .ru
  57. Ф. Друкер. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. — СПб: Вильяме, 2007. — 304 с.
  58. Положение «О подростково-молодежном клубе Санкт-Петербурга»: Приложение к приказу Председателей Комитетов по культуре, по образованию, по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга от 04.10.99 г. № 75а/669/237
  59. Примерное положение «О муниципальном учреждении подростковом центре»: Приложение к распоряжению мэра С-Пб от 09.12.93 № 992-р .
  60. В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 2.-С.ЗЗ-45.
  61. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /под ред. проф. Лавриненко В. Н. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 327 с.
  62. Работа по месту жительства с детьми, подростками и молодежью: Сборник материалов о реализации молодежной политики Санкт-Петербурга в 2002 году. СПб, 2003. — 24 с.
  63. Г. С. Когда клуб зажигает огни.- М.: «Просвещение», 1987.—118 с.
  64. Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24−25нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С. А. М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал, прогр., 2001. — 223 с.
  65. Российская газета. -2001 г. 16 октября.
  66. Российский статистический ежегодник / Статистический сборник. -М.: Госкомстат России., 2000. 690 с.
  67. Сборник нормативно-правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области молодежной политики. СПб, 2003. — 356 с.
  68. В.Л. Металогические положения по статистике. Вып. 3. — М.: Госкомстат России. 2000. — 620 с.
  69. Справка. Об итогах работы Санкт-Петербургского Государственного учреждения «Подростковый центр «Невский». 2004 — 2007 г. г.: Архивные материалы СПбГУПЦ «Невский», 2008. — 120 с.
  70. С. Блэк. Паблик Рилейшнз. / Пер. с англ. М.: Сирин, 2003. — 202 с.
  71. В. Маркетинг сферы услуг. М.: Экспертное Бюро, 2001.160 с.
  72. Социально-экономическое положение России. М.: Инф.-изд. центр «Статистика России», 2000. — 305 с.
  73. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. — С.-Петерб. гос. унт культуры и искусств. — СПб.: Лань, 2001. — 382 с.
  74. Учредительные документы некоммерческих организаций. М.: Юринформ-центр, 2000. — 368 с.
  75. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. М.: Сфера, 2006. 176 с.
  76. В.Г., Федцов В. В. Предпринимательство: сфера сервиса: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. -210 с.
  77. В.М. Россия образование — XXI: взгляд в будущее // Университетская книга. — 1999. — № 12. — с. 4−11.
  78. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми: Учебное пособие для студентов институтов культуры. — М.: Просвещение, 1986.-160 с
  79. К. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика / Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. СПб.: Питер, 2002. -180 с.
  80. А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 120 — 123.
  81. Е. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. — СПб.: Лань, 2004. 192 с.
  82. А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М. З. Бора. -М.: Финпресс, 1998.-220 с.
  83. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф. Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1992. -145 с. 177 '. '
  84. Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: РДЛ, 2004. — 272 с.
  85. Т.В. Социальная экономика: Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2001.-286 с.
  86. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 198 с.
  87. Bateson J. Managing services marketing. United States of America, 1995.1. P. 50
  88. Bamow V. Culture and Personality. Chicago, 1985. P. 15.
  89. Bitner M. Services marketing. Massachusetts, 1996. — 215 p.
  90. Bock Ph.K. Rethinking Psychological Anthropology. San-Francisco, 1988.-P.24.
  91. Bouvier A. Management et projetdes etablissements scolaires. Paris, 1994.-170 p.
  92. Gronroos C. Service management and marketing. West Sussex, 2000.218 p.
  93. Landlois R. Finns, markets and economic. London and New York, 1995.-267 p.
  94. Lovelock C. Services marketing. London, 2001. — 160 p.
  95. Richard L. Oliver. A Cognitive Model of the Antecedents and Consequences of Satisfaction Decisions // Journal of Marketing Research. 1980. № 17-P. 460−469.
  96. Salamon L.M. The Emerging Sector. Baltimor: The Johns Hopkins University, 1994. 213 p.
  97. Sarah Luiinan. The Tradition of Need Blind Admissions Is Starting to Die // Street Journal. — 1994. — № 5. — B1.
  98. Weisbrod B.A. Special issue The commercialism dilemma of the nonprofit sector // J. of policy analysis a. management. N.Y., 1998. — Vol! 17. № 2- P. 164 -174.
  99. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // www.president.kremlin.rn
  100. Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года // www.kadis.ru
  101. Маркетинговый инструментарий // http: // www.dis.ru
  102. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга // www.gov.spb.ru
  103. Структура некоммерческого сектора IIhttp://www.ngopravo.ru
  104. Фонд «Институт экономики города» // http://ruc.logincee.org/libupload/20 050 608{lBFC148C-A793−4BB3−9029−8137CB88D76Q.doc
  105. Энциклопедия маркетинга // www.marketing.spb.ru
Заполнить форму текущей работой