Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философский анализ взаимосвязи личности и духовной жизни общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целостное единство всех системообразующих элементов позволяет рассмотреть духовную жизнь общества как систему, формирующую духовный мир человека в структурном и содержательном плане, а с другой стороны — выделить ее подсистемы (или сферы). К ним относится политическая жизнь, правовая, религиозная, нравственная, эстетическая, научная и т. д. Целостность этих форм проявляется в том, что в каждой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Личность в контексте духовных связей и массовое сознание
    • 1. 1. Личность в сфере духовных связей
    • 1. 2. Сознание масс и манипуляции им
  • ГЛАВА 2. Этническое сознание и отражение закономерностей духовной жизни общества
    • 2. 1. Этническое сознание и самосознание
    • 2. 2. Отражение закономерностей развития духовной жизни общества

Социально-философский анализ взаимосвязи личности и духовной жизни общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное российское общество вступило в один из сложных и ответственных этапов своего развития, который характеризуется наличием изменений во всех сферах общественной жизни. Развитие российского общества по пути реформ, формирование в России современного демократического общества с социально-ориентированной рыночной экономикой сопровождается противоречивой модификацией основополагающих ценностей жизни и культуры россиян. Переход к рынку осуществляется в условиях кризисной ситуации, социальной нестабильности и конфликтов. В поисках путей выхода из этого кризисного состояния в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления кризиса является совершенствование духовного мира человека. В настоящее время происходят существенные трансформации человека в системе духовных отношений, осуществляется отказ от моноидеологизации и утверждается право на существование альтернативных образований, провозглашается приоритетность демократических прав и свобод, примат общечеловеческих ценностей. В этих условиях возрастает актуальность исследования места и роли человека в системе духовной жизни современного общества.

Необходимость исследования взаимосвязи человека и духовной жизни общества обусловлена следующими причинами: возрастанием значимости духовных начал в выживании человечества, ибо выживание надо рассматривать не только через призму экологических и экономических аспектов, но и через исследование влияния духовных факторов на человеканеобходимостью более глубокого осознания каждым человеком роли духовных факторов в жизни общества и каждого человекаростом сепаратизма и национализма, резким снижением духовности общества, а также ростом преступности в страненеобходимостью в условиях обновления общества определения методологии исследования духовности отдельного человека и общества в целом, выявления важнейших принципов и основ их взаимодействия.

Таким образом, потребность в духовном обновлении, в возвышении духовности в системе общественных потребностей является одной из основных задач современности. В условиях реформирования современного российского общества недостаток духовности остро ощущается человеком, всеми социальными группами. Объясняется это тем, что переходное состояние общества начинается с переоценки прошлого, его духовных ценностей, духовного обновления. Эта закономерность в полной мере проявляется и в период обновления российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Социальная философия и другие общественные науки в настоящее время накопили определенный материал, связанный с тематикой данного исследования. Однако работы, посвященные этой проблеме, в основном отражают какие-либо отдельные аспекты рассматриваемой темы. Разноплановость рассмотрения данного явления, безусловно, имеет научную ценность. Однако без разработки единой и новой комплексной концепции духовной жизни современного общества невозможно определить общие принципы, позиции и стратегические цели исследования.

Наиболее активно проблема духовного разрабатывалась в 20-е — 30-е годы, но по известным причинам она была вытеснена официальной идеологией на задний план. Определенный интерес к проблеме духовности возник в начале 60-х гг. после издания трудов JI.H. Когана, B.C. Келле, М. Т. Иовчука, М. Я. Ковальзона и др., в которых были предприняты попытки выявить содержание духовной жизни через исследование общественного сознания.

В 80-х — 90-х гг. происходил поиск и разработка новых подходов к осмыслению вопросов воспитания человека, управления его социальными ориен-тациями в условиях реформирования общества. Можно выделить следующие концепции, нацеленные на разработку отдельных аспектов данной проблемы: жизнедеятельность человека и обществадуховное производство и воспроизводство в противоречивой динамике и статике общественной жизнисущность и особенности формирования духовной жизни общества и его культурыдуховные ценности, вопросы их реализации в обучении и воспитании личности, в процессе тех или иных видов профессиональной деятельности и формировании социальной ориентации.

Надо отметить, что такие авторы, как У. Джеймс, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Плеснер, Э. Фромм разработали гуманитарно-антропологические аспекты духовности.

В работах М. Хайдеггера, С. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Марселя, М. Шел ера и др. исследованы экзистенциальные конституэнты духовности. Э. Гуссерль выдвинул идею о конституирующей роли сознания, а Ж.-П. Сартр и А. Камю выдвинули идею субстанциональности индивидуального человеческого бытия.

В условиях реформирования российского общества исследованию подвергается также русская религиозно-философская традиция с целью восстановления ее целостности и идентичности в контексте изучения духовных ценностей. В современной философии эта традиция может оказаться так или иначе соответствующей перспективам социально-философского поиска.

Существенным в этом поиске является более точное определение современной смысловой нагрузки понятия «духовность».

В настоящее время, обращаясь к проблеме духовного обновления, исследователи часто выходят на общественное сознание. Это обусловлено тем, что именно здесь утвердились теоретические догмы, мифы, изжившие себя стереотипы, которые мешают людям объективно воспринимать окружающий мир и активно включаться в осуществление реформ. Но в процессе духовного обновления нельзя ограничиться только идеями, взглядами, представлениями и тому подобным, т. е. тем, что принято называть «общественное сознание».

С нашей точки зрения, духовность является качественной характеристикой той стороны человеческой жизни, которая обозначается понятием «духовная жизнь общества». Указанное понятие неразрывно связано с материальной жизнью и включает наряду с идеями, взглядами, представлениями людей и производство духовных ценностей, их распространение и потребление, духовные отношения, внутреннее состояние социальных субъектов на уровне сознания и подсознания, чувств, эмоций и т. д.

В нашей отечественной философии различные аспекты духовности проанализированы в трудах Л. П. Буевой, Ю. П. Вяземского, В. И. Ксенофонтова, Г. Э. Бурбулиса и др.

В работах В. К. Федотовой, B.C. Барулина, Т. В. Холостовой и др. рассмотрены теоретические аспекты категории «духовности».

В трудах П. В. Симонова, П. М. Ершова и др. исследуются проблемы происхождения духовности. П. М. Китаев, Г. Г. Дилигенский, М. М. Бахтин и др. в своих трудах исследовали духовность человека с точки зрения ее индивидуальности и неповторимости. В работах В. И. Красикова, З. Ф. Фоминой и др. духовность исследуется как характеристика сознания, выходящего за свои границы и направленного к сфере трансцендентного. Б. М. Полосухин, И. В. Вагин, Л. П. Киященко и др. проанализировали внутренний мир личности, где выявляется феномен человеческой субъективности. В работах B.C. Стежена, A.B. Мялкина, H.H. Моисеева, A.A. Лекторского и др. рассматривается формирование способностей и потребностей личности. Важную роль в изучении духовной жизни сыграли работы Е. В. Боголюбова, П. С. Гуревича, Э. В. Ильенкова, В. В. Межуева, Э. В. Соколова и др., посвященные проблеме культуры и цивилизации, разных уровней сознания.

В трудах С. Франка, И. Ильина, Н. Берулева и др. рассматривается своеобразие русской православной духовности.

Несмотря на то, что в работах вышеприведенных авторов много ценного фактического материала для теоретических обобщений, следует признать их фрагментарность, отсутствие целостной, комплексной концепции с учетом современной ситуации. В данном диссертационном исследовании автор попытался восполнить этот пробел.

Объектом исследования является рассмотрение в процессе социально-философского анализа духовных явлений социума в условиях реформирования современного российского общества.

Предметом исследования выступает системный анализ взаимосвязи человека и духовной жизни современного общества в условиях его переходного состояния, факторов, влияющих на эту связь.

Цель исследования состоит в комплексном анализе взаимосвязи человека и духовной жизни как целостной многоплановой подсистемы общества, выявлении факторов, лежащих в основе этой целостности, а также в анализе основных аспектов структуры духовной жизни и ее роли в формировании и развитии человека.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

— дать определение духовной жизни как подсистемы современного общества;

— с позиции системного подхода выявить структуру духовной жизни современного общества, ее системообразующие факторы;

— отграничить идеологические отношения от духовных и рассмотреть их в системе духовных отношений в современном трансформирующемся обществе;

— показать место и роль сознания в духовной жизни современного российского общества;

— выявить природу массового сознания и махинации с ним;

— исследовать этническое сознание с учетом современной ситуации;

— с целью совершенствования духовности определить закономерности духовной жизни общества.

Методологической и теоретической основой диссертации являются базовые понятия и концепции, идеи и положения трудов мыслителей и философов прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных исследователей, которые анализировали различные аспекты взаимодействия человека и духовной жизни общества. Рассмотрение проблемы проводилось с использованием традиционных общефилософских принципов и методов: системности и всесторонности, единства теории и практики, всеобщей связи и развития, принципов объективности и дополнительности. Особое внимание уделялось системному, системно-структурному подходам, методу сравнительного анализа и др. Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования, необходимость их реализации предполагают также использование принципов и подходов, применяемых в социологии, социальной психологии, педагогике, политологии, истории, культурологии, статистике и демографии, а также общенаучных методов познания.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— представлено социально-философское обоснование понятия «духовная жизнь общества»;

— раскрыта структура духовной деятельности с учетом современной ситуации;

— на основе не идеологизированного, а сущностного подхода дан анализ видам духовных отношений;

— выявлена тенденция к сближению различных точек зрения по проблеме сознания;

— обоснована мысль о том, что массовое сознание является одним из важнейших механизмов влияния духовной жизни общества на человека;

— установлено, что в условиях сохранения наций национальное сознание и механизмы формирования самосознания этнических групп становятся ведущими факторами духовной жизни общества и человека;

— раскрыты закономерности развития духовной жизни на современном этапе развития социума.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовная жизнь общества отражает целостную многоуровневую систему духовных процессов. Основное ее предназначение — формирование духовного мира человека, его знаний о себе и окружающем природном и социальном мире.

2. Духовная деятельность, духовные отношения и сознание являются системообразующими факторами духовной жизни.

3. Духовная деятельность включает в себя производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей, которые играют детерминирующую роль в жизнедеятельности человека.

4. Исходя из детерминант трансформирующегося современного общества на основе не идеологизированного, а сущностного подхода, в зависимости от деятельности в современных условиях, раскрываются особенности политических, правовых, нравственных, эстетических и религиозных отношений.

5. В условиях реформирования современного общества политическое сознание по-прежнему значимо. Поэтому суждение о деполитизации общества не выдерживает критики и не имеет под собой реальной базы.

6. Одной из важнейших детерминант в современном обществе, выступающей как один из основных механизмов влияния духовной жизни общества на личность, является массовое сознание. Главным фактором разных форм управления массовым сознанием являются властные структуры. Одной из таких форм выступает манипуляция массовым сознанием.

7. В условиях реформирования общества этнонационалыюе сознание и самосознание все более становится одним из ведущих факторов духовной жизни общества и человека. Этническое сознание фиксирует отношение этноса ко всему комплексу национальных отношений в обществе. В этническом самосознании сосредоточены представления этноса о себе и взаимоотношений с другими этносами. В отличие от этнонационального сознания и самосознания национализм есть негативное проявление и выступает как результат деятельности определенных политических сил в корыстных интересах. Прогрессивное развитие науки и техники, совершенствование социальных отношений и духовной жизни на современном этапе способствует преодолению национальной замкнутости, осознанию необходимости совместного решения глобальных проблем, взаимовыгодного сотрудничества. Такая тенденция развития современного общества требует искать то общее, что может объединить человечество.

8. На основе определения уже известных науке закономерностей развития духовой жизни и, исходя из детерминирующих факторов современного общества, можно выявить некоторые новые тенденции развития духовности. К подобным тенденциям относятся: осознание необходимости повышения детерминирующей роли нравственностивозвышение общегуманистических ценностейизменение характера общения, что определяет движение человечества к духовному единству, к диалогуосознание детерминирующей роли в развитии духовной жизни общества воспитания и образования.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования и содержащиеся в диссертации выводы предлагают новое решение многих актуальных проблем в социальной философской концепции взаимосвязи человека и духовной реальности. В работе предложен новый методологический подход к изучению широкого круга вопросов с учетом современной ситуации, связанных с детерминацией человека в системе духовных отношений.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в процессе преподавания общественных дисциплин в высшей школе как в предметно-лекционном курсе, так и при разработке и чтении спецкурсов. В воспитательно-педагогической работе со студенческой молодежью могут найти применение рекомендации по реабилитации личности, пережившей глубокую личную драму, и при составлении прогнозных сценариев поведения личности в кризисных условиях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на краевых, межрегиональных научных конференциях, научных методологических семинарах кафедры социально-гуманитарных наук ПГТУ. Основные положения и выводы диссертации отражены в 4 публикациях, общим объемом 2,0 п.л.

Структура работы. Предмет, цель и задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, примечаний и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы взаимосвязи личности и духовной жизни общества предполагает углубленное рассмотрение ряда актуальных проблем в современной социальной философии. К их числу относятся такие вопросы, как человек в сфере духовных связей, сознание масс и манипуляции им, этническое сознание и самосознание, отражение закономерностей духовной жизни общества.

В диссертации выявляется, что целостность духовной жизни связана с такими системообразующими факторами как духовная деятельность, духовные отношения, сознание.

При рассмотрении первого системообразующего фактора особое внимание обращается формированию духовного мира человека, его представлениям, взглядам, убеждениям. Выявляется, что результатом духовной деятельности является также система знаний, помогающих человеку осмыслить его жизнь, приспосабливать, преобразовывать природную и социальную действительность и самого себя в соответствии с наличными потребностями.

К сфере духовной деятельности относятся: производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей. Поэтому исследование духовной деятельности важно не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Воспитание является неотъемлемым компонентом духовной деятельности, своеобразным синтезом всех ее структурных компонентов. Главная ценность здесь — человек, духовно богатая, высоконравственная личность.

В работе обстоятельно раскрывается, что все виды духовной деятельности немыслимы без творчества. Духовная деятельность, с одной стороны, направлена на формирование творческой личности, с другой — она невозможна без творческого подхода к реализации человеком любой задачи.

Но для осуществления творческих способностей необходима материальная база, свобода деятельности и востребованность обществом творческих способностей человека.

В процессе демократизации общества происходит гуманизация целей, предмета и средств деятельности, намечается переход от модели локального гуманизма к модели всеобщего гуманизма, хотя это пока еще довольно неустойчивая тенденция.

При рассмотрении духовных отношений раскрывается, что духовные отношения не тождественны выделяемым ранее идеологическим отношениям. При этом указанные отношения должны быть рассматриваемы не в паре с материальными отношениями как их антитеза, а в системе духовной жизни как условие и результат духовной деятельности.

На основе обстоятельного рассмотрения связи разных духовных отношений и человека делается вывод, что включение человека в политические, правовые, нравственные и другие духовные отношения, происходит либо непо-средствено (то есть каждый человек есть субъект отношения), либо опосредованно (через какую-то социальную группу, членом которой человек состоит).

Выявляется, что духовные отношения обусловлены не только видами деятельности, но и отношением к своему Я и к другим людям, а также отношением человека к миру.

Указанные отношения имеют внутреннюю и внешнюю стороны, которые связаны с проблемой свободы или экзистенции.

Раскрывается, что условия самореализации духовной свободы человека имеют не только теоретическое значение — эту проблему необходимо решать на практике через систему воспитания и обучения.

В диссертации делается вывод о том, что главный элемент в системе духовной жизни общества это сознание. Обосновывается проблема активности сознания, необходимость воспитания человека как активного субъекта общества. На основе анализа сознания выявляется, что сознание, с одной стороны, направлено на осознание внешнего мира, а с другой — на познание самого себя (саморефлексия), своего внутреннего мира.

В работе структура сознания анализируется в двух аспектах. Один из них традиционно обусловлен индивидуально-личностным в человеке. Выделение структурных элементов индивида мало связано с духовной жизнью общества, они относятся к человеку как единице общества: это ощущение, восприятие, представление, мышление, сознательное и бессознательное в человеке, самосознание. Другой аспект связан с тем, что человек есть субъект различных видов духовной деятельности и духовных отношений, что и обусловило появление разных видов сознания (политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического и т. д.). Эти аспекты включают знания обыденного и теоретического уровня. Среди видов сознания особое место занимает массовое сознание, а в последние годы на первое место в их исследовании выдвинулась и проблема национального сознания.

При анализе активности сознания особое внимание уделяется такому новому аспекту, как учение о мыслеформах. Подчеркивается, что в мыслеформах есть рациональная зерно-значимость для самосовершенствования и саморазвития человеком самого себя. Такой философский вывод имеет существенное значение для реальной практики формирования человека, воспитания его активной позиции, что и было показано в данной работе на конкретных примерах.

Целостное единство всех системообразующих элементов позволяет рассмотреть духовную жизнь общества как систему, формирующую духовный мир человека в структурном и содержательном плане, а с другой стороны — выделить ее подсистемы (или сферы). К ним относится политическая жизнь, правовая, религиозная, нравственная, эстетическая, научная и т. д. Целостность этих форм проявляется в том, что в каждой из них есть три элемента (деятельность, отношение, сознание), и это является еще одним аргументом против ставшего традиционным выделения духовной жизни наряду с другими (материальной, политической, социальной). Ведь невозможно отрицать, что политическая подсистема духовной реальности включает политическую деятельность, политические отношения и политическое сознание (обыденное и теоретическое). Подобным же образом обстоит дело со структурой каждой из выше названных сфер: нравственной, религиозной и других. Поэтому необходимо внести соответствующие коррективы в учебные пособия, программы, посвященные изучению этих систем.

В диссертации делается вывод, что связь человека с этими подсистемами духовной жизни проявляется по-разному: с одними — непосредственно (нравственные нормы, представления о них имеют место в жизни каждого отдельного человека), с другими опосредованно.

При этом выявляется, что в разные исторические эпохи то одна, то другая подсистема духовной жизни выделялась как приоритетная. Например, в эпоху феодализма это была религиозная сфера, в период капитализма на первый план выдвинулись политическая и правовая сферы, сейчас налицо стремления отдать предпочтение одной из трех сфер: политической, нравственной или религиозной. В современной России имеются попытки отдать приоритет религиозной сфере. На основе обстоятельного анализа духовной жизни общества с учетом современной ситуации автор приходит к выводу, что предпочтение надо отдать нормам морали.

При анализе механизмов взаимосвязи человека с духовной жизнью общества выделяются и исследуются три основных аспекта. Один из них — «массовое сознание» — очень своеобразный элемент в системе духовной жизни общества. Если рассматривать его в субъектном плане, то само название указывает на него — «масса». Индивидуальные различия здесь нивелированы, это некая единица, где границы между личностями как бы стерты.

В диссертации раскрывается, что массовое сознание играет не только негативную, но и положительную роль, будучи средством первичной адаптации человека к окружающей среде, способом его ориентации в обществе. Поэтому в ряде систем происходит манипуляция массовым сознанием.

Выявляется, что манипулирование сознанием в какой-то степени является средством достижения единства (люди мыслят, говорят, действуют одинаково), его стабильности (при одинаковости нет разногласий) — этим можно объяснить материальную поддержку властными структурами средств массовой информации.

Другим аспектом «механизма» влияния духовной жизни общества на человека является национальное сознание. Анализ различных современных взглядов позволил автору сделать предположение о необходимости дальнейшего поиска общих черт, присущих той или иной нации, научно-обоснованных критериев выделения характерных особенностей, присущих именно данной нации. Выявляется, что истоки многообразия духовной жизни не в материальном производстве, а в принадлежности человека к определенной нации или иной форме этнической общности. Субъект сохраняет особенности национального языка, психического склада или национального характера, образа жизни (включая вид деятельности, быт, традиции и обычаи, характер досуга).

Обстоятельно обосновывается, что единство духовной жизни не отрицает ее многообразие. Подчеркивается, что воспитание национального самосознания, борьбу с национализмом нельзя пускать на самотек, нужна целенаправленная воспитательная работа. Необходимо также не допустить сращивания национализма с религиозной верой.

В диссертации в свете современной науки исследованы закономерности развития духовной жизни общества и ее воздействия на человека. В истории философии рядом авторов действие духовных закономерностей и возможности их познания отрицались.

Автор в диссертации показывает, что духовная жизнь развивается по своим собственным законам, доказательством чему является наличие общих моментов в познании законов и в практике духовной жизни разных времен и народов. Обстоятельно раскрыты следующие закономерные связи: взаимосвязь и взаимообусловленность материальной и духовной жизни общества, различных форм и уровней самой духовной жизни, закон преемственности в ее развитии. Принципиально важным и новым моментом является анализ именно духовной жизни, что позволило, во-первых, наполнить новым содержанием старые категории, а во-вторых, обратиться к реалиям современной России.

Полученные в данном диссертационном исследовании результаты значимы для воспитания духовного мира человека и для наук, занимающихся проблемами человека, исследованиями отдельных подсистем духовной жизни общества. Все это нам дает объективную картину духовного мира, без чего немыслимо дальнейшее совершенствование человека, гармоничное его развитие.

В диссертации также выявляется, что нужно разработать методику предотвращения роста отчуждения человека от общества и в обществе, сохранения его психического здоровья, предотвращения его ухода в ирреальный виртуальный мир.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления М., 1987.
  2. Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни СПб.: Ам-теля, 1998.
  3. Н. Структура экзистенции, СПб.: Амтеля, 2003.
  4. Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991.
  5. Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории М. 2004.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1984.
  7. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
  8. Антология ненасилия. Москва — Бостон, 1991.
  9. М. Перестройка и кадры // Октябрь. 1987. — № 8.
  10. Е.А. Социалистический образ жизни: методологические и методические вопросы. М., 1980.
  11. Р.Г. Проблема «Другого Я» и моральное самосознание личности // Философские науки.-1986 № 6.
  12. Г. С. Общество. Познание. Практика-М., 1981.
  13. Аристотель. Политика // Антология мировой философии. Т.1, ч.1- М., 1969.
  14. Аристотель. Соч.-М., 1983.
  15. А. Веришь не веришь // Сегодня. — 2001. — 7 февраля.
  16. В.У. Философия духа (Опыт интенционалыюго анализа) I РАН- Каф. Философии М.: ООО «РРИ», 1995.
  17. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. -Харьков, 1988.
  18. К. Избранное М.: Худ. лит. 1983.
  19. Банфи. Философия искусства М.: Искусство, 1989.
  20. Е.Г. Нациопатия источник конфликтов // Общественные науки и современность. — 1996. — № 6.
  21. М. Эпики и идеи М.: Мысль, 1987.
  22. B.C. Диалектика сфер общественной жизни М.: МГУ, 1982.
  23. B.C. Социальная философия М.: МГУ, 1993.
  24. B.C. Социально-философская антропология М.: Онега, 1994.
  25. Р. Космическое сознание М.: Золотой век, 1996.
  26. В. Ремесло отчуждения // Новый мир. 1988. — № 6.
  27. И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: Рос. полит, энц., 1997.
  28. И. Введение в принципы морали и права. Избранные сочинения. Т.1.-СП6., 1867.
  29. А. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Моск. клуб, 1992.
  30. А. Творческая эволюция М.: КАНОН — пресс, 1991.
  31. H.A. Духи и реальность. Париж, 1938.
  32. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1989.
  33. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1998.
  34. H.A. Самопознание М., 1998.
  35. H.A. Собр. соч. Париж, 1985. Т. 2.
  36. H.A. Судьба России. М: Наука, 1990.
  37. H.A. Философия неравенства. М., 1990.
  38. H.A. Философия свободного духа. М.: 1994.
  39. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  40. H.A. Царство духа и царство Кесаря, М.: Республика, 1995.
  41. H.A. Царство свободы и царство Кесаря. Париж, 1938.
  42. П. Приглашения в социологию: Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-пресс, 1996.
  43. .Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971.
  44. .Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. 1988. — № 1.
  45. З.Б. Великая шахматная доска. М.: Мысль, 1971.
  46. Библейская энциклопедия. М.: Пирре, 1997.
  47. Е.В. Культура и общество. М., 1978.
  48. В.Э., Иванов В. Н., Тощенко Ж. Т. Общественное сознание и перестройка. М.: Политиздат, 1990.
  49. Ю.И. Человеческий фактор. М.: 1988.
  50. Л.П. Культура и общество. М., 1978.
  51. А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма.- М.: Высшая школа, 1979.
  52. С.А. Свобода совести в российской науке, законотворчестве и правоприменении // Право и политика. 2001. — № 7.
  53. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Логос, 1997.
  54. А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Амтеля, 1988.
  55. М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.
  56. Веки. Из глубины М.: Правда, 1991.
  57. Е. П. Зинченко В.П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. — № 11.
  58. В.И. Биосфера и ноосфера. М. 2002.
  59. Вестник Рос. АН, 1997. Т. 67. № 5- Т.69, № 4. 1999.
  60. Вестник Рос. АН, 1997. Т. 67. № 12. С. 1066−1081.
  61. В. Избранное: дух и история М.: Юрист, 1995.62. Власть. М., 2002.
  62. Власть. Очерки современной политической философии Запада М.: Наука, 1989.
  63. Д.А. Психологическая война. М.: Политиздат, 1984.
  64. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека Ростов-на-Дону, 1994.
  65. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1989.
  66. .П. Русский национальный характер // Вопросы философии 1995-№ 6.
  67. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
  68. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики М.: Прогресс, 1988.
  69. К.С. Американская нация: национальная самосознания и культура -М.: Наука, 1990.
  70. К.С. Политическая культура: теория национальные модели М., 1994.
  71. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997.
  72. П.П. Эволюция понятия науки ХУН-ХУШ в.в. М.: Наука, 1987.
  73. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебер и веберовский ренессанс -М.: Политиздат, 1991.
  74. Г. Работы разных лет. Т. 1. М.: Мысль, 1970.
  75. Г. Феноменология духа. II Соч. Т. 4. 4.1 .-М., 1959.
  76. Г. Философия истории Собр. соч. т. 8. М.-Л., 1935.
  77. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. — М.: Мысль, 1977.
  78. Гегель Г. В. Ф. Философия права М.: Мысль, 1990.
  79. . Г. В. Философия религии. Т. I. М.: 1976.
  80. Гегель. Политические произведения М.: Наука, 1998.
  81. Э. Нация и национализм. М., 1991.
  82. К. Об уме. Собр. соч. Т. 1. М.: Мысль, 1973.
  83. М.О. Дух душа. Биография двух слов // Наши наследия. -1993/28.
  84. Д., Страуб Г. Обретение силы. Искусство творить свою жизнь. -М.: 1994.
  85. Гете М.-В. Фауст. М.: Худ. лит., 1978.
  86. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М.: Наука, 1987.
  87. Н.В. Полное собрание сочинений. Т.8 М.-Л., 1962.
  88. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  89. С.И. Философские приоритеты // Новое понимание философии -М.: Феникс, 1994.
  90. И.С. Избранные речи и статьи. Т. 4.
  91. В.В. Идея соборности и русской религиозной философии М.: Феникс, 1994.
  92. Горский. Человечество слушает космос // Наука и религия 1994-№ 10.
  93. A.M. Собрание соч., Т. 16. М.: ГИХЛ., 1963.
  94. Р.Г. Социальная стратификация в самооценке россиян II ОНС. -1997.- № 6.
  95. С. За пределами мозга. М.: Издательство Тирансперс центра, 1993.
  96. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования.-М.: Политиздат, 1987.
  97. Л.Н. От Руси до России: очерки этической истории. СПб.: ЮНА, 1992.
  98. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ГМИ, 1990. ЮО. Гуревич П. С. Буржуазная идеология и массовое сознание — М.: Наука, 1980.
  99. П.С. Возрожден ли мистицизм. М.: Республика, 1995.
  100. П.С. Кармическая интуиция Станислава. Графа // Наука и религия. 1992. № 10.
  101. П.С. Философия культуры М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
  102. A.A. Великие моралисты М.: Республика, 1995.
  103. A.A., Ирметез Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
  104. Э. Феноменология //Логос. 1991. — № 1.
  105. Ю7.Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного обозначения. М.: Мысль, 1987.
  106. Ю8.Гэлбрейт Дж., Меньшиков С. Диалог Восток-Запад. Капитализм, социализм, сосуществование. М., 1988. 109. Декарт Р. Стражи души. II соч. Т. 1. — М., 1989.
  107. Ю.Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления, (соц. психологический анализ) — Воронеж: Изд. Воронеж. 1984.
  108. Деятельность: теория, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.
  109. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. ПЗ. Джунусов М. С. Национализм. Словарь — справочник. — М.: Славянскийдиалог, 1998.
  110. Г. Г. Социально-политическая психология. -М.: Наука, 1994.
  111. Динамика ценностей населения в реформируемой России -М., 1977.
  112. Ф.М. Полное собрание соч. Т. 26 М., 1984.
  113. Древние цивилизации. М.: Мысль, 1989.
  114. О.Г. Проблемы нравственности М., 1977.
  115. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание -М., 1990
  116. Д.И. Проблема идеального М., 1983.
  117. А. Континент Россия // Наука и религия. 1996. — № 11.
  118. Дух и космос: культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию: Тез. докл. Харьков, 1992.
  119. Духовная жизнь общества: Состояние и проблемы управления. M., 1992.
  120. Духовная сфера социалистического общества. М.: Мысль, 1987.
  121. Духовное обустройство России. Курск, 1998.
  122. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности М.: Наука, 1981.
  123. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1996. — № 2.
  124. Духовный мир развитого социалистического общества М., 1997.
  125. .А. Психология менталитета. Екатеринбург, 2002.
  126. H.H. Нравственное содержание духовности. Автореферат дис. .канд. филос. наук. М., 1995.
  127. C.B. Политическая экономия финансового кризиса // Институт права и публичной политики. М., 2001.
  128. Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение в СССР. -М.: Моск. раб., 1991.
  129. С.А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация М., 1986.
  130. Западная цивилизация XX века М.: Интер-пракс 1994.
  131. А.И. Психология духовности М., 1995.136.3еньковский В. В. История русской философии Ленинград: Эго, 1991.
  132. В. Человеческий интеллект и техническое мышление М., 1988.
  133. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX в. Учебное пособие. -М.: Проев., 1998.
  134. В. Родное и вселенское М.: Республика, 1994.
  135. Ю.М. Человек и его душа, жизнь в физическом теле и астральном мире.-М., 1991-Раздел 1.
  136. В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии М.: Издательство МГУ, 1994.
  137. В.В. Теория создания. Эпистемология М., 1994.
  138. В.В., Панарин A.C. Философия политики М.: Издательство МГУ, 1994.
  139. И.А. Путь к очевидности М.: 1993.
  140. Интегральная йога Шри Ауробиндо М: Никое, 1992.
  141. Исторический материализм как социально-философская теория М.: Высшая школа, 1982.
  142. Л.И. Диалектика потребностей интереса // Детерминация человеческой деятельности Красноярск 1980.
  143. Л.И. Духовная жизнь общества, как объект философского анализа. Деп. рук. № 26 910 — М.: ИНИОНРАН, 1986.
  144. Л.И. Закономерности развития духовной жизни при социализме. -Деп. рук. № 32 855 -М.: ИНИОН РАН, 1987.
  145. Л.И. Идеологические отношения как объективная реальность // Некоторые вопросы методологии идеологических отношений. Красноярск, 1979.
  146. Jl.И. Массовое сознание в системе духовной жизни общества при социализме Деп. рук. № 26 911 — М.: ИНИОН РАН, 1986.
  147. Л.И. Нравственные аспекты подготовки инженерных кадров // Тезисы выступлений Российско-Американского симпозиума. «Актуальные проблемы инженерной жизни» М.: АМИ, 1998.
  148. Л.И. О духовной жизни общества // Диалектика социального развития-М.: МГУ, 1974.
  149. Л.И. Преподавание психологии и личностный рост студентов // Проблемы эффективности учебного процесса в ВУЗе.: Тез. доклад. Рыбинск, 1995.
  150. Л.И. Проблема сознания в философии Деп. рук. № 53 310 — М.: ИНИОН РАН, 1998.
  151. Л.И. Психологические аспекты способностей // Развитие творческой одаренности личности на всех этапах непрерывного образования. -Красноярск, 1993.
  152. Л.И. Психология и педагогика. Методическое пособие -Рыбинск, 1996.
  153. Л.И. Психология. Курс лекций. Рыбинск, 1994.
  154. Л.И. Старые парадигмы и новые подходы к наследованию духовной жизни общества Деп. рук. № 53 317 — М.: ИНИОН РАН, 1998.
  155. Л.И. Философские аспекты места и роли России в мировом цивилизованном процессе. Человек философия — гуманизм: темы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. — В 7 томах. Т. 2 — СПб.: Издательство СПБГУ, 1997.
  156. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный характер человека: проблемы комплексного изучения-Новосибирск.: Наука, 1991.
  157. Э. Масса и власть: Пер. с нем M.: Ad Maxginem, 1997.
  158. И. Метафизическое начало естествознания. Соч. Т. 6. М., 1966.
  159. П. О науке и власти М., 1990.
  160. Э. Избранное. Опыт человека. М.: Гардарики, 1998.
  161. К. О русском национальном характере М.: Институт национальных мод. эк., 1994.
  162. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. -Издательство Саратовского ун-та, 1974.
  163. В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.
  164. В.Ж. Социальное знание и социальное управление М., 1976.
  165. В.Ж., Ковальзон Н. Я. Теория и история, проблемы теории исторического процесса. -М.: Политиздат, 1981.
  166. . Что такое национализм // Человек .- 1994. № 3.
  167. А. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1. Рига, Внеда, 1990.
  168. А. Психическая энергия. 2-е издание Рига, 1970.
  169. C.B. Духовность и творчество. Саратов, 1998.
  170. C.B. История души Саратов: Изд. Саратовского университета, 1996.
  171. C.B. Динамика образов науки в военно-социальных исследованиях. Автореферат, дис. д-ра филос. наук. М., 1998.
  172. E.H. Эволюция научного знания: процессы самоорганизации. Ав-тореф. дисс. д-ра. филос. наук / РАН, Институт философии. М., 1994.
  173. E.H., Курдюмова С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992-№ 12.
  174. В. Письмо к Луначарскому//Новый мир. 1988. -№ 10.
  175. М.Я., Макешин Н. И. Общественное сознание и общественные науки.-М., 1994.
  176. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
  177. М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии.- 1985.-№ 9.
  178. М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 10. Июль декабрь 1997.
  179. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1978.
  180. Кон И. С. Открытие «я». М: Политиздат, 1973.
  181. .А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. -М, 1936.
  182. В. Письма к Луначарскому//Новый мир. 1988. -№ 10.
  183. Космология: теория и наблюдения. М., 1978.
  184. А.Н. Наука как социальное явление. Воронеж, 1992.
  185. А.Н. Экономическое знание и сознание. М., 1981 г.
  186. И.И. Политика и мораль// Вопросы философии. 1995 — № 3.
  187. В.В. Социально-психологические механизмы политической власти.-Л., 1991.
  188. П.А. Этика. М: Политиздат, 1991.
  189. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации// Вопросы философии. 1992. — № 12.
  190. Культура и цивилизация: методические указания / Сост. Л. И. Казакова -Рыбинск, 1991.
  191. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.
  192. С. Страх и трепет. М: Республика, 1993.
  193. Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. -М: Знак, 1997.
  194. Р. Характер русских и подробная история Москвы // Человек. 1992. — № 2.
  195. Ламберг Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. — М.: Прогресс, 1992.
  196. Лапин Н. И Модернизация базовых ценностей россиян // Соц. исследования. 1996. — № 5.
  197. В.В. Наука в системе культуры. Вып. Псков, 1994.
  198. В.Е. Прозрение. -М.: Политиздат, 1990.
  199. А. Колокольный звон не молитва // Новый мир. — 1988.
  200. А. Эго свойство человеческой психики// Наука и религия — 1995. -№ 2.
  201. Г. Психология народов и масс. СПб., 1996.
  202. Э.Х. Введение в правовое мышление. М.: Наука, 1995. 2Ю. Левинец Р. Я. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург: Ур1. ГУ, 1989.
  203. Леви-Стросс К. Первобытное мышления. М.: Республика, 1994.
  204. В.И. Полное собрание сочинений.
  205. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33.
  206. М. Об идеальном и реальном// Вопросы философии. 1984. -№ 10.
  207. Лоренцо Вала. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989.
  208. А.Ф. Анализ религиозного сознания // Начала. 1995. — № 1−4.
  209. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.
  210. А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1991.
  211. А.Ф. Философия имени // Бытие Имя — Космос. — М.: Мысль. 1993.
  212. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Республика, 1991.
  213. Н.О. Характер русского народа. Условия абсолютного добра. -М., 1992.
  214. B.C. Методологическая культура личности: понятия, структура, пути формирования (на материалах подготовки военных инженеров). Ав-тореф. дисс.. д-ра филос. наук. СПб., 1998.
  215. Н. Государь М: ЭКСМО — Пресс, Харьков: Фолио, 1998.
  216. М.О. Сознание. Сознание как философская проблема и др. // Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.
  217. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
  218. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999.
  219. К., Ф. Энгельс. Соч. т. 1.
  220. К., Энгельс Ф. Соч. т. 4.
  221. Марксистко-ленинская теория исторического процесса. М., 1983.
  222. Материалисты Древней Греции: собрание текстов Демокрита, Эпикура, Гераклита. М., 1955.
  223. В.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни // Полис. 1997. — № 1
  224. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996.
  225. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И. Г. Дубова. РАОПИ, 1997.
  226. В.И. Русская идея в конце XX в. // Вопросы философии. 1996. -№ 10.
  227. Мир философии. Книга для чтения. 4, 1 и 2. М.: Политиздат, 1991.
  228. В. Власть идей и идея власти // Независимая газета. 1995. — 24 апреля.
  229. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М.: Рос. энциклопедия, 1994.
  230. Ф.Т. Самосознания: мое и наше: к постановке проблемы. М.: ИФРАН, 1997 г.
  231. К.Х. Концептуальная природа исторического материамума. М.: Изд. НГУ.
  232. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.
  233. Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.
  234. А.П. Интеллект во вселенной. М., 1991.
  235. В.В. Спонтанность сознания. -М.: Прометей, 1989.
  236. М.М. Ансамбль универсальных миров. М.: Инсан. 1992 г.
  237. Немировский J1.M. Мистическая практика как способ познания. М., 1993.
  238. А.Г. Политиздат религии // Вопросы философии. 1994. — № 3.
  239. Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.
  240. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  241. Новейший философский словарь. Минск, 1999.
  242. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997.
  243. И.А. Реальность нереального // Человек. 1993. — № 1.2520 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.
  244. Общественные отношения, их виды и структура. Рязань, 1980.
  245. Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984.
  246. B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. -Л.: Издательство ЛГУ, 1978.
  247. Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека: (Социал.-философ. анализ) Автореф. дисс.. д-ра. филос. наук. М.: МГПУ, 1996.
  248. Одиссей. Человек в истории. 1989 г. М.: Наука, 1989.
  249. Ортега-и Гассет Г. Эстетика. Философия культуры М.: Искусство, 1991.
  250. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства и др. работы. -М.: Радуга, 1991.
  251. Основы религиоведения: Учебное пособие под редакцией И. Н. Яблокова. -М.: Высшая школа, 1994.
  252. От эффекта Кирлиана к Биоэлектрофотографии. СПб.: Ольга, 1998.
  253. A.C. Вторая Европа или Третий Рим // Вопросы философии.1996.-№ 10.
  254. A.C. Философия политики. М.: Наука, 1994.
  255. Р. Психология национализма СПб.: МНО Редактор, 1999.
  256. Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания (практикум по гентальттерации) М., 1993.
  257. Платон. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1990−1994.
  258. Г. В., Косичев А. И. Духовность и наша жизнь: (Научно-популярный очерк).-М., 1999.
  259. Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М.: Издательство МГУ, 1970.
  260. Г. В. Избранные сочинения. Т.5. С. 433,422.
  261. Г. В. Соч., Т. XI, изд. 3-е. M.-JL: Госиздат, 1928.
  262. Э.А. Политика и нравственность. М.: Прогресс, 1995.
  263. В. Иные миры «психокосмоса» // Наука и религия. 1972. — № 4−7.
  264. К. Открытое общество и его враги. Т. 1,2. -М.: Феникс, 1992.
  265. Преступная толпа. М.: МПРАН, 1999.
  266. М., Странгерс М. Порядок из хаоса. М., 1986.
  267. М. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. -№ 6.
  268. Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций / В. А. Подорога, А. Б. Зыкова и др. М.: Наука, 1989.
  269. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  270. Проблемы сознания в работах К. Маркса. М., 1987.
  271. Психология личности / Под. ред. Ю. Б. Пепненрейтер. М.: Издательство МГУ, 1982.
  272. Психология тош.-М.: ИПРАН, 1999.
  273. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. РГГУ1997.
  274. С. Индийская философия. T.l. -М.: ММФ, 1993.
  275. A.A. Введение в религиоведение: теории, история и современные религии. -М., 1997.
  276. Развитие и диагностика способностей. -М.: Наука, 1991.
  277. А.И. Роль нации в устойчивом развитии общества // Вестник Рос. АН. Т. 67. № 12.1997. декабрь. С. 1061−1065.
  278. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.: От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997.
  279. В.В. Собрание сочинений 2-х т. М.: Правда, 1990.
  280. В.В. Собрание сочинений в 6 т. М., 1995.
  281. Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве // Материалы Межвузовской научной конференции 14−16 апреля 1997. М.: РГГУ, 1997.
  282. A.B. Ожидание идеи // Независимая газета. 1997. 4 февраля.
  283. Русская идея и современность. М., 1992.
  284. Русская идея и современность. М., 1992.
  285. Русский космеум и ноосфера. Ч. 1. М., 1989.
  286. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  287. В.Н. Русская идея: Продолжим не прерванный путь? // Серия: Россия накануне XXI в. Вып. 2. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1994.
  288. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.
  289. В. Академические заметки о национализме // Человек. 1994. — № 5.
  290. Сатирем. Шри Ауробиндо. На пути к сверхчеловеку. Эссе экспериментальной эволюции. М., 1993.
  291. Сатирем. Шри Ауробиндо, или путешествия сознания. JL: ЛГУ, 1989.
  292. Свами Вишну-девананда. Полная иллюстрированная книга йоги. М.- 1990.-С. 146−147, 148−151.
  293. А. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли (эзотерика для домашнего мышления). М.: Издательский дом «Грааль», 1997.
  294. Ю.М. Как возникло человечество. М., 1986.
  295. O.A. Психология духовного //Автореферат дисс. канд. филос. наук. Иваново, 1996.
  296. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. М.: Механик, 1996.
  297. П.В., Бригов П. И., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.
  298. JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. -М.: Политиздат, 1989.
  299. Дж. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. 1994. -№ 1.
  300. Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998.
  301. Сознание СПб., — 1996.-№ 1- 1997.-№ 1.
  302. B.C. Соч. в 2-х томах. М.: Мысль, 1990.
  303. B.C. Соч. в 2-х томах. -М.: Правда, 1989.
  304. П. Система социологии. Сыктывкар, 1998. — Гл. 3, п. 4.
  305. П.А. Основные жертвы русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
  306. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  307. Социальная психология. JL: Издательство ЛГУ, 1979.
  308. Социальная философия: Учебное пособие для вузов / Под редакцией В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТМ, 1995.
  309. Социально-экономическая реальность и политическая реальность. Сб. научных статей. Москва — Ставрополь, 2004.
  310. П. Избранные произведения: в 2 т. М., 1957.
  311. А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат, 1972.
  312. B.C. Ценностные аспекты развития науки и вопросы философии. -1989.-№ 10
  313. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.
  314. Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функция художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985.
  315. П.А. Голод и идеология общества // Квинтэссенция / Философский альманах. М.: Политиздат, 1990.
  316. Т.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Academia, 1998.
  317. Тезисы выступлений российско-американского симпозиума «Инженерная этика в России и США: история и социально-политический контекст». -М.: Издательство МАИ, 1997.
  318. Тезисы выступлений российско-американского симпозиума «Инженерная этика в системе образования». М.: Издательство МАИ, 1998.
  319. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.
  320. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  321. Е.С. Что такое русская соборность. М., 1993.
  322. С.Н. Соч. М., 1994.
  323. В.П. Философия сознания. -М.: Мысль, 1971.
  324. А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.
  325. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980.
  326. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.
  327. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.
  328. А.К. Перестройка и сознание. М., 1988.
  329. К.Д. Избр. педаг. соч. М., 1945.
  330. Л. Бои за историю человечества. М., 1990.
  331. В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. -№ 3.
  332. П. Избр. Тр. По методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
  333. Л. Соч. в 2 т. Т. 1.-М., 1995.
  334. Философия и методология науки. М.: Аргус. 1994. ч. 1,2
  335. Философия истории. Антология. М.: Онега, 1994.
  336. Философия русского космизма. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
  337. Философия. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  338. Философская энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. энц., 1960.
  339. Философский энциклопедический словарь.-М.: ИФРАН, 1999.
  340. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энц., 1983.
  341. И.Г. Основа общего наукоучения // Избр. соч. т. 1. М., 1916.
  342. П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. М.: Правда, 1990.
  343. З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997.
  344. З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997.
  345. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  346. С.Л. Непостижимое // Соч. М.: Правда, 1990. Ч. 1,2.
  347. С.Л. Реальность и человек. -М.: Республика, 1997.
  348. С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.
  349. С.Л. Свет во тьме. -М.: Изд. «Факториал», 1998.
  350. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.
  351. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.
  352. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.
  353. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989.
  354. И.Т. Эволюция и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии, — 1995.-№ 7.
  355. Э. Душа человека. -М.: ООО «Изд. АСТЛТД», 1998.
  356. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  357. Э. Человеческая ситуация. -М.: Смысл, 1995.
  358. М. Бытие и время. М.: АО Ма^пет. 1997.
  359. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
  360. О. Вечная философия. М., 1997.
  361. О. О дивный новый мир. М.: Прогресс, 1990.
  362. Ф.А. Дух, душа и будущность. Нальчик: Эль-фа, 1996.
  363. Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.
  364. В. Философия и экология. М., 1994.
  365. М.П. Энциклопедическое изложение масонской герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Нальчик: Эль-фа, 1997.
  366. А.С. Полное собрание сочинений. М., 1990.
  367. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.
  368. Л. Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.
  369. П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989.
  370. С. Похитители разума. Психохирургия и контроль над деятельностью мозга. — М.: Прогресс, 1981.
  371. .А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982.
  372. Человек Философия — Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4−7 июня 1997.). В семи томах. Т. 2. Философская мысль в России: традиции и современность СПб.: Изд. СПбГУ, 1997.- т. 9. — СПб., 1998.
  373. Человек и духовно-культурные основы выживания России / Под ред. Г. П. Выжлецова, В. Т. Пуляева, В. Н. Сагатовского. СПб.: Изд. СПбГУ, 1997.
  374. Человек и духовность: Сб. ст. Рига, 1990.
  375. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990.
  376. Человек как философская проблема. М.: Изд. УДН, 1991.
  377. Человек: образ и сущность: (гуманит.аспекты): о душе / РАН ИНИОН. -М., 1997.
  378. Человек: философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.
  379. Г. К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991.
  380. B.C. Душа и тело. Курган, 1997.
  381. JI.E. Философия соборности. Очерки русского самосознания. -СП6.-СП6ГУ, 1996.
  382. А. Культура и этика. М., 1993.
  383. Ф.В. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1987.
  384. Т. Социальная психология. -М.: Прогресс, 1969.
  385. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980.
  386. О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск, 1993.
  387. О. Закат Европы. Т.2. М.: Мысль, 1998.
  388. Г. П. Сочинения. М.: Правда, 1989.
  389. Шри Ауробиндо Г. Идеал человеческого единства. СПб.: МИРРА, 1998.
  390. Шри Ауробиндо Г. Синтез йоги. СПб.: Алетейя, 1992.
  391. Шри Ауробиндо. Духовная эволюция. М., 1980.
  392. Шри Чинмой. Медитация: совершенствование в Боге. М.: Центр Шри Чинмоя, 1992.
  393. Р. Из области духовного знания, или антропософия. Статьи, лекции и драматическая сцена в переводах с нем. начала века. М.: Энигма, 1997.
  394. М. Единственный и его собственность.- Харьков: Основа, 1994.
  395. В. Беседы при ясной луне. Рассказы.-М.: Сов. пис., 1975.
  396. Э. Великие посвященные.- М.: Принтшон, 1990.
  397. Эзотерика. Парапсихология. Уч. курс Мюнхенского института парапсихологии. 4.1 и 2.- М.: Русский капитал, 1992.
  398. М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991.
  399. Эпистемология и постнеклассическая наука.- М., 1992.
  400. Эстетическое сознание и процесс его формирования.- М.: Искусство, 1981.
  401. А. Эрос невозможного. История психоанализа в России.- 1993.
  402. М. Космос и история.- М., 1987.
  403. Юнг К. Г. Дух и жизнь.- М.: Практика, 1996.
  404. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, 1994.
  405. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии.- 1988.-№ 1.
  406. Юнг К. Г. Аналитическая психология.- СПб.: Кентавр, 1994.
  407. Юнг К. Г. Психологические типы.- М.: Алфавит, 1996.
  408. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов.- М.- К.: ЗАО «Совершенство», 1997.
  409. В. А., Мешков Е. Г. К итогам XIII Всемирного социалистического конгресса (18−23 июля 1994 г., Бимфельд, Германия) // Социологический журнал.- 1994.-№ 4.
  410. А. Русская идея и 2000 год// Нева.- 1990.-№ 9.
  411. Bachmann В. Der wandel der politichen Kultur in der ehemaligen DDR. R., 1993.
  412. Ф. Т. Эволюция взглядов Б. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996.
  413. К. Истоки истории и ее цели. Вып. 1 и 2, — М.: ИНИОН, 1991.
  414. М. Г. История психологии,— М.: Мысль, 1985.
  415. К. Духовная ситуация времени— М.: ИНИОН, 1990.
  416. К. Философская вера. М., 1991.
  417. Brezinski Z. and S. Hungtington. Political powers: USA-VUSSR. N. Y., 1964/ Coykas M. Propaganda comes opage- w, 1975.
  418. Dale P. Ideology and atmosphere in the informational society. vol. 13, № 13.-Cleveland, 1996.
  419. Entman D. Manipulatory politicy. W. Y., 1981.
Заполнить форму текущей работой