Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что организационно-педагогическими условиями формирования муниципальной системы физической культуры школьников являются: учет интересов и потребностей школьников в различных видах ф из культурно-спортивной активностипостроение организационно-управленческой модели муниципальной системы физической культуры школьниковвовлечение администрации и педагогического коллектива образовательных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Анализ современного состояния физического развития школьников и факторов, его определяющих
    • 1. 2. Основные направления деятельности по укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях
    • 1. 3. Система управления в отрасли физической культуры и спорта
    • 1. 4. Организация физической культуры и спорта в сфере досуга школьников
  • ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методология и методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Анализ современного состояния системы физической культуры школьников Василеостровского района
    • 3. 2. Изучение структуры досуга школьников как основа организации физической культуры
    • 3. 3. Анализ организационно-педагогических условий управления физической культурой школьников в образовательном учреждении
    • 3. 4. Изучение отношения родителей к организации досуга детей в школе
  • ГЛАВА. ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ
    • 4. 1. Модель муниципальной системы физической культуры школьников
    • 4. 2. Пути дальнейшего развития муниципальной системы физической культуры школьников
  • ВЫВОДЫ

Организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития социальной сферы в стране характеризуется значительными изменениями. Однако не все изменения принесли позитивные изменения. В последние годы четко обозначилось резкое ухудшение здоровья детей и подростков. Молодежную среду все больше охватывает табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркомания. Воспитательный и оздоровительный потенциал физической культуры и детского спорта, возможности этой сферы в социализации детей, формировании здорового образа жизни ребенка недооценивается.

Переустройство общественной жизни в Российской Федерации обусловило модернизацию общего образования, совершенствования физической культуры и спорта и в этой связи постановку новых задач физического воспитания школьников.

Существующая система физической культуры и спорта не может в полной мере решить новые задачи, что подчеркивалось на заседании Государственного совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (январь, 2002 г.). Обострилась необходимость учета потребностей разных групп населения, в том числе детей и подростков, в физкультурно-спортивных услугах, удовлетворении запросов различных сфер социальной практики в физически здоровых людях более эффективной реализации ресурсов, накопленных самой системой физической культуры и спорта. Отличительной чертой развития физической культуры и спорта в стране стала его регионализация и муниципализация. В их основе лежит территориальный принцип построения физкультурно-спортивного движения.

Гуськов С.И., Соколов А. С., 1998). В связи с этим существует острая потребность в научном обосновании происходящих перемен.

Изучение организации физической культуры и спорта школьников выявило ряд противоречий:

— между потребностями детей и их родителями в физкультурно-спортивных услугах и сложившейся системой физической культуры;

— между необходимостью формирования муниципальной системой физической культуры школьников, удовлетворяющей разнообразные потребности личности в ф из культурно-спортивных услугах и отсутствием надлежащих организационно-педагогических условий;

— между ориентацией на идеи муниципального управления системой физической культуры и спорта и отсутствием разработанных путей их реализации;

Анализ научной литературы и педагогической практики по данной теме показал, что разработки организационно-педагогических условий по формирования муниципальной системы физической культуры школьников практически отсутствуют. Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность темы исследования: «Организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников».

Изучение данной темы предусмотрено тематическим планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Госкомспорта Российской Федерации на 1996;2000 годы по направление 01 «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека» (темы 01.03. и 01.05.).

Гипотеза исследования. В период социально-экономических перемен в социальной сфере общества муниципальная система физической культуры школьников может быть сформирована, если будут созданы определенные организационно-педагогические условия реализации системы на практике (учет интересов и потребностей школьников в различных видах физкультурно-спортивной деятельностивключенность администрации и педагогического коллектива образовательных учреждений в организацию физической культур детей и подростковобеспеченность системы необходимыми ресурсами и т. д.).

Объектом исследования является физическая культура школьников.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников.

Цель исследования — разработать и научно обосновать организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников.

Определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач работы:

1. Проанализировать современные подходы к организации физической культуры школьников.

2. Определить место физической культуры в структуре досуговой деятельности школьников.

3. Изучить отношение педагогов и родителей к организации физической культуры школьников.

4. Выявить организационно-педагогические условия формирования муниципальной системы физической культуры школьников.

5. Разработать и обосновать модель муниципальной системы физической культуры школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем. В работе определено научно-педагогическое содержание понятий «муниципальная система физической культуры школьников», «взаимодействие при организации физической культуры школьников». Исследована структура досуговой деятельности учащихся и установлено отношение школьников, педагогов, родителей к организации физической культуры как основы формирования муниципальной системы физической культуры школьников.

Выявлены организационно-педагогические условий формирования муниципальной системы физической культуры школьников, включающей учет интересов и потребностей школьников в различных видах физкуль-турно-спортивной активностипостроение организационно-управленческой модели муниципальной системы физической культуры школьниковвовлечение администрации и педагогического коллектива образовательных учреждений в организации ф из культурно-спортивной деятельности школьниковкоординация деятельности отраслевых органов управления района, депутатов муниципальных образований в развитии физической культуры и спорта детей и подростковповышение квалификации учителей физической культуры и тренеров по овладению современными физкультурно-спортивными технологиями и т. д.

Разработана модель муниципальной системы физической культуры школьников.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработана методика получения комплексной информации об отношении школьников, педагогов, родителей к организации физической культуры учащихся. Практическую значимость имеют разработанные организационные формы взаимодействия семьи, общеобразовательной школы и внеклассных учреждений в организации физической культуры школьников. Результатов исследования могут быть полезны при разработке муниципальной системы физической культуры школьников.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы для подготовки лекций и семинаров по управлению физической культурой школьников, социологии физической культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексная информация об отношении детей и подростков к физической культуре, направленное формирование интереса и мотивации к занятиям физической культурой и спортом, являются значимым фактором формирования муниципальной системы физической культуры школьников.

2. Муниципальная система физической культуры школьников — это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть региональной системы образования, ограниченная в пределах административно-территориальных единиц, имеющая свои органы управления и удовлетворяющая запросы детей и подростков в ф из культурно-спортивных услугах на основе образовательных программ, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

3. Организационно-педагогическими условиями формирования муниципальной системы физической культуры школьников являются: учет интересов и потребностей школьников в различных видах физкультурно-спортивной активностипостроение организационно-управленческой модели муниципальной системы физической культуры школьниковвовлечение администрации и педагогического коллектива образовательных учреждений в организации ф из культурно-спортивной деятельности школьников и другие.

4. Модель муниципальной системы физической культуры школьников должна включать внутреннюю среду, состоящую из координационного совета, управления образованием, образовательных учреждений с их внутренней структурой, содержанием и результатами, ресурсным обеспечением, а также учитывать влияние внешней среды.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается непротиворечивостью и последовательной реализацией теоретико-методологических основ исследованияиспользованием системного подхода при разработке муниципальной системы физической культуры школьниковколичественным и качественным анализом результатов исследования на основе применения комплекса научных методов, адекватных цели, задачам и гипотезе исследованиярепрезентативностью выборки, представленной различными категориями, обработанных с использованием научных методов статистического анализа.

Апробация концептуальных положений, полученных результатов исследования осуществлялось через публикацию статей, участие в научно-методических конференциях и семинарах. Материалы исследования внедрены в лекционные и практические занятия со студентами СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, РГПУ им. А. И. Герцена, в территориальном управлении образованием Василеостровского района Санкт-Петербурга.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ научной литературы, педагогическая практика, официальная статистика позволяют констатировать, что состояние здоровья, физическое здоровье детей и подростков за последние десять лет значительно ухудшилось, и приняли устойчивый негативный характер. Постоянно увеличивается число школьников приобщающихся к табококурению, алкоголю, наркомании. Решение проблемы улучшения здоровья подрастающего поколения носит комплексный характер, требующий привлечения специалистов разных научных направлений, в том числе и по физической культуре.

2. В исследовании установлено, что в педагогической науке и школьной практике накоплен разнообразный опыт работы по укреплению здоровья учащихся. В образовательных учреждениях разработаны и реализуются такие направления по укреплению здоровья как: школьная педагогическая валеологияпсихолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития учащихсяшколы здоровьяформирование здорового образа жизни школьниковукрепление здоровья школьников средствами физической культуры.

Каждое из направлений накопило значительный теоретический и практический потенциал, опыт внедрения в педагогической практике, предоставляя возможность выбора школам различных образовательно-оздоровительных программ по укреплению здоровья учащихся.

3. Исследование показало, что в новых социально-экономических условиях современные подходы к организации физической культуры строятся на новой нормативно-правовой базе, создающей предпосылки для развития физкультурно-спортивного движения на местах, предоставляя больше самостоятельности регионам. Центр физической культуры и спорта населения, в том числе и детей, перемещается в региональные и муниципальные образования.

4. Изучение структуры досуга школьников показало, что они активны во многих видах досуговой деятельности. На выбор досуговой деятельности оказывает влияние пол и возраст школьников. Физическая культура занимает определенное место в свободном времени у учащихся. Мальчики больше (50,9%), чем девочки (36,2%) занимаются физической культурой и спортом.

В работе определены виды спорта, которым отдают предпочтение школьники не занимающиеся физической культурой и спортом. Выявлено, что наиболее желанное место для занятий физической культурой и спортом является место жительства Школьники готовы принять участие в организации физкультурно-спортивной деятельности в своей школе.

5. Изучение отношения педагогов и родителей к организации физической культуры школьников показали следующее. Необходимыми условиями организации физической культуры школьников являются включенность администрации и педагогов школы в эту деятельность, расширение контактов с ДЮСШ и подростковыми клубами, депутатами муниципальных образований, совершенствование материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.

Родители, как показало исследование, заинтересованы в занятиях школьников в свободное время. Большая часть опрошенных родителей не удовлетворены уровнем организации дополнительного образования своих детей в школе. Центром досуговой деятельности родители считают организацию ее по месту жительства.

6. В исследовании установлено, что муниципальная система физической культуры школьников — это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть региональной системы образования, ограниченная в пределах административно-территориальных единиц, имеющая свои органы управления и удовлетворяющая запросы детей и подростков в физкультурно-спортивных услугах на основе образовательных программ, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

7. Установлено, что организационно-педагогическими условиями формирования муниципальной системы физической культуры школьников являются: учет интересов и потребностей школьников в различных видах ф из культурно-спортивной активностипостроение организационно-управленческой модели муниципальной системы физической культуры школьниковвовлечение администрации и педагогического коллектива образовательных учреждений в организации ф из культурно-спортивной деятельности школьниковкоординация деятельности отраслевых органов управления района, депутатов муниципальных образований в развитии физической культуры и спорта детей и подростковсогласованность программно-методического обеспечения физкультурно-спортивных занятий во внеклассной деятельности школьниковобеспечение формирования и развития муниципальной системы физической культуры школьников необходимыми ресурсамиповышение квалификации учителей физической культуры и тренеров по овладению современными физ культурно-спортивными технологиями.

8. В исследовании определено, что модель муниципальной системы физической культуры школьников должна включать внутреннюю среду, состоящую из координационного совета, территориального управления образованием, образовательных учреждений с их внутренней структурой, содержанием и результатами, ресурсным обеспечением, а также учитывать влияние внешней среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Сейдуманов С. Г., Мирзабеков М. О. Как организовать формирование здорового образа жизни? (опыт Казахстана).- Алматы, 2000. — 112 с.
  2. А.А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера, 1996. — 96 с.
  3. Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. — М.: Знание, 1985.-64 с.
  4. Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  5. Г. Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы// Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. — С. 2−8.
  6. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев, Здоровье, 1985. — 78 с.
  7. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  8. В.Г. Социальная информация и управление обществом. — М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  9. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  11. Бажуков С. М Здоровье детей общая забота. М.: Физкультура и спорт, 1987.127 с.
  12. В.Ф. Зрение у детей. Новосибирск, Наука, Сиб. отделение, 1991.-140 с.
  13. В.К. Физическая культура для всех и каждого. М: Физкультура и спорт, 1988.-208 с.
  14. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. № 4. С. 2−8.
  15. В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи// Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 2−4.
  16. Т.А. Организационно-методические основы физического воспитания детей в летнем оздоровительном центре: Автореф. дисс.. к.п.н. -СПб., 1995.-21 с.
  17. А. А. Основные направления укрепления здоровья детей/Магистр. -1999. № 3. С. 24−29.
  18. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск, Изд-во Красноярского ун-ва, 1989. -184 с.
  19. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. дисс. д.п.н., Казань, 1997. 40 с.
  20. Н.В., Минияров В. М., Неклюдова М. Г. Основы физической культуры школьников. Самара, 1994. -127 с.
  21. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дисс. д.п.н., СПб., 1995. 37 с.
  22. Безруких М. М Школьные факторы риска и здоровья детей//Магистр. — 1999. № 3. — С.30−39.
  23. В.И., Громова З. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. М: Просвещение, 1983. -157 с.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270 с.
  25. С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-ва, 1991. — 168 с.
  26. С.Н. Организационно-правовые проблемы управления физической культурой и спортом в условиях рынка. Саратов: Изд-во Сарат. ун-ва, 1996. — 220 с.
  27. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Наука, 1987. -125 с.
  28. Ф.Ф., Жданова Е. А. Опыт организации «школ здоровья» в Республике Башкортостан/ТПрактические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний/ Матер. Конферен. М., 2000. — С. 63−64.
  29. С.Г. В поисках новой модели образования// Личность, семья, школа СПб., 1996. — С. 3−16.
  30. Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989. — 110 с.
  31. М.Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи// Физическая культура — основа здорового образа жизни. Самара, 1996. — С.10−12.
  32. Я.Р., Каневец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.
  33. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М., 1983. — 214 с.
  34. В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дисс.. д.п.н., М, 2000. 37 с.
  35. С.Э., Филиппов С. С. Правовая информация в управлении физ-культурно-спортивными организациями. СПб., ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 2000.-206 с.
  36. В.Г. Постдипломное образование: гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дисс. д.п.н. СПб., 1997. — 65 с.
  37. Воспитание учащихся по месту жительства: Кн. для учителя/В.Г.Бочарова, М. М. Плоткин и др. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  38. Временный государственный стандарт // Настольная книга учителя физической культуры. М: Физкультура и спорт, 1998. — С. 18 — 29 с.
  39. В.М. Физическая культура и ее теория// Теория и практика физической культуры.-1986. № 5. С. 24−27.
  40. П. Культурно-спортивные комплексы.: опыт и проблемы. — М.: Физкультура и спорт, 1987. 63 с.
  41. Е.М. Знакомьтесь: Спортландия. М.: Знание, 1989. — 97с.
  42. Л.Ю. Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся: Автореф. дисс. к.п.н. СПб., 1999. — 20 с.
  43. Н. Методология и методы социально-педагогической диагностики. СПб., 2001. —188 с.
  44. В.Д. Методология и процедура социального исследования физической культуры. Л., 1985. — 24 с.
  45. В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф. дис. д.с.н., СПб., 1995. — 37 с.
  46. В.И. Физическая культура вузов Санкт-Петербурга как объект социально-педагогического исследования. — СПб., 2000. — 119 с.
  47. С.И., Соколов А. С. Местные органы власти и спорт. М., 1998. — 223 с.
  48. Д.Н., Половников П. В., Глушков Ю. Ю. Здоровый образ жизни. СПб., 1996.-32 с.
  49. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.-248 с.
  50. И.Л., Путивльский И. И., Культурно-спортивный комплекс. — К.: Здоровья, 1989. -104 с.
  51. С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. — 1998.-№ 4.-С. 38−39.
  52. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации в 1995 году. М: Синергия, 1996. — 115 с.
  53. Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте. К.: Здоровья, 1984. — 144с.
  54. Н.В. Управление деятельностью спортивной организации. К.: Здоровья, 1989. — 168с.
  55. В.И. Социологические аспекты здорового образа жизни// Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI. — Томск, 1996.-С. 63−77.
  56. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  57. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
  58. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. — М., 1998. 192 с.
  59. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дисс.. д.п.н., СПб., 1995. 36 с.
  60. Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 2-е изд. Перераб. и допол. СПб.: Акци-денг, 1998. — 159 с.
  61. Здоровье детей России (состояние и проблемы)/ Под ред. акад. РАМН Баранова А. А. М, 1999. — 273 с.
  62. Д.И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. — 1995. № 2.-С. 5−12.
  63. Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М.: Физкультура и спорт, 1984. 102 с.
  64. В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. СПб., 2001. 484 с.
  65. Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для ин-тов и ф-тов физ. культ. СПб., 2000. — 486 с.
  66. А.А. Олимпийская педагогика. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 240 с.
  67. История физической культуры и спорта: Учебник для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 359 с.
  68. С.А. Организация и управление международным спортивным ^ движением на современном этапе (теория и практика) — Автореф. дисс.док. пед. наук. СПб., 1997. — 37 с.
  69. С.А., Уваров В. Н., Чемакин И. М. Физкультура, спорт, туризм: опыт, правовые проблемы. Ташкент: Медицина, 1990. — 224 с.
  70. Е.И. Центр психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития учащихся. СПб., 1996. — 16 с.
  71. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): Автореф. дисс.. д.п.н., р СПб., 1995.-34 с.
  72. Э.М., Мартюшева Т. С. Роль психолого-валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности// Проблемы валеологизации образовательной среды. — Кемерово, 1999.-С. 16−43.
  73. В.П., Склянова Н. А. Валеология социальный заказ// Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков4и молодежи в России: Материалы Всеросс. Форума по политике в области общественного здоровья. М., 1999. — С. 53−56.
  74. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990. -288 с.
  75. Л.А. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни// Социально-культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. — С.73−79.
  76. В.Н. Школа здоровья// Школа здоровья. 1994. — № 1. — С. 5−12.
  77. В.И. Здоровье закладывается в детстве. М.: Знание, 1988. — 62 с.
  78. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб., 1992. 52 с.
  79. Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 96 с.
  80. Д.В. Не допустить беды. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  81. Д.В. Предупреждение вредных привычек. М., 1999. -139 с.
  82. А.Г. Система социально-педагогического мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения. СПб., 2002. — 23 с.
  83. А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: Автореф. дисс. док. пед. наук. СПб., 2000. — 54 с.
  84. Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе/ Сост. В. И. Григорьев, А. Г. Комков и др. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991. — 148 с.
  85. Комсомол и спорт. ML: Молодая гвардия, 1981. — 206 с.
  86. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
  87. Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой: Автореф. дисс. .к.п.н., СПб., 2001. 19 с.
  88. И.М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 1987. 96с.
  89. Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкуль-турно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дисс. на соиск. учен степени док. пед. наук, в виде науч. докл.- М., 1998. 72 с.
  90. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  91. В.И. Общественные отношения как фактор развития системы образования: Автореф. дисс. .к.п.н., СПб., 1997. 20 с.
  92. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. -СПб., 2001. 166 с.
  93. В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта// Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9.-С. 55−57.
  94. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: ОСЬ-89,1997. — 208.
  95. Г. М. Здоровье и физическая культура. М.: Медицина, 1979. — 192с.
  96. К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.: Физкультура и спорт, 1987. -192 с.
  97. Ю.Ф., Поповский В. М. Найдите свой талант. Л.: Лениздат, 1987. — 80 с.
  98. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1999)// Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.36−40.
  99. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. 376 с.
  100. В.Р., Раенгулов Б. М., Скоблина Н. А. Фюическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья. Изд-во НЦЗД РАМН, 1999.-200 с.
  101. В.Р., Сухарева JI.M., Ильин А. Г. Состояние здоровья школьников на пороге третьего тысячелетия// Магистр. 1999. — № 3. — С. 56−64.
  102. О.Е. Образовательная система как объект управления// Научное руководство развитием образовательных систем. — СПб., 1996. С. З-7.
  103. О.Е. Управление образовательными системами/ Учеб. пособие. СПб., 1999. — 95 с.
  104. О.Е., Роговцева Н. И., Тряпицына А. П. Введение в проблемы гуманитаризации школьного образования// Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. СПб., 1995. — С. 3−20.
  105. Ю.П., Петленко В. П. Философия и детерминация теории медицины// Вестник АМН СССР. 1987. — № 3. — С. 9−19.
  106. В.Т. Советское студенчество. М: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  107. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2000. -148 с.
  108. Логика научного исследования. М.: Наука, 1965. — 360 с.
  109. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  110. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре в аспекте методологического анализа// Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 1. С. 5−9.
  111. А.Г. Потребности и интересы молодежи как базовые факторы управления развитием физической культурой городского (муниципального) уровня: Автореф. дисс. к.п.н. Коломна, 2000.-21 с.
  112. А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. д.п.н. СПб., 1997. — 70 с.
  113. Материалы к конференции «Образование и здоровье» из опыта работы образовательных учреждений г. Владимира. — Владимир, 2000. — 49 с.
  114. Методы и методики социально-педагогического исследования. — СПб., 1999.-122 с.
  115. В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне. Омск: СибГАФК, 1998. — 296 с.
  116. О.В. Организационно-управленческая работа по физической культуре и спорту в пионерском лагере. Орск, 1982. — 47 с.
  117. О.В. Управление процессом физического воспитания школьников в пионерском лагере. Орск, 1983. — 40 с.
  118. А.В. Социальная педагогика М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.
  119. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998.-496 с.
  120. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб., 1998. — 217 с.
  121. Образование и здоровый образ жизни. СПб., 2000. —144 с.
  122. В.К. Физическая культура и спорт в эксклавном регионе России: состояние и перспективы. — Калиниград, 2002. 297 с.
  123. И.И. Какой вид спорта выбрать. М.: Знание, 1992. 64с.
  124. Петербургская школа накануне 2002−2003 учебного года. — СПб., 2002.
  125. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб., Балт.пед.академия, 1998. -120 с.
  126. С.И. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дисс.. д.п.н., Кемерово, 2001. — 41 с.
  127. М.С. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов воинской деятельности. СПб., 2001. — 58 с.
  128. Иг 131. Полянский М. С. Психолого-педагогическое сопровождение субъектоввоинской деятельности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 58 с.
  129. Н.А. Система методов в науках о физической культуре. Л., 1984.-98 с.
  130. Н.А. Социология физической культуры. СПб., 1998. — 118 с.
  131. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.
  132. М.: Физкультура и спорт, 1974. 306 с.
  133. С.В. Валеология в школе и дома. СПб., 1997. — 252 с.
  134. Н.Ф. Дополнительное гуманитарное образование в Петербурге// Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. СПб., 1995.-С. 161−178.
  135. Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях// Внешкольник. — 2001. № 4. С. 2−5.Щ
  136. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дисс.. к.п.н. СПб., 1994. — 17 с.
  137. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  138. В.М. Управление развитием территориальной (улусной) образовательной системы в условиях Республики Саха (Якутия): Автореф. дисс. к.п.н. СПб., 1999. — 20 с.
  139. Савченко-Бельский К.А., Трусов Ю. Ф. О культуре физической. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  140. В.Н. Обоснования общей теории систем. М.: Наука, 1974. -279 с.
  141. В.Ю. Теоретико-методические основы здорового образа жизни учащейся молодежи. СПб., 2001. — 100 с.
  142. Г. Н., Жилов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М., 1977.126 с.
  143. Г. Н., Сухарева Л. М., Воронова Б. З., Шаршакина Г. А. Научно-исследовательская деятельность НИИ гигиены и охраны детей и подростков в 1993—1998 гг..г.// Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 3438.
  144. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.
  145. З.В. Культура: «за» и «против»: Заметки социолога. Л.: Лен-издат, 1990.-206 с.4157
  146. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Росс.пед.агенство, 1997. 264 с.
  147. С. Без здоровых детей у страны нет будущего// Народное образование. 1999. — № 6. — С. 159−167.
  148. Е.С. Социально-экономические аспекты потребления алко-'4Г голя, наркотически действующих веществ, курения среди городских подростков-школьников Российской Федерации: Автореф. дисс.. д.м.н., М, 1997.-47 с.
  149. А.П. Государственное руководство физической культурой и спортом в СССР. Харьков: Выща шк., 1989. — 111 с.
  150. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с. 156. «Система подготовки спортивного резерва». М., 1994. — 319 с. ^ 157. «Спортивный остров», октябрь, 2002.
  151. А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. — СПб., 2000. 268 с.
  152. Спортивный Петербург 98: информационно-справочное издание. -СПб., 1998.-96 с.
  153. Справочник физкультурного работника/ Под ред. И. И. Переверзина иI
  154. А.В.Царика. М: Советский спорт, 1991. — 312 с.
  155. М. И., Куинджи И. Н., Ильин А. Г., Сазанюк З. И., Рапопорт ^ И.К., Звездина И. В., Поленова М. А. Гигиенические проблемы реформи-1 рования школьного образования// Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.40.44.
  156. Т.И. Задачи органов здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях/Магистр. 1999. — № 3. — С. 14−23.4
  157. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган А.М Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе// Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 45−46.
  158. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. 272 с.
  159. А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России// Школа здоровья. 2000 а — № 2. — С. 29−36.
  160. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков// Гигиена и санитария. 2000 б — № 3. — С. 43−44.
  161. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969.-279 с.
  162. Сыч B.JI. Совершенствование организационной структуры управления физкультурным движением актуальная научно-практическая проблема// Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 8. — С. 8 — 11.
  163. Л.Г. Педагогическая вапеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Изд. «Петроградский и К», 1997. -416 с.
  164. З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999. 25 с.
  165. К.И. Социально-педагогические основы формирования физической культуры дошкольника: Автореф. дис. канд.пед.наук. Майкоп., 1996. -18 с.
  166. Толковый словарь спортивных терминов. М.: Физкультура и спорт, 1993.-352 с.
  167. О.Л., Узлова И. В. Концепция школы «Здорового образа жиз-ни»//Национальная идея здоровье народа (здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт)/ Тезисы докладов науч.-практ. Конф. — Орел, 1998. — С. 68−69.
  168. В.И. Комсомол и спорт. М: Знание, 1980. 64 с.
  169. А.П. Научное руководство образовательными системами как социально-педагогическое явление// Научное руководство развитием образовательными системами. СПб., 1996. — С. 12−15.
  170. В.Н. Правовые основы физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт. — 1978. — 144 с.
  171. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева — М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  172. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. д.м.н., Н. Новгород, 1997. — 43 с.
  173. Физическое развитие детей и подростков. М.: Изд-во «КРУК», 1999. -192 с.
  174. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М., 1980.
  175. С.С. Детско-юношеская спортивная школа как учреждение дополнительного образования детей// Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2000. — С.140−160.
  176. С.С. Образовательное учреждение как социально-педагогическая система// Вестник Балтийской академии. Вып. 13. — СПб., 1997. С. 31−36.
  177. С.С. Управление физической культурой/ Учеб. пособие. -СПб., 1996.-78 с.
  178. С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. СПб., 2002. — 336 с.
  179. Ф., Касаткин В., Чечельницкая С. Как превратить обычную школу в школу здоровья// Народное образование. 1999. — № 6. — С. 151 158.
  180. Ф.Ф., Касаткин В. Н., Чечельницкая С. М. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан. Казань: «Хэтер», 2000. — 128 с.
  181. А.Г., Колесов Д. Е. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  182. И.М. Правовые проблемы управления физическим воспитанием советских граждан. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. — 148 с.
  183. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: ТЕИС, 1995.-167 с.
  184. Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования// Магистр. -1999. № 3. — С. 3−13.
  185. В. А. Социальная педагогика управленческой деятельности в спорте: Автореф. дисс. док. пед. наук. СПб., 1995. — 30 с.
  186. В.А. Спортивный менеджмент (социально-педагогические основы управленческой деятельности в спорте). СПб.: Изд-во АО ИГО-СЛАВ, 1994. — 172 с.
  187. .Н. Валеология. Избранные лекции. — М.: Росс. Пед. Аген-ство, 1997. 245 с.
  188. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М: Владос, 2001. — 320 с.
  189. А.З. Алкоголизация подростков (по данным наркологических диспансеров)// Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. № 4. — С. 30−35.
  190. Н.Н. Стратегия и тактика деятельности учреждений образования как школ здоровья// Моделирование школы здоровья. — М., 2001.- С. 39−46.
  191. Н.Н. Школа здоровья школа благополучия// Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: Материалы Всеросс. Форума по политике в области общественного здоровья. М., 1999. — С. 52−53.
  192. Г. Ф. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста //Теория и методика физической культуры/ Учеб.пособ. СПб., 1999. — С. 260−267.
  193. В.М. Медико-психологические, медико-педагогические аспекты нервно-психических расстройств у детей: проблемы и решения/Магистр. 1999. — № 3. — С. 76−84.
  194. А.Г. Пропаганде физической культуры научную основу// Теория и практика физической культуры. —1990. — № 1. — С. 6−8.
  195. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения// Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 24−26.
  196. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта
  197. Управление по образованию и культуре Василеостровского района1. АНКЕТА Дорогой друг!
  198. Как заполнить анкету прочитай вопросы анкеты и обведи кружком те ответы, которые соответствуют твоему мнению.
  199. Если нет предложенного ответа, то допиши его сам.
  200. КАК ТЫ ПРОВОДИШЬ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ОТ УРОКОВ?
  201. Прослушиваю музыкальные записи: а) часто б) редко
  202. Смотрю телевизионные передачи: а) часто б) редко4. Смотрю видеозаписи: а) часто б) редко5. Читаю газеты, журналы: а) часто б) редко
  203. Участвую в общественной жизни школы: а) часто б) редко7. Выполняю домашнюю работу: а) часто б) редко8. Занимаюсь спортом: а) часто б) редко9. Посещаю дискотеки: а) часто б) редко
  204. Посещаю театр, музеи, выставки: а) часто б) редко
  205. Посещаю спортивные соревнования: а) часто б) редко
  206. Занимаюсь в кружке художественного творчества: а) часто б) редко
  207. Занимаюсь в кружке технического творчества: в) не читаю в) не слушаю в) не смотрю в) не смотрю в) не читаю в) не участвую в) не выполняю в) не занимаюсь в) не посещаю в) не посещаю в) не посещаю в) не занимаюсьщ163а) часто б) редко в) не занимаюсь
  208. Где находится спортивная секция, в которой ты занимаешься: а) в школе-б) по месту жительства-в) в Детско-юношеской спортивной школе-г) в коммерческой спортивной организации-д) в подростковом клубе-е) в другом месте (напиши где)
  209. Если ты не занимаешься в спортивной секции, то где бы ты хотел заниматься: а) в своей школеб) по месту жительствав) в районном Дворце творчества юныхг) в коммерческой организациид) в подростковом клубе-е) в другом месте (напиши где)
  210. Напиши, пожалуйста, каким бы ты хотел заниматься видом спорта:
  211. В каком классе ты учишься: класс. фамилию можно не называть)
  212. Спасибо за ответы, мы рассчитываем на совместную работу!
  213. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта
  214. Управление по образованию и культуре Васштеостровского района1. АНКЕТА1. Уважаемый коллега!
  215. Как заполнить анкету прочитайте вопросы анкеты и обведите кружком те ответы, которые соответствуют Вашему мнению. Если нет предложенного ответа, то допишите его сами.
  216. Как часто заслушиваются вопросы физического воспитания учащихся на педагогических советах Вашей школы?1. 1 раз в учебный год2. 2 раза в учебный год3. не заслушиваются
  217. Считаете ли Вы целесообразным организацию в Вашей школе методического объединения по формированию здорового образа жизни учащихся и учителей? I1. да, в этом есть необходимость 1 2) затрудняюсь ответить
  218. Ф 3) нет, в этом нет необходимости
  219. Организованы ли в Вашей школе в учебное время физкультурные минутки, паузы для учащихся?
  220. Начальная школа Средняя школа Основная школа1. да, проводятся 1) да, проводятся 1) да, проводятся2. не в полной мере 2) не в полной мере 2) не в полной мере3. нет, не проводятся 3) нет, не проводятся 3) нет, не проводятся
  221. Принимают ли родители школьников участие в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий среди учащихся?
  222. Начальная школа Средняя школа Основная школа1. да, принимают 1) да, принимают 1) да, принимают2. принимают, но редко 2) принимают, но редко 2) принимают, но редко3. нет, не принимают 3) нет, не принимают 3) нет, не принимают
  223. Участвуют ли депутаты муниципальных образований в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий, награждении победителей?1. да, принимают2. принимают, но редко3. нет, не принимают
  224. Считаете ли Вы целесообразным организацию в Вашей школе детского общественного объединения физкультурно-спортивной направленности (например, спортивного клуба)?1. да, в этом есть необходимость2. затрудняюсь ответить3. нет, в этом нет необходимости
  225. Как Вы считаете, есть необходимость в организации в районе опорных школ по различным направлениям физической культуры и спорта учащихся?1. да, в этом есть необходимость2. затрудняюсь ответить3. нет, в этом нет необходимости
  226. Что необходимо сделать в школе и в районе, чтобы физическая культура стала составляющей здорового образа жизни учащихся? (напишите, пожалуйста, 2−3 предложения)1. Школа Район
  227. Благодарим Вас за сотрудничество!
  228. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 511 АНКЕТА1. Уважаемые родители!
  229. Наша школа ищет пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Особое место в ней отводится досуговой деятельности детей.
  230. Эта работа принесет результат только при условии тесного сотрудничества школы и семьи, Ваше мнение по данному вопросу существенно поможет педагогическому коллективу школы.
  231. Просим Вас внимательно прочитать предложенные в анкете вопросы и обвести номер того ответа, который Вы считаете для себя приемлемым. Если такого не окажется, просим на свободной строке дописать свое мнение.
  232. Удовлетворяет ли Вас уровень организации дополнительного образования детей в нашей школе? а) да, удовлетворяет-б) затрудняюсь ответитьв) нет, не удовлетворяет
  233. Напишите, пожалуйста, какие кружки детского творчества хотели Вы, чтобы посещал Ваш ребенок?
  234. Где, как Вы считаете, они должны работать: а) в школеб) в районном Дворце творчества юных-в) в микрорайоне-г) в другом месте (каком)
  235. Напишите, пожалуйста, какие спортивные секции следует организовать для занятий Вашего ребенка?
  236. Где, как Вы считаете, они должны работать: а) в школеб) в районном Дворце творчества юных-в) в микрорайоне-г) в другом месте (каком)
  237. Какие пожелания, предложения Вы хотели бы высказать школе, ее администрации, педагогам по совершенствованию дополнительного образования детей?
  238. В каком классе учится Ваш ребенок? класс. фамилию и имя можно не указывать)
  239. МЫ ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТВЕТЫ И НАДЕЕМСЯ НА ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  240. Предложения родителей по созданию кружков в школе1. Бальные танцы2. Бисероплетение3. Вязание4. «Знай и люби свой город"5. Группа этикета6. Домоводство7. Драматический кружок8. Изо9. Информатика Ю. Кино и фото11. Компьютерный класс12. Кройки и шитья
  241. Кружок прикладного искусства14. Кружок техники
Заполнить форму текущей работой