Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии
Актуальность исследования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в России конца 80-х — начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование. Начался процесс его адаптации к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического общества. Возникали разнообразные типы учебных заведений, разрабатывались вариативные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Социальное воспитание в вальдорфских школах как педагогическая проблема ф
- 1. Сущность и структура социального воспитания
- 2. Динамика развития социально-педагогических идей
- Р. Штейнера
- 3. Особенности социального воспитания в вальдорфских школах Германии
- Глава 2. Основные направления социального воспитания в вальдорфских школах
- 1. Гуманизация как ведущее направление социальнопедагогической деятельности в вальдорфских школах
- 2. Направленность преподавания на развитие и воспитание вальдорфских школьников
- 3. Опыт социально-педагогической работы в вальдорфских лечебно-педагогических учреждениях
- 4. Возможности использования немецкого опыта в отечественной педагогике
Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в России конца 80-х — начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование. Начался процесс его адаптации к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического общества. Возникали разнообразные типы учебных заведений, разрабатывались вариативные образовательные программы, появился негосударственный сектор образования. Обновление образования стало решающим условием формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок.
Проблемы образования как новой целостной системы общества — системы открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной — в настоящее время невозможно решать только в рамках отечественной педагогической науки. Необходимо использовать зарубежный опыт, в первую очередь, тот, который касается вопросов обеспечения доступности образования и адресной социальной поддержки учащихся, эффективной социализации детей, особенно детей группы риска (детей асоциального поведения, с нарушениями в развитии, социальных сирот и др.).
В современной педагогической науке и практике идет активный поиск путей совершенствования социального воспитания, для чего изучаются зарубежный опыт и возможности его использования для решения проблем воспитания российских школьников.
Одним из путей обновления российского образования, усиления социальной функции воспитания может стать использование социально-педагол 4 гических идей немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера [18 611 925], опыта социального воспитания в основанных им вальдорфских школах. В условиях экономического и духовного кризиса, наступившего в Германии после первой мировой войны, Р. Штейнер предложил свое решение проблем социального воспитания. Основные положения разработанной им педагогики он реализовал в вальдорфских школах разного типа — как учебно-воспитательных, так и лечебно-педагогических. ^ Социально-педагогические идеи Р. Штейнера получили распространение и признание в России в конце 80-х годов XX в., поскольку позволяли решать проблемы социального воспитания в кризисных условиях жизни российского общества. В настоящее время основные положения педагогики Р. Штейнера могут найти широкое применение в решении задач обновления' российского образования и воспитания.
Актуальность использования опыта вальдорфских школ Германии в, отечественной педагогике обусловлена рядом причин:
1. Социально-экономический кризис, охвативший Россию в конце XX в., привел к кризису самого человека, его сознания и духовности. Мно-^ гие люди не могли найти свое место в жизни. Возник вакуум духовности, заполнившийся национализмом, экстремизмом и прагматической идеологией.
Такая же ситуация существовала и в послевоенной Германии 20-х годов прошлого века. Духовная жизнь приняла абстрактный характер, чуждый жизни простых людей. Сфера духовности полностью зависела от экономической и политической сфер социальной жизни.
Р. Штейнер предложил свое решение проблем, сложившихся в сфере образования, особенно тех, которые касались социального воспитания. Разработанная им теория трех «эпох» развития ребенка позволила увидеть связь ' между различными периодами детства, наметить пути подготовки детей ко взрослой жизни.
В условиях обновления российского образования очевидна актуальность проблемы развития ребенка, этапов его взросления. То, что он должен знать и уметь, должно определяться его природой. Поэтапному развитию подлежат те духовные и физические силы, которые помогут ему войти в социальную жизнь общества.
2. Кризисное социально-экономическое положение в России 90-х годов привело к увеличению числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, к развитию у многих школьников различных патологий. Основные причины этого явления — социально-педагогические. Дети, попавшие в условия кризиса, чаще подвергаются опасности хронизации острых заболеваний. В свою очередь, часто болеющие дети, как правило, имеютсформированные или слабо выраженные социальные качества, низкую успеваемость.
Вопросы коррекционного воспитания и социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии были актуальными и в послевоенной Германии. Р. Штейнер считал возможным углубить основные положения своей педагогики и применить их к воспитанию детей неполного развития (по терминологии Р. Штейнера), в основном с нарушениями эмоционально-волевой сферы, но способных учиться со здоровыми детьми того же возраста. Дети с серьезными нарушениями в развитии проходили курс оздоровительного лечения и социального воспитания в специализированных лечебно-педагогических учреждениях, работающих по методике Р. Штейнера.
Отечественные исследования феномена вальдорфской педагогики свидетельствуют о научном интересе к педагогическому наследию Р. Штейнера, об актуальности и своевременности его использования в опыте российского школьного образования. Педагогические идеи Р. Штейнера исследованы в работах Н.Ю. Борисовой1, И.М. Лоскутовой2, В.И. Науменко3, О.В. Черкасовой4. Эти авторы достаточно подробно исследовали отдельные положения вальдорфской педагогики, однако процесс социального воспитания в вальдорфских школах в их работах практически не освещен.
Анализ литературы, посвященной педагогике Р. Штейнера, а также изучение опыта социального воспитания в вальдорфских школах, позволили выделить основные противоречия в изучении этого опыта:
— между богатством этого опыта и недостаточностью его освещения в отечественной научной литературе;
— между признанием в России актуальности и эффективности социально-педагогических идей Р. Штейнера и слабой реализацией их в практике воспитания, развития и оздоровления детей в условиях экономического и духовного кризиса в России.
В целях поиска путей разрешения этих и других противоречий, раскрытия особенностей социального воспитания детей, особенно детей группы риска, развития духовных и физических сил каждого ребенка, подготовки его к жизни в обществе и было проведено данное исследование.
С учетом теоретической и практической значимости проблемы, ее научной неразработанности была избрана тема исследования — «Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии».
1 Борисова, Н.Ю. Социально-педагогические идеи Р. Штейнера и их применение в мировом и отечественном образовании: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2002.
2 Лоскутова, И. М. Вальдорфские школы как социальный фактор в мире и России. Философский аспект: Дис.. канд. филос. наук. — М., 1997.
3 Науменко, В.И. Философско-педагогические основы вальдорфской школы: Дис.. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2000.
4 Черкасова, О. В. Педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфской школе: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995.
Объект исследования — социальное воспитание в вальдорфской педагогике.
Предмет исследования — процесс социального воспитания в валь-дорфских школах Германии.
Цель исследования — изучение процесса социального воспитания в вальдорфских школах и возможностей его эффективного применения в образовательных учреждениях России.
Объект, предмет, цель исследования позволили сформулировать следующие его задачи:
1. Проанализировать динамику развития социально-педагогических идей Р. Штейнера как основы организации социального воспитания в вальдорфских школах Германии.
2. Раскрыть сущность и структуру социального воспитания, его особенности в развитии детей с разными природными задатками и способностями.
3. Определить основные направления социального воспитания в вальдорфских школах Германии.
4. Обосновать возможности использования социально-педагогических идей Р. Штейнера в отечественной образовательной системеохарактеризовать российскую вальдорфскую школу с учетом национальных особенностей нашей страны и традиций школьного образования.
Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения, что применение в отечественной педагогике опыта социального воспитания вальдорфских школ Германии будет эффективно, если:
— определены педагогические основы и ценностные ориентации вальдорфской педагогики в социальном воспитании;
— выявлены возможности учащихся вальдорфских школ получать образование независимо от их-природных задатков и полноты личностного о 8 развития, их способность адаптироваться к новым условиям жизни в обществе;
— созданы условия использования в России зарубежного опыта социального воспитания в вальдорфских школах и социально-педагогической подготовки учителей.
Методологической основой исследования явились: учение о конкретно-историческом и диалектическом характере социального воспитаниягуманистические принципы организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществепедагогические идеи, заложенные в теориях развития и взросления ребенкагуманистические теории, рассматривающие общечеловеческие и национальные ценности как основу социального становления человека.
Теоретической основой исследования являются положения, составляющие содержание:
— основных положений в области философии и теории образования, социальной педагогики, рассматривающих проблемы воспитания как социокультурный феномен (П.П. Блонский, В. Г. Бочарова, В. В. Давыдов, В. В. Зеньковский, Б. Т. Лихачев, A.B. Мудрик, П. И. Пидкасистый, Г. Н. Филонов, С. Т. Шацкий и др.) — идеи философской антропологии (М.М. Бахтин, С. Н. Булгаков, В. И. Вернадский, Ф. Т. Михайлов, Н. М. Моисеев, В. Н. Назаров, С. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров и др.);
— целостного (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. В. Краевский, И .Я. JTep-нер, B.C. Мерлин, Л. П. Станкевич и др.) и социально-педагогического (С.А. Беличева, Б. З. Вульфов, С. И. Григорьев, И. А. Липский, Л. Е. Никитина, В. Д. Семенов, Е. И. Холостова и др.) подходов к изучению социально-педагогических явлений;
— личностно-деятельностного подхода к изучению социально-педагогических явлений (A.A. Вербицкий, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, A.K. Маркова, C.JI. Рубинштейн и др.) — психолого-педагогических концепций развития личности (Э. Берн, J1.C. Выготский, П. Мандрус, А. Мас-лоу, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.) — теории поведения и взаимодействия личности, коллектива, социальной среды (Л.И. Божович, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, A.B. Мудрик, Л. И. Новикова и др.);
— гуманистического направления отечественной и зарубежной педагогики (К.Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, С. И. Гессен, К. Д. Ушинский, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Штейнер и др.);
— сравнительного подхода к изучению социально-педагогических явлений (Н.М. Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, М. Д. Горячев, А.Н. Джурин-ский, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, Т. М. Трегубова, Т. Ф. Яркина и др.) — сравнительно-педагогических исследований (Ф. Винискот, А. И. Гурье, Е. Я. Орехова, A.A. Пинский, Г. Н. Филонов, В. А. Фокин, В. Фридель и др.).
Для решения поставленных задач использовалась комплексная методика исследования, включающая в себя методы научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация) — сравнительно-исторические методы (исторический, исто-рико-логический анализ источников на языке изучаемой страны, поиск в сети Интернет материалов, посвященных изучаемой проблеме) — общепедагогические методы (анализ литературных источников и документов, интервью, анкетирование, опрос по электронной почте, обобщение опыта и др.) — прогностические методы (оценка отечественными специалистами современных реалий социальной жизни в России и перспектив ее развития) — беседы и интервью с вальдорфскими учителями, учеными-исследователями Германии, России и других стран о перспективах вальдорфского движения, открытии новых вальдорфских школ и лечебно-педагогических центров.
Источниками исследования явились: официальные документы вальдорфского движениядокументы Правительства России об обновлении обо разованиямонографические работы психолого-педагогического, исторического и общественно-политического характерапедагогические энциклопедии и словаринаучная и научно-методическая периодическая печать, в том числе на английском и немецком языкахпрактический опыт организации социального воспитания, развития и оздоровления детей в вальдорфских учебно-воспитательных и лечебно-педагогических заведениях Германии, России и других стран мира.
Этапы исследования:
1. 1997;1998 гг.: изучались методологические и методические подходы к проблеме исследованиянакапливался и обобщался теоретический и практический опыт в решении данной проблемы.
2. 1998;2000 гг.: анализировалось социально-педагогическое наследие Р. Штейнера, изучались его переводные труды, а также работы на немецком и английском языках, педагогическая литература о вальдорфском движении в странах мираформулировалась гипотеза исследования.
3. 2000;2002 гг.: изучался практический опыт деятельности вальдорфских школ в России, том числе на курсах, организованных Международной ассоциацией вальдорфской педагогики стран Центральной и Восточной Европы (г. Москва, Центр вальдорфской педагогики) — обобщались, систематизировались и оформлялись результаты исследования.
Исследовательской базой явились: Центр вальдорфской педагогики (Москва) — первая московская вальдорфская школа № 1060- вальдорфские школы г. Самары, Казани, Калугиежегодные семинары и встречи зарубежных специалистов и российских учителей вальдорфских школ при московском Центре вальдорфской педагогики (X. Ширмер, В. Вюнш, П. Лутцкер, О. Каплина, Ф. Степанов, М. Симонова и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: о.
— выявлены и охарактеризованы основные теоретические положения, определяющие концептуальные подходы к организации социального воспитания в новых условиях гуманизации и демократизации российского общества;
— представлен исторический и сравнительно-педагогический анализ развития социально-педагогических идей Р. Штейнера;
— изучены пути реализации основных положений педагогики Р. Штей-^ нера в вальдорфских учебно-воспитательных и лечебно-педагогических заведениях Германии и других стран мира;
— выявлены особенности социального воспитания в вальдорфских школах, его гуманистическая направленность и ориентация на духовностьраскрыта специфика воспитания и оздоровления детей неполного развития по методике Р. Штейнера;
— определены и охарактеризованы условия и направления использования в России зарубежного опыта социального воспитания (отбор социально-педагогических идей Р. Штейнера, их адаптация к специфике российского образованиясоциально-педагогическая подготовка учителей для работы в вальдорфских школах России и др.).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
— систематизированы социально-педагогические идеи Р. Штейнера и перспективные направления социального воспитания, которые могут быть учтены и использованы в отечественной педагогике;
— введены в научный оборот те понятия вальдорфской педагогики, которые до настоящего времени не использовались в отечественной педагогической теории и практике, в частности понятия, относящиеся к социальному воспитанию детей с нарушениями в развитии. Разработаны методические рекомендации, адресованные воспитателям, учителям, социальным педагоо.
12 гам и направленные на улучшение работы с детьми, развитие их природных задатков и способностей, оздоровление их духовных и физических сил.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-педагогические идеи Р. Штейнера характеризуются научным углублением в социальную жизнь обществапознанием окружающего мира, сущности человеческой жизни. Его педагогика ориентирована на ребенка, познание его природы и этапов взросления. Через воспитание и преподавание осуществляется развитие природных задатков ребенка, формируются его личностные перспективы.
2. Основами социального воспитания в вальдорфских школах являются: гуманизмориентация на три «эпохи» развития ребенка, его индивидуальность и душевно-духовное состояние.
3. Преподавание опирается на связь учебных предметов с явлениями природы и человеком, устанавливает соответствие между учебным материалом и жизненными процессами человеческого организма. Поэтому обучение организуется во взаимосвязи с воспитанием и развитием ребенка. Ведущие направления преподавания в вальдорфских школах: соотнесение основных областей знаний с Человекомориентация на познание и осмысление окружающего мирагармоничное развитие школьников.
4. Основные направления социально-педагогической работы с детьми неполного развития в зависимости от степени нарушений в развитии: кор-рекционное воспитание в вальдорфских школах общего типасоциально-педагогическая реабилитация в специализированных лечебно-педагогических учреждениях, работающих по методике Р. Штейнера.
5. Вальдорфская школа России отражает феномен педагогики Р. Штейнера. С одной стороны, она воплощает социально-педагогические идеи Р. Штейнера, с другой — организует воспитание с учетом национальных особенностей нашей страны и традиций российского образования.
Достоверность научных результатов исследования обусловлена выбором тех социально-педагогических идей Р. Штейнера, которые успешно зарекомендовали себя в вальдорфских учебно-воспитательных и лечебно-педагогических заведениях Германии, России и других стран мираиспользованием проверенных положений отечественной и зарубежной педагогической теорииприменением разнообразной и надежной источниковедческой базы. Достоверность результатов исследования подтверждается также реализацией методических материалов и рекомендаций по социальному воспитанию, развитию и оздоровлению детей.
Результаты исследования обсуждались на ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстогона Международных педагогических чтениях, посвященных 175-летию К. Д. Ушинского (Ярославль, 1998 г.) — на V Республиканской научно-теоретической конференции «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1999 г.) — на Международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет» (Тула, 2000 г.).
Опубликовано 9 научных работ, в том числе 7 — по теме исследования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (154 наименования, в том числе 26 — на иностранных языках) и шести приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Динамика развития социально-педагогических идей Р. Штейнера была определена условиями, сложившимися в послевоенной Германии 20-х годов: кризис экономики, крах старых государственных форм, обострение социальных проблем, в том числе и проблемы образования.
В условиях зарождения демократии в Германии Р. Штейнер изложил свой взгляд на обновление воспитания как по форме, так и по содержанию. Разработанная им педагогика (известная как вальдорфская) была направлена на развитие ребенка, его природных задатков, духовных и физических сил. Основой ее стала антропософия — учение Р. Штейнера о Человеке, его духовно-душевном состоянии.
Основные положения педагогики Р. Штейнера были реализованы в вальдорфских школах и лечебно-педагогических учреждениях.
2. Вальдорфские школы ориентированы на ребенка, внутренние законы его взросленияв качестве основных выдвигаются задачи содействовать развитию ребенка, раскрытию его природных способностей, научить социальному поведению и соответствию требованиям, которые предъявляет к нему жизнь.
Важное значение для социального воспитания в вальдорфских школах имеет учет описанных Р. Штейнером «эпох» развития и взросления детей: первое семилетие как этап подражания окружающим и формирования привычек, склонностейпериод второго семилетия, в котором развиваются жизненные силы и стремление следовать за авторитетомтретье семилетие эпоха" полового созревания, сопровождаемая изменением телосложения, формированием свободных суждений и развитием сил, влияющих на волю, память и темперамент.
3. Преподавание в вальдорфских школах Германии и других стран мира организуется во взаимосвязи с воспитанием и выступает как средство развития и взросления детей, воспитывает в них объективный взгляд на Природу и Человека, на связь учебных предметов с жизненными процессами детского организма, способствует развитию природных задатков и способностей школьников.
В вальдорфских школах отказались от сообщения ученикам готовых знаний, законченных определений и застывших понятий. Обсуждаются вопросы о смысле жизни, задачах и целях человечества, ценностях прошлых культур и др.
4. Социальное воспитание в вальдорфских школах организуется с учетом развития детей. Педагогика Р. Штейнера ориентирована на индивидуальное начало в ребенке и, следовательно, применима к детям с нарушениями в развитии. В работе с такими детьми опираются на чувства и волю больного ребенка, развивают его жизненные силы — духовные и физические. Составляются индивидуальные программы коррекционного воспитания для вальдорфских школ обычного типа и социально-педагогической реабилитации для лечебно-педагогических учреждений.
5. Немецкий опыт социального воспитания в вальдорфских школах нашел применение в отечественной педагогике. В основе российской модели социального воспитания в вальдорфской школе лежат такие идеи Р. Штейнера, как возрождение духовности человека во взаимосвязи с его индивидуальностью, утверждение его гуманистического мировоззрения и модели поведениявоспитание свободного человека, способного на нравственный выбор поступков, подготовленного к жизни в обществе, и др.
Полученные выводы не являются окончательными и видятся как руководство к дальнейшему использованию в России социально-педагогических идей Р. Штейнера в работе с детьми разного возраста и неодинакового развития. Это могут быть обычные школы, куда приходят учиться дети из неблагополучных семей, с отсутствующими или слабо выраженными социальными качествами. Для их коррекционного воспитания могут быть успешно использованы отдельные положения педагогики Р. Штейнера. Это могут быть и вальдорфские школы, работающие по методике Р. Штейнера с учетом национальных особенностей нашей страны и традиций российского образования, и лечебно-педагогические учреждения (в русском варианте «медико-педагогические»), в которых можно использовать немецкий опыт социально-педагогической реабилитации детей с серьезными нарушениями в развитии.
Новое время отмечено подъемом общественного интереса к проблемам гуманизации социального воспитания, развития человеческого в человеке — его разума, гуманности и всего многообразия его личностных проявлений в духовной сфере, а также широким использованием зарубежного * опыта, каким является опыт социального воспитания в вальдорфских школах Германии, России и других стран мира. хх.
Список литературы
- Арбатова, А. Вальдорфские школы в Швеции / А. Арбатова // Семья ишк. — 1991.-№ 6.-С. 12−15.
- Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М.: ДЭМ, 1990. — 180 с.
- Бестужев-Лада, И.В. В школе XXI века: Размышления социолога / И.В. Бестужев-Лада. М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, A.B. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 3−9.
- Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 126 с.
- Боккескофф, И. Что такое вальдорфская педагогика? / И. Бокке-скофф, A.A. Пинский // Семья и шк. 1990. — № 10. — С. 8−11.
- Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
- Борисова, Н.Ю. Социально-педагогические идеи Р. Штейнера и их применение в мировом и отечественном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Борисова. М., 2002. — 25 с.
- Бочарова, В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности / В. Г. Бочарова // Теория и практика социальной работы (отечественный и зарубежный опыт). М- Тула, 1993. — 33 с.
- Бочарова, В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива / В. Г. Бочарова. М., 1991. — 31 с.
- Брохман, И. Что такое вальдорфская педагогика? / Й. Брохман // Семья и шк. 1990. -№ 11.-С. 7−12.
- Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика / Н. П. Вайзман. М., 1995.- 117 с.
- Вейс, Т.И. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики) / Т. Й. Вейс.-М., 1992.- 161 с.
- Виркунен, К. Место антропософской духовной науки в современной культуре / К. Виркунен // Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики. М.: Владос, 1999. — С. 99−114.
- Волков, Ю.Г. Личность и гуманизм / Ю. Г. Волков // Социально-гума-нит. знания. 1999. -№ 1.-С. 135−149.
- Воскресенская, Н.М. Некоторые вопросы методологии сравнительной педагогики в Англии / Н. М. Воскресенская // Методологические вопросы сравнительной педагогики: Сб. науч. трудов. М., 1991. — С. 15−19.
- Вальдорф-дайджест. Смоленск, 1992. — 71 с.
- Воспитание к свободе: Альманах вальдорфской педагогики. М.- Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1994. — 72 с.
- Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфской школы. М.: Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1995. — 267 с.
- Воспитателю о личностном общении / Под ред. В. А. Петровского и др. М.: Творч. педагогика, 1994. — 78 с.
- Вульфов, Б.З. Время взрослых поступков / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Новая шк. — 1993. — 160 с.
- Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б. З. Вульфов, В. Д. Семенов. М., 1981. — 94 с.
- Вульфсон, Б.Л. Предмет и задачи сравнительной педагогики / Б. Л. Вульфсон // Методологические вопросы сравнительной педагогики: Сб. науч. тр. -М&bdquo- 1991. С. 3−12.
- Вульфсон, Б.Л. Становление сравнительной педагогики как науки / Б. Л. Вульфсон // Сравнительная педагогика: Сб. статей. Вып. 3. — М., 1996.-С. 11−15.
- Въюнкова, Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения / Ю.Н. Въюнкова//Педагогика. 1999. -№ 1. — С. 50−55.
- Выготский, Л.С. Педология подростка: Проблема возраста / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. -С. 131.
- Голованова, Н.Ф. Социализация школьника / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−44.
- Горохова, Т. Маленький принц в вальдорфской школе / Т. Горохова // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 117−119.
- Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад / Э. М. Грюнелиус. М., 1992.-66 с.
- Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики / Сб. статей. М.: Владос, 1992. — 174 с.
- Гуревич, П.С. Гуманизм и вера / П. С. Гуревич. М., 1990.
- Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы /
- B.Н. Гуров // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 54−58.
- Дармодехин, C.B. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации / C.B. Дармодехин // Педагогика. 2001. — № 1.1. C. 10−17.
- Зосимовский, A.B. Критерии нравственной воспитанности / A.B. Зо-симовский // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 22−26.
- Зеньковский, B.B. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. М., 1993. — 224 с.
- Зюбин, JI.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л. М. Зюбин. М., 1992. — 78 с.
- Ионова, E.H. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном / E.H. Ионова, А. Л. Топтыгина // Педагогика. 1998. — № 4. -С. 108−113.
- Калмыков, В.Н. Человек и общество: Проблемы гуманизации общественной и личной жизни / В. Н. Калмыков // Социально-пед. науки. 1994. -№ 11.-С.
- Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Творч. педагогика, 1993.-80 с.
- Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. -М.: Творч. педагогика, 1991. 154 с.
- Карлгрен, Ф. Антропософский путь познания / Ф. Карлгрен. М., 1991.- 156 с.
- Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карлгрен. М., 1993. — 265 с.
- Карсен, Ф. Школа Рудольфа Штейнера / Ф. Карсен // Воспитание к свободе: Альманах вальдорф. педагогики. М.: Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1994. — С. 66−72.
- Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопр. психологии. 1993. — № 1. — С. 13−23.
- Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 56−62.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 164 с.
- Краних, Э.М. Подготовка учителей для свободных школ / Э.М. Кра-них // Вальдорф-дайджест. Вып. 2. — М.- Красноярск: Изд-во Центра валь-дорф. педагогики, 1992. — С. 60−63.
- Краних, Э.М. Свободные вальдорфские школы / Э. М. Краних. М.: Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1992. — 30 с.
- Кривин, Ф. Ступени вальдорфских школ / Ф. Кривин // Вальдорф-дайджест. М.: Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1991. — С. 46−50.
- Лебедев, В.Н. Лечение, обучение и воспитание в детских санаториях / В. Н. Лебедев // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 49−57.
- Лекомцева, E.H. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / E.H. Лекомцева. Ярославль, 199S. — 19 с.
- Лекторский, В.А. Идеалы и реальность гуманизма / В. А. Лекторский // Вопр. философии. 1994. — № 6. — С. 22−28.
- Ливехуд, Б. Кризисы жизни. Шансы жизни / Б. Ливехуд. Калуга: Духовное познание, 1994. — 217 с.
- Ливехуд, Б. Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебно-педагогических учреждений / Б. Ливехуд. Калуга: Духовное познание, 1992. — 158 с.
- Ливехуд, Б. Человек на пороге / Б. Ливехуд. Калуга: Духовное познание, 1993. — 259 с.
- Линденберг, К. Рудольф Штейнер. Биография / К. Линденберг. М., 1995.- 198 с.
- Лихачев, А.Е. Воспитание и духовность / А. Е. Лихачев // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 33−36.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика противления злу насилием / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 18−23.
- Лихачев, Б.Т. Социально-педагогические противоречия / Б. Т. Лихачев // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С. 72−77.
- Лутовинов, В.И. Идеология воспитания российской молодежи / В. И. Лутовинов, Е. Г. Полетаев // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 46−52.
- Лысова, Е.Б. Становление и развитие сравнительной педагогики во Франции / Е. Б. Лысова // Методологические проблемы сравнительной педагогики: Сб. науч. тр. М., 1991. — С. 11−16.
- Мелик-Пашаев, А. Вальдорфская педагогика. Взгляд извне / А. Ме-лик-Пашаев // Искусство в шк. 1994. — № 3. — С. 7−10.
- Митина, B.C. Развитие сравнительной педагогики в США / B.C. Митина // Методологические проблемы сравнительной педагогики: Сб. науч. тр.-М" 1991.-С. 17−23.
- Мудрик, A.B. Введение в социальную педагогику / A.B. Мудрик. -Пенза, 1994. 173 с.
- Мудрик, A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / A.B. Мудрик. М., 1983. — 203 с.
- Мудрик, A.B. О воспитании старшеклассников: Кн. для классных руководителей / A.B. Мудрик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981.- 175 с.
- Мудрик, A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М., 1984. — С. 93−107.
- Мудрик, A.B. Социализация и «смутное время» / A.B. Мудрик. М.: Знание, 1991. -80 с.
- Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. -М&bdquo- 1986.-236 с.
- Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
- Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никандров. М., 1997. — 150 с.
- Никандров, Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды / Н. Д. Никандров // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С. 129−134.
- Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества / Л. Е. Никитина // Педагогика. — 1998. — № 7. — С. 36−41.
- Нильсон, И.С. Что такое вальдорфская педагогика? / И. С. Нильсон // Вальдорф-дайджест. М.- Крассноярск: Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1992.-С. 28−34.
- Обучение в вальдорфской школе (Зарубежная помощь учителю). -М&bdquo- 1995.- 143 с.
- Орехова, Е.Я. Воспитание в лицеях Франции: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Я. Орехова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999. — 18 с.
- Орлов, A.A. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / A.A. Орлов // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 60−68.
- Педагогика ненасилия: реалии и перспективы. М., 1993. — 114 с.
- Пелтонен, Э. Будущее и вопросы воспитания / Э. Пелтонен // Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики. М.: Владос, 1999. — С. 30−37.
- Пинский, A.A. Вальдорфские школы как альтернатива традиционному образованию / A.A. Пинский // Вестн. высш. шк. 1991. — № 8. — С. 38−44.
- Пинский, A.A. К истории Московской Свободной вальдорфской школы / A.A. Пинский // Наша шк.: Альм. 1997. — № 4. — С 3−20.
- Полонский, В.М. Методы исследования проблем образования / В. М. Полонский // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 10−15.
- Пуляев, В.П. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании / В. П. Пуляев // Социально-полит, журн. 1998. — № 3. — С. 3−16.
- Речицкая, Е.Г. Гуманистическая тенденция современных образовательных систем (в отечественной и штейнеровской школах) / Е. Г. Речицкая // Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики. М.: Владос 1999.-С. 7−18.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1989. 416 с.
- Рубинштейн, С.Л. Психология умственно отсталого школьника / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1986. — 190 с.
- Сизелеская, И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И. Н. Сизелеская, Л. И. Новикова // Педагогика. 1998. -№ 7.-С. 14−20.
- Ситаров, В.А. Педагогика ненасилия — гуманизм в действии / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М., 1990. — 160 с.
- Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) / Под ред. В. Г. Бочаровой. М., 1990. — 33 с.
- Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — 190 с.
- Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М. П. Стурова, В. И. Силенков // Педагогика. 1999. -№ 7. -С. 38−41.
- Толстой, Л.Н. Воспитание и образование / Л. Н. Толстой // Толстой, Л.Н. / Под ред. Б. М. Храпченко. Собр. соч. в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. -Т. 16.-С. 3−28.
- Толстой, Л.Н. О народном образовании / Л. Н. Толстой // Толстой, Л.Н. / Под ред. Б. М. Храпченко. Собр. соч. в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. -Т. 16.-С. 28−65.
- Толстой, Л.Н. Прогресс и образование / Л. Н. Толстой // Толстой, Л.Н. / Под ред. Б. М. Храпченко. Собр. соч. в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. — Т. 16. — С. 66−96.
- Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Изд-во АПН СССР- Педагогика, 1989. — 544 с.
- Ушинский, К.Д. Педагогические статьи 1857−1861 гг. / К.Д. Ушин-ский // Ушинский, К. Д. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-656 с.
- Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психологии. 1998. -№ 1.-С. 3−19.
- Филиппов, В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание / В. М. Филиппов // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 65−68.
- Филонов, Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 35−40.
- Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальности и тенденции развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 45−51.
- Филонов, Г. Н. Состояние социума и воспитание / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 26−31.
- Филонов, Г. Н. Актуальные проблемы социальной работы в России / Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 29−34.
- Фокин, В.А. Теория и практика нравственного воспитания учащихся профтехшколы / В. А. Фокин. М.: Высш. шк., 1992. — 138 с.
- Фокин, И.В. Американский опыт социально-геронтологической работы и возможности его использования в России /И.В. Фокин // Социальная работа с пожилыми в США: Сб. статей. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002. — С. 261−282.
- Цырлина, T.B. Путешествие в страну «Фантазию» или коротко о валь-дорфской школе / Т. В. Цырлина // Начальная шк. 1994. — № 4. — С. 3−5.
- Черкасова, О.В. Педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Черкасова. М., 1995.- 18 с.
- Шилова, Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся / Т. А. Шилова // Педагогика. 1996. — № 3. -С. 25−30.
- Школьные реформы в развитых странах Запада: Учеб. пособие. М., 1992.- 157 с.
- Штейнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1992. — 248 с.
- Штейнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1993. — 32 с.
- Штейнер, Р. Духовное обновление педагогики / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1995.-251 с.
- Штейнер, Р. Духовно-душевные основы педагогики / Р. Штейнер. -Калуга, 1997.- 140 с.
- Штейнер, Р. Истина и наука / Р. Штейнер. М.: Изд-во Центра валь-дорф. педагогики, 1992. — 49 с.
- Штейнер, Р. Лечебно-педагогический курс / Р. Штейнер. Калуга: Духовное познание, 1995. — 245 с.
- Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1994. — 75 с.
- Штейнер, Р. Общее учение о человеке как основа педагогики / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1999. — 395 с.
- Штейнер, Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1997.
- Штейнер, Р. Познание и посвящение / Р. Штейнер. М.: Изд-во Центра вальдорф. педагогики, 1992. — 43 с.
- Штейнер, Р. Познание человека и учебный процесс / Р. Штейнер. -М.: Парсифаль, 1998. 126 с.
- Штейнер, Р. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1995. — 207 с.
- Штейнер, Р. Социальное будущее / Р. Штейнер. Калуга: Духовное познание, 1993. — 220 с.
- Штейнер, Р. Философия свободы / Р. Штейнер. Калуга: Духовное познание, 1994. — 236 с.
- Штейнер, Р. Здоровое развитие (телесно-физическая основа свободного проявления душевно-духовного) / Р. Штейнер. Калуга, 1995. — 196 с.
- Штокмайер, К. Материалы к учебным программам вальдорфской школы / К. Штокмайер. М., 1995. — 412 с.
- Шуберт, Э. Начальное обучение математике для вальдорфских школ / Э. Шуберт. СПб., 1994. — 87 с.
- Яркина, Т.Ф. Радуйся жизни и помоги жизни / Т. Ф. Яркина // Социальная работа. 1992. — № 1. — С. 65−69.
- Anweiler, О. Bildungspolitik in Deutschland 1945−1990/ О. Anweiler. -Bonn, 1992.-574S.
- Arbaitsgruppe Bildungsbereit am Max Planck Institute fur Bildungsforschung: Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen und Entwicklungen in Heberblick. — Reinbek, 1994. — 350S.
- Fuchs, H.-W. Bildungspolitik seit der Wende / H.-W. Fuchs, R. Lutz. -Opladen, 1995.-442S.
- Fuchs, H.-W. Bildung und Wissenschaft seit der Wende. Zur Transformation des deutschen Bildungssystems / H.-W. Fuchs. Opladen, 1997. — 337S.
- Fuehr, Ch. Deutsches Bildungswesen seit 1945. Grundzuege und Probleme / Ch. Fuehr. Neuwied, 1977. — 250S.
- Gesetz uber das einheitliche sozialistische Bildungssystem vom 25. Februar 1965. Gesetzblatt der DDR 1965. I. — 167S.
- Petersen, J. Bildung und Deutschland. Eine Entscheidungshilfe fur Eltern, Lehrerinnen und Schulerinnen, 3 Bde. / J. Petersen, G.-B. Reinert. Donauwoerth 1996/1998.-321S.
- Steiner, R. Die Jugendzeit Rudolf Steiner in Osterreich 1861−1890 / R. Steiner// Steiner, R. Drei Bieldbande. Novalis, 1975. — Bd 1. — 128S.
- Steiner, R. Das winken Rudolf Steiners von 1890−1907. Weimar und Berlin / R. Steiner // Steiner, R. Novalis, 1975. — Bd 2. — 120S.
- Steiner, R. Drei Bieldbande zu Rudolf Steiners Lebensgang. Anhang von Rudolf Steiners Selbstbiographie: «Mein Lebensgang» / R. Steiner. Novalis, 1975.-93S.
- Schwerin, E. Die Einrichtung des Religionsunterrichtes in den neuen Bundeslandern / E. Schwerin, 1992. 323S.
- Social Work Education in Europe. A Comprehensive Description of Social Work Education in the 21 European Countries / Eds. H.I. Braums & D. Cramer. -Frankfurt/Main, 1986. 96p.
- Steiner, R. Das Tonerlednis im Menschen: Eine Grundlage fur die Pflege des musikalischen Unterrichts: Zwei Vortrage am 7 u. 8 Marz 1923 fiir die Lehrenden der Freien Waldorfsch. und Eurythmiesch. in Stuttgart / R. Steiner. Dornach, 1966. — 23S.
- Steiner, R. 1861−1925. Skizzen zu den Eurythmiefiguren / R. Steiner. -Dornach, 1957. -38S.
- Steiner, R. Die Erziehung des Kindes vom Gesichts punkte der Geisteswissenschaft: Ein Vortrag uber Padagogik: Padagogik und Kunst. Padagogik und Moral / R. Steiner. Dornach, 1978. — 62S.
- Steiner, R. Die Kernpunkte der Sozialen Frage in den Lebensnotwendigkeiten der Gegenwart und Zukufit / R. Steiner. Dornach, 1976. — 21 OS.
- Steiner, R. Die Metodik des Lehrens und die Lebensbedingung^ des Erziehens. Funf Vortrage, gehalten in Stuttgart vom 8 bis 14 April. 1924 / R. Steiner. Dornach, 1974. — 75S.
- Steiner, R. Erziehungskunst Metodisch Didactisches. Vierzehn Vortrage, gehalten in Stuttgart vom 21 Aug. bis 5 Sept. 1919 / R. Steiner. — Dornach, 1974. -123S.
- Steiner, R. Geisteswissenschaftliche. Impuls zur Entwichelung der Physik. Erster naturwissenschaftlicher Kurs. Zehn Vortrage, gehalten in Stuttgart / R. Steiner. Dornach, 1964. — 98S.
- Steiner, R. Heilpadagogischer Kursus. Zwolf Vortrage, gehalten in Dornach vom 19. Jun. bis 7 Jul. 1924 vor Arzten und Heilpadagogen / R. Steiner. -Dornach, 1975. -240S.
- Steiner, R. Notwendigkeit und Freiheit im Veltengeschehen und im menschlichen Handeln. Funf Vortrage, gehalten in Berlin vom 25. Jan. bis 8 Febr. 1916 / R. Steiner. Dornach, 1960. — 72S.
- Steiner, R. Schulungsskizzen fur Maler «Naturstimmungen» / R. Steiner. -Dornach, 1962.-42S.
- Weishaupt, H. / Aspekte der aktuellen Schulenwicklung in den neuen Landern / H. Weishaupt, P. Zedier. Weinheim, Munchen, 1994. — 270S.
- Zedier, P. Strukturprobleme, Disparitaeten, Grundbilding in der Sekundarstufe I / P. Zedier. Weinheim, 1992. — 146S.