Фёдор Серафимович Дружинин — исполнитель, педагог, композитор
За свою жизнь Дружинину удалось сделать невероятно много и в разных направлениях музыкальной деятельности. Так он воспитал целую плеяду ярких представителей современного исполнительства. Среди его учеников Ю. Башмет, Ю. Тканов, А. Бобровский и ещё большой круг альтистов — солистов и педагогов, камерно-ансамблевых исполнителей и оркестрантов, работающих как в России, так и за рубежом. Профессор… Читать ещё >
Содержание
- Том I. Введение
- Глава 1. Вехи пути Ф.С.Дружинина
- 1. 1. Годы учения
- 1. 2. Этапы творческой деятельности
- Глава 2. Из истории альтовой школы Московской консерватории
- В.В.Борисовский и Ф. С. Дружинин: линии преемственности
- 2. 1. Традиция деятельности альтистов в многообразии сфер творчества
- 2. 2. Развитие сольного альтового репертуара от переложений — к оригиналу)
- 2. 3. Педагогические принципы Ф.С.Дружинина
- Глава 3. Ф.С.Дружинин-исполнитель
- 3. 1. Сольное исполнительство. Посвящения
- 3. 2. Ф.С.Дружинин-ансамблист. Создание Д.Д.Шостаковичем
- Квартета № 13, Сонаты для альта и фортепиано, ор
- Глава 4. Композиторское творчество
- 4. 1. Общая характеристика
- 4. 2. Вокально-инструментальные сочинения, вокальные циклы
Фёдор Серафимович Дружинин — исполнитель, педагог, композитор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В сложной и многообразной картине художественной культуры XX века своеобразно предстаёт творчество крупных музыкантовисполнителей, композиторов, деятельность которых порой охватывала значительные периоды её развития. По-разному складывались не только судьбы людей, но и судьбы отдельных инструментов: одни изначально выдвигались на передние рубежи, другие долго и упорно завоевывали место солистов, исторически длительно пребывая важной тембровой составляющей оркестра и ансамбля. Ныне ситуация в отношении статуса тех или иных инструментов очевидно изменилась. Труба, гитара, контрабас и альт, например, уже обрели статус сольных инструментов.
Исполнительство на альте, приобретшее в последние десятилетия большую значимость требует осмысления многих фактов и явлений, обусловленных творчеством крупнейших музыкантов-альтистов и композиторов, посвятивших этому инструменту немало сочинений. Ф. С. Дружинин свидетельствовал: «Если в XVIII и XIX веках мы можем назвать лишь несколько имен исполнителей-солистов на альте, которые были уверены в художественных возможностях альта и убеждённо избирали этот инструмент для своей музыкальной жизни, то XX век дает уже десятки имён известных исполнителей» [149]. Эта знаменательная мысль говорит о многом и, в частности, о необходимости выявить эти «несколько имён» — подвижников альтового дела.
В России среди многих замечательных музыкантов особую роль в становлении альтового исполнительства и педагогики сыграли представители Московской консерватории. Прежде всего, основатель русской альтовой школы В. В. Борисовский и Ф. С. Дружинин, на протяжении XX века своей деятельностью во многом определявшие пути развития альтового искусства.
Творчество Народного артиста РСФСР, профессора Московской консерватории Фёдора Серафимовича Дружинина (1932—2007) -исполнителя, педагога, композитора занимает особое место в отечественном' альтовом искусстве завершившегося столетия. Личность этого замечательного музыканта широко известна в России и за рубежом. Вместе с тем, его творчество как явление целостное до сих пор не было освещено, не становилось предметом научного осмысления. Данная работа является первой попыткой совокупно исследовать художественное наследие Дружинина во всех ипостасях его деятельности.
Творческий путь Ф. С. Дружинина — будущего крупного исполнителя на альте и виоле д’амур начинался в годы Великой Отечественной войны, в ЦМШ, в классе Н. Б. Соколова. В школе также проходили серьёзные занятия по композиции (совпавшие с началом периода многодесятилетней' дружбы с Р. Леденёвым). Важным этапом были годы учения в Московской консерватории в классе профессора В. В .Борисовского. В двадцать пять лет, Фёдор Дружинин зарекомендовал себя как сложившийся музыкант, став в 1957 году лауреатом первых премий Всесоюзного и Международного конкурсов. Так начинался полувековой этап артистической деятельности" музыканта.
В процессе формирования множественного творческого опыта, вырабатываемого в непосредственной связи с лучшими традициями русской школы, определились индивидуальные исполнительские черты стиля Дружинина. Показательно, что в трактовке альтиста прочтение авторского текста сочинений композиторов разных направлений нередко становилось эталонным. При этом выработка собственного видения и индивидуального осмысления сочинений обуславливались глубоким знанием стиля той или иной эпохи. Это был энциклопедически образованный музыкант.
Ф.С.Дружинин как исполнитель вывел альт на новый этап его развития как инструмента солирующего. Отношение к репертуару для альта, созвучное времени, в творчестве музыканта выразилось в главном принципе в осознании первостепенности значения оригинального альтового репертуара. В контакте с композиторами-современниками рождались крупные концертные сочинения, посвященные Дружинину, прочно вошедшие сегодня в альтовый репертуар. В их числе, например', Концерт-поэма для альта с оркестром Р. Леденёва, Соната для альта соло М. Вайнберга, Концерт и Соната для альта и фортепиано Г. Фрида, премьеры которых были осуществлены Дружининым.
Кульминация творчества альтиста, совпавшая с 1970;ми годами, «золотым сечением» XX века, была освещена дружескими и творческими контактами с Шостаковичем, одним из главных законотворцев стилистических процессов в музыке завершившегося столетия. Шостакович посвятил Ф. С. Дружинину своё последнее сочинение — Сонату для альта и фортепиано, ор. 147, ставшую для исполнителя бесценным даром и оправданием его музыкальной жизни [162].
В творчестве альтиста прослеживается преемственность традиции русской альтовой школы, её основателя В. В. Борисовского. Этот фактор имеет место в исполнительской деятельности Дружинина — сольной (в пропаганде альта и виоль д’амур), ансамблевой (в Квартете имени. Бетховена) и педагогической работе (возглавляя кафедру альта и арфы в Московской консерватории с 1978 года). Характерно, что музыкант личную нотную библиотеку завещал Aima mater, где прошёл его путь от студента, аспиранта до ведущего профессора.
За свою жизнь Дружинину удалось сделать невероятно много и в разных направлениях музыкальной деятельности. Так он воспитал целую плеяду ярких представителей современного исполнительства. Среди его учеников Ю. Башмет, Ю. Тканов, А. Бобровский и ещё большой круг альтистов — солистов и педагогов, камерно-ансамблевых исполнителей и оркестрантов, работающих как в России, так и за рубежом. Профессор выработал собственную педагогическую систему (хотя и отрицал её), выходящую за рамки укоренившейся альтовой методики. Она сводилась не просто к формальным знаниям педагогического процесса, то есть правилам игры на инструменте, элементарным навыкам постановки (по выражению Фёдора Серафимовича, это отдельная сложная наука), но в живом восприятии и отношении к искусству. В педагогике Дружинина прекрасное владение и знание специфики альта становилось средством для достижения высоких художественных и музыкальных задач.
О Дружинине, настоящем русском интеллигенте, Мария Юдина говорила, что просто не может понять «как мог возникнуть и быть сохраненным — в наш век — в его поколении — и в его профессии — такой человек» [47, 171]. Глубоко символично отношение к Ф. С. Дружинину, i ставшего членом семьи одного из лучших переводчиков России, поэта С. В. Шервинского, А. А. Ахматовой. Потрясённая величием образов Чаконы Баха, озвученной альтом Дружинина, поэтесса глубоко отразила их в своём творчестве (стихотворениях «Сон», «Чакона» из «Поэмы без героя»).
В анналы современной отечественнойкультуры альтист вошел и как композитор-профессионал, обладающий собственным стилем (хотя до определенного времени, находясь в плену своей скромности, он считал себя в этой области скорее любителем). Его консультантом был Роман Леденёв*. Существенно повлияло на творчество Дружинина и общение с Андреем Волконским, обогащённое знанием старинной и современной музыки в процессе совместного камерно-ансамблевого исполнительства (ещё до создания «Мадригала»). Горячо поддерживал композиторские опыты музыканта Д. Д. Шостакович, близко наблюдавший исполнительский и композиторский потенциал альтиста.
Наследие Дружинина-композитора включает множество произведений разных жанров и форм. Здесь целый ряд инструментальных композиций: Соната и Вариации для альта соло, Фантазия для альта с фортепиано (версия с оркестром) памяти Вадима Васильевича Борисовского, Дуэт для двух альтов «Sinfonia a due», Трио для, скрипки, альта и виолончели «Восточный эскиз» (одно из ранних сочинений, написанных ещё в ЦМШ — Квартет для двух скрипок, альта и виолончели). К сожалению, остался незавершённым Концерт для альта с симфоническим оркестром, партитура которого включает почти весь объём первой и развернутый эскиз двух частей.
Отдельный раздел композиторского творчества Дружинина составили произведения для голоса с различными инструментальными составами: «Блудный сын» для баса и альта на стихи В. Мамонова, «Ночь и море» для сопрано и струнного секстета на стихи Л. Рибера, «Ave Maria» для голоса со струнным секстетом и чембало, Квартет «Uber allen Gipfeln ist Ruh.» для сопрано, флейты, арфы и альта на стихи Гёте, посвящённый Альфреду Шнитке.
Ф.С.Дружинин создавал и романсы, среди которых есть юношеские («Джеми» на стихи Р. Бёрнса), и более поздние образцы: «Приближается звук» на стихи А. Блока, «Wer nie sein Brot.» на стихи Гёте для сопрано и альта, «Юношу, горько рыдая» на стихи Пушкина для сопрано и арфы, «Я была на краю чего-то.» на стихи Ахматовой. «Единственную я рубашку постираю» на стихи Чон Чхоль из корейской поэзии в переводе Ахматовой. Неким духовным завещанием обозначился цикл духовных хоров: Песнь Сыну Божию «Свете тихий.», Молитва Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего.», Песнь Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся.», Великая Пятница Ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго», Песнопения из служб Триоди постной «Покаяние, отверзи ми двери», Акафист Божьей Матери, Аллилуйя.
Первоначально сочинения Ф. С. Дружинина были связаны с выделением роли альта как сольного инструмента, расширением концертного репертуара. Однако в неменьшей степени они инициировались и исполнительскими интересами концертирующего альтиста. Постепенно Фёдор Серафимович в своем композиторском творчестве отдаёт предпочтение камерно-ансамблевым и вокальным жанрам, музыке для театральных постановок.
Педагогическая деятельность музыканта широко1 известна как в России, так и за рубежом. Профессора постоянно приглашали в разные страны Европы (Францию, Англию, Швейцарию, Голландию, Бельгию, Польшу, др.) для участия в мастер-классах, в качестве жюри различных международных конкурсов. Постоянная педагогическая работа Ф. С. Дружинина проходила в консерваториях республик бывшего СССР (Ташкент, Тбилиси), Прибалтики (Таллин, Вильнюс). За выдающиеся педагогические достижения на Юге Франции музыканту было присвоено звание почётного гражданина города Сарля.
Вместе с тем наследие этого замечательного представителя отечественной музыкальной культуры, как совокупное явление — творчески разнонаправленное, но художественно удивительно целостное, не становилось объектом исследования, ещё не было изучено во всем своём объёме. Данное исследование является попыткой частично восполнить существующий пробел. Этому способствует соединение в единую картину как известных фактов биографии и творчества альтиста, так и введение в обиход материалов не получивших ранее широкое распространение.
Предпринятый панорамный подход к теме диссертации оказался возможен в контексте комплексного изучения разных аспектов творчества мастера: исполнительской и педагогической деятельности (с. 1957 г.), выступлений в Квартете имени Бетховена (1964;1988), композиторского творчества (1961;2002 гг.) и литературной деятельности (рубеж ХХ-ХХ1 веков).
Коллеги Ф. С. Дружинина по Московской консерватории, филармонии, многочисленные ученики едины во мнении, что напряжённый и цельный артистический путь выдающегося музыканта создает образ человека, который никогда не боялся выражать гражданскую, морально-этическую позицию целого поколения: «В наше безрадостное время, мы с тоской и ужасом оглядываем ту дорогу, которая привела нас к сегодняшнему дню, но одновременно с благодарностью, удивлением и уважением вспоминаем, что были люди, прошедшие её достойно, мужественно и благотворно. Вы знаете, что в нашей стране, в сталинские и послесталинские времена, чтобы сделать карьеру, нужно было заплатить за это дорогой ценой. И тем большее восхищение и уважение вызывают люди, которые в эти страшные времена, сумели сохранить свою душу и честь, идя лишь на минимальные компромиссы с существующим строем» [147].
В музыкознании творчество Фёдора Дружинина представлено не достаточно широко. Потребовалось изучение различных источников: от личного архива семьи Дружининых до государственных и частных коллекций. Анализировались материалы периодики, где нашли отражение события творческой жизни артиста и композитора за полвека: в их числе газетные и журнальные публикации (первая заметка об аспирантском концерте датирована 1957 годом).
Некоторые аспекты педагогической и исполнительской деятельности музыканта представлены в брошюре В. Чахвадзе [105]. Анализом отдельных сочинений композитора (Квартета для флейты, альта, арфы и фортепиано на стихи Гёте и дуэтов — для двух альтов «Sinfonia a due», «Блудный сын») занимались Е. Шабшаевич [106], Ю. Тканов [97, 98]. О творчестве музыканта содержатся сведения в статьях, обращённых к истории альтового искусства и его репертуара: В. Ю. Григорьева [26, 25, 24], С. П. Понятовского [81], М. М. Гринберга [27], В. А. Юзефовича [118, 117, 116]. Публикации Е. Б. Долинской освещают творчество альтиста разных периодов его творческой жизни [44, 40, 42], авторские концерты, юбилейные вечера [39, 36, 41]. Расширили представление о разнообразной деятельности альтиста высказывания известных композиторов и исполнителей, близких Дружинину — Р. Леденёва [157] и М. Лубоцкого [138], А. Шнитке [46] и В. Сильвестрова [42].
Изучению творчества Ф. С. Дружинина способствовала книга самого музыканта — «Воспоминания. Страницы жизни и творчества», автор которой, начиная рассказ с детских воспоминаний о первой бомбёжке в Москве, постепенно разворачивает «хронику непредсказуемой и суровой жизни в советской России, где, если артист честно говорил об искусстве, режим отвечал пропагандой и репрессиями» [19]. Как отмечает Е. Б. Долинская: «Фёдору Дружинину от Бога дано было многое, в частности, он был феноменальным рассказчиком, тонким литератором, оставившим удивительные по тонкости Воспоминания, ставшие подлинным событием в культуре, о незабываемых встречах в отечественном и зарубежном музыкальном мире» [42, 247]. В живой, лишённой штампов манере Дружинин изложил глубокие и предельно откровенные мысли о музыке, музыкантах непростых судеб и характеров, о времени и о себе. Здесь будто воочию предстаёт галерея образных портретов современников — М. Юдиной и А. Ахматовой, И. Стравинского и Г. Нейгауза, Д. Ойстраха и А.Шнитке.
Особенно ценны свидетельства музыканта о Д. Д. Шостаковиче, с которым альтист на протяжении одиннадцати лет, «иногда по месяцу ежедневно», контактировал как участник Квартета имени Бетховена. С глубоким уважением музыкант пишет о «бетховенцах» первого состава — Д. Цыганове, ВШиринском, С. Ширинском, и далее о Н. Забавникове, О. Крысе, Е.Альтмане. Выразительны и точны эпизоды книги, посвящённые В .В .Борисовскому.
Уникальны материалы переписки М. В. Юдиной — Ф. С. Дружинина, ставшие результатом целого периода совместного творчества с 1957 по 1961 годы. М. Юдина, в частности, писала: «Надо Вам сказать, что меня просили множество (и очень известных) инструменталистов давать с ними сонатные вечера и я отказывалась, — то звук, то вкусы, то масштаб, — все мне было чуждо. играла бы я только с Леонидом Коганом, но его не могут интересовать сонаты. В* Дружинине я нашла поразительное инструментальное совершенство, сильный и благороднейший духвкус и, м. б. для меня главное, глубокий интерес к современности» [47,154].
Сегодня можно констатировать, что многообразное творческое наследие Ф. С. Дружинина — исполнителя и педагога, композитора и литературного деятеля, а также написанное о музыканте, требуют объединения и систематизации. В связи с этим в нашей работе ставятся следующие научные задачи:
• определить этапы творческого и жизненного пути музыканта на основе документальных свидетельств;
• проанализировать вопросы преемственности альтовой школы Московской консерватории (В.В.Борисовский — Ф.С.Дружинин);
• систематизировать педагогические принципы Ф. С. Дружинина;
• рассмотреть композиторское творчество альтиста (периодизация, хронологическая атрибутация и анализ наследия);
• изучить литературные работы музыканта;
• установить линии взаимосвязи между аспектами творческой деятельности Дружинина — исполнителя, педагога, композитора.
Поставленные научные задачи позволили выйти к цели исследования — определению самого феномена разнонаправленного творчества Ф. С. Дружинина. Этому способствовал многолетний поиск материалов.
Источниковое поле диссертации оказалось многосоставным, восходящим к не публиковавшимся ранее документам. В него, в частности, включены материалы фондов Ф. С. Дружинина Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Шнитке-центра Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке. Первый стал основным местом концентрации авторских рукописей и нотных автографов, что способствовало систематизации и уточнению названий ряда произведений и дат их создания. Сведения о наследии Дружинина пополнил Архив Московской консерватории и материалы Музея им. Н. Г. Рубинштейна.
Научная реконструкция творческого пути Дружинина, выступавшего одновременно хранителем традиций и, одновременно, новатором, внесшим существенный вклад в развитие отечественного альтового исполнительства и педагогики, привела к необходимости рассмотреть круг вопросов истории отечественного альтового искусства XX века в контексте работ.
Ф.С.Дружинина (по-сути искусствоведческих)1, тексты которых впервые вводятся в научный оборот. ,.
Сегодня особое значение приобретает слово Дружинина, запёчатлённое не только в публикациях, рукописях (например, о В. В .Борисовском, Н. Б. Соколове, С. В. Шервинском, А.Г.Габричевском), но и в комментариях, записанных в последние годы жизни музыканта Е. С. Дружининой. Эти свидетельства впервые представлены и положены в основу исследования. Семейный архив Дружининых позволил ознакомиться и наиболее полно изучить композиторское наследие музыканта и его художественно-эстетические взгляды. Много ценного автор исследования почерпнул из интервью с Ф. С. Дружининым (проведённого в феврале 2007 года), а также из многочисленных бесед с вдовой музыканта, имевших место, на протяжении 2006;2009 гг., в процессе которых были выяснены и уточнены многие факты жизни и творчества. В последнем интервью артиста отражены, автобиографические воспоминания, суждения о музыке XX века, мысли об альтовом исполнительстве и сути педагогической работы, а также философские изречения.
В исследовании впервые факсимильно представлены документы из Архива Московской консерватории, в частности: аттестат об окончании Средней музыкальной школы 10-летки при МДОЛГК им. П. И. Чайковского, заявление и краткая автобиография, написанные при поступлении в консерваторию, личная карточка учащегося с программой вступительных экзаменов, индивидуальные планы обучения 1951—1952 и 1952—1953 учебных ' годов, подписанные профессором В. В .Борисовскимхарактеристики, данные в консерватории профессором А. В. Свешниковымпротоколы Государственных экзаменов альтиста, участники комиссии которых — профессора оркестрового факультета: К. Г. Мостраса,.
1 Среди них: статьи о музыкальном образовании в СССР, о формировании личности музыканта, об истории альта как инструмента сольного, кафедре альта и арфы Московской консерватории.
Я.И.Рабиновича, Д. М. Цыганова, С. П. Ширинского, А. И. Ямпольского, С. З. Асламазяна, В. В. Борисовского, С. Н. Кнушевицкого, С. М. Козолупова.
Прояснению этапов педагогической работы Ф. С. Дружинина в Московской консерватории, продолжавшейся сорок четыре года, способствовали материалы архива и личного дела музыканта, интервью, но не только. Отметим, что беседы с учениками Ю. А. Ткановым (профессором кафедры альта Московской консерватории), М. И. Ситковской (преподавателем ЦМШ) внесли существенные дополнения в раздел о педагогической и композиторской деятельности музыканта.
В работе также осуществляется попытка представить и систематизировать малоизвестное до настоящего времени фонографическое наследие альтиста.
Методология исследования базируется на комплексном изучении составляющих художественного феномена Ф. С. Дружинина. В диссертации объединены принципы музыкально-исторического, источниковедческого и культурологического методов исследования. Опорным в методологическом отношении стали работы: Б. Асафьева, Ю. Холопова, Л. Гинзбурга, В. Григорьева, М. Гринберга, В. Юзефовича, С. Понятовского, Е.Назайкинского.
Эти сочетания явились важными и определяющими. С одной стороны, они позволили, учитывая особенности творчества Ф. С. Дружинина, взглянуть на личность музыканта «глазами современников" — с другой — литературные работы артиста, особенно последнего периода его жизни, позволили рассмотреть процесс творческого общения Дружинина и современников. Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые:
• вводятся в научный оборот материалы, связанные с этапами жизни и творчества Ф. С. Дружинина — исполнителя, педагога и композитора;
• описывается творческий путь композитора-альтиста, создается летопись его жизни и творчества;
• рассматривается исполнительская деятельность Ф. С. Дружинина — солиста и ансамблиста;
• составляется список репертуара альтиста, учитываются концертные программы, исполнительские редакции, изучаются посвящения, выявляется фонографическое наследие;
• анализируется педагогическая деятельность Ф. С. Дружинина в Московской консерватории как преемника и продолжателя традиций отечественной альтовой школы;
• изучается композиторское творчество Ф. С. Дружинина (устанавливается список сочинений, уточняются названия, даты создания, жанровые характеристики);
• составляется выверенный перечень публикаций Ф. С. Дружинина, рассматривается его литературное творчество.
Результаты данного труда могут применяться в курсах истории отечественной музыки XX века, истории исполнительства и методики обучения игре на струнных инструментахпополнить списки программ по специальности оркестровые струнные инструменты, а также способствовать расширению концертного репертуара исполнителей-альтистов (солистов и участников камерных ансамблей). Научные положения исследования могут быть использованы для дальнейших разработок в области музыкального искусства, прежде всего — альтового, а также творчества Ф. С. Дружинина.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей 30 марта 2008 года и рекомендована к защите. Основные её положения, представленные в виде материалов и докладов, были изложены на Международных и Всероссийских конференциях: «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление» (Оренбург, 6−8 октября 2006 г.) — «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направление развития в современном обществе» (Волгоград, 4−6 апреля 2007 г.);
Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство" (Саратов, 2007 г.) — «Молодежь в науке и культуре XX века» (Челябинск, 1—2 ноября 2007 г.) — «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории» (Оренбург, 25−27 апреля 2007 г.) — «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования» (Оренбург, 1−2 ноября 2007 г., 18−22 апреля 2008 г.). Научные результаты данного исследования отражены в десяти публикациях общим объёмом 2,5 печатных листов.
Диссертация состоит из двух томов.
Первый том включает Введение, четыре главы, Заключение, библиографию (163 наименования).
Второй том содержит разнообразные материалы (семь приложений). В него включены факсимильно представленные документы исполнительской и педагогической деятельности Ф. С. Дружининанотные рукописи сочиненийоригиналы рукописных работ (материалов статей, выступлений) — хронограф жизни и творчества, каталог сочинений, иконография, а также интервью автора исследования.
Заключение
.
Творчество Ф. С. Дружинина является удивительной частью истории отечественного музыкального искусства XX века. Эстетические принципы музыыканта — исполнителя, педагога, композитора, выработанные на протяжении жизненного пути, отражены в его литературном наследии.
В одной из них, в частности, говорится о мировомпризнании русско-советской исполнительской школы струнных инструментов, несмотря на «парадоксальность этого явления в стране, где бушевали социальные катаклизмы, войны, жестокая диктатура и вообще все прелести тоталитарного строя». Расцвет музыкального образования, золотой век которого охватывает период с 1930;х по 1960;е годы, совпал с началом пути музыканта, когда отечественные исполнители не только завоёвывали первые премии на разных конкурсах, но и своей дальнейшей творческой деятельностью оправдывали высокие звания лауреатов.
Формирование художественного вкуса универсального музыканта происходило в особенной духовно-интеллектуальной среде. Семейные традиции, атмосфера творчества, в которых отражались увлечения Серафима Николаевича, Натальи Львовны, были важными факторами в становлении личности Ф. С. Дружинина, который отмечал, что ещё, будучи мальчиком, он «часто испытывал потребность описать события, выходящие из обычного ритма моей жизни, события, которые в известной степени касались судеб людей, меня окружающих, и которые вовлекли меня в круг их волнений и забот. Так, я записал день, вернее ночь и раннее утро, первой жестокой бомбёжки, так помечал в дневнике репетиции Квартета имени Бетховена, встречи с Шостаковичем и впечатления от премьер его квартетов, несколько дней особо острого голода во время войны и некоторые эпизоды из моего детства» [47, 54].
Совместное прослушиваниезаписей в доме дяди, А. Н. Дружинина, заботами которого творчески развивался музыкант, сопоставление.
133 услышанного, выбор лучшего исполнения развивало художественный вкус, и стало постижением искусства пения (как просто той глубокой связи между звуками) — одной из главных отличительных черт исполнительского стиля артиста.
В своих воспоминаниях музыкант не устаёт подчеркивать, что, с одной стороны, его отношение к искусству было сформировано выдающимися представителями мировой вокальной школы: итальянскими певцами — Аделиной Патти, Франческо Таманьо, Энрико Карузо, Тито I.
Скипа, А. Галли-Курчи, Тоти Даль Монте, отдельно вошедшим в историю семьи русскими исполнителями — Фёдором Шаляпиным, Александром Вертинскимс другой, — скрипачами, обладавшими неповторимым стилем: Ф. Крейслером, М. Эльманом, Я.Хейфецем.
Быть может, одной из причин долгой «закрытости» темы творчества музыканта была тяжёлая болезнь, продолжавшаяся на протяжении последних пятнадцати лет его жизни. До последних дней жизни Фёдор Серафимович занимался творчеством — был готов к общению и встречам, проводил уроки со студентами, диктовал статьи-воспоминания, давал эксклюзивные интервью, слушал музыку, погружаясь в её мир и беседуя о ней. В частности, автору настоящего исследования, резюмируя, о своих музыкальных предпочтениях последних лет Ф. С. Дружинин поведал следующее: «Кто остался неизменным — И. С. Бах, его духовные кантаты, партиты соло. В молодости я ставил Моцарта превыше всех, но сейчас — Бах и Гайдн. Бах — это навсегда. Его партиты, Гольдберг-вариации. Квартеты Гайдна „Семь слов Спасителя на кресте“ — это больше чем музыка. Ставлю Ф. Шуберта — всё выше, всё больше и больше люблю». (Приложение VII, № 4).
На исходе жизненного пути большой отклик в душе музыканта получили сочинения В. В. Сильвестрова, которые он комментировал так: «А сейчас я заболел новым композитором. И, кстати, утверждаю, что он обладает тем, чем не обладают многие». Прослушав записи, Дружинин отправил восторженное письмо композитору. Так, после долгого перерыва' восстановилась дружба близких по духу музыкантов. Вскоре Сильвестров прислал Дружинину ноты и запись посвященных альтисту сочинений: «.прочитав воспоминания об Анне Ахматовой и Чаконе Баха (в книге Ф. С. Дружинина „Воспоминания“ — Н.П.), я неожиданно сочинил на её фрагмент из „Поэмы без героя“ песню, которую сам „напел“ и посвятил тебе, поражённый удивительной гармонией».
В ответном послании Дружинин писал 27 апреля 2007 года: «Ты i доставил мне огромную радость не только тем, что сам играешь, сам исполняешь свои песни, но и тем, что твоё посвящение (которое ты сделал мне) объединило трёх дорогих мне людей: И. С. Баха, Анну Ахматову и тебя. Эту тройную связь я чувствую благодаря тебе. Она постоянно возрождается благодаря твоей прекрасной игре и пению» [162].
Отличительной чертой творчества исполнителя является его Bel canto на альте, во многом порождённое певческой культурой великих оперных исполнителей, что актуально и в современном исполнительстве, когда инструменталист стремится приблизиться к вокальному искусству связи нот, а последнее, как известно, многое усваивает из инструментальной техники. В музыке существует множество примеров, среди которых: Ария Царицы Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Ария Каролины из оперы «Тореадор» А.Адана. Это взаимопроникновение наблюдается и в совершенном искусстве певицы Чечилии Бартоле (в прошлом скрипачки), творчестве дирижера-хормейстера Б. Тевлина (скрипача и органиста).
Ещё на заре деятельности Дружинина, в одной из рецензий на его сольный концерт, было отмечено использование приёмов широко скользящего смычка, особенного трепетного пиано, гибкого, безупречного вкуса rubato, получивших в дальнейшем широкое применение в творчестве Юрия Башмета, а сегодня и целого ряда представителей альтовых школ разных стран мира.
В творчестве Фёдора Дружинина наблюдается много общего с видным представителем русской1 фортепианной школы — Я.Флиером. Мастеров объединяет многогранность и плодотворность исполнительской и педагогической деятельности, проходящей в Московской консерватории параллельно. Пение на инструменте, как первооснова является важным исполнительским фактором, объединивших исполнителей. Манера «говорить» в музыке (ораторское начало, «не игра, а скорее высказывание»), разнообразие амплитуды темброво-динамических градаций (густота красок, уплотнённость звуковых колоритов или легкие «шелковистые» тона, проявляющегося характерного в соотношении артистического облика и звукоизвлечения, «интонации звука» (Я.Флиер), особое взаимодействие со слушателем, возникавшем в концертном зале в процессе исполнения [123, 128].
Определяющей чертой личности Ф. С. Дружинина, отразившейся в трудах, композиторском творчестве является его отношение к людям, связанных с искусством, литературой, которым на протяжении’всей жизни музыкант отдавал дань восхищения и любви25. Через всю жизнь Дружинин пронёс глубокое чувство уважения к В. В .Борисовскому. Об этом свидетельствуют памятные концерты, посвящённые учителю, в которых артист играл и на виоль д’амур, посвящение «Фантазии» для альта с оркестром, множество публикаций и воспоминания. Роль основоположника русской альтовой школы В. В. Борисовского Ф.С.Дружинин рассматривал как настоящий переворот во взгляде на альт в нашей стране, что находило яркое подтверждение в деятельности профессора и как исполнителя-солиста на альте и на виоле д’амур, и как учредителя первых специальных классов альта в Московской консерватории.
Камерно-ансамблевое музицирование с Марией Юдиной, творческое взаимодействие с которой сыграло роль в усилении фактора.
25 «Моя жизнь была щедро наполнена <.> взлётами, образующими на протяжении лет довольно яркие кульминации, и, как правило, они были связаны с прекрасными и одарёнными людьми, которые чудодейственным образом притягивались ко мне или я притягивался к ним» [47, 55].
136 самостоятельности в его дальнейшем творчестве, явилось для молодого альтиста важной вехой. Выдающаяся пианистка обнаружила в 27-летнем музыканте глубокий интерес к современности, его открытость к восприятию и созвучное ей понимание нового в музыке, помноженные на безупречное владение инструментом — поразительное инструментальное совершенство. Как отмечал Дружинин, Мария Вениаминовна привила ему вкус к аутентизму — к точному прочтению нотного текста, к строгости в исполнении всех авторских замыслов.
Именно М. В. Юдина одна из первых услышала в звучании альта Дружинина и, шире, в его исполнительской манере особый русский стиль {"style russe"), далекий по её выражению от лаконизма Хиндемита и бесплотности Моцарта, надмирного величия Баха и «засекреченности» Брамса. Мысль М. В. Юдиной справедлива, ибо творчество музыканта имеет глубокие корни, уходящие в традиции русской музыки. Одним из любимых композиторов альтиста был Мусоргский, о музыке которого он говорил: «Его оперные речитативы могут сравниться лишь с речитативами Баха, только русского Баха.».
Ф.С.Дружинин был тонким знатоком стиля различных эпох не только в музыке, но и в живописи и литературе. Играл и общался с А. Волконским, Ф. Зейделем (флейта), Л. Маркизом (скрипка), Ш. Каллошом (лютня). Виоль д’амур привлекала исполнителя особым звуком, разнообразием оттенков. Музыкант был сторонником больших альтов, игра на которых до сих пор посильна не многим исполнителям, предпочитающим более удобные инструменты хорошего качества.
Творческое содружество с М. Юдиной и А. Волконским стало этапным в жизни Ф. С. Дружинина (запись в ансамбле с последним дошла до наших дней, к сожалению, на единственной пластинке). Современник свидетельствует, что: «А.Волконский, Р. Леденёв, В. Сильвестров, Ф. Дружинин и А. Шнитке были не только представителями одного поколения художников, но неизменно творчески обогащали друг друга» [42, 262].
Истинный аристократ духа, Дружинин был настоящим русским интеллигентом, человеком высокой культуры. Жизнь музыканта была богата встречами с такими личностями, которые, по его мнению, сами по себе являлись высокохудожественным творением природы: С. Шервинский,.
A.Ахматова, А. Габричевский, Н. Соколов, В. Борисовский, Шостакович и.
B.Сильвестров.
Композиторы, отметившие творческий путь музыканта посвящениями были знакомы не только с его исполнительством, но и с его собственными композициями. Р. Леденёв утверждает: «В произведениях Ф. С. Дружинина присутствует творческий импульс, особое поле. То, что он пишет — не от „общей музыкальности“, а от незаурядного композиторского дара, музыка его имеет заметные собственные черты, наполненность, „пережитость“. Если определить её двумя словами, я бы сказал, что она неподкупно серьёзна. В ней ощутим глубокий взгляд на жизнь» [47, 192].
Пропагандист современного репертуара, Дружинин занимался и популяризаторской деятельностью, участвовал в циклах передач «Звучит альт», музыкальных телепередач на центральном телевидении — в качестве лектора, исполнителя и музыкального оформителя, что стало в те годы не только новой формой пропаганды инструмента, но и в более широком смысле — академического направления классического и современного искусства. Продолжение такого рода деятельности произошло к концу XX века в цикле передач Ю. Башмета «Вокзал мечты».
Сведения об исполнительском наследии Ф. С. Дружинина в разных источниках противоречивы, так в РГАЛИ зафиксировано 64, а в фондах Гостелерадио — более 70 записей с участием альтиста (сольных, ансамблевых). Это миниатюры для альта и фортепиано произведений М. Глинки, Э. Грига, К. Дебюсси, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Г. Пёрселла,.
C.Рахманинова, П. Чайковского, Ф. Шопена, Д. Шостаковича, Ф. Шуберта, сонаты и концерты Р. Леденёва, М. Вайнберга, Г. Фрида, Шостаковича. В составе Квартета имени Бетховена — сочинения Й. Гайдна, Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Д. Шостаковича, А.Шнитке.
Вместе с тем, в русле идущих ныне тенденций восстановления исполнительского наследия крупных отечественных музыкантов показательно, что в 2000 году в Aima mater Дружинина, где был осуществлён выпуск CD из серии «Великие исполнители Московской консерватории». Их материалом послужила реставрация записей с концертов альтиста* в Малом зале Московской консерватории (1955;1970 гг.). В 2004 году фирма «Мелодия» выпустила компакт-диск с исполнением Фёдором Дружининым Сонат М. Глинки, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича (партия фортепианоМ. Мунтян, Л. Пантелеева), Фортепианного квартета № 2 Й. Брамса (в составе — М. Юдина, Д. Цыганов, Ф. Дружинин, С. Ширинский).
Особое место в творчестве Дружинина — исполнителя и композитора заняла духовная тематика. Альтист всю жизнь играл «Ave Maria» Шуберта, -написал «Ave Maria» для сопрано и струнного секстета и серию духовных хоров. Сочинения Ф. С. Дружинина связаны с поэзией (Гёте, Р. Бёрнс, А. Блок, А. Пушкин, А. Ахматова, Л. Рибера), литературными героями или с историей жизни современников композитора, среди которых: Ромэн Гари, Жанна д' Арк (Ш.Пеги), Мирей (Ф.Мистраля).
В конце жизненного и творческого пути музыкант писал: «Меняются времена, уходят люди, переосмысляются многие ценности, гибнут теории, рушатся системы, сменяются философии, и удивительно, что всё это происходит в течение твоей жизни. Но пока ты жив, остаются воспоминания юности и молодости, и чем старше становишься, тем ярче горят они в душе, освещая твою жизнь, уже уходящую в тень» [47, 70].
Книга «Воспоминания» была издана на французском языке («Souvenirs Pages de la ma vie, souvenirs de mon? uvre. Hommage a D. Scostakovitch»)". Презентация издания состоялась, на вечере «Hommage a Fedor Droujinin» во.
26 Книга была отмечена на литературном конкурсе Ассоциации «Франция — Урал» за лучший перевод на французский язык (результаты конкурса были опубликованы в журнале «Prix Russophonie»).
Франции. Около двадцатизарубежных рецензийиз, Франции, Англии, США чрезвычайно! высоко5 оценили труд музыканта: Трудно" не: согласиться с ' ' мнением французского критикаН. Годца, убеждённого в том, что Ф. С. Дружинин, «описывая встречи и неурядицы своей переполненной событиями жизни, всегда делает это умно и с юмором, не переставая-служить музыке и своему инструменту. Его основнымиценностями остаются самоотдачаскромность и преданность делу» [19].
Современники художественных и литературных кругов, мастера ещё при жизни артиста посвящали ему своитворения: Виктор Мамонов (стихотворение «В Тарусе»), Владимир Андреанков (картина «Трио»), Борис Оачаков, создавший два 1 портрета музыканта, Борис Пашков (многочисленные рисунки, портреты исполнителя). С теплыми? дружескими пожеланиями Ф. С. Дружинину дарили собственные публикации (стихотворения, книги) — Геннадий? Айги, Эдуард Бабаев, Марк Лубоцкий, Григорий Фрид. Особенно ценными для Дружинина были посвящения, в которых, объединялись имена дорогих ему людей- (в «Чаконе» В.В.СильвестроваИ.С.Бах, А. Ахматова и автор).
В одной из программ зарубежных мастер-классов о Ф. С. Дружинине говорится: «Parmi ceux qui n 'ont jamais flechi devant le regime» («Среди тех, кто никогда не поколебался перед режимом»). Это высказывание напоминает о гражданской позиции музыканта, прошедшегочерезсложные времена истории отечественной культуры. Несмотря на жизненные коллизии, гуманизм оставался основой пути Дружинина, честно пронесшего высокие-: принципы, выраженные в главном — преданном служении искусству. (Приложение II, № 6).
Личность этого крупнейшего музыканта, недавно ушедшего из жизни, привлекает внимание исполнителей и композиторов наших дней. Памяти Ф. С. Дружинина 6 апреля 2008 года была проведена творческая встреча в Старках. На концерте памяти Шостаковича иДружинина во Франции, 15 октября 2008 года прозвучало сочинение Теофила. д’Валленсбурга, ученика.
К.Мейера — «De profundis» для виоль д’амур и струнного баритона, 14 января 2009 года в Малом зале Московской консерватории состоялся вечер памяти Д. Д. Шостаковича и Ф. С. Дружинина, на котором прозвучали сочинения двух мастеров.
К настоящему моменту список изданных сочинений Ф. С. Дружинина существенно пополнен публикациями XXI века, среди которых: Ноктюрн «Ночь и море» (2002), Дуэт для двух альтов («Sinfonia a due») (2003), Квартет «Uber allen Gipfeln ist Ruh.» (2005). Московской консерваторией приняты к изданию в 2009 году «Семь духовных хоров».
В одной из речей Ф. С. Дружинина, посвящённых С. В. Шервинскому, Г. Г. Нейгаузу, А. Г. Габричевскому, прозвучали слова, которые сегодня могут быть сказаны и о самом Фёдоре Серафимовиче: «Одно из самых благодатных очистительных чувств — это чувство благодарности. В Предисловии к трагедии Эсхила „Агамемнон“ говорится, что после падения Трои, чтобы передать радостную весть, греки зажигали костры, в пределах видимости взгляда, которые, охватив часть Европы, двигались и горели до самого Пелопонесса, тем самым, информируя всех о великом событии. К числу таких просветителей и относятся названные мной личности и их „костры“ не только не гаснут, а пылают и сейчас, и будут гореть ещё долгие и долгие годы, озаряя своим светом дорогу молодым и благодарным им поколениям» [146].
Список литературы
- Академический музыкальный колледж. Шацкес Борис Абрамович электронный ресурс. — Режим доступа. — http://www.conservatory-collegQ.ru/Q2historv/names/shazkes.html
- Акопян, JI.O. Анализ глубинной структуры музыкального текста Текст. / Л. О. Акопян. М.: Практика, 1995. — 256 с. — ISBN 5−88 001- 018-Х.
- Бобровский, В.П. Вечер альтовой музыки Текст. / В. П. Бобровский // Музыкальная жизнь, 1964. — № 7. — С. 18.
- Бобровский, В.П. Камерные инструментальные ансамбли Д.Шостаковича. Исследование Текст. / В. П. Бобровский. — М.: Советский композитор, 1961.-258 с.
- Бобровский, В.П. О музыкальном мышлении Шостаковича Текст. / В. П. Бобровский // Шостаковичу посвящается: 1906−1996. Сб. статей к 90-летию со дня рождения композитора / Сост. Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 1997. -С.39−61.
- Большая Российская энциклопедия Текст. Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 776 е.: ил.: карт. ISBN 5−85 270−329
- Валькова, В. Поздний период творчества Шостаковича Текст. / В. Валькова // История отечественной музыки второй половины XX века. -СПб, 2005. С.39−75.
- Вертинский, А. Дорогой длиною. Текст. / А. Вертинский, сост. -Л.Вертинская, предисл. — Е.Уварова. — М.: Издательство «Астрель», 2006. 607 е., с илл. — ISBN 5−271−7 097−2.
- Вопросы музыкальной педагогики: сб. статей Текст. // Сост.
- B.И.Руденко. Вып. 7. М.: Музыка, 1979. — 139 с.
- Вопросы музыкальной педагогики: сб. статей Текст. / Сост.
- C.П.Понятовский. Вып. 8. М.: Музыка, 1987. — 139 с.
- Вспоминая Юдину Текст. / Авт.-сост. А. М. Кузнецов. М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2008. — 312 е., ил. — ISBN 978−5-89 817−257−2. '
- Вульфиус, П.А. Статьи, воспоминания, публицистика Текст. / П. А. Вульфиус. Л.: Музыка, 1980. — 272 с.
- М.Габричевский, А.Г. О Шостаковиче Текст. / А. Г. Габричевский // Искусство в школе, 2006. № 4. — С.8−11.
- Гаккелъ, JI.E. О Павле Александровиче Вульфиусе Текст. / Л. Е. Гаккель // Musicus, 2008. № 3. — С.15−17.
- Гомер. Одиссея Текст. / Гомер- пер. с древнегреч. В.Жуковского. М.: Дюна, 1993.-С. 140.-ISBN 5−87 787−003−3.
- Гренар, Б. Просветленная страсть Текст. / Б.Генар. Перевод с фр. Е. С. Дружининой // Российский музыкант. — 2007. — Январь. — Рец. на кн.:
- Дружинин Ф.С. Воспоминания: страницы жизни и творчества. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. — 191 с.
- Голодник, Г. Радостное знакомство Текст. / Г. Голодник // Ворошиловоградская правда. — 1984. 7 октября.
- Горбунов, В.Н. Русское альтовое искусство XVII — начала XX вв. (инструмент, сфера применения, композиторское творчество) Текст.: дисс. .канд. искусствоведения / Владимир Николаевич Горбунов. -Ростов н/Д, 2004. 167 с. — 61:05−17/60.
- Григорьев, В.Ю. О роли времени в исполнительском творческом процессе Текст. / В. Ю. Григорьев // Музыка и категория времени: сб. материалов 5 конференции «Григорьевские чтения». М.: АСМ, 2003. — С.5−14.
- Григорьев, В.Ю. Скрипачи, альтисты, виолончелисты Текст. / В. Ю. Григорьев // Русская музыка и XX век. М.: Музыка, 1997, обл. 1998. — С.723−776.
- Григорьев, В.Ю. Советские мастера игры на струнных смычковыхинструментах интерпретаторы музыки И.С.Баха Текст. /i
- В.Ю.Григорьев, сост. — Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов // Русская книга о Бахе: сб. статей, 2-е изд. М.: М., 1986. — С.298−311.
- Грицевич, В. Играет Фёдор Дружинин Текст. / В. Грицевич // Музыкальная жизнь, 1970. № 9. — С. 17.
- Гуляннцкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века Текст. / Н. С. Гуляницкая. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с. — ISBN 5−94 457−008−3.
- Давидян, P.P. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства — теоретические основы, практический опыт Текст. / Р. Р. Давидян. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Музыка, 1994. — 269 с.
- Данилевич, Я.В. Дмитрий Шостакович: жизнь и творчество Текст. / Л. В. Данилевич. -М.: Советский композитор, 1980. 303 с.
- Ъ2.Дашак- 3. Соревнуются альтисты Текст. / З. Дашак // Советская музыка, 1981. —№ 4. -С.111−112.
- ЪЪ. Демченко, А. И. Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства Текст. / А. И. Демченко. — М.: Композитор, 2003. — 104 с.
- Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века (60−90-е годы): учеб. пособие по курсу «История современной отечественной музыки» Текст. / Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 2003. — 128 с.
- Долинская, Е.Б. Поздний период творчества Шостаковича: факты и наблюдения Текст. / Е. Б. Долинская // Шостаковичу посвящается: 19 061 996: сб. статей к 90-летию, со дня рождения композитора. М.: Композитор, 1997. — С.27−38.
- Долинская, Е.Б. Поздравляем!!! Текст. / Е. Б. Долинская // Российский музыкант. 1989. — 18 января.
- Долинская, Е.Б. Четыре направления длиною в один путь Текст. / Е. Б. Долинская // Российский музыкант. 1992. — 20 мая.45 .Дроздова, М. А. Уроки Юдиной Текст. / М. А. Дроздова. М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006. — 222 е., илл. — ISBN 5−89 817 143−6.
- Дружинин, Ф.С. Альфред Шнитке Текст. / Ф. С. Дружинин // Альфреду Шнитке посвящается: к 70-летию композитора / ред.-сост. А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. — Вып. 2. — С.208−211.
- Дружинин, Ф.С. О Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче Текст. / Ф. С. Дружинин // Российский музыкант. 2006. — Сентябрь.
- Дружинин, Ф.С. Соревнуются альтисты: говорят члены жюри Текст. / Ф. С. Дружинин // Советская музыка, 1981. № 4. — С.111−112.
- История современной отечественной музыки Текст.: учебник / Ред. М. Е. Тараканов. Вып. 2. М.: Музыка, 1999. — 447 е., нот. — ISBN 5−71 400 419−1 (вып. 2).
- История современной отечественной музыки Текст.: учебное пособие. Вып. 3 / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. — 646 е., нот. ISBN 5−7140−0943−6 (вып. 3).
- Кац, Б. А. Анна Ахматова и музыка: Исслед. очерки Текст. / Б. А. Кац, Р. Д:Тимменчик. — Л.: Сов. композитор. Ленингр. отделение, 1989. — 334 с.
- Кац, Б.А. «Стань музыкою, слово!»: Критич. этюды. Из опыта претворения поэтич. лирики в камер, вокал, циклах сов. композиторов Текст. / Б. А. Кац. Л.: Сов. композитор. Ленингр. отделение, 1983. — 151 с.
- Келдыш, Ю.В. Автобиографический квартет Текст. / Ю. В. Келдыш // Советская музыка, 1960. -№ 12. С. 19−23.
- Кнайфелъ, А. «И, правда, как звезда в ночи, открылась» Текст. /
- A.Кнайфель // Советская музыка, 1975. — № 11. — С.78−81.
- Крамаров, Ю.М. Некоторые вопросы альтовой педагогики Текст. / Ю. М. Крамаров // Вопросы музыкальной педагогики: сб. статей / Сост.
- B.И.Руденко. М.: Музыка, 1980. — Вып. 2. — С.98−101.61 .Кустов, М. Ю. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича: концептуальный аспект и проблемы интерпретации Текст. / М. Ю. Кустов, ред. А. И. Демченко. Саратов: Слово, 1996. — 69 с.
- Лапин, В. П.А. Вульфиус историк Текст. / В. Лапин // Musicus, 2008. -№ 3. — С.13−14.
- Левин, И. Кажется это было вчера Текст. / И.Левин. — М.: Московский рабочий, 1990.-383 с.64: Лукьянова, H.B. Д. Д. Шостакович Текст. / Н-ВШукьянова: MI,, 1980:-176 с. '
- Мария Вениаминовна Юдина: Статьи*. Воспоминания. Материалы Текст. / Сост. подгот. текста и примеч. А. М^Кузнецова-:Предисл. Г. М. Когана. — М: Советский композитор, 1978: — 416 с.
- Московская консерватория* (1866−1966) Текст.- М.: Музыка-. 1966.726 е., с порт.
- Назайкинский, ЕВ. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. — М: Музыка, 1988:-254 с.
- Науменко, Т. Дмитрий Шостакович в современном музыковедении: «феномен двойного смысла» Текст. / Т. Науменко // Музыкальная академия, 2006.3- С. 136−141.
- Новикова, Р. Возрождение альта Текст. / Р. Новикова // Советская Белоруссия. 1976. — 29 апреля.
- Овчинников, И. Жизнь в альтовом- ключе Текст.- / И. Овчинников // Московские новости. — 2007. — 6 апреля.
- Парфентъева, H.B. Древнерусские традиции, в русской духовной музыке XX века Текст. / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев / Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 2000. 154 е.: нотн. Прим. — ISBN 5−230−200 076−0.
- Петров, А. Последняя соната Текст. / А. Петров // Клуб, 1976. — № 5. -С.32−33.
- Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману Текст. / сост. и коммент. И. Д. Гликман. М.: DSCH-СПб: Композитор, 1993. — 336 с.
- Полищук, Э. Слово об авторе Текст. / Э. Полищук // О русской и советской живописи: из творческого наследия / С. Н. Дружинин. JL: Художник РСФСР, 1987. — С.204−217.
- Понятовский, С.П. Альт Текст. / С. П. Понятовский. -М., 1974. 100 е., с ил. и нот. ил.
- Понятовский, С.П. История альтового искусства Текст. / С. П. Понятовский. М.: М., 2007. — 335 с, илл., нот. — ISBN 5−7140−0659−3.
- Понятовский, С.П. Концертная симфония для скрипки и альта Моцарта Текст. / С. П. Понятовский // Музыкальная жизнь, 1981. — № 20. С. 17.
- Протопопов, В.В. Вариационные процессы в музыкальной форме Текст. /В.В.Протопопов. -М.: М., 1967. 151 с.
- Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования: Монографический сборник. Очерки творчества Текст. / Ред.-сост. М. И. Катунян. — М., 2007. — 292 е., нот., ил. — ISBN 978−5-89 598−176−4.
- Сабинина, М.Д. Шостакович Текст. / М. Д. Сабинина // Сб.: Музыка XX века. Ч. II. Кн. 4. М.: Музыка, 1984. — С.75−114.
- Савенко, С. О творчестве Романа Леденёва Текст. / С. Савенко // Музыка и современность: сб. статей. Сост. и общ. ред. Д. В. Фришмана. Вып. 10. -М.: Музыка, 1976. — С.33−51. '
- Сафонова, E.JI. Скрипичная школа Московской консерватории: • творческие традиции. Исследование Текст. / Е. Л. Сафонова. — М., 2002.180 с.
- Сильвестров, B.B. Музыка — это пение мира о самом себе. Сокровенны разговоры и* взгляды со стороны: Беседы, статьи, письма Текст. / В. В. Сильвестров // Автор статей, составитель, собеседница М.Нестьева. -Киев, 2004.-265 с.
- Скурко, Е.Р. Творчество Романа Леденёва Текст. / Е. Р. Скурко // Композиторы Российской Федерации: Сб. статей. Вып. 5 / Ред.-сост. В. И. Казенин. -М.: Изд. объединение «Композитор», 1994. С.321−365.
- Слонимский, С.М. О благородстве человеческого духа: о Тринадцатом квартете Шостаковича Текст. / С. М. Слонимский // Советская музыка, 1971.-№ 1.-С.31−33.
- Советская музыкальная культура. Вып. 1. Текст. // Редактор Е.Дурандина. Изд. 4-ое, перераб. и доп. М.: Музыка, 1977. — 581 с.
- Соколов, И. По направлению к альтовой сонате Текст. / И. Соколов // Музыкальная академия, 2006. № 3. — С.42−48.
- Стоклицкая, Е.Ю. Альтовая педагогика В.В. Борисовского Текст. / Е. Ю. Стоклицкая. М.: Музыка, 2007. — 71 е., нот. — ISBN 978−5-71 400 729−3.
- Стравинский, И.Ф. Хроники моей жизни Текст. / И. Ф. Стравинский. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 368 с. (Серия «Российские Пропилеи»). — ISBN: 5−8243−0403−3.
- Тараканов, М.Е. Заметки о новом сочинении Текст. / М. Е. Тараканов // Советская музыка, 1971. — № 1. С.33−39.
- Тищенко, Б.И. Об альтовой сонате Текст. / Б. И. Тищенко // Советская музыка, 1975. № 11. — С.86−87.
- Тканое, Ю.А. Дуэт для баса и альта Ф:С.Дружинина (к вопросу о современном альтовом репертуаре) Текст. / Ю.А.Тканов- Моск. Гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М., 1987. 19 с. — Деп. в отдел искусств Рос. гос. б-ки 25. 06. 1987, № 1591.
- Тканое, Ю.А. Дуэт для двух альтов (Sinfonia a due) Ф. Дружинина Текст. / Ю: А. Тканов / Исполнитель и музыкальное произведение: сб. науч. тр. — М.:МГК, 1989. G.76−87.
- Тоти Даль Монте. «Голос над миром» Текст. / Тоти Даль Монте. — М.: Искусство, 1966. 280 с.
- Фрид, Г. С. Дорогой раненной памяти. Воспоминания Текст. / Г. С. Фрид. М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 1994. — 372 с.
- Фрид, Г. С. О творчестве Текст. / Г. С. Фрид // Музыкальная жизнь, 1989.-№ 14. С.26−27.
- Хентова, С.М. Д. Д. Шостакович. Тридцатилетие. 1945−1975: монография Текст. / С. М. Хентова. Л.: Советский композитор, 1981. -416 с.
- Хентова, С.М. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография Текст., / С. М. Хентова: в 2-х кн. Кн. 2. Л.: Советский композитор, 1986. — 624 с.
- Холопов, Ю.Н. «Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского» / Ю. Н. Холопов Текст. // Музыка из, бывшего СССР. Часть I. М., 1994. -С.5−23.
- Чахвадзе, В.З. Ф.С. Дружинин — блюститель традиций русской школы Московской консерватории Текст. / В. З. Чахвадзе. — Магнитогорск, 2006. -31 с.-ISBN5−88 311−044−4.
- Шервинская, Е.С. Из истории семьи Шервинских. Письма Н. Д. Фонвизиной Текст. / Е. С. Шервинская // Московский журнал, 1993. № 11. — С.55−58.
- Шервинский, C.B. Образ Серафима Николаевича Дружинина Текст. / С. В. Шервинский // С. Н. Дружинин. О русской и советской живописи: из творческого наследия. Л.: Художник РСФСР, 1987. — С.218−219.
- Шостакович, Д. Д. Письма И.И. Соллертинскому Текст. / Д. Д. Шостакович. СПб: Композитор, 2006. — 276 с.
- Шостакович: Между мгновеньем и вечностью Текст. / Ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Документы, материалы, статьи. СПб.: Композитор, 2000. — 920 с.
- Шостаковичу посвящается. Текст. / автор проекта, ред.-сост. Е. Б. Долинская. К 100-летию со дня рождения. М.: Издательский Дом Композитор, 2007. — 488 с. — ISBN-5−85 285−281−3.
- Шулъпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика Текст. / О. Ф. Шульпяков. СПб.: Композитор, 2006. — 496 с. — ISBN 5−7379−0285−4.
- Юдина, М.В. Высокий стойкий дух: Переписка 1918−1945 гг. Текст. М. В. Юдина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — 656 с.
- Юдина, М.В. Жизнь полна смысла. Переписка 1956−1959 гг. Текст. /
- М.В.Юдина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 12 008. 600 с. — ISBN 978−5-8243−0969−0.
- Юзефович, В.А. Бетховенцы открывают концертный сезон Текст. /
- B.А.Юзефович // Музыкальная жизнь, 1975. № 22. — С.5.
- Юзефович, В.А. В. Борисовский — основатель советской альтовой школы Текст. / В.А.Юзефович. М.: Советский композитор, 1977. — 1601. C. I
- Юзефович, В.А. Двое из двухсот Текст. / В. А. Юзефович // Музыкальная жизнь, 1975. № 4. — С. 17−18.
- Юзефович, В.А. Звучит альтовая музыка Текст. / В. А. Юзефович // Музыкальная жизнь, 1971. № 24. — С.4.
- Юзефович, В.А. Последнее сочинение Шостаковича Текст. / В. А. Юзефович // Музыкальная жизнь, 1975. № 21. — С.4−5.
- Юзефович, В.А. Рыцарь альта Текст. / В. А. Юзефович // Советская музыка, 1970. № 5. — С.69−73.
- Юзефович, В.А. Симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Г.Берлиоза Текст.: автореф. дис. канд. искусствоведения /I
- В.А.Юзефович. Москва: МГК им. П. И. Чайковского, 1972. — 37 с.
- Юрьев, Н. Квартет имени Бетховена Текст. / Н. Юрьев // Московская государственная филармония / Сост. — Л. Григорьев, Я.Платек. М.: Советский композитор, 1973. — С.206−211.
- Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью Текст. // Сост. -Е.Б.Долинская, М. М. Яковлев. М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1983. — 272 с.
- Яковлев, М.М. Выдающийся" альтист Текст. / М. М. Яковлев // Музыкальная жизнь, 1970. — № 12. — С.5.
- Tb.Droujinine, F. Souvenirs Текст. / F.Droujinine. Museum Greko-Latinum. Moskou, 2006. — 274 p. — ISBN 5−87 245−123−7.
- Фонд № 3225. Дружинин Фёдор Серафимович (р. 1932) музыкант, композитор*.
- On. 1, Д. 15. Ф. С. Дружинин. Основоположник советской школы альта (о В.В.Борисовском).
- On. 1, Д. 16. Ф. С. Дружинин. 80-летию со дня рождения В. В. Борисовского.
- On. 1, Д. 16. Ф. С. Дружинин. О Тринадцатом квартете Д. Д. Шостаковича (вступительное слово к телепередаче).
- Номера описей и дел фонда представлены по сдаточной описи 2006 года.153
- On. 1, Д. 16. Ф. С. Дружинин. Выступление на телепередаче «Звучит альт». Ноябрь, 1968 г.
- On. 1, Д. 16. Ф. С. Дружинин. Кафедра альта и арфы.
- On. 1, Д. 16. Ф. С. Дружинин. Отчёт о педагогической, научно-исследовательской работе за 1975 год.
- On. 1, Д. 16. Ф. С. Дружинин. О формировании личности музыканта.
- On. 1, Д. 31. Материалы конференции альтистов. Москва, 1977 г. (фрагмент).
- On. 1. Д. 32. Звучит альт // Центральное телевидение. 1966. — 20 октября.
- On. 1, Д. 32. Куренкова, Л. Из цикла аспирантских концертов / Л. Куренкова // Советский музыкант. — 1957. — 21 января.
- Оп.1, Д. 32. М.Лубоцкий. Фёдор Дружинин. Машинопись.
- On. 1, Д. 32. .Семёнов, Э. Впервые в Советском Союзе / Э. Семёнов // Звезда. 1957.
- On. 1, Д. 33. Ж.Асс. Отзыв из Международного' общества артистов и друзей альта. Париж (1986).
- On. 1, Д. 3 5. Письма. Ю. Кёхель Ф. С. Дружинину. «
- Оп. 3, Д. 3. Письма М. В. Юдиной Ф.С.Дружинину. 1958−1959 гг.
- Оп. 4, Д. 13. Письма М. В. Юдиной Ф.С.Дружинину. 1959−1961 гг.
- Оп. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. Воспоминания. Рукопись.
- Оп. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. Выступление на вечере в Пушкинском доме. О C.B. Шервинском.
- Оп. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. О Габричевском (к выступлению на выставке).
- Оп. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. О Николае Борисовиче Соколове (к 90-летию со дня рождения).
- Оп. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. Отчёт за период с 1965 г. по май 1970 г.
- Оп. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. Статья об альте. Машинопись.
- On. 5, Д. 5. Ф. С. Дружинин. Тезисы о музыкальном образовании на струнных смычковых инструментах в СССР.
- Оп. 5, Д. 19. Письма Ф. С. Дружинину. 2000−2001 гг.
- Оп. 5, Д. 21. Студенческие работы, рисунки.
- Фонд № 1364. Шервинский Сергей Васильевич.
- On. 1, Д. 1. Автобиография. Авторизованная машинопись.
- On. 1, Д. 55. С. В. Шервинский. Перевод стихов Гёте.
- Фонд № 3000. Дмитриев Анатолий Никодимович.
- On. 1, Д. 166. А. Н. Дмитриев. Конфликтно-сонатные формы в произведениях позднего периода Д. Д. Шостаковича. Исследование (1971).
- On. 1, Д. 170. А. Н. Дмитриев. Д. Д. Шостакович: «Последняя встреча» по различным творческим вопросам с Дмитрием Дмитриевичем. Машинопись. 1 октября 1975 года.
- ФОНД МУЗЕЯ ШНИТКЕ-ЦЕНТРА МГИМ им. А.Г.Шнитке
- Ф.С.Дружинин О моём старшем друге. Рукопись. 2005. — 3 л.
- Программа авторского вечера «Hommage a Feodor Droujinine». Зал Корто в Ecol Normel. 15.10. 2008 г.
- ЛИЧНЫЙ АРХИВ Е.С.ДРУЖИНИНОЙ
- Ф.С.Дружинин. Выступление на вечере памяти Н. Б. Соколова (100 лет со дня рождения). Рукопись. Москва. 15 марта 2003 г. — 5 л.
- Сочинения Ф. С. Дружинина: ранние сочинения, переложения, др. 216 л.
- Ф.С.Дружинин. Хоры (записано Е.С.Дружининой). 2 л.
- Материалы, статьи, письма. 59 л.1. ЛИЧНЫЙ АРХИВ Ю.А.ТКАНОВА
- Материалы интервью с профессором Ф. С. Дружининым М. Серебровского (1980), из личных бесед Ю. Тканова (1978−1988).
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей (институт)"очи» эгббо^с1. На правах рукописи
- ПОГАДАЕВА Наталья Олеговна
- ФЁДОР СЕРАФИМОВИЧ ДРУЖИНИН -ИСПОЛНИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, КОМПОЗИТОР
- Специальность 17.00.02. Музыкальное искусство
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведенияг*-«