Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эколого-экономические аспекты систем рационального использования земель при развитии автодорог

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что а) при производственных процессах управляемые загрязнители и экологические потери, обусловленные качественными характеристиками строительных материалов, различных инженерных сооружений дорожных комплексов и автотранспорта (включая степень их износа, технического состояния и соответствия международным стандартам) достигают 80% от общего их объёма, соответствующему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОДОРОГ
    • 1. 1. Теоретические положения процессов биосферы и обоснований рационального природопользования (с оценками экосистем)
    • 1. 2. Краткая характеристика воздействия дорожных производственных процессов на экосистемы окружающей среды
    • 1. 3. Основные положения и критерии экономических оценок экосистем придорожных зон
  • Глава 2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНГРЕДИЕНТОВ ПО ПРИДОРОЖНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ
    • 2. 1. Системный подход и основные принципы моделирования производственных и эколого-экономических процесов
    • 2. 2. Исследование процессов загрязнения окружающей среды при функционировании автодорог
    • 2. 3. Основы системного анализа и определения закономерностей размещения загрязнителей в придорожных землях
    • 2. 4. Моделирование эколого-экономических взаимосвязей и прогнозирование ущербов от экологических потерь
  • Глава 3. СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИДОРОЖНЫХ ЗЕМЕЛ
    • 3. 1. Моделирование природно-техногенных излучений и их закономерности
    • 3. 2. Особенности радиационно-энергетических свойств почв и моделирование их излучений
    • 3. 3. Системы развития экономики и рационального использования придорожных территорий

Эколого-экономические аспекты систем рационального использования земель при развитии автодорог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Высокие темпы строительства и реконструкции автодорожных магистралей в Южном федеральном округе обусловливают необходимость — исследования эколого-экономических аспектов с обоснованием прогрессивных и эффективных систем мониторинга и рационального использования придорожных земель в условиях рыночной экономики.

Автомагистрали и их инфраструктура являются важнейшими транспортными подсистемами производственных процессов, предопределяющими уровень развития экономики и социальных условий в регионе. Однако все объекты и элементы автотранспортных подсистем относятся к основным источникам загрязнения окружающей среды, количество которых по многим придорожным участкам автомагистралей значительно превышает предельно допустимые уровни (ПДУ). В результате таких процессов ухудшается качество почв, состояние антропогенных систем, социальнои медико-гигиенические аспекты придорожной среды и общий уровень экономической эффективности региона. Особенно негативны эти последствия в условиях рыночных отношений, при которых доход с объектов недвижимости рассчитывают не только по величине производственной прибыли и рентных составляющих, но и с учетом социально-экономических и экологических условий окружающей среды, влияющих на стоимость земли, различные платежи за все виды недвижимости и другие ценообразующие факторы.

В условиях разбалансированной экономической, социальной, финансовой и политической жизни страны существующие методы и способы оценки эколого-экономических ингредиентов экономически инертны и регрессивны, ориентированы в основном на констатацию фактов негативного воздействия на качество окружающей среды и не оказывают влияния на эффективность затрат (капвложений) для сокращения различных загрязнителей с учетом требований рыночной экономики.

Эти положения предопределяют необходимость разработки прогрессивного экономического механизма, обеспечивающего экономически устойчивое развитие придорожной инфраструктуры и организацию рационального использования земель при реконструкции автодорог.

Актуальность данной проблемы, ее теоретическое и научно-практическое значение для развития экономики и благосостояния населения (проживающего в придорожных зонах) обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В нашей стране и за рубежом в течение XX века выполнены фундаментальные исследования по различным аспектам данной проблемы и разработана общая теория для ее положительного решения. Эта теория позволяет конкретизировать научные и практические задачи, необходимые для рационального использования природных ресурсов в системе автодорожного хозяйства. При этом первостепенное внимание отводилось глубоким исследованиям экосистем природных ресурсов, развитию ГИС-технологий, методике моделирования полученной информации.

За последние десятилетия созданы прогрессивные ГИС и методы исследования состояния земель, свойств грунтов и почв (работы А.В. Кондра-шова, М. В. Ратынского, В. А. Мокроусова, JI.B. Сорокина, И. К. Овчинникова, В. И. Баранова, А. Ф. Вадюниной, Н. П. Попова, З. А. Корчагиной, И. Т. Трунова и т. д.), их качества и различных физических процессов.

Значительный вклад в разработку методологических подходов обоснования состояния окружающей среды внесли А. С. Чешев, В. И. Беспалов, Н. А. Кузнецов, А. С. Ярмоленко, Б. З. Тутаришев, Н. А. Страхова, Е. К. Ивакин, JI.B. Передельский, И. П. Фесенко, И. П. Красовская, В. И. Коробкин, О.Г. Приходч’енко, В. И. Рагрин и др. Разнообразные аспекты конкретных дорожно-транспортных экологических проблем рассмотрены в работах В. В. Приваленко, А. П. Платонова, И. В. Моисеева, В. В. Зырянова, В. Г. Кочерги, В. П. Матуа, С. К. Илиополова, Н. С. Негрова, Г. К. Артемова и др.

Однако общее количество экологических потерь (при реконструкции автодорог) остается высоким, а социально-экономические и медико-гигиенические аспекты не улучшаются. Анализ показывает, что значительная часть конкретных исследований проводилась по отдельным стадиям, при несовершенных методиках моделирования производственно-экологических процессов при функционировании автомагистралей, без геоинформационного обеспечения, при устаревших и недостаточно точных методах контроля качества окружающей среды в системе дорожного хозяйства. Кроме того, ряд полученных закономерностей и результатов исследования противоречивы и остаются дискуссионными.

Актуальность темы

ее практическая значимость, недостаточная степень научной разработанности, несовершенство традиционных методов оценки и управления качеством экосистем придорожных зон, низкий уровень общего дохода и стоимости их недвижимости предопределяют цель и задачи диссертационной работы, ее логику и структуру.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в разработке эколого-экономических обоснований систем рационального использования земель при реконструкции автомагистралей (с применением ГИС-технологий).

В соответствии с выдвинутой целью в диссертации были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть концептуально-теоретические положения экосистем биосферы и рационального природопользования;

— установить общие характеристики воздействия дорожно-производственных процессов на экосистемы окружающей среды (с аспектами их экономических оценок);

— изучить основные принципы системного анализа и моделирования производственных процессов и эколого-экономических ингредиентов при оценке состояния окружающей среды по придорожным зонам;

— выполнить исследование и моделирование возникающих загрязнителей при функционировании автодорог с определением закономерностей их размещения в придорожных землях;

— разработать классификацию загрязнителей при реконструкции автодорог в системе эколого-экономических взаимосвязей с производственными процессами и условиями их оптимизации;

— создать математические модели радиационно-электромагнитных природных и техногенных излучений, энергетических свойств грунтов и почв с применением эффективных ГИС-технологий для комплексных оценок экосистем при реконструкции автодорожных магистралей;

— обосновать инновации прогрессивного экономического механизма (с применением ГИС-технологий) рационального использования придорожных земель при реконструкции автодорог (в системе улучшений социально-экономических аспектов и оптимального дохода от всей недвижимости).

Объектом исследования являются эколого-экономические системы придорожных территорий и дорожно-транспортных комплексов Южного федерального округа.

Предметом исследования являются теоретические, практические и методологические аспекты эколого-экономического обоснования систем рационального использования земель при реконструкции автодорог (на основе прогрессивных ГИС-технологий и математических моделей процессов).

Теоретические и методологические исследования базируются на научных трудах отечественных и зарубежных ученых по общей теории эколого-экономических проблем мониторинга, рационального природопользования и управления качеством окружающей среды на основе ГИС.

Информационно-эмперическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы и документы органов статистики по земельным и другим природным ресурсам, научные разработки российских ученых, обзорная литература зарубежного опыта по вопросам ГИС мониторинга, управления качеством и рационального использования земель в придорожных зонах, а также собственные разработки автора по данным проблемам.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на совокупности теоретико-методологических положений и научной позиции автора, на основе которых предложены усовершенствованные эффективные системы, обеспечивающие приоритетное направление устойчивого развития экономики инфраструктуры дорожно-транспортных комплексов.

Научная новизна работы заключается в развитии парадигмы теоретических положений экономики природопользования при эксплуатации и реконструкции автодорожных комплексов, обосновании и верификации ряда инновационных научных постулатов и систем эффективного экономического механизма рационального использования придорожных земель в условиях рыночной экономики.

Научной новизной являются следующие результаты диссертационных исследований:

— обоснованы основы теоретико-концептуальных положений эколого-экономического состояния придорожных территорий, выявлены негативные последствия на окружающую среду процессов реконструкции автодорог, на основе которых предложены методические подходы совершенствования систем рационального использования придорожных земель;

— разработаны математические модели (двухстепенные функции) загрязнителей, возникающих при функционировании автомагистралей, характеризующие их количество, взаимосвязи с качеством дорожных комплексов и автотранспорта, с технико-экономическими эксплуатационными и приро-дозащитными показателями;

— предложена методика системного анализа и моделирования экосистем (двухстепенные их интегральные и дифференциальные функции) придорожных земель, позволяющая определить количество каждого вида загрязнителя, взаимосвязи между ними, закономерности их размещения в динамической среде дорожных территорий, оценить погрешности полученных результатов и обосновать оптимальную плотность (в том числе и по экономическим критериям) и степень изученности экосистем этих территорий, создать классификацию дорожно-транспортных загрязнителей (управляемые, неуправляемые, зависимые, независимые в соответствии с их связями с источниками загрязнения и закономерностями размещения, на основе которых установлены взаимосвязи каждого вида загрязнителя с качеством и технико-экономическими показателями производственных процессов, качеством придорожных земель, их ценности и суммой ущербов от всей недвижимости;

— сформированы математические модели радиационно-электромагнитных природных и техногенных излучений, энергетических свойств почв (грунтов), их электромагнитных полей в зависимости от степени загрязнения и радиоактивности при реконструкции автодорог, позволяющие определить экологическое состояние окружающей среды, установить закономерности превращения первичных загрязнителей в очень опасные полю-танты и нуклиды (с оценкой их свойств и эффективности традиционных защитных мероприятий), обосновать прогрессивные (с применением ГИС-технологий) системы комплексных оценок, улучшения качества окружающей среды и дорожных комплексов, эффективное развитие экономики и социальных аспектов придорожных зон;

— обоснованы инновационные системы прогрессивного экономического механизма рационального использования земель при реконструкции автомагистралей, обеспечивающего повышение качества строительных материалов и возводимых сооружений, сокращение первичных загрязнителей, а также поллютантов и нуклидов, значительное снижение сумм ущербов от экологических потерь и улучшение технико-экономических показателей автотранспорта и ценности земель.

Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования заключается в использовании и развитии концептуально-теоретических и научно-методических разработок, инновационных предложений и рекомендаций автора для обоснования систем эффективного экономического механизма, обеспечивающего массовую виртуальную оценку земель, улучшение качества и стабилизацию экологического равновесия в придорожных зонах с одновременным значительным повышением дохода от их недвижимости. Разработанные в диссертации научные и методические положения можно использовать в производственных, проектных, научных и земельно-кадастровых организациях, а также в учебном процессе при подготовке соответствующих специалистов.

Апробация результатов исследования. Основные научные положения результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на межвузовских конференциях (Ростов-на-Дону 2004;2006 гг., Воронеж 2005 г., Новочеркасск 2006 г.) По результатам исследования опубликовано 19 научных работ (включая 11 в рецензируемых изданиях и журналах), общим объемом 8,7 п.л.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и шести приложений, изложена на 140 страницах машинописного текста и содержит 26 таблиц, 18 рисунков и 86 формул.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В диссертации осуществлено (на основе выполненных автором исследований) решение крупной научной проблемы, имеющей важное значение в развитии автодорожных комплексов в Южном Федеральном округе: -исследование эколого-экономических аспектов с обоснованием эффективных ГИС процессов мониторинга и рационального природопользования придорожных земель в условиях рыночной экономики.

Это решение заключается в развитии теоретического обоснования и разработке комплексного прогрессивного экономического механизма виртуальных оценок и улучшения качества на всех стадиях мониторинга, строительства, реконструкции, функционирования, восстановления и других работ по всем объектам придорожных земель, обеспечивающих: 1) сокращение загрязнителей (включая отходы и нуклиды) но нормативных уровней и затрат на повышения качества окружающей среды с одновременным улучшением технико-экономических показателей дорожного комплекса и автотранспорта, 2) повышение ценности земель и дохода со всех объектов недвижимости придорожных территорий, 3) улучшение социально-экономических и эколого-гигиенических условий природно-антропогенной среды.

Основные научные результаты выводы и рекомендации полученные при выполнении исследований и их внедрении заключаются в следующем:

— главным условием разработки такого прогрессивного экономического механизма являются а) глубокие исследования природных и производственных процессов с обоснованием их кадастровых радиационно-электромагнитных свойств, лучевых реакций закономерностей и взаимосвязей со всеми видами первичных загрязнителей и различными исскуственны-ми облучениями, б) обоснование в соответствии с этими закономерностями виртуальных ГИС и формирование электронных компьютерных устройств автоматических комплексных оценок земель (при их мониторинге) в полевых условиях, методов контроля и улучшения качества природно-антропогенной среды, в) создание на основе этой информации взаимосвязанных экономических моделей, методики системного анализа и определения различных закономерностей производственных процессов (включая качество загрязнителей от каждого источника, характера их размещения и концентраций в пространстве), изменение экосистем придорожных земель (включая качество почв и грунтов), их влияния на медико-гигиенические и социально-экономические аспекты окружающей среды;

— разработанные модели и системный анализ позволили: а) установить взаимосвязи всех загрязнителей с качеством строительных материалов, дорожных сооружений (включая инфраструктуру и сопутствующие объекты), автотранспорта, с характеристиками био-гиперпроцессами почв и техника-экономическими ингредиентами каждого объекта (источника загрязнения) — б) создать классификацию загрязнителей при различных производственных процессах и экологических потерь природной среды (с учётом ухудшения качества почв в зависимости от взаимосвязей и условий оптимизаций (по основным экономическим критериям), их подразделением соответственно на управляемые, неуправляемые, зависимые, независимые, в) обосновать прогрессивные ГИС-технологии (на основе радиационно-электромагнитных свойств грунтов, почв и загрязнителей), позволяющие выполнить условия оптимизации и улучшения качества природно-антропогенной среды до нормального уровня (т.е. до полного сокращения отходов, управляемых и зависимых экологических потерь и ущерба от них);

Установлено, что а) при производственных процессах управляемые загрязнители и экологические потери, обусловленные качественными характеристиками строительных материалов, различных инженерных сооружений дорожных комплексов и автотранспорта (включая степень их износа, технического состояния и соответствия международным стандартам) достигают 80% от общего их объёма, соответствующему неудовлетворительному качеству вышеприведённых объектов, б) при таком уровне качества объектов в 23 раза ухудшается основные технико-экономические производственные показатели при функционировании этих сооружений (например, при высокой степени износа асфальтобетонных покрытий в такой же степени снижается скорость и эффективность движения, увеличивается расход топлива и стоимость транспортных перевозок с одновременным значительным ростом всех видов загрязнителей и суммы ущербов от них) — поэтому выполнение условий оптимизации сводится к своевременному улучшению качества различных отходов дорожных сооружений до уровня не ниже удовлетворительного (при этом затраты на улучшение сразу окупаются только за счёт снижения транспортных затрат) — в) возникающие при реконструкции и функционировании загрязнители концентрируются в грунтах (почвах) и превращаются в основном в опасные радионуклиды (обладающих накопительными свойствами с течением времени, из-за чего их величины по многим участкам придорожных территорий превышают ПДУ и при удовлетворительном состоянии дорожных комплексов), поэтому целесообразно ограничивать распространения загрязнителей (при помощи традиционных защитных мероприятий), а затем очищать от них и различных природных вредных компонентов) почвы (грунты) придорожных территорий, то есть для этого вида загрязнителей выполнение условий оптимизации так же сводится к своевременным улучшениям, затраты на которые сразу окупаются только за счёт повышения качества и ценности земель;

— составной частью проблемы рационального использования придорожных территорий является развития по ним (с применением ГИСтехнологий) различных сопутствующих объектов недвижимости (сервиса, обслуживания, отдыха) и благоустройства, которые образуют систему улучшений экологических и социальных аспектов, обеспечивающих оптимальный доход от всей недвижимости этих территорий;

— предлагаемая система виртуальных взаимосвязанных улучшений по всем стадиям и объектам природно-антропогенной среды и условия их оптимизации по основным экономическим критериям предопределяют не повышение затрат на различные дополнительные мероприятия (предусмотренные проектом, а их сокращения с одновременным улучшением качества до установленных нормативов) окружающей среды и её антропогенных систем, обеспечивающих высокий рост производительности труда и дохода (включая ренту 2) со всех объектов недвижимости с эффективным решением социально-экологических проблем по придорожным территориям.

Разработанный экономический механизм обеспечивает: а) высокое снижение (в 3−4 раза) затрат (финансовых, трудовых и времени) при мониторинге земель (за счёт значительного сокращения работ по отбору проб, их транс- -портировке и лабораторного анализа), б) практически полное сокращение управляемых загрязнителей (возникающих при функционировании автомагистралей) при улучшении качества дорожных одежд с одновременным повышением прибыли от транспортных перевозок, реконструкции дорог, рекультивации земель использовании отходов и других восстановительных процессах практически только за счёт предложенных прогрессивных ГИС и экономического механизма, позволяющих эффективно и автоматически улучшать качество этих процессов и экосистем придорожных зон, в) значительный социальный и медико-гигиенический эффект окружающей среды.

Для эффективного внедрения предложенного механизма необходимо совершенствовать и юридически — правовые требования функционирования автомагистралей. Бесплатная их эксплуатация и косвенная ответственность за качество окружающей среды является одной из причин не рационального использования дорожно-транспортного комплекса и придорожных территорий, которые одновременно не позволяют улучшить транспортные технико-экономические показатели из-за неудовлетворительного технического состояния основных элементов этих комплексов. Поэтому целесообразно положительно решить и эти вопросы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 11.10.91 г. № 1783−1 «О плате за землю (ред. 29.12.1998)».
  2. Федеральный Закон от 2.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»
  3. Государственной комитет Р.Ф. по охране окружающей среды. Временная методика определения предотвращённого экологического ущерба. М., 1999.
  4. Градостроительный кодекс РФ М. Проспект. 2001.
  5. Закон РФ «Об охране окружающей среды». 2002 г.
  6. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». М. 1991.
  7. Закон РФ «О недрах». 2003.
  8. Рекомендации по учёту требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. М. 1995.
  9. Руководство по составлению проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автодорог и дорожных сооружений. (Утверждено Минавтодором РСФСР, № 39 от 5.06. 87 г.).
  10. ГОСТ 275.93−88- ГОСТ 17.1.02−83- ГОСТ 17.4.3.04−85- ГОСТ 17.1.3.1386- ГОСТ 17.2.1.02−76- ГОСТ 17.2.2.03−83- ГОСТ 17.0.0.04−90- ГОСТ 193.58−85-
  11. ОНТП 01−86 Сан ПиН 42−128−4433−87- Сан ПиН — 4630−88- СНиП 205−83- ВСН 8−89- СНиП 1.02.01−85- СНиП 1.02.07−87-
  12. Концепции государственного мониторинга земель в Российской Федерации. М. Проспект .2000.
  13. Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические материалы Мин. Природы РФ. М. 1994 г.
  14. Д. Л. Географическая среда и рациональное использование природных ресурсов. М. 1983 г.
  15. JI. М. Практические задачи по курсу теории поля М.: Недра, 1986 г.
  16. Л. А., Чешев А. С., Кондратьев А. Г. Эколого-экономические аспекты эксплуатации оросительных систем. Ростов-на-Дону. Издательство СКНС ВШ, 2005 г.
  17. М. Е. Моделирование эколого-экономических взаимосвязей в системе прогнозирования ущербов от экологических потерь. В сб. «Земельный кадастр», № 10. Ростов н /Д, 2005.
  18. О. Ю. и др. Введение в радиоэкологию. СПб. Экология производства. 1992 г.
  19. Н. А. Защита окружающей среды на транспорте. М. Транспорт, 1984 г.
  20. А. К., Силантьев А. Н., Черникова Г. Ф. Радиационная экология и мониторинг в системе «минерал материалы — человек и проблема окружающей среды и природных ресурсов». Сборник ВИНИТИ, 1998 г. № 7.
  21. С. Н. Эффективность природоохранных мероприятий. М. 1990 г.
  22. С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М. Теле. МГУ 1997 г.
  23. М. Е., Бритвина Ю. 10. Системы развития экономики и улучшений недвижимости селитебных зон. В монографии И. Т. Трунова. «Системы развития экономики и управления качеством процессов ТПК и градостроительства. М.: Высшая школа. 2005.
  24. М. Е. Подсистемы оценок взаимосвязей эколого-экономических аспектов с качеством обустройства территорий .Там же. М: Высшая школа 2005 г.
  25. Л. А. Основы минералургии. Теория и минералогия разделение минералов. М. «Наука», 1984 г.
  26. В. А. Региональные проблемы здоровья населения России. М. 1993.
  27. . А. Планирование природопользования. М. Экономика 1982.
  28. М. Е. Краткая характеристика эколого-экономических проблем при использование природных ресурсов. В монографии И. Т. Трунова «Системы развития экономики и управления качеством процессов ТПК и градостроительства». М: Высшая школа, 2005.
  29. М. Е. Виртуальные системы комплексных оценок земель.Там же М: Высшая школа, 2005.
  30. В.И. Вернадский и современность. Под редакцией В. С. Соколова. М. «Наука»., 1986.
  31. В. И. Биосфера. М. «Мысль». 1967.
  32. А. Ф., Корчагина 3. А. Методы исследования физических свойств почв. М. Агромиздат. 1986.
  33. А. В. Массовая кадастровая оценка городских территорий с помощью ГИС и технологий искусственного интеллекта нейронных сетей. Автореферат диссертации канд. эконом, наук. Воронеж.-2004.
  34. М. Б. Экономические проблемы рекультивации земель. М. Стройиздат. 1982.
  35. Временная инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности предприятий в проектных материалах. М., Минэкологии природных ресурсов РФ, 1992.
  36. Временные рекомендации по снижению токсичных выбросов автомобильного транспорта на придорожные земли с сельскохозяйственными угодьями и их рациональное использование. М., ВНИИ охраны природы, 1984.
  37. А. И., Щетинский Е. А., Никодимов А. Я. Охрана природы. Учебник. М., 1989.
  38. Вторжение в природную среду. Оценка воздействия. Под редакцией Р. Е. Мунна. М., 1983.
  39. Всемирный банк. Справочное пособие по экологической безопасности. Вашингтон: Всемирный банк, 1991.
  40. И. Р., Немков 10. Р. Окружающая среда и транспорт. Т. Транспорт, 1979.
  41. В. Д. Рекультивация земель в карьерах. М. «Недра», 1981.
  42. А. А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов.- М. 1998.
  43. А. Б., Угольницкий Г. А. Введение в моделирование эколого-экономических систем. Ростов-на-Дону. 1990.
  44. Данилов-Данильянц В. И. и др. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. М. Издательство МНЭПУ, 1997.
  45. О. В., Багмет М. Е. Создание безотходных технологий при использование природных ресурсов. В сб. «Земельный кадастр», выпуск 6, Ростов-на-Дону, 2003.
  46. А. Б., Игнатьев Ю. В., Коншин Е. Н. Экологическая безопасность транспортных потоков. М. Транспорт, 1989.
  47. А. Б., Вздыхалин В. Н Экологическая безопасность автомобиля. М, МАДИ, 1983.
  48. И. Е., Савин В. В. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1989.
  49. И. Е., Миронов А. А. Автомобильные дороги. Охрана окружающей среды. Томск: Издательство ТГУ, 1986.
  50. В. П., Серпокрылов Н. С., Пушенко С. JI. Охрана окружающей среды в строительстве. Учебник для вузов. М. 1995.
  51. В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981.
  52. Ю. А. Об оценке состояния биосферы и обосновании мониторинга. Докл. АН СССР, 1978. т. 226, № 4
  53. Ю. А. Допустимая антропогенная нагрузка на окружающую среду. //Всесторонний анализ. JL, 1976.
  54. В. Н. Экология и автомобилизация. Киев.: Будивельник, 1991.
  55. Инструкция по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автодорог. ВСН-8−89.
  56. Г. Е. Виртуальная бухгалтерия. Концепция, теория и практика. М. 2003.
  57. А. В., Белоус Э. В. Новые методы управления транспортным обслуживанием промышленных предприятий за рубежом. М. 1989.
  58. В. И., Передельский JI. В. Экология. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003.
  59. JI. В., Горстко JI. В. Оптимальные решения в экономике. М, 1976.
  60. Комплексное освоение месторождений твёрдых полезных ископаемых. Под редакцией Трубецкого. Вып. 2.- М.: Недра, 1994.
  61. М. А., Воищев А. В. Использование самоорганизующих нейронных сетей Коханена в расчётах коэффициентов градостроительной ценности территорий. Сборник молодых учёных, Т. 1. М., 2003.
  62. В. Н., Барский Л. А., Персиц Л. А. Безотходная технология переработки минерального сырья: системный анализ. М. «Недра», 1984.
  63. Н. Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. Учебник для вузов. М., 2002.
  64. А. А. О математическом моделировании в проблеме: «Человек и биосфера» // Моделирование биогеоценотических процессов. МГУ. 1973.
  65. А. А. Биогеоценозы и их математическое моделирование. // Природа. 1974. № 10
  66. Методические указания по оценке возмещения вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических нарушений. М., 1999.
  67. Н. Н. Человек и ноосфера. М. Молодая гвардия. 1990.
  68. Н. Н. Математика управление — экономика. М. 1982.
  69. Н. Н. Математические задачи системного анализа. М., 1987.
  70. Мониторинг состояния окружающее среды. Под редакцией Ю.И. Изра-эля. Л. 1979.73 .Мкртчян Г. М. Методы оценки эффективности освоения природных ресурсов. Новосибирск, 1984.
  71. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почв. М. 1987.
  72. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. М. 1991.
  73. Методические указания по оценке опасности загрязнения почв химическими веществами. М.Минздрав. 1987.
  74. Методические указания по определению тяжелых металлов в почве сельскохозяйственных угодий и продукции растениеводства. М. 1992.
  75. Методические рекомендации по определению экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий в транспортном строительстве. М. ЦНИИС. 1986 .
  76. Методика оценке эффективности природоохранных работ, выполняемых на автотранспортных предприятиях. М. Минавтотранс РСФСР, 1989.
  77. Методические указания по нормам предельно допустимых выбросов для производственных предприятий отрасли «Дорожное строительство». М. Минавтодор России. 1987.
  78. Методические рекомендации по охране окружающей среды при проектировании автодорог и переходов. М., СоюздорНИИ 1985.
  79. В. А., Лилаев В. А. Радиометрическое обогащение нерадиоактивных руд М., Наука. 1980.
  80. Ю. В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа 1987.
  81. Н. С. Эколого-экономическая оценка развития транспортных систем городов. Автореферат диссертации канд. эком. наук. -Ростов-на-Дону, 2003.
  82. Научные основы мониторинга земель РФ. М. Издательство АПЭК, 1992.
  83. Н. Н. Региональная экономика.- М. Наука, 1989.
  84. Нормы радиоактивной безопасности НРБ 76/87.
  85. Ю. Экология, (перевод с английского) М. Мир. 1990.
  86. В. И. Нелинейная системостатистика. М, 1986.
  87. Охрана окружающей среды. Модели социально-экономического прогноза. М. 1982.91.0рнатский Н. П. Автомобильные дороги и охрана природы. М.: Транспорт, 1982.
  88. К. В. Экономика и природопользование. М. 1997.
  89. Л. В., Приходченко О. В. Строительная экология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003.
  90. А. П., Илиополов С. К. Автомобиль дорога. Охрана окружающей среды. СПб. — 1997.
  91. А. П., Журавлёв В. П., Илиополов С. К., Вейсенберг И. В. Радиоактивность и токсичность материалов. Ростов-на-Дону. 1996.
  92. В. П. Дорожная экология. М. «Союз». 1997.
  93. П. Н. Борьба с шумом на автомобильных дорогах. М. Транспорт. 1981.
  94. Д. Экономика структурных изменений. М. 1981.
  95. Р. А., Пих Ю. А., Швытов И. А. Динамические модели экологических систем. JI. 1980.
  96. ЮО.Пегов С. А., Ростопшин Ю. А. Комплексная оценка состояния окружающей среды. М. 1986.
  97. Проблемы антропогенного воздействия на окружающею среду. Под редакцией Н. И. Пьявченко. М. 1985.
  98. Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экономический менеджемент. СПб. 1999.
  99. Правовая охрана окружающей среды в странах восточной Европы. М., 1991.
  100. Ю4.Приваленко В. В., Талпа Б. В. Оценка воздействия на окружающую среду «рабочей документации для реконструкции автодороги Москва -Ростов-на-Дону». Ростов-на-Дону, 2000.
  101. Э. И. Геоэлектрические свойства минералов и горных пород при высоких давлениях и температурах. М., Недра, 1989.
  102. А.К. Анализ эколого-экономических взаимосвязей. М.: Наука, 2002.
  103. Радиоактивные беды Урала. Екатерининбург.2003.
  104. М. А., Шишов Д. А. Производительный потенциал земельного участка и его экономическая оценка, — Н. Новгород: Новгород. ГУ, 1998.
  105. В. С. Организация территориальной системы экологического мониторинга строительной деятельности. М. Анкил. 2000.
  106. Справочное пособие. Строительные ресурсы в производстве строительных материалов. Долгорев А. В. М., Стройиздат, 1990.
  107. Дж. М. Модели в экологии. М., 1974.
  108. Сборник. «Охрана природы». Земли. М., 1993.
  109. Справочник. «Природоохранные нормы и правила проектирования». JI. Стройиздат, 1990.
  110. А. К. Социально-экономическая эффективность мероприятий по защите окружающей среды при застройке городов. М. Стройиздат, 1987.
  111. А. А. Введение в теорию электромагнитного поля. М. Недра. 1975.
  112. Справочник (кадастр) физических свойств горных пород. Под редакцией Н. В. Мельникова, В. В. Ржевского, М. М. Протодъяконова. М. Недра, 1979.
  113. Н. А., Соколова Г. Н., Вейсенберг И. В., Янович Е. С. Основы экологического управления и менеджмента. Ростов-на-Дону., 2003.
  114. И. Т., Багмет М. Е. Системы и критерии рационального использования придорожных земель городских территорий. В сб. «Земельный кадастр». Выпуск И. Ростов-на-Дону, 2005.
  115. И. Т., Багмет М. Е. Анализ экологических потерь (с обоснованием прогрессивных ГИС) по придорожным зонам. В сб. «Земельный кадастр». Выпуск 12. Ростов-на-Дону, 2006.
  116. Н. П. Социально-экономические аспекты охраны природы, -М.: Экология, 1992.
  117. И. Т., Багмет М. Е., Пашковский Д. П. Автоматические геоинформационные системы мониторинга и управления качеством придорожных земель. В межвузовский сборник. «Электротехника и автоматика в строительстве и на транспорте». Ростов-на-Дону, 2005.
  118. И. Т., Багмет М. Е. Системный подход и моделирование экосистем при производственных процессах. В сб. «Земельный кадастр». Выпуск 9. Ростов-на-Дону, 2005.
  119. И. Т., Максименко К. А., Багмет М. Е. Методика создания цифровых ГИС моделей местности. Там же. Ростов-на-Дону, 2005.
  120. И. Т., Багмет М. Е. Геоинформационные виртуальные системы эколого-экономических аспектов и природоохранных технологий при реконструкций автодорог. В сб. «Земельный кадастр». Выпуск 8. Ростов-на-Дону, 2004.
  121. И. Т., Багмет М. Е., Полосин М. А. Виртуальные системы земельного кадастра и мониторинга городских территорий. В сб. «Земельный кадастр». Выпуск 7. Ростов-на-Дону, 2004.
  122. И. Т., Багмет М. Е. Маркетинг (на основе ГИС -технологий) производственных процессов и эколого-экономических аспектов при строительстве автодорог. Там же. Ростов-на-Дону, 2004.
  123. И. Т., Багмет М. Е., Власенко Т. В. ГИС-технологии автоматического определения физического износа и восстановления стоимости антропогенных систем. В сб. «Земельный кадастр». Выпуск 6. Ростов-на-Дону, 2003.
  124. . 3. Мониторинг в системе экологического менеджмента качества окружающей среды. Краснодар: КЦНТН., 2001.
  125. . 3. Организационно-экономические основы повышения качества объектов строительства. Краснодар: ККПВНТОС, 1994.
  126. Е. Н. Социально-экономическое развитие и природоохранная деятельность. М, 1983.
  127. В.И. Экономика природопользования. М., ПРИОР, 2000.
  128. А.С., Сухомлинова Н. Б. Земельные ресурсы Ростовской областии их хозяйственное использование. Ростов-на-Дону. Из-во СКНЦ ВШ, 2005.
  129. А.С., Соломкина Л. Г. Эколого-экономические аспекты современного землепользования. Ростов-на-Дону, 2004.
  130. К.К. Охрана окружающей природной среды. М.: Высшая школа, 1994.
  131. Экологическое законодательство. М, ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез» 1998.
  132. Экологический энциклопедический словарь (неправительственный фонд им В. И. Вернадского). М. Ноосфера. 1999.
  133. А. С. Определение стоимости земли в системе доходной недвижимости. Земельный вестник России № 3,2002.
  134. ISO 14 001 Environmental management systems Specification with guiden for use. Brussels: ISO, 1996.
  135. ISO 14 004 Environmental management systems General guidelines on principles, systems and supporting techniques (1996). Brussels74 ISO, 1996.
  136. The European Federation of Financial Societies. Eco-Efficiency and Financial Analysis View. 1996.
  137. Patten B. C (ed).Systems Analysis and Simulation in Ecology. V. l-4№.4., 1971,1972,1974,1976.
  138. UNEP. Company Environmental Reporting. A Measure of the Progress of Business & Industry Towards Sustainable Development. Geneva: UNEP, 1994.
  139. Валовый выброс загрязняющих веществ на один километр пробега
Заполнить форму текущей работой