Формирование этико-эстетической компетентности в профессиональной подготовке специалистов по рекламе
Идея компетентностно — ориентированного подхода является, несомненно, одним из ответов системы образования на исторически обусловленный социальный заказ общества, необходимость поиска и внедрения инновационных организационно-педагогических моделей, стимулирующих активность человека в решении возникающих перед обществом проблем. Компетентностно — ориентированный подход в образовании, как отмечают… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретико-методологические основы этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе
- 1. 1. Проблемы нравственно-эстетического воспитания в истории философско-педагогической мысли
- 1. 2. Общие понятия этики, эстетики, профессиональной этики и эстетики в рекламной деятельности
- 1. 3. Профессиональная и этико-эстетическая компетентность специалиста по рекламе
- Выводы по главе 1
- Глава II. Формирование этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе в высшей профессиональной школе
- 2. 1. Этико-эстетическая подготовка студентов специальности Реклама как фактор оптимизации содержания образования и повышения качества подготовки в вузе
- 2. 2. Содержание, технологии и условия формирования этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе
- 2. 3. Постановка и анализ результатов эксперимента
- Выводы по главе II
Формирование этико-эстетической компетентности в профессиональной подготовке специалистов по рекламе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
В развитии цивилизации образование всегда выступало важнейшим компонентом культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека. Современное общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Система образования выступает тем социальным институтом, который ответственен за подготовку морально вменяемых, профессионально и социально успешных индивидов, процесс социализации и формирование личности, выражающей созидательно-творческий потенциал человека и доминирующий в социуме метод познания и конструирования мира.
Современные стратегии и парадигмы высшего профессионального образования ориентированы на оптимизацию среды личностного развития, гуманизацию и гуманитаризацию образовательного пространства за счет включения в него философско-мировоззренческих, в том числе этико-эстетических, и психолого-педагогических компонентов.
В последние два десятилетия в нашей стране активно развивается система маркетинговых и рекламных коммуникаций, формируется маркетинговая культура и сеть образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для новых сфер рыночной экономики. В основе рекламных коммуникаций имеется определенная система мировоззренческих ценностей и норм, набор используемых средств и технологий, которые определяют ее социальную значимость. Вместе с тем, сегодняшние профессии маркетингового профиля и, прежде всего, реклама, нередко утверждают себя вне ценностного пространства мировой, отечественной культуры и христианской традиции. Однако, даже частичный неуспех деятельности, направленной на передачу культуры, может быть чреват социальной дезорганизацией жизни нации. В этой связи решение вопроса о соотношении нравственно-эстетических ценностей социума и этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе представляется особо актуальным. Решение его лежит в плоскости образовательного пространства и личностного самоопределения специалиста.
Идея компетентностно — ориентированного подхода является, несомненно, одним из ответов системы образования на исторически обусловленный социальный заказ общества, необходимость поиска и внедрения инновационных организационно-педагогических моделей, стимулирующих активность человека в решении возникающих перед обществом проблем. Компетентностно — ориентированный подход в образовании, как отмечают В. И. Байденко, A.JI. Бусыгина, H.H. Лобанова, А. К. Маркова, С. Д. Поляков, М. А. Чошанов и др., а также его гуманизация и г> гуманитаризация (М.А. Абрамова, Ш. А. Амонашвили, М. М. Бахтин, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, A.C. Запесоцкий, М. С. Каган, А. П. Марков, Б. М. Неменский и др.) позволяют обеспечить создание и реализацию образовательных программ инновационной направленности, в рамках которых осуществляется подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к смене деятельности в условиях изменения приоритетов общественного развития, не ограниченных профессиональной квалификацией, но соответствующих моральным и этико-эстетическим измерениям российского высшего образования.
В связи с этим специалист по рекламе должен владеть не только комплексом знаний в области общетеоретических и общепрофессиональных дисциплин, профессионально-технологическими умениями и навыками, но иметь также этико-эстетические компетенции.
К сожалению, подготовка специалистов по рекламе в российской высшей профессиональной школе имеет ряд недостатков. Нерешенными остаются вопросы: об оптимальном соотношении образовательных целей и ожидаемых результатов в части развития компетенций выпускников с методами и стратегиями обученияинтересов выпускника, работодателя и обществасоотношении и структурировании теоретической и практической подготовкиблоков гуманитарных и социально-экономических дисциплин и дисциплин общепрофессиональной подготовкисоздания межпредметных и проблемно-ориентированных курсовнедостаточно разработаны механизмы индивидуализации процесса обучениятребуют совершенствования диагностические методики уровня готовности выпускника к профессиональной деятельностиотсутствует разработанная система критериев и показателей готовности студента, в том числе этико-эстетической, к профессиональной деятельностине уделяется должного внимания внедрению инновационных и инфокоммуникационных технологий, реализации компетентностно-ориентированного подхода в учебном процессе с целью формирования профессиональной и этико-эстетической компетентности будущих специалистов по рекламе.
Современная модернизация высшего профессионального образования обусловила активное обсуждение проблем профессионального становления молодых людей в контексте общего развития мировой и отечественной культуры, гуманизации общества и образования. Эти проблемы активно исследуются и широко обсуждаются специалистами различных областей научного знания. Дается философское осмысление проблем образования в контексте общего развития культуры (Э.В. Ильенков, В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, Т. И. Ойзерман и др.), исследуются процессы наследования культуры (С.С. Аверинцев, А. Я. Гуревич, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев и др.), сохранения и воспроизводства духовных ценностей (В.И. Андреев, А. И. Арнольдов, В. П. Бездухов, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, Н. З. Чавчавадзе, Б. И. Шенкман и др.), гуманистического и творческого содержания различных педагогических систем (Г.С. Батищев, B.C. Библер, Ф. Т. Михайлов, А. И. Пискунов, В. А. Рыбин и др.). В работах, посвященных гуманизации образования, профессиональной компетентности и социальной ответственности специалистов (М.А. Абрамова, Ю. В. Андреева, Ш. А. Амонашвили, Г. С. Арефьева, М. М. Бахтин, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава,.
A.JI. Бусыгина, A.A. Добряков, A.C. Запесоцкий, M.C. Каган, Е. А. Леванова,.
A.П. Марков, Б. М. Неменский, A.B. Непомнящий, А. П. Тряпицына и др.) подчеркивается актуальность, сложность, но недостаточная разработанность обозначенных проблем. Несмотря на большое внимание к вопросам нравственно-эстетического воспитания в отечественной философии и педагогике, тем не менее, ощущается дефицит работ, посвященных анализу нравственно-эстетической проблематики высшего профессионального образования, в частности, анализу вопросов мировоззренческой и ценностной обусловленности образовательных целей. Значительное число исследований посвящено проблематике нравственно-эстетического воспитания различных возрастных групп учащихся, но вопросы нравственно-эстетического воспитания студентов остаются малоизученными. Последние годы в этом направлении проводились исследования O.A. Абдуллиной, С. Ф. Анисимовым, Ю. И. Ардашовой, Р. В. Базалий, Н. Е. Грибановой, О. Н. Гороховой, Л. П. Калининой, Н. Л. Меньшиковой, Л. И. Рувинским, Н. И. Татаркиной, И. Ф. Харламовым, В. Н. Шердаковым, С. Е. Шульпиным, Я. Г. Якубсоном, С. Д. Якушевой и др.
Последние годы активно исследуются проблемы становления и развития маркетинговых и рекламных коммуникаций в России, теории и практики, социально-психологического влияния и социальной ответственности рекламы (И.В. Андреева, Ю. В. Андреева, H.H. Богомолова, И. Л. Викентьев, Л. Ю. Гермогенова, О. В. Гордякова, А. Н. Лебедев, А. П. Марков, Р. И. Мокшанцев, В. Л. Музыкант, Е. Е. Пронина, Ф. Г. Панкратов, Г. Г. Почепцов,.
B.М. Радомский, Е. Ромат, В. Е. Семенов, К. В. Сельченок, Л. Н. Федотова, O.A. Феофанов, Л. Н. Хромов и др.). Если учесть, что реклама как новая сфера профессиональной деятельности рыночной экономики в России появилась совсем недавно, то становится понятным тот факт, что вопросы профессиональной подготовки специалистов по рекламе в системе высшего профессионального образования остаются пока малоизученными. Они стали предметом исследований специалистов: М. Г. Дорофеева, И. А. Гольман, A.B.
Катернюк, В. М. Краснюк, Ю. В. Малкова, А. П. Марков, А. Н. Мудров, A.M. Панкратова, Н. И. Рыжова, К. В. Щепилов, Г. Г. Щепилова, JI.A. Чернышева и др. Не получила освещения в педагогической литературе проблема формирования этико-эстетической подготовки и компетентности специалистов по рекламе.
Таким образом, актуальность исследования определяется потребностями социально-экономических преобразований в России, новыми стратегиями развития высшего профессионального образования и настоятельной необходимостью сохранения культурно-духовного наследия и нравственного потенциала нации как важнейшего условия обеспечения социальной стабильности.
Потребность совершенствования процесса подготовки специалиста по рекламе обусловлена противоречиями между:
— необходимостью комплексного использования специалистом по рекламе философских, в т. ч. этико-эстетических, социологических, психолого-педагогических, инфокоммуникационных, профессионально-технологических и научно-исследовательских знаний и умений в профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью механизмов их формирования в учебно-познавательной деятельности студентов;
— необходимостью становления профессиональной и этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе на основе интегративных знаний и умений и отсутствием достаточных организационных и психолого-педагогических условий их формирования в учебном процессе;
— использованием традиционного системного подхода в профессиональной подготовке специалиста по рекламе и новой формой комплексной государственной аттестации, предполагающей оценку сформированности компетенций выпускника.
Необходимость поиска путей преодоления указанных противоречий обусловила проблему исследования: определение места и роли этико-эстетических, психолого-педагогических и инфокоммуникационных дисциплин в подготовке специалиста по рекламе.
Существование данной проблемы и практическая значимость ее решения послужили основанием для выбора темы исследования «Формирование этико-эстетической компетентности в профессиональной подготовке специалистов по рекламе».
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов специальности Реклама.
Предмет исследования: формирование этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы формирования этико-эстетической компетентности студентов специальности Реклама, представляющей содержание, формы, методы и условия осуществления данного процесса. Гипотеза исследования: уровень этико-эстетической компетентности студентов (выпускников) специальности Реклама повысится, если.
1) используя профессиографическую модель специалиста, определить сущность, содержание и структуру категории «этико-эстетическая компетентность специалиста по рекламе», рассматривая ее как часть профессиональной компетентности, способности и готовности специалиста к осуществлению профессиональной рекламной деятельности;
2) обосновать показатели и уровни сформированности этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе;
3) разработать теоретико-технологическую модель формирования этико-эстетической компетентности студентов, используя возможности специализации;
4) организовать процесс обучения этико-эстетическим, психологопедагогическим и инфокоммуникационным дисциплинам в гуманитарном вузе как целенаправленную деятельность по системному формированию этико-эстетической компетентности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы, а также литературы по основам маркетинга и рекламы определить сущность, содержание и структуру этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе;
2) выявить показатели и уровни сформированности этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе в структуре его профессиональной компетентности;
3) разработать теоретико-технологическую модель формирования этико-эстетической компетентности специалиста;
4) апробировать в учебном процессе вуза систему формирования этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе на основе выделенных организационных и психолого-педагогических условий.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: диалектическая теория познания и системно-структурный подход к объекту исследования. Гуманистические идеи нравственно-эстетического воспитания отечественной и зарубежной философии и педагогики в трудах Конфуция, Аристотеля, Платона, Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж.Руссо, К. А. Гельвеция, Д. Дидро, И. Канта, Г. В. Гегеля, А. Швейцера, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, JI.H. Толстого, П. Ф. Каптерева, И. А. Ильина, Н. К. Рериха, H.A. Бердяева, Н. О. Лосского, Д. С. Мережковского, B.C. Соловьева, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.- современные концепции нравственно-эстетического воспитания (В .Г. Ананьев, В. И. Андреев, А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. А. Блюмкин, Л. С. Выготский, A.C. Запесоцкий, М. С. Каган, А. Г. Ковалев, Л. В. Коновалова, Б. Т. Лихачев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Неменский, B.C. Олейников, A.B. Петровский, A.B.
Пономаренко, C.JI. Рубинштейн, Л. И. Рувинский, и др.) — современная теория эстетики, исследования природы, механизмов и форм проявлений эстетических ориентаций (JI.C. Выготский, А. Ф. Лосев, М. С. Каган, В. Е. Семенов, A.H. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С.А. Дзикевич) — теории и концепции сознания в отечественной психологии (Г.В. Акопов, В. М. Аллахвердов, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин и др.) — психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили. В. В. Беляев,.
B.C. Сухомлинский и др.) — системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса (Л.С. Выготский, Н. В. Кузьмина, A.A. Леонтьев и др.) — современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования (М.А. Абрамова, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, М. М. Бахтин, М. Н. Берулава, B.C. Библер, A.C. Запесоцкий, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, A.B. Непомнящий и др.) — вопросы гуманистического и творческого содержания различных педагогических систем (Г.С. Батищев, B.C. Библер, А. И. Пискунов, В. А. Рыбин и др.) — педагогические теории компетентностного образования (В.И. Байденко, А. Л. Бусыгина, Н. В. Кузьмина, H.H. Лобанова, Е. И. Огарев, М. А. Чошанов и др.) — идеи формирования мировоззренческой и проектной культуры, социальной ответственности специалистов в области рекламы и маркетинговых коммуникаций (И.В. Андреева, Ю. В. Андреева, Д. Б. Дридзе,.
C.Г. Кара-Мурза, А. Н. Лебедев, Р. И. Мокшанцев, С. Моравский, Э. А. Орлова, A.C. Панарин, Е. Е. Пронина и др.).
Методы педагогического исследования.
Выбор методов исследования обусловлен его предметом, целями и задачами. Нами были использованы методы: теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, литературы по основам маркетинга и рекламы, действующего Государственного образовательного стандарта по специальности 350 700 Реклама, учебных программ подготовки специалистовмоделирование, проектирование, системный анализ и синтез для раскрытия сущности исследуемой проблемы и формирования понятийно-терминологического аппаратаэмпирическиесобеседование, анкетирование, тестирование, констатирующий и контрольный экспериментыматематические — количественные методики оценки результатов экспериментальных исследованийстатистическая обработка количественных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: факультет культуры Самарского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, студенты 4−5 курсов специальности 350 700 Реклама. Научная новизна исследования: разработана и апробирована система формирования этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе, основанная на:
— введении в понятийный аппарат категории «этико-эстетическая компетентность специалиста по рекламе», рассматриваемая как совокупность когнитивно-концептуального, мотивационно-рефлексивного и интегративно-личностного компонентов;
— разработанной теоретико-технологической модели формирования этико-эстетической компетентности специалиста, способной выступать эффективным средством повышения качества профессиональной подготовки- -определении и раскрытии показателей (мотивационно-личностного, когнитивно-знаниевого, операционно-деятельностного, интегративно-личностного), а также уровней (очень низкий, низкий, средний, высокий) формирования этико-эстетической компетентности;
— определении условий профессиональной подготовки студентов, способствующих повышению уровня этико-эстетической компетентности, как организационных: обеспечение учебного и практико-экспериментального процесса, организация партнерства вуз — предприятие (рекламодатель, рекламное агентство, рекламораспространитель) — так и психолого-педагогических: осуществление межпредметной интеграции, реализация компетентностно-ориентированного подходаформирование и развитие этико-эстетических мотивов и потребностей студентов, актуализация рефлексии профессиональной рекламной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит: в определении сущности, содержания и структуры этико-эстетической компетентности, разработке научных основ ее формирования как необходимого условия оптимизации содержания и повышения качества подготовки специалистов по рекламеорганизационных и психолого-педагогических условий эффективной профессиональной подготовки специалистов по рекламе в контексте новых подходов к итоговой аттестации выпускников вуза. Практическая значимость исследования заключается: в определении содержания, методов и форм этико-эстетической подготовки специалиста по рекламеразработке интегративного профессионально-ориентированного проблемного курса «Основы этики и эстетики в рекламной деятельности» и создании комплекса практических заданий для самостоятельной работы студентовподготовке студентов к использованию инфокоммуникационных компьютерных технологий в профессиональной рекламной деятельности. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе вуза, системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по рекламе. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается: оптимальным выбором методологических и теоретических оснований, опирающихся на основные положения, научные достижения и выводы философии, педагогики и психологии, маркетинга, рекламыадекватностью методов исследования его целям и задачампрактическим подтверждением исходной гипотезы и положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в учебной и экспериментальной работе автора на факультете культуры Самарского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в процессе участия в работе научно-практических конференций и семинаров в гг. Самаре, Смоленске, Инзе, практической работе автора по разработке коммуникационных и рекламных стратегий деятельности вузов, а также структур малого бизнеса. На защиту выносятся положения:
1. содержательная характеристика понятия «этико-эстетическая компетентность специалиста по рекламе», специфика ее формирования в процессе учебно-познавательной деятельности студентов;
2. теоретико-технологическая модель формирования этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе, способная выступить эффективным средством повышения качества подготовки в вузе, реализуемая посредством компетентностно-ориентированного и системного подходов к организации учебного процесса, ориентированного на целенаправленное формирование ее компонентов;
3. совокупность организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе;
4. комплекс учебно-методических дидактических средств, обеспечивающих повышение уровня сформированности этико-эстетической компетентности выпускника специальности Реклама.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
1. Современная система российского высшего профессионального образования ориентирована на реализацию стратегий социального, профессионального и личностного развития выпускников, что определяет необходимость поиска путей оптимизации содержания образования и повышения качества подготовки в вузе.
2. Подготовка специалистов высшей квалификации предполагает решение целого ряда проблем, важнейшими из которых сегодня являются гуманизация образования, индивидуализация и проблематизация образовательного материала, гуманитаризация образовательного процесса. При этом дальнейшая гуманитаризация образования означает раскрытие системности и универсальности мира человека, утверждение духовного и ноосферного измерения бытия, преодоление технократической асимметрии человеческого интеллекта.
3. В рамках концептуальных основ государственных образовательных стандартов нового поколения подготовка специалиста по рекламе предполагает обеспечение базовой гуманитарной и социально-экономической подготовкиформирование проектных качеств и способностей личностиовладение специальными и информационными технологиями, определяющими профессиональную компетентность специалиста, а также духовное развитие личности в единстве ценностно-нормативной, когнитивной и технологической сторон, социальное становление выпускника как субъекта социальных отношений и профессиональных компетенций, а также его физическое развитие.
4. Эффективность деятельности вуза в решении задач профессионального, социального и личностного развития выпускника определяется системой объективных критериев, которая ориентирована на показатели духовной культуры личности и профессиональной компетентности специалиста.
5. О сформированности духовной культуры специалиста по рекламе свидетельствуют такие показатели, как: уровень гуманитарных, в том числе этико-эстетических знанийсодержание и развитость духовных потребностей личности выпускникасистема ценностных ориентаций (мировоззренческих, этико-эстетических, правовых, политических и др.) и социальных норм, которыми специалист руководствуется в профессиональной и иных сферах своей жизнедеятельности.
6. Этико-эстетическую подготовку студентов специальности Реклама в рамках образовательного процесса необходимо рассматривать как важнейший фактор оптимизации содержания образования и повышения качества подготовки специалиста в высшей школе. Этико-эстетическая обусловленность профессионального поведения специалиста по рекламе в ситуациях нравственно-эстетических коллизий профессиональной деятельности является результатом специально организованного учебного процесса и использования возможностей специализации.
7. Основными составляющими этико — эстетической готовности специалиста по рекламе являются: выбор и способность к осуществлению нравственно-эстетических целей профессиональной деятельностиэтико-эстетическая направленность профессионального мышления и сформированность этико-эстетической мотивации профессионального поведения (включая выбор нравственно и эстетически обусловленных эффективных технологических решений) — самостоятельность в принятии решенийспособность к этико-эстетической рефлексии профессионального поведения и результатов профессиональной деятельностистремление к нравственно-эстетическому развитию и самовыражению в профессии.
8. Готовность выпускника к принятию адекватных этико-эстетических профессиональных решений имеет структуру, представленную совокупностью взаимосвязанных этико-эстетических компетенций: мотивационно-целевых, содержательных, процессуально-коммуникативных, инфокоммуникативных и научно-исследовательских, что нашло отражение в представленной нами структурно-содержательной схеме этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе.
9. Формирование этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе как важнейшего показателя профессиональной и этико-эстетической готовности в рамках образовательного процесса высшей профессиональной школы предполагает использование системного и компетентностного подходов и осуществляется на основе обеспечения единства и взаимодействия когнитивно-концептуального, мотивационно-рефлексивного и интегративно — личностного компонентов. В разработанной теоретико-технологической модели формирования этико-эстетической компетентности содержится анализ содержания, технологий и условий ее формирования, отражена необходимая совокупность операций и действий, обеспечивающих усвоение знаний, приобретение профессионально значимых умений и навыков, развитие личностных качеств студента.
10. Среди основных принципов, положенных в основу формирования этико-эстетической компетентности специалиста, нами обозначены: интеграция общетеоретических знаний гуманитарной направленности по вопросам общечеловеческой культуры, этики и эстетики и создание междисциплинарных курсовориентация на социальное, профессиональное и личностное развитие обучаемого посредством формирования профессиональных компетенцийоптимальное сочетание групповых и индивидуальных, диалоговых, самостоятельных, теоретических и практико-ориентированных форм, средств и методов организации учебного процессасоответствие уровня этико-эстетической подготовки выпускника современным и прогнозируемым потребностям общества и тенденциям науки.
11. Проведенный анализ и обобщение результатов психолого-педагогических исследований по проблеме профессиональной компетентности (Г.Вайнер, Е. И. Огарев, М. А. Чошанов, А. К. Маркова, A.JI. Бусыгина, H.H. Лобанова, Н. В Кузьмина, Т. И. Руднева и др.) позволили выделить 4 уровня этико-эстетической компетентности: очень низкий, низкий, средний, высокийа также определить основные показатели ее сформированности, к которым отнесены: мотивационно-личностный (профессиональные этико-эстетические личностные мотивы, цели и установки) — когнитивно-знаниевый (теоретические знания в области теоретической и прикладной этики и эстетики, усвоенные аксиомы, принципы и нормы, уровень которых достаточен для этико-эстетического адекватного принятия решений в ситуациях морального и эстетического выборакатегориальный и понятийный аппарат) — операционно-деятельностный (действия, операции, способы осуществления профессиональной деятельности, обеспечивающие адекватное разрешение нравственно-эстетических коллизий, способность к осуществлению этико-эстетической рефлексии профессиональной деятельности и ее результатов) — интегративно-личностный (мировоззренческие и этико-эстетические ценности и ориентации, уровень профессиональной ответственности, стремление к этико-эстетическому совершенствованию в профессии и саморазвитию, умение и навыки научно-исследовательского поиска). В результате исследования сформулированы основные организационные: обеспечение процесса учебной и практико-экспериментальной профессиональной деятельностиорганизация партнерства вуз — предприятие (рекламодатель, рекламное агентство, рекламораспространитель) — а также психолого-педагогические условия: осуществление межпредметной интеграцииреализация компетентностно — ориентированного и интегративного подходов в обученииформирование и развитие этико-эстетических мотивов и потребностей студентов, актуализация рефлексии профессиональной рекламной деятельности.
12. Результатом апробации разработанной теоретико-технологической модели формирования этико — эстетической компетентности в образовательном процессе является повышение уровня этико-эстетической компетентности, формирование профессиональной «Я — этико-эстетической концепции» выпускника специальности Реклама, которая характеризуется: усвоением основ теоретического и прикладного этико-эстетического знанияовладением методикой этико-эстетического анализа объектов и субъектов рекламной коммуникации, освоенным умением и навыками осуществления этико-эстетической рефлексии профессионального поведения и результатов профессиональной деятельностисформированностью этико-эстетической направленности профессионального сознания и самосознания специалиста, устойчивой мотивацией и стремлением к этико-эстетическому развитию и самореализации в профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Образовательные стандарты высшей профессиональной школы нового поколения в своей концептуальной основе ориентируют содержание образовательного процесса на реализацию стратегий социального, профессионального и личностного развития. Подготовка специалиста гуманитарного профиля — специалиста по рекламе — определяет необходимость решения нескольких групп основных задач: обеспечение базовой гуманитарной и социально-экономической подготовкиформирование проектных качеств и способностей личностиовладение специальными технологиями, определяющими профессиональную компетентность специалистаа также овладение студентами развитым опытом в части информационных технологий.
Реализация основных стратегий личностного развития предполагает духовное развитие индивида в единстве его ценностно-нормативной, когнитивной и технологической сторонсоциальное развитие личности как субъекта социальных отношений и профессиональных компетенцийего физическое развитие.
Сложной по составу профессиональной деятельности в области рекламы присущ элемент этико-эстетического анализа. В ситуациях нравственно-эстетического выбора актуализируется этико-эстетическая готовность специалиста к адекватному решению профессиональных задач. Поэтому формирование этико-эстетической компетентности в процессе профессиональной подготовки специалистов по рекламе является актуальной теоретической и практической задачей высшей профессиональной школы и требует компетентностно-ориентированного и системного подходов.
В диссертационном исследовании сформулировано понятие «Этико-эстетическая компетентность», которое мы определяем как системное индивидуально-психологическое образование на основе динамично меняющейся совокупности теоретических знаний, практических умений и навыков в области этики и эстетики, нравственно-эстетических качеств, сформированных на базе этико-эстетических способностей и ценностей, обусловливающих готовность специалиста по рекламе к адекватному этико-эстетическому поведению в ситуациях нравственно-эстетического выбора. Результаты исследования дают основания утверждать, что качество подготовки выпускника специальности Реклама зависит от степени овладения им интегративными знаниями и умениями, развития способностей и ценностей, которые определяют цели, задачи и содержание его этико-эстетической подготовки.
В диссертационном исследовании показано, что необходимым условием оптимизации содержания образования и повышения качества подготовки в вузе, повышения эффективности профессиональной подготовки является разработка и внедрение в учебный процесс системы формирования этико-эстетической компетентности специалиста по рекламе.
Среди основных принципов, положенных в основу системы формирования этико-эстетической компетентности специалиста, нами выделены: интеграция общетеоретических знаний гуманитарной направленности по вопросам общечеловеческой культуры, этики и эстетики и создание межпредметных проблемно-ориентированных курсовориентация на социальное, профессиональное и личностное развитие обучаемого посредством формирования профессиональных этико-эстетических компетенцийоптимальное сочетание групповых и индивидуальных, самостоятельных, теоретических и практико-ориентированных форм организации учебного процессасоответствие уровня этико-эстетической подготовки выпускника современным и прогнозируемым потребностям общества и тенденциям науки.
Результатом внедрения предлагаемой теоретико-технологической модели формирования этико-эстетической компетентности является формирование профессиональной «Я — этико-эстетической концепции» выпускника специальности Реклама, которая характеризуется: усвоением основ теоретического и прикладного этико-эстетического знанияовладением методикой этико-эстетического анализа объектов и субъектов рекламной коммуникации, освоенным умением и навыками осуществления этико-эстетической рефлексии профессионального поведения и результатов профессиональной деятельностисформированностью этико-эстетической направленности профессионального сознания и самосознания специалиста, устойчивой мотивацией и стремлением к этико-эстетическому развитию и самореализации в профессиональной деятельности.
Разработан и апробирован специальный межпредметный профессионально-ориентированный проблемный курс «Основы этики и эстетики в рекламной деятельности», комплекс практических заданий для студентов, при изучении и выполнении которых осуществляется освоение профессионально и личностно значимых этико-эстетических знаний и информации, приобретение практических умений и навыков решения этико-эстетических задач и этико-эстетической рефлексии результатов профессиональной деятельности.
В целях получения и анализа объективной информации о состоянии сформированности этико-эстетической компетентности студентов обоснованы ее показатели и уровни сформированности, определены организационные и психолого-педагогические условия формирования этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной системы формирования этико-эстетической компетентности специалистов по рекламе, что доказывает истинность выдвинутой гипотезы и правильность концептуальных положений, которые были вынесены на защиту.
В настоящей работе исследованы лишь некоторые вопросы этико-эстетической подготовки студентов к профессиональной рекламной деятельности. Дальнейшее изучение данной проблемы представляется перспективным в плане разработки и уточнения образовательных целей, соотнесенных с этико-эстетическими аспектами профессиональной рекламной деятельности и интересами всех заинтересованных сторон: вуз, выпускник, работодатель, общество. Представляют интерес также: разработка диагностических методик оценки сформированности этико-эстетических компетенций студентов на разных этапах обученияразработка и внедрение эффективных воспитательных методик и средств формирования этико-эстетической компетентности выпускников специальности Реклама.
Список литературы
- Абрамова, М.А. Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф. дис. .д-ра пед. наук/ М. А. Абрамова. — М., 2004. — 42 с.
- Абрамова, М.А. Междисциплинарные связи как фактор гуманизации образования / М. А. Абрамова // Образование для XXI века: доступность эффективность, качество: Сб. науч. тр. Всерос. науч.- практ. конф. М., 2002.-С. 178−181.
- Абрамова, Н.К. Смена ориентиров современной системе образования/ Н. К. Абрамова // Духовно-культурные процессы в современной России. М., 1998.-С. 92−97.
- Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида)/ К. А. Абульханова Славская. — М.: Мысль, 1977. — 463 с.
- Агапов, Д.А. Психология в системе современных гуманитарных наук: Лекции для студентов психологических факультетов / Д. А. Агапов. -Самара: Изд-во СГПУ, 2007. -160 с.
- Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа/ Г. В. Акопов. Самара: СНЦРАН — СамИКП, 2002. — 302 с.
- Алова, Г. Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности/ Г. Н. Алова // Магистр. -1997. № 3. -С. 37−47.
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни/ Ш. А. Амонашвили. — М., Издат. дом Шалвы Амонашкили, 2000. — 144 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. — Л.: ЛГУ, 1969.-287 с.
- Андреева, Ю.В. Психология имиджа и рекламы: концепции, технологии, стратегии эффективности: инновационный учебный курс/ Ю. В. Андреева. -Казань: Центр инновационных технологий, 2006.- 356 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т./ Аристотель- пер. с древнегреч.- общ. ред.
- A.И. Доватура. -М.: Мысль, 1984. Т.4.
- Байденко, В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты/ В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2007. — № 5- С. 4−9.
- Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика/ М. А. Бакунин. — М., 1989.-622 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин- сост. С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 1979. —423 с.
- Бездухов, В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук/В.П. Бездухов. — Л., 1987. -27 с.
- Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя / В. П. Бездухов. Самара — СПб: Изд-во СамГУ, 1999. — 172 с.
- Белинский, В.Г. Письма 1829−1848 годов. Собрание сочинений: в 9 т./
- B.Г. Белинский- ред. В.И. Кулешов- сост. М. Я. Поляков.- М., 1956. Т.9.
- Бердяев, Н. А.Судьба России: Книга статей/Н.А. Бердяев.- М.: Эксмо, 2007. 640 с.
- Бердяев, H.A. Самопознание/ H.A. Бердяев. М., 2004. — 332 с.
- Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма/ H.A. Бердяев. М.: Наука, 1990.-224 с.
- Бердяев, H.A. Человек: Микрокосм и Макрокосм / H.A. Бердяев// Феномен человека: Антология. -М., 1993.- С. 28−59.
- Бехтерев, В.М. Внушение и воспитание/ В. М. Бехтерев. Петроград: Время, 1923.
- Берулава, М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы/ М. Н. Берулава // Педагогика. -1996. № 4. — С. 23−27.
- Библер, B.C. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века/ B.C. Библер. М.: РГГУ, 1993. — 47 с.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Российское библейское общество, 2005. 1337 с.
- Бим-Бад, Б.Д. И. Г. Песталоцци: концепция развивающего обучения/ Б.Д. Бим-Бад // Советская педагогика. -1986.- № 3.
- Бим-Бад, Б. Д. Педагогическая антропология/ Б. Д. Бим -Бад. — М.: УРАО, 1998. -576 с.
- Блок, М. Феодальное общество/ М. Блок- пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 358 с.
- Блюмкин, В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе): Автореф. дис.. д-ра филос. наук/В.А. Блюмкин. М., 1979. — 33 с.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях/ Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.-323 с.
- Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1994.-1628 с.
- Брылева, Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологи: Автореферат дис.. .д-ра культуролог, наук / Л. Г. Брылева. СПб, 1996. — 42 с.
- Брылева, Л.Г. Общее, особенное и единичное в личностном измерении духовности/ Л. Г. Брылева // Смыслы культуры: Тезисы докл. междунар. науч. конф. СПб., 1996. -С. 253−255.
- Бусыгин, А.Г. Десмоэкология. Книга первая. «Теория образования для устойчивого развития"/ A.C. Бусыгин. -2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. -216 с.
- Бусыгина, A.JI. Профессор-профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза / A.JI. Бусыгина. Самара: ГП «Перспектива», изд-во СамГПУ, 2003. — 198 с.
- Вебер, М. Избранные произведения/ М. Вебер. М., 1999. — 604 с.
- Вербицкая, JI.A. Гуманитарное образование в современной России/ JI.A. Вербицкая //Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 79−85.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ A.A. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1991. — 204 с.
- Веригин, А. Русская реклама/ А. Веригин. СПб., 1898. — С. 11−18.
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: Материалы Всемирной конференции по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж. 5−9 октября 1998 г. Электронный ресурс.: http:// www.dod.miem.edu.ru/NPT/NPT00/declar.htm
- Выготский, JI.C. Лекции по психологии/ Л. С. Выготский. -М.: Союз, 2006. 144 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2008. — 352 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991.-324 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2008.-352 с.
- Гегель. Сочинения: в 14 т./ Гегель. М.- Л., 1934. — Т.7. — С. 188−449.
- Гельвеций, К.А. Сочинения: в 2 т./ К. А. Гельвеций. -М., 1974. Т.1. -С. 75−488.
- Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации/ Л. Ю. Гермогенова. — М., 1994. — 367 с.
- Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т./ Гоббс Т.- пер. с лат. и англ.- сост., ред., вступ. ст. и примеч. В. В. Соколова. -М.: Мысль, 1989.
- Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. М., 1998. — 347 с.
- Гомелаури, Б.М. Аккредитация институтов высшего образования/ Б. М. Гомелаури // Педагогика. 2000.- № 10. -С. 26−31.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность 350 700 Реклама. М.: Мин. Образ. РФ, 2000. -23 с.
- Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии/ М. Н. Громов // Вопросы философии. 1994. -№ 1. -С. 54−61.
- Гусейнов, A.A. Понятие морали/ A.A. Гусейнов// Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 2003. — С. 5−18.
- Гусейнов, A.A. Социальная природа нравственности: Автореф. дис. .докт. филос. наук/ A.A. Гусейнов. -М., 1977. 37 с.
- Гусейнов, A.A. Золотое правило нравственности/ A.A. Гусейнов. М.: Молодая гвардия, 1979. — 321 с.
- Гусейнов, A.A., Апресян, Р.Г. Этика: учебник/А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2007. — 472 с.
- Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика/ В.В. Давыдов// Вопросы философии. — 1996. № 5. — С. 52−62.
- Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо романскому/ Н. Я. Данилевский.- 6-е изд. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995.-416 с.
- Дзикевич, С.А. Введение в эстетику/ С. А. Дзикевич. -М., 1998. 202 с.
- Дзикевич, С.А. Эстетика онтологии. Эпистемологическая аналитика знания бытия. / С. А. Дзикевич.- М., 2003. — 235 с.
- Дзикевич, С.А. Эстетика рекламы: учебное пособие/ С. А. Дзикевич. М.: Гардарики, 2004. — 232 с.
- Декарт, Р. Сочинения: в 2 т./ Декарт Р.- пер. с лат. и фр.- сост., ред., вступ. ст. и примеч. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1989.
- Дидро, Д. Сочинения: в 2 т./ Дидро Д.- пер. с фр.- сост., ред., вступит, статья и примеч. В. Н. Кузнецова. М.: Мысль, 1986.
- Дистервег, А.Ф. Избранные педагогические сочинения/ А. Ф. Дистервег. -М., 1956, — 374 с.
- Дробницкий, О.Г. К вопросу о специфике морали/ О.Г. Дробницкий// Предмет и система этики. М., София: Наука и искусство, 1973. — 483 с.
- Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности/ О. Г. Дробницкий. -М.: Наука, 1977. 287 с.
- Дэвис, Д.Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика/ Д. Д. Дэвис. М.: Вильяме, 2003. — 423 с.
- Запесоцкий, A.C. Образование: философия, культурология, политика/ A.C. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
- Запесоцкий, A.C. Методологические и технологические основы образовательной деятельности/ A.C. Запесоцкий. СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.-452 с.
- Иванов, В.Г. Итоги развития этики в XX веке/ В. Г. Иванов // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник лекций- научн. ред. Б. Д. Парыгин.-Вып.21. СПб.: СПбГУП, 2003. — С. 80−95.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура/ Э. В. Ильенков. — М.: Политиздат, 1991.-464 с.
- Ильин, И.А. Путь духовного обновления/ И. А. Ильин. М.: Изд-во «Альта-Принт», 2006. — 448 с.
- Ильин, И.А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Ст. 1948−1954 гг.: в 2 т./И.А. Ильин.-М., 1992.-Т.1 -С.140−148.
- Ильин, И.А. О новом человеке / И. А. Ильин // Слово. 1993. — № 1−2. -С. 16−20.
- Каган, М.С. Психология общения/ М. С. Каган. М.: Политиздат, 1980.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст./ М. С. Каган.-Л.: ЛГУ, 1991.
- Каган, М.С. Философия культуры/ М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис, 1996. — 416 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа)/ М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Кант, И. Из «Лекций по этике» (1780−1782)/ И. Кант // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения- редкол.: А. А. Гусейнов и др. — М.: Политиздат, 1990. С.297−323.
- Кант, И. Сочинения: в 6 т./И.Кант. -М., 1963−1966. Т.4.
- Каптерев, П.Ф. О развитии в детях правдивости/ П. Ф. Каптерев. — СПб., 1901.-27 с.
- Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс/ П. Ф. Каптерев. СПб, 1905. -С. 27−43.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические произведения/ П. Ф. Каптерев. -М., 1982.-704 с.
- Каптерев, П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей/ П. Ф. Каптерев. СПб., 1908.
- Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием/ С. Г. Кара Мурза. — М., 2002. — 685 с.
- Климов, Е.А. Путь в профессию/ Е. А. Климов. Л., 1974. -143 с.
- Кобляков, В.П. Этическое сознание (Методологические проблемы взаимодействия морального сознания и этических воззрений): Автореф. дис.. .д-ра филос. наук/ В. П. Кобляков. — М., 1981. 41 с.
- Конфуций. Лунь юй. / Конфуций// Древнекитайская философия: собр. текстов в 2 т. М., 1972. -Т.1.- Гл. 15, фрагмент 23.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский- под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1982.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга/ Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. М.- СПб.- К.: Издат. дом «Вильяме», 1999. — 645 с.
- Краткая философская энциклопедия. -М.: Просвещение, 1994. 574 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности/ Н. В. Кузьмина. Л., 1971. — 197 с.
- Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей/ Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1961. — 218 с.
- Лебедев, А.Н. Психология рекламной коммуникации в изменяющемся обществе: Автореф. дисс.. д-ра псх. наук/ А. Н. Лебедев. -М., 2004. 42 с.
- Лебедев — Любимов, А. Н. Психология рекламы/ А. Н. Лебедев Любимов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 384 с.
- Лебедев, А.Н. Психологические основы адвертологии: в 2 т./ А. Н. Лебедев // Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика- под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. — Т.2. — С. 146.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1975. -304 с.
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания/ Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1996.-281 с.
- Лобанова, H.H., Косарев, В.В., Крючатов, А. П. Профессиональная компетентность педагога/ H.H. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара — СПб., 1997. — 106 с.
- Локк, Д. Сочинения: в Зт./ Локк Д.- пер. с англ.- М.: Мысль, 1985. Т.З.
- Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики / Н. О. Лосский. -М.: Политиздат, 1991. 368 с.
- Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция/ Н. О. Лосский. -М.: Республика, 1995.-287 с.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя/ А.К. Маркова// Советская педагогика. 1990. — № 8. -С. 9−12.
- Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность/ А. П. Марков. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. — 400 с.
- Международный кодекс рекламной деятельности Международной Торговой Палаты (кодекс МТП) Электронный ресурс.: http:// www.advertology.ra/index.php?name=subjects&pageid=20
- Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала/ Т. Л. Миронова. Улан-Удэ, 1999. — 126 с.
- Мишаткина, Т.В. Этика. Экспресс-курс/Т.В. Мишаткина. Мн.: Новое знание, 2003. -176 с.
- Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы: учебное пособие/ Р. И. Мокшанцев. М.: Инфра — М, 2000.- 341 с.
- Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие/ А. Моль. — М.: Мир, 1966. 275 с.
- Моравский, С. Образ культуры на переломе веков/ С. Моравский//
- В диапазоне гуманитарного знания.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001.- С. 362 365.
- Нестеренко, В.М., Радомский, В.М. Теория и практика рекламы: Учебное пособие/ В. М. Нестеренко, В. М. Радомский. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2007. -327 с.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: «АЗЪ», 1993. 955 с.
- Огарев, Е.И. Компетентность образования: социальный аспект/ Е. И. Огарев. СПБ: Изд-во РАО ИОВ, 1995. — 39 с.
- Песталоцци, И.Г. Избр. пед. сочинения: в 3 т./ И. Г. Песталоцци. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-Т.1. — 720 с.
- Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Пирогов. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. 752 с.
- Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Пирогов. — М.: Педагогика, 1985.-768 с.
- Платон. Апология Сократа. Критон, Ион, Протагор / Платон. М.: Мысль, 1999.-864 с.
- Пономарева, A.M. Рекламная деятельность: организация, планирование, оценка эффективности/ A.M. Пономарева. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 240 с.
- Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы/ Е. Е. Пронина. — М., 2000.-387 с.
- Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/ сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. М.: Политиздат, 1990. — 605 с.
- Рерих, Н.К. Семь великих тайн космоса: Сочинения/ Н. К. Рерих. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с.
- Российский рекламный кодекс: концепция формирования Электронный ресурс.: http: // www.advesti.ru/law/rosreckodeks
- Российский рекламный ежегодник за 2007 год Электронный ресурс.: http://www.iaa.ru
- Российская Федерация. Законы. О рекламе: федер. закон: принят Гос. Думой 22 февраля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 3 марта 2006 г. — М., 2006. 22 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: в 2 т./ C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн, C.JI. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии/ C.JI. Рубинштейн// Учен, записки МГУ. Вып. 90. -М., 1945.-С.17.
- Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т./ Ж.- Ж. Руссо- под ред. Г. Г. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1981. -Т. 1.
- Рыбин, В.А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени/ В. А. Рыбин. — М.: Университетская книга- Логос, 2006. —456 с.
- Сластенин, В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен / В. А. Сластенин // Психолого-педагогические науки Mill’У. — М., 2000.-С. 10−17.
- Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия/ B.C. Соловьев. -М.: Республика, 1996. -479 с.
- Сорокин, П.А. Принципы и методы современной науки о нравственности/ П.А. Сорокин// Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. — С. 324 -327.
- Селезнева, H.A. Проблемы оценки качества образования в России: Состояние и перспективные пути решения: науч. докл./ H.A. Селезнева. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -С. 35−41.
- Сельченок, К. В. Создание рекламного образа (имиджпроектирование) / К. В. Сельченок //Психология бизнеса: Хрестоматия- сост.К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 1998. 564 с.
- Семенова, Е.А. Психология сопровождения становления профессионального самосознания студентов/ Е.А. Семенова// Высшее образование сегодня. — 2008. № 3 — С. 36−38.
- Семенов, В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция)/ В. Е. Семенов. — Самара: СНЦ РАН, 2007. — 220 с.
- Семенов, В.Е. Искусство и нравственное воспитание личности/ В. Е. Семенов // Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности- под ред. В. Е. Семенова. JL, 1984. — С. 123−155.
- Семенов, В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России/ В. Е. Семенов // Вестник СПбГУ. Сер.6. -Вып.4. -1997. С. 59−67.
- Словарь по этике/ под. ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1993. -740 с.
- Тарасов, Ю.Н. Этика. Эстетика: учебное пособие/ Ю. Н. Тарасов. М.: Изд-во Моск. психолого- социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 272 с.
- Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека/ В. Татаркевич. — М., 1981.-453 с.
- Толстой, JI.H. Путь жизни/ JI.H. Толстой-М.: Республика, 1993- 431с.
- Траут, Дж., Райе, Э. Маркетинговые войны/ Дж. Траут, Э. Райе. — СПб: Питер, 2005. 468 с.
- Траут Дж., Райе, Э. Позиционирование. Битва за узнаваемость/ Дж. Траут, Э. Райе. СПб: Питер, 2004. — 544 с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 14 т. M.- JL, 1948. — Т.2.
- Феофанов, O.A. Реклама: новые технологии в России/ O.A. Феофанов. -СПБ.: Питер, 2000. 395 с.
- Философский словарь/ под ред.И. Т. Фролова. 6-е изд-е, перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
- Философский словарь: Основан Г. Шмидтом/ под ред. Г. Шишкоффа. -22-е, новое, переработ, изд. — пер. с нем.- общ. ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. — 575 с.
- Философская энциклопедия: в 5 т. —М., 1964.- Т.2.-С.165.
- Чалдини, Р. Психология влияния/ Р. Чалдини.-СПб., 1999.- 324 с. 152. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие/ М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. -25 с.
- Шавшуков, В.М. Глобализация и место России в мировой экономике/ В.М. Шавшуков// Проблемы современной экономики. 2005. — № 1(13).
- Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1999.-285с.
- Швейцер, А. Культура и этика/А. Швейцер. — М.: Прогресс, 1973.- 343с.
- Швейцер, А. Благоговение перед жизнью/ А. Швейцер- пер. с нем.- сост. и поел. А.А. Гусейнова- общ. ред. А. А. Гусейнова и М. Г. Селезнева. — М.: Прогресс, 1992. 576 с.
- Шишкина, J1.C. О концепции педагогики целостного развития/ JI.C. Шишкина// Преемственность поколений: Диалог культур: Материалы междунар. научно-практ. конф. — Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. — С. 260−262.
- Шморина, Е. Психологические аспекты рекламы/ Е. Шморина// Рекламные технологии. -2004. № 4. — С.12−13.
- Шумихина, JI.A. Рождение русской духовности/ JI.A. Шумихина// Русская духовность: в Зт. Екатеринбург: Изд-во Т. И. Возяковой, 2002. -Т.1.
- Эймонтова, Р.Г. Русские университеты на путях реформы: Шестидесятые годы XIX века / Р. Г. Эймонтова. М.: Наука, 1993. — 416 с.
- Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. М.: Изд-во Ренессанс СП «ИВО-СиД», 1991. — 384 с.
- Юнг, К. Психологические типы/ К. Юнг. СПб.: Ювента- М.: Прогресс-Универс, 1995. -393 с.
- Юстус, И.В. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры студентов университета: Автореф. дис.. докт. пед. наук / И. В. Юстус. — Самара, 2002. — 38 с.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М.: Политиздат, 1991.-528 с.
- Birdwell W.W. A Psychological Definition of Propaganda // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1931.
- Joh Kludge. Ethics and professionalism. Philadelphia: University of Pennsylvania press, 1988.
- Karen Laybacks. Professional Ethics. Power and Paradox. Abingdon Press. Nashville, 1995.
- Seffner R. Die Reklame des Kaufmanns. Leipzig, 1920.