Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние ситуации свободного выбора в процессе изучения математики на развитие рефлексии учебной деятельности старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая разработка проблем свободы и свободы выбора всегда сохраняла высокую актуальность, а потому постоянно привлекала внимание многих исследователей. Так как свобода субъекта предполагает необходимую его ответственность, то свобода выбора может складываться только в ответственной зависимости и только в процессе деятельности (Н.И.Шевченко, Н.А. Минкина). Учитывая, что проблема свободы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Сущность рефлексии и проблема её развития в современной педагогической психологии
    • 1. 2. Развитие рефлексии учебной деятельности старших школьников
    • 1. 3. Ситуация свободного выбора как психологическое условие развития рефлексии учебной деятельности старшеклассников
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация эксперимента с использованием модульно-рейтинговой технологии в процессе изучения математики в старших классах
    • 2. 2. Методика экспериментального исследования развития рефлексии учебной деятельности старшеклассников
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 3. 1. Анализ результатов исследования уровня развития рефлексии учебной деятельности в констатирующей серии эксперимента
    • 3. 2. Формирующий эксперимент. Характеристика ситуаций выбора в процессе изучения математики
    • 3. 3. Анализ результатов исследования уровня развития рефлексии учебной деятельности в формирующей серии эксперимента
      • 3. 3. 1. Анализ результатов развития самоконтроля старшеклассников в процессе изучения математики
      • 3. 3. 2. Анализ результатов развития самооценки старшеклассников в учебной деятельности
      • 3. 3. 3. Анализ исследования уровня самопознания старшеклассников
      • 3. 3. 4. Изучение мотивации учебной деятельности контрольных и экспериментальной групп
  • Выводы

Влияние ситуации свободного выбора в процессе изучения математики на развитие рефлексии учебной деятельности старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Направленность современного образовательного процесса на удовлетворение экзистенциальных потребностей личности (свободы и свободного выбора, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и творчества) обеспечивает развитие потребности человека в.

1 строительстве собственной личности. Поскольку ученик в таком процессе выступает как субъект не только учения, но и жизни, это меняет представление о развитии его личности, которое истолковывается уже не в узко интеллектуальном, рационалистическом, а в значительно более широком, личностно-смысловом.

I плане.

Таким образом возникает необходимость осмысления и более глубокого анализа психологических свойств и процессов в сознании старшеклассников, которым предстоит сделать правильный выбор жизненного пути.

Одним из центральных механизмов обеспечения осознанноt.

J сти выбора является рефлексия.

Проблема рефлексии всегда была предметом исследования философов и психологов. Так, в Новое время, она рассматривалась такими философами как Фихте, Локк, Гегель, Лейбниц и др. Под рефлексией понималось то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие че го в разуме возникают идеи этой деятельности.

Изучению особенностей рефлексии в онтогенезе посвятили свои психолого-педагогические исследования Н. И. Гуткина, Г. А. Ковалёв, В. Н. Козиев, С. В. Кондратьева, Ю. Н. Кулюткин, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская и др. Развитие рефлексивных умений рассматривается ими как фактор психического развития старшеклассников, как залог успеха в совершенствовании психологической подготовки вступающих во взрослую жизнь.

Возрастание роли и значения рефлексии учебной деятельности обусловлено увеличением объёма учебного материала в условиях постоянного расширения массовой информации, роста её удельного веса в познавательной деятельности школьников.

История просвещения — это преимущественно история принуждения. Но, как отмечают такие психологи и педагоги как Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, У. Глассер, Е. Н. Шиянов и многие другие, заставить человека плодотворно добывать и осваивать знания, по сути, невозможно. Совершенно необходимо, чтобы обучаемый сам хотел открывать мир и получать внутреннее удовлетворение от этого, испытывал приятное волнение. Сегодня спрос на гармонично развитую, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию повысился во всём цивилизованном мире.

Важнейшим условием формирования такой личности, обогащения её творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей является гуманизация образования. Принцип гуманизации образования требует пересмотра целей, содержания и технологии образования во взаимосвязи с гуманизацией жизни общества. Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей от учащихся и учащихся от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, её достоинству, принятие её личных целей, запросов, интересов (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов).

Гуманизация образования, несомненно, предполагает его максимальную индивидуализацию и дифференциацию.

Обучение в соответствии с принципами гуманистической психологии и педагогики обеспечивает ценностноориентацион-ную деятельность, в которой как ни в какой другой предоставляется максимальная свобода выбора. Насильственно, т. е. без внутреннего принятия, ни одна идея не может быть внедрена в сознание личности (В.А.Сластёнин, Е.Н.Шиянов). Необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать фактор свободы выбора. Ценностноориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и организуется педагогом с учётом потребностей школьников получить ответы на возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования адекватных отношений к основным жизненным ценностям.

Личность наиболее рельефно проявляется там, где человек вступает в активное отношение к своим врождённым и приобретённым свойствам, к своим желаниям и побуждениям и т. д., встаёт перед задачей выбора, необходимостью преодоления, подавления того или иного побуждения во имя иных ценностей, иных мотивов человека. Личность, как отмечает К. А. Абульханова — Славская, выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей, применения своих способностей, который достоин её, который соответствует её жизненным ценностям.

Теоретическая разработка проблем свободы и свободы выбора всегда сохраняла высокую актуальность, а потому постоянно привлекала внимание многих исследователей. Так как свобода субъекта предполагает необходимую его ответственность, то свобода выбора может складываться только в ответственной зависимости и только в процессе деятельности (Н.И.Шевченко, Н.А. Минкина). Учитывая, что проблема свободы предполагает три аспекта: философский, психологический, социальный (В.П.Голубенко, Б. А. Грушин, Б. А. Дробницкий и др.), мы выделяем психологический. Для того чтобы выбор был свободным и осознанным, необходима основа, то есть определённые условия. Эти условия определены следующими тремя моментами: возникновение желания, мотивация выбора, акт принятия решения (А.Г.Ковалёв).

Обращаясь к проблеме выбора в учебной деятельности, мы стоим на позиции гуманистов: А. Маслоу, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Б. Г. Ананьева,.

Б.Т.Лихачёва, В. А. Сластёнина, Е. Н. Шиянова и многих других. Ж. Руссо настаивал на том, что познание ни в науке, ни в воспитании умственных сил отдельного человека — никогда не должно быть всеядным и безразличным поиском и поглощением всех истин, так как человеческое мышление имеет свои пределы: человек не может знать всё. «Следовательно, — заключает Руссо, -должен быть выбор вещей, которые нужно преподавать, как и времени, когда их нужно изучать» (Ж.Ж.Руссо, 1981. — с.320). В этом случае рефлексия понимается как осмысление школьником своих действий, выяснение оснований того выбора, в соответствии с которым он действует.

Структура выбора предполагает поиск оптимального варианта из числа возможных альтернатив. Возникает необходимость создания таких ситуаций в учебной деятельности, в которых ученик оказывается перед проблемой выбора: какими способами и в какое время изучать. Проблема ситуации выбора рассмотрена в работах А. С. Белкина, Н. В. Бочкиной и др. Анализируя возможности ситуаций выбора как ситуаций успешности в учебной деятельности, мы рассматриваем возможности ситуаций в педагогическом процессе, определяем ситуацию выбора, её признаков, определяем место ситуации выбора в процессе обучения.

Модульно-рейтинговая технология, применённая нами в ходе эксперимента, обеспечивает возможность создавать ситуации свободы выбора на каждом уроке.

Исследователи Куклин В. Ж., Наводнов В. П., Касимов Р. Я., Сафонов А. Ф., Лукьянов Б. В. и др. отмечают высокую эффективность систем модульно-рейтинговой технологии, которая повышает ритмичность работы студентоввносит элементы состязательностиобеспечивает тщательный контроль всех разделов и тем учебной дисциплиныинтенсифицирует учебный процессповышает прочность знаний за счёт систематической работы над курсомповышает объективность итоговой оценки по дисциплинесоздаёт благоприятные условия для объективной оценки студентом изучаемого материала на каждом этапе обучения в процессе самоконтроля.

Переход на РИТМ (рейтинговая интенсивная технология модульного обучения) в школе потребовал пересмотра учебного графика и методики преподавания. Рейтинг — количество баллов, полученных каждым учащимся за различные (по форме, объёму, научному уровню и т. п.) виды учебной деятельности.

В соответствии с вышеизложенным необходимость изучения рефлексии, прежде всего в учебной деятельности обусловлена противоречиями, имеющими место в реальном образовательном процессе. К ним следует отнести противоречия между:

• потребностью в формировании личности, способной к самосовершенствованию (А.В.Мудрик, В. А. Сухомлинский, Г. П.Щедровицкий), и существующим уровнем рефлексивных способностей учащихся;

• утверждением учёными важности развития рефлексии старшеклассников (Л.Н.Алексеева, В. Г. Богин, Е. М. Бохорский, Н. И. Гуткина, Н. Ф. Круглова, Л. Н. Кузнецова, А. И. Липкина, М. Ю. Махова, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, В. М. Розин, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанов, И. И. Чеснокова, Е. А. Шумилин и др.) и уровнем разработанности теории рефлексии учебной деятельности;

• социальным запросом на личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию (В.А.Алексеев, Р. Атаханов, Л. И. Божович, Н. В. Бочкина, Л. С. Выготский, Э. Г. Газиев, К. М. Гуревич, В. В. Давыдов, Л. С. Деркач, А. В. Запорожец, А. В. Захарова, Г. К. Комарова, Н. Ф. Круглова, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, М. Б. Челышкова, Г. П. Щедровицкий, Г. И. Щукина и др.), и состоянием современной школьной практики, не обеспечивающей развитие рефлексивных механизмов учебной деятельности школьников;

• пониманием того, что активный характер познавательная деятельность приобретается только в условиях самостоятельного поиска знаний, в условиях развивающего обучения, требующего ситуации выбора (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Столин и др.) и отсутствием организации свободы выбора в учении.

Обращение к проблеме диссертационного исследования во многом обусловлено стремлением разрешить указанные противоречия. В этой связи цель работы состоит в выявлении эффективности влияния свободы выбора в учебной деятельности на развитие рефлексии этой деятельности у старших школьников.

Объектом исследования является развитие рефлексии учебной деятельности старшеклассников, а его предметом — ситуация свободного выбора в учебной деятельности как психологическое условие, влияющее на развитие рефлексии этой деятельности старших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании решались следующие задачи:

• провести теоретический анализ понятия «рефлексия» и дать определение понятию «рефлексия учебной деятельности»;

• на основе анализа рефлексивных свойств старшеклассников, структуры учебной деятельности выявить специфику и место рефлексии учебной деятельности старшеклассников;

• выявить возможности реализации принципов гуманизации образования через обеспечение свободы выбора в учебной деятельности старших школьников и определить ситуацию свободы выбора в учебной деятельности;

• установить зависимость развития рефлексии учебной деятельности старшеклассников от реализации свободного выбора в учебной деятельности;

• показать возможности рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения (РИТМ) для создания ситуации свободного выбора в учебной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что рефлексивные процессы, происходящие в ситуациях свободного выбора в учебной деятельности и обеспеченные использованием модульно-рейтинговой технологии, влияют на принятие личностью учащегося рефлексивного анализа как механизма осмысления различных способов учебной деятельности и способствуют их развитию.

Методологическую основу исследования составил аксиологический подход, являющийся основой гуманных отношений между людьми и признающий высшей ценностью человека, его интересы и потребности.

Теоретической основой исследования послужили личност-но-деятельностный подход, (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Суходольский, Х. Хекхаузен и др.), общенаучные принципы системного подхода (А.В.Ганзен, П. Я. Гальперин, В. С. Игропуло, В. С. Леднёв, А. М. Сохор и др.), основной принцип современного образования — гуманизация (М.Н.Берулава, Ю. К. Бабанский, И. Б. Котова, Е. Н. Ильин, В. А. Сластёнин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов,.

П.Г.Щедровицкий и др.).

В качестве методов исследования, которые служили инструментом в добывании фактического материала, были использованы следующие:

• изучение и анализ научной литературы по проблеме рефлексии, учебной деятельности, свободы выбора;

• проведение констатирующего эксперимента;

• организация формирующего эксперимента: системы ситуаций свободы выбора в процессе изучения математики с использованием РИТМ;

• психодиагностические, опросные методики;

• методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

•представлена модель рефлексии учебной деятельности;

•исследованы наиболее динамичные показатели уровня развития рефлексии учебной деятельности: самосознание в учебной деятельности, включающее самооценку продуктивности ответа, личностных качеств, интеллектасамоконтрольуверенность в успехе в учебной деятельности;

•установлено влияние рефлексии учебной деятельности на мотивацию учения;

•разработана система положений, характеризующая ситуацию свободного выбора в учебной деятельности, применимая к различным формам обучения;

•впервые РИТМ использован как условие формирования свободы выбора, способствующего развитию рефлексии учебной деятельности старшеклассников.

Экспериментальной базой для проведения исследования послужила средняя школа № 3 г. Ставрополя. Контингент испытуемых — учащиеся 10−11 классов. Эксперимент проводился в течение 1994;1998гг. Подбор контингента испытуемых был выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому эксперименту.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1994;1995гг.) — определение проблемы, постановка цели, задач и гипотезы исследования, изучение и анализ научно — теоретической литературы, апробирование элементов модульно-рейтинговой технологии.

Второй этап (1995;1996гг.) — разработка программы исследования, определение общей методологии и методик эксперимента по развитию рефлексии учебной деятельности старшеклассников.

Третий этап (1996;1998гг.) — проведение констатирующей и формирующей серий эксперимента, в ходе которых изучались достоверность выдвинутой гипотезы, особенности рефлексии учебной деятельности учащихся старших классов, эффективность избранной технологии.

Обсуждение результатов исследования проводилось на региональной научно — практической конференции «Развитие, социализация и воспитание личности», 1994 г., «Философские проблемы современности», 1996 г., научно — методических конференциях СтГТУ 1996;97 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Рефлексия учебной деятельности является сложным психологическим феноменом, проявляющимся в способности осмысления учащимся собственной позиции в учении, в осознании того выбора, в соответствии с которым он действует и критериями развитости которого являются вариативность способов самоконтроля, адекватность самооценки, уровня притязаний, неадаптивный уровень самопознания.

2.Рефлексия учебной деятельности старших школьников может быть выражена в схеме рефлексивного выхода при решении учебных задач предметов естественно-математического цикла и представлена в виде модели, включающей в себя:

• определение цели и мотивов деятельности;

• анализ возможных способов решения задачи;

• самооценку готовности к решению задачи;

• перевод учебной задачи в творческую, самостоятельный поиск недостающей информации;

• изобретение новых способов решения задачи;

• анализ найденного способа решения задачи, перевод его в накопленный опыт.

3.Создание ситуаций выбора в учебной деятельности требует системного подхода, опосредованного модульнорейтинговой технологией обучения.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора в качестве учителя математики в Ставропольской средней школе № 3. По мере проведения исследования его результаты обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы, на научных конференциях Ставропольского государственного технического университета (1995;1998гг.), региональной научной конференции «Развитие, социализация и воспитание личности"(Ставрополь, 1993 г.), на II межрегиональной конференции «Философские и религиозные проблемы истории и современности» (Ставрополь, 1996 г.), педагогических советах и методических семинарах учителей средней школы № 3, нашли отражение в тезисах и научных статьях.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Объём работы составляет 144 страницы машинописного текста. В работе приведено два графика, две схемы семь таблиц, четыре диаграммы.

Список литературы

включает 220 наименований.

Выводы.

Теоретический анализ показал, что рефлексивные характеристики личности имеют непосредственное отношение к психологическим подструктурам «образа — Я» личности, и в частности, развитие рефлексии учебной деятельности предполагает развитие адекватной самооценки, уровня притязаний, способов самоконтроля, самопознания, расширение мотивации познавательной деятельности, снижение уровня тревожности. И, наоборот, происходящие изменения этих качеств обеспечивают изменение рефлексии учебной деятельности.

Так как рефлексивные качества наиболее ярко проявляются в условиях свободного выбора при преодолении трудностей удовлетворения потребностей, то ситуация выбора в учебной деятельности является тем условием, которое позволяет развивать рефлексию этой деятельности.

Экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.В связи с тем, что учебная деятельность занимает большую часть жизни старшеклассников, то важнейшим условием развития интеллектуальной рефлексии является развитие рефлексии учебной деятельности.

2.Так как потребность в рефлексии возникает в ситуации неудовлетворённостью действия по образцу, то появляется необходимость создания такой ситуации.

3.Ситуация свободного выбора в учебной деятельности, характеризующаяся наличием внутренних и внешних условий, выводит ученика в рефлексивную позицию по отношению к своей учебной деятельности.

4.Модульно — рейтинговая технология обеспечивает системный подход к созданию ситуаций свободного выбора на различных по форме уроках.

5.Понятие «рефлексия» как особый феномен человеческого сознания требует дальнейшей разработки в различных областях деятельности человека и в частности в учебной.

6.Анализ структуры рефлексии и учебной деятельности доказывает необходимость развития рефлексии учебной деятельности. Наиболее сензитивными периодом для этого является возраст ранней юности.

В мотивации старшеклассников, которым предоставлена свобода выбора в учебной деятельности, преобладают познавательные мотивы, мотивы профессиональной направленности, причём в большей степени эти мотивы — мотивы достижения успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое нами теоретическое и экспериментальное исследование показало, что рефлексия учебной деятельности является сложным психологическим образованием, развивающемся в онтогенезе и проявляющемся в способности осмысления учащимся собственной позиции в учении, в осознании того выбора, в соответствии с которым он действует и критериями развития которого являются вариативность способов самоконтроля, адекватность самооценки, уровня притязаний, неадаптивный уровень самопознания.

Анализ научной литературы показал, что наиболее успешное развитие рефлексии учебной деятельности возможно в период ранней юности, когда формируются такие психологические механизмы, которые обеспечивают сознательную и активную творческую жизнь старшеклассникам, когда возникает форма обобщённого самосознания.

Хотя имеется ряд работ, в которых анализируется формирование тех или иных аспектов рефлексии учебной деятельности, проблема развития рефлексии учебной деятельности ещё не достаточно разработана. Отметив необходимость изучения рефлексии, прежде всего учебной деятельности, мы попытались разрешить ряд противоречий, имеющих место в реальном образовательном процессе, а именно, дали определение и предложили модель рефлексии учебной деятельностиадаптировали модульно — рейтинговую технологию для изучения школьных дисциплин, в частности математического циклаопределили ситуацию свободного выбора в учебной деятельности, позволяющую активизировать познавательную деятельность старшеклассников.

Констатирующее исследование выполнялось в логике поставленных задач, в соответствии с которыми диагностирован уровень сформированности качеств личности, наиболее ярко отражающих уровень развития рефлексии учебной деятельности в соответствии с выделенными функциями: аналитической, контролирующей, познавательной.

Исследование показало, что высокая корреляция наблюдается между такими факторами, как самоконтроль и самооценка, самоконтроль и уверенность в себе, самооценка и уверенность в себе.

Реформирование сегодняшней школы в русле гуманизации инициировало разработку новых педагогических подходов к учебному процессу. Актуальность неформального подхода к вопросу воспитания свободной личности привела нас к необходимости формирования таких условий в процессе учебной деятельности, которые ставят учащихся в ситуацию выбора. В данной работе определены понятия свободы выбора и ситуации свободного выбора в учебной деятельности, выявлены степени свободы для каждой формы учебной деятельности.

Поскольку человек проявляет свою свободу только в познании, мышлении и человеческая свобода, активность, творческий потенциал проявляется в практической деятельности, то перед педагогом встаёт задача реализовать весь возможный потенциал средств, обеспечивающих свободу деятельности, в частности, свободу в учебной деятельности.

Анализ литературы показал, что некоторые исследователи рефлексии разрабатывали методики стимулирования рефлексии учебной деятельности, однако эти методики мало систематизированы, представляют собой отдельные приёмы, не учитывают необходимости системного подхода к вопросам развития личностных качеств вообще и рефлексивных, в частности.

Основной целью нашего исследования является выявление эффективности влияния ситуации свободного выбора в учебной деятельности на развитие рефлексии этой деятельности у старших школьников. Достижение её зафиксировано в количественных и качественных показателях в ходе формирующего эксперимента. Так, количество старшеклассников, использующих различные формы самоконтроля в экспериментальной и двух контрольных группах возросло по сравнению с констатирующим этапом исследования на 8(32%), 4(16%), 3(2%) соответственно. Устойчивость самооценки продуктивности ответа также имеет положительную динамику: в контрольных группах сохранили свою самооценку после ответа на зачёте 5(7%) и 8(11%), в то время как в экспериментальной таких учащихся оказалось 13(17%) человек. Арифметический расчёт показывает, что применённая нами технология эффективна для развития самооценки продуктивности ответа, а также для развития потребности в самоконтроле при уровне значимости 0,95). Самооценка учебной деятельности старшеклассников экспериментальной группы, в которой использовалась мо-дульно-рейтинговая технология обучения, является более устойчивой и адекватной по сравнению с учащимися контрольных групп.

При этом выявились некоторые характерные особенности взаимосвязи самооценки и самоконтроля. Учащиеся с хорошо выраженным самоконтролем обнаруживали и более адекватную самооценку, а при недостаточно выраженном самоконтроле отмечалось явное преобладание неадекватных самооценок.

Итоговый срез по исследованию самопознания зафиксировал динамику в проявлении неадаптивности познавательной деятельности. В результате сравнения данных, полученных при проведении исследования самопознания на констатирующем и формирующем этапах эксперимента, было подтверждено, что учащиеся экспериментальной группы проявляют большую продуктивность в учебной деятельности, а следовательно обладают более высоким уровнем самопознания.

В целом в ходе эксперимента были выявлены качества личности, наиболее ярко отражающие уровень развития рефлексии учебной деятельностиизучены мотивы учениясформировано убеждение в необходимости развития рефлексии учебной деятельности как значимой стороны личностного образования, углублены знания о рефлексии учебной деятельности на функциональном уровнестимулирована потребность в самоанализе, самооценке, самоконтроле, самопознаниидоказана эффективность ситуаций свободного выбора в процессе учения на развитие рефлексии учебной деятельности через положительную динамику качеств, наиболее ярко характеризующих её наличиепоказана эффективность модульно-рейтинговой технологии как средства, обеспечивающего свободу выбора в учебной деятельностиподтверждена гипотеза, что процессы, происходящие в ситуации свободного выбора, обеспеченного модульно-рейтинговой технологией преподавания школьных дисциплин, способствуют развитию различных способов осмысления своей учебной деятельности и принятию рефлексивного анализа как механизма такого осмысления.

Исследование развития рефлексии учебной деятельности имеет большое практическое значение, в первую очередь для психологического обеспечения учебного процесса в школе, для усовершенствования учебного процесса. Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие обобщения:

1.Рефлексия учебной деятельности как составляющая интеллектуальной рефлексии нуждается в дальнейшем изучении и уточнении как феномен специальной деятельности личности.

2.Создание ситуации свободного выбора есть необходимое психологическое условие для развития рефлексии учебной деятельности.

3.Использование модульно — рейтинговой технологии обеспечивает создание ситуации свободы выбора на различных по форме уроках.

Следует отметить, что изучение рефлексии вообще и рефлексии учебной деятельности, в частности, не исчерпывается данным исследованием. Возникает необходимость экспериментального изучения соотношения рефлексии учебной деятельности, личностной рефлексии, а также коммуникативной, рассмотрение корреляций между ними. Важным представляется выявление значимости рефлексивного анализа в учебной деятельности для других возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. // Психология личности в социалистическом обществе. / Отв. ред.Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова -М.: Наука, 1989, — С.110−134.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 108 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем. // Психологический журнал. 1995. -Т.16, № 1. — С.26 — 29.
  5. В.А. Самосознание и мотивация деятельности детей на рубеже подросткового и старшего школьного возраста. // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. — М., 1989. — С.103−107.
  6. Л.Н. Рефлексивные формы развития понимания // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М.: Изд — во АН СССР, 1988. — С. 6−14.
  7. Т.В. Ожидание результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дисс.канд.псих.наук. М., 1995. -129с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1- М.: Педагогика, 1980. 230с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2.- М.: Педагогика, 1980. 287с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд — во ЛГУ, 1969. — 336с.
  12. А. Психологическое тестирование. Кн.1. М.: Педагогика, 1982. 320с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 416с.
  14. Л.И. К психологии личности как развивающейся систему.// Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 106с.
  15. И.А. Психологические особенности формирования у студентов умения учиться самостоятельно: Дисс.канд.псих.наук. Л., 1984. — 155с.
  16. Р. Психология развития математического мышления у школьников: Дисс. д-ра псих.наук.- М., 1994. -365с.
  17. В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск: Изд-во ун-та, 1977. — 200с.
  18. В.И. Принципы морального выбора. М.: Знание, 1974. — 63с.
  19. В.Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М.: Изд — во АПН СССР, 1987. — С. 133 — 139.
  20. А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168с.
  21. Р. Развитие Я концепции и воспитание. Перевод с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 416 с.
  22. М.Н. Гуманизация образования: состояния и перспективы // Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С. З-11.
  23. Л.В., Романенко В. Г. Исследования особенностей рефлексивного контроля. // Новые исследования в психологии. 1981. — № 2. — С.68−72.
  24. А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Дисс. канд.псих.ннаук. М., 1993. -238с.
  25. В.Г. Обучение рефлексии на материале интерпретации текстов как условие формирования творческой личности школьника. // Рефлексивные процессы и творчество. -Новосибирск. 1990. — 4.1.- С. 32 — 36.
  26. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. / Психологический журнал. -1995. Т.16, № 5. — С.49−58.
  27. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  28. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  29. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995. — 212 с.
  30. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. JI.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. — С.7−44.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979, № 4. — С. 23 — 34.
  33. Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъективного отношения к труду: Дисс. канд.псих.наук. М., 1991. — 142с.
  34. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дисс. д-ра пед.наук. СПб, 1991. — 415с.
  35. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96с.
  36. И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. — 158с.
  37. М.В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач: Дисс. канд.психол. наук. -М, 1989. 184с.
  38. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288с.
  39. Л.С. Динамика и структура личности подростка. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1982.
  40. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 533с.
  41. Л.С. Педология подростка. Собр.соч.в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  42. Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников. Иркутск, 1993. — 160с.
  43. Э.Г. Психологические основы развития самоуправления учебной деятельностью у школьников и студентов: Дисс. д-ра психол.наук. Ташкент, 1991. — 316с.
  44. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 175с.
  45. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Харьков, 1991.- 211с.
  46. Ф. Соч., т.З. М., 1956.
  47. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. // Вопросы психологии. 1988. — № 2. -С.25−27.
  48. У. Школы без неудачников. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 174с.
  49. Г. А. Рефлексия как фактор развития // Рефлексия в науке и обучении. / Сб.науч.трудов. Новосибирск, 1989.- С.54−60.
  50. В.П. Необходимость и свобода. М.: Наука, 1974. — 200с.
  51. В.А., Шиянов Е. Н., Сербина Л. И., Горшков А. В. Методологические аспекты дидактики. Системный анализ. -Ставрополь: СтГТУ, 1997. 173с.
  52. .А. Возможность и перспективы свободы. //Вопросы философии. 1988. — № 5. — С.3−18.
  53. К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. — М.: Знание, 1988. — 86с.
  54. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дисс. канд. психол. наук. М., 1983. — 176с.
  55. В.В. Личности надо «выделаться».// С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1978. — С.83−112.
  56. В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  57. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии. Новосибирск, 1987. — 234с.
  58. Л.С. Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности: Дисс. канд.пед.наук. Л., 1989. — 266с.
  59. Диалектика свободы как творчества. Алма — Ата: Наука, 1989. — 232с.
  60. В.К. Развивающее обучение.// Школьные технологии. 1997, — № 3.. С.14−23.
  61. А.К. Развитие методов исследования уровня притязаний: Дисс.канд.психол.наук, — М., 1993. 220с.
  62. А.В. Мышление и деятельность ребёнка. //Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. — С.191 — 199.
  63. А.В., Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 44с.
  64. А.В. Структурно динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — с.514.
  65. А.В., Больцманова М. Э. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности школьников. // Формирование учебной деятельности. М., 1982. — С.152 -169.
  66. B.C. Основы образовательных технологий. -Ставрополь: Институт развития образования, 1996. 226с.
  67. Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. 1995. — Т.16, № 2. — С. 27−41.
  68. Инновационные технологии в учебно педагогическом процессе школы и вуза: Сб.науч.ст.- Волгоград: Перемена, 1993. — 194с.
  69. Е.И. Концептуальные основы Педагогики Успеха. // Герценовские чтения «Педагогика и образование», 1996 С.13−23.
  70. Р.Я., Сафонов А. Ф., Лукьянов Б. Ф. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов. // Новые информационные технологии в образовании. -М.: НИВО, 1994. Вып. 1. — 58с.
  71. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1994. 202с.
  72. В.Я. Использование диалога в формировании педагогической рефлексии. // Тезисы докладов III Межвузовской научной методической конференции. Калинин, 1990. — С. 112 — 118.
  73. Г. А. Психология познания людьми друг друга. //Вопросы психологии. 1983. -№ 1.-е. 112−118.
  74. Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач: Дисс. канд.психол.наук. М., 1994. — 152с.
  75. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.- 328с.
  76. В.Н. Использование метода самооценки для изучения себя и других. // Использование психолого педагогических знаний в практической деятельности учителя. /Отв. ред. Г. С. Сухобская. — М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1983.- С. 58−61.
  77. Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников: Дисс. канд.психол.наук. Гродно, 1987. — 235с.
  78. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  79. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника М.: Просвещение, 1982. — 207с.
  81. С.В., Кривошеее В. А. Педагогическая рефлексия начинающих учителей. // Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. М., 1989. -184с.
  82. И.Б., Шиянов Е. Н. Профессия и личность. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 144с.
  83. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. -Ростов на Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.- 144с.
  84. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики Р.- на — Дону: Изд — во Рост, педуниверситета, 1994. — 63 с.
  85. И.Б., ШияновЕ.Н. Педагогическое взаимодействие.- Ростов на Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. 1 12с.
  86. В.В. Педагогика между философией и психологией. // Педагогика, 1994. № 6 — С. 27 — 35.
  87. В.А. Рефлексия деятельности начинающих учителей: Дисс.канд.психол.наук. Гродно, 1990. -190с.
  88. Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности. // Психологический журнал. 1994. — Т.15, № 2. — С.66−73.
  89. Т.В., Шепурова В. Ю. Психологический анализ динамики процесса самоопределения личности. //Вопросы психологии. 1983. — № 2 — С. 51 — 59.
  90. Л.Н. Развитие рефлексии в общении методом трансакционного анализа: Дисс.канд.психол.наук. М., 1995. — 127с.
  91. В.Ж., Наводнов В. П. и др. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Саранск: Центр РИТМ МарГУ, 1992. — 76с.
  92. Ю.Н. Личностные факторы познавательной активности. // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 51 — 59.
  93. И.С., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990. — 65 с.
  94. И.С., Алексеев Н. Г., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно творческой активности. — Новосибирск: СОАН СССР, 1989. — 52с.
  95. К. Методика экспериментального изучения уровня притязаний. // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. — С.86−92.
  96. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264с.
  97. В. А. Выготский Л.С. и проблемы рефлексии. //Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. Изд-во НИИ СПП АПНСССР, 1981. С. 82 — 84.
  98. А.Н., Джафаров Э. А. К вопросу о моделировании и математизации в психологии. // Вопросы психологии. 1973. — № 3. — С.3−14.
  99. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. //Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.97 — 110.
  100. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186с.
  101. ЮЗ.Лефевр В. А. От репрезентации рациональности к репрезентации свободной воли. // Психологический журнал. -1994. Т.15, № 2. — С.99 — 121.
  102. Т.П. Формирование умений и навыков самообразования у студентов в процессе выполнения учебно творческих заданий: Дисс.канд.пед.наук. — Минск, 1993. -190с.
  103. А.И. Психология самооценки школьника: Дисс. д-ра психол.наук. М., 1974. — 383с.
  104. М.И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинёв, 1983. -11 1 с.
  105. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  106. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. -М.: Высшая школа, 1979. 160с.
  107. Ю.Максимов Л. К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале): Дисс. канд. психол. наук. М., 1979. — С.37 — 38.
  108. Ш. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности школьника. // Вопросы психологии. 1978, — № 3. — С.136−142.
  109. А.К. Мотивация учения школьников. М.: Просвещение, 1984. — 184с.
  110. ПЗ.Матюшкин A.M. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  111. A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — 155с.
  112. М.Ю. Возрастные особенности рефлексивных механизмов нравственного сознания школьников: Дисс. канд.психол.наук. JI., 1991. — 193с.
  113. Пб.Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Дисс. д-ра психол. наук. Киев, 1988. -380с.
  114. B.C. Структура личности: характер, особенности, самосознание. -Пермь: ПГПИ, 1990. 107с.
  115. Н.А. Воспитание ответственностью. М.: Высшая школа, 1990. — С.20 — 21.
  116. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  117. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.71 — 86.121 .Митрофанов К. П. Учительское ученичество. М.: Знание, 1991. — 79с.
  118. Модульно рейтинговая технология обучения. / Сб. статей. — Барнаул: Изд-во А. — Атинского университета, 1993. -96с.
  119. В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности. // Психологический журнал. 1995. — Т.16, № 1. — С.84 — 90.
  120. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  121. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  122. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект. // Сб. науч.трудов. / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Новая школа, 1995. — 93с.
  123. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А. А. Бодалёва, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 149 с.
  124. А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание. // Рефлексия в науке и обучении. -Новосибирск, 1989. -184с.
  125. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  126. Особенности обучения и психического развития школьников 13 17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной и др. — М.: Педагогика, 1988. — 190 с. 131 .Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
  127. Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования. // Тезисы Российского семинара. Рязань: Гос. пед.университет., 1994. — 152с.
  128. Педагогический контроль знаний как условие активизации учебной деятельности: Методические рекомендации. -СПб: ВИПК, 1993. 24с.
  129. Л.М. Дидактические ориентиры в конструировании содержания образования. // Вечерняя средняя школа. 1996. — С.26−30.
  130. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на Дону: Изд-во №Феникс", 1996. -512с.
  131. Зб.Петрушихина Е. Б. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Дисс. канд. психол.наук.- М., 1991.- 180с.
  132. Психологическая диагностика детей и подростков. /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360с.
  133. Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний. // Непрерывное педагогическое образование. СПб, 1994. — С.57 — 64.
  134. Пути совершенствования оценивания учебной деятельности студентов в высшей школе. М.: НИИВО, 1994. — 40с.
  135. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личност-но развивающее взаимодействие.- Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 88с.
  136. С.Д. Психопедагогика воспитания. -М.: Новая школа, 1996. 160с.
  137. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 280с.
  138. Я.А. Психология творчества. // Тенденции развития психологической науки. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анциферова М.: Наука, 1989. — С.21−34.
  139. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте. / В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: Наука, 1983. — С.672 -674.
  140. A.M. К проблеме исследования самооценки личности. / В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — 199 с.
  141. A.M., Гуткина Н. И. Особенности самосознания. // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту М., 1987. — С. 65 -95.
  142. Проблемы рефлексии. Сборник статей. / Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987. — 234с.
  143. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440с.
  144. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. М.: Психологический институт Российской Академии Образования, 1995. — 227с.
  145. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения в свете государственного образовательного стандарта. // Материалы межвузовской научно практической конференции. — Бирск: БГПИ, 1996. — 54с.
  146. Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцепции. // Вопросы психологического познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. — С. 169 -174.
  147. В.М. Рефлексия в структуре сознания личности. // Проблемы рефлексии. Сб.ст. АН СССР, Сибирское отделение: Наука, 1987 С. 222 — 228.
  148. М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем. / Проблемы рефлексии. Сб.ст. АН СССР, Сибирское отделение: Наука, 1987 С. 22 — 42.
  149. С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т.1. -М.: Педагогика, 1989.
  150. С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. Т.2 -М.: Педагогика, 1989. 488с.
  151. С.Л. Проблемы общей психологии М.: Наука, 1973. — 423 с.
  152. Л.И., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  153. .Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. /Под ред.Г. Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1981.
  154. В.К. развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно -деятельностной игры: Автореф. канд. психол. наук. М., 1995 — 18с.
  155. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. / Монография АПН СССР М., 1990.
  156. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Дисс. д-ра психол.наук. М., 1992. — 320с.
  157. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. -С. 101 — 133.
  158. И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. // Вопросы психологии 1985. — № 3. — С.31−40.
  159. В.М. Педагогически организованная деятельность как психологическое условие развития подростково -юношеской группы: Дисс. канд.психол.наук. М., 1993.-190с.
  160. Система РИТМ. // Высшее образование в России. 1993. — № 4. — С.27 — 31.
  161. В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия. // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. -С.118 — 121.
  162. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии. -1986. № 6. — С.14−22.
  163. А. Уровневая дифференциация: путь к успеху. // Народное образование. 1994. — № 1. — С.100−101.
  164. Соуэрс Родригес Клара Офелия. Развитие рефлексивной педагогической способности посредством совершенствования коммуникативной деятельности: Автореф. дисс. канд.психол.наук. JL, 1990. — 38с.
  165. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  166. С.Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика. // Рефлексивные процессы и творчество. 4.2. -Новосибирск, 1990. С.50−54.
  167. С.Ю., Катрич Г. И. Этапы становления рефлексивной способности и типов самооценки. // Интеллектуальные системы и творчество Новосибирск — 1990. — С. 18 -25.
  168. С.Ю., Семёнов И. Н. Изучение рефлексии и творчества. // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 162 163.
  169. СтепановС.Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. — С.31−39.
  170. С.Ю., Семёнов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. //Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С.99−103
  171. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. д-ра психол. наук. М., 1985. — 530с.
  172. В.В. Самосознание личности. М.: Изд — во МГУ, 1983. — 286 с.
  173. Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. -69с.
  174. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся. // Вопросы психологии 1984. — № 5. — С. 45 — 48.
  175. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд во ЛГУ, 1972. — 429с.
  176. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд -во ЛГУ, 1988. 166с.
  177. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  178. В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981, — 296с.
  179. А.Б. Динамика самооценки старшеклассников в коллективе сверстников: Дисс.канд.психол.наук. Киев, 1985. 180с.
  180. А.В., Ковалёв С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса. // Психологический журнал.1986. Т.7, № 1. — С.15−17.
  181. Формирование личности в онтогенезе: Сб. Науч. тр./Под ред. И. В. Дубровиной. М: Педагогика, 1989. — 169 с.
  182. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  183. Формирование у учащихся готовности к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1977. — 160 с.
  184. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. / Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  185. И.И. Проблема самосознания в психологии АПН СССР: Институт психологии, 1989. 95 с.
  186. B.C. Самосознание подростков с гармония ным и отклоняющемся поведением. Ставрополь, 1993. -140 с.
  187. B.C., Чудновская Т. В., Сергеева Т. Б. Психолог и школа. / Под ред. К. В. Орехова Ставрополь, 1992. -120 с.
  188. Я.В. Активность самопознания при решении интеллектуальных задач старшими школьниками: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987. -145с.
  189. Н.И. Проблемы свободы и социальной ответственности в художественном творчестве. М.: Школа-Пресс, 1997. — 49с.
  190. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь: СГПИ, — 1991.- 205 с.
  191. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1991. -400с.
  192. Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. Перевод с нем. Ереван: «Ной», 1993. — 224с.
  193. Е.А. Возрастные особенности подростков и юношей.- М.: Педагогика., 1976. 198с.
  194. Е.А. Психологические особенности старшеклассника М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  195. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. // Исследования речемыслительной деятельности. -Алма Ата, 1974. — С.12 — 28.
  196. Г. П. Рефлексия в деятельности. // Вопросы методологии. 1994. — № 3−4. — С.76 — 120.
  197. Г. И. Деятельность основа педпроцесса. //Советская педагогика. — 1982. — № 8. — С.74−77.
  198. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986. 144с.
  199. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. -1971. № 4. — С.6−20.
  200. Д.Б. Психология обучения младших школьников. //Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
  201. П.А. Принципы модульного обучения. //Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.55.
  202. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. 1994. — С.64−77.
  203. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316с.
  204. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. -М.: СПб, 1994.-154с.
  205. В.А. Формирование культуры педагогических отношений с воспитанниками учреждений интернатского типа у студентов педвуза. Дисс. канд. пед. наук,-Ставрополь, 1997.-231с.
  206. Morrison A. And Mclntyre D. Teachers and teaching.//Second edition: Penguin Edication. Made and printed in Great Britain by C. Nicholls & Company Ltd, 1973.- 205p.
  207. New Horizons in Psychology. // Edited by Brian M. Foss: Penguin Books/ Made and printed in Great Britain by Richard Clay (The Chaucer Press) Ltd, 1967, — 180p.
  208. Wilbert J. McKeachie. Teaching Tips. Eight Edication University of Michigan, D.C.Health and company, Lexington, Massachusetts (Toronto Printed in the United States of America, 1978, 201p.
Заполнить форму текущей работой