Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования и ее актуальность. Принимая во внимание характер произошедших изменений в современном обществе, можно утверждать, что в начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России находится еще в стадии становления. При этом целевые установки образовательной системы делают приоритетным человеческую личность, которая должна… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ОБУЧЕНИИ ДВУХМЕРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
    • 1. 1. Теоретическое обоснование сущности понятия «творческий потенциал» и его структурные компоненты
    • 1. 2. Факторы, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала личности в процессе обучения
    • 1. 3. Модель развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике
    • 1. 4. Педагогические технологии развития творческого потенциала студентов в процессе обучения двухмерной компьютерной графике
  • Выводы по 1-й главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ДВУХМЕРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
    • 2. 1. Организация экспериментального обучения двухмерной компьютерной графике студентов педвуза
    • 2. 2. Основные критерии и уровни развития творческого потенциала студентов педвуза (констатирующий этап экспериментального исследования)
    • 2. 3. Продуктивно-деятельностная технология обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике (обучающий этап эксперимета)
      • 2. 3. 1. Содержание и организационные формы экспериментального обучения
      • 2. 3. 2. Методы и методические приемы, содействующие проявлению и дальнейшему развитию творческого потенциала студентов педвуза
      • 2. 3. 3. Система графических заданий
      • 2. 3. 4. Формы контроля учебной деятельности студентов
    • 2. 4. Анализ результатов экспериментального исследования и динамика развития творческого потенциала студентов после экспериментального обучения
  • Выводы по 2-й главе

Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Принимая во внимание характер произошедших изменений в современном обществе, можно утверждать, что в начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России находится еще в стадии становления. При этом целевые установки образовательной системы делают приоритетным человеческую личность, которая должна стать главной ценностью. Эти ориентиры подтверждаются результатами исследований теории и практики компьютеризации образования будущих учителей с целью повышения их профессиональной компетенции. На наш взгляд, в графической деятельности студентов педвуза компьютерные технологии могут способствовать наиболее эффективному развитию их личностных качеств, в том числе проявлению и развитию творческого потенциала. Кроме того, компьютерные технологии могут обеспечить единство эмоционально-мотивационных и содержательно-операционных компонентов графической деятельности студентов педвуза благодаря использованию развивающих педагогических технологий и новых компьютерных средств обучения, направленных на поиск оптимальных способов решения учебных графических задач.

Компьютерные технологии позволяют также в диалоговом (интерактивном) режиме наиболее ярко и полно воплотить творческие замыслы студентов, осуществляя компьютерную поддержку дисциплин предметного блока специальности «Изобразительное искусство», в том числе основ черчения и начертательной геометрии, рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства в зоне ближайшего развития за счет вариативности учебных и самостоятельных творческих заданий, способов и средств их выполнения.

В педагогическом вузе творческий потенциал каждого студента проявляется в особом личностном отношении к своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому, использование персонального компьютера как интерактивного средства обучения имеет непосредственное отношение к выявлению потенциальных возможностей будущего учителя и значимых для его профессии личностных качеств, разумеется, при целенаправленном педагогическом воздействии, наличии соответствующих условий и методических средств, направленных на развитие их творческого потенциала. Все это можно реализовать в процессе обучения двухмерной компьютерной графике на базе графического редактора CorelDRAW, с помощью которого можно создавать как двумерные, так и наглядные изображения, в том числе и перспективные проекции. Графический редактор CorelDraw, работающий в среде Windows позволяет также производить пространственные преобоазования. изменять оазмео. цвет, текстуру, освещение и другие характеристики отображаемого объекта, наиболее доступные для начального этапа изучения студентами возможностей компьютерной графики. При этом повышается мотивация и интерес к учению, осознание своего «Я» («Я-концепция»), формируются эвристические процессы мышления, развивается художественное творческое воображение, эстетическое отношение к действительности, внимание, память и др. Иначе говоря, все структурные компоненты творческого потенциала личности. Что особенно важно — у студентов появляется желание самостоятельно выполнять любое задание с наилучшим графическим и художественным эффектом, настраивая их на активную учебно-познавательную деятельность.

Изучение двухмерной компьютерной графики позволяет увеличить поле творчества студента, раскрепощая его образное мышление. При этом различные виды графических изображений (если они эстетически значимые) поддерживают творческую активность студента, усиливают потребность к осмыслению полученных знаний, нацеливают на самостоятельный поиск решения проблемы, способствуя не только проявлению, но и развитию творческого потенциала.

По утверждению психологов (Б.М.Мастерова, Т. А. Мерцаловой, Р. С. Немова, Г. А. Цукермана и др.), потребность в реализации потенциальных возможностей личности актуальна для обучающихся любого возраста. Она определяется ростом самосознания, переходом от внешней детерминации учебной деятельности к саморегуляции и творческому саморазвитию.

Психологические аспекты творческого саморазвития в настоящее время основательно разработаны Л. С. Выготским, И. П. Калошиной, А. Н. Леонтьевым, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономарёвым,.

С.Л.Рубинштейном. Н. Ф. Талызиной и до. На стоуктуоные компоненты творчества, его специфику и закономерности развития особое внимание обратили такие ученые, как Н. А. Венгеренко, Г. А. Давыдова, М. С. Каган, Б. М. Кедров, М. Н. Морозов, В. Ф. Овчинников, В/И.Шинкарук,.

A.Т.Шумилин. В исследованиях М. Г. Гарунова, Л. Я. Зорина, И. П. Данчук, И. Я. Лернера, М. Л. Пальянова, М. Н. Скаткина раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий моделирования учебного процесса.

Многими учеными исследовались различные аспекты, сущность и структура творческого потенциала личности (Т.Г.Браже, А. Л. Гайжутис,.

B.И.Гинецинский, С. Р. Евинзон, Е. В. Колесникова, П. Ф. Кравчук, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Лисовская, А. В. Мартынюк, М. Г. Мерзлякова, В. А. Моляко, Л. Н. Москвичева, В. Ф. Овчинников, Г. Л. Пихтовников, А. И. Санникова, А. П. Тряпицына, Е. Л. Яковлева, Н. М. Яковлева и др.). Также активно рассматривалась проблема формирования и развития творческого потенциала обучающихся в отечественных исследованиях (В.А.Варданян, И. П. Волков, С. Г. Глухова, Е. А. Глуховская, О. В. Голубов, Н. Б. Дворцова, О. А. Деноткина, И. В. Дубровина, А. Ю. Козырева,.

В.В.Коробкова, Н. С. Лейтес, А.А.Мелюс-Пашаев, В. Э. Чудновский, В. С. Шубинский и др.) и за рубежом (Дж.Гауэн, Дж. Гилфорд, Ф. Джексон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюисом и др.). Причем, исследования Л. К. Веретенникова, С. Ю. Гацук, О. В. Голубова, П. Ф. Кравчук, М. Г. Мерзляковой, Л. В. Мещеряковой, В. Г. Рындак, О. Г. Степановой, Т. И. Торгашиной непосредственно посвящены проблеме развития творческого потенциала личности студентов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творческого потенциала может осуществляться в различных видах деятельности: учебной, общественной, трудовой, художественной и др. При этом, многие ученые (В.И.Андреев, Б. Г. Ананьев. Л. Б. Богоявленская. В. В. Давыдов. Л. С. Выготский, Н. Н. Калошина, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) считают, что в развитии творческого потенциала личности основной и ведущей является учебно-познавательная деятельность, которая в большей степени, чем другие, дает возможность проявить все свои личностные качества.

В связи с тем, что в структуру творческого потенциала входят способности, немаловажное значение для нашего исследования имеют работы Л. Н. Анисимовой, Н. С. Боголюбова, В. А. Гервера, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, С. Е. Игнатьева, Ю. Ф. Катхановой, Е. И. Корзиновой, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, М. Н. Марченко, А. А. Павловой, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Шабанова, О. П. Шабановой, Е. В. Шорохова, посвященные вопросам их развития у школьников и студентов педвуза, особенно в художественно-графической деятельности.

Рассматривая возможности проявления и развития творческого потенциала личности, мы проанализировали также психолого-педагогические исследования теории и практики решения проблемы развития личности в учебно-познавательной деятельности с использованием информационных и компьютерных технологий — В. Ю. Волкова, Р. Гмох, С. И. Гудилиной, А. Л. Денисова, Р. И. Круподерова, Г. А. Кручининой, М. Н. Марюкова, Г. В. Рубина, А. В. Смирнова, Б. Е. Стариченко, Г. В. Черемных, Т. Ш. Шихнобиевой, В. Ф. Шолохович и др.

Научные основы развивающих технологий, способствующие развитию личности обучающихся, даны в трудах К. Я. Вазиной, О. И. Котляровой, Н. Е. Можар, С. В. Панюковой, Е. И. Рогова, О. К. Филатова, Р. Ш. Царевой, Т. И. Шалавиной, Р. Х. Шаймурданова, И. С. Якиманской и др.

Таким образом, сложились объективные предпосылки для теоретического рассмотрения проблемы развития творческого потенциала студентов педвуза, подготовки их к творческому саморазвитию в учебно-познавательной деятельности с использованием в обучении компьютерных технологий.

Вместе с тем, анализ научно-методических исследований и существующей практики обучения студентов педвуза позволил установить, что проблема развития их творческого потенциала на примере обучения двухмерной компьютерной графике еще никем не ставилась как самостоятельная цель исследования.

Проведенный нами мониторинг состояния подготовки студентов педвуза по компьютерной графике выявил противоречия, обусловленные несоответствием между:

• объективной потребностью общества в профессионально компетентных кадрах для школы и других учебных заведений, владеющих компьютерными технологиями, способных к саморазвитию своего творческого потенциала в предстоящей педагогической деятельности и недостаточным уровнем его развития у выпускников педвуза;

• квалификационными требованиями, предъявляемыми к личностным качествам студентов педвуза и отсутствием специальных педагогических технологий, обеспечивающих их развитие.

Эти противоречия обозначили проблему исследования, пути ее научно-методического обоснования, разработку и экспериментальную проверку педагогической технологии, направленную на проявление, реализацию и развитие творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в дидактическом и методическом плане обусловила выбор темы настоящего исследования: «Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике».

Цель исследования — разработать и научно обосновать теоретическую модель развития творческого потенциала студентов педвуза, определив пути ее реализации в продуктивно-деятельностной технологии обучения двухмерной компьютерной графике.

Объект исследования — учебная деятельность студентов педвуза в процессе изучения двухмерной компьютерной графики.

Предмет исследования — процесс развития творческого потенциала студентов педвуза на занятиях двухмерной компьютерной графикой (на примере студентов художественно-графического факультета МПГУ, факультета «Живописи и декоративно-прикладного искусства» МОСПИ).

Теоретический анализ публикаций и научно-методических исследований, а также предварительные эксперименты по указанной проблеме позволили сформулировать гипотезу исследования, которая формулируется следующим образом: процесс развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике станет более эффективным, если:

• учебная деятельность будет адекватна разработанной теоретической модели развития творческого потенциала личности, базирующейся на следующих взаимосвязанных компонентах: исходного творческого потенциала студентов (задатки, способности, предпосылки к творческой деятельности и др.) — личностных факторах, влияющих на проявление и развитие творческого потенциала (мотивации, эмоциональности, воли, «Я-концепции», самопознании, самоконтроле и др.) — творческой деятельности, базирующейся на активности, потребности и стремлении студентов к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы, свободном выборе творческих заданий, умении оформлять замыслы в графическом или художественном виде и др.;

• используется продуктивно-деятельностная технология обучения, включающая:

— интеграцию содержания обучения двухмерной компьютерной графики с другими дисциплинами предметного блока специальности «Изобразительное искусство» в ппелелах отдельных разделов:

— фронтальность и индивидуальность учебной деятельности, направленной на проявление творческого потенциала студентов. Причем, фронтальное обучение постепенно перерастает в индивидуальную форму, развивая и закрепляя творческие потенции студента на более высоком уровнеобщеобразовательную направленность двухмерной компьютерной графики, базирующейся на связи с другими специальными дисциплинами (основами черчения и начертательной геометрии, перспективы, декоративно-прикладного искусства и др.) через выполнение творческих учебных заданий;

— индивидуальную программу учебной деятельности каждого студента;

— эмоционально-ценностную установку на художественное творчество;

— поэтапное выполнение специальных тренировочных упражнений для работы с компьютером;

— единство требований к качеству учебной деятельности, как важный признак ее управляемости с точки зрения слабых звеньев обучения и определения уровней развития у студентов творческого потенциала;

• применяются специально разработанные учебно-методические средства обучения:

— система графических заданий (репродуктивного (тренировочные упражнения и учебные задания), поискового (вариативные задания) и продуктивного (творческого) характера);

— учебное пособие «Компьютерная графика» как носитель информации с целью реализации образовательных w развивающих функций обучения.

Проблема, цель, ггоедмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения в процессе исследования следующих задач:

1. Выявить состояние проблемы развития творческого потенциала личности, определив его сущность, структурные компоненты, а также основные критерии, определяющие уровень его проявления и развития в процессе изучения студентами педвуза двухмерной компьютерной графики.

2. Определить личностные факторы, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности.

3. Разработать и теоретически обосновать модель развития творческого потенциала студентов, выявив ее основные структурные компоненты. На базе этой модели определить педагогическую технологию обучения, способствующую развитию их творческого потенциала в процессе изучения двухмерной компьютерной графики.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной теоретической модели развития творческого потенциала и технологии обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике.

Методологической основой исследования являются: теория познаниятеория информации и новых информационных технологийпсихологические работы о закономерности, процессе, структуре и регулятивной функции ученияисследования зависимости познавательных и мотивационных изменений человеческого учения от внешних факторов (характера задания, его структуры, социального влияния, наличия творческого потенциала и др.) — теории деятельности и развивающего обучениятеория творческого саморазвития личноститруды ученых о роли учебно-познавательной деятельности в развитии личностных качеств обучающихсяисследования проблем развития творческого потенциала личности в процессе продуктивной (творческой) учебной деятельностиведущие психолого-педагогические концепции педагогических технологийнаучно-методические работы по теории и практике художественно-графического образования.

Методы исследования: системный анализ проблем профессионального педагогического образованиятеоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследованияобобщение педагогического опыта и инновационных технологий обучения компьютерной графикеанализ учебно-методических материалов по компьютерной графике, творческих, курсовых и дипломных работ студентовличные наблюдения автора за учебно-воспитательным процессом и непосредственное участие в неманализ творческой деятельности студентов ХГФ Mill У и МОСПИ на занятиях по компьютерной графикебеседы и интервьюированиетестированиеанкетированиепедагогический экспериментанализ, статистическая обработка и обобщение результатов экспериментального обучения.

Исследование включало три этапа.

Первый этап (1997 — 1998 гг.) носил организационный характер. Изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике работы различных учебных заведений. Намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования. Разработаны методологические и теоретические основы исследования, определена его структура, дано теоретическое обоснование проблемы развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении компьютерной графике. Проведен поисковый эксперимент с целью выявления наиболее эффективных педагогических технологий обучения, способствующих наиболее полному проявлению и развитию творческого потенциала студентов педвуза ч процессе изучения двухмерной компьютерной графики.

Второй этап (1998 — 1999 гг.) включал в себя теоретическое обоснование психолого-педагогических факторов, влияющих на развитие творческого потенциала студентов педвуза. Выявлялись основные критерии и уровни развития у студентов творческого потенциала (констатирующий эксперимент). Разрабатывались и отбирались наиболее эффективные упражнения и задания, направленные на проявление творческого потенциала студентов в процессе изучения двухмерной компьютерной графики. Апробировалось содержание учебной программы курса: «Двухмерная компьютерная графика на базе графического редактора CorelDraw» для студентов художественно-графического факультета Mill У, а также факультета живописи и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов МОСПИ.

Третий этап (1999 — 2001) — это период экспериментальной апробации продуктивно-деятельностной технологии обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике (обучающий и контрольный эксперименты). Определялась эффективность применения специально разработанных упражнений для работы с графическим редактором, апробировались комплекс вариативных заданий и учебно-методическое пособие с целью развития творческого потенциала в процессе обучения. Анализировались творческие, курсовые и дипломные работы студентов, статистически обрабатывались и обобщались результаты экспериментального обучения, подводились итоги исследования. Разрабатывались методические рекомендации по внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику.

Экспериментальной базой был художественно-графический факультет МПГУ, факультет «Живописи и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» Московского социально-педагогического института. В обшей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 400 студентов. Экспериментальная работа проводилась в соответствии основными направлениями научных исследований «Школы наукоемких информационных технологий художественно-графического образования», осуществляемой кафедрой начертательной геометрии и черчения МПГУ.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «творческий потенциал», применительно к будущим учителям изобразительного и декоративно-прикладного искусства, определяемое совокупностью личностных качеств и способностей к творчеству, обуславливающих мотивационную готовность к осуществлению художественно-графической деятельности и обеспечивающие возможность ее реализации нестандартными способами, достигая результатов высокой степени новизны и оригинальности. В итоге, побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

2. Определены компоненты творческого потенциала личности студента художественно-графического факультета: мотивационно-личностный, характеризующий наличие потребности студентов в творческой деятельности (реальных и потенциальных побудителей творчества (мотивов, интересов, целей личности, самореализации в преобразующей творческой художественно-графической деятельности) — процессуально-операционный, характеризующий возможность творческого самовыражения в постановке и решении проблем за счет развитых художественно-графических способностей, образного мышления, художественно-творческого воображения, свойств зрительной памяти, эстетического отношения к действительности, воли и др.) — деятель"остный, характеризующий степень познавательной самостоятельности и творческой активности студентов, посредством которых осуществляется развитие творческого потенциала личности (переход из потенциального состояния в реальное), обусловленные хорошей теорети-ческой подготовкой, умениями видеть проблему, ставит цели, прогно-зировать и предвосхищать результаты, а также умениемпроводить деятель-ность поискового характера.

3. Выявлены личностные факторы, влияющие на развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компью-терной графике (мотивационный, эмоциональный, волевой, осознание своего «Я» («Я-концепция»), фактор самооценки, самопознания (рефлексия), саморегуляции, самоконтроля).

4. Предложена теоретическая модель развития творческого потенциала личности в процессе обучения, включающая исходный творческий потенциал, факторы и условия, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала у студентов педвуза, а также компоненты учебно-познавательной деятельности, носящей творческий характер.

5. Экспериментальным путем определены критерии для выявления уровней развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике на основе его структурных компонентов: мотивация, выступающая ведущим критерием развития мотивационно-личностного компонентакреативность, уровни развития которой определяют развитость процессуального-операционного компонентапознавательная самостоятельность и творческая активность, степень развитости которых обуславливала развитие деятельностного компонента.

6. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена продуктивно-деятельностная технология обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике, содействующая проявлению и дальнейшему развитию их творческого потенциала, включающая цели, задачи, методы, методические приемы, формы организации, средства обучения, соответствующие специфике учебной деятельности студентов.

7. Предложены критерии разработки системы графических заданий (репродуктивного, поискового и творческого характера), ориентированной на формирование творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку психолого-педагогических основ развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении компьютерной графики путем создания научно-обоснованной теоретической модели этого развития. Предложенная в данном диссертационном исследовании продуктивно-деятельностная технология, а также экспериментально апробированные средства обучения могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки проблемы совершенствования учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения технической и компьютерной графики в педвузах, средних специальных учебных заведениях и школах.

Практическая значимость исследования заключается в подготовке экспериментальной учебной программы по двухмерной компьютерной графике на базе графического редактора CorelDRAW, разработке учебно-методического пособия «Компьютерная графика» для студентов ХГФ, создании комплекса учебных тренировочных упражнений по изучению и выработке графических навыков работе с компьютером, разработке системы заданий, носящих репродуктивный, поисковый и творческий характер и других средств обучения. Все это может использоваться на занятиях по компьютерной графике, курсах по выбору студентов, специализации «Компьютерная графика» с целью формирования профессиональных и личностных качеств студентов, а также повышения эАсЬективности их подготовки к шзелстояшей педагогической деятельности адекватной современным требованиям.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, соответствующих целям и задачам исследования с опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

Апробация результатов исследования и их внедрение.

Основное содержание исследования и отдельные результаты обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского педагогического государственного университета (1997;2002 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Информационные технологии в образовании» (ИТО-1998/99), «Компьютерные технологии в образовании» (ВВЦ, 1999 г.), на Московских городских научно-практических конференциях «Образовательные технологии XXI века» (2001;2002 гг.) — на заседаниях Ученого совета ХГФ (1999;2001 гг.) и кафедры начертательной геометрии и черчения МИГУ (1998;2002 гг.).

Комплекс тренировочных упражнений для выработки графических умений создания и моделирования объектов с помощью компьютерасистема вариативных заданий, направленная на постепенный перевод деятельности обучающихся с репродуктивного и поискового уровня на самостоятельный (творческий), а также учебное пособие «Компьютерная графика» внедрены в практику обучения студентов художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета и факультетов «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Московского социально-педагогического института. Основные идеи и результаты исследования отражены в 13 публикациях, общим объемом более 2,7 п. л.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая модель, представленная исходными компонентами проявления и развития творческого потенциала, основными личностными факторами, способствующими развитию творческого потенциала, а также учебно-познавательной деятельностью, носящей творческий характер обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике.

2. Продуктивно-деятельностная технология обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике, нацеленная на проявление и развитие их творческого потенциала. Данная технология предусматривает целостную педагогическую систему, включающую цели, задачи, методы обучения, формы организации, характер деятельности студентов, комплекс средств обучения и контроль эффективности и качества выполнения студентами учебных и творческих заданий по двухмерной компьютерной графике на базе графического редактора CorelDraw.

3. Основные критерии, определяющие уровни проявления творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

Проведение экспериментальных занятий по компьютерной графике и их анализ, показали, что развитие творческого потенциала студентов происходит при активном участии самого студента в творческой художественно-графической деятельности, поэтому в процессе обучения специально создавались педагогические условия для перевода студентов в режим творческого саморазвития. К таким условиям были отнесены: низкая (минимальная) регламентация поведения по различным направлениям деятельности студента (самостоятельная работа в индивидуальном темпе, свободное взаимодействие в процессе обучения с преподавателем, совместная практическая деятельность с другими обучающимися) — индивидуальная и дифференцированная работа со студентами в системе «малых групп" — свобода выбора задания, способа его выполнения, композиционного и цветового решения и т. д. Создание указанных условий в экспериментальной работе способствовало свободному проявлению индивидуальных особенностей студентов, их самореализации в творчестве, приводя, в конечном итоге, к развитию их творческого потенциала.

С целью повышения индивидуализации учебно-познавательной деятельности студентов применялся индивидуальнно-дифференцирован-ный подход, который выражался: в выборе оптимальных темпов обученияв создании специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества студентав дифференциации трудности учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей обучающихсяв выдаче студенту практических заданий в соответствии с его возможностямив оказании оперативной помощи студенту на занятии.

Проведение экспериментальных работы показало, что взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях открывает новые возможности оптимизации обучения тогда, когда преподаватель не только передает знания, формирует умения, а, главным образом, стремиться разбудить активность самого студента. С этой целью в ходе экспериментального обучения двухмерной компьютерной графике применялась специальная система графических заданий, ориентированная на формирование основных приемов и методов создания графических изображений с помощью компьютера, а также на активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов и развитие их творческого потенциала.

Разработанная система графических заданий направлена на постепенное изменение характера познавательной деятельности от усвоения студентами новой информации к организации репродуктивной деятельности, основанной на вариативном применении знаний и умений, а затем все более эвристической, поисковой деятельности в решении графических задачи с помощью компьютера. Через последовательное овладение репродуктивной, поисковой и продуктивной (творческой) видами деятельности в процессе самостоятельного выполнения системы графических заданий по двухмерной компьютерной графике осуществлялось формирование и развитие творческой активности обучающихся.

Процесс обучения студентов ХГФ двухмерной компьютерной графике строился с ориентиром на постепенное повышение степени самостоятельности и активности студентов при усвоении нового и стимулировании поисковой деятельности в решении относительно новой задачи. Постепенно через серию учебных заданий студенты выявляли общие правила и закономерности различных способов изображения и преобразования объектов и приступали к самостоятельному их применению в других конкретных случаях. В ходе обучения формировались обобщенные знания, умения, а, следовательно, осуществлялся постепенный перевод графической деятельности с использование компьютера на самодеятельный уровень, то есть студенты работали не только на репродуктивном, но и на репродуктивно-вариативном и творческом уровне.

В экспериментальном обучении особое внимание уделялось различным аспектам творческого мышления, поддерживался активный поиск проблем, связей, альтернативности, приветствовалась способность находить нестандартные способы решения и выделялась оригинальность в выдвижении гипотез, оценивалась разработанность идей. Процесс выполнения студентами поисковых графических работ по двухмерной компьютерной графике с использованием графической программы CorelDraw стимулировал развитие их логического и образного мышления, умения предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед, что способствовало формированию творческой деятельности обучающихся. В момент поиска оптимального решения у студентов активизировались творческие (эвристические) процессы мышления, вызывающие появление и развитие творческой деятельности студентов.

В процессе творческой деятельности студенты усваивали не только новые знания и развивали новые умениями при создании художественно-графических работ с использованием компьютера, но и овладевали операциями умственного характера (анализ, синтез, абстракция и конкретизация, сравнение и противопоставление, интеграция и обобщение и т. д.), а также умениями саморегуляции умственной деятельности. Стремление студентов к нахождению рациональных способов осуществления своей учебной деятельности способствовало активизации мышления студентов, содействовало раскрытию потенциальных возможностей.

Выполнение гоаАических заданий студентами представляло собой процесс учебного творчества. Особенно ярко оно проявлялось в выполнении многовариантных и творческих заданий, что позволяло с наибольшей эффективностью развивать способности и интерес студентов к данной дисциплине, закреплять их знания, умения, навыки и приобретенный опыт творческой деятельности. Творческая деятельность каждого студента на занятиях по компьютерной графике носила вариативный характер, что давало возможность студентам самореализовать себя, воплотить свои представления, используя компьютер, в продуктах художественно-графической деятельности, развивало рефлексивные способности, позволяющие сформировать умения, необходимые для самостоятельного приобретения, углубления и применения своих знаний на практике. Творческая деятельность обучающихся в процессе выполнения графических заданий рассматривалась в большей степени как результат деятельности: умение найти решение новой задачи, конструирование новых приемов деятельности из известных, освоенность состава мыслительных операций.

В итоге все это оказывало позитивное влияние на развитие индивидуальных качеств личности, в частности, на формирование творческих способностей студентов, что приводило к активизации их творческого потенциала.

В ходе экспериментального было замечено, что стимулирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирование исследовательского подхода к ней на основе применения проблемных методов является одним из условий развития творческого потенциала личности. К содержанию учебно-познавательной деятельности студентов ХГФ при обучении двухмерной компьютерной графике нами были отнесены: выявление, осмысление и усвоение студентами новых знаний: Лоомиоование v них познавательных и предметно-практических умений и навыков творческой деятельности.

Личностными результатами в развитии творческой самостоятельности студентов являются: способность к осуществлению творческой деятельности, актуализация потребности в саморазвитии, индивидуальный стиль деятельности и самовыражения, самоорганизации, разнообразие творческих проявлений личности.

Таким образом, управление развитием творческого потенциала студентов, участвующих в экспериментальном обучении двухмерной компьютерной графике осуществлялось посредством: специально разработанного уровневого содержания обучениябазовых художественно-графических знаний, умений и навыков студентовформирования обобщенных знания, умений и методов решения графических задач с использованием компьютера, индивидуальных способов действийиспользования комплекса тренировочных упражнений и заданий учебного, поискового и творческого характерастимулирования самостоятельного выбора и использования способов практической деятельностиучастия в самостоятельной и творческой деятельности.

В ходе исследования было установлено, что целостный подход к развитию творческого потенциала студента педвуза к предстоящей профессиональной деятельности состоит, с одной стороны, в использовании условий, факторов и стимулов к получению образования, с другой — самореализации творческого потенциала в самодвижении к вершинам профессионализма и творчеству в учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ научно-методических исследований и существующей практики обучения студентов педвуза позволил установить, что проблема организации учебно-познавательной деятельности при обучении компьютерной графике, которая была бы направлена на активное проявление и развитие творческого потенциала, выводящего студента на более высокую ступень его саморазвития еще не ставилась как самостоятельная цель исследования. Что обусловило проблему исследования, пути ее научно-методического обоснования, разработку и экспериментальную проверку педагогической технологии, направленной на проявление, реализацию и развитие творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной теоретическому обоснованию сущности понятия «творческий потенциал» позволил установить, что творческий потенциал рассматривается в качестве таких субъективных потенциальных возможностей личности, которые в перспективе смогут стать ее достижением. Это происходит тогда, когда реального опыта бывает недостаточно для решения новых незнакомых задач. Однако при соответствующей педагогической поддержке они могут быть решены за счет трансформации потенциальных способностей в реальные творческие, способные обеспечить эффективную продуктивную деятельность.

В графической деятельности творческий потенциал определяется через совокупность побудителей художественного творчества, которые обуславливают мотивационную готовность к осуществлению художественно-графической деятельности и творческих способностей (которые обеспечивают возможность ее реализации), актуализация которых, позволяет решать проблемы новыми, нестандартными способами, достигая результатов высокой степени новизны и оригинальности. В учебной графической деятельности творческий потенциал обуславливается наличием личностных способностей: художественно-графических, образного мышления, воображения, зрительной памяти, творческого воображения, впечатлительности, эстетического отношения к действительности, сенсо-моторных качеств, целостностного восприятия информации, гибкости мышления, легкости абстрагирования, целенаправленности и волевых качеств личности, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями. Главными показателями творческого потенциала и творческой готовности к учебной деятельности являются: интеллектуально-творческая инициатива, характеризующая выход за рамки задач и требований учебной деятельностиорганизованность творческого мышления, которая выражается в самостоятельности и необычности решения различных учебных задачпродуктивность (объем и оригинальность учебной творческой работы) — генерация новых не шаблонных образов и способов учебных действийнезависимость мышлениядинамизм саморазвития и др.

Теоретическим исследованием выявлено, что развитие творческого потенциала студентов при обучении компьютерной графике происходит при условии единства их познавательной и практической деятельности, направленной на повышение мотивации и интереса к обучению, осознание своего «Я» («Я-концепция»), формирование эвристических процессов мышления и его самостоятельности, развитие художественно-творческого воображения, внимания, памяти и др.

2. Основными факторами, влияющими на проявление и развитие творческого потенциала студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности являются личностные факторы: мотивационныйэмоциональныйволевойосознания своего «Я» (Я-концепция) — самопознания (рефлексия), саморегуляции, самоконтроля и др. Для эффективного развития творческих потенций личности, ее сущностных сил необходимы свобода, волевые свойства личности (настойчивость, решительность), осмысление личностью цели, социальный статус, который поддерживает и регулирует активность, интенсивность и направленность учебной деятельности, стремление к ее достижениюжелание профессионально владеть современными компьютерными технологиями.

3. Обучение студентов компьютерной графике станет более эффективным, если учебная деятельность будет осуществляться в соответствии с разработанной теоретической моделью развития творческого потенциала личности, основанной на взаимосвязи следующих компонентов: исходного творческого потенциала студентов (задатки, способности, предпосылки к творческой деятельности и др.) — личностных факторов и педагогических условий, влияющих на проявление и развитие творческого потенциала у студентовтворческой деятельности, базирующейся на активности, потребности и стремлении студентов к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы, свободном выборе творческих заданий, умении оформлять замыслы в графическом или художественном виде на компьютереа также, если применяется система графических заданий (репродуктивного (тренировочные упражнения и учебные задания), поискового (вариативные задания) и продуктивного (творческого) характера) и индивидуальная форма работы со студентами. Процесс обучение компьютерной графике рассматривался нами, как эффективное средство развития личностных качеств и способностей студентов, при котором совокупность средств обучения была направлена на активизацию познавательной и творческой мотивации учения, развитие поисковой деятельности и творческой самостоятельности студентов.

4. Экспериментальная проверка доказала эффективность использования разработанной продуктивно-деятельностной технологии обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике с целью развития их творческого потенциала.

Вместе с тем, исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития творческого потенциала студентов педвуза. Дальнейшие исследования могут быть продолжены в следующих направлениях: развитие творческого потенциала личности студентов в различных по предметности и специфике видам деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Коллективное творчество как фактор формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к будущей профессии: (Опыт пед. ин-та г. Ельца) // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. — М., 1995. — С. 156 — 160.
  2. Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М: Сов. радио, 1979. — 184 с.
  3. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990. — 184 с.
  4. .Г. Избр. психол. труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М., 1980.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 566 с.
  6. Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1970. Вып. 3.
  7. П.К. Кибернетика и интеграционная деятельность мозга, «18 международный психологийческий конгресс». М., 1966.
  8. Т.И. и др. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Наука, 1981. С. 67−87.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  10. В.Г. Особенности строения человеческой мотивации: Дис.. канд. философ, наук. М., 1971. — 179 с.
  11. А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. Курск: Курс. гос. техн. ун-т, 1999. -187 е.: табл. -Библиогр.: С. 180 — 187.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  13. Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа — простоустойчивое словосочетание // Педагогика, 1998. № 3. с. 36 — 43, С. 40.
  14. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения // Психологическая наука в СССР: В 2 т. / Под ред. Б. Г. Ананьева, C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. М., 1960. Т. 2.
  15. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М. «Большая Российская энциклопедия" — СПб: „Норинг“, 2000. — 1456 е.: ил.
  16. М.И. Формирование самоконтроля поведения учащихся младших классов. Киев, 1980.
  17. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. № 2.
  18. Дж. Психология познания. М.: Поогоесс.Q77 — 396 с
  19. А. В. Воображение и познание. // Вопросы философии, 1967.-№Ц.
  20. И. М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов: Дисс. к.п.н., Казань, 1985.-148 с.
  21. П. Десять заповедей творческой личности. М., Прогресс, 1990.
  22. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. № 5. — С. 23 — 40.
  23. В.А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1997. 173 с.
  24. В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психологический журнал. 1997. № 6.
  25. А.Н., Галкина Т. В. Диагностика вербальной креативности. // Методы психологической диагностики. М., РАН, 1994.
  26. А.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  27. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1950.
  28. С.Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. С.-Петерб. гос. акад. культуры., 1999. 18 с.
  29. Н.Ф., Шапкин В. В. Профессиональная школа: новое целе-полагание. СПб., 1996.
  30. Дж. Структурная модель интеллекта / Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — 244 с.
  31. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. С. 433 — 456.
  32. Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1997.-249 с.
  33. И.В., Скибицкий Э. Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий // Информационные технологии в образовании. Новосибирск, 1995. Вып.12. — С. 12 -23.
  34. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994 — 465 с.
  35. В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Моск. пед. гос. ун-т., 1998. 18 с.
  36. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психол., 1988. № 4. С. 161 — 167.
  37. К.М. Что такое психологическая диагностика? М., 1985.
  38. Е.Н. Методика применения инструментальных средств для создания учебных компьютерных курсов в системе базовойподготовки по информатике студентов педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Моск. пед. гос. ун-т, 1997. 16 с.
  39. . И. Эмоция как ценность. М. 1978.
  40. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
  41. Т.В. Когнитивно-эмоциональные детерминанты формирования мотивационных функций: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосиб. гос. пед. ун-т., 1995. 22 с.
  42. В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемами креативности: Дисс.. канд. пс. наук, 1985.
  43. М.И., Потоцкий Е. С. Проверка знаний, умений и навыков. -VL 1998
  44. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: ИПЛ, 1986.-223 с.
  45. В.В. Взаимосвясь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: Дисс.. канд. филос. наук. Курск, 1997. 139 с.
  46. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., 1956.
  47. Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. М., 1964. — Вып. 6.
  48. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -140 с.
  49. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дисс. д. п. н. М., 1994. — 503 с.
  50. В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психол. ж-л, 1987. Т.8, № 6. С. 90−97.
  51. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. М., 1993.
  52. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -193 с.
  53. С.М. Воспитание и само воспитание. М., 1986.
  54. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопросы псих. № 1, 1992. С. 138 — 146.
  55. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980.
  56. Н.К. Методика формирования творческих способностей студентов педвуза на занятиях по информатике: на примере конструирования графического интерфейса пользователя: Дисс.. канд. пед. наук: М., 1997. — 185 с.
  57. Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
  58. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М., 1989.
  59. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн., 1985.
  60. А.И. Самовоспитание подростка. Свердловск, 1967.
  61. Л.Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгогр. гос. пед. ун-т, 1998.-20 с.
  62. П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дисс.. д. филос. наук. Курск, 1992. — 334 с.
  63. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 48 е.: ил.
  64. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование. 1996.344 с.
  65. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: (Теорет. основы, эксперим. исслед.): Моногр. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1996. -176 с.
  66. B.C. Психология: Учебник / Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  67. Е.С. Вопросы сознательной психологии руководства // Психология производству и воспитанию. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1977.
  68. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М. 1970.-147 с.
  69. Н.С. Ранние проявления одаренности. ' Вопросы психологии. № 4, 1988.-С. 98- 107.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. т.1. 392 е., т.2. — 320 с.
  72. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики. М., 1959.
  73. В.А. Дидактические условия использования компьютера как средства обучения будущих учителей решению поисковых задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, гос. пед. ун-т, 1995. 22 с.
  74. В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: Дисс.. канд. пед. наук: -Оренбург, 2000.
  75. А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  76. Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактическойкомпьютерной среде: Автореф. дне.. канд. пед. наук. Волгогр. гос. пед. ун-т, 1998. 26 с.
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  78. Т.С. Творческая атмосфера — условие гуманизации учебного процесса. // Сов. педагогика, 1991, 12, С. 70−73.
  79. Ф. Об искусстве. М., 1971.
  80. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Науч. аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1979. — 37 с.
  81. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 125 с.
  82. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  83. И. А. Творческий потенциал инженера. Условия и факторы реализации. Киев: Знание, 1998. — 16 с.
  84. И.Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М.: Эйдос, 1996. — 124 с.
  85. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989. № 6. С. 23 — 33.
  86. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-207 с.
  87. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982. № 4. — С. 5 -17.
  88. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. // Педагогика и психология. 1986. — № 1.
  89. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  90. И.М. Социально-психологическая компетенция старшеклассников в общении. Автореф. дисс.. канд. пс. н. М., 1992.
  91. М.Н. Развитие творческого потенциала педагогов впроцессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе (на примере многопрофильного лицея): Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 210 с.
  92. B.C. Очерк психологии личности. Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. — 173 с.
  93. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова. Г. В.
  94. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 159 с.
  95. А. Учет индивидуальных особенностей учащихся в условиях групповой дифференциации // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту: ТГУ, — 1970. — С. 64 — 67.
  96. Л. В Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1998. 260 с.
  97. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //
  98. V Вопр. психологии, 1988. № 3.
  99. И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. М., 1972.
  100. Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  101. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  102. И.О., Клепиков А. И. Формирование нового человека и проявление его творческого потенциала. Киев: Знание, 1986. — 48 с.
  103. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 279 с.
  104. Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
  105. Новые информационные технологии в педагогическом образовании:
  106. Тез. докл. ХП Респ. науч.-практ. конф., 24−26 апр. 1995 г.
  107. Магнитогорск: Магнитог. гос. пед. ин-т, 1995. 155 с.
  108. Л.Я. Технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1999.
  109. Н.П. Развитие творчества студентов как педагогической проблемы в вузах США: Дисс.. канд. пед. наук, 1990.
  110. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  111. В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда. Автореф. дисс. докт. философ, наук. М., 1982. — 31 с.
  112. Одаренные дети. / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого V,-Прогресс, 1991. — 376 с.
  113. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской В.М.
  114. О.П. Совершенствование геометрической подготовки учителя математики средствами курса „Компьютерная графика и геометрическое моделирование“: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ом. гос. ун-т, 1997. 16 с.
  115. В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность // Советская педагогика, 1990. № 4. — С. 68 — 69.
  116. А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
  117. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых, междисциплинарный словарь терминологии. СПб.- Воронеж, 1995.
  118. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Изд-во Казанского университета, 1989.
  119. П.Н. Сам себя воспитать должен. Казань, 1995.
  120. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань, 1997.
  121. П.Н. Энциклопедия профессионального образования. М., 2000.-С. 68.
  122. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М., 1986.
  123. И.П. Условный рефлекс, Избр. Произв. Под ред. Х. С. Коштоянца. М. — 152 с.
  124. Э.А. Роль фантазии в научном познании. М., 1984.
  125. Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., Наука, 1983.-С. 45−51.
  126. Педагогический словарь. М.: АПН СССР, I960. — Т. 1. — 774 с.
  127. Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности // Пробл. возр. психологии: Тезисы докладов к съезду общества психологов СССР. М., 1989. — С. 143 — 144.
  128. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -225с.
  130. Г. Б. Дидактические условия подготовки студентов педвузов к осуществлению внеклассной работы с использованием компьютеров: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челяб. гос. ун-т, 1997. -21 с.
  131. A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности у студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Балт. гос. акад. рыбопромысл. Флота, 1996. 16 с.
  132. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
  133. А .Я. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  134. А .Я. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М. 1990. 190 с.
  135. А. Технология и творчество // Народное образование, 1995. № 6. С. 82 — 86.
  136. В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу // Alma mater, 1999, № 4. С. 23.
  137. Л. М. Психология самодеятельного творчества. Изд-во Казанского ун-творческой активности и самостоятельности, 1990.
  138. С.Б. Продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 144 с.
  139. Н.О. Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства. Автреф. дисс. к. п. н. М., 1995.
  140. Д.Е. Методические основы курса „Новые информационные технологии в образовании“ для педагогических вузов (направление „Естествознание“): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1998. 17 с.
  141. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. — 253 с.
  142. Психология процессов художественного творчества / Отв. ред. Б. С. Мейлах. М.: Наука, 1980. — 285 с.
  143. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 238 с.
  144. Психология эмоций. Тексты (хрестоматия) / Под ред. В. К. Вилюнаса,
  145. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  146. В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Рос. акад. образования, Ин-т общеобразоват. шк., 1994. 38 е.: табл.
  147. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Маттошкина. -М., 1991. 155 с.
  148. Развитие творческой личности педагога в учебно-профессиональной деятельности: Тез. докл. и сообщений междунар. межвуз. науч.-практ. конф., 14−15 дек. 1994 г. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комс.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995. — 123 е.: рис., табл.
  149. Решетова ?.Л. О путях формирования творческого мышления 11 Вестник высшей школы, 1986. № 1. С. 16.
  150. Т. Творческое воображение. СПб., 1901. — 318 с.
  151. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: „Школа-Пресс“, 1994.-205 с.
  152. И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования \ Информатика и образование, 1991. № 4.
  153. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, Сер. „Психология“, 1989. № 2. С. 58 — 65.
  154. Н. Путь к целостности человека центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопр. психол., № 1, 1995. — С. 132 -139.
  155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  156. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства вшколе. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  157. Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов пед. вузов: Дисс. докт. пед. наук. М., 1995. — 269 с.
  158. Рубинштейн C. J1. Воображение. Основы общей психологии. М., 1940.
  159. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб., 1999. — 706 с.
  160. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. Т. 1 и 2. — М: Педагогика, 1989. — С. 488 и С. 328.
  161. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946.
  162. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР. — 1940.
  163. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  164. Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
  165. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1996. 340 с.
  166. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 224 с.
  167. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя общеобразовательной школы: Спецкурс. М., 1994. — 16 с.
  168. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс.. д-ра. пед. наук. -Челябинск, 1996. 340 с.
  169. Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис.. канд.пед. наук: (На материале высш. шк.). Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1999. 22 с. — Библиогр.: с. 20 — 22.
  170. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  171. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  172. В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика, 1994, № 5.-С. 16−21.
  173. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 216 с.
  174. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1972.
  175. В.А. Профессонально-педагогическая культура в системе университетского педагогического образования. В сб. ПроАессио-нально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. Московский открытый социальный ун-т. М., 1996.
  176. Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е. М., Изд-во „Советская Энциклопедия“, 1964. 784 с.
  177. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с.
  178. Е.Л. Развитие креативности у подростков // Вестник ЧГПИ. Серия: Педагогика и психология. Вып. 1. Челябинск, 1995.
  179. С.Л. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. — 75 с.
  180. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  181. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. -М., 1994.-43 с.
  182. О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Том. гос. пед. ун-т, 1997. 16 с.
  183. Структура интеллекта взрослых / Под ред. Е. И. Степановой, Я. И. Петрова. Л., 1979.
  184. Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Ленинград: Изд-во Ленинград, ун-та, 1988.
  185. Л.В. Формирование личностной рефлексии старшеклассников // Проблемы возр. психологии: Тезисы докладов к съезду психологов СССР. -М., 1982. С. 157 — 158.
  186. Творческая одаренность в воспитании творческой личности: Метод, рекомендации / Подготов. В. А. Моляко. Киев, 1991. — 18 с.
  187. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. С. 120
  188. .М. Избр. труды: В 2 т. / Сост.: Н. С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. М., 1985. Т. 2.
  189. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  190. Е.В., Трифонов И. Е. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. Санкт-Петербург, 1998.
  191. Л.М. Методическая система курса „Компьютерная графика и геометрическое моделирование“ для педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1998. 18с.: схем., табл.
  192. Г. А. Семантические показатели творческой одаренности // Диагностика познавательных способностей: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. 1986. — 152 с.
  193. Р. Характер физических законов. М., 1968.
  194. Д.И. Психология развивающейся личности. М., Воронеж, 1996.
  195. В.В. Уровневая дифференциация обучения: Сб. статей. М., 1993.
  196. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. // Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. — 300 с.
  197. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  198. Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М, 1994.
  199. А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. М., 1997.
  200. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ „Эксперимент“, 1995. — 239 с.
  201. П.Р. Пути формирования самосознания ребенка // Вопросы психологии воспитания: Научные записки. Т. XIV. К., 1960. — С. 3 -20.
  202. В.Ф., Емешин К Н., Савич В. А. Компьютерная технология в обучении // Вестник высшей школы, 1988. № 7. — С. 38.
  203. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -143 с.
  204. В.Д. Введение в психологическую теорию обучения. -Ярославль: ЯГУ, 1981. 71 с.
  205. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М&bdquo- 1990.-215 с.
  206. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль:1. ЯГУ, 1979. 90 с.
  207. В.Д. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. Дружинин В. Н., Шадриков В. Д. М.: Наука, 1991. — 110 с.
  208. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация „Логос“, 1996. — 320 е.: ил.
  209. В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 24 — 38.
  210. В.Ф. Содержание, формы и методы компьютерной подготовки студентов в гуманитарном вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рос. междунар. акад. туризма, 1999. 18 с.
  211. В.А. Моделирование и философия. М. 1966
  212. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -221с.
  213. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.-92 с.
  214. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  215. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: „Флинта“, 1997. — 224 с.
  216. Е.Л. Психологические условия развития творческого „' потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психол. № 5,1994.
  217. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 28 — 34.
  218. Н.М. Подготовка к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. 126 с.
  219. Т.С. Социально-психологическое обучения в подготовке будущих учителей. К., 1987. — 140 с.
  220. Baer, John. Creativity and divergent linking: A tascspecific. approach. Lawrence Erebaum Associates, Inc: Hillsdate, N.J., 1993. 128 p.
  221. Brockman, John (Ed. (Writer and Literary Agent, New York. N.Y.). Creativity. The Reality club. Vol. 4., Simon & Scister, Inc: New York, N.Y., 1993.-221 p.
  222. Burt C. The psychology of creative ability Br. J. educ. Psychol., 1962. -P. 292 — 298.
  223. Butcher H. Intelligence and creativity. In: New approaches in psychological measurement. L., N. Y., 1973. — p. 43 — 64.
  224. Cropby A. A note on the Wallach Kogan tests of creativity — Br. J. educ. psychol., 1968.-p. 197−201.22! Cropby A. Creativity and intelligence. Br. i. educ. PsvchoL. !966 — 15 259 — 266.
  225. H.J. (Ed) A model for intelligence. N.Y., Springer, 1982. P. 13 -43.
  226. Guilford, J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, Calif., Knapp., 1968.
  227. Guilford, J.P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967.
  228. Koestler A. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969.
  229. Renzulli J. S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. Wethersfield CT, 1977. P. 18
  230. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto. Scince and Behavior Books, Snc., 1993.
  231. Rogers, C. Towards a theory of creativity // ETS: A Review of General Semantics. 1954. P. 249 — 260.
  232. Torrance E. P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Sternberg R. J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.-P. 32 — 75.
  233. Torrence E.P., Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study // Creative child and adult quaterly, 1980. 5 p.
  234. , E.P. / Education and the Creative Potential. Minneapolis, 1963.
  235. Torrence, E.P., Creativity. Washington, 1963. 32 p.270
  236. УПРАЖНЕНИЕ ¦ Подробное описание процесса рисованияплавной кривой
  237. Рис. 2.9. Изображение синусоиды. I
  238. Для того чтобы нарисовать синусоиду, выполните следующие действия:
  239. Установите вспомогательную сетку так, чтобы обозначить начальную, конечную, центральную, верхнюю и нижнюю точки синусоиды.
  240. Процесс Формирования плавных Форм из базисных фигур
  241. Сначала нарисуйте базисную фигуру (каркас) из прямых линий.
  242. Затем преобразуйте прямые линии в кривые.
  243. Сформируйте нужную форму, управляя кривизной сегментов. L
  244. Для отработки на практике этого метода создадим красивую срорму пики. Эта простая фигура — хорошая практика для формирования плавных форм из кривых.
  245. Наша первая задача состоит в том, чтобы определить каркасную форму с минимально возможным количеством узлов. jg&-gill 0 23 ! НУ CoralORAW8. СДИрина
  246. Чтобы создать форму с наименьшим количеством узлов, определим точки перегиба — точки, на которых кривая изменяет направление на другое.1. Рис. 4.15.
  247. Изображение формы пики с опорными точками для каркасной основы.
  248. После анализа формы, можно приступать к созданию базовой фигуры из прямых линий.
  249. Для точного расположения узлов относительно друг друга и создания правильной формы каркасной фигуры можно воспользоваться вспомогательными линиями (направляющими) или координатной сеткой.
  250. Для установки точных значений направляющих линий, выберите в CorelDraw 8: из меню Layout (Макет), а в CorelDraw 9: из меню View (Вид) команду Guidelines Setup (Настройка направляющих).
  251. В открывшемся диалоговом окне Options (Параметры) откройте вкладку Horizontal (Горизонтальные), щелкните в окне ввода числовых значений (курсор примет вид —.j.
  252. Тепеоь можно задавать точные кооодинаты наших напоаапяюших введите 50 и нажмите справа кнопку Odd (Добавить), затем 60 и Odd, 110 и Odd, 130 и Odd, 140 и Odd.
  253. Если Вы сделали все правильно, эти значения должны быть записаны ниже в столбик (рис. 4.16).
  254. Рис. 4.1 $. Установка точных значений направляющихпо горизонтали.4. JMCHCHHC оормы (A'bCKIUU.273
  255. Теперь откройте вкладку Vertical (Вертикальные) и введите значения: 20, 30, 90,100,110,170,180 (рис. 4.17).
  256. Для CorelDraw 8 отметьте галочкой опции:
  257. Show (Отображать) и Snap (Привязка).
  258. В CorelDraw 9 для привязки объектов к направляющим, следует щелкнуть на команде Snap То Guidelines (Привязка к направляющим) из меню View (Вид), если она не отмечена галочкой (см. рис. 1.2.).
  259. После установки всех значений, нажмите в окне кнопку Ок.1. Option*, 1. VerticalШdeleteпо вертикали.
  260. В результате Вы получите разлинованный экран. Места пересечения направляющих линий будут служить ориентиром для наших опорных точек.1. TV“»" YTTT ^"TTf Г1 т"т-«274
  261. CorelORAW 8. СОЗДАНИЕ ПИКИ.
  262. Эффекты Расгрсши8"во6рзок""1Я? -1
  263. D 'В? Q Ш) I ЧЭ Щ Й^Норма^ный V 126J! » :И%:П
  264. Рисование Кри^ Б еэ&е по набооу узлов
  265. ДПуск||. & 1119 CorelDRAW8. tWpwliJOfeop Inna.:.
  266. Рис. 4.18. Процесс построения базовой формы. И. В. Григорьева «Пособие по компьютерной графике"f'. ЛЗМСНСНИС иирмы О .» ЬСК 1 (JO.275
  267. Удостоверьтесь, что заключительный щелчок сделан точно на верхней начальной точке- иначе Ваша кривая не будет закрыта, и Вы не сможете залить ее.
  268. Следующий этап — преобразование прямых сегментовв криволинейные.
  269. Начнем работу по преобразованию из верхней части фигуры в левую сторону (с сегмента 1−2).
  270. Выберите инструмент Shape и выделите сегмент 1−2. По умолчанию, CorelDraw преобразовывает линию «перед» узлом в кривую с острыми узлами с обоих концов, поэтому для выделения первого сегмента щелкните указателем Shape (Форма) в точке 2.
  271. Затем для преобразования данного сегмента в криволинейный, щелкните на кнопке То Curve (В Кривую) на панели Свойств.
  272. Рис. 4.19. Преобразование первого сегмента в кривую и изменение ее формы.
  273. V JMCIICII И1 I'.ii.Ijj «l Ijl U .1 Ijt. IV i О .276
  274. Рис. 4.20. Второй этап формирование формы пики — моделирование сегмента 2 — 3 с помощью перемещения самого сегмента и задания его кривизны управлением контрольными точками.
  275. Рис. 4.21. Третий этап формирования плавной формы: создание резкого изгиба на границе двух сегментов.1.'.'.JMl-Jll-IIMl' I’juptlbl uObl’KIULV.278
  276. Можете закруглить кривую на отрезке (4−5), используя для преобразования этой прямой точку 5.
  277. Следующий прямолинейный отрезок (5−6) оставим прямой линией, поэтому преобразование ему не нужно.
  278. Закрасьте пику красным цветом, чтобы проверить свою работу. Если все получилось, Ваш экран будет напоминать рис. 4.22.
  279. Рис. 4.22. Окончательный этап преобразования базовой прямоугольной фигуры в криволинейной объект плавной формы.1 ГТ—-1---1---. .1VI I. 11С11 > I l.M.>|.' > «и j Ji.279
  280. Создание симметричных фигур
  281. Если фигура имеет ось симметрии, то для ее создания достаточно построить только половину изображения, а потом зеркально отобразить его в нужном направлении.
  282. Процесс построения симметричной фигуры:
  283. Теперь создадим более совершенную форму пики, две половины которой будут точно совпадать друг с другом:
  284. Для этого более быстрого рисования пики нам достаточно изобразить только ее левую половину (см. ранее: «Процесс формирования плавных форм из базисных фигур»).г CorelDRAW 8. (СОЗДАНИЕ ПИКИ,?файл гЩрзнкам
  285. О СЁ О % «а I «~ 'Ы ' ! '?. Сй ! Нормальный .'120*'
  286. IQ 237 0 м т» D О миллиметров, 2.54 мм .Г, Л. agriygcllJ V fj
  287. Рис. 4.23. Заготовка для симметричного отображения.
  288. Выделим ее, щелкнув указателем инструмента Pick (Стрелка) на контуре. Вокруг кривой появятся восемь черных квадратиков — маркеров выделения.
  289. Рис. 4.24. Процесс создания копии объекта путем его зеркального отображения.
  290. Объединения узлов на панели Свойств-
  291. Рис. 4.25. Процесс объединения двух объектов. f/vpin Ш WOVKIU0I282
  292. Узлы сольются в один общий и теперь вместо двух узлов разных кривых у Вас получилась одна вершина единого объекта — пики.
  293. Указателем инструмента Shape (Форма) аналогично выделим две точки, лежащие на горизонтальном основании пики и объединим их, щелкнувкнопку — Замкнуть кривую на панели Свойств.
  294. Если Вы все выполнили правильно, то Ваш объект будет замкнут. И теперь егр можно залить любым цветом, щелкнув указателем инструмента Pick (Выбор) на понравившемся Вам цвете в палитре.
  295. Рис. 4.26. Результат создания симметричного объекта путем отображения одной половины и объединения двух этих кривых в единую фигуру.1. Упражнения
  296. Нарисуем цепочку из примыкающих друг к другуокружностей:
  297. Включите инструмент Эллипс и, удерживая клавишу Ctrl., создайте окружность.
  298. Из меню Arrange (Монтаж) выберите команду Transformation
  299. Преобразование). В появившемся на экране пристыковываемом (докер) окне выберите первую вкладку Position (Положение).
  300. Если параметр Relative Position (Относительное положение) неотмечен галочкой, включите его, щелкнув мышью перед ним.
  301. Укажите направление перемещения объекта относительно егоправой стороны, щелкнув в среднем квадрате справа, как показано на рис. 4.2 (в поле Н появится значение диаметра?').оооса1. V |0.с -j-^-/' Jfif*'sition1. HJJJ. IJ1.f -i1. AptfrToDupfcate |1. ApplyI
Заполнить форму текущей работой