Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологические и теоретические основы адаптивного управления электронным обучением на базе агрегативных учебных модулей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкое внедрение СЭО в учебный процесс образовательных учреждений способствует модернизации всех основных компонентов системы образования России в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006;2010 годы, которая призвана обеспечить повышение качества и доступности образования посредством обновления его структуры, содержания и технологий обучения, а также вхождение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ проблемы управления электронным обучением
    • 1. 1. Актуальность проблемы управления электронным обучением
    • 1. 2. Анализ существующих подходов к управлению электронным обучением
    • 1. 3. Анализ современных систем электронного обучения
    • 1. 4. Проблемы управления электронным обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
    • 1. 5. Основные аспекты функционирования систем электронного обучения
    • 1. 6. Современные стандарты и технологии в области электронного обучения
    • 1. 7. Формулировка цели и постановка задач исследования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методология построения и модели системы электронного обучения
    • 2. 1. Методология построения системы электронного обучения
    • 2. 2. Требования к разработке моделей распределенных систем электронного обучения
    • 2. 3. Архитектура системы электронного обучения с комбинированным режимом работы
    • 2. 4. Функциональная модель системы электронного обучения
    • 2. 5. Модель блочно-модульной структуры системы электронного обучения
    • 2. 6. Модель структуры агрегативного учебного модуля системы электронного обучения
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Метод создания агрегативных учебных модулей на основе адаптивного учебного контента
    • 3. 1. Типизация методов представления и организация хранения контента в системах электронного обучения
    • 3. 2. Подготовка учебно-методических комплексов и структуризация учебного контента в системе электронного обучения
    • 3. 3. Информационная модель учебного контента в системе электронного обучения
    • 3. 4. Хранение и применение методов объектов учебного контента
    • 3. 5. Организация адаптивной сборки учебного контента агрегативных учебных модулей
    • 3. 6. Создание автономных агрегатвных учебных модулей в системе электронного обучения
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Методы и алгоритмы адаптивного управления обучением на базе агрегативных учебных модулей
    • 4. 1. Обучение как процесс управления сложным объектом
    • 4. 2. Методы адаптации в обучающих системах
    • 4. 3. Модели и алгоритмы управления обучением
    • 4. 4. Взаимодействие пользователя с системой электронного обучения при сетевом и автономном режимах работы
    • 4. 5. Оценка результатов усвоения учебного материала в системе электронного обучения
    • 4. 6. Планирование работы преподавателей при подготовке учебного процесса
  • Выводы по четвертой главе
  • Глава 5. Специальное программное обеспечение системы управления электронным обучением и исследование эффективности его применения
    • 5. 1. Выбор программно-аппаратных средств и схема работы системы электронного обучения
    • 5. 2. Специальное программное обеспечение системы управления электронным обучением
    • 5. 3. Практическое и использование разработанной системы электронного обучения в учебном процессе
    • 5. 4. Программа эксперимента по исследованию эффективности системы электронного обучения
    • 5. 5. Результаты входного анкетирования студентов, обучаемых с использованием системы электронного обучения
    • 5. 6. Оценка эффективности разработанного подхода к адаптивному управлению электронным обучением
  • Выводы по пятой главе

Методологические и теоретические основы адаптивного управления электронным обучением на базе агрегативных учебных модулей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные систем электронного обучения (СЭО), предназначенные для использования как в традиционном учебном процессе образовательного учреждения при проведения учебных занятий, так и при самостоятельной работе обучаемого, получили широкое распространение благодаря ряду своих принципиальных достоинств. К нам относятся, в первую очередь, возможности: организации массового обучения с учетом индивидуальных характеристик обучаемыхпредоставления обучаемым не зависимо от времени и места нахождения широкого спектра образовательных услугуправления обучением по заданному сценариюорганизации обучения как с использованием коммуникационных технологий, так и в автономном режиме, позволяющем снизить негативное слияние недостаточного уровня развития телекоммуникаций в системе образованиявсестороннего формализованного контроля за процессом и результатами обучениявстраивания мультимедийного учебного контента, улучшающего восприятие обучаемым учебного материалаинтерактивной работы обучаемых с учебным контентом, использования системы помощи и подсказок, взаимодействия обучаемых как между собой, а также с преподавателем, способствующих улучшению усвоения учебного материала и повышению качества обучения и др.

Широкое внедрение СЭО в учебный процесс образовательных учреждений способствует модернизации всех основных компонентов системы образования России в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006;2010 годы, которая призвана обеспечить повышение качества и доступности образования посредством обновления его структуры, содержания и технологий обучения, а также вхождение России в мировое образовательное пространство на основе участия нашей страны в Болонском и Копенгагенском процессах. Действующая Федеральная целевая программа развития образования предусматривает повышение эффективности управления в сфере образования, разнообразие форм и методов обучения, интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий, возможность формирования индивидуальной образовательной траектории. В соответствии с принятыми в ней целевыми показателями к 2010 году: доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий должна составить 90 процентовудельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения должен составить 20 процентов, а удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку по индивидуализированным учебным программам в рамках непрерывного образования должен составить 30 процентов.

Получившие широкое распространение СЭО, используемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и переподготовки специалистов, как-то «eLearning Server 3000», «Прометей», «CT Курс», «xDLS», «Гекадем», «Distance Learning Studio», «RED-CLASS» и др., обладают рядом существенных недостатков связанных с реализацией в них технологий управления электронным обучением: а) учебные материалы готовятся, хранятся и предоставляются обучаемому в виде, не позволяющем реализовать новые информационные технологии управления адаптивным электронным обучениемб) алгоритмы управления обучением строятся, как правило, по предопределенному разработчиками сценарию, которые сложно скорректировать при изменении целей и задач обучения или программы учебного курсав) по результатам тестирования обучаемому предоставляются только рекомендации о необходимости изучения тех или иных разделов учебного курса, что приводит к непродуктивным затратам времени на поиск обучаемым не усвоенного им учебного материалаг) обучение возможно либо на базе использования коммуникационных технологий (сетевой режим обучения), либо в автономном режиме, при этом отсутствует возможность работы с использованием комбинированной (сетевой и автономной) технологии обучения (комбинированный режимы работы СЭО), что сужает область их применения.

Общим недостатком перечисленных выше СЭО является то, что они не позволяют приблизить процесс обучения на базе использования СЭО по качеству обучения (характеризующемуся уровнем усвоения изучаемого учебного материала) и времени, затрачиваемым на обучение к процессу обучения с преподавателем.

Негативным фактором, влияющим на широкое внедрение сетевых СЭО в учебный процесс в России следует считать недостаточный уровень развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе инфраструктуре системы образования, обеспечивающих поддержку сетевого режима работы — в рейтинге готовности стран к сетевому миру (рейтинг Всемирного экономического форума Россия занимает 72 место). Отрицательно сказывается и высокий уровень неоднородности используемых в образовательных учреждениях аппаратно-программных средств поддержки электронного обучения, а также существенное различие характеристик компьютерных сетей. Все это требует создания СЭО с комбинированным режимом работы.

В ходе выполнения исследования был выполнен анализ научных и практических работ Российских и зарубежных ученых в области управления в образовательных системах. Проанализированы работы посвященные:

— классическим моделям программированного обучения (Алексеев В.Д., Ростунов Т. И. Skinner B.F., Persi S., Krauder N.);

— развитию классических моделей и методов программированного обучения (Беспалько В.П., Берг А. И., Талызина Н. Ф., Fischer G., White М.А. и др.);

— методам программированного обучения на основе использования модели обучаемого, а также методов искусственного интеллекта (Андреев A.A., Атанов Г. А., Ахремчик О. Л., Брусиловский П. Л., Добровольская Н. Ю., Иванников А. Д., Кабальнов Ю. С., Лещенко Е. М., Образцов П. И., Первушин В. А., Полат Е. С., Пустынникова И. Н., Растригин Л. А., Солдаткин В. И., Соловов A.B., Юсупова Н. И., Филатов H.H., Debenham J., Dillenbourg A., McCall G., Murray Т., Popovic D., Self J., Wenger E. и др.) — - созданию сетевых автоматизированных обучающих систем, систем контроля результатов обучения, систем управления образовательным процессом, систем мониторинга качества и моделей управления образовательными системами (Аванесов B.C., Бершадский A.M., Галеев И. Х., Гузаиров М. Б., Зинченко Л. А., Кревский И. Г., Курганская Г. С., Курейчик В. М., Минин М. Г., Нежурина М. И., Новиков Д. А., Норенков И. П., Образцов П. И., Семенов А. Л., Солдаткин В. И., Тихомиров В. П., Хуторской A.B., Чучалин А. И., Alpert E.S., Elliot С., Okazaki Y., Ritter S., Sison R., Shimura M., Tan C., Warendorf К., и др.).

Проведенный анализ современного состояния научных и практических исследований, в области электронного обучения, в частности систем управления процессом обучения, позволил выявить имеющиеся недостатки. Наиболее существенным недостатком является невозможность приблизить показатели эффективности обучения в СЭО к обучению с преподавателем. Это связано с отсутствием методологии управления электронным обучением на базе адаптивной сборки учебного контента, вследствие недостаточной проработки подходов к структурированию, декомпозиции и установлению семантических связей обучающих и контролирующих дидактических единиц учебного контента, а также методов их обработки в системах обучения, позволяющих реализовать комбинированный режим обучения.

Таким образом, актуальным является решение крупной научно-технической проблемы создания системы адаптивного управления электронным обучением, обеспечивающей повышение эффективности процесса обучения и приближение его по основным показателям к процессу обучения с преподавателем. Решение указанной проблемы направлено на разработку принципиально нового класса СЭО с комбинированным режимом работы, сочетающим в себе достоинства сетевого и автономного режимов обучения и позволяющего: а) предоставлять обучаемому адаптивный учебный материал, генерируемый СЭО в процессе взаимодействия с обучаемым из дидактических единиц учебного контента, хранимых в системе обучения, моделируя процесс обучения с преподавателем и повышая его результативностьб) управлять обучением на базе использования в учебном процессе сетевых и автономных агрегативных учебных модулей, содержащих учебный контент и программные процедуры его обработки, обеспечивая повышение функциональности СЭОв) осуществлять автоматизированную сборку необходимого обучаемому учебного контента по результатам контроля усвоения им учебного материала на основе тестирования в СЭО, сокращая непродуктивное время на самостоятельный поиск обучаемым учебного материалаг) реализовать комбинированный режим работы СЭО, обеспечивающий управление обучением как при сетевом доступе обучаемого к информационно-обучающим ресурсам СЭО, так и при работе с автономными учебными модулями, снижая негативное влияние недостаточного уровня развития коммуникаций в системе образования.

Объект исследования — процесс автоматизированного обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Предмет исследования — модели, методы и алгоритмы управления процессом обучения с использованием системы электронного обучения.

Цель диссертационной работы.

Целью настоящей диссертационной работы является разработка методологических и теоретических основ создания принципиально нового класса систем электронного обучения с комбинированным режимом работы, в основе которого лежит методология адаптивного управления обучением на базе агрегативных учебных модулей, направленная на повышение эффективности процесса обучения.

Задачи исследования.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

1. Разработать методологию построения принципиально нового класса адаптивных систем электронного обучения с комбинированным режимом работы для образовательных учреждений и организаций.

2. Разработать комплекс системных моделей адаптивных систем электронного обучения с комбинированным режимом работы, позволяющих предоставить доступ к обучающим ресурсам как в базовом образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы.

3. Разработать метод создания агрегативных учебных модулей на основе адаптивного учебного контента, формируемого из дидактических единиц, хранимых в системе электронного обучения.

4. Разработать методы и алгоритмы управления обучением на базе использования сетевых и автономных агрегативных учебных модулей.

5. Разработать специальное программное обеспечение системы управления электронным обучением, обеспечивающее ее эффективное функционирование как в базовом образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы.

6. Выполнить исследование эффективности системы электронного обучения, построенной на основе предложенных методов и алгоритмов на примере обучения студентов по техническим дисциплинам.

Методы исследования.

Результаты исследований, выполненных в работе, базируются на использовании методов системного моделирования, теории принятия решений, адаптивного и ситуационного управления, теории информационных систем и обработки данных, теории конечных автоматов и марковских цепей, методов исследования и построения систем хранения и обработки информации с удаленным доступом.

На защиту выносятся:

1. Методология построения принципиально нового класса адаптивных систем электронного обучения с комбинированным режимом работы, предназначенных для образовательных учреждений высшего профессионального образования и их использования при различных формах организации учебного процесса.

2. Комплекс системных моделей адаптивных систем электронного обучения с комбинированным режимом работы, позволяющих предоставить доступ к обучающим ресурсам как в базовом образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы.

3. Метод создания агрегативных учебных модулей на основе адаптивного учебного контента, формируемого из дидактических единиц, хранимых и обрабатываемых в системе электронного обучения с использованием объектного подхода.

4. Методы и алгоритмы адаптивного управления обучением на базе использования в учебном процессе сетевых и автономных агрегативных учебных модулей, содержащих учебный контент и программные процедуры его обработки, позволяющие предоставлять обучаемому адаптивный учебный контент по результатам контроля усвоения учебного материала на основе тестирования.

5. Специальное программное обеспечение системы управления электронным обучением, обеспечивающее ее эффективное функционирование как в образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы.

6. Результаты исследования эффективности системы электронного обучения, построенной на основе предложенных методов и алгоритмов на примере ее использования при обучении студентов по дисциплине «Информатика».

Научная новизна результатов.

1. Новизна разработанной методологии обусловлена использованием в ней совокупности концептуальных принципов, методов и технических решений, позволяющих создать принципиально новый класс СЭО, отличительными чертами которого является:

— интеграция СЭО в традиционный учебный процесс в качестве нового дидактического компонента;

— использование агрегативного подхода к формированию учебных модулей;

— комбинированный режим работы системы (сетевой и автономный);

— открытая контентно-независимая блочно-модульная структура сетевой СЭО, инвариантная к внешней информационно-образовательной среде;

— адаптивное управление обучением путем коррекции контента па основе контроля усвоения учебного материала.

2. Новизна комплекса системных моделей адаптивной системы электронного обучения с комбинированным режимом работы заключается в реализации в них концептуальных положений построения СЭО, позволяющих обеспечить автоматизированную подготовку в системе необходимого для проведения обучения учебного материала и его адаптацию к обучаемому как в базовом образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы (сетевом и автономном) и реализовать в СЭО технологии индивидуального и группового обучения.

3. Новизна методологии создания агрегативных учебных модулей состоит в поэтапной компоновке многоуровневых структур адаптивного учебного контента, формируемых из минимальных дидактических единиц структурированного и декомпозированного учебного материала, хранимого в системе в виде формализованных объектов, содержащих набор данных, метаданных и методов их обработки и дополняемых в процессе сборки процедурами управления контентом.

4. Новизна методов и алгоритмов адаптивного управления обучением основана на использовании семантической связанности структур многоуровневых обучающих и контролирующих объектов учебного материала, позволяющей осуществлять коррекцию контента по результатам контроля усвоения учебного материала на основе тестирования или выполнения формализованных заданий.

5. Новизна специального программного обеспечения системы управления электронным обучением заключается в том, что оно реализовано на основе разработанных методов и алгоритмов, обеспечивающих эффективное функционирование программных блоков и модулей СЭО как в образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы и позволяет использовать все известные типы мультимедийного контента.

Практическая ценность.

Разработанные модели и алгоритмы управления электронным обучением позволяют создавать новые высокоэффективные СЭО с комбинированным режимом работы, обеспечивающим сетевой и автономный доступом к учебно-методическим материалам учебных модулей. Предложенные механизмы функционирования агрегативных учебных модулей, в сочетании с процедурами интерактивного взаимодействие обучаемого с системой на базе технологий 1п1гапе1/1п1егпе1 позволяют предоставить обучаемым весь комплекс образовательных услуг: обучение, контроль за усвоением учебного материала, взаимодействие с преподавателем и другими обучаемыми и т. д. Предложенные структурные решения системы электронного обучения предусматривают ее открытую архитектуру, позволяющую, создавать и интегрировать в нее новые программные модули, обеспечивающие организационную подготовку, проведение и анализ результатов учебного процесса.

Разработанный вариант программно-методического комплекса СЭО с комбинированным режимом работы, а также комплект автономных учебных модулей по дисциплинам «Информатика», «Технологии подготовки научной и технической документации» и др. могут быть использованы для организации электронного обучения и проведения занятий по основным и дополнительным (факультативным) дисциплинам, в том числе на базе технологий дистанционного обучения для различных категорий обучаемых: учащихся общеобразовательных учреждений, студентов и широкого круга специалистов, обучающихся по программам переподготовки и повышения квалификации.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений. Основная часть содержит 336 страниц и включает в себя 107 рисунков и 13 таблиц.

Список литературы

содержит 218 наименований. В приложениях приведены: примеры экранных форм программно-методического комплекса СЭО «Гефест" — таблицы результатов эксперимента по практическому использованию разработанной системы электронного обучения в учебном процессе.

Выводы по пятой главе.

1. Обоснован выбор программно-аппаратных средств, необходимых для создания специального программного обеспечения сетевой СЭО, позволяющего организовать эффективное хранение данных, управление на всех стадиях учебного процесса (подготовка, проведение и анализ результатов), обеспечить масштабируемость системы и безопасность при минимизации уровня затрат на приобретение лицензий в случае коммерческой эксплуатации системы.

2. Разработано специальное программное обеспечение системы управления электронным обучением, обеспечивающее ее эффективное функционирование как в образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы, базирующееся на стандартах современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющее использовать все известные типы мультимедийного учебного контента.

3. Показано практическое использование сетевой СЭО «Гефест» при проведении учебных занятий по дисциплине информатика и ряду специальных дисциплин как в компьютерных классах кафедры информатики УГАТУ при участии преподавателя в процессе обучения, так и по дистанционной технологии обучения без привязки к конкретному времени и месту выполнения работы с методической и консультационной поддержкой процесса обучения.

4. Выполнено исследование эффективности системы электронного обучения, построенной на основе предложенных методов и алгоритмов, на примере обучения учебного потока студентов авиационно-технологического факультета У Г АТУ по дисциплине «Информатика». Доказана эффективность методики проведения адаптивного электронного обучения, которая по суммарному рейтингу обучаемых превзошла методику, базирующуюся на использовании гипертекстовых учебно-методических материалов на 28,8%, а по рейтингу, отражающему результаты решения задач — в 2,3 раза. Рейтинг обучаемых, отражающий результаты решения задач с использованием методики адаптивного электронного обучения выше рейтинга обучаемых, решавших задачи и использующих при этом традиционный УММ в 3,3 раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации поставлена и решена проблема создания методологических и теоретических основ адаптивного управления электронным обучением, обеспечивающих повышение эффективности процесса обучения за счет использования агрегативных учебных модулей, содержащих учебный контент, а также процедуры его обработки и управления обучением.

1. Разработана методология построения принципиально нового класса адаптивных систем электронного обучения с комбинированным режимом работы, предназначенных для образовательных учреждений высшего профессионального образования и их использования при различных формах организации учебного процесса, основу которой составляют концептуальные положения заключающиеся:

— в интеграции СЭО в традиционный учебный процесс в качестве нового дидактического компонента, обеспечивающего повышение эффективности управления обучением в условиях интенсификации учебного процесса и высоких требований к качеству подготовки специалистов;

— в использовании агрегативного подхода к формированию учебных модулей, содержащих структурированный учебный контент, механизмы управления обучением и контроля усвоения учебного материала, позволяющие реализовать эффективное управления процессом обучения;

— в применении в процессе обучения комбинированного режима работы, обеспечивающего адаптивное управление обучением при взаимодействии обучаемого как с сетевыми так и с автономными агрегативными учебными модулями;

— в применении открытой контентно-независимой блочно-модульной структуры сетевой СЭО, инвариантной к внешней информационно-образовательной среде, позволяющей реализовать легко модифицируемую, расширяемую и интероперабельную систему, отвечающую требованиям стандартов в области представления и обработки учебно-методической информации (спецификации IMS);

— в использовании адаптивного управления обучением путем коррекции контента на основе контроля усвоения учебного материала за счет семантической связи обучающих и контролирующих дидактических единиц, обеспечивающего приближение процесса обучения по качеству обучения и времени, затрачиваемым на обучение в СЭО к обучению с преподавателем.

2. Разработан комплекс системных моделей адаптивных систем электронного обучения с комбинированным режимом работы, позволяющих обеспечить автоматизированную подготовку в системе необходимого для проведения обучения учебного материала и его адаптацию к обучаемому как в базовом образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы и реализовать технологии индивидуального и группового обучения. При построении комплекса моделей использована SADT-методология, позволившая формализовать и обосновать требования к выбору методов и алгоритмов обработки информации и управления обучением в СЭО.

3. Разработан метод создания агрегативных учебных модулей из многоуровневых структур адаптивного учебного контента, формируемых из минимальных дидактических единиц структурированного и декомпозированного учебного материала, хранимого в системе в виде формализованных объектов, содержащих набор данных, метаданных и методов их обработки и дополняемых в процессе сборки процедурами управления контентом. При формировании учебных модулей реализуется принцип повторно используемых учебных объектов.

4. Разработаны методы и алгоритмы адаптивного управления обучением на базе использования в учебном процессе сетевых и автономных агрегативных учебных модулей, содержащих семантически связанные структуры многоуровневых обучающих и контролирующих объектов учебного материала, и программные процедуры его обработки, позволяющие осуществлять коррекцию контента по результатам контроля усвоения учебного материала на основе тестирования или выполнения обучаемым формализованных заданий. В процессе управления обучением учитываются результаты входного, промежуточного и итогового контроля знаний, данные о среднестатистической и индивидуальной траектории обучения и другие параметры модели обучаемого.

5. Разработано специальное программное обеспечение системы управления электронным обучением, обеспечивающее ее эффективное функционирование как в образовательном учреждении, так и на его филиалах при различных режимах работы системы, базирующееся на стандартах современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющее использовать все известные типы мультимедийного учебного контента.

1. Выполнено исследование эффективности системы электронного обучения, построенной на основе предложенных методов и алгоритмов, на примере обучения учебного потока студентов авиационно-технологического факультета УГАТУ по дисциплине «Информатика». Доказана эффективность методики проведения адаптивного электронного обучения, которая по суммарному рейтингу обучаемых превзошла методику, базирующуюся на использовании гипертекстовых учебно-методических материалов на 28,8%, а по рейтингу, отражающему результаты решения задач — в 2,3 раза. Рейтинг обучаемых, отражающий результаты решения задач с использованием методики адаптивного электронного обучения выше рейтинга обучаемых, решавших задачи и использующих при этом традиционный УММ в 3,3 раза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 135 с.
  2. A.C. Единое образовательное пространство на основе инфотеле-коммуникационных технологий // Сети и системы связи, 2001, № 11. С. 20−23.
  3. В.Д., Давыдов H.A. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.: ВПА, 1988.
  4. A.A. Педагогика высшей школы / Московский международный институт финансов и права, 2002. 264 с.
  5. A.A. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997. 85 с.
  6. A.A., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / МЭСИ. М., 1999. 196 с.
  7. A.A., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с.
  8. Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. 504 с.
  9. A.A., Валеев С. С., Васильев В. И., Фрид А. И. Развитие технологии дистанционного образования на основе электронного тьютора. // 4-я меж-дунар. конф. по ДО: материалы конференции. М.: МЭСИ, 2002.
  10. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.
  11. В.А., Голицына И. Н., Куценко С. М. Эффективность использования моделирующих учебных систем в техническом ВУЗе // Educational Technology & Society 3(2) 2000. ISSN 1436−4522. P. 161−173.
  12. А.И. Кибернетика и проблемы обучения. М., 1970. 390 с.
  13. А.И. Применение ЭВМ в учебном процессе. М.: Сов. радио, 1969.
  14. A.M., Кревский И. Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учебное пособие. Пенза: Изд-во ГТГУ, 1997. 134 с.
  15. В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Высш. шк., 1979. 300 с.
  16. .М. Интернет-справочник по образованию. М.: Экзамен, 2002. 480 с.
  17. П.Л. Адаптивные обучающие системы в World Wide Web: обзор имеющихся в распоряжении технологий. // авт. перевод на сайте URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/WWWITS.html.
  18. П.Л. Интеллектуальные обучающие системы // Информатика. Информационные технологии. Средства и системы. 1990. № 2. С. 3−22.
  19. П.Л. Построение и использование модели обучаемого в интеллектуальных обучающих системах // Техническая кибернетика, 1992. № 5. С. 97−119.
  20. Е.Е. Обзор моделей студента для компьютерных систем обучения // Educational Technology & Society 6(4) 2003. ISSN 1436−4522. С. 245−250.
  21. В.И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления с использованием нечеткой логики: Учебное пособие / В. И. Васильев, Б. Г. Ильясов. Уфа: УГАТУ, 1995. 80 с.
  22. Д.В., Подлесный С. А. Архитектура системы управления учебным процессом в виртуальной образовательной среде. // Телематика 2002: труды всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2002.
  23. Галлеев И. Х, Чепегин В. И., Сосновский С. А. Серия МОНАП: модели, методы, подходы // авт. перевод на сайте URL: http://ifets.ieee.org /Russian/depository/monapr.doc
  24. Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. СПб.: Изд-во Питер, 2001.368 с.
  25. В.З., Богомолов О. А. Система дистанционного обучения «Прометей», версия 4.0. // Телематика 2002: труды всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2002.
  26. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
  27. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001.21 с.
  28. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. 45 с.
  29. В.К. Подсистема обучения обязательная компонента информационно-управляющей системы (принципы разработки, методы проектирования и реализации) // Educational Technology & Society 6(3) 2003. ISSN 1436−4522. С. 139−153.
  30. З.О. Телетестинг — современная технология дистанционного рейтингового контроля знаний. // Интернет, Общество, Личность (ИОЛ-99): сб. материалов международной конф., СПб., 1999. С. 165.
  31. Джезус Кастаньетто, Хариш Рават, Саша Шуман, Крис Сколло, Дипак Ве-лиаф Профессиональное РНР программирование. СПб.: Изд-во Символ-Плюс, 2001.912 с.
  32. Дженнифер Нидерст. WEB-Мастеринг для профессионалов. СПб.: Изд-во Питер, 2002. 576 с.
  33. Н. Разработка приложений для электронной коммерции. Библиотека программиста. СПб.: Изд-во Питер, 2001. 512 с.
  34. Джерри Бранденбау JavaScript: сборник рецептов. СПб.: Изд-во Питер, 2000.416 с.
  35. Джесс Либерти, Майк Крейли. Создание документов XML для Web на примерах. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 256 с.
  36. А. Марка, Клемент JI. МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. М., 1993.
  37. JI.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. 364 с.
  38. JI.B. Методы и модели адаптации к учащимся в системах компьютерного обучения // Educational Technology & Society 6(4) 2003. ISSN 14 364 522. С. 204−211.
  39. Ю.С., Кузьмина Е. А., Минасов Ш. М., Тархов С. В. Организационные аспекты внедрение систем электронного обучения // Технологии и организация обучения: научное издание. Уфа, 2005. С. 61−68.
  40. Ю.С., Минасова Н. С., Тархов С. В. Оценка эффективности систем электронного обучения // Телематика 2008: труды XV Всероссийской научно-методической конференции. Секция D, Санкт-Петербург, 2008. Т. 2. С. 511−513.
  41. Всероссийской научно-методической конференции. Уфа-Москва: УГАТУ, 2005. С. 102−104.
  42. Ю. С. Карчевская М.П. Кузьмина Е. А. Тархов C.B. Введение в информатику. Часть 1: Учебное пособие. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2007. 243 с.
  43. Ю.С., Дубинин Н. М., Тархов C.B., Тархова JI.M. Разработка и оптимизация модели урока для системы довузовского дистанционного образования. // деп. в ВИНИТИ 12.03.01 № 628-В2001. Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2001.
  44. Ю.С., Кузьмина Е. А., Никин А. Д. Модели и оптимизация учебных планов в образовательных системах // Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ, 2003. Т. 4. № 1. 2003. С. 62−68.
  45. Ю.С., Микова Т. В., Минасов Ш. М., Тархов C.B. Отчет о НИР РК 1 200 209 374 «Разработка информационно-образовательной среды региона (на примере Республики Башкортостан)». ВНИИЦентр, инв. № 2 200 304 109. М., 2003. 93 с.
  46. Ю.С., Минасов Ш. М., Тархов C.B. Модели представления и организация хранения информации в сетевой информационно-обучающей системе //Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ, 2004. Т. 5. № 2(10). С. 183−191.
  47. Ю.С., Минасов Ш. М., Тархов C.B. Применение мультиагент-ных систем электронного обучения в гетерогенных информационно-образовательных средах. М.: Изд-во МАИ, 2007. 271 с.
  48. Ю.С., Минасова Н. С., Тархов C.B. Организация электронного обучения на основе автономных программируемых учебных модулей // Телематика 2007: труды XIV Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2007. Т. 2. С. 465−466
  49. Ю.С., Тархов C.B., Минасов Ш. М. Информационно-обучающие среды образовательных систем // Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ, 2002. Т. 3. № 2. С. 187−196.
  50. Камер Дуглас Э. Компьютерные сети и Internet. Разработка приложений для Internet (Пер. с англ.). М.: Изд-во дом «Вильяме», 2002. 640 с.
  51. И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах. //Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 2002.
  52. И.Н., Лесная Н. С., Репка В. Б. Использование мультиагентного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения // Educational Technology & Society 7(2) 2004. ISSN 14 364 522. С. 190−205.
  53. И.В., Карасева М. В., Суздалева Е. А. Системные аспекты организации и применения мультилингвистической адаптивно-обучающей технологии. // Educational Technology & Society 5(2) 2002. ISSN 1436−4522. С. 198−212.
  54. Ю. В. Добровольская Н. Ю. Нейросетевые модели в адаптивном компьютерном обучении // Educational Technology & Society 5(2) 2002. ISSN 1436−4522. С. 213−216.
  55. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / одобрена распоряжением Правительства РФ № 1756 от 29.12.2001.
  56. Н.А. О различиях между линейным и разветвленным программированием /В сб. «Программированное обучение за рубежом». М.: Высшая школа, 1968. С. 58−67.
  57. Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Изд-во Мир, 1978. 432 с.
  58. В.В., Майоров B.C., Шахгельдян К. И. Управление доступом пользователей к корпоративным информационным ресурсам вуза. // Телематика 2003 труды всероссийской научно-методической конференции, СПб., 2003.
  59. В.А., Цуканов М. В. Принципы создания системы дистанционного образования на основе мультиагентных технологий // Информационныетехнологии в образовании" (ИТО-2003): материалы XII международной конференции М., 2003. С. 87−88.
  60. С. Подходы к интеграции технологий баз данных и Internet // Корпоративные базы данных 2002: материалы конференции. М., 2002.
  61. Г. С. Дифференцированная система обучения через Интернет. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2000. 103 с.
  62. Г. С. Модели, методы и технология дифференцированного обучения на базе Интернет // Автореф. дисс.. канд. техн. наук. М., 2001. 16с.
  63. В. М. Зинченко JI.A. Эволюционная адаптация интерактивных средств открытого образования // Открытое образование. 2001. № 1. С. 43−50.
  64. Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию / Пер. с франц. М.: Мир, 1990. 432 с.
  65. C.B. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion. M.: Диалог-МИФИ, 2004.
  66. В.В., Кузнецов A.M. К Вопросу о методологии создания системы образовательных порталов. // Телематика 2002: труды всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2002.
  67. В.В., Кузнецов A.M. Основные подходы к разработке дизайна и обеспечению юзабилити образовательных порталов. // Телематика 2003: труды всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2003.
  68. Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» // XIII международная конференция: сборник трудов. Часть V. М.: Просвещение, 2003. 344 с.
  69. Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» // XIVI международная конференция-выставка: сборник трудов. Часть II-IV. М.: Просвещение, 2004.
  70. Ш. М., Сираева JI.P., Тархов C.B. Анкетирование — начальный этап электронного обучения // Технологии и организация обучения. Научное издание. Уфа, 2005. С. 53−61.
  71. Ш. М. Модели и алгоритмы программных инструментальных средств обработки информации и генерации учебных курсов в сетевой информационно-обучающей системе // Дисс.. канд. техн. наук, Уфа, 2003. 182 с.
  72. Ш. М., Тархов C.B. Распределенная система дистанционного обучения на базе технологий интернет. // Проблемы техники и технологии телекоммуникаций: материалы IV международной научно-технической конференции. Уфа: УГАТУ, 2003. С. 71−73.
  73. Н.С., Тархов C.B., Тархова JI.M. Модели формирования и практическая реализация скомпилированных учебных модулей в системе электронного обучения // Открытое образование. М., 2006. № 5. С. 21−29.
  74. A.B., Злотникова И. Я., Кравец В. В. Педагогические аспекты дистанционного образования. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1997. 142 с.
  75. М.В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. 216 с.
  76. А.И., Комличенко В. Н., Гедранович В. В. Стратегия автоматизации управления познавательной деятельностью на основе информационной модели образовательного процесса // Информационные технологии, 2000, № 5. С. 47−52.
  77. И.Л., Кафтанников И. Л. Методология и средства повышения степени интеллектуализации ИТ-учебного процесса // Educational Technology & Society 6(3) 2003. ISSN 1436−4522. P. 154−163.
  78. М.И. Системный подход к решению проблем дистанционного обучения. (Монография), Издание международного проекта DELPHI EDRUS 9706, М., 1999.
  79. Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИПУРАН, 2001. 83 с.
  80. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
  81. И.П. Стандартизация в области компьютерных образовательных технологий. // Информационные технологии. 2003. № 1. С. 36−40.
  82. П.И., Ахулкова А. И., Черниченко О. Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П. И. Образцова Орел: ОГУ, 2003. 94 с.
  83. П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.
  84. П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. Орел, ОГУ, 2002. 292 с.
  85. Основы открытого образования / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, Т. 2. 2002. 680 с.
  86. Основы открытого образования / Андреев А. А. и др. Отв. ред. В. И. Солдаткин: Российский государственный институт открытого образования. М.: НИИЦ РАО, Т. 1. 2002. 676 с.
  87. Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов / Е. И. Горбунова и др. Отв. ред. С. Л. Лобачев и А. В. Манцивода. М.: РИД «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 215 с.
  88. Г. Обучение как процесс создания системы управления // Кибернетика и проблемы обучения / Берг А. И. М.: Прогресс, 1970. С. 25−86.
  89. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Изд-во центр «Академия», 2001. 512 с.
  90. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. 640 с.
  91. В. А. Экспертно-обучающие системы. Киев: Наукова думка, 1992.
  92. , Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Изд-во «Академия», 2004. 415 с.
  93. Д.И. Методология и технология проектирования интеллектуальных систем дистанционного обучения. // Автореф. дисс.. докт. техн. наук. М., 2004. 16 с.
  94. Приобретение знаний: Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Мир, 1990. 304 с.
  95. А.А. Авторская система TeachLab CourseMaster // Educational Technology & Society 6(2) 2003. ISSN 1436−4522. C. 94−107.
  96. Л.А. Адаптация сложных систем. Методы и приложения. Рига: Зинатне, 1981. 375 с.
  97. Л.А., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988. 160 с.
  98. И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития // Educational Technology & Society 7(2) 2004. ISSN 1436−4522. С. 257−269.
  99. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. 508 с.
  100. Т.И. Программированное обучение и автоматизация учебного процесса. Киев: Изд-во КВИРТУ, 1963. 228 с.
  101. Свид. об отрасл. per. разработки № 3582. Элекгронный лабораторный практикум по MS Office 2000 / Ш. М. Минасов, O.JT. Рамбургер, C.B. Тар-хов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования РФ 19.05.2004.
  102. Свид. об отрасл. per. разработки № 3649. Электронный лабораторный практикум по Visual Basic / Е. А. Кузьмина, Ш. М. Минасов, C.B. Тархов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования РФ 10.06.2004.
  103. Свид. об отрасл. per. разработки № 3650. Электронный учебный курс «Организация интерфейса в человеко-машинных системах» / C.B. Тархов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования РФ 10.06.2004.
  104. Свид. об отрасл. per. разработки № 3750. Электронный лабораторный практикум по MS Works / C.B. Тархов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования и науки РФ 15.07.2004.
  105. Свид. об отрасл. per. разработки № 3752. Электронный лабораторный практикум по Derive / M.А. Сахабетдинов, JT.P. Сираева, C.B. Тархов. За-рег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования и науки РФ 15.07.2004.
  106. Свид. об отрасл. per. разработки № 4606. Электронный лабораторный практикум по Mathlab / М. П. Карчевская, O. J1. Рамбургер, С. В. Тархов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования и науки РФ 08.04.2005.
  107. Свид. об отрасл. per. разработки № 5024. Методический материал для подготовки к экзименам по дисциплине «Информатика» / JI.P. Сираева, C.B. Тархов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Федерального агентства по образованию 11.07.2005.
  108. Свид. об отрасл. per. разработки № 11 533. Электронный учебный модуль «Создание базы данных с помощью Delphi» / C.B. Тархов. Зарег. в ОФАП Гос. коорд. центра информац. технологий Министерства образования и науки РФ 14.09.2008.
  109. Свид. об офиц. per. программы для ЭВМ № 2 003 612 176. Информационно-обучающая система дистанционного обучения K-Media (ИОС ДО К-Media) / Ш. М. Минасов, C.B. Тархов, Н. С. Минасова. Роспатент. М.: Зарег. в реестре программ для ЭВМ 22.09.2003.
  110. Свид. об офиц. per. программы для ЭВМ № 2 006 611 494. Система электронного контроля знаний с элементами обучения K-Media Seiftraining / C.B. Тархов, Ш. М. Минасов, Н. С. Минасова. Роспатент. М.: Зарег. в реестре программ для ЭВМ 28.04.2006.
  111. А.П., Швецов А. Н. Реализация учебного агента в структуре мультиагентной системы «Виртуальный преподаватель» / Современные технологии обучения «СТО-2003»: материалы IX междун. конф. СПб.: Изд-во ГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. Т. 2. С. 34−36.
  112. .Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом. М.: Высшая школа, 1968. С. 32−46.
  113. A.B. Дидактический анализ проблематики электронного обучения // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies: труды Международной конференции. Казань: КГТУ, 2002. С. 212−216.
  114. A.B. Дискретные математические модели в исследовании процессов автоматизированного обучения // Educational Technology & Society 4(2) 2001. ISSN 1436−4522. С. 205−210.
  115. A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с.
  116. С.Н., Тархов C.B. Модели и алгоритмы поддержки принятия решений при распределении учебной нагрузки преподавателей // Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ, 2006. Т. 7. № 3 (16). С. 107−114.
  117. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980. 47 с.
  118. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. 133 с.
  119. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: Изд-во МГУ, 1975.
  120. С.В. Адаптивное электронное обучение и оценка его эффективности // Открытое образование. 2005. № 5. С. 37−47.
  121. С.В. Архитектуры сетевых информационно-обучающих систем // Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ, 2005. Т. 6. № 1 (12). С. 135−142.
  122. С.В. Модели и механизмы управления адаптивным электронным обучением // Системы управления и информационные технологии. 2005. № 4(21). С. 94−100.
  123. С.В. Об одном подходе к созданию электронных учебно-методических материалов. // Технологии и организация обучения. Научное издание. Уфа: УГАТУ, 2004. С. 68−72.
  124. C.B. Система контент-менеджмента дистанционного обучения с мультиагентной архитектурой // Применение новых информационных технологий в образовании: труды XV международной конференции. Троицк, 2004. С. 257−259.
  125. C.B. Управление адаптивным обучением в мультиагентной информационно-обучающей системе // Информационные технологии. 2005. № 11. С. 70−78.
  126. C.B. Управление адаптивным интерактивным обучением в распределенной сетевой информационно-обучающей системе // Вестник УГАТУ: науч. журнал Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. УГАТУ, 2005. Т. 6. № 2(13). С. 157−165.
  127. C.B., Тимиргалин A.A. Проблемы представления данных при разработке сайта кафедры информатики УГАТУ. // Проблемы техники и технологии телекоммуникаций: материалы IV международной научно-технической конференции. Уфа: УГАТУ, 2003. С. 94−96.
  128. JI.M. Модели и алгоритмы функционирования информационно-обучающей системы дистанционного образования (на примере дополнительного довузовского образования): дис.. канд. техн. наук. Уфа, 2001. 166 с.
  129. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТ-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. 332 с.
  130. Управление динамическими системами в условиях неопределенности / Кусимов С. Т., Ильясов Б. Г., Васильев В. И. и др. М.: Наука, 1998. 452 с.
  131. Ю.Е. Проектирование интеллектуального учебника // Дистанционное образование. 2000. № 4. С. 24−28.
  132. В.Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет // Информационные технологии. 2001. № 9. С. 44−48.
  133. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы / Постановление Правительства Российской Федерации № 803 от 23 .12.2005.
  134. Н.А., Ахремчик О. Л. Разработка и исследование программно-методического комплекса для построения ПФК модели обучаемого // Educational Technology & Society 7(1) 2004. ISSN 1436−4522. С. 182−197.
  135. Н.Н., Ахремчик О. Л. Центр «Компьютерные технологии образования»: его место в учебном процессе технического университета. // Educational Technology & Society 3(2) 2000. ISSN 1436−4522. С. 150−160.
  136. Н.Н., Вавилова Н. И., Ахремчик О. Л. Мультимедиа тренажерные комплексы для технического образования // Educational Technology & Society 6(3) 2003. ISSN 1436−4522. С. 164−186.
  137. А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  138. А. В. Дистанционное обучение и его технологии. // Компьютерра. № 6. 2002.
  139. Г. М., Герасимова Е. И., Ерошин В. В. Модели обучения автоматизированных обучающих систем // Сетевой электронный научный журнал «СИСТЕМОТЕХНИКА». № 2. 2004.
  140. Человеческий фактор. В 6 т. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. / Д. Холдинг и др., Ч/ 2. Профессиональное обучение и отбор операторов. М.: Мир, 1991. 302 с.
  141. А.А. Интеллектуальные агенты как средство автоматизации роли преподавателя // Educational Technology & Society 5(2) 2002. ISSN 1436−4522. С. 187−197.
  142. Н.И., Тарасова Т. Д. Кондратьев Д.В. и др. Компьютерная система поддержки обучаемых в условиях дистанционного образования // Educational Technology & Society 5(3) 2002. ISSN 1436−4522. С. 240−245.
  143. Alpert S.R., Singley M.K., Fairweather P.G. Deploying Intelligent Tutors on the Web: An Architecture and an Example. International Journal of Artificial Intelligence in Education, № Ю. 1999. P. 183−197.
  144. Brusilovsky P. Methods and techniques of adaptive hypermedia // User Modeling and User-Adapted Interaction, 1996, v. 6, n. 2−3, P. 87−129.
  145. Brusilovsky P. Ritter S. and Schwarz E. Distributed intelligent tutoring on the Web. In: du Boulay, B. and Mizoguchi, R. (eds.) Artificial Intelligence in Education: Knowledge and Media in Learning Systems. IOS, Amsterdam. 1997. P. 482−489.
  146. Brusilovsky P. Student as user: Towards an adaptive interface for an intelligent learning environment. In Proceedings of World Conference on Artificial Intelligence and Education, AI-ED'93, 1993. P. 386−393.
  147. Brusilovsky P.L. A framework for intelligent knowledge sequencing and task sequencing. In Proceedings of the Second International Conference on Intelligent Tutoring Systems, ITS'92, Berlin: Springer-Verlag. 1992. P.499−506.
  148. Devedzic V., Debenham J., Popovic D. Teaching Formal Languages by an Intelligent Tutoring System. Educational Technology & Society 3(2) 2000. ISSN P. 1436−4522.
  149. Dillenbourg E., Self J. Framework for Learner Modelling // Interactive Learning Environments. 1992. Vol. 2. Issue 2. P. 111−137.
  150. Eliot, C., Neiman, D., & Lamar, M. Medtec: A Web-based intelligent tutor for basic anatomy. WebNet'97, World Conference of the WWW, Internet and Intranet, AACE. 1997. P. 161−165.
  151. Elliot C. Implementing Web-based intelligent tutors. In Proceedings of the workshop «Adaptive Systems and User Modelling on the World Wide Web», Sixth International conference on User Modelling. 1997.
  152. Fischer G. User Modeling in Human-Computer Interaction // User Modeling and User-Adapted Interaction 11, Kluwer Academic Publishers. 2001, P. 65−86.
  153. Galeev I., Chepegin V. and Sosnovsky S., MONAP: Models, Methods and Applications, Proceedings of the International Conference KBCS 2000, Mum-bai, India. P. 217−228.
  154. Galeev L, Tararina L., Kolosov O., Kolosov V. Structure and implementation of partially integrated adaptive learning environment, in Allison Rossett (ed): Proceedings of E-Leam 2003, Phoenix, Arizona USA, November 7−11, 2003, P. 2151−2154.
  155. Galeev I. Automation of the ETS Desing, Educational Technology September-October 1999. V. XXXIX, No. 5. P. 11−15.
  156. Galeev, 1., Ivanov, V., Akhmadullin, M. A Learning Model in MONAP // Human-Computer Interaction. The 6th International Conference. EWHCI'96. Moscow, Russia, August 12−16, 1996. P. 320−323.
  157. Jane Bozarth. E-Learning Solutions on a Shoestring: Help for the Chronically Underfunded Trainer (Pfeiffer Essential Resources for Training and HR Profes-siona). 2005. 240 p.
  158. Kabalnov Yu.S., Tarkhov S.V., Tanykievich M.V., Pestrikov V.A. Information Support of Decision Making in Pedagogy. // Processings of 2-nd International Workshop on Computer Science and Information Technologies. Ufa, 2000. V. 2. P. 154−156.
  159. Lee, S.H., & Wang, C.J. Intelligent hypermedia learning system on the distributed environment. ED-MEDIA/ED-TELECOM'97 World Conference on Educational Multimedia/Hypermedia and World Conference on Educational Telecommunications, AACE. 1997. P. 625−630.
  160. Lotnik Y.S., Tarkhov S.V. The using of the content-menagement system in the distant education. // The 4th International Workshop on Computer Science and Information Technologies (CSIT 2002). University of Patras, Greece, 2002. P. 170−174.
  161. Lotnik Y.S., Tarkhov S.V. The using of the content-menagement system in the distant education. // The 4th International Workshop on Computer Science and Information Technologies (CSIT' 2002). University of Patras, Greece, 2002. P. 170−174.
  162. Lotnik Y.S., Tarkhov S.V., Tarkhova L.M. Organization and Implementation of Distant Education Support Systems Problems. // Processings of 2-nd International Workshop on Computer Science and Information Technologies. Ufa, 2000. V. 2. P. 124−126.
  163. McCalla G. The central importance of student modelling to intelligent tutoring. In E. Costa (Ed.) New Directions for Intelligent Tutoring Systems, Berlin: Springer Verlag. 1992.
  164. Murray T. Authoring Knowledge Based Tutors: Tools for Content, Instructional Strategy, Student Model, and Interface Design. Journal of the Learning Sciences. Vol 7. No 1. 1998., P. 5−64.
  165. Nakabayashi K., Maruyama M., Koike, Y., Kato, Y., Touhei, H. & Fukuhara, Y. Architecture of an Intelligent Tutoring System on the WWW. In Proceedings of AIED' 97, the Eighth World Conference on Artificial Intelligence in Education, 1997. P. 39−46.
  166. Y., Watanabe K. & Kondo H. An Implementation of an intelligent tutoring system on the World-Wide Web. Educational Technology Research, No. 19(1), 1996. P. 35−44.
  167. Rich E. Stereotypes and User Modeling. In Kobsa, A. & Wahlster, W. (eds.) User Models in Dialog Systems, 1989. 214 p.
  168. Self J. A The use of belief system for student modeling // Proceedings of the 1st European Congress on Artificial Intelligence and Training. Lille. 1988.
  169. Sheremetov L. and Nunes G. Multi-agent framework for virtual learning space // Journal of Interactive Learning Research, 1999. № 10(3−4). P. 301−320.
  170. R. & Shimura M. Student Modeling and Machine Learning. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 1998. № 9. P. 128−158.
  171. Skinner B.F. The science of learning and art of teaching. //Harward Education Review, Spring, 1954. № 24 P. 86−97.
  172. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area // European Association for Quality Assurance in Higher Education. Helsinki, Finland, 2005. 41 p.
  173. Tarkhov S.V., Sokal P. System of Automatic network Training and remote Training of Students//Proceedings of the Workshop Computer Science and Information Technologies CSIT'2004, Budapest, Hungary, 2004. Volume 1. P. 207−210.
  174. , G., & Specht, M. User modeling and adaptive navigation support in WWW-based tutoring systems. In Jameson, A., Paris, C., & Tasso, C. (Ed.), User Modeling. Wien: Springer-Verlag. 1997. P. 289−300.
  175. Wenger E. Artificial intelligence and tutoring systems. Computational approaches to the communication of knowledge. Los Altos: Morgan Kaufmann, 1987.
  176. White M.A. The Third Learning Revolution // Electroning Learning. 1988. Vol. 7. No. 4. P. 89−90.
Заполнить форму текущей работой