Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная нами экспериментальная работа показала значимость внедрения результатов исследования в практику работы педагогического вуза и дошкольных учреждений. Экспериментальное обучение, проведенное в группах студентов факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного педагогического института, в дошкольных учреждениях городов Златоуста и Магнитогорска в процессе руководства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы развития понятийно-образного мышления дошкольников
    • 1. 1. Состояние проблемы развития понятий в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Природа понятия и мышление дошкольника
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса подготовки студентов к развитию понятийно -образного мышления дошкольников
    • 2. 1. Цели и задачи экспериментальной работы
  • Л
    • 2. 2. Педагогические условия эффективной подготовки студентов к развитию понятийно
  • -образного мышления дошкольников
    • 2. 3. Анализ и истолкование результатов экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенные изменения в социально-экономической сфере нашего общества, реформы российского образования, захлестнувший нас «информационный бум», обострили проблемы преемственности дошкольного и школьного образования. Все это обусловило необходимость смещения акцентов в образовании: с информационно-содержательного на развивающий идейно-понятийный, — когда важна не только содержательно-результативная, но ориентировочно-процессуальная и сущностная сторона познания.

Процесс познания окружающего мира не ограничивается развитием представлений, а определяется процессом постижения сущности предметов изучения, то есть развитием тех или иных понятий о них. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Однако, все эти признаки понятия в мышлении дошкольника имеют своеобразную форму, особенности, связанные со значительной ролью в нем образных, эмоциональных и интуитивных сторон.

Особая роль в организации непрерывного процесса познания принадлежит педагогу дошкольного учреждения — именно ему предстоит обеспечить преемственность между детским садом и школой, развивая систему понятий с учетом вышеуказанных особенностей детского мышления и необходимости готовить детей к самопознанию, самообразованию в будущем.

Проблемам методологии формирования и развития понятий, посвящены труды Дж. Брунера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Ж. Пиаже и др. В детской психологии здесь можно выделить исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. А. Менчинской, Н. Н. Поддьякова и др.

В последнее время вопросами методологии развития понятий занимались Г. Д. Бухарова, Г. Г. Гранатов, Л. Я. Зорина, Г. Н. Сериков, А. В. Усова, В. А. Черкасов и др.

Методика развития понятий, диагностика их развития изучались в исследованиях М. Н. Верзилина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова,.

A.В.Усовой, М. Н. Шардакова и др. В дошкольной педагогике и детской психологии данный вопрос разрабатывали: Н. Н. Кондратьева, Н. М. Крылова,.

B.И.Логинова, С. Я. Масляева, К. А. Некрасова, С. Н. Николаева, С. Л. Новоселова, Н. П. Сакулина, Л. Ф. Обухова, Н. Х^Швачкин и др.

Наше изыскание, продолжая очерченное выше направление исследований, выдвигает на первый план подготовку специалиста дошкольного воспитания к развитию понятий у дошкольников с опорой на образную, эмоционально чувственную сторону мышления. В связи с этим, особую значимость для нашей работы имеют исследования, посвященные профессионально-педагогической подготовке будущего учителя (О.А.Абдуллина, Ф. Н. Гоноболин, И. И. Казимирская, Н. В. Кузьмина, И. Т, Огородников, А. Н. Сергеев, В. А. Сластенин и др.), совершенствованию профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания (Л.В.Поздняк, К. Е. Прахова, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко и др.), организации образовательного процесса в высшей школе (С.И.Архангельский, А. В. Барабанщиков, В. А. Беликов, В. И. Загвязинский, О. В. Лешер, Н. Ф. Талызина и др.).

Анализ вышеперечисленных исследований, объективных условий массовой практики дошкольного воспитания,. процесса подготовки к профессиональной деятельности воспитания в высшей школе позволил нам выделить ряд противоречий:

• между возрастающими требованиями к развитости мышления ребенка в начальной школе и традиционным фактическим уровнем интеллектуальной подготовки ребенка в детском саду;

• между потребностью учитывать специфику мышления детей дошкольного возраста (образность, эмоциональность, интуитивно-чувственный характер) и необходимостью развития логических форм мышления (понятий, суждений, умозаключений) для осуществления учебной деятельности в школе;

• между традиционной «частно-предметной» подготовкой студентов, в отсутствии нужной информации по обсуждаемой проблеме, и реальными трудностями в осмыслении природы и сущности понятия в мышлении ребенка дошкольного возраста;

• между потребностью внедрения новых образовательных программ и технологий в практику работы детского сада и затруднениями педагогов в их теоретическом осмыслении и внедрении.

Устранению этих противоречий будет способствовать решение проблемы, определившей направление нашего исследования: Каковы педагогические условия, способствующие совершенствованию подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников? Исходя из важности и актуальности проблемы, мы избрали тему исследования: Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников.

Объектом исследования является профессиональная подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в системе высшего педагогического образования.

Предмет.исследования — процесс совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов факультета дошкольного воспитания к работе по развитию понятийно-образного мышления детей дошкольного возраста.

Лель исследования: выявить и обосновать педагогические условия совершенствования подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольника.

Приступая к исследованию, мы исходим из следующей гипотезы: процесс подготовки студентов дошкольного факультета к развитию понятийно-образного мышления дошкольников будет успешным, если: определена сущность содержательных компонентов готовности студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников и реализуется комплекс педагогических условий, включающий в себя:

• использование общей модели специальной подготовки к данной деятельности через спецкурс, нацеленный на уяснение роли понятий в познании, на понимание студентами сущности категории «понятие» и осознание дополнительности образного и вербального в мышлении дошкольника;

• организацию педрефлексии и развития педагогического мышления студентов с оперативной диагностикой уровней готовности студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Выполнить психолого-педагогический анализ проблемы исследования.

2. Определить содержание компонентов и критериев готовности к развитию понятийно-образного мышления дошкольников и рассмотреть степень их овладения студентами дошкольного факультета.

3. Разработать и апробировать экспериментальную модель подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников.

4. Выявить комплекс педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, конкретизированный для педагогического мышления в методе дополнительности (Г.Г.Гранатов).

Исследование существенным образом опирается на психолого-педагогические концепции развития понятий Дж. Брунера, Л. С. Выготского, В. И. Логиновойпринципы Л.В.Занкованаучные работы А. В. Запорожца, Н. А. Менчинской, раскрывающие особенности детского мышленияидеи о саморазвитии детского мышления Н. Н. Поддьякованаучные положения о роли моделирования в работах Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, В. А. Штоффа.

Исследования О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, Л. В. Поздняк, К. Е. Праховой, Л. Г. Семушиной, В. А. Сластенина являются теоретическим фундаментом в обосновании содержания компонентов готовности к развитию понятийно-образного мышления и разработки соответствующей модели подготовки.

Методологию и технологию работы над диссертационным исследованием позволили осмыслить научные работы Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, Н. И. Загузова, А. Я. Найна, А. М. Новикова.

Цель, задачи, гипотеза и методологическая база исследования обусловили выбор его методов-, изучение научных источников, законодательных и нормативных актованкетирование, беседа, педагогическое наблюдениепедагогический экспериментмоделированиеметод дополнительности в педагогическом мышленииметоды математической статистикиизучение и анализ продуктов деятельности педагогов и студентов.

Исследование осуществлялось в течении 1994 — 1998 годов и включало три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (1994 — 1996 гг.) проводился анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике подготовки специалистов дошкольного образования в ВУЗеизучалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Все это позволило нам сформулировать рабочую гипотезу исследования и наметить его задачи.

На втором этапе исследования (1996 — 1997 гг.) осуществлялись констатирующий этап эксперимента и разработка модели подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников, ее апробация в практике работы дошкольных учреждений г. Магнитогорска и г. Златоуста, а также проведение поискового эксперимента, целью которого было уточнение содержания программы спецкурса и основных форм работы со студентами.

На третьем этапе исследования (1997 — 1998 гг.) уточнялись данные констатирующего эксперимента, проводились формирующий эксперимент, обобщение полученных данных, подведение итогов, которые в целом подтвердили гипотезу исследования. Здесь были также разработаны методические рекомендации по теме исследования и завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• осуществлено применение метода дополнительности в профессионально-педагогической подготовке студентов дошкольного факультета с учетом особенностей детского мышления и способов его развития;

• выявлены педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания к развитию понятийно-образного мышления дошкольников и, в частности, разработана модель подготовки студентов к данной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что совокупность положений научной новизны нашего изыскания вносит определенный вклад в дальнейшее теоретическое осмысление процесса мышления дошкольника, в разработку теоретических оснований решения проблемы готовности студентов к развитию мыслительной деятельности дошкольника.

Практическая значимость исследования определяется:

• возможностью использования его материалов для совершенствования подготовки студентов и педагогов к развитию мыслительной деятельности дошкольников с учетом доминирования образных, эмоционально-чувственных компонентов мышления;

• тем, что предложенные игры-головоломки, представленные в наших методических рекомендациях, могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений по развитию понятий о пространственных отношениях, о числе, форме и др.;

• тем, что программа и содержание спецкурса могут быть использованы для повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений в процессе внедрения образовательной программы «Развитие».

Достоверностьрезультатов. исследования обеспечена: обоснованностью исходных методологических позиций, использованием комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследованияиспользованием методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержательная характеристика показателей и уровней готовности студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников.

2. Комплекс педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников и, в частности, модель реализации замысла исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

По материалам и результатам исследования автор выступала с докладами на научно-практических конференциях Магнитогорского государственного педагогического института (1995 — 1998 гг.) — на межвузовской конференции в г. Магнитогорске по проблеме реализации.

Государственного образовательного стандарта (1997 г.). На основе материалов исследования подготовлено и опубликовано девять печатных работ.

Результаты исследования внедрялись нами в практику работы факультета дошкольного воспитания Магнитогорского педагогического института, в практику работы дошкольных учреждений г. Златоуста, г. Магнитогорска, в процессе руководства методическим объединением по проблеме развития понятийно-образного мышления дошкольников.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по второй главе.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что:

• если не ставить целью обучения знакомство студентов с логической категорией «понятие», ее структурой, свойствами, особенностями детского понятийно-образного мышления, то этот материал в учебном процессе педвуза осмысливается студентами недостаточно, вызывает затруднения в дальнейшей профессиональной деятельности;

• знаниям и умениям, которые способствуют развитию понятийно-образного мышления дошкольников, студентов факультета дошкольного воспитания необходимо специально обучать.

2. В процессе организации обучающего эксперимента необходимо исходить из того, что готовность студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников представляет результат целенаправленного развития соответствующих знаний и профессиональных умений студентов на основе эмоционально-личностного отношения к деятельности.

3. Процесс разработки модели подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников должен быть нацелен на уточнение содержательной, процессуальной, итогово-результативной сторон данной деятельности.

4. Эффективность совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников зависит от выделенного нами комплекса педагогических условий, среди которых необходимы и достаточны следующие:

• специальная теоретическая подготовка к данной деятельности, нацеленная, в частности, на понимание студентами сущности категории «понятие», на осознание ими дополнительности образного и вербального в мышлении дошкольников;

• ориентация на развитие содержательных компонентов соответствующей подготовки: теоретического, эмоционально-личностного, профессионально-практического;

• использование общей модели соответствующей подготовки студентов с ее реализацией через спецкурс.

5. Блочная структура спецкурса, его направленность на научно-исследовательскую деятельность студентов и педагогическую практику позволяют одновременно развивать соответствующие знания, необходимые умения студентов и понятие о педагогическом мышлении.

6. Категория «педагогическое мышление» является базовым элементом знаний и профессиональных умений и необходимость ее развития у студентов дошкольного воспитания обусловлена углублением процесса самопознания, становлением их рефлексивной позиции.

7. Реализация комплекса педагогических условий эффективной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников требует оперативной диагностики уровней готовности студентов к данной деятельности и ее соответствующей корректировки.

8. Результаты проведенного экспериментального исследования показали высокую эффективность предлагаемой методики совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников.

9. Проверка гипотезы и статистическая обработка экспериментальных данных с помощью параметрического метода Стьюдента (для зависимых выборок) показали, что выводы о высокой эффективности предлагаемой методики достоверны, а комплекс педагогических условий, определяющих ее успех, является необходимым и достаточным.

Заключение

.

Актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников определяется изменением социально-экономических и образовательных ориентиров общества и связанной с ним перестройкой дошкольного образования. Обострившиеся в связи с этим проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием требуют новых подходов к развитию мышления ребенка, реализации принципов развивающего образования и самообразования в соответствующей подготовке студентов, высокого профессионализма педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, исследования практического состояния проблемы подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников, а также экспериментальная работа, проводимая нами, показали, что между традиционной подготовкой студентов к развитию мышления дошкольников и современными требованиями к уровню развития мышления младших школьников существует противоречие. Для его преодоления необходимы разработка новых и совершенствование соответствующих общепринятых методик.

Научную новизну нашего исследования мы видим в обобщении элементов метода дополнительности на профессионально-педагогическую подготовку студентов факультета дошкольного воспитания с учетом особенностей детского мышления и способов его развития, а также в разработке комплекса педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников, представленных в модели подготовки студентов к данной деятельности. В этой модели в основном отражена теоретическая значимость исследования.

Все это вносит определенный вклад в теоретическое осмысление целостной картины мышления дошкольника, в разработку теоретических оснований для решения проблемы готовности студентов к развитию всех компонентов мышления детей дошкольного возраста.

Практическая значимость нашего исследования определяется возможностью использования его материалов для совершенствования подготовки студентов и педагогов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников. Этому способствуют разработанные нами упражнения, творческие, исследовательские задания, игры-головоломки и так далее. Часть из них представлена в наших методических рекомендациях и может быть использована в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений по развитию понятий детей о пространственных отношениях, о числе, форме и других. Программа и содержание спецкурса могут быть использованы для повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений в процессе внедрения образовательной программы «Развитие» (Л.А.Венгер).

Результаты проведенного исследования подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать общие выводы:

1. Возрастающая актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими и образовательными ориентирами общества, необходимостью исследования проблемы своеобразной методологии познавательной деятельности дошкольников, отражающей специфику развития детского мышления, с учетом особенностей его понятийно-образной компоненты — способностей детей постигать сущность предметов, явлений.

2. Процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный и интуитивно-созерцательный, которые всегда связаны с эмоциональными переживаниями.

Понятие имеет содержательно-результативную й процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках как необратимость, свернутость, системность, имеющих в мышлении дошкольника свои спецефические основания и формы.

Обобщение принципов природосообразности, культуросообразности и дополнительности на мышление дошкольников позволило нам обосновать природу их понятий с доминированием в них образного, иррационального и эмоционального компонентов.

Методика развития понятийно-образного мышления дошкольников должна учитывать своеобразное взаимодополняющее единство образа, понятия, действия в деятельности ребенка.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников в значительной мере зависит от выделенного нами комплекса педагогических условий, среди которых необходимы и достаточны следующие: специальная теоретическая подготовка к данной деятельности, нацеленная на понимание студентами сущности категории «понятие», на осознание ими дополнительности образного и вербального в мышлении дошкольниковориентация на развитие содержательных компонентов подготовки: теоретического, эмоционально-личностного, профессионально-практическогоиспользование общей модели соответствующей подготовки студентов с ее реализацией через спецкурс.

Результатом и критерием эффективности подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников выступает их готовность к данной деятельности, включающая теоретический, эмоционально-личностный, профессионально-практический компоненты и, в частности, соответствующие знания, профессиональные умения, настрой на исследовательскую деятельность и самопознание. 8. Реализация комплекса педагогических условий эффективной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников требует оперативной диагностики уровней готовности студентов к данной деятельности и ее соответствующей корректировки.

Проведенная нами экспериментальная работа показала значимость внедрения результатов исследования в практику работы педагогического вуза и дошкольных учреждений. Экспериментальное обучение, проведенное в группах студентов факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного педагогического института, в дошкольных учреждениях городов Златоуста и Магнитогорска в процессе руководства методическим объединением по проблеме развития понятийно-образного мышления дошкольников, позволило получить высокие результаты подготовки к соответствующей деятельности студентов. В то же время, в результате исследования появился новый круг вопросов и проблем. В частности, дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

• выработка единых подходов в профессиональной подготовке студентов к развитию мышления ребенка на основе взаимосвязи программ базовых профессионально-педагогических и частно-методических дисциплин, предусматривающих совершенствование исследуемой подготовки не только через спецкурс, но и через обязательные дисциплины;

• ориентация всех педагогических и методических дисциплин на организацию педагогической рефлексии студентов факультета дошкольного воспитания и на формирование у них понятия «профессионально-педагогическое мышление" — разработка новых диагностических программ для определения уровня готовности студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольниковдальнейшая разработка творческих, исследовательских заданий, целевых заданий на все виды педагогической практики по проблеме исследованияболее активное использование курсовых квалификационных и дипломных работ студентов по решению проблемы развития понятийно-образного мышления дошкольников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 35−39.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  3. Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопросы философии. -1997. № 7. — С. 99−113.
  4. В.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-485 с.
  5. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1974. — 384 с.
  6. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  7. .В. Логико-дидактические проблемы развивающего обучения // Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — С. 36 — 45.
  8. А. Ф.Фребель: игры и игровые средства// Дошкольное воспитание.-1995 .-№ 3 .-С.56−59.
  9. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности /дидактическая концепция/: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  10. В.В. В.Ф.Одоевский о вопросах психологии воспитания и обучения детей // Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 2. — С. 145−150.
  11. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 1997.- 1456 с.
  12. А.Я., Молчанов В. А., Трофимов Н. Г. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности // Вопросы психологии. -1984. № 5. — С. 117−124.
  13. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  14. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  15. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 3. — С. 17−27.
  16. А.В. О природных предпосылках психологического развития человека. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  17. Г. Д. Теоретико методологические основы обучения решению задач студентов вуза.-Ектеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф--пед.ун-та, 1995.-136с.
  18. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  19. Веккер J1.M. Психические процессы: В 2 т.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976.-Т.2.-342с.
  20. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 135−139.
  21. Н.М. Проблема развития в процессе обучения // Советская педагогика. 1966. — № 2. — С. 53−63.
  22. А.А. Природа понятия и общественная практика // Практика и познание. М.: Наука, 1973. — С. 296−312.
  23. Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 287 с.
  24. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  25. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
  26. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
  27. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. -150 с.
  28. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С. 236−277.
  29. И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. 1997. — № 8.- С. 123−134.
  30. И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г. П. Вейсберга. М.: Гос. учеб. — пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. -290с.31 .Гершунский Б. С. Философия образования для 21 века. М.: Интер Диалект+, 1997. — 697 с.
  31. А.Д. Логика. М.: Новая школа, 1995. — 416 с.
  32. . Что такое психология: В 2 т., Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. -Т. 2. — 376 с.
  33. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 258 с.
  34. О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. -1995.-№ 2.-С. 137−149.
  35. Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 40 с.
  37. А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 114−119.
  38. А.А. Образность и познание // Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 4.-С. 33−43.
  39. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. 129 с.
  40. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: Дис. до-pa. пед. наук. Челябинск, 1993. — 398 с.
  41. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 45−51.
  42. P.M., Березная И. Л. Интуиция и искусственный интеллект. -М.: ЛГУ, 1991.-272 с.
  43. Гурова J1.Л. Принятие решений как проблема психологии познания // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 125−132.
  44. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика. 1972.- 424 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  46. Т. Будем жить для своих детей // Народное образование.-1993.-№ 9/10.-С.98−103.
  47. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1996. — № 1. — С. 125−134.
  48. Деятельность. Сознание. Личность / Под ред. А. Н. Леонтьева. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  49. Диалектика. Познание. Наука / В. А. Лекторский, В. С. Тюхтин, А. П. Шептулин и др. М.: Наука, 1988. — 286 с. 51 .Диалектика сознания и бессознательного / Под ред. В. Г. Пушкина. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 158 с.
  50. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.- пед. изд-во МП РСФСР, 1956. — 373 с.
  51. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студента к педагогической деятельности: Дисс. докт. пед. наук. М.: 1983. — 340 с.
  52. Г. Е., Мульдарова В. К. Особенности действий детей 6−7 лет при переходе наглядно-действенного и образного мышления к мышлению в понятиях // Психологическая наука и образование.-1997.-№ 3.-С.94−98.
  53. Е.В. Упражнения для развития взаимосвязи образно-пространственного и вербального мышления // Вопросы психологии. -1996. № 2. — С. 24−30.59.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. -432 с.
  54. А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб.ст./ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — С. 91−101.
  55. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников: Автореф. дис. до-pa. пед. наук. М., 1978. — 40 с.
  56. А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 130 с.
  57. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  58. И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дис. до-pa. пед. наук. М., 1992.- 34 с.
  59. А.А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.-1991.-№ 3.-С. 1723.
  60. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Д.: Изд-во ЛГУ, 1973. -152 с.
  61. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 185 с.
  62. Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.:Педагогика, 1982.-Т.1.-656с.
  63. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.:Педагогика, 1982.-Т.2.-576с.
  64. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -717 с.
  65. П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. — 464 с.
  66. М.Ф. Издержки экономической стратегии мозга // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 110−117.
  67. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 55−58.
  68. В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.-С. 36−46.
  69. Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр.- Л.: ЛГПИ, 1981. -С. 26−36.
  70. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  71. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
  72. В.И. Философские тетради.-М.Политиздат, 1997.- Т.29.-782с.
  73. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Сост. Шуаре М. О. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 42−53.
  74. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 318 с.
  75. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1978.- 184 с.
  76. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика: Автореф. дис. до-pa. пед. наук. Челябинск, 1997. — 50 с.
  77. В.И., Орлянская И. А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1981. — С. 48−58.
  78. В.И. Проблема умственного воспитания в советской дощкольной педагогике // Умственное воспитание детей в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1981. — С. 5−26.
  79. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. до-pa. пед. наук. Л., 1984. — 39 с.
  80. Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Соцэкгиз, 1960. Т. 1.- 731 с.
  81. Дж. Опыт о человеческом разуме/Пер. с англ. А.Савина. М.: Тип. Кушнарева, 1898.- 736 с.
  82. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  83. А.А. Причинное мышление ребенка в действии // Известия АПН РСФСР. Отд. психологии. 1948. — № 17. — С. 5−44.
  84. Т.Д. Образное мышление у 5−6-летних детей // Обруч. -1996.-№ 2.-С. 32−36.
  85. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994. — 96 с.
  86. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. — № 1. — С. 9−17.
  87. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  88. Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. -М.: Институт практической психологии, 1996. 185 с.
  89. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова и Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  90. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального регулирования // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 116−120.
  91. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 144 с.
  92. Е.Ю. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 196 с.
  93. C.JI. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
  94. B.C. Введение основ формальной логики в обучении младших подростков в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 24 с.
  95. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.
  96. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против.-М:Изд-во МГУ, 1981.-191с.
  97. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. Формирование элементов научного мышления у ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 152 с.
  98. В.Ф. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкой, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным. М.: Книга- Ред. — изд. центр «Канон», 1991. — 156 с.
  99. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. М.: Русский язык, 1989.-921 с.
  100. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. — С. 16−26.
  101. Ю.М. Оздоравливающее мышление // Народное образование. -1993. № 9−10. С. 67−69.
  102. Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1980. — 192 с.
  103. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — 115 с.
  104. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  105. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Клариной. М.: Педагогика, 1981.-Т.1. — 336 с.
  106. . Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: Союз, 1997. — 286 с.
  107. А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. -1996. № 4.-С. 14−20.
  108. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 2. — С. 105−117.
  109. А.Н. О реализации принципов разработки многофакторных объектов для изучения мышления детей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. — С. 31−42.
  110. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -272с.
  111. JI.B. К проблеме подготовки организаторов дошкольного воспитания // Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля: Сб.науч.тр. М.: МГПИ, 1982. — С. 56−73.
  112. К.Е. Формирование педагогических умений воспитателя-методиста задача высшего учебного заведения // Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля: Сб. науч. тр. — М.: МГПИ, 1982.-С. 73−82.
  113. Проблемы мышления в современной науке / Под ред. П. В. Копнина, М. В. Вильницкого. М.: Мысль, 1964. — 470 с.
  114. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980. — 85 с.
  115. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  116. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  117. Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. — Вып. 1. — 134 с.
  118. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисинской. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
  119. В.Г. Обучение и научное познание // Педагогика. 1997.-№ 1. С. 7−13.
  120. Е.Н. Игра-головоломка как средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста //Наука и школа: Тез.докл.XXXIII науч. конф. Магнитогорск: МГПИ, 1995. — С.23.
  121. Е.Н. Проблемы организации работы со студентами по формированию понятийно-образного мышления дошкольников //Наука -вуз школа: Сб. науч. труд, молодых исследователей. — Магнитогорск: МГПИ, 1996.-С.36−39.
  122. Е.Н. Природа понятия и мышление ребенка //Современная наука и совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе и школе: Тез. докл. XXXIV науч. конф. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — С.35−36.
  123. Е.Н. Сущность деятельностного подхода в решении проблем личности //Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. науч. тр. СПб, Нестор- ТОО «Афина», 1997. — С. 20−24.
  124. Е.Н. Сущность моделирования в процессе формирования понятий дошкольников //Наука вуз — школа: Сб. науч. тр. молодых исследователей. — Магнитогорск: МГПИ, 1997. — С.66−68.
  125. Е.Н. Проблема развития мышления дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению //Современная начальная школа и подготовка учителя: Тез.докл. всерос. науч.-практ. конф. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. С.ЗЗ.
  126. Е.Н. Направления и приемы совершенствования подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников /Методические рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 18 с.
  127. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
  128. СЛ. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957.- 328 с.
  129. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
  130. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. до-pa. пед. наук. -Челябинск, 1996. 340 с.
  131. М.В. От наглядных образов к научным понятиям. К.: Рад. школа, 1987. — 79 с.
  132. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. № 1. С. 58−61.
  133. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 288 с.
  134. П.Г., Кондратьева Н. Н. Освоение детьми дошкольного возраста новых знаний, навыков и умений // Умственное воспитание детей в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр.- Д.: ЛГПИ, 1981. С. 68−81.
  135. Сборник упражнений по логике / Под ред. А. С. Клевчени. Минск: Изд-во БГУ, 1977.- 128 с.
  136. Г. Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1991. — 232 с.
  137. В.Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 15−22.
  138. С л астении В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. до-pa. пед. наук. -М., 1978. -40 с.
  139. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. — С. 14−23.
  140. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л. А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. — 128 с.
  141. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1980. — 216 с.
  142. Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. -600 с.
  143. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1997. № 1. — С. 91−96.
  144. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  145. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  146. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  147. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. 1998. — № 1. — С 66−72.
  148. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  149. А.П. Образовательные элементы программы детского сада // Дошкольное воспитание. 1958. № 6. — С. 10.
  150. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. -Т.6.- 528 с.
  151. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т.-М.- Л.:Изд-во АПН СССР, 1950.- Т.8.-С.757−758.
  152. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  153. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  154. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы // Педагогика. 1997. № 4. — С 72−78.
  155. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975. — 208 с.
  156. М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 54−60.
  157. Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья // Вестник МГУ. Психология. 1995. — № 2. — С. 20−29.
  158. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  159. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  160. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1963.-255с.
  161. Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка // Известия АПН РСФСР. Вопросы психологии речи и мышления. 1954. -Вып. 54.-С. 83−110.
  162. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978.-269 с.
  163. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. -Л.: Знание, 1975. 40 с.
  164. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение: Ленингр. отд-е, 1987. — 266 с.
  165. А. Физика и реальность. М.:Наука, 1965. — 360 с.
  166. В.И. Научно-методические основы углубления содержания профессионально-педагогической подготовки студентов // Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля: Сб. науч. тр.- М.: МГПИ, 1982. С. 3−14.
  167. И.С. Основные направления исследований образного мышления // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 5−16.
  168. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  169. Н.М., Гранатов Г. Г. Эвристико-алгоритмический подход к развитию творческого педагогического мышления // Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике: Сб. науч. тр.-Екатеринбург, 1994. С. 87−96.
Заполнить форму текущей работой