Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На 4 курсе большинство профессиональных ролей («эксперт-криминалист» «специалист по спецсредствам», «следак», «опер», «судья», «психолог», «правозащитник», «организатор», «должностное лицо») принято и освоено курсантами, однако наблюдается снижение стремления к дальнейшему профессиональному развитию, нежелание соответствовать требованиям, предъявляемым к курсантам в вузе. Однако, чувствуя свою… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование сущности, структуры и закономерностей процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России
    • 1. 1. Обзор научно-психологической литературы по проблеме профессионально-ролевого самоопределения личности
    • 1. 2. Профессионально-ролевое самоопределение и концепция профессиональной идентичности личности
    • 1. 3. Образ профессии в контексте профессионально-ролевого самоопределения
    • 1. 4. Сущность и структура профессионально-ролевого самоопределения
    • 1. 5. Механизмы профессионально-ролевого самоопределения курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России
    • 1. 6. Актуализация процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов в учебно-служебной деятельности
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России
    • 2. 1. Планирование эмпирического исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Этапы проведения исследования
    • 2. 4. Обсуждение результатов исследования
    • 2. 5. Психологические особенности организации и сопровождения процесса актуализации профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов
  • МВД России
  • Выводы по главе

Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное развитие нашего общества характеризуется кардинальными преобразованиями человеческого бытия, формированием новой системы социально-экономических отношений. В связи с этим для современной науки характерно резкое повышение интереса к формированию, развитию и становлению личности. Проблема самоопределения личности является в этом контексте одной из центральных. Все чаще употребляемое в научном лексиконе понятие «самоопределение личности» диктует необходимость определения соответствующего статуса в теории. Необходимы комплексные исследования по вопросам самоопределения личности во взаимосвязи всех его составляющих, а также выработка научно-обоснованных рекомендаций для образовательных учреждений. Получение специальности в высшем учебном заведении является важным этапом процесса профессионального самоопределения личности и осуществляется на протяжении всех лет обучения.

В настоящее время высшая школа ориентируется на новое представление о профессионале. Он рассматривается как развитый и разносторонний субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании и осуществлении собственной деятельности. Зачастую профессиональное самоопределение личности в вузе протекает «стихийно». Между тем, оно требует специальной работы по его формированию. Поэтому одной из главных задач психологической науки сегодня является поиск и обоснование путей целенаправленного формирования профессионального самоопределения.

Все последние государственные и законодательные акты в области образовательной политики, включая и Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Государственный стандарт», выделяют требования к интеллектуальному и нравственному развитию специалиста-профессионала. Особенно отмечается необходимость формирования его способности к самостоятельному профессиональному развитию и росту. Эта проблема является чрезвычайно актуальной в отношении профессиональной подготовки специалистов для правоохранительной системы в вузах МВД России. Результаты наблюдений и психологических исследований, проводимых в Тюменском юридическом институте МВД России, свидетельствуют о низком уровне заинтересованности курсантов получаемой профессией, отсутствии навыков моделирования профессиональных планов, низком уровне активности в принятии и присвоении профессиональных ролей. Это приводит к высокой текучести кадров в ОВД. По результатам социологических исследований ТЮИ МВД России, 23% молодых специалистов — выпускников образовательных учреждений МВД России, увольняются из органов внутренних дел в течение первых трех лет службы.

Одним из основных недостатков в подготовке будущих специалистов правоохранительных органов на сегодняшний день выступает доминирование знаниевого (гностического) подхода, в рамках которого ведущей образовательной задачей выступает формирование у курсантов системы знаний. Однако профессиональное самоопределение курсанта подразумевает не только накопление знаний и опыта практической деятельности, но и приобретение профессионального мастерства, эмоционально-личностную вовлеченность в профессию, принятие профессии, «вживание» в нее. В этой взаимосвязи операциональных и личностных компонентов большое значение принадлежит направленности сознания: то, как соотносит личность свои способности и требования профессии, осознает свое место и роль в предстоящей деятельности.

Присвоение профессиональных ролей является связующим звеном между личностью и группой, способом освоения профессии. С одной стороны роль включает в себя ролевые ожидания, а с другой стороныисполнение, т. е. осуществляемую модель поведения. Усвоение ролевых ожиданий, стремление им соответствовать и достижение высокого уровня исполнения профессиональных ролей являются условиями эффективного профессионального развития курсантов.

Проведенный анализ литературы показал, что изучению проблем профессионального самоопределения посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной психологии. Вместе с тем остается неразрешенным важнейший вопрос: какова связь между процессом профессионального самоопределения и принятием личностью профессиональных ролей. Нерешенность этого вопроса объясняется отсутствием в научной литературе единой теории профессионально-ролевого самоопределения. Это и обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России».

Объектом исследования выступили курсанты Тюменского юридического института МВД России и курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте 17−21 лет. Общее количество участников эксперимента — 420 человек (из них участники фокус-групп 1−4 курсов ТЮИ МВД России -37 человеккурсанты первого курса ТЮИ МВД России — 98 человек, второго курса ТЮИ МВД России — 100 человек, третьего курса СПбУ МВД России — 101 человек, четвертого курса ТЮИ МВД России — 84 человека). Из курсантов 1 курса ТЮИ МВД России были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Предмет исследования — профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России.

Цель: выявить особенности и основные принципы процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ отечественной и зарубежной литературы, публикаций по теме исследования".

2. Разработать и апробировать психосемантическую методику исследования профессионально-ролевого самоопределения.

3. Выявить особенности процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов 2, 3, 4 курсов вузов МВД России.

4. Подготовить программу, направленную на актуализацию процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов.

Гипотезы:

1. Существуют различия в актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России в зависимости от: а) курса (года обучения) — б) наличия (отсутствия) в вузе казарменного положения.

2. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов актуализируется через освоение профессиональных ролей в процессе ролевых игр и интериоризацию опыта конструктивного поведения в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— философские подходы к проблеме самоопределения человека (И. Кант, Ж. П. Сартр, Ж. Ж. Руссо и др.).

— принципы системного анализа психических явлений, идеи о комплексном подходе к изучению человека (Б.Г. Ананьев, А. В. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, A. J1. Свенцицкий и др.);

— основы психологического подхода к проблеме самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Г. П. Ников, В. Ф. Сафин, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

— исследования в области профессионального самоопределения (С.А. Боровикова, М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, Н. В. Самоукина, Н. Х. Титма и др.);

— исследования в области психологии профессий, профессиональной деятельности и профессионального развития (С.П. Безносов, Э. Ф. Зеер, А. Т. Иваницкий, С. В. Кошелева, Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Рыбников, В. А. Толочек, В. Д. Шадриков, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков, Л.Б. Шнейдер);

— ролевые теории личности (Э. Берн, И. С. Кон, Дж. Мид, Р. Мертон, Дж. Морено, В.А. Ядов);

— исследования проблем профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (С.П. Безносов, B.JI. Васильев, А. Б. Гребенников, Э. Ф. Зеер, А. Т. Иваницкий, М. В. Пряхина, С. Н. Тихомиров, В. А. Цветков, Ю. А. Шаранов и др.);

— психосемантический подход к проблеме диагностики уровня профессионального развития (Е.Ю. Артемьева, E. J1. Доценко, В. Ф. Петренко,.

A.Г. Шмелев);

— работы военных ученых в области психологии и педагогики военно-профессиональной подготовки курсантов (В.А. Барабанщиков, В. П. Давыдов,.

B.Я. Кикоть, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.).

Методы проведения исследования. Методы исследования были подобраны в соответствии с целью, задачами, спецификой объекта и предмета настоящего исследования. Нами был использован основной метод психосемантики — семантический дифференциал (СД), а на этапе его формирования — метод групповой беседы (фокус-групп). С целью обоснования принципов и методов профессионально-ролевого самоопределения было проведено пилотажное исследование и формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента применялся метод психологического тренинга.

Этапы проведения исследования:

J. Проведение пилотажного исследования, теоретический анализ работ в области изучаемой проблемы (сентябрь 2003 г. — февраль 2004 г.).

2. Разработка концепции профессионально-ролевого самоопределения и схемы эксперимента (март 2004 г. — февраль 2005 г.).

3. Проведение формирующего эксперимента (март 2005 г. — июнь 2005 г.).

4. Математическая обработка полученных данных (факторный, кластерный, корреляционный анализ с использованием программы STATISTICA 6.0) (июль 2005 г. — сентябрь 2005 г.).

5. Интерпретация и научное обоснование результатов исследования (октябрь 2005 г. — май 2006 г.).

Научная новизна работы. Предложен новый подход к рассмотрению профессионального самоопределения личности как процессу непрерывного и конфликтного присвоения курсантами профессиональных ролей в контексте современной культуры правоохранительной деятельности. Разработан концептуальный аппарат, а также развит субъектно-формирующий подход к исследованию процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России.

Теоретическая значимость исследования. В работе предложен новый подход к рассмотрению профессионального самоопределения личности. Предпринята попытка создания единой тории профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России.

Создана необходимая теоретическая база, проработан концептуальный аппарат, а также выбран и апробирован методологический подход к исследованию процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России.

Практическая значимость. Разработана и апробирована методика семантического дифференциала, которая может быть использована в работе психолога правоохранительных органов. Предложена тренинговая программа, направленная на активизацию процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России, включающая ролевые игры и упражнения, информационные блоки, рассмотрение сложных ситуаций профессиональной деятельности, моделирование профессиональных планов.

Положения, выносимые на защиту: 1. Профессионально-ролевое самоопределение курсанта вуза МВД.

России — это процесс позиционирования себя относительно требований профессиональных ролей и освоения профессии, опосредованный механизмами принятия основных профессиональных ролей: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, поведенческий, рефлексивный.

2. В условиях казарменного положения курсанты более активно принимают роли, необходимые им для выполнения служебной деятельности («дежурный по курсу», «дневальный», «патрульный», «часовой», «караульный»), чем в условиях отсутствия в вузе казарменного положения.

3. Применение разработанной тренинговой программы способствует актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов.

Апробация результатов. Отдельные положения диссертационного исследования нашли отражение в 7 публикациях автора, а также в докладах на итоговых научно-практических конференциях ТЮИ МВД России (2004, 2005, 2006).

Результаты, основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России (2004, 2005, 2006).

С 2004 года в программу по психологическому сопровождению учебной и служебной деятельности личного состава Тюменского юридического института МВД России были включены и проводились тренинги профессионально-ролевого самоопределения курсантов.

В 2005 году было разработано, опубликовано и внедрено в практическую деятельность Тюменского юридического института МВД России методическое пособие по повышению эффективности профессионального самоопределения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы (с приложениями) составляет 257 страниц. Диссертация.

Выводы по главе.

Исследование процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов экспериментальной группы посредством применения тренинговой программы выявило сдвиги в уровне актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов экспериментальной группы. После применения формирующего воздействия отмечается активная позиция личности в освоении профессиональных ролей. Испытуемые противопоставляют стремление к освоению профессиональных ролей неопределенности позиции, нежеланию исполнять профессиональные роли. Одной из доминирующих ролевых позиций является позиция защитника («защитник», «правозащитник», «спасатель», «блюститель порядка»), т. е., в восприятии испытуемых, важной профессиональной функцией сотрудника правоохранительных органов является защита граждан.

После формирующего воздействия (применения тренинговой программы) профессиональные роли стали гораздо более актуализированными в структуре ролевого пространства испытуемых. Тем самым, можно полагать о формировании у курсантов устойчивой тенденции к освоению профессии через знание и принятие профессиональных ролей.

Испытуемые экспериментальной группы ориентированы на конструктивное построение межличностных отношений, стремление к сотрудничеству. Одними их самых актуальных для испытуемых экспериментальной группы являются роли, отражающие стремление к приобретению профессиональной компетентности («психолог», «организатор», «научный исследователь»). В восприятии испытуемых экспериментальной группы увеличилась разница между «Я-реальное» и «Я-идеальное», что говорит о том, что у них есть предпосылки для актуализации потенциальных ресурсов развитияиспытуемые экспериментальной группы менее ассоциируют себя с ролью курсанта, не стремящегося к профессионализму.

На экспериментальном материале были выявлены существующие различия в актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов 1−4 курсов вузов МВД России.

В структуре ролевого пространства у курсантов 1 курса наиболее актуализированными являются следующие ролевые позиции: оптимист (либо одиночка), подчиненный, добросовестный ученик, исполнитель (либо командир). Присутствуют ролевые конфликты в сфере межличностных отношений, а также в новой для курсантов системе «начальник-подчиненный».

Для курсантов 2 курса характерно углубление знаний, представлений о профессиональных ролях, понимание смысловых и логических связей между ними, т. е. произошли качественные изменения восприятия пространства исполняемых ими ролей. Однако присутствует несогласие с требованиями, предъявляемыми курсантам в вузе. Как известно, суть процесса самоопределения состоит в определении себя относительно требований профессии, а именно в этой области у наших испытуемых произошли изменения в отрицательную сторону. Актуализированы такие профессиональные роли, как «интеллектуал», «универсал», «стрелок», «делопроизводитель», «эксперт-криминалист», «должностное лицо», «психолог», «научный исследователь», «творец». Присутствуют ролевые конфликты в сфере межличностных отношений, по всей видимости, между «сильными» и «несостоятельными».

Для испытуемых 3 курса (исследование проводилось с участием курсантов СПбУ МВД России) характерно более высокое стремление к профессионализму, большее желание служить в органах внутренних делактуализация направленности на собственное профессиональное развитие возможна благодаря тому, что межличностные отношения с однокурсниками в большинстве случаев на данном этапе уже установлены. Отличия в уровне актуализированности процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов, обусловленные отсутствием в вузе казарменного положения, состоят в большей открытости позиции испытуемых (они не видят препятствий для самовыражения) — испытуемые в большей степени воспринимают себя как соответствующих требованиям, предъявляемых к ним в процессе учебно-служебной деятельностиболее выражено принятие требований, предъявляемым к курсантам в вузе и стремление им соответствоватьнаблюдается большая сосредоточенность испытуемых на собственном профессиональном развитии, нежели на выполнении «трудовых» ролей (актуализированы и активно осваиваются такие профессиональные роли, как «эксперт-криминалист», «судья», «блюститель порядка», «правозащитник», «стрелок», «организатор», «универсал»). В то же время, испытуемыми не принимаются многие роли, исполняемые в процессе служебной деятельности, такие как «дежурный по курсу», «дневальный», «патрульный», «часовой», «исполнитель приказов», «знаменосец».

На 4 курсе большинство профессиональных ролей («эксперт-криминалист» «специалист по спецсредствам», «следак», «опер», «судья», «психолог», «правозащитник», «организатор», «должностное лицо») принято и освоено курсантами, однако наблюдается снижение стремления к дальнейшему профессиональному развитию, нежелание соответствовать требованиям, предъявляемым к курсантам в вузе. Однако, чувствуя свою самостоятельность, достигнув уважения и приобретя свои личные ориентиры развития, курсанты в меньшей степени ориентируются на требования, которые предъявляет к ним вуз, меньше связывают свое будущее со службой в ОВД. Можно предположить наличие ролевого конфликта курсантов 4 курса: с одной стороны, они ощущают себя авторитетными, достигшими высокого уровня профессионального развития (о чем свидетельствуют результаты факторного и кластерного анализа), а с другой стороны, контролируемыми. Возможно, данный ролевой конфликт обусловлен желанием курсантов 4 курса быть более самостоятельными, самим осуществлять выбор стратегий поведения.

Таким образом, на экспериментальном материале были выявлены значимые различия в уровне актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов в зависимости от курса и наличия (отсутствия) в вузе казарменного положения. Доказано, что процесс профессионально-ролевого самоопределения может актуализироваться в результате применения предложенной нами программы тренинговых занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе предпринята попытка разработать новый подход к проблеме профессионального самоопределения личности и тем самым приблизиться к окончательному оформлению тории профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России. Самостоятельной задачей настоящего исследования выступило развитие концептуального аппарата категории профессионально-ролевого самоопределения.

Работа предлагает содержательный и типологический подход к пониманию принципов и механизмов профессионального самоопределения. Экспериментально были обнаружены особенности процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов в зависимости от курса (года) обучения и наличия (отсутствия) в вузе казарменного положения. Нашла свое объяснение выявленная тенденция к отрицательной динамике процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов 4 курса: освоив многие профессиональные роли, они не стремятся соответствовать требованиям, предъявляемым к ним в вузе и самосовершенствоваться.

Важный результат также состоит в том, что показана возможность актуализации процесса принятия профессиональных ролей посредством применения разработанной нами целевой тренинговой программы.

Достаточно информативным оказался психосемантический инструментарий, который включал специально разработанный семантический дифференциал на основе высказываний курсантов, полученных в процессе проведения фокус-групп. Углубленная разработка семантического дифференциала позволила получить точную картину представлений курсантов об исполняемых ими ролях.

Полученные новые эмпирические данные и процедуры исследования позволили сформулировать практические рекомендации.

Психологам отделов психологического обеспечения высших учебных заведений МВД России проводить с курсантами тренинговые занятия с применением ролевых игр и упражнений, направленные на развитие профессиональной идентичности личности, актуализацию профессионально-ролевого самоопределения. В качестве методической основы может выступать программа тренингов, предложенная в рамках настоящей диссертации. В процессе индивидуального психологического консультирования курсантов проводить диагностику уровня профессионального самоопределения, давать рекомендации по профессиональному самоопределению, оказывать помощь в составлении индивидуальных планов профессионального развития. Проводить занятия с курсовыми офицерами, направленные на практическое использование в служебной деятельности комплекса психологических условий, способствующих актуализации профессионального самоопределения курсантов, принятию и исполнению профессиональных ролей.

Преподавателям вузов МВД России усилить направленность лекционных, семинарских и практических занятий на развитие у будущих сотрудников органов внутренних дел потребности в профессиональном и личностном самоопределении. В рамках преподавания дисциплины «Психология оперативно-розыскной деятельности» на четвертом курсе проводить практические занятия с элементами психологического тренинга, направленные на тренировку исполнения курсантами профессиональных ролей.

Сотрудникам воспитательных и учебных отделов вузов МВД России предлагается рассматривать создание развивающей образовательной среды, способной обеспечить курсантов системой возможностей для эффективного профессионально-ролевого самоопределения. Сущность такой среды заключается в ее направленности на актуализацию принятия курсантами профессиональных ролей. С целью создания такой среды необходимо проводить работу с профессорско-преподавательским составом. В программу занятий «Школы начинающих преподавателей» предлагается ввести спецкурс «Психолого-педагогические основы актуализации профессионального самоопределения курсантов».

Проведенное исследование не только решает поставленные задачи, подтверждает сформулированные гипотезы, но и вводит новые проблемы, требующие дальнейшей научной разработки. Намечены перспективы дальнейшей работы: расширение методического комплекса актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения, разработка новых методов диагностики в исследуемой области. Представляется важным изучение профессионально-ролевого самоопределения в ракурсе тендерных и возрастных различий, исследование динамики профессионально-ролевого самоопределения у выпускников вузов. С решением этих и других проблем связаны перспективы дальнейших поисков научно обоснованных систем актуализации процесса профессионально-ролевого самоопределения курсантов вузов МВД России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. № 1. 1990. — 290 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1999. 326 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. -М.: Мысль. 1977.-224 с.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 288 с.
  5. Т. А., Данченко А. П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1985. № 3. С. 43−52.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980, — Т. 1. 232 с.
  7. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 23−30.
  8. Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984. № 2. С. 35−39.
  9. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. -№ 4. С. 107−119.
  10. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. -М.: Наука- Смысл, 1999.-350 с.
  11. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 67−85.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. 328 с.
  13. И. Я Вас слушаю. -М: Прогресс, 1988. 180 с.
  14. B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.324 с.
  15. БеликА.А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). М., 1998. 320 с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
  17. А.А. Основы социально психологической теории. / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М., 1995. С. 45−61.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
  19. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1979. № 4. С. 23−34.
  20. Браги на В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодёжи. Автореф. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 1976. 24 с.
  21. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 144 с.
  22. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 109 с.
  23. П. Прием на работу и кадровый аудит // Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Под ред. Л. Кроля и Е. Пуртовой. -М: Класс, 2001.-С. 68−75.
  24. В.Л. Юридическая психология СПб.: Питер Ком, 1998.- 656 с.
  25. Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии. 1999. № 4. С. 32−35.
  26. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.З. М., 1982. 420 с.
  27. Дж., Иванцевич Д. Д., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы.- М., 2000. 340 с.
  28. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема//Вопр. Психологии. 1998. № 2, — С. 12−20.
  29. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 25−32.
  30. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994. С. 17−24.
  31. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев, 1988. 380 с.
  32. П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности // Психология личности и время жизни человека. -Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 24−32.
  33. П.П., Социализация личности и психологические роли. // Теоретические и прикладные вопросы психологии (материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения-97». Вып. 3. — Ч. 1. — СПб, 1997.-С. 325−330.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утв. Постановлением Правительства Российской федерации от 12 авг. 1994 года № 940 // СЗ РФ. М., 1994 — № 18. Ст. 2085.
  35. Н.В. Повышение эффективности профессионального самоопределения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Методическое пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005. — 32 с.
  36. С.Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация // Психологический вестник. Вып.1. — 4.2. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1996. — С. 272−282.
  37. И.В. Взаимосвязь науки и практики в школьной психологической службе (вместо предисловия) // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. Трудов. М., 1991. С. 151- 164.
  38. Е.В., Захарчук Е. А. Конфликты профессионального самоопределения личности // Социальный конфликт. 2002. № 3. — С. 13−20.
  39. Закон Российской федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 150.
  40. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005.-336 с.
  41. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. 157 с.
  42. .З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 258 с.
  43. Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1984. Деп. в ИНИОН. № 17 012.- 184 с.
  44. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. A.JT. Тулупьева. СПб.: «Речь», 2002. 134 с.
  45. П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма (на материалах Эстонской ССР): Докт. дис. Тарту, 1985. 426 с.
  46. Е.А. Человек и профессия (Вып. 9). JL, 1988. 110 с.
  47. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 336 с.
  48. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.223 с.
  49. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
  50. В.В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. 1999. — № 9 — С. 56- 68.
  51. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  52. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Прогресс, 1999. 322с.
  53. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, № 5, 1989.
  54. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 32−41.
  55. Г. С. О роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Сов. педагогика.- 1940.- № 6.- С. 15−40.
  56. Д.Б. Учебные заведения МВД в системе высшего образования России. Саратов, 1999. — 134 с.
  57. А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  58. В.Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.: Издательство П 2, 2006. — 192 с.
  59. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. 196 с.
  60. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии, 1981, № 2. С. 41−50.
  61. .Ф. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с.
  62. А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: МГУ, 1982. С.179−198.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл. 1977.- 158 с.
  64. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: Пер с нем.- М.: Изд. гр. «Прогресс», «Универс», 1994.- 352 с.
  65. В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб., 1996. 188 с.
  66. И.О. Характер русского народа. М., 1990. 228 с,
  67. В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение, 1997, № 2. С. 56−72.
  68. С.А., Оксамитная С. П., Швачко Е. В. Социальные идентификации и идентичности. Киев: Ин-т социологии НАН Украины, 1996.-185 с.
  69. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  70. А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. 336 с.
  71. Р. Факторный анализ личности. / Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Изд-во Московского Ун-та, 1982. 132 с.
  72. Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. Автореф. докт. дисс. — Улан-Удэ, 1999. 40 с.
  73. К.В., Шильштейн Е. С. О ролевом компоненте Я-концепции // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 2000. № 1. С. 29−35.
  74. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  75. В.А. Уголовное наказание. Поиск истины. Тюмень: Юридический институт МВД России, 2000. 88 с.
  76. В.А. Психотехника общения: Учебное пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России. М., 2001. 120 с.
  77. В.И. Профессиональное самоопределение личности в вузе // Психология в вузе. 2003. — № 3. С. 35−48.
  78. В.В. Динамика «образа профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии, 1981, № 5. С.33−40.
  79. Г. Личность в психологии. СПб., 1998. 334 с.
  80. В. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России. М., 1998. С. 22−34.
  81. В.Ф. Основы психосемантики: учеб. пособие для вузов. Изд-во МГУ, 1997.-400 с.
  82. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. — 208с.
  83. С.М. Я-концепция личности в структуре образов и отношений // Психология и практика Т. 4. — Вып. 1. — Ярославль, 1998. — С. 138−139.
  84. Подготовка школьников к выбору профессии. / Под ред. А. А. Боровиковой. М., 1994. 98 с.
  85. Л.В. Методы изучения процессов идентификации // Вопросы психологии, № 1, 1988. С. 18−26.
  86. Постановление Правительства РФ «О создании образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД РФ» от 17.05.96. № 589 // СЗ РФ. 1996. — № 2532
  87. A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ Сфера, 2001.- 198 с.
  88. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. М., 1990. — 494 с.
  89. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления). Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 225 с.
  90. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. 324 с.
  91. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Комплект из четырех методических пособий. Воронеж, 1997. Ч. 1. 56 е., Ч. 2. 80 е., Ч. 3. 64 е., Ч. 4. 64 с.
  92. Н.С. Психологический смысл труда. М.: ИПП, 1997.224 с.
  93. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Автореф. Диссерт. На соиск. Ученой степени доктора пед. наук. Екатеринбург, 1995. 44 с.
  94. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 228 с.
  95. Психологические закономерности профессионализации: Межвуз. сб. науч. тр. Ярое. Гос. Пед. Ин-т / Отв. ред. Н. П. Анисимова. Ярославль, 1991.- 146 с.
  96. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.- 239 с.
  97. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция J1.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  98. Психология самосознания. Хрестоматия /Составитель Д. Я. Райгородский. — Самара, Издательский Дом «БАХРАХ — М», 2003 — 672 с.
  99. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1996. 183 с.
  100. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. Воронеж, 1995. — 320 с.
  101. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995. 326 с.
  102. Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология. М., 1999. 258 с.
  103. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 2. М, 1998.-324 с.
  104. Ю.М. Человек и общество // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 3. С 47 — 62.
  105. Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Свердловск, 1991. 84 с.
  106. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс. — 1995. — 480 с.
  107. JI.H. Социально-психологические характеристики принятия роли (в ролевой игре взрослых). Авгореф. на соиск. уч. ст. к. психол. н., М., МГУ, 1985. 17 с.
  108. П.Ф. Биологическая статистика. Изд. 2-е, испр. Минск, «Вышэйм. Школа», 1967. 328 с.
  109. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
  110. З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 1997. — С. 113−125.
  111. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКСМОС. — 1999. — 322 с.
  112. .П. Проблемы метода: Пер. с фр. М., 1993. 198 с.
  113. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 4. С. 65−73.
  114. Г. К. Технологии саморазвития личности школьника. // Педагогические технологии, 2002 г. № 2. С. 35−39.
  115. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  116. Сохань J1.B., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С. 223−255.
  117. В.А. Психология в субъектном измерении.- К.: Вид. центр «Просвещение», 1996.- 404 с.
  118. Н.Х., Тальюнайте Т. А. Престиж профессии (социологический анализ). Вильнюс, 1984. 174 с.
  119. С.Н., Цветков В. Л. Педагогические основы профессионального самосовершенствования личности сотрудника органов внутренних дел. Лекция. М.: МЮИ МВД России, 1996. 33 с.
  120. А.В. Личность: историческая семантика и проблема понятийного определения // Философские исследования. 1995. № 3.
  121. Указ президента РФ «За коренное улучшение работы с личным составом органов внутренних дел» от 6 мая 1996 г. № 654.
  122. Е.П. Изучение проявлений психической ригидности в процессе жизненного самоопределения // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 20. С. 60−62.
  123. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26−37.
  124. Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969. С. 226 244.
  125. Э. Человек для себя. Минск, 1992. -218 с.
  126. Э. Иметь или быть? М., 1990. 196 с.
  127. X. Мотивация и деятельность: в 2 т.- Т.1-. М., 1986.
  128. Л., Зиглер Д. Теории личности СПб: Питер, 2000. — 608 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  129. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 171 с.
  130. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.:1. Наука, 1977, — 140 с.
  131. Н., Томе Г. Реабилитация Я // Московский психотерапевтический журнал, № 4, 1996. С. 28−41.
  132. Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности / Ю. В. Чуфаровский. 2-е изд., доп. — М.: МЗ — Пресс, Издатель Воробьев А. В., 2001.-208 с.
  133. Ю.В. Юридическая психология: Учебник для высших юридических учебных заведений / Ю. В. Чуфаровский. М.: МЦУПЛ, 1999.-464 с.
  134. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  135. В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
  136. Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход). Монография. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 382 с.
  137. , Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел: Теория и методология управления развитием: Дис.. д-ра психол. наук / Ю. А. Шаранов. СПб., 2000. — 359 с.
  138. М.Ю. Влияние свойств личности на профессионально-ролевое поведение: (На примере деятельности таможни): Автореф. дис. на соиск. учен, степени, к. психол наук. Спец. 19.00.05 / Самарский гос. пед. унт, — Самара, 1998.-25 с.
  139. Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.- 531 с.
  140. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
  141. А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала. Вестник Моск. ун-та, серия 14. Психология, 1982, № 2, с. 63−67.
  142. Л.Б. Профессиональная идентичность. Моск. открытый соц. Ун-т. М.: МОСУ, 2000. — 256 с.
  143. , П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М., 1993. — 328 с.
  144. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика. / Под ред. Б. А. Душковой. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 626 с.
  145. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996.
  146. Юнг К. Психологические типы. СПб., 1995. 227 с.
  147. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 28−41.
  148. Gerstmann P. Sposob formulowania planow zyciowych a poziom rownowagi emocjonalnej dorastajacej mlodziezy // Psychologia wychowawcza. 1981. XXIV. № 1. S. 66—75.
  149. Lewin K. Resolving social conflicts. L., 1973. 230 p.
  150. Nuttin F. Theorie de la motivation humaine. P., 1987. 230 p.
  151. Nuttin F. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain, 1980. 288 p.
  152. Studia filosoficzne. W-wa, 1981. N 4.
  153. Mead G.H. Mind, self, and society. From the Standpoint of a Social Behaviorist.- Chicago: Univ. press, 1946.- 401 p.
  154. Biddl, B.J., Twyman, J.P., Rankin, E.F. The concept of role conflict // Social studies series. N11.- Stillwater (Okla), 1960.
  155. Stryker, S., Macke, A.S. Status inconsistency and role conflict // Annual Review of Sociology. 1978. — V. 4. — P. 57−90.
Заполнить форму текущей работой