Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогические проблемы адаптации выпускников факультета физической культуры к современным условиям деятельности: На примере Восточного Забайкалья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научных данных по интересующей нас проблеме позволяет прийти к выводу о том, что в них рассматриваются лишь отдельные стороны адаптационного процесса, в основном психологический, педагогический, философский аспекты. Исследование социологического аспекта, включающего зависимость становления специалиста от социальных факторов, в основном проводилось до начала периода социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социальной 13 адаптации
    • 1. 1. Сущность и специфика социальной адаптации выпускников вузов к новым социально-экономическим условиям
    • 1. 2. Структурные единицы подготовки учителей физической культуры в новых социально-экономических условиях
    • 1. 3. Социальная значимость учителя физической культуры и спорту в переходный период общества Забайкалья
  • ГЛАВА 2. Пути и средства адаптации выпускников факультета 48 физической культуры к социальным изменениям в Забайкалье
    • 2. 1. Мотивы деятельности студентов факультета физической 48 культуры ЗабГПУ как основа направленности на будущую педагогическую деятельность
    • 2. 2. Профессионально — педагогическая подготовка на факультете физической культуры
    • 2. 3. Особенности реформирования системы физического 89 воспитания в Читинской области
  • ВЫВОДЫ

Социально-педагогические проблемы адаптации выпускников факультета физической культуры к современным условиям деятельности: На примере Восточного Забайкалья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов во всех сферах деятельности. «В настоящее время, когда принципиально изменилась парадигма общественной жизни, а императивом. являются рынок, демократические процессы, возникает острая необходимость не только в исследовании деятельности человека в экстремальных условиях, но и в подготовке к ним. Интересна деятельность человека. способность его адаптации к рынку. в целом относительно к новым социально-экономическим реалиям» (С.В.Калмыков, 1998). «Как показывает многовековой опыт, человечество всегда стремилось к решению проблемы адаптации. В процессе эволюционного развития человек адаптировался к определенным условиям внешней среды .» (С.В. Калмыков, 2002).

Переход на принципиально новые схемы общественно-политического и социально-экономического развития сопровождается относительно продолжительным периодом поиска и выработки конкретных путей реализации такого перехода (Н.А.Антонов, 1998; В. И. Добреньков, 1994;, В. Т. Лисовский, 1998; Ю. А. Лязина, 1999; Н. Ф. Наумова, 1995; H. Selye, 1989).

Но как бы не совершенствовался процесс подготовки студентов в высшем учебном заведении, выпускника нельзя рассматривать как вполне «завершенного» специалиста. Только в реальной практической деятельности происходит становление личности профессионала. Переход от вчерашнего студента к молодому специалисту связан с процессом его адаптации к социально-экономическим и политическим условиям современного общества. По существу, речь идет о будущем страны, как быстро молодежь найдет себя в этой жизни, какие она изберет ориентиры, ценности и пути? Ответы на эти вопросы в значительной мере определяют лицо страны завтра, в будущем (С.Д.Артемов, 1969; И. А. Георгиева, 1985; А. Г. Кузнецов, 1995; Н. И. Лапин, 1996; О. В. Бондаренко, 1998 и др.).

Современная наука не имеет на сегодняшний день фундаментальных трудов по адаптации. Однако имеется большое количество публикаций по различным аспектам адаптации. Это работы О. А. Власовой (1994), В. Т. Лисовского (1998) — по адаптации женщинЮ.Г.Круглова (1992), Л. В. Корель (1997) — адаптологииО.Н.Никитиной (1994), И. П. Шепеленко (1994), Д. Г. Петренко (2001) — адаптации выпускников вузовМ.В.Адамова (2001) — адаптации выпускников средних учебных заведенийЛ.Л.Шпака (1992), Э. А. Капитонова (1996) — социокультурной адаптацииП.С.Кузнецова (1991), Г. И. Янина (1996) — организационной адаптации и т. д.

Значительный вклад в разработку проблемы профессиональной адаптации к педагогической деятельности внесли С. Г. Вершловский (1986), М. И. Скубий (1975), Н. Д. Федосимов (1986), А. Н. Ходаков (1978) и др. В данных работах раскрыты многие теоретические аспекты проблем профессиональной адаптации: критерии адаптации, ее сущность, механизмы, закономерности формирования и т. д. Однако исследования ведутся в основном на примере деятельности начинающих учителей средней общеобразовательной школы, и практически отсутствуют работы, посвященные особенностям протекания этого процесса у начинающих преподавателей непосредственно в области физической культуры и спорта. Исследования, посвященные этой проблеме, очень немногочисленны. Среди них можно отметить работы, касающиеся совершенствования подготовки специалистов, формирования их профессиональных педагогических умений и навыков, профессиональной компетенции и готовности (В.К.Бальсевич, 1990; В. М. Корецкий, 1987; В. В. Кузин, 1996; Л. И. Лубышева, 1996; А. П. Матвеев, 1998; В. И. Столяров, 1998; Ж. К. Холодов, 1998).

— Анализ научных данных по интересующей нас проблеме позволяет прийти к выводу о том, что в них рассматриваются лишь отдельные стороны адаптационного процесса, в основном психологический, педагогический, философский аспекты. Исследование социологического аспекта, включающего зависимость становления специалиста от социальных факторов, в основном проводилось до начала периода социальных и общественных перемен (Ф.Р.Филиппов, 1980; В. Н. Шубкин, 1985; М. Х. Титма, 1982 и др.). Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена противоречиями между необходимостью активного поиска путей адаптации молодых специалистов в области физической культуры и спорта к условиям Восточного Забайкалья и отсутствием теоретических исследований и методических разработок по этой проблеме.

Из вышесказанного вытекает ряд вопросов: каковы содержание, форма организации, пути и возможности создания условий, способствующих социальной адаптации, необходимой для высокопроизводительного труда в новой обстановке?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования «Социально-педагогические проблемы адаптации выпускников факультета физической культуры к современным условиям деятельности (на примере Восточного Забайкалья)».

Цель исследования заключается в изучении проблемы адаптации выпускников факультета физической культуры ЗабГПУ к социальным, экономическим и общественным изменениям, произошедшим за последнее десятилетие в Восточном Забайкалье.

Поставленная цель обуславливает необходимость решения ряда исследовательских задач: изучить состояние вопроса по проблеме адаптации специалистов в новых социально-экономических условияхвыявить особенности адаптации к деятельности учителя по физической культуре и спорту в Восточном Забайкальеопределить мотивы, выступающие в качестве основных направлений при выборе профессииопределить признаки профессиональной адаптации специалистов по физической культуре и спорту Восточного Забайкалья.

Объектом исследования является сфера профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту Восточного Забайкалья.

Предметом исследования является процесс адаптации выпускников факультета физической культуры к новым условиям жизнедеятельности.

Рабочая гипотеза. Предполагается, что выявление проблем адаптации к современным условиям позволит внести необходимые коррективы в систему подготовки специалистов по физической культуре и спорту, способствующие выработке потребностей в преобразовании существующей социальной действительности.

Методологической основой исследования являются:

• труды в области педагогики и психологии Н. В. Кузьминой (1985) — Г. Ц. Молонова (2000) — К. К. Платонова (1977,1986,) — В. А. Сластенина (1977,1986,1990) и др;

• концепция Р. Мертона (1992) о социальной и индивидуальной адаптации, которая связана с социальными нормами, но не является отражением этих норм и направлена не от социума к индивиду, а от индивида к социуму;

• концепция И. А. Георгиева (1985) о социальной активности человека, которая проявляется в двух планах. Во-первых, при вхождении в новую социальную среду происходят изменения системы отношений человека, составляющих существо его личности. Во-вторых, активность человека выражается в способности сохранять себя;

• труды о роли и функции молодого поколения в системе производственных отношений, изложенные в работах М. В. Адамовой (2001) — Л. Г. Андреевой (1993) — Л. А. Гладченко (1996) — А. А. Седова (1993) — Д. Г. Петренко (2001) — О. Л. Трещевой (1997) — Т. Л .Мироновой (1999) — Р. Д. Санжиевой (1997)и др.

Научная новизна диссертационного исследования связана с самой постановкой проблемы и состоит в следующем:

• представлен социально-демографический облик студенческой молодежи Восточного Забайкалья;

• охарактеризованы ценностные ориентации, интересы и предпочтения молодого поколения региона;

• раскрыто влияние политических, экономических и социальных условий и факторов на процесс социальной адаптации в условиях Восточного Забайкалья;

• исследованы возможности профессиональной деятельности и мотивы выбора этой деятельности;

• выявлена устойчивая тенденция среди выпускников факультета физической культуры ЗабГПУ к поиску своего места в современных условиях;

• проанализирована сущность процесса адаптации выпускников факультета физической культуры к современным социально-экономическом условиям Восточного Забайкалья;

• обоснована идея необходимости регулирования процесса адаптации путем целенаправленной организации учебного процесса на факультете физической культуры.

Положения, выносимые на защиту. 1. Адаптация выпускников ФФК как психологический феномен представляет собой поведенческий акт, т. е. конкретную сферу деятельности, связанную с выполнением определенных операций.

Признаками адаптации являются: цель спортивной деятельности и ее реализация, удовлетворенность профессией и желание работать после получения диплома по профессии, полученной в вузезависимость социального статуса полученной специальности от социально-экономических факторов.

2. Формирование адаптационных навыков осуществляется в процессе целенаправленной учебной деятельности студентов факультета физической культуры путем создания определенных педагогических условий, включающих введение новых предметов: маркетинг, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), и т. д., обоснованных педагогической теорией.

3. Технологической основой адаптации к социально-экономическим условиям, позволяющей существенно повысить уровень профессионального мастерства выпускника факультета физической культуры ЗабГПУ, а также подготовку сильного и здорового молодого поколения, является проведение спартакиад и соревнований по различным видам физических упражнений, а также применение специально разработанных инвестиционных программ, которые будут способствовать повышению процесса адаптации выпускников факультета физической культуры ЗабГПУ в новых социально-экономических условиях.

Научно-теоретическая значимость исследования. Уточнены понятия социальной и профессиональной адаптации. Если раньше большинство авторов склонялись к тому, что социальная адаптация начинается с формирования мотива выбора профессии, то мы считаем, что это не в полной мере будет являться социальной адаптацией в новых условиях. В профессиональной адаптации значительное количество мотивов не четко раскрывает механизм этого процесса. Мы с достаточной убедительностью приводим этот механизм в действие.

По нашему мнению, является важным вопрос о факторах адаптации. Под факторами адаптации понимают условия, которые способствуют процессу приспособления, а именно факторы профессиональной подготовки определяют течение, сроки, темпы, результаты адаптации. Мы утверждаем, что сам процесс адаптации содержит такие противоречивые аспекты, как самореализацию личности и сложившиеся социально-экономические и политические условия бытия, которые приводят весь механизм в действие.

Становление выпускников факультетов физической культуры в процессе их активной педагогической деятельности позволяет рассматривать адаптацию не как определенный конечный результат, а как этап становления и дальнейшего формирования личности педагога. В условиях Восточного Забайкалья эта проблема не может пока ограничиваться только подобного рода исследованием и требует дальнейшего фронтального осмысления.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений и выводов в процессе социальной адаптации молодых специалистов — учителей физической культуры Восточного Забайкалья.

Практическая ценность исследования содержится в разработке ряда рекомендаций, которые могут быть использованы в выработке и реализации региональной молодежной политики, работе вузовских бирж труда, органов социальной помощи и образовательных учреждений, в воспитательной работе с молодежью в вузах. Материалы диссертации могут найти применение в чтении лекционных курсов по общей социологии, социологии спорта, спецкурсов по профориентации, а также в системе переподготовки кадров.

Основные положения и выводы диссертации излагались автором на ежегодных научных конференциях Восточного Забайкалья и отражены в четырех публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, приложений, списка используемой литературы и изложена на 145 страницах. В нее входят 33 таблицы, 3 рисунка, 5 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Основными факторами, влияющими на адаптацию, являются социально-экономические условия, сопутствующие вхождению человека в дальнейшую жизнь.

Противоречия, существующие между указанными факторами и условиями деятельности специалистов по физической культуре и спорту, обуславливают необходимость поиска эффективных путей профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Факторами, также оказывающими влияние на результат адаптации являются мотивационно-ценностные отношения и степень готовности к профес-сиональной деятельности, умение использовать индивидуальные особенности, полученные в процессе обучения, в повседневной жизни, а также влияние социально-экономических условий, сопутствующих вхождению человека в дальнейшую жизнь.

2. Особенность адаптации к деятельности учителя физической культуры определяется системой подготовки специалистов, которая дает возможность понять реальные требования, предъявляемые за последние годы к специалисту, готовому в своей деятельности испытывать отсутствие материальной, информационной базы, работать в современных условиях.

3. Особое место в структуре личностных факторов адаптации занимают мотивы, которые выступают в качестве основного направления на профессиональную деятельность. 48,61% студентов факультета физической культуры ведущим мотивом выбора профессии определяют свои способности к определенному виду физических упражнений. 32,8% из них нравится работа с детьми. А самым незначительным мотивом выступает престиж профессии — 6,14%. Это объясняется тем, что слабые требования к профессиональной деятельности и либерализация оплаты труда ведет к снижению ценности приобретенной специальности, из-за чего происходит миграция в другие сферы деятельности в поисках высокооплачиваемой работы (47,8%).

4. Признаками адаптации выпускников факультета физической культуры являются:

• показатели спортивного мастерства (звание, разряд, рейтинг и др.);

• мотивы получения высшего образования по специальности учителя физической культуры (выбор учебного заведенияотношение к учебной деятельностижелание работать после получения диплома по профессии, полученной в вузе);

• зависимость социального статуса полученной специальности от социально-экономических факторов (слагаемые жизненного успехамотивы профессиональной деятельноститребования к работезаработная платажилищные условиясемейное положениевидение перспектив будущего).

5. Одним из важнейших путей адаптации должна стать доступность образования. В условиях Читинской области проблема доступности образования остается актуальной, поскольку 60% населения области находиться ниже уровня прожиточного минимума, более 20% - за чертой бедности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендовать руководству факультета физической культуры ЗабГПУ ввести курс по выбору «Адаптация специалистов по физической культуре».

2. Рекомендовать институту усовершенствования учителей организовать курсы по повышения квалификации для выпускников факультета физической культуры, решивших вернуться в образовательные учреждения.

3. Разработать и внедрить совместно с центром занятости населения программы, способствующие успешной адаптации в обществе специалистов по физической культуре и спорту.

4. Концентрировать внимание не только на профессиональном, но личном нравственном росте выпускников, так как в процессе обучения в вузе и занятий спортом воспитываются не только положительные качества характера.

5. Рекомендовать ввести государственное распределение для выпускников, обучающихся на бюджетной' основе. Реализация данного предложения позволит обеспечить образовательные учреждения, сферу физической культуры и спорта необходимыми кадрами.

6. Результаты диссертационного исследования могут быть | использованы:

• для совершенствования управления системой высшего педагогического образования с учетом региональных особенностей, ф обоснования образовательной политики в регионе;

• для разработки научного обоснования прогнозов по дальнейшему развитию многоуровневого образования молодежи в регионе;

• для совершенствования системы «детский сад — школа — вуз», направленной на укрепление преемственности в физическом воспитании подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования / О. Абдуллина, Н. Маркова // Высшее образование в России. 1999. — № 5 — С. 78−82.
  2. Н.А. Экологическая физиология: проблема адаптации и стратегия выживания // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Матер. X международ, симпозиума. — М.: Российский ун-т дружбы народов, 2001. С.5−12.
  3. М.В. Проблемы адаптации выпускников средних специальных учебных заведений физической культуры к современным социально-экономическим условиям: Автореф. дис. канд. пед. наук /Бурятский гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2001. 25с.
  4. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. — С.203−213.
  5. И.П. Детерминанты авторитета педагога / И. П. Андриади, О. В. Ржанникова. // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 1. С.24−26.
  6. Л.Г. Укомплектованность школ Читинской области учетилями физической культуры за период 1995—1998 гг..г. // Проблемы школ Забайкалья: Материалы ежегодной науч.-практ. конф. Чита, 1998. С.16−18.
  7. Н.А. Можно ли управлять социальными процессами? // Социс. 1998.-№ 3.-С. 13−16
  8. В.Д. Занятость населения в условиях рыночных отношений // Экономика промышленного производства.— 1992. № 21. — С.4−9
  9. С.Д. Социальная проблема адаптации подростков. — Свердловск, 1969.-21с.
  10. С.Д. Проблемы социальной адаптации молодых рабочих насоциалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис. канд. философ, наук. Свердловск, 1970. — 22с.
  11. В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1997. — 43с.
  12. Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7. — С. 11−15.
  13. Г. Д. Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С.20−22.
  14. Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов / Н. Г. Багдасарьян, Л. В. Кансузян, А. А. Немцов // Социс.— 1995. — № 4. — С.23−25.
  15. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996. № 2. — С. 13−18.
  16. В.К., Лубышева Л. П. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. // Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи. — Тула, 1994.-С.3−10.
  17. А.Г. Новые условия — новые кадры физической культуры испорта II Теория и практика физической культуры.— 1995. — № 12.— С.2−4.
  18. А.Г. 30 лет по пути развития высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 3. С.2−6.
  19. А.Г. Высшее физкультурное образование (проблемы и решения): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 57 с.
  20. Г. А. К истории становления советской школы в Забайкалье. -Чита, 1968. Вып. 3.-31с.
  21. Ю.Н. Экологозависимые состояния и здоровье населения Читинской области / Ю. Н. Белозерцев, В. Н. Иванов // Экологозависимые заболевания: Тез. докл. всеросс. науч.-практ. конф. — Чита, 1997. — С. 131−136.
  22. П. Понимание современности // Социс.- 1990. — № 7. — С.34−37.
  23. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1990. — 232с.
  24. В.М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-экономических условиях реорганизации общества // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 5. — С.11−13.
  25. О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений: Автореф. дис. д-ра социолог, наук. Ростов н/Д., 1998. — 40с.
  26. A.M. К вопросу об адаптации молодых рабочих напроизводстве. Воронеж, 1973. — 112с.
  27. В.В. Особенности физического воспитания выпускников основной школы Восточного Забайкалья: Автореф. дис. канд. пед. наук /Бурятский гос. университет. Улан-Удэ, 2000. — 23с.
  28. Л.Г. Экономическое поведение выпускников школ в условиях становления рыночных отношений. — Новосибирск: ИЭОПП, 1999.- 145с.
  29. Е.П. Педагогические условия социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 18с.
  30. . Всеобщая и частная естественная история. — СПб., 1989. — 386с.
  31. М. О некоторых категориях понимающей социологии: Избр. произв. М., 1990. — 456с.
  32. М. Основные понятия стратификации // Социс. — 1994. — № 5. — С.34−39.
  33. М. Основные социологические понятия. М., 1990. — 567с.
  34. В.Ю. Философская проблема теории адаптации человека. -Владивосток, 1988.- 164с.
  35. П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Советский спорт, 1996. С. 21−32.
  36. P.P. Социальная адаптация работника к трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Саратов, 1998. — 23с.
  37. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дис. канд. психол. наук.-СПб., 1994 16с.
  38. Ю.Р. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина // Социс. 1997. — № 10. — С.33−36.
  39. О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода. М., 1994. — 236с
  40. Ю. Профессиональное образование в отрасли физической культуры в свете социальной адаптации специалистов // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. няуч. тр — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 282с.
  41. С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий. — Киев: Наукова думка, 1988. — 45с.
  42. Ю.Г. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 1998. — 348с.
  43. А.В. Алиментарная селенодефицитная эндемическая дилатационная кардиомиопатия (кешанская болезнь). Чита, 1998. — 96с.
  44. Э.С. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации / Э. С. Гареев, Г. Н. Дорожкин // Социс. 1993. — № 3 — С.22−25.
  45. И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. Л., 1985. — 134с.
  46. А.Б. Проблема предадаптации: историко-практическое исследование. Л.: Наука, 1974. — 147с.
  47. А.А. Социальная адаптация различных социальных групп / А. А. Гераськова, И. В. Романова, Н. А. Лоншакова. Чита: ЧитГТУ, 1998.-235с.
  48. В.И. Социальные аспекты приватизации //ЭКО. — 1992 — № 9−10.-С. 124−134.
  49. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социс.— 1997. — № 3. С. 105−112.
  50. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс.- 1994. -№ 7−8- С.3−16.
  51. А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России. — 1999. — № 5. — С. 10−12.
  52. М.К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, Ф. Э. Шереги // Вестник Российской академии наук. — 1998. — Т.68., № 6.1. С.56−59.
  53. A.M. Развитие физкультурного движения в Забайкалье // Проблемы краеведения. Чита, 1972. — Вып. 7. — С. 124−125.
  54. М.А. Социальные аспекты адаптации населения промышленного региона к рыночным отношениям / М. А. Гуревич, Н. Ф. Павлова. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1998. — 345с.
  55. С.И. Спорт и маркетинг. М.: ВАГРИУС, 1995. — 303с.
  56. Ч. Собрание сочинений. Т. 13. Происхождение человека и половой отбор. М., 1940 — 315с.
  57. В.И. Социально-политический кризис в России: причины и последствия / В. И. Дашичев, А. В. Вахрамеев // Социально-гуманитарные знания. 1999.-№ 1.-С. 13−18.
  58. И.С. Адаптация населения и элит (институциональные предпосылки) / И. С. Дискин, Е. М. Авраамова // Общественные науки и современность. 1997. — № 1. — С.9−14.
  59. Т.Г. Социально-философские проблемы адаптации, выживания человека и современная экология: Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М., 1990.-32с.
  60. Д. Большой толковый социологический словарь / Д. Джери, Д. Джери М. ВЕЧЕ — ACT, 1999, т. 1. — С — 17.
  61. А.В. Экономическая социология. Минск, 1997. — 345с.
  62. Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследования методом «устной истории» // Вопросы экономики. 1994. — № 6. — С. 18−25.
  63. Е.П. Социально-правовые аспекты трудовой занятости населения в современной России: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 1998. -26с.
  64. Е.А. Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека // Теория и практика физической культуры 1999. — № 5 — С. 14−16.
  65. О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Дудченко, А. В. Митыль // Социс. 1995. — № 6. — С.32−37.
  66. Э. Ценностные и реальные суждения // Социс. — 1991. — № 2. С.28−34.
  67. Э. Социология. М., 1995. — 432с.
  68. Э. О разделении общественного труда. М., 1996. — 329с.
  69. С.П. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, технологические исследования) / С. П. Евсеев, О. В. Колодий, В. Ф. Костюченко // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 8 С. 2−24.
  70. О.Н. Жизненный путь и социальная адаптация личности / О. Н. Ежов, П. С. Кузнецов. Саратов, 1996. — 98с.
  71. Н.Г. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов-первокурсников к ** учебной деятельности в институтах физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 1998.-21с.
  72. Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорту в вузе // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 17−20.
  73. С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996.-22с.
  74. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис. канд. психолог, наук. Л.: ЛГУ, 1989. — 25с.
  75. В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие — Малаховка: МОГИФК, 1994 -284с.
  76. В.И. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы / В. И. Жолдак, Л. А. Калинкин // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С.2−7.
  77. Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры // Школа и производство. 1999. — № 6. — С. 86−91.
  78. М.Ю. Социологический портрет предпринимателя как элемента социальной структуры России: Автореф. дис. канд. соц. наук. Саратов, 1996. — 24с.
  79. Т.И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал. — 1995. — № 3. — С.30−31.
  80. В.В. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности / В. В. Затеев, И.И.Осинский- Бурятский гос. ун-т. — Улан-Удэ, 1997.- 119с.
  81. Г. Е. Социология образования: В 2 ч. — Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1993. — 4.1. 136с.
  82. З.Ф. Психология профессий: Учеб. Пособие / Уральский гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург., 1997. — 245с.
  83. В.П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994. — 138с.
  84. А.П. Готовить современных российских интеллигентов // Высшее образование в России. — 1993. — № 4. — С. 158−160.
  85. Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России. — 2000. — № 1 — С. 64−69.
  86. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-287с.
  87. Э.А. Личность в условиях общественного ^кризиса:1. V 4 *
  88. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1998. — 22с.
  89. В.А. Подготовка физкультурных кадров к работе в условиях рынка // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта: Сб. тр. Челябинск: Изд-во УралГАФК, 1997. — С. 59−70.
  90. И.Д. Цивилизация и адаптация. М., 1984. — 189с.
  91. С.В. Индивидуальная деятельность человека в экстремальных условиях в контексте дихотомии «Восток-Запад» // Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр.— Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. Вып. 1- 176с.
  92. С.В. Проблема экстремальности в спорте / С. В. Калмыков,
  93. A.С. Сагалеев // Деятельность человека в эстремальных условиях: Сб. науч. статей Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. — С. 3−11.
  94. В.Г. Физическое воспитание как фактор адаптации в условиях районов Крайнего Севера / В. Г. Камалетдинов,
  95. B.В.Малышкин, С. С. Кабанов, М. С. Косинок, И. П. Исаев // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 12. — С. 19−23.
  96. Э.А. Социология 20 века. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512с.
  97. Л. Теория предварительной приспособленности. — М., 1914. — 22с.
  98. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов на/Д: Феникс, 1996. 123с.
  99. Н.И. Организационно-экономические основы адаптации учебного заведения профессиональной школы к региональному рынкутруда: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 1995. — 16с.
  100. Т.Б. Маркетинг в сфере физической культуры // Наука и образование на рубеже тысячелетия: Юбилейная междунар. конф.: Тезисы докл. / ЧГТУ. Чита, 1999. — 4.2. — С.26−28.
  101. Компоненты адаптивного процесса / Под ред. В. И. Медведева. — Л.: Наука, 1984.- 110с.
  102. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 456с.
  103. Д.П. Динамика неравенства: молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования / Под ред. В. Н. Шубкина. М.: ИС РАН, 1999.- 100с.
  104. Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов // Актуальные проблемы науки. Ростов на/Д, 1970. — С. 123−135.
  105. Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики: Дис. д-ра соц. наук в форме научного доклада. — Новосибирск, 1998. 68с.
  106. Юб.Корель Л. В. Социология адаптации: этюды апологии. — Новосибирск, 1997.- 117с.
  107. А.Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пособие. — М.: Терра спорт, 2000. — 120с.
  108. Кос Н. И. Социопсихологические условия труда и проблема развития личности профессионала // Человек в социокультурном мире. — Саратов, 1998. 136с.
  109. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997. —39с.
  110. О.Краснова М. А. Психологические аспекты формирования профессионала в период обучения в вузе // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 12. — С. 65−66.
  111. O.K. Ценности труда и образования в молодёжной среде: если разобраться // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. — 1993. — № 2. С. 49−56.
  112. Ю.Г. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. — М., 1992. — 154с.
  113. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1980.-20с.
  114. JT.A. Профессиональная карьера выпускника технического вуза. — Новосибирск, 1995. — 199с.
  115. А.В. Педагогические условия социальной и профессиональной адаптации молодых рабочих в производственных коллективах: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1989. — 23с.
  116. В.В. Актуальные проблемы спортивного менеджмента // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 8.— С. 18−22.
  117. В.В. Оптимизация системы управления отраслью физическая культура и спорт в России в рыночных условиях // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 6. — 56с.
  118. А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи: Автореф. дис. д-ра. соц. наук. М., 1995. — 25с.
  119. П.С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов, 1991.- 189с.
  120. П.С. Некоторые аспекты разработки утилитарной классификации потребностей // Российская ассамблея «Молодежь и здоровье». Саратов, 1995. — Вып.2. — С.8.
  121. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32с.
  122. Куликова J1.M. Управление спортивной тренировки: системность, адаптация, здоровье. — М.: Физкультура, образование, наука, 1995. — 11с.
  123. А.Б. Мотивы получения высшего технического образования // Социс. 1997. — № 8. — С. 12−16.
  124. Н.А. Региональная направленность специальной подготовки физкультурных кадров в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 1998. — 24с.
  125. .Б. Философия зоологии. М.-Л., 1937. — 411с.
  126. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социс. 1993.-№ 9.-С.4−9.
  127. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. — 1996. № 5. — С.11−13.
  128. Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993. — 137с.
  129. Ю.А. Человек приспособленный // Социологический мониторинг. 1999.-№ 1.-С. 89−101.
  130. В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. — Л., 1974.-237с.
  131. В.Т. Осторожно, «саблезубые тигры» // Молодежь: цифры, факты, мнения. СПб., 1994. — № 1. — С. 96−97.
  132. В.Т. Молодежь и образование на пороге 21 века. // Молодежь: цифры, факты, мнения. СПб., 1995. — № 2−3. — С. 61−67.
  133. В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. — 1998. — № 5. С.9−11.
  134. С.А. Новый взгляд на старые проблемы / С. А. Локтев, А. Г. Барабанов, В. А. Якобашвили, Г. А. Макарова // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. — С 51−53.
  135. Н.А. Развитие жизненных и профессиональных ориентаций студентов технического вуза / ЧитГТУ. Чита, 2000. — 132с.
  136. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры, спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры и спорта.— 1997. — № 6. — С. 11−15.
  137. Н.П. Молодежь и труд: проблемы производственнойадаптации. Харьков: Вища школа, 1987. — 172с.
  138. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. № 8. — 1998. — С. 28−61.
  139. Ю.А. Социальные перемещения молодежи в студенчество: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Уфа, 1999. — 23с.
  140. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации / В. И. Лях, Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Т. А. Протченко, Н. В. Полянская // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 9.— С. 49−51.
  141. В.Я. Системы физической реабилитации в детском возрасте / В. Я. Макаров, Н. В. Короткова, Н. Ю. Попова // Актуальные вопросы прикладной медицины: Матер, науч.-практ. конф., посвященной Дню мед. работника. Чита, 1996. — С. 50−51.
  142. Э.С. Глобальное моделирование как особый адаптационный оптимизационный механизм культуры — М.: Наука — 1985.-345с.
  143. А.П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М.: Дрофа, 2000.- 154с.
  144. Г. Ц. Социальная педагогика. Учеб. пособие для вузов / ВСГЛКИ.- Улан-Удэ, 2000.-217с.
  145. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. — 1992. — № 2. С. 13−14.
  146. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. — Л., 1973. — 216с.
  147. Т.Л. Самопознание профессионала / Бурятский государственный университете.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.-200с.
  148. Н.В. К истории физкультурного движения в Забайкалье (1921−1925 гг.)//Матер. 18-й науч. конф.-Чита, 1966.-С. 158−160.
  149. Г. Ц. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для вузов /
  150. ВСГАКИ, Улан-Удэ, 2000. 217 с.
  151. А.В. Научно-техническая революция и проблема социально-психологической адаптации личности // Вопросы общественных наук. — Киев, 1978.- 188с.
  152. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. — 82с.
  153. Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социс. 1994. — № 1. — С.60.
  154. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социс. 1995. — № 2. — С.56−57.
  155. В.Г. Социально-политические ориентации сибирской молодежи / В. Г. Немировский, А. А. Гладченко // Социс. — 1996. — № 9. — С.23−26.
  156. И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория // Методологические проблемы социологических исследований. — М.: МГУ, 1979.-С. 46−52.
  157. О.Н. Ценностные ориентации молодежи, избравшей профессию педагога: Дис. канд. соц. наук. Красноярск, 1994. — 152с.
  158. Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 7. — С.2−7.
  159. А.В. Социальная адаптация в условиях аномии общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Волгоград, 1998. 28с.
  160. В.В. Принципы и методы процесса адаптации молодых рабочих на предприятии / В. В. Новиков, Э. Н. Фетисов // Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М.: Мысль, 1984. — С. 116 149.
  161. Оссовский B. J1. Формирование трудовых ориентаций молодежи. — Киев: Наукова думка, 1985. 125с.
  162. Основные показатели социально-экономического развития Читинской области на период до 2002 г. Чита: Комитет экономики администрации
  163. Читинской области, 2000. 31 с.
  164. И.П. Полное собрание сочинений. — М., 1951 — Т.2. — С. 179.
  165. Т. А. Жизненные планы выпускников педагогического колледжа и их реализация // Социс.— 1996. — № 6. — С. 82−86.
  166. Н.В. Здоровье — социальная ценность. Вопросы и ответы. — М.: Мысль, 1989. 96с.
  167. Д.Г. Адаптация специалистов физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук / Бурятский гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2001. — 24с.
  168. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1997. — 48с.
  169. А.А. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе / А. А. Прохватилов, А. Ю. Шалыто // Психологическое обеспечение социального развития человека. — Л., 1989.- 132с.
  170. А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416с.
  171. А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. Л., 1996. — Сер.6. — Вып.З. — С. 9−13.
  172. Российская социологическая энциклопедия /под ред. Г. В. Осипова НОРМА-ИНФА.М Москва, 1998. С. 2−3.
  173. Л .Я. Общественные потребности, система образования, молодежь / Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич. — М.: Политиздат, 1988. — 224с.
  174. М.Н. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи / М. Н. Руткевич, В. П. Потапов. — М., 1995. —218 с.
  175. С.Р. Национальные традиции физической культуры и спорта в Агинском автономном округе // Традиции и инновации в системе образования: Матер, регион, науч.-практ. конф. — Чита, 1998. — С. 86−87.
  176. В.А. Ценностные ориентации и производственная адаптация молодых специалистов // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. — М., 1977.-С. 144−149.
  177. В.А. Адаптация молодого специалиста и пути ее оптимизации. Л., 1987.- 152с.
  178. Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Автореферат на соискание ученной степени доктора психологических наук.- Новосибирск, 1997.-40с.
  179. И.А. Неспецифические механизмы адаптации человека / И. А. Сапов, В. С. Новиков. М.: Наука, 1984. — 146с.
  180. А.Л. Социально-психологические факторы производственной адаптации личности // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. — М., 1977.- 143с.
  181. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л., 1974. — 193с.
  182. В.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье (1900−1941 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук / Бурятский гос. университет. — Улан-Удэ, 1999. — 18с.
  183. М.И. Экология, метаболизм, здоровье. Чита, 1996. — 160с.
  184. М.И. Эколого-физиологическое обоснование роли метаболизма в формировании гипоксических и ацидотических состояний: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. — М., 1999. — 438с.
  185. М.И. Экология Забайкалья и здоровье человека: Монография. Чита, 2001. — 97с.
  186. М.И. Проблемы адаптации молодых сельских учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 1975. — 155с.
  187. И.М. Сельская молодежь. — М., 1994. — 89с.
  188. Е.С. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. — № 4. — С.83−84.
  189. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова — М.: 1999.-312с.
  190. Социология молодежи / Волков Ю. Г., Добреньков В. И. и др. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.-311с.
  191. И.В. Социально-экономические проблемы безработной молодежи в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Саратов, 1995. — 21с.
  192. И.Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса // Социс. — 1992. — № 8. — С. 77−84.
  193. В.Э. О некоторых характеристиках установки на социальную адаптацию / В. Э. Тамарин, Е. Н. Кирпичникова // Личность в системе общественных отношений. — М., 1983. 156с.
  194. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1978. — 213с.
  195. М.Х. Жизненные пути одного поколения. М.: Наука, 1999. — 4.2. — 186с.
  196. М.Х. Молодое поколение: образование, профессия, мобильность / М. Х. Титма, Э. А. Саар. М.: Мысль, 1986. — 255с.
  197. О.Л. Системная организация валеологического образования школьников // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 8. — С.8−11.
  198. В. А. Экология и здоровье населения Сибири / В. А. Труфакин, А. И. Бабенко // Экологозависимые заболеваниябиохимия, фармакология, клиника): Тез. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. Чита, 1997. — С. 59−60.
  199. А.А. Собрание сочинений. Л.: ЛГУ, 1951. — Т.2. — С. 56.
  200. Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры: Матер, регион, науч.- практич. конф. — Чита, 1999.- С.51−54.
  201. Н.Н. Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях. Саратов, 1997. — 234с.
  202. Ф.Р. От поколения к поколению. — М., 1989. — 286с.
  203. А.И. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе. — Л., 1976. — 314с.
  204. Ю.А. Молодежь в современном обществе: условия профессионального становления. — Туапсе, 1998. — 344с.
  205. Н.В. Трудовое поведение в новых условиях хозяйствования. Новосибирск: ИЭОПП, 1992. — 203с.
  206. П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи / БНЦ СО РАН. Улан-Удэ, 2000. -300с.
  207. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. -35с.
  208. В.Ф. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.- 412с.
  209. И.П. Социальная адаптация выпускников инженерно-технического профиля. М., 1994. — 287с.209. .Шпак Л. Л. Социо-культурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. — 257с.
  210. Л.Л. Становление рабочего: адаптация и воспитание рабочих кадров. М.: Профиздат, 1987. — 123с.
  211. В.Н. Молодежь вступает в жизнь: социологическиеисследования проблем выбора профессии и трудоустройства / В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко. М.: Мысль, 1985. — 239с.
  212. В.Н. Начало пути. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 137с.
  213. Н.Е. Социальная адаптация в изменяющемся мире // Актуальные проблемы социальной геронтологии: Матер, междисциплинарной науч. конф. Саратов, 1998. — С.45−48.
  214. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. — 1999. — № 5. С.86−89.
  215. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-97с.
  216. В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994. — 114с.
  217. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. — 1994. № 1. — С.44−46.
  218. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. — Самара, 1995. — 245с.
  219. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Полиус, 1998. — 639с.
  220. Г. И. Факторная модель социальной адаптации // Технологии социального управления. М., 1996. — 287с.
  221. Edwin R. A. Encyclopedia of Social Sceinces / R.A.Edwin, A.J.Selig man. New York, 1967. — V.l. — 341 p.
  222. Hall G.S. The ories of Personality / G.S.Hall, G.Lindrey. NY — L, 1957- P.262−264.
  223. Selye H. Syndrome produce by diverse nouos aqent // Nature, 1936. — V.138. P.32.
  224. Selye H. The physiology of exposure to stress.- Mon treal, 1950.
  225. Selye H. Annual report on stress. V. 5. — NY, 1956.
  226. Selye H. Nenropeptides and stress. NY, 1989.
  227. Selye H. Stress in health and disease. NY, 1976.
  228. Skinner B. Beyoud Freedom and dignity. — NY, 1971.
Заполнить форму текущей работой