Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внебрачная связь как феномен европейской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственное отношение к исследуемой проблеме имеют работы в области философской антропологии, среди них мы особо хотели бы отметить обобщающие труды П. С. Гуревича «Философия культуры» и «Философская антропология». Первая из этих работ имеет для нас общеметодологическое значение, на второй работе необходимо остановиться специально, так как в ней характеризуется экзистенциальное состояние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Брак и внебрачная связь: понятие и феномен
    • 1. 1. К истории понятия «внебрачная связь»
    • 1. 2. Брак и внебрачная связь в современном мире
  • Глава 2. Внебрачная связь в истории европейской культуры
    • 2. 1. Внебрачная связь в древнегреческой культуре
    • 2. 2. Внебрачная связь в Средние века
    • 2. 3. Внебрачная связь в Новое время
  • Глава 3. Внебрачная связь в экзистенциальном контексте
  • Заключение
  • Список литературы

Внебрачная связь как феномен европейской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Супружеская измена — это реальность, которая постоянно встречается в окружающей жизни. В современном европейском обществе супружеская измена воспринимается как вполне обыденный и само собой разумеющийся факт. Однако брак и семья всегда представляли для общества особую ценность. С институтами брака и семьи связано воспроизводство нации, воспитание и социализация будущего гражданина. Наконец, будущее только что родившегося человека во многом зависит от того, в какой семье он родился, насколько она благополучна, царит ли в ней обстановка любви и доверия или же на глазах у ребенка происходят ссоры и распад семьи. Во многом такого рода вопросы связаны с феноменом внебрачных связей. А может, внебрачные связи и спасают семью, делают супругов более покладистыми и терпимыми друг к другу?

Трудно ответить на эти вопросы однозначно, да мы и не ставим эту цель. Речь идет о другом, о том, что необходимо исследовать внебрачные связи в самых различных аспектах, и философская культурология здесь имеет, на наш взгляд, большие перспективы. Она создает широкий культурный кругозор, позволяет увидеть феномен внебрачной связи в культурном контексте, что невозможно при чисто социологическом или психологическом исследовании. Естественно, что проводимые в этих областях исследования весьма полезны и мы будем учитывать их в своей работе.

Несмотря на внешнюю простоту исследуемого явления, его частоту и обыденность в реальной жизни, внебрачные связи редко подвергаются именно философско-антропологическому осмыслению. Исследование внебрачных связей осложняется широкой представленностью этого явления в литературе, искусстве, средствах массовой информации. Целый ряд работ не выходит за пределы первичной обработки такого рода информации. На наш взгляд, проблема заключается не только в изучении психологических социологических и других факторов и аспектов внебрачных связей, которые позволяют сделать такого рода первичную обработку материала, но и в вовлечении в анализ социально-культурных факторов, выявлении социально-культурного фона и построении социально-культурного образа внебрачных связей.

Исследованию этого феномена мешает несовершенство категориального аппарата для анализа внебрачных связей. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что при анализе такой, казалось бы, приземлённой и прозаической темы исследователи редко обращаются к философской литературе, ограничиваясь кругом уже привычного социально-психологического анализа. Между тем, и в работах классиков философииКанта, Гегеля, Фейербаха и современных — Никколо Аббаньяно мы найдём много интересного и поучительного. А, главное, философия даёт возможность построения категориального аппарата и разработки теоретического метода, без чего не может быть изучена, в частности, и типология внебрачных связей, как социально-культурного явления, имеющего столь же длительную историю, как и культура в целом.

Таким образом, изучение проблемы внебрачных связей в философско-культурологическом плане не только обещает высветить новые аспекты проблемы, расширить поле её обозрения, но принести плоды для самой философской науки, поскольку показывает её неустранённость от осмысления современных жизненно-острых проблем человечества. Всё это и объясняет, по нашему мнению, актуальность перенесения проблемы внебрачных связей в плоскость философской антропологии и философии культуры.

Степень разработанности проблемы.

Внебрачные связи до недавнего времени практически редко рассмаривались в специальных трудах. Впервые проблема на теоретическом уровне была изложена в работах советских социологов и психологов 60-х годов XX века (С.И. Голод, C.B. Ковалёв, В.З. Роговин). Внебрачные связи в этих работах трактовались как аномалия «нормальной брачной жизни» и рассматривались крайне негативно с позиции коммунистической морали, нравственного облика советского человека и т. д. Исследования внебрачных связей как явления закономерного в современном обществе и связанного с культурной европейской традицией появлялись в основном в трудах западных психологов и социологов (Р. Шорт, В. Райх, Э. Берн, К. Ботуин). Однако, в социальной практике и отражении её на уровне обыденного сознания внебрачная связь в нашей стране была столь же распространена, как и в западных странах.

При разработке темы приходится учитывать не только широкий круг литературы, но и её разноплановость, прежде всего надо учитывать обширный круг западной литературы, который характеризует внебрачную связь, основываясь на социологических явлениях. Это работы таких западных учёных как А. Кинси, Н. Фишер, М. Хант. Мы также првлекали статьи в журналах «Космополитен» и «Нью-Йорк вумен». Необходимо также учитывать штрокий круг литературы по направлению, которое имеет непосредственное отношение к теме, но в то же время и статус самостоятельной науки — сексологии. Здесь мы хотели бы отметить таких авторов, как Альфред Кинси и его книгу «Сексуальное поведение женщин». Ещё к теме другое сексологическое исследование С. П. Глесс, T.JI. Райт «Сексуальные различия в типе индивидуальных отношений и неудовлетворённости в браке», Нью-Йорк, 1988.

Особое значение имеют работы Эрика Берна, в частности, «Секс в человеческой любви». Следует также выделить книгу Кэрол Ботуин «Соблазнённая женщина». Большой материал для размышлений даёт работа Рэя Шорта «Секс, любовь или влюблённость». В этом контексте могут быть названы и сексологические исследования И. С. Кона, который, однако, выходит далеко за область социологии и даёт интересный материал для рассмотрения личностных аспектов проблемы, позволяя через проблему личности выходить в область культурологии. В этом плане хотелось бы назвать и работу Петера Куттера «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоаналих страстей». Особняком стоит книга Отто Вейннегера «Пол и характер», касающаяся принципиальных вопросов взаимоотношения мужчины и женщины.

Специально следует отметить такие работы, которые располагаются в области философии, но характеризуют анатомию человеческих чувств и человеческого поведения. Прежде всего, это работы Эрика Фрома, а также работы Виктора Франкла, которые относятся и к области фундаментальной психологии и к области фундаментальной философии. Нами учитывался целый ряд исследований по проблеме человеческого одиночества и по такой непосредственно освещающей нашу проьлему теме исследования, как частная жизнь в Европе.

Непосредственное отношение к исследуемой проблеме имеют работы в области философской антропологии, среди них мы особо хотели бы отметить обобщающие труды П. С. Гуревича «Философия культуры» и «Философская антропология». Первая из этих работ имеет для нас общеметодологическое значение, на второй работе необходимо остановиться специально, так как в ней характеризуется экзистенциальное состояние человека. В частности, характеризуются такие экзистенциальные переживания как страх, страдание. В особенности обращает на себя внимание индивидуальный аспект экзистенциального состояния и общий контекст, в котором рассматриваются экзистенциальные переживания. Этим контекстом выступают сама человеческая жизнь, сам человек. Его природа и сущность, его жизнь и смерть, проблема человеческого «Я», его андрогинности и т. д. И в этом контексте рассматривается проблема человеческой любви, философско-антропологический смысл которой передаётся следующим положением автора.

— «эрос, как страсть». Любовь находится в центре экзистенциального существования человека, эту мысль, значимую для нашей диссертационной работы мы выводим из исследования П. С. Гуревича.

Большое значение имеют работы другого специалиста в области философии культуры и философской антропологии М. С. Кагана. Остановимся на его работе «Философия культуры» (С-Пб, 1996). Для нас особое значение имеют его идеи о взаимоотношении культуры и человеческой индивидуальности, культуры и развития личности и ряд других, обращенных в историю культуры. М. С. Каган совершенно справедливо связывает постижение сущности культуры с рефлексиями о смысле человеческого бытия. Эти общефилософские размышления позволяют конкретизировать рассмотрение историко-культурного контекста в плане частной жизни, брака и внебрачных связей, что и предпринимается в нашем исследовании.

При этом необходимость в философской базе при погружении в конкретику семейно-брачных отношений усиливалась при проведении историко-культурного исследования, и здесь мы опирались на работы В. Е. Давиловича и Е. А. Жданова. Специально следует отметить их совместную работу «Сущность культуры» (Ростов-на-Дону, 1979). Принципиальное значение для нас имеет вопрос о деятельностных основаниях культуры, о культуре как процессе.

Мы также опираемся на исследования культурологов Ростовской школыЕ.Я. Режабека, Т. П. Матяш, Г. В. Драч, Е. В. Золотухиной, Л. В. Жарова. В этих работах мы найдём развитие проблематики не только общекультурного значения, но и вопросов экзистенциального существования человека, проблем человеческой телесности и т. д.

В целом следует отметит, что существует широкий круг филосфско-культурологических работ, опираясь на которые можно проводить анализ брака и внебрачных связей в историко-культурном контексте. Однако, специальных работ, которые были бы посвящены философско-культурологическому осмыслению брака, а тем более внебрачных связей, выявлению их смысла и значения, как феномена европейской культуры, мы не нашли. В этом случае речь может идти лишь об историко-культурном освещении отдельных эпох. В этом отношении можно назвать специалистов по Античности (А.Ф. Лосев. Ф. Х. Кессиди, Ж.-П. Вернан), Средневековью (А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гоффа, Й. Хейзинги), Новому времени (А.К. Дживелегов, М. Оссовская), чьи работы мы привлекали в диссертационном исследовании.

Задача, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить воедино философско-антропологическое осмысление внебрачных связей с историко-культурным рассмотрением предпосылок современного состояния частной жизни, прежде всего в аспекте внебрачных связей. Эта проблема прямо в охарактеризованной литературе не ставится и требует своего дальнейшего изучения, что и предпринимается в диссертации.

Цель и задачи исследования

.

Предметом данного исследования выступает внебрачная связь как распространённая в европейской истории и в современном европейском обществе форма поведения людей, состоящих в браке, рассмотренная в контексте европейской культуры. Цель исследования: рассмотрение внебрачной связи как сопутствующего явления брака, его места и значения в контексте личностного поведения и культурных ориентаций европейского человека. Задачи исследования:

1. Анализ понятий «брак», «семья», «внебрачная связь»;

2. Характеристика современного феномена внебрачных связей;

3. Анализ внебрачных связей в контексте различных исторических эпох;

4. Выявление устойчивых оснований внебрачных связей как социо культурного явления;

5. Реконструкция экзистенциального контекста и рассмотрение внебрачной связи в контексте жизненного мира личности.

Метод исследования:

Философско-теоретический, предполагающий процедуру обобщения и перехода от абстрактного к конкретному как воспроизведению целостной картины анализируемого явления. В диссертации проблема внебрачной связи рассматривается как обнаружение экзистенциальной проблематики жизненных ценностей, целей, интересов и поведенческих установок личности, соотношения свободы и нравственного долга. Анализ понятий сочетается с сопоставлением и обобщением историко-культурной и социально-психологической конкретики, сохранением образа внебрачных связей в разные исторические периоды.

Научная новизна диссертации.

1. Обосновывается междисциплинарный статус и выявляется внутреннее противоречие в социокультурном статусе брака, разрешением которого выступает внебрачная связь. Даётся развёрнутая характеристика внебрачной связи как социокультурного явления.

2. Проводится анализ состояния современных внебрачных связей и обосновыается необходимость применения социокультурных методов при недостаточности психоаналитического и социологического их рассмотрения.

3. Внебрачная связь рассматривается в историко-культурном контексте эпох Античности, Средних веков и Нового времени. Выявляется специфика брачных и внебрачных отношений в различные эпохи европейской истории.

4. Выявляется развитие личного мира в браке и появление частной жизни характерное для Нового времени, как предпосылок существования брака и внебрачных связей в современной форме.

5. Обосновывается экзистенциальный контекст внебрачных связей и прогнозируются определённые типы поведения в соответствии с экзистенциальными ориентациями личности.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. В историческом и современном существовании брака наблюдается антиномия социально-контролируемого и личного, неподвластного общественному контролю и опирающегося на внутренние мотивации и чувства. Брак находится под эгидой общественного контроля и социально-правового обеспечения, которые в свою очередь предполагают наличие самостоятельной личности. Внебрачная связь на всех этапах исторического развития выступает разрешением этой антиномии между устойчиво-неизменными параметрами брака и динамикой личности, находящейся в браке.

2. Современное европейское общество не только демонстрирует многообразие и чрезвычайную распространённость внебрачных связей, не только изменение положения мужчины и женщины в семье, но и изменение их положения во внебрачных связях, в которых главенствующая роль начинает принадлежать женщине. Рассмотрение причин и путей, ведущих к современному состоянию, лежит не в плоскости пансексуализма и психоаналитической интроверсии, на пути рассмотрения исторических форм внебрачных связей.

3. Брак в античности выступает важнейшим институтом гражданского общества и получает импульсы для своего существования извне, под влиянием гражданских требований. Поскольку гражданином является только мужчина, то тем самым продиктовано не только неравное положение мужчины и женщины в браке, но и право мужчины на внебрачную связь.

4. В средние века для мужчины и женщины, находящихся в браке, обретается внутренний мир, через призму которого, во имя спасения и души, рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной, но, несмотря на глубину психологических переживаний средневекового человека, истинная любовь рассматривается находящейся за пределами брака, сохраняется противопоставление телесного и духовного. В обыденной жизни внебрачные связи распространены в форме сожительства (конкубинат).

5. Новое время демонстрирует эмансипацию личности от религиозных запретов и превращение внутреннего мира личности и прежде всего основополагающего чувства любви — в основание брака. Между тем, эта эпоха, в особенности на ранних своих этапах, демонстрирует как тотальное разрушение нравственности, так и превращение внебрачной связи в почти официально признанный институт. Это объясняется как разрушением прежних нравственных запретов, так и усложнённостью общения в изменившемся экономически и социально мире, его необычайной динамичностью.

6. Выход в экзистенциальные проблемы брака и внебрачных связей возможен через рассмотрение эмоционального мира и тех эмоциональных реакций и состояний, которые ведут к супружеской измене. При этом необходимо учитывать не только эмоциональное состояние, но и экзистенциальные ориентации, которые проявляются в таких глубинно-эмоциональных, экзистенциальных состояниях, как любовь, ревность, ненависть.

7. Брак и внебрачная связь являются вечными спутниками человечества на всём протяжении его истории. Однако причины их нельзя видеть в естественно биологических основаниях, которые не могут объяснить ни факт измены, ни факт стремления к другому мужчине или женщине. Эти причины кроются в социально-культурном статусе брака и внебрачных связей, которые предполагают жизненные ориентации личности, находящейся в браке, и способы и формы ее внебрачной жизни.

Практическая значимость работы.

Основные результаты диссертации имеют характер теоретических положений, которые адресованы специалистам и широкому кругу читателей. Они опубликованы в научных журналах и докладывались на заседаниях кафедры философии и культуры Ростовского государственного педагогического университета, заседаниях аспирантского семинара и психологических треннингов. Основные положения диссертации могут найти применение в чтении спецкурсов на гуманитарных факультетах, при проведении психологических консультаций и бесед профилактического характера. Диссертация является также научным вкладом в проблему внебрачных связей, и обосновываемые в ней положения могут найти применение как в анализе данной проблемы, так и в исследовании специфики европейской культуры.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования были апробированы в докладах на теоретическом семинаре кафедры философии и культуры Ростовского государственного университета, на заседаниях аспирантского семинара, на заседаниях отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы. Содержание диссертации отражено в двух публикациях и в выступлениях на научных конференциях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из трёх глав: глава 1. «Брак и внебрачная связь: понятие и феномен" — глава 2. «Внебрачная связь в истории европейской культуры" — глава 3. «Внебрачная связь в экзистенциальном контексте». Глава 1 состоит из трёх параграфов. В параграфе 1.1. «К истории понятия «внебрачная связь» рассматривается социальный и правовой статус брака. Особое внимание обращается на римские правовые основы брака, которые легли в основание европейского понимания правового статуса брака. Отмечается, что европейское понимание брака предполагает согласие и личностную автономию вступающих в брак. Выявляется антиномичность брака как социокультурного явления, обосновывается мысль о том, что внебрачная связь является следствием данной антиномии.

В параграфе 1.2. «Брак и внебрачные связи в современном мире» рассматривается ситуация распространения внебрачных связей в современном европейской обществе. Приводится необходимая статистика, обнажаются основные тенденции современных внебрачных связей, указывается на распространённые типы объяснений внебрачной связи.

В главе 2 рассматривается в историческом плане развитие внутренней антиномии брака в социальном и культурном аспектах.

Выделяется три эпохи, в соответствии с которыми проводятся специальные исследования и выделяются три параграфа. В параграфе 2.1. «Внебрачная связь в древнегреческой культуре» рассматривается соотношение брака и внебрачной связи в древнегреческом гражданском обществе. В параграфе 2.2. «Внебрачная связь в Средние века» рассматривается влияние средневековой духовности на развитие внутреннего мира человека и отражение этого процесса на условиях брака и внебрачных связей. В параграфе 2.3. «Внебрачные связи в Новое время» даётся характеристика брака и внебрачных связей в буржуазном обществе, анализируется их соотношение с развитием индивидуализма и личностного сознания.

Глава 3 «Внебрачные связи в экзистенциальном контексте» не разделена на параграфы, в ней даётся обоснование экзистенциальных ценностей и экзистенциального контекста брака и внебрачных связей в современном обществе, делается переход от рассмотрения эмоциональных аспектов адюльтера к экзистенциальным выводам.

Заключение

.

Итак, брак и внебрачная связь — постоянные человеческие спутники. Только обычно с браком связывают человеческое счастье и спокойствие, а с внебрачной связью — измену, чреватую семейными издержками и несчастьем всех членов семьи. Внебрачная связь высвечивает личность человека, находящегося в браке, показывает его внутренний мир, его внутренние возможности, его экзистенциальные предпочтения.

Изучение внебрачной связи имеет глубокий философский смысл, поскольку позволяет охарактеризовать положение человека в современном мире, раскрыть внутренний мир человека и его мотивации во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому, хотя супружеская измена — это и обыденная реальность, за ней скрывается мир человеческих чувств и эмоций, которые опираются на экзистенциальные структуры. Человек выбирает свой жизненный путь, делает предпочтения долгу, традициям или своим эгоистическим соображениям.

Экзистенциальная наполненность личности проявляется в его эмоциональных настроениях и глубоких человеческих чувствах. Здесь обнаруживается фундаментальное онтологическое свойство человеческой личности — любовь. Любовь — это способность отдавать, приближаться к другому, то есть распространять на другого свой внутренний мир, не теряя, а приобретая духовное богатство и физическую близость. А рядом с любовью, как показатель незавершенности внутреннего мира личности, находятся ревность, зависть и ненависть. Экзистенциальный вакуум как бы засасывает личность, не имеющую достаточного онтологического веса. Любовь, таким образом, обеспечивает существование брака, ревность и стремление к обладанию создают видимость любви и порождают внебрачную связь.

Однако такая ситуация в большей степени характерна для современного, обеспеченного общества, в котором человек потерял свою прежнюю, материальную озабоченность и социальный контроль. Здесь женщина обретает равный статус с мужчиной и присваивает себе те типы поведения, которые ранее позволялись лишь мужчине. Речь идет о внебрачных связях., в которых современные женщины не уступают мужчинам. Все это позволяет говорить, что внебрачная связь менее всего представляет из себя чисто психологический или эмоциональный фактор. Она характеризует культурный контекст, несет на себе все воздействия и исторического прошлого, и исторического настоящего.

Современное общество массового потребления с его тенденциями деиндивидуации и одновременного роста личной агрессивности во многом превращает внебрачную связь как в способ реализации деструктивных состояний. Мужчина и женщина уходят от стрессов, навязанных ему как обществом, работой и социальным окружением, так и семьей. Но во всех этих случаях на смену любви как позитивному чувству приходят деструктивные чувства, которые так или иначе разваливают семью.

Таким образом, семья, эмоциональный мир супругов, внебрачные связи, состояние общества — все это связано в единый тугой узел, который мы и попытались развязать на пути историко-культурного анализа. Здесь мы прежде всего обратили внимание на фундаментальные основания брака, которые состоят в том, что он представляет собой как личностное отношение, так и социальное состояние, которое контролируется гражданскими и религиозными кодексами. Такие кодексы, как и общественное мнение, воздействуют на сознание супругов, находящихся в браке. Таким образом, развитие исторических эпох, культурные изменения прежде всего воздействуют на самосознание личности, находящейся в браке. Они в той или иной степени корректируют экзистенциальные потребности личности и способы их реализации.

Соответственно, от эпохи к эпохе меняется как представление, так и самоосуществление любви, брака и внебрачных связей. Античность, Средневековье и Новое время не только демонстрируют разные типы брачных и внебрачных отношений, но и оказываются связанными единой цепью углубления внутреннего мира личности. В то же время современное состояние общества делает самореализацию личности возможной лишь в ее морфологически измененном состоянии, каким и является внебрачная связь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. История моих бедствий. М., 1959.
  2. Н. Мудрость жизни. С.-Пб., 1996.
  3. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  6. Античность как тип культуры. М., 1988.
  7. Н.Г. Социализация подрастающего поколения и семья. М., 1987.
  8. Семья и социальная структура. М., 1987.
  9. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. М., 1983.
  10. А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
  11. М.Ю. О распределении обязанностей в семье и отношения между супругами. // Семья и социальная структура. М., 1987.
  12. Архетип. Философский психоаналитический журнал. 1996, № 1.
  13. Бальзак де Оноре. Госпожа Бовари.
  14. Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование в книге Человек и культура. М., 1990.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., С.-Пб., 1994.
  16. Э. Секс в человеческой жизни. М., 1990.
  17. А. Греческая цивилизация. Т. 1−3, М., 1992.
  18. К. Как относиться к мужской неверности. М., 1988.
  19. К. Соблазненная женщина. М., 1995.
  20. А.О., Бец Л.В. Транссексуализм. Социальные и биологические аспекты. // Женщина в аспекте физиологической антропологии. М., 1994.
  21. Ф. Сочинения в двух томах. М., 1978.
  22. А. Мы будем счастливы вместе. С.-Пб., 1997.
  23. О. Пол и характер. М., 1997.
  24. В., Капустин А. Гармония семейный отношений. Ростов-на-Дону, 1989.
  25. O.A. Женщина в «мужском обществе». // Социологические исследования. 1988, № 2.
  26. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в двух томах. М., 1970.
  27. П. Частная и общественная жизнь греков. С.-Пб., 1995.
  28. С.И. Адюльтер: тенденции и нормы. // Рубеж. Сыктывкар. 1994. № 5.
  29. С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). М&bdquo- 1970.
  30. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
  31. .Т. Философия о сущности человека. М., 1973.
  32. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  33. П.С. Философия культуры. М., 1995.
  34. Гуревич П С. Философская антропология. М., 1997.
  35. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
  36. В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону, 1997. 3 7. Драч Г .В. Античная культура. Ростов-на-Дону, 1991.
  37. Древние цивилизации. М., 1989.
  38. В.Н. Психология семьи. М., 1996.
  39. Духовное становление человека. Л., 1972.
  40. ДюрантВ. Жизнь Греции. М., 1997.
  41. Женщина в меняющемся мире. М., 1992.
  42. Г. А. Либерализация половой морали и семья. // Становление брачно-семейных отношений. М., 1989.
  43. Збигнев Лев.-Старович. Секс в культурах мира. М., 1991.
  44. Ф.Ф. История античной культуры. С.-Пб., 1995.
  45. Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия. Ростов-на-Дону, 1995.
  46. К.А. Многоликое средневековье. М., 1996.
  47. К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997.
  48. Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  49. История философии. Отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов-на-Дону, 1999.
  50. И. Сочинения в шести томах. М., 1965.
  51. В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  52. М.С. Философия культуры. С.-Пб., 1996.
  53. А. Сексуальное поведение женщин. М., 1965.
  54. С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  55. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  56. Кон И. С. Дружба. М., 1987.
  57. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  58. , В.А., Чичина Е. А. Этика, эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.
  59. С.У. Брачное право. Статья в Новом энциклопедическом словаре В. А Блогауза и И. А. Эфрон. Том 7.
  60. И.Б. Психология личности в России. Изд. РГПУ, 1994.
  61. М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
  62. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.
  63. Культурология. Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.
  64. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
  65. Л.Л. Психология любви. Донецк, 1998.
  66. П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. С.-Пб., 1998.
  67. Лабиринты одиночества. М., 1989.
  68. В.В. Очерк греческих древностей. С.-Пб., 1997.
  69. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание, личность. М., 1978. Ы
  71. Личность в XX столетии. М., 1979.
  72. Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.
  73. А. Адюльтер: анализ любви и предательства. М. 1987.
  74. Марк Аврелий Антонин. Размышления. М., 1985.
  75. Т.П. Женщина в европейской культуре. // Известия вузов: СевероКавказский регион, 1997, № 3.
  76. И.Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. М., 1994.78. Мир и эрос. М., 1991.
  77. Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.80. Нью вумен. 1992, № 3.
  78. О человеческом в человеке. М., 1991.
  79. Он. Мужчина. Муж. Весна, 1990 г.
  80. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.
  81. Г. Человек в современном мире. М., 1985.
  82. Платон. Сочинения в трёх томах. М., 1971.
  83. B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1992.
  84. Патриарх. Сравнительные жизнеописания в трёх томах. М., 1961.
  85. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  86. Психология. Словарь. Ред. А. В. Петровский. М., 1990.
  87. В. Сексуальная революция. С.-Пб, М., 1997.
  88. В.А. Личность женщины. (Социально-философский анализ).Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, РГУ, 1990.
  89. Рей Шорт. Секс, любовь, или влюбленность. М., 1996.
  90. Руа Ж. Ж. История рыцарства. М., 1996.
  91. У., Джонсон Т. От одиночества к аномии. // Лабиринты одиночества. М., 1989.
  92. С чего начинается личность? М., 1979.
  93. С.С. Социальные последствия браков. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1999.
  94. Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
  95. Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины сволего бытия. М., 1989.
  96. Словарь античности. М., 1989.
  97. Э.В. Культура и личность. Л., 1972.
  98. А. Футурошок. С.-Пб. 1997.
  99. Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1997.
  100. Л. Избранные философские произведения. М, 1955.
  101. Философия культуры. Становление и развитие. С.-Пб. 1998.
  102. Философия любви. Т. 1 -2. М., 1990.
  103. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  104. Е.В. Образы мужа и жены: стереотипы обыденного сознания. // Семья в представлениях современного человека. М., 1990.
  105. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  106. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  107. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  108. Э. Человек для себя. Минск, 1992.
  109. Э. Иллюстрированная история нравов.Т.1−3. М., 1993−94.
  110. Фундаментальные программы исследований брака и семьи. М. 1986.
  111. А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968.
  112. А.Г. Брак. Семья. Статья в философском энциклопедическом словаре. М., 1989.
  113. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  114. Й. Осень средневековья. М., 1988.
  115. Христианство. Энциклопедический словарь. Том 1. М., 1993.
  116. А.Н. Любовь в античной Греции в книге Флилософия любви. М., 1990.
  117. Частная жизнь. Человек в кругу семьи. М., 1996.
  118. Человек и культура. М., 1990.
  119. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни. Смерти и бессмертии. Т. 1−2, М., 1991, 1995.
  120. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.
  121. Н.Д. Семья, брак и быт. М., 1964.
  122. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. С.-Пб., 1991.
  123. Юридическая энциклопедия. Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.
  124. Т.М. Личность и общество. М., 1973.
Заполнить форму текущей работой