Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трудовые ресурсы в условиях перехода к постиндустриальному обществу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными чертами трудовой деятельности в постиндустриальном обществе будут являться: физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, то есть, образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов): из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические и теоретические проблемы исследования трудовых ресурсов
    • 1. 1. Трудовые ресурсы как экономическая категория
    • 1. 2. Структура трудовых ресурсов и ее динамика
  • Глава II. Трудовые ресурсы в условиях информационного общества
    • 2. 1. Интеллектуализация труда в постиндустриальном обществе
    • 2. 2. Качество трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы в условиях перехода к постиндустриальному обществу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Современный этап развития экономики характеризуется высокими темпами научно-технического прогресса, внедрением производства, достижениями научно-технической революции, что существенно изменяет и усложняет техническую базу производства, обогащает содержание труда работника. Непрерывно усложняющийся материальный базис оказывает значительное воздействие на условия функционирования совокупной рабочей силы, предъявляет повышенные требования к ее формированию и ее развитию, выдвигает и настоятельно требует все более глубокого исследования процессов, связанных с совершенствованием структуры совокупной рабочей силы и ее воздействием на развитие общественного производства.

Мировая практика неоспоримо свидетельствует о том, что определяющим условием экономического роста является широкомасштабное создание и применение нового знания, являющиеся результатом интеллектуального труда. Повышение роли последнего в современном обществе предопределено необходимостью удовлетворения многообразных потребностей в качественном обновлении факторов производства, увеличении доли высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

В этой связи первостепенная задача экономической науки и практики хозяйствования — исследование интенсификации производства сквозь призму рабочей силы, человека как объекта и субъекта общественного развития. Именно усиление роли личного фактора является важнейшим направлением стабилизации социально-экономического положения страны. Этот сложный и многоплановый процесс находит свое выражение во всесторонней активизации производственной деятельности человека. Изучению его политико-экономического содержания длительное время уделялось недостаточное внимание, что в значительной степени обуславливалось господством догм и стереотипов. В связи с этим следует упомянуть: во-первых, недоучет, а порой и отрицание в теории и практике хозяйствования противоречия между личным и вещественным факторами производстваво-вторых, игнорирование роли и значения жизнедеятельности конкретного человекав-третьих, сведение интенсивности труда, как правило, к затратам абстрактного, физического труда и на этой основе отрицание закономерности интенсификации использования рабочей силыв-четвертых, неполноценная реализация интеллектуального потенциала, как одного из основных конкурентных преимуществ.

Возникла парадоксальная ситуация, когда одни ученые говорят о неумении и не желании учиться, другие высказывают мнение о том, что наши граждане работают до изнеможения. Разрешить эту ситуацию может лишь тщательное научное исследование.

Теоретический анализ роли трудовых ресурсов в условиях перехода к постиндустриальному обществу, их сущностей и социально-экономического содержания, особенностей и предпосылок развития в новой экономике выступает актуальная научная проблема, имеющая важное народохозяйственное значение, отличающаяся новизной и повышенной практической значимостиью.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Тема трудовых ресурсов давно интересует экономистов. Многие отечественные и зарубежные ученые внесли значительный вклад в исследование этой проблемы: Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, В. Б. Белкин, A.M. Бутенко, Д. Гэлбрейд, Э. Домар, В. А. Жамин, А. Т. Засухин, В. П. Корчагин, А. Э. Котляр, Д. Кейнс, В. В. Кревневич, Е. А. Маневич, В. П. Логинов, А. И. Ноткин, Б. Г. Рубин, В. И. Рыбин, Е. И. Рузавина, П. Самуэльсон, А. Г. Сичкарев, Б. Л. Цыпин, Т. С. Хачатуров, И. С. Шаршов, И. А. Ягодкина и другие. Были подробно рассмотрены факторы, пути, инвестиционный механизм интенсификации, взаимосвязи с научно-техническим прогрессом, разработаны системы регионально-отраслевой интенсификации экономики. Довольно точно в них рассмотрены вопросы производства и воспроизводства рабочей силы, характер труда.

Вместе с тем многие аспекты анализа трудовых ресурсов и их совершенствования изучены недостаточно, в незначительной степени исследовано социально-экономическое содержание данной категории, факторы, обуславливающие развитие трудовых ресурсов, противоречия их развития, отношения по поводу совершенствования. В аспекте конкретного человека трудовые ресурсы почти не изучались. Традиционно считалось, что эффективность рабочей силы неуклонно повышается, а возникающие проблемы носят субъективный, организационный характер.

Несмотря на выявленный научный интерес к данной теме не решены многие принципиальные вопросы, связанные с раскрытием объективной основы и сущности трудовых ресурсов, учитывая особенности их развития в новой экономике России.

Стереотипное понимание использования и воспроизводства трудовых ресурсов ведет на практике к обострению противоречия между рабочей силой и средствами производства. Негативные моменты функционирования работоспособности становятся хроническими, не поддающимся организационному воздействию. Официальный недостаток работников, с одной стороны и значительная доля фактически не занятой рабочей силы — с другой, убыточность труда многих тружеников, углубляющийся разрыв между статистическими данными о профессионально-квалификационном уровне работников и реальным состоянием, уравниловка в оплате труда превратила рабочую силу из мобильного фактора производства в консервативный, лишив людей возможности работать творчески, выявлять и внедрять передовое и новое.

В результате многочисленные достижения науки и техники сводятся на нет, замедляется и нарушается воспроизводственный цикл, падает эффективность производства.

Возрастающее значение совершенствования трудовых ресурсов в решении задачи ускорения социально-экономического развития страны, с одной стороны, и недостаточная степень разработанности ряда важнейших теоретических вопросов совершенствования трудовых ресурсов, с другой стороны, предопределяли выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данной работы является исследование направлений изменения трудовых ресурсов в условиях постиндустриального общества, выявление экономических основ повышения их качества в России.

В соответствии с целью работы основными исследовательскими задачами является:

— определить трудовые ресурсы как экономическую категорию, выявить ее сущность и содержание;

— раскрыть социально-экономическое содержание структуры трудовых ресурсов и выделить на этой основе направления интеллектуализации труда;

— определить характер взаимосвязей процессов интеллектуализации труда и роста качества рабочей силы;

— выявить содержание информационной деятельности человека и показать воздействие ее на изменение трудовых ресурсов;

— обобщить передовой отечественный и зарубежный опыт развития интеллектуализации труда и на его основе определить направления повышения качества трудовых ресурсов России.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования являются экономические связи и соотношение, возникающие в процессе изменения трудовых ресурсов под воздействием перехода к постиндустриальному обществу.

Объектом исследования выступают трудовые ресурсы России. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой социально-экономической мысли, положение диалектического материализма.

Были изучены исследования отечественных экономистов по вопросам использования и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов, их совершенствования. Использованы официальные материалы.

Диссертационное исследование основывается на диалектико-материалистическом методе познания, последовательно используемом в анализе структуры трудовых ресурсов.

Научное обоснование и анализ закономерностей развития трудовых ресурсов — дело сложное, так как предполагает кардинальный пересмотр традиционных взглядов, и наглядно затрагивает жизнь граждан с их материальными, сенсорными, социальными и другими запросами. В свое время высказывалось мнение вообще об отсутствии рабочей силы при социализмесоответственно и ненужности ее исследования. Поэтому большим шагом вперед стало выделение места и внимания человеку как цели и фактору производства. Теоретическое положение о рабочей силе как объективном явлении любого общества составляет важнейшую основу настоящей работы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Информационной базой исследования послужили материалы российской и областной статистики, представленные в периодической печати, статистические данные Госкомстата, обобщенные данные специалистов, изучающих проблемы трудовых ресурсов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем:

— уточнена сущностная трактовка категории «трудовые ресурсы»;

— дано обоснование основных экономических способов совершенствования структуры трудовых ресурсов;

— углубленно представление о динамике развития структуры трудовых ресурсов в условиях перехода к постиндустриальному обществу;

— выявлено влияние интеллектуализации труда на уровень развития трудовых ресурсов;

— обоснована активная роль государства в повышении качества трудовых ресурсов в условиях перехода к постиндустриальной экономике- - обобщен зарубежный опыт совершенствования трудовых ресурсов в условиях перехода к постиндустриальному обществу;

— показаны основные направления влияния совершенствования структуры трудовых ресурсов на их качество в обществе переходного периода в целом.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Теоретическая новизна исследования обусловила практическую значимость работы. Полученные в работе результаты могут быть применены в практической деятельности предприятий при составлении планов социально-экономического развития, при аттестации рабочих мест. Результаты исследования могут быть применены при разработке концепций и программ использования трудовых ресурсов в постиндустриальном обществе, а так же методик о гибкой занятости рабочей силы.

Выводы, к которым пришел автор в результате диссертационного исследования, могут быть использовании в преподавании курса экономической теории.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Диссертация выполнена на кафедре экономической теории и мировой экономики Воронежского государственного университета. Основные положения, изложенные в диссертационной работе докладывались на внутривузовских конференциях в ВГУ и РГТЭУ «Актуальные проблемы экономики предпринимательства» (Воронеж, 25 апреля 2001 г., 30 апреля 2002 г., 23 мая 2003 г.). По результатам диссертации опубликовано 8 научных трудов.

Цель, задачи и методология исследования определили структуру работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка основной литературы из 200 наименований. В диссертации приведено 13 таблиц.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1 .В диссертационном исследовании осуществлен анализ существующих в экономической теории методологических подходов исследования трудовых ресурсов в постиндустриальном обществе.

Трудовые ресурсы — всеобщая экономическая категории, то есть имеет место во всех способах производства. Отличие состоит лишь в качественных и количественных характеристиках на различных этапах развития человеческого общества. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между обществом, трудовым коллективом и отдельным индивидом по поводу производства, распределения, обмена, перераспределения и использования сформированной трудоспособности.

2.В связи со становлением рыночных отношений, движение трудовых ресурсов включает в себя следующие фазы воспроизводства: процесс формирования трудовых ресурсовпроцесс движения трудовых ресурсовпроцесс распределения и обмена трудовых ресурсов) процесс использования трудоспособного населения.

3. Воспроизводство трудовых ресурсов выступает в двух типах: экстенсивном и интенсивном. Первый тип означает увеличение численности трудовых ресурсов в стране на отдельных территориях, второй — повышение качества трудовых ресурсов.

4. Общественный труд состоит из бесчисленного количества операций творческого, полушаблонного и шаблонного типа. Соотношение творческого, шаблонного и полушаблонного труда в масштабе народного хозяйства — свидетельство экономической и социальной зрелости общества.

5. Постиндустриальное общество — это общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов. Постиндустриальное общество определяется как такое, где процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляя их от рутинной работы, обеспечивая высокий уровень автоматизации производства. При этом изменяется и само производство — продукт его становится более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

6. Продукты осознанной человеческой деятельности, как овеществленные, так и неовеществленные, могут быть сравнимы друг с другом по единому общему основанию. Все они (товары, услуги, специалисты, научное знание) являются предметными носителями воплощенной в них информации. Целесообразная трудовая деятельность по своему содержанию представляет собой, прежде всего, деятельность информационную, а трудовые затраты могут быть представлены в виде определенным образом закодированной в продуктах и результатах труда информации, которая может быть выражена количественно и в соответствующих единицах. Это позволяет поставить вопрос о разработке методологических принципов измерения совокупных затрат и результатов производства в универсальных информационных единицах, то есть разработки информационной теории ценности (стоимости).

7. Процесс интеллектуализации общественного труда идет по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, под влиянием требований экономики изменяются сущность и принципы образования. Происходит его дальнейший общий рост и выравнивание уровня по отраслям и профессиям за счет подтягивания «малообразованных» отраслей и профессий к «передовым».

Во-вторых, растущая интеллектуализация труда и широкое привлечение трудящихся к развитию производства постепенно коренным образом меняют содержание трудовой деятельности как таковой.

8. Основными чертами трудовой деятельности в постиндустриальном обществе будут являться: физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, то есть, образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов): из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населенияповысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикамвстанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных группвозникнет серьезная опасность «роботизации» человека, занятого информационным трудом.

9. Созданию в России экономики современного типа и конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности неизбежно будет способствовать политика интеллектуализации общественного труда. Ее важнейшими направлениями являются: постепенное освобождение народного хозяйства от неквалифицированной рабочей силывыравнивание общего образования трудовых ресурсов и повышение его в среднем до уровня младшего колледжа (техникума) — утверждение в системе образования и подготовки кадров принципам индивидуального развития личностиширокое распространение в экономике характерных для творческой деятельности методов и форм организации и стимулирования труда.

10. Анализ современной экономической практики позволил выявить факторы, сдерживающие развитие отношений интеллектуальной собственности, В их числе: низкая инновационная активность российских предприятий, вывоз интеллектуальной собственности за рубеж, слабое воздействие государства на процессы функционирования интеллектуальной собственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об авторском праве и смежных правах: Федер. Закон от 9 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФФ и Верховного Совета СССР. — 1995. № 32. — Ст. 1242 И Собр. законодательства Рос. Фед. — 1995. — № 30. -Ст. 2866.
  2. Об информации, информатизации и защите информации: Федерал. Закон от 20 февраля 1995 г. // Собр. законодат. Рос. Фед. 1995. — № 8. — Ст. 609.
  3. А.Н. Власть, наука, общество. Систем гос-ой поддержки научно — техничесчкой деятельности: опыт США / А. Н. Авдулов, Л. М. Кулькин. —М.: Экономика, 1994. 284с.
  4. В.В. Рациональное использование ресурсов / В. В. Адалчук. М.: Знание, 1985.-С. 152.
  5. Д.Д. О качестве рабочей силы при социализме. / Д.Д. Айтуга-нова // Вопросы финансов и финансы отраслей народного хозяйства. М.: МФИ, 1978.-С. 118−128.
  6. Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров / (под ред. Р.Ф. Жукова). Л.: Лизи, 1990.-С. 184.
  7. Н.С. Моделирование трудовых ресурсов и непроизводственной сферы / Н. С. Аликариев. Ташкент: Фан, 1977. — С. 96.
  8. И.Д. Подготовка квалифицированных рабочих кадров / И. Д. Алкин. -М.: Изд-во МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1973. С. 26.
  9. Анализ трудовых показателей / (под ред. П.Ф. Петроненко). — М.: Экономика, 1989.-С. 102.
  10. О.П. Человеческий фактор в социалистическом производстве / О. П. Апостолов. Ташкент: Узбекистан, 1986. — С. 175.
  11. И.В. Рынки технологии в мировом хозяйстве / И. Е. Артемьев. -М.: Наука, 1992. 220 с.
  12. В.Т. Научно-техническая революция, управление, образование / В. Т. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1972. 431 с.
  13. Д.Т. Личность и труд / Д. Т. Ахмедли. Баку: Азурнешр, 1981. -167 с.
  14. И.Ф. Управление трудовыми ресурсами в новых условиях хозяйствования / И. Ф. Байдюк. М.: Знание, 1989. — С. 62.
  15. А.И. Рабочая сила и трудовые ресурсы в условиях развитого социализма / А. И. Барабанов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 71 с.
  16. Т.А. Высвобождение рабочей силы и улучшение ее исользова-ния при социализме / Т. А. Бараненкова. М.: Наука, 1974. — 174 с.
  17. Батышев С .Я, Подготовка рабочих кадров / С. Я. Батышев. М.: Экономика, 1984.-247 с.
  18. Л.А. Экономические и социальные проблемы развития производительности силы труда в условиях технического прогресса / Л. А. Белашов. — Киев: Наукова думка, 1975. 150 с.
  19. В.Б. Профессиональное разделение труда и подготовка рабочих кадров в СССР / В. Б. Белкин. М.: Высшая школа, 1996. — 360 с.
  20. Е.В. Человеческий фактор общественного производства / Е. В. Белкин. М.: Мысль, 1989. — 176 с.
  21. A.M. Трудовые ресурсы СССР / A.M. Белов. М.: Просвящение, 1980.-128 с.
  22. Л.М. Научно-техническая революция и развитие личности / Л. Н. Белов. Л.: Знание, 1974. — С. 35.
  23. М.А. Интеллектуальная собственность в России: проблемы использования и правовой защиты / М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3. — С. 4−19.
  24. М.А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения / М. А. Бендиков, Е. В. Джамай // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 4−22.
  25. А. Научно-техническая революция и инженерное образование / А. Блажей. М: ВИ, 1988. — 284 с.
  26. JI.C. Качество работы: роль человеческого фактора / Л. С. Бляхман, В. Ж. Сидоров. -М.: Экономика, 1990. 191 с.
  27. Л.С. Экономика научно-технического прогресса / Л. С. Бляхман. -М.: Высшая школа, 1979. 272 с.
  28. Л.С. НТР, рабочий класс, интеллигенция / Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан. М.: Политиздат, 1973. — 320 с.
  29. Д.П. Активизация человеческого фактора и эффективность тру-да/Д.П. Богиня. Киев: Наукова думка, 1990. — 317 с.
  30. Г. И. Эффективное"использование" трудовых ресурсов в условиях ускорения научно-технического прогресса / Г. И. Бочкарев. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. 161 с.
  31. В.М. Технический прогресс и творческий труд / В. М. Бузуев. -М.: Профиздат, 1978. 63 с.
  32. A.M. Противоречия периода перехода к рыночной экономике / A.M. Букреев, С. М. Букреев, С. И. Воронин // Научно-практический вестник «Энергия». 1991. -№ 6. — С. 33.
  33. A.M. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений / B.C. Буланов. — М.: Высшая школа-, 1993.-153 с.
  34. В.П. Наука и инженерная деятельность / В. П. Булатов. Л.: Экономические науки, 1987. — 112 с.
  35. A.M. Воспроизводство квалифицированной рабочей силы в сельском производстве / A.M. Бутенко. М.: Экономика, 1970. — 157 с.
  36. Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образовани-ем/Н.Ю. Бутенко. Киев: Изд-во при Киевском ун-те, 1990. — 133 с.
  37. А. Экономика образования и образование экономистов (опыт ФРГ)/А. Бухвалов // Экономические науки. 1991. — № 2. — С. 114−122.
  38. И. Современный капитализм: развитие трудовых ресурсов творческого типа / И. Бушмарин // МЭМА 1990. — № 2. — С. 45−49.
  39. Д.И. Изучение народонаселения: вопросы методологии / Д.И. Ва-лентей. М.: Изд-во МГУ, 1987. -154 с.
  40. Е.Д. Развитие творческого мышления рабочего в коллективной рационализаторской деятельности / В. Д. Варнакова. М.: Высшая школа, 1974.-102 с.
  41. Ю. Структура и мобильность рабочей силы / Ю. Вениге, Е. Йоша, JI. Дьетван. -М.: Экономика, 1998. С. 24.
  42. Т.С. Трудовые ресурсы Всеобщая экономическая категория. Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономическое исследование / Т. С. Вечканов, В. Т. Пуляев. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. -С. 6−24.
  43. Н.Ф. Научно-техническая революция и развитие работни-каУН.Ф. Водолазская // Интенсификация социального производства. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1978. — С. 3−17.
  44. М.И. Мотивационный механизм формирования трудовой активно-сти/М.И. Воейков. М.: ИЭРАН, 1988. — 160 с.
  45. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. СПб.: Знание, 1994. -112 с.
  46. С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий / С. А. Войтовец. Киев: Наукова думка, 1989. — 143 с.
  47. А.И. Эффективность общественного производства и трудовые ресурсы / А. И. Волгин. М.: Изд-во стандартов, 1980. — 112 с.
  48. Г. Н. Человек и научно-техническая революция / Г. Н. Волков. М.: Политиздат, 1972. — 128 с.
  49. Ф.Ж. Экономические основы всестороннего развития личности / Ф. М. Волков, Е. И. Рузавина. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 216 с.
  50. Вопросы планирования потребности в специальностях: Сб. науч. тр. М.:1. НИИВШ, 1985.-158 с.
  51. В.К. Труд на пороге 3-го тысячелетия: труд и НТР: политико-экономический аспект / В. К. Врублевский. Киев: Политиздат Украина, 1980.-450 с.
  52. В. Выживет образование выживет страна / В. Виноградов // Рос. Газ. — 1994. — 18 мая. — С. 4.
  53. А. Связь высшего образования и произ-ва в странах запада / А. Галаган // Экономические науки. 1991. — № 3. — С. 104−109.
  54. A.A. Основные проблемы экономики образования / A.A. Глухов // Экономические науки. 1975. — № 3. — С. 88−96.
  55. H.A. Экономика трудовых ресурсов / H.A. Горелов. М.: Высшая школа, 1989. — 207 с.
  56. A.C. Беседы по научно-технической революции / A.C. Гусаров, В. В. Радаев. М.: Политиздат, 1977. 192 с.
  57. Детерминанты и последствия демографических тенденций. Новое краткое изложение результатов исследований о взаимоотношений демографических, экономических и социальных факторов / Нью-Йорк, 1975. Т. 1, Ч. 2. 1−9. ООН (ST/SOA, Ser/A/SO). — 1772 с.
  58. Т.Б. Человек в мире техники и техника в мире человека/Т.Б. Длугая. М.: Политиздат, 1978. — 112 с.
  59. A.M. Совмещение профессий: уровень развития и С. 100−104.
  60. A.M. Техника и труд: вчера, сегодня, завтра / A.M. Добрусин. -М.: Наука, 1988.-174 с.
  61. М.И. Формирование и использование трудового потенциа-ла/М.И. Долишний. Киев: Наукова думка, 1978. -260 с.
  62. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П.Ф. Дру-кер. М.: Экономика, 1992. — 352 с.
  63. Н.И. Социальные проблемы научно-технической революции / Н. И. Дряхлов. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 192 с.
  64. Дисциплина труда. Социально-экономические резервы повышения эффективности использования рабочей силы. М.: Наука, 1992. — 103 с.
  65. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений / С. А. Дятлов. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-т экономики и финансов 1992. — 116 с.
  66. JI.H. Экономическая роль общеобразовательной подготовки трудовых ресурсов / Л. Н. Евдокимова. -М.: Экономика, 1983. 127 с.
  67. В.Я. Воспроизводство общества и человека / В. Я. Ельмеев. М.: Мысль, 1988.-235 с.
  68. В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества / В. Я. Ельмеев. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1999. -139 с.
  69. Т.М. Интеллектуальная собственность как важнейший фактор современности / Т. М. Епихина // Проблемы сохранения, развития и использования интеллектуального потенциала: Сб. науч. тр. Волгоград, 1997. — 178 с.
  70. B.C. О национальных проблемах подготовки высококвалифицированных кадров / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. -№ 2. С. 3−7.
  71. В.А. Эффективность квалифицированного труда / В. А. Жамин, Г. А. Егиазарян. М.'Экономика, 1968. -231 с.
  72. В.А. Экономика и образование/В.А. Жамин, C.JI. Костанян. М.: Просвещение, 1970. — С. 48.
  73. В.А. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе / В. А. Жамин. М.: Просвещение, 1979. — 184 с.
  74. В.Н. Планирование развития высшего образования / В. Н. Жильцов, В. Т. Ляляев. М.: Просвещение, 1977. — 84 с.
  75. М.Т. Общая теория экономики (основания, контуры, пробле-мы)/М.Т. Завельский // Системные исследования. Методические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1999. С. 132−159.
  76. М.Ш. К теории вопроса о квалификации рабочих / М. Ш. Закирова U Социально-экономические проблемы рабочей силы при социализме. JL: Изд-во ЛГУ, 1972. — С. 121−122.
  77. И. Безработица: зло и благо / И. Заславский // Человек и труд. -1993 № 3.-С. 6−11.
  78. М.С. Трудовые ресурсы СССР и их использование / М. С. Зелтынь. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1974. — С. 56.
  79. Е.А. Механизм управления повышением качества способностей человека к труду / Е. А. Золотарева // Системное моделирование социально-экономических процессов: сб. науч. тр. Воронеж, 1998. — С. 87.
  80. Р.К. Изменение характера и содержания труда на современном этапе развития социализма/Р.К. Иванов. М.: Наука, 1987. — 217 с.
  81. Н.П. НТР и проблемы структуры рабочей силы / Н. П. Иванов.-М.: Наука, 1982.-С. 312.
  82. H.A. Трудовой потенциал промышленного предприятия / H.A. Иванов. Саратов.: Изд-во Сарат. Ун-та 1988. — 251 с.
  83. B.JI. Пределы «догоняющего развития / B.JI. Иноземцев. М.: Экономика, 2000. — 295 с.
  84. В.Л. На рубеже эпох: Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В. Л. Иноземцев. М.: Экономика, 2003. — 730 с.
  85. В.Л. К теории постэкономической общественной формации / B.JI. Иноземцев. М.: Таурус, 1995. — 330 с.
  86. Иноземцев B. JL Проблемы постсоциалистических экономик / В. Л. Иноземцев // Свободная мысль. 1997. -№ 6. — С. 20−29.
  87. В.Л. За пределами экономического общества / В. Л. Иноземцев. — М.: Наука, 1998. С. 640
  88. В.Л. Расколотая цивилизация / В. Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999.-690 с.
  89. В.Л. Социально-экономические проблемы XXI века / В. Л. Иноземцев /М.: Наука, 1999 340 с.93гКалмыков H.H.» Научно-технический прогресс и развитие новьпгкачеств работника / В. Н. Калмыков. Минск: Наука и техника, 1976. — 69 с.
  90. В.П. Трудовые ресурсы в условиях научно-технической революции /В.П. Карганин. М.: Экономика, 1974. — 97 с.
  91. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д.Карнеги.- Алма-Ата: Ана тип 1991. С. 38.
  92. Н. Правовая охрана и лицензирование ИС в России / Н. Карпова // Интеллектуальная собственность. 2000. — № 9. — С. 13.
  93. М. Информационная эра: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 450 с.
  94. Качество трудового потенциала / (под ред. М.И. Долишний). Киев: Науко-ва думка, 1986. — 228 с.
  95. Дж. Совокупный капитал США и его функционирование / Дж.Кендрик. М.: Прогресс, 1976. — С. 115.
  96. М.А. Подготовка рабочих кадров в условиях научнотехнической революции / М. А. Ковригин. М.: Профиздат, 1981. — 128 с.
  97. Т.П. Труд — первооснова социалистического образа жизни / Т. П. Козлова. М.: Знание, 1987. — С. 180.
  98. В.В. Использование трудовых ресурсов в условиях научно-технического прогресс, а / В. В. Колесников. JL: ЛДНТП, 1985. — 27 с.
  99. Н.Д. Рабочая сила в системе экономических отношений социализма / Н. Д. Колесников // Социально-экономические проблемы рабочей силы при социализме. Д.: ЛГУ, 1972. — С. 3−9.
  100. Е.К. Изменение содержания и характера труда в условиях развитого социализма / Е. К. Кондракова. Л.: Изд-во Спб. гос. ун-та, 1982. — С. 83.
  101. .И. Социальные проблемы развития трудовых ресурсов/Б.И. Кононенко. — Ташкент: Узбекистан, 1982. 192 с.
  102. И.Т. Совершенствование качественных свойств совокупного работника / И. Т. Корогодин // Проблемы воспроизводства рабочей силы при социализме: Сб. науч. тр. Воронеж, 1984. — С. 51−54.
  103. И.Т. Взаимосвязь качества труда с его сложностью и интенсивностью / И. Т. Корогодин // Социально-экономические проблемы труда в условиях интенсификации производства: Сб. науч. тр. Воронеж, 1987. — С. 88−95.
  104. Л.П. Трудовые ресурсы и их использование / Л. П. Королев. — М.: Московский рабочий, 1982.- 141 с.
  105. В.П. Трудовые ресурсы в условиях научно-технической революции / В. П. Корчагин. М.: Экономика, 1974. — 167 с.
  106. В.Г. Труд: ресурсы и эффективность использования / В.Г. Коста-ков. М.: Политиздат, 1986. — 91 с.
  107. Костин J1.A. Кардинальное повышение производительности труда/JI.А. Костин. М.: Профиздат, 1986. — 271 с.
  108. Л.А. Международная организация труда / Л. А. Костин. М.: Экзамен, 2002. — 415 с.
  109. В.М. Закон перемены труда: вопрос теории практики в условиях перехода к рыночной экономике / В. М. Костриченко. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. 74 с.
  110. А.Э. Проблемы регулирования перераспределения рабочей си-лы/А.Э. Котляр, В. В. Трубин. -М.: Экономика, 1978. 167 с.
  111. В.В. Влияние научно-технического прогресса на изменение структуры рабочего класса СССР. Итоги и перспективы /В.В. Креневич. -М.: Наука, 1971.-391 с.
  112. Л.В. Качество труда: факторы роста / Л. В. Кривенко. — Харьков: Основа, 1990. 147 с.
  113. Н.В. Повышение квалификации работников как фактор интенсификации производства / Н. В. Кропотов // Интенсификация социалистиче-скиго производства. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1978. — С. 85−86.
  114. М.Я. Потенциал трудового коллектива / М. Я. Крупник. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1986. — 93 с.
  115. В.И. Основное звено экономики: условие и стимулы саморазвития / В. И. Кузнецов. М.: Профиздат, 1989. — 197 с.
  116. Н.К. Подъем культурно-технического уровня рабочих закономерность развития социального производственного коллектива / Н. К. Кузнецов, А. Е. Катаев // Вопросы теории трудового коллектива. — Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та., 1978. — С. 3−16.
  117. М.С. Рабочая сила в условиях социализма и перспективы ее развития / М. С. Кукушкин // Социально-экономические проблемы рабочей силы при социализме. СПб.: Изд-во. СПб. гос. ун-та, 1972. — С. 9−12.
  118. С. Роль интеллектуального капитала в экономическом росте будущего / С. Ленская. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. 1997. — С. 27.
  119. П.П. Научные основы использования трудовых ресурсов / П. П. Литвяков. М.: Мысль, 1969. — 295 с.
  120. Л.Д. Всеобщая занятость и разделение труда и формы производства развитого социализма (методология и теория) / Л. Д. Логвинов. Ярославль: Изд-во Ярослав, гос. ун-та, 1976. — 172 с.
  121. В.А. Научно-техническая рев-ция и развитие человека как производительной силы / В. А. Ляхович // Научно-техническая рев-ция и формирование нового человека. Минск: Беларусь, 1978. — С. 11−65.
  122. Л.М. Сокращение ручного труда важная экономическая и социальная задача / Л. М. Маклюков // Лесная промышленность. — 1983. — № 8. -С. 3.
  123. Л.Д. Квалификация работников социального производства и их экономическое образование / Л. Д. Маклюшкина, Н. С. Петров // Вопросы экономического образования и воспитания. Челябинск: Изд-во ИЛИ, 1977. — С. 40−45.
  124. Н.В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия / Н. В. Марков. М.: Политическая лит-ра, 1973. — С. 8.
  125. Н.В. Социалистический труд и его будущее: некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической революции / Н. В. Марков. — М.: Политиздат, 1976. 143 с.
  126. К. Капитал. Критика политической экономики. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч.: в 23 т. М.: 1955. — Т. 23. — С. 1−784.
  127. В.А. Социалистическое воспроизводство: политэкономическоеисследование / В. А. Медведев. М.: Экономика, 1981. — 328 с.
  128. H.H. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев .- М.: Аграф, 1998.1. С. 153.
  129. И. Индивид, личность, постиндустриальное общество / И. Ми-рошник, Е. Гаврилин // Свободная мысль. 1996. — № 7. — С. 115.
  130. H.H. Социализм разумные потребности личности / H.H. Михайлов. М.: Политиздат, 1982. — 191 с.
  131. H.H. Расставание с простотой / H.H. Моисеев.- М.: Аграф, 1998. -С. 153−159.
  132. В.М. Проблема подготовки рабочих кадров / В. М. Москович. -М.: Знание, 1974. С. 63.
  133. Научно-техническая революция и национальные процессы / (под ред. О.И. Шкаратан). М.: Наука, 1987. — С. 236.
  134. Научно-техническая революция и особенности социального развития в современную эпоху / (под. ред. С.И. Никишова). М.- Изд-во МГУ, 1974. — С. 241−247.
  135. Р. Проблема измерения экон-ой эффективности информа-ции/Р. Нижегородцев // Рос. экон. журнал. 1995. — № 2. — С. 63−66.
  136. A.A. Совокупная раб. сила и закономерность ее развития/А.А. Ну-гаев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1975,246 с.
  137. М.А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общ-ва / A.A. Нугаев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 293 с.
  138. A.A. Совершенствование качественного состава рабочей силы / A.A. Нугаев // Проблема воспроизводства рабочей силы при социализме: сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1984. — С. 96−98.
  139. O.K. Социальные аспекты формирования структуры совокупного работника в развитом социалистическом обществе / О. К. Павлова // Вестник Харьковского Университета. 1983. № 289. — С. 56−61.
  140. H.A. Эффективное использование трудовых ресурсов в промышленности / H.A. Пантелеев Киев: Наукова думка, 1989. — 215 с.
  141. П.Ф. Влияние научно-технического прогресса на содержание и организацию труда / П. Ф. Петроченко. М.: Мысль, 1975. -229 с.
  142. Н.И. Формирование квалификационных рабочих кадров / Н. И. Пилипенко. -М.: Экономика, 1982. 175 с.
  143. Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции: сб. науч. тр.-М.: НИИВО, 1992.-211 с.
  144. Проблемы подготовки квалифицированных рабочих на современном этапе: сб. науч. тр. М.: Центр научно-исслед. лабор., 1986. -154 с.
  145. Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономическое исследование. СПб.: ТООТК. «Петрополис», 1995. -187 с.
  146. Российские статистические ежегодники 1999−2003.
  147. .Г. Воспроизводство рабочей силы высшей квалификации / Б. Г. Рубин. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов гос. ун-та, 1975. -140 с.
  148. Е.И. Занятость в условиях интенсификации / Е. И. Рузавина. М.: Статистика, 1975. — 124 с.
  149. Е.И. Экономические формы рабочей силы при социализме / Е. И. Рузавина. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 142 с.
  150. Рынок труда / В. С. Буланова и др. М.: Наука, 2000. — С. 82.
  151. Т.В. Трудовые ресурсов и эффективность производства / Т. В. Рябушкин, А. З. Дадашев. М.: Знание, 1981. — С. 8.
  152. Э.Р. Социально-экономические проблемы управления рабочей силой при социализме / Э. Р. Саруханов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 144 с.
  153. Л.С. Структура занятости и эффективностя производства / Л. С. Сбытова. М.: Наука, 1982. — С. 174.
  154. В.В. Политэкономические проблемы воспроизводства рабочей силы при социализме / В. В. Семененко. М.: Наука, 1982. — С. 36.
  155. М.А. Социальные функции труда в условиях совершенствования социализма / М. А. Слюсарянский. Красноярск: Изд-во Краснояр-ого гос. ун-та, 1988. — 180 с.
  156. И.Ф. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях развитого социализма / И. Ф. Сорокина. М.: Высшая школа, 1979. — 134 с.
  157. Социально-экономические проблемы развития первой производительной силы социалистического общества / под ред. М. Д. Плинева. Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1978. — 180 с.
  158. Социальные проблемы труда в условиях интенсификации производства (под ред. И.С. Шаршова): сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 1987.- 116 с.
  159. Статистический анализ в экономике / (под ред. Г. Л. Громыко). М.: Изд-во МГУ, 1992. -134 с.
  160. С.Г. Проблемы экономики труда / С. Г. Струмилин. М.: Наука, 1982.-471 с.
  161. Труд в условиях научно-технического прогресса.: Сб. науч. тр. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1988. С. 15.
  162. Т. Качественное совершенствование трудовых ресурсов и подготовка специалистов / Т. Тапимуратов. — Ташкент: Мехнат, 1989. 237 с.
  163. О. Будущее труда. Новая технократическая волна на Западе / О.Тоффлер. М.: Наука 1986. — 461 с.
  164. Труд в условиях научно-технического прогресса: Сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1988. — С. 35.
  165. Трудовые ресурсы и научно-техническая революция / (под ред. К.И. Микульского). — М.: Мысль, 1974. 246 с.
  166. Трудовые ресурсы, проблемы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов России: сб. науч. тр. -М.: ЦНИИЛТР, 1987. 159 с.
  167. Труд-ые ресурсы. Трудовая активность населения: проблемы, пути развития: сб. науч. тр. М.: ЦНИИЛТР, 1988. — 171 с.
  168. Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства / Э. А. Уткин. М.: Московский рабочий, 1986. — 173 с.
  169. В.Д. Человек, рабочая сила, интенсификация / В. Д. Фетисов. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1993. 104 с.
  170. В.А. Человек, труд, машина в усл-ях развитого социализма / В. А. Фомин. Минск: Высшая школа, 1976. — 128 с.
  171. Г. Я. Научно-технический прогресс и производительность труда / Г. Я. Фролов. М.: Прогресс, 1985. — 213 с.
  172. И.Т. Перспектива человека / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1979. -336 с.
  173. Ю.И. Актуальные проблемы экономич-ой теории / Ю. И. Хаустов, В .П. Павленко. -М.: Высшая школа, 1997. 307 с.
  174. Ю.И. Человеческий фактор в постиндустриальном обществе / Ю. И. Хаустов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2000.-С.13.
  175. Ю.И. Инновационный процесс в системе общественных отношений / Ю. И. Хаустов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. — С. 29.
  176. Ю.И. Контуры социально-экономического развития общетва в 21 в. / Ю. И. Хаустов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2002. — С. 23.
  177. A.B. Интеллектуальная активность как фактор экономич-ого рос-та/А.В. Хоботов, JI.C. Шаховская // Проблемы сохранения, развития и использования интеллектуального потенциала: сб. науч. тр. Волгоград, 1997. -С. 11−13.
  178. .Л. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социализма / Б. Л. Цыпин. М.: Наука, 1978. -168 с.
  179. Ф.И. Государство и экономика / Ф. И. Шамхалов. М.: Наука, 1999. —414 с.
  180. И.С. Воспроизводство рабочей силы при социализме / И.С. Шар-шов. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1977. -171 с.
  181. И.С. Трудовые ресурсы и пути их рационального использова-ния/И.С. Шаршов. Воронеж: Коммуна, 1981. — С. 31.
  182. О.И. Рациональное использование трудовых ресурсов неотложная задача / О. И. Шафранова. — М.: Статистика, 1980. — 78с.
  183. Л.С. Мотивация труда в переходной экономике / Л. С. Шаховская. Волгоград: 1996. — 358 с.
  184. В.И. Методологические проблемы исследования современной научно-технической революции и формирование нового человека/В.И. Шинкарук // Вопросы философии. 1975. — № 7. — С. 15.
  185. И.А. Воспроизводство рабочей силы при социализме / И. А. Ягодкина. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  186. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы /Ю.В. Яковец // Вопросы философии. 1997. — № 1.
  187. Ф. Экономические рукописи / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр.соч.: в 46 т. М.: 1955. — Т. 46. — ч. 2. — С. 213, Т. 21. — С. 35.192.3America in perspective. Major Trends in the United States Through the 1990 s. Boston, 1986, P. 14.
  188. Education. Income and Capital / P Nelson — New York — London, 1970. — 127 P
  189. Bainbridge D. I. Intellectual Property. Second Edition. London, Pitman Publishing, 1994.-510 p.
  190. Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talant, Intel en-gence and Knowledge as Worldwide Economic Force and what it Means to Managers and Investors. N.Y., 1991. — 116 p.
  191. Gauet S. Responding to change//Researsh Tehnology Management. — 1994. -Vol.37. -№ 3.
  192. Mincer J. The production of Human Capital and the Lifecycle of Earnings- Variations on a Theme / J. Minser. Working paper of the NBER, № 4838, Aug. 1994.
  193. Reeve A. Property. L.- Basingstoke: Macmillan, 1986. — X. — 204 p.
  194. Shults T. Investment in Human Capital / T. Shults. № / 4., London, 1971 / p. 26−28.
Заполнить форму текущей работой