Философско-аналитическая концепция тождества личности
SiderT I’our-Dimensionalism An Ontology of Persistence and Time — Oxford. Clarendon Press, 2001; Hudson H. отношения. На роль подходящего отношения могут претендовать как отношение физической, так и отношение психологической связанности и непрерывности. Однако, ни одно из этих отношений не способно обеспечить тождества личности в случае возможности существования физических или психологических… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая
- ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ТОЖДЕСТВА И ПРОБЛЕМА ТОЖДЕСТВА ЛИЧНОСТИ. И
- 1. Дискуссия по проблеме тождества и тождества личности в традиционной и новоевропейской философии
- 2. Стандартная концепция тождества
- 3. Парадоксы тождества
- 4. Стратегии разрешения парадоксов тождества
- 5. Тождество объекта и тождество личности
- Глава вторая.
- СУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ТОЖДЕСТВА ЛИЧНОСТИ
- 1. Субстанция как онтологическая основа личности
- 2. Личность как физическая субстанция
- 3. Личность как ментальная субстанция
- Третья глава
- РЕЛЯЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ТОЖДЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА НИГИЛИЗМА
- 1. Неолоккова концепция тождества личности во времени как парадигма реляционизма
- 2. «Психологические теории» тождества личности и аргумент удвоения"
- 3. Критика реляционизма и проблема нигилизма
- 4. Субстанциальная модель тождества личности как ответ на вызов нигилизма
Философско-аналитическая концепция тождества личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
За последние 50 лет развитие науки и связанных с ней областей деятельности привели к радикальному изменению условий человеческой жизни. Клонирование, генная инженерия, информационные технологии в буквальном смысле вторглись в наш быт и преобразили нашу повседневность. Потребность осмысления этих перемен вызвали к жизни «вечные метафизические вопросы» о природе и сущности человеческой личности. Одним из свидетельств этого является бурное развитие аналитической метафизики как одного основных направлений современной философской мысли. Начиная с 50-х гг. прошлого столетия в англосаксонскую философскую традицию стали возвращаться классические метафизические вопросы. Критика У. Куайном некоторых «догм», на которых строилась философия «логического позитивизма», открыла путь для становления новой метафизики, которая, вооружившись современными формальными методами лингвистического анализа, пытается решить проблемы, всегда волновавшие философов. Среди этих проблем почетное место занимает проблема тождества личности во времени, впервые эксплицитно сформулированная Дж. Локком в xxvii главе II книги «Опыта о человеческом разумении». В современную философию эта тема «вернулась» в середине прошлого века. При этом следует отметить, что интерес к ней философов не только не угасает, но скорее усиливается, поскольку очевидна ее непосредственная связь с природой человеческой личности, ее местом в мире, важностью ответа на вопрос: «кто и что есть я?». Дискуссия последних десятилетий показала, насколько важно иметь в виду онтологические предпосылки и последствия того или иного решения проблемы тождества личности. Поэтому можно сказать, что эта проблема превратилась в задачу создания адекватной метафизики личности, которая была бы способна ответить на вопрос о месте личности в мироздании. Эта задача является как нельзя более актуальной в мире, где развитие науки и техники, современная «научная картина мира», кажется, постоянно и настойчиво ставят под сомнение самостоятельность, уникальность, самоценность и даже само существование человеческой личности. Однако достоинство и ценность человеческой личности вряд ли могут быть «спасены» за счет отказа от науки как рационального исследования человека и окружающего его мира. В конечном итоге, сама наука — одно из самых ценных достижений человеческой личности, и отказ от нее был бы унижением самой человеческой личности, стремящейся к научному знанию не только ради пользы, но и ради истины. Таким образом, единственно разумным ответом на вызов, бросаемый современным научным мировоззрением, является онтологически убедительное согласование представлений о личности как уникальном, разумном и свободном существе с современными научными представлениями о человеке и мире.
Кроме этого, настоящее исследование имеет один аспект, делающий его весьма актуальным в той ситуации, которая сегодня сложилась в отечественной философии. «Аналитическая философия» уже давно перестала быть англосаксонским явлением. Ее влияние распространилось по всему миру, в т. ч. и в большинстве стран «континентальной» Европы, так что сегодня псевдогеографическое деление философии на «аналитическую» и «континентальную» едва ли может найти какое-нибудь разумное оправдание. Отечественная философия, оказавшись на перепутье вследствие кризиса диалектического материализма, начала поиск новых оснований в «континентальной» феноменологии, постмодернизме или дореволюционной русской философии. До сих пор в этих поисках новых оснований философствования аналитической традиции уделялось сравнительно мало внимания. Поэтому возможно, что настоящее исследование, ориентированное главным образом на «аналитический метод», в некоторой степени могло бы восполнить этот пробел.
Проблема «тождества личности» чрезвычайно многогранна и имеет глубокие корни. В эпоху античности ее, так или иначе, затрагивали Эпихарм, Платон, Аристотель, Эпикур, философы Стоической школы, Цицерон, Плотин и другие мыслители. В Средние века термин «личность» (греч. prosopon, hypostasis, лат. persona) приобрел особое значение благодаря развитию христианского богословия. Разработкой понятия «личность» в христианском контексте занимались Тертуллиан, Ириней Лионский, каппадокийские отцы, Аврелий Августин, Северин Боэций, Фома Аквинский и др. Именно в этот период возникает классическое определение личности как «субстанции разумной природы», обладающей тремя основными признаками: индивидуальностью, разумом и свободной волей.
В Новое время впервые разворачивается эксплицитная дискуссия о тождестве личности. Дж. Локк, возражая против декартовского отождествления личности с нематериальной мыслящей субстанцией, выдвинул концепцию личности как психологической сущности, тождество которой состоит в непрерывности ментальной жизни, но не связано с тождеством какой бы то ни было субстанции. Идеи Локка получили широкое обсуждение в трудах Г. В. Лейбница, английских философов С. Кларка, Э. Коллинза, Д. Батлера, Д. Юма, Т. Рида, У. Хазлитта, немецких философов И. Тетенса, И. Канта. Можно сказать, что именно в новоевропейской философии складываются «прообразы» главных современных позиций по вопросу о тождестве личности.
С новой силой полемика вокруг проблемы тождества личности разгорается в середине XX века. Развитие этой полемики можно условно разделить на три этапа. Первый охватывает хронологически 40−70-е гг. прошлого столетиятематически этот этап концентрируется вокруг вопроса о критерии тождества личности. Главный спор разворачивается между сторонниками «психологического» (П. Грайс, Э. Квинтон, Р. Нозик, X. Нунэн, Дж. Перри, С. Шумейкер), «телесного» (Б. Вильяме) критерия тождества личности во времени, а также сторонниками т.н. «простого взгляда» (Дж. Мэдел, Р. Суинбурн, Р. Чизхольм). Особое значение получило в этот период обсуждение реальных (Р. Сперри, Т. Нейгель) и воображаемых случаев сплит-брейна (Д. Виггинс), а также других вдохновленных ими мысленных экспериментов (Д. Парфит). Второй этап приходится в основном на 70−80-е гг. XX века. Главная тема второго этапа — «Что имеет значение при выживании?». В основном идейное содержание этого этапа определено дискуссией вокруг книги Д. Парфита «Доводы и личности». Эта книга получила самый широкий полемический отклик в мире аналитической философии (М. Джонстон, Д. Льюис, Р. Мартин, Дж. Томсон). Третий этап открывается в 90-е гг. XX в. выходом книги П. ван Инвагена «Материальные объекты» и продолжается до настоящего времени. Этот этап можно охарактеризовать как «онтологический» или «метафизический поворот» в дискуссии о тождестве личности. Главное внимание в этот период уделяется вопросу онтологии личности и метафизике ее пребывания во времени.
На современном этапе проблема тождества личности рассматривается в рамках более общего вопроса о пребывании объектов во времени, природы отношения тождества. В связи с этим для настоящего исследования большое значение имеют работы в области философии тождества таких авторов, как Г. Фреге, А. Чёрч, У. Куайн, П. Гич, М. Блэк, С. Крипке, Э. Гиббард, Дж. Мюро, Д. Виггинс, X. Нунэн, У. Ходжес, Дж. Хоусорн, X. Дейтч, П. Форрест, М. Новосёлов, Г. Левинв области метафизики пребывания во времени — таких ч t авторов, как Д. Армстронг, Б. Рассел, М. Лаке, Р. Чизхольм, И. Хоффман, Г. Розенкрантц, Т. Меррикс, Д. Зиммермен, П. Саймоне, Т. Сайдер, Д. Виггинс, М. Ри, А. И. Уёмов. В этот период были предложены несколько основных метафизических моделей тождества личности. Модель, основанная на онтологии биологических организмов (анимализм), представлена в работах П. ван Инвагена, Э. Олсона, П. Сноудона, в некоторой степени — Д. Виггинса. Модели, основанные на онтологии временных частей, представлены в трудах Д. Льюиса, Дж. Перри, Т. Сайдера, X. Хадсона. Важное место в современной дискуссии об онтологической природе личности и ее тождестве во времени принадлежит дуалистическим моделям тождества личности. Различные варианты «дуалистических» моделей тождества личности представлены в работах Дж. Лоуе, Дж. Мэдела, Д. Одерберга, Р. Суинбурна, Дж. Фостера. Аргументы, косвенно говорящие в пользу «дуалистической» природы личности, можно найти у П. Ангера и Д. Зиммермена. Несколько особняком стоит оригинальная онтологическая модель — «конституционный взгляд», разработанная Р. Бейкер.
Комплексный характер проблемы заставил обратиться к использованию работ, с одной стороны, посвященных истории проблемы тождества личности, пребывания объектов во времени, а с другой стороны, — работ, посвященных методологическим аспектам метафизики модальности и мысленного эксперимента. Среди первых следует подчеркнуть исследования К. Барбер, М. Болтон, Б. В. Бирюков, Б. Вильямса, X. Гарсиа, Дж. Ковера, М. Коэна, X. Нунэна, Д. О-Лири-Хосорна, К. Раппа, А. Л. Субботина, М. Фурмана, У. Чарльтона, К. Хаузера, Х.-П. Шютта. Среди вторых — труды Р. Адамса, Т. Гендлер, Д. Каплана, С. Крипке, Д. Льюиса, Э. Плантинги, Г. Розенкранца, Дж. Хоусорна.
В отечественной философии проблема тождества личности не была тематизирована эксплицитным образом, однако значительный вклад в разработку проблематики, связанной с понятием «личность», внесли В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Л. Шестов, А. Ф. Лосев, В. И. Моисеев, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. А. Будилова, С. Л. Выготский, Е. В. Золотухина-Аболина, Э. В. Ильенков, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, Ф. В. Константинов, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Муранов, В. Н. Мясищев, В. Г. Норакидзе, А. В. Петровский, К. К. Платонов, И. И. Резвицкий, С. Л. Рубенштейн, В. П. Тугаринов. Кроме того, следует указать также, что почти все значительные послекантовские континентальные философы — И. Фихте, Ф.В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, С. Керьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шеллер, Ж-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, разносторонне разрабатывали проблему личности, однако особенность избранного угла рассмотрения не позволяет сколько-нибудь подробно остановиться на оценке их вклада в решение данной проблемы. Объект исследования: тождество личности.
Предмет исследования: онтологические модели тождества личности. Цель работы состоит в раскрытии онтологической природы личности и её тождества во времени. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
— показать принципиальную неустранимость стандартного понятия тождества и его взаимосвязь с понятием существования;
— выявить онтологическую природу большинства «загадок» тождества;
— показать тесную взаимосвязь между тождеством личности и ее онтологией;
— очертить основные возможности онтологии личностирассмотреть субстанцию как онтологическую основу личности, сформулировав основные принципы субстанциализма как доктрины об онтологической природе личности и показав достоинства и недостатки существующих субстанциалистских решений проблемы тождества личности во времени;
— рассмотреть отношение как онтологическую основу личности, сформулировав основные принципы реляционизма как доктрины об онтологической природе личности и представив анализ основных вариантов реляционных решений проблемы тождества личности во времени;
— показать принципиальную уязвимость реляционизма для критики со стороны нигилизма как доктрины об отсутствии у личности самотождественной онтологической основы;
— наметить вариант более удовлетворительного решения проблемы тождества личности на основе субстанциализма.
Достижение цели работы и успешное решение поставленных задач требует использования различных методов и инструментов философского анализа. В основном в настоящем исследовании используются характерные для аналитической метафизики и аналитической философской традиции методы формального анализа языковых выражений. В частности, для формулировки и оценки аргументов в пользу той или иной философской позиции, аргументы выражаются на языке стандартной логики с тождеством, при этом широко используются базовые понятия модальной логики и элементы формальной мереологии. Важное методологическое значение имеет введенное У. Куйаном понятие «онтологического обязательства», восходящее к Р. Чизхольму понятие интуиция", а также «мысленный эксперимент» как средство концептуального и метафизического анализа. Кроме специфических методов, свойственных аналитической метафизике, автор руководствовался общефилософскими и общенаучными принципами: принципом восхождения от абстрактного к конкретному, принципом историзма.
Научная новизна исследования заключается в:
— раскрытии онтологического характера тождества личности во времени,.
— выявлении главных онтологических моделей тождества личности во времени,.
— разработке аргумента в пользу априорной ложности реляционистских концепций тождества личности, а также аргумента в защиту субстанции как необходимой онтологической основы тождества личности во времени,.
— создании оригинальной концепции тождества личности на базе субстанциальной онтологической модели.
На защиту выносятся следующие положения:
— «Парадоксы тождества» имеют онтологическую природу. Ревизия стандартной теории тождества не позволяет адекватным образом решить ни один из известных парадоксов тождества. Поэтому они могут быть разрешены только путем создания соответствующей онтологии пребывания объектов во времени;
— Тождество личности является частным случаем тождества объекта;
— При условии истинности стандартной концепции тождества и стандартной концепции существования возможны три основные онтологические модели личности: субстанциализм, реляционизм и нигилизм.
— Предлагаемые в современной метафизике субстанциалистские теории тождества личности неспособны адекватно ответить на вопрос о тождестве личности во времени. Однако эта неспособность носит не необходимый характер, а связана с отсутствием подходящей концепции субстанции.
— Предлагаемые в современной метафизике реляционистские концепции тождества личности во времени также неспособны дать удовлетворительный ответ на вопрос о тождестве личности во времени. Однако эта неспособность носит необходимый характер, так как реляционизм необходимо влечет нигилизм;
— Более удовлетворительная концепция субстанции как онтологической основы личности и ее тождества во времени может быть создана на основе синтеза аристотелевского понимания формы как имманентной силы, оформляющей вещь как целое, с идеей существования хэкцеитических (от лат. haecceitas -«этовость») свойств, являющихся онтологической основой единичной индивидуальности конкретной вещи.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в осмыслении онтологической природы личности в контексте современного научного и философского мировоззрения, а также во введении в отечественный философский дискурс идей и методов современной аналитической метафизики, касающихся проблемы тождества личности во времени. Выводы и основные положения диссертации могут быть использованы в разработке спецкурсов, а также в преподавании базовых курсов по таким философским дисциплинам, как онтология и философская антропология, а также биоэтике.
Положения диссертации и промежуточные результаты диссертационного исследования отражены в 9 публикациях, обсуждались на научных сессиях ФИПСИ ВГУ, научно-практических конференциях ВГМА им. Н. Н. Бурденко, международной конференции «Dimensions of Personhood» (г. Ювяскюля, Финляндия), а также использовались при разработке факультативных семинаров «Проблема тождества личности во времени» и «Тождество и объект», проведенных в ВГМА им. Н. Н. Бурденко в 2004;2006 гг.
Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 12 параграфов, и заключения.
Список литературы
включает 173 наименований, в том числе 149 на иностранных языках. Общий объем работы — 243 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Тождество личности — одна из труднейших и интереснейших философских проблем, активно обсуждаемых в современной философии. В настоящей работе я пытался показать, что данная проблема может рассматриваться не только как проблема концептуального анализа, как полагают многие современные авторы 463, но и как собственно онтологическая проблема. Онтологический аспект вопроса состоит в том, что адекватное решение «загадки» тождества нужно искать не столько в изменении наших понятий тождества и личности, сколько в ответе на вопрос: «Что существует?», т. е. пытаясь отыскать более ясное представление об устройстве сущего. Предложенный в первой главе анализ природы и структуры «парадоксов тождества» показал, что эти парадоксы, имея сходную структуру, не могут быть решены путем простого изменения логики тождества.
Введение
альтернативных концепций тождества ни избавляют нас от необходимости иметь понятие тождества как такового, ни позволяют дать удовлетворительное решение самих парадоксам тождества. В связи с этим обстоятельством более подходящей стратегией решения парадоксов тождества кажется соответствующее изменение онтологических убеждений. Более того, именно сохранение стандартной концепции тождества позволяет по-новому сформулировать проблему тождества личности, выявив ее подлинно онтологический характер, поскольку она дает возможность определить существование в терминах тождества: существовать для некоторого х значит быть тождественным с некоторым у, находящимся в соответствующей области квантификации. Данное определение существования допускает три основные онтологические модели тождества личности: субстанциализм, релятивизм и нигилизм. В соответствии с субстанциальной моделью тождество личности может быть выражено в терминах субстанции. Согласно реляционной модели, тождество личности заключается в наличии некоторого отношения между сущностями, конституирующими или составляющими личность.
Нигилистическая модель отрицает онтологическую реальность тождества личности.
Вторая глава посвящена анализу субстанциальной модели тождества личности. В частности, рассмотрены четыре основные варианта субстанциализма: «неоаристотелевский» субстанциализм, картезианский дуализм, некартезианский дуализм, спиритуализм, а также два версии субстанциализма, которые правильнее назвать «квазисубстанциалистскими»: «анимализм» и «конституционный взгляд». В качестве общего тезиса субстанциализма можно сформулировать следующим образом: © Личность тождественна субстанции того или иного рода или тождество личности зависит от тождества субстанции того или иного рода. Главный итог проведенного анализа, состоит в том, что, во-первых, концепция субстанции как онтологической основы личности может быть признана удовлетворительной. Во-вторых, субстанциализм не является ложным априори. Наряду с этим, однако, исследование конкретных версий субстанциализма показывает, что каждая из них сталкивается с весьма серьезными возражениями, так что субстанциализм нуждается в дальнейшей разработке. Основные направления развития субстанциализма намечаются в последующей части диссертационного сочинения. Однако, для того, чтобы понять, как должна выглядеть более убедительная версия субстанциального подхода к проблеме тождества личности, сначала потребовалось рассмотрение альтернативных онтологических моделей: реляционизма и нигилизма.
В третьей главе был предложен анализ реляционистской модели в ее различных разновидностях, а также показана ее принципиальная уязвимость для нигилистической критики. Кроме того, в данной главе было показано, каким образом может быть дан ответ на вызов нигилизма в рамках субстанциональной онтологической модели. Реляционизм в наиболее общем виде понимается как положение, что тождество личности состоит не в тождестве какой бы то ни было субстанции, а в тождестве некоторого.
463 SiderT I’our-Dimensionalism An Ontology of Persistence and Time — Oxford. Clarendon Press, 2001; Hudson H. отношения. На роль подходящего отношения могут претендовать как отношение физической, так и отношение психологической связанности и непрерывности. Однако, ни одно из этих отношений не способно обеспечить тождества личности в случае возможности существования физических или психологических двойников исходной личности. Редукционистский подход к проблеме тождества личности допускает существование таких двойников, благодаря чему, как показывает нигилистическая критика, реляционизм представляется ложным априори. В свою очередь сам нигилизм как позиция, по существу отрицающая существование личностей, кажется весьма контраинтуитивной позицией. Поэтому признание нигилизма оправданно только в том случае, если занять более правдоподобную позицию не представляется возможным. Однако, очевидно, признание нигилизма не является обязательным, так как возможна более правдоподобная субстанциалистская альтернатива, которую и следует предпочесть, руководствуясь принципом Дж. Мура, согласно которому при прочих равных условиях предпочтение имеет та теория, которая в большей степени соответствует нашим повседневным убеждениям. В общем виде предлагаемый в настоящей работе аргумент вглядит следующим образом. При условии принятия стандартной концепции тождества и стандартной концепции существования необходимо, что верен либо субстанциализм, либо реляционизм, либо нигилизм. Необходимо, что реляционизм ложен, поскольку он ложен априори. Следовательно, истинным может быть только субстанциализм или нигилизм. Однако, субстанциализм следует предпочесть нигилизму, поскольку, во-первых, он в большей мере отвечает нашим обыденным интуициям и не отрицает существование личностей. Нигилизм имеет преимущество, только если не существует ни одной правдоподобной версии субстанциализма. Однако такая версия существует, по крайней мере, если речь идет о тождестве человеческой личности. Согласно предложенной в последнем параграфе третьей главы концепции тождества личности, тождество.
A Materialist Metaphysics of the Human Person — Ithaka and London Cornell University Press, 2001 человеческой личности состоит в тождестве человеческого существа как субстанции. Данная концепция имеет преимущества мировоззренческого и прагматического характера. Научно-технический прогресс наряду с расширением знаний о мире и облегчением человеческой жизни ставит человека перед серьезными вопросами, касающимися его онтологической природе и собственного места в мироздании. Предложенная концепция позволяет мыслить человека как целое. Именно человеческая личность, неотделимая от человеческого существа, является субъектом научных исследований, которые она может и должна осуществлять ради как ради познания, так и ради пользы. Научно-технический прогресс и интеллектуальная честность не требуют занятия редукционистской позиции. Более того, как я пытался показать в своей работе, редукционизм и реляционизм представляются весьма проблематичными позициями именно с точки зрения логического анализа. Их сторонникам приходится прибегать к очень изощренным аргументам, чтобы представить свои убеждения когерентными. Я пытался показать, что это возможно только весьма дорогой ценой. С другой стороны, я пытался показать, что субстанциализму, несмотря на многие недостатки, присущие его современным версиям, может быть придана более или менее приемлемая формулировка, которая, во-первых, является внутренне непротиворечивой, во-вторых, соответствует нашим интуициям того, что значит быть личностью и пребывать во временив-третьих, предлагает содержательный, но при этом антиредукционистский критерий тождества личности во временив-четверых, показывает тесную связь между бытием личностью и бытием человеком. Таким образом, человек, кажется, способен примирить то, что для него особенно ценно — стремление знать истину и желание действовать сознательно и ответственно.
Список литературы
- Августин. О Граде Божием / Августин. — Минск, М.: Харвест ACT, 2000. -1294 с.
- Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. -М.: Мысль, 1978. Т. 2. -С. 51−90.
- Аристотель. Метафизика / Аристотель. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 608 с.
- Аристотель. Топика / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1978. -С. 347−532.
- Боэций. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества / Боэций // «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990. — С. 145 157.
- Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Соч.: 2 т. М.: Мысль. — Т. 1. -1989.-С. 250−298.
- Гоббс Т. О теле / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989. — С. 66 218.
- Крипке С. Тождество и необходимость / С. Кринке // Новое в зарубежной лингвистике.-Вып. 13.-М.: «Радуга», 1982.-С. 340−371.
- Куайн У. Слово и объект / У. О. Куайн. М.: Логос, Праксис, 2000. — 386 с. Ю. Лебедев А. С. Фрагменты ранних греческих философов / А. С. Лебедев. — М.
- Наука, 1989. Ч. I.-577 с. И. Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике / Г. В. Лейбниц. Соч.: в 4 т. — М.:
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1985.-Т. 1.-621 с. 16.11овосёлов М. Тождество / М. Новосёлов // Философская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1970.-Т. 5.-С. 238−241.
- Плотин. О бессмертии души (Энн. IV. 7) / Плотин // Вопросы философии. -№ 3.- 1994.-С. 155−172.
- Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
- Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон М.: Мысль, 1999. — 528 с.
- Парадокс // Философская энциклопедия. М. «Советская энциклопедия», 1967.-Т. 4.-С. 207−211.
- Уемов А. В. Вещи, свойства и отношения / А. В. Уемов. М.: Издательство академии наук СССР, 1963 — 184 с.
- Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. — Киев: Элга -Ника-Центр, М.: Элькор-МК, 2002. Ч. I. — Вопросы 1−43. — 560 с.
- Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов / Г. Фреге. М.: Аспект Пресс, 2000. — 512 с.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании. // Д. Юм. -М.: «Канон», 1995.-400 с.
- Adams R. М. Primitive Thisness and Primitive Identity / R. M. Adams // Journal of Philosophy. vol. 76 — 1979. — p. 5−26.
- Allien C. Animal Consciousness / C. Allien // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2006. — (http://plato.stanford.edu/archives/win2006/entries/ consciousness-animal/).
- Alston W. P., Bennet J. Locke on people and substances / W. P. Alston, J. Bennet // Philosophical Review № 97. — 1988. — p. 25−46.
- Anscombe G. E. M. The First Person / G. E. M. Anscombe // Collected Philosophical Papers of G.E.M. Anscombe. — Oxford: Blackwell, 1981. — Vol. II. -p. 21−36.
- Aristotle. On Memory and Reminiscence / Aristotle. -http://classics.mit.edu/Aristotle/memory.html.
- Armstrong D. Universals and Scientific Realism. / D. Armstrong. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. — vol. I. — 149 p.
- Audi R. (gen. ed.) The Cambridge Dictionary of Philosophy / R. Audi. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 883 p.
- Baillie J. Problems in Personal Identity / J. Baillie. New York: Paragon House, 1993.- 171 p.
- Baker L. R. Persons and Bodies: A Constitution View / L. R. Baker. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 223 p.
- Baker L. Review of A Materialist Metaphysics of the Human Person, by Hud Hudson/L. Baker//Mind 112.-2003.-p. 148−151.
- Barber K. F., Garcia J. E., (eds.) Individuation and Identity in Early Modern Philisophy: Descartes to Kant / K. F. Barber, J. E. Garcia. Albany: State University of New York Press, 1994. — 275 p.
- Braddon-Mitchell D., Miller K. How to Be a Conventional Person / D. Braddon-Mitchell, K. Miller // The Monist. vol. 87. — № 4. — 2004. — p. 457−474.
- Black M. The Identity of Indiscernibles / M. Black // Mind № 61. — 1952. — p. 153−164.
- Blume Т., Demmerlling C. Grundprobleme der analytischen Sprachphilosophie: von Frege zu Dummet / T. Blume, C. Demmerlling. Paderborn, Miinchen, Wien, Zurich: Schoningh, 1998.-308 S.
- Braddon-Mitchell D., Miller K. How To Be a Conventional Person / D. Braddon-Mitchell, K. Miller // The Monist. vol. 87. — № 4. — 2004. — p. 457−474.
- Broad C. D. An Examination of McTaggart’s Philosophy / C. D. Broad. -Cambridge: Cambridge University Press, 1933. vol. I. -460 p.
- Burge T. Memory and Persons / T. Burge // Philosophical Review. vol. 112.-№.3.-2003.-289−337.
- Butler J. Of Personal Identity / J. Butler // Репу J. (ed.) Personal Identity. -Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1975. p. 99−107.
- Charlton W. Aristotle on Identity / W. Charlton // T. Scaltgas, D. Charles, M. L. Gill (eds). Unity, Idenitity, and Explanation in Aristotle’s Metaphysics. Oxford: Clarendon Press, 1994.-p. 41−53.
- Chisholm R. M. Person and Object: A Metaphysical Study / R. M. Chisholm. La Salle, IL: Open Court. — 1979. — 231 p.
- Chisholm R. Is there a Mind-Body-Problem? / R. Chisholm // Chisholm R. On Metaphysics. Mineapolis: Minnesota University Press, 1989. — p. 119−128.
- Cohen S. M. Aristotle’s Metaphysics // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2003. — (http://plato.stanford.edu/archives/win2003/entries/aristotle-metaphysics/).
- Cover J. A., O’Leary-Hawthorne J. A World of Universals / J.A. Cover, J. O’Leary-Hawthorne // Phliosophical Studies. -№ 91.-1998. p. 205−219.
- Cover J.A., O’Leary-Hawthorne J. Substance and Individuation in Leibniz / J. A. Cover, J. O’Leary-Hawthorne. Cambridge: University Press, 1999. — 310 p.
- Descartes R. Meditationen uber die Grundlagen der Philosophie: lateinisch-deutsch / R. Descartes. Hamburg: Meiner, 1992. — 188 S.
- Deutsch H. Relative Identity / H. Deutsch // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2006. (http://plato.stanford.edu/archives/fall2006/entries/identity-relative/).
- Dancy J. Reading Parfit / J. Dancy. Oxford: Blackwell Publishers, 1997. — p. 352.
- Foster J. The Immaterial Self / J. Foster. London: Routledge, 1991. — 298 p.
- Forrest P. The Identity of Indiscernibles / P. Forrest // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2006. — (http://plato.stanford.edu/archives/fall2006/entries/ identity-indiscernible/).
- Fuhrmann M. Persona, ein romischer Rollenbegriff / M. Fuhrmann // O. Marquard, K. Stierli (Hrsg.). Identitat. — Miinchen: Fink, 1979. — S. 83−106.
- Gallagher S., Zahavi D. Phenomenological Approaches to Self-Consciousness / S. Gallagher, D. Zahavi // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2005. -(http://plato.stanford.edu/archives/fall2006/entries/self-consciousness-phenomenological/).
- Garcia, J. Introduction to the Problem of Individuation in the Early Middle Ages / J. Garcia. Miinchen, Wien: Philosophia Verlag, 1984. — 301 p.
- Geach P. T. Logic Matters / P. T. Geach. Oxford: Basil Blackwell, 1972. — 335 P
- Geach P. T. Reference and Generality / P. T. Geach. Ithaca: Cornell University Press. — 1980.-231 p.
- Gendler T. S., Hawthorne J. Conceivability and Possibility / T. S. Gendler, J. Hawthorne. Oxford: Clarendon Press, 2002. — 507 p.
- Gibbard A. Contingent Identity / A. Gibbard // Rea M. Material Constitution: A Reader. Lanham, MD: Rowman & Littlefield. — 1997. — p. 93−125.
- Greenfield S. Soul, Brain and Mind / S. Greenfield // Crabbe M. (ed.) From Soul to Self. London, New York: Routledge, 1999. — p. 108−125.
- Grice H. P. Personal Identity / H. P. Grice // Perry J. (ed.) Personal Identity. -Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1975. p. 73−95.
- Haslanger S. Persistence through time / S. Haslanger // M. Loux, D. Zimmerman (eds). The Oxford Handbook of Metaphysics. Oxford: Oxford University Press, 2003.-p. 315−354.
- Hauser Ch. Selbstbewusstsein und Personale Identitat: Positionen und Aporien ihrer vorkantischen Geschichte- Locke, Leibniz, Hume und Tetens / Ch. Hauser. -Stuttgart-Bad-Cannstatt: frommann-holzboog, 1994.-211 p.
- IIawthorne J. Identity / J. Hawthorne // M. Loux, D. Zimmerman (eds). The Oxford Handbook of Metaphysics. Oxford: Oxford University Press, 2003. — p. 99−130.
- Hoffman, J., Rosenkrantz, G. S. Substance Among Other Categories / J. Hoffman, G. S. Rosenkrantz. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — 198 p.
- Hoffman J., Rosenkrantz G. S. Substance: Its Nature and Existence / J. Hoffman, G. S. Rosenkrantz. London: Routledge, 1997. — 218 p.
- Hodges W. Logic / Hodges W. Penguin Books, 1982. — 337 p.
- Hudson H. A Materialist Metaphysics of the Human Person / H. Hudson. Ithaka and London: Cornell University Press, 2001. — 202 p.
- Hughes Ch. Identity and Conterparthood / Ch. Hughes // Travaux de logique 14. -2001.-p. 23−54.
- Johnston M. Human Beings / M. Johnston // The Journal of Philosophy. № 84. -1987.-p. 59−83.
- Johnston M. Human Concerns without Superlative Selves / M. Johnston // J. Dancy (ed.) Reading Parfit. — Oxford: Blackwell Publishers, 1997. — p. 149 179.
- Kant I. Kritik der reinen Vernunft /1. Kant. 3. Aufl. — Hamburg: Meiner, 1990. — 870 S.
- Kaplan D. How to Russel Frege-Church / D. Kaplan // M. Loux (ed.) The Possible and The Actual. Readings in the Metaphysics of Modality. Ithaca, London: Cornell University Press, 1979. — p. 210−224.
- King P. Scotus on Metaphysics / P. King 11 Williams Th. (ed.) The Cambridge companion to Duns Scotus. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — p. 15−68.
- Knuutila S. Medieval Theories of Modality / S. Knuutila // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2003. (http://plato.stanford.edu/archives/fall2003/entries/modality-medieval).
- Kripke S. Naming and Necessity / S. Kripke. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1972. — 172 p.
- Leonard H. S., Goodman N. The Calculus of Individuals and its Uses / H. S. Leonard, N. Goodman // Journal of Symbolic Logic. vol. 5. — 1940 — p. 45−55.
- Lewis D. Convention: A Philosophical Study / D. Lewis. Cambridge, M. A.: I larvard University Press, 1969. — 213 p.
- Lewis D. Counterparts of Persons and Their Bodies / D. Lewis. Journal of Philosophy.-vol. 65.- 1971.-p. 113−126.
- Lewis D. On Plurality of Worlds / D. Lewis. N. Y.: Basil Blackwell, 1986. -276 p.
- Lewis D. Counterpart Theory and Quantified Modal Logic / D. Lewis // Loux M. (ed.) The Possible and the Actual / M. Loux. Ithaca, N. Y.: Cornell Univesity Press, 1979.-p. 110−128.
- Lewis D. Survival and Identity / D. Lewis // D. Lewis. Philosophical Papers. -Vol. I. — Oxford: Oxford University Press, 1983. — p. 55−77.
- Lewis D. Postscripts to «Counterpart Theory and Quantified Modal Logic» / D. Lewis // D. Lewis. Philosophical Papers. — vol. I. — Oxford: Oxford University Press, 1983.-p. 39−46.
- Lewis D. Parts of Classes / D. Lewis. Oxford: Basil Blackwell, 1991. — 155 p.
- Loux M., Zimmerman D. The Oxford Handbook of Metaphysics / M. Loux, D. Zimmerman. Oxford: Oxford University Press, 2003. — 736 p.
- Loux M. Metaphysics. A Contemporary Introduction / M. Loux. London, New York: Routledge, 1998. — 240 p.
- Loux M. (ed.) The Possible and the Actual / M. Loux. Ithaca, N. Y.: Cornell Univesity Press, 1979. — 334 p.
- Loux M. Substance and Attribute: A Study in Ontology / M. Loux. Dordrecht: Holland/ Boston: U.S.A. / London: England: D. Reidel Publishing Company, 1978.-187 p.
- Lowe E. J. Real Selves: Persons as a Substantial Kind / E. J. Lowe // Cockburn D. (ed.) Human Beings. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
- Lowe J. E. Primitive Substances / J. E. Lowe // Philosophy and Phenomenological Research. vol. 54. — 1994. — p. 531 -552.
- Lowe E. J. Subjects of Experience / E. J. Lowe. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 209 p.
- Lowe E. J. Self, agency and mental causation / Lowe E. J. // Journal of Consciousness Studies. vol. 6. — 1999. — p. 225−39.
- Lowe E. J. Individuation / E. J. Lowe // M. Loux, D. Zimmerman (eds). The Oxford Handbook of Metaphysics. Oxford: Oxford University Press, 2003. — p. 75−95.
- Maddy P. Is the Importance of Identity Derivative? / P. Maddy // Philosophical Studies.-vol. 35.- 1979.-p. 151−170.
- Madell G. The Identity of the Self / G. Madell. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1981. — 148 p.
- Martin С. В., Deutscher M. Remembering / С. B. Martin, M. Deutscher // Philosophical Review. № 75. — 1966. — p. 161 -196.
- Martin, R., Barresi J. Personal Identity and What is Matters in Survival: An Historical Overview / R. Martin, J. Barresi // R. Martin, J. Barresi (eds.) Personal Identity. Blackwell Readings in Philosophy. Oxford: Basil Blackwell, 2003. -p. 1−74.
- Merricks T. Objects and Persons / T. Merricks. Oxford: Oxford University Press, 2001.-p. 203.
- Merricks T. Realism About Personal Identity Over Time / T. Merricks // Philosophical Perspectives. vol. 15.-2001.-p. 173−187.
- Miller, B. Existence / B. Miller // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. -2002. -(http://plato.stanford.edu/archives/sum2002/entries/existence/).
- Myro G. Identity and Time / G. Myro // M. C. Rea. (ed.) Material Constitution. A Reader. Lanham, MD: Rowman & Littlefield. — 1997. — p. 148−172.
- Nagel T. Brain Bisection and the Unity of Consciousness / T. Nagel // Synthese. № 22 — 1971. — p. 396−413.
- Noonan H. Objects and Identity: An Examination of the Relative Idenitity Thesis and Its Consequences / H. Noonan. The Hague / Boston / London: Martinus Nijhoff Publishers, 1980. — 177 p.
- Noonan H. Personal Identity / H. Noonan. London and New York: Routledge, 1989.-263 p.
- Nozick R. Personal Identity through Time / Nozick R. // R. Martin, J. Barresi (eds.) Personal Identity. Blackwell Readings in Philosophy. Oxford: Basil Blackwell, 2003.-p. 92−114.
- Oderberg D. Hylemorphism and Individuation / D. Oderberg // Haldane J. (ed.) Mind, Metaphysics and Value in the Thomistic and Analytical Traditions. South Bend, IN: University of Notre Dame Press, 2002.-p. 125−142.
- Olson E. An Argument for Animalism / E. Olson // R. Martin, J. Barresi (eds.) Personal Identity. Blackwell Readings in Philosophy. Oxford: Basil Blackwell, 2003.-p. 318−334.
- Olson E. T. Personal Identity / E. T. Olson // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2002. — (http://plato.stanford.edu/archives/fall2002/entries/identity-personal/).
- Olson E. Review of Hudson И. A Materialist Metaphysics of the Human Person / E. Olson // Notre Dame Philosophical Reviews November — 2002.
- Olson E. T. The Human Animal: Personal Without Psychology / E. T. Olson. Oxford: Oxford University Press, 1997. — 189 p.
- Parfit D. Personal Identity / D. Parfit // The Philosophical Review. № 80. -№ 1.-1971.-p. 3−27.
- Parfit D. Lewis, Perry and What Matters / D. Parfit // Rorty A. (ed.) Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1976. — p. 91−107.
- Parfit D. Reasons and Persons / D. Parfit. Oxford: Clarendon Press, 1984. -545 p.
- Parfit D. On Importance of Self-Identity / D. Parfit // Journal of Philosophy. -vol. 68.- 1971.-p. 683−690.
- Репу J. Can the Self Divide? / J. Perry // Journal of Philosophy. vol. LXIX. -1972.-p. 463−488.
- Perry J. (ed.) Personal Identity / J Perry (ed.). Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1975. — 248 p.
- Perry J. Personal Identity, Memory and the Problem of Circularity / Perry J. // Perry J. (ed.) Personal Identity. -Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1975-p. 135−155.
- Perry J. Identity, Personal Identity, and the Self / J. Perry. Indianopolis, Cambridge: Hacklett Publishing Company, 2002. -254 p.
- Quinton A. The Soul / A. Quinton // Perry J. (ed.) Personal Identity. -Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1975. p. 53−72.
- Rapp Ch. (hrsg.) Aristoteles, Metaphysik, die Substanzbucher (Z, H, 0) / Ch. Rapp (hrsg.) Berlin: Akademie Verlag, 1996. — 333 S.
- Rea M. Material Constitution: A Reader / M. Rea. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1997.-350 p.
- Rea M. Four-Dimensionalism / M. Rea // M. Loux, D. Zimmerman (eds). The Oxford Handbook of Metaphysics. Oxford: Oxford University Press, 2003. — p. 246−280.
- Reid T. Of Identity / T. Reid // Perry J. (ed.) Personal Identity. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1975. — p. 108−112.
- Reid T. Of Mr. Locke’s Account of Our Personal Identity / Reid T. // Perry J. (ed.) Personal Identity. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1975.-p. 113−118.
- Robinson D. Failing to Agree or Failing to Disagree?: Personal Identity Quasi-Relativism / D. Robinson // The Monist. vol. 87. — № 4. — 2004. — p. 512−536.
- Robinson H. Dualism / H. Robinson // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2003. — (http://plato.stanford.edu/archives/fall2006/entries/ dualism/).
- Robinson H. Substance / H. Robinson // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2004. — (http://plato.stanford.edu/archives/win2004/entries/ substance/).
- Rodriguez-Pereyra G. Modal Realism and Metaphysical Nihilism / G. Rodriguez-Pereyra//Mind. vol. 113.-October 2004.-p. 1−22.
- Rorty A. (ed.) The Identities of Persons / A. Rorty (ed.) Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1976. — xxx pp.
- Rosen G., Dorr C. Composition as Fiction / G. Rosen, C. Dorr // Gale M. (ed.) The Blackwell Guide to Metaphysics. Blackwell Publishers, 2002.-p. 151−173.
- Rosenkrantz G. Haecceity. An ontological Essay / G. Rosenkrantz. -Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 1993. 252 p.
- Schutt H.-P. Substanzen, Subjekte und Personen. Eine Studie zum Cartesischen Dualismus / H.-P. Schutt. Heidelberg: Manutuis Verlag, 1990. -353 S.
- Sellars W. Science, Perception, and Reality / W. Sellars. N. Y.: Humanities Press, 1963.-366 p.
- Sider T. All the World’s a Stage / T. Sider // Australasian Journal of Philosphy -vol. 74.- 1996.-p.433−453.
- Sider T. Four-Dimensionalism. An Ontology of Persistence and Time / T. Sider. Oxford: Clarendon Press, 2001. — 255 p.
- Sider T. Criteria of Personal Identity and the Limits of Conceptual Analysis / T. Sider//Philosophical Perspectives. vol. 15.-2001.-p. 189−209.
- Simons P. Parts. A Study in Ontology / P. Simons. Oxford: Clarendon Press, 1987.-390 p.
- Sosa E. Subjects Among Others Things / E. Sosa // Rea, M. (ed.) Material Constitution: A Reader. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1997. — p. 63−90.
- Shoemaker S. Personal Identity and Memory / S. Shoemaker // Perry J. (ed.) Personal Identity. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1975-pp. 119−134.
- Shoemaker S. Self-Knowledge and Self-Identity / S. Shoemaker. Ithaca: Cornel University Press, 1963. — 264 p.
- Shoemaker S. Persons and Their Pasts / S. Shoemaker // American Philosophical Quaterly. vol. 7. — № 4. — 1970 — p. 269−285.
- Shoemaker S. Parfit on Identity / S. Shoemaker // Dancy J. (ed.) Reading Parfit. Oxford: Blackwell Publishers, 1997.-p. 135−148.
- Sperry R. Consciousness, Personal Identity and The Divided Brain / R. Sperry // Neuropsychologia. Vol. 22. — № 6. — 1984. — pp. 661−673.
- Strawson P. F. Individuals. An Essay in descriptive metaphysics / P. F. Strawson. London: Methuen, 1959. — 255 p.
- Strawson P. F. Einzelding und logisches Subjekt (Individuals) / P. F. Strawson. Stuttgart: Philipp Reclam Jun., 1972. — S. 326.
- Sutton J. Memory / J. Sutton // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. -2004. -(http://plato.stanford.edu/archives/sum2004/entries/memory/.
- Swinburne R. Personal Identity: The Dualist Theory / R. Swinburne // Shoemaker S. and Swinburne R. Personal Identity. Oxford: Blackwell, 1984. -p. 1−66.
- Swinburne R. Thisness / R. Swinburne // Australasian Journal of Philosophy. -vol. 73. № 3. — Sept. 1995. — p. 389−400.
- Thomson J. J. People and Their Bodies / J .J. Thomson / Dancy J. (ed.) Reading Parfit. Oxford: Blackwell Publishers, 1997. — p. 202−229.
- Unger P. I Do Not Exist / P. Unger // M. Rea. Material Constitution: A Reader. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1997. — p. 175−190.
- Unger P. The Survival of the Sentient / P. Unger // Philosophical Perspectives. Action and Freedom. vol. 14. — 2000. — p. 325−348.
- Unger P. The Mental Problem of the Many / P. Unger. 2004. -http://philosophy.fas.nyu.edu/docs/IO/! 179/mentalproblem.pdf.
- Van Inwagen P. Material Beings / P. van Inwagen. Ithaca: Cornell University Press, 1990. — 299 p.
- Van Inwagen P. The Doctrine of Arbitrary Undetached Parts / P. van Inwagen // Pasific Philosophical Quaterly, 1981. vol. 62 — p. 123−137.
- Van Inwagen P. Materialism and the Psychological-Continuity Account of Personal Identity / P. van Inwagen // Ontology, identity, and modality. Essays in Metaphysics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.-p. 144−161.
- Wiggins D. Identity and Spatio-Temporal Continuity / D. Wiggins. Oxford: Basil Blackwell, 1967.-83 p.
- Wiggins D. On Being in the Same Place at the Same Time / D. Wiggins // Philosophical Review. vol. 77. — 1968. — p. 90−95.
- Wiggins D. Locke, Butler and the Stream of Consciousness: and Men as a Natural Kind / D. Wiggins // Noonan H. (ed.) Personal Identity. Dartmouth Publ.Co. Ltd, Aldershot, 1993.-p. 131−158.
- Wiggins D. Sameness and Substance / D. Wiggins. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980. — 238 p.
- Wiggins D. Mereological Essentialism: Assymmetrical Dependence and Nature of Continuance / D. Wiggins // Sosa E. (ed.) Essays on Philisophy of Roderick M. Chisholm. Amsterdam: Rodopi, 1979.-p. 297−316.
- Wiggins D. Sameness and Substance Renewed / D. Wiggins. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 257 p.
- Williams B. Descartes: The Project of Pure Enquiry / B. Williams. London: Penguin Books, 1978. — 320 p.
- Williams B. Personal Identity and Individuation / B. Williams // Proceedings of Aristotelian Society -№ 57, — 1956−1957.-p. 229−252.
- Williams B. The Self and the Future / B. Williams // Philosophical Review. -№ 79.- 1970.-p. 161−180.
- Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus / L. Wittgenstein. -Werkausgabe in 8. Bd. Bd. 1. — Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1993. — S. 7−85.
- Wittgentstein L. Philosophische Untersuchungen / L. Wittgenstein. -Werkausgabe in 8. Bd. Bd. 1. Frankfurt a. M., Suhrkamp, 1993. — S. 225−580.
- Wolter A. B. John Duns Scott / A. B. Wolter // Gracia, J. J. E. (ed.) Individuation in Scholasticism: The Later Middle Ages and the Counter-Reformation (1150−1650). Albany N. Y.: State University of New York Press, 1994.-p. 271−298.
- Zimmerman D. Theories of Masses and Problem of Constitution / D. Zimmerman//Philosophical Review.-vol. 104.-No. 1.- 1995.-p. 53−110.
- Zimmerman D. Immanent Causation / D. Zimmerman // Philosophical Perspectives. Mind, Causation, and World. vol. 11. — 1997. — p. 433−471.
- Zimmerman D. Material People / D. Zimmerman // M. Loux, D. Zimmerman (eds). The Oxford Handbook of Metaphysics. Oxford: Oxford University Press, 2003.-p. 491−526.