Заключение.
Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста
Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря… Читать ещё >
Заключение. Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. [24].
Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития средних дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения № 1 г. Благовещенск по использованию произведений художественной литературы, как средства обогащения словаря. Проследили динамику изменения уровня обогащения словарного запаса детей в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов после контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем обогащения также увеличился.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- — у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения;
- — в сюжетно-ролевых играх — дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Произведения художественной литературы в воспитательно — образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- — во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- — во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- — в-третьих, активного включения детей;
- — в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей среднего дошкольного возраста при соблюдении определенных условий, подтвердилась.
Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.
Анализ результатов обследования уровня обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста после контрольного эксперимента, свидетельствует об эффективности проведенной нами работы. Таким образом, средний дошкольный возраст является благоприятным для развития речи ребенка.
Проведенная исследовательская работа позволила:
Реализовать цель: определить, при каких условиях художественная литература будет эффективным средством обогащения словарного запаса детей.
Подтвердить гипотезу: художественная литература будет эффективным средством обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста, если:
1)использовать художественную литературу с учетом лексических тем;
2) использовать в процессе чтения художественной литературы различные методы и приемы обогащения словаря;
3) обеспечить взаимодействие с семьей по проблеме обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста через использование художественной литературы.