Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Монументально-декоративный рельеф 1920-1930-х годов в СССР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основанием для эволюции монументального рельефа в XX веке стали два принципа понимания архитектурной постройки. Первый — принцип «декоркак одежда» связан с формированием понимания архитектуры как искусства оперирования формами. Формообразующую роль играла структура здания, скульптурный декор был призван визуально зафиксировать области некоторых законов распределения сил, нагрузки внутри здания… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность темы
  • Историография вопроса
  • Часть 1. Положение монументально-декоративной скульптуры к первому десятилетию XX века: преемственность задач
  • Глава 1. Монументальный рельеф в архитектуре эклектики, модерна, неоклассики
  • Глава 2. Обучение скульпторов в начале XX века
  • Глава 3. Новые темы и образы в рельефах «плана монументальной пропаганды»
  • Часть 2. Понимание монументального искусства и внедрение экспериментов в теорию и практику 1920-х годов
  • Глава 1. Учебные программы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: влияние авангардистских экспериментов на практику скульпторов-монументалистов
  • Глава 2. Обоснование присутствия и место монументального рельефа в архитектурных ансамблях 1920-х годов
  • Глава 3. Памятники 1920−1930-х годов: поиск типологии и роль рельефа как средства художественной выразительности
  • Глава 4. Взаимодействие архитекторов и скульпторов: опыт «дооформления» монументально-декоративным рельефом конструктивистской архитектуры
  • Часть 3. Художественные принципы и пластические особенности монументально-декоративного рельефа 1930-х годов
  • Глава 1. Выразительность архитектурной формы: декоративные рельефы театра в Ростове-на Дону
  • Глава 2. Принципы взаимодействия с архитектурой: место, характер и функция монументального рельефа в архитектурных сооружениях
  • Глава 3. Москва и Ленинград: региональные особенности монументально-декоративного рельефа ар деко
  • Глава 4. Исторические повествовательные рельефы

Монументально-декоративный рельеф 1920-1930-х годов в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена советскому монументально-декоративному рельефу 1920;1930;х годов: его пластическим свойствам, тематическим программам и особенностям взаимодействия с архитектурой.

Историками искусства рельеф традиционно выделается в отдельную тему. Это связано, во-первых, с многосоставной сущностью его художественных свойств и формальных задач. Во-вторых, интерес к изучению рельефа возникает в середине XIX века с развитием дисциплины искусствознания, истории искусств и ее связи с археологическими раскопками Древней Греции, Рима, городов Междуречья. В этих культурных регионах монументальный рельеф получил полноценное развитие и стал для искусствоведов объектом изучения стиля древних эпох.1 Рельеф — один из типов скульптуры. Морфологически он связан с архитектурой. Сюжет, композиционные проблемы и вопросы иконографии играют в рельефе формообразующую роль. Рельеф связан с целым кругом проблем, в числе которых поиски выразительности пластического языка и композиционных решений, выбор способов взаимодействия с архитектурой, выработка тематических программ. :

Термин «монументально-декоративный» начинает применяться в конце л.

1930;х. Это определение отражает функциональное и качественное разделение семантических и морфологических характеристик.

1 См. напр.: Payne A. Portable Ruins: The Pergamon Altar, Heinrich Wolfflin and German Art History at the Fin de Siecle. Res 53/54 (2008): 168−89.

2 Прейс П. В. Отделочные и монументально-декоративные работы. M.-JL, 1939. Концептуальная разница начинает ощущаться, безусловно, еще раньше: см. напр. Проект Постановления В ЦИК и СНК РСФСР Об объединении руководства художественной стороной сооружений монументального характера от 1927 годаписьмо A.B. Бакушинского в сектор искусств Наркомпроса 1929 г. (оба документа воспроизведены в: Художественная жизнь Советской России. 1917;1932. События, факты, комментарии. Сб. материалов и документов. — М.: Галарт, 2010. С. 240−241, 281−282). Б. Н. Терновец употребляет словосочетание «агитационно-монументальная» и «декоративно-монументальная» скульптура. См.: Терновец Б. Н. XV лет советской скульптуры // Искусство. 1933. № 5. С. 141, 149, Е. Лансере о живописи Дворца Советов: «Два важнейших условия определяют характер живописи Дворца: монументальность и декоративность». Лансере Е. Е. Монументальная живопись // Известия. 1939. № 150, 30 июня. С. 3. и мн. др. монументального искусства и скульптуры. Разделение функций на самостоятельное (монументальное) и подчиненное (декоративное) имело чисто художественное значение на протяжении всей первой половины XX века. Осмысление и попытки преодолеть это разделение составили нерв развития монументального искусства в рассматриваемый в работе период.

Наибольшего расцвета рельеф достиг в искусстве Древнего Востока, Античности, Возрождении и в XVIII веке. Можно условно выделить два способа взаимодействия монументальной скульптуры с архитектурой. В древневосточном искусстве и искусстве Греции скульптурный рельеф развивался по специфическим законам, основанным на архитектоничности. В Древнем Риме и в эпоху Возрождения оформляется другая линия. Рельеф все больше перенимает свойства изобразительности, развиваясь в направлении «скульптурной картины», что связано с использованием иллюзионистической перспективы, прямой перспективы и перенесением в пластику принципов воздушной перспективы3. Эти две линии смыкаются в искусстве ХУШ-Х1Х веков: рельеф находит свое четкое место в ордерной архитектуре, определяется тематика скульптуры, а средства исполнения, собственно пластическая составляющая, находятся под влиянием живописи. В памятниках рельеф играет роль раскрытия символико-аллегорической или исторической программы. Достигнув своего расцвета в эпоху ампира, с середины XIX века как классицистический «канон» в архитектуре, так и символическая значимость мифологических и аллегорических сюжетов начинают медленно сходить на нет. К 1920;1930;м годам эти изменения становятся предельно выраженными.

3 «Рельеф» / Словарь художественных терминов. Г. А.Х.Н. 1923;1929. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2005. С. 336−338.

Актуальность темы

.

Именно в 1920;30-е годы начинают подвергаться переосмыслению основополагающие представления о художественной практике, что, безусловно, коснулось области монументальной и декоративной скульптуры. Категория стиля перестает быть незыблемой, пересматриваются границы между искусствами, между станковым и монументальным, в практику прочно входит художественная концептуальность, что подразумевает появление диалога со зрителем, пересматривается мера отображения личных воззрений авторов. Подвергается сомнению наличие непреодолимой границы между «высоким» и «низким» искусством, народным и общегражданским, зрителем и произведением искусства. Этим процессам, многие из которых были аналитического и концептуального характера, способствовали и научные достижения в философии, лингвистике, филологии. В них все более возрастающее внимание уделялось проблемам формального («Искусство как прием» В.Б. Шкловского), семиотического, феноменологического и герменевтического анализа («Искусство как вид знания» Г. Г. Шпета). Именно возрастающая концептуальность творчества, переосмысление статуса творца и произведения искусства позволили, например, поставить вопрос о том «что такое скульптура и что такое архитектура?"4. За этими вопросами стоит переосмысление путей взаимодействия скульптуры и архитектуры, пересмотр их выразительных качеств. Все эти проблемы, в общем и целом, остаются актуальными до сих пор5.

За последние несколько десятилетий искусству модернизма было уделено пристальное внимание. Скрупулезное изучение как памятников искусства, так и многообразных понятийных моделей анализа этих памятников, было востребовано не только в научной среде, но и плодотворно осмыслялось архитекторами, скульпторами, художниками работающими в настоящее.

4 Хан-Магомедов С. О. Живскульптарх. 1919;1920. -М.: /rchitectura, 1993. С. 51−57.

5 Например, о границах искусств: Краусс Р. Скульптура в расширенном поле / Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. — М.: Художественный журнал, 2003. С. 273−288. время. В период, когда различные варианты рефлексии «исторического» не менее важны для обновления творческого видения и практик, чем поиски «нового», этот факт не удивителен. По отношению к художественному языку архитектуры эпохи модернизма, его стилистике в искусствоведении закрепился термин «ар деко». В многочисленных исследованиях, посвященных этому стилю, не достаточно внимания уделено понятию декоративного, его формообразовательной функции в архитектуре. Без пристального изучения исторического понимания «декоративного», соотношения декоративного и выразительного, декоративного и орнаментального, декоративного и монументального, аспектов его бытия в художественной структуре творчества, результативное осмысление качеств архитектурных построек и памятников было бы односторонним. С точки зрения идеологов архитектуры модернизма, декоративное искусство утратило свою формообразующую роль в архитектуре, Декор перестал нести свой первоначальный смысл «порядка», стал подчиненным, прикладным. Однако изменение творческой направленности в отечественной архитектуре 1920;1930;х годов не было простым «переодеванием» авангардисткой архитектуры в костюмы неоклассики или эклектики. Анализируя конкретные примеры, мы можем увидеть как драматично внутри каждого произведения разрешается конфликт между новацией и традицией, как в переплетении сложных коллизий рождается новая модернистская форма. Изучение свойств, качеств и функций монументально-декоративного рельефа представляет собой, таким образом, обнаружение и анализ «пропущенного звена» в сложном и неоднозначном процессе бытования искусства первой половины XX века.

Степень разработанности темы.

Интерес к изучению рельефа возникает на рубеже Х1Х-ХХ веков с развитием дисциплины искусствознания, истории искусств и ее связи с археологическими раскопками античных памятников (А.Сопге, 1882). К первым десятилетиям XX века накопленные знания о стилистических и творческих особенностях монументальной пластики, так или иначе, отразились в творчестве скульпторов того периода. Пристальное внимание художников к искусству рельефа проявилось одновременно с интересом искусствоведов к монументально-декоративной скульптуре Agard,.

1935). В отечественном искусствознании проблематика рельефа изучается Д. С. Недовичем (1929, работа не сохранилась). Первое и единственное исследование монументального рельефа ХУШ-ХГХ веков принадлежит А. Г. Ромму (1953). Отсутствие опубликованного труда, обобщающего знания о монументально-декоративном рельефе XX века, обусловили появление данной диссертации.

Научная разработанность вопроса.

История монументально-декоративного рельефа 1920;1930;х годов не была написана. Существует, однако, целый ряд исследований, которые обобщают накопленные знания и дают основу для всестороннего изучения монументально-декоративной пластики данного периода. Эти работы связаны с историей монументальной скульптуры и проблемами формирования художественного облика архитектуры. Начало изучению данной темы было положено уже в 1930;е годы искусствоведом, скульптором по образованию Б.Н. Терновцом6. В 1940;1950;е годы появляется целый ряд работ, направленный на обобщение и сбор материала по истории монументальной скульптуры, определенное внимание уделяется.

6 Терновец Б. Н. Русские скульпторы. — М.: Государственное издательство, 1924., Терновец Б. Н. XV лет советской скульптуры // Искусство. 1933. № 3. С. 149−176- Искусство.1933. № 5. С. 131−160. и монументальному рельефу. О том, что искусство рельефа стало востребовано, свидетельствует появление первого исследования русского о монументального рельефа. 1960;1970;е годы — новый этап стремления обобщить и проанализировать накопленные за пятьдесят лет знания, интереса к раннему постреволюционному искусству, его нового теоретического и художественного осмысления, в том числе в русле тенденции разграничения «ленинской» и «сталинской» культурной политики. Появляется целый ряд работ, посвященных монументальной скульптуре. В этот период вводятся в научный оборот памятники9, закладывается традиция их изучения10. Появляется первое, посвященное скульптору, фундаментальное издание документов и материалов творческой практики11. К 1980;м это стремление оформляется в систематическое изучение монументальной скульптуры. Среди важнейших — работы В.П.

Толстого, Н. В. Воронова, A.A. Стригалева. Знаменательным фактом становится систематическая, снабженная научными комментариями, публикация биографических и творческих материалов о скульпторах, 1 воспоминания о них. Публикации сборников статей и исследований.

7 Соболевский Н. Культурные памятники и монументы в Москве. — М.: Московский рабочий, 1947; Аркин Д. А. Монументальная скульптура Ленинграда. — М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1948.

8 Ромм А. Г. Русские монументальные рельефы. -М.: Искусство, 1953.

9 Монументы СССР. -М.: Советский художник, 1964.

10 Толстой В. П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. — М.: Академия художеств СССР, 1961; Валериус С. С. Проблемы современной советской скульптуры. — М.: Искусство, 1961. Иванова И. В., Стригалев A.A. Советская монументально-декоративная скульптура. — М.: Знание, 1967. (Серия «Искусство» XVIII) — Хазанова В. Э. Некоторые вопросы синтеза искусств в советской архитектуре первых послереволюционных лет / сб. ст. Вопросы современной архитектуры. Сб. 2. Синтез искусств в архитектуре. — М., 1963. С. 97−157- Из истории советской архитектуры 19 171 925 Сборник материалов и документов. — М.: Издательство Академии наук, 1963.

11 Мухина В. И. Художественное и литературно-критическое наследие. Т. 1−3. М., 1960.

12 Толстой В. П. У истоков советского монументального искусства. 1917;1923. — М.: Изобразительное искусство, 1983. Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура. 1960;1980.-М.: Искусство, 1984. и др.

13 Шадр И. Д. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. — М.: Изобразительное искусство, 1978. Коненков С. Т. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. -М.: Советский художник, 1980. Домогацкий В. Н. Теоретические работы. Исследования, статьи. Письма художника. -М.: Советский художник, 1984. Королев Б. Д. 9 искусствоведов, работавших в 1920;1930;х годах, актуализировали традиции изучения монументальной скульптуры и создали преемственность поколений исследователей14. 1960;1980;е годы — период наиболее интенсивного, детального изучения специфики монументальной скульптуры, что закономерно связано, как с накопленным художественным опытом 19 201 930;х, так и с расцветом монументального искусства 1960;1980;х годов. 1990;2000;е открывают новую страницу в изучении творческого опыта мастеров первой половины века — начинается активное изучение практики авангарда, архитектурного опыта 1920;1930;х годов13. В особую группу необходимо выделить публикации сборников документов и материалов 19 201 930;х годов16.

Немаловажную роль в изучении темы оказали данные биобиблиографического словаря «Художники народов СССР» (1970;76, 1983, 1995, 2002). Отдельно следует отметить справочные издания о скульпторах Санкт-Петербурга 1703−2007 годов и каталог скульптуры первой половины XX в. Третьяковской галереи17.

Особый раздел представляют исследования скульптуры и архитектуры XVIII—XX вв., которые позволили выделить отличить факты от аспектов эволюционного порядка, связывающие эти столетия с изучаемым временем. В этом контексте нужно выделить и работу сектора русского искусства НИИ PAX, сборники «Русское искусство Нового времени» (1993, с 1997 по н.вр.) и.

Из литературного наследия. Переписка. Современники о скульпторе. М.: Советский художник, 1989.

14 Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи. — М.: Советский художник, 1977; Бакушинский A.B. Исследования и статьи. — М.: Советский художник, 1981; Тугенхольд А. Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. — М.: Советский художник, 1987. и др.

Иконников A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2 т. — М.: Прогресс-традиция, 2002. С.О. Хан-Магомедов. Живскульптарх. 1919;1920. — М.: Architectura, 1993., Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. — М.: Стройиздат, 1996, 2001 и др.

16 Выставочные ансамбли СССР 1920;30-е годы. Документы и материалы. — М.: Галарт, 2006. Художественная жизнь Советской России. 1917;1932. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. — М.: Галарт, 2010.

17 Кривдина О., Тычинин Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга: 1703−2007. -СПб.: Логос, 2007. ГТГ. Скульптура XVIII—XX вв.еков. Т.2. -М.: Красная площадь, 2002. материалы по изучению Академии художеств (И.А. Пронина, 1983, юбилейный сборник, 2010). Работы О. В. Калугиной о скульпторах рубежа XIX-XX, в особенности фундаментальный труд об A.C. Голубкиной (2006), пристальное внимание в котором уделено вопросам обучения, состояния и развития монументальной и станковой пластики того периода, подкрепили и существенно дополнили данные об исследуемой проблеме. И. В. Рязанцев и Е. И. Кириченко создали монографии по истории скульптуры XVIII-XX, которые служат базой изучения отечественной пластики и.

1 о претендуют на энциклопедическую полноту. Систематичность исследований по искусству XVIII—XIX вв.еков обеспечена работами по истории архитектуры Е. И. Кириченко (1973, 1982, 1987) и М. В. Нащокиной (2002, 2005, 2011) по истории архитектуры с середины XIX по начало XX вв. Комплексное исследование архитектуры ар деко Т. Г. Малининой (2005) создало основу для дальнейшего изучения феномена «декоративного» в архитектуре межвоенного времени (1910;1930;е годы).

Методологические разработки Т. Г Малининой, труды Ю. П. Маркина (2010, 2011), а также опубликованные материалы конференций «Искусство эпохи модернизма: стиль Ар Деко» (2009) и «Искусство скульптуры в XX веке» (2010) послужили основой для включения опыта отечественных скульпторов в общемировую практику19. Работы B.C. Турчина, Е. А. Бобринской, O.A. Юшковой, В. А. Крючковой, И. Е. Светлова, А. К. Якимовича, O.A. Кривцуна заложили основы современного научного анализа искусствоведческих, культурологических и философских моделей изучения искусства XX века.

18 Кириченко Е. И. Запечатленная история России. Монументы XVIII — начала XX века. В 2 кн. — М.: Жираф, 2001. Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII — начала XIX века. Очерки. -М.: Жираф, 2003.

19 Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005. Искусство эпохи модернизма: стиль Ар Деко. 19 101 940;е годы / отв. ред. Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека, 2009. Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. Материалы международной научной конференции. Москва, 2006. / под ред. М. А. Бусева, О. В. Калугиной. -М.: Галарт, 2010.

Источники можно разделить на несколько групп: 1) воспоминания скульпторов и о скульпторах — опубликованные: С. Д. Меркурова, М.Г.

ЛЛ.

Манизера, И. С. Ефимова и др. и неопубликованные личные архивы скульпторов — Г. И. Мотовилова, С. Г. Королькова, И. С. Ефимова, Б.Н. 21.

Терновца. 2) Архивные материалы обсуждений выставок, дискуссий, производственные отчеты. 3) Материалы прессы тех лет, которые сыграли ключевую роль в атрибуции и датировках рельефов: газеты «Правда», «Советское искусство», журналы «Искусство», «Творчество», «Советская архитектура», «Архитектура СССР», «Строительство Москвы», «Печать и революция» и др. 4) Отдельную группу составляют фотоматериалы фототеки Музея архитектуры им. A.B. Щусева (МУАР). 5) В 1920;30-е годы на волне интереса к скульптуре, активной практике групп Общества русских скульпторов (ОРС) и Ассоциации художников революционной России (АХРР), впервые в истории отечественной скульптуры открываются специализированные выставки скульптуры, соответственно, появляются каталоги выставок. Они стали важным источником биографических сведений и каталога произведений23. Свидетельством подъема скульптуры, его внедрения в массовое производство стало появление печатных каталогов.

20 Манизер М. Г. Скульптор о своей работе: В 2 Т. — М.-Л.: 1940, 1952. Меркуров С. Д. Записки скульптора. — М.:1953. О И. С. Ефимове: Ефимов И. С., Об искусстве и художниках. Художественное и литературное наследие. — М.: Советский художник, 1977., Львова (Симонович) М. Я. Хочу умереть в России: воспоминания, дневники, переписка. -М.: Русскш М1р: Жизнь и мысль, 2010., Марина Цветаева — Борис Бессарабов: Хроника 1921 года в документах: Дневники Ольги Бессарабовой. — М.: Эллис Лак, 2010. Воспоминания с научными комментариями упомянуты в разделе «Степень научной разработанности.».

Г. И. Мотовилов, С. Г. Корольков — частный архив, воспоминания наследников. Ефимов — РГАЛИ Ф. 2724 № 1 ед. хр. 3, 7, 21, 225- Терновец — РГАЛИ. Ф. 2701. Оп. 1. Ед. хр. 29, 30.

22 РГАЛИ: фонды Российской (Государственной) академии художественных наук (РАХН-ГАХН) (ф. 941) — фонды Союза Художников (ф. 2943) — фонды Комитета по делам искусств (ф. 962) и др.

Общество русских скульпторов. Москва. 1927, 1929, 1931; Художники РСФСР за XV лет 1917;1932. — М.: Всекохудожник 1934; Выставка московских скульпторов. Каталог. — М. — Л.: Государственное издательство, 1937; Всесоюзная художественная выставка Индустрия социализма. — М. —Л.: Искусство, 1940 и др. скульптурной продукции и, что знаменательно, скульптурных проектов монументальных памятников24.

Объект исследования — отобраны наиболее характерные для эпохи монументально-декоративные рельефы СССР 1918;1940;х годов в качестве музейных экспонатов, доступные в оригинале, на фотографиях, в разнообразных описаниях.

Предмет исследования — особенности художественного языка, история пластической и видовой эволюции, иконографические программы, сюжеты, темы монументального рельефа, взаимодействие монументально-декоративного рельефа с архитектурной формой, поверхностью и пространством, формирование современного представления о монументально-декоративном рельефе.

Цель работы — анализ, обобщение и воссоздание картины развития монументально-декоративного рельефа в СССР, определение его места и роли в градостроительной практике и творческой деятельности скульпторов-монументалистов первой половины XX века.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

Собрать и ввести в научный оборот наиболее показательные и значимые для истории монументальной пластики советские рельефы 1920;1930;х годов. Обобщить накопленные данные о положении монументального рельефа второй половины XIX — первых десятилетий XX века для того, чтобы проследить факты эволюционного порядка и отличить их от новаторских экспериментов заявленного в работе периода.

Обобщить данные об обучении скульпторов, учебных программах, об особенностях скульптурных школ для целостного понимания вопросов преемственности.

24 Скульптура Госиздата. М, 1924; Ассоциация художников революционной России. Каталог художественных изделий и скульптуры. М, 1928; Всекохудожник. Скульптура. 1929;1932. — М.: Правда, 1932; ЦПКО имени М. Горького. Москва. Скульптурные мастерские. Проспект № 1. — М.: 1937 и др.

Рассмотреть влияние агитационного искусства и авангардистского эксперимента на характер монументально-декоративного рельефа и его применение в архитектуре.

Проанализировать художественные и семантические характеристики монументального рельефа в реализованных, несостоявшихся, а также утраченных проектах ансамблей, памятников, зданий.

Обобщить данные и проанализировать наиболее характерные для эпохи виды и типы монументально-декоративных рельефов, отличающихся как по технике изготовления (прямое высекание, майолика, литье) так и по своему предназначению (повествовательный, декоративный, агитационный) Сопоставить опыт советского монументального рельефа с теорией и практикой европейской и американской монументальной скульптуры.

Хронологические рамки исследования: 1920;1930;е годы стали тем периодом, в котором наиболее полно проявились и столкнулись как уходящие традиции XIX века (представление о назначении монументальной скульптуры, методы обучения), так и радикальные эксперименты социально-политического и художественного авангарда (установка на t концептуальность, контекстность общественного искусства, пересмотр границ между видами искусств для поиска новой выразительности). На выбор временных рамок повлияла попытка зафиксировать обстоятельства и признаки разрушения традиции понимания декоративной скульптуры, сформированного европейскими Академиями художеств (с XVIII по XIX век), и обозначить условия и специфику формирования современного понимания монументально-декоративного рельефа. Такие широкие временные границы в изучении «современного искусства» начинали осознаваться исследователями в рассматриваемый период. Проблематика.

Л г.

Emil Kaufmann. Claude — Nicolas Ledoux, Inaugurator of a New Architectural System. The Journal of the American Society of Architectural Historians, Vol. 3, No. 3 (Jul, 1943), pp. 12−20 (первоначально — на немецком языке, раньше: Von Ledoux bis Le Corbusier, 1933.) Исследователь прослеживает новое понимание архитектуры с работ французских.

14 переосмысления понятий «традиционного» и «нового», то есть «преодоления традиции» и «завоевания нового» занимает искусствоведов последние двадцать лет26.

Теоретические и методологические основы исследования. Диссертация строится по хронологическому принципу, главы посвящены отдельным, наиболее важным проблемам. Выделяются основные и специфические проблемы данного вида скульптуры, каждая из которых опирается на соответствующий доступный уровень теоретической и методологической мысли означенного периода. Теоретическую базу составили труды Генриха Вельфлина, Августа Шмарзова, Алоиса Ригля, Адольфа фон Гильдебранда, то есть всех тех, чьи работы читались и обсуждались скульпторами, архитекторами и искусствоведами 1920;30-х годов. Используются приемы формального и семантического анализа — для выявления принципов взаимодействия скульптуры с архитектурной постройкой, элементы архитекторов Леду, Буле, Леке. См. Vidler A. Histories of the Immediate Present: Inventing Architectural Modernism. London. The MIT Press. 2008. Pp. 17−60.

26 A.-M. Sankovitch (1998) рассматривает историю осмысления понятий «структура» и «орнамент» здания с середины XIX века по вторую половину XX, указывая, что еще никто всерьез не занимался историй возникновения этой пары понятий, которая сыграла важную роль в представлении, а потом и в формировании художественного образа здания со второй половины XIX века. Sankovitch, A.-M. Structure/Ornament and the Modern Figuration of Architecture. Art1 Bulletin, 80:4 (1998:Dec.) pp. 687−717. Alina Payne сфокусировала свои исследовательские усилия на проблеме понимания «орнаментального» и «декоративного», анализ которой она ведет с эпохи Ренессанса до второй половины XX века. Payne A. Reclining Bodies: Figural Ornament in Renaissance Architecture. / Body and Building: Essays on the Changing Relation of Body and Architecture. Eds. George Dodds and Robert Tavemor. Cambridge, MA: The MIT Press, 2001.Pp. 74−113., Payne A. Architecture, ornament and pictorialism: notes on the relationship between the arts from Woliflin to Le Corbusier / The Build Surface. Vol. 2. Architecture and pictorial arts from Romanticism to the twenty-first century. London: Ashgate, 2002. Pp. 54−72. В отечественном искусствоведении проблему условности границ между этапами проработала Т. Г. Малинина. Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005.

27 Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб.: Азбука-классика, 2004. Schmarsow A. Zur Frage nach dern Malerischen, sein Grundbegriff und seine Entwicklung. Leipzig S. Hirzel, 1896. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914; Riegl А. The Modern Cult of Monument: Its Essence and its Development. In Historical and Philosophical Issues on the Conservation of Cultural Heritage, ed. Nicholas Stanley Price et al. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 1996. P. 69−83. иконологического и феноменологического — для анализа свойств и назначения монументального рельефа. Основополагающую роль в постановке проблем диссертации сыграли труды Государственной академии художественных наук (ГАХН) и работы А. Г. Габричевского и Н.И.

Жинкина .

Научная новизна работы. В диссертации предпринята попытка комплексно подойти к истории отечественного рельефа первой половины XX века, представить эволюцию монументальной пластики в виде непрерывного процесса выработки представлений о его характеристиках и назначении. В диссертации введены в научный оборот неизвестные и забытые рельефы, уточнены датировки, атрибуции, биографии скульпторов. Впервые для исследования монументального рельефа привлечены разнообразные исследовательские материалы смежных дисциплин: литературы, философии, исторических мемуаров. Монументальный рельеф как искусство пластики, так и составная часть художественного образа архитектуры, проанализирован в широком контексте мировой архитектурной, скульптурной практики и теоретических установок мастеров. Выявлены и проработаны архивные материалы, раскрывающие текущие практические и творческие задачи скульпторов-монументалистов 1920;1930;х годов. Проведен анализ сюжетных программ наиболее значимых произведений, как реализованных, так и оставшихся на стадии проектов и эскизов.

28 Габричевский А. Г. Морфология искусства. — М.: Аграф, 2002., Художественная форма / Сб. ст. под. ред. А. Г. Циреса. — М.: ГАХН, 1927.

Основные положения, выносимые на защиту:

К 1930;м годам формируется несколько разнонаправленных по своим стилистическим и семантическим признакам путей понимания роли, пластического характера и функции монументального рельефа. К этому же периоду под воздействием стремления к культурному и социальному переустройству мира, осознания особой социальной миссии искусства формируется представление о взаимодействии искусств. Монументальный рельеф занимает свое место в реализации идеи синтеза искусств. К 1930;м годам идеи Оезат1кш181луегк, а получают свое не только эстетическое, но и общественно-культурное обоснование и поощрение. Монументальный рельеф 1920 — 1930;х годов может рассматриваться как закономерный этап развития монументально-декоративного искусства, на пути от архитектурно-скульптурных работ модерна до работ монументалистов второй половины XX века.

Отечественный монументально-декоративный рельеф — один из вариантов развития монументальной пластики первой половины XX века в Европе и США.

Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из Введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Необходимо сделать основные выводы проведенного исследования.

— Рельеф 1920;1930;х годов нужно рассматривать в тесной связи с развитием монументальной пластики второй половины XIX века. Именно в тот период зарождаются такие задачи в работе скульпторов как: расширенное понимание аллегоричности, введение новых тем, образов, программ, смена соотношений между скульптурой и архитектурной поверхностью. Скульптура применяется для определенных типов зданий, она призвана раскрывать тему, образ или назначение здания. В эпоху модерна проявляется интерес мастеров к цвету и фактуре, неоклассика задает нормативное представление о сугубо пластических свойствах рельефа.

— Монументальный рельеф занимает свое место в общественных и культурно-просветительских ансамблях. К 1920;1930;м годам идеи взаимодействия искусств получают свое эстетическое и общественно-культурное обоснование и поощрение. Рельеф, наряду с монументальной живописью и мозаикой, призван отражать политические, социальные, производственные и культурные достижения общества.

— Достигает расцвета типология массовых культурно-просветительских учреждений (международные и национальные выставки). Выставочные павильоны проектируются как выставочные экспонаты, рельеф служит одним из средств отображения декоративных и тематических характеристик выставочного пространства. Ориентированность на демонстрацию технических, художественных и культурных достижений влияет на оформительские, декоративные установки архитекторов, скульпторов и художников городского пространства. Выражением стал стиль ар деко.

— Авангардистские эксперименты и практика кубизма воспитали в скульпторах свободное оперирование объемами и массами, что последовательно проявилось в методиках и практике обучения молодых скульпторов 1920;30-х годов.

— Основанием для эволюции монументального рельефа в XX веке стали два принципа понимания архитектурной постройки. Первый — принцип «декоркак одежда» связан с формированием понимания архитектуры как искусства оперирования формами. Формообразующую роль играла структура здания, скульптурный декор был призван визуально зафиксировать области некоторых законов распределения сил, нагрузки внутри здания. Выделение архитектурного искусства в отдельную область, не зависимую напрямую от области изящных искусств (живопись, скульптура) шло параллельно с выделением, усилением и обособлением станковых видов искусства. Вышеперечисленные факторы дают монументальным искусствам импульс к эмансипации, выявлению специфических для скульптуры или, живописи свойств. Одним из проявлений этих тенденций стало то, что стилистика монументально-декоративной скульптуры ничего не говорила о пространственно-объемной композиции здания, о стиле архитектуры. Вторым принципом становится понимание архитектуры как искусства, оперирующего пространством. Этот принцип позволил обновить представления о форме в архитектуре, дал импульс к переосмыслению выразительности архитектурного здания архитекторам-новаторам.

— Иератичность, тектоника, культ целостности пространства, неприятие импрессионизма станут ведущими представлениями о монументальности в скульптуре.

— Параллельно развивались и апробировались многочисленные попытки разрушить условные границы между зрителем и произведением искусства, монументальной статичностью и динамикой времени, героем и массой. Они протекали в рамках стремления к реалистичности, достоверности переживания, эмоциональному контакту со зрителем.

Меняется понимание декоративности. Во-первых, оформляется представление о декоративном как необязательном, накладываемом, о декоративности как свойстве прикладных искусств. Это понимание декоративности имеет нормативный характер до сих пор. Во-вторых,.

166 благодаря изменившимся соотношениям между скульптурой и архитектурной поверхностью, эволюции аллегорических программ XIX века, а также экспериментам авангарда, формируется возможность введения любых сюжетов, изображений, символов, аллегорий без необходимости специфической декоративной стилизации.

— В искусстве советского рельефа создаются символико-аллегорические программы, которые предназначаются для разных типов зданий (административные, культурно-просветительские).

— В 1920;1930;е годы разрабатывается иконография рельефа: особое распространение получают мотивы процессий, декоративные композиции (модернизированные темы триумфа, темы плодородия) описательного характера.

Особое положение занимает в этой разработке исторический повествовательный рельеф. В иконографических программах ощущается потребность в обновлении символов, аллегорий, внедрение новых тем и образов, что происходило в основном за счет подробного пересказа. Изменению подвергается концепция портрета (портрет снижается до жанровости), типажа (поиск меры между индивидуальным и типичным), художественной условности (герои монументального рельефа «обращаются» к зрителю и т. д.). Эти поиски новой повествовательной и изобразительной традиции расшатывают классическую традицию, закладывают основание для формирования современного понятия монументального (интерактивного, играющего на неоднозначности или многообразии, открытого к быстрому введению в монументальное искусство новых тем и образов без необходимости выработки иконографической традиции и т. д.).

— Эволюционирует представление о памятниках. Расширяется круг лиц, функции (памятники-трибуны), мемориальные памятники устанавливаются в городском пространстве, горельеф обретает художественную самостоятельность, сугубо мемориальная стилистика наделяется повествовательным содержанием. Простые геометрические объемы кубизма,.

167 наряду с введением символистской пластики 1910;1920;х годов, оказали решающее влияние на морфологию монумента второй половины XX века. — Советский монументально-декоративный рельеф по своим формальным и пластическим задачам интегрирован в процессы эволюции монументальной пластики первой половины XX века в Европе и США.

В диссертации были выделены и рассмотрены несколько художественных концепций, которые повлияли на эволюцию монументального рельефа первой половины XX века. Изучены архивные материалы первого историка советской скульптуры, Б. Н. Терновца, уточнены датировки, атрибутированы памятники, выявлены имена скульпторов. В работе нет методологического и концептуального разделения на дореволюционный и постреволюционный периоды, проблемы рассматриваются комплексно. Выделены основные представления об архитектурной постройке и степень взаимодействия с изящными искусствами. В историческом контексте рассмотрены понятия «монументального» и «декоративного», по возможности очищенные от метафорического словоупотребления позднейших десятилетий. Проанализирована роль психофизических экспериментов в эстетических концепциях рубежа веков и их влияние на мастеров рельефа 1920;1930;х годов. Рельеф рассматривается в работе с точки зрения его формообразовательной роли в архитектуре, пластических характеристик и выработки тематических программ в первые десятилетия становления советского искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Деятели русского искусства и М. Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств: апрель 1939 январь 1948: свод писем / изд. Подгот. В. В. Перхин. -М.: Наука, 2007.
  2. Ежегодник общества архитекторов-художников. 1927. Вып. 12. — JI.: Издание Общества архитекторов-художников, 1928.
  3. Ежегодник общества архитекторов-художников. 1930. Вып. 13. JI.: Издание Общества архитекторов-художников. 1930.
  4. Из истории советской архитектуры 1917−1925 Сборник материалов и документов. М.: Издательство Академии наук, 1963.
  5. Из истории советской архитектуры 1926−1932. Документы и материалы. Творческие объединения. -М.: Наука, 1970.
  6. Из истории советской архитектуры. 1926−1932.Документы и материалы. Рабочие клубы и дворцы культуры. М.:Наука, 1984.
  7. Ласло Мохой-Надь и русский авангард / сост. С. Митурич. М.: Три квадрата, 2006.
  8. Ленин о культуре и искусстве. — М.-Л.: Искусство, 1938.
  9. Казимир Малевич. Собр. Соч. в пяти томах. Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922−1925). /сост. A.C. Шатских. М.: Гилея, 2003.
  10. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935−1948 / сост. Е.В. Шункова-М.: Советский художник, 1978. Мастера советской архитектуры об архитектуре. В 2 ТТ. М.: Искусство, 1975.
  11. Материалы по реконструкции и художественно-скульптурному оформлению Горького. Л.: ЛОССХ, 1934.
  12. Г. И. Анализ композиции в монументально-декоративном рельефе и круглой скульптуре. Часть I. Анализ композиции в монументально-декоративном рельефе. Личный архив наследников.
  13. Наше наследие. В эпистолярном жанре с краткими комментариями Юрия Мурзина / сост. Ю. М. Мурзин. М.: Наука, 2006.
  14. Программа Всесоюзного открытого конкурса на проект памятника великому летчику нашего времени В. П. Чкалову в с. Высоково Сормовского района г. Горького. Горький, 1939
  15. Программа Всесоюзного конкурса на проект памятника С. М. Кирову в Ленинграде. Л, 1935.
  16. Художественная жизнь Советской России. 1917−1932. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов / Отв. ред. В. П. Толстой. -М.: Галарт, 2010.
  17. Статьи, периодические издания
  18. Всесоюзный съезд архитекторов. Содружество архитектора и скульптора. // Советское искусство. 1937, 23 июня.
  19. Р. Я. Творчество Б.Д. Королева в контексте времени / Пути и перепутья. Сб. ст. Вып. 2. -М.: 1994. С. 144−167.
  20. И.А. Через самоценность к полифонии // Декоративное искусство. 1980. № 11. С. 37−39.
  21. Академия художеств СССР. Третья сессия. Вопросы теории и критики советского изобразительного искусства. 24 января-1 февраля 1949. М.: Академия художеств СССР, 1949.
  22. К.С. Против формализма, упрощенчества, эклектики // Архитектура СССР. 1936, № 4.
  23. Е.П. Провинциальный монументализм:. первые памятники В. И. Ленину на Урале в 1924 — 1926 гг. Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0035(0 1 09−2005)&xsln=showArticle.xslt&id=:al 5&doc=./content .jsp
  24. . E.H. К вопросу о пластической концепции А.Т. Матвеева / Из творческого опыта русского искусства XVII—XX вв. Сб. науч. трудов. — СПб.: 1994. С. 55−60.
  25. Архитектурный дневник. Фонтаны, памятники, барельефы // Советское искусство. 1934, № 36 (202), 5 августа. С. 6.
  26. . В., Будо П. Проблема синтеза архитектуры, скульптуры и живописи в классическом искусстве // Советская архитектура. 1933, № 2. С. 13−24. Бассехес А., Фрески В. А., Фаворского и Л. А. Бруни. // Архитектура СССР. 1933, № 1.
  27. . А.И. Скульптура на выставке «15 лет РККА» // Искусство. 1933, № 4. С. 145−157.
  28. И.В. Национальная тема в архитектуре павильонов ВСХВ 1939 г. в Москве / Проблемы истории советской архитектуры. Концепции, конкурсы, выставки. Сб. научн. трудов, под ред. A.A. Стигалева. — М.: 1983. С.81−89.
  29. А. Дом культуры работников связи в Ленинграде // Архитектура СССР. 1936, № 9. С. 38−40.
  30. О. За или против орнамента // Искусство. 1933, № 2. С. 35. Бурганов А. Педагогическая система Мотовилова // Декоративное искусство. 1984, № 3. С. 43−44.
  31. Н. Против эклектики и украшательства // Советское искусство. 1937, 23 мая.
  32. Р. Произведение искусства будущего // Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 142−262.
  33. . А. Три страницы из жизни архитектурного произведения. Прямым вдохновением //Архитектура СССР. 1986, № 5. С. 100−101. Воблый И. Как оформлять Красную столицу // Строительство Москвы. 1935, № 3. С. 34−37.
  34. И.В. Всеукраинская художественная выставка «10 лет Октября» //
  35. Советское искусство. 1928, № 2. С. 17−30.
  36. Выставка наших побед // Работница. 1954, № 8. С. 1−3
  37. Ю. Двойной портрет на фоне города // Наше наследие. 1997, № 43−44.С. 192−199.
  38. A.A. Вхутемас-Вхутеин. Педагогические принципы профессора Родченко / Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. Тематический сборник. Вхутемас-Вхутеин. 2010, № 3. С. 31.
  39. М. Функциональный метод и форма // Современная архитектура. 1926, № 4. С.89−92.
  40. И. Актуальные задачи советской скульптуры //Искусство. 1933, № 12. С. 155−157.
  41. Р. «Красноречивей слов иных/Немые разговоры». Понятие формы в сборнике ГАХН «Художественная форма» (1927) в контексте концепций Густава Шпета, русских формалистов и Михаила Бахтина // Логос. 2010. № 2. С. 11−35.
  42. Дом московских актеров // Советское искусство. 1937, 23 марта. С. 4.
  43. Дом народного комиссариата тяжелой промышленности в Москве //
  44. Архитектура СССР. 1936, № 6. С. 1−28.
  45. К. Идеология и задачи советской архитектуры //Леф. 1925, № 3. С. 77−108.
  46. A.A. Памятник С. М. Кирову в Баку // Творчество. 1940, № 8. С. 12−13. Искусство СССР на Парижской выставке // Советское искусство. 1937, 17 мая.
  47. Г. Акоп Гюрджян //Искусство. 1966, № 10. С. 37−43.
  48. В.В. К реформе художественной школы. (Рецензия на книгу
  49. Ветцольда)//Искусство. 1923, Т.1 с. 399−406.
  50. B.П. Толстого, Д. О. Швидсковского. М.: Русское слово, 2002.
  51. К новым творческим успехам // Архитектура и строительство СССР. 1946, № 3−4.С. 1−2
  52. КорнфельдЯ.А. Театр им. Горького в Ростове // Архитектура СССР. 1936, № 3. С. 36−37.
  53. В.М. Поликлиника Наркомтяжпрома // Архитектура СССР. 1936, № 2. С. 45−47.
  54. Е.Е. Монументальная живопись // Известия. 1939, № 150, 30 июня.1. C.З.
  55. Е. Трибуна мастера // Советское искусство. 1935. № 31(257). 5 июля. С. 4.
  56. Л. С.Ф. Булаковский // Советская скульптура 1979−80. — М.: 1981. С. 234−244.
  57. Л. От живой темы к живой форме // Творчество. 1982, № 10. С. 2830.
  58. М.Г. Мои работы по монументальной пропаганде // Творчество. 1938, № 11. С. 6.
  59. . Н. Заметки о монументальной скульптуре // Творчество. 1937, № 7. С. 12−14.
  60. С.Д. Условия синтеза // Советское искусство 1934, № 58 (224), 17 декабря. С. 4.
  61. Наши задачи // Академия архитектуры. 1934, № 1. С. 1−4. Нейман М. Монументальное искусство // Правда, 1939, № 215, 3 авг. С. 3. Нейман М. Ленинский план монументальной пропаганды // Архитектура и строительство СССР. 1949, № 1.
  62. А. Против «левых» загибов в клубном строительстве // Искусство в массы. 1930, № 2. С. 12−16.
  63. Н. Памяти учителя // Декоративное искусство. 1984, № 3. С. 4143.
  64. Новые жилые дома Москвы // Архитектура СССР. 1937, № 2. С. 40. Овсянникова Е. Градостроительные планы первого революционного десятилетия // Искусство. 1987, № 2. С. 30−36.
  65. О некоторых вопросах советской архитектуры. Стенограмма выступления тов. Ангарова на общемосковском собрании архитекторов 27 февраля 1936 года // Архитектура СССР. 1936, №> 4. С. 8−9.
  66. Очередные задачи скульпторов // Советское искусство. 1939. 11 мая. С. 1.
  67. А. Новые документы о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1980, № 10. С. 31 34.
  68. Памятник 61 коммунарам // Правда. 1936, (312), 13 ноября. С. 6. Парижская выставка // Советское искусство. 1937, 23 марта. С. 4. Первая встреча архитекторов со скульпторами. Отчет о заседании МОССХС 9 февраля 1933 //Искусство. 1933, № 1−2. С. 158−160.
  69. Н. От «установления художественной терминологии» к новой науке об искусстве. На материале дискуссий о материале и фактуре // Логос. 2010, № 2. С. 68−78.
  70. По мастерским советских художников. Скульптор Борис Королев // Правда. № 69, 11 марта 1935 года. С. 4.
  71. А.Г. Основные тенденции нашей скульптуры // Творчество. 1935, № 10. С. 1−3.
  72. С. Архитектурная керамика // Искусство. 1934, № 4. С. 88−94. Рожин. И. В. Г. Гельфрейх // Архитектура СССР. 1986, № 5. С. 96. Рубаненко Б. Р. Дворец кино в Ленинграде // Архитектура СССР. 1936, № 7. С. 23−25.
  73. К.Л. Луцкого // Правда. 1934, № 14. С. 6. Скульптура метро // Творчество. 1935, № 4.
  74. И. Общество русских скульпторов // Творчество. 1967, № 5. С. 10−13. Советская архитектура. Ежегодник. I. 1949 М., 1951
  75. Советское монументальное искусство на Международной выставке в Париже // Творчество. 1937, № 8−9. С.2−3.
  76. Содружество архитектора и скульптора // Советское искусство. 1937, 23 июня. С. 6.
  77. A.A. О проектировании советского павильона для Парижской выставки 1937 года. / Проблемы истории советской архитектуры. Концепции, конкурсы, выставки. Сб. научн. трудов, под ред. A.A. Стигалева. М.: 1983. С. 67−80.
  78. A.A. С. Коненков и монументальная пропаганда // Советская скульптура. М.: 1974. С. 210−223.
  79. В. Скульптуре место рядом с архитектурой // Строительство Москвы. 1932, № 8−9. С. 40.
  80. Творческий отчет бригады скульпторов // Творчество. 1935, № 1.
  81. Творческие проблемы советской скульптуры. //Советское искусство. 1945, 13февраля.
  82. А. Скульптуру на пьедестал (О синтетическом образе) // Бригада художников. 1932, №№ 4−5. С. 27−29.
  83. Терновец Б.Н. XV лет советской скульптуры // Искусство. 1933, № 3. С. 149 176
  84. Терновец Б.Н. XV лет советской скульптуры // Искусство. 1933, № 5. С. 131 160.
  85. . Скульптура на выставке // Искусство. 1939, № 6. С.75−104. Тугенхольд Я. А. Стиль 1925 (международная выставка в Париже). Оттиск из журнала «Печать и революция», 1925, кн. 7.
  86. И.С. Архитектура канала Волга-Москва // Архитектура СССР. 1936, № 5. С. 29−42.
  87. . И.Е. Молодые кадры советской скульптуры // Искусство. 1933, № 4. С. 159−184.
  88. Р.Я. В мастерской архитектора // Архитектура СССР. 1936, № 1. С. 4553.
  89. Р. 1-й дом ВЦИК в Москве // Архитектура СССР. 1937, № 5. С. 27−30. Художественная жизнь СССР. Хроника // Искусство в массы. 1930, № 1. С. 27−29.
  90. Н.Ф. Под знаком жизнестроения. Опыт осознания искусства дня // Леф. 1923 № 1. С.12−39.
  91. И.Д. Героический образ // Советское искусство. 1934.№ 18 (184). 17 -апреля. С. 4.
  92. И.Д. Долг скульптора. // Советское искусство. 1934. № 33 (259).17 июля. С. 4.
  93. А. Русские ученики Бурделя //Советская скульптура. 1986, № 10. С. 211−234.
  94. В.А., Гельфрейх В. Г. Ростовский театр им. Горького. // Архитектура СССР. 1936, № 1. С. 30−35.
  95. A.B. Проект института имени И.В. Сталина в Тифлисе. //Советская архитектура. 1934, № 1. С. 40−41.
  96. О. Скульптурные гримасы // Правда. 1936, № 86. 27 марта. С. 6. Юон К. Каким должно быть искусство для народных масс. Опыт обоснования основных принципов его художественного языка // Печать и революция. 1925. Кн. 4. С. 130−146.
  97. Сап- E. New York Sculpture during the Federal Project. Art Journal. Vol.31. No4. (1972). P. 397−403.
  98. Coomaraswamy A.K. Ornament. // The Art Bulletin, Vol. 21, No. 4 (Dec., 1939), pp. 375−382.
  99. Garrett Helen T. The Imitation of the Ideal: Polemic of a Dying Classicism PMLA, Vol. 62, No 3 (Sep., 1947), pp. 735−744.
  100. Hitchcock, Henry-Russell Jr. Exposition Architecture. // The Bulletin of the Museum of Modern Art, Vol. 3, No. 4, Exposition Architecture (Jan., 1936), pp. 28.
  101. Kaufmann Emil. Claude-Nicolas Ledoux, Inaugurator of a New Architectural System //The Journal of the American Society of Architectural Historians. Vol. 3, No 3 (Jul., 1943), pp. 12−20.
  102. Morgan D. The Idea of Abstraction in German Theories of the Ornament from Kant to Kandinsky// The Journal of Aesthetics and Art Criticism, Vol. 50, No 3. (Summer 1992), pp. 231−242.
  103. Morton P. A. National and Colonial: The Musee des Colonies at the Colonial Exposition, Paris, 1931 // The Art Bulletin, Vol. 80, No. 2 (Jun., 1998), pp. 357 377.
  104. Mullins E. Roscoe. Decorative uses of sculpture // Society of Arts, Journal, 40 (1891."Nov. 13−1892:Nov. ll) p.511−521.
  105. Payne A. Architecture, ornament and pictorialism: notes on the relationship between the arts from Wollflin to Le Corbusier. / The Build Surface. Vol. 2.
  106. Architecture and pictorial arts from Romanticism to the twenty-first century. London: Ashgate, 2002. Pp. 54−72.
  107. Payne A. Materiality, Crafting, and Scale in Renaissance Architecture. // Oxford Art Journal 32.3. 2009. Pp. 365−386.
  108. Payne A. Portable Ruins: The Pergamon Altar, Heinrich Wolfflin and German Art History at the Fin de Siecle. Res 53/54 (2008). Pp. 168−189.
  109. Payne A. Reclining Bodies: Figurai Ornament in Renaissance Architecture. / Body and Building: Essays on the Changing Relation of Body and Architecture. Eds. George Dodds and Robert Tavemor. Cambridge, MA: The MIT Press, 2001.Pp. 74−113.
  110. Sankovitch, A.-M. Structure/Ornament and the Modern Figuration of Architecture. Art Bulletin, 80:4 (1998:Dec.) pp. 687−717.
  111. Schack W. The Sculpture ofWaylande Gregory. //Parnassus, Vol. 11, No. 3 (Mar., 1939), pp. 22−24.
  112. Schnapp. J. The Monument without style. (On the Hundredth Anniversary of
  113. Giuseppe Terragni’s Birth).// Grey Room. 2005. # 39. P. 5−25.
  114. Turpin J. Official sculpture in postrevolutionary Ireland, north and south, in the1920s and 1930s. // Sculpture Journal. VIII. 2005. Pp. 32−47.
  115. Sheard W. S. Tullio Lombardo in Rome? The Arch of Constantine, the Vendramin
  116. Tomb, and the Reinvention of Monumental Classicizing Relief. // Artibus et
  117. Historiae, Vol. 18, No. 35 (1997), pp. 161−179.
  118. Swedberg R. Auguste Rodin’s The Burghers of Calais: The Career of a Sculpture and it’s Appeal to a Civic Heroism // Theory Culture Society. 2005- 22−45. P. 4567.
  119. Swift Anthony. The Soviet World of Tomorrow at the New York World’s Fair, 1939. // Russian Review, Vol. 57, No 3 (Jul., 1998), pp. 364−379. Velde, v.d. H. Manuscript on ornament. /Journal of Design History. 2003. Vol. 6 #2. P. 139−166.
  120. Zeynep Z. A. Jugendstil Visions: Occultism, Gender and Modern Design Pedagogy//Journal of Design History. 2009. Vol. 22, No. 3. Pp. 203−226.
  121. Коллективные монографии, сборники статей, конференций,
  122. Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления. / Сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. М.: КомКнига, 2010. Вопросы архитектуры. -М.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ, 1935.
  123. Жилой дом. Архитектура и строительство. — М.: Академия архитектуры СССР, 1948. Вып. 1.
  124. Императорская Академия Художеств. Документы и исследования. К 250-летию основания / Сост. И. В. Рязанцев, О. В. Калугина, А. В. Самохин. М.: Памятники исторической мысли, 2010.
  125. Искусство портрета. / сб. ст. под ред. А. Г. Габричевского. — М.: ГАХН, 1927. Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции и мастера. Очерки. — М.: Галарт, 2010.
  126. Искусство эпохи модернизма: стиль Ар Деко. 1910−1940-е годы / отв. ред. Т. Г. Малинина. -М.: Пинакотека, 2009.
  127. Культура и быт. Сб. ст. — М.: Всероссийский пролеткульт, 1924.
  128. На путях к красоте: О содружестве искусств. Изобразительное искусство. М., 1986.
  129. Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000.
  130. Пространство ВХУТЕМАС: Наследие, традиции, новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17−19 ноября 2010 г. М.: МАРХИ, МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010. Пути и перепутья. Вып. 2. — М.:1994.
  131. Русский авангард 1910−1920-х годов и проблема экспрессионизма. М.: Наука, 2003.
  132. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX начала XX века. Книга вторая / под общей ред.Е. И. Кириченко.-М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  133. Советское градостроительство 1920−1930-х годов. Новые материалы и исследования / Сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. М.: Книжный дом «Либроком», 2010.
  134. Творческие вопросы советского изобразительного искусства. /Сб. статей. -М.: Советский художник, 1959.
  135. Художественная аура: истоки, восприятие, мифология / отв. ред. O.A. Кривцун. М.: Индрик, 2011.
  136. Р.Я. Советское искусство периода Гражданской войны и первых лет строительства социализма (1917−1932). — М.:Издательство Академии Художеств СССР, 1962.
  137. . И.А. Диалог искусств Серебряного века М.:Прогресс-традиция, 2001.
  138. . И.А. Диалог искусств XX века М.:ЛКИ, 2008.
  139. Д.А. Монументальная скульптура Ленинграда. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1948.
  140. И.Л. Сергей Тимофеевич Коненков. Творчество 1892−1923 годов. -М.: 2010.
  141. В.М., Оганесян К. Л. Архитектура Советской Армении. Краткий очерк. Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР, 1955. Архитектор Георгий Густавович Вегман / Сост. И. Чепкунова. — М.:Новости, 2008.
  142. Архитектура московского метрополитена: Вторая очередь. М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1941.
  143. М.М. Философская эстетика 1920-х годов. Т.1 из ТТ.7 — М.: Русские словари- Языки славянских культур, 2003.
  144. Е.А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. — М.: Галарт, 2002. Бринкман А. Э. Площадь и монумент. — М.: Издательство Всесоюзная академия архитектуры, 1935.
  145. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М. В, Астафьева-Длугач М. И. Москва. Архитектурный путеводитель. -М.: Стройиздат, 1997.
  146. С. Проблемы современной советской скульптуры. М.: Искусство, 1961
  147. В.М., Ильин М. А., Балдина О. Д. Русское советское народное искусство и художественная промышленность. М.: Издательство Московского университета, 1980.
  148. Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. — М.: Искусство, 1976. Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура. 1960−1980. — М.: Искусство, 1984.
  149. М.Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010.
  150. Градостроительство. Под. ред. В. Шкварикова. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1945.
  151. В.Н. Теоретические работы. Исследования, статьи. Письма художника. — М.: Советский художник, 1984.
  152. А.Ф. Архитектура ВСХВ 1939 года. М., 1955.
  153. Загянская Г. Владимир Фаворский. Обстоятельства места и времени. М.: Гитис, 2006.
  154. М. Искусство в производстве. Авангард и революция в Советской России 20-х годов. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003.
  155. И.В., Стригалев A.A. Советская монументально-декоративная скульптура. — М.: Знание, 1967. (Серия «Искусство» XVIII). Иконников A.B. Архитектура Москвы XX век. М.: Московский рабочий, 1984.
  156. A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2 т. М.: Прогресс-традиция, 2002.
  157. История советской архитектуры. Под. ред. Н. П. Былинкина, A.B. Рябушина. -М.: Стройиздат, 1985.
  158. JI.B. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. М.: Памятники исторической мысли, 2009. Казусь. И. А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. -М.:Прогресс-Традиция, 2009.
  159. О.В. Скульптор Анна Голубкина. Опыт комплексного исследования творческой судьбы. М.: Галарт, 2006. Катцен М. Метро Москвы. М., 1947.
  160. Т.Р., Мгалоблишвили Н. М. Архитектура Советской Грузии. М.: Стройиздат, 1986.
  161. .М., Штиглиц М. С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. СПб.: Коло, 2008.
  162. Е.И. Запечатленная история России. Монументы XVIII начала XX века. В 2 кн. -М.: Жираф, 2001.
  163. И.Е. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М.: Искусство, 1982. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. М.: Стройиздат, 1973.
  164. С.Т. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М.: Советский художник, 1980.
  165. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика. / Сост. А. Стригалева и И. Коккинаки. М.: Искусство, 1985.
  166. Ю. И.Д. Шадр. М.:1954.
  167. С.А. Советская декоративная скульптура. М.: Знание, 1985. (Серия «Искусство» № 4).
  168. С.Т. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М.: Советский художник, 1980.
  169. Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003.
  170. О., Тычинин Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга: 17 032 007. СПб.: Логос, 2007.
  171. A.B. Русский авангард: 1907−1932. Т. 2. Кн. 1. М.: НЛО, 2003. Крючкова В. А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений.- М.: Изобразительное искусство, 1984.
  172. А.Ф. Диалектика художественной формы. — М.: Академический проект, 2010.
  173. Н. Архитектура клуба. М., 1930.
  174. К.А. Из творческого наследия. Непризнанный гений (скульптор Дмитрий Цаплин) — Декоративное искусство в культуре времени /ред.-сост. М. А. Некрасова. М.: НИИ PAX, 1998.
  175. К.А. Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1974.
  176. Т.Г. Формула стиля. Ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005.
  177. М.В. Архитектора московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 2005.
  178. Д.С. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств.-М.: 1927.
  179. М. Г.И. Мотовилов. М.: Советский художник, 1954.
  180. Я.И. -М.: Советский художник, 1955.
  181. С.И. Ракурсы. М.: Памятники исторической мысли, 2009.
  182. С.И. Сергей Меркуров и русская пластика первой трети XX века.
  183. Диссертация на соискание кандидатской степени по искусствоведению. М.:1996.
  184. Павильон СССР на Международной выставке в Париже: Архитектура и скульптура. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938. Панофски Э. Idea. — СПб.: Axioma, 1999.
  185. И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из историирусской художественной школы XVIII первой половины XIX века. — М.:
  186. Изобразительное искусство, 1983.
  187. Н. О Татлине. М.: Русский авангард, 2001
  188. И.С. Константин Менье. М.: Огиз-Изогиз, 1936.
  189. Ю.М. Улица, называемая Спиридоновкой. М.:2006.
  190. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.:Азбукаклассика, 2002.
  191. И. Новая Москва. Площади и магистрали. М. гМосковский рабочий, 1938.
  192. А.Г. Русские монументальные рельефы. М.: Искусство, 1953. Руднев JI. Архитектура и строительство Военной академии имени Фрунзе. М., 1940.
  193. И. В. Скульптура в России XVIII начала XIX века. Очерки. — М.: Жираф, 2003
  194. Сарабьянов Д.В. A.B. Бабичев. Художник. Теоретик. Педагог. М.: Советский художник, 1974.
  195. Д.В. Стиль модерн. М.:Искусство, 1989.
  196. А., Мислер Н. Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. 1 Т. -М.: WAM, 2007.
  197. Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. -М.: Русский мир, 1994. Светлов И. Е. О советской скульптуре 1960−1980. Очерки. М.: Советский художник, 1984.
  198. A.A. Королев. М.: 1934.
  199. Т.А. Владимир Щуко. Л.:Лениздат, 1978.
  200. Словарь художественных терминов Г. А.Х.Н. 1923−1929 гг. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2005.
  201. Н. Скультурные памятники и монументы в Москве. М.: Московский рабочий, 1947.
  202. Советское декоративное искусство. 1917−1945. / Отв. ред. В. П. Толстой. М.: Искусство, 1984.
  203. B.C. Скульптор Синайский. JL: Художник РСФСР, 1971. Степанян Н. С. Искусство Армении. Черты историко-художественного развития. -М.: Советский художник, 1989.
  204. Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: к вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества. М: Языки русской культуры, 1998. Терновец Б.Н. Э. Бурдель. -М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935.
  205. .Н. Русские скульпторы. — М.: Государственное издательство, 1924.
  206. .Н. Письма. Дневники. Статьи. -М.: Советский художник, 1977
  207. .Н. Сарра Лебедева. М. — Л.: Искусство 1940.
  208. В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. М.:
  209. Академия художеств СССР, 1961
  210. В.П. Река времен. М.: Пинакотека, 2004.
  211. В.П. У истоков советского монументального искусства. 1917−1923. -М.:
  212. Изобразительное искусство, 1983.
  213. А.Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. — М.: Советский художник, 1987.
  214. А.К. Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединения комитета художников-графиков. 1976−1988 — М.: Памятники исторической мысли, 2009.
  215. К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. -М.: Стройиздат, 1990.
  216. В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917−1925. М.: Наука, 1970.
  217. . Р.Я. Пути архитектурной мысли. 1917−1932. М. ЮГИЗ-ИЗОГИЗД933.
  218. М. Два лика времени. 1939: Один год сталинской эпохи. М.: Аграф, 2001.
  219. М. Соцреализм: мифы и реальность. М.: Захаров, 2003.
  220. Шмидт И. М. Русская скульптура второй половины XIX— начала XX века. -М.:Искусство, 1989.
  221. Г. Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М.: РОССПЭН, 2007.
  222. . A.M. Мастера разных эпох. М.: Советский художник, 1979.
  223. А. Профили. Очерки о русских художниках. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  224. O.A. Станция без остановки. Русский авангард 1910−1920-е годы. -М.: Галарт, 2008.
  225. A.K. Полеты над бездной. Искусства, культура, картина мира. 1930−1990. -М.: Искусство-ХХ1, 2009.
  226. Agard W.R. The New Architectural Sculpture. NY.: Oxford University Press, 1935.
  227. Michalsky S. Public Monuments: art in political bondage, 1870−1997. London, Reaktion, 1998.
  228. Schmarsow A. Zur Frage nach dem Malerischen. Leipzig: S. Hirzel Verlag. 1896. Utopie der Schonen. Architektur der Stalin-Zeit. Hrsg. Peter Noever. Prestel. Munchen-New York, 1994.
  229. Vidier A. Histories of the Immediate Present: Inventing Architectural Modernism. The MIT Press. London. 2008.1. Альбомы и каталоги
  230. Ассоциация художников революционной России. Каталог художественных изделий и скульптуры. М, 1928.
  231. Борис Королев. 1888−1963. / Русский музей. Альманах. Вып. 205. СПб.: Palace Editions — Graficart, 2008.
  232. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915−1932. -М.: Галарт, 1993. Владимир Алексеевич Щуко. Выставка к 100-летию рождения. Каталог. М.: Советский художник, 1980.
  233. Владимир Татлин. Ретроспектива / сост.: Стригалев A.A., Юрген Хартен. DuMont Buchverlag, Koln, 1994.
  234. Всекохудожник. Скульптура. 1929−1932. М.: Правда, 1932
  235. Всесоюзная художественная выставка Индустрия социализма. М. —JL:1. Искусство, 1940
  236. Выставка московских скульпторов. Каталог. М. — JI.: Государственное издательство, 1937.
  237. Государственная Третьяковская галерея. Скульптура XVIII—XX вв.еков. Т.2. — М.: Красная площадь, 2002.
  238. Государственная художественная выставка современной скульптуры. Каталог. М.: 1926.
  239. Итальянский Дворец Советов. Каталог. МУАР. Москва 15 декабря 2006 20 февраля 2007.
  240. Десятая выставка АХРР. М.:1928.
  241. М.Г. Памятник Шевченко в Харькове. — М.: 1961. Меркуров С. Д. Альбом. М.:1988.
  242. С.Д. Памятник 26-ти бакинским комиссарам. 12 репродукций. -М.Т966.
  243. Монументы СССР. -М.: Советский художник, 1964.
  244. Москва-Париж. 1900−1930. Каталог выставки. В 2 ТТ. М.: Советский художник, 1981.
  245. Наряд московских фасадов. Фотоальбом // вступ. ст. Кириченко Е. И. М.: Московский рабочий, 1987.
  246. Общество русских скульпторов. Москва. Выставка 2-я. 1927. М.: Главнаука, 1927
  247. Общество русских скульпторов. Москва. Выставка 3-я. 1929.
  248. Общество русских скульпторов. Москва. Выставка 4-я. 1931М-Л, Огиз1. Изогиз, 1931.
  249. ОМАХРР. Каталог. 1-ая выставка 1928. М.: 1928.
  250. ОСТ Выставка картин, рисунков, скульптуры. Каталог. Москва. М.:1927. Основные этапы мировой архитектуры. — М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. Памятники революционной России. /Авт.-сост. А. Павлюченков. -М.:Советская Россия, 1986.
  251. Первая выставка смоленского филиала АХРР. Смоленск: 1926. Проспект скульптуры. Художественное издательское акционерное общество АХР.М., 1929.
  252. Сердцем слушая революцию. Искусство первых лет Октября. -Л.:Аврора, 1985.
  253. Скульптура XXX. Ленинградские скульпторы. Л. — М.: Искусство, 1947.
  254. Скульптура Госиздата. М, 1924
  255. Советская архитектура за XXX лет РСФСР. Академия архитектуры СССР. М., 1950.
  256. Ростовский театр имени Максима Горького. Ростов-на-Дону: АЗЧЕРИЗДАТ, 1936.
  257. Русская мемориальная скульптура / под. ред. В. В. Ермонской. М.: Искусство, 1978.
  258. Русская скульптура в дереве. Из собрания Русского государственного музея. СПб.: Palace Editions, 2001.
  259. Художественная выставка 15 лет РККА. М.:1933. Художники РСФСР за XV лет 1917−1932. — М.: Всекохудожник 1934- ЦПКО имени М. Горького. Москва. Скульптурные мастерские. Проспект № 1. — М.: 1937.
  260. Четыре искусства Каталог выставки. — Л.:Издание Государственного Русского музея, 1928.
  261. Четыре искусства Каталог выставки. Л.:Издание Государственного Русского музея, 1929.
  262. Haubrich R., Schwere F. Unzeitgema?. Tradizionelle Architektur in Berlin. Berlin: Berlin Edition, 1999.
  263. А. Красная звезда / Русская фантастическая проза XIX начала XX века. М.:Правда 1986. С. 431 — 568.
  264. Д. Россия. 1934. М.: Хроникер, 2004.
  265. Е.Е. Дневники. В 3 кн. М.: Искусство-XXI век. 2009.
  266. Львова (Симонович) М. Я. Хочу умереть в России: воспоминания, дневники, переписка. М.: Русскш Mip: Жизнь и мысль, 2010.
  267. Г. Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке. М.: Б.С.Г. — Пресс, 2001.
  268. Марина Цветаева — Борис Бессарабов: Хроника 1921 года в документах. Дневники Ольги Бессарабовой. М.: Эллис Лак, 2010. Унсет С. Возвращение в будущее. — М.: ОГИ, 2003. Павел Филонов. Дневник. — СПб.: Азбука, 2000.
  269. Т.В. Вечера на Масловке близ «Динамо». В 2 ТТ. — М.: Олимпия Пресс, 2003.
  270. В. Портреты словами: Очерки. М.: Бослен, 2009.
Заполнить форму текущей работой