Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформация системы коррупционных отношений в экономике рыночной ориентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными стратегиями противодействия развитию коррупционных отношений для различных этапов коррупционных процессов и ситуаций должны являться стратегии, характеризующиеся: а) отсутствием масштабных коррупционных явлений и процессовее цель — разработка и осуществление превентивных антикоррупционных мер, направленных на недопущение, минимизацию или устранение исходных причин возникновения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ'
    • 1. 1. Экономическая сущность, содержание и социальные эффекты коррупционных отношений
    • 1. 2. Система коррупционных отношений: содержание, предпосылки, факторы и особенности трансформации
    • 1. 3. Социально-экономическая основа механизма воспроизводства системы коррупционных отношений
  • ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В' ЭКОНОМИКЕ РЫНОЧНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
    • 2. 1. Особенности эволюции и поэтапная трансформация моделей коррупционных отношений
    • 2. 2. Трансформация коррупционных отношений на этапе переходной экономики рыночной ориентации
    • 2. 3. Коррупционные сети как форма организации системы коррупционных отношений в экономике рыночной ориентации
  • ГЛАВА III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 3. 1. Концепции и модели эффективных национальных антикоррупционных систем
    • 3. 2. Цель, основные направления и принципы государственной антикоррупционной политики
    • 3. 3. Особенности формирования системы государственного антикоррупционного регулирования и основные стратегии противодействия коррупционным отношениям
      • 3. 4. Активизация гражданского участия в формировании антикоррупционного общественного сознания

Трансформация системы коррупционных отношений в экономике рыночной ориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За годы рыночных преобразований в стране сформировались механизмы теневых экономических отношений, создающих угрозу экономической безопасности. Важное место и роль в теневых экономических отношениях принадлежит коррупционным отношениям, которые оказывают существенное негативное влияние на процессы общественного воспроизводства и являются серьезным сдерживающим фактором повышения эффективности социально-экономического развития современного общества.

По данным международной организации «Transparensy International», РФ в настоящее время по уровню и масштабам развития коррупционных отношений занимает одно из ведущих мест. [190] Причем в последние годы масштабы и темпы воспроизводства коррупционных отношений существенным образом возросли. В процессе трансформации теневых экономических и коррупционных отношений появились их новые формы и модели, функционирующие на принципах сетевой организации.

Одной из главных причин подобного положения явилась непродуманная социально-экономическая политика государства в области реформирования экономических отношений, либерализация хозяйственной жизни и управления, что способствовало масштабному развитию в обществе теневых и коррупционных процессов.

Сложившиеся масштабы и уровень развития коррупционных отношений в стране явилась следствием отсутствия серьезного регулирующего воздействия государства и контроля со стороны гражданского общества. Реализуемая система антикоррупционных мер в подавляющем большинстве случаев направлена лишь на противодействие и пресечение коррупционных ситуаций и практически не затрагивает базисных социально-экономических отношений и процессов, объективных социально-экономических интересов, лежащих в основе формирования, развития и воспроизводства системы коррупционных отношений.

Вместе с тем мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что формирование эффективной системы антикоррупционных мер неразрывно связано с совершенствованием всей1 системы социально-экономических отношений на основе принципов регулирующего воздействия государства и контроля, со стороны гражданского общества.

Решение этой важной народнохозяйственной проблемы требует серьезного углубленного политэкономического изучения вопросов формирования, трансформации, воспроизводства коррупционных отношений, выработки теоретико-методологических основ разработки и реализации эффективной государственной антикоррупционной политики, придание этим процессам цивилизованной социально-экономической направленности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам теневой экономики и коррупции посвящены многочисленные научные труды зарубежных и отечественных ученых.

Среди наиболее известных зарубежных ученых необходимо выделить таких крупных исследователей, как А. Ведман, Ш. Вей, П. Гутман, М. Джонстон, Д. Кассел, Д. Кауфман, Ф. Кифер, Р. Клитгард, П. Мауро, Г. Мюрдаль, С. Нэк, К. Ван Рикегхем, С. Роуз-Аккерман, Г. Таллок, Дж. Тирол, Ф. Шнайдер и многие другие. Изучением скрытых экономических явлений занимались также Дж. Бреман, Р. Бромли, Дж. Гершуни, М. Кательс, Д. Мид, А. Портес, Дж. Скотт, В. Токман, Э. Фейг, К. Харт и другие.

Значительный вклад в исследование сущности, структуры и характера теневой экономики и в теорию экономической безопасности России внесли такие российские ученые-экономисты, как Л. И. Абалкин, В. Н. Анищенко, В. Э. Бойков, В. М. Есипов, A.B. Возжеников, В. Ф. Гапоненко, С. Ю. Глазьев, А. Е. Городецкий, А. И. Гуров, Р. В. Илюхина, В. О. Исправников, И. Д Ковалев, Т. И. Корягина, В. М. Крашенинников, A.A. Крылов, В. В. Куликов, Н. П. Купрещенко, И. И. Кучеров, Д. С. Львов, A.B. Молчанов, В. И. Новичков, В. В. Наумов, Е. А. Олейников, Б. Н. Порфирьев, A.A. Прохожев, М. В. Савина, Г. А.

Сатаров, B.K. Сенчагов, B.'JI. Смирнов, П. В. Солодуха, К. В. Сомик, A.A. Степанов, C.B. Степашин, A.B. Шестаков и другие.

Большое внимание в многочисленных научных трудах уделено раскрытию сущности и содержания коррупционных и теневых экономических отношений с правовой, социально-криминальной, экономической точек зрения, изучению их структуры, разработке методик оценки размеров и масштабов, инструментов и методов борьбы с теневой экономикой и коррупцией.

Исследованы многие теоретические и методологические аспекты формирования и развития коррупционных отношенийвыявлены и раскрыты их закономерности, принципы и классификации, методологические и методические подходы к разработке антикоррупционных механизмов и программ, а также ряд других вопросов.

Вместе с тем многие теоретико-методологические вопросы трансформации и воспроизводства коррупционных отношений как специфической формы проявления теневых экономических отношений в экономике рыночной ориентации разработаны еще не в полной мере. Серьезного переосмысления заслуживает проблема уточнения политэкономической сущности, а также содержания, места, роли и функций системы коррупционных отношений в социально-экономическом развитии современного общества.

До настоящего времени остаются малоизученными многие теоретические и методологические аспекты исследования механизмов регулирующего воздействия государства в процессах решения проблемы коррупции, в том числе применительно к особенностям рыночной экономики РФ.

Актуальность, большая научная и практическая значимость исследования процессов формирования, трансформации и воспроизводства системы коррупционных отношений, а также разработки научных основ создания эффективной системы государственного антикоррупционного регулирования, направленного на предотвращение, смягчение и ликвидацию коррупционных явлений и ситуаций и предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цель диссертации заключается в совершенствовании теоретико-методологических основ исследования проблемы трансформации и воспроизводства системы коррупционных отношений, разработке концептуальных основ, принципов и методических подходов к формированию эффективной системы антикоррупционного государственного регулирования в условиях экономики рыночной ориентации.

Задачи исследования. Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:

— усовершенствовать и развить теоретико-методологический аппарат исследования проблемы трансформации системы коррупционных отношений;

— раскрыть особенности формирования, трансформации и воспроизводства системы коррупционных отношений применительно к особенностям рыночных отношений, сложившихся в Российской Федерации;

— выявить тенденции трансформации, модели и закономерности процесса воспроизводства системы коррупционных отношений в рыночной экономикераскрыть особенности формирования коррупционно-теневой модели управления социально-экономическим развитием на этапе постпереходной рыночной экономики;

— уточнить и раскрыть цели, основные направления, принципы и комплексы мероприятий по формированию и реализации эффективной государственной антикоррупционной политики государствараскрыть ее приоритетные направления и первоочередные задачи;

— определить концептуальные подходы к формированию стратегий противодействия развитию коррупционных отношений в системе государственных регуляторовобосновать этапы реализации мероприятий системы государственного антикоррупционного регулирования.

Предметом исследования является система коррупционных отношений как формы проявления теневых социально-экономических отношений и процессы ее трансформации в экономике рыночной ориентации.

Объектом исследования является социально-экономический механизм формирования, трансформации и воспроизводства коррупционных отношений, а также комплекс организационно-экономических инструментов анктикорруп-ционного регулирующего воздействия государства.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных ученых в области теневой экономики и коррупции, экономической безопасности и экономической теории. В работе использованы теоретические и методологические разработки и рекомендации научных учреждений Российской Федерации. Исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам воспроизводства теневых и коррупционных отношений Информационную базу исследования составили нормативные акты государственных органов, рекомендации и публикации по вопросам теневой экономики и коррупции в условиях рынка, материалы государственных статистических органов РФ, научно-исследовательских организаций и иная информация.

В процессе исследований широко применялись монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, графический, методы социологического исследования и экспертных оценок, другие методы социально-экономических исследований.

Соответствие паспорту специальностей. Диссертационное исследование соответствует пунктам паспорта специальностей ВАК 08.00.01 — «Экономическая теория» п. 1. Общая экономическая теория, п. 1.1 .Политическая экономия.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что разработанные на основе познания объективных закономерностей и процессов трансформации системы коррупционных отношений научно обоснованные предложения и рекомендации позволят сформировать объективные социальные предпосылки для создания эффективного механизма взаимодействия государства и гражданского общества по предупреждению и противодействию коррупции.

Научная новизна изложенных в диссертации и выносимых на защиту результатов исследования состоит в следующем:

— уточнены социально-экономическая сущность и социальные эффекты системы коррупционных отношений как специфической формы проявления теневых экономических отношенийопределены факторы, предпосылки, закономерности их формирования и трансформации;

— раскрыты особенности воспроизводства системы коррупционных отношений, особенности простого и расширенного воспроизводства, а также определены место и роль «собственности на властные полномочия» в процессе воспроизводства коррупционных отношений;

— определены периоды, закономерности, модели трансформации и воспроизводства системы коррупционных отношений в рыночной экономикераскрыты особенности деформации системы отношений собственности и социально-управленческих отношений в процессе перехода от административно-распределительной к рыночной системе хозяйствованияустановлен алгоритм формирования коррупционно-теневой модели. управления социально-экономическими процессами, подменяющей управленческий механизм государства на этапе постпереходной экономики рыночной ориентации;

— уточнены и раскрыты цель, основные направления и комплексы мероприятий антикоррупционной политики государства, а также определены исходные методические принципы формирования системы антикоррупционного государственного регулированияраскрыты содержание, особенности и закономерности формирования системы государственного антикоррупционного регулирования;

— определены основные стратегии противодействия развитию коррупционных ситуаций и явлений в системе государственных регуляторов применительно к специфике этапов коррупционных процессовпредложена логическая схема поэтапной реализации мероприятий системы государственного антикоррупционного регулирования, в основу которой положены комплексы антикоррупционных мер с учетом их ранжирования по степени значимости, срочности и возможности реализации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Усовершенствован и развит теоретико-методологический аппарат исследования проблемы воспроизводства коррупционных отношений и, в частности, реализован системный подход в исследовании проблемы трансформации системы коррупционных отношений в экономике рыночной ориентации.

2. Раскрыты понятие воспроизводства системы коррупционных отношений, особенности простого и расширенного воспроизводстваопределены место и роль «собственности на властные полномочия» в процессе воспроизводства и трансформации системы коррупционных отношений.

3. Выявлены периоды, закономерности, модели трансформации и воспроизводства системы коррупционных отношений в рыночной экономикераскрыты особенности деформации системы отношений собственности и социально-управленческих отношений в процессе перехода от административно-распределительной к рыночной системе хозяйствования.

4. Уточнены и раскрыты цель, основные направления и комплексы мероприятий антикоррупционной политики государства, а также определены исходные методические принципы формирования системы государственного антикоррупционного регулирования.

5. Раскрыты содержание, особенности и закономерности формирования системы государственного антикоррупционного регулированияопределены основные стратегии противодействия развитию коррупционных ситуаций и явлений в системе государственных регуляторов применительно к специфике этапов коррупционных процессовпредложена логическая схема поэтапной реализации мероприятий системы государственного антикоррупционного регулирования.

Практическая значимость диссертации. Приведенные в работе теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в процессе разработки и реализации концепции формирования системы антикоррупционного управления социально-экономическим развитием страны. Они представляют научный и практический интерес для практики формирования и реализации систем антикоррупционного управления на федеральном, отраслевом, региональном и хозяйственном уровнях экономики.

Они могут быть использованы также при подготовке программ и другого методического обеспечения учебного процесса и преподавания курсов и спецкурсов: «Экономическая теория», «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Основы экономической безопасности», «Основы рыночной экономики», «Рынок труда» и других дисциплин в РГСУ, его филиалах и других институтах.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на научно-практических конференциях и опубликованы в ряде научных работ. По теме диссертации опубликовано шесть научных работ общим объемом 6,4 п.л., в которых автору принадлежит 3,1 п.л.

Логика исследования определила структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

1. Коррупционные отношения представляют собой специфическую форму проявления теневых экономических взаимоотношений, возникающих между субъектами, наделенными властными полномочиямии субъектами, заинтересованными в принятии решений, неподконтрольных государству и обществу, в обмен на финансовое или иное неофициальное вознаграждение.

Субъектами коррупционных отношений являются производители и потребители коррупционных услуг. Производителями коррупционных услуг являются отдельные лица или группы лиц (представители властных структур, носители властных полномочий, чиновники и др.), наделенные правом принятия и реализации решений и оказывающие помощь другим лицам в решении проблем на возмездной неофициальной основе. Потребители коррупционных услуг — это лица или их группы (представители бизнеса, различные бизнес-сообщества, отдельные граждане и их социальные группы), заинтересованные в оказании им коррупционных услуг.

Объектом коррупционных отношений являются коррупционные услуги. На поверхности явления коррупционные услуги проявляются в форме конвертации финансовых и иных ресурсов потребителей коррупционных услуг в предмет их притязаний в обмен на продажу их со стороны субъектов «властных полномочий.

2. Развитие коррупционных отношений носит системный характер. Под системой коррупционных отношений следует понимать совокупность объективных устойчивых, взаимосвязанных коррупционных отношений, направленных на непрерывный поиск механизмов удовлетворения взаимных интересов между производителями и потребителями коррупционных услуг.

Система коррупционных отношений представляет собой динамично развивающуюся систему. Трансформация системы коррупционных отношений — это объективный процесс ее перехода из одного качественного состояния в другое. Содержание и направленность процессов трансформации системы коррупционных отношений определяется совокупностью объективных предпосылок и факторов.

Трансформацию системы коррупционных отношений предопределяют три основные группы факторов. Первая группа — экономические факторы (высокие налоги на прибыль, подоходный налог и т. д.) — переструктуризация, сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли) — кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целомнесовершенство процесса приватизациидеятельность незарегистрированных экономических структур. Вторая группа — социальные факторы (низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельностивысокий уровень безработицы и ориентация части населения на. получение доходов любым способомнеравномерное распределение валового-внутреннего продукта). Третья группа — правовые факторы (несовершенство законодательстванедостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельностинесовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью): 3. Система коррупционных отношений постоянно воспроизводится вследствие удовлетворения прежних и возникновения новых коррупционных потребностей. Воспроизводственный цикл системы коррупционных отношений включает в себя четыре фазы: производство, распределение, обмен и потреб" ление.

Связь между фазами производства и потребления коррупционных услуг обусловлена действием законов воспроизводства системы коррупционных отношений. Будучи зависимым от производства коррупционных услуг, их потребление, в свою очередь, оказывает влияние на размеры, масштабы и разнообразие производства коррупционных услуг.

На каждой из фаз в коррупционную деятельность вовлекаются новые субъекты, а их взаимоотношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления’благ образует единую систему коррупционных отношений, характер содержания и форма которых определяются общественным способом производства и потребления.

Следует различать простое воспроизводство системы коррупционных отношений (сохранение и упрочение имеющейся системы коррупционных отношений, обеспечение ее дальнейшего функционирования в процессе коррупционной деятельности) и расширенное воспроизводство (качественное обновление и усложнение системы коррупционных отношений в целях ее дальнейшего развития).

В основе механизма воспроизводства системы коррупционных отношений лежит система постоянно возобновляемого взаимодействия и согласования разнообразных интересов субъектов коррупционных отношений, обеспечивающая удовлетворение их коррупционных интересов и потребностей.

4. Ключевым элементом механизма воспроизводства системы коррупционных отношений является «собственность на властные полномочия».

Социально-экономическая сущность понятия «собственность на властные полномочия» рассматривается как. совокупность взаимоотношений между субъектами системы коррупционных отношений по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения властными полномочиями.

Отношения присвоения реализуются, посредством механизмов принятия* решений субъектом, совершающим, коррупционные действия, который, захватив властные полномочия или функции, распоряжается ими и их результатами по своему усмотрению. Отношения присвоения, отражают те экономические связи между субъектами системы коррупционных отношений, которые устанавливают и определяют их отношения к праву на распоряжение властными полномочиями и принятие решений по своему усмотрению в коррупционных целях.

Отношения владения представляют собой неполную, частичную форму проявления отношений присвоения, отражающие фиксацию права субъекта собственности не по законам, а по «понятиям». «Понятия» в системе коррупционных, также как и теневых отношений, приобретают форму теневого права.

Здесь право владения состоит в праве самого собственника по своему усмотрению принимать необходимые ему решения и предоставлять коррупционные услуги.

Отношения пользования — это отношения по поводу извлечения из объекта собственности — власти и властных полномочий — полезного эффекта, то есть извлечение личных выгод в целях удовлетворения коррупционных материальных и духовных потребностейстремление субъекта коррупционных отношений к удовлетворению коррупционных потребностей через извлечение максимального эффекта заставляет его изменять и совершенствовать методы пользования властью в коррупционных целях.

Отношения распоряжения — это элемент отношений собственности по поводу принятия решения о коррупционной сделке, особый специфический инструмент использования властных полномочий производителем коррупционных услуг, обеспечивающий фактическое, а не формальное владение этим объектом. Именно отношения распоряжения позволяют производителям коррупционных услуг экономически реализовать «право собственности на власть» и приносить ему коррупционную ренту в виде различных доходов (взяток, «откатов», других материальных и нематериальных благ).

Отношения собственности на власть и властные полномочия находятся в постоянной динамике, обеспечивая расширенное воспроизводство этих отношений и экономическую реализацию объектов собственности на власть в системе коррупционных отношений.

5. В основу выделения периодов трансформации коррупционных отношений были положены принципиальные особенности их формирования и воспроизводства на различных этапах развития рыночной экономики — в частнокапиталистической рыночной экономике, в административно-распределительной системе хозяйствования, в экономике переходного периода и в экономике рыночной ориентации.

Исследования показали, что на этапе переходной экономики наряду с процессами приватизации основных средств производства параллельно осуществлялся процесс, так называемой, «приватизации властных полномочий (приватизации власти)», который по своему содержанию представлял собой передачу полномочий (безвозмездно или за плату) на бесконтрольное со стороны государства и общества принятие решений отдельными чиновниками или. их группами по своему усмотрению.

В результате в стране вместо декларируемой реформаторами социально ориентированной индикативно-рыночной модели государственного управления реально сформировалась коррупционно-теневая модель управления развитием социально-экономическими процессами, по сути своей подменяющая управленческий механизм государства, современные коррупционные отношения, основанные на сетевом принципе, стали институционализованными, имеющими свою высокоразвитую инфраструктуру.

6. Цель современной антикоррупционной политики государства — создание эффективной антикоррупционной системы регулирующего воздействия государства, направленной на формирование объективных предпосылок и факторов, при которых коррупционная деятельность становится невыгодной, противоречащей объективным и субъективным интересам потенциальных субъектов коррупционных отношений.

Современная государственная антикоррупционная политика должна быть направлена, прежде всего, на упорядочение процесса регулирующего воздействия государства, максимально возможное сокращение уровня и масштабов коррупционной деятельности и максимально возможное исключение коррупции из практики структур, наделенных властными полномочиями.

Основу антикоррупционной политики государства должны составлять направления, обеспечивающие реальное противодействие развитию коррупционных отношений: а) «деприватизация и огосударствление собственности на власть», что потребует серьезной, кропотливой работы по восстановлению управляемости со стороны государства и гражданского обществаб) создание необходимых условий и предпосылок для развития и функционирования экономики, при которых развитие коррупции было бы невыгодно как потребителям коррупционных услуг, их производителям, так и государству.

7. Сущность и: содержание антикоррупционной политики государства предопределили исходные методические принципы формирования системы государственного антикоррупционного регулирования: осуществление транспо-рентного общественного контроля над отношениями-между потенциальными субъектами коррупционных отношений в рамках правового полясоздание правовой и законодательной базы, обеспечивающей упреждающий характер применения многих ее положений в отношении предполагаемых и осуществляемых коррупционных действийвыявление объективных закономерностей формирования социально-экономических интересов субъектов-участников коррупционных отношений и особенностей принятия ими решений участия или неучастия в, коррупционные сделках-: четкое разграничение коррупционных отношений по сферам их распространения — коррупционные отношения в системе бытовой коррупциикоррупционные отношения в системе деловой? коррупциикоррупционные отношенияв системе политической! коррупциисоздание эффективной системы-социальной защиты населения, бизнеса, различных других социальных групп от проявления коррупционных действий со стороны чиновников как инструмента формирования доверия к властиформирование позитивного социально ориентированного имиджа представителей: чиновников, властных и других структур, наделенных полномочиями принятия соответствующих решений, представителей бизнеса, предпринимательского корпуса, других различных социальных групп в глазах общества, основанного на высоких морально-этических принципах.

8. Антикоррупционное государственное регулирование следует рассматривать как систему мер, направленных на минимизацию коррупционных процессов, снижение уровня коррупционной активности субъектов коррупционных отношений на основе принятия: и реализации: эффективных управленческих решений по предотвращению, смягчению и ликвидации коррупционных явлений и ситуаций. Такая систем антикоррупционного регулирования должна охватывать все иерархические уровни: государственное антикоррупционное управление, антикоррупционное управление в регионах и непосредственно в организациях и предприятиях.

Система государственного антикоррупционного регулирования должна иметь в своем арсенале как превентивные, так и оперативные меры, используемые в коррупционных ситуациях. Это предполагает разделение общего процесса антикоррупционного регулирования на планирование (стратегическое и тактическое) и оперативное управление.

9. Основными стратегиями противодействия развитию коррупционных отношений для различных этапов коррупционных процессов и ситуаций должны являться стратегии, характеризующиеся: а) отсутствием масштабных коррупционных явлений и процессовее цель — разработка и осуществление превентивных антикоррупционных мер, направленных на недопущение, минимизацию или устранение исходных причин возникновения коррупционных отношенийб) повышенной вероятностью возникновения масштабных коррупционных явленийцель стратегии заключается в разработке и осуществлении системы антикоррупционных мер, предусматривающих наиболее вероятные сценарии развития коррупционных явлений и процессов и соответствующие мероприятия по предупреждению или их минимизациив) наличием высокого уровня и масштабного распространения коррупционных отношений в. различных сферахцель стратегии — оперативные действия по ликвидации коррупционных явлений и процессов, а также осуществление необходимых оперативных антикоррупционных мерг) наличием последствием масштабных коррупционных явлений и процессов, что предопределяет необходимость проведения мероприятий, направленных на восстановление эффективной профилактической антикоррупционной деятельности в повседневном режиме.

10. Формирование эффективной системы антикоррупционного государственного регулирования подчинено следующим закономерностям: стратегии, механизмы, и инструменты системы антикоррупционного государственного регулирования должны базироваться на положениях ситуационного управления, согласно которым построение системы управления коррупционной ситуацией есть реакция на различного рода воздействие внешней и внутренней средыформирование системы антикоррупционного государственного регулирования должно быть основано на детальном учете объективных условий' и факторов* формирования, развития и воспроизводства системы коррупционных отношений (политических, экономических, социальных, научно-технических, организационных, социально-психологических и др.) — формирование системы антикоррупционного государственного регулирования должно осуществляться с учетом преобладающих на данном историческом этапе форм собственности (государственной, групповой, частной т.д.) и способах их сочетания, что является предпосылкой создания, эффективного механизма государственных антикоррупционных регуляторовэффективность системы антикоррупционного государственного регулирования предопределяется персонифицированными социально-психологическими и профессионально-психологическимикачествамиа также знаниями, учениями, и навыками* антикоррупционных действий конкретных людей.

11. Обобщение отечественного и зарубежного опыта антикоррупционной деятельности показывает, что поэтапная ликвидация коррупционных явлений и их последствий, как правило, базируется на таком управлении, в процессе которого последовательно осуществляется ранжирование стратегических и тактических задач по степени их важности, срочности и возможности решения. В этой связи нами уточнена и раскрыта принципиальная" логическая схема поэтапного преодоления системного коррупционного кризиса на основе регулирующего воздействия государства, в основу которой положены комплексы антикоррупционных мер с учетом их ранжирования по степени значимости в процессе элиминирования коррупционных отношений. I этап. Приостановить дальнейшую приватизацию власти и властных полномочийих использование в коррупционных и криминальных целях. II этап. Сформировать систему государственного антикоррупционного управления социально ориентированной направленности. III этап. Обеспечить эффективное функционирование системы государственного антикоррупционного управления, адекватной целям и задачам социально ориентированной рыночной экономики.

12. Эффективная реализация этапов государственной антикоррупционной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики может быть обеспечена лишь при соблюдении следующих исходных методических принципов: принципа регулирующего воздействия государства в тесном взаимодействии с гражданским обществом на процессы «деприватизации» и «огосударствления» власти и властных полномочий в целях цивилизованного социально-экономического развития общества на основе строгого соблюдения законов и правовых нормпринципа сочетания индикативности и директивности в процессе функционирования системы государственного и антикоррупционного управленияпринципа единства политических, экономических и социальных целей, который состоит в том, что меры государственного регулирования должны быть комплексными, тесно увязанными между собой и принимать во внимание социальные и национальные особенностипринципа выработки и взаимной увязки в процессе реализации правового и социально-экономического механизмов системы государственного антикоррупционного управленияпринципа преемственности по отношению к исторически сложившимся-традициям, менталитета, опыта и другим особенностям обществапринципа формирования системы эффективного правового и социально-экономического механизмов мотивации и стимулирования * антикоррупционного поведенияформирования в обществе антикоррупционного сознанияпринципа программного регулирования процессов элиминирования коррупционных отношений на основе разработки и реализации антикоррупционных программ, которые позволят обеспечить сбалансированное согласование интересов, механизмов, инструментов и методов антикоррупционного регулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М., 2001. С.106−107
  2. Р., Гилинский Я. Функциональная теория организации и организованная преступность. С. 63.
  3. Э.А. Коррупционные отношения в современном российском обществе / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Чаяновские чтения» 29 ноября 2009 года.-Мытищи: РУК, 2009.- С. 13−17.
  4. Э.А. Социально-экономический механизм воспроизводства системы коррупционных отношений в рыночной экономике.- М.: МГА-ДА, 2011.-27 е.-
  5. Э.А. Теневые экономические отношения М.: ЦПОМ, 2010.28 с.
  6. Э.А. и др. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика).- М.: Старая Басманная, 2010.-С.70.
  7. Э.А. Креативные проявления в теневых экономических отношениях на этапе рыночной трансформации экономики. Глава 6. / Кол. Монография «Креативная экономика: проблемы и тенденции развития». -М.: МИГиКУ, 2010.- С. 208−241-
  8. Э.А. Особенности и закономерности развития теневой-экономики / Сборник научных работ Межвузовской конференции «Муниципальный менеджмент в России: проблемы и перспективы».- Котельники, 2009.- С.71−86-
  9. Э.А. Развитие коррупционные отношений в обществе: закономерности и социально-экономические последствия// Человеческий капитал. Научно-практический журнал. № 10, 2010.-С.121.
  10. Э.А. Сущность и современные формы проявления коррупционных отношений в социуме // Человеческий капитал. Научно-практический журнал. № 9, 2010.-С.227−228-
  11. Л.П. Коррупция как антисистема / Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России (Материалы Всероссийской научной конференции).- М.: Научный эксперт, 2007.-С. 270−279
  12. В.Г. Мотивационные особенности личностного потенциала госслужащих // Материалы научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе». Научные доклады. Вып. 1. М: Изд-воРАГС, 1999. С. 155−164.
  13. В. Присвоение и собственность: проблемы взаимосвязи //Экономические науки.№ 11, 1977
  14. М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: Центр конституционных исследований Москов. Обществ, науч. фонда, 1997.-С. 260- 270- 272- 280
  15. М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: Центр конституционных исследований Москов. Обществ, науч. фонда, 1997.-С. 260- 270- 272- 280
  16. Белковский С, Карев Р. Новейший Франкенштейн. Нацпроекты начинают работать против своих создателей // Коммерсанта. 2006. № 164 (№ 3495) от 05.09.
  17. Белый М, Максимов В. Судебный приступ. Все больше россиян боятся связываться с правосудием // Новые Известия. 2006. 14 февраля.
  18. М. Почетные коррупционеры // Новые Известия. 2006.20 июня.
  19. Е., Тыкулов Д., Саргин А. Без кода доступа. Нац. проект «Доступное жилье» — самый провальный // Газета. 2006. № 166 от 14.09.
  20. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания // Пер. Е. Руткевич. М.:Асаёегша-Центр- МЕДИУМ, 1995.
  21. И., Карабуш Т., Симонова М., Черваков А. Коррупционный на-цпроект. Владелец «Агрохолдинга» обвинил чиновников в приватизации «Развития АПК» //Коммерсанть-Воронеж. 2006. № 81 от 06.05.
  22. И .Я., Калинин А. П. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты. М., 2001.
  23. М. Пятигорск пострадал за коррупцию // Независимая газета. 2006.1 августа.
  24. СВ. Коррумпированные общества. Ростов н/Д: Ростиздат, 2002.
  25. А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е перераб. и доп.- М.: Книжный мир, 2007.- С.551
  26. Е.Ф. Экономическая теория: учебник.- М.: Юристъ, 2002.- С.94−98
  27. Борьба с коррупцией — первоочередная задача для правительства // Пресс-релиз Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр). 2006.28.07.
  28. О. Лекарство от коррупции // Сети. 2006. № 12.
  29. A.C., Сульвастрос М. В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000, Т.3,№ 1.
  30. В России введена в действие Постановлением Госкомстата РФ от 31.08.1998 № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями)
  31. И. Контрреволюционная честность // Новые Известия. 2005.8 сентября.
  32. A.B. Коррупция в российском обществе и ее социальные последствия / Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России (Материалы Всероссийской научной конференции).- М.: Научный эксперт, 2007.- 212−226
  33. С. Греф нашел средство для борьбы с коррупцией // Независимая газета. 2006. 18 апреля. С. 2.
  34. Виражи коррупции // Электронный ресурс. 2008.23 июня, www.expert.ru
  35. .В. Коррупция. СПб., 1998.
  36. М. Дмитрий Медведев. Нацпроекты в режиме ручного управления // Российская газета. 2006.13 февраля.
  37. Е. Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты // Теория и практика управления. — 1999 — № 5.
  38. Газета «Взгляд». Электронный ресурс // http://vz.ru/ politics/2008/5/19/169 261 .html
  39. О. Растут доходы, растут и взятки. Всемирный банк оценил коррупцию в России за последние пять лет // Российская газета. 2006.28 июля.
  40. Глобальная коррупция // Коммерсантъ. 2006. № 175 (№ 3506) от 20.09.
  41. А.И. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987.
  42. И.А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 3.
  43. Л.П. Управление безопасностью: учеб. пособие / Л. П. Гончаренко, Е. С. Куценко.- М.: КНОРУС, 2007.-С.28
  44. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России (Материалы Всероссийской научной конференции).-М.: Научный эксперт, 2007
  45. Государственная стратегия экономической безопасности РФ // Безопасность России: основополагающие документы. Т. 2. М., 1998.
  46. Гражданское общество против коррупции в России / Под ред. М. Б. Горного. СПб.: Норма, 2002.
  47. И. Госдума ратифицировала антикоррупционную конвенцию ООН // Коммерсанть. 2006. № 30 (№ 3361) от 18.02.
  48. И. Депутаты отредактировали «откаты» // Коммерсанть. 2006. № 10 (№ 3341) от 21.01.
  49. В. Времена меняются // Эксперт-Северо-Запад. 2005. № 16 (221) от 25 апреля.
  50. А. А денежки врозь. Бизнес предлагает отделить в социальном страховании работающих россиян от неработающих // Новые Известия. 2006.28 февраля.
  51. С. Среда наибольшего благоприятствования. Бурный рост коррупции в России имеет политэкономические причины // Коммерсанть. 2006. № 128/П (№ 3459) от 17.07.
  52. АЛ. Мы, философы России. // Вестник Российского философского общества. 2005. № 1.
  53. В.А., Румянцева Е. Е. Пешко Д.А. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. Гл. 2. Минск, 2000.
  54. Дадашева Коммерсанты не захотели содержать главу района // Коммерсантъ-Юг. 2006. № 67 от 15.04.
  55. Данилове. Сбитый прицел// Эксперт. 2006. № 33 (527). 11 сентября.
  56. М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16. С. 21−39.
  57. Г. Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. XX — XXI вв. Дубна: Феникс +, 2001.
  58. Для борьбы с коррупцией в РФ есть все инструменты // Электронный ресурс. 2007.24 марта, www.expert.ru
  59. С. Мздоимцы в таможенной службе / Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства: Сборник. 2-е изд. М.: Моя Россия- Кучково поле, 2005.
  60. В.И., Исправникова Н. Р. Коррупция: современные подходы к исследованию: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект- Альма Матер, 2009.-С.93−99
  61. Р. Глава Минсоцздрава РФ Михаил Зурабов «Все наше здравоохранение пронизано* коммерческими интересами» // Новые Известия. 2006.21 сентября.
  62. Р. Духовностью по коррупции // Новые Известия. 2006.28 сентября.
  63. Р. Семеро смелых. С коррупцией в России будут бороться другие члены «большой восьмерки» // Новые Известия. 2006.18 июля.
  64. В.М. Преступность в сфере экономической деятельности / В. М. Егоршин, В. В. Колесников. СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 396 с.
  65. В.М., Колесников В. В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд «Университет», 2000
  66. В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. / В. М. Есипов. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997. — 110 с.
  67. Еще раз о коррупции (институциональный аспект // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск. № 481.2006.29 июня.
  68. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
  69. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446−1
  70. И.А. Путь духовного обновления // И. А. Ильин. Путь к очевидности. М., 1993.
  71. В.О., Куликов В. В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 1997.
  72. К. Россию разрушит государственная коррупция // Газета. 2006. № 36 от 03.03.
  73. Как работает Государственная дума? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск. № 537.2006.21 сентября.
  74. О.Н. Собственность и современное российское общество: автореф: дис. канд. экон. наук, — Н. Новгород, 1999, — С. 26.
  75. А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Альфа, 1997.
  76. И.М., Тимофеев JI.M. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000.
  77. А. Общественная палата занялась вымогательством. Издана памятка борца со взятками // Коммерсантъ. 2006. № 181 (№ 3512) от 28.09.
  78. JI.M. Коррупция и деонтологические меры борьбы с продажностью («Бусидо» в Японии) / Коррупция в России: состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции. Вып.2. Московский институт МВД РФ. М., 1998.
  79. B.C., Тимофеева JI.H. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем? // Государство и право. 1997. № 10.
  80. О. Не поднеси ближнему своему Общественная палата учит граждан.грамотно не давать взятки // Газета. 2006. № 176 от 28.09.
  81. Концепция национальной безопасности РФ // Безопасность: Инф. сборник Фонда нац. и междунар. безопасности. 2000. № 1 2.
  82. С. Социальная реальность современной России: Публичная лекция, состоявшаяся 29 апреля 2004 года в клубе ВШ^иа (Москва).
  83. Коррупция — главное препятствие на пути экономического подъема // Пресс-релиз Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр). 2006.22.06.
  84. Т.Н. Теневая экономика в СССР. Вопросы экономики. — 1990. -№ 3.
  85. Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. Вопросы экономики. — 1998
  86. К. Подсказанные тенденции. В выборах на постсоветском пространстве все меньше места остается для демократии // Независимая газета. 2005. № 206 (3603). 26 сентября.
  87. Т. Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России// Вопросы экономики № 9, 1998г
  88. Н.П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности' России (теоретико-методологический подход).- М., 2008
  89. Латов В: В. Экономика преступлений и наказаний: тридцатилетний юбилей. // Истоки. — М., 2000. — Вып. 4. — С. 228−270.
  90. Ю.В. Американское рабство как неотрадиционная экономическая система // Историкоэкономические исследования. 2003. № 2−3
  91. Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики / Ю. В. Латов. М.: МОНФ, 2001. — 344 с.
  92. Ю.В., Ковалев С. Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В: Я. Кикотя- д.э.н., проф. Г. М. Казиахмедова.- М.: Норма, 2006.-С. 14−20
  93. М.И., Цирик М. Л. Математическое моделирование коррупции // Экономика и математические методы. Т. 34. Вып. 4.1998.
  94. Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С. 46−59.
  95. В. Для людей это шоу. Россияне воспринимают политику как развлечение, не влияющее на их жизнь // Новые Известия. 2005.27 декабря.
  96. Малый экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна.-М.: Институт новой экономики, 2000.-С. 1045−1046
  97. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 108
  98. Д. Лекарство от взяток. В России начнут действовать международные правила борьбы с коррупцией // Новые Известия. 2006.10 февраля.
  99. О. Управляй и связывай // Русский журнал. 2006. 4 июля.
  100. Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2001. С. 263−271.
  101. Н.В. Трансформация теневых экономически отношений в экономике рыночной ориентации.- М., 2010.- 12−13- 17
  102. E.H. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.
  103. В.И. Экономика нелегальной миграции в России // Де-москоп Weekly / № 161−162, 7−20 июня 2004 г.
  104. Научный отчет. «Анализ нормативно-правовой базы, касающийся стратегического анализа и мониторинга экономической безопасности Российской Федерации».- М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006.- С.24−32
  105. Национальный Антикоррупционный Совет Российской федерации (http://www.korrup.ru/Index.php?s=l 1 &id=81 &d=&nr=&y=)
  106. А.И. Провал постиндустриальной модернизации. Гегемония номенклатурного класса помешала российскому обществу стать свободным, сложным и динамичным // Независимая"газета. 2006.8 сентября.
  107. Ненужная модернизация. В обществе нет спроса на предлагаемые оппозицией реформы // Коммерсантъ. 2006. № 173-П (№ 3504) от 18.09.
  108. Неформальный сектор в российской экономике.-М.: ИСАРП, 1998. С. 72
  109. И. Автономная приватизация // Коммерсантъ. 2006. № 170 (№ 3501) от 13.09.
  110. С.П. Основное противоречие капитализма и современности.-М.: Мысль, 1974.
  111. В.А. Проблема формирования антикоррупционной политики в России/ Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России (Материалы Всероссийской научной конференции).- М.: Научный эксперт, 2007.- С.534−547
  112. Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Российская газета. 1997. — № 247.
  113. С.А. Проблемы национальной безопасности на муниципальном уровне в условиях переходных социально-политических процессов современной России. / Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. полит, наук. Ростов н/Д: СКАГС, 2005.
  114. П. «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции). Российский экономический журнал, 1996, № № 8−9.
  115. О. Экономическая криминология: проблемы старта. Вопросы экономики, 1990, № 3.
  116. Основы противодействия коррупции (Системы общегосударственной этики поведения) / Под ред. СВ. Максимова и др. М, 2000.
  117. Отчет о социологическом исследовании «Милиционеры о проблемах милиции» // Фонд «Общественный вердикт». 2006.29 марта.
  118. Е.И. «Теневой» сектор и экономический рост. М.: Российская экономическая школа, 1998
  119. Е.А., Шевердяев С. Н. Противодействие злоупотреблению административным ресурсом на выборах. М.:Де Ново, 2005.
  120. В.И. Формирование системы национальной экономической безопасности в условиях рыночной отношений (политэкономический аспект).- Автореф. на соиск. учен. степ, к.э.н М., 2004.-С.27
  121. Ю.С. Политическая культура: Методологический очерк. М, 1996.
  122. Политэкономический словарь. Под ред. Е. Ф. Борисова и др. Изд.2-е.-М.: Политиздат, 1972.- С. 34- 347
  123. В.М. Факторы коррупции // Экономика и математические методы Т. 34. Вып. 3.1998.
  124. Н. Бюджет утаенных возможностей // Независимая газета. 2006.20 сентября.
  125. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. М.: Политиздат, 1990.
  126. Предпринимательство: Учебник под ред. М. Г. Лапусты.- 4-е изд., исп. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2007.- С.21
  127. Преодоление или насаждение насилия в обществе? // Левада-Центр. «Индекс произвола правоохранительных органов» оценки социологов и комментарии правозащитников. М.: Общественный вердикт, 2005.
  128. А. О привычке к коррупции// Эксперт. 2006. № 35 (529). 25 сентября.
  129. Приватизация по-российски/ Под ред. А. Б. Чубайса.- М., 1999.-С.56−67- 137−248
  130. Путь России к коррупции // Коммерсантъ. 2000.20 сентября. С. 2.
  131. В. Теневая экономика в России: изменение контуров (http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55 713 .htm)
  132. В.В. Сетевой мир. Эксперт. № 12 (223) от 27 марта 2000.
  133. В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  134. В.Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей. / Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России (Материалы Всероссийской научной конференции).- М.: Научный эксперт, 2007.- С. 168−177
  135. Российская газета. 20.11.1992.-№ 251.
  136. Российская юридическая энциклопедия. М, 1999.
  137. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России.- М-, 2008.- С.354
  138. Российский статистический, ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России.-М, 2008.-С.341
  139. Ю.И. Культура гражданского противостояния7/ Россия в глобальной политике. 2006. № 2, март — апрель.
  140. Н. Юрий Чайка ищет коррупцию наверху // Российская газета (Федеральный выпуск). 2006. № 4170 от 14 сентября.
  141. Е. Е. Пешко Д.А. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. Гл. 2. Минск,.2000:
  142. Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика.-М., 1994.- 152 с.
  143. С коррупцией борются молча // Электронный- ресурс: 2008.26 мая. www.expert.ru
  144. С чего начинается коррупция? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск. № 474. 2006. 16 июня.
  145. Е. В 2005 году наблюдалась эрозия- демократии- Доклад Международной Хельсинкской федерации // Коммерсантъ. 2006. № 170 (№ 3501) от 13.09.
  146. М.В. Трансформация.системы отношений-собственности в экономике рыночной ориентации / А вторе ф: дис. на соискание уч. степ, канд. экон. наук.- M., 2002.-С. 20−26
  147. А. Казус Лазаренко Отечественной1 элите намекнули на неприятное // Независимая газета. 2006. 29 августа. С. 3.
  148. А., Сатаров Г. «Оппозиции» нет, носильно недовольство. Когда вытоптаны легитимные механизмы* смены государственной власти, растет опасность переворота" // Независимая- газета. 2004. № 179 (3292) от 24 августа.
  149. Д.И. Теневикш Борьба с дельцами теневой экономики / Д. И. Саморуков. Mi, 2007. 237 с.
  150. O.A. Предисловие к сборнику- «Системы общегосударственной этики поведения» / Под ред. Д. Поупа. Mi, 1999.
  151. P.C., Шраер Д. А., Яськова Н. Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной сфере. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  152. . Экономическая преступность, М.: Прогресс, 1997
  153. Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты) // Автореф. дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2001.
  154. Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М.: ООО «Фирма „Хельга“», 2000.
  155. В.И., Смирнов A.A. Теневая, экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России: Учебное пособие. СПб-: Изд-во СПбУЭиФ, 1999.
  156. Д. Национальный проект «Борьба с коррупцией». Правоохранительные органы призваны справиться сами с собой // Независимая газета. 2006.18 сентября.
  157. Г65.Скобликов H.A. Имущественные споры и криминал в современной России. Mi: Дело, 2001. 344 с
  158. И.А. Вторичная занятость, задолженности по заработной! плате, уклонение от налогов и предложение на российском рынке труда. М.: Российская экономическая школа, 1999
  159. Социально-политическая ситуация в России в августе 2006 года // Пресс-релиз Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр). 2006.13.09.
  160. Социально-экономические аспекты коррупции: Проблемно-тематический сборник. М.: ИНИОН РАН, 1998.- С. 20
  161. Старостин А. М- Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. Ростов н/Д: СКАГС, 2003.
  162. С.С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2009- — С.7
  163. Л.М. Институциональная коррупция: Очерки теории. М.: Рос. гос. гумани: ун-т, 2000.
  164. К. Теневая экономика. М.: Экономика, 1991.
  165. Хайек Ф: фон. Конкуренция как. процедура открытия- // Мировая экономикам международные отношения. 1989. № 12. С. 13.
  166. А., Бутрин Д. Счетная палата списала 10 млрд на суету. Росздрав обвиняют во внеконкурсной реализации нацпроекта // Коммерсантъ. 2006- № 118-П.(№ 3449) от 3 107.
  167. Холодный В. И- Философом (ученым) можешь ты не быть, но гражданином быть обязан // Вестник Российского философского общества. 2004. № 1.
  168. Что тормозит реализацию национальных приоритетов? // Финансовые известия. 2006.7 марта.
  169. А.Н. Думая о будущем // Вестник Российского философского общества. 2004. № 1.
  170. А. Как вернуть в Россию миллиарды долларов // Аргументы и факты. 1999. № 38.
  171. A.B. Теневая экономика: Учебное пособие.- М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2000.-С.46−47
  172. Д. Гражданское общество в России — проблематичное, мифичное или просто другое? // Неприкосновенный запас. 2005. № 1 (39).
  173. А.Н. Социальные проблемы перестройки. М.: Экономика, 1989.
  174. А., Эткинд А. Призраки Майдана бродят по России: Превентивная контрреволюция в российской политике // Неприкосновенный запас. 2005. № 5 (43).
  175. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2005.-С.69−71
  176. Экономическая безопасность, производство, финансы, банки / Под ред. акад. В. К. Сенчагова.- М.: Финстатинформ, 1998.- С. 20
  177. Katsenelinboigen A. Coloured Markets in the Soviet Union // Soviet Studies. 1977. Vol. 29. № 1. P. 62−85. P. 62.
  178. Michael I., Adler M. Crime, law and social science. — N.-Y., 1933. — P. 1−2.
  179. Ofer G., Vinokur A. The Soviet Household under the Old Regime: Economic Conditions and Behavior in the 1970's. Camridge: Camridge Univ. Press, 1992
  180. Schneider F. Increasing Shadow Economies All over the World — Fiction or Reality, http://papers.ssrn.com/
  181. Welisz S., Findlay R. Central planning and the «Second economy» in Soviet-type systems, Economic Journal, 1986, v. 96, September, p. 646−658
Заполнить форму текущей работой