Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-культурологическая интерпретация крестьянского сознания: Методологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Феномен духовной жизни крестьянства, крестьянской ментальности в последние десятилетия в мировой и отечественной философской и социально-гуманитарной мысли занимает значительное место, что связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, в современных развитых индустриальных и постиндустриальных обществах на фоне многократного сокращения численности крестьянства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Крестьянская ментальность как предмет философско-культурологических и междисциплинарных интерпретаций
    • 1. 1. Методология исследований крестьянской ментальности в философии и социально-гуманитарной науке
    • 1. 2. Междисциплинарный подход в изучении крестьянской ментальности
  • Глава II. Социокультурные и аксиологические определения феномена крестьянской духовности
    • 2. 1. Культурно-онтологические и гносеологические аспекты крестьянского сознания
    • 2. 2. Ценностные характеристики крестьянской духовности

Философско-культурологическая интерпретация крестьянского сознания: Методологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен духовной жизни крестьянства, крестьянской ментальности в последние десятилетия в мировой и отечественной философской и социально-гуманитарной мысли занимает значительное место, что связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, в современных развитых индустриальных и постиндустриальных обществах на фоне многократного сокращения численности крестьянства произошли качественные сдвиги в его сознании и духовных формообразованиях, требующие своего осмысления. Во-вторых, существует необходимость изучения последствий трансформации крестьянского сознания в условиях модернизации общества и определения вектора взаимодействия аграрно-традиционного и индустриально-модернистского обществ. И, наконец, в отечественной ситуации интерес к крестьянству актуализируется переломным периодом в истории как российского общества в целом, так и самого крестьянства.

В современной ситуации методологического плюрализма, в том числе в изучении крестьянской ментальности, усиление философской рефлексии над таким значительным культурно-историческим феноменом как крестьянство представляется весьма актуальным. Не в последнюю очередь это связано с тем, что современную неклассическую модель научного знания в целом отличает интерес к локальным объектам, имеющим культурологическое и антропологическое измерение.

В этой связи все богатейшее содержание жизнедеятельности — культурно-материальной и духовно-ментальной — крестьянства в его целостности может быть схвачено и раскрыто только в контексте философско-культурологических интерпретаций. Именно философия, реализуя методологическую функцию, призвана осуществить рефлексию над междисциплинарной проблемой крестьянского сознания и ментальности и исследовательскими парадигмами в этом пространстве социально-гуманитарного (прежде всего, культурологического) знания. Все изложенное делает избранную тему исследования весьма актуальной и значимой.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что изучению крестьянства как социокультурного феномена посвящено много исследований, как целостное духовное явление оно недостаточно изучено, т.к. в истории социально-гуманитарной науки и философии рассматривались преимущественно его отдельные стороны. Вследствие этого в литературе, посвященной крестьянской проблематике, практически отсутствуют попытки дать определение ментальным характеристикам крестьянства.

Методы и способы его понимания и интерпретации практически не становились объектом специального исследования, т. е. на методологическом уровне вопрос исследован недостаточно. Комплексный междисциплинарный характер темы диссертации предопределил освоение самого широкого круга концепций, охватывающих как ее формально-методологические, так и предметно-содержательные аспекты.

В этой связи основополагающее методологическое значение имеет философское положение Г. Гегеля о том, что в традиционном обществе крестьянство («земледельческое сословие»), является проходящим через все исторические эпохи субстанциальным сословием, которое «имеет в субстанциальности своей семейной и природной жизни, непосредственно в себе самом свое конкретное всеобщее, в котором оно живетвсеобщее сословие имеет в своем определении целью своей деятельности и своей почвой всеобщее для себя"1. В XX веке похожую мысль находим у К. Ясперса, который отмечал, что в исторический период, когда основную массу населения составляло крестьянство, его жизненные устои мало менялись даже при политических катастрофах. Оно было неисторической субстанцией населения, т.к. даже аграрные кризисы, постоянно возникающие в различные исторические периоды, принося потрясения, принципиально ничего не меняли. «Сознание людей, даже если их ждала голодная смерть, оставалось сравнительно защищенным внутри неизменяющихся структур» 2.

1 Г. В. Ф. Гегель. Философия права: Пер. с нем. -М., 1990. -С.274−275.

2 К. Ясперс. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. -М., 1991. — С.141−142.

Контуры междисциплинарного социально-гуманитарного подхода к проблеме духовных и ментальных формообразований традиционного общества, каковым является прежде всего крестьянское сознание, представлены уже в классических западных теориях, где они интерпретируются в качестве одной из сторон бинарных оппозиций «механической и органической общности» (Ф. де Куланж), «общины и общества» (Ф. Тенниса), «коллективизма и индивидуализма» (Э. Дюркгейм) и т. д.

Междисциплинарная интеграция как важнейшая проблема и задача современной социально-гуманитарной науки и философии рассматривалась такими современными отечественными и зарубежными исследователями, как.

A.B. Бабаева, В. Б. Голофаст, A.B. Дмитриев, И. Т. Касавин, О. И. Иванов,.

B.Ю. Кондратьев, Г. Ленк, B.C. Степин, A.A. Уйбо, В. К. Финн, В. Хайтлер, К. В. Хвостова, Р. Шварц и др. Междисциплинарный подход к исследованию сознания и его аксиологических определений содержится в работах Е. П. Велихова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторского, Д. А. Леонтьева. Идеи о синтезе междисциплинарного и философского подходов к осмыслению крестьянства и его духовно-ментальных характеристик высказаны в работах Е. А. Антонова, A.A. Вилкова, A.B. Гордона, А. Я. Гуревича, A.C. Иншакова, C.B. Лурье, Б. Н. Миронова, Т. П. Мироновой, Р. В. Михайловой, Н. П. Мышенцева, Р. Редфилда, Т. И. Селиной, Дж. Скотта, А. И. Фурсова, Т. Шанина, A.B. Шевцова, Г. А. Ястребинской и др.

Эмпирическое знание об особенностях психологии отечественного крестьянства представлено в работах Т. И. Заславской, Р. В. Рыбкиной, П.И. Си-муша, В. И. Староверова и др. Социально-психологический анализ изменений в потребностях, интересах, идеалах советского крестьянства, в его умонастроениях и образе жизни отражен в исследованиях О. И. Зотовой, В.Н. Кол-бановского, И. Т. Левыкина, В. В. Новикова, Е. В. Шороховой. В последние годы изучение проблемы специфики духовной жизни и менталитета крестьянства осуществляется в работах Н. М. Александрова, В. В. Бабашкина, В. П. Данилова, Л. В. Даниловой, В. В. Кондрашина, Л. В. Милова, Н. П. Мышенцева, С. А. Никольского, О. С. Поршневой, Н. Г. Рогалиной, Л. Г. Хайбуллаевой, О. Ю. Яхшиян.

Значительная часть исследований различных аспектов крестьянского сознания в последние десятилетия осуществлялся в рамках специальной отрасли социально-гуманитарных исследований, становление которой связано с глобальными экологическими вызовами второй половины XX века, востребовавшими социокультурный опыт традиционной цивилизации. Методологически генезис «крестьяноведения» восходит, в первую очередь, к англоамериканской социальной антропологии (Р. Редфилд, Дж. Скотт и др.), которая показала, что изучение крестьянства должно включать в себя существенную специфику, т.к. крестьянство представляет особый культурно-антропологический, социальный и духовный тип, экспликация которого серьезно затруднена в рамках классических подходов и методологий.

В рамках отечественной науки (В.П. Данилов, С. А. Никольский, A.B. Гордон и др.) комплексный подход к данной проблематике воплотился как в форме продолжающихся специализированных изданий и материалов постоянно действующих «круглых столов», так и в виде отдельных коллективных работ и материалов конференций. С междисциплинарных позиций изучаются политические аспекты существования крестьянства (О.Г. Буховец, A.A. Вилков и др.), его духовность и нравственность (Т.Л. Касабулатова, Н.М. Кло-пыжникова, Р. В. Михайлова и др.), социальная и историческая психология, фольклор.

Однако если оценивать проблемы интерпретации сущности крестьянского сознания и духовности с позиций междисциплинарной, философско-культурологической парадигмы, то явным недостатком видится отсутствие органической, системной связи между исследованиями, какого-либо единого понимания проблемы. В контексте междисциплинарности особое значение может приобрести и синергетическая парадигма, основные понятия которой, по нашему мнению, позволяют выявить «кооперативный, соработнический момент» в крестьянском сознании, связанный с его целостностью. Это позволяет говорить о зарождении следующего этапа междисциплинарных и философско-культурологических исследований проблем крестьянства и формировании традиции системного, синергетического их видения. В целом «крестьяноведение» как воплощение междисциплинарного подхода, находится в этом смысле в одном ряду с такими новейшими областями знания как философская глобалистика, эколого-антропологическая парадигма, культурологическая урбанистика и т. п.

Таким образом, крестьянство и крестьянское традиционалистское сознание, представленное в социально-гуманитарных и философских исследова-' ниях многообразием методологических подходов и парадигм, как целое, в единстве своих культурно-антропологических и духовно-ментальных формообразований почти не выступало в качестве объекта исследования.

В связи с этим можно отметить, что предметом нашего исследования являются особенности междисциплинарного, философско-кулыпурологического подхода к изучению крестьянского сознания и мен-талъности как целостных духовных формообразований, претерпевающих глубинные социокультурные трансформации в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Целью диссертационной работы является исследование методологических аспектов философско-культурологических и междисциплинарных интерпретаций крестьянского сознания и ментальности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— выявить и раскрыть сложившиеся в социально-гуманитарной науке и философии теоретико-методологические подходы к изучению крестьянской ментальности, а также определить основные этапы междисциплинарного изучения крестьянской ментальности;

— охарактеризовать социокультурные и аксиологические характеристики крестьянского сознания с позиций философской онтологии, гносеологии и аксиологии;

— выявить принципы трансформации крестьянской ментальности в социокультурной динамике индустриальных и постиндустриальных обществ.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологической базы диссертационного исследования выступают следующие философские и общенаучные принципы и методы, позволившие рассмотреть объект исследования с междисциплинарных и философско-культурологических позиций.

Общефилософскими методами выступают диалектический, реализующийся в принципах объективности, всесторонности и историзма, а также герменевтический, позволивший представить интерпретацию содержания объекта как его понимание.

В числе общенаучных методологий предстают:

— принцип междисциплинарности, нацеленный на получение нового знания, предметно принадлежащего нескольким отраслям научного знания, находящегося на их стыках;

— системный подход, обусловивший понимание того, что свойства объекта исследования как целого несводимы к сумме свойств его элементов, а также его рассмотрение как динамичной развивающейся целостности;

— структурно-функциональный метод, послуживший выделению в объекте как целостной системе его структур и элементов;

— синергетическая парадигма, давшая возможность рассмотреть развитие объекта в качестве многоаспектного нелинейного процесса, что позволило объединить результаты различных подходов к изучению объекта.

Важную роль в своей работе мы отвели и сравнительно-исторической, компаративистской методологии, способствовавшей выявлению общего и различного в содержании выявленных культурно-исторических типов и ментальных форм крестьянского сознания.

Научная новизна диссертационного исследования может быть представлена в следующих положениях:

— выявлены основные теоретико-методологические подходы в философ-ско-культурологической и междисциплинарной интерпретации крестьянского сознания и ментальности, на основе анализа которых показана необходимость их «синергийной кооперации» и определены основные этапы развития междисциплинарных исследований крестьянской ментальности;

— раскрыта органическая социокультурная целостность крестьянского сознания сквозь призму философской онтологии, гносеологии и аксиологии;

— определены принципы трансформации крестьянской ментальности в социокультурной динамике индустриальных и постиндустриальных обществ.

Основные положения, выносимые на защиту: — отдельные научные подходы в изучении крестьянского сознания — социально-философский (диалектико-материалистический), этнографический, социологический, социально-психологический, культурно-антропологический и другие — позволяют получить реальные знания и понимание крестьянского сознания как целостного феномена только в русле междисциплинарного синтеза и контексте философско-культурологических интерпретаций. В силу этого частное социально-гуманитарное знание о феноменологии крестьянской духовности должно выступать средством философского построения междисциплинарной, целостной модели сознания. Это определяет необходимость перехода к новому этапу синергетической междисциплинарности, который должен способствовать преодолению линейного детерминизма клас-' сических научных и философских методологий;

— социокультурная целостность крестьянского сознания проявляется в органическом единстве его онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов. В этом смысле основным содержанием «крестьянского сознания» выступают наиболее существенные, осознаваемые и неосознаваемые крестьянством особенности собственной культуры, социального положения, форм деятельности и повседневности, т. е. крестьянская идеология и ментальность;

— в ходе становления индустриального общества происходит качественное изменение крестьянского сознания, заключающееся в усилении его рефлексивного, рационального характера, росте индивидуального самосознания. В силу онтологической привязанности к природному базису оно сохраняет свою субстанциальную настроенность, состоящую в ценностном отношении к аграрному труду как смыслу жизни, а не только профессии. Трансформация крестьянского сознания в социокультурной динамике перехода к постиндустриальным обществам состоит в системном и диалектико-эволюционном характере его ментально-идеологических формообразований, при котором изменение одних элементов и структур (например, развитие рефлексивной функциональности) необходимым образом влечет за собой изменение других.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Выводы и положения диссертации намечают перспективы дальнейшего, методологического исследования и философско-культурологического осмысления проблем исторического прошлого и настоящего крестьянства, его культурно-ментальных характеристик, способствуют пониманию особенностей его духовности и культуры, а также позволяют теоретически моделировать эти процессы и формообразования.

Материалы исследования могут использоваться в базовых курсах по философии, культурологии, социологии, политологии и в разработке спецкурсов по проблемам философии сельского хозяйства и крестьянства для аграрных вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, апробировались автором на Межвузовской конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Духовная жизнь и культура Российской провинции» (Белгород, 2002) — на Международной научной конференции «Современная социально-философская культура: проблемы рационального и внерационального» (Белгород, 17−18 мая 2002) — на III Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 16−20 сентября 2002) — на Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическое образование учащейся молодежи» (Белгород, 2002) — на Межвузовской научно-практической конференции «Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение» (Белгород, 30 марта 2003) — на X международных Сковородиновских чтениях (Харьков, 26−27 сентября 2003) — на Международной научно-практической конференции «Национальная идея в контексте российской ментальности» (Орел, 20−21 ноября 2003) — на Межвузовской научной конференции «Творческое наследие H.H. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль» (Белгород, 30 ноября 2003) — на региональной научной конференции «Культурно-цивилизационные особенности развития современного российского общества» (Белгород, 21−22 мая 2004) — на семинаре «Актуальные проблемы синергетики и организации междисциплинарных исследований» (Белгород, 27 ноября 2004).

В рамках диссертационного исследования был реализован исследовательский проект по гранту № ГМ 47−03 «Междисциплинарность как основополагающий принцип исследования крестьянского сознания» Министерства образования РФ и администрации Белгородской области 2003 года на проведение молодыми учеными научных исследований. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объемом 4 п.л.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседаниях кафедры философии и истории Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и кафедры философии Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Крестьянское сознание, оказавшееся в проблемном поле различных дис-. циплин (этнографии, социологии, истории, социальной психологии), в действительности представляет собой некую целостность, которая требует адекватного ей подхода. Методологически дисциплинарное разделение, как и разделение по сферам общественного сознания, оправдано лишь в том случае, если расчленено само сознание, что характерно лишь для общества индустриального и не присущее нерасчлененному состоянию крестьянских обществ и их сознанию.

В процессе изучения крестьянского сознания особое место занимает философия, в рамках которой на основе междисциплинарного культурологического подхода возможна интеграция множественности дисциплинарных срезов данного феномена. Методологический потенциал философского дискурса создает условия для максимально полной и всесторонней реализации принципа междисциплинарности при изучении целостного феномена, каковым является сознание крестьянина. В то же время междисциплинарный подход не отменяет, а на качественно ином методологическом уровне синтезирует различные частнонаучные исследования крестьянского сознания.

Принцип междисциплинарности как синтеза различных частнонаучных подходов в изучении крестьянства был реализован в ряде концепций отдельных ученых (Дж. Скотт, П. А. Сорокин, A.B. Чаянов, Р. Штейнер) и в таком научном направлении как «крестьяноведение». В их работах междисциплинарное познание крестьянства заключается в учете социокультурной почвы, включающей в себя объект познания и его духовность в контексте социальных отношений и экономики, преодолевающее, с одной стороны, крайности методологии тотального экономического детерминизма, а, с другой, социально-психологического субъективизма. Междисциплинарное изучение различных аспектов проблемы крестьянства получило начало в крестьяноведе-нии, которое является основой реализации междисциплинарности в изучении крестьянского сознания.

Именно философское осмысление крестьянского сознания на основе междисциплинарности позволило рассмотреть отдельные его составляющие, как экспликацию органической целостности. Данная целостность выражается в том, что, во-первых, для крестьянина коренящиеся в его сознании ценности, наряду с объективными условиями, выступали в качестве смыслопола-гающих оснований его существования, придавали ему тот смысл, который реализовывался в его социокультурном и экономическом существовании, а не просто носили эпифеноменальный, производный от суммы объективных условий характерво-вторых, в неотъемлемости друг от друга онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов сознания, в каждом из которых проявляется сознание как целоев-третьих, в единстве духовно-нравственных смыслов и материальных основ жизнедеятельности. В силу этого при изучении истории и культуры крестьянства наряду с анализом социально-экономических форм его существования, необходимо исследовать и содержание и эволюцию его ментальных формообразований, сознания.

В ходе развития сознания крестьянства в условиях индустриального общества происходит разрушение его целостности. Оно выражается в том, что в сознании возникают, укореняются и начинают доминировать урбанистические социально-психологические ориентации, социокультурные ценности и стандарты, вследствие этого осознание онтологической связи с землей начинает утрачиваться, на уровне самосознания происходит девальвация идеологической и моральной общности. Разрушение целостности крестьянского сознания, при всех отрицательных следствиях, является в целом объективным процессом и потому не может оцениваться лишь с позиций «негативного определения», акцентирующего утрату тех или иных ценностей. Этот процесс имеет две основные стороны: усиление рефлексивного, рационального характера социального поведения и рост индивидуального самосознания.

Вместе с тем в силу непреходящей специфики аграрной деятельности как взаимодействия человека и живой природы субстанциальным ядром сознания крестьянства продолжает оставаться такой характер его ценностного отношения к земле и труду на ней, который выходит далеко за рамки чисто рационального отношения. Во всей полноте это проявляется в феномене семейного фермерства, являющегося не альтернативным крестьянству, а в целом представляющего собой продукт имманентной диалектической эволюции крестьянства. Характер этой диалектической эволюции, на наш взгляд, может быть описан с помощью философской категории тождества. Сознание земледельцев тождественно себе на всем протяжении исторического существования аграрной сферы, т. е. при всех изменениях своего предметного содержания, оно сохраняет субстанциальную настроенность на понимание земледелия не как тривиального способа добывания средств к существованию, а в качестве культурообразующей ценности.

Обогащенное рациональным знанием, сознание фермерства вступает как стадия эволюции сознания крестьянства, на которой сохраняется целостное неутилитарное отношение к характеру и целям деятельности. С точки зрения глобалистики только в этом случае оно сможет соответствовать экологическому императиву. Указанный характер не может быть окончательно элиминирован без превращения аграрной сферы в разновидность промышленного производства на основе биотехнологий.

Перспективы дальнейшего изучения феномена крестьянского сознания связаны с междисциплинарными исследованиями как отдельных его аспектов, так и всего явления как целостности, что должно способствовать с одной стороны, разработке междисциплинарной методологии в социальных исследованиях, а, с другой, внести вклад в понимание сущности самого крестьянского сознания и путей его трансформации. Без этого невозможно адекватное понимание прошлого, настоящего и будущего человеческого общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. — 1989. № 2. — С.24−34.
  2. , В.А. Обычное право крепостной деревни России, XVIII -начало XIX вв. М.: Наука, 1984.- 255 с.
  3. , Ю.Г. Государственная идеология и сознание российского крестьянства / Ю. Г. Александров // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы междунар. конф. М.: РОССПЭН, 1996. — С.427−437.
  4. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288 с.
  6. , Е.А. Язычество и Древняя Русь. М.: Индрик, 2003. — 440 с.
  7. , Е.А. Философия сельского хозяйства: истоки и современные проблемы / Е. А. Антонов // Философия. Курс лекций для студентов сельскохозяйственных и технических ВУЗов. Кн. 2. М.: Изд-во МСХА, 1996.-С. 223−241.
  8. , Е.А. Крестьянство как целостный субстанциональный феномен общественного развития / Е. А. Антонов // Крестьянство в исторической судьбе России. М.: Изд-во МСХА, 2001. — С.94−108.
  9. Ю.Арутюнян, Ю. В. Социальные аспекты культурного роста сельского населения / Ю. В. Арутюнян // Вопросы философии. 1968. № 9. — С.119−131.
  10. П.Аршинов, В.И., Буданов, В. Г. Когнитивные основания синергетики /
  11. B.И. Аршинов, В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.1. C.67−108.
  12. , А.Б. Русский крестьянин на фронтах Первой мировой войны / А. Б. Асташов // Отечественная история. 2003. № 2. — С.72−86.
  13. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. T.III. М.: Индрик, 1994. — 840 с.
  14. Н.Афанасьев, А. Н. Древо жизни: Избр. ст. -М.: Современник, 1983.-464 с.
  15. , A.C. Россия: критика исторического опыта: социокультурная динамика России. T.I. Новосибирск, 1997. -804 с.
  16. , В.В. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической / В. В. Бабашкин // Общественные науки и современность. 1995. № 3. — С.99−110.
  17. , В.В. Современные концепции аграрного развития: теоретический семинар / В. В. Бабашкин // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. -М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 291−300.
  18. , В.В. Крестьянская революция в России и концепции аграрного развития /В.В. Бабашкин // Общественные науки и современность. 1998. № 2. — С.84−93.
  19. , В.В. Современные концепции аграрного развития: семинар продолжается / В. В. Бабашкин // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ученые записки.- М.: МВШСЭН, 1999. С. 280−288.
  20. , В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.-293 с.
  21. , Дж. Крестьянская эстетика: видение крестьянства / Дж. Берджер // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.233−240.
  22. , В.В. О культурно-психологических истоках русского тоталитаризма / В. В. Бочаров // Угол зрения. Отечественные востоковеды о своей стране. Сб. статей. М.: Наука, 1992.- С.182−206.
  23. , М.Ю., Ляшенко, Л.М. Введение в историю / Под. ред. А. А. Данилова. -М.: Аспект-Пресс, 1994. 80 с.
  24. , Ф. Что такое Франция?: В 2-х кн.: Т. 2: Люди и вещи. Ч. 2: «Крестьянская экономика» до XX века. Пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. — 511 с.
  25. , С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 413 с.
  26. , М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Работы М. Вебера по социологии, религии и идеологии: Пер. М. И. Левиной. -М., 1985.-С.153−208.
  27. , М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1990. С.44−344.
  28. , Е.П., Зинченко, В.П., Лекторский, В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / Е. П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1988. № 11. — С.3−30.
  29. , A.A. Менталитет крестьянства и российский политический процесс: Дис. д-ра полит, наук. Саратов, 1997. — 160 с.
  30. , В.Г. Крестьянские сообщества сегодня (южнороссийский вариант) / В. Г. Виноградский // Социологические исследования. 1996. № 6. — С.126−131.
  31. , В.Г. Русский народный календарь / В. Г. Власов // Советская этнография. 1985. № 4.- С.22−36.
  32. , Э. Крестьянские восстания / Э. Вольф // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.294−304.
  33. Вопросы крестьяноведения. Саратов: Саратовская сельскохозяйственная академия, Вып. 2. 1996. — 184 е.- Вып. 3. 1996. — 180 е.- Вып. 4. 1998.-268 с.
  34. , Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Под. ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. -368 с.
  35. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  36. Гегель, Г. В. Ф. Философия права: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. -524 с.
  37. , Ф.И. Патология русского ума (картография дословности). -М.: Аграф, 1998.-416 с.
  38. , Ф.И. Ускользающее бытие М.: ИФ РАН, 1994. — 218 с.
  39. , С.Н., Когай, Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. — 174 с.
  40. , В.Б. Специальные вопросы методологии комплексных исследований / В. Б. Голофаст // A.B. Дмитриев, О. И. Иванов, В.Б. Голо-фаст. Комплексное социально-экономическое исследование. Теоретико-методологический аспект. — Л.: Наука, 1978. С.166−181.
  41. , В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. -Л.: Наука, 1981.-160 с.
  42. , A.B. Тип хозяйствования образ жизни — личность / A.B. Гордон // Крестьянство и индустриальная цивилизация. — М.: Наука, 1993.-С. 113−135.
  43. Горд он, A.B. Хозяйствование на земле основа крестьянского самосознания / A.B. Гордон // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы междунар. конф. — М.: РОССПЭН, 1996. — С. 57−74.
  44. , A.B. Пореформенная российская деревня в цивилизационном процессе (размышления о постановке вопроса) / A.B. Гордон // Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России.-М.: МВШСЭН, РОССПЭН, 2002. С.141−160.
  45. , М. Варвары / М. Горький // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.344−346.
  46. , М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -446 с.
  47. , М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.: Наука, 1986. — 274 с.
  48. , А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984, — 350 с.
  49. , А.Я. О кризисе исторической науки / А. Я. Гуревич // Вопросы истории. 1991. № 2−3. — С.21−36.
  50. , А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу /
  51. A.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов»: Сб. ст. -М.: Наука, 1993. С. 16−29.
  52. , А.Я. Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. М. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 560 с.
  53. , В.И. Пословицы русского народа: Сб. М.: Госполитиздат, 1957. -XXVIII, 991с.
  54. , В.П. Крестьянская революция в России. 1902−1922 гг. / В. П. Данилов // Крестьяне и власть. Материалы научной конференции. М. -Тамбов, 1996.- С.4−22.
  55. , В.П., Данилова, JI.B. Крестьянская ментальность и община /
  56. B.П. Данилов, JI.B. Данилова // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы междунар. конф. М.: РОССПЭН, 1996.1. C.22−39.
  57. , Р. Избранные произведения. Пер. с фр. и лат. М.: Госполитиздат, 1950.-711 с.
  58. , К. Традиционная крестьянская культура / К. Добровольский // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.195−199.
  59. , С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М.: Алетейя, 2002. — 672 с.
  60. Дьячков, B. JL, Трофимова, Е. В. Русский фольклор как зеркало крестьянского общественно-исторического сознания / B.JI. Дьячков, Е. В. Трофимова // Крестьяне и власть: Тез. докл. и сообщений науч. конф. -Тамбов, 1995. С.36−38.
  61. , О.И., Новиков, В.В., Шорохова, Е. В. Особенности психологии крестьянства: (прошлое и настоящее). М.: Наука, 1983. — 168 с.
  62. , О.И. Комплексность новое качество научных исследований / О. И. Иванов // A.B. Дмитриев, О. И. Иванов, В. Б. Голофаст. Комплексное социально-экономическое исследование. Теоретико-методологический аспект. -JI.: Наука, 1978. — С.10−55.
  63. , Ю.В. Этнос как объект междисциплинарного изучения / Ю. В. Иванова // Россия на пороге XXI века: закономерности и проблемы развития: Тез. междунар. науч.- практ. конф., г. Архангельск, 29 мая 1998 г. Архангельск, 1998. -С.82−83.
  64. Ильенков, Э.В.. Проблема идеального / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1979. № 6. — С.128−140.
  65. , В.В., Ахиезер, A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 304 с.
  66. Интенсификация науки и производства: проблемы методологии. Кишинев: Штиинца, 1987. — 254 с.
  67. , A.C. Ценности земледельца: человек экология — нравственность. — Мичуринск, 1994. — 96 с.
  68. История крестьянства России до 1917 года. Т. З: Крестьянство периода позднего феодализма (сер XVIII 1861) / РАН. Ин-т Российской истории. — М.: Наука, 1993. — 664 с.
  69. Кара-Мурза, С. Г. Продажа земли. Кто найдет и кто потеряет? М.: Былина, 1998.-80 с.
  70. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-832 с.
  71. , T.JI. Крестьянская духовность: эволюция и перспективы: Дис.. канд. соц. наук. -М., 1993. 171 с.
  72. , И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии / И. Т. Касавин // Познание в социальном контексте. М.: ИФ РАН, 1994. — С.6−36.
  73. , И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности / И. Т. Касавин // Эпистемология & Философия науки. Т.Н. № 2. М.: «Канон+», 2004. — С.5−14.
  74. , К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  75. , А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977. — 335 с.
  76. , Н.М. Ценности российского крестьянства в условиях социально-экономических перемен: Дис.. канд. соц. наук. Саратов, 1994.- 153 с.
  77. , А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 338 с.
  78. , Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования / Е. А. Когай // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. — С. 136−145.
  79. , С.А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России (центрально-нечерноземные губернии). М.: РОССПЭН, 2002. — 560 с.
  80. , H.H. Будем ли мы жить во «всемирной деревне»? / H.H. Козлова // Будем ли мы жить во «всемирной деревне»? М.: ИФ РАН, 1993. — С.88−103.
  81. , H.H. Основы социально-философской антропологии / H.H. Козлова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1995. № 5. С.83−86.
  82. , H.H. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). М.: ИФ РАН, 1996. — 216 с.
  83. , H.H. Жизненный мир в контексте социальной антропологии: новое в исследовательском поле / H.H. Козлова // Социальная антропология на пороге XXI века: Тез. и материалы конф., 20−21 ноября 1997 г. -М., 1998.-С.195−201.
  84. , И.Е. Историческая память российского крестьянства о попытках преобразования деревни в XX веке / И. Е. Кознова // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы междунар. конф. -М.: РОССПЭН, 1996. С.238−246.
  85. , И.Е. Социальная память русского крестьянства в XX веке // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Г. А. Бордюгова. М., 1996. — С.399−426.
  86. , В.Ю. Природа междисциплинарности в сфере социального знания: Дис.. д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 1997. — 342 с.
  87. , В.В. Голод в крестьянском менталитете / В. В. Кондрашин // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы междунар. конф. -М.: РОССПЭН, 1996. С.115−123.
  88. , П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974.-568 с.
  89. , В.В. Мелкотоварное земледелие в условиях современного капитализма (на материалах стран Западной Европы). JI.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 152 с.
  90. , М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека / М. Н. Кузьмин // Вопросы философии. 1997. № 2. — С.57−70.
  91. , А.И. Историческая антропология в России: проблемы становления / А. И. Куприянов // Отечественная история. 1996. № 4. -С.86−99.
  92. , M. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи / М. Левин // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ученые записки / Ежегодник. -М.: МВШСЭН, 1997.- С.84−127.
  93. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. — С.130−140.
  94. Леви-Строс, К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 382 с.
  95. , И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (на опыте изучения психологии колхозного крестьянства). М.: Мысль, 1975. — 256 с.
  96. , В.А. Человек как проблема научного исследования / В. А. Лекторский // Человек в системе наук: Сб. статей. М.: Наука, 1989. -С.31−35.
  97. , М.В. Правосознание сельских жителей / М. В. Лелетова // Право. Бизнес. Население: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. В 3 ч. Н. Новгород, 2000. — Ч.З. — С.74−81.
  98. , Г. Междисциплинарность, схемная интерпретация и практика. Пер. с нем. О. О. Ольчак / Г. Ленк // Науковедение. 2000. № 3. — С. 168 193.
  99. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996. № 4. С.15−26.
  100. , Л.Н. Сельскохозяйственный кризис / Л.Н. Литошен-ко // АПК: экономика, управление. -2000. № 7. С.69−73.
  101. , К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. М.: Республика, 1998.-393 с.
  102. , А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М.: Наука, 1974.- 172 с.
  103. , C.B. Как погибла русская община / C.B. Лурье // Крестьянство и индустриальная цивилизация. М.: Наука, 1993. — С. 136−173.
  104. , O.B. Демографические процессы и экономическое поведение сельского населения в условиях реформ: Дис.. канд. экон. наук. -М., 2001.-161 с.
  105. , Д.И. Феномен крестьянского сознания как объект исторического познания / Д. И. Люкшин // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований. Казань, 1997. — С.91−93.
  106. , М. Сельскохозяйственное производство как сфера трудовой деятельности / М. Малита // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.189−192.
  107. , Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1988. — 184 с.
  108. , Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994. — 155 с.
  109. , Е.М. Философия человеческого общества: Социальная онтология. Социальная гносеология. Социальная динамика. М.: Мысль, 1999. — 335 с.
  110. , Л.А. Философия познания: Полемические главы. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  111. , Л.А., Опенков, М.Ю. Новые образы познания и реальность. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
  112. , Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 2001. — 576 с.
  113. , Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л. В. Милов // Общественные науки и современность. 1995. № 1. — С.76−87.
  114. , Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX вв.) Т. И СПб.: «Дмитрий Булавин», 2000. — 568 с.
  115. , Б.Н. Историк и социология. Л.: Наука, 1984. — 174 с.
  116. .Н. Традиционное демографическое поведение русского крестьянства / Б. Н. Миронов // Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР: Сб. статей. Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Статистика, 1977. — С.83−104.
  117. , Б.Н. Отношение к труду в дореволюционной России / Б. Н. Миронов // Социологические исследования 2001. № 10. — С. 99−108.
  118. , Т.П. Общественное сознание российского крестьянства в 20-е годы XX века (По материалам европейской части России): Дис.. канд. ист. наук. -М., 1997. -246 с .
  119. , П.Я. Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки как источник по истории сознания крестьянства периода разложения и кризиса крепостничества / АН СССР- П. Я. Мирошниченко. -Донецк, 1977. 112 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 11.05.1977,№ 1362.
  120. , Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. — 304 с.
  121. , Р.В. Духовность крестьянства России XX века: Социально-философский анализ. Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во, 1997.- 219 с.
  122. , Р.В. Духовность крестьянства как всеобщий способ его самовыражения: Дис.. д-ра филос. наук. М., 2000. -377 с.
  123. , Ш. О духе законов / Сост., пер. и комментирование A.B. Матешук. М.: Мысль, 1999. — 672 с.
  124. , С.Д. Демографическое поведение сельского населения Европейской России (конец XIX нач. XX в.) / С. Д. Морозов // Социологические исследования. — 1999. № 7. — С.99−106.
  125. , Н.П. Менталитет русского крестьянина: единство противоположностей / Н. П. Мышенцев // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тез. докл. I конф. по исторической психологии российского сознания. Самара, 1993. — С. 190−191.
  126. , И.И. Аграрные стратегии как объект политологического исследования: Дис. канд. полит, наук. -М., 2003 142 с.
  127. , Е.И. Крестьянство Вандеи накануне и в период Французской революции: исследование социокультурного развития: Дис.. канд. ист. наук. Тамбов, 2001. — 265 с.
  128. , В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание / В.М. Най-дыш // Вопросы философии. 1994. № 2. — С.45−59.
  129. , И.В. Интерсубъективность междисциплинарной науки: проблема рациональной когерентности / И. В. Нежинский // Синергети-ческая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С.353−362.
  130. , С. А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления / С. А. Никольский // Вопросы философии. -1991. № 2. С.13−24.
  131. , С.А. Россия, год 2000-й. Конец крестьянства? / С. А. Никольский // Октябрь. 1996. № 1. — С.147−160.
  132. , С.А. Деколлективизация как раскрестьянивание: современная бюрократия и крестьянская ментальность / С. А. Никольский // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы ме-ждунар. конф. М.: РОССПЭН, 1996. — С.348−352.
  133. , Г. А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. — 152 с.
  134. , A.JI. Два года среди крестьян. М.: Русский путь, 1998. -272 с.
  135. , Г. Экологическое движение крестьян / Г. Омведт // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. -М.: Прогресс-Академия, 1992. С.290−294.
  136. , A.B., Галас, М.Л. Сельское хозяйство России в XX веке / A.B. Петриков, М. Л. Галас // Россия в окружающем мире: 2001. Аналитический ежегодник. М., 2001. — С.77−96.
  137. , Ю.Л. Урбанизация в России в XX веке: представление и реальность / Ю. Л. Пивоваров // Общественные науки и современность. 2001. № 6. — С.101−114.
  138. , О.Н. Крестьянская гражданственность: трагедия и надежда / О. Н. Полухин // Крестьянство в исторической судьбе России. М.: Изд-во МСХА, 2001. — С.394−449.
  139. , В.П. Крестьянство и государство (1945−1953). Париж: YMCA-PRESS, 1992. -298 с.
  140. , О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны, 1914 1918 гг.: Дис.. д-ра ист. наук. — Екатеринбург, 2000.
  141. , A.B. Диалектика общинного и индивидуального на пределе экстенсивного развития: (Стереотипы сознания и поведения саратовского крестьянства. 1861−1920 гг.) / A.B. Посадский // Социологические исследования. -2000. № 4. С. 83−96.
  142. , A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 622 с.
  143. , Е.А. Примитивная аккумуляция / Е. А. Преображенский // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.351−357.
  144. , В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. — 325 с.
  145. Пути аграрного возрождения / В. Ф. Башмачников, Ю. М. Бородай, И. И. Ершова, С. А. Никольский. М.: Политиздат, 1991. — 255 с.
  146. , JT.H. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII—XVIII вв.. М.: Наука, 1994. -191 с.
  147. , Э. Плодородие земли, его поддержание и обновление. Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1994. — 304 с.
  148. , Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. — с.
  149. Р. Крестьянство как социальный тип / Р. Редфилд // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. -М.: Прогресс-Академия, 1992. С.70−71.
  150. , Р. Большая и малая традиции / Р. Редфилд // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.200−201.
  151. , Е.А. Становление мифологического сознания и его когни-тивности / Е. А. Режабек // Вопросы философии. 2002. № 1. — С.52−66.
  152. , Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований / Ю. М. Резник // Социологические исследования. 2000. № 9. — С.3−12.
  153. , Т. Крестьянское сознание: культура и конфликт в Зимбабве / Т. Рэйнджер // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.241−265.
  154. , Г. Науки о природе и науки о культуре. Пер. с нем. М.:. Республика, 1998.-413 с.
  155. , В.П. Тоталитарный космос и человек. Монография. Белгород: Изд-во Белгород, ун-та, 1998. — 126 с.
  156. , Н.Г. Реформаторство XX века и крестьянский менталитет / Н. Г. Рогалина // Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.): Материалы междунар. конф. -М.: РОССПЭН, 1996. С.228−237.
  157. , В.В. Уголок Бессарабии // В. В. Розанов Сочинения: Иная земля, иное небо. Полное собрание путевых очерков, 1899−1913 гг. -М.: Танаис, 1994. -С.567−594.
  158. , В.В. Возле хлебов // В. В. Розанов Сочинения: Иная земля, иное небо. Полное собрание путевых очерков, 1899−1913 гг. -М.: Танаис, 1994. С.595−603.
  159. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1. — С.25−53.
  160. , Д.А. Образ русского царя в народном миропонимании (по фольклору, записанному в XIX веке) / Д. А. Рощеня // Культурология: Науки о культуре шаг в XXI век. — М.: РГГУ, 2001.
  161. , Р.В. Социология села / Р. В. Рывкина // Социология в России / Под. ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. -С. 160−172.
  162. , Т.И. Методологическая постановка проблем «крестьянствен-ности» / Т. И. Селина // Менталитет и политическое развитие России: Тез. докл. науч. конф. Москва, 29−31 октября 1996 г.-М., 1996. С.142−145.
  163. Сен-Марк, Ф. Социализация природы. Пер. с фр. Л. М. Степачева, Ю. А. Школенко. М.: Прогресс, 1977. — 335 с.
  164. , П.И. Мир таинственный.: Размышления о крестьянстве. -М.: Политиздат, 1991. -255 с.
  165. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. Проведено E.H. Князевой // Вопросы философии. 2000. № 3. — С.53−61.
  166. , Дж. Оружие слабых: обыденные формы сопротивления крестьян / Дж. Скотт // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. М.: Аспект-Пресс, 1996. — С. 28−56.
  167. , Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания / Дж. Скотт // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. -М.: Прогресс-Академия, 1992. С.202−210.
  168. , И.Н. Конференции по аграрной истории в 1992—1995 гг.. / И. Н. Слепнев // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. М.: Аспект-Пресс, 1996. — С.322−332.
  169. , Дж. Н. О компаративном анализе, междисциплинарности и интернационализации в социологии / Дж. Н. Смелзер // Социологические исследования. 2004. № 11. — С.3−12.
  170. Современные концепции аграрного развития (теоретический семинар) // Отечественная история. 1992. № 5. — С.3−31- 1993. № 2. — С.3−28- 1994. № 2. — С.31−59, № 6. — С.3−32- 1995. № 4. — С.3−33- 1996. № 4. -С.129−154- 1997. № 2. — С.139−160.
  171. , П.А. Система социологии. Т.2: Социальная аналитика. Учение о старении сложных социальных агрегатов. М.: Наука, 1993. -688 с.
  172. , П.А. Голод и идеология общества / П. А. Сорокин // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. — С.376−413.
  173. , П.А. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992. — 193 с.
  174. , Г. В. Е PLURIBUS UNUM / Г. В. Старовойтова // В человеческом измерении. М.: Прогресс, 1989. — С.89−117.
  175. , B.C. Теоретическое знание. M.: Прогресс-Традиция, 2000. -774 с.
  176. , B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 191 с.
  177. , Ю.Н. Рене Генон и философия традиционализма / Ю. Н. Стефанов //Вопросы философии. -1991. № 4. С.31−42.
  178. , A.JI. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, 1999.-340 с.
  179. , П.Б. Отечество и собственность / П. Б. Струве // Русская философия собственности (XVIII XX вв.). — СПб.: Ганза, 1993. — С.266−268.
  180. , Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. -451 с.
  181. , Г. И. Крестьянин и крестьянский труд // Г. И. Успенский. Нравы Растеряевой улицы- Очерки и рассказы. М.: Правда, 1986. -С.285−360.
  182. , О.П. Историко-социологические исследования сельской жизни в России (1990−1995 и 1995−1996 гг.) / О. П. Фадеева // Крестья-новедение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996. М.: Аспект-Пресс, 1996. -С.302−321.
  183. , В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба / В. П. Филатов // Вопросы философии. 1994. № 2. — С. 3−12.
  184. , С.М. Проблемы целостной личности крестьянина в русской общественной мысли XIX века / С. М. Флегонтова // Проблемыцелостной личности: Межвузовский сборник науч. трудов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — С.146−154.
  185. , С. Народная юстиция, община и культура русского крестьянства 1870−1900 / С. Фрэнк // История ментальностей и историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: РГТУ, 1997. -С.233−239.
  186. , А.И. Концепция «моральной экономики» крестьянства и ее критика / А. И. Фурсов // Народы Азии и Африки. 1984. № 2. — С.156−170.
  187. , А.И. Социальные нормы и «вольные стрелки»: моральность или рациональность? / А. И. Фурсов // Проблемы социальной истории крестьянства Азии: «Моральный крестьянин» или «рациональный крестьянин»: Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1988. — Вып.2. — С.94−161.
  188. , JI.Г. Предприимчивость в менталитете российского крестьянства: Дис.. канд. соц. наук. Саратов, 1998. — 119 с.
  189. , М. Отрешенность // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с. нем. / Под. ред. А. А. Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991. -С.102−111.
  190. , A.B. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Чаянов A.B. Венецианское зеркало: Повести. М.: Современник, 1989. — С.161−208.
  191. , A.B. Организация крестьянского хозяйства / A.B. Чаянов // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С. 126−132.
  192. , Т. Революция как момент истины. Россия 1905−1907 гг.-1917−1922 гг. Пер. с англ. М.: «Весь мир», 1997. — 560 с.
  193. , И.Р. Две дороги к одному обрыву / И. Р. Шафаревич // Новый мир. — 1989. № 7. — С.147−165.
  194. , B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.: Наука, 1978.-382 с.
  195. , A.B. Русское крестьянство как социальный, исторический и культурный феномен / A.B. Шевцов // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Вып. 3. — Воронеж, 1996. — С.38−40.
  196. , О.И. Русская культура труда и управления / О.И. Шкара-тан // Общественные науки и современность. 2003. № 1. — С.30−54.
  197. , В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. — 505 с.
  198. , Р. Духовнонаучные основы успешного процветания сельского хозяйства. Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1997. — 428 с.
  199. , В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе / В. Г. Щукин // Вопросы философии. 2003. № 5. — С.103−123.
  200. , М. Священное и мирское. Пер. с фр. М.: Изд-во МГУ, 1994. -144 с.
  201. , А.JI. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.-448 с.
  202. , К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  203. , Г. А. Институциональный подход как способ изучения сельского общества / Г. А. Ястребинская // Аграрная экономика и политика: история и современность. М., 1996. — С.183−192.
  204. Blaschke, D. Probleme interdisziplinarer Forschung. Organisations- und Forschungstheoretische Untersuchungen der Erfahrungen mit interdisziplinarer Zusammenarbeit. Wissbaden, 1976. — 186 s.
  205. Heitier, W. Echte und falsche Interdisziplinaritat / W. Heitier // Internationales Yahrbuch fur interdisziplinare Forschung. Bern- New York: De Reuter, 1974, Bd. 1, T.l. — S.302−311.
  206. Schwarz, R. Interdisziplinaritat der Wissenschaft als Problem und Aufgabe heute / R. Schwarz // Internationales Yahrbuch fur interdisziplinare Forschung. Bern- New York: De Reuter, 1974, Bd. 1, T.l. — S. l-31.
Заполнить форму текущей работой