Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессор А. И. Осипов никогда особо не поддерживал идеи участия РПЦ в экуменическом диалоге, видя в нем возможность решения лишь социальных, но не религиозных проблем, и указывая на различное понимание «экуменизма» у православных и протестантов.37 Протоиерей Максим (Козлов) уверен, что участие РПЦ в Экуменическом движении представляло собой только вынужденную меру, которая спасла церковь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Экуменизм: основные этапы истории
    • 1. 1. Идейные истоки и возникновение Экуменического движения
    • 1. 2. Римско-католическая церковь и Экуменическое движение
    • 1. 3. Константинопольский (Вселенский) патриархат и Экуменическое движение
    • 1. 4. У истоков российской экуменической традиции
  • ГЛАВА 2. Русское православие и Экуменическое движение
    • 2. 1. РПЦ и экуменизм: общие тенденции развития
    • 2. 2. РПЦ и РКЦ: проблемы взаимоотношений в рамках Экуменического диалога
    • 2. 3. РПЦ, протестантские конфессии и экуменизм
  • ГЛАВА 3. Антиэкуменизм — оборотная сторона экуменизма
    • 3. 1. Богословские основания православного антиэкуменизма
    • 3. 2. Основные направления православного антиэкуменизма
  • З.З.Крайние формы антиэкуменических идей и их развитие

Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

XX столетие — эпоха кровопролитных войн и возникновения движения за разоружение, роста секуляризации и законодательного утверждения принципов свободы совести, и одновременно — период появления фундаменталистских и крайне нетерпимых религиозных движений. В этих условиях крупнейшие христианские конфессии должны были дать свой ответ на острые проблемы современности проблемы как на межхристианском, так и на внутрицерковном уровне. Одной из форм поиска этого ответа стало создание концепции экуменизма и возникновение Экуменического движения.

Объединяющим фактором в Экуменическом движении является сама принадлежность к христианству и вера в Иисуса Христа. Однако парадоксальным образом, а также ввиду особенностей исторического развития взаимоотношений христианских конфессий, это стало камнем преткновения в вопросе понимания экуменизма в православных церквях.

В 1961 г. Русская православная церковь вошла в состав Всемирного совета церквей (ВСЦ) — исполнительного органа Экуменического движения, и стала одним из его активных участников. Развитие международных экуменических контактов способствовало укреплению позиций РПЦ на межхристианском уровне и усилению ее влияния на принятие тех или иных важных решений.

Однако расширение экуменической деятельности православных церквей в целом, и Русской православной — в частности, неоднозначно воспринимается в православных кругах. Работа в смешанных богословских комиссиях, проведение экуменических встреч с различными представителями других христианских церквей породили идеологический конфликт внутри православного сообщества, в значительной степени разделив его на экуменистов и антиэкуменистов. Сдержанно-положительное, граничащее со скептическим, отношение кэкуменизму со стороны официального руководства РПЦ способствует росту антиэкуменических настроений, которые, в свою очередь, сводятся к отрицанию не только экуменизма, но и к развитию ксенофобии и национализма.

Представленное диссертационное исследование посвящено изучению истории Экуменического движения, участию в нем православных церквей, в первую очередь Русской православной церкви (РПЦ), анализу различных позиций внутри русского православия по отношению к экуменизму и их влиянию на развитие самой РПЦ.

В связи с обширностью темы диссертант сосредотачивает свое основное внимание на отношении к экуменизму крупнейшей из православных церквей — Русской православной церкви. Однако в диссертации представлен краткий обзор истории участия Константинопольской православной церкви (КПЦ) в Экуменическом движении, так как данная церковь является «первой по чести» среди всех православных поместных церквей. Автор также счел необходимым дать краткий обзор исторических этапов диалога РПЦ с Римско-католической (РКЦ) и некоторыми протестантскими церквями, являющимися партнерами РПЦ в межхристианском диалоге.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XXначало XXI вв. Однако, в некоторых случаях автор расширяет временные рамки в связи с необходимостью выявления исторических корней важнейших прои антиэкуменических тенденций.

Актуальность этого исследования определяется, также и тем, что РПЦ сегодня занимает весьма высокое положение в международном Экуменическом движении. Это определяет не только развитие самого движения, но и влияет на внутреннее состояние русского православного общества, создавая в нем конфликтные ситуации.

Объектом исследования выступают экуменические и антиэкуменические тенденции в православии, преимущественно в Русской православной церкви.

Предметом исследования являются историческое и философское становление экуменизма и Экуменического движения, исторические предпосылки и конкретные проявления участия в нем РПЦ, а также антиэкуменические настроения в русском православии.

Цель исследования — рассмотрение специфики православной позиции в отношении Экуменического движения, анализ особенностей и основных проявлений антиэкуменизма в рамках РПЦ.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить богословские и философские основания и социально-политические причины возникновения Экуменического движения, проследить его историческое развитие.

2. Определить основные принципы межхристианского богословского диалога.

3. Проследить истоки российской экуменической традиции.

4. Проанализировать развитие отношения официального руководства РПЦ к Экуменическому движению.

5. Рассмотреть основные этапы развития богословского диалога между РПЦ и РКЦ, РПЦ и некоторыми протестантскими церквями.

6. Определить предпосылки и формы проявления антиэкуменических настроений в РПЦ, проанализировать позицию антиэкуменистов.

Методология исследования была обусловлена целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. В ее основу был положен принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительноисторического и типологического анализа. Это позволило рассмотреть историю развития экуменических контактов православных церквей, в частности РПЦ, в контексте политических и социальных изменений, происходивших в российской и мировой истории, а также в связи с историей иных христианских конфессий. Типологический анализ предоставил возможность выявить особенности появления и развития про-и антиэкуменических настроений в современном православии.

Источниковая база исследования.

Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы богословских, философских и исторических источников, которые можно разделить на несколько групп.

К первой группе необходимо отнести официальные документы отдельных христианских конфессий по вопросу об отношении к остальным христианам и Экуменическому движению. Среди них — официальные документы Константинопольской православной церкви1, Русской православной церкви2, Римско-католической церкви3, совместные коммюнике и резолюции, подписанные в ходе совместных богословских встреч РПЦ с РКЦ и протестантскими церквями.4.

1 Окружное послание Вселенского Патриархата // Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902;1998. — М., 1999. — С. 68−71- Common Declaration of Pope John Paul II and The Ecumenical Patriarch Bartliolomevv I of Constantinople // http://www.vatican.va/holy father/john paul ii/speeches/20Q4/july/doeuments/hf ip-ii spe 2 004 070 l jp-ii-bartholomew-i en.html.

Archbishop Demetrios. The Ecumenical Patriarchate and its Ministry of Reconciliation // Ibid http7/papalvisit.patriarchate огц/ (сайт Константинопольского (Вселенского) патриархата о визите папы римского Бенедикта XVI) и др.

2 Основы социальной концепции РПЦ. // http://www.patriarchia.ru/db/text/141 422.htmlЮбилейный Архиерейский собор Русской Православной церкви «Основные принципы отношения РПЦ к инославшо» // http7/vvww.russian-orthodo-church.org.ruhttp://www.vrns.ru (сайт Всемирного русского народного собора) — и др.

3 Документы II Ватиканского собора. — М.: «Паолине», 1998; http://www.papalencvclicals.net (caih собрания папских знциклик) — «Нота о выражении «Церкви-сестры» // http://www.catholic.net/: Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. — Брюссель, 1992; Папская комиссия «PRO RUSSIA»: Общие Принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ // http://diakonia.narod.ru/lib/normv koord.htm.

4 Например, Gemeinsamer Bericht an der Leitungen der Russischen Orthodoxen Kirchen und der Evengelischen Kirchen in Deutschland uber den Stand des bilateralen theologischen Dialogs // Okumenische Rundschau. Juli 1997. 46.Jahrgang. Heft 3- Bienert. Die Bedeutung der Kirchenvater im Dialog zwischen der EKD und Orthodoxen Kirchen // Okumenische Rundschau. Oktober 1995. 44.Jahrgang. Heft 4- Sagorsk I-II1. Die.

Вторая группа источников включает в себя разнообразные документы, отражающие философию и историю экуменизма и Экуменического движения. Здесь можно выделить собрания материалов и документов различных экуменических комиссий и Всемирного совета церквей5, издание документов и материалов, осуществленное Отделом внешних церковных связей РПЦ6, многочисленные документальные подборки на иностранных языках.7.

К третьей группе относятся работы русских религиозных философов, касавшихся вопроса достижения христианского единства. о.

Можно отметить труды таких мыслителей как западник П. Я. Чаадаев, славянофилы И.В. Киреевский9, А.С.Хомяков10, И.С. Аксаков11, B.C. Соловьев12, H.A. Бердяев13, а также работы П.А. Флоренского14, С.Н. Булгакова15, Г. В. Флоровского.16 theologischen Gesprachen zwischen der Russischen Orthodoxen Kirche und dem Bund der Evangelischen Kirchen in der DDR. 1974;1976;1978. Berichte-Referate-Dokumente. — Berlin. 1982; Kommunique der 2. Begegnung im bilateralen Theologischen Dialog zwischen der Russischen Orthodoxen Kirche und der Evangelischen Kirche in Deutschland nach dem Neubeginn in Bad Urach (Bad Urach II) // http://www.kokid.deЗаявление «Об осуждении униатства» (Баламанд, 1993 г.) // Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М.' Киннемон, Б. Коуп. — М.: ББИ., 2002. — С.169−170- Charta Oecumenica. Руководство по развитию сотрудничества Церквей Европы — Страсбург, 2001 и др.

5 Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. — М.: ББИ., 2002.

6 Православие и экуменизм Документы и материалы, 1902;1998. — М., 1999.

7 Goosen, Gideon: Bringing churches together: a popular introduction to ecumenism / Gideon Goosen. -Rev. and enlarged ed. Geneva: WCC Publ., 2001. — IX, — S.173. Taschenlexikon Okumene im Auftrag der Arbeitsgemeinschaft Christlicher Kirchen in Deutschland. Hrsg. von Harald Uhl, Frankfurt-am-Main. — 2003; Religion in Geschichte und Gegenwart: Handworterbuch fur Theologie und Religionswissenschaft, Tubingen: Bd. 6. N-Q.- 4. volligen bearb. Aufl. hrsg. von Hans Dieter Betz. — 2002; Spiritual Ecumenism // Dictionary of the Ecumenical Movement. Edited by Nicholas Lossky, Jose' Miguez Bonino, John Pobee, Tom Stiansky, Geoffrey Wainwright, Pauline Webb. WWC Publications, Geneva, 1991.

8 Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. — М.: «Паука», 1991.

9 Киреевский И. В. Полное собрание сочинений. Т. 1,2. — М., 1911.

10 Хомяков A.C. Работы по богословию // Хомяков A.C. Сочинения в 2тт. — М., 1994, Т. 2. — С. 5−310.

11 Аксаков И. С. // Лосский H.O. История русской философии. — М.: Высш. шк., 1991. — С. 26−66.

12 Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь // http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/index.htmlВяч. Иванов. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // Pro et Contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. — СПб., 2002.

13 Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989; Бердяев H.A. Русская идея. — М., СПб., 2005.

14 Флоренский П. А. Собрание сочинений в 2 тт. — М.: «Мысль», 1996.

15Доклад протоиерея Сергия Булгакова «Призыв экуменизма» // http://www.krotov.info/libr min/b/bulgakovs/put 58 03. htmlСергий (Булгаков), прот. Единство Церкви. // http://www.vehi.net/bulgakov/index.html: Сергий (Булгаков), прот. Una Sancta Основания экуменизма. // http://www.krotov.info/libr min/b/buigakovs/put 58 03.html.

16 Флоровский Г. О границах Церкви // http://www.vehi.net/florovsky/index.html.

Четвертую группу источников образуют работы, статьи и иные материалы, отражающие во многом неоднозначную и даже отрицательную позицию православных в отношении экуменизма и Экуменического движения. Необходимо отметить сочинения протоиерея Митрофана (Зноско-Боровского)17, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)18, протодиакона Андрея (Кураева)19, бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана)20 и др. К этой группе.

91 относятся также труды святых отцов Киприана Карфагенского и Василия Великого", посвященные вопросам понимания Церкви и ее границ, часто используемые радикальными антиэкуменистами для обоснования своих взглядов.

К пятой группе источников можно отнести мемуары и воспоминания о различных деятелях, сыгравших важную роль в развитии Экуменического движения. К числу таких деятелей следует отнести митрополита Никодима (Ротова)23, патриарха МП Алексия II, патриарха КПЦ Афинагора I24, папу римского Иоанна Павла II23 и др.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественном религиоведении существует значительное количество работ, посвященных различным аспектам избранной темы. В обобщающих трудах по истории РПЦ, вышедших из-под пера как.

17 Мнтрофан (Зноско-Боровский), прот. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектанство. Лекции по сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой духовной семинарии. — Челябинск, 1992.

18 Митрополит Иоанн (Снычев). Чтущий да разумеет. // http://www.rusk.ru/Transact/trl 10. htm: Святитель Иоанн Ладожский (Снычев). Смотрите, не ужасайтесь. // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. — СПб., 1996; Митрополит Иоанн Снычев. Одоление смуты. СПб., 1995 и др.

19 Кураев А., протодиакон. Вызов экуменизма. — М., 1997; http://www.kuracv.ru:

20 Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви // http://www.rusidea.org/?a=130 043.

21 Киприан Карфагенский. О единстве Церкви // http://apologia.narod.ru/earlvfat/fath/lllage/kipri 1 .htm.

22 Василий Великий. Нравственные наставления. — М., 2004.

23 Человек Церкви: Сб. документов и материалов о митрополите Никодиме (Ротове) / Под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова). — М.: Издание Московской епархии, 1998; Архиепископ Василий Кривошеин. Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов). — Нижний Новгород, 1998 г. // http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/rotov.html.

24 Клеман О. Беседы с Патриархом Афинагором I — Брюссель: «Жизнь с Богом», 1993.

25 Кулеш О. Иоанн Павел II: вклад в историю: историографический очерк — Таганрог, 2008 церковных, так и светских историков, вопросы экуменизма затрагивались в самом общем плане. Здесь необходимо выделить работы митр. Михаила.

Булгакова), прот. Владислава (Цыпина), о. Бронислава (Чаплицкого), а также Д. В. Поспеловского, В.А. Ливцова~ и др. Говоря непосредственно об историографии проблемы «православие и экуменизм», следует отметить наличие довольно существенных различий между работами светских и церковных авторов. Если первые были достаточно свободны в выражении своей точки зрения, то вторые, как правило, писали со значительной оглядкой на официальное мнение РПЦ.

Исключением являются работы В. Ф. Федорова, который в своих исследованиях приводит философско-религиоведческий анализ феномена экуменизма. Он отмечает, что отмечает, что основой феномена экуменизма является культурная и религиозная толерантность." В. Ф. Федоров подчеркивает не только теоретическую, но и практическую значимость экуменизма, отстаивает идеи необходимости экуменического воспитания и образования.

Из числа работ светских исследователей заслуживают внимания написанные еще в советское время работы Ю. В. Крянева и Н. С. Гордиенко.30 Первый исследовал экуменизм в широком историческом и философском контексте, второй сосредоточился на рассмотрении развития Экуменического движения и на вопросах участия в нем Русской.

26 Миф. Макарий Булгаков. История Русской церкви в 12 Т., Т. 3 — М., 1995; Владислав (Цыпин), прот. История Русской Церкви. Кн. 9. 1917;1997. М., 1997; Чаплицкий Б., о. История Церкви в России. — СПб, 2000.

27 Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. — М.: ББИ, 1996, Ливцов.

B.А. Экуменизм в системе ценностей религиозной жизни в России в 60−80-е гг. XX столетия // Российское общество в социально-культурном измерении: история и современность. Сборник научных трудов. М., 2000.

28 Федоров В. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности И Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 37−40- Владимир (Федоров), прот. Православная миссия в современной России и ее экуменическая открытость // Миссия церкви и современное православное миссионерство. — М.: свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997.

C.150−160.

29 Крянсв Ю. В. Христианский экуменизм. М. 1980.

30 Гордиенко Н. С. Современный экуменизм. М., 1972; Гордиенко Н. С. Современное русское православие. -Л.: Лениздат, 1987 православной церкви. Несмотря на то, что эти исследования несут на себе отпечаток времени создания, они и по сей день не потеряли научного значения. В своих работах Н. С. Гордиенко опирается на широкую источниковую базу — документы Всемирного совета церквей и различные богословские документы, анализируя историческое и богословское значения экуменизма для судеб христианства в целом и РПЦ — в частности.

В 1990;е -2000;е гг. появилось несколько сборников статей, целью которых было рассмотрение проблем положения религии в постсоветской.

России. В них были опубликованы и проанализированы данные социологических исследований, отражающие эволюцию отношения российского массового сознания к религии в 1990;е-2000;е гг. В этих изданиях затрагивается широкий спектр проблем, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к экуменизму.

В двухтомной работе екатеринбургского религиоведа Е. А. Степановой «Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях» дан подробный анализ «Хартии экуменизма», принятой в 2001 г., различных исторических и теологических аспектов Экуменического движения, участия в нем РПЦ и других православных церквей, проблем межконфессиональных отношений и диалога между различными конфессиями.

Что касается работ церковных авторов, то следует отметить многочисленные статьи, публиковавшиеся в официальном органе РПЦ -«Журнале Московской Патриархии» (ЖМП). Публикации об экуменизме начали появляться еще до вступления РПЦ во Всемирный совет церквей в 1961 г., в дальнейшем их число резко возросло. По тону и направленности этих статей можно проследить эволюцию официального отношения РПЦ к.

31 Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II / Сост. А. Р. Бессмертный, С. Б. Филатов. -М., 1993; Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. — СПб.- М., 2000; Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. — М.- СПб., 2007; Религия и глобализация на просторах Евразии. — М., 2009.

32 Степанова Е. А. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях. — Екатеринбург, 2008. экуменизму. Так, например, в 1931 г. митрополит Сергий (Страгородский)" 13 крайне негативно оценивал идеи христианского единства, а в 1948 г. в ЖМП была опубликована резолюция «Экуменическое движение и Православнаяцерковь"34, текст которой свидетельствовал о полном неприятии экуменизма как такового большинством поместных православных церквей. Но уже после вступления РПЦ в ВСЦ в 1961 г. в ЖМП появилась новая рубрика, освещающая ход работы экуменических организаций и участие в них РПЦв. 1960;80-ее гг. активно печатались статьи проэкуменической направленности.35 Характерно, что в 1990;е гг., когда РПЦ несколько разочаровалась в Экуменическом движении, количество статей об экуменизме на» страницах ЖМП резко снизилось, но не исчезло полностью.

В 1999 г. Отделом внешних, церковных связей РПЦ был издан сборник документов «Православие и экуменизм», который включает в себя обширное предисловие, написанное протопресвитером Виталием (Боровым) и доктором богословия, ответственным сотрудником Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата A.C. Буевским. Авторы, принимавшие активное участие в межхристианском диалоге в 1960;е — 1990;е гг., подробно описывают историю взаимоотношений РПЦ с Экуменическим движением начиная с XIX столетия и заканчивая 1998 г. Опыт участия православных церквей в. Экуменическом движении в целом, и ВСЦ — в частности, оценивается как имеющий «положительное значение» и соответствующий «основным.

36 интересам православных церквей и их многострадальных народов".

Более сдержанно оценивают этот опыт протоиерей «Максим (Козлов) и профессор Московскойдуховной академии и семинарии А. И. Осипов.

33 Митрополит Сергий (Страгородскии). Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. // ЖМП. 1931. № 4. — С. б-7.

34 Резолюция «Экуменическое движение и Православная церковь» // ЖМП. 1948. № 7. — С. 26−27.

35 Например, Ливерий (Воронов), прот. Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к экуменизму. // ЖМП 1968 № 8. — С. 55−58.

36 Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902;1998 гг. — М., 1999. — С. 52.

Профессор А. И. Осипов никогда особо не поддерживал идеи участия РПЦ в экуменическом диалоге, видя в нем возможность решения лишь социальных, но не религиозных проблем, и указывая на различное понимание «экуменизма» у православных и протестантов.37 Протоиерей Максим (Козлов) уверен, что участие РПЦ в Экуменическом движении представляло собой только вынужденную меру, которая спасла церковь от гонений в 1960;х годах. Но на современном этапе Экуменическое то движение видится им как явление, потерявшее свою актуальность. Точка зрения протоиерея Максима (Козлова) и профессора А. И. Осипова в определенной степени является отражением возрастающего скептицизма в отношении экуменизма, присущего РПЦ в настоящее время.

Проблемам двустороннего диалога РПЦ с Римско-католической церковью, англиканами, евангелическо-лютеранскими церквями посвящены публикации A.B. Юдина39, М.Е. Никифоровой40, JI.M. Воронцовой, С.Б. Филатова", Т.С.Соловьевой42, Д.Е. Фурмана43, а также иностранных авторов — Эрнста Хр. Суттнера44, Й. Оельдеманна45, Ф. фон Лилиенфельд46, Р. Сааринена47, К. Каариайнена48, Т. Бремера49. Среди.

37 Осипов А. И., профессор МДД. О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. М., 1978 № 18.-С. 180−187.

Максим (Козлов), прот. Об участии РПЦ в Экуменическом движении в разные годы // прот. Максим (Козлов). Православие и инославие. — М., 2010. — С. 119−153.

39 Юдин A.B., Католики и православные в построении гражданского общества и России: социальная реальность и конфессиональные стереотипы // Диа-Логос: Религия и общество 1998;1999 гг., общ. ред. М. Смирнова. — М.: «Истина и Жизнь», 1999.

40 Никифорова М. Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. — М., 2010.

41 Филатов С. Б., Воронцова Л., Судьба католицизма в России // журнал Иностранная литература, ноябрь 1998.

42 Соловьева 'Г. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке // Альфа и омега, № 2 (16), Москва, 1998. http://www.krotov.info/history/19/l 860/solowova.htm.

43 Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // http://wvvw.krotov.info/historv/20/tarabuk/1995voro.html.

44 Суттнер Эрнст Хр. Исторические этапы взаимных отношений церквей Востока и Запада. — М., 1998; Suttner, Ernst Christoph. Die Christenheit aus Ost und West auf der Suche nach dem sichtbaren Ausdruck fur ihre Einheit. Wurzburg: Augustinus-Verl., 1999.

45 Oeldemann, Johannes. Zum Stand der okumenischen Beziehungen zwischen der Katholischen Kirche und dem Moskauer Patriarchat // Von der Diplomatie zum Dialog, Paderborn, 2005; Dr. Johannes Oeldemann, Dialogue between the East and the West: Danger or Chance? From «Pseudomorphosis» to an «Exchange of Gifts» // http://www.standrews.ru/index-ea=l&ln=l&chp=showpage&parent=l l&num=l 11 l&zM 1.

46Лилиенфельд, фон Фэри. Жизнь. Церковь. Наука и вера: проф. Фэри фон Лилиенфельд рассказывает о себе и своем видении православия и лютеранства. Беседы с проф. Е. М. Верещагиным, состоявшиеся в Германии в 1996;2002 гг. — М.: «Индрик», 2004 церковных авторов, рассматривающие двусторонние богословские диалоги с «инославными» можно выделить работы иерея Николая (Дьякова)50, архимандрита Августина (Никитина)31, а также епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) ~ и др.

Теме православного антиэкуменизма посвящено множество.

53 публикаций, но большая их часть отражает крайне антиэкуменическую позицию авторов, иногда характеризующих экуменизм как «ересь» (митрополит Иоанн (Снычев)54, бывший епископ Диомид (Дзюбан)55 и др.). Такого рода сочинения следует рассматривать скорее как источники по проблеме современного православного антиэкуменизма.

Среди светских исследователей отметим A.M. Верховского и H.A. Митрохина. В своей книге «Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995;2001 гг.» A.M. Верховский посвятил антиэкуменизму отдельную главу.56 H.A. Митрохин дает краткую характеристику православного антиэкуменизма, подразделяя его на консервативное и фундаменталистское направления.57.

Можно констатировать, что в отечественной науке сложилась определенная традиция изучения проблем развития экуменических и антиэкуменических тенденций в современном православии. Однако.

47 Сааринен Ристо. Вера и святость: лютеранско-православный диалог 1959;2002 гг. — М.: ББИ., 2003.

48 Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. Проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. — СПб.- М: «Летний сад», 2000.

49 Bremer, Tomas. Rome And Moscow, A Step Further// «Religion in Eastern Europe», Volume XXlll, Number 2, April 2003.

50 Иерей Дьяков Николай. Экуменические контакты Русской Православной Церкви с англиканами на протяжении XIX и XX веков // Православный собеседник № 1(6), 2004.

51 Архимандрит Августин (Никитин). История православно-лютеранских отношений в России. /Машинопись/-Л., 1982.

52 Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православная Церковь и объединения христиан. — М. Изд-е Библейско-Богословского института св. Апостола Андрея, 2001.

5″ См., например, Интернет-журнал «Антиэкуменизм» http://www.stopoikumena ги/.

54 Митр. Иоанн Снычев. Одоление смуты. СПб., 1995 и др.

55 Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви // http://vvww.rusidea.org/?a^l 30 043.

5бВеровский A.M. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995;2001 гг.-M., 2003. — С. 188−196.

57 Митрохин H.A. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М., 2006 специальные работы по данной проблематике появляются достаточно редко, что позволяет говорить о наличии возможностей для новых исследований.

Научная новизна исследования.

В представленной работе впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ православного экуменизма и антиэкуменизма. В имеющихся исследованиях их развитие рассматривалось, как правило, в общем плане — в контексте истории РПЦ и церковно-государственных отношений. Недостаточное внимание уделялось анализу содержания термина «экуменизм», его истокам, конкретным проявлениям экуменического диалога, влиянию экуменизма на процессы внутреннего развития РПЦ. В настоящей работе автор стремился представить православный экуменизм и антиэкуменизм как феномены, глубоко укорененные в российской религиозно-философской традиции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экуменическое движение, возникшее в начале XX века, по мере своего развития преобразовалось из протестантского в межрелигиозное движение, включив в себя и православные церкви.

2. Серьезное влияние на развитие идей православного экуменизма оказала русская религиозная философия середины XIX — начала XX веков.

3. Подключение РПЦ к экуменическому диалогу было вызвано как искренним стремлением ее руководства к преодолению внутрихристианских разногласий, так и желанием советского государства использовать РПЦ международной арене.

4. Участие РПЦ в Экуменическом движении способствовало развитию богословского диалога с Римско-католической церковью и протестантскими церквями.

5. Отношение РПЦ к Экуменическому движению является достаточно противоречивым: сама необходимость участия в нем не подвергается сомнению, но главной целью провозглашается свидетельство об «истинности» православия.

6. В РПЦ наличествуют серьезные антиэкуменические настроения, иногда принимающие радикально-националистические формы.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования российского и мирового православия, анализа Экуменического движения. Материалы диссертации могут также применяться при подготовке вузовского курса, спецкурсов по истории РПЦ, проблемам религиозной толерантности и интолерантности.

Апробация работы.

Основные положения настоящего исследования представлены в публикациях автора. Диссертационное исследование прошло апробацию на различных религиоведческих конференциях: «XV-e Санкт-Петербургские религиоведческие чтения» (Санкт-Петербург, 2008 г.), «Человек верующий в культурах России» (Санкт-Петербург, 2009 г.), «Герценовские чтения 2010. Актуальные проблемы религиоведения» (Санкт-Петербург, 2010 г.), «VIII Конференция МРО «Религия и медиа» (Religion and the Media) (Москва, 2010 г.).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, включенных в список ВАК РФ:

1. Радецкая A.B. Антиэкуменизм в современном православии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Вып. 3. — СПб.: Изд-во РХГА, 2010. — С.39−45. — 0,6.п.л.

Статьи, опубликованные в научных изданиях:

Радецкая А. В. Проблема взаимоотношения между православием и католицизмом // Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика. Сборник научных трудов / под ред. И. Ю. Добродеевой. СПб — Шуя, Издательство «Весть» ШГПУ, 2003. — С. 225 229. — 0,4 п.л.

Радецкая A.B. К вопросу о генезисе и развитии понимания термина «экуменизм» // Герценовские чтения 2009. Актуальные проблемы социальных наук. Сб. научных и учебно-методических трудов / Отв. ред. В. В. Барабановсост.: А. Б. Николаев. — СПб., 2010. — С. 321−324. — 0,5 п.л.

Радецкая A.B. Православные периодические издания Петербурга об экуменическом движении // Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-западе России. Вып. VI. СПб., 2010. — С. 61−64. -0,5 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

При сравнении экуменических и антиэкуменических настроений становится ясно, что та и другая сторона отстаивает свою позицию, базируясь на одних и тех же источниках — Священном Писании и Священном Предании. Анализируя официальную позицию РПЦ, можно заключить, что она придерживается умеренного экуменизма. Для того, чтобы быть интегрированным в международное христианское и межрелигиозное сообщество любая церковь, в том числе и РПЦ, должна придерживаться принципов диалога, взаимоуважения, религиозной толерантности. Тот, кто их не принимает, воспринимается в межконфессиональном диалоге своего рода как «аутсайдер», общение с которым ведется неохотно.

Экуменический диалог — это открытый диалог, строящийся по принципу любви и взаимного уважения. Кровопролитные религиозные войны остались в прошлом. Теперь «сражение» идет на уровне риторики и открытых встреч. РПЦ, приняв эти условия, добилась весьма больших успехов на международной экуменической арене. Голос русского православия сыграл роль и в разработке «базиса» ВСЦ в 1950;х гг., 500 и в 1990;х гг., когда Экуменическое движение стало переживать кризис.501 Именно по инициативе Русской православной церкви в мае 1998 г. представители всех поместных православных церквей приняли в г. Салоники (Греция) совместное коммюнике «Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением». 502 Будучи недовольной тем, что ВСЦ продолжал оставаться «слишком протестантским» по своему духу и составу, РПЦ призвала православные церкви-сестры отказаться от участия в экуменических богослужениях и.

500 Казем-Бек Л. ст. «От Эванстона к Ныо-Дели (важный этап на пути к единству христиан)» // ЖМП. 1961,№ 9.-С.49−56.

501 ЬПр://ге1^юп.пц ги/ргоЫетз/2002;10−02/6 crisis.html.

502 Межправославная встреча по теме «Оценка новых фактов в отношениях между Православием и Экуменическим движением» Салоники, Греция, 29 апреля-2 мая 1998 года Итоговый документ // http://www.mospat.ru/archive/nr08058 l. htm общих молитвах на ассамблеях ВСЦ, а также не принимать участия в голосовании. В результате в декабре 1998 г. была создана Специальная комиссия, состоявшая из православных и протестантов, количество которых было равным между собой. В 2002 г. в ВСЦ она представила документ, после обсуждения которого был изменен статус участников встреч ВСЦ. «Церкви, которые находятся в ассоциации с Всемирным советом церквей», т. е. церкви, не являющиеся членами ВСЦ и не принимая на себя никаких обязательств, все же получают возможность сотрудничать.

503 с ВСЦ по тем вопросам, которые эти церкви интересуют.

Также было отменено понятие «экуменическое богослужение», ввиду того, что православная экклезиология не предполагает возможности совместной евхаристии с другими конфессиями, а употребление самого термина вводит многих в заблуждение. Было введено два вида богослужения — «совместная конфессиональная молитва» и «совместная межконфессиональная молитва», причем последняя должна быть составлена с уважением к традициям ее участников.

Русская православная церковь усилила свой авторитет на международной арене за счет активного сотрудничества с международными организациями. Так, «Всемирный Русский народный собор», проходящий с 1993 г., в июле 2005 г.- получил статус совещательного органа при ООН.504 С заседания в Москве в 2005 г. началась традиция параллельного проведения «саммита религиозных лидеров» в странах-участницах Большой Восьмерки (С8). В 2006 г. саммит проходил в Москве. Одна из последних инициатив РПЦ — «Группа высокого уровня по межрелигиозному диалогу» с активным привлечением ЮНЕСКО. РПЦ активно отстаивает позицию касательно сохранения и фиксации в законодательных документах Европейского Союза.

503 Чапнин C.B. Преодолеть кризис экуменизма, http://religion.ng.ru/problems/2002;l 0−02/6 crisis.html.

504 BPHC и ООН. http://vrns.ru/vrns oon/index php? PHPSESSID=323 5340dc696dcef7bf448e3b45930c8 христианских корней Европы.505 Эти глобальные инициативы РГЩ делают ее важным субъектом мировой религиознойполитикиСлова, сказанные патриархом. Кириллом в Киево-Печерской лавре во время его время визита в, Украину в 2009 г., хорошоотображают это стремление: «Мы являемся основой и скрепой той— цивилизации, котораяспособна рождать идеи и убеждать в этом весь мир». 506.

Западные: экуменисты подтверждают, что включение православных церквеж в Экуменическое движение. заметно обогатилоегокак в богословском, так и социальном плане:507 Но их огорчает тот факт, что если для. западных христиан, в большей степени: протестантов, православное богословие является, источником новых размышлений, то для православных западное влияниекажется — источником опасности для их собственнойидентификации. • '.

В итоге мы видим, что спор экуменизма и антиэкуменизма-в любой-религиозной традиции является, прежде всего, конфликтом идеологийлиберализма с традиционализмом. Преодолеть, этот конфликт, если и возможно, то только лишь на локальном уровне. Анализируя: историю богословских диалогов, можно с уверенностьюсказать, что объединения христианских церквей не предвидится. Как утверждают Православная и Католическая церкви, В: 1054 году произошел акт отпадения, а не разделения христианства на несколько направлений: Каждаяиз церквей' признает истинной’лишь себя? Однако все христианские церкви1 осознают.

505 Святейший. Патриарх Кирилл и участники-Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу встретились — с. Генеральным директором. ЮНЕСКО 22* июля 2009 И http://www.patriarchia.ru/db/texty700977.html ;

506 Бортник Сергей. Жизнь в Церкви. Тенденции развития православной Церкви в России // http.7/vvwvv.kiev-orthodox.org/.site/churchlife/1963/ (сайт Киевская Русь) so7 Dr. Johannes Oeldemann, Dialogue between the East and: the West: Danger, or Chance? From «Pseudomorphosis» to an «Exchange of Gifts» // http://www.standrews.ru/index-ea=l&ln=l&chp=showpage&parent=l l&num=l 11 l&zi~l 1 сайт «Библейско-Богословского института святого апостола ¦ Андрея). Доклад был прочитан на Международной конференции «Апостол Андрей и христианская экумена: богословское, культурное и Историческое значение, почитания апостола Андрея в современном мире». 7 — 11 июня 2008 г. Фрайзинг (Германия) необходимость проведения встреч для преодоления взаимного непонимания и недоверия.

Как уже отмечалось, вступление в Экуменическое движение дало возможность Русской православной церкви интегрироваться в современное общество, по-новому взглянуть на своих христианских собратьев. Одновременно для РПЦ, как и для остальных православных церквей, Экуменическое движение из враждебного явления превратилось в пространство для миссионерской деятельности. Однако очевидным является тот факт, что для русского православия характерно сочетание экуменических и антиэкуменических настроений, которые в одинаковой степени своими корнями уходят в богословие и русскую философию.

Анализ православного антиэкуменизма показал, что само его наличие наравне с неприятием экуменизма способствует и стремлению встать во главе Экуменического движения. Даже консервативные, но не радикально антиэкуменически настроенные православные осознают необходимость участия в экуменических встречах, в том числе и потому, что особенности современного мира уже не позволяют замкнуться и отгородиться от всего мира, иначе это может привести или к исчезновению или к новому кризису. На наш взгляд, можно говорить о неком парадоксальном взаимовлиянии экуменических и антиэкуменических настроений в православии. Антиэкуменизм в некоторой степени даже стимулирует экуменические контакты со стороны православных. С одной стороны, участие в межхристианском диалоге создает положительный образ Православия, обогащает экуменическое богословие. С другой — дает возможность не только следить, но и управлять изменениями в экуменическом диалоге.

Можно заключить, что наличие в православии экуменизма и антиэкуменизма ведет и к размежеванию самого православия, но и к взаимному влиянию и усилению обеих сторон.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. С. 1. Лосский Н. О. История русской философии. — М.: Высш. шк., 1991 — С. 26−66
  2. Алексий, архиепископ Таллинский и Эстонский. Заседания комиссии «Вера и церковное устройство» в Орхусе // ЖМП. 1964, № 10. С. 30−35
  3. Антъе Хайдер-Ротвилъм. Европа предъявляет требования к христианам. Евангелическая Церковь в Германии и Европа // Слышать и видеть друг друга: Взаимоотношения между РПЦ и ЕЦГ. Издание Церковного управления ЕЦГ и ОВЦС МП, 2003 — С.357−343
  4. Апостольское послание «Orientale lumen» // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М.: Библейско-богословский институт, 2001 — С. 381−415
  5. Архиепископ Василий Кривошеий. Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов). Нижний Новгород, 1998 г. // http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/rotov.html
  6. Архиепископ М Лефевр. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007
  7. H.A. Русская идея. М., СПб., 2005
  8. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989
  9. Богословские собеседования, II. Протокол богословского собеседования между членами Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии // Богословские труды. М., 1970. № 5 (БТ).-С. 153−195.
  10. Богословские собеседования «Арнольдсхайн-VIII"// ЖМП. 1980, № 3. С. 56−57
  11. Богословские собеседования «Арнольдсхайн-IX» // ЖМП 1982, № 1. -С.53−57-№ 2.-С. 53−55
  12. Богословские собеседования «Арнольдсхайн-Х» // ЖМП. 1985, № 1. -С.55−56- № 2. — С.61−65
  13. Богословские собеседования «Загорск-IV» // ЖМП. 1981, № 7. С.54−61
  14. Богословские собеседования «Загорск-V» // ЖМП. 1985, № 5. С.61−64
  15. Богословские собеседования «Загорск-VI» // ЖМП. 1988, № 4. -С.60−64
  16. Василий Великий. Нравственные наставления. М., 2004
  17. Властители Фанара // Русь Православная. М., № 1 (53) 1997
  18. Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. -Брюссель, 1992
  19. Геродот. История в 9 томах М., 2004
  20. Документы II Ватиканского собора. М.: «Паолине», 1998
  21. Епископ Гермоген. Папство и Православная церковь // ЖМП. 1948. № 4. С. 29−38
  22. Епифаний (Феодоропулос), архимандрит. Две крайности: Экуменизм и зилотство. Статьи и письма. — М., 200 624' Журнал № 56 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 июня 2008 года // http://www.patriarchia.rn/db/text/429 543.litml
  23. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/470 180.html
  24. Записка полковника государственной безопасности Г. Г. Карпова о приеме И. В. Сталиным иерархов РПЦ. 4 сентября 1943 г. // Власть ицерковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939−1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 256−263
  25. Заявление «Об осуждении униатства» (Баламанд, 1993 г.) // Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. М: ББИ., 2002. С. 169−170
  26. Иванов Вяч. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // Pro et Contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002. С. 772−782
  27. Иеромонох Августин (Пантелеев). Колыбель экуменизма. // Интернет-журнал «Антиэкуменизм» http://www.stopoikumena.ru/stopoicumena/psekum/ps kolyb. htm
  28. Иеромонах Авдий (Гальченко). Не соединить истину с ложью // Русь Православная. М., № 1 (7) 1998
  29. Иеромонах Иона (Боголюбов). Вне Церкви вне Благодати // Интернет-журнал «Антиэкуменизм» http://www.stopoikumena.ru/stopoicumena/psekum/psiona.htm
  30. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. — М., 1992
  31. Интервью с главой УГКЦ кардиналом Любомиром Гузаром в ст. «Меж двух огней» // http://religion.ng.rU/facts/2004−03−03/l guzar. html
  32. Интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным // http://www.interfax-religion.ru/?act=radio&div:=523
  33. Интервью «Я уверен в будущем» с епископом Бернар Фелле, главой католиков-традиционалистов. 27 января 2009 г. // http://www.blago vest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=25 298&print=l
  34. Иосиф Свидтщкий, папский прелат. «Мы, католики, всем сердцем «православные» // Русь Православная. М., № 1 (7) 1998
  35. В., кардинал. Доклад, посвященный 40-летию Декрета об экуменизме. Приложение «Ut unum sint» № 1 (1), 29 февраля 2004 г. к газете «Свет Евангелия» № 8−9 (454−455) 22−29 февраля 2004 г.
  36. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви // http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/kipri 1 .htm
  37. И.В. Полное собрание сочинений. Т. 1,2. М., 1911
  38. О. Беседы с Патриархом Афинагором I Брюссель: «Жизнь с Богом», 1993
  39. Коммюнике встречи церковных деятелей из социалистических стран (Загорск, 23−26 июля 1974) // ЖМП. 1974, № 9. С. 56−58
  40. Конференция Европейских церквей и Совет епископских конференций церквей. 2001
  41. Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской православной церкви // http://www.portal-missia.ru/node/23
  42. Ксенофонт. Греческая история. 3-е изд. СПб.: Алетейя, 2000
  43. А., протодиакон. Вызов экуменизма. М., 1997
  44. К. «Восток, Россия и Славянство». М., 1996
  45. Лилиенфелъд, Фэри фон. Жизнь. Церковь. Наука и вера: проф. Фэри фон Лилиенфельд рассказывает о себе и своем видении православия и лютеранства. Беседы с проф. Е. М. Верещагиным, состоявшиеся в Германии в 1996—2002 гг. -М.: «Индрик», 2004
  46. ЛоккДж. Сочинения в трех томах: Т. 3. — М.: Мысль, 1988
  47. Межправославная встреча по теме «Оценка новых фактов в отношениях между Православием и Экуменическим движением» Салоники, Греция, 29 апреля-2 мая 1998 года Итоговый документ // http://www.mospat.ru/archive/nr080581 .htm
  48. Митрополит Иоанн (Снычев). Одоление смуты. СПб., 1995
  49. Митрополит Иоанн (Снычев). Чтущий да разумеет // http://www.rusk.ru/Transact/trl 10. htm
  50. Митрополит Кирилл (Гундяев). Комментарий Синодальной Богословской Комиссии к документам диалога между Поместными Православными и Римско-католической церквями // ЖМП. 1997, № 12. -С.24
  51. Митрополит Кирилл (Гундяев). Справедливости ради замечу. // Русь Православная. М., № 3 1997
  52. Митрополит Сергий (Страгородский). Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. // ЖМП. 1931. № 4. С.6−7
  53. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Возрождение православия и обновление России. Доклад на I Всемирном Русском Соборе. // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996. С. 120−128
  54. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Обстоятельства Нового времени. Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы // ЕГ-религии, 26.05.99
  55. Митрофан (Зноско-Боровский), прот. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектанство. Лекции по сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой духовной семинарии. -Челябинск, 1992
  56. Неделя молитв о единстве христиан: ключевые вехи // http://www. dam і an .ги/Actua 1 n tema/edinstvo/molitva.html
  57. Никодіш, митрополит Ленинградский и Новгородский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение (доклад в конференц-зале Упсальского университета) // ЖМП. 1968. № 9. С. 46−55
  58. Нота о выражении «Церкви-сестры» // http://www.catholic.net/
  59. Об отношении ЕЦГ и Православия в Германии / http://www.ekd.de
  60. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям. // http://www.patriarchia.ru/db/text/26 054.html
  61. Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви // http://www.rusidea.org/?a=l 30 043
  62. Окружное послание Вселенского Патриархата. // Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902−1998. М., 1999 — С. 68−71
  63. Ориген. Толкование на Евангелие св. Иоанна // http://krotov.info/acts/03/l/origen 02. htm
  64. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Материалы. М.: Изд.-во Московской Патриархии. 2000 С. 148−158
  65. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Материалы. М.: Изд.-во Московской Патриархии, 2000
  66. Панч емко A.M. О русской истории и культуре. СПб, 2002
  67. Папская комиссия «PRO RUSSIA»: Общие Принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ // http://diakonia.narod.ru/lib/normy koord. htm
  68. Переписка Патриарха Московского Алексия I с уполномоченным по делам Русской православной церкви при СНК СССР полковником госбезопасности Георгием Карповым // http://www.rkcvo.ru/history/l74.htm (сайт «Католики византийского обряда в России»)
  69. Поликарп Смирнский, св. Послание к филиппийцам // http://pagez.ru/lsn/0072.php — Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993
  70. Православие и экуменизм Документы и материалы, 1902−1998. М., 1999
  71. Православие и Экуменизм. Хронология. Даты и Документы. 1902−1948 гг. // http://www¦ipc-шssia¦lWekumenizm/24-istekumenizm/135--1902•-1948-.Мт!
  72. Резолюция московского совещания 1948 г. по вопросу «Об англиканской иерархии» // ЖМП. 1948. Спецвыпуск С.28−29
  73. Резолюция секции «О русской нации». 27 мая 1993 г. // http.•//www.vrns.ш/docs/detail.php?nid:=795&-binn гиЬпк р! пеУБ=163 (сайт Всемирного русского народного собора)
  74. Резолюция «Экуменическое движение и Православная церковь» // ЖМП. 1948. № 7. С. 26−27
  75. Резюме богословского диалога между богословами Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии// ЖМП. 1967, № 4. С.34−35
  76. Святейший Патриарх Кирилл и участники Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу встретились с Генеральным директором ЮНЕСКО 22 июля 2009 // http://www.patriarchia.ru/db/text/700 977.html
  77. Святитель Иоанн Ладожский (Снычев). Смотрите, не ужасайтесь. // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. -СПб., 1996-С. 56−69
  78. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творенияю. Минск, 2002
  79. Н. Церковные доспехи НАТО // Русь Православная. — М., № 3 1997
  80. Сергий (Булгаков), прот. Доклад «Призыв экуменизма» // http://www.ki-otov.info/libr min/b/bulgakovs/put 58 03. html
  81. Сергий (Булгаков), прот. Единство Церкви. // http://www.vehi.net/bulgakov/index.html
  82. Сергий (Булгаков), прот. Una Sancta Основания экуменизма. // http://www.krotov.info/libr min/b/bulgakovs/put 58 03. html
  83. Смотрите, не ужасайтесь. // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996
  84. Собрание определений и постановлений Священного Синода Православной Российской Церкви 1917−1918 гг. Вып. 1−4. -М., 1994
  85. В. С. Россия и Вселенская церковь // http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/index.html
  86. Торонтское заявление «Церковь, Церкви и Всемирный совет церквей» // Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. -М.: ББИ, С. 537−545
  87. Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999
  88. П.А. Записки о христианстве и культуре // Флоренский П. А. Собрание сочинений в 2 тт. М.: «Мысль», 1996
  89. Г. О границах Церкви // Флоровский Г. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002 — С. 515−523
  90. А. С. Работы по богословию // Хомяков А. С. Сочинения в 2тт. -М., 1994, Т. 2.-С. 5−310
  91. П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М.: «Наука», 1991
  92. Человек Церкви: Сб. документов и материалов о митрополите Никодиме (Ротове) / Под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова). М.: Издание Московской епархии, 1998
  93. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. М.: ББИ., 2002
  94. Энциклика «Ut unum sint» // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М.: Библейско-богословский институт, 2001. -С. 415−487
  95. Константинопольского (Вселенского) патриархата о визите папы римского Бенедикта XVI)
  96. Common Declaration of Pope John Paul II and The Ecumenical Patriarch Bartholomew I of Constantinople // http://www.vatican.va/holy father/iohn paul ii/speeches/2004/iuly/documents/ hfjp-ii spe20040701jp-ii-bartholomew-i en. html
  97. Die Bedeutung der Kirchenvater im Dialog zwischen der EKD und Orthodoxen Kirchen // Okumenische Rundschau. Oktober 1995. 44Jahrgang. Heft 4
  98. Charta Oecumenica. Руководство по развитию сотрудничества Церквей Европы. Страсбург, 2001
  99. Gemeinsamer Bericht an der Leitungen der Russischen Orthodoxen Kirchen und der Evengelischen Kirchen in Deutschland uber den Stand desbilateralen theologischen Dialogs // Okumenische Rundschau. Juli 1997. 46.Jahrgang. Heft 3- Bienert.
  100. Goosen, Gideon: Bringing churches together: a popular introduction to ecumenism / Gideon Goosen. -Rev. and enlarged ed. Geneva: WCC Publ., 2001. -IX.-S.173.
  101. Kommunique der 2. Begegnung im bilateralen Theologischen Dialog zwischen der Russischen Orthodoxen Kirche und der Evangelischen Kirche in Deutschland nach dem Neubeginn in Bad Urach (Bad Urach II) // http ://www.kokid. de
  102. Mortalium animos // http://www.papalencvclicals.net/Piusl 1/P11MQRTA.HTM
  103. Religion in Geschichte und Gegenwart: Handworterbuch fur Theologie und Religionswissenschaft, Tubingen: Bd. 6. N-Q.- 4. volligen bearb. Aufl. hrsg. von Hans Dieter Betz. 2002. — S. 507
  104. Sagorsk I-III. Die theologischen Gesprachen zwischen der Russischen Orthodoxen Kirche und dem Bund der Evangelischen Kirchen in der DDR. 1974−1976−1978. Berichte-Referate-Dokumente. Berlin. 1982
  105. Spiritual Ecumenism // Dictionary of the Ecumenical Movement. Edited by Nicholas Lossky, Jose' Miguez Bonino, John Pobee, Tom Stransky, Geoffrey Wainwright, Pauline Webb. WWC Publications, Geneva, 1991
  106. Taschenlexikon Okumene im Auftrag der Arbeitsgemeinschaft Christlicher Kirchen in Deutschland. Hrsg. von Harald Uhl, Frankfurt-am-Main. 2003
  107. Александр (Лебедев), прот., Православная церковь и экуменизм сегодня // http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/ecumenism, а lebedev. htm
  108. Александр (Шмеман), прот. Русское богословие: 1920−1972 // http://www.golubinski.ru/academia/rustheology.htm
  109. Архимандрит Августин (Никитин). История православно-лютеранских отношений в России. /Машинопись/ JL, 1982
  110. А.Г. Антиэкуменизм как социокультурное явление // http://scipeople.ru/publication/66 600/
  111. Н. Тайные общества XX века. // http://rus-sky.com/histoi-y/librai-y/bogoliibv/boglubv 1 .htm# Тос499 018 232
  112. B.B. К вопросу о Filioque. // http. V/relig-library.pstu.ru/modules.php?name=939
  113. B.B. Лекции по истории Древней церкви. М., 1994
  114. В., прот. К вопросу о базисе ВСЦ // ЖМП. № 2. 1961. С. 69 -75
  115. Л.И. Экуменизм проблема и вызов // http ://orthodoxia. or g/lib/1/1/24/8. aspx
  116. В Европе подписана Экуменическая хартия. 27 апреля 2001 г. // http://www.ng.ru/events/2001 -04−27/2 hartiya. html
  117. А. Церковь в политике и политика в Церкви // Политическая ксенофобия. -М., ООО «Панорама», 1999. С. 101−107
  118. Визит патриарха Алексия II в Германию, ст. // ЖМП. 1995. № 12. -С.12−14
  119. Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» Александровской эпохи. Казань., 1997
  120. Владимир (Федоров), прот. Православная миссия в современной России и ее экуменическая открытость // Миссия церкви и современное православное миссионерство. М.: свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. — С. 150−160
  121. Владислав (Цыпин), прот. История Русской Церкви. Кн. 9. 19 171 997. М., 1997
  122. Т.В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40−50-х годов XX века: Очерки истории. М., 2008
  123. Л.М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // http://www.krotov.info/historv/20/tarabuk/1995voro.htm 1
  124. BPHC и ООН // http://vms.ru/vms oon/index.php?PHPSESSID=323 5340dc696dcef7bf448e3b4 5930c8
  125. Вторая европейская экуменическая встреча КЕЦ-СЕКЕ в Лёгумклостере // ЖМП 1983, № 2. С.53−55
  126. А. О мотивах откровений от Диомида. Русскую Православную Церковь пытаются расколоть накануне ее объединения. От 19.03.2007 /http://www.ng.ru/regions/2007−03−19/6 diomid. html
  127. Е. История папства. -М., 1996
  128. Н.С. Современный экуменизм. М., 1972
  129. . Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // http.7/www.krotov.info/history/20/1990/dubin.htm
  130. Н. Да будут все едино (Ин. 17, 21) // ЖМП. 1994. № 4. -С.128−138
  131. Н. Собеседования с богословами Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии // ЖМП. 1963, № 12. С. 40−50
  132. Иерей Дьяков Николай. Экуменические контакты Русской Православной Церкви с англиканами на протяжении XIX и XX веков // Православный собеседник № 1(6) 2004. Эл. ресурс: http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articleeight/
  133. Избран новый генсек Всемирного совета церквей // http://newsru.com/religv/28aug2009/wcc.html
  134. Иларион (.Алфеевj, епископ Венский и Австрийский. Отчужденность и очарованность Культурные взаимоотношения с XVI по XIX вв. //
  135. Слышать и видеть друг друга: Взаимоотношения между РПЦ и ЕЦГ. -Издание Церковного управления ЕЦГ и ОВЦС МП, 2003 С. 67−81
  136. Каариайнен К, Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. Проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. СПб.- М: «Летний сад», 2000
  137. Казем-Бек А. «От Эванстона к Нью-Дели (важный этап на пути к единству христиан)» // ЖМП. 1961, № 9. С. 49 -56
  138. В., кардинал. Руководство по духовному экуменизму. — М.: ББИ., 2008
  139. И.М., Кутковец Т. Н. Русские идеи. Полис, 1997, 2. С. 118 137
  140. К. Антизападничество и антимодернизм в восточном православии // ж. Континент. № 110, 2001. http://magazines.russ.ru/continenty2001/110/kosi.html
  141. К. Три портрета. Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца XX века // журнал «Континент». 2002. № 113
  142. Ю.В. Христианский экуменизм. М. 1980
  143. О. Иоанн Павел И: вклад в историю: историографический очерк Таганрог, 2008
  144. А.П. Вселенские соборы IV—V вв.еков. СПб., 2004
  145. А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. СПб., 2004
  146. Ливерий (Воронов), прот. Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к экуменизму. // ЖМП 1968 № 8. С. 54−62
  147. Лш^енбергер O.A. Римско-Католическая церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001
  148. Н.О. История русской философии. -М.: Высш. шк., 1991
  149. Максим (Козлов), прот. Об участии РПЦ в Экуменическом движении в разные годы // прот. Максим Козлов. Православие и инославие. М., 2010 — С. 119−153
  150. Е.В., Возрождение структур католической церкви на Северо-Западе России. 1991 2003 гг. // Восточная Европа: концерт культур // Материалы III Международной научной конференции. — СПб, 2004
  151. А. Русская религиозная философия. М., 2008
  152. Миротворческая деятельность // ЖМП. 1964, № 8. С. 30−5
  153. Миротворческая деятельность // ЖМП. 1979, № 2. С.50−51- № 7 -С.58
  154. И.А. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М., 2006
  155. М. Масонство в прошлом и настоящем: Пер. с ит./ Вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколовой.— М.: Прогресс, 1989
  156. В. Православная церковь на перепутье (1917−1999) / Пер. с англ., редактор перевода Т. А. Сенина. СПб., 2001
  157. Недулюв Ост. «Московская Патриархия не сдается. По России прокатилась волна антикатолических манифестаций» // НГ-Религии от 15 мая 2002 г.
  158. С. А. Близгрядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев посад, 1911
  159. М.Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. М., 2010
  160. Обращение патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода РПЦ к Центральному комитету ВСЦ // ЖМП. 1973. № 9. С. 5−7
  161. Опальный Чукотский епископ снова критикует иерархов РПЦ // http://newsm.com/religy/29iul2008/dyomid.html
  162. Г. Истоки экуменизма: к истории студенческого движения в Великобритании // Поиски единства. Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. М.: ББИ. 1997. С. 104−107
  163. Ответ Папы митрополиту Владимиру // НГ-Религии № 11 (82) От 14.06.2001
  164. Г. Д. О политике Советского государства в отношении к РИТ на рубеже 50 60-х гг. // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. — М.: Издательская группа «Прогресс — Культура», 1993 — С. 217 232
  165. ПАСЕ признала за Константинопольским патриархом право именоваться Вселенским. 8 февраля 2010 г. // http://newsru.com/religy/08feb2010/pase.html
  166. Перспективы межцерковных отношений//НГ-Религии № 9(80) от 16.05.2001
  167. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // ЖМП. 1976. № 4.-С. 7−13
  168. O.A. О масонстве. // http://www.msinst.ru/articletext.asp?rzd==l&id=676&searchword=%EC%E0%F 1%EE%ED%F 1%F2%E2%EE
  169. Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР.-М.: ББИ, 1996
  170. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далмато-Истирийского. / пер. с сербского свящ. Максима Козлова. Т. 1. -М.: Изд-во «Отчий дом», 2001
  171. Пятая Ассамблея Всемирного совета церквей// ЖМП. 1976, № 2. -С.51−54
  172. Религиозный состав населения Украины // НГ-Религии № 9 (80) от 16.05.2001
  173. Религия граждан России. Ромир: август 2001 // http://www.atheism.ru/archive/archive.phtml?id=145
  174. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) — Моск. Центр Карнеги, 2009
  175. Религия и гражданское общество: проблема толерантности.
  176. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2003
  177. Сааринен Ристо. Вера и святость: лютеранско-православный диалог 1959−2002 гг. М.: ББИ., 2003
  178. Свиридов Иоанн, священник. К 25-летию вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей // ЖМП. 1987, № 2. — С. 55−59
  179. Г. Третье Предсоборное Всеправославное Совещание // ЖМП. 1987, № 2. С.50−52
  180. Т. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке // Альфа и омега, № 2 (16), Москва, 1998, http://www.krotov.info/history/19/1860/solovyova.htm
  181. Слышать и видеть друг друга: Взаимоотношения между РПЦ и ЕЦГ. Издание Церковного управления ЕЦГ и ОВЦС МП, 2003
  182. М.С. Свобода совести. СПб., 2006
  183. Стойкое Василий, протоиерей, доцент ЛДА. Первое собеседование богословов Русской Православной Церкви и Союза Евангелических Церквей в ГДР // ЖМП. 1975, № 3. С. 50−57
  184. Страсбургский суд по правам человека признал юридический статус Константинопольского Патриархата. 14 июля 2008 г. // http ://www. patriarchia.ru/db/text/435 935.html
  185. Н. Православие и культура. М.: Христианское издательство, 1992
  186. Суттнер Эрнст Хр. Исторические этапы взаимных отношений церквей Востока и Запада. М., 1998
  187. В., доцент МДА. В Западной Германии // ЖМП. 1959, № 12.- С.21−24
  188. Тезисы богословского диалога «Арнольдсхайн-Ш» // ЖМП. 1967, № 4.- С.35−39
  189. Тезисы по докладам богословского собеседования «Арнольдсхайн-У"//ЖМП. 1972, № 1,-С. 58−61
  190. Текст Конституции Европейского Союза // Шр. У/еиг-1ех.еигора.еи/ЮН1т1.ёо?ип=01:С:2004:310:80М:Е№НТМЬ
  191. .А. К истории отечественной Библии // ЬЦр:/Ауут.р011а1-сгеёо.ш/5ке/?ас1=НЬ&1с1=1379
  192. Е.С. Святой престол и СССР в годы Второй Мировой войны // Иоанн XXIII и современный мир: Христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002 — С. 103−108
  193. Третьи богословские собеседования в Киеве представителей Русской Православной Церкви и Союза Евангелических Церквей в ГДР. // ЖМП. 1978, № 12. С.53−59
  194. Украинские епископы просят Папу не приезжать // НГ-Религии № 2(73) от 30.01.2001
  195. Н.Д., профессор ЛДА. Богословские собеседования в Арнольдсхейне //ЖМП. 1960, № 8. С. 23−30
  196. Н.Д., профессор ЛДА. Спасение верой (доклад на богословских собеседованиях в Арнольдсхейне)// ЖМП. 1960, № 9. С. 38−45
  197. В.Д., профессор ЛДА. Доклад об отношении Православной церкви к инославию // ЖМП. 1959. № 7. С. 70−82
  198. В.Ф. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 — С. 37−40
  199. С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) — Моск. Центр Карнеги, 2009. — С. 10−32
  200. ., ст. «Конец эпохи экуменизма: Последние вероучительные документы Католической Церкви напоминают о временах Средневековья» // http://religion.ng.rU/facts/2000−09−27/l end. html
  201. С.С. Современные проблемы православного миросозерцания // http.7/lib.eparhia-saratov.m/books/21h/horuzhy/problems/15.html#s8
  202. C.B. Преодолеть кризис экуменизма. http://religion.ng.rU/problems/2002−10−02/6 crisis. html
  203. Т.В. Протестантизм и православие в Древней Руси (XVI -XVII вв.) // Verbum. Вып. 7. Между средневековьем и Новым Временем: Мартин Лютер и европейская культура / Под ред. О. Э. Душина. Издат. С.-Петербургского университета. СПб., 2004
  204. М. В. РПЦ и Советское государство в 1943—1964 гг.. СПб, 1995
  205. Экуменическая деятельность // ЖМП. 1974, № 1. С. 55−67
  206. А., Католики и православные в построении гражданского общества в России: социальная реальность и конфессиональные стереотипы // Диа-Логос: Религия и общество 1998−1999 гг., общ. ред. М. Смирнова. М.: «Истина и Жизнь», 1999
  207. A Brief History of the Week of Prayer // http://ecumenism.net/wpcu/history.htm
  208. Andreas Carl: Worterbuch der Kirchengeschichte / Carl Andersen- George Deuzler Munchen: Kosel, 1982
  209. Dr. Oeldemann Johannes, Dialogue between the East and the West: Danger or Chance? From «Pseudomorphosis» to an «Exchange of Gifts» // http ://www. standrews.ru/indexea=l&ln=l&chp=showpage&parent=l 1 &num=T 111 &zi=l 1
  210. Dr. Rauch Albert, Schwinghammer, Ide H. Spiritual Ecumenism — in memoriam Chiara Lubich (+14th March 2008). //http ://www.standrews .ru/indexea=l&hi=l&chp=showpage&parent=l l&num=l 11 l&zi=l 1
  211. Message of John Paul II To The European Study Congress On The Theme: «Towards A European Constitution?» // http://www.vatican.va/holy father/iohnpaulii/speeches/2002/iune/documents/ hf ip-ii spe 20 020 622 costituzione-europea en. html
  212. Potter, Philipp. «One Obedience to the Whole Gospel"// The Ecumenical Review, vol. 29, no 4, 1977.- P. 363
  213. Theologische Realenzyklopadie. Band 34. Gerhard Muller. 2002.
  214. The Ecumenical Vanguard: the history of the Una Sancta Movement. Leonard J. Swidler. P. 193, 237
  215. The Encyclopedia of Christianity. Erwin Fahlbusch, Jan Milic Lochman, Geoffrey William Bromiley, John Mbiti. P. 591−592
Заполнить форму текущей работой