Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности Интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние годы Интернет стал для большей части молодежи важным каналом общения и получения информации, дал возможность двустороннего активного общения практически со всем миром. Молодежная субкультура является особым социокультурным феноменом и характеризуется тем, что имеет собственные ценности, источники информации и каналы коммуникации. Часто каналы коммуникации в таких субкультурных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Межкультурная коммуникация в современном мире
    • 1. 1. Культурологический подход к изучению проблем коммуникации
    • 1. 2. Место и роль межкультурной коммуникации в современном мире
    • 1. 3. Мол одежная среда и межкультурное общение
  • Глава II. Влияние Интернета на межкультурное общение в молодежной среде
    • 2. 1. Характеристика Интернета как новой информационной среды и особенности межкультурной коммуникации в Интернете
    • 2. 2. Место и роль Интернета в молодежной среде. Интернет-аудитория и Интернет-ресурсы для межкультурного общения
    • 2. 3. Основные тенденции развития Интернета и принципы государственной культурной политики в межкультурном общении молодежи

Особенности Интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Процесс глобализации, развивающийся в настоящее время, приводит к расширению взаимосвязей различных стран, народов и их культур. Влияние осуществляется посредством культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями, путем научного сотрудничества, торговли, туризма и т. д.

Тема взаимодействия и взаимопонимания культур, в которой все большее место занимает проблема специфики, самобытности и различий культур разных народов, освоение культурного контекста общего мирового пространства становится особенно актуальной в настоящее время. Глобальные изменения в политике, экономике и культуре сопровождаются в тоже время разобщением культур и народов, вызывают у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению, самоидентификации и желание сохранить собственные культурные ценности. Сопротивление выражается как в пассивном неприятии ценностей других культур, так и в активном противодействии их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений.

В таких условиях возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть факты межкультурной коммуникации в контексте взаимодействия и взаимовлияния культур. Именно межкультурная коммуникация выступает важным фактором регуляции как внутренней жизни, так и взаимоотношений между странами.

Как многонациональная страна, Россия стремится создать эффективную систему социальной организации, в которой проблемы межкультурного общения являются более важными, чем политические и экономические. Актуальность этих проблем обнаруживается во взаимодействии со странами ближнего зарубежья, утверждающими свою культурную самобытность, государственный язык. Глобализация — с одной стороны, и самоидентификация — с другой, — две взаимосвязанные стороны современного мира.

Формирование информационного общества, основанное на развитии новых коммуникационных и информационных технологий, также оказывает большое влияние на изменения в современной культуре. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет воздействует на самые разнообразные области жизни и деятельности человека. Такие изменения становятся ныне предметом исследовательского интереса в культурологии. Возникает потребность в изучении Интернета как интерактивного средства межкультурного общения (коммуникации), в изучении возможности увеличения и повышения качества межкультурных контактов. В этой связи исследование влияния Интернета на межкультурное общение в молодежной среде, а также особенностей влияния Интернета на культуру молодежи, имеет важное значение.

Актуальность диссертационного исследования связана с осмыслением феномена Интернета как средства межкультурного общения в современном российском обществе и, прежде всего, в российской молодежной среде. Интернет, как средство межкультурной коммуникации, с одной стороны, -оказывает положительное влияние на мировое сообщество, поскольку позволяет передавать информацию в любую точку мираспособствует укреплению связей между людьми и странами, изменяет стиль отношений в современном обществес другой стороны, необходимо отметить, что отношение к Интернету должно быть объективным, поскольку информация, содержащаяся в нем, может оказывать и негативное влияние на личность, тем более на молодежь.

Отметим также рост тенденции распространения через Интернет деструктивной, негативной и провоцирующей информации на тему расизма, ксенофобии, межнациональной розни, порнографии. Существуют огромное количество сайтов экстремистского, террористического толка, посредством которых деструктивные религиозные организации ведут широкую пропаганду по насаждению своих идеологий, ведь целевой аудиторией Интернет-сайтов является молодежь. В этих условиях значительно возрастает роль международного взаимодействия и сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности.

Развитие Интернета позволяет ставить вопрос о возможности интенсивного распространения культуры, единения и интеграции различных аудиторий, приобщения их к достижениям мировой культуры.

В связи с этим культурная информация по-новому распространяется и функционирует. Появляется возможность эквивалентного и повсеместного распространения и распределения культурных и художественных ценностей. Это связано, прежде всего, с тем, что Интернет, как коммуникативный канал, может доставлять культурную информацию не только во все уголки нашей страны, но и в другие страны.

В исследовании внимание обращено на характеристику ресурсов Интернета, составляющих информационное пространство, где молодые люди проводят много времени. Особенности молодежной среды, такие, как чувство сопереживания, подражания иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, деятельности, поиск развлекательного содержания, — все это переносится из «реальной» жизни молодежи в «виртуальное пространство Интернета». Именно молодежи присуща непринужденность в установлении межкультурных контактов, поэтому в нашем исследовании внимание акцентировано на раскрытии основных особенностей Интернета при межкультурном общении молодежи.

Степень изученности темы.

Для целей данного исследования важное значение имеют труды, находящиеся на стыке методологии науки, философии, социологии и культурологии. Одно из наиболее перспективных направлений в этой областиизучение межкультурной коммуникации в современном информационном обществе с позиций теорий межкультурной коммуникации.

Поднимаемые в исследовании проблемы, связанные с особенностями межкультурной коммуникации в условиях развитой сети Интернет, являются достаточно новыми.

В отечественной культурологии не много работ, непосредственно связанных с темой данного исследования. Многие аспекты были рассмотрены в рамках целого ряда гуманитарных дисциплин (философии, социологии, культурологии, психологии, политологии). Важными для нашего исследования стали работы западных ученых, изучавших особенности информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер) — работы отечественных ученых, разрабатывавших теорию информационного общества (С.А. Дятлов, B.JI. Иноземцев, И. С. Мелюхин, А. И. Ракитов, А.Д. Урсул). В отечественных и зарубежных исследованиях рассмотрены различные аспекты сети Интернет (П.И. Браславский, Б. Гейтс, В. Г. Иванов, В. В. Кулакова, С. И. Орехов, О. Б. Скородумова, Г. Л. Смолян, X. Хафкемейер, А.В. Чугунов) — в том числе — вопросы использования Интернета в плане контроля над личностью, сознанием масс (Г. Грачев, И. Мельник, Г. Г. Почепцов, С.П. Расторгуев), психологические исследования воздействия Интернета (Е.П. Белинская, Н. А. Носов, Д. И. Шапиро, А.Е. Войскунский). Различные подходы к изучению коммуникации отражены в трудах: А. А. Брудного, М. А. Василика, В. Г. Зинченко, Н. Н. Козловой, В. П. Конецкой, А. П. Панфиловой, Г. Г. Почепцова, И. Н. Розиной, А. В. Соколова. В нашем исследовании мы будем также опираться на труды, в которых исследован диалог как устойчивый фактор взаимодействия культур (Г.С. Батищев, М. М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю.М. Лотман). Проблемы межкультурной коммуникации как способа общечеловеческой коммуникации, которая охватывает обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов, представлена в трудах: Т. Г. Грушевицкой, Э. А. Емузовой, Е. Б. Зайцева, О. А. Леонтович, Т. Н. Персиковой, А. П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой. Социально-философское мирообъяснение межкультурной коммуникации с позиций цивилизационного подхода отражено в работах: А. С. Панарина, А. Дж. Тойнби, А. И. Уткинав рамках философской и культурной антропологии были рассмотрены исследования Э. Холла, Д. Трагера и др.

В качестве ключевых материалов, во многом определивших структуру и стилистику диссертации, следует указать на работы: М. Н. Громова, А. В. Каменца, И. К. Кучмаевой, А. В. Миронова, Э. В. Орловой, В. Н. Расторгуева, А. Я. Флиера.

Среди самых разных направлений гуманитарного знания сегодня изучаются и интенсивно разрабатываются вопросы, связанные с особенностями влияния Интернета на культурную жизньоднако изучение глобальной компьютерной сети Интернет как средства межкультурного общения в молодежной среде так и не стало предметом специального научного исследования.

Объект исследования — межкультурное общение в Интернете.

Предмет исследования — особенности Интернета как средства межкультурного общения в российской молодежной среде (межкультурное общение с применением Интернет — технологий).

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящего исследования — изучить особенности Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. проанализировав понятия «культура», «общение», «коммуникации», «межкультурные коммуникации» в аспекте нашей темы, изучить Интернет как феномен общения и выявить специфику Интернета как новой информационной среды и средства массовой коммуникации;

2. рассмотреть теории, методы и основные направления исследований в области межкультурной коммуникации;

3. выявить основные особенности Интернета при межкультурном общении;

4. дать характеристику молодежной Интернет-аудитории и охарактеризовать ресурсы Интернета, составляющие информационное пространство для межкультурного общения в молодежной среде;

5. проанализировать основные тенденции развития Интернета и принципы государственной культурной политики в межкультурном общении российской молодежи.

Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, разнообразие поставленных в исследовании задач определили общую междисциплинарную направленность работы.

Методология и источники исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются философские принципы исследования: функциональный, системный, синергетическийпринципы современной культурологии, теории межкультурной коммуникации, базирующиеся на единстве теоретико-аналитических и культурно-исторических подходов.

Теоретическую основу исследования составляют труды и концептуальные положения, разработанные в культурологии, философии, социологии, о межкультурной коммуникации, об информационной среде и информационной культуре и культурной политике.

Важными источниками для нашего исследования были как опубликованные материалы, по проблемам межкультурной коммуникации и формирования информационного общества, а также публикации, размещенные в Интернете. (Всероссийский институт изучения общественного мненияhttp://wciom.ru, Российская сеть информационного общества — http://www.isn.ru, Институт развития информационного общества — http://www.iis.ru, Фонд общественного мнения — www.fom.ru, Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий» — www.rocit.ru и др.).

В качестве экспериментальной базы исследования были избраны:

— Институт танца Государственной академии славянской культуры;

— Муниципальное учреждение «Молодежный культурно-досуговый центр» Администрации Ступинского района, г. Ступино, Московская область;

ООО «Мультимедиаком» — системный интегратор, предоставивший количественные данные;

— ООО «Радионет» — оператор фиксированной связи, также предоставивший количественные данные.

Методы исследования включают в себя комплексное использование традиционных методов и современных информационных средств изучения, в том числе: теоретический: междисциплинарный и функциональный анализ и синтезпри исследовании и обобщении научных источников, включая диссертационные исследования по проблемам, пограничным с изучаемыми намиэмпирический: наблюдение, диагностические методы (тестирование, опрос с использованием различных видов анкетирования, беседа (автор выступал в роли методиста и преподавателя-исследователя), мониторинг и т. п.), опытно-экспериментальная работа по исследованию возможностей Интернета в межкультурном контактесистемный и теоретический анализ, метод экспертных оценок, интервьюирование, (скрининг) количественные методы обработки результатов экспериментального исследования, статистический: статистическая обработка результатов исследований.

Научная новизна исследования заключается в исследовании Интернета и его особенностей, с точки зрения межкультурного общения в российской молодежной среде.

Многие ученые осмысливали и анализировали общее направление изменений в культуре в рамках развития информационного общества. Однако теоретические и практические аспекты изменений в культуре, а именно — в межкультурном общении молодежи, посредством развития таких информационных технологий, как Интернет, еще не изучены в достаточной мере и не встречаются в исследованиях, кроме существующих в рамках социологического инструментария.

Немного работ, посвященных анализу практического использования Интернета в культурных контактах и исследованию особенностей Интернета как средства современной межкультурной коммуникации в среде российской молодежи.

Наиболее существенные результаты исследования и их научная новизна состоят в том, что нами впервые осуществлено комплексное исследование места и роли Интернета в межкультурном общении молодеживпервые систематизирован также опыт использования Интернета в межкультурной коммуникации в молодежной средераскрыты особенности Интернета как феномена общения.

В результате нашего исследования выявлена межкультурная коммуникация посредством Интернетаосновные характеристики пользователей российского Интернетапроанализированы молодежные ресурсы на основании экспериментов и сравнения данных маркетинговых агентств и исследовательского холдинга, рассмотрены основные тенденции развития Интернета и принципы государственной культурной политики в межкультурном общении молодежи России.

Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном анализе особенностей Интернета в теории коммуникации, межкультурном общении. Результаты работы показывают ресурсы Интернета как новой среды межкультурных контактов в молодежной среде. Ряд теоретических положений и выводов из диссертации вносят определенный вклад в разработку особенностей Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде и могут быть использованы при дальнейшем исследовании развития межкультурных контактов.

Практическое значение диссертации определяется в предложенных рекомендациях: выбор стратегии распространения межкультурной коммуникации в российском Интернете и разработке молодежных Интернет-порталов. Материалы диссертации могут быть использованы при создании единого молодежного Интернет-пространства, способствующего развитию большого числа социально значимых Интернет-ресурсов для молодежи. Основные положения диссертации могут быть использованы также при разработке учебных курсов и спецкурсов (в непрерывном и дополнительном образовании) по культурологии, социологии, межкультурной коммуникации, а также при создании электронных аналогов этих курсов на образовательных Интернет-порталах.

Материалы могут быть использованы при исследовании Интернета как культурной единицы в межкультурном общении.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях информационный вид коммуникации имеет особенно важное значение, поскольку каждый год информация о мире удваивается, появляются новые информационные каналы, среди которых доминантным в настоящее время является Интернет. Глобализация рассматривается как процесс качественно новой интеграции, взаимосвязанности и взаимозависимости современного мира, с учетом культурных традиций, инноваций и коммуникаций. t.

Интернет, как одно из проявлений глобализационных тенденций современной культуры, представляет собой универсальную коммуникативную среду, является одним из факторов социального и культурного прогресса и утверждает новые принципы человеческого бытия и человеческой коммуникации: сетевой, виртуальный, интерактивный.

2. Интегративные процессы в России и во всем мире, переход от биполярного к полиполярному сотрудничеству, от диалога к полилогу культур, постоянно растущая информационная мобильность молодежи должны основываться на толерантности во взаимоотношениях народов мира и практического осуществления основополагающих принципов межкультурной коммуникации в установлении межкультурных связей.

В Интернете, как и в реальной жизни, межкультурная коммуникация представляет собой атрибут социокультурной жизнедеятельности общества, в социальном пространстве которого происходит взаимодействие и взаимосвязь между разными культурами в пространственном и временном измерениях.

3. Молодежная субкультура является особым социокультурным феноменом и характеризуется тем, что имеет собственные ценности, источники информации и каналы коммуникации. Часто каналы коммуникации в таких субкультурных группах выходят за рамки межличностной коммуникации, и формируются межкультурные контакты, как с представителями подобных субкультур в нашей стране, так и за ее рубежом.

4. За последние годы Интернет стал для большей* части молодежи важным каналом общения и получения информации, дал возможность двустороннего активного общения практически со всем миром. Посредством Интернета молодежь вступает в новый тип общения — информационную межкультурную коммуникацию, протекающую в виртуальной реальности. Это дает возможность индивиду при межкультурных контактах опираться не только на собственный опыт, но и на все то, что составляет феномен виртуальной реальности.

5. Высокие темпы развития информационных технологий в России приводят к расширению российского сегмента Интернета (Рунета): При проведении федеральной культурной политики необходимо исходить из некоторых универсальных в своей общечеловечности норм и принциповкоторые являются основанием, скрепляющим локальные культуры вих межкультурном взаимодействии в «едином культурном пространстве Рунета», с учетом специфики культурного пространства России.

Со стороны органов государственной власти необходимо более внимательно отнестись к процессу развития информационных технологий в молодежной среде, защите молодежи от негативной информации и созданию позитивного Интернет-пространства для молодежи не только как среды формирования личности, но и активной гражданской позиции молодого человека, способной создавать и поддерживать межкультурные связи.

Апробация работы.

Содержание диссертации отражено в научных публикациях автора, в докладах на научно-практических конференциях, статьях. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории культуры.

ГАСК, на заседаниях Отделения культурологии в Международной академии наук педагогического образования.

Автор принимал участие в Интернет-форумах и конференциях по теме исследования (развитие информационного общества, по вопросам распространения межкультурных связей с помощью сети Интернет), а также в научных конференциях Международной академии наук педагогического образования.

По проблеме исследования опубликовано 19 работ, в том числе — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ — 2 статьи.

Достоверность результатов исследования определяются обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих междисциплинарную научно-теоретическую базу исследования — обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии) — логичностью общей структуры исследования — его целей, задач, методов исследованиярепрезентативностью объема выборки при осуществлении эксперимента (более 250 студентов различных образовательных учреждений Москвы и Подмосковья) — оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования, использованием статистических методов в обработке результатов исследованийсочетанием количественного и качественного анализа.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, содержащего результаты исследования, и списка использованной литературы из 210 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе обоснована важность и актуальность комплексного междисциплинарного исследования особенностей Интернета как средства межкультурного общения в молодежной среде.

Подводя итог исследования, необходимо подчеркнуть, что Интернет уже прочно вошел в жизнь современного общества. В XX веке человечество не знало столь прогрессирующего технического достижения. Основным признаком информационного общества является сравнительно равноправный доступ к информации и знаниям всех граждан, обеспечиваемый современными компьютерными сетями. Все основные технические достижения в области телекоммуникаций направлены на совершенствование программных и аппаратных составляющих сети Интернет, на повышение качества услуг и надежности Интернета.

Интернет сегодня распространен настолько широко, что в средствах массовой информации уже есть специальные рубрики, оповещающие о его новинках.

В работе раскрыт процесс внедрения новых информационных технологий — Интернета в межкультурную коммуникацию и подтверждены выдвинутые положения, с целью выявления особенностей Интернета как средства межкультурного общения.

Культура не может существовать вне коммуникации, вне процесса общения. Но и коммуникация всегда имеет в своей основе правила поведения, базирующиеся на культурных нормах и ценностях. Носителем любой культуры, непосредственным участником коммуникации всегда выступает человек, его поведение определяется заложенными в него в процессе инкультурации ценностями и нормами культуры. Они же определяют вербальные, невербальные и паравербальные средства коммуникации, использующиеся человеком в той или иной ситуации.

Чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры (при межкультурной коммуникации), необходимо проявлять эмпатическое отношение к партнеру по коммуникации, т. е. рассматривать партнера в рамках его культуры, а не своей. Это отношение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления.

Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях.

Растущее взаимодействие культур вызывает значительное изменение в культурных формах жизнедеятельности — как на общенациональном, так и на локально-групповом уровнях. При этом масштабы новой информации, поступающей из иной культурной среды, столь интенсивны, что могут вызывать у представителей иной культуры частичную утрату культурной идентичности, иногда даже — культурный шок.

Проблема информации, информированности и коммуникации на этой основе становится ключевой для развития социума, человеческой культуры и конкретных индивидуумов.

Информационное общество воздействует на культурно-исторические «социальности» разного уровня развития. Рассмотренный феномен глобализации показал возрастание роли знания, образования, интеллектуального капитала, развитие информационной экономики и телекоммуникационных систем, масс-медиа, Интернета, раскрыл возможности для формирования интеллектуального капитала и выравнивания уровней социально-экономического развития на этой основе.

Проблемы глобализации, обострившие кризисные процессы в культуре и усилившие фрагментацию, гетерогенность мира, необходимость перестройки мирового порядка, акцентируют межкультурные аспекты коммуникации и необходимость диалога культур. На современном этапе развития общества проблема взаимопонимания, открытости, диалога различных культур и народов представляется жизненно необходимой. Очевидно, что современное информационное пространство навязывает индивидам коммуникацию, диалог, исходя не из различия культур, а, напротив, из их схожести. Мир всегда был социально разнородным, и налаживание коммуникативных контактов в нем предполагало множество различных форм коммуникации. Если раньше в основе коммуникации лежал смысл культуры, а расшифровка этого смысла была одновременно и средством адаптации к ней, то сегодня система коммуникации предполагает вести диалог между культурами по своим законам и правилам. В определенной степени межкультурная коммуникация является индикатором развития культуры в обществе: с одной стороны, она раскрывает ее способность к восприятию иных культурных элементов и порождению новых для данного социокультурного организма формс другой стороны — способность транслировать свои ценности в другие культуры. Поэтому межкультурная коммуникация носит всеобщий исторический характер и неразрывно связана с эволюцией культуры человечества в целом.

Интернет, как одно из проявлений глобализационных тенденций современной культуры, представляет собой универсальную коммуникативную среду, является одним из факторов социального и культурного прогресса и утверждает новые принципы человеческого бытия и человеческой коммуникации: сетевой, виртуальный, интерактивный.

В Интернете, как и в реальной жизни, межкультурная коммуникация представляет собой атрибут социокультурной жизнедеятельности общества, в социальном пространстве которого происходит взаимодействие и взаимосвязь между разными культурами в пространственном и временном измерениях. Специфика Интернета как новой информационной среды во многом объясняет и те особенности, которые присущи происходящей в ней межкультурной коммуникации (МКК), которая в Интернете обладает рядом особенностей:

Коммуникативность в Интернете представлена как прямая коммуникация и концентрированная коммуникация (многопользовательская). Основное отличие от прямой коммуникации состоит в наличии виртуальных Интернет-залов, где в реальном режиме времени общаются, обмениваются файлами сразу несколько человек. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для межкультурной коммуникации на индивидуальном уровне. Люди во всех уголках планеты могут напрямую общаться между собой, при этом они могут не только переписываться, но и переговариваться.

Интерактивность. Одной из основных и главных особенностей Интернета является его интерактивность. Вследствие развития интерактивности Интернет обладает уникальными по сравнению с другими коммуникативными средами возможностями, которые позволяют ему включать в себя многие сферы человеческой деятельности. С точки зрения межкультурной коммуникации, это позволяет достичь максимального проникновения информации в Интернете, т. е. каждый пользователь Интернета может не только публиковать свою информацию, но и получать «отдачу» (обратную связь) от читателей, спорить, выслушивать их мнение, обсуждать на форумах.

Разнообразие и «емкость» содержания. С помощью удобных систем поиска и навигации Интернет-сайты предоставляют участникам межкультурной коммуникации доступ к обширным информационным базам. Каждый участник межкультурной коммуникации имеет возможность познакомиться с различными материалами не только в рамках своей культуры, но и получить доступ к документам в информационных базах, относящихся к чужой культуре, что в большой степени облегчает процесс межкультурной коммуникации.

Индексируемость. Эта особенность связана с разнообразием содержания информации в Интернете. В связи с тем, что Интернет обладает наибольшим количеством и разнообразием информации, появляется необходимость быстрого поиска и навигации. Участнику межкультурной коммуникации важно знать основные системы поиска информации, чтобы находить именно то, что его интересует.

Своевременность и оперативность передачи информации, «режим реального времени» сглаживает разницу во времени и тем самым создает новые условия для коммуникации. Именно архитектура Интернета позволяет стереть расстояния между разными межкультурными группами и оперативно обмениваться информацией в реальном режиме времени, находясь на расстоянии тысяч километров, друг от друга. Это свойство делает Интернет удобным и распространенным средством межкультурной коммуникации.

Полиязычность. Языковой барьер является одним из самых главных препятствий в межкультурной коммуникации. Но благодаря техническим возможностям Интернета постепенно складываются условия для преодоления языкового барьера. Важно, что на многих сайтах появляются версии на нескольких языках. Такая возможность предоставляет пользователям получать информацию о других странах на своем родном языке. С другой стороны, в Интернете, в он-лайн режиме, существуют различные переводчики и программное обеспечение для автоматизированного синхронного перевода.

Все перечисленные особенности сети Интернет представляют небывалые до сих пор возможности как для индивидуальной, так и для групповой коммуникации. С помощью электронной почты и различных «чатов» стал возможен моментальный обмен сообщениями между людьми из разных уголков мира. Благодаря веб-сайтам пользователи Интернета получили неограниченный доступ практически к любой интересующей их информации, при этом без больших затрат времени и средств.

Из всего сказанного следует, что Интернет является важным средством межкультурной коммуникации, значительно расширяющим ее возможности.

За последние годы Интернет стал для большей части молодежи важным каналом общения и получения информации, дал возможность двустороннего активного общения практически со всем миром. Молодежная субкультура является особым социокультурным феноменом и характеризуется тем, что имеет собственные ценности, источники информации и каналы коммуникации. Часто каналы коммуникации в таких субкультурных группах выходят за рамки межличностной коммуникации, и формируются межкультурные контакты, как с представителями подобных субкультур в нашей стране, так и за ее рубежом. Посредством Интернета молодежь вступает в новый тип общения — информационную межкультурную коммуникацию, протекающую в «виртуальной реальности». Это дает возможность индивиду при межкультурных контактах опираться не только на собственный опыт, но и на все то, что составляет феномен виртуальной реальности. В результате происходит смешение знакового и символического уровней отражения реальности, что влияет на характер межкультурной коммуникации молодежи.

В исследовании рассмотрена содержательная сторона Интернета, та среда, в которой почти каждый день по нескольку часов «пребывает» российская молодежная аудитория. Исследуя интересы молодых людей, их желания и потребности, мы пришли к выводу, что Интернет для молодежи существует не только как важная информационная среда, используемая для нахождения практически любого материала. Интернет для молодежи — это, прежде всего, возможность межкультурного общения. Каждый пользователь Интернета имеет возможность выбора средства для межкультурного общения. Например, собственная система индивидуальной связи — электронная почта, телеконференции, блоги, IM-клиенты (ICQ). В исследовании подтвердилось и предположение о том, что в настоящее время молодежь сама формирует свою собственную информационную среду согласно потребностям и желаниям: будь то источники по образованию, справочно-информационные ресурсы или ресурсы в области культуры и искусства.

Анализ Интернет-ресурсов молодежи показал, что в России на сегодняшний день мало качественных молодежных социальных и образовательных ресурсов. Существующие можно разделить на 5 групп:

1. сайты государственных структур;

2. сайты учебных заведений;

3. социальные сайты, (порталы, создаваемые энтузиастами);

4. православные молодежные порталы;

5. информационно-развлекательные сайты.

У каждой группы есть свои специфические особенности, плюсы и минусы.

Проанализировав молодежные ресурсы в Интернете, можно выявить их главную проблему: молодежная аудитория расходится по развлекательным сайтам, а также сосредоточивается вокруг сайтов с интересующими их темами, оставляя порталы социальной направленности без внимания. Так, аудитория социальных сайтов и порталов оказывается ничтожно мала в силу того, что у них нет достаточных финансовых ресурсов, нет поддержки государства, чтобы иметь возможность заявить о себе. Большинство пользователей Интернета часто даже не подозревают о существовании таких сайтов.

Исследование выявило, что межкультурное общение молодежи в Интернете имеет ряд особенностей:

1. Предпочтение при межкультурном общении молодежь отдает электронной почте, IMклиентам (ICQ) и блогам.

2. Преобладающая часть молодежи интересуется сайтами легкого, развлекательного жанра. В то же время, учащейся молодежи (студентов старших курсов) присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности, воплощенных на различных информационных сайтах, либо научных форумах.

3. Происходит частое изменение популярности сайтов в зависимости от модных тенденций, времени года и т. д.

Высокие темпы развития информационных технологий в России приводят к расширению российского сегмента Интернета (Рунета). При проведении федеральной культурной политики необходимо исходить из некоторых универсальных в своей общечеловечности норм и принципов, которые являются основанием, скрепляющим локальные культуры в их межкультурном взаимодействии в «едином культурном пространстве Рунета», с учетом специфики культурного пространства России.

С связи с экономической, политической и социальной ситуацией в современной России важным направлением культурной политики в области межкультурной коммуникации считаем создание единого социокультурного пространства, в котором возможно нахождение разных субъектов, согласных соблюдать общие нормы, несмотря на различие интересов. Эти нормы обеспечивают устойчивые связи культурной среды на пространстве России, содействуя тем самым возрождению национальных культур народов и этнических групп России как необходимое условие преодоления напряженности в межнациональных отношениях и противоречиях.

Со стороны органов государственной власти необходимо более внимательно отнестись к процессу развития информационных технологий в молодежной среде, защите молодежи от негативной информации и созданию позитивного Интернет-пространства для молодежи не только как среды формирования личности, но и активной гражданской позиции молодого человека, способной создавать и поддерживать межкультурные связи.

Под влиянием новых информационных технологий, в том числе Интернет, меняются принципы коммуникации как основы функционирования культуры, меняются протекание и содержание духовных процессов, формы знания и типы мышления. Возникают новые коммуникативные формы культуры, связанные с технологиями виртуальной реальности, феноменом интерактивности. Интернет доказывает, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур.

Интернет предлагает множество возможностей общения на разных языках, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяет печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социокультурных явлений и общей социализации личности.

Данная работа содержит в себе немало потенциальных возможностей для проведения исследований в будущем, в частности, связанных со спецификой процесса внедрения новых информационных технологий в межкультурную коммуникацию, с выбором стратегии распространения коммуникаций в российском Интернете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в./ Р. Ф. Абдеев. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1994.-334 с.
  2. В.А. Общение в сети Интернет. М., 2006. — 328 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977.-380 с.
  4. А.И. Человек и мир культуры / А. И. Арнольдов. М.: Знание, 1992.- 118 с.
  5. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. — № 1.
  6. Т.Ж. Интернет как средство соц. коммуникации в условиях формирующ. в России информац. общества: автореф. дис.канд. соц. наук /. Улан-Удэ, 2003. — 21 с.
  7. Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. — М.: АН СССР, Ин-т филос., 1987.-С. 13−51.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин- Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986, — 444 с.
  9. .Х. Культура эмпатии /Толерантность и культурная традиция / Б. Х. Бгажников. М., 2002. — С. 98.
  10. В.Е. Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества (1991−2000 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук, М., 2005. 29 с.
  11. Е.П. Личность и новая информационная среда / Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001.
  12. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе.— Москва: Прогресс, 1986.— с. 330—342.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М ., 1999.
  14. Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984.- 140 с.
  15. B.C. Культура, нравственность, современность. М., 1991.
  16. А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев- Мин-во внутр. дел РФ. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. 89 с.
  17. А.А. Личность и общение: Избр. психол. тр. / А. А. Бодалев. — 2-е изд., перераб. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 324 с.
  18. П.И. Технологии виртуальной реальности как феномен культуры конца XX нач. XXI веков: автореф. дис.канд. культ./ П. И. Браславский. — Екатеринбург, 2003. — 22 с.
  19. В.Б., Дубовский С. В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общ. науки и современность. — 2000.- № 1. С.146−150.
  20. А.А. Коммуникация и семантика // Вопросы философии, № 4, 1981.-с. 40−48.
  21. И.А., Гришаев И. А., Каменец А. В. и др. Культурная политика России / Отв. Ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов // Ориентиры культурной политики. Информ. сборник. Выпуск 2 и 3. М.: Мин-во культуры РФ, ГИВЦ, 1996.-218 с.
  22. А.Н. Мир культуры и культура мира: учеб. Пособие./ А. Н. Быстрова, В. А. Кисилев. Новосибирск: Из-во сиб. гос. акад. путей сообщ., 1997. — 182 с.
  23. А.Н. Проблема культурного пространства / опыт философского анализа / А.Н. Быстрова- науч. Ред. В. М. Видгоф.- Мин-во образов. РФ, Том. гос. ун-т, м-во путей сообщ. РФ, Сиб. гос. ун-т путей сообщ. — Новосибирск: Из-во СО РАН, 2004. 237 с.
  24. М.А. Основы теории коммуникации: учеб. для студ. вузов. / [М.А. Василик и др.] под ред. М. А. Василика. М.: Гайдарика, 2006. -616 с.
  25. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура: Сб. науч. тр. -Новосибирск, 1990.
  26. Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. Сб. статей. М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1995. с. 5−20.
  27. А.Г. Диалог как социокультурная основа организации гражданского общества (теоретико-методологическое исследование): автореф. канд. социол. наук. М.: Ин-т социально-политических исследований РАН, 2003 — 26 с.
  28. Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. Яз, 1990.-320 с.
  29. О.Н. Адаптация общества к новым информационным технологиям: новые возможности и новое социальное неравенство /О.Н. Вершинская // Информационное общество. 1999. — № 1. — с. 24−27.
  30. Виртуальная реальность. Virtual reality: Филос. и психол. проблемы: Мат. конф., май 1997 г. / Под ред. Н. А. Носова. М., 1997.- 183 с.
  31. А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии, № Ц5 2001, с. 97−112.
  32. А. Е. Общение, опосредованное компьютером: автореф. дисс.. канд. психолог, наук. М., 1990.
  33. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы / Т. П. Воронина. М.: ЦАГИ, 1995. — с. 111.
  34. JI.C. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 221 с.
  35. А.А. Толерантность в межкультурном диалоге / А. А. Выскочил и др.- Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2005. — 369 с.
  36. Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством / Георгий Гачев. М.: Раритет, 1997. — 676 с.
  37. . Бизнес со скоростью мысли / Билл Гейтс при участии Коллинза Хемингуэя. Пер. с анг.: И. Кудряшова и др. М.: Эксмо-пресс, 2001, -477 с.
  38. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Работа с информационными службами, компьютерный практикум / Л. А. Василенко, А. И. Митин, А.Н. Павлов- Рос. акад. гос. службы при президенте РФ. — М.: Из-во РАГС, 1998, — 141 с.
  39. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сборник: Пер. с англ. и фр. Сост.: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева, ввод. ст. Ю. А. Шрейдера.- М.: Прогресс, 1990, 495 с.
  40. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации Сборник. Отв. ред. Ф. И. Гиренок. — М.: ИНИОН, 1993, — 180 с.
  41. О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для студ. вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина, под ред. О. Я. Гойхмана. — М.: «ИНФРА-М», 2003. 269 с.
  42. И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998. С.71−72.
  43. Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -М., 1999.
  44. В.А. Субкультура и' ее проявление в молодежной среде // Общественные молодежные движения: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. -М., 1990. С. 75−96.
  45. М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М. РАН, Институт философии, 1997.- 290 с.
  46. Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. Basics of intercultural communication: уч. для студентов вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков. Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ, 2002. — 352 с.
  47. Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003. — 288 с.
  48. Гуманитарные исследования в Интернете / О. Н. Орестова и др. Сб. науч. Ст. Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. — 431 е., С. 250−266.
  49. Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторические аспекты /Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. -1993. № 3. — с. 5−16.
  50. С. Успешная коммуникация через НЛП / С. Диммик. — М.: КСН +, 2003.-224 с.
  51. В.В. Техника и техническая культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. — М.: Знание, 1993. с. 70−87
  52. С.Н. Использование ресурсов Сети Интернет / С. Н. Дречевич, И. М. Успенский, А. Г. Шморгунов, Рос. акад. наук. Ур. отд-ние. Коми науч. центр. Сыктывкар: Коми науч. центр УрО Рос.А.Н., 1999. — 33 е.
  53. Э.А. Межкультурная коммуникация в сфере науки: автореф. дис. канд. филол. наук./ Э. А. Емузова, Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х. М. Бербекова. Нальчик, 2004. — 22 с.
  54. М.Н. Проблемы общения в философских и культурологических воззрениях Г.С. Батищева // Вестник славянских культур. Научный литерат.-худож.альманах. № 2, М., 2000. С. 22−30.
  55. М.Н. Культура массовых коммуникаций. Метод, пособие для студ. 5 курса / М. Н. Жиленко. М.: 2004. — 76 с.
  56. Л.М. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций / Л. М. Землянова.- М.: Из-во Моск. ун-та (МГУ), 1999.- 300 с.
  57. В.Г. Межкультурная коммуникация. Системный подход: учеб. Пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. Н. Новгород: Из-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. — 191 с.
  58. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 303 с.
  59. В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков- Ин-т психологии РАН, Сам. гос. пед. ун-т. фак. психологии. Самара, 1998. — 187 с.
  60. В.Г. Интернет как средство развития международных языковых сообществ // Интернет и современное общество: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 1998. — с. 48.
  61. Идеи XX века: сб. обзоров Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ, наукам / Редкол.: И. Л. Галинская отв. Ред. И сост. И др. М.: ИНИОН РАН, 2000. — 180 е., С. 74.
  62. И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский, С. В. Алещенок, И. А. Володин и др. М.: Институт молодежи — Голос, 1999. — 324 с.
  63. В.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 1999.
  64. В.Л. Социально-экономические проблемы XXI века: попытка нетрадиционной оценки. М., 1999.
  65. Информатизация общества и социализация информатики сб. нач. ст. / Под общ. ред. В. Ф. Халипова. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998.199 с.
  66. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. — 430 с.
  67. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  68. Н.В. Межличностное общение: повседневные практики / Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: НИИХ СпбГУ, 2000. — 293 с.
  69. А.А. О виртуалистической природе коммуникации // Филос. науки, 2007, № 8, с. 76−87.
  70. А.В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация. Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры/Юриентиры культурной политики. Вып. 5. М. 1994. С. 10.
  71. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с анг. / под науч. ред. О. И. Шкаратапа / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  72. М., Киселева Э. Россия и сетевое общество: аналит.исслед. //Мир PoccHH: Universe of Russia: социология, этиология, культурология. -2000, № 1, с. 23−51.
  73. Кент П. Internet / Питер Кент- пер. с англ. В. Л. Григорьева. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996.- 366 с.
  74. Клименко С.В. Internet. Среда обитания информационного общества / С. В. Клименко, В. Уразметов- науч. Ред. В. Иванников. Протвино: РЦФТИ, 1995. — 327 с.
  75. А.Г. Прикладная культурология. М., 2001.
  76. Н.Н. Средства коммуникации и общественные отношения: грани взаимодействия // Филос. науки. 1990. — № 9. — С. 23−29.
  77. К.К. Социальная информатика / К. К. Комен, В. В. Липаев. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2003. — 426 с.
  78. Коммуникации в культуре. Мат-лы науч.-практ. семинара / Редкол. A.M. Сергеев (отв. ред.) и др. — Петрозаводск: Из-во Петрозавод. Ун-та, 1996.126 с.
  79. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи /И.С. Кон. -М.: Знание, 1998.-68 с.
  80. Г. Общение в Интернете и ICQ / Г. Кондратьев. СПб.: Питер, 2005.- 137 с.
  81. В.П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: Межд. Ун-т бизнеса и упр., 1997. — 302 с.
  82. .И. Культурология в схемах и таблицах: учеб. Пособ. / Б. И. Кононенко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2004. 88 с.
  83. .И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.: Вече: ACT, 2003. — 509 с.
  84. В.В. Психология межкультурных различий: учеб. пособ. / В. В. Кочетков. М.: Per Se, 2002. — 413 с.
  85. Г. Е. Семиотика или азбука общения / Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004.- 239 с.
  86. Эд. Все об Интернет / Эд Крол- пер. с англ. С. М. Тимачева. СПб. Киев: OA «Балтэк»: Торг.- изд. Бюро BHV, 1995. — 591 с.
  87. М.М. Кузнецов Киберкультура.- Глобалистика: Энциклопедия «Диалог» -М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003, с. 415.
  88. Т.В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. М., 1999. — 152 с.
  89. В.В. Интернет в системе средств массовой информации Таджикистана: автор, дисс. канд. филол. н., Душанбе, 2007.
  90. Культурология. XX век: Антология / Пер. и сост. С .Я. Левит. М.: Юристь, 1995. — 703 е., С. 454−484.
  91. И.К. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования / И. К. Кучмаева, В.Н. Расторгуев- Государственная академия славянской культуры. — М.: ГАСК, 2004.- 158 с.
  92. И.К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М. М. Пришвина. Междунар. прогр. непрерывного гуманит. обр. Вып. II- VIII Междунар. ассамбл. ректоров ун-тов / И.К. Кучмаева- Академия славянской культуры. М., 1997. — 148 с.
  93. И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. -М., 2006.
  94. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 592с.
  95. С.Г. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе / С. Г. Ларченко, С.Н. Еремин- Отв. Ред. А. А. Гордиенко. -Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1991.- 171 с.
  96. О. А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию / О. А. Леонтович. Волгоград: Перемена, 2003.- 398 с.
  97. А.Н. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  98. А.Н. Психология образа. М., 1974.
  99. .Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах: Анализ слухового образа. М., 1986.
  100. Ю. М. Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.
  101. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э. С. Маркарян М.: Наука, 1987. — 284 с.
  102. Дж. Видеотекст и информационное обслуживание общества / Дж. Мартин. -М.: Радио и связь, 1987. -181 с.
  103. М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение / М. Ю. Мартынова. М.: Из-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004. — 345 с.
  104. Межкультурная коммуникация: язык-культура-ментальность: сб. науч. тр. / М-во образов. РФ, ГОУВПО Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева- отв. Ред. В. П. Фурманова. Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 2005 — 236 с. [ текст рус., англ.]
  105. Межкультурный диалог: исследования и практика / А. Г. Асмолов и др. сб. статей. М.: Гратис, 2004. — 304 с.
  106. Межкультурное взаимодействие и его интерпретации: мат-лы науч. конф. / Редкол. Л. П. Репина (отв. ред.) и др. М.: ИВИ, 2004.- 210 с.
  107. Межличностное общение: неверб, комм-я. муж. и жен. стили общения. Манипуляции в межличност. общении. Аксиомы межличност. коммуникации. Речь в межличност. общении / сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Поголыди. СПб [и др.]: Питер, 2001. — 512 с.
  108. Т.В. Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960−1990 гг. XX в.). М., 2004. С. 118.
  109. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М., 1999. — 208 с.
  110. Методы современной коммуникации: проблемы теории и соц. практики- Мат. 1-ой международ, науч. конф. / Редкол.: В. Н. Переверзев и др.- отв. Ред. В. Н. Переверзев. М., 2002. — 202 с.
  111. Л.И. Социология культуры: учеб. пособие / Л. И. Михайлова. 2-е изд., доп. — М.: Дашков и К0, 2004. — 342 с.
  112. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография / М. В. Блохина, Л.Г. Григорьев- М-во образов, и науки РФ. Тверь: ТГТУ, каф. социологии социальных технологий, 2004. — 127с.
  113. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Мол. Гвардия, 1990, — 255 с.117 118 119 120 121 126 458 034 947 072 108 376 621 056
  114. Н.А. Виртуальная реальность. -М., 2000. Носов Н. А. Виртуальный человек. М., 1997.
  115. Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета / Ин-т философии РАН- общ. ред. А. П. Королевой. М.: Традиция, 2000. — 280 с. Огольцова Н. Н. Компьютерные сети. Интернет. / Н. Н. Огольцова. — Новокузнецк: Из-во МОУ ДПО ИПК, 2005. — 50 с.
  116. E.JI. Молодежные культуры и субкультуры = Youth Cultures And Subcultures / E.JI. Омельченко- Ин-т социологии РАН, Ульян. Гос. Ун-т, науч.- исслед. Центр «Регион». М.: Институт социологии РАН, 2000.-261 с.
  117. С.И. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникационных основ: автореф. на соиск. уч.ст. док. философ, наук. -Омск, 2002.
  118. Основы законодательства о культуре // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46
  119. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002. — с.20. Основы теории коммуникации: учеб. для студ. вузов. / М. А. Василик, М. С. Вершинина, В.А. Павлов- Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
  120. Пайк М. Internet в подлиннике (энциклоп. Инструм. Средств для работы в Internet) / М. Пайк, Пер. с англ. Спб.: BHV — Санкт-Петербург, 1996.639 с.
  121. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002.- с. 216.
  122. А.С. Контркультура предтеча дух.-этической революции современности. // Контркультура и соц. Трансформации. — М.: 1990.
  123. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности учеб. пособ. / А.П. Панфилова- С.-Петерб. Ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права. СПб: Издательство «Союз», 2001.- 493 е., — С. 71.
  124. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С. В. Панюкова. — М.: Про-пресс, 1998.-226 с.
  125. В.Н. Теория коммуникации: металогический подход.// Методы современной коммуникации: проблемы и теории социальной практики. М.: МГЛУ, 2002, с. 27.
  126. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М.: Аспект-Пресс, 1998.-270 с.
  127. Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т. Н. Персикова. М.: Логос, 2002.- 223 с.
  128. Д.В. Молодежные субкультуры / Д.В. Петров- под ред. В. Н. Ярской.- Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 1996.- 14 с.
  129. М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров- вст. ст. С. С. Неретиной. 2-е изд. — М.: УРСС, 2004. — 328 с.
  130. Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Издательство МГУ, 1989.-216 с.
  131. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-254 с. 143,144,145,146,147,148,149,150,151.152,153,154.155,156,
  132. А.Б. Искусство общения, или введение в коммуникатику / А. Подводный. М.: Аквамарин: Флинта, 2002. — 398 с.
  133. Политология в логических схемах и понятиях: Учеб.пособ. для вузов и сред. спец. учеб. завед. / А. В. Миронов, В.А. Варывдин- М.: Независимый открытый университет, 1998.
  134. , И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей / И. С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., 2000.
  135. Г. Г. Коммуникативные технологии XX века / Г. Г. Почепцов. -М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000.- 352 с.
  136. Г. Г. Теория и практика коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 1998.-348 с.
  137. Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001.-651 с.
  138. М.М. Сказка о правде. М., 1973, С. 210.
  139. Психология межличностных коммуникаций / Пол Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон- Пер. И. Авидон, П. Румянцева. СПб.: Речь: Гуманит., 2000, — 298 с.
  140. В.Н. Компетентное гражданское общество в контекстесовременной геополитики. // Вестник славянских культур. Научноинформац. журнал. М., 2008, № 1−2 (IX), С. 7−9.
  141. С.П. Философия информационной войны. М., 2000.
  142. Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг / Элдар Разроев. СПб.: Профессия, 2003. 352 с.
  143. И. Н. Теория коммуникации и прикладная коммуникация. Вестник
  144. Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общейредакцией И. Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. — 200 с. С. 185−192
  145. А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.:
  146. Политиздат, 1991. — 286 с.
  147. .А. Коммуникация как социальное явление / Б.А. Родионов- отв. Ред. В. Е. Давидович. Ростов Н/д.: Из-во Рост. Ун-та, 1984.-143 с.
  148. Россия и Запад. Проблемы истории и культуры: сб. науч. Трудов / Отв. Ред. Я. Г. Солодкин. — Нижневартовск: Из-во Нижневарт. Пед. Ун-та, 2003.-354 с.
  149. Русские с первого взгляда: что принято и что не принято у русских: кн. для чтения и тренировки в коммуникации / О. Е. Белянко, Л. Б. Трушина. -3 изд. М.: Рус. яз. курсы, 2000, — 79 с.
  150. X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение сокр. пер. с нем. / Хорст Рюкле. М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 277 с.
  151. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. — М.: Наука, 1979, -231 с.
  152. А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высш. шк., 2005. — 312 с.
  153. Е.Н. Культурное наследие и культурная политика России 1990-х гг.: (теоретико-методологические проблемы). М., 2003.
  154. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (социал.-психол. концепция) / В.Е. Семенов- Санкт-Петербург. Гос. ун-т. — СПб.: Из-во СПб. ГУ, 1995.- 199 с.
  155. И. Коммуникативная парадигма. Глобалистика. Энциклопедия «Диалог» / И. Семрадова. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. — с. 460
  156. З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога / З. В. Сикевич. Л.: Лениздат, 1990.- 204 с.
  157. З.В. Социология и психология национальных отношений /З.В. Сикевич. СПб.: Из-во Михайлова В. А., 1999. — 203 с.
  158. М.В. Проблема рациональности современной европейской философии (экзистенциально-диалектический анализ) — учеб. — метод, пособ. для студ. и асп. / М. В. Силантьева. М.: б/и., 2004. — 52 с.
  159. О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России: автор, докт. соц. наук. М., 2004.
  160. З.С. Деловой человек: культура речевого общения: пособие и словарь-справочник / З. С. Смелкова. М.: Изд. Фирма «КубК-а», 1997.187 с.
  161. Г. Л. Интернет в России. Перспективы развития / Г. Л. Смолян,
  162. B.Н. Цыгичко, Д.Д. Хан-Магомедов- Рос. акад. наук- Ин-т сист. анализа. -М.: УРСС, 2004. 200 с.
  163. Э.В. Соколов Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
  164. А.В. Общая теория коммуникации / А. В. Соколов. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. — 461с.
  165. И.В. Социальная информатика: учеб. Пособие / И. В. Соколова. М.: Из-во МГСУ, 2002. — 251 с.
  166. П. Главные тенденции нашего времени / П. Сорокин. М.: Наука, 1997.-351 с.
  167. Социальная информатика: основания, методы, перспективы / В. Б. Бритков и др- Ин-т систем анализа Рос. акад. наук и др.- М.: КомКнига: УРСС, 2005.-212 с.
  168. Социальная коммуникация и социальное управление в семиосоциопсихологической парадигме / Ответ. Ред. Дридзе Т. М., в 2-х кн. Кн.1. -М.: Издательство Института социологии РАН, 2000. -158 с.
  169. Социология молодежи. Учебник. /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  170. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю.А. Сорокин- отв. ред. А. Н. Кочергин, К. А. Тимофеев.- АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. -Новосибирск, Наука: Сиб. Отд-ние, 1989. 19 с.
  171. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб пособие /
  172. C.Г. Тер-Минасова. -М.: Слово/Slovo, 2000.- 261 с.
  173. А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-Пресс, 2003.-592 с.
  174. Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -557 с.
  175. А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, № 1−3, с.35−45.
  176. А. Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990.
  177. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и безопасного развития цивилизации). М., 1993.
  178. А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин. М.: Логос, 2001.- 253 с.
  179. А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проспект, 2002
  180. А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 14−25.
  181. Фок Б. Интернет с самого начала окно в мир информ.: Пер. с англ./ Б. Фок. СПб.:Питер-пресс, 1996.- 250 с.
  182. Хафкемейер X. Internet: путешествие по всемирной компьютерной сети пер. с нем. / X. Хафкемейер. М.: Слово, 1998.- 64 с.
  183. Ценностные ориентации молодежи. Молодежные субкультуры: материалы III межднарод. научно-практ. форума / науч. Ред. В. П. Леныиин. Мытищи: Талант, 2005. — 292 с.
  184. А.В. Влияние развития новых информационных сред на формирование информогенных субкультур: автореф. канд. дисс., М., 2004.
  185. В.Е. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности / В. Е. Черникова, Л.А. Волова- Пятигор. Гос. Лингвист. Ун-т. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. — 166 с.
  186. А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: автореф. дис.канд.полит.наук/ Чугунов Андрей Владимирович. СПб., 2000.- 24 с.
  187. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. — СПб, 2000.
  188. Д.И. Человек и виртуальный мир. Когнетивные, креативные и прикладные проблемы. М., 2000.
  189. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы / Сб. ст. под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993.- 414 с.
  190. Р. Искусство общения / Райнер Шмидт, пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт», 1992.- 77 с.
  191. Г. И. Молодежная среда. Конфликты и роль СМИ в их преодолении и разрешении / Г. И. Щербакова- Дет. Фонд ООН-ЮНИСЕФ, Мин-во междунар. отношений и внешнеэконом. связей Сарат. обл. -Саратов: Из-во Гос. учеб. — науч. центра «Колледж», 2002.- 82 с.
  192. А. Общение в Интернете: мессенджеры (Интернет-пейджеры):1С<3, MNS, QIP, Miranda, Trillian, голосовое общение через Интернет, блоги: LifeJournal, Livelnternet и др., форумы и чаты / Алекс Экслер. М.: NT Press, 2006. — 370 с.
  193. Е.Н. Динамика программ межкультурной коммуникации: на материале киргиз.-рос. отношений: автореф. дис.канд. культуролог, наук / Е. Н. Яркова. М., 1998. — 20 с.
  194. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994.- 527с.
  195. A Nation Online: How Americans Are Expanding Their Use of the Internet / U.S. Department of commerce. Economics and Statistics Administration National Telecommunications and Information Administration, 2002. 92 p.
  196. Griffiths, M.D. Technological addictions. Clinical Psychology Forum (1995)., 76, 14−19.
  197. Hall E. The silent language. Greenwich, Conn.: Faweett, 1970.
  198. Kimberly S. Young Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment / Kimberly S. Young. University of Pittsburgh at Bradford, 1999. — 630 p.
  199. McLuhan M., Powers B. The Global Village: Transformation in World Life and Media in the 21st Century.-N.Y., 1989.
  200. АНКЕТА «Интернет в Вашей жизни»
  201. Добрый день! Благодарю Вас за Ваше согласие принять участие в этом исследовании. Ваши ответы помогут получить более достоверные результаты в исследовании о влиянии Интернета на Вашу жизнь.
  202. Инструкция: отметьте один из вариантов ответов, который кажется Вам наиболее подходящим, верным.
  203. Пользуетесь ли Вы лично Интернетом?1. Да1. Нет Иногда1. Не знаю, что это такое
  204. Какую технологию используете для выхода в Интернет?
  205. Коммутируемый доступ (модем) ISDN
  206. Широкополосные каналы Домовые и районные сети GPRS (через мобильный телефон)
  207. Как часто Вы посещаете Интернет?
  208. Несколько раз в день Раз в день
  209. Несколько раз в неделю Один раз в неделю Один раз в месяц Несколько раз в год
  210. Когда Вы лично пользовались Интернетом в последний раз? В течение последних суток
  211. В последнюю неделю В последний месяц В последние три месяца В последние полгода Затрудняюсь ответить
  212. Где Вы чаще всего пользуетесь Интернетом? Дома
  213. Место учебы Место работы У друзей В библиотеке В Интернет-кафе Другое
  214. Если Вы пользуетесь Интернетом, то в каких целях?
  215. Поиск справочной информации
  216. Подготовка к занятиям, выполнение самостоятельных работ (рефераты, курсовые)
  217. Развлечение (игры, фильмы, музыка) Расширение круга знакомств, общение Новости
  218. Посещение Интернет-магазинов Обновление сайтов, блогов Другое
  219. Какие сайты Вы посещаете чаще всего?
  220. Поисковые сайты Развлекательные сайты Сайты для общения Сайты Интернет-СМИ Информационные порталы Социальные порталы Религиозные порталы
  221. Всегда ли Вы находите информацию в Интернете? Скорее нет, чем да
  222. Скорее да, чем нет Когда как
  223. Да, всегда нахожу то, что нужно
  224. Имеете ли Вы электронную почту?1. Да1. Нет
  225. Да, имею 2 и более электронных почтовых ящика Ю. Ведете ли Вы Интернет-дневник (блог)?1. Да Нет1. Веду 2 и более блога1. АНКЕТА «Интернет-общение»
  226. Добрый день! Благодарю Вас за Ваше согласие принять участие в этом исследовании. Ваши ответы помогут получить более достоверные результаты в исследовании об общении в Интернете.
  227. Инструкция: отметьте один из вариантов ответов, который кажется Вам наиболее подходящим, верным.
  228. Общаясь в Интернете, часто ли Вы выступаете в различных образах?1. Да1. Нет Иногда1. Затрудняюсь ответить
  229. В Интернет-общении используете ли Вы два и более различных Nik’a?1. Да1. Нет Иногда1. Затрудняюсь ответить
  230. Часто ли Вы меняетесь, подстраиваетесь под «уровень» (социальный, интеллектуальный, эмоциональный) собеседника по Интернет-общению?1. Да1. Нет Иногда1. Затрудняюсь ответить
  231. Общаясь в Интернете, Вы используете разные стили общения и поведения?1. Да1. Нет1. Иногда1. Затрудняюсь ответить
  232. Общаетесь ли Вы в Интернете с представителями других культур?1. Да1. Нет Иногда1. Затрудняюсь ответить
  233. Используете ли Вы Интернет как средство для межкультурного общения?1. Да1. Нет1. Иногда1. Затрудняюсь ответить
  234. Как часто Вы посещаете Интернет?1. Один рал, а год1. Один раз в месяцJ
Заполнить форму текущей работой