Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Высокая месса И. С. Баха в свете диалога культур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новую живительную струю в баховедение внесли научные статьи зарубежных музыковедов, напечатанные под рубрикой «Бах и просвещение» (1982), которые еще раз попытались на новом витке спирали осветить две проблемы: проблему происхождения стилевых понятий «барокко» и «просвещения» и вытекающую из нее проблему интерпретации стиля немецкого композитора XVIII века. В центре внимания здесь стоят две… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ДЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
    • 1. Деизм в немецкой культуре XVI — XVII вв
  • Эразм, Лютер, Лейбниц)
    • 2. Деизм с позиции диалога культур: диалог актуализированный, мнимый и полилог)
  • Глава 2. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ
    • 1. Композиционная логика актуализированного диалога
    • 2. Композиционная логика мнимого диалога
    • 3. Композиционная логика полилога
  • Глава 3. ИНТОНАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕССЫ
    • 1. Интонационно-тематическая специфика актуализированного диалога
    • 2. Интонационно-тематическая специфика мнимого диалога
    • 3. Интонационно-тематическая специфика полилога
  • Глава 4. ТОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ МЕССЫ В ЕЕ СВЯЗЯХ С СИМВОЛИКОЙ
    • 1. Тональная символика актуализированного диалога
    • 2. Тональная символика мнимого диалога

Высокая месса И. С. Баха в свете диалога культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современной музыковедческой мысли заставляет вновь обращаться ко многим, казалось бы, хорошо известным явлениям музыкальной истории, находя при этом новый ракурс освещения, нередко пересматривая уже устоявшиеся оценки этих явлений. В мировом музыкознании отчетливо просматривается тенденция, отражающая закономерно возросший интерес к тем именам и произведениям зарубежной музыки, которые оказались на стыке рубежа ХУП-ХУШ веков. Наш современный кругозор заставляет оценивать эту смену вех несколько по-иному, чем осмысливали ее сами ровесники.

Широкий исторический кругозор, открываемый XX веком, позволяет в новом свете поднять проблемы творчества И. С. Баха — композитора, не вписывающегося в рамки одной стилевой системы. Современное состояние музыкознания, обогащенное достижениями в области культурологии, текстологии, семиотики, лингвистики, дает возможность по-новому посмотреть на извечно глобальную проблему историко-стилевой принадлежности И. С. Баха и вытекающий из нее вопрос конфессиональной ориентации «Высокой мессы». В этом и заключается актуальность данного исследования.

По проблематике творчества И. С. Баха существует большой массив литературы, который можно распределить по четырем группам. К первой группе относятся исследования по музыкальным формам Баха в их исторической обусловленности и перспективности, ладо-гармоническим и полифоническим особенностям музыкального языка его сочинений. Среди авторов выделяются В. Бобровский, С. Богатырев, Л. Бутир, Т. Генова, Ю. Евдокимова, Б. Кац, А. Милка, В. Протопопов, И. Пясковский, С. Скребков, О. Цирикус, В. Цуккерман, А. Чугаев, Е. Шкарина, М. Этингер. Во вторую включаются работы по вопросам исполнительства и интерпретации сочинений И. С. Баха. Центральными здесь полагаются работы В. Балашова,.

М. Берденникова, Э. Бодки, Т. Бондаренко, А. Кандинского-Рыбникова, И. Котляревского. К третьей группе принадлежит обширнейшая литература, сосредоточившая все те факты, вне которых была бы затруднена временная развертка событий в диссертации. Это концептуальные, дополняющие друг друга, труды историко-эстетического, исследовательского, источниковедческого характера, принадлежащие Ю. Габаю, Н. Герасимовой-Персидской, М. Друскину, О. Захаровой, М. Иванову-Борецкому, Ю. Кону, Т. Ливановой, М. Лобановой, Я. Милынтейну, В. Носиной, И. Писа-ревской, Г. Хубову, А. Швейцеру, Б. Яворскому. К четвертой группе относятся исследования и статьи, авторы которых подняли актуальную на сегодняшний день проблему стиля немецкого гения. Это научные статьи Ю. Га-бая, Н. Герасимовой-Персидской, Т. Ливановой, С. Скребкова.

Обзор литературы показал, что существует блок недостаточно раскрытых проблем. Это обстоятельство становится дополнительным аргументом в обосновании актуальности темы. Кроме того, обзор дал возможность очертить важнейшие стартовые позиции, изложить точку зрения на некоторые принципиальные вопросы.

Проблеме историко-стилевой принадлежности была посвещена конференция в честь 200-летия со дня смерти композитора (1950), участники которой разбились на сторонников модели «Бах — барокко» и «Бах — классицизм».* Оценивая результаты этой конференции, М. С. Друскин писал: «Мне представляется, что нельзя найти однозначное решение приведенной антиномии: равно тенденциозным явится и низведение Баха на роль только продолжателя традиций XVII века, и подтягивание его к венской классической школе — в своем универсализме он неповторим» (44,114). Напомним, что основные вопросы конференции зафиксированы М. Друскиным в его статье «Концепции творчества и личности И. С. Баха в исторической перспективе» (48, 291 — 382).

Наиболее активно разработка проблемы стилевой принадлежности Баха развернулась в 1975 году на музыковедческой конференции Третьего Международного Баховского фестиваля в Лейпциге в честь 300-летия со дня рождения Баха, дискуссии которой запечатлены в зарубежном сборнике статей «И.-С. Бах и Г.-Ф. Гендель как два ранних представителя эпохи Просвещения». Но как это ни парадоксально, дискуссии по поводу стилевой принадлежности творчества Баха не внесли ясности, оставив данную проблему неразрешенной. Оценивая результаты Третьей конференции, Эрнст Мейер в заключительном слове высказал следующее: «Я еще раз убеждаюсь в мысли, что понятие „барокко“ применительно к творчеству Баха нужно использовать очень осторожно. Но в то же время, я не могу отказаться от мысли, что барокко для Баха и Генделя то же самое, что классика для Гайдна и Моцарта» (178, 101).

Новую живительную струю в баховедение внесли научные статьи зарубежных музыковедов, напечатанные под рубрикой «Бах и просвещение» (1982), которые еще раз попытались на новом витке спирали осветить две проблемы: проблему происхождения стилевых понятий «барокко» и «просвещения» и вытекающую из нее проблему интерпретации стиля немецкого композитора XVIII века. В центре внимания здесь стоят две статьи: статья Эрнста Ульманна под названием «Барокко и просвещение (К проблеме стилевых понятий в истории искусства)» и статья Мартина Петцольдга «Между ортодоксом, пиетизмом и просвещением (К проблеме истории теологии в контексте творчества И.С. Баха)». Так в статье Э. Ульманна акцент сделан на происхождении самого термина «барокко», корнями уходящего в историю живописи и архитектуры (177, 49 — 65). По идейным соображениям М. Петцольдга, творчество И. С. Баха укладывается в модель «Бах — классицизм», но только в том случае, когда его творчество рассматривается сквозь призму теологических и философских учений (177, 66 — 94).

В зарубежном баховедении ортодоксально-богословское толкование.

Баха, контурно намеченное Шпиттой и Швейцером в XX веке отстаивали с 40-х годов Ф. Сменд, Ф. Хамель вплоть до Штиллера, книга которого опубликована «Евангельским издательством» в ГДР (1970). И уже эта проблема порождает следующую: какой отпечаток наложило на религиозное сознание композитора его знакомство с классическими новейшими философскими течениями?*.

И уже применительно к его религиозной принадлежности, зададимся вопросом, почему религиозная музыка И. С. Баха — человека, обладавшего столь обширными знаниями в области богословия и богослужения — без всякой критики была принята современными интеллектуальными течениями, а религиозная тематика его крупных вокальных сочинений была удостоена восхищения не только протестантских, но и католических мастеров звука?

Проблема историко-стилевой принадлежности творчества И. С. Баха до сих пор остается дискуссионной. Попытка ее разрешения в диссертации предпринята путем постижения одного из самых загадочных и гениальных сочинений немецкого автора — «Высокой мессы». Именно в «Высокой мессе», ставшей итогом творчества композитора и сфокусировавшей его идеи, взгляды, убеждения, с наибольшей философской глубиной воплотилось его религиозно-философское мировоззрение. О том, насколько слож В частности, М. Друскин отмечает прекрасное владение И. С. Бахом сочинениями Цицерона, Вергилия, Горация в подлинникахв виде гипотезы им же выдвигается мысль о знании композитором отдельных трудов Г. В. Лейбница (Об этом см. подробнее 46,22 — 23). Кроме того, уже под конец своей жизни композитор вступил в Мицлеровское общество, или «Общество музыкальной науки» (Societal der musikalischen Wissenschaften)", основанное его учеником Лоренцом Мицлером, имевшим титул магистра философии (Об этом см. подробнее: 150, 227). ным и неоднозначным по смыслу было данное сочинение Баха, свидетельствует сам факт наличия в современной бахиане лишь немногочисленных версий его анализа в аспекте конфессиональной ориентации. Однако было бы неверным считать «Высокую мессу» «белым пятном» в музыкознании, хотя литература о ней сравнительно невелика (М. Друскин, М. Иванов-Бо-рецкий, Т. Ливанова, И. Писаревская, Г. Хубов, А. Швейцер, Н. Rilling, F. Smend, P. Spitta, К. Terry).

He случайно среди зарубежных и отечественных баховедов возникли разногласия в попытке прочтения жанра «Высокой мессы» И. С. Баха с точки зрения ее конфессиональной принадлежности. Каждое новое поколение исследователей стремилось расшифровать ее, исходя из субъективных позиций своего времени. Одни предполагают, что она была создана под воздействием чисто внешних, житейских обстоятельств и меркантильных побуждений. Другие пытаются свести ее к музыкальным интерпретациям молитвенных текстов (А. Пирро). Третьи считают, будто бы И. С. Бах стремился возможно более точно воссоздать в музыке все перипетии и аксессуары воскресной службы и ее таинств (Ф.Вольфрум). К. Розеншильд утверждает, что «И. С. Бах написал мессу h-moll в силу внутренних побуждений своей нравственно-философской и эстетической натуры. Подлинная сфера „Высокой мессы“ — человеческие идеалы в их этически и эстетически обобщенном выражении» (124, 457). «Силою творческого воображения Бах — народный музыкант — возродил в «Высокой мессе» вольный дух плебейского движения времен реформации и крестьянских войнон вдохнул в застывшие «религиозные формы» мессы живое ощущение жизни, борьбы, страданий и верований «простых людей доброй воли» (151, 238). И далее: «очеловечение религиозной тематики, «материализация» религиозных сюжетов в творчестве И. С. Баха, как у многих великих художников Возрождения — приводит к отрицанию церковной догмы и схоластики, к резкому снижению религиозной символики» (151, 257).

В ряду мнений, касающихся толкований «Высокой мессы», существует довольно интересная, на наш взгляд, трактовка А. Швейцера и А. Хейса, выдвинувших гипотезу об утопическом намерении композитора символически воссоединить через свое произведение разобщенную западно-хрис-тианскую церковь в синтезе протестантского католического вероучения и обряда. «С первого же аккорда переносишься в мир величавого и глубокого чувства <. > Как будто Бах действительно хотел создать католическую мессу, дабы передать величественную объективность веры <. > В то же время другие части проникнуты субъективным душевным настроением <.>, что считают более свойственным протестантизму. Величественное и душевное в мессе не объединяются и не смешиваются, но существуют раздельно, одно вне другого» (154, 546). Но, не отрицая одновременного сосуществования двух религиозных течений в рамках одного сочинения, авторы данной концепции в то же время сомневаются в его однозначном истолковании, отнесении его к какой-либо определенной религиозной традиции. Безусловно лишь одно — присутствие знаков двух религиозных конфессий в контексте баховской мессы позволяет нам говорить о ее функциональной неоднозначности в ритуальном обиходе богослужения.

На сегодняшний день в зарубежном музыкознании, пожалуй, единственным капитальным трудом с потактовым анализом всех номеров «Высокой мессы» И. С. Баха является работа Хельмута Риллинга, изданная в 1986 г. в Штутгарте. В своем научном исследовании немецкий дирижер главный акцент сделал на проблеме исполнения сочинения, касаясь вопросов динамики, темпа, орнаментики и артикуляции.

В конечном итоге, зарубежные баховеды XX века, детально анализировавшие композицию «Высокой мессы», по сути лишь приоткрыли данную тему, которая, несомненно, нуждается в дальнейшей разработке.

Первым, кто заинтересовался проблемой трактовки «Высокой мессы» в отечественном баховедении был М. В. Иванов — Борецкий, который в своем очерке «История мессы» (1910) писал, что «большие размеры сделают музыку эту, непригодной для богослужения, и h-moll-ная месса, можно сказать открывает собой ряд месс, предназначенных не для богослужения в тесном смысле, а для конкретного исполнения» (59,22). В последующие годы свой вклад в мировое баховедение внес М. Друскин, опубликовав специализированный труд о «Высокой мессе» Баха, в котором предметом изучения становятся архитектоника, всевозможные арочные связи, пропорций, музыкальные параллелизмы. Новый этап изучения композиции мессы И. С. Баха ознаменовался проявлением интереса И. Писаревской к вопросу единства композиции «Высокой мессы», суть которого заключена в сквозном развитии образно-тематических сфер и использования подобия в строении частей. Итак, отечественные баховеды конца XIX — XX веков рассматривают мессу И. С. Баха исключительно в плане последовательного сюжет-но-музыкального развития. Композиционная же структура сочинения связывалась лишь с представлениями о монументальном концертном жанре, выходящем за пределы культовой музыки.

Подобные прочтения композиции «Высокой мессы» И. С. Баха не дают нам сколько-нибудь исчерпывающего ответа на вопрос: почему, будучи искренним протестантом, композитор написал полную католическую мессу?

В итоге историко-стилевая ориентация и необходимое для ее выявления исследование конфессиальной принадлежности мессы как в отечественном, так и в зарубежном музыкознании остались terra incognita.

Цель настоящей диссертационной работы заключается в том, чтобы отобразить религиозную тематику мессы в наиболее широком — философском — аспекте как концептуальном отражении целостного творчества И. С. Баха и общей картины мира, характерной для его времени. В нашем понимании данное сочинение является неким знаком культуры эпохи Просвещения, концепцией мира.

Объектом исследования в настоящей диссертации становится «Высокая месса» И. С. Баха.

Предметом исследования является выяснение конфессиональной принадлежности данного сочинения в аспекте мировоззренческих представлений основных деятелей немецкой философии.

Согласно цели, объекту и предмету исследования, в диссертации поставлены следующие задачи:

— рассмотреть композицию «Высокой мессы» как отражение целостного мировоззрения Баха;

— проанализировать «Высокую мессу» Баха с позиции знакового структурирования, денотатом которого является целостная модель культуры того времени, а точнее, эпохи Просвещения;

— осмыслить композиционные процессы в музыкальных формах «Высокой мессы» с позиций разнокачественных проявлений диалога;

— раскрыть специфику интонационно-тематических процессов композиции в аспекте категории диалога;

— проследить интонационно-диалогические связи на драматургическом уровне сочинения;

— определить закономерности тонального развития «Высокой мессы» И. С. Баха.

Исследование возникло на стыке двух наук: музыкознания и философии, что обусловлено поисками нового подхода к осмыслению творчества И. С. Баха в контексте культуры эпохи Просвещения. Культурологической направленностью объясняется и привлечение источников и терминов, заимствованных из арсенала философской мысли. В первой части диссертации делается попытка выстроить условную модель немецкого Просвещения в системе философского знания. Здесь же эта идея реализуется путем показа этапов формирования деизма в контексте культуры Нового времени, — этапов, соподчиненных по принципу диалектической триады, в качестве элементов которой рассматривается философия гуманизма, протестантизма и деизма. Здесь гуманизм («эразмианская культура») выполняет функцию тезиса (с акцентом на гносеологическом его аспекте) — протестантизм («люте-ровская культура») с его теоцентристской основой выступает как антитезис возникающего просветительского Универсумалейбницевское рационалистическое богооправдание (что, заметим, само по себе — парадокс) предстает знаком культурно исторического синтеза, воплощенного в концепции деизма, или, точнее, деистической культуры. Фиксируя внимание на религиозной роли сознания немецкого Просвещения, в работе привлекаются три деятеля германской философии — Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и Готфрид Лейбниц.

Второй полюс понятийного выстраивания структуры Просвещения посвящен проблеме типологического «перевода» системы знаков и понятий (философская концепция) в другую информационную систему (музыкальная композиция) через введение обеих систем в контекст культуры. Связующим звеном перевода философского текста в русло музыкально-аналитиче-ских категорий становится понятие деизма, так как, с одной стороны, это философское направление, с другой стороны, это обобщенная формула культуры, в основе которой лежит попытка синтеза всех основных систем знаний, накопленных человечеством.

Претворение специфически философских принципов на вербальном и музыкальном уровнях осуществляется на основе классификации типов логик, предложенных В. С. Библером в исследовании «От наукоучения к логике культуры» (1991). Критерием подразделения тотальной диалогичности является проецирование в русло определенного типа культур. Исходя из специфики каждого типа диалогики, происходит ее преломление на трех основных этапах формирования деистической культуры Германии путем условного обозначения культуры Эразма как явления актуализирующего диалога, культуры Лютера как особого проявления мнимого диалога и культуры Лейбница как явления парадоксального диалога (или «полилога»).

В диссертации также использована разработанная Ю. Лотманом и М. Поляковым, ныне утвердившаяся в современном искусствознании и литературоведении методология анализа структуры художественного текста, внедренная в музыковедческий структурно-функциональный аналитический инструментарий В. Бобровским и В. Медушевским и с культурологической позиции представленная В. Библером. На основе указанных работ в качестве методологической базы анализа композиции «Высокой мессы» выдвинуто представление о трех уровнях знаковости. Первый — грамматический — уровень знаковости лежит в основе интонационно-тематического анализавторой — композиционно-организующий — используется при рассмотрении музыкальных форм в целомтретий — идейно-драматургический — уровень знаковости соотносится с тональной символикой.

Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Приложения, в котором даны нотные примеры, графические и нотные схемы, а также список используемой и цитируемой литературы, включающий 168 названий на русском и 20 на иностранных языках.

Соответствующим образом выстроена в диссертации и общая проблематика глав: I глава посвящена становлению религиозно-философской концепции деизма в историко-культурологическом аспекте, выводящему анализ к идее деизма — парадокса, деизма — культурного «полилога" — две аналитических главы демонстрируют композиционный и интонационно-тематический анализ мессы. И, наконец, четвертая глава посвящена ее тональной драматургии, в которой (внутритекстовый «полилог») продолжается анализ музыкального материала — и одновременно осуществляется задача выведения исследования на качественно новый уровень: тональная символика мессы сопрягается с найденной ранее идеей «полилогичности» просветительской культуры, в данном случае, предстающей как символизированная «по-ликонфессиональность». Тем самым разрешается старая и весьма болезненная проблема конфессиональной принадлежности баховской мессы.

Научная новизна диссертации заключается в целостном концептуальном анализе не только самой музыкальной структуры мессы, но и в раскрытии ее духовно-философской проблематики. Попытка взглянуть на композицию «Высокой мессы» И. С. Баха сквозь призму философской модели эпохи Просвещения осуществляется в музыкознании впервые, что и отличает диссертацию от других исследований творчества Баха. В работе предложено ввести в обиход современного баховедения (применительно к «Высокой мессе») новый термин «деистическая месса».

Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях музыковедческого и культурологического профиля, в вузовских курсах истории зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, истории философии.

Основные положения диссертации были изложены на научных конференциях (Саратов, 1993; Тольятти, 1998), отражены в публикациях. Диссертация обсуждалась на кафедре истории и теории музыки Магнитогорской консерватории и была рекомендована к защите.

Заключение

.

Я актуализированной диалогической концепции.

репризный.

старосонатнои отклонение.

формы в староконцертную форму.

Схема № 25.

Схема № 26.

I противосложение.

II противосложение.

Схема № 27.

Схема № 29.

Схема № ЗОг.

Схема № 31.

Схема № 32.

Схема № 34.

н • л «Ь— >1 ^ ^.

ш да* 1.

начальный срединныи I.

финальны] IIV.

—Л^ъ— - Г*1 О — —П-^—.

' ч 1 -1 п к) Ш IV ;

начальный срединный финальный.

реальный голос I этап Д <- взаимообрат ^ отношен: взаимодополняемые II этап зеркальный Двойник нмые -> Я 1я.

скрытый голос Л отношения Двойник, имитирующий Собеседника.

Схема № 36.

1 этап мнимого диалога № 2 2 этап мнимого диалога № 2.

Ритурнель Соло —I Ритурнель Соло —II Ритурнель Соло — III Ритурнель (Г.П.) (П.П.) Г. П. — П.П. (Кода).

1 этап мнимого диалога № 1 2 этап мнимого диалога № 2.

Схема № 37.

U ff а—.

т— —^—.

Схема № 38 № 2.

№ 1 К" ^.

Схема № 40.

Двойник обратимого Я (№ 1) Обратимое Я (мотив «б «№ 12).

Двойник Я (№ 2) Реальное Я (мотив «а «№ 12).

Схема № 41.

I этап мнимого диалога внутри^, круга «а «.

I этап мнимого диалога внутри взаимообратимого круга «б «.

П этап (взаимообратимый) мнимого диалога между кругами «а «и «б «.

Схема № 43.

Схема № 44.

драматургическим ряд актуализированного диалога.

^ ЪДр fe.

1 элемент № 3 № T.

" I/V Г" n о irr^^P" 2 элемент I И) 11 о lto «» о*¿-1 № 3.

|? «» >y Efrggai.

cantus firmus из 1 — ого рфздела № 19.

драматургическии ряд полилога.

о cantus firmus из 1 — ого раздела № 19.

^ ttft «о О о ^.

неполньш драматургическии ряд квазидиалога.

ш этап.

II этап.

Схема № 46.

№ 24 Ре.

Дуэт 12S).

Ари^ (S).

Дуэт (S.T) Ария (А).

к о J f D 24.

д, а ® 23.

Ария (А).

D/fis (A) D e-G (T353).

Wn «м/л.

21 I 22 I 211 20.

Ария (T).

Ария (В).

15 14 13 12.

Дуэт (S, А).

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ.

тт. 1−2 Пример № 1.

и ff-:

4 J Vш л ш ?-• 7.

О — san — na, о — san na,.

Пример № 2.

тт. 2 — 3.

Flauto traverso I.

Flauto traverso II.

тт. 15 — 16.

Пример № 3.

? 7 7-t ffPH.

fe 7 7—j-) «—» J — -i-i.

тт. 63 — 64.

Пример № 4.

p ^ a W 0. m-n • i" г p;

tijj — g 7 7 r.

тт. 81 — 87.

Пример № 5.

о — sanna in ex — eel — sis,.

i ч ч f I р р у 1 у.

^ о — san-naо.

р J>, h 7 fjf^.

(jg[ gjg n carina in.

тт. 93 — 94.

o — sannain ex — cel.

Пример № 6 a.

тт. 103 — 104.

Пример № 6 б.

m и и, tW^.

o — sannain ex — cel — sis,.

тт. 14 — 17 Пример № 7 a.

Es in Spi-ritum san-ctum Do — mi-nus et vi.

TT. 17 — 21.

Oboe d’amore I.

Пример № 7 б.

Oboe d’amore I Oboe d’amore II.

тт. 37 — 41.

Пример № 8.

•¦" Vtr-f пг'^^.

qui ex Pa — tre Fi — H — о.

>) ¦ P p p.

• que pro-ce.

npHMep № 9.

lun — ta — tis,.

nae vo — lun — ta — tis,.

vo — lun — ta.

vo — lun — ta.

vo — lun — ta.

тт. 33 — 34.

ггггр g.

'IU:|* p «P ^ J J? B.

bus bonae vo — lun — ta тт. 25 -28.

сегмент «a» .

Пример № 11.

n — a сегмент.

" a" .

TT. 29 — 31.

Пример № 12.

Щ*Ч 0 Р Р.

tt. 69 — 77.

in ex — cel — sis.

tttfe J> J' J'.

Pie — ni suntcoe — Ii et.

er — ra glo ;

coe — Ii e:

e — jus, glo ;

ripHMep № 15.

* Hitjt J' J) Jl p.

Cum San-cto Spi — ri ;

«J Cum San-cto Spi — ri;

tu in gloria De — i.

Soprano I Soprano IE.

tt. 5 — 7.

tu in glo-ri-a De-i Pa-tris,.

FIpHMep № 16 ^;

tt. 34 — 35.

De — um, cre ;

u-numDeum,.

tt. 1 — 5.

ITpHMep № 18.

De — - um, in—' u — num De ;

tt. 4 — 7.

npHMep № 19.

Cre — - do in.

tFH tt. 1 — 9 -3—— 215 riphi viep № 20.

1 4- - •" i—.

Lptiti. — et m — car.

— kw r e J et in — car- «d- -jna — tus.

M 1 it ;

Et in — car ;

est, in — car ;

est, in — car.

est, in — car.

est, in — car.

Et in — car ;

est, in — car;

Et incarna — - tus.

tt. 1 — 4.

ripHMep № 22 a.

tt. 1 — 4.

tt. 45 — 49.

ripHMep № 22 6.

UTJlir ' ^ GQ! alr «.

ripHMep № 23 m mm fm-f.

San — ctus, san tt. 1 — 7.

• ctus, san ;

ripHMep № 24.

san — ctus,.

f IJ i f p g" .

san — ctus Do — minus De — us Sa — baoth, san — ctus,.

tt. 33 — 38. * =$?

IIpHMep № 25.

San-ctus Do-minus De-us Sa — baoth, san — ctus Do-mi-nus.

De — us Sa — baoth, sanctus Do — minus De — us.

ripHMep № 26 -0.

san — ctus,.

san — ctus,.

san — ctus, san tt. 17 — 23.

ripHMep № 27 fe.

sanctus Do — minus De — us Sa — baoth, san — ctus Do-minus.

De — us Sa — baoth, san — ctus Dominus Deus tt. 25 — 28.

Sa — baoth,.

san — ctus, san ;

jaoth, san-ctus ripHMep № 28.

san — ctus, san ;

ctus Do-minus.

Mt imFl i VmF* 1.

r 1 e — 3- «- ?- kU.

• y grjr j" ?r g.

De us Sa — baoth, san — ctus Do — minus.

i]t r. f if? r. f y.

De — us Sabaoth, sanctus Do-minus De — us.

mi — se — -re — re no ;

tt. 27 — 28.

bis, minpHMep № 31.

(Wvcipprip M^to^g.

Do — mi-ne De — - -ui, nlxcoe-le — ' - ;

Fi-li u — ni — ge -?

Do — mi-ne Dett. 25 — 27.

ripHMep № 33.

Do — mi-ne De ;

? P n arg r r r ^ff.

us, Rexcoe-le.

Do — mi-ne Fi-li u — ni — ge ;

ripHMep № 34 a.

•H F# W •H f- *— rG— 5— 1.

y 77 litff 11 1.

Kuri — e tt. 32 — 33.

Kuri — e tt. 146 — 149.

• son,-ele — son, ripHMep № 34 6 P •.

• -1 — son, npHMep № 35 a.

rum, et ex;

pe — cto, ex.

et ex — pe ;

et ex • pe ;

pe — cto, ex ;

cto, expe.

et expe ;

Soprano I Soprano II.

Tenore Basso.

тг. 17 — 22.

Пример № 35 б щ.

sur-re — cti.

тт. 41 — 44.

Пример № 36 д-т.и.

re-cti-о ;

Violino Solo.

re-sur-re-cti-o ;

• nem morПример № 37 a.

SEEEusi.

Violino Solo.

Пример № 37 б i';

Пример № 38.

Violino Solo.

npHMep № 39 jt.

Violino Solo.

npHMep № 41.

Violino Solo.

tt. 7 — 9 9 m — ¦ «J' - m.

^ ft < FaHpffr HI I1J rrn p—.

tt. 10 — 11.

npHMep № 42.

Violino Solo.

fy > a—r+ 5. •;

/ ! 1' 1 V.

IlpHMep № 43 a.

Cu — ri tt. 2 — 3.

npHMep № 43 6.

w— 1 o m— ¦ f— 0;

•?A ¦ 1 1.

son, — e — le — i — son,.

tt. 15 — 17.

ihr Tochter,.

tt. 20 — 21.

ripHMep № 45.

tt. 1 — 4.

ripHMep № 46.

tt. 29 — 30.

ripHMep № 47.

•0−1 J,—;

& C! m ye. m 0;

Kreu — VI '-1;

tt., 152^ 155 h.

-, L: ifT if^fW-r.

npHMep № 48.

Mar tt. 8 — 9.

npHMep № 49.

npHMep № 50 a.

Flauto traversu.

npHMep № 50.

tt. 13 — 14.

t) ^^a t. j- (i: l: i.

Be — ne — dik-tus, be — ne — di — ktus qui ve — nit,.

l^pfjj ¦)> t.

ne — diktus, bet. 15.

Flauto traverso.

qui ve — nit.

qui ve — nit, tt. 101 — 102.

ripHMep № 51 6.

llpHMep № 52 a.

ripHMep № 52 6.

ITpHMep № 53 a.

^ ^ TT. 1U1. 1UZ.

Ex in ter — ra pax,.

tt. 21 — 23.

ITpHMep № 53 6.

A LL k. k l.

et in ter — ra pax ho-mi-ni-bus bo-nae vo-lun-ta-tis.

T. 13 ITpHMep № 54.

vo — lun — ta — - tis,.

tt. 24 — 27.

npHMep № 55.

?Vivi^HjpJ J?

tt. 28 — 29.

bo — - - nae vo — lun — ta ;

ripHMep № 56.

ripHMep № 57.

in ter — ra.

pax ho — mi;

ripHMep № 58.

bo — - nae vo t. 27.

ripHMep № 59.

ho — mi — ni bus bo tt. 1 — 2.

ripHMep № 60 a.

Flauto traverso.

O-i- ®-im-^-TI—^—*— —'r «» v;

r- •-r * 9 mm- W.

H<�—1.

ripHMep № 60 6.

Oboe d’amore I.

ripHMep № 61 a.

Violino Solo.

PH [#- T. 1 r— t — r — №.

1 — -• 3-r.ra> -—^ *.

ripHMep № 61 6.

Violino I II.

¦rr. 9 — 10 A B C "? i—i 1-—i i—1.

Et in unum, in.

ripHMep № 62 ?

u — num Do — minus.

Et in unum, in unum Do.

7 J> i> i>

Пример № 64.

? f< jjjW’cfrf' ijA J> J Ap j? M.

^ ex Maria vir — -—'.

gi — ne et ho — - mo fa — ctus est.

рЙЁЙШШр!

ex Ma-ri-a vir — gi — ne et ho — mo fa — ctus est. 6.

Пример № 65 а, б, в, г, д т.10 в т. 17.

л ц — ^ и в"*!. F.

I* f Ijl. ИГ УтЩ.

*М"> /М («Л „Л Я“ <141 Ш я <4 Li'» Т*Л Л 11.

vir — - gi — ne je — sum Chris.

a, Filium De-i uni;

Д т. 53 — 54.

De — o ve ;

• ro de — seen — dit de соеПример № 66 a.

9J Et. mu — num. m.

i j g T U1.

^ Et in u — num,.

Пример № 66 б.

^Qui, ^ qui propter.

Qui, qui propter nos.

TT. 30 — 32.

Oboe d’amore.

Ku — rie e le ;

• i son, Ku — rie.

TT. 5 — 7.

ripHMep № 68 a.

TT. 23 — 24.

ripHMep № 68 6.

Oboe d’amore.

TT. 27 — 28.

ripHMep № 69 a.

ripHMep № 69 6.

TT. 23 — 24.

ripHMep № 70 a.

tt. 44 — 45 fl? po COAO II.

ripHMep № 70 6.

Oboe d’amore.

ripHMep № 71 a Og — *.

1 T ff WWh ^.

«fr Qui s ¦o* w m a^?i m — des ad dextraml Ja-tris.

rfHhi — -1 л 1 i А".

и тт. 1 — 2 u.

Пример № 73 «.

Cre — -do in тт. 1 — 5.

V: i, (I: «.

u — aum De ;

Пример № 74.

Пример № 75 a.

Пример № 75 б.

(Г p p p f qf.

Ku — ri-e e — li 4.

Пример № 76.

Violino 1.П.

Я Собеседник.

|il> п № Р1 тГ.

" Г s./ fl ft f * —У1 3 1.1———¦ Г т kr 0.

Собеседник.

тт. 5 — 9.

Violino 1.П.

Г-6-Л—А—^ Ж y gi Г" hX 1 'Vi1. К А.hi.

^ (P % J-fed-U .i'tH? i i" ' L й 1.1Г1.

Двойник Каденционная зона.

Двойник.

Пример № 78.

Violino I.II.

Пример № 79 а, б.

Violino 1.П.

•—т в——¡-TN.

Двойник.

тт. 9 — 11 | piano.

Пример № 80.

Violino 1.1.

Л I Т т=4/.

А — gnus De.

Violino 1.1.

тт. 13 — 14 к.

i qui toi ;

Пример № 81.

Т 7 S л).

М= 1 Fs ^ * ё W i.

тт. 15 — 17.

Собеселник.

mun — di, mi — sere ;

Пример № 83.

8?, «irff 0 0< 9.

dT— y J—.

Violino 1.П.

Пример № 84.

bis, mi — se — re ;

тт. 1 — 5 мотив а.

Пример № 85 мотив б.

lA’iiV-i-ir.

тт. 17 — 20. мотив 1.

te or, con — fi ;

мотив 2.

te — or Пример № 87.

in re — missid.

'Г J|F1| 1|.

nem pec-cato ;

Tenore Basso.

тт.34 — 38 тема п.

mis-si — о.

•пет рес-са.

con — п — - te — or, con-fi.

тг. 73 — 79.

• te — - or Пример № 89.

fi — te — -or.

о о О 1.

•4V-J itt;

t4 t- -ш;

ТТ. 80 — 87.

Пример № 90.

in re — - mis — si.

• о — пет.

?Y 111 ti о (c) — >-, 0- :;

•=—= -Ш;

TT. 80 — 83.

Пример № 91.

m re — -mis — si.

• опет.

тт. 1 — 4 1=1.

Cre ТТ. 5 — 7.

u num De — um Пример № 92.

1 —Г I «.

pro — pter maqnam glo ;

тт. 5 — 7.

Пример № 93.

pro — pter maqnam qlo.

тт. 1 — 4.

Пример № 94.

qimus ti — -bi.

Пример № 95.

Ky-ri — e — lei № 6, 1 тема.

son, e — le — i — son.

Пример № 96.

rVl;

^i! rr — (9— 5* у— 44 9 mrl + -П- —-—.

1 ;

• tiras a.

gimus ti — -bi.

№ 6, 2 тема.

тт. 5 — 7.

4M.

pro — pter magnus glo¦'•-" № 3 тт. i — 3.

о Ц ГГ.- Ф- * •H Г •- О 9 ' -p- «-n (c) —.

У ^jlLJL^ —U 1.

a,№ 4, 1 раздел utt. 75 — 78.

• son, e le — i — son Пример № 97 а, б.

6,№ 11, 2 раздел. тт. 37 — 39.

Cum Sancto Spi —.

ri — tu in glo.

а, № 6, 1 тема.

Пример № 98 аг б.

1.,/4-i ^ 9 5Г" FT •- 5″ 5 1*1 ГГ&trade-—.

1 и— -. ¦-¦.

тт. 1 —.

i gimui ti — bi.

Et re-sur-re.

a, № 11, 1 раздел и тт. 1 3.

xit, re — sur re xit.

Пример № 99 а, б.

л I, J.1. i. — О.

Cum San-cto Spi.

ri — tu in glo — ria De — i Patris.

шг O — san.

a, № 1 из кантаты № 46 тт. 1 — 6.

Пример № 100 а, б.

б № 8 *=r1s.

Qui tol — lis pec ca — —i-.

f№= -*-m ?' i 1 * l|J Jz.

^J> J —4c J «.

IlpHMep № 101.

Flauto traverso.

Fi-li unige-ni-te.

i P J) JTJ ^.

jesu Chri — ste al.

4 WprrM l^f.

le-stis, De-us Pa — ter o — —4——-.

*> tt u J].

• mm-potens, o-mm — po —.

tissi — me,.

Do — - mi — ni.

Violino Ii" .

^ «H» :.

j’wjJibWyri.

ex-Ma-ri-a vir —.

gine et ho —.

ex Ma-ri-a vir — gi — ne et ho — mo fa — ctus est.

mo fa-ctus est..

J S fff * P •v «.

,/ IIU 1 k «a ^ et.

тт. 47 — 50.

фа диез| минор.

•^HiAh— i-p* «—.

фа диез мажор.

pre — - са — ti — о — - nem по — - stram..

тт. 50 — 53 fe.

Пример № 104.

• tus, se —.

ft&T tjcJ ft.

pul — - tus.

pul — -tus est, et sepul — -tus est..

VI, yiuVII умVIIj.

6—ГПП6К6.

Violino I. II.

re — re, qui.

lis pes-ca — ta, mi — se-re — re.

ум Vn-9> d t dVIfe>(I}D D.

7 5 6 6 5 9 7.

Sfr cTiCfi? fj.

ItJnJ J) JJ «.

no — bis, mi — sere —.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Музыкальная форма как процесс. — М.: Музыка, 1963. — Кн. 2. Интонация. — 250 с.
  2. Г. Из истории органной мессы // Тр. ГМПИ им. Гнеси-ных. — М., 1978. — С. 143 — 164.
  3. М.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления. — М.: Наука, 1978. — 199 с.А. И. С. Бах и современность: Сб. статей / Под. ред. H.A. Герасимо-вой-Персидской. — Кшв: Муз. УкраГна, 1985. — 159 с.
  4. H.A. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990. — 176 с.
  5. В. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха // Сов. музыка. — 1950. — № 7. — С. 70 — 77.
  6. Р.Э. Из истории отечественного баховедения : К 300-летию со дня рождения И. С. Баха: Дипл. работа / Моск. консерватория. — 1985. — 101 с.
  7. Г. Бах как новатор // Избранные статьи музыковедов ГДР / Под. ред. Н. Нотовиц. — М., 1960. — С. 70 — 126.
  8. B.C. Кант — Галилей — Кант. — М.: Мысль, 1991. — 320 с.
  9. В. С. От наукоучения — к логике культуры : Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат., 1991. — 413 с.
  10. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового завета. — М.: Московская патриархия, 1992. — 1371 с.
  11. Е.П. Тайная доктрина в 2-х томах. Т. 1. Ч. 2. — Л., 1991. — 468 с.
  12. Е.П. Тайная доктрина в 2-х томах. Т. 1. Ч. 3. — Л., 1991. — 468 с.
  13. В.П. О тематизме И.С. Баха // Бобровский В. П. Статьи.Исследования. — М.: Сов. композитор, 1988. — С. 38 — 59.
  14. В.П. Функциональные основы музыкальной формы. — М.: Музыка, 1978. — 336 с.
  15. С.С. Анализ некоторых фуг Баха //Богатырев С. С. Исследования. Статьи. Воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1972. — С. 29 — 52.
  16. Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха / Пер. с англ. — М.: Музыка, 1989. — 388 с.
  17. Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов второй половины XV века — М.: МГУ, 1983. — 303 с.
  18. Е.М. Иоганн Себастиян Бах : Опыт характеристики. — Пг., 1922. — 45 с.
  19. Л. О роли концертов в творческом наследии И.С. Баха // Вопросы теории и эстетики. — Л.: Музыка. — Вып. 13. — С. 187 — 214.
  20. М. Избранные произведения / Пер. с немецкого. — М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  21. Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. — М., 1934. — 209 с.
  22. . Западноевропейское искусство первой половины XVII века // Виппер Б. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — С. 257 — 304.
  23. . Искусство XVII века и проблема стиля барокко // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV — XVII веков. — М., 1966. — С. 64 — 83.
  24. Ф. Иоганн Себастиян Бах в 2-х томах. Т. 1. Т. 2. — Пг. — М., 1912. — 252 с.
  25. И.П. История атеизма. — Атеист, 1930. — 370 с.
  26. А.Г. Основные проблемы эпохи Просвещения. — Петроград, 1923. — 126 с.
  27. Ю. О принципе единства в пассионах Баха // Вопросы музыкального стиля: Сб. статей, — Д., 1978. — С. 11 — 24.
  28. Ю. Проблема единства в пассионах И.С. Баха (культурологический аспект): Дис.. канд. искусствоведения / Ленинград, консерватория. — 1978. —207 с.
  29. Г. Великий чародей гармонии. О творчестве Иоганна Себастьяна Баха // Наука и жизнь. — 1963. — № 6. — С. 63 — 65.
  30. Гайденко 77.77. Эволюция понятия науки. — М.: Наука, 1987. — 448 с.
  31. Я. Гайденко, Ю. Давыдов История и рациональность. — М.: Наука, 1986. — 384 с.
  32. Т. Из истории basso ostinato XVII — XVIII веков. Монтевер-ди, Перселл, Бах и другие // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. — М.: Музыка, 1977. — Вып. 3 — С. 123 — 155.
  33. А. Д. О взглядах Лейбница на соотношение математики и логики // Философские вопросы естествознания. — М., 1959. — Вып. 2. — С. 178 — 213.
  34. Н.В. Размышления о Божественной Литургии // Гоголь Н. В. Избранные места из переписки с друзьями. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 315 — 373.
  35. А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  36. Н. Из истории свободных форм. Бах — Шостакович // Украинское музыковедение / Научно-методический межведомственный ежегодник. — Кшв, 1966. — С. 5 — 25.
  37. И. От Средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы кватроченто. —М.: Искусство, 1975. — 173 с.
  38. A.M. Социльно-политические учения Нового времени в3.х томах. T. 2. Очерки социально-политической мысли о Германии конца XVII — начала XIX века. — М., 1967. — 404 с.
  39. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. — М.: Музыка, 1980. — 271 с.
  40. М.С. Из истории зарубежного баховедения // Советская музыка. — 1978. — № 3. — С. 87 — 96.
  41. М.С. Из истории зарубежного баховедения // Советская музыка. — 1978. — № 4. — С. 108 — 115.
  42. М.С. Иоганн Себастьян Бах. — М.: Музыка, 1982. — 383 с.
  43. М.С. Иоганн Себастьян Бах // Советская музыка. — 1950. — № 7. — С. 64 — 69.
  44. М.С. История и современность: Статьи о музыке, — Л., 1960.— 288 с.
  45. М.С. Концепция творчества и личности И.С. Баха в исторической перспективе II Друскин М. С. Избранное. — М.: Сов. композитор, 1981, —С. 291 — 382. А9. Друскин М. С. Личность Баха//Муз. жизнь. — 1980. —№ 3. — С. 15 —17.
  46. М.С. Пассионы и мессы И.С. Баха. — Л.: 1967. — 168 с.
  47. Ю. История полифонии. Многоголосие средневековья. X — XIV вв. — М.: Музыка, 1983. — Вып. 1. — 413 с.
  48. Ю. Органные хоральные обработки Баха // Русская книга о Бахе / Под. ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1985,—С. 221 —247.
  49. О. Музыкальная риторика XVII века и творчество Генриха Шютца // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / Под. ред. Р.К. Ши-ринян. — М.: Музыка, 1980. — Вып. 4. — С. 55 — 80.
  50. О. Музыкальная риторика XVII — первой половины XVIII века // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей / Под ред. И.Прудниковой. — М.: Сов. композитор, 1975. — Вып. 3. — С. 345 — 379.
  51. О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приёмы. — М.: Музыка, 1983. — 77 с.
  52. Захарова 0. Риторика и немецкая музыка XVII — первой половины XVIII века: Дис.. канд. искусствоведения. —М., 1980. — 208 с.
  53. ЗейфасН. Заметки об эстетике западноевропейского барокко // Сов. музыка. — 1975. — № 3. — С. 99 — 106.
  54. Иванов-Борецкий М. В. История мессы. М., 1910. — 28 с.
  55. Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М., 1976. — 305 с.
  56. А. Пинега. Документальная повесть о Новомучениках // Лит учёба. — 1991. — С. 67 — 101.
  57. М. Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко // Научный реферативный сборник / Информкультура. — М.: 1980. — Вып. 4. — С. 16 — 25.
  58. Кац Б. Сюжет в баховской фуге // Сов. музыка. — 1981. — № 10. — С. 100 — 110.
  59. Л. Народно-песенные истоки мелодики Баха. — М., 1959. — 102 с.
  60. Кон Ю. Бах в свете неориторики // Кон. Ю. Избранные статьи о музыкальном языке. — СПб.: Композитор, 1994. — С. 95 — 104.
  61. В. О прошлом и настоящем // Сов. музыка, — 1966. — № 12. — С. 38 — 46.61 .Конрад Н. И О барокко II Конрад Н. И. Избранные труды. История. — М., 1974.— С. 63 —67.
  62. Н.И. О смысле истории // Конрад Н. И. Избранные труды. История. — М., 1974. — С. 99 — 107.
  63. .Г. Идеи и образы Возрождения. — М., 1979. — 189 с.
  64. Культура эпохи Возрождения и Реформация. — Л., 1981. — 256 с.
  65. В.В. Становление философского сознания Нового времени. — М.: Наука, 1987. — 176 с.
  66. В.В. Трансформация философского сознания в культуре нового времени // Культура, человек и картина мира: Сб. статей / Под ред. А. Арнольдова. — М.: Наука, 1987. — С. 12 — 19.
  67. Г. В. Избранные философские сочинения. — М., 1908. — 364 с.
  68. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М. — Л., 1936.— 484 с.
  69. Г. В. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1982. — 636 с.
  70. Г. В. Собрание сочинений в 4-х томах Т. 2. — М.: Мысль, 1983. —686 с.
  71. Г. В. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.З. — М.: Мысль, 1984.— 734 с.
  72. Г. В. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. — М.: Мысль, 1989.— 554 с.
  73. Т.Н. Бах и Гендель. Проблемы стиля // Русская книга о Бахе / Под ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1985. — С. 183 —203.
  74. Т.Н. Западноевропейская музыка XVII — XVIII веков в ряду искусств. — М.: Музыка, 1977. — 528 с.
  75. Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. — М.: Музыка, 1981. — 238 с.
  76. Т.Н. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи в 2-х частях. Ч. 2. Вокальные формы и проблема большой композиции. — М.: Музыка, 1980. — 288 с.
  77. Т.Н. Проблема стиля в музыке XVII века // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV — XVni веков. — М., 1966. — С. 84 — 109.
  78. М.Н. Аллегория и эмблема в кантате И.С. Баха «О Ewigkeit, du Donnerwort» (№ 60) // Проблемы музыкального стиля И. С. Баха, Г. Ф. Генделя / Сб. научных трудов МГДОЛК. М., 1985. — С. 32 — 47.
  79. М. Гармоническое инвенторство эпохи барокко // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1987. — Вып. 92. — С. 77 — 94.
  80. М. Западноевропейское музыкальное барокко : проблемы эстетики и поэтики. — М.: Музыка, 1994. — 320 с.
  81. М.Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху барокко как проблема современной истории культуры / На примере мотета /: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1981. — 278 с.
  82. М.Н. Некоторые композиционные аспекты 6 мотетов И.С. Баха в связи с музыкально-эстетическими представлениями немецкого барокко / Проблемы организации музыкального произведения // Сб. научных трудов. — М, 1979. — С. 126 — 150.
  83. А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени // Лит. учеба. — 1990. — № 4. — С. 59 — 77.
  84. А.Ф. Музыка как предмет логики. — М., 1927. — 198 с.
  85. Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М.: Наука, 1973. — С. 16 — 22.
  86. Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. — 487 с.
  87. Ю.М. Лотман, Б. А. Успенский. О семиотическом механизме культуры // Ученые записки Тартуского гос. университета. Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971. — Вып. 284. — С. 88 — 101.
  88. М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Избранные произведения / Пер. Ю. М. Каган. — М.: Наука, 1986. — С. 290 — 545.
  89. Г. Г. Теоретическая философия Готфрида Вильгельма Лейбница. — М.: МГУ, 1973. — 264 с.
  90. В.О. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов. музыка. — 1985. — № 7. — С. 65 — 79.
  91. В.О. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1977. — Вып. 4. — С. 64 — 78.
  92. В. О. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 387 с.
  93. А. Относительно функциональности в полифонии И.С. Баха // Полифония: Сб. теоретических статей. — М., 1975. — С. 79 — 82.
  94. Я.И. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха и особенности его исполнения. — М., 1967. — 392 с.
  95. С.А. Бах. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 254 с.
  96. A.A. Морозов, Л. А. Софронова. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. — М., 1979.— С. 13 — 38.
  97. Т.Ф. Хорал в кантатах Баха // Русская книга о Бахе / Подред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1985. — С. 204 — 220.
  98. Е.В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982. — 319с.
  99. Е.В. Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе / Под ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1985. — С. 265 — 294.
  100. И.О. Готфрид Лейбниц. — М.: Мысль, 1972. — 239 с.
  101. Настольная книга священнослужителя. — М.: Московская патриархия, 1983. — Т. 4. — 824 с.
  102. А.Н. Немецкие гуманисты XV в. — Л., 1979. — 103 с.
  103. В.Б. Символика музыки И.С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире» // Тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1991. — 55 с.
  104. И. Высокая месса h-moll И.С. Баха: эстетика, композиция // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей / Под ред. И. Прудниковой. — М.: Сов. композитор, 1989. — Вып. 4. — С. 245 — 266.
  105. И.Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц. 1646 — 1716. — М.: Наука, 1971. —319с.
  106. М. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: Советский писатель, 1978. — 446 с.
  107. Вл.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII — XIX вв. — М., 1965. — С. 67 — 179.
  108. В. Принципы музыкальной формы И.С. Баха. — М.: Музыка, 1981, — 356 с.
  109. К. Перриш, Дж. Оул. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. — Л.: Музыка, 1975. — 215 с.
  110. Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. — Л., 1978.— С. 4 —10.
  111. H.B. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации, — М.: Мысль, 1988. — 206 с.
  112. В. Божественная литургия. Член 10: об исповедании крещения // Журнал Московской патриархии. — 1979. — № 6. — С. 61 — 65.
  113. В. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Журнал Московской патриархии, — 1978. — № 9. — С. 33 — 37.
  114. Н. История зарубежной музыки до середины XVII века. — М.: Музыка, — 1978. — 544 с.
  115. Н. Взаимодействие строгого и свободного стилей в органных хоральных обработках И.С. Баха // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. — 1980.— С. 3 — 39.
  116. Н.П. О вокальной ритмике И.С. Баха // Русская и зарубежная классика: Вопросы теории музыки и исполнительства. — JL, 1974. — С. 79 — 96.
  117. Н.П. Органные хоральные обработки Баха: Дис.. канд. искусствоведения, —Л., 1979. — 179 с.
  118. H.A. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985.— 360 с.
  119. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973. — 446 с.
  120. С. Черты нового в инструментальной фуге И.С. Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. статей. — М., 1978. — С. 158— 173.
  121. А. Божественная Литургия. О символе веры // Жур-Г нал Московской патриархии. — 1978. — № 8. — С. 73 — 78.
  122. М.М. Идеал свободы воли в ранних произведениях Эразма Роттердамского // Средние века. — М., 1973. — Вып. 37. — С. 108 — 130.
  123. M.M. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. — М., 1978. — 257 с.
  124. В.В. Европейская философия XV — XVII веков. — М.: Высшая школа, 1984. — 448 с.
  125. О.В. К проблеме типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной науки. — М., 1985. — Вып. 6. — С. 154 — 168.
  126. Э.Ю. Прошлое толкует нас. — М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  127. СМ. Гуманизм и церковно-реформационная идеология // Культура эпохи Возрождения и Реформация / Докл. конф. 12−13 февраля 1879 г. — Москва, 1981. — С. 29 — 40.
  128. В. К. Интонационная природа и новая художественная образность музыки И.С. Баха // Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки / Тр. ГМПИ им. Гнеси-ных. — М&bdquo- 1980. — С. 3 — 39.
  129. В. К. Немецкая вокальная лирика XVII века и кантаты И.С. Баха: Дис.. канд. искусствоведения. —М., 1982. —209 с.
  130. Н.И. Формирование математической логики. — М., 1969. — 309 с.
  131. А.Е. Программность в инструментальной музыке эпохи барокко: Дис.. канд. искусствоведения. —М., 1992. — 231 с.
  132. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978. — 121 с.
  133. C.B. От Просвещения к романтизму. — М., 1983. — 256 с.
  134. Ю.Н. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников // Русская книга о Бахе / Под ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1985. — С. 248 — 264.
  135. Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983. — 589 с.
  136. К. История новой философии в 3-х томах. Т. 3. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. — С. — П., 1905. — 736 с.
  137. И.Н. О жизне, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. — М., 1974. — 166 с.
  138. Ю.Н. Концертная форма у И.С. Баха // О музыке. Проблемы анализа. — М., 1974. — С. 119 — 149.
  139. Ф. Основы православия / Пер. с англ. — Нью-Йорк, 1989. —80 с.
  140. Т.Н. Себастьян Бах. — М.: Музыка, 1953. — 319 с.
  141. Г. Н. Себастьян Бах. — М.: Музыка, 1964. — 725 с.
  142. И.С. Фуга и логика: Дис.. канд. искусствоведения. — Петрозаводск, 1996. — 171 с.
  143. ЧугаевА. Особенности строения клавирных фуг Баха. —М., 1975. — 253 с.
  144. А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с немецкого — М.: Музыка, 1964. — 725 с.
  145. А. Культура и этика. — М., 1963. — 164 с.
  146. ШкаринаЕ.К. Свободные формы барокко в инструментальной музыке И. С. Баха / К методологии историко-стилевого анализа свободных композиций: Автореф.. канд. искусствоведения. — Ленинград, 1989.
  147. Е.К. Свободные формы барокко в инструментальной музыке И.С. Баха / К методологии историко-стилевого анализа свободных композиций: Дис.. канд. искусствоведения. —Ленинград, 1989. — 187с.
  148. Л. Месса in h-moll И.С. Баха: Критический тематический разбор с нотными примерами / Пер. с немецкого — М., 1911. — 36 с.
  149. О. Закат Европы. — Новосибирск.: Наука, 1993. — 592 с.
  150. Эразм Роттердамский и его время. — М.: Наука, 1989. — 280 с.
  151. Эразм Роттердамский. Избранные произведения / Пер. Ю. М. Каган. — М.: Наука, 1986. — 702 с.
  152. Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоганн Секунд. Поцелуи. — М.: Наука, 1983, —318 с.
  153. Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х томах Т. 1. — М.: Искусство, 1981, —495с.
  154. М. Гармония и полифония. Заметки о полифонических циклах Баха, Хиндемита, Шостаковича // Сов. музыка. — 1962. — № 12. — С. 29 — 34.
  155. МЛ. Гармония И. С. Баха. — М., 1963. — 109 с.
  156. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  157. И.И. Неизданное сочинение Лейбница. Исповедь философа. — М., 1915. — 36 с.
  158. Bitter С. Johann Sebastian Bach. — Berlin, 1965. — 237 s.
  159. DehnertM. Das Weltbild Johann Sebastian Bachs. — Leipzig, 1948. — 177 s.
  160. Endres F. Mystik und Magie der Zahlen. — Zurich, 1951. — 114 s.
  161. Engel H. Johann Sebastian Bach. — Berlin, 1950. — 305 s.
  162. Ernst F. Des Flugel Johann Sebastian Bachs. — Frankfurt, 1955. — 99 s.
  163. Gurlitt W. Johann Sebastian Bach. — Kassel, 1947. — 118 s.
  164. Hamel F. Johann Sebastian Bach, Geistige Welt: — Gottingen, 1951. — 203 s.
  165. Herz G. Bach im Zeitalter des Rationalismus und der Fruhromantik. — Bern, 1936.— 254 s.
  166. Johann Sebastian Bach und die Aufklarung. — Leipzig. 1982. — 278 s.
  167. Johann Sebastian Bach und Georg Friedrich Handel — zwei fuhrendemusikalische Reprasentanten der Aufklarungsepoche // Kolloquium der 24. Handelfestspiele der DDR, 9. /10. Juni. 1976. — Halle, 1976. — 102 s.
  168. Lang P. Music in Western Civilization. — New York, 1941. — 197 s.
  169. Neumann W. Handbuch der Kantaten Johann Sebastian Bach. — Leipzig, 1967. — 303 s.
  170. Rilling H. Johann Sebastian Bachs h-Moll — Messe. — Stuttgart, 1986. — 185 s.
  171. Schmitz A. Die Bildlichkeit der wortgebundenen Musik J.S. Bachs. — Mainz, 1950. — 306 s.
  172. Schone A. Emblematik und Drama in Zeitalter des Barock. — Munchen, 1964. — 239 s.
  173. Schrade L. Das musikalische Werk von Heinrich Schutz in der protestantischen Liturgie. — Basel, 1961. — 18 s.
  174. Smend F. Bachs h-moll — Messa // Bach — Jahrbuch — Leipzig, 1937 — S. 1—58.
  175. Smend F. Luther und Bach. — Berlin, 1947. — 147 s.
  176. SpittaP. Johann Sebastian Bach. — Leipzig, 1954. — 371 s.
  177. Terry K. Johann Sebastian Bach. — Leipzig, 1950. — 252 s.
  178. Thematisch — Systematisches Verzeichnis des musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach. — Leipzig, 1961. — 748 s.
  179. Wustmann R. Tonartensymbolik zu Bach’s Zeit // Bach — Jahrbuch. — Leipzig, 1961, — S. 60 — 85.
Заполнить форму текущей работой