Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен лада: Философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разнообразие ладов в музыке показывает, что в каждом из них есть стремление (той или иной степени интенсивности) всех элементов целого к нахождению единственной опоры, имеющей к тому же оптимальную звуковую характерность. Но как только внимание концентрируется на тембро-фонической стороне элементов, сама конструкция становится все более аморфной, постепенно расшатываясь и теряя равновесие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Лад как категория смысла
    • 1. Этические, эстетические и природные основания феномена лада
    • 2. Понятие лада в музыкально-речевой концепции
  • Б.Яворского
    • 3. Б.Асафьев об интонационной природе лада
    • 4. Единство феноменологического и абстрактно -логического у родоначальников научной ладовой теории
  • Примечания
  • Глава II. Развитие понятия лада в современной философии культуры
    • 1. Структурно — системный подход к раскрытию сущности понятия «лад»
    • 2. Эволюция теории функциональности
    • 3. К вопросу о понятиях «ладовое чувство» и «ладовое мышление»

Феномен лада: Философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Жизнь в глазах наших соотечественников к концу второго тысячелетия приобретает поистине трагический характер. Крушение прежних идеалов, мировоззрения, традиций, поляризация общества, где господствует разнузданность нравов и нивелирование чувства долга, откровенный прагматизм и техницизм, усугубляются культурными амбициями, взаимонепониманием, манипулированием общественным сознанием. Все это порождает страх и неуверенность в будущем, равнодушие и агрессию, рост самоубийств и смертоносные конфликты, ощущение неизбежности социальной, национальной, экологической, вселенской катастрофы.

Круг этих вопросов остро стоит сегодня перед представителями гуманитарных наук, но прежде всего, — философии культуры. С позиций «чистой» науки невозможно понять и объяснить феномен человека, его сознание, ценности, способы и результаты деятельности, ход человеческой истории. Современная философия, рефлексируя на трансцендентном в поисках объективных законов природы и человека, не удовлетворяется логикой рационального, а сознательно уходит в сферы интуитивного, сближаясь при этом с религией и искусством. Такой подход нередко становится методологическим и в отечественной культурфилософии. Этим во многом объясняется особый интерес к национально — этнической проблематике, к наследию русских философов, к осмыслению роли России в общемировом масштабе. Отсюда проистекает и признание равноправия культур, идея их диалога, полилога. Да и в самой философии на смену категори 4 ческому неприятию «чужих» концепций приходит стремление к нахождению точек соприкосновения, способов взаимосогласия. Недаром идея примирения в прогностических моделях мира встречается все же чаще, нежели идея гибели человечества.

Объединительная тенденция наблюдается и в методах исследования культуры, которая характеризуется с точки зрения нерасчле-ненного единства всех сторон человеческого сознания (мифологическая, символическая, языковая интерпретация культуры). Поэтому смысловая сторона культурных явлений зачастую отождествляется с формой «высказывания» (и не только вербальной), а структурный анализ приравнивается к смысловому. Но споры о первенстве содержательного или архитектонического методов не утихают, и философия призвана в новых условиях показать и обосновать сферы и границы применения этих методов при анализе различных культурных феноменов.

Для успешного решения этой и других задач философии культуры необходима выработка собственного категориального аппарата, использование таких универсальных, сущностных категорий, которые были бы приложимы к любой области культурной деятельности. Объединяя смысловое и конструктивное, всеобщее и единичное, духовное и материальное, абстрактное и конкретное, нравственное и эстетическое, рациональное и эмоциональное, такие понятия могли бы взаимодополнять различные взгляды на культуру, снимать напряженность в творческой деятельности, в отношении к жизни.

Известны успешные попытки привлечения в культурфилософию понятий из области искусства, поскольку в его основе заложен принцип интуитивно-трансцендентного восприятия мира, а логические, этические и эстетические начала объединены в идеальной фор

— 5 ме как единстве Тела, Души и Духа. Каждый человек находит в искусстве свою бесспорную и абсолютную истину, а бесконечное множество «абсолютных» человеческих истин и составляет объективную Истину человечества.

Одним из самых плодотворных направлений в привлечении художественных понятий в философию культуры может стать союз музыки («души искусства»), музыкознания и философии, который не зря считается одной из самых трудных и деликатных задач. Ведь музыка, как и миф, дает полную свободу «жизненным» нравственным идеям и ориентирам, выражая заложенный в ней смысл не просто непонятийным, но даже неизобразительным и ненаглядным способом, отчего нередко ставит в тупик при попытке символической и языковой ее расшифровки. Однако именно сложностью раскрытия тайн содержания искусство звука и должно привлекать культурфилософию. Понятие лада, чаще всего трактуемое музыкознанием как закон музыки, делающий звуковое явление музыкой, то есть осмысленным, культурным явлением, как нельзя более отвечает этому требованию.

Вокруг ладовой теории в музыкознании со времени ее возникновения не прекращались ожесточенные споры. В 60−70-е годы теория лада подошла к некоему предкризисному состоянию, а к 90-м годам ее затмили проблемы музыкального «языка», музыкальной формы, музыкального мышления. Все попытки определения лада как «конструктивно-логического универсума» музыки оказались не вполне убедительными. Можно ли с вершин философского знания не только осмыслить данное понятие, но примирить различные точки зрения на лад и дать толчок новым исканиям в определении его сущности? Или эти искания бессмысленны, и закона музыки, действующего во все времена и у всех народов, не существует? И может ли понятие.

— 6 лада органично войти в философию культуры? Эти вопросы, на наш взгляд, актуальны и для музыкознания, и для философии культуры.

Степень разработанности проблемы. Ввиду того, что проблема философской интерпретации понятия лада никем не разрабатывалась (философско-эстетический уклон публицистических очерков В. Белова «Лад» не делает их сугубо философским или строго научным исследованием), а тема данной диссертации находится на стыке наук, потребовалось изучение литературы из разных областей знания, прямо или косвенно выходящей на проблемы лада.

Научная теория лада — достояние отечественной музыкальнотеоретической мысли. Поэтому основополагающие научные сведения об объекте исследования были почерпнуты из трудов Б. Яворского, Б. Асафьева, Ю. Тюлина, Ю. Мазеля, Й. Способина, Ю. Холопова, С. Григорьева, Т. Бершадской, Б. Теплова, А. Островского, Е. Назай-кинского, В. Медушевского, А. Милки, Ю. Кона, В. Зака, Ю. Бычкова, Е. Давыдовой, Е. Александровой и других теоретиков музыки.

Смысловой, символический и языковый акцент в рассмотрении культурных феноменов привлек автора диссертации к сочинениям И. Канта, И. Гете, О. Шпенглера, В. Гумбольдта, Э. Кассирера, Ф. де Соссюра, Ш. Балли, Э. Сепира, Б. Уорфа, Ф. Шлейермахера, Э. Бенвенис-та, М. Хайдеггера, Б. Кроче, Н. Флоренского, А. Лосева, М.Бахтина.

Необходимая для решения проблемы лада постановка вопросов о соотношении природного и человеческого, абстрактного и конкретного, онтологического и гносеологического, феноменологического и аксиологического, индивидуального и всечеловеческого, преходящего и вечного потребовала анализа работ представителей рационалистического направления (Г.Гегель, К. Маркс, В. Дильтей, Г. Зим-мель, В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, А. Тойнби, П. Сорокин, й. хейзин га, С. Лангер, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Кребер, Л. Уайт, К. Мангейм, Ж. Лакан, Р. Барт, И. Пригожин, Ю. Лотман, А. Гильденб-рандт) — интуитивистов (Ф.Шиллер, Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, З. Фрейд, А. Гартман, А. Бергсон, К. Юнг, К. Ясперс, Э. Фромм), а также тех, кто синтезирует рациональное и эмоциональное в русле феноменологии, герменевтики, постмодернизма и постструктурализма (Э.Гуссерль, В. Беньямин, Г. Зельдмайр, Г. Гадамер, В.-А.Адорно, Э. Левинас, Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ю. Крис-тева). К позициям поборников бессознательного примыкают сторонники телеологического уклона — М. де Унамуно, М. Бубер, Ф. Эбнер, М. Элиаде, М.Шакка.

Чрезвычайно важными для выявления смысла русского понятия «лад» стали мировоззренческие позиции русских философов: С. Булгакова, В. Соловьева, А. Хомякова, И. Киреевского, Е. Трубецкого, Л. Шестова, Вяч.- Иванова, Н. Бердяева, Н. Лосского, И. Лапшина, Д. Мережковского, Г. Шпета, С. Франка, А. Золотарева, Л. Карсавина, И. Ильина, В. Эрна, Г. Федотова, Н. Арсеньева, Б. Вышеславцева, Л. Гумилева, Д.Лихачева. К их воззрениям близки «русские космисты» -В.Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский, Д. Андреев, Н.Рерих.

Затрагивая различные аспекты универсалий культуры, общих ее законов и закономерностей, уникальности ее феноменов, отдельные концептуальные положения вышеназванных авторов могут служить теоретико-методологической базой настоящего диссертационного исследования, что создает возможность дальнейшего развития теории лада распространения основных ее положений в различных областях гуманитарного знания.

Объект исследованиялад как принцип организации жизни человека и музыкальной «речи» .

— 8.

Предмет исследования: лад как смыслообразующий принцип в философии и теории культуры.

Цель исследования: комплексный философский анализ феномена лада в отечественном музыкознании и определение возможности его интерпретации в философии культуры.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих основных задач:

— выявить смысловые истоки феномена лада;

— проследить историю развития понятия лада в музыкознании и основные тенденции его эволюции;

— установить наиболее существенные противоречия ладовой теории;

— вскрыть и обосновать причины расхождений в трактовке феномена лада;

— определить особенности национальной специфики теории лада;

— представить гипотетическое философское определение лада как универсального закона музыки на данном историческом этапе развития музыкознания;

— наметить возможности использования обобщенно-философского определения лада в философии культуры.

Методологической и теоретической основой диссертации является единство классических и современных способов философского осмысления предмета исследования: диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному, и наоборот, а также системного, аналитического, синтетического, сравнительно-исторического, синергетического, критического.

Комплексный философский анализ феномена лада осуществлялся.

— 9 автором в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, лингвистов, искусствоведов, психологов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— выявлены содержательные основы феномена лада в единстве архетипического и ноуменологического, мифологического и символического, этического и эстетического, научного и философского смыслов;

— проведен сравнительный анализ различных концепций в истории развития ладовой теории, определены основные тенденции ее развития;

— выделены главные противоречия в теории лада, установлены их причины и способы примирения спорящих сторон;

— раскрыта национальная специфика феномена лада и его «прочтения» в отечественном музыкознании и философии культуры;

— обоснованы методологические подходы к познанию феномена лада, определены области и границы применения различных способов его исследования;

— сформулирован «всеобщий принцип лада» насовременном этапе развития философии культуры и науки о музыке;

— намечены стратегические направления в использовании ладового принципа для решения куль турфилософских и общекультурных проблем.

С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Смысловые истоки понятия лада заложены как в естественной, окружающей человека, природной среде, так и в природе самого человека (телесной, душевной, духовной). В понятии лада отра.

— 10 жены также способы целенаправленной творческой деятельности человека и ее результаты. Как символ «народного духа» в предметной форме слова «лад», понятие лада вбирает в себя ценности субъекта культуры, социально-исторические условия его жизни, мировоззренческие основания, а также «тайны трансцендентного», объединяя широчайший спектр значений. Одним из этих значений является понятие лада в отечественном музыкознании.

2. Анализ истории развития отечественной ладовой теории показал, что возрастание интереса исследователей к принципам ладо-образования (преимущественно в структурном аспекте) сопровождалось обострением теоретических разногласий в понимании сущности лада. Параллельно этому шли процессы объективации и интеграции, субъективации и дифференциации понятия лада. Процессы объективации и интеграции не противоречат иным процессам и своим синтезирующим принципом дают возможность решению общезначимых проблем, однако эти подходы не исчерпывают необходимого объема знаний о конкретном ладообразовании. Процессы субъективации и дифференциации чреваты односторонностью и субъективизмом, но вместе с тем способствуют полноте представлений о единичном ладе.

3. Суть противоречий в различных трактовках понятия лада сводится к следующим оппозициям: лад — это смысл или конструкция (структура или «система грамматик») — универсальный закон или конкретное явлениеприродное или человеческоеестественное или искусственноеабстрактное или конкретноеапперцепция или перцепциясистема звуковысотных отношений по принципу тяготения или единство звукотяготений и фонизмалогический универсум музыки или «ладовое чувство» — феномен, требующий специальных музыкальных знаний и познающийся в результате нотно-текстового ана.

— 11 лиза или же то, что познается любым человеком в результате звучания и восприятия музыки.

4. Синтезирующий способ осмысления объекта исследования сводит на нет все обозначенные в предыдущем тезисе оппозиции. В целом они носят мнимый характер, поскольку стремление узнать смысловую наполненность феномена лада не может противоречить поискам его материально-конструктивных основ. Структурный подход, при всей его значимости, показывает свою несостоятельность там, где не учитывается процессуальный характер лада, его субъективная и эмоциональная обусловленность, а также тогда, когда роль субъекта в ледообразовании предполагается, но игнорируется в определении сущности лада.

5. Явными эти противоречия становятся в случаях:

1) смешения структурного и содержательного подходов, когда, например, одни средства музыкального языка-речи объявляются содержательными, а другие — конструктивнымикаждое из этих средств — факт и фактор как формы, так и содержания;

2) постановки в один ряд таких разнопорядковых явлений, как лад, тембр, звуковысотность и т. д.- лад, вбирая в себя все компоненты «живого» звучания, действует как главное, управляющее, а не рядоположенное или, тем более, управляемое;

3) непонимания иерархической сущности лада и смешения уровней абстрагирования от конкретногосущность лада на разных уровнях абстракции может не совпадать, и тогда возникает опасность принятия единичного за особенное или общее, а общего — за всеобщее.

6. Стремясь к объективности, каждый исследователь субъективен в своей научной теории. Мировоззрение, во многом определяе.

— 12 мое национальной принадлежностью, социально-историческими условиями жизни, знаниями и опытом, характером мыслительного склада и неким интуитивным credo ученого, лежит в основе его целепола-гания, которое и определяет «особенности пути» — научную методологию. Для дальнейшего развития теории лада необходим не только выход на «проясняющий» уровень философской методологии, но мирный «разговор» как важнейшее условие поисков объективной истины, в том числе, и в музыкознании.

7. Национальная специфика понятия лада, опирающаяся на «коллективное бессознательное», состоит в его одушевлении и одухотворении, наделении его высшими этическими и эстетическими смыслами, в понимании лада как процесса «сердечного делания», «душевного переживания в музыкально-звуковой сфере». Познаваемый в единстве процессов звуковыражения и звуковосприятия, лад — это нерасторжимость смысла и структурных норм мироустройства, где ведущими являются духовно-душевные, а не структурно-математические принципы, детерминированные коллективным, «соборным» сознанием народа и социально-историческими условиями народной жизни. Иерархичность понятия лада есть отражение иерархической сущности бытия, миропорядка с его пространственновременными константами. Поэтому лад — это и закон, и явление во всей его уникальной конкретике, объединяющее в себе все качественные и количествен-нык показатели звукового материала, его восприятия и оценки и выходящее на мировоззренческий, идеологический уровень.

8. В смысловом отношении лад есть духовно-душевная организация энергии звуковых «тел» в пространстве и во времени, а в структурном — единство горизонтальных, вертикальных и глубинных параметров звукового материалаи в том, и в другом аспекте ор

— 13 ганизующим началом является принцип взаимотяготения, рассматриваемый сквозь призму устойчиво-неустойчивых отношений элементов музыки с их особыми тембро-фоническими характеристиками.

Лад в философском его осмыслении предстает в единстве «ладового чувства» и «ладового мышления» как иерархическое явление, рассматриваемое в теории музыки на разных уровнях абстрагирования от конкретного: лад в интонации, музыкальном произведении, жанре, стиле, музыкальном искусстве в целом. Рассмотрение лада на разных уровнях абстрагирования позволяет говорить о нем как о «заложенной в памяти» апперцепционной («вневременной», статической, абстрактной) системе и как о системе перцепционной, познающейся в процессе творчества и восприятия («временной, динамической, конкретной). Как система апперцепции, лад может быть верифицирован в виде схемы звукоряда или мелодико-ритмической модели.

На высшем уровне абстракции понятие лада совпадает с основным законом музыки, который на современном уровне философского и музыкально-теоретического знания может быть сформулирован как явление скоординированности структурно-смысловых элементов музыки по этизированно-эстетизированному принципу взаимотяготения («принципу любви» как квинтэссенции добра, красоты и порядка), проявляющему себя в неустойчивом равновесии характерно-статических (звуковысотных, тембро-фонических, вертикально-глубинно-пространственных, сенсорных, эмоционально-симультанных) и процессуально-динамических (устойчиво-неустойчивых, темпо-ритмических, горизонтально-линейно-временных, вестибулярно-кинестетических, логически-конструктивных) особенностей звучания и восприятия, организованных субъектом музыкальной культуры по законам.

— 14 природы и человека. Данное определение, не претендуя на абсолютную истинность, специфично и открыто для нового знания.

9. Всеобщий принцип лада по-разному преломляется в музыкальной культуре индивида, половой, возрастной, социальной, национальной, исторической общности людей. С точки зрения этого принципа можно успешнее решать проблемы лада «внутреннего» и «внешнего», «реального» и «идеального», «своего» и «чужого», их соотнесенности в конкретных явлениях музыкальной и общей культуры. Лад есть универсум культуры, посредством которого каждый человек, каждый субъект истории ищет «свой» лад не только «в», но и «с» природой, другим человеком, обществом, искусством, наукой, религией.

Научно-практическая значимость работы. Результаты данного диссертационного исследования предполагают новое, основанное на национальных традициях, философское обоснование феномена лада как универсального явления, благодаря которому возможно примирение различных взглядов на понятие лада в теории музыки. Будучи «незамкнутым», такое определение сущности лада может дать новый импульс как музыковедческим, так и культурфилософским исследованиям. Экстраполяция музыкально-философского понятия лада на общекультурные явления и процессы позволит увидеть новый ракурс в вопросах культурологии, искусствознания, религиоведения, этики, эстетики, истории, социологии, лингвистики, этнографии, национальной и государственной политики, экологии и даже экономики. Расширенное толкование феномена лада, благодаря будущим исследованиям, может оказать практическую помощь в решении проблем специального, и особенно, общего музыкального и культурфилософс-кого образования, а также в плане совершенствования и самосовер

— 15 шенствования человека и общества. ¦

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях общим объмом 2,4 п.л. Отдельные результаты и выводы докладывались автором на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории в 1991 году, на научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете (1993;1999г.г.), на заседании методологического семинара по философии Ставропольского государственного технического университета в 1998 году, на заседании научно-методологического семинара кафедры культурологии СГУ в 1998 году, на Всероссийских конференциях по проблемам культурологии и культуры, проходивших в Ростове (1993г.) и Ставрополе (1996г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, и заключения. В завершении каждой главы помещены примечания, а в конце работы — библиография, включающая 290 наименований. Общий объем работы — 180 машинописных страниц.

— 140 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершение философского анализа феномена лада следует подчеркнуть, что лад как реальность, постигаемая в чувственном опыте, и как интенциональный акт сознания, есть вместе с тем и ноумен — умопостигаемое, раскрывающееся в понятии лада. Осмысление лада вбирает в себя и априорное знание, в своей основе имеющее коллективное бессознательное как мгновенно осуществляемое «чувство истины», «духовное откровение», что позволяет говорить о ладе как о культурном и этнокультурном архетипе. Сочетая в себе экзистенциальный, онтологический, гносеологический и аксиологический подходы, познание лада есть творческий акт трансцендентального субъекта, никогда не теряющего связи с природным началом, но формирующего себя и окружающую среду культурно.

Как единство архетипического, феноменологического и ноуме-нологического, лад трансперсонален, имеет универсальную природу и запечатлен в сложной системе символических форм. В качестве этнокультурного архетипа изначальным символом феномена лада в русском языке стало слово «лад», а в мифологии — языческие боги любви Ладо и Лада. Символы феномена лада в религии, искусстве, философии и науке соответствуют мифологическим и языковым, раскрывая себя не столько в «изображаемом», сколько в принципах веры, внутренней организации художественных форм и их воздействия на человека, познания сущности бытия и изучаемых явлений, в чем проявляется единство «символизирующего» (феномена лада) и «символизируемого» (его идеи, ноумена). Но если в мифе и религии между идеей и феноменом возникает и реальное, и смысловое тождество, то языковый, философский, научный и художественный сим.

— 141 волы лада носят условный характер и сохраняют с самим феноменом только смысловые, но не субстанциональные, не «вещественные» связи.102 Поэтому ведущим в познании феномена лада должен быть смысловой, а не «знаковый», не «изобразительный» подход.

Поскольку «оберегаемая» в языке «истина бытия» 103 выражала вначале не мысли и идеи, а чувства и аффекты104, то поиски этой истины правомерны прежде всего в эмоциональной сфере. В этимологии слова лад есть лишь одно слово, абсолютно соответствующее сфере чувств и аффектов, — «любовь». Так как языковая форма неотделима от трансцендентного (не отрицающего имманентное), Любовь как смысловой стержень феномена лада есть высшее этически-эстетическое единство, включающее в себя бесконечное множество содержательных констант, нашедших выражение в феноменах Добра, Красоты и Порядка. Антиномические компоненты лада (Зло, Уродство, Беспорядок), составляющие целокупность «разлада» и «ненависти», входят в него как подчиненные. Но если без любви лад превращается в «ад», то и без антиномических оппозиций лад и любовь теряют свой смысл. Поэтому понимание «мирового строя и лада» 105 требует особого «гуманитарного» мышления, «верховные органы» которого — «сердце и совесть» 106 и где познанию даже материального мира должна сопутствовать любовь107 как эпицентр мудрости, «сердцеведения» 108. Тем более это относится к явлениям из области искусства, где любовь в качестве «явной истины» воплощается в феномене красоты как «истины осуществленной» .109 Не отрицая разум, «эмоционально-сердечное» познание способно распутывать его противоречия и определять его границы110.

Выделяя три основных сферы в рациональном компоненте познания (диалектику как метод органической логики, анализ как метод.

— 142 органической метафизики и синтез — метод органической этики111)., русская мысль менее всего доверяла анализу, предпочитая диалектику и отдавая синтезу «верховную» роль. Поэтому акцент в познании миропорядка делался на его смысловом всеединстве, пронизанном «живой космической энергией», идеями атомарности, биполяр-ности, слияния материального и идеального, природного и человеческого, физического и духовного, познающего и познаваемого. При этом «космическому чувству» предшествовала интуиция, и лишь затем следовала «диалектическая сноровка» 112.

Мистическая интуиция" подсказывала, что и лад, и «мировой строй», и все «живые» и «неживые» объекты, равно как и познающее их мышление имеют иерархическую структуру, пронизанную энергией притяжения к единой «точке опоры». Элементы этих структур имеют «безусловные», неповторимые, «вечные и неуничтожимые» качества113 и обладают большой степенью свободы выбора, благодаря чему сами структуры являются подвижными, самосозидающимися, способными приспосабливаться к новым условиям в соответствии с «внутренней волей» и «внешней средой» (И.Пригожин и др.). Но в познании лада следует учитывать не только единичные свойства этих структур и их элементов, но и такие же характеристики объекта, находящегося с данным в отношениях связи, включая качества познающего субъекта. Субъективация феномена лада — необходимое условие познания смысла и структуры уникального ледообразования, способствующее определению как его собственных ладовых характеристик, так и его взаимоотношений по принципу тяготения с другими феноменами. Если же мы относим феномен лада к субъекту, то выходим на диалогические и полилогические отношения, коррелируемые всеобщим принципом Любви и Согласия, Свободы и Необходимости. И.

— 143 здесь крайне важен учет мировоззренческих позиций, объясняющий, например, почему В. Соловьев, говоря о всеобщем тяготении как о «реально-идеальной целости», утверждал: «Мы должны любить все народности, как свою собственную» .114.

Таким образом, лад можно рассматривать и как особый вид энергии «тела» (или «тел»), распространяющейся в пространстве и во времени и направленной на их согласование и упорядочивание в «вертикальных», «горизонтальных» и «глубинных» параметрах. Характер и сила этой энергии зависят от качественных и количественных показателей как самих элеметов, так и образованных ими конструкций, зависящих от принципов образования структур более высокого порядка, благодаря чему к познанию лада как структуры более всего применим системно-функциональный метод.

В определении сущности культурного феномена русские философы часто подчеркивали важность его пространственно-временных координат, считая их трансцендентными критериями (П.Флоренский, Н. Лосский, Н. Бердяев, А. Лосев и др.), но структурно-системный и функциональный методы «отпугивали» их своим рационализмом, практицизмом, снятием всяческих «покровов». Поэтому в объяснении «мирового строя и лада» отечественная философия была направлена не на познание их «тайн» и, тем более — не на выведение «всеобщего закона», а на констатацию наличия «принципиально необъяснимого» и связанных с ним ощущений счастья и трагедии бытия. Однако вера в могущество человеческого разума, во многом обусловленная влиянием европейской ментальности и полувековым господством в России марксистской идеологии, объясняет и неугасающую веру в эвристичность системно-структурного и функционального подходов к феноменам культуры. Такой подход, при включении в него метафизи.

— 144 ческих, диалектических и исторических оснований, а также субъективных и интуитивно-эмоциональных факторов, на наш взгляд, может быть эффективным и в настоящем, и в будущем. Это доказывает и проведенный в данном исследовании анализ развития представлений о ладе в отечественной теории музыки.

Обобщение различных музыковедческих трактовок феномена лада с позиций системного метода позволило выделить основные положения о сущности понятии лада, установить противоречия в ладовой теории, причины их возникновения и способы их снятия. Исторический подход дал возможность определить ведущие тенденции в развитии представлений о феномене лада в теории музыки 20 века:

1) обострение и попытки синтеза процессов объективации и субъективации ладовых закономерностей музыки на основе апперцепционной и перцепционной их трактовки и поисков их оснований в законах природы и человека;

2) поляризация и объединение процессов дифференциации и интеграции понятий из области ладовой теории;

3) отход от «тесного соседства» содержательных и «технических» интерпретаций лада к выявлению «законов» музыкальной структуры, игнорирующих содержание, затем — к выведению «законов» музыкальной логики, и наконец, — возрастание интереса к эмоционально-смысловой составляющей феномена лада.

Системно-философское видение проблемы лада подводит к определению достоинств и границ применяемых к нему методов познания, сущности феномена лада в единстве общего, особенного и единичного, позволяя в итоге все явления музыки относить к ладовым.

Так, дифференциация элементов ладовой системы уточняет их специфику, но не показывает уровень общего знания, отчего те или.

— 145 иные музыкальные явления объявляются внеладовыми. Метод интеграции выходит на определение сущностного в феномене лада., но опасен потерей специфики в таком определении. Структурный подход, согласующийся с математическими методами и методами ЭВМ, более всего подходит к «абстрактно-объективному» и «текстовому» анализу лада, но не в состоянии определить конкретное многообразие его субъективно-индивидуальных проявлений. Феноменологический («контекстуальный») анализ, направленный на выявление единичнонеповторимого богатства становления лада как «живой звуковой энергии» в процессе творчества и восприятия, также не «дорастает» до общетеоретического уровня, замыкаясь в субъективном.

Исследованию ладовых закономерностей более всего отвечает системно-функциональный метод, но при условии «открытости» системы лада и включения в нее не просто «думающего», но прежде всего «чувствующего» субъекта. На первый взгляд, взаимопротиворечивыми представляются синергетика как метод, объясняющий феномены культуры с точки зрения «саморегулирующихся процессов», и теология, усматривающая в существующем проявление божественной воли. Но противоречия этих методов становятся кажущимися, как только мы определяем синергетический метод как «метод случайного», «метод непредсказуемости выбора», а теологический подход как метод «принципиальной непознаваемости». Присовокупив к этим методам герменевтику, а также исторический и этнокультурный анализ, можно, не выходя за рамки системного метода, синтезировать все вышеназванные подходы в определении лада как универсального закона музыки, соответствующего современному уровню музыкальнотеоретического знания, ибо целостное представление о сущности любого культурного феномена может дать лишь единство многооб.

— 146 разия авторских целеполаганий-и способов «пути», подчиненных мировоззренческим позициям.

В результате такого синтетического подхода феномен лада в музыкальном искусстве можно определить как явление скоординиро-ванности структурно-смысловых элементов музыки по этизирован-но-эстетизированному принципу всеобщего тяготения («принципу любви»), проявляющему себя в неустойчивом равновесии характерно-статических (звуковысотных, тембро-фонических, вертикально-глубинно-пространственных, сенсорных, эмоционально-симультайных) и процессуально-динамических (устойчиво-неустойчивых, тем-по-ритмических, горизонтально-линейно-временных, вестибуляр-но-кинестетических, логически-конструктивных) особенностей звучания и восприятия, организованного субъектом музыкальной культуры по законам природы и человека. Будучи в художественной культуре феноменом эмоциональным по преимуществу, лад в музыке по сравнению со статическими видами искусства характеризуется перевесом процессуально-динамической «чаши весов». Но той или иной степенью «тяжести» каждой из выделенных составляющих отмечен любой лад в истории и «географии» музыкального искусства, как в структурном, так и в содержательном аспекте.

Абстрактность предложенной дефиниции не отвергает, а лишь подтверждает наличие Лада и ладов в природе, обществе, в культуре и искусстве. У каждого человека, у каждого сообщества людей есть свой «внутренний лад», который «ищет родное и близкое» в окружающем его мире, включая и музыкальное искусство. Но для нахождения способов соотнесения «внутреннего» и «внешнего» лада человеку всегда необходимы эмоциональные, умственные, волевые усилия. Благодаря отсутствию спокойствия чувств, ума и души че.

— 147 ловек движется к спокойствию духа — самой надежной инстанции как точки опоры, постоянно находясь при этом в состоянии неустойчивого равновесия.

Разнообразие ладов в музыке показывает, что в каждом из них есть стремление (той или иной степени интенсивности) всех элементов целого к нахождению единственной опоры, имеющей к тому же оптимальную звуковую характерность. Но как только внимание концентрируется на тембро-фонической стороне элементов, сама конструкция становится все более аморфной, постепенно расшатываясь и теряя равновесие. Не потому ли устойчивые ледообразования симметричной структуры с жестким соблюдением принципа соподчинения элементов целого главному, наиболее устойчивому, с нераздражающей слух и эмоции звуковой окраской, являются эталоном ладовой организации, который на протяжении относительно устойчивого развития человеческой культуры представляет собой абсолютный идеал? Однако неизбежно настает период, когда «самосознание» и «самолюбование» переходит в стремление к «личной» свободе, к разочарованию тем качеством устойчивого равновесия, которое воплощено в традиционной симметричной конструкции. В результате происходит ломка старого, сопряженная с трудными поисками нового устойчивого состояния, новой устойчивой конструкции. Именно такой период развития лада переживает сегодня музыкальное искусство, отечественная музыкальная (и не только музыкальная) культура.

Аналогичные процессы происходят во «внутреннем» и «внешнем» ладе человека, соотнесенным с окружающим миром. В этом объективном и неуправляемом процессе есть, по-видимому, лишь одна опасность — остановка. Отсюда можно выделить и главный критерий отнесения явления к ладовому — способстувет ли оно не просто ду.

— 148 шевному и духовному спокойствию человека, но прежде всего — его душевному и духовному росту, процессу совершенствования и самосовершенствования. Ведь если человек не стремится понять непонятное, «чужое», «далекое», то тем самым он закрывает себе путь к постижению истинного Лада в самом себе и окружающем его мире.

В кризисные, переломные моменты человеческой истории, когда жизнь человека, его культура и искусство круто поворачивают на новые, неизведанные пути, мы пытаемся осмыслить эти повороты. «Чтобы приспособиться к чрезмерно расширившимся горизонтам и линиям, — пишет П.Т.де Шарден, — наш рассудок должен отказаться от удобств привычной ограниченности. Он должен заново уравновесить все то, что мудро упорядочил в глубине своего маленького внутреннего мира. При выходе из темноты наступает ослепление. При внезапном выходе на вершину высокой башни — волнение, головокружение или дезориентация.» 115 Но трудностям в познании чего-либо, говорил Дж. Беркли, «мы всецело обязаны самим себе: мы сначала подняли облако пыли, а затем жалуемся на то, что оно мешает нам видеть.» 116 Похоже, остается лишь с разных сторон и всеми возможными способами рассматривать и осмысливать эту истину сквозь пелену давным-давно поднятого самим человеком и им же постоянно возбуждаемого густого «облака пыли». Но почему бы не предположить, что традиционно-национальная идея лада может указать один из «просветов» в этом «пыльном облаке»? Ведь если лад как феномен Любви есть «бесконечное», которое «не может быть постигнуто тем, что конечно» 117, то и человеческая мысль, выраженная в совокупном множестве развивающихся научных и философских истин, — не менее бесконечна, чем познаваемая ею истина.

— 149.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы.- М: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. Г. Д. Некоторые проблемы и закономерности ладового мышления: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1980. — 23с.
  3. Актуальные проблемы культуры XX века: Курс лекций для негуманитарных специальных вузов. М.: Знание, 1993. — 192 с.
  4. Е.А. Факторы ладовой дифференциации в сложно-тональных структурах современной музыки С К проблеме теории лада): Дис.канд. искусствоведения. Л., 1983.- 222 с.
  5. Э. 0 динамической природе лада. // Советская музыка. 1969. — N 11.- С.67−75.
  6. Э. 0 ладообразующей роли песенной формы. // Советская музыка. 1970.- N 8. — С.79−89.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
  8. Античная музыкальная эстетика /Вступ. очерк и собрание текстов проф. А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. — 304 с.
  9. М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. // Вопросы музыкального стиля. -Л., 1978.- С. 76−81.
  10. В.Г. Миф о смерти искусства: Эстетические идеи Франкфуртской школы от Беньямина до «новых левых». М.: Искусство, 1983. — 326 с.
  11. .В. Избранные труды: В 5-ти Т. М.: Изд-во АН СССР, 1952−1957. — Т. 1. — М., 1952. — 397 с.- 158
  12. .В. Избранные труды: В 5-ти Т. М.: Изд-во АН СССР, 1952−1957. — Т. 2. — М., 1954. — 384 с.
  13. .В. Избранные труды: В 5-ти Т. М.: Изд-во АН СССР, 1952−1957. — Т. 5. — М., 1957. — 388 с.
  14. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JI.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1965. — 151 с.
  15. .В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977. — 280 с.
  16. .В. Музыкальная форма как процесс. -Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. 376 с.
  17. .В. 0 ближайших задачах социологии музыки // Мозер Г. И. Музыка средневекового города. Л., 1927. — С.3−27.
  18. .В. 0 музыке Чайковского. Избранное.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972. 376 с.
  19. .В. О народной музыке. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1987. — 247 с.
  20. .В. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М.: Советский композитор, 1978.- 200 с.
  21. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. -383 с.
  22. И.Н. Симметрия музыкальной структуры (на материале современной музыки): Дис.. канд. искусствоведения. / Ленинградская государственная консерватория им. Н.А.Римского- Корсакова. Л., 1985. — 166 с.
  23. Р. Мифологии /Пер с фр. С. Зенкина- Вступ. ст. и- 159 коммент. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.
  24. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 616 с.
  25. М.М. Работы 20-х годов. Киев:"NEXN", 1994. -384 с.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г.Бочаров- Текст Г. С. Берштейн, Л. В. Дерюгина. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  27. В. Лад. Очерки о народной эстетике. Арх-ск- Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1985. — 302 с.
  28. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 525 с.
  29. H.A. Гармония как пространственная категория музыки: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. / Л., 1980. -22 с.
  30. А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, Куч-ково поле, 1998. — 384 с.
  31. H.A. 0 назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
  32. H.A. Судьба России. М.: Эксмо-пресс- Харьков: Фолио, 1998. — 736 с.
  33. H.A. Философия свободного духа: Сборник. М.: Республика, 1994. — 479 с.- 160
  34. H.A. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х Т. М.: Искусство, 1994. — Т.2. — 508 с.
  35. Дж. Сочинения /Сост., общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского. М.: Мысль, 1978. — 556 с.
  36. Т.С. Лекции по гармонии. -Л.: Музыка. Ле-нингр. отд-ние, 1985. 239 с.
  37. B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
  38. М.П. Физиологические основы ладового чувства. // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып.1. Л., 1962.- С. 52−124.
  39. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2-х кн. М.: Экономика, 1989. — Кн.1. — 303 е., Кн.2. -350 с.
  40. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. — 168с.
  41. М.В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV—XVII вв.еков. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972 — 423 с.
  42. С.Н. Сочинения в 2-х т. Т.2. Избранные статьи. /Сост., подг. текста, вступ. ст. и прим. И. Б. Роднянской. М.: Наука, 1993. — 752 с.
  43. Г. Г. Синергетика: порядок и хаос в обществе. -Махачкала, 1996. 62 с.
  44. Буржуазная философская антропология XX века: Сб. ст. /Отв. ред. Б. Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. — 296 с.
  45. Ю.Н. О системном характере ладовой организации в- 161 музыке: Дис.. канд. искусствоведения. /ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1987. 300 с.
  46. Ю. 0 диалектике становления и развертывания лада: Исследование /Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1997.- 218 с.
  47. . и др. Язык, музыка, математика / Пер. с венг. Ю. А. Данилова. М.: Мир, 1981. — 248 с.
  48. И.А. Звук слух — мозг. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. — 175 с.
  49. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  50. В.И. 0 науке. Т.1: Научное знание. Научное творчество. Научая мысль / Российская академия наук. Ин-т Истории Естествознания и Техники им. С. И. Вавилова. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.
  51. В. Дух и история: Избранное. М.: Юристъ, 1995. — 687 с.
  52. В. История философии. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. — 560 с.
  53. В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками /Российская академия естественных наук. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998. 494 с.
  54. В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. М.: Наука, 1977. — 312 с.
  55. Войно-Ясенецкий В. Ф. Сердце как орган высшего познания: — 162
  56. Глава из филос. тр. «Дух, душа, тело» //Человек. 1991. — N 6. — С.104−115.
  57. Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 238 с.
  58. И.С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Дис.. канд. искусствоведения. М., 1986.- 182 с.
  59. С.П. Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1990.- 23 с.
  60. Вопросы методики воспитания слуха: Сб. ст. /Отв. ред. А. Л. Островский. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 196?. — 136 с.
  61. Вопросы теории музыки. Вып. 3 /Ред.-сост. Т.Мюллер. -М.: Музыка, 1975. 335 с.
  62. И.Н. Особенности семантики музыкальной терминологии: Дис.. канд. филол. наук. М., 1986.- 243 с.
  63. Воспитание музыкального слуха: Сб. ст. М.: Музыка, 1977. — 157 с.
  64. Восприятие музыки: Сб. ст. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  65. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 572 с.
  66. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  67. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.
  68. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  69. Н. К вопросу об единичной и двойной системах Б.Яворского. // Музыкальное образование. 1930. N 1.- 163
  70. Н. Эстетика. М.: Изд. иностр. лит., 1958.692 с.
  71. Г. Наука логики: В 3-х Т. М.: Мысль, 1970 -1972. — Т.1: Учение о бытии. — 1970. — 501 с.
  72. Г. Наука логики: В 3-х Т. М.: Мысль, 1970 -1972. — Т.2: Учение о сущности. — 1971. — 248 с.
  73. Г. Наука логики: В 3-х Т. М.: Мысль, 1970 -1972. — Т. З: Учение о понятии. — 1972. — 374 с.
  74. И. Музыкальный слух и его развитие.- М.: Музыка, 1978. 82 с.
  75. Е. Античное музыкальное мышление: Исследование. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1986. — 223 с.
  76. Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988.- 256 с.
  77. И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. — 520 с.
  78. И. 0 симфонизме. // 10 лет советской симфонической музыки. Л., 1927.
  79. И. Процесс оформления звучащего вещества. // De Musica. Спб., 1923.
  80. Глебов Игорь. Симфонизм как проблема современного музыкознания. // Беккер П. Симфония от Бетховека до Малера. -Л., 1925.
  81. В.П. У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов. композитор, 1971. -304 с.
  82. С. Теоретический курс гармонии. М.: Музыка. 1981. — 478 с.- 164
  83. Р.И. История музыкальной культуры. .Т. I, ч.1. -М.- Л.: Музгиз, 1941. — 596.
  84. Н.С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
  85. Н.С. Гармония XX века: факты, проблемы, теория // Вопросы методологии теоретического музыкознания. Сб. тр., вып. 66. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. — С.101−119.
  86. В. фон. Язык и философия культуры: Пер. с нем. яз./ Сост., общ. ред. и вступ. статьи A.B.Гулыги, Г. В.Ра-мишвили. М.: Прогресс, 1985. — 451 с.
  87. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО Аспект-пресс, 1994. — 314 с.
  88. Гуссерль 3. Философия как строгая наука: Пер. с нем. яз. / Сост., подгот. текста и примеч. 0.А.Сердюкова. Новочеркасск.: Сагуна, 1994. — 357 с.
  89. Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. — 160 с.
  90. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х Т. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1955.
  91. К. Тональность структура или процесс? //Советская музыка. — 1989. — N 9. — С.124−128.
  92. .И. Индийская музыка. М.: Музыка, 1980.- 208 с.
  93. . Логика смысла: Пер. с фр. М.: Академия, 1995. — 297 с.
  94. A.B., Каганова З. В. Энергетический принцип в концепциях глобального эволюционизма // Вестник Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1990. — N 2. — С.3−14.
  95. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, — 165 1979. 272 с.
  96. Д.А. Тембро-динамические аспекты музыкального мышления: Автореф. дис.. канд. искусствоведенмия. Киев, 1887.- 24 с.
  97. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания: Сборник /Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — 461 с.
  98. Зак В. 0 мелодике массовой песни: (Опыт анализа) М.: Сов. композитор, 1979.- 357 с.
  99. Г. Избранное. Т.1: Философия культуры /Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1996. — 871 с.
  100. А.Н. Некоторые методологические проблемы современного искусствознания. // Вопросы философии, -1982. N 5. С. 108−119.
  101. Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977.371.
  102. К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 439с.
  103. И.А. 0 грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. — 368 с.
  104. И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.- 166
  105. М. Выбор России: миф, культура, судьба // Via Regia.- 1995.- N 1−2.- С. 17−24.
  106. Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 572 с.
  107. Интонация и музыкальный образ. Сб. статей. / Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — 356 с.
  108. Искусство в системе культуры: Сб. ст. Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1987.- 272 с.
  109. М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние. — 1972. — 440 с.
  110. М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «ИТ», 1996. ~~ 33S с.
  111. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 383 с.
  112. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 414 с.
  113. М.С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство: (Диалог) — М.: Знание, 1988. — 63 с.
  114. Л.М. Возможности системного подхода в советской музыкальной науке: Дис.. канд. искусствоведения. / Свердловск, 1980. — 189 с.
  115. P.C. Мировоззрение в контексте научно-исследовательской деятельности // Вопросы философии. 1987. — N 7. — С.19−30.
  116. Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО «Алетейя», — 167 1994. 532 с.
  117. Э. Познание и действительность: понятие о субстанции и понятие о функции. Репринт, изд. — СПб.: Наука, 1996. — 454 с.
  118. А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. М.: Музгиз, 1961. — 91 с.
  119. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое ми-ровидение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992. -N 12. — С.3−20.
  120. М.Я., Эпштейн Р. И. 0 специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории // Филос. науки. 1988. — N 8. С.18−27.
  121. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1982. -152 с.
  122. И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции: Дис.. докт. музыковедения. / Киев, 1983. — 319 с.
  123. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 574 с.
  124. Л. 0 теории ладового ритма и ее заданиях. // Музыкальное образование. 1930, N 1.
  125. О.й. Методологические вопросы теоретического музыкознания: Дис.. канд. филос. наук. Саратов, 1985. — 176 с.
  126. Курс теории музыки / Общ. ред. А. Л. Островский.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1978. 652 с.
  127. Курс теории музыки. / Т. С. Бершадская и др. Л.: Музы- 168 ка. Ленингр. отд-ние, 1984.- 152 с.
  128. В.А. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. 1966, N 8. — С.37−43.
  129. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 536 с.
  130. Т.Г. Размышления о порядке и хаосе. //Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. 1994. — N ½. -С.71−77.
  131. М. Мифология древняя и современная. М., 1980. -582 с.
  132. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. Рос. открытый ун-т, 1993. — 958 с.
  133. А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по музыкознанию. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.
  134. А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  135. А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — 831с.
  136. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  137. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.- М.: Республика, 1995. 399 с.
  138. Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. — 560 с.
  139. Ю. 0 природе искусства //Учит. газ. 1992. -31 марта (Ы 12) — С. 4.
  140. Ю.М. Феномен культуры // Ученые записки Тар-тусского ГУ. Вып. 463. — С.3−17.- 169
  141. А.В. В мире музыки. Статьи и речи. М.: Сов. композитор, 1971. — 540 с.
  142. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. — 525 с.
  143. Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. — 352 с.
  144. Л. 0 мелодии. М.: Музгиз, 1952.- 300 с.
  145. Л.А. 0 природе и средствах музыки: Теорет. очерк. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
  146. Л.А. Проблемы классической гармонии. М., Музыка, 1972. — 616 с.
  147. Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. — 328.
  148. М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства.- М.: Искусство, 1970. 239 с.
  149. к., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. /Вступ. ст. М. Лифшица- Коммент. Г. Фридлендлера. М.: Искусство, 1983. Т.1. — 605 с.- - Т.2. — 701с.
  150. К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. — Т.З. -629 с.
  151. В.И. История богослужебного пения. Учебное пособие. М.: РИО ФА- Русские огни, 1994. — 239 с.
  152. В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Дис.. докт. музыковедения. М., 1981.- 380 с.
  153. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  154. В.В. Строение музыкального произведения в- 170 связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1971.- 24 с.
  155. Д.С. Больная Россия: Избранное. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 267 с.
  156. В. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым по-певкам. М.: Синодальная тип., 1899 (на обл. 1900). — 92 с.
  157. Методологические проблемы музыкознания: Сб. ст. М.: Музыка, 1987. — 229 с.
  158. Механизмы интегративной деятельности мозга: Материалы симпозиума 1978 г. М.: Наука, 1981.- 328 с.
  159. А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Дис.. докт. музыковедения. Л., 1983.- 311 с.
  160. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. /Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. — 4.1. — 671 с., 4.2. — 623 с.
  161. М.К. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981. — 262 с.
  162. М. Этюды о стиле в музыке: Ст. и фрагм. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1990.- 283 с.
  163. А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. — 557с.
  164. A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969.- 229 с.
  165. Н.С. Рациональное и иррациональное. Истори-ко-теоретический очерк. М., 1985. 126 с.
  166. Музыка и современность. Сб. ст. Вып.7. — М.: Музыка, — 171 1971. 319 с.
  167. Музыкальная энциклопедия: В 6-ти Т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1973 — 1982.
  168. Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. /Сост. Е. В. Назайкинский. Вып.2. — М.: Музыка, 1973. — 215 с.
  169. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. / Сост. Л. И. Дыс. Киев: Муз. Украина, 1989.- 181 с.
  170. Музыка народов Азии и Африки: Сб. ст. /Сост. и ред. В. С. Виноградова. М.: Сов. композитор, 1980. — 421 с.
  171. Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.- 254 с.
  172. Е. Музыка звуковой мир. // Советская музыка. — 1986. N 11, 12.
  173. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
  174. А.Л. Философия науки: История и методология: Учебное пособие. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. — 280 с.
  175. Г. Д. Некоторые проблемы и закономерности ладового мышления: Автор, дис.. канд. искусствоведения. Л., 1980. — 23 с.
  176. А.П. От натурфилософии к теории науки. М.: Российская Академия Наук, Институт философии, 1995. — 317 с.
  177. Т.И. Рациональное и иррациональное. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  178. Г. Проблемы ценности в музыке. // Советская музыка. 1988. — N 4. — С.52−61.- 172
  179. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность.- М.: Музыка, 1984.- 302 с.
  180. Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов. композитор, 1977. -392 с.
  181. A.B. Диалектический материализм и постпозитивизм. М.: МГУ, 1981. — 238 с.
  182. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1988. — 250 с.
  183. . Красота и мир // Звезда. 1996. — N 6. -С. 230−234.
  184. А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций //Вопросы психологии. 1990. — N 3. — С.121−125.
  185. A.B. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. — 193 с.
  186. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. -328 с.
  187. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384 с.
  188. В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. — 109 с.
  189. Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси: Ист.- филос. очерк. М.: Знание, 1988. — 62 с.
  190. К. Логика и рост научного знания: Избр. работы.- М.: Прогресс, 1983. 438 с.
  191. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диа- 173 лог «Человека с природой». М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
  192. Проблемы лада. Сб. ст. / Сост. К. Южак. М.: Музыка, 1972.- 314 с.
  193. Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. Вып. 1. — М.: Сов. композитор, 1972. — 395 с.
  194. Проблемы человека в западной философии: Сборник переводов с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С.Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
  195. Психология процессов художественного творчества. Сб. ст. / Отв. ред. Б. С. Мейлах, H.A.Хренов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.- 285 с.
  196. И.Я. Принципы ладовой организации в современной музыке. Л.: Сов. композитор, 1979. — 180 с.
  197. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  198. Рациональность иррационального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1991. — 242 с.
  199. Римский-Корсаков H.A. Практический учебник гармонии. / Ред. М. О. Штейнберг. М.: Музгиз, 1952. — 172 с.
  200. М. В помощь ладовому анализу // Советская музыка. 1966. — N 8. — С. 43−46.
  201. Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. М., 1994. — N 9. — С.23−36.
  202. Ф. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964. — 168 с.
  203. Русская идея. /Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин.- 174 — М.: Республика, 1992. 496 с.
  204. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика- пресс, 1993. — 365 с.
  205. В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  206. В.И. Язык искусства. М.: Знание, 1982.64 с.
  207. Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. — 366 с.
  208. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1994. — 654 с.
  209. Системные исследования. М.: Наука, 1985. — 260 с.
  210. Системный анализ. М.: Наука, 1978. — 272 с.
  211. С.С. Интонация и лад. // Советская музыка. -1967. N 1. С.89−94.
  212. Я.А. От Платона к Хайдеггеру: иррационализм против рационализма // Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания / Под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л., 1990. — С. 18−34.
  213. Словарь русского языка С. И. Ожегова /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский ЯЗЫК, 1987. — 796 с.
  214. Современные вопросы музыкознания: Сб. ст. М.: Музыка, 1976. — 287 с.
  215. Современный словарь иностранных слов. М.: Русск. яз., 1993. — 740 С.
  216. Современный философский словарь / Под ред. д. ф. н., проф. В. Е. Кемерова Екатеринбург, 1996. — 608 с.- 175
  217. B.C. Исторические дела философии. // Вопросы философии. 1988.- N 8. — С. 118−125.
  218. B.C. Оправдание Добра . М.: Республика, 1996. — 478 с.
  219. B.C. Смысл любви / Сост. В. А. Романец. Киев: Лыбидь — АСКИ, 1991. — 64 с.
  220. B.C. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе / Сост., вступ. ст., примеч. А. Б. Муратова. СПб.: Ху-дож. лит., 1999. — 528 с.
  221. Ф.де. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990. — 274 с.
  222. Г. В., Меськов B.C. Логика в системе культуры //Вопр. философии. 1996. — N 2. — С.93−103.
  223. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1999. -542 с.
  224. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В Зт. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1980 — 1982.
  225. И.В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969. — 243 с.
  226. Структура и развитие науки. Boston studies in the philosophy of science: из Бостон, исслед. по философии науки. Сб. пер. М.: Прогресс, 1978. — 487 с.
  227. Г. М. О.Шпенглер, й. хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. — 269 с.
  228. Г. С. 0 психологии музыки. //Вопросы психологии. 1994. — N 5. — С.95−99.- 176
  229. Л.М. Чудо в зеркале разума. Л.: Лениздат 1985. — 252 с.
  230. Теоретические проблемы музыки XX в.: Сб. ст. Вып. 2 — М.: Музыка, 1978. — 200 с.
  231. Тзн И. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1996. ¦ 350 с.
  232. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.- 336 с.
  233. .М. Избранные труды: В 2-х Т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985.- 329 с.
  234. Толковый словарь русского языка: В 8 т. М.: Соцэк гиз, 1940. — 887 с.
  235. E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994 431 с.
  236. Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии. М. Музыка, 1978.- 168 с.
  237. Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады. М. Музыка, 1971. — 109 с.
  238. Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. ¦ Л., 1980.- 324 с.
  239. Ю., Привано Н. Теоретичские основы гармонии. • М.: Музыка, 1965. 276 с.
  240. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Наука, 1978. 260 с.
  241. Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965. 216 с.
  242. А. Музыка и эстетика: Филос. очерки о сов рем. дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: Музыка. Ле- 177 нингр. отд-ние, 1976. 208 с.
  243. И. Познание и искусство //Не наукой единой. (о расширении предмета современной гносеологии). М.: Наука, 1989. — С.131−159.
  244. Г. С. Ладовая система русской монодии. На материале нотолинейных певческих книг: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1968. — 22 с.
  245. Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.1−2. — СПб., 1992.
  246. П. Избранные труды по методологии наука. -М.: Прогресс, 1986. 544 с.
  247. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  248. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.
  249. Философия и методология науки. 4.1.: Пособие. М.: ТОО «SvR — Аргус», 1999. — 200 с.
  250. П.А. Столп и утверждение истины.Т.1. М.: Правда, 1990. — 490 с.
  251. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. — 110 с.
  252. С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / Отв. ред. И. И. Евлампиев. СПб.: Наука, 1996. — 656 с.
  253. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. — 289 с.
  254. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429- 178 с.
  255. Э. Искусство любви. Минск: ГВОР, произв. центр '"Полифакт", 1991. — 77 с.
  256. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 445 с.
  257. Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии. // Музыка и современность. Вып. 4. — М.: Музыка, 1966. -С.216−329.
  258. Ю.Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып. 8. — М.: Музыка, 1974. — С.229−277.
  259. Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. -М.: Музыка, 1967. 477 с.
  260. Хрестоматия по истории философии. Русская философия. От Нестора до Лосева. В 3-х ч. Ч.З. /МПГУ. М.: Владос, 1997. -672 с.
  261. Хрестоматия по философии: Учебное пособие М.: ТЕИС, 1996. — 416 с.
  262. Л. Ладовая интонадионность русской народной песни: Исследование. М.: Сов. композитор, 1976. — 390 с.
  263. В., Кулаковский Л. Яворский теоретик. // Советская музыка. — 1957. N 12. — С.68−75.
  264. В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. — 559 с.
  265. Шарден П.Т.де. Жизнь. Преджизнь. Мысль. Сверхжизнь. -М.: Мысль, 1987. 218 с.
  266. Ф.В. Философия искусства. СПб.: Алетейя, при участии фонда «Универс. кн.»: Кренов, 1996. 495 с.- 179
  267. C.B. Ритм и смысл. М.: Изд-во'АН СССР, 1961. — 272 с.
  268. В.П. Гармония как эстетическая категория: Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М.: Наука, 1973.- 255 с.
  269. В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
  270. М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 143 с.
  271. Д.Г. Восприятие времени. М., 1962.- 280. Этическое и эстетическое. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.119 с.
  272. Эрн В. Ф. Сочинения / Сост., подг. текста Н.В.Котреле-ва, Е.В.Антоновой- Вступ. ст. Ю.Шерер. М.: Правда, 1991. — 576 с.
  273. М.А. Раннеклассическая гармония: Автореф. дис.. доктора музыковедения. М., 1981. — 41 с.
  274. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. 118 с.
  275. Юнг К. Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М.: REFL-book, К: ВАКЛЕР, 1998. — 302 с.
  276. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — 320 с.
  277. .Л. Доклад на конференции по ладовому ритму 511 1930.- Гос. центр, музей им. Глинки.- Ф. 146.
Заполнить форму текущей работой