Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнена и конкретизирована сущность понятия ответственного отношения к природе студентов педвуза как цели их экологического образованияопределены педагогические условия, необходимые для успешной организации экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков, к которым мы относим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Экологическое образование студентов педвуза как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние проблемы экологического образования студентов педвуза в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Педагогические условия формирования у студентов педвуза ответственного отношения к природе в процессе изучения иностранных языков
  • ГЛАВА 2. Реализация педагогических условий экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков
    • 2. 1. Формирование у студентов педвуза экологических знаний
    • 2. 2. Формирование у студентов педвуза эмоционально -ценностного отношения к природе
    • 2. 3. Формирование у студентов педвуза умений охраны и восстановления природы

Педагогические условия экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальность экологических проблем современности требует возврата.

Siк! гуманистической парадигме человеческого существования, предполагающей ответственное отношение к природе всей Вселенной, осознание особой роли человека как мыслящего существа. В этой связи возрастает роль учителя, которому общество доверяет будущее земли в лице подрастающего поколения. Однако реальное состояние экологического образования студентов педвуза характеризуется значительными издержками: оно по-прежнему в достаточной степени не ориентирует будущего учителя на непрагматическое взаимодействие с природой не только ближайшего, но и отдаленного окружения, не акцентирует их внимание на особой роли человека как мыслящего существа, его духовно-практическ^ ответственности за все живое.

Решение проблемы затрудняется ее недостаточной теоретической разработанностью.

Философские аспекты духовно-практического взаимодействия с природой раскрываются в трудах таких исследователей, как Н. Г. Васильев, Л. Ф. Кузнецов, В. А. Кутырев, H.H. Моисеев, B.C. Степин, Л. Ф. Фесенкова и Др.

Психологические аспекты отношения человека к природе раскрываются в трудах В. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.

С педагогических позиций вопросы экологического образования, имеющего целью формирование бережного отношения к природе, экологической культуры у студентов и школьников, освещаются в трудах А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Н. Д. Кавтарадзе, И. Т. Суравегиной и др.

Экологическое образование как формирование готовности будущего учителя к экологическому образованию школьников разрабатывается исследователями А. Н. Дежниковой, B.B. Подберезным, A.B. Мироновым, Е. С. Сластениной и др.

Экологическое образование, имеющее целью формирование экологического мировоззрения и сознания студентов и школьников раскрывается в работах Б. Г. Иоганзена, Д. Н. Кавтарадзе, H.H. Моисеева и др.

На необходимость его совершенствования и дальнейшей разработки указывают исследователи Н. Г. Васильев, В. П. Казначеев, JI. Клинберг, Н. Ф. Раймерс, А. Л. Яншин и др.

Данные исследования рассматривают вопросы экологического образования личности исходя из необходимости оптимизации взаимодействия с ближайшим окружением и не учитывают идеи взаимосвязи и взаимовлияния всех объектов и явлений природы, в том числе в околоземном, космическом пространстве и особую роль человека как мыслящего существа. Тем не менее они образуют исходную позицию для дальнейшего изучения вопроса.

Значимыми для нашего исследования явились работы по гуманизации образования, раскрывающие вопросы формирования гуманистического отношения к природе (П.А Белоусов, В. Н Константинов, О. Н. Коротов, Ю. И. Ожегов, В. А Плеханов, С. Н. Глазачев, H.H. Мамедов, И. Т. Суравегина, В. И. Козлачков, К. И. Шилин и др.), по формированию духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи в связи с обострившимися экологическими проблемами (H.H. Моисеев, А. Д. Урсул, Е. К. Андреева, H.H. Макарцева, Е. В. Орлов, В. А. Пономаренко, Т. Ф. Яркина и др.).

Существование противоречия между необходимостью осуществления экологического образования студентов педвуза и практикой обучения, а также недостаточная разработанность данного вопроса в педагогической теории актуализируют проблему разработки педагогических условий экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков.

Наличие проблемы обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков».

Цель исследования: определить организационные педагогические условия развития экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков.

Объект исследования: экологическое образование студентов педвуза.

Предмет исследования: процесс экологического образования студентов педвуза.

В соответствии с целью была сформулирована гипотеза исследования, которая состоит в предположении о том, что экологическое образование студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков будет проходить эффективно, если:

— оно предусматривает формирование отношения к природе земного и околоземного пространства, человеку как ее части, деятельности человека в природе и его особой роли как мыслящего существа, соответствующее общечеловеческим нормам и принципамсодержание обучения включает экологические разножанровые текстовые и изобразительные материалы, реализующие диалог культур, а виды деятельности предполагают экологически ценное общение студента с изучаемыми материалами, самим собой, другими участниками педагогического процесса в режиме диалогаосуществляется погружение студентов в ситуацию свободы выбора экологически значимых решений, текстов, заданий, видов и форм деятельности, реализуются приемы текстовой трансформацииэкологическое образование осуществляется в направлении формирования экологических знаний, эмоционально-ценностного отношения к природе, умений • ее охраны и восстановления.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнить сущность экологического образования студентов педвуза, его цель, компоненты, показатели сформированности.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить основные педагогические условия, необходимые для эффективного осуществления экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнена и конкретизирована сущность понятия ответственного отношения к природе студентов педвуза как цели их экологического образованияопределены педагогические условия, необходимые для успешной организации экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков, к которым мы относим использование в содержании обучения экологических разножанровых текстовых и изобразительных материалов, реализующих диалог культурвключение студента в экологически ценное общение с изучаемыми материалами, самим собой, другими участниками педагогического процесса в режиме диалогавключение студентов в ситуацию свободы выбора творческих заданий, экологических решений и др., осуществление экологического образования в направлении формирования экологических знаний, эмоционально-ценностного отношения к природе, умений: :. ее сохранения и восстановления.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс методики экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языковв возможности использования материалов и выводов исследования при разработке спецкурсов для педучилищ и пединститутов, семинаров в программе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения: экологическое образование студентов педвуза как процесс формирования ответственного отношения к природеответственное отношение студента к природе есть отношение собственно к природе земного и космического пространства и человеку как ее части, к деятельности по ее охране и восстановлению, особой роли человека как мыслящего существа, соответствующее общечеловеческим нормам и принципамосновными педагогическими условиями эффективной организации экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков являются: использование в содержании обучения экологических разножанровых текстовых и изобразительных материалов, реализующих диалог культурвключение студента в экологически ценное общение с данными материалами, самим собой, другими участниками педагогического процесса в режиме диалогавключение студентов в ситуацию свободы выбора текстов, творческих заданий, форм работы, экологических решений, реализация приемов трансформации текстаосуществление экологического образования в направлении формирования экологических знаний, эмоционально-иенностого отношения к природе, умений,. «ее охраны и л восстановления.

Методологическую основу исследования составили психологические (А.Н. Леонтьев) и педагогические (И.Я. Лернер) исследования по проблемам культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образованииведущие психолого-педагогические исследования в области экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е.С.

Сластенина) — философские работы, раскрывающие социокультурный характер деятельности текстов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Коган) и космическую сущность человека, его место в мире, его космическую ответственность за Вселенную (В.Н. Вернадский, Н. Г. Холодный, H.H. Моисеев) — основные идеи гуманизации образованиякультурологические идеи и концепции обучения? иностранному языку (И.Л. Бим, Е.И. Пассов), концепция восприятия и понимания текстов (З.И. Клычникова).

Методами исследования явились логико-исторический анализ проблемы (философской, психолого-педагогической, методической литературы), педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение документации, продуктов деятельности, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.

Обоснование и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивались исходными методологическими позициями, использованием комплекса методов, адекватных целям, объекту, предмету и задачам исследования, практическим подтверждением основных положений и выводов в экспериментальной работе.

Основные этапы исследования: I этап (1997;1998 гг.). Этап связан с изучением состояния рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике. На этапе разрабатывались исходные позиции исследования, определялась его методологическая основа, уточнялась тема, разрабатывались гипотеза и задачи исследования. Был осуществлен констатирующий эксперимент.

2 этап (1998;2000 гг.). На данном этапе реализовывался формирующий эксперимент. Содержание работы было направлено на опытно-экспериментальную проверку педагогических условий, сформулированных в гипотезе.

3 этап ((2000;200Ц гг.). На данном этапе был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка полученных данных, обработка информации, её анализ и обобщение, подводились итоги, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.

База исследования: эксперимент был осуществлен в Шадринском государственном педагогическом институте. Исследованием было охвачено 420 студентов различных факультетов ШГПИ (массовый констатирующий эксперимент), 125 студентов приняли участие в формирующем эксперименте, из них 62 студента физико — математического факультета находились под непосредственным педагогическим наблюдением с целью осуществления их экологического образования. Контрольную группу составили 63 студента факультета технологии и предпринимательства того же вуза.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились в процессе экспериментальной работыпутем обсужденщГ материалов на заседании научной лаборатории по проблемам гуманизации образования при кафедре общей педагогики ШГПИ, на заседании методсеминара кафедры иностранных языков ШГПИ, на научнопрактических конференциях в гг. Челябинске, Тобольске (1997 — 1999 гг.), Шадринске (2001 г.). Результаты исследования отражены в публикациях.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Описанные в данной главе результаты опытно — экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что одним из эффективных путей формирования ответственного отношения студентов педвуза к природе как цели их экологического образования в процессе изучения иностранных языков является специально организованное обучение.

Логика данного процесса обучения обеспечивает овладение студентами экологическими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к природе, умениями ее охраны и восстановления и базируется на использовании в содержании культурологических текстов о единстве природы Вселенной, человеке как мыслящем существе и ее части, реализующих диалог культурпредполагает включение студентов в экологически ценное общение, предоставление студентам право выбора от экологически значимых текстов до экологических решений в диалоге.

Для этого мы использовали на разных этапах опытно-экспериментальной работы творческие задания, проблемные беседы, дискуссии, психологические игры, тесты на самопознание, тренинговые задания, создание ситуации успеха и свободы выбора, решение экологических задач и ситуаций и др. Опытно-экспериментальная работа предполагала констатирующий, формирующий и снова констатирующий эксперименты.

ЗАШЮЧЕНИЕ,.

Мысль человека и связанное с ней практическое действие преодолевают сегодня барьеры, казавшиеся ранее не преодолимыми, врываются и охватывают не только земное, но и космическое пространство и признаются мощнейшей геологической силой, перестраивающей природу Вселенной и не всегда благоприятно влияющих на все живое.

Разумность как сосредоточие духовных сил человека налагает на него особую экологическую ответственность. Отсюда проистекает необходимость экологического образования личности, обучению его не только выживанию в экстремальных экологических условиях, но и воспитанию культуры существования в мире и обществе, включенном в глобальные земные и космические процессы.

В основе такого образования лежит ответственное отношение студентов к природе земного и космического пространства, человека как ее части, деятельности человека по охране и восстановлению природы, его особой роли как мыслящего существа. Непревзойденное значение данное отношение имеет для личности студента педвуза как человека, который, в силу специфики будущей профессиональной деятельности, должен быть устремлён в будущее.

В качестве основных компонентов ответственного отношения студентов к природе нами были выделены экологические знания, эмоционально-оценочное отношение к природе, умения ее охраны и восстановления. Содержательный, личностный и поведенческие аспекты, в которых проявляется данное отношение включают обобщенность экологических знаний, связь между нимиглубину, осознанность, устойчивость экологического эмоционально-оценочного отношения, его влияние на мысли и поведение студентаобъем экологических умений, частоту их проявления, перенос в другие среды.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что, в соответствия с традиционными Представлениями о сущности экологического образования студентов педвуза, вопросы формирования у будущего учителя такого отношения к природе не занимают в нем достаточно места, кроме того, недостаточно внимания уделяется вопросом экологического образования студентов в процессе изучения иностранных языков.

В то же время, их изучение имеет благоприятные педагогические возможности формирования ответственного отношения студентов к природе при становлении студента как культурной личности. Анализ литературы по теме исследования позволил выделить педагогические условия, повышающих эффективность экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков.

К таким условиям мы относим: наполнение содержания обучения текстовыми и изобразительными материалами о единстве природы Вселенной, человека как ее части, особой роли человека как мыслящего существа, реализующих диалог культурвключение студентов в экологически ценное общениепогружение студентов в ситуации свободы выбора экологически значимых текстов, форм работы, экологических решений, реализация приемов трансформации текста.

Включение студентов в специально организованное обучение привело к тому, что студенты стали понимать и принимать природу не только как ближайшее непосредственное окружение, но и гораздо шире как природу всей Земли и околоземного пространства и человека как ее частизначение не только практической, но и духовной деятельности мыслящего человека с позиций деятельностной любви и ненасилия.

Проверка данных условий осуществлялась через сопоставление результатов у студентов экспериментальной группы до и после опытно экспериментальной работы, сравнение их с результатами в контрольной группе.

Результаты подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы.

Настоящее исследование не исчерпывает полностью содержание рассматриваемой проблемы. Ряд аспектов, связанные с темой исследования, нуждаются в дальнейшем изучении: формирование у будущего учителя готовности к экологическому образованию школьников, имеющего целью ответственное отношение к природереализация экологического образования студентов педвуза в условиях диалога культур различных исторических эпохорганизация взаимодополняющего философско-художественного и рационального (научного) погружения в экологическую проблематику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Эстетика словесного творчества: сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979. — 423с.
  2. A.C. теория и практика витагенного обучения. Голографический подход. // Образование и наука. 1999. — №. -с.34−44.
  3. П.А., Константинов В. Н., Плеханов В. А. Гуманистическая направленность экологического воспитания. // Гуманизм и развитие личности. / Под ред. Б. Ф. Киктеева. Владимир — 1980. — 118с. — с. 92−106.
  4. B.C. Диалог культур. // Современные образовательные технологии. / Под ред. Г. К. Селевко -М.: Народное образование, 1998.-256с.
  5. B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения). // Вопросы философии. 1989. — № 6. — с.31−42.
  6. B.C. Мышление как творчество. М.: Госполитиздат, 1977. -203с.
  7. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. //
  8. Иностранные языки в школе. 1989. -№ 1. — с.19−26.
  9. Бим И. Л. Методологические проблемы обучения предметамязыкового цикла. // Педагогика. № 3. — с.7−76.
  10. Бим И. Л. Перестроичные процессы в обучении иностраннымязыкам в средней школе. // Иностранные языки в школе. 1995. 5. -с.11−14.
  11. Бим И. Л. Цели обучения иностранным языкам в рамках базовогокурса. // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — с.48−52.
  12. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контекстесоциализации. // Педагогика. 1996. — № 1. — с.3−8.
  13. A.A. Личность и общение: Избранные психологическиетруды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328с.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.
  15. Ю.В., По дольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. — 272с.
  16. М.А. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку.: Дисс.. к.п.н. Екатеринбург, 1997. — 173с,
  17. Вайсбурдт M. JL, Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие. // Иностранные языки в школе. -1984. № 5. — с.29−33.
  18. А.П. Философское основание современной парадигмы образования. // Педагогика. 1997. — № 3. — с.15−19.
  19. А.Е. Вопросы экологии на уроках немецкого языка. // Иностранные языки в школе. 1994. — № 4. — с.53−56.
  20. С.А. Уровни понимания текста. //Понимание как логико -гносиологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1982. — с.91−121.
  21. З.И. Единство воспитания и обучения школьников Л.: Знание, 1980. — 36с.
  22. A.A. Основные концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. 1997. — № 6. — с.31−36.
  23. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -575с.
  24. Н.Д., Никитенко З. Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в средней школе. 1994. — с.8−16.
  25. Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -1995. № 5.- с.8−13,
  26. С.И., Сериков В. В. К методологии построение экологического образования будущего учителя. // Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников. Сб.н.тр./ Под ред. Е. С. Сластениной. -М: АПН СССР, 1985. 160с. — с.4−17.
  27. С.Н. Экологическая культура, образование йцивилизационный выбор России. // Наука и школа. 1997. — № 3. -с.4−10.
  28. В.М., Лопаткин В. Н., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педуниверстете. // Педагогика. — 1994. № 1. — с.47−50. Город, природа, человек. Проблемы экологического воспитания. -М.: Мысль, 1982.-213с.
  29. Гусейнов А. А Введение в этику. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. -208с.
  30. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-240с.
  31. О.Н. Культура и ее национальные формы. // Вопросы философии. 1981. -№ 6.-с. 109−118.
  32. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов на Дону: Феникс, 1996. 480с.
  33. Н.С. Учитель как человек экологический. // Педагогика. 1994. — № 5. — с.37−40.
  34. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия. // Биология в школе. — 1995. № 3. — с.20−23.
  35. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальнойкоммуникации. М.: Высшая шк., 1984. — 224с.
  36. Закон РФ «Об образовании». // Частная школа. 1993. — № 1. — с.4548.
  37. А.Н. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. 184с.
  38. И.Д. Формирование ответственного отношения к природе. // Педагогика. 1983. -№ 12. — с. 12−19.
  39. И.Д. Экогласность и образование // Сов. педагогика.- 1991.-№ 1. с.9−12.
  40. И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект школьного образования. М.: Знание, 1980. 96с.
  41. Л.И. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка. // Иностранные языки в школе. -1990. № 4. — с.30−35.
  42. И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 1997.-408с.
  43. Э.В. Диалектическая логика. -М.: Просвещение, 1986. — 288с.
  44. .Г. Задачи высшей школы в экологическом образовании и воспитании. // Вопросы совершенствования экологическогообразования и природоохранной подготовки студентов. Томск, 1983.-c.7−18.
  45. .Г. Проблема выработки экологического сознания и мышления. // Теория и практика природопользования. Сб. тезисов. / ред. Воробьев В. Барнаул, 1983. — с.83−85.
  46. Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества. // Матералы 1-ой Московской научно практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М.: МНЭПУ, 1995. — с.36−42.
  47. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319с.
  48. М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки, 1989. № 5. — с.78−88.
  49. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статью Л.: ЛГУ, 1991. — 384с.
  50. C.B. О новой парадигме экологического образования. // Школа духовности. 1998. — № 2. — с.50−52.
  51. А. Проблемы и перспективы гуманитаризации. // Вестник высшей школы. 1991. — № 9. — с.38−40.
  52. В.Г. Фундаментализация университетского образования. // Высшее образование в России. 1994. — №-. — с.6−13. Киселев H.H. Мировоззрение и экологиягМинск: Вышейшая шк., 1989.-320с.
  53. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-207с.
  54. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. -287с.
  55. Козлачков В. И. Живое знание экологизации. // Сов, педагогика, -1991.-№ 1.-с
  56. Л.Н. Теория культуры: учебное пособие. — Екатеринбург: УРГУ, 1993. 160с.
  57. В.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989. — 127с.
  58. Кон И. С. Ребенок и общество Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. — 270с.
  59. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителей./ Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1993. — 127с.
  60. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. -М.: Политиздат, 1998. 383с.
  61. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Нука, 1987. -221с.
  62. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе. Методичексие рекомендации и разработки. / авт.-сост. Сидельковский А. П. Ставрополь: Пятигорский гос. ун-т ин. яз., 1988. — 201с.
  63. Н.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка. // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — с.13−17.
  64. A.M. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению. Автореф.. к.п.н. Н. Новгород, 1996. — 17с.
  65. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов иаспирантов гуманитарных специальностей. / Под ред. Кузнецовой Т. М., Межуева В. М., Шайтанова И. О. М.: Йаука, 1995. — 279с.
  66. Т.В. Содержание экологического образования как условие формирования отношения школьников к природе. // Проблемы формирования экологической отвественности школьников. М.: АПН ССР, 1984. — с. 16−25.
  67. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. // Проблемы общения в психологии. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. -278с.
  68. B.C. Экологическое образование. Перспективы развития. // Биология в шк. 1993. — № 5. — с.27−29.
  69. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. — М.: Высшая шк., 1989. 360с.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  71. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.
  72. Лешер О-В. Интерсоциальное образование молодежи: Теория и практика. Автореф.. д.п.н. Челябинск, 1997. — 48с.
  73. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: Пособие для учителя. / Под ред. М. Д. Городниковой, Н. И. Супруновой, Э. Б. Фигон. М.: Политиздат, 1987. — 160с.
  74. Д.С. Поэтика древнерусской литертуры. М.: Наука, 1979. -360с.
  75. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. // Педагогика. — 1999. — № 4. — с.3−10.
  76. H.H. Педагогика гармонии и синтеза. // Педагогика. -1996. № 2. — с.37−40.
  77. Н.М., Суравегина Т. И. Подготовка учащихся по экологии// Биология в школе. 1996. — № 3. — с.25−30. Маркович Ж. Социальная экология: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 173с.
  78. H.A., Мухина Т. К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологического исследования. // Педагогика. 1976. — № 4. — с.26−34.
  79. Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения. // Иностранные языки в школе. 1982. — № 1. — с.38−40. Мильруд Р. П., Носонович Е. В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста. // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 2. — с.6−72.
  80. Р.П. Проблемы развития школьников средствами иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 1989. — № 3. — с.20−26.
  81. Миньяр Белоручев Р. К. Обучение иностранным языкам и лингводидактика. // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 1. — с.2−5.
  82. Мировоззренческая культура личности. /Отв ред. В. П. Иванов -Киев: Наукова Думка, 1986. 244с.
  83. A.B. Системность в экологическом образовании студентов педвуза. // Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников. Сб.н.тр. / ред. Е. С. Сластенина. М.: АПН ССР, 1985. — 106с. — с.29−35.
  84. A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989. — 219с.
  85. Мищенко А. Н. Формирование профессиональной готовности
  86. Ф учителя к реализации целостного педагогического процесса.: Дисс.к.п.н. -М., 1993. 387с.
  87. В. Экология, нравственность, политика. // Вопросы философии. 1998. — № 5. — с.3−25.
  88. H.H. Экологическое образование и экологизация образования. // Биология в школе. 1996. — № 3. — с.29−33.
  89. Э.И. Состояние и задачи исследования процесса формирования мировоззрения школьников. // Педагогика. — 1976.4. с.8−19.
  90. В.И. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. // Психологическая наука СССР, т. 1. М.: Просвещение, 1969. — с.68−74.
  91. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учебно-методическое пособие.-М.:Высшая школа, 1989.- 102с.
  92. A.B. Психология неадаптивной активности.-М.: Педагогика, 1992. 223с.
  93. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. //т
  94. Педагогика. 1998. — № 4. — с.3−9.
  95. Н.Д. Духовность залог свободы человека. // Школа духовности. — 1998. — с.40−44.
  96. З.И., Осиянова О. М. К проблеме выделения культурологического компонента в содержании обучения английскому в начальной школе. // Иностранные языки в школе. -1993. № 3. — с.5−10.
  97. В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры студентов педвуза.: Дис.. д.п.н. -М., 1998.-404с.
  98. E.B. Методическая аутентичность в обучениииностранному языку. // Иностранные языки в школе. — 2000. № 1. -с.11−15.
  99. И.Т. Актуальные проблемы научно педагогических исследований. // Сов. педагогика. — 1985. -№ 8. — с.3−10.
  100. Ю.И. Новое экологическое мышление. // Сов. педагогика. -1991. № 6. — с.57−60.
  101. В.В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.-182с.
  102. Организация экологического образования в школе. Пособие для работников средней общеобразовательной школы. / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. Пермь, 1990.-184с.
  103. Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности будущего учителя.: Дис.. к.п.н. Оренбург, 1996. — 212с.
  104. Отношение школьников к природе. / Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной Т. И. М.: Педагогика, 1988. — 127с.
  105. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации, преподавателй вузов и аспирантов. М.: Аспект — Пресс, 1995. — 271с.
  106. Педагогическая мысль и образование 21 в. Россия — Германия. Материалы междунар. конф. 20−21 апреля 2000 г., 4.2. /Под общ. ред. В. Г. Рындак. Оренбург: ОГПУ, 2000. — 324с.
  107. Педагогика: педтеории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов ср.уч.заведений. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512с.
  108. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов. // Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  109. Педагогический словарь. М.: Педагогика, i960. — 380с.
  110. П.И. Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении: Теоретико — экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1998. — 240с.
  111. А.И. Педагогическое образование: цели, задачи, содержание. // Педагогика. 1995. — № 4. — с.59−66.
  112. А., Коротов А. Экологическое образование в техническом вузе. // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — с. 105−107.
  113. В.В. Формирование экологической культуры учителяначальных классов в процессе его подготовки.: Дис. .к.п.н. 1. Таганрог, 1997. 211с.
  114. И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических уч. зав. М.: Просвещение: Владос, 1996. — 432с.
  115. Е.С. Метод проектов на уроках инотранного языка. // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — с.3−10.
  116. В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания. // Педагогика. 1994. — № 3. — с. 13−18.
  117. Н.И. Формирование гуманистической направленности ^ личности будущего учителя в условиях ориентации его в ценностяхпедагогической деятельности (на материале дисциплин педагогического цикла). Автореф.. к.п.н. Челябинск, 1999. — 22с.
  118. Проблемы психологии образования. Сб ст. Вып. 2. // Ред. A.A. Вербицкий. М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 132с.
  119. Проблемы философии культуры. Опыт историко -материалистического анализа. / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-325с.Щ
  120. Е.В. Духовно — экологическое содержаниеи формы народных игр как средство развития младших школьников.: Дис.. к.п.н.- -М, 1998. 202с.
  121. Психологический словарь. / Под ред. Н. Д. Добрынина, С.Е. Светова- Магадан, 1965. 291с.
  122. И.А. Проблемные задачи в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. — 1992. №?5−6. — с. 17−22.
  123. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе средней школы. М.: Просвещение, 1988
  124. Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 1984. — № 4. — с.60−64.
  125. Э. Экологическое воспитание проблема нравственная. // Народное образование. — 1989. — № 4. — с.120−127.
  126. Л.С. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1956 .- 103с.
  127. Г. И. Проблемы понимания и герменевтика. / Герменевтика: история и современность (Критические очерки). М.: Мысль, 1985. -303с. — с. 162−178.
  128. Ф., Токмакова В., Попов В, Кравчук Н. Новые тенденции в экологическом образовании. // Высшее образование в России. — 1998.-№ 2.-с.65−67.
  129. И.П. Ориентации студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации.: Дис.. к.п.н. Красноярск, 1998. — 173с.
  130. Е.С. Основы экологической подготовки учителя. //
  131. Система подготовки учителя к экологическому образованиюшкольников. Сб.н.тр./Под ред. Е. С. Сластениной. М.: АПН СССР, 1985, — 106с.- с. 11−29.
  132. В. Гуманизация образования. // Народное образование. — 1992.-№ 9−10.-с.72−77.
  133. Е.С. Вопросы совершенствования экологической подготовки учителя. // Сов. педагогика. 1985. — № 10. — с.64−66.
  134. Е.С. Основные научно педагогические условияповышения эффективности экологической подготовки будущихучителей. // Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Сб.н.тр. / Ред. С. Н. Глазачев. Волгоград, 1983.-c.6−42.
  135. Е.С. Экологическое образование при подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104с.
  136. Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике: Монография. Свердловск: Уральский пед. ин-т., 1992.- 110с.
  137. Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Учебное пособие. Свердловск, Свердловский гос. пед. институт., 1991.-65с.
  138. В.А. Школа и природа. // Сов. педагогика. 1970. -№ 5. — с.36−45.
  139. В. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний. // Сов. педагогика. 1976. — № 2. — с.85−94.
  140. Л.В. Экология и диалектика. // Современные образовательные технологии./ Селевко Г. К. М.: Нар. обр., 1998. -256с.
  141. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352с.
  142. А.И. Нравственные основы общения. М.: Знание, 1979. -64с.
  143. Т.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. // Педагогика. 1998. — № 1. — с.66−72.
  144. А.Д. Ноосферная модель науки и образования в 21 веке. // Социально политический журнал. — 1996. — № 4. — с.68−78.
  145. A.A. Учение о доминанте. М.: Наука, 1978.
  146. Федеральный Закон РФ «Об внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. 1996. — № 2. — с.2−60.
  147. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра — М, 1997.- 576с.
  148. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учебно методическое пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1987. — 207с.
  149. Формирование профессиональной культуры будущего учителя: учебное пособие. /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993.- 173с.
  150. Формирование научного мировоззрения учащихся: Совместное изд-во СССР и ЧССР. / Под ред. Э. И. Моносзона, Р. Правдика, P.M. Роговой. -М.: педагогика, 1985. 232с.
  151. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 559с.
  152. Н.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999.-519с.
  153. Чучин -Русов А. Е. Образование и’культура. // Педагогика. 1998. -№ 1. — с.9−18.
  154. И.В. Дидактические условия развития диалогичности мышления. Автореф.. к.п.н. -М., 1974. 17с.
  155. И.В. Дидактические условия развития диалогичности мышления школьников.: Дис.. к.п.н. — М., 1994. — 170с.
  156. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Дис.. д.п.н. Ставрополь, 1977. — 311с.
  157. Л.П. Дидактическая значимость учебных текстов в процессе изучения иностранного языка (на материале художественных лингвострановедческих текстов).: Дис.. к.п.н., Том 1.-Ижевск, 1998.-230с.
  158. Г. И. Проблема формирования гуманистических убеждений. // Сов. педагогика. 1976. — № 4. — с.58−63.
  159. З.К. Воспитание учащихся в духе мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. — 1997. — № 2. — с.43−50.
  160. В.А. Моделирование и философия. М.- Л.: Наука, 1977. — 301с.
  161. К. К вопросу о формировании ценностных ориентации личности. // Сов. педагогика. 1980. — № 8. — с.26−33.
  162. Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. М.: Знание, 1980. — 115с.
  163. Экологическая культура как компонент идейно — нравственной зрелости школьника. Минск, 1991. — 114с.
  164. Экологическое образование: материалы международного семинара. СПб.: образование, 1997. — 114с.
  165. Экологическое образование школьников. / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160с.
  166. Г. Проблемы экологического образования. // Вестник высшей школы. 1998. — № 3. — с.38−43.
  167. Т.Ф. Проблемы формирования духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи. // Педагогика. 1996. — № 2. — с.40−48.
  168. Ayernheimer Enfurung in die interkulturelle Erziehung. Darmstadt. — 1990.
  169. Dickopp К. H. Begrundung und Ziele einer interkulturellen Erziehung. Zur Konzeption einer transkulturellen Padagogik. In: Barelli M. /Hg/. Interkulturelle Padagogik. Position. — Perspektiven/ - Baltmannsweiler. -1986.
  170. Kiper H. Zur Entwicklung eines transkulturellen Curiculums fur die Grundschule. In: Loehnmann S. /Hg/.: «Das Proekt Weltethos» in der Erziehung. Hamburg/ - 1994/ - s.291−301.
  171. Niekrawitz C.K. Interkulturelle Padagogik im Uderblick/ Frankfurt am Main. — 1990.
  172. Rohrs H. Erzieung zur internationallen Verstandigung als Padagogisches Problem. In: Friedenspadagogik. Frankfurt am Main. — 1970.
  173. Heyd G/ Deutsch lehren. Grundwissen fur dfn Unterrict in Deutsch fls Fremdsprache. Frankfurt am Main: Verlag, — M.: Diesterwrg, 1990/
  174. Hornby A.C. Oxford Students Dictionary of Current English. M.: Prosveshenie Publishers, Oxford University Press, 1983. — 768p.
Заполнить форму текущей работой