Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Построение процесса начальной профессиональной подготовки судей по волейболу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность процесса обучения и его конечный результат находятся в прямой зависимости от качества профессионального отбора в учебные группы начальной профессиональной подготовки судей по волейболу. Особое внимание при его проведении уделяется определению исходных значений проявления способностей, имеющих высокую значимость в осуществлении судейской деятельности. Наиболее важными из них… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 11 СУДЕЙСТВА И ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ В СПОРТЕ (литературный обзор)
    • 1. 1. Эволюция спортивного судейства
    • 1. 2. Основы профессионального отбора
      • 1. 2. 1. История становления профотбора
      • 1. 2. 2. Особенности профотбора в спорте 22 1.3. Специфика спортивной игры «волейбол»
    • 1. 4. Особенности судейства в волейболе
    • 1. 5. Педагогические аспекты подготовки судей по волейболу и 37 оценки судейской деятельности
  • Резюме
  • Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Анализ и обобщение литературных данных
      • 2. 1. 2. Методы опроса
      • 2. 1. 3. Метод экспертных оценок
      • 2. 1. 4. Педагогическое наблюдение
      • 2. 1. 5. Психологическое тестирование
      • 2. 1. 6. Педагогический эксперимент
      • 2. 1. 7. Статистические методы обработки результатов исследова- 50 ний
    • 2. 2. Организация исследования и характеристика исследуемых 51 групп
  • Глава III. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО СУ- 55 № ДЕЙСТВА В ВОЛЕЙБОЛЕ
    • 3. 1. Состояние и оценка судейства в волейболе
    • 3. 2. Факторы, влияющие на качество судейства в волейболе
      • 3. 2. 1. Объективные факторы
      • 3. 2. 2. Субъективные факторы
    • 3. 3. Модель спортивного судьи по волейболу
      • 3. 3. 1. Модель судейской деятельности
      • 3. 3. 2. Личностные модельные характеристики
  • Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬ НЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СУДЕЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
  • Глава V. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА 100 ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
    • 5. 1. Учебный план начальной подготовки судей по волейболу
    • 5. 2. Экспериментальная оценка эффективности учебного плана на- 107 чальной подготовки судей по волейболу

Построение процесса начальной профессиональной подготовки судей по волейболу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Спорт — это уникальное общественное явление, кото' рое абсолютно никого не может оставить равнодушным. Вместе с тем спорт — это соперничество, стремление показать результат на пределе возможностей, победить в спортивной борьбе (JT.P. Айрапетьянц, М. А. Годик, 1994; Н. М. Моисеенко, 2000; Г. Х. Муртазина, 1998; В. И. Столяров, 1996).

В своем развитии спорт достиг таких высот, когда всё труднее и труднее становится объективно оценить и точно зафиксировать показанный результат или определить превосходство одного спортсмена над другим. Это обстоятельство указывает на то, что современный спорт (особенно спорт высших достижений) нуждается в достаточно развитом институте судейства (Л.Я. Губенко, 1998; A.B. Дукальская, A.B. Зенович, 2000; Ю. Ф. Кузнецов, 2000; Г. Морозов, 1995; F.N. Basuni, 1991).

В каждом виде спорта существуют свои определённые правила, в соответствии с которыми выполняются двигательные действия, ведётся спортивная борьба, осуществляется оценка действий, определяется результат и победитель. За соблюдением правил участниками спортивных состязаний следят спортивные судьи. Они же фиксируют и оценивают результат. В отдельных видах спорта для достижения большей точности при определении результата, показанного спортсменами, и объективности в оценке их действий широко используются современные технические средства. Однако, несмотря на стремительный технический прогресс в спорте, на сегодняшний день остаётся ещё целый ряд видов, в которых оценка спортивных действий осуществляется только лишь на уровне субъективного решения спортивного судьи. К числу таких видов относится и волейбол (Ю.Д.Железняк, А. Н. Слутский, 1989; О. Корнеева, 1999; А. Пикеров, 2002; A.B. Починкин, 1997; F.N. Basuni, 1991; Tracy L. Pellett, 2000).

Стремительное развитие последнего, как во всем мире, так и в нашей стране, привело к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности судей, и реальными их возможностями осуществлять данный вид деятельности. По мнению Е. А. Даниленко (2002), О. А. Корнеевой (1999), В. А. Кунянского (2001), А. А. Пекерова (2002), F.N.Basuni (1991) и др., основной причиной возникновения данного противоречия является устаревшая система подготовки спортивных судей по волейболу, которая на протяжении последних пятидесяти лет остается практически неизменной.

Одним из основных недостатков существующей системы является то, что она не способна в полной мере решить проблему качественного профессионального отбора судей. Необходимость решения данного вопроса, как указывают П. А. Ренский (2002), М. В. Саная (1992), В. В. Тимошенко (2001), E.H. Чернышова, А. Н. Лапшин (1999) и др., объясняется высокой сложностью судейства спортивной игры волейбол, которая характеризуется: сложностью оценки выполнения технических приемовскоротечностью выполнения технических и тактических действииодновременностью контроля за соблюдением правил игры игроками обеих командповышенным вниманием к полету мяча, к месту его падения на площадке, а также другими игровыми моментами.

Любой вид деятельности, в том числе и спортивное судейство, предъявляет к человеку специфичные требования, которые определяют необходимость наличия у него ряда специальных личностно-деловых качеств (Б.Г.Ананьев, 1962; Н. Ж. Булгакова, В. А. Румянцев, 1995; K.M. Гуревич, 1970; В. Н. Дружинин, 2001). Нерешенность данного вопроса ограничивает возможности прогнозирования успешности и качественной подготовки судей, а значит, будет сдерживать весь процесс развития института судейства в волейболе.

Отсутствие отлаженной системы профессионального отбора, устаревшая одномерная модель спортивного судьи, использование упрощенного учебного плана, содержание которого ориентировано только на приобретение специальных знаний, умений и навыков судейства — все указывает на имеющую место проблему в подготовке кадров для института судейства в волейболе.

Очевидность и признание данной проблемы специалистами (А. Воско-бойник, 2002; А. Михайлов, 1995; Е. Платонов, 2002; М. В. Саная, 1992) указывают на актуальность выбранной темы диссертации и подчеркивают своевременность обращения в данному вопросу.

Объект исследования — процесс подготовки спортивных судей по волейболу.

Предмет исследования — организация и содержание начальной профессиональной подготовки судей по волейболу.

Рабочей гипотезой наших исследований стало предположение о том, что для обеспечения высокого качества судейства в волейболе необходимо переориентировать процесс подготовки судей с одномерной модели на многомерную, структура и содержание которой определяются факторами, влияющими на процесс судейства. При этом качество подготовки судей может повыситься за счет использования принципов профессионального отбора, системы контроля и оценки процесса подготовки и его содержания, предусматривающего приобретение обучающимися специальных знаний, умений и навыков, а также развитие специальных способностей и личностных качеств:

Цель исследования — повысить качество судейства соревнований по волейболу на основе реализации плана начальной профессиональной подготовки судей, обеспечивающего формирование специальных знаний, лично-стно-деловых качеств, развитие психических процессов и становление социального статуса личности.

Логика построения и проведения исследований отражена в задачах, которые конкретизируют цель и определяют этапную последовательность ее достижения. В качестве основных задач выделены следующие:

1. Определить факторы, влияющие на качество профессиональной деятельности судей по волейболу.

2. Разработать многомерную модель судьи по волейболу.

3. Выявить условия формирования и развития способностей, значимых для выполнения судейских действий в волейболе.

4. Разработать и экспериментально оценить эффективность учебного плана начальной профессиональной подготовки судей по волейболу.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о закономерностях развития функциональных систем (В. Кванн, 1986; А. К. Москатова, 1990; B.C. Фарфель., 1971; W. Schroder, D. Harre, M. Bauers feld, 1982), сущности и феномене современного спорта (О.В.Артамонов, 1997; Н. М. Моисеенко, 2000; А. В. Починкин, 1997), профессиональном отборе (Б.Г. Ананьев, 1962; И. Ю. Битинас, Л. И. Катаева, 1993; Н. Ж. Булгакова, В. А. Румянцев, 1995; A.A. Гужаловский, 1986), а также научные положения теории физической культуры и спорта (В .И. Столяров, 1996), психолого-педагогические проблемы спорта (Н.Г. Буркова, 1997; В. Н. Дружинин, 2001; JI.B. Куликов, 2002; C.B. Нагайцева, С. Д. Неверкович, 1993), теории и методики спортивных игр (JI.P. Айрапетьянц, М. А. Годик, 1994; К. П. Сахновский, 1990; Ю. Н. Клещев, 1990), спортивного судейства и подготовки судейских кадров (А.Г. Абиев, 1989; Л. Я. Губенко, 1988; В. А. Кунянский, 2001, 2002) теории волейбола (Ю.Д. Железняк, 1970; Н. Карполь, 2000; В. В. Костюков, 1998).

Научная новизна работы состоит в том, что:

— выявлены факторы, обусловливающие эффективность и качество судейства в волейболе;

— разработана многомерная модель современного спортивного судьи по волейболу;

— определен состав способностей и личностно-деловых качеств, влияющих на качество судейской деятельности;

— установлены количественные границы проявления специальных способностей и личностно-деловых качеств, которые являются ориентиром при проведении профессионального отбора и прогнозирования результата подготовки судей по волейболу;

— обосновано структурное построение и содержание учебного плана обучения и начальной профессиональной подготовки судей по волейболу.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных исследований дополняют теорию и методику волейбола положениями, раскрывающими:

— особенности и специфику судейской деятельности в волейболе;

— место профессиональной подготовки судей в системе специального образования;

— востребованность и значимость профессиональных, личностно-деловых качеств и способностей, обеспечивающих эффективность выполнения функциональных обязанностей судьи;

— структуру и содержание многомерной модели судьи по волейболу как целевого ориентира, регламентирующего процесс подготовки судей;

— организационно-содержательные аспекты подготовки судей.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что:

— разработка многомерной модели судьи по волейболу, состоящей из взаимосвязанных между собой компонентов, основными из которых являются: специальная подготовленность, специальные способности, личностно-деловые качества, социальный статус, позволяет выйти на качественно новый уровень процесса их подготовки, обеспечивающий выполнение сложившихся на данный момент требований, предъявляемых к специалисту в области спортивного судейства;

— реализация в профессиональном отборе рекомендаций по учету количественных показателей исходного уровня проявления специальных способностей позволяет гарантировать искомый результат подготовленности и выполнение судейской деятельности в будущем на высоком профессиональном уровне;

— внедрение в практику начального обучения судей разработанного учебного плана обеспечивает в полной мере подготовку судей по волейболу на уровне, приближенном к модели.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Состав факторов, определяющих сложности и трудности осуществления судейства в волейболе, которые, в свою очередь, обусловливают требования к способностям и личностным качествам судьи, включает игровую деятельность и условия ее проведения, уровень подготовленности и потенциальные возможности судьи.

2. Многомерная модель спортивного судьи по волейболу включает четыре блока характеристик: специальной подготовленности, специальных способностей, личностно-деловых качеств и социального статуса.

3. Нормативные требования профессионального отбора должны основываться на выявлении исходного уровня проявления специальных, наиболее значимых способностей для выполнения судейской деятельности в волейболе, к числу которых относятся: восприятие, внимание, мышление.

4. Учебный план начальной профессиональной подготовки судей по волейболу, ориентированный на модель судейской деятельности и профессионально-личностную модель судьи должен включать разделы: специальной подготовки, развития личностных качеств и психических процессов, практику судейства.

Внедрение полученных результатов. Результаты исследований были представлены в виде докладов и публикаций на XXVIII, XXIX, XXX научных конференциях студентов и молодых ученых вузов юга России (2000, 2001, 2002гг.) — внедрены в практику подготовки судей по волейболу: система профессионального отбора, модель судьи, учебный план обучения и подготовки.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций и приложений, включая 3 акта внедрения.

Список литературы

содержит 171 наименование, из которых 16 на иностранном языке. Общий объем диссертации — 151 страница компьютерного текста, иллюстрированного 17 таблицами и 13 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. В условиях стремительного развития современного спорта в целом и спортивной игры волейбол в частности, объективно возникают противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню, содержанию и качеству подготовленности спортивных судей, и реальными возможностями эффективно осуществлять данный вид деятельности.

Существующая традиционная система подготовки судей по волейболу не в состоянии обеспечить в полной мере выполнение сформировавшихся в последнее время требований, предъявляемых к судьям. Основными ее недостатками являются:

— отсутствие отлаженной системы профессионального отбора;

— отсутствие модели спортивного судьи по волейболу;

— узость содержания учебного плана.

2. Качественное выполнение судейской деятельности в волейболе во многом зависит от объективных факторов (условий проведения, характеристики игры и т. д.), а также предопределяется наличием у судьи ряда специальных способностей и личностных качеств, которые относятся к группе субъективных факторов. Наиболее значимыми из них являются:

— психические процессы: зрительные ощущения, восприятие пространственных признаков, концентрация внимания, объем внимания, распределение внимания, оперативное мышление;

— личностные качества: уверенность в себе, коммуникативный контроль, реакция на стрессовые ситуации, выраженная сила «Я», решительность.

3. При проведении профессионального отбора с целью комплектования учебных групп начальной профессиональной подготовки судей по волейболу, в качестве нормативных требований целесообразно использовать:

— глазомер — > 3,0 балла;

— восприятие пространственных признаков — > 4,0 балла;

— концентрация внимания — > 2,5 балла;

— объем внимания — > 6,0 балла;

— распределение внимания — > 6,0 балла;

— оперативное мышление — > 3,5 балла;

— суммарный показатель — > 25,0 балла.

4. Современная модель спортивного судьи по волейболу, ориентированная на особенности и специфику судейской деятельности, а также на факторы, обеспечивающие ее качественное выполнение, должна представлять собой многомерную структуру, основными компонентами которой являются: специальная подготовленность (знания, умения, навыки), свойства психических процессов (способности), личностно-деловые качества, социальный статус.

5. Достижение должного уровня подготовки судей по волейболу обеспечивается специально организованными педагогическими условиями. Курс обучения в объеме 72 учебных часов, проводящийся по учебному плану с расширенной структурой, предусматривающей рациональное сочетание теоретического, развивающего и практического обучения. Внутренняя структура учебного плана представлена тремя разделами: специальная подготовка (знания, умения, навыки) — развитие личностных качеств и способностейпрактика (интегральная подготовка).

Результат обучения при условии соблюдения регламента, рекомендованного учебным планом, соответствует запланированному уровню приобретенного навыка и гарантирует более быструю адаптацию к судейской деятельности.

6. Разработанная экспериментальная программа начальной профессиональной подготовки судей по волейболу (включающая в себя: модель, профотбор, обучение и контроль) имеет выраженное превосходство над традиционным вариантом подготовки, ориентированным на одномерную модель судьи, что позволяет характеризовать её как более эффективную и рекомендовать для широкого применения в практике подготовки судейских кадров в волейболе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проблема подготовки спортивных судей по волейболу в последнее время стала наиболее актуальной в связи с бурным развитием данного вида спорта и изменившимися взглядами на структуру и содержание модели современного судьи.

Признание специалистами существующих недостатков в системе подготовки судей и отсутствие единого мнения по ее совершенствованию указывают на необходимость поиска решения четко обозначившейся проблемы.

С целью повышения качества подготовки судей по волейболу на основе преобразования существующей системы оптимизации педагогических условий и содержания обучения нами разработаны и предлагаются к реализации следующие практические рекомендации:

1. Наиболее оптимальные условия для качественной подготовки судей по волейболу могут быть предоставлены в высших и средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в области волейбола. При этом обучение и специальная подготовка осуществляется в рамках автономного курса в объеме 72 учебных часа, что соответствует нормам, существующим в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов, и позволяет выдачу свидетельства о присвоении квалификации государственного образца.

2. Эффективность процесса обучения и его конечный результат находятся в прямой зависимости от качества профессионального отбора в учебные группы начальной профессиональной подготовки судей по волейболу. Особое внимание при его проведении уделяется определению исходных значений проявления способностей, имеющих высокую значимость в осуществлении судейской деятельности. Наиболее важными из них являются: глазомервосприятие пространственных признаковконцентрация, объем и распределение вниманияоперативное мышлениесочетание и интегрированное проявление восприятия, внимания, мышления.

3. Целевые установки процесса начальной профессиональной подготовки судей ориентированы на четырехмерную модель судьи по волейболу. Основными ее составляющими компонентами являются: специальная подготовка, обеспечивающая изучение правил игры и формирование навыков судействапсихические процессы и свойства личности, как факторы, обеспечивающие возможности выполнения судейских действийличностно-деловые качества, способствующие объективности принятия решенийсоциальный статус, определяющий положение и значимость судьи в сфере межличностных отношений в спорте.

4. Развитие специальных способностей в процессе обучения обеспечивается за счет широкого использования тестовых заданий на учебных занятиях. Частота повторений и продолжительность подобных занятий определяется в соответствии с регламентом рекомендуемого учебного плана.

5. Формирование личностно-деловых качеств у занимающихся, присущих судье по волейболу, осуществляется в системе теоретических занятий, содержание которых раскрывает их значимость в судейской деятельности. Основной целевой установкой обучения при этом является выход на уровень осознанности, убежденности и стремления к их выработке у каждого занимающегося.

6. Стратегической установкой в организации практического обучения является формирование навыка интегрированного применения приобретенных знаний, мобилизации специальных способностей и проявления личностно-деловых качеств.

7. Организация начальной профессиональной подготовки судей по волейболу в рамках предложенного курса рекомендуется также для реализации в условиях специализированных спортивных школ по волейболу, в учебно-тренировочных группах четвертого года обучения или в группах спортивного совершенства.

Кроме того, данный курс подготовки может быть использован в условиях училищ Олимпийского резерва.

При условии выполнения всех данных рекомендаций и регламента учебного плана по объему и содержанию в любых из указанных условий качество начальной профессиональной подготовки судей по волейболу гарантировано.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Мониторные качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С.35−39.
  2. А.Г. Проблема судейства и пути повышения объективности с помощью технических средств // Олимпийский бокс сегодня: Тез. докл. Междунар. науч. симпоз. (Москва, 29 сент. 1989 г.) ВНИИФК. М., 1989.-С.45−46.
  3. Т.Ф. и др. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 3. — С.15.
  4. Л.Р., Годик М. А. Спортивные игры. Ташкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1994. — 156с.
  5. Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореферат дисс. докт. пед.наук. М., 1992.-41с.
  6. H.A. Диагностика педагогических способностей. М.: Институт практической психологии, 1997. — 80с.
  7. .Г. О соотношении способностей и одаренности / Проблемы способностей. М., 1962. — С. 15−32.
  8. В.Е., Панкина Н. С. Методические вопросы разработки модели специалистов // Советская педагогика. 1997. — № 5. — С.24−31.
  9. О.В. Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва: Материалы Респ. науч.-практ.конф. 17−18 дек. 1996 г. / Гл. ред. Рыженков В. Н. 4.2. — Минск: Четыре четверти, 1997. -С.61−63.
  10. В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 270с.
  11. Ю.Д. Волейбол: Изменения в трактовке некоторых пунктов правил игры // Физическая культура в школе. 1999. — № 6. — С.70−71.
  12. В.И. и др. Прогнозирование в спорте / Баландин В. И., Блудов Ю. М. Плахтиенко B.A. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 193с.
  13. В.К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 1. — С.31.
  14. Д.В. Манеры и поведение делового человека. М., 1993. -С.15−17.
  15. И.Ю., Костюков В. В. Дубовой А.Е. Годичная динамика параметров психологической подготовленности волейболистов сборной команды КГАФК: Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2001. — С. 129.
  16. Е.М. Медико-биологические основы спорториентации и отбора в процессе обучения студентов институтов физической культуры: Материалы конф. — Ростов-на-Дону, 1994, — ч.Н.- С. 7.
  17. В.В., Шебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГПУ, 1996. — 203с.
  18. .П. Введение в философию воспитания. М., 1996. — С.56−59.
  19. И.Ю., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2. — с.10−15.
  20. Е.В., Кулькевич C.B. Педагогика: Уч.пособие. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560с.
  21. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304с.
  22. .С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 127с.
  23. Н.Г. Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалиста // Специалист. 1997. — № 3. — С.7−9.
  24. Л.В. Психологические особенности хоккейных судей // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 1. — с.41.
  25. Л.С. Секреты делового общения. Минск: Высшая школа, 1996. -367с.
  26. Волейбол: Официальные правила ФИВБ, 1999−2000 (Под ред. Ю. Б. Чеснокова, С.В.Титова). — Краснодар. 2000. — 38с.
  27. Волейбол: Правила соревнований. М: Физкультура и спорт, 1952.
  28. Волейбол: Правила соревнований. М: Физкультура и спорт, 1970.
  29. Волейбол: Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1986. -79с.
  30. Волейбол: Правила соревнований ВФВ (пер. Сердюков М. В., Титов Л. Я. под общ. руков. Чехова О.С.). М., 1994.
  31. Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю. Н. Клещев — М.: Физкультура и спорт. 1993.-93с.
  32. Волейбол: Справочник / Сост. А. Бирюков, В. Хоксинский- Авт. текста Ю. Лукашин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 39с.
  33. Волейбол: Справочник / Сост. А. С. Эдельман. М.: Физкультура и спорт, 1984.-224с.
  34. Волейбол. Учебник для физк. институтов. Изд. 2-е, доп. / Под ред. А. Г. Айриянца. М.: Физкультура и спорт, 1996. — С.64−68.
  35. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 176с.
  36. А. Инспектор премьер-лиг. // Новая спортивная газета. -2002. № 2. — С.6.
  37. Всероссийская Федерация волейбола: Методическое пособие для проведения Региональных семинаров по подготовке и совершенствованиюсудей (для лекторов Президиума ВКС). СПб.: ЗАО «Берег А», 1998. -34с.
  38. Всероссийская Федерация волейбола: Методическое указание по ведению протокола. М., 1998. — 26с.
  39. Н. Д. Елисеева С.Н. Медицинские аспекты отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. 1986. -Ч.2.-С.59.
  40. В. А., Ковалёв В. Д., Меньшиков А. Г. Волейбол в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 82с.
  41. Л.Я. Организация и судейство соревнований по волейболу. -М.: Физкультура и спорт, 1988. —48с.
  42. A.A. Проблемы теории спортивного отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 2. -С.59.
  43. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 271с.
  44. Е.А. Если правила изменить? // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер. 2002. — № 3. — С.38
  45. В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб, 2001.- 315с.
  46. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. -320с.
  47. A.B. Зенович A.B. Методика организации, проведения и судейства соревнований по волейболу: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.-98с.
  48. Единая Всероссийская спортивная классификация: Туризм спортивный. Волейбол пляжный. Русская лапта. Городошный спорт // Физическая культура в школе. —1999. № 3. — С.71−73.
  49. Единая Всероссийская спортивная классификация 1997−2000 гг. (Под ред. В.Г.Бауэра- М. Н. Давыденко, д.п.н. С.Д.Неверковича). Часть 1. -М.: Тровант, 1997. — 148с.
  50. Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М.: Физкультура и спорт. 1970.-201с.
  51. Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: Физкультура и спорт. 1978. -223с.
  52. Ю.Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 299с.
  53. Ю. Д., Слутский А. Н. Судейство соревнований по волейболу // Волейбол в школе. 1989. -№ 2. — С. 107.
  54. Ю.Д., Слутский А. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 128с.
  55. Ю.Д., Айрвпетьянц JI.P., Пименов М. П., Кунянский В. А. Массовый волейбол: Обучение, соревнования, судейство. Ташкент: «Ибн Сино», 1994. — 146с.
  56. Заповеди спортивного отбора // Тренер. 1992. — ч. 1. — С.6−7, 13.
  57. В.М., Булгакова Н. Ж. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте: Учеб. пособие. М., 1980. — 41с.
  58. И.А. Педагогическая психология. М., 1999. -210с.
  59. В., Ланг JI. Руководить без наркотиков. М., 1990. — 68с.
  60. A.B. Волейбол для всех. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 32с.
  61. Изменения и дополнения к правилам по волейболу. М.: ВФВ, 1999. -88с.
  62. В.Г. Особенности сетевого планирования физкультурно-спортивных мероприятий // Вестник института экономики. 2000. -№ 3. -С.41−48.
  63. Н. Новые правила требуют нового подхода к подготовке сборной // Волейбол-альманах-200. № 1. — 2000. — С. 19−21.
  64. В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2002. — 560с.
  65. Ю.Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1986. -231с.
  66. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера / Пер. с англ. — М.: Вече, Персей, ACT, 1998. 2-е изд. — 480с.
  67. О. Кое-что о спортивном судействе // Авторевю. — 1999. -№ 10. С. 41.
  68. В.В. с соавт. Пляжный волейбол: Методическое пособие. -М., 1997.-96с.
  69. В.В. Современные тенденции развития мирового пляжного волейбола: Тезисы докладов международного конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». М., 1998. — Т.1. -С.265−266.
  70. Г. А., Макшевская С. М. Ознакомительный курс по волейболу в КубГУ: Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2001. — С. 136.
  71. В.В., Кутепов М. Е., Сейранов С. Т. Компьютерное тестирование как способ отбора //Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 1. -С.48.
  72. Ю.Ф. Спортивное судейство в футболе в XXI веке // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 7. — С.34−38.
  73. JI.B. Психические состояния. СПб.: Питер, 2002. — 512с.
  74. В.А. Волейбол: Методическое пособие по подготовке судей. М.: Грааль, 2001. — 48с.
  75. В.А. Волейбол. О судьях и судействе. М.: СпортАкадем-Пресс, 2002.-184с.
  76. И.Г. Познай себя и других: Популярные тесты. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. -400с.
  77. Л.П. Прогнозирование в практической работе тренера по плаванию: Учеб. Пособие. М., 1989. — 42с.
  78. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. — 592с.
  79. Материалы пленума ВКС по волейболу. М., 1997. — 120с.
  80. Т.М. Модельные характеристики спортсменов в системе спортивного отбора // Оптимизация подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. научн. тр. — Челябинск: УралТАФК, 1996. — С. 11−13.
  81. Г. Г. Щедрость игрока. — М.: Физкультура и спорт, 1984. -80с.
  82. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов педагогических институтов «Физическая культура» / В. Л. Марищук, Ю. Н. Блудов, В. А. Плахпшенко, Л. К. Серова. 2-е изд, доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990.-256с.
  83. Методические указания по ведению протокола (ВФВ, Методическая комиссия ВКС, пер Тимохин A.B., ред. Виноградов В. А. и др.). М.: Физкультура и спорт, 1998. — 92с.
  84. Методическое пособие по работе судейско-вспомогательного персонала по баскетболу: Метод, пособие (Рук. авт. коллектива Лозовский Ф.И.). -М.:РФБ, 1995. -60с.
  85. А. Выполняйте правила: Судейская страничка // Легкая атлетика.- 1995.-№ 11.-С. 19.
  86. Н.М. Спортивная работа в институте // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С.35.
  87. А.К. Генетическое обоснование индивидуального прогноза в спорте // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сб. на-учн. трудов. M., 1990. — С. 104−109.
  88. И. Психографомология. СПб., 1994.- 224с.
  89. Г. Судите, да не судимы будете?: Предлагаем, размышляем, спорим // Физкультура и спорт. 1995. — № 3. — С.4−5.
  90. .А. Артрометричекие критерии отбора спортивного // Теория и практика физической культуры. — 1985. — №.6. С. 41.
  91. Л. Прогнозам пришел конец // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С.28.
  92. А.Л. Контрольные приборы. Просто и удобно // Физическая культура в школе. 1995. — № 5. — С.75−76.
  93. С. Уроки волейбола (Пер. с яп.). М.: Физкультура и спорт, 1994.-112с.
  94. Основы волейбола. / Сост. О. Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1990.— 168с.
  95. Официальные рекомендации ФИВБ судьям пляжного волейбола, январь, 1999. М., 1999. — 48с.
  96. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону. 1998. -302с.
  97. А. Судей тоже надо воспитывать // Новая спортивная газета. 24.10.02. 2002. — № 43. — С.З.
  98. В.А. Уравнение с шестью известными. — М.: Молодая гвардия, 1983. -239с.
  99. Е. Новая система судейства объективности не прибавляет // Спорт-экспресс. 2002. — № 247. — С.7.
  100. Г. И. Сепактакрау // Физическая культура в школе. 2000. -№ 4. -С.51−53.
  101. Познай себя и других: Популярные тесты. 4-е изд., доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. — 400с.
  102. Положение о чемпионате России 2000 года по волейболу среди мужских команд. М.: ВФВ, 1999. — 36с.
  103. A.B. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 5. -С.21−22.
  104. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж, 1996.-81с.
  105. Психология и педагогика. М., 1996. — 370с.
  106. Психология и педагогика. М., 1998. — 440с.
  107. Д. Не судите, а рассудите // Спортклуб. — 1997. апрель. -С.63.
  108. М. Кавалер «Золотого свистка»: Страницы прошлого // Физкультура и спорт. 1993. — № 11−12. — С.4−5.
  109. М. Был ли заговор?: Предлагаем, размышляем, спорим (О судействе в футболе) // Физкультура и спорт. 1994. — № 7. — С.4−5.
  110. РГАФК. Библиографический указатель печатных работ, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений физической культуры (19 911 996 гг.) / Сост.: Туманова E.H., Кулибякина O.A. М.: РГАФК, 1997. -84с.
  111. A.A. Психология личности в трудах зарубежных психологов. -СПб.: Питер, 2002. 320с.
  112. С.Б. Деловое общение: психологические аспекты. М., 1990. — 248с.
  113. Регламент организации и проведения чемпионатов, Кубков России по волейболу, оформление лицензий, переходов, трансфертных сертификатов. М.: ВФВ, 1998. — 42с.
  114. П.А. Нововведения в правила соревнований, технологии судейства и их воздействия на мастерство фехтовальщиков // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, 04.09.2002. М., 2002. — С.67−68.
  115. М. Психология индивида и группы. М., 1988. — 120с.
  116. Е., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 58с.
  117. З.И., Кимберг A.M. Становление личности профессионала // Психолого-педагогические, медико-антропологические и гипнологиче-ские аспекты профессиональной подготовки специалистов: Материалы конференции. Майкоп: АТУ, 1993. — С.151−154.
  118. А.П. Время игры. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208с.
  119. М.В. Исследование субъективного фактора в деятельности судей // Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. М., 1992. — С. 114−115.
  120. К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здоровье, 1990. -146с.
  121. A.JI. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2002. — 512с.
  122. Сильвано Пранди. Максимально приблизить тренировку к игре // Волейбол: Альманах. 2000. — № 1. — С.78−80.
  123. И.Ю. Пути и перспективы создания единой системы спортивного отбора в Беларуси // Проблемы спорта высших достижений: Тез. докл. респ. научно-практической конференции. Минск, ноябрь 1994 г. -Минск, 1994. -С.37−38.
  124. СПАГАФК. Физкультура и спорт: Отрасл. текущ. указ. за 1997 г. (625 назв.) / Сост.: Муртазина Г. Х. СПб.: СПГАФК, 1998. — 58с.
  125. Спортивные игры: Учебное пособие / Арестов Ю. М., Выжеин В. А., Из-гаршев А.И., Клещев Ю. Н., Фенин В. И., Щербаков В. Г.: Под ред. Ю. Н. Клещева. М.: Высшая школа, 1990. — 143с.
  126. Судейский смокинг из Парижа: А судьи кто? / Беседу с О. Сафаровым вел А. Шедченко // Легкая атлетика. 1995. — № 8. — С. 19.
  127. A.A., Чернов В. Г. Метод прогнозирования эффективности выступления спортсменов в соревнованиях // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С.35.
  128. Тезисы докладов международного конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». М., 1998. — Т.1. — 312с.
  129. Тезисы XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2001. — 264с.
  130. В.В., Подашевская Е. И. Применение персональных компьютеров в судействе спортивных соревнований // Проблемы спорта высших достижений: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции (22−23 ноября). Минск, 2001. — С.78−80.
  131. A.A. Психология управления: Учебное пособие. Минск: Харвест, 2001. -640с.
  132. Т. Семинар для судей по выездке //Коневодство и конный спорт. 1997. — № 2. — С. 17−19.
  133. Х.А. Теоретико-методические основы спортивного отбора в современном спорте: Автореф. дисс. канд.пед.наук. — Киев, 1996. -49с.
  134. B.C. О физиологических аспектах проблемы спортивного отбора // Проблемы отбора и управления в юношеском спорте: Тез. докл. научн. -метод, конф. Минск, 1971. — С.3−5.
  135. .Ф. Пальцевые дерматоглифы генетические маркеры отбора в игровые виды спорта и единоборства (на примере спортсменов Бразилии): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1997. -240с.
  136. Ю. Сможет ли сегодняшняя молодежь продолжить традиции отечественного волейбола? // Волейбол-альманах. — 2000. № 1. — С.40.
  137. А.Г., Болдырев Д. М. Волейбол. — М.: Физкультура и спорт, 1993.-144с.
  138. Н.Х. Физическая культура в системе образования — М.: Советский спорт, 1994. — 135с.
  139. Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Дисс. доктора пед. наук. — Майкоп, 1995. — 318с.
  140. Хулио Веласко. Философия выигрыша очка играй, а не занимайся с мячом акробатикой // Волейбол-альманах. — 2000. — № 1. — С.68−75.
  141. E.H., Лапшин А. Н. Судейские навыки и их формирование у студентов физической культуры / Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта. — М.: Малаховка, МГПУ, МГАФК, 1999. С. 162.
  142. О.С. Волейбол: Изменения в трактовке некоторых пунктов правил игры // Физическая культура в школе. 1997. — № 6. — С.70−71.
  143. О.С. Волейбол: О правилах игры, действующих в России с 1 января 1999 г. // Физическая культура в школе. 1999. — № 3. — С.48−58.
  144. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. — С.320.
  145. Швальбе Б, Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1992. — 192с.
  146. Р. Искусство общения. М., 1992. — 116с.
  147. К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М., 1992. — 96с.
  148. В.Ю. Применение теста Э.Ландельжа как дополнительного средства для отбора волейболитсток ДЮСШ / Проф. подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта. М. — Малаховка: МГПУ, МГАФК, 1999. — С.330.
  149. Ю. Судья с Таганки // Спорт. Жизнь России. — 1993. № 5−6. — С.12−14.
  150. В.А. Педагогическая психология. СПб, 1998. — 246с.
  151. Basuni F.N. Performance in sport (Volleyball) 3-d Ed., Vol. 3, 1991. -p. 157−176.
  152. Coaching youth volleyball/American Sport Education Program. Champaign, IL: Human Kinetics, 1997. p.45−48.
  153. De vries H. A. Housh T. J. Physiology of Exercise Madison! WCB Brown and Benchmark publishers, 1994. — 663 p.
  154. Ebrahiem S.A. Shooting in. Volleyball for students. AK baspah Books shop. Irag, 1990. — 178p.
  155. Huijing P. A Elastic potential of muscle // and power in sport Blackwell scientific publications, 1992. P. 151−168.
  156. Kelly, Zachary A. Volleyball defending your court/Zachary A. Kelly. Vero Beach, Fla: Rourke Corp., 1998. — p.24−26.
  157. Kluka, Darlene A. Volleyball/Darlene A. Kluka, Peter J. Dunn. Dubugue, IA: Wm. C. Brown, 1992. -p.54−57/
  158. Kristofani P. Method of srengtional Training. Track and Field guartertly keview, N1, USA, 1978.-p.l 12−115.
  159. Pellet, Tracy L. Skills, drills and strategies for volleyball/Tracy L. Pellett, Kurt Lox. Scottsdale, Ariz. Holcomb Hathaway Publishers, 2000. p.41−43.
  160. Redwan M.H. Measarment in Volleyball. Egypt, Kairo, 1987. 315p.
  161. Rutherford O. M. Jones D. A. The role of learning and coordinition in strength training // European Journal of physiology, 1986.- 55. P. 100- 105.
  162. Sale D.G. Testing strength and power In physiological Testing jf the High Preformance Athlete Human Kineties, 1991. — P. 21 — 106.
  163. Schroder W., Harre D., Bauers feld M. Fundamentals and methods of strength training-In: Praincipies of sport training- Berlin- Sportverlag, 1982 -P. 108 124.
  164. The best of Coaching volleyball/edited by Kinda Asher. Indianapolis: Masters Press, 1996. p.4−8.
  165. Title K., Wutscherk H. Anatomical and Anthropometric Factors // Strength and power in sport Blackwell scientific publications, 1991. — P. 180 — 196.
  166. Title K., Wutscherk H. Anatomical and Anthropometric Fundamentals on Endurace // Endurace in sport Blackwell scientific publications, 1992. P. 35 — 45.
Заполнить форму текущей работой