Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности
Происходящие преобразования определяют необходимость изменения имеющихся педагогических систем. Основные факторы этих изменений в образовании связаны, прежде всего, с гуманизацией и демократизацией воспитания, распространением субъектно-субъектной парадигмы во взаимоотношениях между педагогом и воспитанником, внедрением в педагогическую практику личностно-ориентированного подхода, оказанием… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
- 1. 1. Деятельностный подход к проблеме развития и формирования профессиональных педагогических умений
- 1. 2. Категория рефлексии в философии и психологии
- 1. 3. Интеллектуальная рефлексия как предмет психологических исследований
- 1. 4. Рефлексивные умения в структуре профессиональных педагогических умений
- 1. 5. Роль рефлексивных умений в осуществлении воспитательного процесса
- 1. 6. Обоснование теоретической модели системы исследования и формирования рефлексивных умений у студентов
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОСНОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Описание методов исследования, испытуемых и хода экспериментальной работы
- 2. 2. Результаты контент-анализа студенческих работ на первом этапе исследования
- 2. 3. Механизмы формирования рефлексивных умений у студентов
- 2. 4. Психолого-педагогические условия обеспечения эффективности формирования рефлексивных умений у студентов в процессе педагогической практики
- 2. 5. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
- 2. 5. 1. Анализ психодиагностических исследований перед началом эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
- 2. 4. 2. Анализ и оценка результатов исследования по окончанию эксперимента
Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Динамизм социально-экономического, научно-технического и духовного развития общества необычайно актуализировал потребность в педагоге нового типа, способном профессионально действовать в условиях реформации всех сфер общественной жизни России, в условиях смены приоритетов и обновления системы образования. Изменение образовательных парадигм предполагает переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъективность, творческую индивидуальность, личностный потенциал педагога.
Происходящие преобразования определяют необходимость изменения имеющихся педагогических систем. Основные факторы этих изменений в образовании связаны, прежде всего, с гуманизацией и демократизацией воспитания, распространением субъектно-субъектной парадигмы во взаимоотношениях между педагогом и воспитанником, внедрением в педагогическую практику личностно-ориентированного подхода, оказанием педагогической поддержки и помощи подросткам. Перечисленные изменения требуют, в свою очередь, иных подходов к профессиональной подготовке педагога, который должен выступать носителем перемен в системе образования и воспитания. В связи с этим одним из приоритетных направлений в совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов становится формирование у них в процессе обучения готовности к профессиональной деятельности, которая предполагает овладение не только системой знаний, но и системой умений и навыков, обеспечивающих саму способность выполнять профессиональные функции.
Студенты университета, как будущие специалисты в различных сферах профессиональной деятельности, так или иначе, сталкиваются с воспитательным процессом, как составной частью общепедагогической действительности (семья, работа, досуговое общение, воспитательная деятельность в учреждениях образования.) Поэтому в рамках настоящего исследования нами рассматривается аспект подготовки студентов к воспитательной деятельности.
Методы профессиональной подготовки дают возможность развивать и формировать все исследованные до настоящего момента педагогические умения и способности будущих специалистов. Для достижения профессионализма в педагогической деятельности, который, в частности, выражается в умении анализировать педагогические явления, самостоятельно формулировать педагогические цели и задачи, находить оптимальные способы их достижения, необходим определенный уровень сформированности рефлексивных умений.
Ориентация на деятельностный подход к формированию психолого-педагогических умений прослеживается в ряде теоретических исследований (П.Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, Д. Б Эльконин) и создает определенные возможности для совершенствования профессиональной подготовки специалистов.
В последние годы появились новые научные направления и концепции, без изучения которых невозможна эффективная работа педагогов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. К ним можно отнести исследования проблемы активизации познавательной деятельности и возможностей проблемного обучения (М.А. Данилова, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М.Н. Скаткин), программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина).
В психолого-педагогических исследованиях рассмотрены закономерности формирования гностических, проектировочных, коммуникативных, творческих умений (O.A. Абдулина, Р. В. Габдреев, Г. А. Засобина Е.А. Милерян, А. Н. Новиков, К. К. Платонов и другие).
В своем исследовании мы выделяем рефлексивный компонент как наименее изученный и представленный в специальных исследованиях с точки зрения его формирования в процессе профессиональной подготовки (A.A. Реан, A.A. Бодалев, Н. В. Кузьмина, С. Ю. Степанов и др.).
Противоречия между сложившейся системой развития и формирования рефлексивных умений студентов и требованиями, предъявляемыми воспитательной деятельностью к реализации данного компонента на практике определили проблему нашего исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Определение условий и механизмов процесса формирования рефлексивных умений у студентов в ходе их подготовки к воспитательной деятельности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс учебно-профессиональной подготовки студентов к воспитательной деятельности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Рефлексивные умения и механизмы их формирования в процессе учебно-профессиональной подготовки студентов университета.
ГИПОТЕЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось предположение о наличии взаимосвязи между использованием в учебном процессе различных механизмов теоретической и практической подготовки студентов к воспитательной деятельности и изменениями интеллектуальной и личностной составляющих рефлексивных умений на выходе профессиональной подготовки.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
— на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить профессионально значимые педагогические и психологические умения и определить место и значение рефлексивного компонента в структуре педагогической деятельности;
— обосновать теоретическую модель формирования рефлексивных умений студентов в процессе подготовки к воспитательной деятельности;
— выделить условия и средства, необходимые для формирования рефлексивных умений студентов в ходе профессиональной подготовки;
— разработать варианты подготовки студентов к осуществлению воспитательной деятельности;
— обосновать зависимость между использованием различных методов теоретической и практической подготовки студентов к воспитательной деятельности и уровнем сформированности рефлексивных умений;
— проследить динамику развития рефлексивных умений в ходе профессиональной подготовки.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, системный анализ и синтез, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, психодиагностические методики, анализ продуктов деятельности студентов, методы математической статистики.
Теоретической основой исследования являются психолого-педагогических работы, раскрывающие: сущность понятия «профессионализм педагогической деятельности» и характеристики основных его компонентов (Н.В. Кузьмина) — условия формирования у будущего педагога профессионально значимых качеств (O.A. Абдуллина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков), технологии управления процессом подготовки специалистов (В.П. Беспалько, Р. В. Габдреев, В.А. Якунин), теория деятельности (А.Н. Леонтьев), теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу, Л. М. Аболин, B.C. Мерлин, Р.В. Габдреев), работы в области методологии психологии и педагогики (Г.П. Щедровицкий).
В современной психологии наблюдается интенсивный рост теоретических, экспериментальных и прикладных исследований рефлексивных процессов. Изучение рефлексии осуществляется в контексте трех направлений. Это, во-первых, творчество (Л. Н. Алексеева, 1988, Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, 1979; О. С. Анисимов, 1994; В. К. Зарецкий, 1984; Я. А. Пономарев, 1994; С. Ю. Степанов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина, Е. Н. Кучумова, 1996; Ю. Н. Кулюткин 1984). Во-вторых, сознание и самосознание. (Ф. Баррон, 1990; В. В. Барцалкина, 1989; И. Д. Бех, 1989, Н. И. Гуткина, 1983; А. В. Захарова, 1989; В. П. Зинченко, 1991; А. И. Липкина, 1986; В. И. Слободчиков, 1986;87- Г. А. Цукерман, Б. М.
Мастеров, 1995). И, в-третьих, — установление, и поддержание коммуникативных контактов (Г. М. Андреева, 1980; С. Ю. Курганов, 1989; В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, 1990). Накопленные данные позволяют дифференцировать представления о рефлексии: в психологических исследованиях выделяются, по крайней мере, четыре типа рефлексии — кооперативная, коммуникативная, личностная и интеллектуальная. В настоящее время можно говорить о том, что складывается новая область знаний — психология рефлексии. (В. Е. Лепский, 1994; С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, 1985). Исследования в этой области все более ориентируются на решение практических проблем. Одной из наиболее важных сфер применения научно-психологических знаний о рефлексии является педагогическая практика (Л. А. Беляева, 1995; Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин, 1995; А. А. Реан, 1990; С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Калошина, Т. В. Фролова, 1991; Г. П. Щедровицкий, 1993; И. И. Ильясов, И. Л. Можаровский, 1987; И. М. Юсупов, 1992).
Экспериментальной базой исследования выступил Удмуртский государственный университет. Исследованием было охвачены студенты биолого-химического факультета, имеющие педагогическую направленность профессиональной подготовки.
Этапы исследования.
Первый этап (1993;95гг.). Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияпроведение констатирующего эксперимента. В результате была сформулирована проблема, определены исходные параметры исследования, объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза, понятийный аппарат.
Второй этап (1995;97гг.). Конструирование теоретической модели объекта на основе полученных знаний, обобщение результатов опытно-педагогической работы и проведение педагогического эксперимента с апробацией вновь разработанных программ и методик. Определены педагогические условия, обеспечивающие формирование рефлексивных умений.
Третий этап (1997;98гг.). Анализ и обобщение результатов экспериментально-педагогической работы. Апробация результатов исследования, уточнение теоретических положений, оформление материалов диссертационного исследования, разработка вариантов методического обеспечения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в раскрытии сущностных и сруктурно-содержательных характеристик рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки студентов к воспитательной деятельности, разработке и апробировании теоретической модели исследования и формирования рефлексивных умений студентов, разработке многовариантной системы подготовки студентов к воспитательной деятельности.
Практическая значимость исследования связана с непосредственной подготовкой студентов УДГУ к воспитательной деятельности в различных воспитательных системах республики, с принципиальной возможностью использования содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов в практике профессиональной подготовки и внедрением в учебный процесс вариантов методического обеспечения.
Апробация работы: Теоретические положения, выводы и рекомендации автора были предметом обсуждения на теоретическом аспирантском семинаре в Удмуртском государственном университете, межвузовских научно-практических конференциях 1995, 1996, 1997 гг. в г. Ижевске, межрегиональных конференциях в г. Москве, Одессе, Всероссийском Детском Центре «Орленок» (Туапсе). Получили одобрение при непосредственной организации подготовки студентов в УДГУ, Ижевском педагогическом училище, Удмуртском институте усовершенствования учителей. Материалы исследования использованы в разработке спецкурсов и Концепции летней педагогической практики студентов Удмуртского госуниверситета, внедрены в учебный процесс при отборе студентов для работы в Всероссийском Детском Центре «Орленок» (г. Туапсе) и Детском Центре «Молодая гвардия» (г. Одесса), подготовку и проведение инструктивных лагерных сборов для студентов УДГУ, Ижевского педагогического училища.
Репрезентативность выводов обеспечивается широкой базой исследования, статистической обработкой данных и корректностью их интерпретации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Рассмотрение структурно-сущностных характеристик рефлексивных умений в рамках теории профессиональной подготовки, теории деятельности и теории личности позволяет.
2. Чередование методов теоретической и практической подготовки повышает уровень сформированности рефлексивных умений будущих специалистов.
3. Многовариантность подготовки студентов к воспитательной деятельности обеспечивает активизацию формирования рефлексивных умений студентов.
4. Методическое обеспечение процесса подготовки студентов к воспитательной деятельности.
5. Уровень рефлексивных умений студентов может быть повышен под воздействием учебного процесса.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Материал изложен на 162 страницах, содержит 4 таблицы и 9 рисунков. Библиографический список включает -257 источников, в том числе 2 на иностранном языке.
Заключение
.
Проведенное исследование подтвердило изначально выдвинутые положения о необходимости не только методологической и теоретической разработки проблемы формирования рефлексивных умений у студентов в ходе профессиональной педагогической подготовки, но и принципиально новых психолого-педагогических подходов к решению конкретных задач в условиях вузовской подготовки специалистов.
Важнейшим в ряду перспективных научных разработок стоят задачи комплексного исследования рефлексивных процессов в рамках осуществления профессиональной педагогической подготовки в условиях изменения социально-экономической ситуации в России и обоснование теоретических условий формирования системы профессиональной подготовки специалистов в сфере воспитательной работы с детьми.
Исследования развития рефлексивных умений имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение, в первую очередь для решения задач психологического обеспечения учебного процесса с ВУЗе.
В проведенном исследовании обозначены возможные линии рассмотрения названных проблем. В частности, проанализированы теоретические и прикладные исследования в психологии и педагогике, связанные с возможностью целенаправленной работы по формированию разных видов рефлексии, рассмотрены различные подходы и требования к осуществлению воспитательной деятельности, вычленена специфика и отличие воспитательного процесса от процесса обучения.
Исследование посвящено психолого-педагогическим аспектам обеспечения процесса профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Педагогическая деятельность педагогов-воспитателей рассматривается как совершенно особая, имеющая свою специфику и социальное пространство развертывания область педагогической действительности.
Предложенная теоретическая модель исследования и формирования рефлексивных умений у студентов в процессе подготовки к воспитательной деятельности рассматривается нами как базовая и может быть использована при моделировании вариантов подготовки специалистов в этой области.
Результаты проведенного исследования позволили обосновать и разработать варианты методического обеспечения процесса формирования рефлексивных умений, которые могут быть использованы на этапе профессиональной подготовки.
Разработанные для обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов к воспитательной деятельности программы курсов могут представлять интерес для педагогов — практиков и организаторов системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Рассмотрение нескольких вариантов подготовки студентов к воспитательной деятельности позволило нам обосновать совокупность условий, обеспечивающих эффективность формирования рефлексивных умений. Сравнение повышения эффективности процесса подготовки к воспитательной деятельности за счет обеспечения каждого из условий лежит за рамками нашего исследования, но очевидно, что степень эффективности протекания процесса подготовки при различной степени обеспечения того или иного условия будет неравнозначной.
Выделенные нами варианты обеспечения формирования рефлексивных умений представляют собой открытую методическую и организационную структуру и могут быть дополнены при проведении соответствующих исследований.