Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры
Источников, касающихся жизни и творчества Л. У. Сальгадо, крайне мало. Самый значительный — специальный монографический номер музыкального журнала «Опус"1, под редакцией Артуро Родаса. Он вышел в свет спустя двенадцать лет после смерти композитора. Значение его велико: во-первых, в Эквадоре впервые обратились к анализу творчества Сальгадо и проявили интерес к его личности, хотя он уже был… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Автохтонная музыкальная культура Эквадора
- Глава II. Жизнь и творчество Луиса Умберто Сальгадо
- 1. Личность, творческий путь
- 2. Музыкально — эстетические взгляды
- 3. Теоретическая концепция
- Глава III. Особенности ладогармонического мышления Л. У. Сальгадо на примере анализа микротанца для фортепиано «Санхуанито
- Футуриста» (1944г.)
- Глава IV. Сонатный цикл в музыке Сальгадо. Вторая соната для фортепиано
- Глава V. Симфонии Л.У. Сальгадо
- 1. Общая характеристика симфонического творчества
- 2. Первая Андская симфония «Эквадор» g-moll (1945−1949). 74 Концепция андско-эквадорского симфонического цикла
- 3. Монотематическая и серийная концепция Второй симфонии («Sintetica» № 1) d moll (1953)
- 4. Третья симфония на пентатоническую тему A. D. H. G. Е., в стиле Рококо, D dur (1954−1955)
- 5. Четвертая симфония, «Эквадорская», D-dur (1957)
- 6. Шестая симфония для струнных и литавр, e-moll (1968)
- 7. Восьмая симфония «К 150-летию битвы при Пичинче», е moll (1972)
- 8. Девятая симфония («Sintetica» № 2), D-dur (1977)
- Одночастный симфонический цикл в творчестве Сальгадо
Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо: композитор в контексте национальной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Композитор, как и каждый художник вообще, формируется и творит в контексте национальной культуры, осознаёт он это или нет. Контекст обусловлен рождением, географической средой, воспитанием, 7 мироощущением, музыкальными впечатлениями. Особенно непосредственно он влияет на стадии становления национальной профессиональной школы.
История профессиональной музыки Эквадора не слишком длительна, и наиболее ярко её олицетворяет Луис Умберто Сальгадо, композитор одновременно и национальный и современный. Таким образом определилась тема диссертации: место композитора в контексте национальной культуры на примере симфонического творчества Сальгадо, в котором синтезировались национальные традиции с художественными традициями XX века.
Целью диссертации является рассмотрение композиторского облика Сальгадо и анализ основных стилевых и композиционных элементов особенностей его произведений. Открытием Сальгадо является тот факт, что андская пентатоника может стать источником, не 1 только автохтонной профессиональной музыки, но соединяться с двенадцатитоновостью. Этим и определяется структура работы, состоящей из введения, пяти глав, шести приложений и библиографии.
В предлагаемой диссертации представлена система теоретических взглядов композитора, нашедших своё воплощение в его творчестве и в музыковедческих работах. Впервые даётся профессиональный анализ симфонического творчества Сальгадо, рассматривается его место в контексте национальной музыкальной культуры. Кроме этого, в Приложении представлен Хронологический каталог произведений Л. У. Сальгадо, сделанные нами впервые переводы статей на русский язык, интервью с композитором «Л. У. Сальгадо о себе», а также список его музыковедческих работ.
Источников, касающихся жизни и творчества Л. У. Сальгадо, крайне мало. Самый значительный — специальный монографический номер музыкального журнала «Опус"1, под редакцией Артуро Родаса. Он вышел в свет спустя двенадцать лет после смерти композитора. Значение его велико: во-первых, в Эквадоре впервые обратились к анализу творчества Сальгадо и проявили интерес к его личности, хотя он уже был известен как выдающийся композиторво-вторых, в этом сборнике впервые опубликованы материалы самого композитора, о существовании которых мы только могли догадываться. Из них особо выделим статьи: «Эстетический синопсис эквадорской музыки» и «Подлинная эквадорская народная музыка», где отражены эстетические взгляды композитора и принципы его теоретического мышления. Они легли в основу нашей диссертации.
Второй важнейший источник — первый том «Музыка в Эквадоре» Сегундо Луиса Морено.2 Это самая фундаментальная из существующих в Эквадоре музыковедческая работа, — как бы краткий курс истории эквадорской музыкальной культуры. Здесь упомянут Сальгадо как композитор и дается краткая биографическая справка о нём.
Сборник, составленный Пабло Герреро — «Музыканты Эквадора"3 -первая попытка создания музыкального словаря об известных.
1 Ежемесячный музыкальный журнал «Опус», издававшийся Музыкотекой при Центральном Банке Эквадора. № 31, январь 1989 года.
2 Сегуццо Луис Морено. Музыка в Эквадоре — Кито, 1930 г., т. 1- 2е изд. Кито, 1996 г.
3 Пабло Геррэро. Музыканты Эквадора, Эквадорская музыковедческая корпорация. Кито, 1995 музыкантах Эквадора разных периодов, сделанная молодым эквадорским исследователем-этнографом.
Нам также известно о дипломной работе эквадорки Кети Вонг о Сальгадо, написанной в Московской консерватории, но, к сожалению, с ней не удалось познакомиться.
Среди источников на испанском языке укажем редчайший фольклорный сборник, изданный ещё в 1943 году «Автохтонная музыка востока Эквадора"4, к которому мы обращаемся в диссертации. Особый интерес также представляет сборник фольклорной музыки эпохи Колонии Самуэля Кларо, содержащий редчайший фольклорный материал.
Иллюстрированный альбом «Образы Эквадора XIX века» (под редакцией Хуана Агустина Геррэро) раскрывает обширную панораму эквадорского искусства — живописи и графики. Особый интерес представляет для нас вступительная статья вице-ректора Консерватории г. Кито Хуана Агустина Геррэро.
В упомянутом в библиографии материале — популярном хоровом сборнике коллективных разножанровых фольклорных напевов — впервые публикуются музыкальные образцы.
Антология «Введение в эквадорскую национальную музыку» — это первая попытка проанализировать и систематизировать подлинный фольклорный материал всех регионов Эквадора.
Из важнейших исследований на русском языке выделим работы, выполненные в Государственном институте искусствознания и в Институте Латинской Америки при Академии наук СССР. Это.
4 Padre Paimundo Monteros. Musica autoctona del Oriente Ecuatoriano — Quito, 1942.
Культура Эквадора"5, «Музыкальная культура Андских народов"6 и «Музыкальная культура стран Латинской Америки"7.
Культура Эквадора" - сборник научных статей, посвященных различным видам культуры и искусства Эквадора. Среди нихфундаментальная статья «Музыкальная культура Андских народов» П. А. Пичугина о музыкальной культуре Эквадора, написанная на основе анализа этно-музыковедческих первоисточников. Это первый профессиональный монографический труд, посвященный детальному изучению архивных материалов и документов, в которых анализируется ладо-ритмическая структура музыки андских индейцев, их инструментарий, а также песенные и танцевальные жанры.
Музыкальная культура стран Латинской Америки" - одно из важнейших исследований, охватывающее большой круг проблем, связанных с развитием музыкальной культуры и искусства стран Латинской Америки.
Кроме этого, при подготовке диссертации мы опирались на материалы архивов композитора, который хранился у его сына Фаусто.
Сальгадо и был передан им в 1998 году Историческому архиву.
Центрального банка Эквадора. Здесь он впервые стал доступен для исследователейиспользованы также документы Музыкотеки.
Центрального банка Эквадора, в частности, журнал «Опус» .
Приложения нами рассматриваются как составная часть диссертации: во-первых, представленные здесь материалы впервые публикуются на русском языке, во-вторых, они помогают восстановить исторический контекст, в котором жил и творил Сальгадо, учитывая, что он практически впервые открывается миру как классик эквадорской музыки.
5 Культура Эквадора — / М.: Наука 1985.
6 Музыкальная Культура Андских Народов — М., 1976 * *.
Сальгадо является первым эквадорским профессиональным композитором. Несмотря на обстоятельства, его окружающие, на удаленность Эквадора от европейского континента, он применял сложнейшие виды музыкальной техники для воплощения своих концепций. Поэтому за исключением Шестой симфонии в Эквадоре ничего не могло быть исполнено. Другие произведения Сальгадо исполнялись при его жизни, причем большей частью во фрагментах, за рубежом: сюита «Атагуальпа» в 1946 г. в США, симфония «Sintetica № 1» в 1954 году в США, «Эквадорская сюита» в 1972 году в ГДР, «Концерт для гитары с оркестром» в 1976 году в Копенгагене.
Только в 1998 году, после передачи архива Центральному Банку, впервые стали доступны почти все его симфонические произведения.
Вышла в свет пластинка с фортепианными произведениями композитора, включающими «Санхуанито Футуриста». В обозримом будущем на исполнение его произведений рассчитывать не приходится, так как наследие композитора пока существует в виде необработанных рукописей.
Причина заключается в том, что до настоящего момента в Эквадоре не было достаточно профессиональных музыкантов для понимания и исполнения музыки Сальгадо, которые нашли бы ключ к постижению тайн его творчества. Лишь через сорок лет музыканты, получившие полное образование в странах Европы и Северной Америки, вернувшись на Родину, смогли расшифровать, открыть для.
7 Музыкальная культура стран Латинской Америки. — М., 1974. себя его творчество. Сейчас, как упоминалось, его произведения стали доступны для профессионального анализа.
Сальгадо осознавал свое призвание эквадорского национального композитора. Он никогда не выезжал за пределы Эквадора, тем не менее, всегда был в курсе всех музыкальных событий, течений, тенденций в современном ему мире. И не только знал их теоретически, но и использовал в 1944 году.
Л.У.Сальгадо всегда тяготел к крупным формам — опере, балету, рапсодии, симфонии, концерту. Для него характерен скорее инструментально-симфонический тип мышления. В основном, он употребляет парный состав большого симфонического оркестра, добавляя к нему литавры, арфу, колокола, челесту. Фортепианные произведения отличаются развитой фактурой, использованием крупной техники (аккорды, октавы и т. д.).
Для нас особая ценность творчества Л. У. Сальгадо заключается в том, что жанры и формы эквадорской национальной музыки, представля сугубо локальный национальный интерес, они как бы переходят в другое измерение, становясь составными компонентами фортепианной или симфонической пьесы, тем самым возвышается андский эквадорский фольклор, привлекая к нему интерес за пределами страны.
В настоящий момент задачей музыковедов является восстановление рукописного архива композитора, что является гораздо более трудной задачей, чем ознакомление с произведением через слуховой опыт. В каждом конкретном случае приходится выяснять, к какому жанру относится то или иное произведение и совпадает ли это с тем, что предполагал композитор. В нашем случае мы должны были установить, соответствуют ли симфонии Сальгадо именно этому жанру и этой форме. Поэтому мы вынуждены были уделять особое внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Название нашей работы «Симфоническое творчество Л. У. Сальгадо. К проблеме: композитор в контексте национальной культуры» обусловлено тем, что творчество Сальгадо предстает как яркий результат воздействия национального культурного контекста, без учета которого невозможно объяснить и особенности его личности и специфические черты композиторского мышления. Корни этой специфики, как мы попытались показать, следует искать в национальной автохтонной традиции.
Для эквадорской музыкальной среды того времени Сальгадо представлял феномен таланта и трудолюбия. Ни один из эквадорских композиторов не оставил столь богатого и разнообразного творческого наследия. Неустанный поиск новых идей, неутомимая профессиональная работа, стремление к совершенствованию своего музыкального стиля, почерка — всё это характеризовало Сальгадо-композитора.
Он систематизировал в своём творчестве основные формы, жанры и соотношение автохтонного мелоса с двенадцатитоновостью европейской музыкальной традиции, обнаружив близость их глубинных принципов. Вместе с тем Сальгадо неразрывно связан и со всеми культурными и социально-политическими явлениями, характерными для 30 — 60-х гг. В каждом произведении он открывал новые художественные миры и горизонты.
Список литературы
- Segundo Luis Moreno.: Historia de la Musica en el Ecuador", VolumenI-, Quito, 1972
- Serie: «Progresion de la Musica Popular», № 1: Antecedentes del canto colectivo en el Ecuador Quito, 1986
- Cancionero coral -Quito, 1986
- La Musica Popular en el Ecuador: conceptualizacion y antecedentes Quito, 1986
- Padre Raimundo Monteros: Musica autoctona del Oriente Ecuatoriano Quito, 1942
- Antologia «Introduccion a la Musica folklorica del Ecuador» Quito, 1981
- Isabel Aretz. Sintesis de la Etnomusica en America Latina -Venezuela, Caracas, 1980
- Samuel Claro: Antologia de la Musica Colonial en America del Sur -Chile, 1974
- Imagenes del Ecuador del siglo XIX: Juan Agustin Guerrero Textos investigacion: Wilson Hallo, Editorial Espasa-Calpe, Fundacion Hallo, -/ Quito, 1981
- Vega C. Los instrumentos musicales aborigenes y criollos de la Argentina. Buenos Aires, 1946.9. Archivos:
- I. Archivos de los periodicos: «El Comercio"1. El Tiempo"1. Archivo de la Musicoteca del Banco Central del Ecuador
- V. Archivo Historico del Banco Central
- Источники на русском языке
- Культура Эквадора -/ М.: Наука, 1985
- Пичугин П.А. Музыкальная культура андских народов —/М., 1976
- Музыкальная культура стран Латинской Америки -/М., 1974
- Советская энциклопедия. 7 т. 4,5,6. М., 1978.
- Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М., «Музыка», 1977, с. 62.
- Источники на французском языке
- D’Harcourt M. et R. «Le folklore musical de la region andine. Equateur, Perou, Bolivie. Encyclopedie de la musique par Lavignac, premiere partie. Paris, 1922.