Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования изложены в докладах на международных научно-практических конференциях: «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 2005), «Проблемы биологии, экологии и образования: история и современность» (Санкт-Петербург, 2006), XI Международная научно-практическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития экологической культуры 15 учащихся краеведческими средствами
    • 1. 1. Экологическая культура подростков — структура и компоненты
    • 1. 2. Школьное краеведение в контексте экологического 31 образования
    • 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование краеведческих 40 средств развития экологической культуры подростков
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по развитию 88 экологической культуры учащихся краеведческими средствами
    • 2. 1. Модель развития экологической культуры подростков 88 краеведческими средствами
    • 2. 2. Педагогические условия, способствующие развитию 114 экологической культуры подростков краеведческими средствами
    • 2. 3. Диагностика эффективности модели развития экологической 136 культуры подростков краеведческими средствами
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Экологическое образование сегодня претерпевает ряд существенных изменений. По мнению многих исследователей (Д.С. Лихачев [115], Н. И. Кужанова [107], А. Н. Захлебный [78], Н. М. Мамедов [121, 122]), социальный заказ на экологическое образование в России, который существует уже более тридцати лет, эволюционировал от простого требования включить в его содержание основы охраны природы к заказу на формирование личности с высоким уровнем развития экологической культуры.

Данные изменения поставили ряд новых задач перед педагогикой, вытекающих из того, что наша цивилизация для обеспечения своего дальнейшего существования должна опираться в первую очередь на глубокое понимание места человека в окружающем мире.

Наличие у школьников экологического знания само по себе не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Добиться сохранения биосферы возможно только при коренной перестройке мировоззрения людей, их материальных и духовных ценностей на основе формирования экологической культуры. Только по-настоящему экокультурное человечество будет способно выстроить коэволюционные отношения между природой и обществом.

Современное общество изобилует примерами потребительского отношения к природе. В этой связи нельзя умалить педагогического значения развития добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем пробуждения у него ощущения ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему миру.

Современные исследования в области теории экологического образования отражают вопросы влияния отношений к природной среде на развитие личности (С.Н. Глазычев [54], В. А. Кобылянский [100] и др.). Новый виток в формировании экологической культуры у школьников опирается на гуманистическую сущность образования. По мнению Н. М. Мамедова [125, с. 4] экологическое образование сегодня может дополняться образами искусства и литературы, что позволяет сократить разрыв между логической и образной формами познания действительности.

Однако, как показывает практика, учащиеся хотя и усваивают экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По этой причине возникает необходимость поиска новых подходов и средств, которые способствовали бы более эффективному развитию экологической культуры учащихся. К их числу на наш взгляд можно отнести краеведческие средства. О важности использования краеведческого подхода в обучении и воспитании говорили отечественные педагоги (Н.П. Анциферов [8], A.M. Большаков [23], Б. Г. Иоганзен [86, 87], И. С. Матрусов [129], А. П. Пинкевич [163], Н. К. Пиксанов [162], А. В. Родин [185], Д. Д. Семенов [195] и др.).

ЮЛ. Хотунцев [236, с. 421], рассматривая условия формирования личности с высоким уровнем экологической культуры, отмечает важность ознакомления ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает.

С.Д. Дерябо [66, с. 438] считает культурным человеком того, кто независимо от профессии знает историю своего города, региона, национальные традиции своего народа, может рассказать о местных архитектурных памятниках и т. д. В этом смысле эколого-краеведческая деятельность учащихся может явиться одним из факторов формирования экологической культуры.

Существенным в направлении освоения эко-культурных традиций региона является использование материалов школьных краеведческих музеев, как статических образовательных, так и динамичных комплексов в виде памятников природы. Общие направления осуществления учебно-воспитательной деятельности на базе школьных музеев отражены в работах А. В. Бакушинского [18], В. П. Герасимова [49], .А. Кудриной [138], З.А.

Огризко [149], А. И. Персина [161], Н. И. Решетникова [183], В. Н. Столетова [244], Б. А. Столярова [213], В. Е. Туманова [223, 224], С. О. Шмидт [247] и др.

У истоков школьного экологического краеведения стояли ученые, методисты экскурсионного дела, А .Я. Герд [50], И. И. Полянский [166], Б. Е. Райков [180]. Совместное использование понятий «экология» и «краеведение» впервые было предложено П. В. Ивановым [85] в 70 — х г. г. XX века, и в дальнейшем оно вошло в научную литературу как «экологическое краеведение».

Современные представления в области теории и практики школьного краеведения отражены в исследованиях Т. А Бабаковой [14], Г. Н. Ищук [89], Я. О. Погореловой [164], М. А. Солонович [208], В. В. Степаненкова [212], И. Ф. Хариной [232] и др.

Данные исследования, несомненно, способствуют накоплению и систематизации научной информации по исследуемой проблеме.

Пространство развития экологической культуры объёмно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания. Среди всего многообразия, социальных институтов система экологического дополнительного образования учащихся занимает особое место, так как воспитательное воздействие происходит в тот период жизни ребёнка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям.

В то же время на наш взгляд, руководствуясь тем, что в подростковом возрасте учащиеся уже имеют определенный уровень экологической культуры, который они приобрели в ходе учебной работы в школе, выход на более высокий ее уровень возможен в рамках внешкольной деятельности экологического характера.

Эколого-образовательные потребности и интересы учащихся могут быть удовлетворены полнее при кооперации образовательных ресурсов. Активная внешкольная деятельность и наличие блока дополнительного образования, могут явиться значимым резервом в формировании и развитии экологической культуры.

Однако, анализ научных исследований в области формирования и развития у школьников экологической культуры, а так же педагогического опыта позволяет сделать вывод о недостаточности использования потенциала учреждений дополнительного образования в этой деятельности. Это позволило определить ряд противоречий между:

— потребностью общества в необходимости развития экологической культуры подростков и отсутствием научных подходов к организации такой работы, в условиях учреждений дополнительного образования — эколого-туристических станций;

— традиционными подходами к использованию краеведческих средств, в системе дополнительного образования и необходимостью поиска новых педагогических технологий их использования, направленных на развитие экологической культуры подростков;

— функциональными возможностями краеведческих средств в развитии экологической культуры учащихся и неразработанностью педагогических условий, способствующих данному процессу в рамках дополнительного экологического образования подростков.

На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование средств краеведения в целях развития экологической культуры учащихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.

Цель исследования — разработка и реализация модели развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами, выявление и обоснование педагогических условий, способствующих этому процессу.

Объект исследования — развитие экологической культуры учащихся.

Предмет исследования — педагогические условия развития экологической культуры подростков краеведческими средствами в системе дополнительного образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделить содержательные компоненты развития экологической культуры подростковразработать педагогическую модель развития экологической культуры подростков краеведческими средствамиопределить краеведческие средства, наиболее эффективно способствующие развитию экологической культуры подростков, применительно к практике учреждений дополнительного экологического образованияразработать и апробировать программу развития экологической культуры подростковвыявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному развитию экологической культуры подростковэкспериментально проверить эффективность разработанной модели.

При проведении исследования мы исходили из следующей гипотезы: процесс развития экологической культуры краеведческими средствами будет более эффективным, если:

• выделенные компоненты экологической культуры явятся содержательной основой процесса развития экологической культуры подростков;

• разработанная модель развития экологической культуры подростков краеведческими средствами, послужит основой данного процесса в реальной педагогической практике эколого-туристической станции;

• выявленные краеведческие средства, такие как: эколого-краеведческие игры, экскурсионно-туристический поход, летний экологический лагерь, музей природы, будут использованы с учетом психологических особенностей подросткового возраста;

• в основе процесса развития экологической культуры подростков будет использована комплексная программа развития экологической культуры «Эколог-краевед».

• выявленные педагогические условия будут способствовать более эффективному развитию экологической культуры учащихся.

• Теоретико-методологической основой исследования являются: философско-педагогические концепции, раскрывающие необходимость реализации деятельностного подхода в воспитании и обучении в единстве с личностным (П.П. Блонский [30J, Н. К. Крупская [109], Б. Т. Лихачев [117], П. Ф. Лесгафт [115], С. Т. Шацкий [240], В. А. Сухомлинский [217], К. Д. Ушпнский [227, 228] и др.) — социально-философские концепции экологической культуры, раскрывающее ее место в системе общечеловеческой культуры (В.Н. Вернадский [39], В.И. Данилов-Данильяп [63], Л. И. Куракова [111], А. С. Мамзин [126], Н. Н. Моисеев [132, 133], М. Ф. Ярошенко [257] и др.) — современные концепции формирования экологической культуры школьников (С.Д. Дерябо [66], А. Н. Захлебный [79], И. Д. Зверев [81, 251], И. Н. Пономарева [171, 172], И. Т. Суравегина [216], и др.) — психолого-педагогические исследования в области развития и формирования социально-познавательных мотивов в деятельности (Л.С. Выготский [46], В. В. Давыдов [62], А. Н. Леонтьев [114], А. Г. Маслоу [127], С. Л. Рубинштейн [186], и др.) — теоретические основы школьного краеведения и музейной педагогики (И.С. Матрусов [129],.

Б.Г. Иоганзен [86], Д. В. Кацюба [95], Н. И. Решетников [183], А. Е. Ставровский [210], Б. А. Столяров [213], В. Н. Столетов [244], К. Ф. Строев [215], С. О. Шмидт [247] и др.).

Методы исследования:

Теоретические: изучение передового педагогического опыта, систематизация, сравнение, обобщение, системный анализ, ретроспективный анализ, моделирование. Анализ и обобщение личного опыта деятельности автора в качестве педагога дополнительного образования, организатора и руководителя краеведческого общества учащихся, преподавателя дисциплины «Экология человека» в ГОУ ВПО Борисоглебский государственный педагогический институт.

Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, контент-анализ, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования:

Учащиеся краеведческих обществ «Эколог-краевед», «Тяма», «Краевед» на базе МОУ ДОД Центра внешкольной работы г. Борисоглебска, учащиеся школы-гимназии № 1, занимающиеся в научных обществах «Искатель», «Варварино», учащиеся МОУ СОШ г. Борисоглебска № 3, № 4, № 5, № 9, являющиеся членами актива школьных музеев, принимавшие участие в городских краеведческих сборах, викторинах, конкурсах. Учителя школ города и округа (16 человек). Всего 320 человек.

Работа выполнялась в три этапа:

Первый этап (2004;2005 гг.). Проводился анализ педагогических исследований и научно-педагогической литературы по проблеме исследованияпроводился качественный и количественный анализ школьных музеев Воронежской области, с целью выяснения степени востребованности базы комплексных краеведческих, естественнонаучных музеев в учебно-воспитательном процессе по развитию экологической культурыизучались формы, средства и методы работы с учащимися на базе школьных музеев Воронежской области. Определялся объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

Второй этап (2006;2008 гг.). Разрабатывалась и внедрялась модель развития экологической культуры краеведческими средствами. Создавался методический комплекс, разрабатывались диагностические материалы, осуществлялась апробация методического комплекса на экспериментальных площадках, проводился анализ продуктов творческой деятельности школьников эколого-краеведческого характера, проводился мониторинг уровня развития экологической культуры учащихся в процессе деятельности эколого-краеведческой направленности. Осуществлялась работа по публикации материалов исследования.

Третий этап (2009;2010 гг.). Обобщались и анализировались опытно-экспериментальные данные, выявлялись педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня экологической культуры учащихся средствами краеведения, оформлялся текст диссертации, осуществлялось внедрение научно-методических разработок в педагогическую практику образовательных учреждений Воронежского региона.

Научная новизна исследования. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

1. Выделены содержательные компоненты экологической культуры подростков.

2. Разработана и экспериментально проверена модель развития экологической культуры подростков краеведческими средствами, содержательно обоснованы этапы формирования экологической культуры подростков, определены критерии развития экологической культуры подростков и диагностический инструментарий, позволяющий изучить динамику развития экологической культуры.

3. Выделен комплекс краеведческих средств, используемый в образовательном процессе эколого-туристической станции, способствующий более успешному развитию экологической культуры подростков.

4. Разработана и апробирована комплексная программа развития экологической культуры подростков.

5. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию экологической культуры подростков краеведческого общества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в разработку теоретических основ развития экологической культуры учащихся применительно к условиям учреждений дополнительного образования:

— расширены представления о школьном музее как педагогическом средстве развития экологической культуры подростков;

— выделен комплекс краеведческих средств, способствующих более успешному развитию экологической культуры подростков в образовательном процессе учреждений дополнительного образования;

— разработана модель развития экологической культуры подростков краеведческими средствами;

— выделены педагогические условия, способствующие более эффективному развитию экологической культуры подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты используются в образовательном процессе эколого-краеведческой станции:

1. Разработана и апробирована комплексная программа развития экологической культуры подростков «Эколог-краевед».

2. Разработан и апробирован образовательный проект «Эколог-краевед» в системе «учреждение дополнительного образования школьников — вуз».

3. Издано учебно-методическое пособие «Внеклассная работа: эколого-краеведческая и музейная деятельность учащихся».

Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологическим подходом при осуществлении анализа исходных теоретических позиций по проблеме исследования, адекватностью выбранных методов исследования с учетом поставленных задач, подбором диагностического инструментария с учетом психологических особенностей участников эксперимента, репрезентативностью опытно-экспериментальных данныхмноголетним опытом экспериментатора в качестве педагога дополнительного образования, а также преподавателя курса специализации «Экология человека» у студентов факультета биологии ГОУ ВПО «Борисоглебского государственного педагогического института».

Положения, выносимые на защиту:

1. В структуре экологическоГг культуры подростков выделены две группы содержательных компонентов: практико-знаниевые — когнитивный (экологические знания, характеризующие природу, человека, общество и производство в их взаимосвязи), нормативный (система норм и правил поведения экологического характера), деятельностный (умения и навыки охраны окружающей среды), а также духовно-нравственные — аксиологический (ценностные ориентации на идеалы устойчивого развития общества и природы, этические принципы взаимоотношения с окружающей средой), рефлексивный (внутренняя готовность, желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в экологических поступках, деятельности по охране природной среды).

2. Модель развития экологической культуры подростков краеведческими средствами включает: цель — развитие экологической культуры подростков краеведческими средствамизадачи — усвоение подростками знаний эколого-краеведческого содержания, осуществление природоохранной деятельности, развитие потребности в гармоническом взаимодействии природы и личности, гуманно-ценностном отношении к культурно-природному наследиюпринципы — от глобального к локальному (Д.С. Лихачев, И. С. Матрусов, М.П. Мохначева), единства когнитивного, эмогщонального и деятельностиого аспектов в эколого-краеведческой работе, креативности, гуманитаризации экологического сознания.

Выделены три этапа развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: установочный, активно-деятельностный, рефлексивно-трансформирующий.

Определены критерии развития экологической культуры подростков. К ним относятся: практико-когнитивный, мотивационно-смысловой, 1}енностный.

Выявлены уровни развития экологической культуры подростков: низкий (нестабильный), средний (ситуативно-стабильный), высокий (устойчивый).

3. Краеведческими средствами развития экологической культуры подростков являются: эколого-краеведческие игры, экскурсионно-туристический поход, летний экологический лагерь, музей природы. Данные средства эффективно используются в рамках образовательного процесса эколого-туристической станции в краеведческом обществе учащихся (КОУ).

4. Комплексная программа развития экологической культуры подростков «Эколог-краевед» включает:

— образовательную программу, рассчитанную на учащихся 12−15 лет, реализация программы осуществляется в течение 2 —х лет по блокам;

— программу работы профильного лагеря на базе Хоперского государственного природного заповедника, предусматривающую организацию деятельности подростков по схеме: «теория — практика — воспитательное мероприятие»;

— образовательный проект, который основывается на интеграции взаимодействия по вопросу развития экологической культуры подростков с учреждением высшего профессионального образования факультетом биологии ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт».

5. Педагогическими условиями, способствующими развитию экологической культуры учащихся в рамках краеведческого общества, выступают: высокий уровень экологической культуры педагогаактуализация потребности подростков в эколого-краеведческой деятельностисоздание развивающей музейно-краеведческой средысочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы по развитию экологической культуры подростковэтапность использования краеведческих средств.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования изложены в докладах на международных научно-практических конференциях: «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 2005), «Проблемы биологии, экологии и образования: история и современность» (Санкт-Петербург, 2006), XI Международная научно-практическая конференция (Пенза, 2006) — в докладах на конференциях всероссийского и регионального уровней: «Музеи и музейная педагогика: формы и методы деятельности в свете современной образовательной парадигмы» (Воронеж, 2005), «Изучение и охрана культурного и природного наследия средствами краеведения» (Борисоглебск, 2007), «Социально-экологические проблемы малого города» (Балашов, 2008). Материалы и методы исследования находят свое применение в практике образовательных учреждений Воронежского региона.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 257 источника, 11 приложений. В приложении содержатся: список школьных музеев по Воронежской области, комплексная программа развития экологической культуры «Эколог-краевед», диагностические материалы, авторская разработка положения о конкурсе «Моя малая Родина». Текст диссертации изложен на 202 страницах и включает 19 таблиц и 12 рисунков.

Выводы по II главе.

На основе теоретического анализа была построена и внедрена в практику модель развития экологической культуры краеведческими средствами, которая позволила решить задачи по развитию экологической культуры подростков обучающихся в краеведческом обществе в условиях образовательного процесса эколого-туристической станции.

Основополагающие принципы развития экологической культуры краеведческими средствами: от глобального к локальному, единства когнитивного и эмоционального и деятельностного аспектов в работе краеведческого характера, креативности, гуманитаризации экологического сознания, явились методологической основой комплексной программы «Эколог-краевед».

Ряд конструктивных идей, заложенных в содержании комплексной программы «Эколог-краевед», позволило комплексно решить поставленные педагогические задачи. Освоение программы осуществлялось поэтапно. Нами были выделены пять блоков освоения программы, которые коррелировались с этапами развития экологической культуры: установочным, активно-деятельностным, результативно-трансформирующим. Важным для достижения цели явилось поэтапное и системное использование краеведческих средств.

На первом этапе — установочном большое значение мы уделяли созданию позитивного эмоционально-психологического климата, мотивации изучения и охраны природы в рамках работы в краеведческом обществе. На этом этапе нами использовались эколого-краеведческие игры и экскурсионно-туристические походов.

Второй этап активно-деятелъностный связан с приобретением навыков и умений, приобщение к природоохранной деятельности. На этом этапе использовались все краеведческие средства.

Третий этап — результативно-трансформирующий включал кропотливую, творческую работу по анализу собранного материала, трансформацию собранного материала в творческий продукт в виде научного доклада, разработанной экскурсия, создания музейного стенда, экспозиции, статьи. На этом этапе приоритет отдавался краеведческому поиску и музейной работе.

Реализация программы работы летнего экологического лагеря на базе Хоперского государственного природного заповедника в рамках блока «Полевая практика» способствовала интеллектуальному развитию учащихся, удовлетворению их познавательных интересов, обогащению нравственного опыта взаимодействия с природой, накоплению материалов по экологии, природе родного края, пополнению фондов музея «Природы Приворонья», обеспечению наглядности для проведения занятий.

Интеграция в работе с учреждением высшего профессионального образования факультетом биологии ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», за счет реализации образовательного проекта «Эколог-краевед» позволило осуществить различные варианты взаимодействия между участниками краеведческого общества и студентами факультета биологии. Это позволило сформировать действия по установлению и поддержанию межличностного общения, что немаловажно, как для воспитанников краеведческого общества, так и для студентов педагогического вуза, в плане «человековедческой» подготовки, приобретения опыта шефской работы.

Созданный нами эколого-этнокультурный центр, объединяющий работу нескольких краеведческих объединений учащихся, функционирующих на базе краеведческих музеев центра внешкольной работы, способствовал интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющей содержания программы «Эколог-краевед», реализации принципа гуманитаризации, созданию уникальной музейно-краеведческой среды.

Большую роль в достижении поставленной цели сыграли, выделенные нами педагогические условия:

— высокий уровень экологической культуры педагога;

— создание развивающей музейно-краеведческой среды;

— актуализация потребности подростков в эколого-краеведческой деятельности;

— сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы по развитию экологической культуры подростков;

— этапностъ использования краеведческих средств в процессе развития экологической культуры;

В ходе развивающего эксперимента осуществлялась последовательная реализация модели развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами с учетом всех педагогических условий.

Диагностика уровня экологической культуры в экспериментальной группе, по трем, выделенным нами критериям, показала статистически значимый эффект по трем критериям.

Результаты экспериментального исследования оказались положительными и подтвердили теоретическую и практическую обоснованность модели, педагогических условий развития экологической культуры эколого-краеведческими средствами.

Заключение

.

Развитие и улучшение экологического воспитания и обучения в нашей стране обусловлены законодательством. Развитие экологической культуры подростков важная основа процесса гармонизации взаимодействия общества с природой. Существенным в этом процессе является обращение к истокам природно-культурного взаимодействия.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В структуре экологической культуры выделены содержательные компоненты: практико-знаниевые (когнитивный, нормативный, деятелъностный), а также духовно-нравственные (аксиологический, рефлексией ы и).

2. В условиях духовно-нравственного кризиса российского общества особое значение приобретает гуманитарный ориентир экологического образования. В этой связи в процессе по развитию экологической культуры и обогащения учащихся опытом экологически целесообразного взаимодействия человека с окружающей средой родного края, применительно к образовательной практике учреждений дополнительного образования, целесообразно использовать краеведческий подход. Краеведение позволяет выйти за пределы цикла естественнонаучных дисциплин и акцентировать внимание на эмоциональной и духовно-нравственной функции экологического образования.

3. Применительно к образовательному процессу эколого-туристической станции, при условии организации и функционировании краеведческого общества учащихся (КОУ) и с учетом педагогических особенностей подросткового возраста для развития экологической культуры необходимо использовать комплекс краеведческих средств: эколого-краеведческая игра, экскурсионно-туристический поход, летний экологический лагерь, музей природы. Школьный краеведческий музей (в нашем случае эколого-этнокультурный центр) и работа школьников на его базе, является адекватным средством развития экологической культуры.

4. Показано, что реализация модели развития экологической культуры краеведческими средствами способна существенным образом повысить уровень экологической культуры учащихся краеведческого общества.

5. Педагогическими условиями, способствующими развитию экологической культуры учащихся краеведческого общества, выступают: высокий уровень экологической культуры педагогасоздание развивающей музейно-краеведческой средыактуализация потребности подростков в эколого-краеведческой деятельностисочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы по развитию экологической культуры подростковэтапность использования краеведческих средств в процессе развития экологической культуры.

6. Результаты опытно-экспериментального исследования оказались положительными и показали, что при реализации модели наблюдается эффективная динамика роста уровня экологической культуры по всем, обозначенным критериям, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

В ходе проведенного исследования обозначились новые актуальные проблемы, которые еще предстоит решать: каковы особенности педагогических условий развития экологической культуры эколого-краеведческими средствами для других возрастных групп, будет ли эффективна данная модель и педагогические условия ее реализации в условиях школы.

Открытым и не решенным остается вопрос подготовки педагогических кадров способных и готовых к осуществлению эколого-краеведческой работы, владеющих методами «музейной педагогики», способных организовать работу школьного музея, владеющих краеведческими средствами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Спутник школьника-краеведа / A.M. Аббасов- под ред. Р.Г. Демидова- Предисл. В. Пескова. М.: 1996. — 96 с.
  2. В.П. Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики / В. П. Александрова, Н. Т. Гуревичева, Н. П. Теплякова, JI.A. Зыкова, Н. В. Петрушева // Биология в школе. 2008. — № 5.- С. 40−43.
  3. JI. Школьный музей в организации летнего отдыха учащихся / JI. Александрова // Воспитание школьников. 2007. — № 5 — С. 44−48.
  4. В.П. Экология человека / В. П. Алексеев, Ю. П. Пивоварова. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗР, 2001. — 640 с.
  5. Е.В. Школьные музеи в новом информационном пространстве / Е. В. Алексеева, П. Ю. Белкин // Директор школы. 2006. — № 1. — С. 86.
  6. Е.А. Сенсорно-экологический подход к проектированию содержания образования / Е. А. Алисов // Наука и школа. — 2006. № 5. — С. 2−4.
  7. Н.А. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края / Н. А. Антимонов. М.: Учпедгиз, 1963. — 134 с.
  8. А.Ю. Летний туристко-краеведческий лагерь как среда самореализации подростков / А. Ю. Архипов // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 8. — С. 64−67.
  9. Асафова Е. В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов / Е. В. Асафова (http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl233.htm).
  10. Т.А. Экологическое краеведение в школе / Т. А. Бабакова. — Петрозаводск: Карелия, 1981.-61 с.
  11. Бакулина 3. Профильный лагерь «Этнограф» / 3. Бакулина, Е. Мельникова // Народное образование. 2007. — № 3. — С. 226−229.
  12. А.В. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музеи будущего / А. В. Бакушинский // Исслед. и ст.: изобр. искусствовед, тр. -М.: 1981.-246 с.
  13. В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / В. В. Балабанова и др. Волгоград: Учитель, 2002. — 154 с.
  14. Е.В. Формирование готовности студентов-биологов к эколого-краеведческой деятельности в школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Баландина. Калуга, 2003. — 22 с.
  15. JI.K. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / JI.K. Балясная, Ю. А. Беляев, И. Я. Берман и др. / сост.Л.И. Филатова- под ред. Л. К. Балясной. -М.: Просвещение, 1975.-256 с.
  16. Н.С. Родные просторы: для 7−8 кл. / Н. С. Бевз, Н. И. Коржов, Г. Ф. Чистоклетов. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 97 с.
  17. JI.A. Музей комнатных растений (из опыта работы) / JI.A. Берснева // Биология в школе. 2006. — № 4, — С.59−60.
  18. A.M. Введение в краеведение / A.M. Большаков. — М.: Изд. АПН, 1928.-С. 192−196.
  19. В.Д. Культура общения с природой / В. Д. Бондаренко. М.: Агропромиздат, 1987. — 174 с.
  20. В.Е. Введение в природоохранную эстетику / В. Е. Борейко. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. — 198 с.
  21. О.Ф. Интеграция как способ обновления содержания дополнительных образовательных программ (из опыта работы) / О. Ф. Борисенко // Образование в современной школе. 2009. — № 5. — С. 48−50.
  22. С.А. Формирование экологической культуры подростков на основе личностно ориентированных воспитательных ситуаций : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Бортникова. Воронеж, 2008. — 24 с.
  23. Боч Г. Н. Почвенные экскурсии школьного типа / Г. Н. Боч // Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей- под ред. проф. Б. Е. Райкова. С. 325−351.
  24. П.П. Избранные педагогические соч. / П. П. Блонский. М.: Изд. АПН, 1961.-С. 362.
  25. Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. -М.: Владос, 2004. 192 с.
  26. Т.П. Личностно ориентированный подход в формировании экологической культуры школьников: монография / Т. П. Буренина. -Борисоглебск: БГПИ, 2006. 151 с.
  27. A.M. Экологическое образование и экосообразная культура / A.M. Буровский // Экологическая культура и образование: тезисы докладов Сессии Научного Совета по проблемам экологического образования РАО. М., 1998.-С. 27−29.
  28. Е.Г. Музей и школа / Е. Г. Ванслова. — М.: Просвещение, 1985. —213 с.
  29. В.П. Избранные педагогические сочинения / редколлегия М. И. Кондаков и др. — М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  30. А.В. Поход за радостью из опыта организации летнего экспедиционного отряда школьников / А. Веденеев // Народное образование. -2007. -№ 3.- С. 180- 182.
  31. А.А. Игровые формы контекстного обучения / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1983. — 230 с.
  32. Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: автореф. дис.. докт. пед. наук / Л. П. Викторова. Санкт-Петербург, 2002. — 18 с.
  33. К.Н. Когда дело настоящее. Из опыта работы туристического лагеря (551-й школы г. Москвы) / К. Н. Волков. М.: Знание, 1963. — 48 с.
  34. Воспитание экологической культуры школьников: пособие для учителя / под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96 с.
  35. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: кн. для учителя / Б. В. Всесвятский. — М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  37. Е.Л. Музеи под открытым небом в РСМФСР / Е. Л. Галкина // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. трудов НИИ культуры. М.: 1989.-С. 87−101.
  38. Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. 2005. — № 10. — С. 7.
  39. В.П. Краеведческие музеи и школы: метод, пособие / В. П. Герасимов, З. А. Огризко. М., 1965. — 30 с.
  40. Э.В. Система «общество природа» (проблемы социальной экологии) / Э. В. Гирусов. — М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та, 1976. — 167 с.
  41. С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся / С. Н. Глазачев // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: 1997. — С. 90.
  42. М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев / М. Б. Гнедовский // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. — М.: 1985. — С. 50−58.
  43. Е.П. Экология человека: учебное пособие для вуза / Е. П. Гора. М.: Дрофа, 2007. — 540 с.
  44. Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса: учебное пособие к спецкурсу. Ленинград: ЛГПИ, 1988. — 86 с.
  45. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136с.
  46. М.И. Экскурсионное дело и нужды русской культуры / М. И. Гревс // Наука и ее работники Л.: 1924. — № 4. — С. 12−15.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  48. Данилов-Данильян В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие = Ecological ehallengeand sustainable development: учебное пособие / В.И. Данилов-Данилья. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 415 с.
  49. Е.В. Туристко-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков // дисс. канд. пед. наук 13.12.01 защищена: / Е. В. Дворянинова. Пенза, 2007. — 205 с.
  50. С.И. Изучаем край, в котором живем (из опыта работы учителей) / С. И. Дергачев. Саранск: Мордовское кн. изд., 1967. — 88 с.
  51. С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
  52. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. — М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. -310 с.
  53. Е.Н. Информационное пространство и здоровье школьников / Е. Н. Дзятковская, Л. И. Колесникова, В. В. Долгих. Новосибирск: Наука, 2002. -186 с.
  54. Дик Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: кн. совр. рук. / Н. Ф. Дик Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 345 с.
  55. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в 6−11 классах / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик изд. 2-е. — Ростов н / Д: Феникс, 2008. — 315 с.
  56. В.А. Зоологическая экскурсия в Лигово / В. А. Догель // Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей- под ред. проф. Б. Е. Райкова. Петербург: Гос. изд-во, 1921. — С. 282−318.
  57. Н.В. Уроки зачеты в биологическом музее / Н. В. Дубинина // Биология в школе. — 2006. — № 8. — С. 38−44.
  58. Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образов. / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. Н. Н. Михайлова. -М.: Владос, 2002. 352 с.
  59. А. Учреждения дополнительного образования и жизненное самоопределение школьников / А. Егорова // Воспитание школьников. — 2008. -№ 8. С. 24−27.
  60. Л.К. Возможный вариант системного подхода к изучению края / Л. К. Ермолаева // Восхождение к истокам: материалы научно-практической конференции по актуальным проблемам школьного краеведения. — Санкт-Петербург, 2005. С. 19.
  61. К. Профильный лагерь: разнообразие программ / К. Ефремов // Народное образование. 2007. — № 3. — С. 221−225.
  62. А.Н. Проблемы проектирования образования в интересах устойчивого развития // А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование. 2007. — № 1. — С. 3−6.
  63. И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: методы и средства обучения / И. Д. Зверев. М.: Центр «Экология и образование», 1993. — 88 с.
  64. А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха // Народное образование. 2008. — № 5. — С. 187.
  65. П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П. В. Иванов. -Петрозаводск: Карел, кн. изд., 1961. 182 с.
  66. .Г. Сельская школа и охрана природы: пособие для учителей / Б. Г. Иоганзен, Н. А. Городецкая. -М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
  67. П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики / П. И. Истомин. М.: Педагогика, 1987. — 94 с.
  68. Г. Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 защищена: утверждена: / Г. Н. Ищук. Санкт-Петербург, 2000.-221 с.
  69. Д.И. Образование для устойчивого развития должно учить действиям /Д.И. Кавтарадзе / Экология и культура // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2007. — вып. 38. — С. 3−4.
  70. Д.Н. К методике наблюдения птиц во время школьных экскурсий / Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей // под ред. Проф. Б. Е. Райкова. Петербург, 1921. — С. 319−325.
  71. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: кн. для учителя / О. С. Газман, З. В. Балянкина, В. М. Григорьев и др.- под ред. О. С. Газман. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  72. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев // под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  73. Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: автореф. дис. канд. философ, наук / Н. В. Картамышева. — М., 1991. 16 с.
  74. Д.В. Содержание и методика полевой практики по историческому краеведению в университете и пединституте: учеб. пособие / Д. В. Кацюба. -Кемерово: Кемер. гос. унт. каф. новейшей истории, 1992. — 84 с.
  75. С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя / С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев. М.: Горизонт, 2000. — 94 с.
  76. Н.Г. Кризис нравственности как следствие и отражение смены типа природопользования / Н. Г. Киреев // Экологическая культура и образование. — М., 1998.-С. 44−48.
  77. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссий. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин // Международная ассоциация «Развивающее обучение». — Рига: Эксперимент, 1995.-176 с.
  78. С.В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С. В. Ковшов // Вопросы образования. 2009. — № 1. — С. 211−221.
  79. Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. М.: Академия, 2004. -496 с.
  80. ЮЗ.Колотий С. В. Воспитание гражданственности школьников в условиях краеведческого общества: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Колотий. Воронеж: 2006. — 23 с.
  81. В. А. Утопическое и реальное, в учении о ноосфере / В. А. Кутырев // Природа. 1990. — № 11. — С. 4−5.
  82. ПЗ.Лахтина М. И. Отражение историко-краеведческих материалов в школьном биологическом образовании / М. И. Лахтина // Биология в школе. 2008. — № 6.- С. 22−26.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / П.Ф. Лесгафт- сост. проф. Г. Г. Шахвердов. М.: АПН РССР, 1951. — Т. 1 — 336 с.
  85. B.C. Человек, природа и воспитание / B.C. Лисицкий. М.: Изд-во МГУ, 1977.-56 с.
  86. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: учебное пособие по спец. курсу для студ. пед. инт-тов / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1979.- 167 с.
  87. Д.С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Памятники Отечества. -М.: 1980.-№ 2(2).-С. 16.
  88. Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев // Русская культура. -М.: Искусство, 2000. С. 159−173.
  89. Дж. Педагогические сочинения / Дж. Локк — вст. ст. А. Ф. Шабаевой — под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
  90. В. Виртуальный музей / В. Лукьянцев // Воспитание школьников. 2008. — № 8. — С. 6−8.
  91. А.С. Книга для родителей: собрание сочинений в 5 т.т. / А.С. Макаренко- под. общей ред. А. В. Терновского. М.: Изд.- во Правда, 1971. -Т.4−431 с.
  92. Т.А. Формирование экологической воспитанности старших подростков в школе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 защищена: утверждена: / Т. А. Маловидченко. Москва, 1999. — 172 с.
  93. Н.М. Основание экологического образования // Н. М. Мамедов // Философия экологического образования // под. ред. Н. К. Лисеева. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 72−78.
  94. Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: Российский подход / Н. М. Мамедов // Биология в школе. 2009. — № 5. — С. 36−42.
  95. А.С. Философские аспекты природы человека и его взаимодействия с окружающей средой / А. С. Мамзин // Человек и природа // отв. ред. А. В. Кацура. М.: Наука, 1980. — С. 3−15.
  96. А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. -479 с.
  97. И.С. Школа и охрана природы / И. С. Матрусов. М.: Знание, 1976.-64 с.
  98. И.С. Сущность содержания краеведческого принципа / И. С. Матрусов // География в школе. 1963. — № 3. — С. 2.
  99. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся: по материалам сайта экологической гимназии № 19 г. Минска .- (htm http://schl 13.minsk.edu.by/main.).
  100. Л. Краеведение во внеурочное время: школьное творческое объединение «Турист историк, геоэколог» / Л. Михайлова // Народное образование. — 2003. — № 3. — С. 214−215.
  101. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
  102. Н.Н. О путях развития ноосферогенеза / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1997. — № 2. — С.5−11.
  103. Н.Н. Вернадский и современность / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. М.: Наука, 1994. — № 4. — С. 7−11.
  104. А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик — под. ред. В. А. Сластенина. 5-е изд. доп. — М.: Академия, 2005. — 200 с.
  105. Музей и школа: пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.- под общ. ред. Т. А. Кудриной. — М.: Просвещение, 1985. -192 с.
  106. Музей в школе: стимул к размышлению: сборник статей- под. ред. Алексеевой Е. В. М., 2005. — 26 с.
  107. Н.А. Экскурсия по родному краю: пособие для учащихся / Н. А. Надеждина. М.: Учпедгиз, 1963. — 76 с.
  108. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов / Н. С. Назарова. М.: Высшая школа, 1989. — 104 с.
  109. На природу с классом! Праздники, игры затеи летом и осенью. Для детей от 8 до 13 лет / авт.-сост. М. С. Коган. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 190 с.
  110. Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. / Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. — Кн. 2: Психология образования. — 496 с.
  111. A.JI. Великий учитель- природа / A.JI. Низова. М.: Знание, 1971. -80 с.
  112. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  113. В.Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Паламарчук. — М.: Просвещение, 1987. —206 с.
  114. Е.А. Школьный музей / Е. А. Палаткина. М.: Светотон, 2004. -104 с.
  115. Т.Н. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников / Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова. — М.: Владос, 2000. 160 с.
  116. В.И. Экологическое образование и формирование экологического сознания / В. И. Панов // Экологическое образование. 2001. — № 1. — С. 20−22.
  117. В.И. Становление субъекта и субъективности в исследовательской деятельности / В. И. Панов // Школьные технологии. — 2008. № 4. — С.45−46.
  118. Педагогика / под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: 1988. — С. 385.
  119. Т.Н. Школьное лесничество «Лесные робинзоны» / Т. Н. Пелипенко, Н. Н. Малахова // Биология в школе. 2008. — № 3. — С.41−46.
  120. И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М.: Просвещение, 1981. — Т. 1. — 234 с.
  121. А.И. Краеведение и школьные музеи. История, теория, практика: учебно-методическое пособие / А. И. Персии. М.: ФЦДЮТ и К, 2006. — 112 с.
  122. Н.К. Горький и наука / Н. К. Пиксанов. М. — Л.: Изд-во Академия наук СССР, 1948. — 31 с.
  123. А.П. Педагогика / А. П. Пинкевич. М.: Изд. Рабпрос, 1928. — С. 160.
  124. Я.О. Формирование эколого-краеведческой культуры школьников: автореф. канд. пед. наук / Я. О. Погорелова. — Челябинск, 2005. — 22 с.
  125. По ловцов В. В. Педагогическое значение экскурсий / Школьные экскурсии их значение и организация: сборник научно-педагогических статей // под ред. проф. Б. Е. Райкова. С. 13−22.
  126. И.И. Экскурсионная хроника. Экскурсионное дело / И. И. Полянский. Л., 1921. -№ 1.-С. 18.
  127. Е.И. К вопросу об эколого-образовательному потенциалу школьных музеев / Е. И. Полянская // Экология и жизнь: сборник статей- под. ред. В. В. Арбузова. Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний, 2006. — С. 47−49.
  128. И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин Г. Д. Сидельникова- под. ред. И. Н. Пономаревой. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 272 с.
  129. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Н. Пономарева -М., 1980.-38 с.
  130. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.: под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
Заполнить форму текущей работой