Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Театральная реальность и ее трансформация в эпоху постмодерна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь определено, что игровые компоненты в театре имеют следующую структуру: наличие игроков (артист и зритель) — игрового пространства (сцена-зал) — сюжет (определен драматургией) — наличие правил, обусловленных для одних — искусством актерской игры, для других — нормами поведения зрителей в зале. В театре кукол добавляется еще один игрок, который и формирует особенности данного вида… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Культурные и антропологические основания театральной реальности
    • 1. Религиозные истоки театральной реальности
    • 2. Повседневная жизнь и карнавал как основания театральной реальности
    • 3. Игровые компоненты театральной реальности
  • ГЛАВА II. Трансформация театральной реальности
    • 1. Социокультурные функции театральной реальности
    • 2. Театральная реальность в эпоху постмодерна

Театральная реальность и ее трансформация в эпоху постмодерна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется границами пространства человеческой деятельности, тенденциями развития общекультурных составляющих эволюции цивилизации.

С одной стороны, реальность создает образцы, которым искусство подражает, с другой стороны — искусство дает формы жизненному поведению людей, моделируя новые схемы. Широкое внедрение новых технологий масс-медиа приводит к быстроскоростной смене образов, активно влияющих на индивида. Происходит падение традиционной системы ценностей, изменение критериев отбора в знаковой среде при ситуации кризиса идентичности. Тем актуальнее обращение к театральной реальности как к средству самоопределения в современных процессах материальных и духовных трансформаций.

На сегодняшний день обозначились две тенденции, определяющие взаимоотношения субъекта и театра.

Во-первых, субъект, увлеченный массовой культурой, жаждет зрелища и выполнения от театра неких релаксационных функций, а театр, балансируя между исторически закрепившимися за ним функциями и стремлением к самовыражению, теряет свой сверхстатус.

Во-вторых, современные театральные постановки нагружены интеллектуально, в спектаклях присутствует многоплановость и многопластовость, которую необходимо расшифровывать, опираясь на концепцию режиссера. Современный театр настаивает на повышении интеллектуального уровня субъекта — зрителя, расширении его кругозора, в связи с чем отмечается качественное изменение театральных представлений. Театральное действо все реже может быть одновременно умным и простым, увлекательным и глубоким, талантливым и общедоступным.

Современные театральные режиссеры в попытке найти свой неповторимый почерк теряют связь с действительностью, что приводит к трансформации существующих форм театральной реальности.

Подобная трансформация привела к изменению театральной реальности, существующей в театре кукол. Парадокс заключается в отказе театра кукол от основного выразительного средства данного вида искусства, то есть самой куклы. Современные культурологические научные работы и эмпирика свидетельствуют об использовании разнообразных средств выразительности в театре кукол, кроме собственно самой куклы, что требует анализа.

Степень изученности проблемы. Массив литературы, отражающей тенденции трансформации реальности, недостаточно обширен и носит междисциплинарный характер. Каждый исследователь, философ рассматривает изменение реальности на основе одного из аспектов явления культуры.

В культурно-антропологических исследованиях А. Авдеева, Н. С. Арсеньева, С. А. Арутюнова, С. П. Батраковой, М. М. Бахтина,.

A.И.Белецкого, П. И. Браславского, Йорика, И. А. Крывелева, А. П. Кулиша,.

B.В.Латышева, Л. Леви-Брюля, Б. Леоне, Э. С. Макаряна, Ш. Маньяна, Ф. Ницше, В. Новацкого, В. Я. Проппа, Н. И. Смирновой, И. Н. Сол омоник, Ф. А. Степуна, Э. Б. Тайлора, В. Н. Топорова, Дж. Фрейзера, X. Юрковского анализируются религиозные истоки театральной реальности. В данных работах представлена идея об истоках театральной реальности, берущих начало в магии обряда.

В художественно-эстетическом аспекте формирование театральной реальности рассматривалось как зарубежными (Аристотелем, А. Арто, Б. Брехтом, П. Бруком, Б. Манфредом), так и отечественными исследователями театра (С.П.Батраковой, Е. М. Гашковой, М. К. Мамардашвили, М. В. Петелиной и др.).

Значимыми оказались работы П. Бергера, Б. Т. Гатаевой, Л. Г. Григорьева, А. Ю. Семаша, А. Шюца, где была предпринята попытка выявления сущности повседневной реальности.

К вопросу взаимосвязи театра и действительности обращались А. Арто, Ю. Б. Борев, П. И. Браславский, С. И. Бэлза, Г. Дебор, Н. Н. Евреинов, Б. И. Каверин, Ю. М. Лотман, В. С. Соловьев, В.Шекспир. В данных исследованиях раскрывается взаимопроникновение и взаимовлияние обеих реальностей, подчеркивается связь развития театрального искусства с особенностями мировоззрения той или иной эпохи.

Осмыслением феномена карнавализации сознания, изучением смеховой культуры в историко-культурном аспекте занимались Л. А. Абрамян, М. М. Бахтин, А. Вулис, Д. С. Лихачев, А. С. Ляшок, А. И. Мазаев, А. М. Панченко, В. Я. Пропп, Б. А. Успенский. Была определена и рассмотрена специфика карнавального мировоззрения, выявлена его структура, но в то же время взаимосвязь карнавальной и театральной реальностей рассмотрена недостаточно глубоко.

Для определения игровых компонентов в структуре театральной реальности важными оказались исследования Аристотеля, Н. Бартрама, П. Брука, А. М. Веселовского, Л. С. Выготского, А. П. Кулиша, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, Б. Манфреда, С. Моэма, Платона, Н. И. Смирновой, Ф. Фребеля, Й. Хейзинга, О. В. Хлебниковой, М.Эпштейна. В работах этих авторов выявлены отдельные компоненты, связанные с понятием «игра», но не сформулирована дефиниция театральной игры.

Исследования, посвященные роли театра кукол в формировании личности, представлены работами Н. Бартрама, И. М. Бархаша, А. Бруштейна, С. В. Образцова, Н. И. Сац, Л. Г. Шпет.

Раскрыть социокультурные функции театральной реальности стало возможным благодаря исследованиям Н. А. Бердяева, Д. И. Грядового, А. Ф. Мерзлякова, В. В. Миронова, И. М. Москалева, С. В. Образцова, Я. В. Ратнера, Л. Г. Шпет.

Фундаментальные философские идеи о сущности театра кукол высказывали такие мыслители, • как Аристотель, Платон, А. Авдеев, С. С. Аверинцев, А. Веселовский, Б. П. Голдовский, М. М. Королев, Ш. Маньян, А. Ф. Некрылова, Ш. Нодье, В. И. Перетц, НЛ. Симонович-Ефимова, И. Н. Соломоник, Е. Сперанский, И. П. Уварова, О. М. Фрейденберг. В данных исследованиях раскрывается символическое значение куклы в историко-культурном контексте, представлена идея куклы как связующего звена между природным и социальным бытием человека.

Куклу как проекцию социальной коммуникации и основу социализации человека определяют А. П. Кулиш, Ю. М. Лотман, Х.Юрковский.

О двойственности актерского бытия, о функциях артиста в формировании театральной реальности в разные эпохи писали Д. Дидро, Б.К.Коклен-старший, Г. В. Кристи, Г. Крэг, М. А. Чехов и др. Раскрыта суть существования артиста в спектаклях драматического театра, но не затронута специфика актерского бытия в театре кукол.

История античного и средневекового европейского искусства отражена в искусствоведческих изысканиях Л. Винничук, В. В. Латышева, А.А.Тахо-Годи. Сведения о театре кукол эпохи античности представлены в трудах Апулея, Геродота, Ксенофонта, Тита Ливия, Лукиана, Овидия, Петрония, Ювенала. В работах этих авторов анализируется роль куклы в художественно-эстетическом аспекте различных исторических эпох.

Необходимо отметить, что во второй половине XX века наблюдается возрастающий интерес к феномену режиссуры и ее роли в формировании театральной реальности. В частности этому посвящены исследования А. Васильева, А. К. Гладкова, Н. П. Наумова, С. В. Образцова, Л. В. Романовой, Е. Сперанского, где предлагается определить режиссера как основного стратега, а современный театр как режиссерский.

Выявление специфики режиссерского театра стало возможным благодаря работам Б. Брехта, П. Брука, К. С. Станиславского, Г. А. Товстоногова, В. Л. Шраймана, А. В. Эфроса.

Е.Колмановский, М. М. Королев, Б. Леоне, А. Ф. Некрылова рассматривают современные проблемы театра кукол, связывая их с общекультурными тенденциями в обществе.

Для характеристики эпохи постмодерна важными стали работы Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, И. П. Ильина, Л. Г. Ионина, В. Велына, М. Давыдовой, С. Ф. Денисова, И. Н. Жаровцевой, П. Козловски, Ж. Ф. Лиотара, Г. Макаровой, М. Фуко, С. М. Хвошнянской, изучающих культурные феномены второй половины XX века, не затрагивая явлений, происходящих в театре кукол.

Вышеперечисленные исследования внесли большой вклад в осмысление значения театральной реальности, помогли определить роль театра кукол и самой куклы в конкретных явлениях человеческого бытия (ритуала, игры, коммуникации, художественной деятельности). Однако в этих работах отсутствует целостное философское видение феномена театральной реальности, формирующейся в театре кукол.

Проблема исследования — определение социокультурной специфики театральной реальности, может быть выражена в следующих вопросах: 1. В чем заключаются культурные и антропологические основания театральной реальности? 2. Какова специфика театральной реальности, возникающей в театре кукол? 3. Каково значение субъективной концепции режиссера в трансформации театральной реальности?

Целью исследования является выявление специфики театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна.

Задачи исследования: раскрыть базовые основания театральной реальностивыявить культурные традиции, лежащие в основе театральной реальностиопределить игровые компоненты театральной реальностирассмотреть социокультурные функции театральной реальности в современном обществепроанализировать причины трансформации театральной реальности, формирующейся в театре кукол во второй половине XX века.

Объект исследования — театральная реальность.

Предмет исследования — трансформация театральной реальности в театре кукол.

Методологическая основа диссертационного исследования и теоретические источники.

Методология основывалась на принципах системности при выявлении философских интерпретаций понятий реальностимеждисциплинарности при раскрытии повседневных, карнавальных, театральных оснований реальностиинтегративности при анализе игровых компонентов в структуре театральной реальности.

При рассмотрении различных концепций формирования реальности были использованы методы сравнительного анализа, синтеза и принцип дополнительности.

Диссертационное исследование опиралось на следующее базовое определение театральной реальности: театральная реальность — это особый мир, создаваемый театром, в процессе театрального действия, существующего по законам, определяемым драматургией, актерской игрой, сценографией, режиссурой.

За основу берется дефиниция реальности М. М. Бахтина: реальность существует между личностями как необходимое условие коммуникации. Данный тезис близок к определению Н. А. Бердяева, которое заключается в том, что только субъект своей активностью делает форму формой, реальностью, но в то же время придает реальности статус коммуникации и диалога, так как театр — искусство диалогичное.

Под трансформацией подразумевалось существенное преобразование, качественное изменение сути данного явления.

Положения, выносимые на защиту:

1. В противовес повседневной реальности человек в процессе творчества создает иную реальность. Во время театрального представления возникает акт сотворчества, диалога, в результате которого формируется театральная реальность, опирающаяся на составляющую «артист — зритель».

2. В представлениях театра кукол формируется реальность, имеющая свою социокультурную специфику.

3. Специфика театральной реальности, возникающей в театре кукол, проявляется в использовании такого выразительного средства, как кукла, преобразующего структуру театральной реальности «артист — зритель» в «артист — кукла — зритель».

4. Доминирование режиссуры в эпоху постмодерна преобразует ранее существовавшую структуру в новую — «режиссер — артист — кукла — зритель».

5. Изменение структуры театральной реальности приводит к смене функций артиста в формировании данной реальности, преобразуя его (артиста) в промежуточное звено, некий транслятор субъективной концепции реальности режиссера.

6. Влияние субъективной концепции реальности режиссера приводит к трансформации театральной реальности, что определяет возникновение новых тенденций и течений в театре кукол, выразившихся в отказе от куклы, что, в свою очередь, преобразует сущность театра кукол.

Научная новизна исследования и его результаты состоят в следующем:

1. Выявлены базовые основания театральной реальности. Обозначены составляющие структуры театральной реальности, определены ее игровые компоненты.

2. Сформулированы причины трансформации театральной реальности в театре кукол, обусловленные общекультурными тенденциями в обществе второй половины XX века, а также процессами, протекающими внутри самой театральной реальности.

3. Введено понятие «Театра рассказчика», как определение нового жанра, сформировавшегося на стыке театра драматического и кукольного в процессе трансформации театральной реальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: во-первых, материалы диссертации могут выступать в качестве методологической основы для дальнейшего изучения театра кукол и связанных с ним процессов трансформации реальностиво-вторых, в работе представлены современные концепции становления театра кукол, основанные на междисциплинарном подходев-третьих, положения диссертационной работы могут быть использованы для чтения лекционных курсов по истории и теории культуры, философии и театроведению.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на следующих международных и отечественных научных конференциях: «Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2006, 2009), «Творчество молодых: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2006, 2008, 2009), «Местная культура. Методология, история, практика» (Омск, 2001), «Человек и кукла: pro end contra» (Омск, 2007, 2008, 2009), «Дизайн, искусство, архитектура: весь мир — театр» (Омск, 2009).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 172 наименования. Общий объем диссертации составляет 128 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и достигнуть указанной цели.

Выявлено, что к базовым основаниям театральной реальности можно отнести, ритуальные действия, связанные с коренными моментами жизни общества того времени. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами: в обрядах и ритуалах разыгрывались ключевые моменты, жизненно важные события. Магическое начало обряда, его глубоко осмысленная функция, стремление и способность воздействовать на человека, а не просто забава, развлечение стало одним из истоков, одним из прообразов будущего театра.

Определено, что театральная реальность формируется в диалоге, возникающем между артистом и зрителем во время театрального действия. И артист, и зритель являются активными участниками и сотворцами спектакля, находясь в чувственном поле восприятия игровой ситуации, при влиянии коммуникативных и внешних условий. Актер и зритель вместе создают структуру действия, формируют театральную ситуацию и игру и, как следствие, театральную реальность.

Было определено, что к культурным традициям, являющимися основаниями театральной реальности, можно отнести повседневность и карнавал.

В исследовании установлено, что повседневность выступает как область моделирующей активности — она создает образцы, которым театральная реальность подражает. Если в первом случае театр дает формы жизненному поведению людей, то во втором случае — формы жизненного поведения, существования и мировоззрение становятся основаниями для формирования театральной реальности.

Выявлены связь карнавальной и театральной реальности на сущностном уровне. Уточнено, что театр, как и карнавал, воспроизводит аспекты социально-ролевого общения: нравственные, социально политические, производственные, семейные и тому подобное. Но в отличие от карнавала пропускает их сквозь призму эстетического осмысления, создающего возможность художественно-образного претворения.

В сущностных основаниях театра, как и карнавала, лежат различные формы народной смеховой культуры, трансформация которых отслеживается в художественных средствах. Определено, что карнавал побуждает участников к розыгрышу и театрализации происходящего. Таким образом, можно говорить о карнавале как об одном из оснований театральной реальности.

Диссертант утверждает, что театральная реальность является отражением потребности в игре. При этом можно выделить общие основания игры и театра: 1) создание альтернативной реальности в некотором пространстве (в театре кукол) — 2) удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей (артиста и зрителя).

В свою очередь определено, что игровые компоненты в театре имеют следующую структуру: наличие игроков (артист и зритель) — игрового пространства (сцена-зал) — сюжет (определен драматургией) — наличие правил, обусловленных для одних — искусством актерской игры, для других — нормами поведения зрителей в зале. В театре кукол добавляется еще один игрок, который и формирует особенности данного вида искусства — кукла. Взаимосвязь театра кукол и детской игры повлияла на направления развития театра кукол, внесла изменение в его эстетику и обусловила особенности развития драматургии.

В исследовании выявлено, что функции театральной реальности театре кукол следует рассматривать с позиций увеличения возможности восприятия и силы эмоционального воздействия (за счет куклы). Эволюция театра свидетельствует о постоянном наличии идеологической и развлекательной функции. В начале XX века в связи с усилением внимания педагогики к театру кукол, начинает доминировать воспитательная функция. В связи с тем, что представление в театре кукол благодаря доступности восприятия для детской аудитории способно не только воспитывать, но и формировать мировоззрение, поучать, прививать эстетический вкус, можно говорить о появлении ценностно-ориентационной функции. Однако к концу XX столетия с усложнением и интеллектуальной перенасыщенностью театральных постановок, а также частичной переориентации зрительской аудитории в большей степени с детской на взрослую, можно говорить об отрицательной динамике реализации основополагающих функций театральной реальности.

Проведенное исследование позволило определить, что в эпоху постмодерна происходит трансформация театральной реальности, выразившаяся в изменении сущности театра кукол и его структурной составляющей, то есть отказе от самой куклы как основного выразительного средства и превращении ее в знак, а также включении в составляющую реальности — режиссера.

Театральная реальность в театре кукол эпохи постмодерна определена следующими признаками: 1) стилистический эклектизмтрансформация жанра- 2) гибридизация, или мутантное изменение, смена функций артиста- 3) интерактивность представленийдиалог и полиолог- 4) потеря собственного «Я» артиста- 5) конструирование субъективной реальности как попытка преодоления разобщенности с действительностью- 6) игра с классическим произведением, интертекстуальность- 7) хаотичность, коллажность- 8) карнавализация.

Выявлено, что механизмы трансформации повседневности достаточно ярко проявились в искусстве театра кукол, выразившись в отказе от куклы.

Подобный парадокс объяснен доминированием роли режиссера, связанным с общекультурными тенденциями в обществе. То есть активность субъекта в театре выразились появлением феномена режиссерского театра.

Было выявлено, что сознание режиссера в попытке разрешить кризис субъекта трансформирует театральную реальность через новое действие. В спектаклях четко прослеживается достаточно опасная, с точки зрения самих «трансформаторов», тенденция, так называемый живой план, чрезмерное увлечение которым приводит к тому, что искусство оживления театральной куклы может быть утрачено навсегда. На сегодняшний день театральная кукла по воле режиссера чаще всего выступает в лучшем случае в роли знака, в худшем — реквизита.

Динамика трансформации театральной реальности приводит к появлению по воле режиссера на сцене кукольного театра артиста-рассказчика, предлагающего условия бытия, выбранные режиссером для разрешения его собственного этического и экзистенциального конфликта, и заключающего «договор», правила игры со зрителем на время одного спектакля. Подобная трансформация театральной реальности выявила необходимость теоретического обоснования присутствия артиста в живом плане на сцене.

Выявлено, что в эпоху постмодерна с приходом в театр кукол режиссера структурная составляющая театральной реальности «артисткукла — зритель» преобразуется в систему «режиссер — артист — куклазритель», что в конечном итоге приводит к доминированию на сцене «живого» актера над куклой, что, в свою очередь, изменяет сущностную составляющую театра кукол, и, как следствие, происходит формирование некоего нового жанра.

Зарождение нового жанра происходит на стыке театра драматического и кукольного, сформировавшегося в процессе трансформации театральной реальности, возникающей в театре кукол, в эпоху постмодерна в связи с выведением из активного поля действия театральной куклы и передачей ей функции знака. Пути трансформации определили общекультурные тенденции в обществе второй половины XX века, а также процессы, протекающие внутри самой театральной реальности, связанные с введением принципа детской игры в драматургию, а также роли режиссера в создании данной реальности. Сформировавшийся жанр можно определить как «Театр рассказчика». В то же время отказ от куклы влечет за собой потерю театром кукол своих социокультурных функций, так как именно кукла в структуре театральной реальности несет на себе эти функции.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить и проанализировать структурные составляющие театральной реальности, раскрыть сущностные характеристики данной реальности, найти возможности и границы ее трансформации, определить специфику театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна, другими словами, выделить специфику театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. А. Первобытный праздник и мифология / Л. А. Абрамян. — Ереван: АНАрм ССР, 1983.-231 с.
  2. , А. Индонезийский театр «вайонг-кулит» / А. Авдеев. // Сов. этнография 1966. — № 5 — С. 43−57.
  3. Апулей. Апология, или О магии — Метаморфозы, или Золотой осел — О божестве Сократа: сб.: пер. с лат. / Апулей. Диалоги — Недиалогические жанры: сб.: пер. с древнегреч. / Лукиан. М., 2005. — 1016 с. — ISBN 589 268−001−0.
  4. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собр. соч.: в 4 т. М, 1976. — Т. 4. — С. 645−680.
  5. Аристотель. Никомаховая этика / Аристотель // Собр. соч.: в 4 т. — М., 1976. Т. 4. — С. 53−295.
  6. , Н. С. О смысле культуры / Н. С. Арсеньев // О жизни Преизбыточествующей. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. — С. 262−269.
  7. , А. Театр и его двойник / А. Арто. СПб.: Симпозиум, 2000. — С. 58−59.
  8. , С. А. Народы и культуры : развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. — 247 с.
  9. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994. — С. 72−130.
  10. , Н. Народное и детское творчество в кукольном театре / Н. Бартрам // Вестник театрам. 1919. — № 21. — С. 4−5.
  11. , И. М. Кукольный театр и советские дети / И. М. Бархаш // Искусство в школе. 1930. — № 4.
  12. , С. П. Театр мир и мир — театр / С. П. Батракова // Театр XX века. — М., 2003. — С. 373−429.
  13. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.
  14. , М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1990. — 543 с.
  15. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1979. 432 с.
  16. , А. И. Старинный театр в Европе / А. И. Белецкий. — М., 1923. С. 5−42.
  17. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с. -ISBN 5−85 691−036−2
  18. , Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М., 1990. — 334 с.
  19. , Н. А. Философия свободы : Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  20. , Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 2001. -218 с.
  21. , Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  22. , П. И. Театр и виртуальная реальность: предпосылки и перспективы конвергенции Электронный ресурс. / П. И. Браславский. — Режим доступа: http: //zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/008.pdf 88. -21.03.2007.
  23. , Б. Диалектическая драматургия / Б. Брехт // Театр: в 5 т. Т. 5, ч. 2. Теория Эпического театра. Против театральной рутины. — М.: Искусство, 1965.-С. 61−63.
  24. , Б. Новые принципы актерского искусства / / Театр: в 5 т. Т. 5, ч. 2. Теория Эпического театра. М.: Искусство, 1965. — С. 102−132.
  25. , П. Объемный мир / П. Брук // Блуждающая точка / П. Брук. -СПб. -М., 1996.-С. 38.
  26. , П. Пустое пространство / П. Брук М.: Прогресс, 1976. — 240 с.
  27. , П. Сущностное излучение / П. Брук // Блуждающая точка / П. Брук. СПб.- М., 1996. — С. 253−258.
  28. , А. Советский театр для детей / А. Бруштейн // Советский театр. К 30-летию советского государства. М.: ВТО. — 1947.
  29. , С. И. Роман жизни Оскара Уайльда / С. И. Бэлза // Портрет Дориана Грея. Роман. Рассказы / О. Уайльд. М.: Правда, 1987. — С. 450−477.
  30. , А. Н. Старинный театр в Европе : исторические очерки / А. Н. Веселовский. М., 1870. — 410 с.
  31. , JI. Люди, нравы : обычаи Древней Греции и Рима / JI. Винничук — пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988. — 496 с.
  32. , А. Метаморфозы комического / А. Вулис. — М., 1976. 126 с.
  33. , JI. С. Предыстория письменной речи / JI. С. Выготский // Умственное развитие детей в процессе обучения. М. — JL, 1935 — С. 77−78.
  34. , Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологи Электронный ресурс. / Б. Т. Гатаева. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gataeva/russia09.htm. — 01.04.2009.
  35. , Е. М. Социально-ролевое общение в жизни и в искусстве : дис.. канд. философ, наук / Е. М. Гашкова. Л., 1989. — 170 с.
  36. Геродот. История / Геродот — пер. и примеч. Г. А. Стратановского. -М., 2006. 671 с. — ISBN 5−8301−0034−7.
  37. , А. К. Об искусстве режиссера / А. К. Гладков // Мейерхольд: -в 2 т. М., 1990. — Т. 2. — С. 291−313.
  38. , Б. П. Куклы : энциклопедия / Б. П. Голдовский. — М., 2004. 496 с. — ISBN 5−94 117−095−5
  39. , Б. П. Русский народный кукольный театр: Генезис, функции, образы / Б. П. Голдовский // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: Традиционная культура, 1988. — С. 221−234.
  40. , Л. Г. Социология повседневности Альфреда Шюца / Л. Г. Григорьев // Социологические исследования. 1987. — № 1. — С. 125.
  41. , М. Конец театральной эпохи / М. Давыдова. М.: ОГИ, 2005. — 384 с. — ISBN 5−94 282−321−9.
  42. , Г. Общество спектакля / Г. Дебор — пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. М.: Логос, 2000. — 224 с. — ISBN 5−8163−0008−3
  43. , Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: Академия, 1995. — 298 с. -ISBN 5−7695−0004−2.
  44. , С. Ф. Постмодерн, или Культура в состоянии неправды / С. Ф. Денисов // Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. — Омск, 2001.-С. 117−147.
  45. , Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Ж. Деррида — пер. с фр. Михалкович Г. А. Мн.: Современный литератор, 1999. — 832 с. — ISBN 985−456−147-Х.
  46. , Д. Парадокс об актере / Д. Дидро // Собр. соч.: в 10 т. Л. — М., 1939.- Т. 5.-416 с.
  47. Друг мой, подросток! (Беседа за круглым столом) // Театр. — 1983. № 8. — С. 9−27.
  48. , Н. Н. Театр как таковой : (Обоснование театральности в смысле положит, начала сцен, искусства и жизни) / Н. Н. Евреинов. — СПб., 1912.- 118 с.
  49. , И. Н. «Мой кукольный театр глубок и мудр.» / И. Н. Жаровцева // Театр. 1987. — № 7 с. 102−117.
  50. , И. Н. Старо как мир и вечно молодо / И. Н. Жаровцева // Что и как в театре кукол: сб. ст. М.: Искусство, 1969. — С. 3−25.
  51. , И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 256 с. — ISBN 5−87 604−035−5
  52. , И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия : эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 255 с. — ISBN 5−87 604 038-Х.
  53. , И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. М.: Интрада, 2001. — 384 с. — ISBN 5−87 604−044−4.
  54. , JI. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. -М.: Логос, 2000.-432 с. ISBN 5−88 439−052−1.
  55. Йорик. История Марионетки / Йорик // Библиотека театра и искусства. СПб., 1913. №№ 1−5, 7- Пгр., 1914. №№ 1, 9. (репр. изд.: М., 1990. «Библиотека Театра Чудес»). — 108 с.
  56. , Б. И. Искусство как форма культуры / Б. И. Каверин. — М., 2005.-288 с.
  57. , В. Лабиринт пустоты / В. Калашникова // Театральный разъезд. 2005. — № 2 — С. 32−33.
  58. , П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски — пер. с нем. Л. В. Федоровой. М.: Республика, 1997. — 238 с.
  59. , Б. К.-ст. Искусство актера / Б. К. Коклен. М. — Л.: Искусство, 1937.- 144 с.
  60. , Е. Удивительные события, развернувшиеся в Тбилиси на улице Шавтели / Е. Колмановский // Театр. 1983. — № 8. — С. 65−70.
  61. , М. М. Искусство театра кукол. Основы теории / М. М. Королев. Л., 1973. — 112 с.
  62. , Г. В. Воспитание актера школы Станиславского / Г. В. Кристи. -М.: Искусство, 1978.-430 с.
  63. , И. А. История религий / И. А. Крывелев. М., 1975. — Т. 1. — С. 81.
  64. , Г. Актер и сверхмарионетка / Крэг. Г. // Искусство театра. — СПб., 1912.-С. 62.
  65. Ксенофонт. Сочинения Ксенофонта: в 5 ч. / пер. с греч. Г. А. Янчевецкий. СПб., 1895. — 392 с.
  66. Куклы мира / ред. кол.: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. М.: Мир энциклопедий, 2007. — 184 с. — ISBN 5−98 986−097−8
  67. , А. П. Истоки театральной куклы / А. П. Кулиш // Сборник статей. Л., 1979. — С. 147−154.
  68. , А. П. Проблемы сценического характера в современном советском театре кукол : лекция для студ. отд-ния театров кукол / А. П. Кулиш. Л.: ЛГИТМиК, 1988. — 33 с.
  69. , А. П. Современный театр кукол в России. Тенденции и проблемы / А. П. Кулиш // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол" («Театр кукол в современном мире»): материалы Междунар. конф. — М., 2008. С. 11−14.
  70. Культурология: XX век: словарь / под ред. Ж. М. Арутюнова и др. — СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  71. , В. В. Очерк греческих древностей / В. В. Латышев. — СПб., 1899.-Ч. 2.-286 с.
  72. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1937. — 518 с.
  73. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под. ред. В. В. Бычкова. М., 2003. — 607 с. — ISBN 5−8243−0420−3
  74. , Б. Размышления / Б. Леоне // КукАрт. 1992. — № 2. — С. 14−18.
  75. , Т. Римская история от основания города / Тит Ливий — пер. с латин. — под ред. и предисл. П. Адрианова. — М., 1892. — 498 с.
  76. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар — пер. с фр. Шмако Н. А. М.: Ин-т эксперимент, социологии, СПб.: Алетейя, 1998. -160 с. — ISBN 5−89 329−107−7.
  77. , Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 295 с.
  78. , А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. М.: Прогресс, 1994. — Кн. 1−2. — 1520 с.
  79. , А. Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба / А. Ф. Лосев // Платон и его эпоха. М.: 1979. — 815 с.
  80. , Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 1996. — 399 с. — ISBN 5−210−1 468−1.
  81. , Ю. М. Куклы в системе культуры / Лотман Ю. М. // Избранные статьи в трех томах. — Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. — С. 377−380.
  82. , Ю. М. Семиотика кино и вопросы киноэстетики / Ю. М. Лотман. Таллинн, 1973. — 137 с.
  83. , Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М., 1970.-384 с.
  84. Лукиан. Избранные сочинения / Лукиан — пер. с греч. и авт. предисл. Н. Д. Чечулин. СПб., 1909. — 166 с.
  85. , А. С. Карнавал как форма праздничной культуры : философско-культурологический анализ: дис.. канд. филос. Наук: 24.00.01 / А. С. Ляшок. Краснодар, 2004. — 177 с.
  86. , А. И. Праздник как социально-художественное явление : опыт историко-теоретического исследования / А. И. Мазаев. — М., 1978. — 392 с.
  87. , М. Время и пространство театральности / М. Мамардашвили // Театр. 1989. — № 4. — С. 105−108.
  88. , Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян. Ереван, 1969.-229 с.
  89. , Ш. История марионетки у древних / Ш. Маньян // Пантеон и репертуар русской сцены. СПб., 1850. — Т. 4, кн. 8. — С. 2−4.
  90. , А. Ф. О том, что называется действием драмы (басня, содержание), и об его главных свойствах / А. Ф. Мерзляков // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. М., 1974. — Т. 1. — С. 125−133.
  91. , В. В. Философия и метаморфозы культуры : Современные тетради / В. В. Миронов. М., 2005. — 424 с. — ISBN 5−88 289−263−5.
  92. Мифологический словарь / М. Н. Ботвинник и др. 3-е изд., доп. -М., 1965.-300 с.
  93. Мифологический словарь / под ред Е. М. Мелитинский. М., 1991 -736 с.
  94. , И. М. Ленора Шпет: уроки театра и жизни / И. М. Москалев. -М., 2005. 143 с.
  95. , У. С. Собрание сочинений : в 5-т. Т. 2. Луна и грош: роман — Пироги и пиво, или Скелет в шкафу: роман — Театр: роман. — М.: Худож. лит., 1991.-566 с.
  96. , В. В. Соглядатай : повесть / В. В. Набоков // Соглядатай. Отчаяние / В. В. Набоков. СПб., 2004. — 288 с.
  97. , Н. П. Режиссер и драматург творческий дуэт? / Н. П. Наумов // Материалы лаборатории театра кукол. — СПб., 2007. — С. 35−41.
  98. , А. Ф. Фольклорный театр / А. Ф. Некрылова. — М., Советская России, 1991. 476 с.
  99. , А. Ф. Сказка на сцене современного театра кукол / А. Ф. Некрылова // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол" («Театр кукол в современном мире»): материалы Междунар. конф. М., 2008. — С. 24−27.
  100. , Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. -М., 1998. -Т. 1. С. 56−159.
  101. , В. Она родилась вместе с человеком / В. Новацкий, И. Уварова. // КукАрт. 1992. — № 1. — С. 44−46.
  102. , С. В. Зачем людям театр кукол / С. В. Образцов // Театр. -1987.-№ 7.-С. 98.
  103. , С. В. Моя профессия / С. В. Образцов. М.: Искусство, 1981.-464 с.
  104. Овидий, Назон Публий. Любовные элегии- Метаморфозы- Скорбные элегии / Публий Овидий Назон- пер. с латин. С. В. Шервинского — М., 1983. — 512 с.
  105. , В. И. Кукольный театр на Руси : истор. очерк / В. И. Перетц // Ежегодник императорских театров. Сезон 1894−1895 гг. СПб., 1895. — Кн. 1. Приложение (репр. изд.: М., 1991). — 107 с.
  106. , М. В. Мир как театр в ренессансной философии : дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / М. П. Петелина. СПб, 2004. — 158 с.
  107. Петроний Арбитр. Сатирикон: перевод / Петроний Арбитр- вступ. ст. А. Пиотровского- предисл. Б. И. Ярхо, — М., 1990. — 235 с.
  108. Платон. Государство / Платон // Сочинения: в 3-х т. — М., 1971. Т. 3, ч. 1.-С. 318−319.
  109. Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик. — М.: Мысль, 1998.-С. 553.
  110. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. JL, 1986−364 с.
  111. , В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. — М., 1976. — 183 с.
  112. , В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: по поводу сказки о Несмеяне // Фольклор и действительность: избр. ст. -М., 1976. С. 174−204.
  113. , Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я. В. Ратнер. -М., 1979. 135 с.
  114. , Л. В. Волшебник из страны кукол / Л. В. Романова. -Воронеж. 2004. — 95 с.
  115. Сац, Н. Театр для детей / Н. Сац, С. Розанов. Л., 1925.
  116. , А. Ю. Трансформация обыденного сознания, или Наука в популярном изложении / А. Ю. Семаш // Инновации и образование: сб. материалов конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.-Вып. 29.-С. 413.
  117. Симонович-Ефимова, Н. Я. Вместо предисловия / Н. Я. Симонович-Ефимова // Записки петрушечника. Л., 1980. — 271 с.
  118. Словарь философских терминов / В. Г. Кузнецов и др. — под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА — 2007. — 731 с.
  119. , Н. И. Искусство играющих кукол: смена театральных систем / Н. И. Смирнова. М.: Искусство, 1983. — 270 с.
  120. , Н. И. В театре кукол / Н. И. Смирнова. — М.: Знание, 1978. — 48 с.
  121. , Н. И. Советский театр кукол. 1918−1932 / Н. И. Смирнова. -М.: АН СССР, 1963.-384 с.
  122. , Н. И. Театр Сергея Образцова / Н. И. Смирнова. М.: Наука, 1971.-324 с.
  123. , Н. И. Что такое театр кукол : вступ. ст. / Н. И. Смирнова // Театр в чемодане: метод, пособие / А. Лебединский. М., 1977. — С. 3−28.
  124. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Акад. Проект, 2004. — 864 с. — ISBN 5−8291−0364−8.
  125. , В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т. М., 1988. — Т. 2. — С. 396−399.
  126. , И. Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра объемных форм / И. Н. Соломоник. — М.: Наука, 1992. 312 с.
  127. , Е. Повесть о странном жанре / Е. Сперанский. М., 1971. — 172 с.
  128. , К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М., 1983.-424 с.
  129. , Ф. А. Жизнь и творчество (окончание) / Ф. А. Степун // Логос 1993.-№ 4. -С. 239−273.
  130. , Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
  131. Театральная энциклопедия / Г. Н. Бояджиев и др. М., 1967. — 1137 с.
  132. Театр «Школа драматического искусства»: Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.ticketland.ru/wg.dll/buildinfo. 01.01.2009.
  133. , Г. А. Зеркало сцены : в 2 кн. / Г. А. Товстоногов. Л.: Искусство, 1984. — Кн. 1. -303 с.
  134. , Б. А. Анти-поведение в культуре Древней Руси / Б. А. Успенский // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — С. 460−477.
  135. Философская энциклопедия. — М., Прогресс — Энциклопедия, 1994. — 576 с.
  136. Философский энциклопедический словарь / сост.: Б. Ф. Губский. — М.: ИНФРА, 2006. 576 с. — ISBN 5−86 225−403-Х.
  137. , Ф. Воспитание человека / Ф. Фребель // Избр. соч. — М., 1906.-Т. 1.-С. 38−43.
  138. , О. М. Семантика постройки кукольного театра / Миф и театр. М.: ГИТИС, 1988.
  139. , Дж. Дж. Золотая ветвь / Дж. Дж. Фрейзер. М.: Политиздат, 1986.-703 с.
  140. , М. Слова и вещи Электронный ресурс. / М. Фуко. Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/FUKQ/weshi.txt. — 01.01.2009.
  141. , С. М. Борис Саламчев / С. М. Хвошнянская // Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» / М-во культуры РФ- главное управление культуры и искусства администрации Омской области. -Омск, 2001.-С. 4.
  142. , С. М. Длинною дорогою чудес / С. М. Хвошнянская // Ом. Муза. 1997. — март — апр. — С. 19.
  143. , С. М. Путешествие с куклами / С. М. Хвошнянская // Ом. Вестник. 1994. — 25 марта. — С. 3
  144. Хейзинга, Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры. / Й. Хейзинга -М., 1997.-416 с.
  145. , О. В. Познание как игра : дис.. канд. философских наук: 09.00.01 / О. В. Хлебникова. Омск, 2004. — 187 с.
  146. , Г. К. Вечный Человек. Эссе / Г. К. Честертон. // Собр. соч.: в 5 т. СПб.: Амфора, 2000. — Т. 5. — С. 347−350.
  147. , М. А. Путь актера / М. А. Чехов. М., 2007. — 560 с.
  148. , И. В. Игра в рекламе / И. В. Швецов, Ю. С. Вегенер. — М., 2009. 160 с. — ISBN: 978−5-238−1 564−4
  149. , В. Гамлет / В. Шекспир // Собр. соч.: в 8 т. М., 1960. — Т. 6. -С. 75.
  150. , В. Как вам это понравится / В. Шекспир // Собр. соч.: в 8 т. -М., I960. Т. 5.-С. 47.
  151. , Л. Г. О театре кукол / Л. Г. Шпет // Театр. 1977. — № 7. — С. 5660.
  152. , Л. Г. Советский театр для детей / Л. Г. Шпет. М., 1971. — 431 с.
  153. , В. Л. Проблемы профессионализма / В. Л. Шрайман // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол" («Театр кукол в современном мире»): материалы Междунар. конф. -М., 2008-С. 28−31.
  154. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц — пер. с англ. Е. Д. Руткевич // СОЦИС. 1988. — № 2. — С. 131.
  155. , М. Игра в жизни и в искусстве / М. Эпштейн // Современная драматургия. 1982. — С. 251.
  156. , А. В. Профессия : режиссер / А. В. Эфрос. М., 2000. — 574 с.
  157. Ювенал, Децим Юний. Сатиры: перевод / Ювенал. СПб., 1994. — 220 с.
  158. , X. Завершение эпохи / X. Юрковский // КукАрт. 1992. — № 4.-С. 10−13.
  159. , X. Кукла между ритуалом и театром / X. Юрковский // КукАрт. 1992. — № 1.- С. 52−55.
  160. , X. Четыре принципа / X. Юрковский // Театр. 1987. -№ 7.-С. 99−101.
  161. , X. Театр кукол на рубеже тысячелетий / X. Юрковский // Сцена. 2006. — № 5 (43). — С. 6−8.
  162. , X. Театр кукол (Новые перспективы) / X. Юрковский // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол" («Театр кукол в современном мире»): материалы Междунар. конф. -М., 2008-С. 5−10.
  163. Hassan, I. The Question of Postmodernism // Bucknell Review. — 1980. Vol. 25, № 2.-P. 119.
  164. Jurkovski, H. Dzieje teatru lalek. Od antyku do romantyzmu / H. Jurkovski. Warszawa, 1970. — 257 p.
  165. Jurkovski, H. Metamorfoze pozorista lutaka u XX veku / H. Jurkovski. — Subotica: Otvoreni univerzitet, 2006. 284 str.
  166. Jurkovski, H. Teorija lutkarstva / H. Jurkovski. Subotica, 2007. — 428 str.
  167. Maanfred, B. Theatr im 20. Jahrhundert / Programmschriften, Stilperioden, Reformmodelle / B. Maanfred. Germany, 1986. — 543 p.
  168. Welsch, W. Postmoderne Pluralitat als enhischen und politischer / W. Welsch — Wert Koln, 1988. — P. 23.
  169. Welsch, W. Unsere postmodeme Modeme / W. Welsch. Weinheim, 1987 -344 p.
Заполнить форму текущей работой