Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепт визуализации воображения в творчестве как феномен культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История культуры располагает таким интересным феноменом, как творчески «универсальная» личность. Изучая особенности личности великих деятелей искусства, следует отметить, что многие из них обладают специальными способностями в области визуализации. Обладателями богатого визуального воображения могут по праву считаться Александр Николаевич Скрябин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, которые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и методология исследования концепта визуализации воображения
    • 1. Культурфилософские воззрения на сущность концепта визуализации воображения
    • 2. Онтология визуализации воображения
    • 3. Природа визуализации воображения
  • Глава 2. Доминанты визуализации воображения в культуре
    • 1. Структура и многообразие форм визуализации воображения
    • 2. Визуализация воображения в творческих процессах
    • 3. Визуализация воображения в трансформации культурной среды

Концепт визуализации воображения в творчестве как феномен культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Исследование сущности и значимости концепта визуализации воображения в творчестве связано с тенденциями развития культуры. Человечество стремительно переходит на новый уровень восприятия мира — от словесного к визуальному. Этим объясняется перенасыщение видимого пространства образами, организующими окружающий мир, пестротой и постоянной изменчивостью красок, фигур, сюжетов и др. Единицы образов, взаимодействуя, создают новые структуры, пути и закономерности, которые необходимо изучать. Видимая составляющая культуры становится все более значимой в символьном, кодовом, обыденных позициях, трансформируя изучаемый концепт воображения, который приобретает качественно новые формы, диктуемые окружающим пространством. Оно (пространство) выступает в значительной мере как результат работы визуализации воображения ученых, художников, архитекторов, политиков и т. д., являя целостную картину мира, рождаемую конкретной культурно-исторической эпохой и носителями ее наличных ценностей.

При этом концепт визуального воображения определяется как фундаментальная позиция творческого преобразования и человека, и окружающей действительности. С одной стороны, она проявляется в виде определенного сгустка, посредством которого визуализация входит в ментальный мир человека. С другой стороны, человек посредством концепта визуализации сам входит в культуру и, в некоторых случаях, влияет на нее. Этот факт ставит проблему на новый уровень научного изучения.

Визуализация воображения проявляется как качество и основа всех сфер деятельности. Все воспринимается первоначально через визуализацию-образ, и именно это фиксирует окружающие явления с большей яркостью, нежели другие. Визуализация есть мощнейший инструмент достижения цели, коим люди пользовались с незапамятных времён и добивались желаемых результатов. По своей природе визуализация, или мысленное представление, относится к способности мозга видеть предметы в образах, мысленно «достраивать» то, что не запомнилось сразу, что чрезвычайно активно используется во всех творческих процессах. Если развитие культуры есть следствие действий множества творческих актов, направленных на познание и преобразование окружающего мира, то активировать свои замыслы человек вначале может лишь через визуальное воображение, являющееся его фундаментальной способностью. Результатом этого становятся созданные индивидуальным сознанием образные структуры, подлежащие реализации в культурном творчестве личности.

Реализуя функцию восполнения картины мира образами отраженной реальности, возможного и необходимого, визуализация воображения создает виртуальные миры и одновременно является способом их постижения. Исходя из этого, ее целесообразно назвать инструментом культуросозидающей деятельности, где ее качество, яркость, способность к ней (природная или выработанная) во многом определяют успешность в творчестве и жизни.

Наука, религия, искусство, техника, повседневность и остальные сферы, организующие пространство культуры в целом, выстраивают собственные зрительные ареалы, где способность визуализировать является жизненной необходимостью творческой деятельности.

Двадцать первый век привносит совершенно особые аспекты в изучение данных реалий. В настоящее время визуализация широко используется в философии, технике, медицине, эстетике, в любой профессиональной деятельности (мысленная визуализация), медитации, нетрадиционной медицине (созидающая визуализация здоровья), це-лительстве и других науках и сферах.

Создание целостного концепта визуализации воображения остается открытой проблемой, чрезвычайно значимой для творческих процессов, посредством которых создается весь ценностный пласт культуры, что делает ее изучение значимым для культурологии, обуславливая актуальность избранной темы.

Степень научной разработанности проблемы.

Первоначально изучением процессов визуального воображения занимались философы Античной эпохи. С именем Платона в науке связывают формирование понятия визуального воображения. В научных трудах Аристотеля, таких как трактаты «О душе» и «Поэтика» («Об искусстве поэзии») содержится более подробный анализ процессов визуального воображения, где он дает им подробную характеристику. В целом, Античная эпоха рассматривала визуальное воображение как определенную способность души, предшествующую рассудочному акту, определяя его, и, вместе с тем, выполняя «промежуточную» роль опосредования результата мысли. Визуальное воображение понималось как созидательная творческая сила, направленная на познание окружающего мира, природы, внутренних свойств души, участвующая в творческих процессах.

Неоплатоническая философия трактует визуальное воображение как проблему духовной и чувственной сферы, заключающейся в рассуждении о том, что жизнь подчинена разуму и, открыв в себе ум, как наивысшее начало, душа стремится отождествиться с ним. В этом контексте деятельность визуального воображения понимается как стремление к собственному прообразу в процессе уподобления несовершенного совершенному. Представителем этой философии является Плотин.

Средневековая наука дает свое представление о визуальном воображении. Гуго Сен-Викторский считает видимое воображение одним из трех «глаз» человеческой души, осуществляющих функцию наблюдения (так же, как разум и рассудок). Философ рассматривает его как простое представление вещей, находящихся вне нас.

Категория «образа» сопровождает христианскую культуру с момента ее зарождения, поэтому проблему образа часто связывают с самой «сущностью христианства», выраженной в образе, который потенциально может хранить в себе большое количество изображений, в различной степени подобных первообразу. Деятельность визуального воображения связывают со способностью хранить совокупность этих изображений (образов). Разработкой теории образа активно занимался Иоанн Дамаскин.

Изучение вопросов визуального воображения продолжалось в эпоху Возрождения. Николай Кузанский отмечал способность воображения даже «в отсутствии вещи воспринимать ее форму в материи». Проблема визуального воображения как познавательной способности стала центральной в XVII—XVIII вв. Значительный вклад в изучение визуального воображения внесли научные труды Леонардо Да Винчи, достаточно много размышлявшего на эту тему.

Рационалисты XVII в. считали визуальное воображение источником всевозможных заблуждений. Этой концепции придерживались Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ж. Ламетри, Д. Юм.

Проблема визуального воображения становится одним из ключевых концептов немецкой классической философии. Кант И. впервые в истории философской мысли приходит к выводу о том, что без способности воображения был бы невозможен человеческий опыт и человеческое познание. Изучением вопросов визуального воображения активно занимались И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель.

Эпоха романтизма выдвигает названную проблему на передний план. Как о самостоятельной ценности о видимом воображении заявил Дж. Вико, его направление продолжили К. Зольгер, Дж. Рескин и ДР.

Несколько отличное понимание можно обнаружить в трудах ученых XIX в. Вундт В., Джемс У., Рибо Т. все виды ментальной деятельности человека рассматривали как комбинирование уже имеющихся в сознании элементов и образов. Психоаналитическая теория определяет визуальное воображение как подсознательную творческую силу духа, без которой немыслимо никакое созидание, никакая культура. Этой концепции придерживались 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг.

В конце XIX — начале XX вв. возникает радикально новый интерес к изучению проблемы. Центральное место визуальное воображение занимает в научных трудах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Башляра, Ж.-П. Сартра, Н. А. Бердяева.

В отечественной философии советского периода проблема воображения затрагивалась немногочисленными авторами: И. И. Лапшиным, Ю. М. Бородаем, Э. В. Ильенковым и его школой.

В конце XX — начале XXI в. появилось множество научных трудов, посвященных исследованию проблемы визуального воображения. Среди них выделяются работы Я. Э. Голосовкера, И. П. Фарман, М. С. Кагана, Н. В. Рождественской, А. Я. Дудецкого, И. М. Розет, Л. С. Коршуновой, А. В. Брушлинского, С. А. Борчикова, С. Л. Катречко, Т. В. Себар, Ю. М. Романенко, В. М. Розина, А. Ю. Семаш и других авторов.

О специфике зрительного восприятия и воображения созданы труды Р. Арнхейма, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, А. Л. Ярбуса, направленные на анализ сущности его социального функционирования. Существующий с 2001 г. «Центр онтологического исследования воображения» Санкт-Петербургского государственного университета изучает эти процессы на теоретическом и экспериментальном уровне.

Таким образом, с момента возникновения и по настоящее время проблема визуального воображения остается актуальной, но, тем не менее, концепт визуального воображения до конца не изучен.

Объектом научного исследования является визуальное воображение как часть культуры общества.

Предмет исследования — изучение концепта визуального воображения в творчестве как феномена культуры.

Основной целью диссертационного исследования является анализ концепта визуализации воображения, являющегося доминантой творчества.

Сформулированная цель определила задачи исследования: изучить сущность и природу визуализации воображенияраскрыть культурфилософские воззрения на сущность визуализации воображениявыявить структуру и многообразие форм визуализации воображенияпроанализировать онтологию визуализации воображениярассмотреть визуализации воображения в творчестве разных направленийвыявить особенности визуализации воображения в творческой трансформации культурной средысформулировать концепт визуализации воображения в творчестве.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Диссертационное исследование основывается на результатах анализа становления понятия (концепта) визуализации воображения, представленного в работах Платона, Аристотеля, Николая Кузанского, Л. да Винчи, И. Канта, Г. Гегеля, Т. Рибо, К. Юнга, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Башляра, Ж.-П. Сартра, Н. А. Бердяева, И. И. Лапшина. Исследователи рассматривали визуализацию как доминантную способность человека, позволяющую посредством ее «дообъяснять» себе непонятное и отсутствующее.

Основные методы исследования: классификация и типологи-зация, историко-компаративный метод, системный анализ, метод структурно-функционального исследования, мемуарнобиографический, агриативный, ассоциативный, семиотический методы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в разработке концепта визуализации воображения как основы творчества, имеющего неординарные пути и закономерности развития, что основывается на сущности визуализации, заключающейся в ментальном образном преобразовании реальностив выявлении и обосновании доминант концептов культурфило-софских воззрений на сущность визуализации воображения, разработанных в истории мировой философской мыслив уточнении и обобщении структуры и классификации форм визуализации воображения, представленной в триадной основе воссоздающим (вспоминающим), продуктивным и пассивным (мечтательным) видами воображенияв определении качества онтологии визуализации воображения как природного или приобретенного свойствав обосновании его фундаментальной роли в творческой, профессиональной и повседневной деятельности, имеющей выход на возможность трансформации культурной среды.

Научно-практическая значимость исследования.

Научно-практическая значимость исследования концепта визуализации воображения связана с необходимостью более точной структуризации его основы, выявления внутренних взаимосвязей структурных единиц, создания технологий его развития и использования в разных сферах жизни, с доминированием в творческой составляющей деятельности.

Полученные в процессе исследования результаты могут использоваться для дальнейшей теоретической разработки данной проблемы, что актуализируется в новом облике образной культуры социума.

На защиту выносятся следующие положения:

Изменения, происходящие в современной культуре, связаны с чрезвычайной расширительностью визуальной составляющей. Визуальная культура перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики и трактуется как часть семиотического пространства, мира графических, красочных и живописных форм в повседневной реальности, окружающей человека, направляя его развитие в сторону размышления и фиксирования информации зрительными построениями.

Визуализация воображения представляется как мыслительный акт, заключающийся в процессе образного представления любого предмета или ситуации, как пережитой ранее, так и никогда в целом не воспринимавшейся человеком в действительности. Она выступает как онтологическое свойство сознания, является непременным уеловием для успешной самореализации личности и самоопределения в обществе, играет определяющую роль для создания образа мира.

Формы визуализации воображения отработаны веками, используются человечеством для развития способностей и решения множества сложных проблем. Визуализация воображения представляется как триада форм, встраиваемых одна в другую, являющая собой взаимообусловленность воссоздающего (управляемые мыслеобразы, основанные на технике глубокой релаксации) — пассивного, сублимирующего собственно деятельность (грезы, фантазии, мечтания, сновидения, фантазмы, галлюцинации, зачастую не зависящие от волеизъявления человека) — продуктивного (творческое воображение). Конечным продуктом последнего выступает новый по содержанию образ, культурная реальность. Продуктивная визуализация воображения есть основа творчества человека в любом виде деятельностных проявлений. В разных профессиях она проявлена в разной мере, но культуроносной ее составляющей становится продуктивная творческая способность, имеющая всеобщий характер и направленная на созидание личности, ее познавательных, нравственных, эстетических, преобразовательных ценностей. Продуктивная визуализация в последнее время все чаще становится предметом специального обучения, дающего высокую результативность.

Концепт визуализации воображения, таким образом, целесообразно представить как мыслительный акт, заключающийся в процессе ментального представления любого предмета или ситуации как реальной, так и никогда не существовавшей. Он создается под воздействием переживаемого, воспринимаемого, ассоциативного и иных аспектов, агриативно (посредством синтезирования агглютинации, гиперболизации и схематизации) соединяемых в сознании и создающих продукт-прообраз, который становится основой для его материализации в окружающее пространство, триггером для трансформации культурной среды.

Апробация работы.

Материалы диссертации были изложены в ряде статей, включая издания, рекомендованные ВАК РФ, обсуждены на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, докладывались на методологическом семинаре аспирантов-культурологов, опубликованы в материалах I Международной научной интернет-конференции «Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира», (Тамбов, 2008), на интернет-портале «Сетевое сообщество «Российская культурология» «, в материалах Международной научно-практической конференции «Семиотика художественной культуры: образ России в межкультурной коммуникации» (отделение СПб. Российского института культурологии), СЭНИ «Аналитика культурологии» и др.

Структура диссертации.

Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по параграфу.

Изменения, происходящие в современной культуре, связаны с чрезвычайной расширительностью визуальной составляющей. Визуальная культура перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики и трактуется как часть семиотического пространства, мира графических, красочных и живописных форм в повседневной реальности, окружающей человека, направляя его развитие в сторону размышления и фиксирования информации зрительными построениями.

Возникновению современной культуры способствовал бурный расцвет научно-технического прогресса (НТП). Главной характеристикой современной культуры становится переход от словесного к визуальному типу мышления людей, влекущий за собой визуализацию искусства и культуры в целом.

Изобретение фотографии, кино, телевидения, Интернета, привело к бурному росту тиражированных изображений, массовому производству и потреблению визуальных образов. Сфера знаков и образов становится самодостаточной и значимой реальностью. Визуаль-ность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики. Выросло новое поколение, воспитанное на культуре видео, телевидения, компьютеров, то есть на культуре, которая визуализировала многое из того, что ранее мыслилось лишь как умопостигаемое.

В результате этих процессов меняется социальная реальность: способ функционирования общественных институтов, формы межличностной коммуникации, образ жизни. Современная реальность в большей степени сконструирована средствами массовой информации. Такие традиционные, базовые социализирующие каналы как язык, религия, обучение и воспитание, сменяются более зрелищными и более эффективными с инструментально точки зрения, — экранными и неэкранными визуальными технологиями. Люди становятся объектами целенаправленного воздействия различных групп.

Визуализация становится культурной доминантой, что активизирует интерес к этой теме в теоретической рефлексии и вводит в употребление термин «визуальная культура».

Концепт визуализации воображения, таким образом, целесообразно представить как мыслительный акт, заключающийся в процессе ментального представления любого предмета или ситуации как пережитой ранее, так никогда не существовавшей. Он создается под воздействием переживаемого, воспринимаемого, ассоциативного и иных аспектов, агриативно (посредством синтезирования агглютинации, гиперболизации и схематизации) соединяемых в сознании и создающих продукт-прообраз, который становится основой для его материализации в окружающее пространство, триггером для трансформации культурной среды.

Заключение

.

С момента возникновения философии и до настоящего времени проблема изучения визуального воображения остается актуальной. Начиная с эпохи Античности и до Нового времени, воображение анализируется как вспомогательная способность познания. Первые попытки формирования в философии понятия визуального воображения относят к Античности и приписывают Платону.

В целом, античная эпоха рассматривала деятельность визуального воображения в качестве низшей способности души, предшествующей рассудочному акту и выполнявшего «промежуточную» роль опосредования результата мысли. Также выделяется творческая компонента процесса, где визуальное воображение считается важнейшим слагаемым в создании произведений искусства. В этом контексте мир искусства является продуктом визуального воображения.

Средневековая философия неразрывно связывает проблему визуального воображения и образа, трактуя воображение как одну из сил души и выделяя основную его характеристику — свойство хранить образы. Этот этап в истории культурфилософской мысли характеризуется подробной разработкой теории образа в христианской культуре.

Эпоха Возрождения подчеркивает значимость визуального воображения в творческих процессах, акцентируя зрительное ощущение среди других, определяя важнейшее его свойство, заключающееся в возможности создавать образы вещей в их отсутствии.

Рационалистическая философия объясняет визуальное воображение как одну из основных способностей души, лежащей в основании познания истины. Философы этой эпохи уделяют немалое значение аспектам деятельности визуального воображения, считая его одним из орудий познания.

Проблема визуального воображения становится одним из ключевых вопросов немецкой классической философии. В философии Канта и Гегеля визуальному воображению придается статус универсальной способности сознания. Размышления Канта о природе визуального воображения как трансцендентальной способности стали классическими в философии. Кант приходит к выводу о том, что без способности визуального воображения был бы невозможен человеческий опыт и человеческое познание.

Культурологическое знание отмечает значимость визуального воображения для художественного творчества.

Культура Романтизма выдвигает указанную проблему на передний план и радикально меняет отношение к визуальному воображению, отмечая его самостоятельную ценность. Воображение воспринимается как способность созидания творческой реальности, позволяющей считать искусство высшей формой активности человеческого духа.

Конец XIX — начало XX века ознаменованы пристальным вниманием к проблеме визуального воображения со стороны психологии и психоаналитической теории. Психология связывает способность воображения со сферой бессознательного и ставит под сомнение его творческую природу. Несколько иную трактовку представляет психоаналитическая теория, где визуальное воображение понимается в качестве творческой силы духа, участвующей в созидательных процессах.

В конце XX — начале XXI века возникает радикально новый интерес к изучению проблемы визуального воображения. Она рассматривается с точки зрения социально — культурологической значимости и в настоящее время является важнейшей созидательной способностью сознания, участвующей в творческих преобразованиях окружающего мира.

Онтологическое значение визуализации воображения рассмотрено по демографическим признакам (у детей и взрослых), в результате чего были выявлены некоторые особенности.

Непременным условием существования в детском возрасте являются два мира — реальный и воображаемый. Большую часть времени дети проводят в воображаемом мире, характеризующемся фантазиями, грезами. Время мечтаний — непременное условие освобождения от контроля взрослых, свободное в творческих проявлениях.

Еще одним аспектом деятельности визуального воображения являются сновидения, содержание которых составляют образы пережитых ранее впечатлений.

Развитию визуального воображения способствуют сказки, творчески преобразующие внутренний мир ребенка и способствующие развитию личности и познанию окружающего мира.

Главным видом творческой активности в детском возрасте выступает игровая деятельность, характеризующаяся различными комбинациями визуальных образов объектов. Активное творчество, выраженное в музыкальной и изобразительной деятельности, лепке и конструировании, играет немалую роль в развитии визуальной культуры дошкольников.

Образовательный процесс становится новым уровнем развития визуального воображения школьников, где доминирующую роль играет образное восприятие мира и себя в нем посредством пережитого чувственного опыта и образного мышления. Этому способствует значительное расширение объема знаний, полученных в процессе обучения.

Развитие визуального воображения школьников — важнейшая задача учителя. Непременным условием деятельности школьников на уроках, в школьных кружках, на факультативах должно быть выполнение творческих заданий. Этому свидетельствуют приведенные примеры работы учебных заведений ряда территорий РФ, а также нашего региона. Таким образом, в настоящее время развитию визуализации детей отводится серьезное значение. Совместная деятельность родителей, воспитателей и педагогов по развитию визуального воображения поможет самораскрытию и развитию творческих способностей детей, а также самоопределению в обществе.

В отличии от детей, визуализация воображения у взрослых находит меньше спонтанных проявлений в жизни. В бытовой сфере наблюдается присутствие так называемых бытовых фантомов, с которыми человек в течение дня непроизвольно ведет беседу (образ начальника, ребенка, Спасителя и др.).

Процесс визуального воображения — непременное условие трудовой деятельности человека, заключающееся в заранее представленном конечном итоге своего труда. Тем не менее, деятельность визуального воображения, в наибольшей степени, прослеживается в творческих профессиях. Об этом свидетельствуют многие примеры. Богатым визуальным миром обладают изобретатели, художники, музыканты и писатели.

Профессиональная деятельность требует от человека постоянного самосовершенствования, чему способствуют различные тренинги саморазвития личности посредством визуализации такие, как медитация, трансферинг и др.

Сейчас визуальная культура переживает настоящий бум развития творческих навыков. Широкое распространение медитативных и иных духовных техник становится настоятельной необходимостью каждого человека, каждого профессионала.

Визуализация воображения представляется как мыслительный акт, заключающийся в процессе образного представления любого предмета или ситуации, как пережитой ранее, так и никогда в целом не воспринимавшейся человеком в действительности.

Визуализация воображения путем мысленного преобразования действительности в образной форме может быть тесно связано с изменением действительности, с ее практическим, действенным преобразованием. Она находит свое применение во всяком подлинном чувстве, в каждой отвлеченной мысли, в каждом акте художественной деятельности, преобразующем окружающий мир.

Ее онтологическое значение заключается в универсальной способности личности оперировать образами с целью отражения действительности, преобразования окружающего мира и воплощения образов в продуктах человеческой деятельности. Визуальное воображение направлено на реализацию внутренней свободы человека.

Постоянная работа над собой, неустанное самообразование, повышение интеллектуального уровня, стремление к самосовершенствованию приводит человека к самораскрытию на качественно новом уровне.

Визуализация воображения как онтологическое свойство сознания является непременным условием для успешной самореализации личности и самоопределения в обществе, играет определяющую роль для создания образа мира. В общем смысле сущность визуализации воображения заключается в организации жизненного пространства человека.

Визуализация воображения — это мыслительный акт, заключающийся в процессе ментального представления любого предмета или ситуации как пережитой ранее, так никогда не существовавшей. Он создается под воздействием переживаемого, воспринимаемого, ассоциативного и иных аспектов.

Результатом деятельности, продуктом визуального воображения является образ. Создание образных структур — важнейшая функция визуального воображения в процессе научного познания.

Посредством визуального воображения, человек использует и создает образы, которые не ограничиваются только воспроизведением непосредственно воспринятого. Воображение обладает возможностью самостоятельно создавать новые образы, воплощаемые в оригинальные направления научной и технической деятельности, с ним связана способность делать открытия, находить новые пути решения встающих перед человеком задач.

Способность визуализировать является аспектом творческого воображения. В широком понимании под визуализацией понимается процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их пониманияпридание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.- механическое вызывание образасоздание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеоб-разов (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация).

История культуры располагает таким интересным феноменом, как творчески «универсальная» личность. Изучая особенности личности великих деятелей искусства, следует отметить, что многие из них обладают специальными способностями в области визуализации. Обладателями богатого визуального воображения могут по праву считаться Александр Николаевич Скрябин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, которые обладали способностью видеть музыку в цвете, Никалоюс — Константинас Чюрленис, который каждую свою картину представлял как звучащее музыкальное произведение, и давал им музыкальные названия, Леонардо да Винчи, Гоген, Ван Гог, Бердяев, М. В. Ломоносов, Й.-В. Гете, А. П. Бородин, В. И. Вернадский и многие другие известные творческие личности.

Универсальное творчество нельзя ограничивать рамками какого-либо из существующих видов творчества. Исследование творческого универсализма предполагает его целостное постижение, соединяющее в себе анализ научного и художественного видов творческой деятельности, а также рассмотрение смысла и сущности визуализации воображения как особого человеческого дара.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные виды и формы визуализации воображения.

Воссоздающее воображение связано с памятью и заключается в возможности создания образов пережитых или увиденных ранее жизненных ситуаций. Применение этого вида визуального воображения возможно для различных медицинских целей. Используя такую форму лечения как гипноз (форма управляемых мыслеобразов, основанная на технике глубокой релаксации), можно добиться блестящих результатов.

Пассивное воображение — замена деятельности и проявляющееся в формах грез, фантазий, мечтаний, сновидений или возникает при нарушении сознания. Наиболее ярким проявлением психического расстройства личности называют галлюцинации, сопровождающиеся болезненными визуализациями. Расстройства настроения и мышления проходят с периодически активным всплеском творческой активности человека. Следствием этих заболеваний, так называемым продуктом деятельности визуального воображения, в этих случаях были картины, которые в настоящее время признанные мировыми шедеврами.

Третий вид визуального воображения — продуктивное воображение. Оно представлено творческим воображением, обладающим следующими характеристиками: творческий характер деятельности, конечный продукт выражен в образе нового содержания, культурная реальность как результат деятельности визуального воображение.

Конечным продуктом последнего выступает новый по содержанию образ, культурная реальность. Продуктивная визуализация в последнее время все чаще становится предметом специального обучения, дающего высокую результативность.

Рассмотренная классификация подчеркивает разнообразие форм и видов визуального воображения. Все они нацелены на продуктивную деятельность и способствуют внутреннему обогащению личности и конструированию окружающей реальности.

Традиционным механизмом, участвующим в деятельности визуального воображения является синтез (первоначальное использование термина приписывают Канту). Наиболее распространенными формами синтезирования являются агглютинация, гиперболизация и схематизация. Формы визуализации воображения отработаны веками, используются человечеством для развития способностей и решения множества сложных проблем.

Таким образом, визуализация воображения представляется как триада форм, встраиваемых одна в другую, являющая собой взаимообусловленность воссоздающего (управляемые мыслеобразы, основанные на технике глубокой релаксации) — пассивного, сублимирующего собственно деятельность (грезы, фантазии, мечтания, сновидения, фантазмы, галлюцинации, зачастую не зависящие от волеизъявления человека) — продуктивного (творческое воображение).

Продуктивная творческая способность — специфическая особенность визуального воображения в любом виде профессиональной направленности. Проведенный анализ свидетельствует о том, что в определенных областях профессиональной деятельности визуализация проявляется в различной степени.

Одно из главных назначений педагогического искусства — раскрыть творческий дар учащихся, посредством визуального воображения и различных видов деятельности, участвующих в образовательном процессе.

Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех писателя, прежде всего, зависит от его идейной направленности, которая воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю.

Таким образом, сила творческого воображения писателя — в создании литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.

Музыка — это специфический язык, который посредством музыкальных звуков приводит нас в реальность, наполненную образами музыкального искусства.

Танец — это искусство, заключающееся в передачи идейного содержания средствами мимики и движения. Оно воплощает пластические образы в виде прекрасных и выразительных форм, создавая живые картины, воплощенные в выразительных позах и группах, изображавших исторические события, мифологические сюжеты и т. д.

Все этапы научного творчества связаны с функциями воображения, но особенно важно его влияние на стадии планирования, моделирования, технического конструирования и знакового выражения результата.

Преобладание визуального воображения мы можем наблюдать в художественном искусстве. Без развитой визуализации, ни художник, ни скульптор, не смогут создавать новые образы и воплощать их в произведениях искусства.

О значении визуализации в медицине свидетельствуют многочисленные факты. Известнейшие практические хирурги обладают мощнейшей визуализацией. А каждая проведенная операция является творческим актом, в котором визуализация играет не последнюю роль.

Известно влияние визуализации на деятельность спортсменов. Помимо выносливости на тяжелых изнурительных тренировок, спортсмены умеют силой визуального воображения делать мощные внутренние установки на победу.

Подводя итог сказанному, отметим, что любая деятельность начинается с мыслительного акта, которому предшествует визуальный образ предстоящего действия.

Продуктивная визуализация воображения есть основа творчества человека в любом виде деятельностных проявлений. В разных профессиях она проявлена в разной мере, но культуроносной ее составляющей становится продуктивная творческая способность, имеющая всеобщий характер и направленная на созидание личности, ее познавательных, нравственных, эстетических, преобразовательных ценностей.

Поэтому визуализация воображения становится не просто желательным, а необходимым компонентом жизни человека.

Изменения, происходящие в современной культуре, связаны с чрезвычайной расширительностью визуальной составляющей. Визуальная культура перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики и трактуется как часть семиотического пространства, мира графических, красочных и живописных форм в повседневной реальности, окружающей человека, направляя его развитие в сторону размышления и фиксирования информации зрительными построениями.

Возникновению современной культуры способствовал бурныйрасцвет научно-технического прогресса (НТП). Главной характеристикой современной культуры становится переход от словесного к визуальному типу мышления людей, влекущий за собой визуализацию искусства и культуры в целом.

Изобретение фотографии, кино, телевидения, Интернета, привело к бурному росту тиражированных изображений, массовому производству и потреблению визуальных образов. Сфера знаков и образов становится самодостаточной и значимой реальностью. Визуаль-ность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики. Выросло новое поколение, воспитанное на культуре видео, телевидения, компьютеров, то есть на культуре, которая визуализировала многое из того, что ранее мыслилось лишь как умопостигаемое.

В результате этих процессов меняется социальная реальность: способ функционирования общественных институтов, формы межличностной коммуникации, образ жизни. Современная реальность в большей степени сконструирована средствами массовой информации. Такие традиционные, базовые социализирующие каналы как язык, религия, обучение и воспитание, сменяются более зрелищными и более эффективными с инструментально точки зрения, — экранными и неэкранными визуальными технологиями. Люди становятся объектами целенаправленного воздействия различных групп.

Визуализация становится культурной доминантой, что активизирует интерес к этой теме в теоретической рефлексии и вводит в употребление термин «визуальная культура».

Концепт визуализации воображения, таким образом, целесообразно представить как мыслительный акт, заключающийся в процессе ментального представления любого предмета или ситуации как пережитой ранее, так никогда не существовавшей. Он создается под воздействием переживаемого, воспринимаемого, ассоциативного и иных аспектов, агриативно (посредством синтезирования агглютинации, гиперболизации и схематизации) соединяемых в сознании и создающих продукт-прообраз, который становится основой для его материализации в окружающее пространство, триггером для трансформации культурной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.H. Человеческий потенциал безграничен //Вестник РАН. Т.71. -№ 5. 2001. — С.458−461.
  2. Адо, П. Плотин или простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет, 1991.
  3. , Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. С. 6. // Воспитание школьников. Теоретичесвкий и научно-методический журнал. — 2008. — № 6. — С. 3−11.
  4. , Б.Г. Духовная и телесная организация человека. Уфа, 2001.
  5. Алхимии золотые сны. М.: Мистерия, 1995.
  6. , Г. С. Алгоритм творчества. — М., 1969.
  7. Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М., 1998.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
  9. Антология исследований культуры. СПб., 1997.
  10. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1969.
  11. П.Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951.
  12. Аристотель. О душе. СПб., 2002.
  13. Аристотель. Поэтика, соч. в 4 т. — М., 1983. Т. 4.
  14. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976.
  15. , Р. Визуальное мышление. Душанбе: Изд-во ТГУ, 1971−1973.
  16. , Р. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Части I-III. Душанбе: Изд-во ТГУ, 1971−1973.
  17. , В.Ф. Античная философия. -М., 1976.
  18. , Р.В. Воображение знака. Структурализм как деятельность // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989.
  19. , Е.Я. О природе изображения. // Вопросы философии. -1968.-№ 4.-с. 51−53.
  20. , Г. С. Введение в диалектику творчества. — СПб.: РХГИ, 1997.
  21. , Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи. М., 1998.
  22. , Г. Грезы о воздухе. М.: Гуманитарная лит., 1999.
  23. , Г. Земля и грезы воли. М.: Гуманитарная лит., 2000.
  24. , Г. Психоанализ огня. -М.: Прогресс, 1993.
  25. , А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. // Соч. В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. -Т.1.
  26. , H.A. О назначении человека. М., 1994.
  27. , H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
  28. , И.А. Смысл творчества. -М., 1989.
  29. , H.A. Философия свободы: Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.
  30. , B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990.
  31. , П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: МИФРИЛ, 1995.
  32. , И.И. Анри Бергсон и философия длительности // Бергсон А. //Соч.: В 4 т.-М.: Московский клуб, 1992. Т.1, с.6−44.
  33. , Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.
  34. , A.B. субъективное мышление, учение, воображение." Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.
  35. Бур, М., Иррлиц, Г. Притязания разума. М., 1978.
  36. , В. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс // Полигнозис. -1999. —№ 3. — С. 38−39.
  37. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4-х т. Н. Новгород, 1997. Т.2. С. 311.
  38. , A.M., Корабельникова, Е.А. Сновидения. М.: Эйдос Медиа, 2003.
  39. , А.Д., Греческо-русский словарь. М., 1991.
  40. , Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. Ун-т, 1973.
  41. Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлуги-ной М.- 1972.
  42. , Дж. Основы Новой науки об общей природе наций. М., 1989.
  43. , Ю.Г., Поликарпов, B.C. Человек: Энциклопедический словарь.-М., 1999.
  44. Вундт, В. Фантазия как основа искусства. -СПб., 1914.
  45. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991.
  46. , Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4. М., 1982−1983.
  47. , Б.Г. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  48. , Э.М. Способность к предвидению свойство, выделившее человека в биосфере //Вестник РАН. Т.71. — № 7. — 2001. — С.611−614.
  49. , Г. Феноменология духа. Соч. М., 1959.
  50. , Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977.
  51. Гете, И.-В. Об искусстве. — М.: Искусство, 1975.
  52. , Т. Левиафан // Антология мировой философии. В 4 т. -М., 1970.
  53. , Я.Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987.
  54. , Н.В. Гений в искусстве. — М., 1999.
  55. , Э. Происхождение искусства. -М., 1989.
  56. , Д., Леннокс, Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. — Ярославль: ДИА-пресс, 2000. Т.1.
  57. , П.С. Философия культуры: учебное пособие. — М., 2000.
  58. , П.С. Философская антропология. — М.: Вестник, 1997.
  59. , Л.Л. Воображение // «Большая Российская энциклопедия», 1969−1978.
  60. , С.С. Смысл возможного. Коннатационная мемантика. -СПб., 2002.
  61. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  62. , И.М. Визуализация культуры и потенциал творчества // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. Саратов, 2003.
  63. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., 1882, Т.4.
  64. Де Боно, Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.65 .Джеймс, У. Психология. М, 1991.
  65. , Р. Избранные произведения. М., 1950.
  66. , Р. Соч.: В 2 т. М., 1994.
  67. , О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.// Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1988.-№ 6.- С.52−59.
  68. , О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1987, № 1. — С.44−51.
  69. , М.И. Общая и социальная психология: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  70. , И.С. Театр костюма «Фантазия» // Теоретический и научно-методический журнал Воспитание школьников. —2008. — № 6. С. 47−50.
  71. , Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1961.
  72. , Э.В. О воображении // Народное образование. 1968. -№ 3. — С. 33−42.
  73. Историки античности: В 2 т. М.: Правда, 1989.
  74. История эстетики. -М, 1967. Т. З.С. 338.
  75. , М.С. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11−13 апреля 2000 г. СПб., 2000. С. 72 -78.
  76. , И. Критика способности суждения. Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 5.
  77. , И. Критика чистого разума. Соч.: В 6 т. М., 1963.
  78. , И. О воображении. Антропология с прагматической точки зрения. Соч.: В 6 т. -М., 1963.
  79. , Э. Опыты о человеке // Избранное. М., 1998.
  80. , Р.Дж. Принципы искусства. -М.: Языки русской культуры, 1999.
  81. , Е.А. Детский сон: зеркало развития ребенка. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.
  82. , Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.
  83. , Л.С., Пружинин, Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М.: 1989.
  84. , Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1989. — № 12. — с.37−41.
  85. , И.Н. Письма, статьи. -М., 1965−1966, Т. 1.
  86. Краткая философская энциклопедия. // Ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко., М., 1994.
  87. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  88. , B.C. Психология. Учебник. СПб.: АГАР, 1999.
  89. , В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие
  90. Культурология в вопросах и ответах. // Ред. Г. В. Драча. Ро-стов-н/Д., 1997.
  91. Культурология. // Интеллектуальный потенциал культурологии. -Тамбов, 2003.
  92. Культурология. Энциклопедия. В 2х томах. Том I. Под ред. С. Я. Левит. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2007.
  93. Культурология. Энциклопедия. В 2х томах. Том II. Под ред. С .Я. Левит. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2007.
  94. , С. Философия в новом ключе. — М.: Политиздат, 2000.
  95. , И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. -М.: Республика, 1999.
  96. , Г. В. Сочинения: в 4-х т. М., 1984. Т. 3.
  97. Леонардо до Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В. 2 т. Т. I. — СПб.: «Издательский Дом «Нева"" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
  98. Леонардо до Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В. 2 т. Т. II. СПб.: «Издательский Дом «Нева"" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
  99. , М.А. Мифология древняя и современная. — М.: Искусство, 1980.
  100. , Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. М., 1985.
  101. , Г. И. Дизайн. -М.: Московский университет, 1998.
  102. , А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика.-М., 1975.
  103. , А.Ф. История античной эстетики поздний эллинизм. — М., 1980.
  104. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. -«Новый Диск», 1890−1907.
  105. Материалы II межвузовской научной конференции Центра онтологического исследования воображения (Философский факультет СПбГУ, 27 декабря 2002 г.)http ://ontoimago. spb.ru/article085 .html
  106. Материалы с сайта http:// ontoimago.spb.ru/
  107. Материалы с сайта http://psychology.filolingvia.com
  108. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1983. — С. 123−139.
  109. , Д. Открыть мир Чюрлениса. Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 7. -М.: Сов. композитор, 1988.
  110. , A.A. Опознание зритльных образов. — В кн.: Физиология сенсорных систем: Физиология зрения. Наука, 1971.
  111. Пб.Николаенко, H.H. Психология творчества. СПб.: Речь. 2007.
  112. Николай Кузанский. Компендий // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т.2 М., 1979, с. 323.
  113. , Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ. Минск.: Попурри, 1996.
  114. , Ф. Философские фрагменты. -М., 1987, с. 234.
  115. , A.A. Культурология как система. — М., 1998.
  116. Д.И. Промахи незрелой мысли. // Собр. Соч. В 3 т. — Л., 1981.
  117. Платон. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994.
  118. Поис. Визуализация//www.pois.ru/visual.htm# v
  119. Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. — М., 1993.
  120. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. М.: ACT- Мн.: Харвест, 2005.
  121. , А. Техники медитации. — http://psychology.filolingvia.com
  122. , Т. Творческое воображение. СПб., 1901.
  123. , О.В. Культурология. Тамбов, 2002.
  124. , H.H. Из детства, росами омытого (О нашем современнике Георгии Свиридове). // Музыка и ты: Альманах для школьников. — Вып. 7.
  125. , С.JI. Основы общей психологии. — СПб.: Питер. -1999.
  126. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001.
  127. Сартр, Ж.-П. Ситуации. -М.: Ладомир, 1997.
  128. , Л. Психология образа в свете диалектики. Центр онтологического исследования воображения.// http://ontoimago.spb.ru/articlel 95 .html
  129. , К.В. Конструирование предстоящего. Минск: Харвест, 2006.
  130. , И.М. Избранные произведения. 2-е изд., -М., 1958.
  131. , Я.А. Предисловие // Сартр Ж.-П. Воображаемое. -СПб., 2001.
  132. , П. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.
  133. Социальное воображение. Материалы научной конференции 17 января 2000 года. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  134. , Д. Основы психического целительства при содействии духовных покровителей. М.: София, 2007.
  135. , В.В. Статьи и заметки. М., 1954, Т. 2.
  136. , Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусства. -Л.: Искусство, 1984.
  137. , Л.Н. Красота. Добро, Истина. — М.: Наука, 1994.
  138. , Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  139. , М. Философия религии. -М.: Воскресение, университет, 2001.
  140. , Е.Н. Умозрение в красках. — М.: без изд., 1916.
  141. , Д.М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции //Вопросы философии. -М., 1980. -№ 9. с.135−147.
  142. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1996.
  143. , JI. Гойя. // www.artois.ru/lib/goyya/g82.shtml //
  144. Фихте, ИГ. Факты сознания, — СПб., 1976.
  145. , С. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997.
  146. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. -М.: Наука, 1989.
  147. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого Я. -Тбилиси: Университет, 1991.
  148. Фрейд, 3. Толкование сновидений. — Мн.: ООО «Попурри», 1997.
  149. , Г. и Ауер, К. Человек цвет — пространство. — М.: Искусство, 1973.
  150. , М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994.
  151. , М. Это не трубка. М: Художественный журнал, 1999.
  152. , С. М. Кант и проблема метафизики. — М., 1997.
  153. , М. Время картины мира // Время и бытие. -М.: Политиздат, 1993.
  154. , М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. 2001. -№ 7. -С.3−12.
  155. , Ф., Система трансцендентального идеализма // Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1987. -Т.1.
  156. , Т.Е. Художественное воображение и логика фрактала // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11−13 апреля 2000 г. СПб., 2000.
  157. , В. Эстетическая философия С. Лангер // С. Лангер Философия в новом ключе. М., 2000.
  158. , А. Мир как воля и представление. — М., 1993. -Т.1.
  159. , Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978.
  160. Энциклопедия эзотеризма под ред. Грицанова A.A. «Книжный дом», 2002.
  161. Юм, Д. Соч. в 2 т.-М., 1965. Т. 1.
  162. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. — СПб., 2002.
  163. Юнг, К. Г. Психологические типы. Минск, 1998.
  164. К. Философская вера. М., 1992.
  165. Структура и многообразие форм визуализации воображения
  166. Механизмы визуализации воображения1. Агглютинация1. Синтезирование1. Схематизация1. Чюрленис «Соната Весны"т
Заполнить форму текущей работой