Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка системы управления инновациями при транспортировке энергоносителей: на примере сжиженного природного газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История развития мировой энергетики показывает, что периодически происходит смена ведущих энергоносителей мировой экономики. Так, согласно теории мировых энергетических укладов, человечество в своем развитии прошло уже два крупных энергетических уклада — так называемый «дровяной» (период до 1860 года — до начала промышленной эры в Европе) и «угольный» (1860−1960 годы — период масштабной… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений
  • Глава 1. Теоретические и методические вопросы управления инновациями в задачах транспортировки энергоносителей
    • 1. 1. Адаптация методов инновационного менеджмента применительно к газовой промышленности
      • 1. 1. 1. Особенности терминологии
      • 1. 1. 2. Основные направления инновационного развития нефтегазового комплекса
      • 1. 1. 3. Направления инновационного развития нефтегазового комплекса на уровне крупной корпорации
    • 1. 2. Обзор современного состояния транспортировки СПГ на рынки сбыта и используемых при этом инновационных решений
      • 1. 2. 1. Краткий анализ зарубежного опыта
      • 1. 2. 2. Обзор существующих инновационных решений в области транспортировки газа
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка и исследование основных элементов системы управления инновациями в сфере транспортировки энергоносителей
    • 2. 1. Определение инновационных циклов в области транспортировки энергоносителей
    • 2. 2. Методика построения системы управления инновациями
      • 2. 2. 1. Разработка механизмов инновационной деятельности организации
      • 2. 2. 2. Ключевые инфраструктурные элементы системы управления инновациями
      • 2. 2. 3. Методика построения системы управления инновациями в выделенной области
    • 2. 3. Ключевые показатели эффективности управления инновациями в сфере транспортировки энергоносителей
      • 2. 3. 1. Себестоимость газа и роль транспортной составляющей транспортировка газа" в общем снижении себестоимости
      • 2. 3. 2. Разработка показателей инновационной деятельности в сфере транспортировки энергоносителей (на примере СПГ)
      • 2. 3. 3. Анализ степени неопределенности информации об инновациях и пути ее устранения
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка механизма управления и информационного мониторинга инновационной активности на примере транспортировки
    • 3. 1. Исследование практических инновационных потребностей в сфере транспортировки СПГ
      • 3. 1. 1. Сравнительный анализ перспективных газовых месторождений России
      • 3. 1. 2. Структура инновационной деятельности для построения системы управления инновациями (на примере Штокмановского ГКМ)
      • 3. 1. 3. Основные направления инновационной деятельности в области транспортировки газа (на примере Штокмановского месторождения)
    • 3. 2. Разработка механизма информационного мониторинга инновационной активности
      • 3. 2. 1. Инфраструктура обеспечения процесса мониторинга инновационной активности и рисков инновационных проектов
      • 3. 2. 2. Алгоритм распознавания ситуаций проявления рисков в инновационных проектах по результатам мониторинга инновационной активности
    • 3. 3. Разработка рекомендаций по построению инфраструктуры управления инновационной деятельностью при освоении крупных газовых месторождений (на примере Штокмановского ГКМ)
      • 3. 3. 1. Ключевые элементы системы управления инновациями при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения
      • 3. 3. 2. Виртуальные инновационные компании для решения проблем освоения Штокмановского месторождения как организационная инновация
  • Выводы по главе 3

Разработка системы управления инновациями при транспортировке энергоносителей: на примере сжиженного природного газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновации различных уровней можно рассматривать с одной стороны, как средство обеспечения конкурентоспособности компаний, а с другой, как отдельный самостоятельный вид бизнеса, направленный на получение конкретных научных, научно-технических и иных результатов, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

М. Портер прямо указывает на место инноваций в достижении конкурентного преимущества компанией: «.Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ, благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений.» [127].

Правительство России уделяет огромное внимание проблемам внедрения инновационных решений в практику деятельности государственных организаций и хозяйствующих субъектов [2,10−12, 152 и др]. Значительное внимание уделяется и укреплению нефтегазовой отрасли, которая еще долго будет оставаться основой экономики России [6,38,40]. Президент РФ также поставил как важнейшую задачу вывести Россию в лидеры в мировой энергетике, сделать ее «законодателем мод» в энергетических инновациях. По его словам, для достижения лидерства в мировой энергетике недостаточно наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. Президент заявил о необходимости разработки новых технологий в этой сфере и поиска современных форм ресурсои недросбережения. Такое развитие энергетики «станет серьезным катализатором модернизации и качественного подъема всей экономики РФ» [91].

За последние десятилетия в мировом ТЭК наметилась тенденция постепенного увеличения дефицита нефти и нефтепродуктов, что связано с естественным истощением запасов, доминированием на рынке стран Среднего Востока, сформировавших поставку нефти на энергетические рынки Европы и Америки, а также с ростом цен. Несмотря на совершенствование многочисленных технологий повышения эффективности нефтедобычи, устойчивый рост цен на нёфть на мировых рынках продолжается [98, 120]. К основным проблемам развития нефтедобывающей промышленности России относятся высокая степень выработанности месторождений, падение дебитов эксплуатационных скважин, увеличение доли мелких месторождений в балансе нефтяных запасов, обводненность продукции. Трудноизвлекаемые запасы составляют более двух, третей от всех нефтяных запасов России, а в старых нефтяных районах (например, Волго-Уральском) — почти 100%. Все основные месторождения нефти (Западная Сибирь, Тимано-Печорскнй бассейн и др.) были открыты в советский период, и последние 15 лет прирост запасов нефти значительно отстает от добычи. Добыча нефти в России в 2005 году составила 470 млн. т, или 11% от общемировой, однако потенциала ее дальнейшего роста хватит лишь на непродолжительное время. [29].

История развития мировой энергетики показывает, что периодически происходит смена ведущих энергоносителей мировой экономики. Так, согласно теории мировых энергетических укладов, человечество в своем развитии прошло уже два крупных энергетических уклада — так называемый «дровяной» (период до 1860 года — до начала промышленной эры в Европе) и «угольный» (1860−1960 годы — период масштабной индустриализации планеты) [17,50,174]. Смена укладов сопровождалась принципиальной технологической инновацией: переход от древесного угля к каменному — внедрением паровых машин, от угля к нефти — внедрением двигателей внутреннего сгорания. В настоящее время мир живет в рамках завершающегося нефтяного уклада. Смена энергетических укладов не приводит к исчезновению основных энергоносителей прошлого они продолжают использоваться в мировой экономике, но степень их значимости неуклонно снижается. Мировая экономика интенсивно ищет замену нефти. Однако начало нового энергетического уклада должно сопровождаться внедрением качественно новых инноваций и технологий. По многочисленным оценкам экспертов, очередная смена энергетических укладов должна произойти на рубеже 2020;2030 годов [50, 174].

Приоритетным энергоносителем все в большей' степени становится газ. Природный газ — один из важнейших ресурсов любой страны, он необходим прежде всего для обеспечения энергетических потребностей государств и стимулирования экономического роста.

Наступление газового энергетического уклада подтверждается растущей сферой применения газа в мировой экономике. Уже сегодня газ стал одним из ключевых энергоносителей мировой энергетики благодаря своим исключительным теплоэнергетическим и экологическим характеристикам. Газ уже сейчас обеспечивает 22% производства первичных энергетических ресурсов по сравнению с 10% в 1960 году, и, согласно прогнозам, его доля возрастет в ближайшие 20 лет не менее, чем до 25% [198]. Газификация во всем мире рассматривается как значимое повышение уровня жизни населения. Дополнительно отметим, что использование газа как моторного топлива, а также развитие технологий производства жидкого синтетического топлива на основе природного газа уже в обозримом будущем может снизить зависимость от поставок нефти и продуктов ее переработки для транспортных средств.

В такой международной экономической ситуации роль России как мирового поставщика газа резко возрастает [112, 130]. Если в случае с нефтью Россия обладает лишь 6% ее мировых запасов (9,9 млрд. т), то по разведанным запасам газа она занимает третье место в мире (26,7% мировых запасов, или 48 трлн. куб. м). Значение российского газа на мировом энергетическом рынке постепенно возрастает. Если российская нефть обеспечивает 8% мировой нефтяной торговли, то российский газ составляет до 28% в структуре мирового газового экспорта [25].

Обладая крупными запасами природного газа, Россия также располагает самой протяженной в мире газотранспортной системой, от которой зависит надежность и стабильность поставок газа (прежде всего в Европу). На трубопроводный транспорт приходится почти три четверти мирового газового экспорта. В последнее время идет активный процесс глобализации газового рынка [33]. Осознается стратегическая' важность участия поставок газа на мировые рынки. Развитие технологий и снижение себестоимости транспортировки газа позволяют России быть активными игроками не только на европейском газовом рынке, но и на мировом [57, 78,190,198,199].

В последнее время, с учетом все возрастающего дефицита энергоносителей, возникает проблема эффективной и своевременной доставки газа на новые рынки, эффективное решение которой немыслимо без внедрения стратегических и иных инноваций в области транспорта газа в интересах развития перспективных направлений экспорта и повышения конкурентоспособности России. Доставлять газ на новые рынки можно либо по системе традиционных сетей трубопроводов, либо специальным транспортом (преимущественно морским) с использованием технологий трансформации газа в сжиженный природный газ (СПГ) [29, 45, 80, 106]. При этом доставка СПГ морским транспортом становится единственно возможным вариантом, для освоения новых перспективных, но удаленных от месторождений рынков (Америка, Канада, Япония, и др.) [186, 215]. Масштабное производство СПГ позволит таким крупным игрокам мирового газового рынка, как, например, ОАО «Газпром», использовать главное преимущество этого продуктавозможность транспортировки морским путем [39,77].

К настоящему моменту уже разработаны и реализованы различные способы доставки газа и их обеспечивающие технологии. Зарубежные исследования в кораблестроении позволяют увеличить вместимость судов и, соответственно, объем перевозимого газа, хотя при этом возрастет и стоимость строительства танкеров. В России были обозначены ключевые месторождения, на которых планируется рассмотреть — возможности производства СПГ и построения транспортной системы. На 2−3-х таких новых крупных месторождениях в РФ возможно производство СПГ, но там необходимо внедрение инноваций практически во всех областях, к сожалению, пока отсутствующих как в производстве, так и в организационно менеджменте предприятий в такой степени, чтобы обеспечить все потребности рынка [25, 32, 47]. Если не уделять внимание необходимым инновациям, то производство СПГ в указанных районах может оказаться нерентабельным и уступит по конкурентоспособности обычному трубопроводному транспорту. Если же' инновации будут внедрены, то прибыль предприятий-поставщиков СПГ может увеличиться весьма существенно, что позволит им упрочить свои позиции на рынке и способствовать развитию экономики России.

Для обоснования направлений разработки и внедрения инноваций и управления самим процессом инновационного развития необходима разработка принципов и механизмов создания системы управления инновациями, как взаимосвязанной совокупности методик и способов реализации инновационных процессов. Принципиальной особенностью инновационного развития для предприятий нефтегазодобывающей сферы являются исключительно высокие риски инновационных проектов, а также длительность разработки и внедрения инноваций в силу их масштабности. Еще одной отличительной чертой является то, что обычно основные риски инновационного развития заключаются в отсутствии спроса на инновации [64, 68, 83]. Однако инновационные разработки в нефтегазовой сфере имеют нерыночный, а скорее «заказной характер» [76].

Указанные обстоятельства определяют актуальность темы диссертационной работы. Таким образом, в общей проблеме доставки энергоносителей на новые рынки сбыта можно выделить актуальную научно-экономическую задачу разработки системы управления инновациями в сфере транспортировки энергоносителей в условиях длительных циклов и высоких рисков инновационной деятельности. Эта задача имеет существенное значение для экономики РФ, в частности, нефтегазового комплекса России, а также и для экономического развития других стран.

Теоретическим и методологическим аспектам внедрения инноваций, в том числе в области освоения газовых и нефтяных месторождений, было посвящено немало исследований и монографий. Большой вклад внесли отечественные экономисты А. Г. Аганбегян, О. Г. Голиченко, Ю. Шленов, Г. Я Гольдштейн, П. Н. Завлин, С. Д. Ильенкова, Л. Э. Миндели, П. И. Иванова, А. С. Кулагин, В Н Лифшиц и др., а также зарубежные ученые Golomberg R., J. Sachs, X. Warner, S. Mendell и др.

Различные аспекты данной проблемы применительно к использованию инновационных подходов в практической деятельности, перспективность, значимость и высокий потенциал СПГ отражены в научных трудах О. А. Бучнева, А. Ю. Косарева, JI.B. Шамиса, В. А. Саркисяна и др. Известны своими научными результатами в области применения инноваций для газодобычи и транспортировки такие известные научные организации, как «ВНИИГАЗ», «НИИгазэкономика», РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина и др.

В трудах этих организаций и отдельных ученых раскрыты основные методы и подходы к транспортировке энергоносителей, показаны основные направления стратегического менеджмента, выбора систем разнообразных показателей для оценки эффективности деятельности в этой области, ценообразования на услуги транспортировки, определены наиболее эффективные способы оценки и принятия решений в ситуациях, которые выдвигает рынок, учтены основные особенности освоения газовых месторождений России, в том числе в труднодоступных районах.

Вместе с тем, вопросы управления инновационными процессами в сфере организации добычи газа в России и его транспортировки исследованы недостаточно. Это вызвано совокупностью разнообразных факторов, к основным из которых относятся классическая ориентация при освоении месторождений в основном на трубопроводный транспорт. Сравнительно новые для российских ученых и специалистов вопросы сжижения и разжижения газа в коммерческих масштабах вылились в пока еще слабое использование в крупных нефтегазовых корпорациях последних достижений в области построения инновационных исследовательских структур. Несмотря на большое внимание, которое уделяется общим проблемам совершенствования систем управления сложной промышленной деятельностью, еще в недостаточной степени учтена роль и особенности построения систем управления инновациями и таких ее важнейших элементов как инновационные парки, инкубаторы, системы мониторинга и др. [89,171].

Разработанные способы и методы решения соответствующих задач пока не раскрывают основные отличия задач стратегического и инновационного менеджмента в транспортировке энергоносителей. В исследованиях не проводилось подробное изучение применимости управления инновациями для создания мощностей для производства и транспортировки СПГ в России в промышленных масштабах, оценке их возможной эффективности, определению наиболее благоприятного с экономической, экологической, управленческой и социальной точек зрения географического местоположения будущих предприятий-поставщиков СПГ.

Текущая практика реализации проектов в нефтегазовой сфере показывает, что, необходимо более тщательно и обоснованно оценивать технические и технологические риски реализации инновационных проектов. Во многих случаях при реализации на первый взгляд инновационных подходов наблюдаются кратные превышения первоначальных бюджетов при освоении новых месторождений. Происходят существенные задержки сроков реализации. Риски реализации промышленных технологий СПГ, например, при этом оказываются на порядок выше, чем у трубного сетевого газа. Слабое внимание до настоящего времени уделялось разработке конкретных практических методик, алгоритмов и подходов, которые могли бы быть использованы в инновационных процессах для решения таких задач.

На основании изложенного, можно сформулировать следующую цель диссертационной работы: на основе теоретического обобщения методов разработки и внедрения г инноваций в практику крупных промышленных' предприятий нефтегазового комплекса разработать методический аппарат построения систем управления инновациями в области транспортировки энергоносителей для повышения эффективности процессов их доставки потребителям. I.

В качестве примера целесообразно исследовать вопросы транспортировки СПГ, как исключительно перспективного типа энергоносителя.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих основных задач исследования.

1. Исследовать существующие методы и технологии транспортировки энергоносителей на различные рынки сбыта и применяемые при этом инновационные решения.

2. Разработать общий системный подход к анализу построения матриц возможностей и потребностей инновационного развития.

3. Разработать методику построения систем управления инновациями в области транспортировки энергоносителей.

4. Исследовать и разработать способы построения ключевых показателей эффективности разработки и внедрения инноваций в сфере транспортировки энергоносителей.

5. Разработать подход к построению систем мониторинга инновационной деятельности при разработке и внедрении инноваций.

6. Обосновать применимость предлагаемого методического аппарата для решения задачи построения системы управления инновациями при освоении перспективных газоносных месторождений.

Объектом исследования являются крупные нефтегазовые компании и корпорации, осуществляющие добычу и транспортировку энергоносителей.

Предмет исследования составляет система управления инновациями в области транспортировки сжиженного природного газа.

Новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней, в отличие от известных подходов к исследованию вопросов повышения эффективности транспортировки энергоносителей, впервые в отечественной практике для организаций нефтегазового комплекса России разработан научно-методический аппарат по построению системы управления инновациями с учетом различных значимых факторов и рекомендации по построению таких систем для перспективных газоносных месторождений России.

К новым научным результатам относятся:

• определение периодов и характерных особенностей пяти инновационных циклов в сфере транспортировки энергоносителей продолжительностью от 20 до 30 лет каждый в рамках второй-пятой инновационных волн И. Шумпетера;

• разработка специальной многомерной матрицы возможностей и потребностей в инновациях как основы организационно-коммуникационных механизмов управления инновационной деятельностью;

• комплексная методика построения систем управления инновационным развитием компании топливно-энергетического комплекса и практические рекомендации по построению системы управления инновациями в области транспортировки сжиженного природного газа при освоении стратегического для России и Европы Штокмановского месторождения;

• предложение по созданию Центров разработки инноваций в виде виртуальных организаций с распределенным типом управления как организационная инновация.

Методическая база исследования. При разработке методических положений, обосновании выводов, предложений и рекомендаций использовались научные исследования отечественных и зарубежных учёных-экономистов в области экономических теорий, стратегического управления, маркетинга, финансового менеджмента, экономического анализа. В качестве источников экономической информации использовались материалы специализированных периодических изданий, Госкомстата РФ, опубликованные данные корпорации ОАО «Газпром» и нефтегазовых компаний РФ. В процессе диссертационного исследования применялись также общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция), методы экономического анализа, методы теории принятия решений в условиях неопределенности исходной информации.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что разработанные методологические положения можно использовать и в других предметных областях для решения аналогичных задач, в частности, в трубной, машиностроительной и других отраслях промышленности для реализации управляемой инновационности при функционировании крупных нефтегазовых корпораций, анализа влияния вариантов развития поставок газа с труднодоступных и малоосвоенных территорий, а также анализа и оценки инновационных рисков.

Кроме того, указанное методическое обеспечение при соответствующей доработке можно рассматривать как основу методологии процессов исследования перспектив внедрения новых технологий добычи, производства и транспортировки энергоносителей на новые неосвоенные рынки.

Практическая значимость работы состоит в применении разработанных положений для решения конкретных задач построения инновационной инфраструктуры, организации и внедрения инноваций в области транспорта газа, а также в применении отдельных положений разработанного научно-методического аппарата для определения эффективных стратегий доставки СПГ на новые рынки в условиях ужесточающейся конкуренции.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин по инновационному менеджменту, а также по тематике развития методов освоения новых нефтегазовых месторождений и организации систем управления инновационной деятельностью в нефтегазовом комплексе.

Теоретические разработки и методическиеположения могут быть применены, как для дальнейших научно-теоретических исследований эффективности инновационной деятельности, так и при решении практических задач.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью применяемых научных методов к исследованию, использованием для исследований практически апробированных научных подходов, а также положительным результатом практического применения отдельных результатов и рекомендаций при обосновании путей транспортировки энергоносителей из новых нефтегазовых месторождений.

Реализация результатов исследования. Результаты исследований могут быть использованы:

• при выработке предложений по построению систем управления инновациями для крупных российских предприятий;

• при обосновании эффективности инвестиций в СПГ для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Результаты исследования по диссертации, разработанные методы и показатели позволили:

• дополнительно обосновать пути совершенствования способов доставки газа в виде СПГ с Штокмановского ГКМ;

• оценить возможность построения систем управления инновациями для конкретных новых месторождений;

• разработать необходимые исходные данные для анализа возможностей производства СПГ в РФ с использованием инновационных решений в области г организации его транспортировки.

Использование отдельных рекомендаций и результатов диссертационной работы подтверждается Актом ООО «НИИгазэкономика». Полученные результаты планируется использовать при создании новых и 4 выборе оптимальных направлений использования эффективных технологий транспортировки СПГ, при построении систем управления инновациями для перспективных российских газоносных месторождений крупных предприятий, при сравнении эффективности выбираемых вариантов транспортировки.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены на:

• международной научно-технической конференции «Компьютерные технологии поддержки принятия решений в диспетчерском управлении газотранспортными и газодобывающими системами» (конференция DISCOM-2007, г. Москва, ВНИИгаз, 2007 г.),.

• научно-практической конференции «Системный подход к развитию молодых специалистов-важный фактор конкурентоспособности предприятий газовой отрасли» .(Москва, ОАО"Ямалгазинвест", 2007 г.),.

• международном научном семинаре им. Ю. Н. Руденко по методическим вопросам исследования надежности больших систем энергетики (Вологда, Институт систем энергетики им. JI.A. Мелентьева, 2007 г.).

• Всероссийской конференции молодых ученых по проблемам газовой промышленности (Москва, РГТУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2007 г.).

В полном объеме диссертация апробирована в процессе аспирантской подготовки в аспирантуре Международного Университета в Москве.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 11 опубликованных работах общим объемом 2.6 печатных листа, в т. ч. 2.4 авторских.

1 Исходя из целей диссертационной работы и сформулированной научно-экономической задачи, можно предложить следующую логическую схему проведения исследований.

1. Исследовать существующие методы и технологии транспортировки энергоносителей на различные рынки сбыта, рассмотреть возможность адаптации методов инновационного менеджмента применительно к газовой промышленности.

2. Провести обзор современного состояния транспортировки СПГ на различные рынки сбыта и используемых при этом инновационных решений.

3. Разработать типовую архитектуру и инфраструктуру систем управления инновационной деятельностью.

4. Проанализировать проблемные направления бизнес-процессов транспортировки энергоносителей, требующих внедрения инноваций.

5. Разработать методику построения систем управления инновациями, алгоритмы мониторинга инновационной активности.

6. Показать применимость разработанного научно-методического аппарата для построения системы управления инновациями в области транспортировки СПГ для перспективных газоносных месторождений.

Таким образом, в диссертации с использованием современных научных методов требуется получить решение актуальной, обладающей новизной, теоретической и практической значимостью научно-экономической задачи разработки системы управления инновациями в сфере Транспортировки энергоносителей в условиях длительных циклов и высоких рисков инновационной деятельности, имеющую существенное значение для экономики РФ и других развитых стран мира.

Основные результаты диссертационной работы опубликованы и реализованы, доступны широкой научной общественности. Работа в достаточной для подтверждения квалификации мере апробирована.

На защиту выносятся следующие положения, в комплексе представляющие собой основу методологии «управляемой инновационности» в области транспортировки энергоносителей:

1. Научно-практический подход к формированию механизмов инновационной деятельности организации, заключающийся в построении многомерной матрицы потребностей и возможностей инновационной деятельности.

2. Комплексная методика построения систем управления инновациями для выбранной области деятельности с реализацией ключевых инфраструктурных элементов, мониторингом инновационной активности на основе ключевых показателей эффективности и оценкой инновационных рисков.

3. Рекомендации по построению и использованию систем управления инновациями при освоении перспективных газовых месторождений. Таким образом, в диссертации с использованием современных научных методов получено решение актуальной, обладающей новизной, теоретической ипрактической значимостью научно-экономической задачи разработки системы управления инновациями в сфере транспортировки газа в условиях длительных циклов и высоких рисков инновационной деятельности, которая имеет существенное значение для экономики РФ, в частности, нефтегазового комплекса России и экономического развития других стран мира.

Заключение

.

В настоящей диссертационной работе поставлена цель разработки методического аппарата построения систем управления инновациями в области транспортировки газа на основе теоретического обобщения методов разработки и внедрения инноваций в практику крупных промышленных предприятий для повышения эффективности процессов доставки газа потребителям.

В процессе исследований получены следующие научные результаты.

1. Установлено, что транспортировка энергоносителей является важнейшей составляющей эффективности использования мировых энергоресурсов. В мировом сообществе растет понимание того, что необходимо. Одним из важных условий надежности" - и стабильности поставок газа является нахождение действенных механизмов стимулирования и дальнейшего инновационного развития трубопроводных систем, танкерных перевозок жидких и газообразных углеводородов, имея ввиду перспективное создание глобальной мировой энергетической системы, обеспечивающей технические возможности для диверсификации источников и центров потребления энергии во всех регионах мира.

2. Проанализированы существующие методы, технологии и средства транспортировки энергоносителей. Сравнение преимуществ и недостатков технологий транспортировки энергоносителей показал, что трубопроводный транспорт является наиболее широко используемым способом транспортировки энергоносителей, но в последнее время он становится все более дорогим и затратным. Возрастающие требования по повышению эффективности добычи и транспортировке энергоносителей (например, газа) требуют поиска альтернативных путей транспортировкив качестве потенциально эффективного способа выделяют транспортировку сжиженного природного газа.

3. Методы инновационного менеджмента адаптированы применительно к газовой промышленности. Предложено разделить инновационное управление на стратегическое и оперативное управление инновациями. При стратегическом управлении инновациями основное внимание предложено сконцентрировать на разработке сценариев будущего инновационного развития с учетом инновационных рисков. При оперативном управлении инновациями — на функции контроля (сбор и анализ информаций по инновационному развитию) и контроллинга (управления инновационным развитием) инновационных процессов.

4. Проведен анализ стратегические направления инновационного развития нефтегазового комплекса и направления инновационного развития на уровне корпораций. Показано, что большая часть разработок, проводимых в крупнейших нефтяных компаниях мира, направлена на поиск эффективных методов разведки и разработки месторождений, повышение качества и выпуск новых продуктов нефтепереработки и нефтехимии, получение нетрадиционных видов топлив и др. Вместе с тем, каждая нефтяная компания, имея ограниченные финансовые ресурсы для проведения НИОКР, составляет свои «фирменные» планы научных исследований и разработок, при этом используются до 10−15 типовых этапов создания новых технических средств и технологий.

5. Анализ имеющейся литературы по принципам реализации инновационной деятельности в компаниях ТЭК показал, что в качестве основных используются такие принципы управления инновационной деятельностью как целевая стратегическая ориентация научно-технического прогресса, проблемная структуризация исследований и разработок, отбор приоритетов научно-технического прогресса и управление приоритетными НИОКР по конечным результатам и др. Вместе с тем часто остаются вне поля зрения многочисленные вопросы построения управляемого инновационного процесса, как мониторинг инновационной активности, выявление ключевых показателей эффективности инноваций, анализ инновационных рисков, венчурное финансирование, выделение ключевых инфраструктурных элементов системы управлениями инновациями, использование современных инновационных организационных подходов.

6. В процессе анализа зарубежного опыта функционирования и регулирования зарубежных рынков энергоносителей выявлены такие тенденции, как смягчение государственного регулирования и либерализации цен для создания привлекательного режима для инвестиций в газовый сектор, немонопольная структура газового рынка и прозрачность торговли, обеспечение равноправного доступа всех участников к инфраструктуре рынка, хеджирование рисков за счет развития долгосрочных отношений, развитие рынка немедленных поставок газа, взаимная интеграция газовых рынков. Эффективная организация инновационной работы по освоению месторождений прослежена на примере Норвегии.

7. Показаны взаимосвязи и выделены основные особенности внедрения инноваций в эпоху глобализации. Применительно к транспортировке энергоносителей выделены такие аспекты, как возрастание роли корпораций, в экспертизе инновационных решений, усиление консолидации корпораций в решении мировых проблем, обязательность решения мировых проблем в рамках решения национальных, повышение значимости регионального уровня интеграции корпораций и др.

8. Проведен краткий обзор существующих российских инновационных решений в области транспортировки газа. В качестве теоретической базы при этом использована классификация инноваций по глубине вносимых изменений (инновации от нулевого до седьмого порядка). Определены основные направления инновационных изменений в области транспортировки газа в России за период с 1985 года с различной глубиной инноваций.

9. Дана оценка современного состояния транспортировки СПГ на рынки сбыта, а также проанализированы ведущие производители и потребители СПГ в различных зонах международной торговли — в Атлантической, Тихоокеанской зоне и на североамериканском рынке. Показано, что одним из наиболее быстро растущих мировых рынков энергоресурсов становится рынок сжиженного природного газа (СПГ). Доказано, что именно Россия имеет значительные перспективы в области производства и продажи СПГ, здесь концентрируются важнейшие рычаги управления газовым рынком — ресурсы и способы их транспортировки. Одним из приоритетных направлений развития российской газовой отрасли должна стать диверсификация маршрутов экспорта. Одна практическая реализация таких перспектив требует построения специализированных систем управления инновациями при освоении конкретных перспективных месторождений.

10. Подробное исследование методов транспортировки энергоносителей и используемых при этом инновационных решений позволило выделить пять инновационных циклов в сфере транспортировки энергоносителей продолжительностью от 20 до 30 лет каждый, вызванные открытием трубопровода, началом строительства танкерного флота, использованием сварки для соединения труб, открытием гигантских месторождений нефти й газа в Западной Сибири и развитием технологий XXI века. Эти циклы проявляются особенно явно в рамках второй-пятой инновационных волн Й. Шумпетера. Установлено, что только в рамках пятого инновационного цикла правительствами стран-экспортеров нефти и газа стали четко формулироваться основные требования ктранспортной инфраструктуре, что определяет современные направления инновационного развития.

11. Сформулировано определение системы управления инновациями как совокупности инновационных ресурсов, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе общих норм и целей инновационной политики организации, согласованной стратегии и тактики, единой законодательной базе, обеспечивающих организационное и информационное взаимодействие структур, реализующих концепции инновационного развития и удовлетворение инновационных потребностей в данной области деятельности.

12. Инновационная деятельность должна описываться определенной архитектурой. Архитектурой инновационной деятельности организации предложено называть совокупность организационно-коммуникационных компонент системы управления инновационной деятельностью, реализованных на технических и инфокоммуникационных средствах, обеспеченных организационным, нормативным, информационным, программным, лингвистическим, техническим иЦругими необходимыми видами обеспечения, функционально реализующих принципы инновационной деятельности и направленных на достижение заданных значений ключевых показателей эффективности как своей основной миссии.

13. Потребности организации в инновациях и ее возможности в области инновационного развития предложено систематизировать в виде некоторой матрицы, где по столбцам располагаются позиции, характеризующие причины актуальности инновационной работы, субъектов инновационной деятельности, собственно предмет инновационной деятельности, методологию построения системы управления инновационным развитием, способы реализации и временные факторы реализации инновационной деятельности, а по строкам-соответствующие важнейшие направления, характеризующие различные аспекты бизнеса в частности бизнес-модель, внешние и внутренние ресурсы, технологии, технические и информационно-коммуникационные системы, технические системы, персонал, информационно-коммуникационные платформы. При практическом использовании матрицы потребностей и возможностей предложено осуществлять ее построение для каждого этапа бизнес-процессов некоторой деятельноститогда каждое из таких направлений можно рассматривать как дополнительное измерение. Таким образом, размерность матрицы определена как 4 * 7 * Т * N, где Т — время, а Nколичество составляющих бизнес-процесса выделенной области деятельности.

14. В качестве инфраструктурных элементов системы управления инновациями предложено рассматривать Центр управления инновациями как элемент инфраструктуры, ответственный за полный цикл управления инновациями, Центры разработки как элементы инфраструктуры, необходимые для поиска, выработки, предварительной проработки и подготовки к внедрению принципиально новых инновационных идей, Корпоративной Центр внедрения инноваций, необходимый для обеспечения распространения и внедрения инноваций, Корпоративный венчурный фонд, для проведения операций по кредитованию, поиску источников и использованию венчурного капитала и Инновационная корпоративная Среда — информационно-коммуникационное пространство технического обеспечения сбора информации и распространения инноваций.

Разработана методика построения системы управления инновациями в выделенной области, включающая пять последовательных этапов: построение механизмов инновационной деятельности, реализация ключевых инфраструктурных элементов, определение ключевых показателей эффективности инновационного развития, разработка системы мониторинга инновационной активности и формирование инновационной корпоративной Среды.

15. Разработана совокупность показателей эффективности инновационной деятельности в сфере транспортировки энергоносителей. Определено место ключевых показателей эффективности в системе управления инновациями. Анализ традиционных показателей эффективности инновационной деятельности показал, что такие показатели как прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоёмкость и др. измеряют производственную эффективность и к оценке инноваций слабо применимы. Разработана система показателей эффективности транспортировки, в которой в качестве основных выделены годовой экономический эффект от внедрения инноваций, а также характеристики стабильности, надежности и оперативности транспортировки, объемов транспортировки и возможностей осуществления «спотовой» торговли.

16. Исследованы практические инновационные потребности в сфере транспортировки СПГ для перспективного газоконденсатного месторождения «Штокмановское». Показано, что при его освоении важные рынки потребления либо находятся на значительных расстояниях, либо прокладка трубопроводов не является эффективной для таких рынков.

17. Разработана структура инновационной деятельности при освоении Штокмановского ГКМ, как примера освоения региона, требующего многочисленных инновационных подходов. Для двух технологических схем реализации. Штокмановского проекта выделено 11 групп связанных с транспортировкой газа проблемных задач инновационной деятельности, в том числе технологий мониторинга опасных явлений в морской акватории, решений по повышению гибкости и маневренности экспорта газа, создания системы контроля с берега за транспортировкой газа, способов финансирования проекта и др.

18. При разработке механизма информационного мониторинга инновационной активности выявлены особые требования к программному обеспечению системы мониторинга, в составе которого должны быть решения и модели долгосрочного прогнозирования в условиях неопределенности, исключения недостоверных, противоречивых и тенденциозных данных, дополнения оценок до полной группы событий и т. д. В инфраструктуру системы мониторинга предложено включить подсистемы сбора и обработки информации, хранения информации с возможностью оперативного ее нахождения, анализа, документирования и представления отчетов.

19. Разработан алгоритм распознавания ситуаций проявления рисков в инновационных проектах при освоении перспективных газовых месторождений в виде последовательности действий, заключающихся в разделении всех ситуаций инновационного развития на основные тенденции, фиксации показателей, разделения ситуаций на группы, внутри которых устанавливаются граничные значения ключевых показателей деятельности, — имеющие определенные смысловые значения. Построены решающие правила распознавания ситуаций и состояний по фактическим значениям показателей.

20. Разработаны ключевые элементы системы управления инновациями при освоении Штокмановского ГКМ. В существующую инфраструктуру инновационной деятельности предложено включить Центр управления Инновациями, Центры инновационной деятельности по направлениям освоения Штокмановского ГКМ, Специализированный Венчурный фонд, единый для всех Инновационных Центров, с частно-государственным партнерством, как основной формой финансирования и Средой инновационного развития Штокмановского ГКМ, построенной как распределенная информационно-коммуникационная системы накопления и обмена знаниями при освоении месторождения.

21. В связи с необходимостью построения эффективной организационной формы управления инновационным развитием разработана эффективная организационная инновация — предложено организационно создавать инновационные Центры в виде виртуальных организаций, с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между участниками инновационного процесса, и остаются им принадлежащими, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях. Разработан перечень конкретных рекомендаций по обеспечению эффективной работы виртуальных Инновационный центров.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработанные методическое обеспечение при соответствующей доработке, можно рассматривать как основу методологии процессов исследования перспектив внедрения новых технологий и транспортировки энергоносителей на новые неосвоенные рынки — методологии «управляемой инновационности».: Практическая значимость диссертационной работы состоит в применении разработанных положений для решения конкретных задач разработки практических подходов к построению инновационной инфраструктуры для освоения новых перспективных газовых месторождений, применении отдельных положений разработанного методического обеспечения в 2005;2006 годах для определения эффективной стратегии доставки газа на новые рынки в условиях ужесточающейся конкуренции.

Основные теоретические разработки и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований эффективности инновационной деятельности, так и при решении практических задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Федеральный закон РФ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» от 29 июня 2007 г. № 195-ФЗ.
  3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
  4. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г., № 127-ФЗ.
  5. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426.
  6. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001 -2005 гг.
  7. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 гт. Приказ Министерства образования РФ от 6 июня 2000 г. № 1705.
  8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: Вторая редакция. Официальное издание от 21 июня 1999 г. -М.: Экономика, 2000.
  9. Постановление Правительства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г.£№ 65, в редакции Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №- 1213.
  10. Постановление Правительства РФ «Положение о государственной системе научно-технической информации» от 24 июля 1997 г. № 950.
  11. Внутрикорпоративные правила оценки эффективности НИОКР, методические материалы ОАО «Газпром», 16.08.2004.
  12. Порядок-планирования и организации НИОКР для нужд ОАО «Газпром», методические материалы, 18.10.2004.
  13. Политика управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций". 07.11.2006.
  14. В.К., Носов Н. А. О формализованном представлении виртуальных реальностей посредством нейронных сетей // в сборнике «Виртуальные реальности», Институт Человека РАН РФ, Москва, 1998, С. 21−24.
  15. В.К., Синюков М. И., Информационные основы инновационного менеджмента. М.: Международный университет в Москве.-2005,117 с.
  16. В.К. Кто Вы, директор информационной службы виртуальной компании .- Директор информационной службы, № 12, 2005, с. 14−19.
  17. А.Г. Наука и решение региональных задач. М.: Внешняя торговля, 1994,203 с.
  18. А.Д. Анализ эффективности инновационных проектов. М:
  19. Институт проблем управления, 2004. 361 с.
  20. В. И. Интеграция в эпоху перемен // Энергорынок, 2005, № 10, С. 14−19.
  21. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике, Москва, Финансы и статистика, 2001 368 с.
  22. И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1999,306 с.
  23. Арктический плацдарм. Современное состояние и перспективы освоения нефтегазовых ресурсов Арктики: Тематический подбор материалов // Нефть России. 2006. — № 11. — С.48−59,105−107.
  24. Э.А. Маркетинговые исследования на рынке СПГ // Нефть, газ и бизнес, № 7,2006, С/41−43.
  25. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М^ Финансы и статистика, 2006,412 с.
  26. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2004 — 304 с.
  27. Е.Б. Пути реализации российской государственной инновационной политики: Интервью // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. — № 9. — С. 10−17.
  28. М.Д. Состояние сырьевой базы и прогноз возможных уровней добычи нефти в России до 2030 г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. — № 5. — С.3−10.
  29. , А.В.- Цикличность в динамике инновационного процесса // Лат. Америка = America Latina. М., 1995. — N 9. — С. 15−27.
  30. И. Проблемы формирования оптимальной системы управления инновационным развитием страны // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. — № 11. — С.4−10.
  31. О.А. Преимущества и перспективы перехода крупной государственной корпорации на инновационный путь развития, Интеграл, № 9,2007, С. 12−15.
  32. Бучнев О. А, Саркисян В, А Перспективы сжиженного природного газа на энергетических рынках. Газовая промышленность, № 3. 2005. С. 74 79.
  33. О.А., Лобанова Т. П., Шамис JI.B. Внутрикорпоративные правила оценки эффективности отраслевых НИОКР // ООО «ИРЦ Газпром», 2004, С. 31−34.
  34. О.А., Маслова О. И., Соколов А. Е. Основные подходы к анализу текущих затрат транспортных организаций // Газовая промышленность. -2004-№ 4-С. 30−33.
  35. О.А., Саркисян В. А. Эффективность комплексного использования сжиженного природного газа в качестве энергоносителя и моторного топлива // Нефть, газ и бизнес. 2006 № 1−2, С. 12−16.
  36. , О. А. и др. О проблемах создания экспортного коридора для поставок углеводородов из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона // Нефть, гаэ-и бизнес. 2006. — № 1−2. — С. 112−117.
  37. О.А., Шамис JI.B. Концепция и методы расчетов эффективности научных разработок и инновационных проектов в системе ОАО «Газпром» // Нефть, газ и бизнес. 20 061.2, С. 21−25.
  38. О. А, Саркисян В, А Перспективы сжиженного природного газа на энергетических рынках // Газовая промышленность, № 3. 2005. С. 74 -79.
  39. О.А. Организация инновационного развития государственной корпорации. Газовая промышленность, № 7,2007, С. 44−49.
  40. Х.А., А.Ф.Филипп. Виртуализация как возможный путь развития управления. // Проблемы теории и практики управления, № 5,1999, С. 1217.
  41. С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 343 с.
  42. П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 1998. — 243 с.
  43. А.Е. Методические подходы к разработке развития транспортного комплекса северных территорий М.: СОПС, 2005. — 128 с.
  44. О. Атлантический рынок СПГ: США // Нефтегазовая вертикаль, № 3,2006, С. 42−48*
  45. В.А., Скобелев П. О. Мультиагентные системы для моделирования процессов самоорганизации и кооперации // Proc. of Х1П International Conferention on the Application of Artificial Intelligence in Engineering, Galway, Ireland, 1998, pp. 91 96. 5
  46. H. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. № 9, 2005, С. 48−56.
  47. А. А. Инновационное управление бизнес-процессами в газотранспортных предприятиях с учетом анализа техногенного и финансового рисков, автореферат. Тульский госуниверситет, 2007. 27 с.
  48. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. С-Пб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. — 192 с.
  49. С.Ю. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности. М: Наука, 2006. 880 с.
  50. С.Ю., Львов Д. С. Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования. — М.: Наука, 2002. 156 с.
  51. В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. М: ЮНИТИ, 2003. 400 с.
  52. Д.И. Статистические методы сетевого планирования и управления. М.: Наука, 1978. -101 с.
  53. О.Г. Инновационная система России: Модель и перспективы её развития. Выпуск 2. М: Изд. РУДН, 2003 г. 234 с.
  54. Л.Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. — СПб.: Государственный инженерно-экономический университет, 2005. 158 с.
  55. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент/ Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.
  56. М.С. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. -М.: Альпина, 2003. 267 с.
  57. Горбунов B. JI, Инновационное предпринимательство и условия его развития. Материалы Международного форума «Инновационные технологии и системы» — Минск, 2006. — 67 с.
  58. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"-—одобрена распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р / М-во образования и науки РФ // Инновации. 2006. — № 3. — С.3−5.
  59. В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров „Управление развитием организации“. Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2006 — 272 с.
  60. JI.K. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности регионов // Инновации. 2006. — № 3. -С.22−27.
  61. А., А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005. — 351 с.
  62. Ю.И. Исследование операций. М.: Высшая школа, 1986. — 113 с.
  63. П. Инновации и предпринимательство. М.: Олимп, 2002 г. — 299 с.
  64. А.З. Содержание и эффективность инновационного проекта //
  65. В.В. Технико-экономические вопросы проектирования и строительства систем морской транспортировки газов ЧП „И.А. Гудым“, Николаев, 2002.-113 с.
  66. И.А. Инновационный менеджмент. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2004−288 с.
  67. , Н.- Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Рос. экон. журн. М., 1995. — N 12. — С. 76−81.
  68. А.С. Перспективы использования сжиженного газа // Современные технологии управления в социально-экономических системах и адаптационные возможности российской экономики. М: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006 С. 6773.
  69. А.С. Поставки СПГ как инвестиционный фактор развития трубопроводной сети Северной Америки // Газовая промышленность, № 5,2007 -С. 43−46.
  70. А.С. Перспективы России на мировом рынке сжиженного природного газа // Нефть, газ, бизнес, № 4,2007, С. 14−19.
  71. Иванченко А. С, Построение системы управления инновациями в сфере транспортировки энергоносителей // Компьютерные технологии поддержки принятия решений в диспетчерском управлении газотранспортными и газодобывающими системами, ВНИИГАЗ, 2007, С. 45−46.
  72. А.С. Взаимосвязь условий контрактов на поставку СПГ с привлечением проектного финансирования // Интеграл, № 5. 2007 — С. 32−34.
  73. Иванченко А. С, Применение инновационных решений в транспорте газа // ИРЦ Газпром, № 9,2007, С. 41−45.
  74. П.И. Национальные инновационные системы. М: Наука, 2002 г., 298 с.
  75. С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М., 2002. -341 с.
  76. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / под ред. Ю. В. Яковца. М: РАГС, 2004. — 186 с.
  77. Инновационное ускорение как фактор экономического развития (на примере производства стали) // Инновации. 2006. — № 3. — С.84−92.
  78. Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания: Сб. статей / отв. ред. Ю. Г. Волков. — Ростов, 2005. 201 с.
  79. Инновационный менеджмент: Справ, пособие/ под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, JI. Э. Миндели.—ЦИСН Миннауки РФ и РАН — 2-е. изд.— 1998. 145 с.
  80. Инновационное предпринимательство, его ' риски и обеспечение безопасности. / под. Ред. Кулагина А. С., СПб: Наука, 2005. 82 с.
  81. Интернет-ресурс: Сайт „Технопарки, экономика, бизнес“. -http.7/technopark.al.ru/tpart/tpark.htm
  82. Интернет-ресурс: Сайт компании. ОАО „Газпром“. -http://www. gasprom.ru
  83. Информационное сообщение РИА Новости от 22.12.2005.
  84. А.И. Новый подход к формированию инновационного законодательства // Инновации. 2006. — № 3. — С. 12−17.
  85. М., Громов А., Технологии для виртуальных предприятий, Открытые системы, № 4,2000. 204 с.
  86. Е. Научные парки и технологические инкубаторы // Теория и практика создания научно-технологических парков и инкубаторов бизнеса. М.-Ташкент, 1993. С. 29−33.
  87. С.И. Законопроекты, определяющие пути инновационного развития российской экономики: Интервью // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. — № 7. — С.92−97.
  88. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт // Сборник статей под ред. А. А. Петруненкова и Н. М. Фонпггейн, М.: „ЗелО“, 1997. -48 с.
  89. Г. Д. Инновационные коммуникации. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 56 с.
  90. А.Э. Прогноз глобального энергообеспечения: методология, количественные оценки, практические выводы П Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. — № 5. — С. 18−27.
  91. Г. А., Шайбаков Л. Ф. Основы государственного управления инновационными процессами. Изд. СПб. Гос. инж.-экон. Академии, 1997. -267 с.
  92. С. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 9. — С. 19−27.
  93. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М: Наука, 2004. 673 с.
  94. .Н., Яковец Ю. В. Россия-2050. Стратегия инновационного прорыва.- М.: Экономика, 2004.- 632 с.
  95. ЮЗ.Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. М^ Питер, 2006.-800 с.
  96. О.Н. Регулирование параметров логистической концепции „точно в срок“ на основе методов оценки надежности процесса транспортировки // Транспортные потоки: Информационно-аналитическая газета. 2001 г., № 4. С. 7−14.
  97. О.И. Теория и методы принятия решений М.: Логос, 2000 -296 с.
  98. К.К. Прогнозы развития мирового рынка СПГ // Газовая промышленность № 6,2007, С. 43−45.
  99. Логистика: Учебное пособие / Под ред. профессора Б. А. Аникина. -Москва, 1997. 325 с.
  100. B.C. Эффективность инноваций // Экономика строительства, № 9,1998.-256 с.
  101. А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельностикомпании // Проблемы теории и практики управления, 2003.-№ 4. С. 8997.
  102. М.А. Компьютерные системы в оценке эффективности инвестиционных проектов // Материалы международной конференции „Управление проектами“, Санкт-Петербург, 2005 г., С. 45−58.
  103. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 20t)5. — 240 с.
  104. А. Энергия для планеты, Доклад Председателя Правления ОАО „Газпром“ Алексея Миллера на XXIII Мировом газовом Конгрессе, 6 июня 2006 г., Амстердам. 15 с.
  105. .З. Теория организации. М: ЮНИТИ, 2006. 720 с.
  106. . Управление знаниями в современной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 9. — С.8−13.1X5. Миндели Л. В. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. М: Экономика, 2006. — 518 с.
  107. , Л.В. Пипия, Л.К.- Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / М-во науки и техн. политики Рос. Федерации, РАН. -М.: Центр исслед. и статистики науки, 1995. 44 с.
  108. Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005- 446 с.
  109. Л.П. Основы нефтегазового производства. М: Нефть и газ, 2005. — 274 с.
  110. Научно-технический отчет № 2345 -М.: ВНИИГАЗ, 1999. 101 с.
  111. Нефть и газ: Тематические страницы // Коммерсантъ-Дейли. 2006. — 21 ноября. — № 217. — С.27−38.121.0льве Н. и др. Сбалансированная система показателей. М.:-Диалектика, 2006. — 235 с. 122.0рлов Ю. Сжиженный природный газ энергоресурс будущего //
  112. Нефть, газ и энергетика, № 2,2006, С. 31−36.123.0сновы инновационного менеджмента: Теория и практика / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Мин дели. М., Экономика, 2000. 310 с.
  113. М. Тенденции развития финансирования научно-исследовательских организаций в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 9. — С.57−62.
  114. И. Нововведения в организациях. М. „Экономика“, 1997. 141 с.
  115. К.И., Лазаренко Н. Е. Экспертиза в научно-технической сфере: методология и организация. М: Изд. РАГС, 2003. 156 с.
  116. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина, 2005. — 561 с.
  117. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноваций). — М.: ЮНИТИ, 1999. — 184 с.
  118. B.C. Вопросы управления инновационной деятельностью в России // Современное управление. 2006. — № 10. — С.49−56.
  119. Проблемы развития инновационной деятельности в России // Инновации. 2006. — № 3. — С.111−120.
  120. М. Международная конкуренция. М: „Международные отношения“, 1998 г. 890 с.
  121. Проблемы экономики газовой промышленности сборник статей / под ред. Лазаревой Т. К. — М: Газоил-пресс, 2004. — 352 с.
  122. А.В. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. 2006. — № 5. — С. 127 137.
  123. Я.Р. Аналитические основы принятия управленческих решений. М."Финансы и статистика», 1999. 137 с.
  124. Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. М., Изд. МЭИ, 1997. -360 с.
  125. Ю.И. Управление запасами. М.- Наука, 1969. — 123 с.
  126. С.А., Акопов П. Л., Мельникова Г. В. Научно-техническое прогнозирование и программно-целевое планирование в машиностроении. М.: Машиностроение, — 1987. — 48 с.
  127. Саркисян В, А Экономические проблемы газификации и использования СПГ // АвтоГазоЗаправочный Комплекс. 2002. С. 45−49.
  128. В.А., Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития. Менеджмент в России и за рубежом, 2002.- № 5. -С. 45−48.
  129. Д.А., Стариченков А. П. Транспортные комплексы как сложная взаимосвязанная система транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии, 2005, № 2. С. 5−7.
  130. Словарь инновационных терминов, публикация на сайте http://www.pfo-perm.ru/Dictionary.asp
  131. А. И. Информационная глобализация и Россия. Вызовы и возможности. М.: Парад, 2005. — 248 с.
  132. Г. А. Сущность понятия «инновация» и его классификация. // Инновации, № 13,2006. С. 12−16.
  133. СтровскийЛ.Е. Внешний рынок и предприятие. — М.: Финансы и статистика, 1993. -119 с.
  134. США: организационные проблемы управления / под ред. Б. З. Мильнера. М.: Бизнес-книга, 1996.-271 с.
  135. А.Ф. Технополисы и технопарки за рубежом: опыт организации и управления. Екатеринбург, 1997. 89 с.
  136. Д. Пространственные связи // Энергия промышленного роста. 2006. — № 4. — С.21−23.
  137. В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления //Автоматизация проектирования, № 4,1998. 304 с.
  138. . Управление научно-техническими нововведениями. М."Экономика", 1999. 191 с.
  139. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / под ред. Ю. В. Яковца. М., Межд. Фонд Н. Д. Кондратьева, 1997. 184 с.
  140. Технопарки: организация и управление. М., Изд. МЭИ, 1997. 164 стр.
  141. Транспортная стратегия Российской федерации. Основные гипотезы развития отраслевых систем. Машиностроение // Сайт Министерства транспорта РФ: http. V/www.mintrans.ru.
  142. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций // Сборник статей под ред. Н. М. Фонштейн, М., ЦКТ АНХ, 1999. 56 с.
  143. , В.Ю.- Организационные модели управления инновационным процессом в технопарках высшей школы: Автореф. дис. канд. экон. наук / Санкт-Петербург. Ун-т экономики и финансов. СПб., 1995. — 95 с.
  144. А. А. Производственные функции и функции затрат. Экономический обзор. Теория фирмы. СПб: Экономическая школа, 2000 г. 229 с.
  145. Управление инновациями: Факторы успеха новых фирм. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Фонштейн Н. М. М.: Дело, 1995. — 223 с.
  146. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учеб. Пособие / под. ред. проф. Э. Э. Батизи. — М.: ИНФРА-М, 1998. -167 с.
  147. Управление инновациями. Кн. З: Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учебное пособие. Кн.З. / под ред. Шленова Ю. В. 2003. -241 с.
  148. Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина М., ИНФРА-М, 1998. — 319 с.
  149. Управленческие нововведения в США: проблемы внедрения / под ред. Ю. А. Ушакова. М. Финам, 2004. 147 с.
  150. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. М: Изд. ГАУ, 1995 г.-366 с.
  151. Р.А. Инновационный менеджмент. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. — 609 с. г
  152. , Д.С.- Территориальные формы технологических инноваций // Изв. РАН. Сер. геогр. М., 1995. — N 4. — С. 86−94.
  153. С. А. Концепция новой инновационной управленческой культуры и глобальный менеджмент // Инновации. 2006. — № 3. — С.69−74.
  154. В. Американская модель инновационной деятельности в малом бизнесе. // США: экономика, политика, идеология, 1994, № 6. С. 18−24.
  155. В. Организационные формы инновационного предпринимательства // Экономист, 1994, № 6. С. 6−10.
  156. С. «Роль инноваций в системе мирового хозяйства» // Интернет-сайт Geopub.- http://geopub.narod.rii/student/fokin/l/4.htm.- февраль, 2000.
  157. А.Н., Гейгер Э. А. Менеджмент инноваций: теория и практика. Изд. Российской Ак. Гос. Службы, М., 1998. 210 с.
  158. Я. О. Совершенствование управления инновационным потенциалом организации (на примере индустрии туризма). -автореферат дисс. канд.экон. наук, Санкт-Петербург, 2006. 27 с.
  159. Э. Российско-норвежское сотрудничество в изучении геологического строения и углеводородного потенциала Западной Арктики // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2006. № 5. — С.70−77.
  160. Е.С. Бизнес-инкубаторы в России: анализ современного состояния и направления развития // Менеджмент сегодня. 2006. — № 5. -С.28−30.
  161. Д. Как измерить инновации? // Управление Компанией. -2006. № 2. — С.50−53.
  162. В. Вступительное слово к заседанию министров энергетических стран Группы восьми, Прайм-Тасс, 16.03.2006.
  163. Т.В. О концепции технологических укладов и приоритетах инновационного развития Украины // ИнвестКонсалтинг, 2005.
  164. А.А. Показатели эффективности инноваций на макроуровне: основные тенденции и расчёты инновационного индекса // Инновации. -2006. № 3. — С.38−46.
  165. Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. — М.: ИНФРА-М, 1997. 263 с.
  166. У.Ф. Инвестиции. М: Инфра-М, 2006. 1028 с.
  167. В.Д., Мазур И. И. и др. Управление проектами. — М.: Высшая школа, 2001. 241 с.
  168. А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М: ИНФРА-М, 2000 г. -142 с.
  169. В. Инновации в рационализации // ЖУК. Журнал Управление Компанией. 2006. — № 2. — С.46−49.
  170. Г. Лицензионный договор: Пер с нем. А. К. Кудряшова и В. В. Драгунова / под. ред. М. М. Богуславского. — М.: Прогресс, 1988. 41 с.
  171. Й. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. — М.: Экономика, 1995. 156 с.
  172. И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1992.-98 с.
  173. Электронное правительство: Рекомендации по внедрению в Российской Федерации. М.: Эко-Трендз, 2004.-41 с.
  174. Ф. Теория инноваций. -М.: Инфра-М, 2002. -308 е.
  175. Afuah, A.N. Bahram, N.- The hypercube of innovation // Research policy. -Amsterdam, 1995. Vol. 24, N 1. — Pp. 51−76.
  176. Comission, Coast Guard, DOT Sign Interagency Agreement to Coordinate Review of LNG Terminal Safety, FERC Press Release, February 11, 2004. -Pp. 12−16.
  177. Drucker P.F. Teclinology Management and Society. — L.1970. 132 p.
  178. Drucker P.F. The New Realities. Oxford, 1996.-314 p.
  179. Economics, Chapman and Hall, London, 1990. Pp. 12−16.
  180. Golomberg R., Hoel M. The resource rent for Norwegian natural gas // 1 Recent Modelling Approaches in Applied Energy, vol. 11, 2006, № 12, Pp. 1016.
  181. Green paper on innovation, Luxembourg, 2005. -12 p.
  182. Grossi G. Promoting Innovation in a Big Business // Long Range Planning, vol. 23, 2004, № 1.-Pp. 41−57.
  183. Freeman, Ch. Hagedoorn, J.- Convergence and divergence in the internationalization of technology // Technical change and the world economy. Aldershot- Brookfield, 1995. — Pp. 34−82
  184. Hartwick J.M. Intergenerational equity and the investing of rents from exhaustible resources. American Economic Review, v. 67, 2002. No. 5. Pp. 972−974.
  185. Hippei V. L U. S. high technology trade and competitiveness. Staffreport. — U.S. Departament of Commerce. 1985. P. 19.
  186. Hotelling H. The Economics of Exhaustible Resources. Journal of Political Economy, № 2.1931. Pp. 137 — 175.
  187. Huizinga, H.- Taxation and the transfer of technology by multinational firms // Canad. j. of economics = Rev. canad. d’economique. Toronto, 1995. — Vol. 28, N 3. — Pp. 648−655.
  188. International Energy Outlook, EIA, 2007. Pp. 9−25.
  189. The Global LNG Market: Status & Outlook, Institute for Energy, Law & Enterprise, December 2003. Pp. 30−48.
  190. Kingston W. The Political Economy of innovation // The Hagne. 1994. Pp.12.16.
  191. Kritzman M. The Minimum-Risk Currency Hedge Ration and Foreign Assets Exposure // Financial Analysts Journal, № 5,2006. Pp. 79−80.
  192. Liyanage, S.- Breeding innovation clusters through collaborative research networks // Technovation. Amsterdam, 1995. — Vol. 15, N 9. — Pp. 553−567
  193. Madu, Ch.N.- Management of new technologies for global competitiveness. -Westport (Conn.) — L.: Quorum books, 1993. XIV. — 383 p. '
  194. Martin R. The Regional Dimension in European Public Policy: Convergence or Divergence? Macmillan, Basingstoke, 1999. 101 p.
  195. Miles, D.- Constructive change: Managing international technology transfer LO. Geneva: Intern, lkbour office, 1995. — XI. -138 p.
  196. Mendell S., Ennis D. Looking at innovation strategies //Research Management. 1985. Vol. 28. № 3. Pp.33−42.
  197. More, E. Irwin, H.- Technology transfer: Technocultures, power and communication the Australian experience // J. of inform, science. — L., 1995. -Vol. 21, N3.-Pp. 149−159.
  198. Paul W. LNG Infrastructure Security: Background & Issues for Congress // CRS Report to Congress, September 9,2003. Pp. 12−26.
  199. Riggs H.E. Managing high-technology companies Belmont. 1983. 312 p.
  200. Rosser B. What Is an Architectural Style? // Gartner Research. Gartner, Inc., 2002. -Pp. 47−56.
  201. J.D., Warner A.M. 1997. Natural resource abundance and economic growth // NBER Working Paper 5398 by Center for International Development and Harvard Institute for International Development. Pp. 67−78.
  202. J.D., Warner A.M. 2001. The curse of natural resources, European Economic Review, v. 45. Pp. 827−838.
  203. Souder, W.E. Sherman, J.D.- Managing new technology development. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1994. — XVI. — 348 p.
  204. Stone, D.- Analyzing successful business strategies // Bio-technology. -N.Y.- L., 1994. Vol. 12, N 3. — Pp. 226−227
  205. Taylor C. Trends & Developments in the LNG Industry, an Appendix of Potential Supply of Natural Gas 2002 // Potential Gas Committee. Pp. 8998.
  206. Vijay Govindarajan, Chris Trimble, Not all innovation are Equal // Harvard Business School, Working knowledge, 12.05.2005. Pp. 31−39.
Заполнить форму текущей работой