Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ДЦП в условиях специализированного детского санатория

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий может применяться для вторичной профилактики инвалидности детей и подростков с церебральными параличами, а также при последствиях черепно-мозговой травмы. Достоинствами ее являются высокая эффективность воздействия не только на двигательные возможности туловища, верхних и нижних конечностей, но и на особенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП
    • 3. 1. Обоснование необходимости разработки комплексной программы физкультурно — оздоровительных мероприятий для детей — инвалидов с ДЦП
    • 3. 2. Лечебный костюм «Адели»
    • 3. 3. Содержание и методика применения комплексной программы физкультурно — оздоровительных мероприятий
  • ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП В ТЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. 1. Изменения в функциональном состоянии организма детей, больных детским церебральным параличом
      • 4. 1. 1. Антропометрические и силовые показатели детей в динамике курса восстановительного лечения
      • 4. 1. 2. Изменения показателей физической подготовленности детей, больных ДЦП, в ходе педагогического эксперимента
    • 4. 2. Изменения нервно-психических функций детей, больных детским церебральным параличом
      • 4. 2. 1. Результаты изучения информации о состоянии центральной нервной системы в течение педагогического эксперимента
      • 4. 2. 2. Результаты изучения изменений показателей подвижности основных нервных процессов
      • 4. 2. 3. Результаты изучения изменений показателей уравновешенности нервных процессов
    • 4. 3. Результаты изучения изменений в показателях умственной работоспособности

Эффективность комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ДЦП в условиях специализированного детского санатория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Каждое государство, считающее себя цивилизованным и демократическим, обязано создать оптимальные условия для жизни и развития каждого подрастающего гражданина. В особенной заботе нуждаются дети, имеющие отклонения от нормы, дети-инвалиды.

В Российском законодательстве о здравоохранении и материалах Конвенции о правах ребенка записано: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее современными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Ребенок, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должен обеспечиваться специальным режимом, образованием и заботой, необходимыми ввиду его особого состояния» (3).

До настоящего времени не утрачивает актуальности проблема восстановления нарушенных функций у больных детским церебральным параличом (ДЦГТ). Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т. д. Тяжесть инвалидизации у 20−30% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются необучае-мыми. Важность этой проблемы определяется социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию (121).

Весь смысл деятельности семьи, школы, вспомогательных и лечебных учреждений сводится к восстановительным мероприятиям, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности, возврат к активной жизни. Необходимо, чтобы дети-инвалиды овладели необходимыми навыками по самообслуживанию и получили школьное образование.

Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее время, так как это заболевание стало встречаться значительно чаще. Тенденция к увеличению связана не только с улучшением учета, но и с успехами реанимации детей, родившихся в асфиксии, получивших тяжелую травму в родах.

Дети с церебральными параличами являются тяжелыми больными, требующими длительного комплексного лечения, проводимого дифференцированно в зависимости от возраста ребенка и тяжести поражения, с участием многих специалистов (психоневрологов, методистов по ЛФК, логопедов, психологов, офтальмологов, отоларингологов и др.). Многолетние наблюдения показали, что комплексное и систематическое лечение больных ДЦП может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее (19, 26, 150).

Одним из важнейших компонентов восстановительных мероприятий для больных детским церебральным параличом является система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Современный уровень науки позволяет использовать в процессе их проведения ряд оригинальных вспомогательных средств, в частности лечебный костюм «Адели», а также тренажеры, гимнастические снаряды, мячи, обручи, гимнастические палки.

В настоящее время ведется интенсивный поиск путей совершенствования восстановительных мероприятий для детей с диагнозом ДЦП. Создание и апробация комплексной программы физкультурно — оздоровительных мероприятий для детей с ДЦП в резидуальной стадии заболевания, оптимально сочетающего возможности ЛФК с другими средствами является актуальной проблемой, решению которой и посвящена данная работа.

Гипотеза исследования состоит в следующем: если разработать комплексную программу физкультурно — оздоровительных мероприятий, включающую в себя массаж, лечебную физкультуру с применением антигравитационного костюма «Адели», то она окажет благоприятное влияние на работоспособность, самочувствие, психофизиологический статус детей-инвалидов с ДЦП и может быть использована в курсе восстановительных мероприятий в режиме дня специализированного санатория и в других специальных коррекционных учреждениях.

Цель исследования — совершенствование физкультурно — оздоровительной работы с детьми школьного возраста, больными ДЦП, в условиях специализированного детского санатория.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности обучения и воспитания детей с ДЦП школьного возраста в детских специализированных санаториях.

2. Разработать комплексную программу физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ДЦП школьного возраста.

3. Экспериментально проверить эффективность использования разработанной методики в условиях специализированного детского санатория.

Предмет исследования — комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленный на медицинскую, психологическую и социально-бытовую адаптацию, для детей-инвалидов с ДЦП в условиях специализированного детского санатория.

Объект исследования — физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей-инвалидов с ДЦП.

Научная новизна исследования заключается в новых данных эффективности воздействия на организм детей с ДЦП комплекса физкультур-но — оздоровительных мероприятий в условиях специализированного детского санатория для больных с заболеваниями опорно — двигательного аппарата. Научно обоснована методика использования антигравитационного костюма «Адели», а также логоритмических упражнений в процессе проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий может быть использована, во-первых, в практической работе с детьми-инвалидами с ДЦП, находящихся в специализированном детском санатории или в других видах специальных коррекционных учрежденийво-вторых, при подготовке и повышении квалификации инструкторов ЛФКв-третьих, в лекционных курсах и на практических занятиях по специальным дисциплинам в процессе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры и спорта.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципы системного, личностного и деятельного подходов. Исходной основой в теоретическом анализе проблем физкультурно-оздоровительной работы с больными ДЦП послужили исследования С. А. Бортфельд (1986), Н. М. Махмудовой (1978), К. А. Семеновой (1979).

Этапы исследования:

I этап (1995 — 1996 г. г.) — поисково — подготовительный:

— анализировалась медицинская, психолого-педагогическая и научно-методическая литература по теме исследования;

— определились цель и задачи исследования;

— строилась исходная гипотеза;

— осуществлялся подбор методов исследования.

II этап (1996 — 1998 г. г.) — теоретико — проектировочный: определялись теоретико-методологические основы исследованияуточнялась исходная гипотеза исследованияпроводился формирующий экспериментвёлся поэтапный анализ результатов, получаемых в ходе исследования.

III этап (1998;2001 г г.) — экспериментально — обобщающий: вносились коррективы в комплексную программу физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ДЦПосуществлялась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования и эффективность разработанной программывелось внедрение позитивных результатов исследования в практикупубликовались материалы исследования и велось литературное оформление диссертационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура психофизических нарушений детей-инвалидов с ДЦП.

2. Методы и тесты для оценки психофизического состояния детейинвалидов с ДЦП.

3. Методика организации и проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, страдающими ДЦП, с использованием лечебного антигравитационного костюма «Аде-ли».

4. Результаты проведенного педагогического эксперимента по изучению эффективности комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей — инвалидов с ДЦП с применением лечебного антигравитационного костюма «Адели».

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету, задачам и логике, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, корректным применением методов статистической обработки данных, внедрением результатов исследования в практику учебного процесса педвуза.

Апробация и внедрение результатов настоящего исследования осуществлялись как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследования. Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на заседаниях кафедры физического воспитания и теоретических основ физического воспитания Пензенского государственного педагогического университета, на педагогических советах Пензенского областного специализированного детского санатория и научно — практического центра «Олимп», и включены в учебные программы курса «Частные методики физической реабилитации». Результаты опубликованы и доложены на международных (Москва, 1999; Пенза, 2001) и региональных (Ростов-на-Дону, 1995; Пенза, 1996, 2000, 2001) научнопрактических конференциях.

Структура и объём работы. Диссертация изложена на 149 страницах и состоит из введения, обзора литературы, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений, иллюстрирована таблицами и диаграммами.

выводы.

1. Исследование показало, что дети с церебральными параличами отстают в физическом и нервно-психическом развитии. При различных формах церебрального паралича у большинства больных наблюдаются нарушения речи и умственного развития.

2. Разработанный и апробированный комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий учитывает выявленные особенности детей-инвалидов с ДЦП, а также специфику всей лечебно-оздоровительной и воспитательной деятельности специализированного детского санатория для больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. При этом большой упор делается на лечебные возможности антигравитационного костюма «Адели» .

Комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий включала в себя:

— комплекс физиотерапевтических процедур;

— сеанс массажа;

— лечебную физкультуру;

— индивидуальные занятия на тренажерах и коррекционных мячах;

— закаливающие процедуры;

— игровые физкультурные занятия с элементами логоритмики.

Учитывая круглосуточное пребывание детей с ДЦП в санатории, общий режим организованной физкультурно — двигательной активности составлял не менее 12 часов в неделю.

3. В педагогическом эксперименте доказана эффективность разработанной нами комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей-инвалидов с ДЦП в условиях специализированного детского санатория. Зафиксированы следующие изменения в физическом, нервно-психическом и умственном состоянии детей, больных ДЦП: а) увеличение амплитуды движения в тазобедренном, коленном, го* леностопном, плечевом, локтевом, лучезапястном суставах (различия в полученных данных оказались достоверными при р<0,05) свидетельствует об уменьшении контрактур, нормализации тонуса мышц и улучшении походкиб) улучшение показателей физической подготовленности (при р<0,05) указывает на укрепление опорно-двигательного аппаратав) улучшение результатов теппинг-теста в среднем на 18% (при Р<0,05) говорит о положительном воздействии комплексной программы на состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппаратаг) улучшение показателей реакции на движущийся объект в среднем на 20% (при р<0,05) характеризует уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозгад) повысилась уверенность и самооценка детей, они становились более общительными, дружелюбными, легче шли на контакт, меньше было случаев вспышек плаксивости, гнева, раздражительностие) улучшение показателей умственной работоспособности в среднем на 22% (при р<0,05) указывает на развитие интеллекта и расширение кругозора.

4. Общая картина динамики физических и нервно-психических показателей говорит о том, что дети предпубертатного возраста (10−12 лет) показали более высокую динамику улучшения контрольных показателей, чем дети пубертатного возраста (13−14 лет). Это указывает на высокие восстановительные возможности детей предпубертатного возраста. Подтверждается мысль о прямой зависимости результатов воздействия от срока начала физкультурно-оздоровительных мероприятий: чем раньше, тем лучше.

При этом более высокие компенсаторные возможности младших детей ярче всего проявились в показателях физической подготовленности, точности воспроизведения усилий и амплитуд движения. Намного более улучшились показатели увеличения амплитуды движения в суставах: в среднем у детей 10−12 лет из экспериментальных групп на 17,5% (при р<0,05), а у детей 1314 лет — на 14,7% (при р<0,05). Противоположная картина была получена при анализе данных исследования умственной работоспособности, в частности, концентрации внимания. Дети экспериментальных групп старшего возраста показывали более высокие результаты, улучшение было более выраженным, и это связано с личностными особенностями детей подросткового возраста: они начинают относиться к учебе, чтению, логическим заданиям более сознательно, осознают необходимость познания, становятся более серьезными, особенно девочки. Именно девочки 13−14 лет проявили наилучшие результаты при выполнении корректурных проб и других заданий на усидчивость и внимание, динамика улучшений составила 25% (при р<0,05). При выполнении других тестов половые различия между группами мальчиков и девочек практически не проявились.

5. Сопоставление полученных результатов исследования дает возможность более эффективно построить физкультурно-оздоровительную работу в условиях детского специализированного санатория. Следует отметить, что особую эффективность комплексу физкультурно-оздоровительных мероприятий придавало использование антигравитационного костюма «Адели», благодаря которому у детей экспериментальных групп в ходе всех видов физкультурно-оздоровительных мероприятий, включая даже логоритмические занятия, были получены более высокие результаты физической подготовленности и нервно-психического состояния, по сравнению с детьми контрольных групп.

6. Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу и решив поставленные задачи, позволяет говорить о том, что выявленная эффективность экспериментальной программы физкультурно — оздоровительных мероприятий указывает на целесообразность ее внедрения в специализированных детских санаториях для детей, больных детским церебральным параличом, а также и в других видах специальных коррекционных учреждений для указанного контингента больных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ наблюдений за организацией и проведением оздоровительных мероприятий в условиях Пензенского областного специализированного детского санатория показывает, что они не имели целостной стратегии, не использовались максимально все имеющиеся средства восстановления, что сказалось на важности разработки комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей-инвалидов ДЦП в возрасте 10−14 лет.

Актуальность разработки заключается в том, что именно в предпу-бертатном и пубертатном возрасте продолжаются процессы роста и формирования организма. Вместе с тем недостаточность лечения на ранних стадиях заболевания приводит к тому, что у детей в первые годы развиваются контрактуры, деформации, неправильные установки туловища и конечностей, смещение центра тяжести, патологический двигательный сте.

• реотип. Таким образом, изучение причин заболевания церебральными параличами, разработка мероприятий по предупреждению его возникновения, его лечение с целью профилактики инвалидности, разработка рекомендаций и методов социальной адаптации с данным видом заболевания имеют большое социальное значение.

С учетом особенностей развития, обучения и воспитания данной категории детей нами была разработана комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий. Их общей целью было улучшение двигательных, речевых и нервно-психических функций детей, больных ДЦП.

В педагогическом эксперименте, проводившемся в специализированном детском санатории, нами была экспериментально проверена комплексная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий для больных ДЦП в резидуальной стадии заболевания, основанная на предположении о том, что именно комплексное использование всех имеющихся средств восстановления (медикаментозное лечение, массаж, лечебная физкультура с применением антигравитационного костюма «Адели», дыхательная и речевая гимнастика, логоритмические упражнения и игры) окажет максимальный положительный эффект. Именно в резидуальной стадии заболевания дети начинают активно обучаться и социально адаптироваться в обществе.

Эффективность комплексной программы физкультурно — оздоровительных мероприятий прослежена в течение пяти лет работы с детьми 1014 лет, больными ДЦП, в условиях специализированного детского санатория. Объективные данные доказали, что применение комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий положительно сказалось на развитии основных психофизиологических функций, работоспособности, состоянии здоровья и речевой практике детей, больных детским церебральным параличом.

Обобщение материала по динамическому наблюдению над пациентами санатория дало возможность отметить, что хорошо организованная восстановительная работа в соответствии с комплексной программой физкультурно-оздоровительных мероприятий дает стойкие и значительные результаты. Почти у всех больных понизился тонус мышц-сгибателей, увеличился объем активных движений, улучшились функции мышц-антагонистов коленного и голеностопного суставов, появился нормальный перекат стопы, улучшилась походка. У ряда больных улучшились сухожильные рефлексы. Характерно, что у многих больных после того, как они начали самостоятельно передвигаться, произошли большие сдвиги в физическом и психическом развитии. Улучшилось настроение, появились планы на будущее. Заметно увеличился объем знаний и представлений об окружающем мире. Дети лучше успевали в школе, стали более активными и целенаправленными на занятиях. У некоторых даже появилась возможность продолжать обучение в обычной школе.

Достоверно полученные результаты доказали, что разработка комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий с применением лечебного костюма «Адели» и тренажеров являлась необходимой. Необходимость разработки была подтверждена объективными данными, полученными в ходе педагогического эксперимента.

Методика комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий может применяться для вторичной профилактики инвалидности детей и подростков с церебральными параличами, а также при последствиях черепно-мозговой травмы. Достоинствами ее являются высокая эффективность воздействия не только на двигательные возможности туловища, верхних и нижних конечностей, но и на особенности артикуляционной мускулатуры у больных с различными формами дизартрии, снижая их эффективность. Применять методику можно не только в санатории, но и в специальной школе-интернате, а в определенных случаях и дома. Методика безболезненна и дает хороший восстановительный эффект.

Воспитатели санатория имеют недостаточный уровень знаний в области физического воспитания и оздоровления детей с диагнозом ДЦП, поэтому необходимо привлекать к работе в подобных учреждениях специалистов с высшим образованием, тренеров-инструкторов по ЛФК с большим опытом работы. Деятельность всего коллектива санатория должна быть согласованной, логически и методически обоснованной, должны последовательно проводиться основные педагогические принципы, чтобы содействовать гармоничному развитию детей, создать для них оптимальный двигательный режим в течение всего курса лечения.

На материале проведенного эксперимента стало возможным определение круга обязанностей, форм и методов работы преподавателяорганизатора физического воспитания в условиях детских санаториев для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата при проведении восстановительной работы, направленной на возвращение детей-инвалидов с ДЦП в ряды полноценных граждан.

Разработанная методика комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий может быть использована в лекционных курсах и на практических занятиях в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры и спорта и при повышении квалификации инструкторов ЛФК.

11.1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Лечение врожденных и диспластических деформаций опорно двигательного аппарата у детей и подростков. — Ташкент: Медицина, 1979. — С. 26−28.
  2. Р.А. Значение спортивных развлечений для развития организма детей // Материалы VI Всесоюзной научно-теоретической конф. по вопросам физического воспитания и спорта среди детей и молодежи. -Ташкент, 1977. С. 4−6.
  3. В.И. Изучение прав детей. Пенза. ПГПУ, 1993. — С. 22.
  4. Н.М. Корни долголетия: как закалить организм ребенка // Спортивная жизнь России. 1980. — № 11. — С. 26−27.
  5. П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М.: Медгиз, 1956.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  7. Э.И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура: о физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды. М.: Знание, 1968. — С. 78.
  8. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л.: Медицина, 1975.-С.5−67.
  9. Р.А. О компенсации двигательной недостаточности учащихся начальной школы в течение учебного года // Материалы V научной конференции по физ. воспитанию детей и подростков. М., 1972. — С. 9395.
  10. Ю.Бадалян Л. О. Детская неврология. М.: Медицина, 1984. — С. 56
  11. JI.О. Руководство по неврологии детского возраста.- Киев: Здоров’я, 1980.
  12. Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральныепараличи. К.: Здоровья, 1988. — 328 с.
  13. В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. -1981. № 8.
  14. Н.Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 207 с.
  15. В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения // Теория и практика физической культуры. -1996. № 11.
  16. В.Ф. Комплексная реабилитация спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата. М.: Физкультура и спорт, 1984. -С. 145.
  17. П.Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 15−18.
  18. П.Н. Учение о физическом развитии человека: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1967. — С. 31.
  19. Г. И., Семенова К. А., Шамарин Т. Г. Восстановительное лечение больных церебральным параличом в условиях санатория. Киев: Здоров’я, 1984.-С. 24.
  20. Р., Синиос А. Диспансерное обследование аппарата движения у детей. М.: Медицина, 1980. — С. 34.
  21. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений мед. училищ. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Медицина, 1973. — С. 220.
  22. А.А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных возможностей двигательных функций: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1976. — С. 19.
  23. О.В. Нейронные механизмы развивающегося мозга / Под. ред. К. В. Шулейкиной, С. Н. Хаютина. М&bdquo- 1979. — С. 215−226.
  24. О.В., Медведева О. В., Василевский Н. Н. Структурношфункциональное развитие конечного мозга. Л., 1986.
  25. Е.М., Курочкин Ю. А. Роль сенсорного притока в созревании функций мозга. М., 1987. — С. 179−183.
  26. С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. — С. 45.
  27. С.А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. — С. 32.
  28. С.А. Точечный массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1979. — С. 37−40.
  29. Н.Н. Лекарственные растения центральной части России. М.: Академкнига, 1993. — С. 24.
  30. И.И. Валеология наука о здоровье / 2-е • изд., доп., перераб. — М. Физкультура и Спорт, 1990.
  31. X., Фэк.Г., Штюблер X. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт, 1968. — С. 239.
  32. В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. -М., 1985.
  33. Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М" 1966.-С. 20.
  34. Велитченко В К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 34.
  35. В.Ю. Философские аспекты проблемы биологической адаптации человека. Л, 1984.
  36. B.C. Детерминизм в биологических процессах. Л.: Наука, 1975.
  37. Ю.П. Формула мужества. М.: Знание, 1988. — С. 14.
  38. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. — С. 34.
  39. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения психического развития у детей // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 8−17.
  40. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987.
  41. Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дисплегией. -СПб., 1993.-С. 4.
  42. A.M. Физиологические основы организации учебно-воспитательной работы с детьми // Педиатрия. 1983. — № 1. — С. 49−52.
  43. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М.: Медицина, 1995. — С. 21.
  44. Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч., т.5. М., 1983.
  45. Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: Автореф. дисс. канд. пед. наук, — М., 1997. С. 14.
  46. Е.М. Основные функции подвижных игр и проблемы дальнейшего их внедрения в практику физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 3. — С. 20−21.
  47. Н. Дыхание, движение, самомассаж: методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. М.: ТПП «Петрополь», 1991. — С. 27.
  48. Л.С. Домашние тренажеры. М.: Знание, 1985. — С. 35.
  49. М.Л. Стрегчинг: подвижность, гибкость, элегантность. М.: Советский спорт, 199. — С. 56.
  50. И.А. Круговая тренировка при развитии физических ка* честв. Минск: Высшая школа, 1985. — С. 256.
  51. Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн.пособие. СПб., 1996.
  52. И.В. Проблемы причинности в медицине: (Этиология). -М.:Медгиз, 1962. 174 с.
  53. Л.Я. Реактивность и её роль в патологии: Патологическая физиология / Учебник для мед. институтов. М., 1994.
  54. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. М. Медицина, 1974. — С. 255.
  55. Декларация Организации Объединённых Наций о правах инвалидов, 1975, п. 2.1.
  56. А.А., Мухин В. Н., Мозола Р. С. Спортивные и под-# вижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: Здоров’я, 1989. — С. 168.
  57. Д.Н. Тренажеры в доме. М.: Физкультура и спорт, 1986.-С. 45.
  58. Детская спортивная медицина: руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского. М. Медицина, 1991. — С. 46.
  59. К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. -Минск: Полымя, 1982. С. 143.
  60. А.А. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей // Межвуз. сб. научн. тр. Красноярск, 1991.
  61. B.C., Сомаева Г. Н., Киселёва Е. В. Основы профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта. Малаховка, 1993.
  62. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство // Социол. исследования. 1992. -№ 5.
  63. В.И. Клиника, лечение и профилактика заболеваний нервной системы // Материалы научно-практической конференции. Казань, 1992. — С. 69−77.
  64. В.И., Семенова К. А., Степанченко О. В. Повышение эффективности профилактики, диагностики и лечения заболеваний нервной системы. М&bdquo- 1991. — С. 30−40.
  65. П.В., Уразаева З. В. Восстановление функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата у спортсменов. Казань, 1989. -С. 84.
  66. В.И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 158.
  67. В.И. Массаж при травмах и заболеваниях у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 13.
  68. С.П., Шапкова Л. В., Фёдорова Т. В. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 5.
  69. С.П., Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 1.
  70. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1993. — С. 23−28.
  71. Иванов Смоленский А. Г. Основные проблемы патофизиологии высшей нервной деятельности. — Л. Медицина, 1933. — С. 382−383.
  72. М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье (пособие для родителей и воспитателей). М.: Просвещение, 1980. — С. 36−40.
  73. Э.С. Психические нарушения при детском церебральном параличе. Киев: Вища школа, 1987. — С. 62.
  74. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1970. — С. 269.
  75. П., Арме К. Введение в биологию. М.: Медицина, 1988.
  76. А.В., Козловская И. Б., Сирота М. Г. Физиология человека. М.: Медицина, 1986. — С. 56.
  77. Колодная, А Я. Развитие дифференцировок направления (правого и левого) у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1954. — вып. 53.-С. 5−12.
  78. А.Э. Кислородный режим организма ребенка и подростка. Киев: Наукова думка, 1973. — С. 320.
  79. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Медицина, 1973. — С. 34.
  80. Комплексная программа реабилитации детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы. Методические рекомендации. -М., 1998.
  81. А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. Л., 1958. -С. 35.
  82. Короткое И М. Подвижные игры детей. М.: Советская Россия, 1987.-С. 47.
  83. Е.Н. Проблема развития мозга и влияние на него вредных факторов / Под ред. Клосовского Б. Н. М.: Медицина, 1996. — С. 209−215.
  84. Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. Л.: Медицина, 1958. — С. 320.
  85. А.Н. Очерки физиологии спортивных упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1951. С. 532.
  86. Л.А. Развитие мозга ребенка / Под ред. Саркисова С. А. -Л.: Медицина, 1965. С. 160−173.
  87. А.П. Азбука закаливания. М.:Физкультура и спорт, 1986. -95 с.
  88. А.П. Береги здоровье смолоду. М.: Медицина, 1988.141 с.
  89. А.П., Полиевский С. А. Гигиена: Учеб. для ин-тов и техникумов физ.культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1990. 367 с.
  90. В.Н. Вестибулярные нарушения у детей первых двух лет жизни, страдающих детским церебральным параличом: Дисс.канд. мед. наук. -М., 1977.
  91. Н.С. К вопросу о типологических различиях в последействии возбудительного и тормозного процессов // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956.-С. 47.
  92. Ю.П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. СПб., 1992.
  93. ЮО.Ловейко И. Д., Фонарев М. И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. Л.: Медицина, 1988. — С. 38−40.
  94. Ю1.Ловейко И. Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982. — С. 37.
  95. Логопедия. М.: Просвещение, 1989. — С. 430−436.
  96. М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986.
  97. Ю4.Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1.
  98. Ш Ю5. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Просвещение, 1975. С. 12.
  99. Юб.Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 479.
  100. Д.К. Нарушения мышечного тонуса при мозговом инсульте. М.: Медицина, 1974. — С. 29.
  101. Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1985. — № 17 — С. 29−33.
  102. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-С. 223.
  103. Ю.Мастюкова Е М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений детей с анте- и перенатальным поражениемwмозга // Дефектология. 1977. — № 5. — С. 33−37.
  104. Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1985. — № 3.
  105. Е.М. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
  106. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — С. 63−68.
  107. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. — С. 26.
  108. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  109. Н.М., Курбанов У К., Стерник О. А. Детский церебральный паралич. Ташкент: Медицина, 1978. — С. 6 — 11.
  110. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Медицина, 1981.
  111. Р.Е. Спорт и возраст. М.:Медицина, 1956. — С.302.
  112. В.Т. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды. -Минск: Полымя, 1986. С. 64.
  113. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — С. 385.
  114. М.Н. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1979. — 120 с.
  115. Н.А. Вдияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1980. — С. 18.
  116. Определение физической подготовленности школьников. М.: Педагогика, 1973. — С. 43 — 46.
  117. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культуры / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990.-С. 76.
  118. Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия. М.: Искусство, 1967. — С. 25.
  119. И.П. Полное собрание сочинений. М-Л., 1951, т. З, кн. 2, гл. 48.
  120. А.А. Особенности деятельности мозга ребенка. Л.: Медгиз, 1962. — С. 86−89.
  121. В.К. Ваш помощник тренажер. — М.: Советский спорт, 1991. С. 23−26.
  122. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоров’я, 1988. — 216с.
  123. Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушении осанки у детей. Киев: Здоров’я, 1980. — С. 29.131 .Полиевский С. А. Гигиена спортивной одежды и снаряжения. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 111 с.
  124. С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. -М: Медицина, 1989.-236 с.
  125. С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. -М.: Медицина, 1984. С. 80.
  126. Н.И. Физическое воспитание как общественное явление // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 4.
  127. В.Г. Принцип причинности в познании медико-биологических закономерностей. Киев: Здоров’я, 1982.
  128. Практические занятия по психологии: Для студентов ин-тов физ. культуры /Богданова Д.Я., Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я. и др. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 160 с.
  129. JI.И. Механизм нарушения воспитания у аномальных детей: Психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1984. — С .160.
  130. М.Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. М.: Медицина, 1974. — С. 64.
  131. Р.Л. Методика для изучения подвижности основных нервных процессов у человека // Журнал высшей нервной деятельности. -1961. -№ 11.
  132. В.А., Максимович В. А. Круговая тренировка при занятиях физической культурой. М.: Медицина, 1986. — С. 48.141 .Рождественская В. И. Игры и упражнения для исправления заикания. М.: Просвещение, 1978. — С. 85 — 90.
  133. И.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1.
  134. МЗ.Саркисов Д. С., Пальцев М. А., Хитров Н. К. Общая патология человека. М.: Медицина, 1995.
  135. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В. С. Дмитриев, А.В.Сахно).- М.:МОГИФК, ВНИ-ИФК, 1993.-С. 21.
  136. М.И. Возрастные особенности развития функций двигательного анализатора у детей школьного возраста // Материалы третьей научной конференции по физ. воспитанию детей и подростков. М., 1966. -С. 134- 136.
  137. К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968.-260 с.
  138. К.А., Масткжова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972.-328 с.
  139. К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: Медицина, 1976. — С. 26 — 31.
  140. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент: Медицина, 1979. — С. 29.
  141. К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. Киев: Здоров’я, 1986. — С. 100−102.
  142. В.В. Общепатологические подходы познания болезни. -Саратов, 1992.
  143. И.М. Физиология нервной системы. Л., 1986. — С. 126 129.
  144. П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М.: Просвещение, 1987.
  145. А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. Л., 1988.
  146. А.С. Адаптационно-компенсаторные реакции организма инвалидов при занятиях физической культурой // Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. СПб., 1996.
  147. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1980. — С. 41.
  148. Спортивная метрология: Учебник для институтов физич. культуры /Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 256.
  149. Справочник детского психиатра и невропатолога. Киев: Здоров’я, 1985. — С. 82.
  150. В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска. М.: Медицина, 1991. — С. 37.
  151. В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Медицина, 1978. — С. 61−65.
  152. С.П., Нисинман Э. П. Лечебная физкультура в детских учреждениях. Киев: Здоров’я, 1981. — С. 39.
  153. М.Я. Медицинские проблемы роста и развития здоровых детей // Вестник АМН. 1982. — № 117. — С. 28−34.
  154. О.Ф., Фонарев М. И. Реабилитация при детских болезнях. М.: Медицина, 1980. — С. 26−29.
  155. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 67.
  156. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. — С. 208.
  157. М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. -Л.: Медицина, 1981. С. 68.
  158. В.П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте. Харьков: изд-во «Основа», 1994. — 131 с.
  159. М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1989.-С. 143.
  160. А.Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиолог, спец. пед. институтов. М.: Просвещение, 1978. — С. 287.
  161. А.Г. Научные основы совершенствования физического воспитания школьников // Физкультура в школе. 1976. — № 4. — С. 16−19.
  162. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. -М.:Просвещение, 1995.
  163. А.А. Использование тренажеров в оздоровительных целях. Киев: Здоров’я, 1984. — С. 45.
  164. Н.И., Золуменева М. В., Выдрие З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и сома-то-вегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 11. — С. 34−36.
  165. М. Круговая тренировка: Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1966. — С. 174.
  166. Эйдинова М Б., Правдина Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М.: Медицина, 1959. — С. 44.
  167. Г. А. Проблема целостности организма. Философский анализ. -М&bdquo- 1962.
  168. Г. П. Некоторые проблемы физического воспитания здорового ребенка // Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. — С. 16−19.
  169. Т.П. Тренажеры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1989. — С. 28−31.
  170. И. О моторике детей школьного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста. М., 1949. -С. 229.
  171. B.C. Физическое воспитание подростков с ослабленным здоровьем. Киев, Здоров’я, 1987. — С. 44.
  172. В.И. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975. -С. 24−29.
  173. В.Н. Биологические закономерности жизнедеятельности человека // Биология. М.: Просвещение, 1985.
  174. Adler Praxis und theorie der Individualpsychologie. Frankfurt am Mein, 1974. — S. 326−336.
  175. Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunction. New York, 1974. — P. 206.
  176. Barbizet.Les Etats de concience // Cybemetica. 1960. № 3 — P. 5.
  177. Higgins T. The human being as a link in a sunomatik control system // I.R.K. Trans Med., Klektron. 1959. — № 6. — S. 125.
  178. Kramer K. Zur Problematik einer «Talensichtigung». Berlin, 1978. -S. 227.
  179. Neisy O. Physikal development. -1-st Iternational Conference of European Countries «The Healthy Child». Moscow, 1979. — P. 9.192.0Ы W. AneinungsprozeB Wissenswerb — Fahigkeitsentwicklung // Psychologische Beitragt. — 1973. — S. 110.
  180. Provance S., Lipton P. Infans in Institutions: a Comprasion of Their Development with Family reared Infans During the First Year of Life. — New York, 1962. — P. 128.
  181. Sklad M. Aldzlywania cwiczen Pluvockich nf rozwoj // Wychowanie Fizyczne i Sport. 1982. — № 3 — S. 108.
  182. WitzIack G. Beitrage zur Verginderung des Zuruckbleibens.- Berlin, 1973.-S. 160. m1. Соломинки"
  183. Перебрасывать камешки друг другу, ловить двумя руками.
  184. Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и левой рукой.
  185. Перебрасывать камешек из руки в руку.
  186. Перебрасывать и ловить камешек правой рукой.
  187. Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой.
Заполнить форму текущей работой