Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование многоуровневых отношений занятости в современной России: на материалах Липецкой области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ разносторонних представлений о сущности и содержании занятости показал, что занятость представляет сложную, многоаспектную категорию, которая отражает многоуровневые отношения. Характер же отношений занятости обусловливает экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство экономических, социальных, демографических явлений и процессов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЗАНЯТОСТИ
    • 1. 1. Эволюция взглядов на занятость в экономической науке
    • 1. 2. Методологические принципы исследования сущности занятости
    • 1. 3. Формы занятости в период трансформации экономической системы
  • России
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
    • 2. 1. Макроэкономическое регулирование занятости населения в современной России
    • 2. 2. Регулирование отношений занятости на региональном уровне как мезоэкономическая задача
    • 2. 3. Особенности регулирования занятости на микроуровне
    • 2. 4. Направления совершенствования регулирования многоуровневых отношений занятости

Регулирование многоуровневых отношений занятости в современной России: на материалах Липецкой области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические и социальные реформы, проводимые с целью модернизации российского общества, привели к его глубокой трансформации, среди результатов которой можно отметить сокращение численности занятых в экономике, значительные масштабы нестандартной занятости, снижение эффективности использования рабочей силы, и, в конечном счете — снижение эффективности общественного производства.

Проблемы обеспечения эффективной занятости населения в современных российских условиях приобретают важное стратегическое значение для социально-экономического развития общества. Занятость как важнейшее условие социально-экономического развития определяет структуру народного хозяйства, перегруппировку финансовых, материальных и трудовых ресурсов, приоритетные направления НТП, размещение производительных сил, качество и уровень жизни населения. От отношений, складывающихся в сфере занятости, во многом зависят экономические, социальные и демографические процессы, происходящие в обществе.

Занятость населения выступает важнейшей характеристикой рынка труда, который имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование и на методологию исследования отношений данного рынка.

Проблемы занятости становятся актуальными и в связи с тем, что трансформация отношений отечественного рынка труда сопровождается рядом негативных тенденций, среди которых высокий уровень безработицы, снижение уровня жизни, неэффективная занятость, деквалификация значительной части российских работников и т. п. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщений и выработки эффективных методов регулирования многоуровневых отношений занятости.

Решение этих задач должно координироваться государством, прежде всего, на макроуровне, но при активном содействии региональных органов власти и центров занятости населения. Ведь именно они лучше, чем другие, располагают информацией по конкретному региону. В тоже время, региональные органы исполнительной и законодательной власти напрямую связаны с федеральными органами власти. В связи с этим представляется важным и необходимым как в теоретическом, так и практическом плане исследование регулирования многоуровневых отношений занятости населения на современном этапе развития российской экономики. Регулирование этих отношений призвано обеспечить достижение эффективной и продуктивной занятости в экономике России.

Потребность в теоретическом обосновании регулирования многоуровневых отношений занятости, в разработке показателей и методики оценки эффективной занятости, учитывающих особенности влияния совокупности политико-правовых, социально-экономических, демографических, научно-технических и других факторов, становится все более и более насущной.

Актуальность темы

исследования определяется также тем, что регулирование многоуровневых отношений занятости в динамичных условиях современной экономики требует новых подходов, адекватных социально-экономическим трансформациям.

Степень разработанности проблемы. Проблемы отношений занятости всегда привлекали к себе внимание экономистов различных школ и направлений экономической науки. Они нашли довольно широкое распространение в классической и неоклассических теориях (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу), марксистской, кейнсианской, монетаристской теории (К. Маркс, Дж. М. Кейнс, А. Филиппе, Ф. Хайек, М. Фридмен), теории рациональных ожиданий, неоклассического синтеза (П. Самуэльсон, Н. Грегори Мэнкъю, К. Р. Макконнелл, C.JT. Брю).

Различные аспекты решения проблем занятости с помощью разного рода институтов предложены Т. Вебленом, Дж. Данлопом, Э. Дюркгеймом, Дж. Гэлбрейтом, Н. Ноувом, Д. Нортом, Дж. Бьюкененом, К. Поланьи и др.

Необходимость регулирования рыночных отношений в сфере занятости обоснована в кейнсианском направлении экономической теории (Дж. Кейнс, Э. Хансен и др.). Анализ сочетания рыночного и государственного механизмов регулирования отношений занятости проведен представителями неоклассического синтеза (X. Лампертом, П. Самуэльсоном и др.).

Проблемы отношений занятости населения, их специфики, ее форм и видов, особенностей, регулирования нашли отражение в трудах отечественных ученых: Л. И. Абалкина, А. Н. Ананьева, В. Н. Бобкова, Б. Д. Бреева, М. И. Воейкова, Н. А. Волгина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, И. Е. Заславского, Р. И. Капелюшникова, Д. Н. Карпухина, О. А. Кацук, Л. П. Киян, В.Г. Костако-ва, Л. А. Костина, И. Т. Корогодина, А. Э. Котляра, И. С. Масловой, Д. А. Мещерякова, О. И. Никифоровой, Ю. Г. Одегова, В. А. Павленкова, П.Н. Пили-пенко, Э. Р. Саруханова, А. С. Семенова, И. М. Четвертакова, Л. С. Чижовой, В. М. Юрьева и других.

Высоко оценивая полученные вышеназванными авторами результаты, необходимо отметить, что регулирование многоуровневых отношений занятости остается не полностью изученным.

При широте и разнообразии исследований, современные требования к регулированию многоуровневых отношений занятости, диктуемые новыми социально-экономическими условиями развития страны, дают почву для научных исследований в направлении поиска возможностей повышения эффективности этого регулирования средствами, адекватными этим условиям.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является обобщение теоретико-методологических подходов, используемых при исследовании занятости, раскрытие ее сущности и содержания, особенностей регулирования многоуровневых отношений занятости и обоснование направлений совершенствования этого регулирования в условиях трансформации российской экономики.

Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

— обобщить основные теоретико-методологические подходы к исследованию отношений занятости и их регулированию различных школ и направлений экономической науки;

— уточнить методологические принципы исследования сущности занятости населения;

— проанализировать и систематизировать формы занятости в зависимости от различных критериев в период трансформации экономической системы России;

— раскрыть особенности макроэкономического регулирования отношений занятости в условиях трансформации российской экономики;

— выявить особенности регулирования отношений занятости в регионе на примере Липецкой области;

— определить особенности регулирования отношений занятости на микроуровне;

— обосновать основные направления совершенствования регулирования многоуровневых отношений занятости населения.

Область исследования — предметная область исследования соответствует специальностям 08.00.01 — Экономическая теория (Общая экономическая теория, п. 1.1), 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (Региональная экономика, п. 5.15) паспорта специальностей ВАК.

Объектом исследования является занятость населения и ее регулирование на макро-, мезои микроуровнях.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие по поводу занятости и ее регулирования и специфических форм их проявления на примере Липецкой области в условиях трансформации российской экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими и практическими аспектами занятости населения, а также результаты фундаментальных исследований современных специалистов в области регулирования отношений занятости населения.

В работе использованы общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, логический, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в динамике, выявить проблемы и тенденции их развития.

В процессе исследования применялись также методы системного, функционального и сравнительного анализа, наблюдения, экспертных оценок, обобщения и прогнозирования, статистических группировок.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и территориального органа по Липецкой области, материалы специальных обследований, законодательные акты, нормативно-правовые документы, регулирующие занятость населения, информационная сеть Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке общеметодологического подхода к регулированию многоуровневых отношений занятости с учетом особенностей каждого уровня.

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория:

— обобщены методологические подходы к исследованию многоуровневых отношений занятости и их регулированию, базирующиеся на концепциях классической, марксистской, неоклассической, кейнсианской, монетаристской теорий, позволившие выработать авторский подход к исследованию, заключающийся в синтезе лучших достижений мировой экономической мысли в сочетание с новым технико-экономическим укладом, основу которого составляют знания, научно-технический прогресс, развитие человеческого потенциала страны;

— раскрыта сущность занятости как совокупности многоуровневых социально-экономических отношений по поводу участия населения в общественнополезной экономической деятельности в целях получения дохода для удовлетворения разнообразных личных и общественных потребностей и развития личности людей;

— проведена систематизация форм занятости и дана их характеристика в современной российской экономике с учетом таких критериев как степень вовлеченности трудовых ресурсов в социально-экономическую деятельность, результативность деятельности работников, производительность труда, оптимальные пропорции занятости, сектор вовлеченности трудовых ресурсов в трудовую деятельность, зарегистрированность, форма собственности, периодичность занятости;

— определены особенности макроэкономического регулирования отношений занятости в условиях трансформации российской экономики, которые связаны с изменением отраслевой, профессиональной структурой, несбалансированностью между спросом и предложением на рабочую силу на рынке труда, низкой эффективностью занятости в сочетании с бедностью значительной части экономически активного населения и мероприятиями институциональной политики регулирования отношений занятости;

— разработаны направления совершенствования регулирования многоуровневых отношений занятости в российской экономике, включающие комплекс экономических, организационных и институциональных мер, направленных на повышение эффективности занятости на макро-, мезои микроуровне.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

— выявлены и раскрыты особенности регулирования отношений занятости на региональном уровне на примере Липецкой области, которые проявляются в поддержке предпринимательства и самозанятости, содействии в организации общественных и временных работ, в реализации региональных социальных программ. Проведен анализ занятости населения области с учетом таких ее характеристик как половой, возрастной состав экономически активного и экономически неактивного населения, численность и уровень занятости, отраслевая структура занятости;

— предложена авторская методика расчета коэффициента эффективной занятости населения Липецкой области, включающая в себя такие показатели как: количество групп населения по признаку занятостичисленность населения с неблагоприятными условиями занятостичисленность населения, состоящая из безработных гражданчисленность населения, занятая в неформальном секторечисленность экономически активного населения для выявления взаимосвязей регулирования отношений занятости населения между макро-, мезои микроуровнями;

— на основе анализа отечественного и зарубежного опыта регулирования отношений занятости на микроуровне предложены меры, обеспечивающие более эффективную занятость на предприятиях Липецкой области с использованием системы оценки персонала компании, задач и типа корпоративной культуры компании, патернализма, коллективного принятия решений, гибкого распределения обязанностей между работниками, мер стимулирования персонала (оплата труда, нематериальное стимулирование, охрана, условия и безопасность труда), которые были учтены при разработке и реализации программы по социальной защите граждан Департаментом социальной защиты Администрации г. Липецка.

Теоретическая и практическая значимость исследования выполненной диссертационной работы заключается в углублении теоретических представлений о многоуровневых отношениях занятости и их регулировании применительно к современным социально-экономическим условиям.

Отдельные положения диссертационного исследования были использованы Департаментом социальной защиты Администрации города Липецка для реализации программы по социальной защите граждан 2006;2008гг.

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы органами государственной власти при разработке концепции социально-экономического развития страны, отдельных регионов и фирм для выработки мер, направленных на совершенствование регулирования многоуровневых отношений занятости в России. Ряд положений диссертации, возможно использовать при разработке федеральной, региональных и муниципальных программ обеспечения занятости населения, совершенствовании законодательной базы.

Отдельные положения диссертационной работы могут быть применены в процессах преподавания и изучения курсов «Экономическая теория», «Экономика и социология труда», «Рынок труда», «Социальная политика», «Государственное регулирование экономики», при разработке и чтении спецкурсов, посвященных актуальным проблемам занятости в трансформируемой российской экономике, при разработке учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные современные проблемы экономической теории в свете российских реформ» (г. Воронеж, 2006 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Финансово-экономические и социально-правовые аспекты развития региона: проблемы, тенденции, механизмы решения» (г. Липецк, 2006 г.), на региональной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы экономического роста в современной России» (г. Воронеж, 2006 г.), на региональной научно-практической конференции «Проблемы ценообразования в рыночной экономике» (г. Воронеж, 2006 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов» (г. Воронеж, 2007 г.), на международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы России и перспективы их решения» (г. Воронеж, 2007 г.).

Публикации. Основные положения и выводы диссертационной работы получили свое отражение в 9 публикациях автора, в том числе одной опубликованной в журнале из списка ВАК РФ, общим объемом 3,6 пл.

Структура и объем работы обусловлены целью и задачами, поставленными в диссертационном исследовании. Диссертация состоит из введения, двух.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ существующих в научной литературе теоретико-методологических подходов к исследованию отношений занятости и их регулированию позволил сделать вывод о том, что базовые принципы этих подходов следует рассматривать как взаимодополняющие, обладающие в совокупности обширным познавательным потенциалом.

На основе конструктивного синтеза базовых принципов классической, марксистской, неоклассической, кейнсианской, монетаристской теорий, осуществленного с учетом требований диалектической логики, занятость и регулирование отношений занятости нами исследованы:

— во-первых, на уровне сущности как совокупность многоуровневых социально-экономических отношений;

— во-вторых, во взаимосвязи качественной и количественной определенности;

— в-третьих, конкретных форм их проявления в экономической системе общества с учетом специфики развития трансформируемой российской экономики;

— в-четвертых, в единстве общего и особенного в регулировании многоуровневых отношений занятости на макро-, мезои микроуровнях.

Проведенный анализ разносторонних представлений о сущности и содержании занятости показал, что занятость представляет сложную, многоаспектную категорию, которая отражает многоуровневые отношения. Характер же отношений занятости обусловливает экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство экономических, социальных, демографических явлений и процессов в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости населения. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда, а, тем самым, она выражает одну из сторон трудовых отношений по поводу непосредственного включения работника в процесс труда. Занятость отражает также потребность людей не только в доходах, необходимых для их существования, но и необходимость в самовыражении через общественно-полезную деятельность, степень удовлетворения этой потребности на определенном уровне социально-экономического развития общества.

Занятость как экономическая категория выражает совокупность многоуровневых социально-экономических отношений по поводу участия населения в общественно-полезной экономической деятельности в целях получения дохода для удовлетворения разнообразных личных и общественных потребностей и развития личности людей. Субъектами этих отношений являются государство, работодатели и работники.

Занятость характеризует одновременно как количественную, так и качественную стороны участия людей в сфере общественного производства. При этом количественная характеристика показывает масштабы или степень такого участия. В качестве показателя здесь выступает показатель уровня занятости, демонстрирующий долю занятого населения в экономически активном населении.

Качественная же сторона отражает степень удовлетворения потребностей (личных и общественных) от участия населения в общественном производстве. В данном случае показателем может служить величина показателя ВВП в расчете на душу населения.

Занятости в социально ориентированной экономике характерны следующие основные черты:

— сбалансированное сочетание полной и эффективной занятости;

— добровольность труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность граждан и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;

— свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями;

— новая трудовая мотивация, предприимчивость и высокая заинтересованность работников в результатах труда, как основа улучшения условий жизни;

— социальная защищенность в сфере занятости, призванная адаптировать работников к требованиям рынка труда и смягчать отрицательные последствия рыночной экономики на положение трудящихся.

В результате исследования было установлено, что отношения занятости в нашей стране за последние полтора десятилетия серьезно трансформировались. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее или запрещались, или находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше походить на рынки труда развитых индустриальных стран, сохраняя вместе с тем свою специфику. Это подтвердила проведенная в работе систематизация форм занятости и их характеристика в современной российской экономике с учетом таких критериев как: степень вовлеченности трудовых ресурсов в социально-экономическую деятельность, результативность деятельности работников, производительность труда, оптимальные пропорции занятости, сектор вовлеченности трудовых ресурсов в трудовую деятельность, зарегистрированность, форма собственности, периодичность занятости.

Формы занятости могут сочетаться друг с другом в самых разнообразных комбинациях, что сильно затрудняет их статистический учет. «Атипичным» характеристикам рабочих мест, присуща тенденция, переплетаться и сочетать свои особенности с другой формой занятости. Известно, что в современной России немало занятых в неформальном секторе не имеют постоянного контракта, работают не по найму, трудятся неполный рабочий день. В результате они одновременно попадают в разные категории «нестандартно» занятых. Определенная сложность связана с тем, что один и тот же работник может совмещать, чередовать стандартные и нестандартные формы занятости.

В период трансформации российской экономической системы новые формы занятости проявили себя как один из источников адаптации к новым рыночным условиям, а для слоев населения, имеющих уровень дохода ниже прожиточного минимума — один из основных способов поддержания минимально необходимого уровня потребления и средство борьбы за выживание.

В ходе проведенного исследования мы пришли к заключению, что для достижения эффективной занятости в России необходима сбалансированная адекватная современным проблемам государственная политика в регулировании отношений занятости, непосредственно и тесно взаимодействующая с региональными органами власти. Лишь при достижении высокой согласованности интересов и действий федерального уровня, субъектов РФ, муниципалитетов и предпринимательских структур основная задача — достижение эффективной и продуктивной занятости будет достигнута.

Системное представление о регулировании отношений занятости, возможно получить при исследовании его на макроуровне, региональном и микроуровне. Связано это с тем, что этот процесс представляет собой многоуровневый характер. При исследовании отдельных уровней регулирования отношений занятости также появляется возможность выявить особенности этого регулирования на конкретном уровне, что имеет большое, не только теоретическое, но и практическое значение.

На основе проведенного анализа было установлено, что на макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие кардинальные задачи регулирования отношений занятости:

1. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной внешнеэкономической политики с основными целями и приоритетами политики регулирования занятости. Сюда относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, кредитах и налоговых льготах, направленных на развитие и поддержание производства рабочих мест в приоритетных отраслях народного хозяйства.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами политики занятости. В число этих задач входит минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном случае как цена труда, улучшение состояния здоровья населения трудоспособного возраста.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур.

К институциональным аспектам регулирования отношений занятости на макроуровне следует отнести следующие мероприятия:

1. Создание государственных органов, уполномоченных в вопросах рынка труда и занятости населения.

2. Разработка законодательных актов и программ в области рынка труда и занятости, образования, профессионального обучения, социального обеспечения, экономического развития отдельных районов страны.

3. Разработка мер финансово-кредитного, инвестиционного и налогового характера, направленных на регулирование объемов и структуры спроса и предложения на рынке труда, рациональное размещение и использование трудовых ресурсов, их мобильность, развитие системы рабочих мест.

4. Создание условий труда, занятости и предоставления гарантий безработным гражданам.

Для расширения эффективной занятости населения целесообразно использовать, главным образом, экономические инструменты активной политики регулирования отношений занятости: содействие малому и среднему бизнесу, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, субсидирование занятости, миграционная политика и общественные работы. Кроме того, к активному макроэкономическому регулированию отношений занятости относятся следующие мероприятия: 1) установление максимальной продолжительности рабочей недели- 2) создание новых рабочих мест- 3) юридическое и финансовое обеспечение развития гибких форм занятости- 4) развитие системы государственного заказа.

В результате исследования динамики занятости по формам собственности в Российской экономике было выявлено увеличение доли занятых в частном секторе, на предприятиях с иностранной и совместной российской и иностранной формах собственности.

В процессе исследования регулирования отношений занятости на региональном уровне было установлено, что на данном уровне происходит согласование государственных, региональных и частных интересов в трудовой сфере. Здесь возможно осуществление и расширение программ транспортного, жилищного и производственного строительства, может быть разработана и внедрена программа предоставления дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях региона.

В целом можно выделить следующие факторы, от которых зависит развитие экономики регионов и особенности отношений занятости в них:

— состояния и структуры промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг и т. д.;

— развития человеческого потенциала в регионе;

— природных и климатических условий, благоприятных для определенных сфер деятельности;

— сбалансированности рабочей силы и средств производства.

Наряду с показателями занятости предметом нашего анализа явились их структурные и качественные характеристики. Так, при переходе к эффектовной занятости оценка фактического состояния занятости населения может быть выражена следующим образом:

Кэз ~ 1- (11 Ннз + Нб + Нн)/Нэа, где Кэзкоэффициент эффективной занятости населенияi — количество групп населения по признаку занятости;

Ннз — численность населения с неблагоприятными условиями занятости;

Нб — численность населения, состоящая из безработных граждан;

Н&bdquo- - численность населения, занятая в неформальном секторе;

Нэа — численность экономически активного населения.

Из приведенной формулы следует, что повышение коэффициента эффективной занятости населения обусловлено двумя моментами: минимизацией сферы неблагоприятных условий занятости и снижением безработицы. Для определения коэффициента эффективной занятости населения по Липецкой области используем статистические данные и получим:

Кэз=1- (172,8+29,0+115,4)/577,7 К33=0,45.

В ходе исследования было установлено, что рассчитанное значение коэффициента эффективной занятости населения в Липецкой области не является достаточно высоким в силу значительной доли работников с неблагоприятными условиями занятости.

На состояние занятости любого территориального формирования влияют, прежде всего, демографическая ситуация, численность и структура населения в трудоспособном возрасте, социальная политика региона.

За период с 2000 года до 2005 года произошло снижение численности населения Липецкой области: с 1235 тысяч человек до 1181 тысяч человек соответственно (снижение — 4,4%). За этот же период произошло снижение численности трудоспособного населения: с 734,2 тысяч человек до 725,8 тысяч человек (снижение составило 1,1%).

В результате структурных изменений в российской экономике в последние годы отмечаются следующие тенденции в области занятости характерные и для Липецкой области. Увеличивается число занятых в строительстве, связи, государственном управлении, операциях с недвижимым имуществом, гостиничном и ресторанном бизнесе при одновременном уменьшении доли занятых в промышленности, образовании и здравоохранении.

Уровень безработицы в Липецкой области за 2005 год был зафиксирован на отметке 5%, что характеризует допустимый уровень безработицы. Однако численность экономически активного населения области за период с 2000 года по 2005 год сократилась на 46,4 тысяч человек. Основная причина этого сокращения нам видится в высокой естественной убыли населения, а также оттоке работоспособных граждан в крупные города России.

В 2005 году в Липецкой области большая часть работников в экономике была занята в государственных и муниципальных организациях и предприятиях (43,6%). Несколько ниже численность занятых в частном секторе экономики (34%).

На наш взгляд, это объясняется, с одной стороны, более высокой заработной платой в государственном секторе по сравнению с частными предприятиями (7423 руб. в месяц против 5968 руб. соответственно). С другой стороны, занятость в государственном секторе привлекает работников определенной стабильностью, социальными гарантиями и льготами.

Увеличение инвестиций (в том числе и иностранных) в предпринимательский сектор, его социальную инфраструктуру и основной капитал позволяет говорить о том, что Липецкая область является перспективным регионом. Успешное развитие региона в значительной степени зависит от выбора и включения Липецкой области в Особую Экономическую Зону (ОЭЗ). Так, в ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию стекольного завода, завода строительных металлоконструкций, а также завода по производству тяжелых экскаваторов. В связи с этим, ожидается расширение занятости в регионе.

На основе проведенного анализа было установлено, что положительной тенденцией для расширения занятости в Липецкой области является увеличение числа открытых акционерных обществ, внесенных в так называемый «федеральный список». Если до 2001 года насчитывалось 4 таких акционерных обществ: ОАО «НЛМК», ОАО «Липецкэнерго», ОАО Липецкэлектрос-вязь", ОАО «Липецкнефтепродукт», то в настоящее время их число возросло до 14.

В диссертации отмечается, что для расширения занятости и социальной поддержки незанятого населения в регионе необходим комплекс регулирующих мер, который включает в себя:

1. Развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы.

2. Совершенствование структуры информационной базы.

3. Обеспечение подготовленными кадрами центров занятости.

4. Обеспечение условий, способствующих эффективной регистрации безработных, их трудоустройству, социальной поддержки безработных.

5. Регистрация в центрах занятости, подбор вакансий для вынужденных переселенцев и беженцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, женщин, подростков и других групп населения.

6. Организация и проведение общественных работ.

Особое место среди вышеперечисленных задач следует уделить развитию малого предпринимательства в регионе. Всего в малом бизнесе Липецкой области в 2005 году было занято 39 988 человек, что составляет около 7% экономически активного населения области.

За период с 2004 года по 2005 год произошло увеличение доли занятых на малых предприятиях в таких сферах, как строительство (4,9%), гостиничный и ресторанный бизнес (1,5%), транспорт и связь (4,4%), операции с недвижимым имуществом (1,6%). Реализация программ поддержки и расширения занятости в регионе связаны в значительной степени с созданием механизма стимулирования развития малого бизнеса, переквалификацией безработных, а также оказанием поддержки малоимущим слоям населения. Эти направления будут способствовать преодолению безработицы, расширению уровня занятости в регионе, экономическому подъему региона в целом.

В процессе исследования регулирования отношений занятости на микроуровне было выявлено, что оно включает законодательное регулирование, финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций и предпринимателей. В организациях и на предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. В диссертационном исследовании отмечается, что на предприятиях от успешного управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и конкурентоспособность самих предприятий.

В настоящее время для успешного развития предприятия и достижения эффективной занятости, необходимо внедрение системы управления развития персоналом, которая бы отвечала современным потребностям экономики и общества в целом. Выбор системы оценки зависит от задач предприятия, типа корпоративной культуры, а также избранной стратегии развития. По результатам проведенного анализа был выявлен ряд наиболее важных характеристик, обуславливающих необходимость использования системы оценки персонала на предприятии.

В последнее время в российской практике управления происходит переориентация кадровой политики на формирование устойчивой корпоративной культуры, внутрифирменных ценностей и правил поведения. Такие изменения вызваны, с одной стороны, осознанием важности человеческого ресурса для повышения устойчивости фирмы, а с другой, — знакомством с зарубежной, в частности японской, практикой управления персоналом. Кадровая политика на японских предприятиях складывается из многих составляющих: поиск и наем способных людей, их мотивациявоспитание персонала в духе преданности корпоративным интересампостроение системы вертикальной и горизонтальной коммуникации внутри компаниисоздание системы обучения и подготовки кадров, патернализм, коллективное принятие решений.

Путь к реформированию экономики и достижению эффективной занятости в значительной степени лежит через реформирование предприятий. Без активного вовлечения работников в решение всего комплекса экономических и социальных проблем предприятия в России невозможно достижение экономически эффективной и оптимально высокой занятости населения.

Совершенствование регулирования многоуровневых отношений занятости — одна из центральных экономических задач, имеющая общегосударственное значение в условиях развития рыночных отношений в России. В нашем исследовании предложены и обоснованы направления совершенствования регулирования многоуровневых отношений занятости в российской экономике, включающие комплекс экономических, организационных и институциональных мер, направленных на повышение эффективности занятости на макро-, мезои микроуровне. Макроуровень:

1. Регулирование занятости населения с помощью Государственной службы занятости населения.

2. Государственное регулирование деятельности самозанятого населения, ограничитель деятельности населения в теневой сфере экономики.

3. Контроль за реализацией мероприятий политики занятости.

4. Координация усилий по сдерживанию массовых высвобождений.

5. Разработка миграционной политики.

6. Организация мониторинга занятости. Мезоуровень:

1. Исследование спроса и предложения услуг труда.

2. Разработка и принятие нормативных актов в сфере занятости.

3. Определение программных мероприятий по содействию занятости.

4. Разработка и реализация региональной программы содействия занятости.

5. Содействие безработным и незанятым гражданам в получении профессионального образования.

6. Профориентация и профконсультирование.

7. Реализация мер по смягчению последствий массовой безработицы для различных сегментов рынка труда.

8. Поддержка предпринимательства и самозанятости.

9. Содействие в организации общественных и временных работ. Ю. Содействие предприятиям и фирмам в комплектовании кадров.

Микроуровень:

1. Разработка кадровой политики в рамках отдельного предприятия или фирмы.

2. Сотрудничество с образовательными учреждениями.

3. Планирование профессиональной карьеры.

4. Оценка найма, отбора и приема персонала.

5. Мотивация и организация труда.

6. Подготовка и повышение квалификации кадров.

7. Управление процесса высвобождения персонала.

8. Разрешение конфликтных ситуаций на производстве.

9. Информирование служб занятости о вакансиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М., 1993.
  2. Бюджетный кодекс РФ: законы и законодательные акты. М.: Элит, 2005. — 160с.
  3. Трудовой Кодекс РФ от 21.12.2001 г. М., 2002.
  4. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», М&bdquo- 1995.
  5. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004).
  6. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2005 г.» от 23 Л 2.2004г.№ 173-Ф3.
  7. Закон РФ «О Занятости населения в Российской Федерации» // Человек и труд. 1996. — № 6. — С. 4−21.
  8. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. — 1992. — С.2.
  9. МОТ. Конвенции и рекомендации. 1957−1990гг., Женева, 1991. -Т.2.
  10. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» от 06.04.2004 г. № 156.
  11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 г. № 324.
  12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об организации общественных работ» от 14.07.1997 г. № 875.
  13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458.
  14. Постановление Правительства РФ «Федеральная миграционная программа по регулированию процессов миграции на территории РФ» от 03.08.1996 г. № 935.
  15. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314.
  16. JI. Реалистическая политическая экономия / Л. Абалкин // Экономист. 2005. — № 8. — С. 3−11.
  17. Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю. Аверьянов, И. Калашникова // Человек и труд. 2005. — № 5. — С.45.
  18. В.В. Экономика труда / В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев. М.: Финстатинформ, 1999 — 260с.
  19. Р.Л. Рынок труда в переходной экономике / Р. Л. Агабекян. М.: Прометей, 2000.-279с.
  20. А.Г. Социально-экономическое развитие России / А.Г. Аганбе-гян. М.: Дело, 2004. — 272с.
  21. М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность / М. Алле. М.: ТЕИС, 2003. — 314с.
  22. С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям / С. В. Андреев. М.: Институт социологии РАН, 1997.
  23. Е. Дифференциация и консолидация в процессе становления предпринимательства в переходном обществе / Е. Бабосов // Общество и экономика. 2002. -№ 12. — С. 103−112.
  24. А. Переход к социально ориентированной модели экономического роста настоятельно необходим / А. Балабанова // Человек и труд. -2006.-№ 4.-С.11.
  25. С.А. Экономические теории и школы / С. А. Бартенев. М., 1996.-С.189.
  26. Ю. Проблемы занятости и безработицы / Ю. Баскаков. СПб: Изд-во СПб университета экономики и финансов, 1997. — С.79.
  27. Безработица: трагедия миллионов / под ред. Н. Д. Гаузнера. М.: Экономика, 1993.-240С.
  28. В.В. Проблемы талантливого руководства организацией и подходы к ее решению / В. В. Белов // Экономика и управление. № 2(17). — 2004. -С.110−115.
  29. А. Челябинская область: методы снижения безработицы / А. Белоусов // Человек и труд. 2005. — № 12. — С.46−47.
  30. С.В. Социально-экономический аспект рынка труда в современных условиях: автореф. дис. канд. экон. наук / С. В. Бехтина М., 1992. -С.5.
  31. М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. М.: Дело ЛТД, 1994.- 720с.
  32. С. Россия на пути антиустойчивого развития / С. Бобылев // Вопросы экономики. 2004. — № 2. — С.43−54.
  33. С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. 2004. — № 1. — С.37−40.
  34. B.C. Занятость населения: учеб. пособие / B.C. Боровик, Е. Е. Ермакова, В. А. Похвощев. Ростов-на — Дону: Феникс, 2001. — 317с.
  35. И.П. Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы / И. П. Бойко, М. Мессенгер. М.: Наука, 2005. — 239с.
  36. В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 19 942 002гг.: эмпирический анализ / В. Брагин, В. Осаковский // Вопросы экономики. 2004. -№ 3. — С.95−104.
  37. .Д. Безработица в современной России / Б. Д. Бреев. М.: Наука, 2005.-271с.
  38. .Д. Становление рыночных отношений и занятость населения / Б. Д. Бреев // Общество и экономика. 1995. -№ 7−8. — С. 163.
  39. .Д. Труд в условиях рыночной трансформации / Б. Д. Бреев // Общество и экономика. М., 2003.-№ 1. -С.93−101.
  40. B.C. Рынок труда / B.C. Буланов. М.: «Экзамен», 2000. — 448с.
  41. . Е. Сверхурочная занятость: международная практика и российский феномен / Е. Варшавская // Человек и труд. 2005. — № 6. — С.54−58.
  42. Е. Что там в тени? / Е. Варшавская // Человек и труд. 2001. -№ 11. -С.45−46.
  43. О.В. Государственная политика занятости России: дис.. канд. экон. наук / О. В. Вередюк. Санкт-Петербург, 2005. — 154с.
  44. А.О. Занятость и государство в переходной экономике / А. О. Вереникин. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998. — 146с.
  45. Ведомости. 2005.20 декабря. С. 2.
  46. Ведомости Форум. Курс рубля и экономический рост в России. 2005 -ноябрь. С. 12.
  47. Е.Н. Государственные экономические стратегии / Е. Н. Ведуга. -М.: Деловая книга, 1998. 440с.
  48. Е.Р. Занятость и формирование рыночного механизма ее регулирования: дис.. канд. экон. наук / Е. Р. Воронецкая. Воронеж, 2000. — 196с.
  49. В.М. Макроэкономика / В. М. Гальперин, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. М: Спб., 1997. -750с.
  50. Н. Методы регулирования занятости в странах Запада / Н. Гауз-нер // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 1. — С.97−102.
  51. С.Ю. Политика социальной справедливости и экономического роста / С. Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. -2005. -№ 11−12.-С.74−100.
  52. А. Экономика России за 2 тысячелетия / А.Голиков. М.: Ан-кил, 2000.-80с.
  53. Е. Подготовка управленческого персонала для работы за рубежом: опыт японских корпораций / Е. Голубчиков // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 106−110.
  54. С. Масштабы и структура неформальной занятости / С. Горисов // Вопросы экономики. -2003. -№ 9. С. 115−127.
  55. А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда / А. Горлов // Человек и труд. 2005. — № 8. — С.46−48.
  56. В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / В .Я. Горфинкель, В. А. Швандар. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 430с.
  57. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В. И. Кушлина. -М.:РАГС, 2003. 735с.
  58. А.Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий / А. Г. Гранберг // Экономическое возрождение России. -2004. -№ 1. С. 16−22.
  59. С. Системные условия развития / С. Губанов // Экономист. -2005.-№ 2,-С. 16−29.
  60. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования / А. Дадашев // Вопросы экономики. 1996. -№ 1. — С.76−84.
  61. С. Какая экономическая теория нам нужна? / С. Дзарасов // Экономист. 2005. -№ 2. — С.3−15.
  62. В.Н. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке / В. Н. Жеребин // Вопросы статистики. 2002. — № 9. -С. 16−26.
  63. И. Узловые проблемы политики занятости на рынке труда / И. Заславский // Вопросы экономики 1994. — № 9. — С.70−77.
  64. В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие / В. Н. Иванова, Т. И. Безденежных. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192с.
  65. И.А. Формирование новой модели занятости и рынка труда в современной экономике России и Республики Башкортостан: дис.. канд. экон. наук / И. А. Иваненко. М., 1998. — 167с.
  66. М. Занятость населения в условиях становления рыночных отношений (на материалах Республики Таджикистан): автореф. дис.. д-ра экон. наук / М. Кабутов Душанбе, 2000. — 25с.
  67. Как жили, как работали: Социально-экономические показатели Липецкой области за 9 месяцев 2005 года // Липецкая газета. 2005. — 2 ноября. -№ 213 (22 591).
  68. В.Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. М.: Владос, 2002. -640с.
  69. . Р.И. Российская модель рынка труда: что впереди? / Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики. 2003. -№ 4. -С. 83−92.
  70. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 309с.
  71. О.А. Эволюция теории занятости в переходной экономике: дис.. канд. экон. наук / О. А. Кацук. Тамбов, 2000. — 166с.
  72. Р. Государственное регулирование: нацеленность на результаты / Р. Качуков, А. Савка // Экономист. 2006. — № 9. — С.3−11.
  73. Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. Антология экономической классики в 2-х т. — М.: Эконов, 1992. — 486с.
  74. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс: перевод с англ.- под общ. ред. А. Г. Михайлевского М.: Прогресс, 1978. -494с.
  75. С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация / С. Кирдина // Вопросы экономики. 2004. — № 10. -С.89−98.
  76. Л.П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России: дис.. д-ра экон. наук / Л. П. Киян. -Воронеж, 1998.-401с.
  77. Г. Предприятие упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 2. — С. 104−109.
  78. Ф. О выборе перспективы развития до 2010г. / Ф. Клоцвог, Л. Чернова, А. Сухотин // Экономист. 2005. — № 8. — С.12−22.
  79. М.Г. Экономика труда / М. Г. Колосницына. М.: Магистр, 1998.-240с.
  80. Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция / Л. А. Костин // Человек и труд. 1999.-№ 2.-С.33−36.
  81. Я. Трансформационный спад / Я. Корнай // Вопросы экономики. -1994.-№ 4.-С.4−10.
  82. А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными / А. Э. Котляр // Человек и труд. 1996. — № 5. — С.9−15.
  83. А.Э. Формирование и использование трудового потенциала / А. Э. Котляр // Вопросы экономики. 1987. — № 9. — С.30.
  84. С. Политика занятости вместо мультипликации безработицы / С. Котляр // Человек и труд. 2000. — № 9 — С.33−34.
  85. JI. Рынок труда и обеспечение занятости населения в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. экон. наук / JI. Кочетова. Воронеж, 1997.-25с.
  86. В.И. Становление российского рынка труда и регулирование занятости населения: дис.. канд. экон. наук / В. И. Крамар. М, 2003. -154с.
  87. Курс переходной экономики / под ред. Л. И. Абалкина. М.: Финстатин-форм, 1997.-640с.
  88. Курс Экономики: учебник / под ред. Б. А. Райзберга. М.: Инфра, 1997. -720с.
  89. Курс Экономической теории / Е. А. Киселева и др.- под ред. М.Н. Чепу-рина. 5-е изд. — Киров: АСА, 2004. — 832с.
  90. Ю1.Кушлин В. П. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики / В. П. Кушлин // Государственное регулирование рыночной экономики. -М.: Изд-во РАГУ, 2005.
  91. К. Активная политика занятости / К. Кязимов // Вестник МГУ. Экономика. Сер.6. 1997. -№ 3−4. — С.82.
  92. А. Формирование системы управления персоналом (региональный и микроэкономический аспекты) / А. Лапин // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 5. — С.83−87.
  93. Ю. Эффективность управления и возможности российских предприятий / Ю. Лехта // Проблемы теории и практики управления. 2003. -№ 5. — С.86−91.
  94. Липецкий статистический ежегодник. Стат. сб. / Липецкстат Л., 2005. -302с.
  95. Липецкий статистический ежегодник. Стат. сб. / Липецкстат Л., 2006. -308с.
  96. А. Трудовая дискриминация: болезнь, которую нужно лечить / А. Мазин // Человек и труд. 2003. — № 4. — С.31.
  97. М. Женщины и глобализация: опасения и надежды / М. Малышева // Женщина Плюс. 2002. — № 5. — С. 12.
  98. Э. Оценка инвестиционного климата в России / Э. Мальков // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 1. — С.36−37.
  99. К. Собр. соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2. — М.: Политиздат, 1961.-Т. 23−626с.
  100. И. Рынок труда, занятость и заработная плата / И Маслова, Т. Баренкова, Е. Кубишин // Экономист. 1993.-№ 11. — С.74.
  101. К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х т./ К. Р. Макконнелл, C.JI. Брю- перевод с англ. 11-е изд. — М.: Республика, 1992. — Т. 1 -399с.
  102. ИЗ. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3-х т. / А. Маршалл. -М.: Прогресс, 1993. Т. 3.
  103. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. -Вып. 1.-М., 1996.-674с.
  104. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хе-доури- перевод с англ. М.: Дело, 1992 — 702с.
  105. Дж. Т. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала / Дж. Т. Милкович: перевод с англ. М.: Вершина. 2005. -759с.
  106. Дж.С. Основы политической экономии / Дж. С. Милль: перевод с англ. М.: Прогресс, 1980. — Т. 1. — 495с.
  107. О. Женщина в российской высшей школе: тендерная ассимет-рия сохраняется / О. Минеева // Человек и труд. 2006. — № 2. -С.87−88.
  108. Т. Японские организационные формы в западной экономике / Т. Михальски // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 2. -С.101−106.
  109. О.М. Формирование рынка труда и занятость сельского населения / О. М. Михайлов // Российский экономический журнал. 1995 -№ 7. — С.41−43.
  110. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная / Г. Мокусова // Вопросы экономики. 2001. — № 9. — С. 113−129.
  111. А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони» / А. Морита. -М.: Прогресс, 1993.-408с.
  112. М. Новый закон о занятости необходим как воздух / М. Москвина // Человек и труд. 1998. — № 12. — С.37−40.
  113. МОТ Конвенции и рекомендации. 1957−1990гг. Женева, 1991. — Т.2. -2054с.
  114. Г. Макроэкономика / Г. Мэнкью. М.: Изд-во МГУ, 1994. -736с.
  115. А.З. Занятость в сфере малого предпринимательства и механизмы ее стимулирования: дис.. канд. экон. наук / А. З. Намитулина. -М, 2006.- 158с.
  116. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В.Е. Гим-пельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 400с.
  117. А.А. Нестандартные формы занятости и режимы рабочего времени / А. А. Никифорова // Труд за рубежом. 1999. — № 1. — С.9−17.
  118. А.А. Рынок труда: занятость и безработица / А. А. Никифорова.-М.: МО, 1991.- 180с.
  119. Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев // Вопросы экономики. 2000. — № 4. — С. 137.
  120. В. Основы национальной экономики / В. Ойкен М.:Экономика, 1996.-351с.
  121. И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса / И. Осадчая //Вопросы экономики. -2006. № 5. -С.7−16.
  122. О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. -6.05.1996.
  123. В. Безработица и экономическая активность / В. Осаков-ский, В. Брагин // Человек и труд. 2005. — № 7. — С.41−42.
  124. В.А. Регулирование занятости населения в регионе: дис.. канд. экон. наук / В. А. Панченко. Воронеж, 2006. — 177с.
  125. Н. Социальная дифференциация как фактор социальной нестабильности в обществе / Н. Подшибякина // Общество и экономика. -2002. № 12. -С.94−98.
  126. Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года // Липецкая газ. 2005. — 15 янв. — № 5−6(22 383−22 384).
  127. М. Как заинтересовать инвестора / М. Прусак // Человек и труд. -2006.-№ 2.-С. 41−45.
  128. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. — 793с.
  129. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2004. — 725с.
  130. . И. Москва собирается вводить свой МРОТ / И. Рукина // Человек и труд. -2001. -№ 10. С.59−60.
  131. Рыночная экономика / под ред. В. Б. Летникова. М.: Высшая Коммерческая Школа, 2000. — 287с.
  132. Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает / Н. Родионова // Человек и труд. 2005. — № 10. — С.52−55.
  133. Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает / Н. Родионова // Человек и труд. 2005. — № 11. — С.68−74.
  134. А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда / А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В. В. Ишин. М.:МИК, 1998.- 160с.
  135. Т. Экономический анализ причин вторичной занятости / Т. Разумнова, С. Рощин // Вопросы экономики 2001 г. -№ 9. — С. 130−140.
  136. П. Экономика: в 2-х т. / П. Самуэльсон. М.: АЛГОН: Машиностроение, 1994.-Т.2.-415с.
  137. Г. Управление занятостью населения: учеб. пособ. / Г. Сару-ханов. СПб, 1993.-231с.
  138. Э.Р. Проблемы управления трудовыми ресурсами / Э. Р. Саруханов. Межвуз. сборник Ленингр. Фин.-экон. института им. Н. А. Вознесенского. -Л.: Ленингр. Фин.-экон. Институт, 1990. 173с.
  139. А. Гибкая занятость как историческая тенденция / А. Семенов // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 8−9. -С.145−155.
  140. А. Приоритеты политики занятости / А. Семенов // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 3. — С.71−76.
  141. Е.Н. Занятость в неформальном секторе экономики / Е. Н. Синдяшкина // Экономист. 1998. — № 6. — С51−58.
  142. Е.Н. Неформальная занятость как источник доходов населения / Е. Н. Синдяшкина // Российские реформы: социальные аспекты. -М., 1998.-С.144.
  143. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: учебное пособие / Г. Э. Слезингер. М.: Инфра-М, 1996. — 336с.
  144. Дж. Основы экономики: учеб. пособие / Дж. Сломан. 2-е изд. -М.: Проспект, 2005. — 568с.
  145. А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит М.: Эконов, 1991.-Том 1. — 569с.
  146. И. Политика занятости в России и мировой опыт / И. Соболева // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.61−66.
  147. В. Активной политике доходов альтернативы нет / В. Сопцов // Человек и труд -2001.- № 6. С. 16−19.
  148. М.А. Создание структуры внутрифирменного обучения (организация Учебного центра) / М. А. Сочевец // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 6. — С.78−86.
  149. Н. Тендерная асимметрия в системе высшей школы / Н. Стрекалова // Высшее образование России. 2002. — № 5. — С.62−65.
  150. А.А. Занятость и реформа социальной защиты («Голландская модель») / А. А. Ткаченко, Ю. М. Яновская // Труд за рубежом. 1998. -№ 4.-С.21−27.
  151. С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело ЛТД, 1993.-864с.
  152. М. Если бы деньги заговорили / М. Фридмен. М.: Дело. -1998.- 160с.
  153. Ф. Безработица и денежная политика / Ф. Хайек // Экономические науки. 1991.-№ 1.-С.56.
  154. П. Экономический образ мышления / П. Хейне. М.: Catallaxy, Дело, 1991.-700с.
  155. Е. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам / Е. Хибовская // Вопросы экономики. 1995. — № 5. -С.71−79.
  156. И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии / И. Цветова // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5. — С. 9094.
  157. Д. Рынок труда: прогнозы и реальность / Д. Чернейко // Человек и труд. 2002. -№ 11. — С.4−11.
  158. Т. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления / Т. Четвернина // Вопросы экономики. 1998. — № 2. -с.115−130.
  159. Чижова J1.C. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / J1.C. Чижова. М.: Наука, 1998. — 254с.
  160. Чижова J1.C. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии / JI.C. Чижова // Человек и труд. 2006. — № 1. — С. 48−53.
  161. Чижова J1.C. Стратегия занятости / J1.C. Чижова. М.: Экономика, 1990. -207с.
  162. Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия / Ф. Шамхалов. М.: ЗАО «Экономика», 2005. — 727с.
  163. Т.А. Совершенствование регулирования занятости населения в современных условиях: дис.. канд. экон. наук / Т. А. Шевелева. Воронеж, 2005. — 178с.
  164. П.Э. Экономика труда / П. Э. Шлендер, Ю. П. Кокин. М.: Юрист, 2003.-592с.
  165. А.Б. Методология и практика государственного управления занятостью населения в России: дис.. канд. экон. наук М, 2005. — 187с.
  166. Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и основные параметры прогноза до 2006 года // Вестник экономики. 2004. — № 2. — СЗ-68.
  167. Экономика труда / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г Одегова. М.: Экзамен, 2004.-736с.
  168. Экономика / под ред. А. С. Булатова. М.: Экономист, 2003. — 896с.
  169. Экономическая теория / В. Я. Иохин. М.: Юрист, 2000. — 861с.
  170. Экономика труда / под ред. П. Э. Шлендера, Ю. П. Кокина. М.: Юрист, 2003.-588с.
  171. Экономическая энциклопедия. М., 1999. -С.62.
  172. Р.Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р.Дж. Эренберг, Р. С. Смит. М.: Инфра -М, 2003. — С. 633.
  173. Р. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы / Р. Яковлев // Человек и труд. 2006. — № 3. — С.61−66.189. www.nisse.ru.
  174. Economic Report of the President Transmitted to Congress January 1962. Washington, 1962.-C.62.
  175. Ph. Kotler. The marketing of Nations. The Free Press, 1997. 451c.
  176. Tobin J. Essays in Economics: Theory and Policy. Cambridge, 1982- Tobin J. Essays in Economics: Macroeconomics. Cambridge, 1987- Tobin J. Two Revolutions in Economic Policy, Cambridge, 1988.
  177. Monden Y., Shibokawa R. Innovations in Management. The Japanese Corporation. Industrial Engineering and Management Press Institute of Industrial Engineers. 1989. — P. 37.
  178. J. Robinson, Collected Economic Papers. Basil Blackwell Oxford, 1965.Vol.3.-P.156.
  179. Sloman John. Economics. Prentice Hall Europe, 1997. — 83Op.
  180. Un World Summit for Social Development partnership for Social Development / Ed. by K. Moller and E. Rasmussen. Copenhagen, 1995. -P.27.
  181. World Summit for Social Development. Denmark, National Report / Copenhagen, 1995. -P.71−72.
  182. Органы государственного регулирования занятости в России
  183. Численность занятых в экономике Липецкой области (тысяч человек)2000г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
  184. Всего 572,8 556,4 551,1 548,7
  185. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 121,8 80,4 80,7 76
  186. Рыболовство, рыбоводство 0,8 0,2 0,1 0,2
  187. Добыча полезных ископаемых 3,6 2,9 2,7 2,8
  188. Обрабатывающие производства 132,3 121,5 117,5 109,9
  189. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14,9 13,7 15,2 14,4
  190. Строительство 34,5 32,9 36 37,7
  191. Оптовая и розничная торговля- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий 64,2 104,9 99,6 96,3
  192. Гостиницы и рестораны 6,4 6,8 6,2 13,1
  193. Транспорт и связь 40,1 38,6 36,5 37,2
  194. Финансовая деятельность 5,4 4,9 4,9 4,6
  195. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22,2 18,9 18,8 19,9
  196. Государственное управление и обеспечение военной безопасности- обязательное социальное обеспечение 22,9 26 26,8 28,4
  197. Образование 45,7 49,1 49,9 49,7
  198. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 41,2 41,4 42 41,5
  199. Трудовые ресурсы Липецкой области2000г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. тысяч человек в % к итогу тысяч человек в % к итогу тысяч человек в % к итогу тысяч человек в % к итогу
  200. Трудовые ресурсы всего, в том числе: 745,1 100,0 737,2 100,0 734,2 100,0 725,8 100,0
  201. Занятое население 572,8 76,9 556,4 75,5 551,1 75,1 548,7 75,5
  202. Учащиеся 52,2 7,0 58,8 8,0 58,3 7,9 58,2 8,0
  203. Лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике 120,1 16,1 122,1 16,5 124,8 17,0 118,9 16,4
  204. Муниципальная 96,1 96,1 22,0 24,2 23,9
  205. Частная 136,8 100,7 30,0 33,0 34,0
  206. Муниципальная 4810 133,8 64 66 69
  207. Частная 5968 129,6 81 84 86
  208. Смешанная российская 8543 115,3 110 135 1231. Иностранная, совместная российская и 11 245 120,6 181 170 162иностранная 1. Собственность общественных 5145 121,4 95 77 74организации
  209. Среднесписочная численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности в Липецкой области2004г. 2005 г. человек в % к итогу человек в % к итогу
  210. Всего 41 873 100,0 39 988 100,0
  211. В том числе: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 670 1,6 653 1,6
  212. Рыболовство, рыбоводство — 7 0,0
  213. Добыча полезных ископаемых 352 0,8 383 1,0
  214. Обрабатывающие производства 10 740 25,6 8494 21,2
  215. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8 0,0 99 0,2
  216. Строительство 11 599 27,7 13 041 32,6
  217. Оптовая и розничная торговля- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий 13 152 31,4 9541 23,9
  218. Гостиницы и рестораны 88 0,2 675 1,7
  219. Транспорт и связь 871 2,1 2586 6,5
  220. Финансовая деятельность 218 0,5 28 0,1
  221. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2630 6,3 3173 7,9
  222. Государственное управление и обеспечение военной безопасности-обязательное социальное обеспечение — -1. Образование 88 0,2 54 0,1
  223. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 105 0,3 189 0,5
  224. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1352 3,3 1070 2,7
  225. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по центральному федеральному округу
  226. Январь-сентябрь 2006 г Сентябрь 2006 г. рублей в % к рублей в % кянварю-сетябрю 2005 г. сентябрю 2005 г. августу 2006 г.
  227. Российская Федерация 10 240,3 124,1 11 127,0 125,0 102,5
  228. Центральный Федеральный округ 11 744,0 126,4 12 826,1 128,8 104,8
  229. Белгородская область 8123,9 123,9 8754,9 121,1 100,9
  230. Брянская область 6147,7 121,2 6711,7 121,7 102,7
  231. Владимирская область 7178,7 124,3 7821,3 126,0 101,2
  232. Воронежская область 6350,1 122,4 6970,4 119,9 102,1
  233. Ивановская область 6223,1 123,2 6777,7 122,9 103,9
  234. Калужская область 8124,9 120,3 8766,2 119,5 101,4
  235. Костромская область 7192,1 123,7 7619,9 123,1 100,3
  236. Курская область 6552,9 124,7 7268,3 122,5 101,7
  237. Липецкая область 8224,3 124,8 8917,2 121,9 99,8
  238. Московская область 11 190,3 124,4 12 026,7 124,7 99,9
  239. Орловская область 6455,4 123,7 7152,2 124,9 101,8
  240. Рязанская область 7453,3 123,5 8039,3 122,1 99,7
  241. Смоленская область 7509,7 123,9 8076,7 119,0 101,7
  242. Тамбовская область 5942,2 122,6 6657,8 124,4 102,6
  243. Тверская область 7731,1 124,2 8470,5 123,2 102,9
  244. Тульская область 7431,9 118,6 8000,0 119,4 102,7
  245. Ярославская область 8660,9 121,7 9290,4 119,7 101,7 г.Москва 17 838,0 126,9 19 548,9 132,3 107,7
  246. Денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения в 2006 году (рублей)1. Июль Август Сентябрь
  247. Денежные доходы Потребительские расходы Денежные доходы Потребительские расходы Денежные доходы Потребительские расходы
  248. Российская Федерация 9868,7 7006,2 10 066,3 7210,2 10 003,4 7318,2
  249. Центральный федеральный округ 13 639,6 9497,7 13 682,3 9723,0 13 259,2 9915,6
  250. Белгородская область 6876,5 4344,1 7491,8 4566,1 7946,1 4599,5
  251. Брянская область 6157,2 4190,7 6051,9 4337,7 6278,3 4317,1
  252. Владимирская область 4619,8 3203,5 4868,5 3248,0 4779,0 3243,5
  253. Воронежская область 6774,5 4494,4 7155,6 4706,6 6712,2 4646,9
  254. Ивановская область 4595,5 3243,4 4410,5 3413,0 4645,9 3607,1
  255. Калужская область 7095,9 5233,6 6686,3 5487,6 7500,8 5573,3
  256. Костромская область 5192,0 3626,2 5242,8 3772,4 5335,9 3702,5
  257. Курская область 6515,3 4591,0 6744,6 4871,7 6814,6 4893,4
  258. Липецкая область 7305,2 5109,4 8166,3 4943,2 8722,1 5309,6
  259. Московская область 10 826,5 8374,8 10 715,2 8561,0 10 962,7 8741,7
  260. Орловская область 5674,9 4118,5 5816,9 4285,3 6025,7 4271,5
  261. Рязанская область 5666,4 3944,9 6080,9 4217,9 6419,7 4381,4
  262. Смоленская область 6460,5 5086,7 6631,3 5166,0 6564,6 5060,3
  263. Тамбовская область 6319,5 4340,6 7336,4 4814,4 7828,4 4995,4
  264. Тверская область 7045,2 5741,4 7517,1 5921,0 7497,9 5804,4
  265. Тульская область 6381,4 4243,7 6605,7 4355,2 6723,2 4401,9
  266. Ярославская область 8318,7 5008,3 8142,6 5107,8 7991,0 5071,7 г.Москва 29 562,5 20 093,9 29 262,3 20 455,3 27 325,5 20 960,6
Заполнить форму текущей работой