Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования у студентов готовности к самопознанию в процессе физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время процесс физического воспитания представляет как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов, опосредованный их культурным отношением к своим физическим возможностям и особенностям. Гуманитарно-ориентированное содержание дисциплины физической культуры направлено на преобразование студента как субъекта культуры, что обеспечивается замещением… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Самопознание личности как психолого-педагогический феномен ^ развивающейся личности
    • 1. 2. Содержание и структура самопознания в процессе физического воспитания
    • 1. 3. Критерии и уровни развития процесса самопознания у студентов
    • 1. 4. Готовность к самопознанию в процессе физического воспитания
    • 1. 5. Факторы, определяющие готовность к процессу самопознания
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Этапы и организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОПОЗНАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 3. 1. Формирование мотивационно-ценностного компонента готовно- ^ сти к самопознанию в процессе физического воспитания
    • 3. 2. Формирование когнитивного компонента готовности к самопознанию в процессе физического воспитания
    • 3. 3. Формирование деятельностного компонента готовности к самопознанию в процессе физического воспитания
    • 3. 4. Формирование контрольно-коррекционного компонента готовности к самопознанию в процессе физического воспитания
    • 3. 5. Формирование преобразовательно-творческого компонента готовности к самопознанию в процессе физического воспитания
    • 3. 6. Результаты формирования готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания

Педагогические условия формирования у студентов готовности к самопознанию в процессе физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Реализации гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентация его содержания на формирование разносторонней личности студента, в мотивационно-ценностном сознании которого важная роль отводится самопознанию психофизических особенностей своего организма.

В ходе самопознания происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающей среды обитания, формируется «Я-концепция», ориентированная на ценности физической культуры [37]. В основе физической культуры личности лежит органическое единство таких составляющих, как физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации и физкультурно-спортивная деятельность, где самопознание выступает основой и начальной ступенью в их формировании.

Некоторые авторы [208, 36] считают что проблема физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и эти понятия следует использовать как равнозначные. Тело находится в самодвижении, развивается, благодаря этому приобретает способность к самоопределению, замечает себя, становится для самого себя предметом, разворачивается в соответствующем качестве, взаимодействует с другими субъектами, другим телом.

Методологические аспекты физической культуры личности студента рассматривались в исследованиях М. Я. Виленского, B.C. Макеевой, В. А. Петькова, Т. В. Скобликовой, Г. М. Соловьева, В. В. Черняева и др. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, их физического самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования нашло отражение в работах А.В. АхаевоЙ, В. А. Бауэра, В. А. Беляевой, А. А. Внукова, Р. Ф. Кабирова, Р. З. Мартузане, Т. К. Тихоновой и др.

Гуманитарно-ориентированное образование направлено на воспитание студента как субъекта собственной физической культуры, способного к самопознанию. В этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, способствующую целям личностного роста.

Вместе с тем, теорией и практикой высшего образования пока не в полной мере осмыслены и раскрыты возможности самопознания в процессе физического воспитания. Некоторые аспекты этой проблемы рассматривались в работах М. Я. Виленского, В. И. Ильинича, Л. И. Лубышевой, B.C. Макеевой, Л. П. Матвеева, В. А. Петькова, Г. М. Соловьева, В. В. Черняева и др.

Несмотря на усиливающееся внимание к вопросам физической культуры личности, фактически отсутствуют работы, исследующие формирование готовности к самопознанию студентов, в которых была бы представлена целостная характеристика реализации процесса самопознания, что ограничивает гуманитарный потенциал физической культуры.

В настоящее время обозначились противоречия между:

— широкими возможностями процесса физического воспитания для всестороннего самопознания личности и ограниченным его использованием в практической деятельности при освоении программы по физической культуре в вузе;

— актуализацией самопознания студентов в процессе физического воспитания в вузе и отсутствием разработанных педагогических условий по формированию готовности к его осуществлению;

— стремлением студентов познавать себя и отсутствием научно-обоснованного педагогического руководства этим процессом.

Объект исследования: гуманитарно-ориентированный процесс физического воспитания студентов в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия, актуализирующие готовность студентов к самопознанию в процессе физического воспитания в вузе.

Это определило проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов к самопознанию.

Гипотеза исследования: формирование готовности к самопознанию у студентов в процессе физического воспитания будет более эффективным, если:

— осуществить реализацию гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре;

— разработать и апробировать структурно-функциональную модель формирования готовности студентов к самопознанию;

— содержание образования по физической культуре ориентировать на формирование индивидуально-психологических качеств и свойств личности, определяющих готовность к самопознанию;

— определить критерии и уровни диагностирования готовности к самопознанию в процессе физического воспитания;

— выявить педагогические условия, ориентирующие студентов на самопознание в процессе физического воспитания.

Цель исследования: выявить методическое обеспечение и педагогические условия готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания.

Научная новизна исследования:

— раскрыты сущность, содержание, структура, критерии и уровни готовности к самопознанию студентов в процессе физического воспитания;

— разработана структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания;

— определена взаимозависимость компонентного состава структуры готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания;

— определены средства, формы, приемы, методы формирования готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется, в первую очередь, обоснованием факторов, влияющих на готовность студентов Щк самопознанию своих психофизических возможностей. В работе получили развитие теоретические представления о педагогических условиях, обеспечивающих формирование готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные средства и методы поэтапного формирования готовности студентов к самопознанию на теоретических, методико-практических, учебно-тренировочных занятиях могут быть использованы в практике работы преподавателей высшей школы. Кроме того, материалы исследования нашли своё отражение в разработке методических рекомендаций и спецсеминара по воспитанию физической культуры личности студентов.

Методологическую основу исследования составили философские положения о единстве сознания и деятельности, идеи философской антропологии о человеке и его воспитании, о единстве физического и психического, о взаимосвязи социального и биологического. Методологическими ориентирами исследования выступали: аксиологический, антропологический, личност-но-ориентированный и деятельностный подходы.

Теоретическую основу исследования составили: исследования о саморазвитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, СЛ. Рубинштейн и др.) — идеи по созданию условий саморазвития и самоактуализации личности (А. Маслоу, Г. Оллпорт и др.) — теории формировании личности (В.А. Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) — идеи гуманизации и гума-^ нитаризации образования (Е.В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, С. Д. Смирнов,.

В.В. Черняев, Е. Н. Шиянов и др.) — исследования, связанные с формированием физической культуры личности (В.К. Бальсевич, Н. Н. Визитей, М.Я. Вилен-ский, Л. И. Лубышева, В. А. Петьков, Г. М. Соловьв, В. В. Черняев и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Самопознание в контексте исследования рассматривается как динамический, качественный, интегративный процесс «Я — концепции» личности, развернутый во времени, направленный на познание себя как субъекта деятельности и общения и характеризующий мотивационно-ценностное отношение к овладению системой знаний о себе, своих психофизических и морфофункциональных возможностях, их творческом использовании для саморазвития и самосовершенствования.

2. Структура самопознания личности в процессе физического воспитания, которая включает пять компонентов: мотивационно-ценностный (отношение личности к процессу самопознания в сфере физкультурной деятельности) — когнитивный (владение системой знаний о своих психофизических и морфофункциональных возможностях) — деятельностный (сформированность умений использовать приемы самопознания) — преобразовательно-творческий (умение направлять деятельность на самоизменение личности) — оценочно-коррекционный (умение оценить свое состояние и внести изменения в программу самосовершенствования).

3. Структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания в вузе, представляет собой системное образование, в котором выделены: цель самопознания, методологические подходы, функции, компоненты содержания, критерии и уровни, объекты, способы, факторыпедагогические условия.

4. Эффективность формирования готовности к самопознанию определяется комплексом педагогических условий, включающих:

— организационно-педагогические, предусматривающие выбор средств и методов педагогической деятельности, направленных на формирование мо-тивационно-ценностного отношения студентов к самопознанию в процессе физического воспитания;

— личностно-ориентированные, обеспечивающие активное участие студентов в формировании готовности к самопознанию в процессе физического воспитания.

Результаты исследования позволяют утверждать, что развитие творческих способностей и творческой индивидуальности в процессе самопознания психофизических особенностей организма можно успешно осуществлять при следующих психолого-педагогических условиях:

— обеспечении этапного процесса в педагогических воздействиях в соответствии с индивидуальными особенностями студента;

— овладении студентами необходимыми теоретическими знаниями;

— использовании средств и организационных форм физической культуры, нацеленных на творческое развитие личности;

— формировании устойчивого интереса к методам самопознания, ко всему учебно-воспитательному процессу по физической культуре, к разнообразной физкультурно-спортивной деятельности;

— обучении культуре мышления, творческому решению изобретательских задач в процессе самопознания личности;

— организации изобретательской деятельности, включении в занятия элементов исследовательского характера, разработки новых технологий (технических, информационных, спортивных);

— осуществлении поэтапного контроля и коррекции целостного процесса по формированию творческой активности студентов.

3.5. Результаты формирования готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания.

Проведенное опытно-экспериментальное обоснование модели формирования самопознания в процессе физического воспитания и реализации его в практике высшей школы дали в целом позитивные результаты.

Сопоставление данных, полученных по результатам контрольных диагностических срезов, показало высокие результаты в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе результаты в целом остались на уровне, характерном для начала опытно-экспериментальной работы.

В свою очередь, полученные данные в контрольной группе позволили в очередной раз констатировать неудовлетворительное состояние физического воспитания в вузах, с позиции его гуманизации.

С целью статистического обоснования зафиксированных явлений и тенденций в начале и конце эксперимента был проведен анкетный опрос, представляющий собой стандартизированную процедуру измерения готовности студентов к самопознанию. В ходе эксперимента использовалась методика количественной и качественной оценки его содержания. В качестве показателей были избраны критерии, характеризующие структурные компоненты самопознания. Оценка проводилась в баллах (содержательная характеристика уровней дана в гл. 1, 1.3).

Мотивационно-ценностный компонент.

Оценка сформированности мотивационно-ценностного компонента самопознания студентов показала, что до начала эксперимента в сравниваемых группах отмечены низкие и средние показатели. После эксперимента студенты экспериментальной группы получили высокие баллы, в контрольной — результаты практически не изменились (табл. 3).

Заключение

.

В последнее время процесс физического воспитания представляет как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов, опосредованный их культурным отношением к своим физическим возможностям и особенностям [40]. Гуманитарно-ориентированное содержание дисциплины физической культуры направлено на преобразование студента как субъекта культуры, что обеспечивается замещением «житейского мышления» антропологическим. Оно помогает студенту «возделывать самого себя» на основе самопознания, где одной из составляющих необходимого знания о себе является информация о своем телесном «Я», которое в свою очередь влияет на изменение мотивационно-ценностных ориентаций личности.

Исследование показало, что в процессе физического воспитания наиболее полно происходит познание своих физических, психологических, функциональных, соматических и других возможностей, формируется отношение к себе. Новый уровень развития самопознания выступает условием организации собственной деятельности, стимулом к осуществлению «лично-стно-смысловой активности», в стремлении проверить себя, реализовать свои возможности (интеллектуальные, коммуникативные, операциональные, творческие, психофизические).

Реализации гуманитарного потенциала содержания физического воспитания студентов в значительной мере способствует его ориентация на формирование личности студента, в ценностном сознании которого важная роль отводится готовности студентов к самопознанию психофизических особенностей своего организма. В ходе самопознания происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, формируется Я-концепция, ориентированная на гуманитарные ценности физической культуры.

В диссертационном исследовании готовность к самопознанию представлена в сложной структуре. В ходе ее изучения раскрываются ее сущностные характеристики, выявляются подходы, определяются педагогические условия и основные тенденции развития.

Новое видение на проблему самопознания отразилось в разработке многоуровневой модели готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания, которая представляет собой совокупность взаимо-зависящих и взаимодополняющих блоков.

В разработанной модели готовности к самопознанию представлена система его структурных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, оценочно-коррекционного, преобразовательно-творческого. Выделенные в них дидактические требования к содержанию образования и условиям его организации послужили ориентиром при внесении коррективы учебного материала теоретического, методико-практического, учебно-тренировочного разделов программы по физическому воспитанию.

В ходе освоения теоретического раздела программы студенты включались в деятельность по освоению целостности картины мира и личности, определению профессионально и личностно значимых целей физического самосовершенствования, выявлению личностных смыслов в физкультурно-спортивной практике. Приобретенный на теоретических занятиях опыт когнитивной деятельности выступал одним из механизмов становления системности и логичности отношения студентов к формированию готовности к самопознанию.

Содержание методико-практического раздела было направлено в первую очередь, на органическое слияние теоретических знаний и практических умений студентов. Учебный материал способствовал развитию творческой инициативы в направлении практического использования знаний, формированию установки на усвоение и закрепление на практике специальных знаний, умений и навыков, а также совершенствованию личностных качеств, необходимых студенту в будущей профессиональной деятельности.

В процессе методико-практических занятий ценностные представления студентов превращались в проверенные опытом реальные мотивы физкуль-турно-спортивной деятельности, осуществлялось развитие рефлексивных способностей студентов, обеспечивались условия для их целенаправленной деятельности по обеспечению адекватного своим возможностям активного самопроявления личности в сфере физической культуры.

Содержание учебно-тренировочного раздела было направлено на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, приобретение индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Определение эффективности функционирования проектируемого содержания было связано с выявлением критериев его оценки. Трудность раскрытия этого вопроса заключалась в множественности параметров, по которым можно судить об эффективности процесса самопознания. В ходе эксперимента установлено, что формирование готовности к самопознанию осуществлялось успешно, если содержание физического воспитания отражает качественные и количественные характеристики объектов педагогического процесса. В рамках нашего исследования показателями готовности студентов к самопознанию явились 5 основных критериев и 15 критериальных показателя. С их помощью выявлялись уровни готовности к самопознанию, к которым отнесены: Низкий, средний, высокий.

Апробация предложенного проекта свидетельствует о возможности его реализации в практике физического воспитания и эффективности функционирования разработанной модели в образовательном процессе вуза. Данные проведенного исследования показали, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, наблюдается более выраженный поступательный характер критериальных и уровневых перемещений по показателям содержания самопознания.

Анализ результатов эксперимента, сравнение данных экспериментальной и контрольной группы показывают, что предложенная структурно-функциональная модель готовности к самопознанию по физической культуре в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию дисциплины «физическая культура», к уровню подготовки специалистов в вузе, обеспечивая реализацию целевой установки физического воспитания студентов — формированию физической личности будущего специалиста.

Проведенное исследование по формированию готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и позволяет сделать следующие выводы.

1. Необходимость формирования готовности к самопознанию студента как субъекта собственной физической культуры детерминирована неуклонно растущими требованиями общества к уровню развития физической культуры личности будущего специалиста. Содержательный аспект феномена самопознания студентов представляет собой комплексное, многогранное явление, предусматривающее: совершенствование образовательного процесса в направлении гармонизации духовных и телесных сил и способностей студентоввоспитание инициативы и личной ответственности в природной и социальной сферах жизнедеятельностиобеспечение возможностей для личностного роста, самоопределения, самореализации, создание условий для саморазвития и самосовершенствования.

2. Разработанная структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к самопознанию позволяет обосновать авторское видение содержания физического воспитания в вузе при реализации целевых установок дисциплины «физическая культура» — формирования физической культуры личности будущего специалиста.

Предлагаемая модель включает в себя структурные блоки: цель самопознания. методологические подходы, функции самопознания, компоненты, критерии, уровни овладения готовности, объекты самопознания, способы самопознания, факторы самопознания, педагогические условия.

Ведущую роль в модели занимает личностное развитие студента, ее содержательные компоненты направляют образовательный процесс на развитие общекультурных ориентаций и личностных качеств студента. При этом активность субъекта образовательного процесса, его творчество, проявление его субъективности («самости») является основой построения личностно-ориентированного содержания образования по физической культуре.

3. В содержании процесса формирования готовности к самопознанию выделены пять структурных компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, оценочно-коррекционный, преобразовательно-творческий, которые представлены индивидуально-психологическими качествами и свойствами личности, формируемыми в процессе его освоения, а также психолого-педагогическими условиями реализации содержания. Также выявлена тесная корреляционная зависимость между всеми компонентами самопознания (от 0,678 до 0,912).

4. Для установления соответствующего уровня готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания определены критерии их оценки:

— отношение личности к процессу самопознания в сфере физкультурно-спортивной деятельности;

— владение системой знаний о своих психофизических и морфофунк-циональных возможностях;

— степень включенности студента в процесс самопознания;

— творческий подход к процессу самопознания в физкультурно-спортивной деятельности;

— умение оценивать свое психофизическое состояние и на этой основе корректировать процесс самосовершенствования.

5. Определены корреляционные связи между факторами и структурными компонентами готовности к самопознанию. Наиболее сильными связями являются: связь ценностно-смыслового фактора с мотивационно-ценностным и когнитивным компонентами (0,903- 0,879), связь фактора социальной зрелости с деятельностным и мотивационно-ценностным компонентами (0,917- 0,871), связь фактора гуманизации образовательной среды с мотивационно-ценностным компонентом (0,899), связь фактора профессионально-педагогической ориентации с когнитивным компонентом (0,816).

6. Эффективное формирование готовности к самопознанию обусловлено комплексом организационно-педагогических и личностно-ориентированных условий.

Организационно-педагогические условия: ориентирование студентов на ценностное отношение к формированию образа телаустановка на продуктивное взаимодействие между преподавателем и студентомсистемность и последовательность формирования готовности к самопознаниюсоздание информационной базы данных по теории и практике самопознанияориентация студентов на перспективное самопознание в ходе реализации долгосрочной программы самосовершенствования.

Личностно-ориентированные условия: определение вектора самопознания с учетом ценностей личностиинформированность студентов о разнообразных методиках по диагностированию психофизического состояниясвободный выбор студентами адекватных видов физкультурно-спортивной деятельностидостижение студентами личностно-значимых результатов физического совершенствования, расширение и обогащение индивидуального когнитивного и двигательного опыта.

7. В исследовании доказано, что на современном этапе модернизации системы профессионального образования разработанная модель формирования готовности студентов к самопознанию не только способствует формированию у студентов потребности в приобщении к ценностям физической культуры, но и, что особенно важно, ориентирует их на самообразование, самосовершенствование, саморазвитие, ставя будущих специалистов в позицию активных и инициативных субъектов физкультурной деятельности.

8. Анализ полученных результатов исследования показал высокую эффективность экспериментальной программы в формировании готовности к самопознанию в процессе физического воспитания: у студентов экспериментальной группы высокий уровень готовности к самопознанию достоверно увеличился (от 0,1% до 56,8%) — средний увеличился (от 21,3% до 35,1%) — а низкий уменьшился с 78,65 до 8,1%. (р<0,05) В контрольной группе достоверных изменений не произошло.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Н. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории исследования реальной личности: Избранные психологические труды / К. Н. Абульханова. — В.: Психолого — социальн. иститут. НПО МОДЭК, 1999.-216 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе, сборник научных трудов / Отв. ред. В. И. Буланова. Липецк: ЛГПИ, 1993.-232 с.
  4. Актуальные проблемы теории и практики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: материалы II Международной научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ, 2005. — 200 с.
  5. С. Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъективного опыта студентов : автореф. дис. .конд. пед. наук / Алькова Светлана Юрьевна: Сургутский гос. университет. Сургут, 2002. — 21 с.
  6. . Г. Психология человека. Избранное / Б. Г. Ананьев. Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ, 1997. — 91 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  9. В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс- учеб. пособие для студентов вузов. Кн. 2 / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 1998. — 317 с.
  10. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева М.: Аспект Пресс, 2001.-376 с.
  11. И. П. Профессионально-личностное развитие студента в образовательном процессе / И. П. Андриади // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всерос. науч. практ. конф. / СПб., 2001. -С. 6- 17.
  12. Е. В. Социальная психология: уч. пособие для студ. высш. уч. завед. / Е. В. Андриенко. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 264 с.
  13. П. В. Философия: учебник для ВУЗОВ / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: ТиС, 1996. — 504. с.
  14. А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд. Моск. ун-та, 1979. — 151 с.
  15. А. Г. Психология личности: Принципы обще психологич. анализа: учебник для студ. вузов / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл: ИЦ Академия, 2002.-414 с.
  16. В. И. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием / В. И. Бакштанский. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. — 286 с.
  17. В. К.Физкультура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: ФиС, 1998.-208 с. 18.. Бальсевич В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. К.: Здоровье, 1987. — 224 с.
  18. В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JL И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 2- 14.
  19. B.C. Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии / В. С. Барулин. М.: Онега, 1994. — 134 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  21. Н. П. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н. П. Битянова. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 48 с.
  22. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим Бад, А. В. Петровский // Педагогика. — 1996. № 1. — С. 3 — 8.
  23. Бодал ев Н. А. Личность и общество / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  24. Н. А. О субъективных факторах творческой деятельности человека / Н. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 19−23.
  25. Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. -М.: НПО МОДЭК, 1995. 352 с.
  26. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т. 1. Пер. с англ. Ребер Артур. ООО Издательство АСТВ, Вече, 2001. — 592 с.
  27. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т. 2 Пер. с англ. Ребер Артур. ООО Издательство АСТВ, Вече, 2003. — 560 с.
  28. И. М. «Быть телом" — «иметь тело" — «творить тело"-три уровня бытия.homo somatus и проблемы физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7 — С. 2−5.
  29. И. М. «homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. М.: Эдитиориал УРСС, 2000. — 208 с.
  30. К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К. Я. Вазина. М.: Изд-во Гос. ун-т печати, 2002. 145 с.
  31. Э. Н. Физическая культура в образе жизни студента: методическое пособие для студентов / Э. Н. Вайнер. Липецк: Из-во ЛГПУ, 2005. — 39 с.
  32. О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М: Академия, 2001. — 352 с.
  33. А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербитский. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  34. Кур патов А. В Теория личности человека / А. В. Курпатов, А. Н. Алехин // Вестник Балтийской академии. 1998. — № 17. С. 133.
  35. Н. Н. Физическая культура личности.Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты / Н. Н. Визитий. Кишинев: Штинца, 1980. — 109 с.
  36. М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе, учебное пособие / М. Я. Виленский. М.: МГПИ, 1982.- 156 с.
  37. М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — с. 27−32.
  38. М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: учебное пособие. / М. Я. Виленский. М.: Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1993. С. 156.
  39. М. Я. Физическая культура в формировании личности учителя / М. Я. Виленский // Педагогическое образование -1996. № 11 С. 41- 46.
  40. М. Я Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: учебное пособие. / М. Я. Виленский, В. А. Беляева. М.: МГПИ, 1985.-60 с.
  41. М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  42. М. Я Основы здорового образа жизни студентов: учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Прометей, 1995. — 96 с.
  43. М. Я Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: учебное пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. М.: Прометей, 1993. — 117. с.
  44. М. Я Комплекс ГТО в физическом воспитании студентов / М. Я. Виленский, В. В. Михайлов, Н. А. Левенко. М.: МГГТИ, 1979. — 109 с.
  45. М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин.- М.: Высшая школа, 1989.- 159 с.
  46. А. Г. Самоучитель мышления / А. Г. Войтов. М.: Изд-во центр Маркетинг, 1999. — 408 с.
  47. Л. С. Собрание сочинений. В 6 т .Т.5 / Л. С. Выгодский. -М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  48. . А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вят-кин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 135 с.
  49. М. В. Атлас по психологии: информационно-методические материалы по курсу «Общая психология», учебное пособие для студентов пединститутов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  50. , Б. С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированного образовательных концепций / Б. С. Гершунский. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 697 с.
  51. М. Р. Путь к себе / М. Р. Гинзбург. М.: Педагогика, 1991. -160 с.
  52. Г. Основы психологии / Г. Глейтман. СПб.: Речь, 2001. -1247 с.
  53. В.Е. Теория вероятности и математической статистики: Учебное пособие для вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 2002. — 479 с.
  54. . Что такое психология: в 2 т. Т.2 / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992.-376 с.
  55. Л. П. Резервы человеческой психики /Л. П. Гримарк. М.: Политиздат, 1987. 286 с.
  56. Р. Г. Физическая культура и спорт в современных условиях / Р. Г. Гостеев. М.: Еврошкола, 2005. — 418 с.
  57. К. М. Психологическая диагностика: уч. пособие / К. М. Гуре-вич М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  58. П. С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 224 с.
  59. В. М. Формирование гуманитарной культуры преподавателей высшей школы : страницы истории / В. М. Гусева // Магистр. 1996. — № 6. -С. 89−95.
  60. Дж. Брунер Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. -404 с.
  61. Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. Ростов на-Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
  62. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. институтов / С. Б. Елканова. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  63. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвя-зинский. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  64. Зарубежные исследования по психологии познания. Сборник аналитических обзоров. М.: Просвещение, 1977. 255 с.
  65. И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация Логос, 1999.-384 с.
  66. М. В. 5 шагов к себе / М. В. Зюзько. М.: Просвещение, 1992. -173 с.
  67. Е. П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физ. культуры / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
  68. В. И. Студенческий спорт и жизнь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Ильинич. М.: Аспект-Пресс, 1995. -144 с.
  69. Инновационное обучение: стратегия и практика.- Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи 3. 10. 1993 / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: 1994. — 203 с.
  70. И. Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М.: Московский пед. гос. университет им. В. И. Ленина, 1993. — 219 с.
  71. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 140 с .
  72. Ю. Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселев. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  73. М. В. Инновация в мировой педагогике: обучение на основе ис-следовангия, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. -Рига: Пед. центр Эксперимент, 1995. 176 с.
  74. М. Я. Ключ к самосозиданию / М. Я. Князева. М.: Мал. гвардия, 1990.-225 с.
  75. А. Г. Курс лекций по социальной психологии / А. Г. Ковалев. -М.: Высшая школа, 1972.- 176 с.
  76. М. С. Философия культуры / М. С. Коган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. — 416 с.
  77. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 176 с.
  78. В. А. Гуманитарная образовательная среда / В. А. Козырев. -СПб.: Из-во Питербур. ун-та, 1999. 116 с.
  79. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 353 с.
  80. Кон И С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  81. Кон И. С. Социальная психология / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1987. -383 с.
  82. И. С. Теоретические основы воспитания нравственной готовности студентов пединститутов и педагогической деятельности / И. С. Кондрашева. Кривой Рог: ГКПИ, 1989. — 356 с.
  83. А. И. Организация самовоспитания школьников: книга для учителя / А. И. Кочетов. Мн.: Народная асвета, 1990. 175 с.
  84. А. И. Как заниматься самовоспитанием / А. И. Кочетов. 3-е изд., доп. и переработ.- Мн.: Высш. шк., 1991. 286 с.
  85. Кретти Брайтен Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю. JI. / Кретти Брайтен Дж. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  86. Н. Б Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  87. Я. Н. Проблемы саморазвития личности / Я. Н. Куликова. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.
  88. С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография / С. В. Кульневич. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. — 236 с.
  89. С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская. М.: Ростов- на-Дону, 1999. — 160 с.
  90. С. В. Учимся управлять собой и детьми: педагогический практикум / С. В. Кульневич, В. И. Лещинский. М.: Просвещение: Владос, 1995.-238 с.
  91. М. А. Психологические основы моделирования образовательных дисциплин: учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов / М. А. Ларионова. Омск: Из-во ОмГПУ, 2002. — 60 с.
  92. В. Нестандартный ребенок. Искусство быть другим / В. Леви. М. Знание, 1983.-208 с.
  93. В. С. Содержание образования: уч. пособие / В. С. Леднев. М.: Высш. школа, 1989. — 360 с.
  94. А. Н. Восприятие и деятельность / А. Н. Леднев. М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 320 с.
  95. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М. Полит. Издат., 1997. — 304 с.
  96. В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980.-360 с.
  97. Личность студента в образовательно-развивающемся пространстве физической культуры. Тезисы докладов. М: МГТГУ, 2003.-352 с.
  98. А. В. Молодежь и физическая культура / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. — 317 с.
  99. Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 3 — с. 19−21
  100. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
  101. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1987. — 127 с.
  102. В. С. Профессионально-личностное развитие учителя в процессе физического воспитания: Монография / B.C. Макеева. Орел: ГТУ, 2001.-295 с.
  103. . В. Проблема обоснования и проверяемости / Б. В. Марков. -Л.: Из-во ЛГУ, 1984. 167 с.
  104. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.- 308 с.
  105. В. Л Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов пединститутов / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахти-енко. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  106. Л. П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура. Образование. Наука, 1997. — 120 с.
  107. Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 4-е изд. / Л. П. Матвеев. — СПб.: Издательство Лань, М.: ООО Издательство Омега-Л, 2004. — 160 с.
  108. В. М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования / В. М. Меньшиков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. -№ 4. — С. 2 — 4.
  109. , В. А. Словарь справочник по педагогике / В. А. Мижери-ков. М.: Сфера, 2004. — 448 с.
  110. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М.: Прометей ППГУ, 2004. — 648 с.
  111. Р. С. Практическая психология / Р. С. Немов. М.: Гуманист, 1997.-320 с.
  112. Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед: в 3 т. Т. 3. 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
  113. Р. С. Психология: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т 1. 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001. -688 с.
  114. Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. Л.: Издательство Ленингр. Университет, 1989. — 192 с.
  115. Л. Е. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. М.: Академический проект, 2003. — 402 с.
  116. Ю. М. Теория физической культуры: Базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю. М. Николаев // Теория и методика физической культуры. 2002.- № 3. С. 15 — 20.
  117. В. Ведение в общую дидактику / Пер. с польск. Л. Г. Кашкуреви-ча, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  118. Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002. — 275 с.
  119. Ю. М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя / Ю. М. Орлов М.: Просвещение, 1991. — 227 с.
  120. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития // Педагогика. 1998. — № 8 — С. 3 — 24.
  121. Педагогическая антропология: учебн. пособ. / Авт.- состав. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  122. Педагогика: учеб пособ. для студентов пед. учеб завед. / В. А. Сласте-нин. М.: Школа — Пресс, 1997. — 512 с.
  123. А. В Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 512 с.
  124. А. В. Личность в психологии / А. В. Петоровский. Рос-тов-на Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  125. Р. А. Физкультура и спорт: пути перестройки / Р. А. Пилоян // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 7. — С. 2 — 7.
  126. К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-254 с.
  127. И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 т. Т. 1 / И. П. Подласый. М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  128. И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 т. Т. 2. / И. П. Подласый. М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 296 с.
  129. А. Я. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов / А. Я. Попов. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 152 с.
  130. Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология/ Материалы всероссийской научно-практической конференции 9−11 октября 1996 г. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. — 307 с.
  131. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Ред. А. А. Рол-дугин. М.: Центр, 1996. — 336 с.
  132. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. Б. Батаршева, А. О. Лукьянова. М.: Из-во Института психотерапии, 2005. — 624 с.
  133. Психология. Словарь. / Ред. А. В. Петровского, Я. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1980. — 494 с.
  134. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуре-вича, Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 304 с.
  135. Психологические тесты. В 2 т. Т.1 / Под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 322 с.
  136. Психологические тесты в 2 т. Т. 2 / Под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 248 с.
  137. А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бородовская., С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  138. В. М. Проектирования как объект философско-методологичекого исследования // Вопросы философии. 1984. — № 10. С. 100 — 111.
  139. С. JI. Бытие и сознание / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, — 1957.- 328 с.
  140. С. JI. О мышлении и пути его исследования / С. JL Рубинштейн. М.: Педагогика, 1959. — 312 с.
  141. С. JI. Основы психологии: в 2 т. / С. JL Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  142. Рувинский J1. И. Теории самовоспитания / J1. И. Рувинский. М.: Из-во Московского ун-та, 1973. — 263 с.
  143. Рувинский J1. И. Самовоспитание личности / J1. И. Рувинский. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  144. Рувинский J1. И. Психология самовоспитания: учебн. пособие по спец. курсу для студентов пед. ин-ов / JI. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  145. Саморазвитие человека (инновационный опыт) / Под ред. Г. Я. Стриги-ной. Нижний Новгород: Из-во Нижегородского гос. университета, 1999. -139 с.
  146. Саморазвитие человека. Юбилейный сборник, посвященный 30-летию авторской школы. Нижний Новгород: Из-во Нижегородского гос. университета, 1997. — 207 с.
  147. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре / Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин, С. Б. Шаулина. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  148. Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю. В. Сенько. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 240 с.
  149. В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирование педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация Логос, 1999.-272 с.
  150. Е. Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика / Е. Г. Силяева. М: Магистр, 1995. — 144с.
  151. В. А. Педагогика ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студентов высш. пед учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М.: Академия, 2000. -216 с.
  152. Т. В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе : автореф. дис.докт. пед. наук / Скобликова Татьяна Владимировна — Курский госпедуниверситет. Курск, 2001 — 41 с.
  153. М. И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга : автореф. дис. канд. пед. наук / Скрыпко Михаил Илларионович — Уральская гос. акад. физ. культ. -Челябинск, 2002. 22 с.
  154. В. А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. 1990. — № 7. С. 86 — 87.
  155. В. А. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов высш. учебн. завед / В. А. Сластенин, В. А. Каширин. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 480 с.
  156. В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
  157. В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 383 с.
  158. Словарь справочник по педагогике / Под ред. В. А. Мижерикова. — М.: Сфера, 2004. — 448 с.
  159. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие высших учебных заведений / ред. JI. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002 — 386 с.
  160. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для слушателей ф-тов и ин-ов повышения квалификации преподав, вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
  161. Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. М. Соловьев. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 168 с.
  162. А. Г. Сознание и самопознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  163. Спортивная метрология: учебник для институтов физической культуры./ Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  164. М. И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 368 с.
  165. В. В. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / В. В. Столин. М.: Московский психологический ин-т Флинта, 1998.-368 с.
  166. В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. — 284 с.
  167. JI. Д. Основы психологии / J1. Д. Столяренко. Ростов на-Дону: Издательство Феникс, 1997. — 736 с.
  168. JI. Д. Основы психологии изд. 3-е, переработ, и доп. Серия Учебники, учебные пособия / J1. Д. Столяренко. — Ростов- на-Дону: Феникс- 1999. — 672 с.
  169. JI. Д. Педагогика 100 экзаменационных ответов. Экспресс -справочник для студентов вузов / J1. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов на-Дону: Издательский центр Март, 2001. — 256 с.
  170. Е. В. Как рождаются личности: некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка / Е. В. Субботинский. М.: Знание, 1978. — 84 с.
  171. Теория и практика высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов. М.: МГГТИ им. В. И. Ленина, 1987. — 143 с.
  172. . И. Избранные труды в 2-х т. / Б. И. Теплов. М.: Педагогика, 1985.- 358 с.
  173. . М. Об объективном методе в психологии / Б. М. Теплов. М.: Советская педагогика, 1952. — 216 с.
  174. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт.-М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  175. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. — 448 с.
  176. Физкультурное и валеологическое образование на рубеже 21 века: сборник научных трудов. Тула: Изд-во Тульского Гос. пед. университета, 2000. — 247 с.
  177. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  178. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильиничев, П. Н. Федосеев. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  179. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
  180. Холл Кэлвин, Линдсей Гарденер Теории личности. / Пер. с англ. И. Б. Гришипун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 592 с.
  181. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. Рига: ПЦ Эксперимент, 1995. — 239 с.
  182. В. В. Проектирование и конструирование гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе:теория и методология. Монография / В. В. Черняев. Лип.: ЛГПУ, 2003. — 347 с.
  183. И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чесноко-ва. -М.: Наука, 1997. 144 с.
  184. В. В. Системный подход в современной педагогической антропологии: учебное пособие / В. В. Чистяков. Ярославль: ЯГПУ им. Г. Д. Ушинского, 1995. 132 с.
  185. Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  186. Е. Н. Развитие личности в обучении. Учеб. пособие для студ. педвузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издательский центр Академия, 1999.-288 с.
  187. Е. В. Социальная психология / Е. В. Шорохова. М.: Институт психологии РЕАН, 1998. -295 с.
  188. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  189. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. Ред. А. В. Толстых. М.: Издательская группа Прогресс, 1996. — 344 с.
  190. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, — 2000. — 110 с.
  191. Brake M. The Sociology of Youth Culturi and Youth Sudcultures / M. Brake/ London: Routledge and Kenal Paul, 1989/ Р/ - 30 — 102.
  192. Bono E. Beyond Critica Thinking // Curriculum review. 1986 / - Vol. 25, N 3.-P. 12−16.
  193. El-Din. Professor Dr. Hussein Kamel Bahaa. «Liking health and education», EFA 2000. № 30.Yanuary-March 1998/ UNESCJ. Paris. — 121.
  194. Hurrelmenn K. Youth A Productive phase in Human Life // Edication. Vol. 39. Tubingen, 1985.
  195. Selbsterziehung als Aufgabe und Voraussetzung der Erziehung. Zur Dar-stellung und Kritik des Konzepts der Selbsterziehung in der humanistischen Psy-chologie. In: Gudjons, H., Reinert, G.-B. (Hg.): Lehrer ohne Maske / Ts.: 1981. -232−239 p.
  196. Trends Toward the Future in Phussicail Edukation / Editor J.D. Massengale -Human Kinetiks Publ. 1987. — 200 p.
Заполнить форму текущей работой