Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия на основе концепции контроллинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость приспособления предприятия к динамичным, неопределенным внешним воздействиям требует применения более совершенных методов и инструментов управления, позволяющих своевременно оценить ситуацию и предпринять необходимые действия. Для решения поставленных в диссертации задач применялись методы экономического и статистического анализа, прогнозирования, экспертных оценок, управленческого… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ современных подходов к принятию управленческих решений на предприятии
    • 1. 1. Место и роль управленческих решений в системе управления предприятием
    • 1. 2. Существующие подходы к принятию решений и их влияние на построение системы управления
    • 1. 3. Контроллинг как система информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений
    • 1. 4. Актуальность проблемы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия
  • 2. Теоретико-методологические подходы к информационно -аналитическому обеспечению принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия
    • 2. 1. Теоретические основы информационно-аналитического обеспечения процесса управления предприятием
    • 2. 2. Формирование продуктовой программы предприятия на основе внешней эффективности
      • 2. 2. 1. Исследование рыночных позиций продуктов
      • 2. 2. 2. Оценка факторов влияния на реализацию продуктовой программы
      • 2. 2. 3. Система показателей для оценки эффективности продуктовой программы
    • 2. 3. Оценка альтернативных продуктовых программ на основе внутренней эффективности
      • 2. 3. 1. Методика и алгоритм выделения центров ответственности
      • 2. 3. 2. Методика и алгоритм расчета затрат по местам их возникновения
      • 2. 3. 3. Методика и алгоритм расчета затрат на единицу продукции
  • Выводы по главе 2
  • 3. Практические аспекты создания системы информационно аналитического обеспечения принятия управленческих решений
    • 3. 1. Организационно-структурные предпосылки принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия
    • 3. 2. Информационно-аналитическое обеспечение системы планирования и контроля для принятия и реализации управленческих решений по продуктовой программе
    • 3. 3. Планово-контрольные расчеты для принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия
    • 3. 4. Практика оценки эффективности продуктовой программы предприятия
  • Выводы по главе 3

Разработка системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия на основе концепции контроллинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные условия хозяйствования, в которых оказались российские предприятия, существенно изменяют содержание управленческой деятельности. Эти изменения связаны с новыми требованиями, предъявляемыми к системе управления: усиление ориентации на продукты и потребителей, создание гибких организационных структур, поддержка предпринимательского стиля мышления, осознание качества работы и ответственности на всех уровнях управления.

С содержательной точки зрения, эффективность управления существенно зависит от внешних по отношению к предприятию обстоятельств, при которых внутренняя рациональность, при всей ее важности, отходит на второй план.

Необходимость приспособления предприятия к динамичным, неопределенным внешним воздействиям требует применения более совершенных методов и инструментов управления, позволяющих своевременно оценить ситуацию и предпринять необходимые действия.

Совершенствование управления предприятием существенным образом зависит от повышения эффективности принимаемых управленческих решений.

Важность функции принятия решений в процессе управления определяется, с одной стороны, ее необходимостью для осуществления всех других функций управления, а с другой стороны, представлением управленческого решения в качестве продукта деятельности руководителя любого уровня управления.

Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методологических основ и организационно-экономических моделей для информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений по продуктовой программе предприятия, способствующих повышению эффективности управления в условиях динамичного развития рыночной среды.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи теоретического и прикладного характера:

— на основе теории управления и принятия решений определить влияние подходов, используемых при принятии управленческих решений, на построение системы управления предприятием;

— обосновать возможность применения концепции контроллинга для создания системы информационно-аналитической поддержки управления продуктовой программой предприятия;

— предложить теоретические подходы к информационно-аналитическому обеспечению процесса принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия;

— разработать методические и инструментальные средства информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений по продуктовой программе предприятия.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе подготовки и принятия управленческих решений относительно продуктовой программы предприятия, а также методологические подходы к совершенствованию информационного обеспечения процесса.

Объектом исследования служит система информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на предприятии.

Теоретической основой исследования явились теория управления, теория принятия решений, системный анализ, концептуальные положения системы контроллинга, представленные отечественными и зарубежными авторами.

Информационной базой исследования послужили теоретические и методические разработки по рассматриваемой проблеме, материалы и данные, собранные при практической реализации положений диссертации.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись методы экономического и статистического анализа, прогнозирования, экспертных оценок, управленческого учета, экономико-математическое моделирование, а также информационные технологии.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— сформулированы теоретические подходы к подготовке и принятию управленческих решений, позволяющие выделить релевантную информацию и определить способы ее аналитической обработки, с учетом воздействия динамично развивающейся внешней среды;

— предложены методологические подходы к формированию и оценке перспективных областей бизнеса, позволяющие осуществить выбор из альтернативных предложений в зависимости от рыночной ситуации;

— разработан механизм экономических расчетов на основе стоимостных показателей для оценки эффективности продуктовой программы, позволяющий учитывать многоцелевой характер управленческого решения и координировать цели разных уровней управления;

— разработана комплексная расчетная модель для повышения обоснованности управленческих решений по распределению экономических ресурсов, позволяющая учитывать необходимую степень детализации.

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в следующем:

— разработанные инструментальные средства анализа рыночных позиций продуктов и оценки потенциала предприятия позволяют выделить существующие и будущие ключевые области бизнеса при формировании продуктовой программы;

— предложенная матрица принятия решений позволяет проводить ранжирование продуктов и осуществлять выбор из продуктовых альтернатив;

— предложенная количественная оценка факторов влияния внешней и внутренней среды предприятия на продуктовую программу позволяет спрогнозировать степень достижения целей;

— разработанные аналитические средства позволяют произвести оценку эффективности существующей и/или планируемой продуктовой программы;

— разработанный алгоритм расчета затрат на единицу продукции позволяет произвести уточненное калькулирование себестоимости продукта на основе процессного подхода;

— предложенные формы для документирования, связанная с ними первичная информация и расчеты, могут быть использованы в качестве основы при построении информационной системы предприятия.

По теме исследования опубликовано 6 печатных работ.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Выводы по главе Э.

Разработана принципиальная продуктоориентированная модель организационной структуры предприятия, обеспечивающая ориентацию на рынок и конкуренцию, повышение управляемости. Предложено и обосновано применение интегрированной системы планирования для информационно-аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений, включающей систему планов и расчетов, структурирующих информационные потоки. Разработана модель встречного целевого планирования, которая в совокупности с предложенной системой показателей позволяет осуществить выбор наилучшей продуктовой программы по критерию достижения поставленных целей.

Представлены практические аспекты расчета доходов и затрат по продуктовой программе предприятия, позволяющие произвести оценку эффективности реальной продуктовой программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа основных положений теории управления и принятия решений, выявлена значимость влияния подходов, используемых при принятии управленческих решений на построение системы управления предприятием.

Обосновано применение методологии контроллинга для информационно-аналитической поддержки управления продуктовой программой коммерческой организации.

Разработаны теоретические положения по информационно-аналитической поддержке процесса принятия управленческих решений по продуктовой программе, обеспечивающие выделение релевантной информации во внешней и внутренней среде предприятия. Предложены критерии выделения ключевых областей бизнеса для определения направлений и масштабов развития предприятия при формировании продуктовой программы.

Разработан механизм экономических расчетов на основе стоимостных показателей для оценки продуктовой программы, позволяющий учитывать многоцелевой характер управленческого решения. Разработана комплексная расчетная модель для повышения обоснованности управленческих решений по распределению экономических ресурсов, позволяющая учитывать необходимую степень детализации.

Предложена модель интегрированного планирования и расчетов в качестве основы информационно-аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений по продуктовой программе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Л. И. Евенко, — М.: Экономика, 1989. 519 с.
  2. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  3. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. -151с.
  4. Н.Э. Экономика фирмы- Учебное пособие / Ин-т международного права и экономики. -М.: Юрист, 1997. 253 с.
  5. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  6. С.Д., Гурвич Ф.Г Экспертные оценки для принятия плановых решений. М.: Экономика, 1976. 79 с.
  7. Т.В. Математика финансового менеджмента. М.: Перспектива, 1996.-82 с.
  8. Э.И., Майминас Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981. — 328 с.
  9. В.М., Лахова Е. В. Международные стандарты бухгалтерского учета. Основные принципы и приемы конвертации. М.: Аудитор, 1998. -72 с.
  10. АР. Управление финансовыми потоками и реинжиниринг предприятий, банков и инвестиционных компаний. М.: ИНФРА-М, 1997.- 198 с.
  11. В.Л., Мельникова Е. Н. Основы прогнозирования систем: Учебное пособие для ВУЗов. М: Высшая школа, 1986. — 458 с.
  12. В.А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии: Учебник. М.: ИИД Филин, 1999. — 328 с.
  13. Гражданский кодекс Росссийской Федерации. М.: НОРМА, 1997, — 560 с.
  14. К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ Аудит, 1994. 560 с
  15. К. Учет затрат методом стандарт-кост. М.: ЮНИТИ Аудит, 1998. -224 с.
  16. Л.Г. Теория и практика принятия решений— М.: Экономика, 1984, — 176 с.
  17. А.И. Модели учета и анализа в коммерческом банке / Под общ. ред. А. Е. Евтюшкина. Калининград: Янтар. сказ, 1997. -208 с.
  18. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. -М.: Финансы и статистика, 1992. 192 с.
  19. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. М.: Финпресс, 2000. 384 с.
  20. А.А., Востриков Г Г Функционально-стоимостной анализ / МИХМ -М&bdquo- 1989.-279 с.
  21. Идеи, проекты, продукция. Актуальные вопросы исследований и разработок: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. -215 с.
  22. Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ Банки и биржи, 1997. — 212 с.
  23. А.И., Кремер Н.III., Савельева Т. Н. Математические методы и модели в планировании М.: Экономика, 1987. — 240 с.
  24. A.M. Информатизация контроллинга: Учебное пособие. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 83 с.
  25. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
  26. A.M., Ряховская О. Н. Стратегический и оперативный контроллинг // Российское предпринимательство. Контроллинг в России. 2001. -№ 1. С. 105−111.
  27. A.M. Фалько С. Г. Оценка эффектов инноваций и экономической эффективности управления инновационными процессами: Методические указания. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 60 с.
  28. Т.П. Управленческий учет. М.: ЮНИТИ, 2000.-350 с.
  29. Кац Г. Б., Ковалев А. П. Технико-экономический анализ и оптимизация конструкций машин. М.: Машиностроение, 1981. — 214 с.
  30. А.П. Компьютерные системы в управлении финансами. М.: Финансы и статистика, 1994. — 312 с.
  31. И.Г. Основы управленческого учета. М.: Финансы и статистика, 2000. — 197 с.
  32. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. -М.: ЮНИТИ Аудит, 1999. 297 с.
  33. Контроллинг в бизнесе: Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько М.: Финансы и статистика, 1998,256 с.
  34. Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1980. — 112 с.
  35. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, 1995. -702 с.
  36. С.В. Управление затратами. СПб.: Питер, 2000. — 154 с.
  37. М.С. Математика для экономических специальностей. М.: ИНФРА-М, 1998.-464 с.
  38. Д.А. Кто не планирует тот не управляет // Банковские технологии. — 1996. -№ 6, — С. 21−23.
  39. Д.А. Формируем оптимальный банковский портфель //Банковские технологии. 1997. № 5. С. 36−41.
  40. О. И. Мошкович Н.М. Качественные методы принятия решений. -М.: Наука. Физматлит, 1996 208 с.
  41. С. Эконометрические методы и задачи. М.: Статистика, 1971. -142с.
  42. Я.Р., Катышев П К., Пересецкий А. А. Эконометрика: Начальный курс. М.: Дело, 1997. — 248 с.
  43. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  44. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. Ю. Г. Жукова — Под ред. В. Б. Ивашкевича. М.: Финансы и статистика, 1995. -304 с.
  45. Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. -М.: УРСС, 2000. 223 с.
  46. Математика в экономике: Учебник- В 2-х ч. / А. С. Солодовников, В. А. Бабайцев, А. В. Браилов, И, Г. Шандра. М.- Финансы и статистика, 1998. -4.2. — 1999. — 376 с.
  47. Математические модели в экономике. Модель Вильсона управления запасами: Метод, разработка / Моск. гос. ин-т электроники и математики- Сост. Т. А. Конюхова, А. И, Орлов. М., 1994. — 30 с.
  48. С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. -М.: Финансы и статистика, 1993. 128 с.
  49. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1997.-704 с.
  50. Менеджмент: Учебное пособие / Общ. ред. Ж. В. Прокофьевой. М.: Знание, 2000. — 288 с.
  51. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М.: Наука, 1996.-687 с.
  52. Микроэкономическая теория рынков продукции. М.: Наука, 1995 — 731 с.
  53. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ, 2000.-254 с.
  54. Н.К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. 221 с.
  55. Н.К., Карпунин М. Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. М.: Высшая школа, 1988. — 192 с.
  56. Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. — 136 с.
  57. Э. Принять решение, но как?. Пер. с нем. — М.: Мир, 1987 — 198 с.
  58. О.Е., Шишкова Г. В. Управленческий учет. М.: УРСС, 2000. -452 с.
  59. В.В. Организация экономической работы в производственном объединении машиностроения. М.: Машиностроение, 1989. — 144 с.
  60. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. ~ М.: Финансы и статистика, 1997. 336 с.
  61. А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979.-296 с.
  62. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 168 с.
  63. Планирование финансовой деятельности банка. необходимость, возможность, эффективность / Д. А. Лаптырев, И. Г. Батенко, А. В. Буковский, В. И. Митрофанов М.: АСА, 1995. — 93 с.
  64. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1989. 187 с.
  65. П. Банковский менеджмент : Пер. с англ. М.: Дело Лтд, 1995 — 768 с.
  66. О.Н. Контроллинг в банке // Тезисы докладов научно-технической конференции, посвященной 170-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. М&bdquo- 2000. — С. 99
  67. О.Н., Карминский A.M., Живага А. А. Информатизацияконтроллинга. Общие принципы // Российское предпринимательство. Контроллинг в России. 2001. — № 3. — С. 91−94
  68. О.Н. Принятие решений как основа построения системы управления //Российское предпринимательство. 2001. -№ 11. — С.15−20.
  69. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. М.: Пресс-Эксперт, 1997. — 176 с.
  70. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер с англ. / Общ.ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
  71. Дж. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. -М.: Catallaxy, 1994. 820 с.
  72. А.С., Бабайцев В. А., Браилов А. В. Математика в экономике: Учебник. В 3-х частях. М.: Финансы и статистика, 1998. 4.1. — 1998. -224 с.
  73. А.А. Компьютеризация финансового анализа и прогнозирования в банке / Под ред. Г. А. Титоренко. М.: Финстатинформ, 1998. 96 с.
  74. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы. Логистикоориентированное проектированиебизнеса / А. Д. Канчавели, А. А. Колобов, И. Н. Омельченко и др.- Под ред.
  75. A.А. Колобова, И. Н. Омельченко. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. -600 с.
  76. Н.В., Матегорина Н. М. Статистика, — Р.нД: Феникс, 2000. 562 с.
  77. Д. Оптимальное проектирование: Пер. с англ.-М.: Мир, 1981 205 с.
  78. Управление затратами на предприятии / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова,
  79. B.П. Кустарев и др. СПб.: Бизнес-пресса, 2000. — 277 с.
  80. Управление машиностроительным предприятием / Под ред. С. Г. Пуртова, С В. Смирнова. М.: Высшая школа, 1989. 240 с.
  81. Управленческий учет / Под ред. А. Д. Шеремета. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. -640 с.
  82. С.Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.:• МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 111 с.
  83. С.Г. Организация и управление инновационной деятельностью на предприятии. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 126 с.
  84. С.Г., Кивва Т. П., Ряховская О. Н. Практические аспекты контроллинга в коммерческом банке // Аналитический банковский журнал. -2000. -№ 12(67). С. 93−95.
  85. С.Г., Носов В.М, Контроллинг на предприятии / О-во Знание. М., 1995.-80 с.
  86. Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. М.: Бизнес-школа, 1999. 240 с.
  87. П.С. Теория полезности при принятии решений: Пер. с англ. /Под ред. Н. Н. Воробьева. М.: Наука, 1978. — 352 с.
  88. Х.Й. Инструменты контроллинга от, А до Я: Пер. с нем. / Под ред. M. J1. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 1998.-288 с.
  89. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. /Под ред. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  90. Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров:
  91. Пер. с англ. -М.: Наука, 1972. 400 с.
  92. Ценообразование и рынок / Под ред. Е. И. Пунина и С. Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992. — 342 с.
  93. Ценообразование и ускорение научно-технического прогресса в машиностроении / Под ред. А.Г. Гогоберидзе- НИИ по ценообразованию. М., 1987. 227 с.
  94. Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. И. К. Селимжанова. М.: Финстатинформ, 1996. 253 с. ш
  95. В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996. 272 с.
  96. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Дело, 1992. — 320 с.
  97. Е. М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1977. — 200 с.
  98. Э., Шюрц О. Статистические методы управления качеством. М.: Мир, 1976. — 598 с.
  99. Е.Б., Пономарева НА., Купчинский В. А. Финансово -аналитическая служба в банке: Практическое пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — 144с.
  100. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебное пособие для вузов / В В. Федосеев, А. Г. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др.- Под ред. В В. Федосеева. М,. ЮНИТИ, 1999. 391 с.
  101. Настоящий акт составлен в том. что результаты научного исследования, отраженные в диссертационной работе Ряховской О. Н. нашли практическое применение на предприятии электротехнической промышленности ООО «Специальные системы и технологии».
  102. ЩЩШШгЕЗЗЕЛЗГПЗТ^^ ,.. f>.4,.
  103. Россия, 117 704, Мссква, ГСП-1, пр-т Вернадского, д, 41 Тел. (CS: 555−9982,432−6873 Факс (095) 431 -2794 S.W.I.kT. ШРЙШМ, Е-mail: mfgpb'^gazpro'm.ги1. T/C-P-l JffC Ж СГ. &CC',
  104. AX i о знедрении результатов научно-исследовательской работы
  105. Насся-ний ак"" составлен з тем. что научные положения л результат^! исследования, предсазленнье б диссертационной работе Ряхсвской О. Н. используются в деятельности Мссксзсксг: филиала коммерческого банка «Газпромбанк».
  106. Управляющий Московским филиалом «Газпромбанка"i .П. Киева
Заполнить форму текущей работой