Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция самосознания в философской системе Г.В.Ф. Гегеля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализованный Гегелем подход позволил, в частности, значительно углубить понимание феномена человеческого самосознания по всему комплексу связанных с ним проблем. Во-первых, ему удалось отделить сознание человека от всех других формообразований его духа: от души, от интеллекта, от воли. Во-вторых, он разработал учение о самом сознании человека. В-третьих, в рамках этого учения им была развита… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
  • ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕГЕЛЕВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Проблема самосознания в истории философии до Гегеля
    • 1. 2. Общетеоретические основания гегелевской концепции 41 самосознания
    • 1. 3. Гегелевское учение о сознании как таковом и место в нём 57 концепции самосознания
  • Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ТРИАДИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ ГЕГЕЛЯ
    • 2. 1. Единичное вожделеющее самосознание
    • 2. 2. Совместное признающее неравное самосознание
    • 2. 3. Всеобщее свободное равное самосознание

Концепция самосознания в философской системе Г.В.Ф. Гегеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философская система Г. В. Ф. Гегеля занимает особое место в истории философии. По праву считаясь наиболее грандиозной по своему категориальному и понятийному полю, по охвату самых сложных проблем философии науки, мышления, истории, гегелевская система содержит в себе богатейший эвристический потенциал. В ней черпают вдохновение самые крупные мыслители XIX и XX веков. Ее потенциал раскрывается специалистами практически во всех областях философского знания. Гегелиана, уже представляющая собой Монблан книг и статей, в наши дни вбирает в себя и значительные объемы информации, которой располагает мировое многоязычное киберпространство. Сказанное распространяется и на учение Гегеля о сознании и самосознании.

Актуальность темы

исследования. Спустя десятилетия, на протяжении которых в отечественном и западном философском дискурсе проблема самосознания отступала на задний план, в конце минувшего столетия самосознание вновь стало актуальным предметом исследования во всем мире. Сложнейшая, комплексная проблема самосознания привлекает внимание специалистов по философской антропологии, по философии истории, по философии культуры, искусства, религии. Большой интерес феноменология самосознания представляет для психологии, социологии, педагогики, теории саморазвития и других наук. Особенно сейчас, когда человечество вступает в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта.

Ведущая роль в исследовании проблемы самосознания всегда принадлежала философии. Интерес к этой проблеме проявился уже на начальном этапе её развития, в Античности. В Средние века, в период господства христианского мировоззрения самосознание человека исследовалось в контексте учения о внутреннем опыте души. В Новое время проблема самосознания разрабатывалась уже в рамках интроспективной концепции сознания. В качестве самостоятельного феномена самосознание впервые было исследовано в немецкой классической философии, результатом чего стала разработанная Гегелем концепция самосознания.

Интерес к проблеме самосознания не угасал и на протяжении последних двух столетий. Изучением этой проблемы в той или иной степени занимались: Э. Гуссерль («Картезианские размышления»), М. Хайдеггер («Время и бытие»), Ж.-П. Сартр («Бытие и ничто»), М. Бубер («Я и Ты»), Т. Адорно и М. Хоркхаймер («Диалектика просвещения»), Э. Фромм («Бегство от свободы») и другие. Из наших соотечественников — C. J1. Рубинштейн («Бытие и сознание»), А. Н. Леонтьев («Деятельность. Сознание. Личность»), А. Г. Спиркин («Сознание и самосознание»), В. А. Лекторский («Субъект. Объект. Познание.») и другие.

Теоретическое наследие мыслителей прошлого является весьма важным ресурсом в деле формирования современной науки о сознании и самосознании. Особенно это касается наследия Гегеля. Неоспоримым достоинством его философской системы является то, что он впервые в истории разобрал и систематизировал все те разрозненные знания о природе и о самом человечестве, которые уже были накоплены к тому времени. Благодаря этому он упорядочил арсеналы и методы деятельности человеческого разума, выстроил все те понятия и определения, посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию на основе преемственности их смысла.

Реализованный Гегелем подход позволил, в частности, значительно углубить понимание феномена человеческого самосознания по всему комплексу связанных с ним проблем. Во-первых, ему удалось отделить сознание человека от всех других формообразований его духа: от души, от интеллекта, от воли. Во-вторых, он разработал учение о самом сознании человека. В-третьих, в рамках этого учения им была развита концепция самосознания: раскрыта его сущность, выявлены закономерности его филогенеза, показана связь этих закономерностей с такими явлениями истории, как: разделение людей на классы, возникновение монотеистических религий и института церкви, а также социальные революции и становление правового общества. Эти закономерности важно знать и учитывать в современную эпоху, для понимания перспектив построения общества, основанного на рацио.

Монографическое исследование гегелевской концепции самосознания в рамках его философской системы имеет также и актуальное образовательное значение. Её положения могут найти применение в преподавании как самой философии, так и истории философии, а также психологии, педагогики, социологии, политологии и целого ряда других дисциплин общественно-гуманитарного профиля.

Степень разработанности проблемы. Философии Гегеля посвящено большое количество литературы, в общем объёме которой преобладают исследования по «Феноменологии духа», по «Науке логики», «Философии права», «Философии истории». Намного меньше работ по «Философской пропедевтике», по «Философии природы», «Философии религии» и особенно по первому разделу «Философии духа» — «Субъективный дух». Назовём здесь только хорошо известные, утвердившиеся имена её исследователей. В Германии таковыми являются, в первую очередь, непосредственные ученики Гегеля — Г. Габлер, К. Гашель, К Дауб, К. Михелет, К. Розенкранц, Б. Бауэр, А. Руге. За ними следуют мыслители, развивавшие свои идеи на основе отдельных положений философии Гегеля: К. Маркс, Ф. Энгельс, J1. Фейербах, а также историки философии Р. Гайм и К. Фишер, создавшие обзорные труды по его научной системе. Затем стоят имена неогегельянцев: Г. Лассона, отстаивавшего идею «единого потока» немецкой классической философии, завершившейся Гегелем, Т. Литта, Т. Геринга, Ф. Розенцвейга, исследовавших философию истории и философию права Гегеля, А. Либерта и Г. Глокнера, работавших над преобразованием его диалектического метода. К ним примыкают неокантианцы — В. Виндельбанд и Г. Коген, высказавшиеся в начале XX века о целесообразности возрождения философии Гегеля. Среди германских исследователей минувшего столетия выделяются имена Э. Гартмана, опиравшегося в своих философских конструкциях на систему Гегеля, а также Р. Кронера, исследовавшего общий ход развития немецкого идеализма. Из исследователей второй половины XX в. следует назвать Д. Хенриха, О. Пёггелера, К. Дюзинга, Х. Ф. Фулда, Г. Киммерле, В. Маркса и других.

Англичан с философией Гегеля первым познакомил Дж. Стерлинг. Другой англичанин Дж. Керд, обратился к его наследию в целях борьбы с позитивизмом. Его брат Э. Керд увидел в системе Гегеля теоретическую форму христианства. Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Р. Коллингвуд, Б. Бозанкет, разрабатывали его учение об абсолютном духе, которое по их мнению выражает общественную природу сознания.

Во Франции наследие Гегеля активно исследовали: Ж. Валь, А. Кожев, Ж. Ипполит, Ж. Батай. Предметом их внимания была главным образом его «Феноменология духа», а также «Наука логики» (Ж. Ипполит). В Италии исследованием логики и философии истории Гегеля занимался Б. Кроче. Другой итальянец Дж. Джентиле, подверг критическому осмыслению методологические основы гегелевской философии. В Нидерландах популяризатором Гегеля являлся Г. Болланд, который рассматривал его философию и, в частности, «Науку логики», как завершение кантовской критики разума.

В Болгарии впервые интерес к философии Гегеля проявил Я. Янев. На современном этапе хранителем философии Гегеля выступает переводчик всего его наследия на болгарский язык Г. Дончев, а также Ц. Рачева, исследующая спекулятивный метод Гегеля.

В Польше над философией истории Гегеля работал А. Цешковский. В Венгрии Д. Лукач исследовал его «Феноменологию духа». В Румынии большой обзорный комментарий к системе Гегеля создал К. И. Гулиан. Достойны упоминания представители так называемого «ренессанс-неогегельянства» второй половины XX столетия — Г. Гадамер, С. Сейерс, М. Розен, а также С. Прист, подвергший исследованию гегелевскую теорию сознания.

В нашей стране к числу признанных специалистов по наследию Гегеля относятся: С. С. Гогоцкий, К. С. Бакрадзе, А. В. Гулыга, В. П. Коротких, В. Н. Кузнецов, И. С. Нарский, М. Ф. Овсянников, создавшие обзорные труды по его философской системе, М. Ф. Быкова и Н. В. Мотрошилова, исследующие гегелевское понимание мышления и его «Науку логики», Ю. Н. Давыдов, написавший вступительную статью к «Феноменологии духа» Гегеля, а также А. Н. Ерыгин, совсем недавно написавший монографию о «Феноменологии духа», Э. В. Ильенков, работавший над диалектическим методом Гегеля, И. А. Ильин, исследовавший базовые положениям его философии, A.M. Каримский, Ю. В. Перов, К. А. Сергеев, О. Ю. Сумин, занимающиеся его философией истории, Д. И. Киреев — исследователь теории суждения Гегеля, М. А. Киссель работающий над принципами гегелевского рационализма, Е. С. Линьков, читавший курс лекций по философии Гегеля на философском факультете СПбГУ, В. В. Макаров и B.C. Нерсесянц, исследующие «Философию права», Т. И. Ойзерман, работающий над историей философии Гегеля, и другие учёные.

Интересующая нас концепция самосознания изложена Гегелем в трёх его произведениях: в «Феноменологии духа», в «Философской пропедевтике» и в третьем томе «Энциклопедии философских наук» -«Философии духа» (раздел «Субъективный дух»). Соответственно, из всего массива литературы, посвященной наследию Гегеля, нам требуется охарактеризовать здесь две группы работ. Первую группу составляют те исследования, в которых рассматривается его философская система в целом, с подробным разбором всех её разделов, включая тот, где изложена его концепция самосознания. Вторую группу — те исследования, в которых рассматривается какое-либо из трёх вышеназванных произведений.

Первая группа представлена следующими работами:

— Фишер К. «Гегель: Его жизнь, сочинения и учение» [152].

— Бакрадзе К. С. «Система и метод философии Гегеля» [9].

— Гулиан К. И. «Метод и система Гегеля» [44].

— Гулыга А. В. «Немецкая классическая философия» [47].

— Нарский И. С. «Западно-европейская философия XIX века» [114].

— Коротких В. И. «Очерк исследования структуры системы философии Гегеля» [83].

Наиболее удачной в этом ряду является написанная более ста лет назад работа профессионального историка философии Куно Фишера. В ней он даёт подробное изложение обстоятельств жизни и творчества Гегеля, описывает время создания и общий характер его произведений. Строго придерживаясь текстов Гегеля, он достаточно подробно излагает основные положения разработанных им наук. Однако, на все возникающие в ходе этого вопросы он не даёт собственных ответов, а ограничивается преимущественно лишь тем, что приводит цитаты из соответствующих текстов Гегеля. При этом он использует всё тот же сложнейший гегелевский язык, что не добавляет ясности к излагаемому им материалу. В силу этого, у нас мало оснований говорить о том, что данный труд К. Фишера является ключом к пониманию как всей философской системы Гегеля в целом, так и его концепции самосознания, в отдельности, хотя он безусловно представляет собой одно из лучших её исследований.

Для всех остальных авторов (Бакрадзе К.С., Гулиана К. И., Гулыги А. В., Нарского И. С., Коротких В.И.) задача изложения научной системы Гегеля облегчалась тем, что ко времени их вхождения в науку, уже существовал обстоятельный труд Куно Фишера. Из новейших авторов, изучающих гегелевскую систему в целом, необходимо назвать Георга Бидермана [171] и Катерину Делиджиорджи [175], обобщивших колоссальный исследовательский материал конца XX — начала XXI века.

В ходе рассмотрения концепции самосознания все названные авторы, как правило, акцентируют внимание на трёх её главных положениях:

1. Становление сознания человека с необходимостью приводит к появлению самосознания.

2. Ход развития самосознания людей был каким-то образом связан с установлением между ними неравных отношений («господство и рабство»).

3. В процессе развития самосознания европейских народов существенную роль играла христианская религия («несчастное сознание»).

Однако, предлагаемые ими варианты объяснения сути этих положений имеют оторванный от текстов Гегеля и предвзятый характер.

Среди работ второй группы, нацеленных на исследование тех произведений Гегеля, в которых излагается его концепция самосознания, ближе всего к интересующей нас теме подходят монографии Дьёрдя Лукача «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» [104], Стивена Приста «Теории сознания» [120], Вернера Маркса «„Феноменология духа“ Гегеля» [177]. В этих произведениях так же просматривается влияние работы К. Фишера. Содержание самой концепции самосознания данные авторы пересказывают в известной мере поверхностно и неполно, а их комментарии носят столь же сторонний характер.

Формально к данной группе работ следует также отнести исследования французских неогегельянцев: Жана Валя «„Несчастное сознание“ в философии Гегеля», Александра Кожева «Идея смерти в философии Гегеля», Жоржа Батайя «Гегель, смерть и жертвоприношение», Жана Ипполита «Происхождение и структура „Феноменологии духа“ Гегеля». Однако, и в этих произведениях мы не находим удовлетворительного объяснения сути гегелевской концепции самосознания. Так, например, Жан Валь пытается раскрыть суть состояния «несчастного сознания», не разобравшись предварительно в самой концепции самосознания Гегеля, т. е. он стремится объяснить часть, не видя целого. Тоже самое мы можем сказать и о работах А. Кожева и Ж. Батайя, с той лишь разницей, что в центре их внимания находится не «несчастное сознание», а отношения «господства и рабства». Что касается работы Ж. Ипполита, то в ней достаточно полно освещается содержание «Феноменологии духа» в целом. Однако, при изложении концепции самосознания автор, в ущерб целостности рассмотрения, делает уклон в сторону положения о «несчастном сознании», которое истолковывает в духе экзистенциальной философии.

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены некоторые важные аспекты интерпретации и осмысления учения Гегеля о сознании человека. Однако до сих пор в научной литературе не имеется исследования, в котором была бы подвергнута обстоятельному анализу главная составляющая этого учения — концепция самосознания Гегеля, взятая в её целостности. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор автором темы диссертационного исследования, объектом которого является философская система Гегеля, а предметом — его концепция самосознания.

Цель исследования — философско-теоретическое постижение сущности гегелевской концепции самосознания. Эта общая цель достигается посредством постановки и решения следующих особенных задач: а) проанализировать исторические и методологические предпосылки появления философской системы Гегеляб) исследовать структуру и содержание системообразующего произведения Гегеля «Энциклопедии философских наук" — в) определить место его учения о сознании в разработанном им комплексе наук о человекег) эксплицировать содержание концепции самосознания Гегеля, д) раскрыть связь выявленных Гегелем ступеней филогенетического развития самосознания с реальным историческим процессоме) уточнить смысл его учения о «несчастном сознании» и его роли в истории человечества.

Источниками исследования являются произведения Г. В. Ф. Гегеля: «Феноменология духа», «Философская пропедевтика», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Жизнь Иисуса», «Дух христианства и его судьба», «Лекции по философии религии», «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории». В качестве источников использовались также произведения: Канта, Фихте, Шеллинга, других философов Нового Времени, а также труды философов XIX-XX столетий, посвященные наследию Гегеля.

Методологические основы исследования определяются целью и задачами диссертации, спецификой объекта исследования. Ведущим был герменевтический метод исследования материала. Применение данного метода объясняется тем, что все произведения Гегеля написаны невероятно трудным языком. Отсюда вытекает необходимость переложения их содержания на более понятный и адаптированный к современному уровню науки язык, что невозможно сделать без того, чтобы войти в русло мысли Гегеля и самостоятельно повторить весь ход её развития. Помимо этого применялись также: генетический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, проблемно-тематический и другие методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в отечественной историко-философской литературе проведён комплексный анализ этапов становления всеобщей системы понятий.

2. Показана основополагающая роль гегелевского учения о сознании и самосознании в генезисе и развитии его философской системы.

3. Раскрыто содержание его учения о сознании и самосознании и его релевантность современному рационально-смысловому и понятийному анализу.

4. Дана развернутая интерпретация основных положений концепции самосознания Гегеля.

5. Впервые обстоятельно проанализированы выявленные Гегелем ступени филогенетического развития самосознания, показана их преемственность, и объяснена их связь с реальным историческим процессом.

6. Предложено понимание исторических предпосылок и сущности «несчастного сознания» и его связи с такими явлениями истории, как: распространение христианства, формирование института церкви, движение реформации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Проделанный в работе историко-философской анализ позволил автору выявить три этапа в деле создания всеобщей системы понятий. На первом этапе французские энциклопедисты (Дидро, Д’Аламбер и др.) свели все уже выработанные человечеством к тому моменту понятия вместе и расположили их в простом алфавитном порядке. На втором этапе Хр. Вольф разделил все понятия по отраслям научного знания. На третьем этапе Г. Гегель систематизировал их по принципу логической преемственности их смысла, в результате чего появилась его философская система.

2. В процессе аналитической реконструкции учения Гегеля о субъективном духе было установлено, что проблему происхождения человеческого духа Гегель решал с материалистических позиций. Согласно его представлению формирование духа человека происходит в ходе его взаимодействия с окружающим миром. В своём интенсивном развитии данное отношение содержит три ступени, в соответствии с которыми в каждом человеке существует три формообразования его духа: а) Непосредственное (неосознанное) чувственное единство (слитность) человека с внешним миром даёт наличие души. б) Осознанная человеком его противоположность к внешнему миру даёт наличие сознания. в) Осуществляемое человеком в ходе его сознательной деятельности содержательное единство с окружающим миром проявляется собственно как дух, который выступает в двух формах:

— теоретической деятельности — как интеллект,.

— практической деятельности — как воля.

3. Детальный анализа учения Гегеля о сознании показал, что его позиция в вопросе понимания структуры сознания чётко базировалась на единстве точек зрения его непосредственных предшественников: Канта, Фихте и Шеллинга. Согласно его учению, сознание человека состоит из трёх взаимосвязанных элементов: а) сознания как такового, б) самосознания, в) разума.

Сознание как таковое возникает через снятие отношения противоположности нашего Я внешнему миру: Я — не-Я.

Самосознание формируется через вхождение нашего Я в противоположность к самому себе: Я — Я.

Разум — представляет собой единство сознания как такового и самосознания. Он формируется через вхождение осознающего Я человека в отношение противоположности к своему собственному содержаниюнаполняющим его знаниям. Задача разума — приводить наши знания в порядок.

4. В ходе историко-философской реконструкции концепции самосознания Гегеля было выявлено, что он одним из первых встал на точку зрения коллективной (общественной) природы индивидуального сознания человека.

Согласно его представлениям коллективное самосознание людей проходит в своём развитии три ступени.

Первая ступень — это единичное вожделеющее самосознание, где человек осознаёт самого себя в пределах своей единичности и в объёме своих животных потребностей: есть, пить, спариваться. На этой ступени формула самосознания имеет вид: Я — Эго, где Эго — это узкий круг указанных физиологических потребностей.

Вторая ступень — совместное признающее самосознание, благодаря переходу на которую, человек начинает проявлять своё Я сверх объёма своих животных потребностей, сверх объёма своего Эго. Однако достигается это счёт установления между людьми неравных отношений, где один только приказывает, а другой только исполняет эти приказы, — отношения господства и рабства между людьми.

Третья ступень — всеобщее свободное равное самосознание, взойдя на которую самосознание всех людей достигает своей развитой формы: Я — Я.

Реальным проявлением данной формы самосознания является современное правовое государство.

Положение Гегеля о «конце истории», на котором сегодня много спекулируют, следует понимать только в смысле завершения эпохи развития людей на ступени совместного неравного самосознания. Иначе говоря, эти слова означают, что период взросления рода человеческого подходит к своему завершению. Годы детства-отрочества-юности заканчиваются и наступает возраст зрелости.

5. Эксплицировано содержание учения Гегеля о несчастном сознании. Состояние несчастного сознания имело место в переходный период развития самосознания людей. Суть его заключалась в том, что мышлению требовалось научиться мыслить действительность, отталкиваясь не от природной единичности человека, а от всеобщности мира и его истории. Преодолевалось данное состояние благодаря распространению монотеистических религий и института церкви. За счёт христианской картины мироздания сознание человека приобретало необходимые ему масштабы представлений о мире и училось мыслить его, исходя из примата его всеобщности.

6. Показана ценность учения Гегеля об эвристической роли разума в механизме функционирования сознания человека и человечества. Представляя собой единство сознания и самосознания, разум формируется через вхождение нашего Я в отношение противоположности к своему собственному содержанию — наполняющим его знаниям. Снимается данная противоположность через деятельность Я, направленную на приведение его собственного содержания — знаний — в осмысленный порядок.

Научно-практическая значимость исследования. Научные результаты исследования могут быть использованы в различных сферах науки и образования. Изложенная в диссертации концепция самосознания представляет интерес для тех наук, которые занимаются исследованием человека во всех формообразованиях его духа: души, сознания, самосознания, разума, интеллекта, воли. Раскрытые в диссертации этапы развития самосознания людей, а также сущность состояний «несчастного сознания», помогут историкам выработать новые парадигмы понимания целого ряда исторических явлений, включая события минувшего столетия.

Результаты диссертационной работы могут применяться в учебных курсах по философии и истории философии. Они также они могут составить методологическую основу курсов по философии сознания, по педагогике, психологии, истории. Содержание нашего исследования может использоваться при подготовке философов, психологов, историков, программистов, представителей творческих профессий, а также всех тех специалистов, которым предстоит работать с людьми.

Апробация результатов исследования проводилась автором в ходе учебного процесса в Самарском государственном техническом университете. Основные положения диссертации обсуждались на межвузовских, всероссийских и международных конференциях. Содержание диссертации отражено в 2 монографиях и 8 статьях, общим объёмом 47,3 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данного диссертационного исследования является разработанная Гегелем в начале XIX века концепция самосознания человека.

Задача постижения феномена самосознания обуславливалась в тот период как общими онтологическими закономерностями развития человечества — потребностью выхода человека из «состояния несовершеннолетия», о чём говорил Иммануил Кант, так и закономерностями гносеологического характера — необходимостью разработки самой технологии мышления (мыслительного постижения) мира в целом.

При решении методологических проблем исследования самосознания Гегель опирался на положительный опыт своих предшественников: а) на идею Канта об активности сознания в процессе производства знаний, б) на идею Фихте о ключевой роли в этом процессе самосознания, в) на положении Шеллинга о тождестве идеального содержания нашего сознания и реального содержания окружающего нас мира.

Учитывал он также и уже существовавший на тот момент опыт конструирования всеобщей системы понятий. Отчасти этот опыт был представлен французскими энциклопедистами — Д’Аламбером, Дидро и др., которые выстроили все эксплуатируемые человечеством понятия в простом алфавитном порядке. Отчасти — историками философии, которые показывали хронологическую последовательность введения понятий в научный оборот. Отчасти — Христианом Вольфом, который разделил эти понятия по отраслям наук.

В своём основополагающем труде — «Энциклопедии философских наук» Гегель систематизировал все уже выработанные на тот момент понятия по принципу логической преемственности их смысла, где из одного понятия вытекает смысл другого, из него — третьего, и т. д. Тем самым он расставил их по своим местам, благодаря чему каждое понятие раскрылось во всём богатстве своего содержания.

Одним из звеньев его научной системы является его учение о человеке (о «Субъективном духе»). В это учение входят: наука о душе -«Антропология», наука о духе (об интеллекте и воле) — «Психология», и наука о сознании — «Феноменология духа». В рамках этой науки Гегель разработал непосредственно интересующую нас здесь концепцию самосознания.

Согласно этой концепции самосознание людей имеет историческую природу. В своём филогенетическом развитии оно прошло три ступени.

На ступени единичного вожделеющего самосознания предок человека осознавал себя лишь в объеме своего животного Эго, состоящего из узкого круга его физиологических потребностей: есть, пить, спариваться.

Формула вожделеющего самосознания имеет вид:

На следующей ступени люди стали проявлять свое Я в его свободе от Эго. Но для этого им пришлось образовать форму совместного неравного самосознания, стороны которого оказались размещенными в разных индивидах, один из которых повелевал, а другой исполнял его повеления. Данная форма самосознания привела к разделению людей на две неравные по.

ГЯ — Эго" своему положению группы: господ и рабов. Потребовалось оно для того, чтобы самосознание людей смогло развить себя в своей внутренней свободе. Формула совместного неравного самосознания имеет вид:

Обусловленные этой формой отношения неравенства между людьми утверждались и поддерживались посредством насилия.

Значительную роль в ходе формирования внутренне свободного самосознания принадлежала монотеистическим религиям и служителям церкви. Они наполнили сознание людей представлениями о мире в целом, благодаря чему их мышление училось мыслить всё существующее в этом мире, исходя из примата его (мира) всеобщности.

Переход со ступени совместного неравного самосознания на ступень всеобщего свободного равного самосознания происходил посредством социальных революций Нового и Новейшего времени. Начался этот процесс в середине XVII века, однако своего пика он достиг, как мы теперь знаем, лишь во второй половине XX столетия. Только тогда была преодолена критическая точка преобразований на планете — большинство народов создали основы демократического правового строя.

На достигнутой теперь третьей ступени всеобщего свободного равного самосознания Я каждого человека обрело внутреннюю способность и внешнюю возможность проявлять себя в своей подлинной свободе, благодаря чему формула его самосознания обрела свой законченный вид: Я.

Я-Эго Я-Эго.

Переход от вожделеющего самосознания к совместному самосознанию — это первое отрицание животности человека и, соответственно, это только начало становления его человечности. Переход со ступени совместного самосознания на ступень всеобщего свободного самосознания — это второе отрицание животности человека и, следовательно, это утверждение его человечности.

Слова Гегеля о приходящемся на наш век «конце истории» следует понимать только в смысле завершения эпохи развития людей на ступени совместного неравного самосознания. Иначе говоря, эти слова означают, что период взросления рода человеческого подходит к своему завершению. Годы детства-отрочества-юности заканчиваются, и человечество входит в возраст зрелости.

Отношения неравенства и сопровождающее их насилие человека над человеком были лишь временным явлением в развитии общества, а не его субстанциальным принципом. Насилие было необходимо при переходе наших далеких предков со ступени вожделеющего самосознания на ступень совместного самосознания, когда потребовалось оторваться от оков животной жизни и встать на путь обретения свободы. Оно продолжало сохраняться на всем протяжении существования отношений совместного самосознания, где выступало в форме внеэкономического принуждения. Оно потребовалось и при переходе со ступени совместного самосознания на ступень всеобщего свободного самосознания, где приняло образ диктаторских режимов.

Но все это еще не значит, что насилие вечно. Обретенное теперь человечеством состояние подвергает отрицанию то средство, за счет которого оно создавалось. Когда цель достигнута, тогда средство ее достижения уходит в прошлое.

Такова суть гегелевской триадичной концепции самосознания.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он во многом переосмыслил само понятие человеческого индивида по сравнению с тем, как оно понималось в философии ранее. Человек — это многоуровневое существо, это сложнейший социально-природный феномен, в котором сошлись воедино и животное и духовное начало. Сознание не было дано людям «от века» в готовом виде. Оно прошло длительный путь исторического развития на своей собственной основе. Перипетии его развития предопределяли содержание исторического процесса.

Учение Гегеля о человеке и о его сознании и самосознании, в частности, оказало громадное влияние на всю последующую науку. Под его влиянием создавались такие новые для того времени науки о человеке, как: антропология, психология, педагогика и другие.

Дальнейшая перспектива работы в этом направлении связана с тем, чтобы эксплицировать содержание всего учения Гегеля о человеке в целом, в последовательном раскрытии сущности всех его духовных формообразований: души, сознания, самосознания, разума, интеллекта и воли. Необходимость такого пристального обращения к научной системе Гегеля диктуется сегодня не только академическими (историко-философскими) интересами, но и потребностями самой практики общественного развития.

Современное состояние мировой цивилизации, когда интенсивно формируется информационное общество и ведутся работы по созданию искусственного интеллекта, настоятельно требует выработки понимания того, что представляет собой человеческий разум в своём естественном состоянии. В целях решения этой задачи необходимо задействовать весь потенциал разработанной Гегелем науке о человеке. И нас не должно смущать то, что со времени её появления прошло уже два столетия. В этом смысле она представляет собой лишь науку отложенного спроса. Создавать её следовало тогда, в начале XIX века, а реальная потребность в ней возникает только теперь, в начале XXI века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Два рождения европейского рационализма. // Вопросы философии. 1989. № 3. — С. 3−13.
  2. Т. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001.-412 с.
  3. Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. — 373 с.
  4. О. Гегель: мышление и развитие. М.: Агро-вестник, 2000. -800 с.
  5. А. А. Проблема человека в философии Гегеля. // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 34. — С. 49−55.
  6. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т.- М.: Мысль, 1975. Т. 1. С. 63−368.
  7. Аристотель. О душе. // Соч. в 4 т.- М.: Мысль, 1975. Т. 1. С. 369−450.
  8. В.Ф. Вопрос о непосредственном знании в философии Гегеля // Вопросы философии. 1962. № 9. — С. 112−120
  9. К.С. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1958.-465 с.
  10. Ю.Батай Жорж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, МИФРИЛ, 1997 — 333 с.
  11. П.Бим-Бад Б. М. Педагогические идеи в ранних произведениях Гегеля // Советская педагогика, 1986, № 7. С. 121−125.
  12. Бур М., Ирлиц Г. Притязания разума. М.: Прогресс, 1978. — 328 с.
  13. Д. Трактат о принципах человеческого знания. Соч. М.: Мысль, 1978.-556 с.
  14. М. Я и Ты. -М.: Высшая школа, 1993 173 с.
  15. М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М: Наука, 1990 — 126 с.
  16. М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М.: Наука, 1996. — 236 с.
  17. М.Ф., Кричевский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М.: Наука, 1993. — 269 с,
  18. Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1977. — 567 е.- Т. 2. — М.: Мысль, 1978.-575 с.
  19. Валь Жан. Несчастное сознание" в философии Гегеля. СПб: Владимир Даль, 2006.-331 с.
  20. В.М. Прощание с Марксом. -М.: Издательская группа Прогресс -Культура, 1993.-222 с.
  21. В. История новой философии. Т. 2. От Канта до Ницше. -М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково Поле, 1998−492 с.
  22. Х.Г. Истина и метод. -М.: Прогресс, 1988. 700 с.
  23. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991. 366 с.
  24. П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Учеб. пособие для вузов. М.: Per Se- Спб.: Унив. кн., 2000. — 455 с.
  25. Р. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве гегелевской философии. СПб.: Тип. I. Огризко, 1861.-288 с.
  26. М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. (От Аристотеля до Декарта) М.: Издательство МГУ, 1987. — 216 с.
  27. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика. // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1971. — С. 5−212.
  28. Гегель Нитхаммеру. // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1971.-С. 254−256.
  29. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. Т. 1 М. Мысль, 1970 — 502 е.- Т. 2
  30. М.: Мысль, 1971.-248 е.- Т. 3-М.: Мысль, 1972.-372 с.
  31. Гегель Г. В Ф. Наука логики. // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1975.-452 с.
  32. Гегель Г. В. Ф. Философия природы. // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1975. — 696 с.
  33. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. — 472 с.
  34. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 528 с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Соч.: В 14 т. Т. VIII. М.: Государственное социально-экономическое издат., 1935.-470 с.
  36. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: Кн. 1. Соч.: В 14 т. Т. IX. -М.: Государственное социально-экономическое издат., 1932. 316 с.
  37. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: Кн. 2. Соч.: В 14 т. Т. X. -М.: Государственное социально-экономическое издат., 1932. -454 с.
  38. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: Кн. 3. Соч.: В 14 т. Т. XI. -М.: Государственное социально-экономическое издат., 1935. 528 с.
  39. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1975. 532 с.
  40. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. — 574 с.
  41. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Мысль, 1964.-С. 192−378.
  42. А.Х. Философия эпохи Возрождения. М: Высшая школа, 1984.-368 с.
  43. К.И. Метод и система Гегеля: В 2 т. Т. 1 М.: Изд-во иностр. литры. 1962. — 446 е.- Т. 2 — М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1963. — 820 с.
  44. А.В. Гегель. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
  45. А. В. Шеллинг. М.: Молодая гвардия, 1994. — 318 с.
  46. А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001.- 414 с.
  47. Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998. — 315 с.
  48. Ю. Н. «Феноменология духа» и её место в истории философской мысли. //Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 14 т. Т. 4. -М., 1959. С. V-XLV.
  49. A.M. Гегель и диалектический материализм. // Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 14 т. Т. I М.-Л., 1929. — С. XIII-XV.
  50. Р. Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора. Соч.: В 2 т. Т. 2. М. Мысль, 1994. С. 73−417.
  51. Р. Замечания на некоторую тему. Соч.: В 2 т. Т. 1. М. Мысль, 1989. С. 461−480.
  52. Р. Из переписки 1619−1643 гг. К отцу (Жибьефу). Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — С. 615−618.
  53. Р. Мир, или трактат о свете. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., Мысль, 1989. -С. 179−249.
  54. Р. Первоначала философии. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. -С. 297−422.
  55. Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. — С. 3−72.
  56. Р. Разыскание истины посредством естественного света. Соч.: В 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1989.-С. 154−178
  57. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — С. 297 422
  58. Диалектика Гегеля и марксизм. М.: АОН при ЦК КПСС, 1974.: Выпуск первый — 165 с. Выпуск второй — 108 с.
  59. Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон, 2002. — 366 с.
  60. А.Н. «Феноменология духа» Гегеля: диалектика и проблема общественной природы сознания. Краснодар: Кубанское отд-ние РФО РАН, 2007.- 155 с.
  61. Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М.: Республика, 2004. — 678 с.
  62. В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец 17 первая четверть 18 в.). — М.: Наука, 1989. — 206 с.
  63. В.А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период: От вольфовской школы до раннего Канта М.: ИФРАН, 1996. -259 с.
  64. Христиан Вольф и философия в России. // Ред.-сост. В. А. Жучков. -СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного института, 2001. 398 с.
  65. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. Сост., предисл., библиогр. А. Г. Новохатько. -М.: Росспэн, 1997.-464 с.
  66. Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М., 1984.
  67. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2 т. СПб.: Наука, 1994. — 541 с.
  68. История философии: Запад Россия — Восток. Кн. 2: Философия XV—XIX вв./ Под ред. Н. В. Мотрошиловой и A.M. Руткевича. — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1996. — 557 с.
  69. A.M. Философия истории Гегеля. -М.: Изд. МГУ, 1988 272 с.
  70. И. Критика чистого разума. Соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. -780 с.
  71. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей проявиться как наука. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. -М.: Мысль, 1965. С. 67−310.
  72. И. Критика практического разума. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М. Мысль, 1965.-С. 311−504.
  73. И. Критика способности суждения // Сочинения: В 6 т. Т .5. М.: Мысль, 1966.-С. 161−530.
  74. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Соч. В 6 т. Т. 6. М. Мысль, 1966. — С. 5−23.
  75. Д.И. Теория суждения Гегеля. -М.: Изд. МГУ, 1988. 100 с.
  76. М.А. Судьба старой дилеммы. М.: Мысль, 1974. — 280 с.
  77. М.А. Гегель и современный мир. JI: Изд-во ЛГУ, 1982. — 152 с.
  78. А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998.-207 с
  79. А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высш. практ. шк/Подборка и публ. Реймона Кено. СПб.: Наука, 2003. — 791 с. 81 .Коллингвуд Р. Дж. Идея Истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. -420 с.
  80. Проблемы диалектики как логики и теории познания: Избр. филос. работы / П. В. Копнин. М.: Наука, 1982 — 368 с.
  81. В.И. Очерк исследования структуры системы философии Гегеля. М.: Прометей, 1999 — 371 с.
  82. Избранные труды: Разрушение поэтики. / Кристева Ю. М.: РОССПЭН, 2004. — 652 с.
  83. Г. Н. Рациональная метафизика как историческая предпосылка классической немецкой философии. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук: 09.00.03. СПб.: ЛГУ, 1989 — 16 с.
  84. Г. Н. Философский век. Альманах 3. Христиан Вольф и русское вольфианство. К 275-летию Академии наук. СПб., 1998. — С. 47−72.
  85. Н. Об ученом незнании. СПб.: Азбука, 2001 — 305 с.
  86. В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. — 480 с.
  87. В.В. Становление западноевропейского философского сознания нового времени: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук: 09.00.03. М: АН СССР. Ин-т философии 1989 — 35 с.
  88. Лазарев В.В., Pay И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. -М.: Наука, 1991.- 155 с.
  89. Лакан Жак. Работы Фрейда по технике психоанализа. М.: ИТДК «Гнозис»: Логос, 1998. — 425 с.
  90. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
  91. Лейбниц .Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Соч. В 4 т. Т. 2. -М: Мысль, 1983. С. 47 545.
  92. Г. В. Монадология. Соч. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1982. — С. 413 429.
  93. Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме. Соч. В 4 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1982.-С. 404−412
  94. Г. В. Новая система природы и общение между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом. Соч. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1982.-С. 271−281.
  95. В.А. Субъект. Объект. Познание. -М.: Наука, 1980. 356 с.
  96. В.И. Философские тетради. -М. Изд. полит, лит., 1978. 752 с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1983. -365 с.
  98. Е.С. Становление логической философии. // Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб., 1997. — С. 5−16.
  99. Е.С. Всеобщая диалектика как основание и результат отношения мышления и бытия в философии Гегеля. // Вестник ЛГУ.1984. № 11.-С. 11−24.
  100. Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч. В 3 т. Т. 1 М.: Мысль, 1985.-621 с.
  101. Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч. В 3 т. Т. 2 М.: Мысль, 1985.-С. 3−201.
  102. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. -М.: Наука, 1987.-616 с.
  103. В.В. Учение Гегеля об отношении гражданского общества и государства в системе философской науки. Автореф. дис.. канд. филос. наук.-СПб., 1997.- 16 с.
  104. В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983−240 с.
  105. М.К., Соловьев Э. Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. / Философия и наука- критические очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972.-С. 28−94.
  106. Марксистская философия в XIX веке. В двух книгах.: Книга первая. -М.: Наука, 1979.-486 с. Книга вторая. -М.: Наука, 1979. 398 с.
  107. Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999. — 605 с.
  108. Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»: формирование принципов системности и историзма. М. Наука, 1984. — 351 е.-
  109. Н.В. Современное исследование философии Гегеля. // Вопросы философии. 1984. № 7. С. 81−97
  110. В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. — 288 с.
  111. Нанси Жан-Люк. Деконструкция монотеизма. М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2004 — 39 с.
  112. И.С. Западно-европейская философия XIX века. М.: Высшаяшкола, 1976.-584 с.
  113. М.Ф. Гегель.-М.: Мысль, 1971.-223 с.
  114. X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуал, кн., 1999. -234 с.
  115. М. Этика и герменевтика у Шлейермахера. / Герменевтика и деконструкция. Под ред. Штегмайера В. и др. СПб., 1999. — С. 34−46.
  116. Ю.В., Сергеев К. А. Философия истории Гегеля от субстанции к историчности. // Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука, 1993.-С. 5−53.
  117. Н.С. Молодой Гегель в зеркале исследований // «Вопросы философии», 1993, № 11. С. 29−56.
  118. Прист Стивен. Теории сознания. М.: Дом интеллектуал, кн., 2000. -287 с.
  119. В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. СПБ.: Лань, 2000. — 448 с.
  120. Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс, 2000. — 406 с.
  121. Рикёр П Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Канон-Пресс-Ц, 2002. — 622 с.
  122. С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2003. — 508 е.-
  123. Н.А. Новое о Гегеле. Рецензия на книгу «Жак Д’Онт. Гегель в условиях его времени. Берлинский период. 1818−1831. Париж. 1968.» // Вопросы философии. 1971, № 3. С. 147−164.
  124. . П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000. 638 с.
  125. К.А., Перов Ю. В. Гегель и современное историческое сознание. // Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 3. -СПб.: Наука, 1999.-С. 5−82.
  126. Е. П. Философская энциклопедия Гегеля. // Гегель Г. В.Ф.
  127. Энциклопедия философских наук. Т. 1. -М.: Мысль, 1974. С. 5−50.
  128. В.В. Средневековая философия. М.: Высш. шк., 1979 — 448 с.
  129. В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М.: Высш. шк., 1997.-400 с.
  130. . Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1957. — С. 67−172
  131. . Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом. // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1957.-С. 173−264
  132. . Приложение, содержащее метафизические мысли. // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М. Мысль, 1957. — С. 265−316
  133. . Этика. СПб.: Азбука-классика, 2007 — 347 с.
  134. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  135. О.Ю. Гегель как судьба России. Краснодар, ПКГОО «Глагол» 2005.-362 с.
  136. . Н. История христианской церкви. М.: Интербук, 1991. — С. 5−352.
  137. JI. Сущность христианства // Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1995. — 424 с.
  138. Философия Гегеля и современность. М.: Мысль, 1973. — 432 с.
  139. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: Наука, 1987. — 304 с.
  140. И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Соч.: В 2 т. Т. l.-СПб.: Мифрил, 1993.-С. 7−64.
  141. И.Г. Основа общего наукоучения. Соч. В 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993.-С. 65−338.
  142. И.Г. Очерк особенностей наукоучения по отношению ктеоретической способности. Соч. В 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. — С. 339−434.
  143. И.Г. Первое введение в наукоучение. Соч. В 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993.-С. 443−478.
  144. И.Г. Второе введение в наукоучение. Соч. в 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993.-С. 477−546.
  145. И.Г. Опыт нового изложения наукоучения. Соч. В 2 т. Т. 1. -СПб.: Мифрил, 1993.-С. 547−562.
  146. И.Г. Ясное, как Солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии. Соч. В 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. -С. 563−668.
  147. И.Г. Основные черты современной эпохи. Соч. в 2 т. Т. 2. -СПб.: Мифрил, 1993. С. 359−618.
  148. И.Г. Факты сознания. Соч. В 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. -С. 618−770.
  149. И.Г. Наукоучение в его общих чертах. Соч. в 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993.-С. 771−790.
  150. К. История новой философии. Декарт. Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994. — 528 с.
  151. К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. -M.-JL: Государственное социально-экономическое издат., 1933. 607 с.
  152. Фома Аквинский. Учение о душе. -СПб.: Азбука-классика, 2004- 477с.
  153. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
  154. Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990. № 3. С.25−43.
  155. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с.
  156. М. Что такое метафизика? / Новая технократическая волна на западе.-М.: Прогресс, 1986.-С. 31−44.
  157. Шеллинг Ф.В. Й. Введение к наброску системы натурфилософии, или Опонятии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки. Соч. В 2 т. Т. 1 М.: Мысль, 1987. — С. 182−226.
  158. Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма. Соч. В 2 т. Т. 1 М.: Мысль, 1987. — С. 227−489.
  159. Шеллинг Ф.В.Й. О конструировании в философии. Соч. В 2 т. Т. 2 -М.: Мысль, 1989.-С. 3−26.
  160. Шеллинг Ф.В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Соч. В 2 т. Т. 2 М.: Мысль, 1989. -С. 86−158.
  161. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Издат. группа «Прогресс», 1995. — 240 с.
  162. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании. -М.: «Канон», 1995.-400 с.
  163. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая. Об аффектах. Книга третья. О морали. М.: «Канон», 1995. — 416 с.
  164. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991 — 528 с.
  165. Ц. Спекулативният метод // Хегел и абсолютната идея в Русия и България. София, 2001. С. 397−414.
  166. П. Хегел при българите // Хегел и абсолютната идея в Русия и България. София, 2001. С. 243−244.
  167. Bourgeois В. Eternite et historicite de l’esprit selon Hegel. Paris: Libr. philos. Vrin, 1991−129 c.
  168. Buhr M. Aktuelle Vernunft: Drei Studien zur Philosophic Hegels. Berlin: Akad.-Verl., 1990.-310 c.
  169. Findlay J. N. Hegel: A re examination / By J. N. Findlay. — London, New York: Allen & Unwin: Humanities press, 1978 — 372 c.
  170. Hegel and contemporary Continental philosophy / edited by Dennis King Keenan. Albany, 2004. -212 c.
  171. Hegel: new directions / edited by Katerina Deligiorgi. Chesham, Bucks: Acumen, 2006. — 526 c.
  172. Henrich D. Hegel im Kontext. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1975 — 209 c.
  173. Marx W. Hegel’s phenomenology of spirit. New York etc.: Harper & Row, Cop. 1975 -XXIII, 111 c.
  174. Mure G. R. G. The philosophy of Hegel. London: Oxford univ. press, 1965.-213 c.
  175. O’Brien G. D. Hegel on reason and history: A contemporary interpretation. -Chicago- London: Univ. of Chicago press, 1975 188 c.
  176. Strack-Goertsches H. J. Die Entwicklung existierender Inter-Subjektivitat aus dem freien Geist: (Hegels Philosophie des subjektiven Geistes mit Rucksicht auf Kierkegaard). Koln, 1999 — 222 c.
  177. Verene Donald Phillip. Hegel’s absolute: an introduction to reading the Phenomenology of spirit. Albany, 2007. — 356 c.
  178. Ware Robert Bruce. Hegel: the logic of self-consciousness and the legacy of subjective freedom. Edinburgh, 1999. — 404 c.
  179. Wilkins В. T. Hegel’s philosophy of history. London: Cornell univ. press, 1974−196 c.
Заполнить форму текущей работой