Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговая система Республики Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги — обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои… Читать ещё >

Налоговая система Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Построение налоговой системы Республики Беларусь

2.2 Динамика налоговых бюджетов Республики Беларусь

2.3 Недостатки и способы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги — обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

— объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога

— субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.

— источник налога — т. е. доход из которого выплачивается налог;

— ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой

— налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога

— срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование, налоговые ставки.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.

Целью данной работы является изложение теоретических основ налогообложения в Республике Беларусь, а также проведение исследования состава, структуры и динамики налогов Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

— охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;

— охарактеризовать основные виды налогов;

— проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;

— проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;

— определить основные недостатки и направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

— обеспечение национальной обороны;

— отправление правосудия;

— организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

— образование юношества;

— сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

Одним из самых действенных экономических рычагов государства является система налогообложения.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) отношений и организационно — правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой односторонне, безэквивалентное, принудительно — властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. Методология налогообложения представляет собой теоретическое, научно — практическое и концептуально — правовое обоснование сущности понятия «налог». Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием, установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Признаки налогов следующие:

— императивно-обязательный характер;

— индивидуальная безвозмездность;

— денежная форма;

— публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

— объект (доход, имущество, товар);

— налоговая база;

— величина налоговой ставки (квота);

— налоговый период (месяц, квартал, год);

— порядок исчисления;

— порядок и сроки уплаты налога.

Налоги классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

— прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

— косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

— пропорциональные — это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

— прогрессивные — это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

— дегрессивные или регрессивные — это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

— общие налоги — средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

— маркированные (специальные) налоги — имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

— налоги, взимаемые с физических лиц;

— налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

— имущественные налоги;

— ресурсные налоги (рентные платежи);

— налоги, взимаемые от выручки или дохода;

— налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

— налоги, относимые на индивидуальный доход;

— налоги, относимые на издержки производства и обращения;

— налоги, относимые на финансовые результаты;

— налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

— собственные (закрепленные) налоги;

— регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами).

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Как и любая система, налогообложение должно соответствовать определенным принципам. К таким принципам относятся, прежде всего, классические принципы, которые были предложены Адамом Смитом.

— Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. …Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

— Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

— Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

— Принцип определенности. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. …Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Также к принципам налогообложения относятся следующие:

— разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один — два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

— универсализация налогообложения, обеспечивающая, во — первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и так далее, а, во — вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;

— однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

— научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;

— дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая, тем не менее, не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

— стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;

— использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

— четкое разделение налогов по уровням государственного управления: республиканские и местные.

Система налогообложения выполняет следующие функции:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

Некоторые экономисты указываю на социальную функцию налогооблажения, т. е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами различных групп населения.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. А достигнутое ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.

Известны 3 способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

— расширение круга налогоплательщиков;

— увеличение числа объектов обложения косвенными налогами;

— повышение налоговых ставок.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

— если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

— если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;

— если растет «теневая» экономика — скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок.

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Построение налоговой системы Республики Беларусь

налоговый система беларусь бюджет

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Кроме налогов и сборов в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономики — на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и прежде всего налоговой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. В этой связи назрела необходимость реформирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговый кодекс представляет собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства. Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу — меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплательщиков перед законом выступает как экономическое равенство, когда за основу размеров налоговых изъятий принимается фактическая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наиболее выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем закладываются функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств. Таким образом, налоговый кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин): республиканские и местные.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т. е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

В некоторых случаях суммы отдельных республиканских налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей.

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм соответствующих платежей.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— налог на прибыль;

— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

— подоходный налог с физических лиц;

— налог на недвижимость;

— земельный налог;

— экологический налог;

— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

— оффшорный сбор;

— гербовый сбор;

— консульский сбор;

— государственная пошлина;

— патентные пошлины;

— таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

— налог за владение собаками;

— курортный сбор;

— сбор с заготовителей.

Объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:

— государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;

— юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

— населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством.

Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

— взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

— уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

— уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.

Зарубежная налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:

— закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разных уровней;

— установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет;

— распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней в форме трансфертных платежей.

Ниже приведена таблица, отражающая налоги, уплачиваемые в бюджет.

Таблица 2.1 Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет в 2014 году

Налог

Налоговая ставка

Налог на доходы

иностранных

организаций,

не

осуществляющих

деятельность в РБ

через постоянное

представительство

6% - международные перевозки и транспортно-экспедиционные услуги

10% - доход от долговых обязательств

12% - дивиденды и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) либо их части

15% - доходы от отчуждения недвижимого имущества, иных доходов

5% доходы по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является

резидент Парка высоких технологий

Подоходный налог с

физических лиц

12% - общая ставка

9% -доходы, полученные:

— физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) по трудовым договорам (контрактам);

15% для индивид. предпринимателей и частных нотариусов

Налоги, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении

Налог на

недвижимость

1% остаточной стоимости — для организаций;

0,1% - для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, кооперативов, садоводческих товариществ.

2% - для организаций, имеющих в собственности объекты сверхнормативного незавершенного строительства

Налог на землю

Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов, кадастровой оценки земель и видов функционального использования.

Экологический

налог

Налоговая ставка зависит от количества/объема выбрасываемых загрязняющих веществ, их вида, срока загрязнения и т. п.

Налог за добычу

(изъятие) природных ресурсов

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от вида добываемых природных ресурсов.

Республиканские налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

20% - общая налоговая ставка

10% - реализация производимой на территории РБ сельскохозяйственной продукции; при ввозе на территорию РБ и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей;

0% - экспорт товаров

Акциз

Ставки акцизов установлены в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров

Налог на

прибыль

18% - для компаний Республики Беларусь и иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

12% - дивиденды

10% - производство лазерно-оптической техники продажа информационных технологий и услуг и услуг по их разработке Научно-технологическими парками, центрами трансфера технологий, резидентами научно-технологических парков; при реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров

5% - продажа информационных технологий и услуг и услуг по их разработке членами научно-технологической ассоциации

24%-ная ставка, сниженная на 50%- реализация:

— высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства;

— долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.

2.2 Динамика налоговых бюджетов Республики Беларусь

Налоги, сборы и пошлины объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:

они являются источникам формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;

имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.

Ниже приведены таблицы и диаграммы, иллюстрирующие динамику налоговых бюджетов в 2010;2013 годах и первом полугодии 2014 года.

Таблица 2.2 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2010;2014г.

Год

Налоговые доходы госбюджета всего (%)

В том числе (в % к налогу)

Другие налоговые доходы

Прямые налоги

Косвенные налоги

Налог на прибыль

Подоход-ный налог

Налог на собствен-ность

НДС

Акцизы

Доходы от ВЭД

12,4

12,0

4,1

36,2

9,7

12,9

12,7

11,8

12,7

3,5

36,1

7,6

20,6

7,7

14,2

14,0

3,8

32,9

8,1

18,5

8,6

13,1

16,4

4,6

34,1

10,6

6,7

14,1

2014 (январь-июнь)

7,4

18,2

5,6

37,8

11,5

10,5

9,0

Диаграмма 2.3 Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2010;2014г. (в трлн.руб.)

Таблица 2.4 Налоговые доходы республиканского бюджета в 2010;2014г. (в млрд. руб.)

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

(январь-июнь)

Всего Налоговые доходы

27 822,5

44 578,4

80 296,8

89 570,2

44 329,2

Из них:

Налог на прибыль

3535,3

2819,5

5481,8

5233,3

1423,9

НДС

11 784,9

18 701,4

32 298,2

39 356,3

21 898,8

Акцизы

4348,9

5597,0

11 190,7

17 518,6

9554,3

Налоговые доходы от ВЭД

5776,2

15 146,9

25 474,9

23 327,5

8715,9

Таблица 2.5 Налоговые доходы местных бюджетов в 2010;2014г. (в млрд. руб.)

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

(январь-июнь)

Всего Налоговые доходы

17 052,4

28 867,5

57 716,0

75 352,1

38 587,6

Из них:

Подоходный налог

5380,8

9316,4

19 318,5

26 991,8

15 099,96

Налог на прибыль

2251,0

5876,6

14 052,8

16 291,8

4736,89

Налоги на собственность

1850,1

2549,2

5188,0

7590,9

4644,04

НДС

4441,5

7797,1

13 158,7

16 867,0

9442,4

НДС продолжает оставаться самым значимым налогом бюджета. На современном этапе он обеспечивает более 30% налоговых поступлений консолидированного бюджета. Доход от налога на прибыль высокими темпами рос до 2012 года, в 2013 г. снижение составило 6,9%, а в первом полугодии 2014 г.(в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) снижение составило 57,1%. Этот показатель красноречивее других говорит о резком ухудшении финансового здоровья белорусских предприятий. Такие данные подтолкнули Министерство финансов к формулировке предложения о повышении ставки НДС до 22% и снижении ставки налога на прибыль до 15%.

В последние годы оправдывают надежды на поступления от налогов на внешнеэкономическую деятельность. Их доля в 2013 г. снизилась на 22,6%, а в первом полугодии 2014 г.(в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) упала на 28,6%. Положительную динамику роста демонстрируют поступления от акцизных налогов — с 2010 года они увеличиваются на 25−35%. Чтобы компенсировать выпадающие бюджетные доходы Министерство финансов будет настаивать на дальнейшем повышении ставок акцизных налогов. Ещё один источник дополнительных доходов — налоги на собственность (недвижимость и землю). Они уже формируют 4,8% доходов консолидированного бюджета. В условиях плохого прогноза по прибыли предприятий и внешнеэкономической деятельности власти будут склонны и дальше повышать ставки этих налогов.

2.3 Недостатки и способы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь В Республики Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Как следствие, налоги носят преимущественно фискальный характер. С позиции фискального значения важнейшую роль играют косвенные налоги. Однако известно неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию.

— С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой — являются одним из значимых ценообразующих факторов.

Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения.

Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.

Важным недостатком налоговой системы Республики Беларусь является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования.

Современная налоговая система Республики Беларусь до сих пор оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

Еще одной проблемой белорусской налоговой системы является большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность. Хаотическое нагромождение налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах. Возникла необходимость в законодательном порядке устанавливать очередность включения налогов и сборов при формировании цены как следствие — в результате ошибки, даже в сторону увеличения, одного из платежей приводит к занижению другого.

Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Также сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.

" разбросанность" налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий — пожалуй, одни из основных причин налоговых нарушений.

Одной из проблем существующей налоговой системы является применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Общая налоговая ставка применяемых на территории республики отчислений в целевые бюджетные фонды, включаемых в выручку, в настоящее время составляет 4,5%, в то время как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку могут привести к значительным негативным последствиям.

В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению в участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.

Указанные выше недостатки отражают необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

С целью совершенствования налогообложения в Республики Беларусь предлагаются следующие меры:

— Следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

— Представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

— Целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

— Следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;

— Целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

— Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

— Целесообразно введение двухуровневой шкалы подоходного налога со ставками 9 и 15%, что позволит легализовать доходы населения;

— При расчете подоходного налога следует исключать сумму установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы;

— Необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;

— Заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.

Следует пересмотреть порядок предоставления льготы по налогу на прибыль на расширение производства. Льгота по налогу на прибыль, направляемая на расширение производства, должна использоваться на действительное развитие производственной деятельности предприятия, строительство производственных объектов и жилья. В поле действия данной льготы также следует ввести объекты интеллектуальной собственности.

Большую роль в упорядочении налоговых отношений и унификации налогового законодательства должен выполнить налоговый кодекс Республики Беларусь Кодификация налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Именно кодекс должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность нормативных актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. Крайне важное значение для этого будет иметь определение исчерпывающего перечня республиканских и местных налогов, сборов (пошлин); установление единых принципов исчисления налоговой базы, конкретных ставок соответствующих платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямые и косвенными, они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Беларуси была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.

К механизму налогообложения предъявляют очень высокие требования. Он должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время он должен побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы.

Обязательным условием высокой эффективности системы налогообложения является соответствие ее следующим требованиям:

— Она должна создавать возможности и стимулировать процессы на предприятиях, способствующие созданию вновь созданной стоимости, поскольку это позволит обеспечить необходимые темпы экономического роста объема производства, максимальную занятость населения, устойчивость денежной единицы и предпосылки сохранения сложившегося уровня цен. Вот почему возлагаемое на предприятия государством налоговое бремя не должно быть чрезмерным, и не должно лишать предприятия источников самофинансирования;

— Быть предельно простой, легко доступной для восприятия любым плательщиком;

— Должна быть цельной. Отдельные элементы налогообложения должны бать взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга;

— Иметь справедливый, нейтральный по отношению ко всем плательщикам налогов характер, обеспечивать равные требования к субъектам хозяйствования с точки зрения их участия в формировании фонда денежных ресурсов;

— Обладать гибкостью, создавать в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество;

— Нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем принципам, нелегко. В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно — исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с украинскими реалиями.

Подчеркнем, что пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс (Общая часть), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь// http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-kodeks-2013;ru/

2. Налоговый кодекс (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь // http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-kodeks-2013;ru/

3. Министерство финансов Республики Беларусь. Аналитические доклады «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» 2010;2014гг. // http://www.minfin.gov.by

4. Заяц Н. Е. Теория налогов: Учебник. — Мн.: БГЭУ, 2002.

5. Налоги и налогообложение: учебник / Н. Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь.- 2-е изд., испр. и доп.- Мн.: Высш. шк., 2005. 302с.

6. Иванова Н. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.:2009.

7. Фролова Т. А. «Налогообложение предприятия. Конспект лекций.» Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

8. Юринова Л. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — Питер:2009.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой