Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика проектирования эргономичной системы экологического образования в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поволжский технологический институт сервиса, Самарский филиал ГГГИСа, факультет профессиональной подготовки и переподготовки кадров сервиса. Результаты исследования внедрены в Тольяттинском политехническом институте, Волжском университете им. В. Н. Татищева, Тольяттинском социально-экономическом колледже, Самарском Государственном техническом университете, Казанском институте Московского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы повышения качества системы экологического образования
    • 1. 1. Экологическое образование как условие устойчивого развития общества
    • 1. 2. Система обеспечения качества образовательных услуг и педагогических технологий
    • 1. 3. Эргономические показатели качества педагогических технологий
      • 1. 3. 1. Постановка вопроса эргономичности педагогичских технологий
      • 1. 3. 2. Психологический аспект эргономичности педагогических технологий
      • 1. 3. 3. Эргономические показатели безопасности дидактических систем и образовательных услуг
      • 1. 3. 4. Оценка эффективности учебной деятельности
      • 1. 3. 5. Методика определения уровня эргономичности педагогических технологий
  • Выводы
  • Глава 2. Методика проектирования дидактической эргономичной системы экологического образования в технологическом вузе
    • 2. 1. Модель непрерывного экологического образования в технологическом вузе
    • 2. 2. Методические особенности реализации модели экологического образования в технологическом вузе
    • 2. 3. Педагогическая технология изучения дисциплины «Экология» с эргономическим обеспечением
    • 2. 4. Результаты экспериментальной апробации системы эколгического образования
  • Выводы

Методика проектирования эргономичной системы экологического образования в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. При всей сложности социальных процессов, ответственных за рациональное природопользование, вырисовывается острый дефицит компетентных специалистов и недостаточность уровня экологической грамотности большинства инженерных работников.

Для специалистов завтрашнего дня весьма важно, чтобы в сознании каждого из них с первого дня учебы в институте закладывалась психологическая несовместимость ведения производства с безразличным отношением к фактам загрязнения природы, т. е. неправильного природопользования во всех отраслях хозяйства.

Современная экологическая ситуация в России и во всем мире, желание мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года — все это заставляет обратить самое пристальное внимание на экологизацию образования. Задача формирования экологической культуры специалистов очень актуальна, так как процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен произойти быстрее, пока еще не слишком поздно, пока природа еще не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли совсем природные ресурсы, пока не произошла экологическая катастрофа.

Неоценимый вклад в развитие природоохранного просвещения внесли многие ученые и педагогические деятели России, включая В. А. Анучина, В. И. Вернадского, В. Д. Докучаева, В. А. Сухомлинского, К. А. Тимирязева, К. Д. Ушинского и др.

Наука отреагировала на экологический кризис мощным потоком исследований, посвященных осмыслению отношений человека с природой и поиском практических путей к согласию между ними.

Большой вклад в эту область науки внесли такие ученые как А. А. Вербицкий [28−29], Э.В.Гирусов[45−46], Л.Н.Гумилев[56], А.Н. Захлебный[66], И.А.Ильин[72], В.П.Казначеев[74−77], В.А.Лось[103−104], Н. Н. Моисеев [115−118], Н.Ф. Реймерс[209], С.М.Рогов[141], И. Т Суравегина[ 170−171], А. Д. Урсул [181], Н.П.Чернова[188], А. В. Яблоков [208] и др.

Проблема взаимодействия человечества и биосферы требует не просто изучения различных аспектов влияния человека на окружающую среду. Она требует создания системы знаний, позволяющей учесть сложнейшее взаимодействие факторов, которые и определяют сложность возникших задач. Применительно к экологическому образованию это означает всестороннее освоение теоретических и прикладник вопросов экологии в их взаимосвязи на всех уровнях. Экология перестала быть сферой интересов только специальных природоведческих и биологических дисциплин. Теперь она — область повышенного внимания политики, экономики, социологии, технологии, педагогики и других наук.

Экологизация сознания человека и экологизация экономики становятся одной из главных задач общества и образования. Вопросы экологизации затрагивались в работах А.Г.Бусыгина[26−27], Н.В.Винокуровой[35], Л. Н. Гориной [50], Т. К Гурилова[57], И. Т. Гайсина [41−42], З. В. Малыхиной [105] и др.

Активизация экологических проблем привела к тому, что в последние годы выполнено немало диссертационных исследований, посвященных различным вопросам формирования природоохранных знаний у студентов вузов, большая часть которых посвящена экологическому образованию будущих педагогов, биологов, химиков, специалистов сельского хозяйства (Г.М. Кривоще-ков [94], Д.Г.Мусаев[94], Б.Г.Иоганзен[72], Л.В.Романенко[143], Г. Д. Филатова[184] и др.).

Непрерывному образованию вообще и экологическому в частности посвящены работы Л.И.Андреевой[10−11], Ю.А.Кустова[98−100], В.Н.Михельке-вича [10], Н.Б.Первовой[130], Г. С.Розенберга[142] и др.

Цели и задачи экологического образования школьников достаточно широко разработаны в трудах С.Д. Дерябо[61], А.Н. Захлебного[66], И.Д. Зверева[67], Л.В.Моисеевой[ 119−120], А.В. Подцубного[133], В.И. Попчен-ко[135], В.Н.Соколова[ 161], Л. В. Тарасова [174−175], В.А. Ушакова[182], Н. П. Фадеевой [183], Г. А.Ягодина[210−211], В. А. Ясвина [61,212] и др.

Анализ работ ряда авторов В. И. Андреева [8,9], С.М. Бондаренко[144], B.C. Безруковой[18], В. ПБеспалько [20−23], О.Д.Долженко[62], В. Г. Кинелева [81], М.В.Кларина[83], Н.Ф.Образцова[127], B.C. Ротенберга[144], А.И. Суббе-то[162−168], Ю.К.Черновой[189−193], М. А. Чошанова [194] свидетельствует о том, что приоритетным направлением развития современной системы образования является разработка качественных, с гарантированным успехом и безопасных для здоровья технологий обучения.

Анализ и изучение учебных программ, учебников, методических пособий, фундаментальных трудов и опыта работы вузов показал, что в педагогических технологиях в недостаточной мере находит отражение формирование экологической культуры, особенно при подготовке специалистов инженерных специальностей. К сожалению почти отсутствуют работы посвященные проблемам экологичности и безопасности самого учебного процесса.

Необходимость разработки психолого-педагогических основ проектирования системы экологического образования в технологическом вузе предопределена рядом образовавшихся противоречий:

— между существующими взглядами на экологическое образование и современными социальными требованиями, обусловленными парадигмой выживаемости человечества;

— между возросшими требованиями к качеству подготовки выпускников вузов и традиционными методами проектирования технологий обучения;

— между бурным развитием антропогенного воздействия на природу и неподготовленностью специалистов к решению этих задач;

— между необходимостью сохранения здоровья нации и отсутствием методик проектирования эргономичных технологий обучения и критериев их сертификации на безопасность.

Создание системы экологического образования, формирующего экологическую культуру, продиктовано также необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества. В этой связи следует отметить, что вопросы экологического воспитания и образования все еще не заняли достойного места в системе образования и воспитания. Для ускорения этой задачи необходима глубокая теоретико-методологическая разработка вопроса.

Императив выживаемости требует не только экологизации образования, но и экологичности самого учебного процесса.

Указанные противоречия на методологическом уровне выражаются в виде научной проблемы: как и при каких условиях можно спроектировать дидактическую систему экологического образования, удовлетворяющую всем психологопедагогическим и эргономическим требованиям и направленную на формирование экологической кулмуры выпускников технологических вузов.

Учитывая социальную значимость и недостаточную теоретическую и практическую разработанность данной проблемы, мы избрали тему нашего исследования: «Методика проектирования эргономичной системы экологического образования в технологическом вузе».

Цель исследования: обоснование, проектирование и методика реализации системы экологического образования студентов технологического вуза.

Объект исследования: педагогический процесс экологического образования и воспитания в высшей школе.

Предмет исследования: система экологического образования студентов технологического вуза и методика ее реализации.

В ходе исследования была сформулирована рабочая гипотеза.

Система экологического образования студентов технологического вуза и методика ее реализации может быть эффективной, если :

— спроектировать модель экологического образования, в которой экологическая культура будет рассматриваться как необходимое и важнейшее качество личности будущего специалиста в условиях выживания общества;

— структура и содержание знаний будут выстраиваться в соответствии с логикой взаимосвязи элементов системы «природаобщество — производство» ;

— в качестве ведущей идеи формирования экологической культуры выбрать модуляризацию, стандартизацию и общенаучную, междисциплинарную и внутридисциплинарную интеграцию всех дисциплин;

— разработать научные основы проектирования экологического образования, направленные на достижение запланированного уровня качества, в том числе и по эргономическим показателям.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1.Ha основе анализа философской, психологической, педагогической, методической и технической литературы и опытно-экспериментальной работы раскрыть природу проектирования системы экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, и разработать концептуальные положения такого проектирования.

2.Разработать на основе данной концепции модель непрерывного формирования экологической культуры.

3.Разработать алгоритм проектирования эргономичных технологий обучения и методику их сертификации на удовлетворение эргономических показателей качества.

4.0существить экспериментальную проверку степени реализуемости разработанных алгоритмов проектирования системы экологического образования в технологическом институте.

Опытной и экспериментальной базой исследования явились:

Поволжский технологический институт сервиса, Самарский филиал ГГГИСа, факультет профессиональной подготовки и переподготовки кадров сервиса. Результаты исследования внедрены в Тольяттинском политехническом институте, Волжском университете им. В. Н. Татищева, Тольяттинском социально-экономическом колледже, Самарском Государственном техническом университете, Казанском институте Московского государственного университета коммерции, лицее № 58, лицее № 19, гимназии № 6 и ряде школ города Тольятти и Самарской области.

Методологической основой исследования являются: -положения философии о непреходящей ценности познания и о сущности деятельности, участие в которой преобразуют личность;

— теория системно-комплексного и личностно-ориентированного подходов к изучению педагогических явлений;

— идеи формирования личности, становления профессионала, связи теории с практикой;

— квалиметрия образовательной деятельности и человека- -положения эргономики. В своем исследовании мы опирались:

— на концепцию моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И. Архангельский[14], В.П. Беспалько[20−23], B.C. Безрукова[18], Ю.К. Чернова[ 189−193] и др.);

— на теорию мотивации учения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский[37], П.Я. Гальперин[39], А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов и др.);

— на теорию формирования содержания образования и процесса обучения (В.И. Андреев[8,9], Ю.К. Бабанский[16], Н. Ф. Талызина [173] и др.);

— на методологию квалиметрии качества развития человека (В.И. Андре-ев[8,9], Ю.П. Адлер[2], Д.И.Зюзин[71], В.М.Соколов[160], А.И. Субетго[162−168], Н.А. Селезнева[ 146−147], Ю.Г.Татур[146], В.В. Щипанов[196−201] и др.);

— на работы по прогнозированию развития системы и методики непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, Б.С.Гершунский[44], Ю.А.Кустов[98−100], и др.);

— теорию системного подхода (Н.В.Кузьмина, Г. П.Щедровицкий[195], Н. И. Щукина и др.);

— на теории безопасности, эргономики и психологии умственного труда (А.А.Крылов[206], Е.А.Климов[85−86], Б.Ф.Ломов[102], В. С. Мерлин [110], В.М.Мунипов[ 121−122], В. Паронджоев[129], К.К. Платонов[93,131−132], А. А. Радугин [138] и др.);

— на теории взаимодействия общества и природы (В .И. Вернадский [3032], Э.П. Гирусов[45−46], В.П.Казначеев[74−75], Н.Н.Моисеев[115−118], Д.М. Мехонцева[111−113] и др.).

Этапы и процедура исследований. Между этапами исследований невозможно провести четкую временную грань. Приблизительно их можно представить следующим образом:

1 этап — теоретические исследования;

2 этап — проведение развернутых долговременных экспериментов;

3 этап — обработка материалов педагогического эксперимента;

4 этап — внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

На первом этапе исследования (1992 -1994) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения работ педагогов новаторов, психологов, философов по вопросам преподавания и воспитания в высшей школе вообще и в частности экологического, определены критерии сформированно-сти экологической культуры.

С 1992 года автором велись дисциплины, содержащие разделы экологии, а с 1996 года читался новый курс «Экологии» в Поволжском технологическом институте. Были написаны методические пособия и программы для студентов технологического вуза для различных специальностей (т.к. курс читался впервые).

На втором этапе (1994 -1996) была разработана и апробирована дидактическая система экологического образования для специальностей технологического вуза. Было определено содержание и объем экологических знаний в курсах дисциплин, входящих в учебные планы. Скомпонованы и изданы «Словарь экологических терминов» и учебно-методические пособия по разделам экологии (пособия содержат теоретический и справочный материал, задания для самостоятельной работы, лабораторные и практические работы по разделу, тесты и вопросы для контроля знаний).

На третьем этапе (1996;1998) разработана модель формирования экологической культуры у студенческой молодежи и спроектирована технология ее реализации, экспериментально проверена и апробирована.

Эксперимент проводился в Тольяттинском политехническом институте, в Поволжском технологическом институте сервиса, в Самарском филиале ПТИС, Волжском университете им. В. Н. Татищева, Самарском Государственном техническом университете, Казанском институте Московского государственного университета коммерции, Тольяттинском социально-экономическом колледже, лицеях № 58 и № 19, гимназии № 6 и др. Идеи и гипотезы активно проверялись:

— на Международном Конгрессе «Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование»;

— на Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение и контроль качества образовательных услуг»;

— на Международной конференции «Экологическое образование в целях устойчивого развития»;

— на Международном симпозиуме «Технология 2000" — -на конференциях в городах: Казани, Пензе, Самаре, Астрахани, Тольятти.

На четвертом этапе (1998;1999) была проведена систематизация и обработка полученных данных, формировались научно-обоснованные выводы и рекомендации. В это время подготовлена и оформлена кандидатская диссертация.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается:

— соблюдением требований целостного подхода при разработке проблемы;

— методологической обоснованностью теоретических положений;

— использованием в работе разнообразных теоретических и эмпирических методов;

— устойчивой повторяемостью фактов, более высокой, чем в обычном опыте результативностью работы выпускников экспериментальных групп по экологическому образованию;

— репрезентативностью объема выборок и пролонгированным характером проведенной работы, а также многолетним личным опытом исследований.

Научная новизна h теоретическая значимость исследования:

— введены впервые в педагогическую практику эргономические показатели качества педагогических технологий;

— разработаны методы оценки эргономичности педагогических технологии, которые можно использовать для их сертификации;

— определены структурные и функциональные компоненты и разработана четырехуровневая модель системы непрерывного экологического образования студентов;

— разработана методика диагностики и предложены количественные показатели оценки уровня формирования экологической культуры;

— спроектирована система диагностики и критерии по формированию экологической культуры.

Практическая значимость. Разработанная модель формирования экологической культуры и спроектированная дидактическая система экологического образования может быть применена для всех специальностей инженерного профиля. Разработанные методические пособия по модулям дисциплины, словарь экологических терминов, методические указания по практическим и лабораторным работам могут быть использованы для подготовки студентов технических и технологических вузов, а также для других образовательных учреждений. Установленные содержание и объем экологических знаний в дисциплинах, изучаемых студентами технологического вуза, дают возможность пересмотреть программы и других вузов, экспериментально проверить эргономичность спроектированной технологии по специально разработанным приемам.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Четырехуровневая модель системы непрерывного экологического образования, в основе которой лежат концептуальные положения:

— системный подход;

— ориентация на непрерывное целостное профессиональное направление на формирование экологической культуры;

— унификация;

— внутрипредметная и междисциплинарная интеграция;

— стандартизация- -модуляризация.

2. Модульная технология экологического образования с рекомендациями по внедрению экологических аспектов во все дисциплины, изучаемые в вузах неэкологического профиля.

3. Алгоритм проектирования эргономичных технологий обучения.

4. Методика эргономической оценки педагогической технологии. Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, 2.

ВЫВОД:

1.Сформированность ЭК у выпускников вуза, колледжа определяется с помощью критериев, которые численно выражают уровень решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Для оценки процесса формирования экологической культуры (ЭК) могут быть предложены параметры, характеризующие основные личностные свойства специалиста, составляющие ЭК. Оценку сформированности свойств студента: глобального мышления ценностной ориентации и параметр экологически-обоснованной деятельности.

2.Разработанная педагогическая технология по формированию ЭК комплексно решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, что подтверждено в процессе опытно-экспериментальной работы. Обучение по педагогической технологии привело к достижению гарантированного результата, выраженного в высоких уровнях формируемых критериев, а именно, высокой ЭК и высоким уровнем компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенных теоретических и опытноэкспериментальных исследований подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Для специалистов завтрашнего дня важно чтобы в их сознании, начиная с первого дня учебы в институте, закладывалась психологическая несовместимость ведения производства с безразличным отношением к фактам загрязнения природы, т. е. неправильного природопользования во всех отраслях хозяйства.

Экологическое образование должно стать приоритетным.

2. Эргономическая оценка должна стать обязательным элементом целостной оценки качества объектов любой деятельности в учебном процессе. Поэтому выполнение требований эргономичности становится важным этапом при проектировании педагогических технологий. Учебная деятельность, как и любая другая, должна быть не только эффективной, но и безопасной.

3. На основании результатов исследования экологического образования в вузах была разработана модель системы непрерывного экологического образования студентов технологического вуза, в которой предусмотрено формирование не только экологической компетентности, но и непрерывное формирование экологической культуры, как необходимого элемента парадигмы выживаемости общества.

4. Разработанная система критериев оценки качества экологической подготовки позволила перевести учебный процесс в разряд планируемых, диагностируемых и гарантировать достижение поставленных целей при обучении. Опытно-экспериментальная апробация разработанной педагогической технологии подтвердила, что качество экологической подготовки зависит от организационных, психологических, методических и эргономических аспектов.

5. Разработанная система экологического образования, её опытно-экспериментальная апробация, дают возможность прогнозировать результаты обучения и, в перспективе, надежду на изменение кризисного экологического состояния .

6. Разработанная методика проектирования эргономичных педагогических технологий и методика проверки на эргономичносгь открывают путь к сертификации педагогических технологий и образовательных услуг, как условие сохранения здоровья нации.

7. Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее описание всех аспектов столь сложной и многогранной проблемы, как проектирование экологического образования. К числу проблем нуждающихся в дальнейшей разработке в первую очередь можно отнести.

— изучение пространства человека, социума и природы, через которых происходит взаимообмен ценностями и установками;

— совершенствование механизмов оценивания личностных качеств человека таких как экологическая культура;

— определение потенциальных возможностей отклонения технологий обучения от регламентированных параметров и их последствий для здоровья обучаемых, что даст возможность для последующей сертификации педагогических технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Конечные народохозяйственные результаты.-М.: Экономика, 1978.-152 с.
  2. Ю.П. Система качества в образовании // Материалы науч.-практич. конфер. Развитие через качество. Тольятти: ВАЗ, 1998. — С. 10−11.
  3. Г. Г. Определение ситуации оценивания качества// Стандарты и качество. 1995. — № 9. — С.56−58.
  4. Айнштейн.Преподаватель и студент. Вопросы общения.// Высшее образование в России. -1997. № 1. — С. 87−95.
  5. Л.В., Карпов Н. Н. Рабочая книга по систематизации информации. М.: ВНИШ1И, 1993.-441 с.
  6. А.А., Случевский В. В. Век XX: Экология и идеология. Л.: Лениниз-дат, 1988.-111с.
  7. А. Психологическое тестирование: кн.2: Пер. с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М. .'Педагогика, 1982.-336с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  9. В.И. Семь приоритетных педагогических стратегий в управлении качеством образования// Материалы Первой Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение и контроль качества образовательных услуг».- Тольятти, 1998.- С. 10−11
  10. П.Андреева Л. И., Михелькевич В. Н., Кустов Ю. А. Система непрерывного экологического образования школьников, 1997.-230 с. I2 160
  11. Е., Леденев С., Логинова А., Майзель В., Москвичев С., Строкатова С. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль// Высшее образование в России.-1995.- № 4, — с.59−63.
  12. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/ИН ОАН СССР.- М.: Экономика, 1991.- с. 416.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. метод, пособие. М.: Высш. шк., 1980.-368с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. -М.:Просвещение, 1982.-192с.
  15. В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии.- М.:Просвещение, 1995.-143с.
  16. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1996.-344с.
  17. В.Л., Шумянкова Н. В. Модульное обучение студентов// Социально-политический журнал.-1994.-№ 7,8
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, 1977,304 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М: Педагогика, 1989.- 192 с.
  20. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.:Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995.-336с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М. :высшая школа, 1989.-145с.з 161
  22. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Высшая школа, 1978.-145с.
  23. А.И. Природа в разных аспектах. Гуманитарные приложения синергетики.- Тольятти: Современник, 1997.
  24. Бусыгин А.Г.Организационно- педагогические основы подготовки десмоэкологов в высшей профессиональной школе: Автореф. дис. д.п.н.-С-Пб., 1996.-23с.
  25. А.Г. Педагогика глобальной экологии.-Ульяновск: Симбирская книга, 1996.-192 с.
  26. Вербицкий А. А. Формирование экологической культуры в контекстном обучении// Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование. II Международный Конгресс.-Самара-Астрахань, 1997.- С.184−186.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высшая школа, 1991 .-208с.
  28. В.И. Труды по истории науки в России.-М.:Наука, 1988.464 с.
  29. В.Г. и др. Сертификация. Отечественная и зарубежная практика: Серия Международная инженерная энциклопедия. М.: Центр «Наука и техника», 1994. — 215 с.
  30. С.Г. Эффективная школа. С-Пб.: Центр педагогич. информации, 1995.- 107 с.
  31. Н.В. Формирование у учащихся знаний социальной экологии на межпредметной основе: Автореф. дис.к.п.н.-М., 1988.-25с.
  32. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Ред. Обозов. Л.: ЛГУ, 1984.- 152 с.4 162
  33. Выготский.Л. С. Собр.соч.:в 2 т.-М:МГУ, 1934.-342с.
  34. И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф.дисс.канд.пед.наук.-С.-Пб, 1996.
  35. П.Я. Введение в психологию. -М.: МГУ, 1976. 150 с.
  36. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы.-1987.- № 8.
  37. И.Т. Экблого-нравственное воспитание учащейся молодежи экономических специальностей //Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование. II Международный Конгресс.- Самара-Астрахань, 1997.- С.205−206.
  38. И.Т. Эколого -нравственное воспитание учащихся.-Казань:Изд-во КГПУ, 1996.-165 с.
  39. А. Я. Краткий курс естествознания.- С-Пб.- 1877.- 242 с.
  40. .С. Философия образования.- М.:Московский психолого-социальный ин-т Флинта, 1998. -432 с.
  41. Э.В. и др. Экология и культура. -М.-Знание, 1989.-390 с.
  42. Э.В. Мировоззренческая и целевая парадигмы социальной экологии / /Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование. II Международный Конгресс.- Самара-Астрахань, 1997.- С.205−206.
  43. Глобальная экологическая проблема/ Отв.ред. Г. И. Морозов, Р. А. Новиков.- М.: Мысль, 1988.- 208с.
  44. ГореловА.А. Экология-наука-моделирование: философский очерк.-М.: Наука, 1985.- 207 с.
  45. А. А. Человек-гармония-природа.- М.: Наука, 1990.- 192 с.
  46. Л.Н. Технология профессиональной подготовки специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности: Дисс.канд. педагогических наук.-Тольятти, 1997.-197с.
  47. ГОСТ Р 40.005−96. Система сертификации. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами.
  48. ГОСТ 22 269–76. СЧМ. Рабочее место оператора. Взаимное расположение РМ. Общие эргономические требования.
  49. ГОСТ 12.4.032−76. Цвета. Общие эргономические требования.
  50. ГОСТ 12.1.003−83. Шум. Общие требования безопасности.
  51. ГОСТ 12.1.006−84. Электромагнитные поля радиочастот. Уровень на рабочих местах.
  52. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.- Д.: Гидрометиздат, 1990.528 с.
  53. Т. К Роль экологического воспитания в формировании гражданской позиции специалистов с высшем образованием: Автореф.дис. к.п.н.-М., 1997.-25с.
  54. И.П. и др. Методические основы сертификации. Системы сертификации, отечественный опыт. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1995. — 152 с.
  55. Дедк> Й. И. Экологический энциклопедический словарь.-К.:МСЭ, 1989.-408 с.
  56. Декларация Рио-де-Жанейро//Мир науки, 1992.-№ 4.-С.6−7.
  57. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология.-Ростов -на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996.- 480с.
  58. Долженко О. В. Шатуновский B. J1. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод.пособие.-М. .'Высшая школа, 1990.-192с.
  59. И.А. Россия есть живой организм. О русской идее /Сост. М. А. Маслин.-М.: РеспубликаД992.-496 с.
  60. К. Новая система комплексного управления качеством на фирме. М.: Изд-во стандартов, 1970. — С.4−12.
  61. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образова-ние. М. Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов.-КГПУ, 1996.-248с.
  62. В.П. Феномен человека.- Новосибирск: Новос.кн. изд-во, 1991.-128с.
  63. В.П. Проблемы человековедения .- М.: Исследовательский тцентр проблем качества подготовки специалистов, 1997.-3 52с.
  64. В. П., Яншин А. Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование // Проблемы природоохранного образования и воспитания.-М.: Наука, 1982.-С. 45.7 165
  65. В.Б. Формула экологического образования // Берегиня .1996.-№ 10.-С. 10−12.
  66. М. «Universum Sapiens (Вселенная разумная) „-М.: Мир географии“, 1992.- 400 с.
  67. Н. В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Автореф. дисс. канд. фнлос, наук.-09.00.01.-М., 1991.- 16 с.
  68. В.Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995.-328 с.
  69. Н.Н. Мировоззрение и экология. АН УССР. Ин-т философии / Отв. ред. А .Я. Мороз.- Киев: Наук. думка, 1990.-216с.
  70. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.
  71. Ю.Я. Образовательный императив. М.: Издательство Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1998.368 с.
  72. . Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. -М.:ЮНИТИ, 1998.-350 с.
  73. . Е.А. Основы психологии: Учебник для студентов вузов непсихологических спец. М.:ЮНИТИ, 1997.-370 с.
  74. Коган Е. Я. Экологическая культура и экологическое образование// Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование. II Международный Конгресс.- Самара-Астрахань, 1997.- С. 163−165
  75. Я.А., Лок Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Клерин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-С.416.
  76. . Замыкающийся круг. Природа, человек, технология -Л, 1977.-279 с.
  77. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника.- М.: Знание, 1988.- 80 с.
  78. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Русский язык, 1974.-352с.
  79. Краткий психологический словарь хрестоматия / Составитель Б. М. Петров. Под редакцией проф. К. К. Платонова. -М.: Высшая школа, 1994.134 с.
  80. Г. М. Охрана природы и высшее сельскохозяйственное образование. Проблемы охраны природы.-Томск: Наука и пропаганда, 1972.-С.119−122.
  81. М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества. М.: Изд-во стандартов, 1997. — 367 с.
  82. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 473 с.
  83. Ч. Основы общей дидактики /Пер.с польск.О. В. Долженко. -М.:Высш.шк., 1986. 368с.
  84. Ю.А. Экология педагогического процесса// Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование. II Международный Конгресс.- Самара-Астрахань, 1997.- С.181−183.
  85. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе.- Самара: Изд-во Сам. Гос. ун-та, 1993.-112с.
  86. Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф.дисс. на соискание учен.степ.канд.пед.наук .-Уфа, 1995.-22с.
  87. Ломов.Б. Ф. Основы инженерной психологии: Учебное пособие. -М.: Высш. шк., 1977.-335 с.
  88. В.А. Человек и природа: социально-философские аспекты экологических проблем.- М, 1978.-224 с.
  89. В.А., Фадеев Е. Г., Человек, общество и природа в век НТР// Вопросы философии, 1981.-№ 4.-С 12.
  90. З.В. Методы активного обучения в экологическом образовании школьников в курсе химии// Пед.образование.-1993.-№ 7.-С43−46.
  91. Юб.Материалы VIII Международной конференции „Применение новых технологий в образовании“, 3 июля 1997 г. Троицк. — Фонд новых технологий в образовании Байтик, 1997.- 240с.
  92. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М., 1980.
  93. О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание// Высшее образование в России. -1994. № 4. — с.40−43.
  94. Н.А. Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. 352 с.
  95. Ю.Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учеб. пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Пермского пед. ин-та, 1971. -120с.111 .Мехонцева Д. М. К вопросу о формировании системы „личность“. Красноярск, 1988. -С.28. Деп. в ИНИОН 05.02.88, № 32 716.
  96. Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем.- Красноярск: Изд-во КГУ, 1991. с. 248.
  97. Д.М. О критериях воспитания// Материалы Шестой Всероссийской науч. практич. конф. „Актуальные проблемы педагогики10 168творческого саморазвития и педагогического мониторинга“. Йошкар- Ола: МГПИ, 1998 — С.36−37.
  98. Н.Миронова М. Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Казань, 1993.
  99. И5.Моисеев.Н. Н. Современный рационализм.- М.:МГВП КОКС, 1995.367 с.
  100. Н.Н. Экология и образование.-М.-ЮНИСАМ, 1996.-191с.
  101. П.Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество.-М.: Наука, 1982.-240 с.
  102. Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990.-352 с.
  103. В.М. Камо грядеши, эргономика? По зарубежным материалам: Обзор. М.: ВНИИГЭ, 1992. — 160 с.
  104. В.М., Цапева Н ., Барта Л., Махер. Ф. и др. Эргономика принцип, рекомендации: Методическое руководство.-М.: ВНИИТЭ, 1981.-260 с.
  105. Д.Г. Формирование экологического сознания студенчества : Автореф. канд.филос.наук.-Баку, 1991 .-23с.
  106. А.И. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учеб.-метод.пособие. М.: Высш.шк., 1989. — 104с.
  107. Небел.Б.Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. / Пер. с англ.-М.:Мир, 1993 .-424с.11 169
  108. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы, реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы).Концептуально-программный подход/ЛГруды
  109. В. Возможна ли новая революция в образовании?/ Высшее образование в России. 1977.- № 2 — С.9−14.
  110. К.К. Личностный подход как принцип психологии,-М., 1969.
  111. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Политиздат, 1970.240 с.
  112. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-376с.
  113. Психология индивидуальных различий: Тесты /Под ред.Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М., 1982.
  114. Психология и педагогика/ Сост.А. А. Радугин М.: Центр, 1996.-333с.
  115. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/Сост. :В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров.-М. .-Политиздат, 1990.-605с.
  116. РеввельП., Реввель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х кн./ Пер. с англ. -М.: Мир, 1994.
  117. Рогов.С. М. Евразийская стратегия для России.-М.: РАН, институт США и Канады, 1998.-62 с.
  118. Г. С., Краснощекое Г. П., Сульдимиров Г. К. Экологические проблемы города Тольятти: Изд-во ИЭВБ РАН, 1995.-222 с.
  119. Л.В. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников.: Автореф. дис к.п.н.- М., 1990.-25с.
  120. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  121. Рыженков А. П. Сферы экологической культуры с точки зрения физика// Педагогическое образование.-1993.-№ 7.-С7−11.
  122. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалифика-ционных требований и специалистов с высшим образованием: Учеб. пособие М.: Исследовательский центр, 1991.-61 с.
  123. Н.А. Смена стратегий в развитии высшего образования и научных исследований //Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. Горький: ГТУ. — 1989. — с.5−11.13 171
  124. Г. Стресс без дистресса.-М.:Просвещение, 1979.-124с.
  125. В.И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России.Книга для учителя.-М.: АО"МДС», 1995.-176с.
  126. Л.Б. Эргономические исследования в целях безопаности жизнедеятельности: Метод, указ. к лабораторной работе.- Тольятти: 111ИС, 1995.-37с.
  127. Л.Б. Методические указания к лабораторным работам по курсу Безопасность жизнедеятельности.-Тольятти:ПТИС, 1995.-35с.
  128. Л.Б. Биоэкология: Учебно- методическое пособие.-Тольятти: ПТИС, 1999.- 35, с.
  129. Л. Б. Шишкина Р.Н. Влияние шума на окружающую среду: Учебно- методическое пособие.- Тольятти: ГТГИС, 1999.- 50 с.
  130. Л.Б. Радиоэкология :Учебно- методическое пособие,-Тольятти: ПТИС, 1998.- 55 с.
  131. Л.Б. Словарь экологических терминов: Учебно-методическое пособие .-Тольятти: ПТИС, 1998.-58 с.
  132. Л.Б. Очистка газовых в ыбросов и сточных вод: Методические указания к лабораторной работе.-Тольятти: ПТИС, 1996.-30 с.
  133. СимаганОва Л. Б. Расчет концентрации загрязняющих веществ в атмосфере: Методические указания к лабораторной работе.- Тольятти: ПТИС, 1999.-30 с.
  134. СНиП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение.
  135. СНиП 2.2.2.542−96. Гигиенические требования к видио-дисплейным терминалам, ПЭВМ и организация работы на них.
  136. В.М. Стандарты в управлении качеством образования: Монография, — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1993 .-95с.
  137. В.Н. Роль основных законов экологии при ее изучении// Тезисы докладов Международной конференции. Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование -XXI век).-Тольятти:14 172
  138. ИЭВБ РАН, 1996.- С. 144−145.
  139. А.И. Гуманизация современного общества.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-154 с.
  140. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования/ В сб. Квалиметрия человека и образования.-Ч. 1.- М.: ПАНИ, 1992.C.7−16.
  141. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х книгах.1 кн.:Учеб.пособие. М.: Исследовательский центр, 1991. — 96с.
  142. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х книгах.2 кн.:Учеб.пособие. М.: Исследовательский центр, 1991. -116с.
  143. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х книгах.3 кн.:Учеб.пособие. М.: Исследовательский центр, 1991. — 171с.
  144. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х книгах.4 кн.:Учеб.пособие. М.: Исследовательский центр, 1991. — 163с.
  145. А.И. Квалитативная революция и образование// Материалы Первой Всероссийской конференции: Проектирование, обеспечение и контроль качества образовательных услуг.- Тольятти, 1998.-С.7−10.
  146. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. для учителей. -М.: Просвещение, 1995.-96с.
  147. И. Т. Междисциплинарный характер экологических знаний // Советская педагогика.- 1984.-1 12.-С. 21−26.
  148. И. Т. Проблемы и концептуальные идеи экологического образования // Пути решения задач экологического образования и воспитания в современной школе.-Л.: НИИ НОВ АПН СССР, 1990.- С. 84.
  149. В.А. Психология интеллекта.-Донецк: Сталкер, 1997.-416с.
  150. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-345с.
  151. Л.В. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративно -гуманитарного подходаУ/Физика в школе.-1989.-№ 4.- С.32−37.15 173
  152. Л.В. Концепция экологического образования школьников.-М., 1993.-25с.
  153. Теория и практика гуманитарного образования в технических вузах / Исслед. проблем качества подготовки специалистов.-М., 1998.- 264 с.
  154. Типологическая диагностика и образование: Коллективная монография /Под ред. Е. П. Гусевой.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 215с.
  155. Г. Н. Сборник производственньгх ситуаций и деловых игр по курсу Охрана труда: Учеб. пособие для вузов. Л.: Химия, 1988. — 216с.
  156. А.В. Организация самостоятельной работы студентов счучетом личностных факторов: Дисс.канд.пед.наук. С.-Пб, 1994.
  157. Ю.Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере.- М.: ИНФРА-М, 1998.-528 с.
  158. А.Д. Россия на пути к устойчивому развитию: Ноосферная стратегия.-Москва-Гомель, 1996.-300с.
  159. Фадеева Н. П. Пути реализации экологического образовввания в приморском крае// Тезисы докладов Международной конференции. Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование -XXI век).-Тольятти: ИЭВБ РАН, 1996.- С .53−54.
  160. Г. Д. Формирование профессиональной готовности учителя к экологическому образованию школьников: Автореф. дисс. на соискание учен.степ.канд.пед.наук.-Л., 1988.-17с.
  161. Дж. Мировая динамика.- М, 1978.- 167 с.
  162. Г. Тревога в 2000 году.-М.:Мысль, 1990.-237с.16 174
  163. М. Различие российской и западной культуры // Материалы науч. практич. конф. Развитие через качество. Тольятти: ВАЗ, 1998. — С.12−13.
  164. Н.М. Содержание и принципы экологического образования в педвузе// Педагогическоеобразование.-1993.-№-7.-С1−3.
  165. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография.-Тольятти: Изд-во Фонда Развитие через образование, 1997.-149 с.
  166. Ю.К. Интегральный критерий качества усвоения знаний//Интеграция в педагогике и образовании.-Самара:СИПК, 1994.-С39−46.
  167. Ю.К. Условия обеспечения качества технологий обучения// Материалы Первой Всероссийской конференции Проектирование, обеспечение и контроль качества образовательных услуг.- Тольятти, 1998.-С.11−16.
  168. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов:Дисс.канд.пед.наук. Д.: ЛГУ, 1988.
  169. Ю.К. Теория и практика проектирования квалитативных технологий обучения:Дисс.докт.пед.наук. Казань, 1998.
  170. В.В. Основы управления качеством образования : Монография.-Тольятти: Издательство Фонда Развитие через образование, 1997.-100 с.17 175
  171. В.В. Проектирование квалитативного образования инженера: Монография. -Тольятти: Издательство Фонда Развитие через образование, 1997.-50 с.
  172. В.В. Технология квалитативного образования при подготовке специалистов в технических учебных заведения // Интенсивные технологии в современном образовательном процессе, — Пенза: Приволжский Дом знаний, 1997.-С.57−57.
  173. А.Я., Щукин В. П. Развитие через качество и экология/ Научно- практич. ежегодная конференция с международ, участием Развитие через качество. -Тольятти, 1998.
  174. В.П. Структура системы экологического воспитания и образования населения городов/Юкружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование. II Международный Конгресс.- Самара-Астрахань, 1997.- С. 176−177.
  175. Энциклопедический иллюстрированный словарь.- М: Большая Российская энциклопедия, 1995.-893с.
  176. А.П. Аварии и стихийные бедствия в России.-М., 1994.
  177. Эргономика: Учебник / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. -Л.: ЛГУ, 1988.- 184 с.
  178. Юцавичене П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас: Швиеса, 1989.-272с.
  179. А.В. Остроумов С.А Охрана живой природы: проблемы и перспективы.-М., 1983.18 176
  180. ЯблоковА., Реймерс Н. Ф. Словарь экологических терминов и понятий, связанных с живой природой.-М, 1982.-356 с.
  181. Ю.Ягодин Г. А. Опережающее образование и устойчивое развитие// Зеленый мир .-№ 25.-12−13.
  182. Г. А., Третьякова Л. Проблемы экологического образования // Вестник ашю&-ё школы.-1991. -1 З.-С. 38−45.
  183. Ясвин.В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования // Вопросы психологии.-1998.- № 4.
  184. Conty Т. Building Quality. New-York: 1993. — 33 p.
  185. Deming E. From Theory to Strategy. British Deming Association: 1992.- 40 p.
  186. Etethen G. Total Quality Management. New-York: 1995. — 286 p.216.0akland G. Total Quality Management. Oxford: 1994. — 400 065 p.
  187. Rabbit G., Berch J. A ISO 9000 Book. New-York: 1993. — 166 p.
  188. Taquchi G. The evaluation of qualiti// ASI Ntws. Special Simposium edition, Winter, 1985.-p.7−9.
  189. Shackel В/ ergomics from past to future: an overview/Ed/ bi W Kumashiro, E/D/Meqaue.L.: Taylor and Francis, 1991.-P.217−223.
  190. Smith M.I. Occupational stress// Handbook of human faktors/ Ed. by. G. Salvendy. N.Y. W ley, 1987.-P.330−333 .
Заполнить форму текущей работой