Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование модернизационной стратегии развития предприятий пищевой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перспективы развития пищевой промышленности должны, быть связаны с мерами государственного регулирования торговли, поддержкой социально-незащищенных слоев общества. Ориентирами для развития данной отрасли должны быть: увеличение объёмов производства и переработки сырья для обеспечения населения продовольствием за счёт собственных ресурсов с целью достижения продовольственной безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуальные основы формирования модернизационной стратегии рыночного развития
    • 1. 1. Стратегическая направленность модернизационного развития
    • 1. 2. Конъюнктурообразующие факторы модернизационного развития предприятий пищевой промышленности
  • 2. Инструменты формирования производственной стратегии модернизационного развития предприятий пищевой промышленности
    • 2. 1. Отраслевые особенности формирования рыночной среды пищевой промышленности
    • 2. 2. Действующая практика организации модернизационного развития предприятий пищевой промышленности
  • 3. Приоритетные направления модернизационного развития предприятий пищевой промышленности
    • 3. 1. Выбор и оптимизация стратегии модернизационного развития предприятия
    • 3. 2. Стратегическое моделирование модернизационного развития пищевой промышленности

Формирование модернизационной стратегии развития предприятий пищевой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Совершенствование механизмов эффективного развития отраслей народнохозяйственного комплекса и отдельных предприятий играют исключительно важную роль в современной рыночной экономике. Такие сложные и многоструктурные процессы нуждаются в последовательном управлении и регулировании. Необходимо постоянно изучать, систематизировать, обобщать и оценивать деятельность отдельных элементов народнохозяйственного комплекса с целью правильного понимания тенденции развития, выявления реальных возможностей, а также противоречий и трудностей и, в конечном счете, выработке оптимальной стратегии модернизационного развития для повышения эффективности всего народного хозяйства в целом, как системы.

В настоящее время-методы управления экономикой ориентированы на поддержание сырьевой модели развития, выпуск неконкурентоспособных продукции и услуг, что обусловливает необходимость модернизации для обеспечения прогрессивного развития экономики нашей страны. Между тем, в «Концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» обозначены приоритетные направления динамичного развития экономики России и рекомендован целый ряд показателей на пути к развитой экономике с конкурентоспособной продукцией. Однако, механизм модернизационного развития проработан лишь по отдельным частным направлениям. При этом остаются открытыми вопросы общих методологических подходов к стратегическому моделированию модернизационного развития отдельных отраслей и комплексов.

Очевидна необходимость и практическая значимость совершенствования методологии, теории и опыта прогнозных исследований, расширения круга социально-экономических явлений, вовлекаемых в сферу анализа. При этом эффективность модернизации во многом зависит от того, как способ реализации целей производства будет взаимодействовать с общими социально-экономическими процессами, связанными, в частности, с влиянием роста доходов и потребления на объемы и структуру производства.

Для объекта данного диссертационного исследования — предприятий пищевой промышленности — проблема модернизационного развития связана с особенностями этой отрасли и теми внешними и внутренними условиями, в которых они функционируют. В связи с этим в диссертации освещаются общетеоретические проблемы стратегического моделирования модернизационного развития предприятий пищевой промышленности, рассматриваются вопросы влияния конъюнктурообразующих факторов на совершенствование производства и сбыта продукции.

По мнению автора, сложность и глубина требуемых преобразований в соответствии с глобальными тенденциями определяют необходимость комплексного системного анализа факторов и условий реализации альтернативных вариантов стратегии модернизационного развития предприятий пищевой промышленности.

Вместе с тем, неразработанность перечисленных проблем, их актуальность и значение для хозяйственной практики предопределили выбор темы диссертационного исследования, его цель, задачи и круг рассматриваемых проблем.

Степень разработанности проблемы. Сложность теоретико-методологических проблем исследования экономического развития субъектов экономики обусловливает множественность взглядов и подходов к исследованию этого процесса и его особенностей в современных условиях.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы, являющиеся научно-методологической основой данной работы, рассмотрены в работах многих зарубежных ученых, таких как: Альберт М., Ансофф И., Бир С., Бранга М., Даллаго Б., Иглхарт Д. Л., Кинг У., Клиланд Д., Мескон М., Портер М., Сакс Дж., Санталайнен Т., Соллоу Р., Уайн П., Уотермен Р., Хансен Э., Хедоури Ф., Шедлер Д. С., Шумпетер И. и др. В их трудах разработаны теоретические и методологические предпосылки исследования проблем экономического развития и управления им.

Вопросы эффективного развития экономических систем рассматривались в работах отечественных ученых Абросимова A.A., Аганбегяна А. Г., Анфиногентовой A.A., Афанасьева Н. В., Глазьева С. Ю., Горфинкеля В. Я., Гранберга А. Г., Ермоловой О. В., Киреевой H.A., Кокурина Д. И., Кунявского М. Е., Кушлина В. И., Ларина В. М., Лившица, А .Я., Львова Д. С., Осипова Ю. Г., Попова Е. В., Путилина Л. А., Русановского В. А., Сенчагова В. К., Солодкова В. Т., Стрельцова A.B., Яковлевой О. П., Яковца Ю. В., Ясина Е. Г., Яшина Н. С. и др.

Выделяются разработки Центрального экономико-математического института РАН, Института экономики РАН, которые уделяют большое внимание анализу и прогнозированию ситуации на товарных рынках.

Анализ работ, раскрывающих те или иные аспекты модернизационного развития, показывает, что проблема управления модернизационным развитием предприятий пищевой промышленности разработана лишь по отдельным направлениям. Пока нет единого мнения о модернизационном развитии как об экономической категории, об организационно-экономическом механизме его осуществления.

Ряд вопросов, касающихся взаимосвязи факторов, влияющих на деятельность предприятий пищевой промышленности, их комплексной оценки, особенностей прогнозирования альтернативных вариантов модернизационного развития, изучены недостаточно полно. Многие из них носят дискуссионный характер, нуждаются в системной, комплексной проработке.

Актуальность изложенных проблем, а также их недостаточная разработка для практической деятельности в современных условиях хозяйствования определили выбор темы и структуру данного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы путем обобщения теоретических материалов и анализа практики предприятий пищевой промышленности обосновать приоритетные направления модернизационного развития в условиях современного этапа развития рыночной экономики.

Достижение поставленных целей потребовало решения следующих задач:

— исследовать модернизационный потенциал и функциональные особенности пищевой промышленности на основе анализа действующей практики организации модернизационного развития отдельных предприятий;

— проанализировать эволюцию теории модернизационного развития на основе систематизации работ отечественных и зарубежных авторов, сформулировать концептуальные основы развития с учетом особенностей пищевой промышленности;

— на основе общепринятых понятий уточнить содержание и структуру стратегии модернизационного развития предприятия, определить степень влияния вариантного обоснования и оптимального выбора различных альтернатив стратегических решений;

— разработать концептуальные основы выбора оптимальной стратегии модернизационного развития предприятий пищевой промышленности, обосновать методические подходы к оценке эффективности экономических стратегий предприятийобосновать структурную модель процесса стратегического моделирования развития пищевой промышленности, обеспечивающую реализацию интересов субъектов рынка.

Объект исследования. В качестве объекта исследования рассмотрены предприятия пищевой промышленности.

Предметом исследования диссертационной работы послужили организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации модернизационной стратегии рыночного развития предприятий пищевой промышленности.

Теоретические и методологические основы исследования. Научной и методологической основой исследования послужили обобщения теоретических разработок ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования вопросов экономического развития. В качестве конкретного инструментария в процессе диссертационного исследования использовались общенаучные принципы системного анализа, диалектический подход, статистические методы сбора и обработки первичной информации, методы экономико-математического моделирования с применением современных информационных технологий, факторный анализ, методы ранжирования, группировок, экспертных оценок и др.

Информационная база исследования. Информационное обеспечение диссертационного исследования составили законодательные акты РФ, материалы научных и научно-практических конференций. В работе использованы официальные статистические данные и методические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, первичные данные предприятий пищевой промышленности.

Научная новизна диссертационного исследования определяется предложенным методическим подходом к разработке модернизационной стратегии рыночного развития предприятий пищевой промышленности. Основные результаты, отражающие различные аспекты новизны исследования, состоят в следующем:

— предложен концептуальный подход к проблеме модернизационного развития предприятий пищевой промышленности, базовой концепцией которого являются рыночные требования к формированию конкурентоспособного производства с применением инновационных технологий на долгосрочную перспективу. В рамках концепции на основе проведенного исследования обоснована стратегическая направленность процесса модернизационного развития, показано, что модернизационное развитие предполагает выделение приоритетных направлений в деятельности предприятий, в частности: развитие базовых составляющих производственной системы, их структурное реформирование;

— предложен алгоритм модернизационного развития предприятий пищевой промышленности, в котором обоснована необходимость всестороннего изучения и анализа, в целях исследования проблемы устойчивого развития, интересов различных сегментов рынка, влияющих на выбор стратегических решений покупателей;

— предложен матричный подход к определению оптимальной стратегии предприятия с учетом возникновения рисков рыночной конъюнктуры, в условиях неопределенности в отношении состояний внешней среды, позволяющий на основании реализации выбранной альтернативы обосновать предпочтительное производственное направление и оптимальные параметры производственной системы предприятия. Раскрыто, что, являясь инструментом устранения диспропорций в перераспределении ресурсов, экономические стратегии преследуют различные цели и, зачастую, определяют вектор реструктуризации производственного потенциала-предприятий пищевой промышленности;

— предложен авторский подход к исследованию-факторов, влияющих на модернизационное развитие предприятий пищевой промышленности, включающий их классификацию по уровням, направленности, стадиям воспроизводственного процесса и дополненный системой количественных индикаторов их оценки;

— обоснованы целевые параметры, приоритеты, принципы и этапы организационно-экономического механизма модернизационного развития предприятий пищевой промышленности;

— разработан аналитический комплекс прогнозирования развития пищевой промышленности, включающий концептуальные аспекты анализа конъюнктурообразующих факторов, тенденций их развития и взаимодействияструктурно-логическую схему процесса стратегического моделирования развития пищевой промышленностиметодические основы прогнозирования емкости рынка продукции пищевой промышленности, включающие разработку вариантных прогнозов экономического развития хозяйствующих субъектов пищевой промышленности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость исследования, состоит в том, что теоретические выводы, предложенные методические подходы и практические рекомендации могут быть использованы предприятиями пищевой промышленности при решении задачи выбора эффективных стратегий модернизационного развития.

Разработанный в диссертации аналитический комплекс позволяет строить вариантные прогнозы модернизационного развития* предприятий пищевой промышленности с учетом всех факторов, влияющих на его деятельность, для обеспечения потребностей населения региона в соответствии с изменением половозрастной структуры и динамикой численности. Его использование позволит повысить обоснованность решений, принимаемых органами управления для регулирования объема производствами структуры предложения продукции пищевой промышленности. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня практической апробации и могут служить методическими рекомендациями для повышения эффективности функционирования предприятий пищевой промышленности.

Отдельные теоретические и методические положения диссертационной работы используются в процессе преподавания дисциплин «Организация предпринимательской деятельности», «Конкуренция и конкурентоспособность» и др., а также в научно-исследовательской работе преподавателей, аспирантов и студентов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения диссертационного исследования получили апробацию на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, в том числе в Саратовском государственном социально-экономическом университете, на Всероссийской школе молодых ученых в ИАгП РАН (Саратов, 2009, 2010гг.), а также использованы в исследованиях по гранту «Развитие концепции общественных благ в условиях рентоориентированного поведения субъектов экономики».

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 4,7 п.л.

Объем и структура работа. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 162 страницах. Работа содержит 8 рисунков и 20 таблиц. Библиографический список включает 183 источника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Функционирование предприятий пищевой промышленности при нарастающей конкуренции на продовольственном рынке требует новых подходов к организации их модернизационного развития. Анализ современной рыночной ситуации характеризует условия работы анализируемых предприятий как нестабильные. Это заставляет их искать новые пути, развития, требует решения теоретических и методических аспектов данной проблемы, что позволит им устойчиво функционировать в современных условиях хозяйствования. Способность, предприятий пищевой промышленности как самостоятельно хозяйствующих субъектов к устойчивому развитию в постоянно меняющихся условиях рыночной среды выходит на первый план:

Производственно-хозяйственная деятельность осуществляется в настоящее время на многих российских предприятиях с использованием уже не соответствующих современным, требованиям технологий, на базе устаревшего оборудования, без четко выбранной стратегической линии поведения и без учета экономических последствий осуществляемых мероприятий.

Отсутствие в настоящее время на предприятиях пищевой промышленности соответствующей методики и несовершенство механизмов реализации продукции не в полной мере позволяет учитывать воздействие рыночных факторов стратегического развития.

Указанные проблемы предопределяют необходимость изменения подхода к процессу модернизационного развития* отрасли согласно сложившимся рыночным условиям хозяйствования.

2. Для пищевых производств характерны следующие особенности:

Непрерывность процесса производства, обусловленная преобладанием биохимических процессов обработки сырья и необходимостью его быстрой и своевременной переработки.

Отдельные составные части процесса переработки, сырья тесно взаимосвязаны между собой.

Невозможность или ограниченная возможность создания промежуточных запасов пищевых производств.

Сравнительно небольшое количество стадий процесса переработки и небольшая продолжительность производственного цикла.

3. Рынок продукции пищевой, промышленности — сложное, многоструктурное явление. Его" развитие1 происходит взаимосвязано' с другими компонентами' рыночной экономики и социальной жизни. Отдельные товарные рынки различаются уровнем специализации, сбалансированности спроса и предложениястепеньюзависимости от других рынков, обеспеченностью предприятий сырьевыми, товарными и другими ресурсами.

Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, как конкретной экономической ситуации, сложившейся на рынке в данный момент времени в результате действия соответствующих условий и факторов — одно из необходимых условий* для выработки оптимальной стратегии развития соответствующей, отрасли, определения государственной экономической и социальной политики, разработки механизмов управления и регулирования рынка.

Характерными чертами конъюнктуры являются:

Непостоянство, изменчивость, частые колебания. Границы рынка могут расширяться или сужаться, происходят структурные сдвиги, меняются цены и объем производства. Рынок чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия, зависит от различных политических и психологических влияний и т. д.

— Противоречивость. Различные показатели конъюнктуры могут свидетельствовать о противоположных тенденциях.

— Неравномерность. Может совпадать направление динамики развития конкретных показателей, но не совпадать темпы.

— Несмотря на исключительную противоречивость, конъюнктура представляет собой единство противоположностей. Не вызывает сомнения всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость отдельных элементов конъюнктуры.

4. Необходимость > преодоления посткризисных явлений обусловливает важность исследованияосновных направлений процесса динамичного модернизационного развития. Модернизация есть явление прогресса в любой сфере человеческой деятельности, то есть само понятие носит всеобщий характер. Это не разовое мероприятие, а динамический процесс решения проблем, выдвигаемых рынком. Модернизировать необходимо как отдельные отрасли, комплексы, так и-рынок.

Модернизацию можно рассматривать на трех уровнях: на уровне предприятия под модернизацией нами понимаются такие' изменения, которые, материализуя* новые научные знания, формируют новые способы удовлетворения традиционных потребностей или' создают новые потребности. На уровне отрасли или экономики странымодернизация-трактуется нами как сложный 1 многоплановый экономический процесс, имеющий системный, комплексный характер.

В целом автор понимает модернизацию в двух аспектах: как явление и как процесс. В первом аспекте модернизация есть любое целенаправленное изменение в экономике. Во втором аспекте модернизация — это многосторонний процесс целого комплекса изменений, в ходе которого тесно переплетаетсямножество экономических и организационных проблем, с четко сформулированной конечной целью, с заранее прогнозируемым результатом.

5. В посткризисных условиях пищевая промышленность имеет преимущество перед другими отраслями экономики, поскольку на фоне совокупного падения потребительского спроса на товары потребность людей в продовольствии почти не меняется. Кризисные условия могут и должны быть использованы для начала новой стадии развития пищевой промышленности.

Способность пищевой промышленности аккумулировать достижения информатизации и технологизации, определять формирование других секторов экономики, стимулировать рост производительности труда, ее относительно невысокая* капиталоемкость и большая социальная эффективность, а также возрастающее значение продовольственной* самодостаточности, обусловили трансформацию ее роли в условиях глобальных трендов развития мировой* экономики и динамики рыночной конъюнктуры, повысили значение данного сектора экономики, как фактора обеспечения динамичного экономического развития, стабилизации в условиях кризисов.

Необходима разработка концептуальных основ модернизации отечественной пищевой промышленности, обладающей потенциалом стабилизации экономического развития, преодоления негативных последствий мирового кризиса. Разработка методических основ модернизации включает стадии разработки стратегических альтернатив развития, координацию взаимодействия участников, разработку критериев оценки, управление и контроль выполнения стратегического плана развития.

6. Наметившиеся положительные посткризисные тенденции в развитии пищевой промышленности могут быть реализованы в полной мере при активной политике государства по созданию равных условий развития всех форм собственности и форм хозяйствования, защите прав собственности, эффективной антимонопольной политике, стимулировании малого бизнеса. Модернизация пищевой промышленности невозможна без сознательного проведения целенаправленной политики совместными усилиями как государства, так и частного капитала. Налаживание конструктивного диалога между властью и бизнесом является одним из существенных условий эффективной модернизации. Кроме того, важно создание благоприятных макроэкономических предпосылок: стимулирование внутреннего спроса, эффективная протекционистская политика, взаимодействие реального и финансового секторов экономики, развитие инновационного сектора.

Положительным фактором формирования отечественного рынка продукциипищевой, промышленности является появление на отечественном рынке в последние годы новых товаропроизводителей в лице малых предприятий. Программы развития малого бизнеса должны предусматривать формирование информационно-посреднической сети, складского хозяйства, стимулирование выставочно-ярмарочной деятельности малых предприятий и т. д.

7. Для прогнозирования структурных сдвигов в потреблении населением продукции пищевой’промышленности необходимо учитывать все типообразующие факторы. Игнорирование всей полноты факторов ставит под сомнение надежность прогнозов по децильным (10%-ным) группам населения.

Применение метода главных компонент с целью сокращения пространства исходных признаков позволило выделить две наиболее весомые главные компоненты, объясняющие более 80% суммарной дисперсии. В пространстве полученных главных компонент выделено 4 доминирующих кластера. Построенные главные компоненты достаточно информативны и допускают идентичную интерпретацию для разных классов семей, что свидетельствует о корректности проведенного агрегирования.

8. Проведенный в диссертационном исследовании анализ емкости рынка продукции пищевой промышленности показал, что существуют потенциальные резервы его увеличения. При этом, по мнению автора, наиболее значительное влияние оказывают три фактора: рост объемов импорта, при котором рыночная цена становится несправедливой для отечественного производителяразвитие сетевой розницы за счет рентабельности отечественных товаропроизводителейнеразвитая информационная среда. Информация плохо структурирована и зачастую противоречива, что делает сложным выбор товара для потребителя, а асимметричная информация, как показал лауреат Нобелевской премии по экономики 2001 г. Дж. Акерлоф, либо приводит рынок к стопору, либо заставляет производить все менее качественные продукты.

Перспективы развития пищевой промышленности должны, быть связаны с мерами государственного регулирования торговли, поддержкой социально-незащищенных слоев общества. Ориентирами для развития данной отрасли должны быть: увеличение объёмов производства и переработки сырья для обеспечения населения продовольствием за счёт собственных ресурсов с целью достижения продовольственной безопасности страныпроведение научно-технической политики в области здорового питаниясоздание конкурентоспособного пищевого производства в условиях рынкадостижение устойчивого развития пищевой промышленностисоздание безотходных производств с глубокой и комплексной переработкой сырья. Перспективными направлениями в развитии пищевой промышленности являются внедрение современной техники, улучшение технологий, а также развитие сбалансированных экономических отношений между производителями сырья, перерабатывающими предприятиями и организациями торговли.

9. Модернизационное развитие предполагает создание новых конкурентных преимуществ, что предполагает активизацию инновационной деятельности. Можно выделить следующие наиболее привлекательные направления инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности:

— расширение ассортимента и увеличение объемов продукции для лечебно-профилактического и диетического питания;

— улучшение качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции;

— контроль качества выпускаемой продукции.

— применение нанотехнологий. Наиболее перспективные области, применения нанотехнологий в пищевой промышленности: простое измельчение продукта до наночастиц, изготовление различных нанодобавок, улучшающих пищу, нанофильтрация, для улучшения качества продуктов, биосенсоры для контроля качества пищевых продуктов и пищевая упаковка нового поколения, в которой продукты долго не портятся.

Наблюдается тесная взаимосвязь между. структурой рынка продукции пищевой промышленности и инновациями: с одной стороны применение инноваций увеличивает конкурентные преимущества отдельных предприятий, применяющих инновации, изменяя тем самым структуру рынка, с другой стороны, интенсивность применения инноваций напрямую зависит от структуры рынка. Выявлена положительная статистически значимая корреляционная связь между ростом производительности труда и уровнем концентрации продавцов на рынке, что также говорит о влиянии инноваций на структуру рынка.

10. В диссертационном исследовании автором апробирован матричный подход для определения оптимальной стратегии предприятия с учетом возникновения рисков рыночной конъюнктуры, в условиях неопределенности в отношении возможности реализации состояний внешней среды. Экспериментальные расчеты, проведенные на основании этого методического подхода позволяют на основании реализации выбранной альтернативы обосновать предпочтительное производственное направление и оптимальные параметры производственной системы.

Автором показано, что, являясь инструментом устранения диспропорций в перераспределении ресурсов, экономические стратегии преследуют различные цели и, зачастую, определяют вектор реструктуризации производственного потенциала предприятий пищевой промышленности.

11. Исследование показало, что ¦ на многих предприятиях пищевой промышленности при формировании оптимальной стратегии модернизационного развития" современные приемы и методы моделированияприменяются^ достаточно разобщенно, не учитываются взаимосвязи различных элементов системы, вариантное обоснование различных альтернатив, непрерывное обновление информационной базы.

Для стратегического* моделирования развития пищевой промышленности автором предложен методический подход, включающий концептуальные аспекты анализа конъюнктурообразующих факторов, тенденций их развития и взаимодействияструктурно-логическую схему стратегического моделирования развития пищевой промышленностиметодические основы прогнозирования емкости рынка продукции пищевой промышленности, включающие разработку вариантных прогнозов экономического развития хозяйствующих субъектов пищевой промышленности. Фактически снижая размерность признакового пространства, предложенный методический подход позволяет наиболее полно выявить проблемы и способы достижения оптимального варианта модернизационного развития отрасли.

На современном этапе развития рыночных отношений от предприятий пищевой промышленности требуется гибко и своевременно реагировать на изменения спроса, подчиняя производство потребностям рынка. Это предполагает разработку стратегических решений и принятие на их основе оперативно-тактических решений по разработке оптимальной экономической стратегии предприятий. Таким образом, непрерывное изменение и усложнение форм модернизационного развития требует постоянного совершенствования адекватных методов планирования и организации производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии// Вопросы экономики. 2006. № 12.
  2. А. и др. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы — М.: Проспект, 2010.
  3. С., Рязанова Н. Анализ товарных рынков в переходной экономике России. -М., 1998.
  4. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2003.
  5. А.Г. Формирование рыночного механизма экономического роста в России// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2.
  6. A.B. Современный подход к качеству продукции// Пищевая промышленность. 2006. № 5.
  7. Е.Ю. Интеграция предприятий как фактор обеспечения конкурентоспособности// Пищевая промышленность. 2005. № 7.
  8. A.B. Эффективность и результативность пищевой промышленности России// Вестник СГАУ. 2010. № 9.
  9. С.П., Бурков В. Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: ИПУ, 1984.
  10. Ю.Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал.-М.: ЗАО Изд-во Экономика, 1999.
  11. И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики// Консультант директора. 2005. № 23 (251).
  12. С.П., Жукова Н. В. Модель формирования структуры потребления на микроуровне (термодинамический подход)\ Экономика и математические методы. Том XXV. 1989. № 5.
  13. Е.В. Эндогенные флуктуации- в расширяющейся экономике/ЛЗестник ГУ. Сер.6. Экономика. — 2005.
  14. В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики.-М.: Экзамен, 2000:
  15. С.Ю. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий малого бизнеса// Проблемы прогнозирования. 2000. № 1
  16. С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития// Российский экономический журнал. 2002. № 3.
  17. В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности// Экономист. 2003. № 5.
  18. А.Р. Кризис современной модели воспроизводства экономики России// Проблемы! прогнозирования. 1998. № 2.
  19. В. Выбор оптимальной конкурентной стратегии залог успешного развития*предприятий// Стандарты и качество. № 10. 2006.
  20. А. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности// Экономист. 1999. № 4.
  21. Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития// Маркетинг. № 2. 2005.
  22. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем.-М.: Наука, 1981.
  23. В.В. Экономика предприятий: анализ и формирование ассортиментных программ// Справочник экономиста. № 8. 2006.
  24. А. Инновационные процессы в интегрированных структурах// Экономист. 2005. № 5.
  25. А.Н. Метод классификаций в ассортиментной политике// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 2.
  26. Е.В. Формирование модели стратегического планирования в области развития инфраструктуры продовольственного рынка // Экономические науки. 2009. № 10(59).
  27. А.О., Волошин- Д.И. Теория многоуровневой экономики в контексте современной экономической мысли//Проблемы прогнозирования. 2004. № 1.
  28. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития// Вопросы экономики. 1999. № 1.
  29. В.Н., Вяткин И. В. Риск-менеджмент М., 2003 г.
  30. М.И., Жуковская В. М. О методах, межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности// Вопросы статистики. 2000. № 3.
  31. М.И., Жуковская В. М., Трофимова И. Н. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и, макроуровневом измерениях// Российский экономический журнал. 2002. № 2.
  32. С.Ю. О стратегии развития российской экономики./ Научный доклад М.: НИР, 2006.
  33. С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997.
  34. А. Факторы роста российской экономики и перспективы технологического обновления// Вопросы экономики. 2004. № 5.
  35. Е.П. Разработка стратегии: теория, практика и методология. М: Финпресс, 2003.
  36. В.Д. Комплексное изучение товарных рынков// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 2,3.
  37. В.Д., Леонова Т. Н. Производственный потенциал пищевой промышленности Российской Федерации. М., 2003.
  38. A.B. Продовольственное обеспечение России (вопросы теории и практики).- М.: Колос, 1999.
  39. А., Черняков Б. Некоторые аспекты продовольственной проблемы мира// Вопросы экономики. 2001. № 6.
  40. Д.И. Взаимодействие процессных и продуктовых инноваций, в деятельности российских промышленных предприятий// Экономические науки. 2009. № 12(61).
  41. Горячев1 A.A. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. -М., 1991.
  42. А.Г. Экономика и социология пространства // С.-Петербургский научный форум «Наука и общество. Экономика и социология в XXI веке»: Тезисы пленарных докладов. С.-Петербург, 2010.
  43. Е.А. Направления регулирования рыночных процессов на отраслевых товарных рынках.// Экономические науки. 2008. № 4(41).
  44. В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса// Экономист. 2000. № 3.
  45. Н.В. Теоретические основы производственного учета1 в организации пищевой промышленности //Экономические науки. 2009, № 12(61).
  46. Ш. А. Развитие и организация// Системные концепции развития-М.М 1985. Вып.4.
  47. В. Н. Управление инновациями: 17-модульная программадля менеджеров «управление развитием организации». Модуль 7 М.: ИНФРА-М, 1999.
  48. С., Сонин К. Экономика ресурсного проклятия// Вопросы экономики. 2008. № 4.
  49. И.Б. Стратегия и структура корпорации. — М.: Дело, 2006.
  50. И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий// Вопросы экономики. 2005. № 2.
  51. A.B., Кувалин Д. Б., Кузнецов Ю. В. Российские предприятия: адаптация к кризису и поиск новых стратегий развития// Проблемы прогнозирования. 2000. № 3.
  52. В.А., Ларин В. М., Лоскутов Р. Ю., Яшин Н. С. Конкурентоспособность и устойчивость промышленного предприятия. Саратов: СГСЭУ, 1999.
  53. Длинные волны НТП и социально-экономическое развитие-Новосибирск: Наука, 1991.
  54. Долгосрочное прогнозирование: Инновационные контуры мировой экономки/ Прогноз развития на 2000−2015 гг. — М.: ИМЭМО, 1999.
  55. Дон Р. Н., Шубина Г. В. Колбасные изделия: анализ рынка// Мясная индустрия. 2009. № 7.
  56. П. Бизнес и инновации. Пер. с англ. М.: Вильяме, 2007.
  57. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  58. Дубров Д: М., Мхитарян B.C. Многомерные методы статистики. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  59. A.A. Критерии эффективности инновационной деятельности// Вестник РГТЭУ. 2010. № 3(41).
  60. В.Н., Матвейкин В. Г. Оптимизация управления промышленным предприятием— Тамбов: изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2004.
  61. Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом// Экономика и математические методы. T.XXXV. 1999. № 2.
  62. О.В. Развитие теории регулирования продовольственного рынка в век глобализации/ Глобальный кризис: вызов и возможности для агропродовольственного комплекса России — Саратов: Изд-во ИАгП РАН, 2010.
  63. O.A. Особенности инновационного процесса в отраслях пищевых производств// Пищевая промышленность. 2005. № 12.
  64. Ю.В. Комплексная оценка инновационного риска// Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 9.
  65. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика М.: Аспект Пресс, 2002.
  66. А. Конкурентная стратегия компаний на рынках сбыта продукции// Журнал для акционеров. № 1. 2005.
  67. В.А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2.
  68. В.В. Необходимость модернизации и скорость экономического роста// С.-Петербургский научный форум «Наука и общество. Экономика и социология в XXI веке»: Тезисы пленарных докладов. С.-Петербург, 2010.
  69. В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы// Общество и экономика. 1999. № 5.
  70. В. Инвестиции экономического роста (новая концепция)// Экономист. 1996. № 11.
  71. А. Критерии, экономической безопасности//Вопросы экономики. 1998. № 10.
  72. И.В. Принципы организации стратегии как траектории динамической системы// Третий всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». -М.: ЦЭМИ. 2002.
  73. А.Б., Картышев С. В., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций —М., 1997.
  74. Инновационный путь развития для новой России/ Под ред. В. П. Горегляда —М.: Наука, 2005.
  75. В. Государственное регулирование всфере производства и реализации, продукции пищевой промышленности// Пищевая промышленность. 2006. № 3.
  76. Л.И., Шарилова Е. Е. Статистическая оценка и анализ возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения,// Вопросы статистики. 2008. № 5.
  77. Е. Стратегическое планирование ассортимента// Современная торговля. № 7. 2008.
  78. Н. Управление инновационными процессами в АПК// АПК экономика и управление, 2001. № 4.
  79. В. Инвестиции и экономический рост// Инвестиции в России. 2002. № 7.
  80. К.Дж., Крейг П. С., Вольф М. М. Моделирование рынка: как спрогнозировать успех нового продукта. Пер. с англ. А. В. Болдышевой. -М., 2007.
  81. А. Н., Оленев И. Д., Соколицын С. А. Стратегический менеджмент. —М.: Машиностроение, 2003.
  82. В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования.- М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2005.
  83. И.В., Макарчук Н И. О построении целевой функции потребления// Экономика и математические методы. Том XVIII. 1982: № 4.
  84. Г. Н. Концептуальные подходы к разработке, модели для системного экономического анализа предприятия// Вестник РГТЭУ. 2010. № 4(42).
  85. В.П. Импортозамещение продукции как условие обеспечения продовольственной безопасности России // Вестник РГНФ. 2008. № 1.
  86. И.С. Модернизация российской экономики в условиях глобализации// С.-Петербургский научный форум „Наука и общество. Экономика и социология в XXI’веке“: Тезисы пленарных докладов. — С. Петербург, 2010.
  87. C.B. Анализ инновационного развития’территории на базе эволюционного подхода// Инновации: 2004. № 6.
  88. Г. В. Мотивация стратегических решений, в развитии конкурентной стратегии предприятия на рынке товаров// Финансы и кредит. № 2. 2005:
  89. Г. П., Башмакова М.М1. Управление ассортиментом производимой продукции и его превентивное планирование с использованием методологии комплексного подхода и аналитического моделирования// Менеджмент в России и за рубежом--2003. № 6.
  90. А.В., Меркулов В.Н, Горин C.B. Комплекс инноваций на предприятиях пищевой промышленности// Пищевая промышленность. 2003. № 6.
  91. Я.А. Очерки социально-экономического развития XX века. М.: Наука, 1992.
  92. А. Мировой финансовый кризис и его влияние на — Россию// Вопросы экономики. 2009. № 1.
  93. Е. Механизм запуска инновационного роста в России// Вопросы экономики. 2003. № 3.
  94. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. -М.: Экономика, 2004.
  95. В., Маршак В: Моделирование роста российской экономики// Вопросыэкономики. 2006. № 12.
  96. Кунявский М: Е., Санинский С. А., Егоров Д. А. Методологические основы рыночных решений предпринимателя// Маркетинговый анализ товарных рынков: методика и опыт / Под ред. М. Е. Кунявского. Саратов, ИЦ „PATA“, 2009. — Вып. 2.
  97. О.Г. Инновации и их роль в росте конкурентоспособности экономики современной России// Вестник РГТЭУ. 2010. № 2(40).
  98. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. С-Пб.: Наука, 1996. i
  99. Е.Б. Проблемы перехода к инновационной модели развития в странах постсоветского пространства// Проблемы прогнозирования. 2006. № 4.
  100. В.В. Экономическое эссе.-М.: Политиздат, 1990.
  101. В. Инвестиционные процессы в российской экономике// Вопросы экономики. 2004. № 6.
  102. В. Условия инновационного развития экономики// Экономист. 2001. № 3.
  103. Д.С. Развитие экономики- России и задачи экономической науки — М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2001.
  104. Магомедов М. Д, Заздравных A.B. Экономика пищевых производств. М., 2007.
  105. В.Л. Эволюционная экономика: некоторые фрагменты теории (Эволюционный подход и проблемы переходной экономики).- М.: ИЭ РАН, 1995.
  106. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Пер. с англ./ Под ред. А. А. Пороховского.-М.: Республика, 1992.
  107. А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993.
  108. May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису// Вопросы экономики. 2009. № 2.
  109. .Л. Перспективы экономического роста в России// Вопросы статистики. 2000. № 2.
  110. Н. Стратегия и тактика управления инновационной с деятельностью в производственных социально-экономических системах//
  111. Консультант директора. 2000. № 14. < 115. Нацубидзе A.C. Динамика и тенденции развития пищевойпромышленности России// Экономические науки. 2010. № 1(62).
  112. А.Д. Кризис и экономическая теория // С.-Петербургский научный форум „Наука и общество. Экономика и социология в XXI веке“: Тезисы пленарных докладов. — С.-Петербург, 2010.
  113. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений —М.: ЗАО „Финстатинформ“, 2000.
  114. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.— М.: Фонд экономической книги „Начала“, 1997.
  115. JI.H. Инновационный менеджмент— М.: Инфра-М, 2007.
  116. Т., Бикулов В. Конъюнктура товарных рынков// Маркетинг. 2009. № 2(81).
  117. В., Мавлеева JI. Анатомия бренда: технология разработки и развития бренда. Издательство „Вершина“ Москва 2007.
  118. Н.Я., Ротарь В. И. К вопросу об экономико-математических методах управления, учитывающих фактор неопределенности// Экономика и математические методы. T.XXXV. 1988. № 3.
  119. Д. Инвестиции и экономическая безопасность// Инвестиции в России: 2003. № 1.
  120. . Показатели результативности рыночных реформ// Экономист. 2002. № 7.
  121. А., Марковский А. Интеграция производства и инвестирования// Экономист. 2005. № 3.
  122. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  123. М. Международная конкуренция: конкурентное преимущество стран. Пер. с англ./ Под общ.ред. В.Д.Шепинина— М.: Международные отношения, 1993.
  124. . А., Лозовский Л. ILL, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007
  125. Pay В. В. Конкурентоспособность агропродовольственных систем: возможности и факторы роста // Проблемы прогнозирования. 2007. № 2.
  126. Е.Г. Актуальные проблемы развития институциональной среды агропродовольственного комплекса/ Глобальный кризис: вызов и возможности для агропродовольственного комплекса России Саратов: Изд-во ИАгП РАН, 2010.
  127. Рой Л.В. Стратегия^диверсификации компании (теоретические подходы)// Вестник МГУ. Сер.6 Экономика. -2009. —№ 2.
  128. В.А. Экономическая теория экономического развития стран с рыночной экономикой. Саратов: СГЭА, 1997.
  129. Г. И. Системное моделирование сложных процессов. — М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000.134: Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. Пер. с англ.- М.: Экономика, 1994.
  130. В.А., Галимов Д. И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности текущее состояние и перспективы// Проблемы прогнозирования. 2006. № 2.
  131. Т. Управление по результатам. Пер. с финск М.: Прогресс, 1993.
  132. Р. Максимизация прибыли путем модульности//Маркетинг. 2005. № 5.
  133. В.В., Красников В. Я. Диверсификация агропромышленного производства// Аграрная наука. 2005. № 10.
  134. В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста// Вопросы экономики. 2007. № 5.
  135. Серегин-С.М. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности РФ// Пищевая промышленность. 2005. № 5.
  136. А.Ф. Стратегия развития! отечественного агропродовольственного рынка // Вестник РГНФ. 2008. № 1.
  137. Е.В. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках // Маркетинг. 2008. № 12.
  138. Н.Ф. Инновационные приоритеты модернизации потребительского сектора экономики. Вестник РГТЭУ. 2010. № 6(44).
  139. Р. Перспективы теории ростаII Мировая экономика' и международные отношения. 1996. № 8.
  140. Социально-экономические модели в современном мире и путь России/Под ред. К. И. Микульского. М.: Экономика, 2005.
  141. Статистика рынка товаров и услуг /И.К.Беляевский, Г. Д. Кулагина, Л. А. Данченок и др.- Под ред. И.'К.Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  142. E.H. Некоторые аспекты и статистические показатели продовольственной безопасности России // Вопросы статистики. 2008. № 5.
  143. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке/ Под ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева.-М.: Экономика, 2002.
  144. A.M., Прущак О. В. Механизм государственного регулирования устойчивого развития продовольственного комплекса// Экономические науки. 2003. № 4.
  145. П.А. Концепция стратегических управляющих воздействий в организации// Вестник РГТЭУ. 2010. № 3(41).
  146. Е.В., Заверюха А. Х., Масленникова O.A. Государственное воздействие на эффективность использования инвестиционных ресурсов// Пищевая промышленность. 2003. № 6.
  147. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  148. В.И., Морозов В. В. Экономический механизм конкурентоустойчивости предпринимательства — Самара, 2000.
  149. Франчук В .И: Основы построения организационных систем — М.: Экономика, 1991.
  150. В. Финансово-промышленные группы: опыт и перспективы// Проблемы прогнозирования. 2000. № 1.
  151. В.А. Анализ коммерческого риска./Под ред. М. И. Баканова. М.: финансы и статистика, 1998 г.
  152. A.C. Концептуальная модель устойчивого развития экономики страны// Пищевая промышленность. 2005. № 10.
  153. C.B. Элементы теории нечетких множеств в моделировании конкурентоспособности марочного товара// Экономические науки. 2009. № 2(51).
  154. A.A. Пищевая промышленность в системе обеспечения продовольственной безопасности // Экономические науки. 2008. № 10(47).
  155. И.К., Ситдиков М. С. Формирование аналитических критериев для оценки инвестиционной привлекательности// Пищевая промышленность. 2003. № 6.
  156. А., Швец М. Анализ ассортиментной политики предприятия // Маркетинг. № 2, 2007.
  157. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Пер. с англ-М.: Инфра-М. 1997.
  158. JI.C. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. № 6. — С. 3537.
  159. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс1982.
  160. Экономика и управление малой фирмой / под ред. Мишуровой. М.: ИКЦ „Март“, 2007.
  161. Экономико-математические методьъ и- прикладные модели/ Под ред. В. В. Федосеева. М: ЮНИТИ, 2005.
  162. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века— М.: Экономика, 2004.
  163. Ю.В. Экономические беседы/, Запись С.А.Белановского- М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
  164. Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики// Вопросы экономики. 2004. № 7.
  165. Ястребова- Е. К. Эффективность конкуренции на продовольственном рынке России. М., 1999.
  166. Яшин» Н. С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГЭА, 1997.
  167. Gollop F., Monahan J. A generalized Index of Diversification: Trends in U.S.Manufacturing// The Rewiew of Economic and Statistics. Л 991. Vol.73.
  168. Jonson G., Shotes K. Exploring Corporate Strategy. L., 1997.
  169. Kit Fai Pun and White A.S. Aperfomance measurement paradigm for integrating strategy formulation: A, review of systems and frameworks// International Journal of Management Reviews. 2005. — Vol. 7, No.l.
  170. Landesman M., Josef P. The Vienna Institute for Comparative Economic Stadies (WIW). Research reports. № 222, September 1999.
  171. Lanjouw P., Milanovic B. and Paternosto S. Poverty and the economic transition. How do changes in economies of scale affect poverty rates for different households. Washington: World Bank. November. 2005.
  172. Milanovic B. Incom, inequality and poverty during the transition from planned to market economy. Washington: World Bank. 2005.
  173. Simmons S. Economic Developmeht and History //Development Studies and Colonial Polisy /Ed By B. Sygnam, S.Simmons. L., 1987.
  174. Smily R. Empirical Evidence on Strategic Entry Deterrrence// International Journal of Industrial Organisation. -Vol.6. June, 2000.
  175. Strategy execution: achieving operational excellence// Economist Intelligence Unit. 2004. — November.
  176. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. Росстат. — М., 2010.
  177. Российский статистический ежегодник: Стат.сб.- Росстат. М., 2010.
  178. Социально-экономическое положение России в 2010 году: Стат.сб. Росстат. — М., 2010.
Заполнить форму текущей работой