Определение спортивной перспективности пловцов-кролистов 11-16 лет на основании эргометрических критериев и показателей специальной силовой подготовленности
Тимакова, А. А. Кашкин, И. Е. Филимонова, А. Р. Воронцов и др.) была разработка модельных характеристик и нормативных требований по физическому развитию и специальной подготовленности пловцов различной квалификации и специализации. Спортивная перспективность определялась как интегральная оценка физического развития пловца по многочисленным показателям, в совокупности лимитйрующим уровень… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Обзор литературы
- 1. 1. Спортивный отбор юных пловцов в процессе многолетней тренировки
- 1. 2. Морфо-функциональные показатели юных пловцов
- 1. 3. Скоростно-силовая подготовленность пловцов в процессе многолетней подготовки
- 1. 3. 1. Скоростно-силовая подготовленность пловцов
- 1. 3. 2. Возрастная динамика показателей скоростно-силовых способностей.
- 1. 4. Виды и оценка выносливость юных пловцов
- 1. 5. Применение эргометрического анализа- для оценки
- Л «выносливости пловцов
- 1. 5. 1. Исследование зависимости «скорость-время» в циклических видах спорта
- 1. 5. 2. Эргометрический анализ рекордных достижений в спортивном плавании
- 1. 5. 3. Соотношение результатов на дистанциях различной длинны у спринтеров и стайеров высокой квалификации
- Глава 2. Цель, задачи, методы, организация исследования
- Глава 3. Определение спортивной перспективности пловцов кролистов разного возраста, пола и дистанционной специализации
- 3. 1. Возрастная динамика показателей физического развития и специальной силовой подготовленности у пловцов 11−16 лет в зависимости пола и избранной специализации
- 3. 1. 1. Показатели физического развития у пловцов разного возраста, пола и дистанционной специализации
- 3. 1. 2. Специальная силовая подготовленность на суше у пловцов 11−16 лет в зависимости от возраста
- 3. 1. 3. Специальная силовая подготовленность пловцов в воде. 67 3.2. Эрогометрические критерии оценки относительной выносливости юных пловцов 11−16 лет
- 3. 2. 1. Эргометрические показатели для оценки выносливости
- 3. 2. 2. Анализ выносливости юных пловцов на различных дистанциях в зависимости от квалификации
- 3. 2. 3. Определение спортивной перспективности пловцов II
- 16. лет на основании эргометрических критериев
- 3. 1. Возрастная динамика показателей физического развития и специальной силовой подготовленности у пловцов 11−16 лет в зависимости пола и избранной специализации
- Обсуждение результатов
- Выводы
Определение спортивной перспективности пловцов-кролистов 11-16 лет на основании эргометрических критериев и показателей специальной силовой подготовленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Обеспечение специалистов, работающих в детско-юношеском спорте знаниями связанными с индивидуальными особенностями подростков — необходимое условие спортивной науки. Система знаний о структурных перестройках растущего организма, правильная оценка изменения его строения, методики определяющие уровень развития физических качеств и т. д. должны быть в основе всех научных исследований. Выявление перспективных, спортивно одаренных детей и подростков является необходимой предпосылкой системы многолетней подготовки^ Итогом многочисленных исследований (Н.Ж. Булгакова, И. В. Чеботарева, Т.С.,.
Тимакова, А. А. Кашкин, И. Е. Филимонова, А. Р. Воронцов и др.) была разработка модельных характеристик и нормативных требований по физическому развитию и специальной подготовленности пловцов различной квалификации и специализации. Спортивная перспективность определялась как интегральная оценка физического развития пловца по многочисленным показателям, в совокупности лимитйрующим уровень спортивных результатов. Ведущая роль при этом отводится морфофункциональным показателям, на 80 — 90% детерминированых наследственностью. Кроме того, в число модельных характеристик обычно включают показатели, характеризующие специальную работоспособность, технико-тактические и иные показатели. Такого рода модели были разработаны для пловцов, специализирующихся в различных способах плавания и могут быть использованы для решения задач спортивного отбора и планирования тренировочного процесса. К сожалению, практический эффект многих разработок для спортивного отбора оказался не столь велик. В одном случае это объясняется тем, что некоторые, так называемые модельные, показатели оценки оказались слишком жесткими, «списывались» лишь с отдельных, пусть и выдающихся, личностей, недостаточно учитывали необходимое диалектическое единство биологических и социальных, средовых факторов (тенденции изменений в правилах соревнований, в методах тренировки и восстановления, прогресс и новшества в спортивном оборудовании, экипировке, материальном стимулировании спортсменов и пр.).
В другом случае получение морфометрических и ряда медико-биологических и функциональных характеристик оказалось доступным лишь узкому кругу специалистов, в третьем — мало учитывалось известное положение (Н.Е.
Введенский) о том, что организм в нормальных условияхиспользует лишь незначительную часть из имеющегося у него запаса сил и задатков /54/, в четвертом, недостатки (В .Д. Небылицин) одного рода могут в какой-то мере сглаживаться или даже компенсироваться достоинствами другого /52/ и, в пятом.
Б.М. Теплов), что достаточно усовершенствовать методы воспитания и t обучения, чтобы пределы способностей немедленно повысились /36/. Последние два положения являются одним из наиболее узких мест современной теории и практики спортивного отбора. Однако, как часто случается в науке, благодаря исследованиям в связи с отбором был достигнут значительный прогресс в разработке и обосновании системы контроля, в частности в технологии диагностики и оценки физического состояния и подготовленности спортсменов. /102/. Однако, изучив данные полученные в циклических и игровых видах спорта /В. Губа — 1998/, удалось установить, что проблема раннего отбора и спортивной ориентации независимо от вида спорта нуждается в серьезной реконструкции направленной на уточнение морфобиомеханической стороны рассматриваемого процесса. Выполненные исследования подтвердили гипотезу о том, что большинство специалистов работающих с детьми ориентируется по прежнему только на развитие физических качеств, тотальные размеры тела, не учитывая вариант развития занимающегося. Поэтому, отбирая в спортивные секции подростков и проводя внутривидовую ориентацию, как правило, в самый сложный «биологический период» от 10 до 15 лет, тренер готовит спортсмена к «сегодняшним» соревнованиям не учитывая его перспективу. В связи с этим, даже учитывая «адаптационную перспективу» начального спортивного обучения (ребенок — избранный вид) тренеру не удается в последствии процессами развития и совершенствования умений, навыков и физических качеств в связи с неправильным начальным отбором и ранней ориентацией.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что система раннего отбора и спортивной ориентации нуждается в новых исследованиях подтверждающих необходимость более детальной комплексной оценки способностей и возможностей детей и подростков для достижения высоких результатов в избранном виде спорта.
Гипотеза исследования предполагает, что силовые способности и эргометрические зависимости представляющие информацию о биоэнергетических возможностях организма спортсменов разного возраста могут служить дополнительной характеристикой для определения спортивной перспективности.
Объектом исследования является процесс отбора на этапах начальной и углубленной специализации.
Предметом исследований служит возрастная динамика соматических и силовых показателей, и эргометрических критериев, определяющих спортивные достижения юных пловцов-кролистов 11−16 лет.
Проблема исследования связана с необходимостью достоверных научных знаний возрастной динамики показателей, определяющих результаты юных спортсменов на этапах начальной и углубленной специализации и их отбора в группы спортивного совершенствования для достижения международного уровня результатов в будущем.
Гипотеза исследования. Исходя из закономерностей возрастной динамики показателей определяющих уровень спортивных достижений юных пловцов 1116 лет, предполагалось, что на этапах начальной и углубленной специализации эффективность текущего и этапного отбора в группы спортивного совершенствования можно значительно повысить за счет разработки комплекса показателей, включающих в себя физическое развитие, эргометрические критерии и специальную силовую подготовленность с учетом возраста, пола, дистанционной специализации пловцов.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые на значительном контингенте испытуемых были выявлены статистически достоверные различия и тенденции изменения эргометрических критериев, показателей специальной силовой подготовленности и физического развития в зависимости от возраста, пола, избранной дистанции.
Установленные нормативные показатели физического развития, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, эргометрических критериев, определяющих выносливость в различных зонах энергетического обеспечения позволяют усовершенствовать методы отбора на этапах начальной и углубленной специализации, используя их в сравнении с уровнем спортивных результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке научных основ оценки и прогнозирования возрастной динамики морфофунциональных показателей, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, эргометрических критериев, определяющих уровень выносливости в различных зонах энергетического обеспечения в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, пола, избранной дистанции, спортивной квалификации, индивидуальной динамики роста спортивных результатов.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке методических принципов и практических рекомендаций позволяющих повысить надежность отбора на этапах начальной и углубленной специализации, вносить научно-обоснованные коррекции в планирование годичных циклов, учитывая индивидуальные особенности, возраст, пол, специализацию юных пловцов.
Основные положения выносимы на защиту:
1. Закономерности возрастного развития морфологических, силовых и эргометрических показателей, определяющих спортивные достижения в плавании, отражают целостный процесс формирования специальной силовой подготовленности и динамики физической работоспособности в различных зонах энергетического обеспечения.
2. Разработан комплекс нормативных требований по показателям j физического развития, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, физической работоспособности юных пловцов 11−16 лет с учетом пола, дистанционной специализации и квалификации для этапного контроля и коррекции тренировочного процесса на этапах углубленной специализации.
3. Разработана программа оценки спортивной перспективности юных пловцов 11−16 лет по антропометрическим показателям, уровню специальной силовой подготовленности на суше и в воде, работоспособности в различных зонах энергетического обеспечения в соответствии с возрастом, полом, дистанционной специализации.
4. Подготовка девушек кролисток в возрасте 11 -16 лет отличается от подготовки мальчиков этого возраста, что объясняется спецификой женского пубертата. Продолжительность тренировки девочек на 3−4 года короче, выполнение специализированной силовой и функциональной работы с девочками начинается с 11 лет, т. е. на 2−2,5 года раньше, чем с мальчиками.
118 Выводы.
1. Возрастная динамика показателей коэффициентов Kt отражает физическую работоспособность по зонам энергетического обеспечения, и тесно связана с квалификацией и дистанционной специализацией пловцов. У перспективных пловцов динамика роста физической работоспособности существенно выше, чем у неперспективных в тех зонах энергетического обеспечения, которые лучше всего отражают специфику данной дистанции. У мальчиков и девочек 12−16 лет специализирующихся на 100 и 200 м это показатели Ktl и Kt2, у специализирующихся на 800 и 1500 м — это Kt4, Kt5.
2. Спортсмены различной дистанционной специализации имеют определенный баланс развития скоростных возможностей и выносливости, который зависит от возраста, пола и квалификации. С ростом спортивного мастерства, становится все более выраженными различия между, пловцами разных дистанционных специализаций. Наиболее ярко эта тенденция проявляется для спринтеров (100 м) и для стайеров (1500 м).
3. Наиболее высокие темпы прироста показателей, характеризующих уровень специальной силовой подготовленности юных пловцов-кролистов на суше отмечены у девочек в 12, 13 лет, у мальчиков с 13 до 15 лет, в воде у девочек с 12 до 14 лет, у мальчиков с 14 до 16 лет, при этом с 11 до 13 лет различия в показателях у мальчиков и девочек не имеют статистически достоверных различий.
4. Используя показатели физического развития, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, коэффициенты Kt, определяющие физическую работоспособность и перенос выносливости в различных зонах энергетического обеспечения, можно оценивать перспективность пловцов 1116 лет в зависимости от их возраста, пола и дистанционной специализации.
5. Сравнение трендов развития специальной силовой подготовленности, показателей физического развития и выносливости на основной и дополнительных дистанциях перспективных и неперспективных пловцов, выявило преимущество первых в возрастном диапазоне от 12 до 16 лет. Это подтверждает данные других авторов о том, что темпы прироста являются одним из критериев одаренности.
6. Анализ взаимосвязи между специализацией спортсмена на той или иной дистанции, его антропометрическими, силовыми и эргометрическими характеристиками указывает на то, что уже в возрасте 12−13 лет формируется морфотип пловца и проявляются силовые и эргометрические предпосылки для его специализации внутри вида спорта. у".
Практические рекомендации.
1. Разработанные на основании проведенных исследований таблицы оценки уровня физического развития, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, соотношения скорости плавания на основной и дополнительных дистанции разной длины апробированы на практике и могут быть рекомендованы для отбора наиболее перспективных t пловцов при комплектовании учебно-тренировочных групп на разных этапах многолетней подготовки.
2. Учитывая возраст, пол и показатели физического развития, уровень специальной силовой подготовленности, соотношение результатов на разных дистанциях можно рекомендовать выбор спортивной дистанционной специализации пловца, специализирующегося в кроле.
Список литературы
- Абросимова Л.И. Оценка влияния тренировочных нагрузок на организм юного спортсмена по данным потребления кислорода. // Материал итоговой сессии.-М.:УНИИФК, 1960. С. 45−49.л
- Абсалямов .Т. М. Динамические исследования тяговых усилий при плавании кролем на груди.//На голубых дорожках. М.:Физкультура и спорт, 1966. — С. 91−97.
- Абсалямов Т. Специальная скоростно-силовая подготовка пловцов-спринтеров // Плавание / Абсалямов Т., Ляшко И. М.: Физкультура и Спорт, 1988.-С. 26−28.
- Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов / Абсалямов Т. М., Тимакова Т. С. М.: Физкультура и Спорт, 1983.- 191 е.
- Аикин В.А. Влияние коэффициента линейного растяжения резиновогоамортизатора на динамометрию тяговых усилий пловца.- Актуальные вопросы спортивного плавания / Аикин В. А., Жукова Е. С -Омск: ОГИФК, 1985.-С.9−12.
- Амосов Н.М. Моделирование орудие прогноза и управления // Сб. Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная. — М.: Наука, 1968. -С. 48−52.
- Бакулин С.А. Изменение газообмена и некоторых других функций при мышечной работе у различно-тренированных подростков 14−17 лет: Автореф.дисс.канд.биол.наук.-М., 1960. 12 с.
- Баландин В.И. Прогнозирование в спорте / Баландин В. И., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. М.: Физкультура и спорт, 1986 — 193 с.
- Бальмага Т.А. Развитие детей и их конституциональные особенности. -М., 1979.- С. 18−21.
- Ю.Бальсевич В. К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физ.культуры.-1980. № 1. С.31−33.
- И.Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. — 275 с.
- Бахрах И.И., Дорохов Р. И. Морфо-функциональные особенности юных спортсменов в связи с акселерацией // Спорт в современном обществе: Всемирный научн. конгресс: Сб. научных материалов. -М., 1979 — с. 247.
- Бачин В.П. Возрастная динамика «темпа» и «шага» и максимальной скорости при плавании спортивными способами у пловцов 8—17 лет // Теоретические и методические определения спортивной одаренности. -Омск: ОГИФК, 1989. С. 56−58.
- Бачин В.П. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей пловцов 8 — 17 лет: Автореф.дисс.канд.пед.наук/ ОГИФК, Омск, 1989. — 19 с.
- Бобков Т.А. Особенности возрастных изменений выносливости иметодика ее развития у слепых школьников: Автореф.дисс.канд.пед.наук.- М., 1968. 18 с.
- П.Булгакова Н. Ж. Актуальные проблемы научных исследований в спортивном плавании 1980−1990 гг. //Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 7. — С.56−58
- Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М: Физкультура и спорт, 1978. -152 с.
- Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1986.-191 с.
- Булгакова Н.Ж. Теоретические основы отбора и подготовки спортивного резерва в плавании // Теория и практика физ. культуры.-1980.-№ 12.-С. 32−35.
- Булгакова Н.Ж., Ваньков Ж. С., Анализ подготовки пловцов высокого класса в ДЮШС за период с 1960 по 1972 гг. // Методические разработки для слушателей факультета УСО. М.: ГЦОЛИФК, 1972.37 с.
- Булгакова Н.Ж., Волков Н. И., Биохимические критерии специальной работоспособности и нормирование тренировочных нагрузок юных пловцов // Плавание.-М.: 1984. С. 256 -288.
- Булгакова Н.Ж., Воронцов А. Р. Возрастная динамика морфологических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих спортивные достижения мальчиков 11−18 лет // Теория и практика физ. культуры -1980. -№ 12-С. 32−35.
- Булгакова Н.Ж., Воронцов А. Р. Методологические разработки комплексной оценки плавательной перспективности // Теоретические и методологические аспекты отбора в спорте. М.: 1990. — С. 112−115.
- Булгакова Н.Ж., Воронцов А. Р. Отбор и подготовка юных пловцов в4 процессе многолетней тренировки // Спортивное плавание. — Киев, 1979. С. 102−113.
- Булгакова Н.Ж., Воронцов А. Р., Соломатин В. Р., Динамика физических качеств и функциональных возможностей мальчиков-пловцов как основа для построения многолетней спортивной подготовки // Теория и практика физ. культуры.-1987. № 1.- С.28−31.
- Булгакова Н.Ж. Проблемы отбора в процессе многолетней тренировки: Автореф.дисс.докт.пед.наук. -М., 1977. 65 с.
- Булгакова Н.Ж., Шичанин B.C., Организация и планирование подготовки спортивного резерва в ДЮСШ // Учебное пособие для студентов и слушателей факультета усовершенствования.- М.: 1985. — С. 36−60.
- Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловцов.- М: Физкультура и спорт, 1976.-140 с.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и Спорт, 1988. — 331 с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного •! процесса. -М.: Физкультура и Спорт., 1985. 176 с.
- Властвовский В.Г. Акселерация роста и развития детей.-М.: МГУ, 1976. -279с.
- Зб.Вовк Е. Е. Нормативная оценка физического и функционального развития пловцов-юношей 11−16 лет с различным типом полового созревания: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1994. — 23 с.
- Волков В.М. Спортивный отбор / Волков В. М., Филин В. П. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
- Волков Н. Оценка биоэнергетических показателей на основе эргометрических зависимостей в спортивном плавании / Волков Н., Попов О. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. М., 1998. — Т. 1. — С. 82−83.
- Волков Н.И. Биохимические основы тренировочных упражнений // Методическое пособие.- М.: ГЦИОЛИФК, 1987. 38 с.
- Волков Н.И. Возраст и показатели анаэробной производительности // Выносливость у юных спортсменов / Под общ.ред.Мотылянской Р. Е. -1969.-С. 52−67.
- Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореф.дисс.канд.биол.наук. -М., 1969. -25 с.
- Волков Н.И., Попов ОИ, Современное состояние и перспективы развития спортивных рекордов /Учебное пособие для студентов специализации «плавание» и слушателей РГАФК. М., 1999. — 66 с.
- Воронцов, А.Р. Определение спортивной одаренности в плавании на основе динамических наблюдений: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1977. 20 с.
- Воронцов А.Р. Нормативные требования для отбора перспективных пловцов // Плавание / Воронцов А. Р., Карташев М. Г., Морозов С.Н.1. М., 1984.-№ 1.-С. 21−23.
- Воронцов А.Р., Сидоров Н. Н. Возрастная динамика показателей аэробной и анаэробной производительности и силовой выносливости у юных пловцов// Развитие выносливости в циклических видах спорта.-М., 1986.-С. 49−50.
- Воронцов А.Р., Сидоров Н. Н. Динамика развития морфологических и функциональных показателей мальчиков пловцов с 11 до 14 лет// Вопросы антропологии.- Тарту: ТГУ, 1985. — С. 127−128.
- Воронцов А.Р., Чеботарева И. В., Соломатин В. Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: Методические рекомендации. -М.: ВНИИФК, 1990.-49 с.'
- Гилев Г. А., Проблемные аспекты подготовки пловцов высокого класса. -М.: МГИУ, 1997.-205 с.
- Гордон С.М., Бузинов Е. В., Скирюс Э. Р. Силовая подготовленность пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Методическая разработка для слушателей факультетов У СО и ФПК.- М.: ГЦОЛИФК, 1987.-22 с.
- Гордон С.М., Морозов С. Н. Использование анализа результатов в управлении тренировкой пловца. В кн.: Плавание. Сб. Вып. 2 -й, 1978. — С. 26−30.
- Гордон С.М., Сируц, A.JI. Силовая подготовка юных пловцов на этапах годичного цикла: Методическая разработка для студентовспециализации плавания и слушателей ФГПС- Минск: МИФК, 1990. -67 с.
- Гориневская В.В. Морфологические особенности и их связь с высокими спортивными достижениями // Теория и практика физ. культуры.-1971.-№ 5.-С. 23−25.
- Губа В. Конституциональный подход основа раннего отбора и ориентации в спорте // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. — М., 1998. — Т. 1. — С.284−285.
- Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1979.* № 9.-С. 28−31.
- Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития //Теория и практика физ. культуры. 1977. — № 7.- С. 37−38.
- Гужаловсукий А.А. Структура двигательной подготовленности школьников // Теория и практика физ. культуры. 1974. — № 5. — С. 3738.
- Дорохов Р.И. Соматичиские типы и варианты развития детей и подростков: Автореф.дисс.канд.мед.наук. М., 1985. — 30 с.
- Дорохов Р.И., Бахрах И. И. Физичесокое развитие детей школьного возраста. Смоленск, 1975. — С. 9−12.
- Дырко В.В. Контроль за физической подготовленностью юных пловцов // Актуальные вопросы спортивного плавания. Омск: ОГИФК, 1985 -С. 35−44.
- Исаев А.П. Механизмы долговременной адаптации и дисрегуляции функций спортсменов к нагрузкам олимпийского цикла подготовки: Автореф. дис. д-ра биолог, наук / ЧГМИ. Челябинск, 1993. — 28 с.
- Казарян Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблемы силовой подготовки в школьном возрасте: Автореф.дисс.докт.пед.наук.- М., 1975.- 52 с.
- Кашкин А.А. Оценка силовых способностей юных пловцов: Учеб. пособие для студентов специализации плавание тренерского и заочного фак., слушателей ФПК Акад. / Кашкин А. А., Морозов С. Н., Попов О. И. -М., 1995.-71с.
- Кашкин А.А., Критерии совершенствования выносливости в тренировке пловца: Метод, разработка для слушателей ФПК, студентов специализации тренер, и заоч. фак. РГАФК / РГАФК- Кашкин А. А., Гордон С. М., Попов О. И./ М., 1995. — 49 с.
- Коц Я. М. Физиология плавания: Методическая разработка для студентов, аспирантов и преподавателей ГЦОЛИФК (а). М., 1983.- 40с.
- Кремлева М.Н. Исследования некоторых морфофункциональных показателей, определяющих способность к плаванию и возможности прогнозирования их развития: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1973.-35с.'
- Курилов B.JI. Возрастные особенности развития мышечной силы у * юных пловцов и экспериментальное обоснование методов еевоспитания: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1970. — 19 с.
- Лукьянов Ю.В. Дифференцирование силовой подготовки юных ^ пловцов, специализирующихся на спринтерских и стайерскихдистанциях: Автореф. дис.. канд. пед. наук / МОГИФК. Малаховка, 1993.-20 с.
- Мартиросов Э.Г. Морфофункциональная организация и спортивныегдостижения борцов высокой квалификации:
- Автореф.дисс.-.канд.пед.наук. -М., 1968. -21с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культуры. М.: Фис, 1991. — 543с.
- Милутка Ю.А. Особенности проявления скорсотных качеств при различных циклических движениях у девочек школьного возраста// Материалы 4 научной конференции по физическому воспитанию детей школьного возарста. М., 1968. — С. 19−22.
- Милутка Ю.А. Проявление быстроты движений циклического характера у детей школьного возраста и ее развитие в процессе физического воспитания девочек 9−10 лет (на занятиях плаванием): Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М., 1968. 19 с.
- Михайлов В.В., Панов Г. М. Функциональные возможности конькобежцев различной квалификации // В сб. Статей Проблемы конькобежного спорта. М.: Физкультура и спорт, 1970. — С. 107−112.
- Морозов С.Н. Использование данных анализа результатов в практике спортивного плавания: Метод, разработка для студентов курсаспециализации. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 16с.
- Морозов С.Н. Многолетняя динамика спортивных достижений у мужчин и женщин в разных способах плавания: Метод, разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФКа / Морозов С. Н., Кузнецов А. В. М.: Б. и., 1985. — 24 с.
- Морозов С.Н. Показатели основных сторон подготовленности пловцов спринтеров и стайеров как критерии управления тренировочным процессом на этапе углубленной специализации: Дис. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1989. — 151 с.
- Морозов СН, Оценка состояния физической подготовленности пловцов стайеров и спринтеров в системе управления тренировочным процессом
- Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. -М.:ГЦОЛИФК, 1983. 66 с.
- Москатова А.К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей: Лекция.-М.:ГЦОЛИФК, 1983. — 39 с.
- Мотылянская Р.Е. Возрастные проблемы спортивной медицины// Теория и практик физ. культуры.- 1968. № 5.- С. 35−38.
- Мотылянская Р.Е. Возрастные проблемы спортивной медицины// Теория и практика физ. культуры, — 1975. № 7. — С. 35 -37.
- Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов,— М.: Физкультура и спорт, 1969, 223 с.
- Мотылянская Р.Е., Стогова Л. И. Адаптация аппарата кровообращения к нагрузкам на выносливость// В кн. Выносливость у юных спортсменов.-М.: Физкультура и спорт, 1969. С. 89−97.
- Новиков Д.А. Значение динамического наблюдения за физическим развитием и физической работоспособностью юных пловцов // Теория и практика физ. культуры. 1989. — № 1. — С. 30−32.
- Платонов В.Н., Вайцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: Физкультура и Спорт, 1985. 256 с.
- Попов О.И. Медико-биологические основы проявления выносливости у пловцов: Метод, разраб. / Попов О. И., Кашкин А. А. М., 1998. — 33 с.
- Попов О.И. Оценка запаса скорости и выносливости в спортивном плавании с помощью эргометрических критериев// Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. В 4 т. М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. -Т.2. — С. 141−146.
- Попов О.И. Эргометрические и биоэнергетические критерии специальной работоспособности пловцов: Автореф. дис. д-ра пед. наук /РГАФК.-М., 1999.-46 с.
- Попов О.И. Эргометрические критерии выносливости. М.: Постатор., 1998. — 86 с.
- Розин Е.Ю. Методологические аспекты отбора, и проблемы спортивного отбора в частности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 4. — С. 2−6.
- Селуянов В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / Селуянов В. Н., Шестаков М. П. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 238 с.
- Сидоров Н.Н. Возрастные закономерности развития специальной работоспособности как основа прогнозирования перспективности пловцов и построения многолетней подготовки: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1989. — 28 с.
- Смирнов В.В. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных пловцов на основе биоэнергетическихгпоказателей: Афтореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1989. — 24 с.
- Соломатин В.Р. Закономерности возрастного развития пловцовюношей и девушек 11−16 лет с различным типом полового созревания, как факторы отбора и индивидуализации тренировки // Сборник трудовученых РГАФК 1999 г. М., 1999. — С. 110−117.
- Соколов Г., Гордон С. Основы планирования многолетней тренировки пловца / Методические рекомендации Вильнюс, 1986. -19 с.
- Спортивное Плавание: Учебник для вузов физической культуры / под об. редакцией Булгаковой Н. Ж. М.: ФОН, 1996. — 430 с.
- Тимакова Т.С. Антропометрические исследования в плавании// Научное обеспечение подготовки пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 8−16.
- Тимакова Т.С. Значение морфо-функциональных показателей индивидуальных темпов полового развития юных пловцов для отбора и спортивной ориентации// Теория и практика физ. культуры. 1973.№ 5.-с. 45−48.
- Тимакова Т.С. Основные методологические подходы к разработке и системы спортивного отбора в процессе многолетней тренировки// В сб. Организационные и программные методические аспекты системы отбора перспективных спортсменов. М., 1988. — С. 6−24.
- Тимакова Т.С. Особенности возрастного развития пловцов // В сб. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1980. — Вып.1.- С.38−41.
- Тимакова Т.С. Экспериментальное обеспечение методов определения перспективности юных спортсменов (на примере плавания): Автореф.дисс.кунд.пед.наук. М., 1975.-26 с.
- Туманян Г. С. Телосложение и спорт (основы индивидуализации физической подготовки спортсменов различных соматических групп).-Автореф.дисс.докт.пед.наук. М., 1978. — 39 с.
- Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: ' Физкультура и спорт, 1984. — 144 с.
- Фарфель B.C. Анализ рекордов скорости и выносливости. В кн.: Исследования по физиологии выносливости. Труды ГЦНИИФК. т. 7. -вып.3-й. — М., Физкультура и Спорт, 1949. — с. 13 -18 .
- Фарфель B.C. Исследование по физиологии предельной мышечной работы и выносливости. Автореф. дисс.: Изд. Военно-Морской медицинской академии. Л.: 1945. — 19 с
- Фарфель B.C. Исследования по физиологии предельной мышечной работы и выносливости // Теория и практика физ. культуры, 1946. № 7 — С. 37−39.
- Фарфель B.C. Курс физиологии человека. М.: Физкультура и спорт, 1948.-311 с.
- Фарфель B.C. Системная физиологическая характеристика физических упражнений // Теория и практика физ. культуры, 1939. № 3. — С. 56−57.
- Фарфель B.C. Физиологическая систематизация физических упражнений // Теория и практика физической культуры. -1940. № 5. -С. 43−48.
- Фарфель B.C., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимии). М.: Физкультура и спорт, 1970. — 342 с.
- Федоров Е.Н. Возрастные особенности некоторых элементов нейродинамики у школьников при овладении сложнокоординационнымии двигательными навыками: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Тарту. 1967. — 22 с.
- Филатов С.И. Скоростно-силовая подготовка школьников // Вопросы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1967.- С.139−144.
- Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств // Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1968. — С. 11−26.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное4 пособие для институтов и техникумов физической культуры. М.:
- Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
- Фомиченко Т.Г. Возрастные закономерности проявления итренировки силовых качеств в спортивном плавании: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. — 38 с.
- Чеботарева И.В. Исследования возрастной динамики некоторых морфофункциональных характеристик, определяющих спортивные достижения в плавании для прогнозирования и отбора в процессе многолетней тренировки: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1978. -23с.
- Чеботарева И.В. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в работе ДЮСШ по плаванию: Методическая разработка для слушателей факультета повышения квалификации. М.: РГАФК, 1993.-22с.
- Черняев Э.Г. и др. Методические рекомендации по комплексной оценке специальной подготовленности пловцов-спринтеров: Методическое пособие для слушателей факультета повышения квалификации институтов физической культуры. Киев: КГИФК, 1989.24 с.
- Шварц В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / Шварц В. Б., Хрущев С. В. М.: Физкультура и спорт, 1984. -151с.
- Ширковец Е.А., Серафимова Б. Функциональные возможностиодна из предпосылок ранних достижений в спортивном плавании //
- Теория и практика физ. культуры. 1972. — № 4. — С. 33−36.
- Ширковец Е.А. Исследование специальной работоспособности вv спортивном плавании: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1968. — 17 с.
- Ширковец Е.А. Управление тренировкой пловцов путем определения зон мощности по лактатной кривой // В сб.Плавание.-М., 1988. С.79−86.
- Ширковец Е.А., Костюков В. В. Годичная динамика биоэнергетических факторов, определяющих выносливость спортсменов // Теория и практика физ.культуры.-1980. № 11. — С.20−23.
- Ширковец Е.А., Серафимова Б. Определение функциональных возможностей юных пловцов с помощью специфического теста — «плавание на привязи» // Теория и практика физ. культуры. 1973. — № 5. — С. 43−45
- Штефко В.Г., Островкий А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. М., 1929. — 79 с.
- Шульга JI.M. Структура и содержание начального и базового этапов многолетней подготовки пловцов: Автореф.дисс.канд.пед.наук.-Киев:КГИФК, 1987 25 с.
- Ettema J.H. Limits of human performance and energy-production, Internat Z-t angew phesiologie, 1966, Bd 22, № 1.
- Faulkner J.A. Physiology of swimming and diving Exercis Physiology, H.B. Falls.ed., New York, Academic. Press, 1968.
- Francis A.W. Running records. Science, 1943, v. 98, p. 315.
- Grosse-Lordemann H., Miiller E.A. Der Einfluss der Leistung und der
- Arbeitsgeschwindigkeit auf das Arbeitsmaximum und den Wirkungsgradfbeim Radfahren. Arbeitsphysiol., 1936, Bd. 9, p. 454.
- Henry F.M. Prediction of world records in running sixty yards to twenty-six miles. Res. Quart., 1955, v. 26, p. 147.
- Henry F.M. Theoretical rate equation forworld-record running speeds.. Science, 1954, v. 120, p. 1073.
- Hill A.V. Living machinery. Harcourt, Brau.N.Y., 1927.
- Hill A.V. Muscular activity: Herter Lectures 1924. — Baltimore: Williams and Wilkins, 1926.
- Hill A.V. Muscular movement in man. McGraw-Hill book Co., N.Y., 1927.
- Hill A.V. The physiological basis of athletic records. Sci. Monthly, 1925, v. 21, p. 409.
- Kennelly A.E. An approximate law of fatigue in the speeds of racing animals. Proc. Am. Acad. Arts Sci, 1906, v. 41, p. 257−331.
- Kennelly A.E. Changes during the last twenty years in the world’s speed records of racing animals. Proc. Am. Acad. Arts Sci., 1926, v. 61, p. 487 523.
- Kennelly A.E. Deductions from the records of running in the last Olympics. Pop. Sci. Monthly, 1908, v. 73, p. 385.
- Lietzke M.H. An analytical study of world and Olympic racing records. Science, 1954, v. 119, p. 333−336.
- Lietzke M.H. Consistent set of running times. Science, 1956, v. 124, p. 178.
- Lietzke M.H. Running records. Sci. Amer., 1952, v. 187, p. 52.
- Lloyd B.B. The energetic of running: an analysis of word records. Advancement Science, 1966j № 1.
- Meade G.P. Sci. Monthly, 1916, v. 2, p. 596.
- Meade. G.P.Records and record breaking. New York University Alumnus, 1934.
- Muller E.A. Die Abhandigkeit des Arbeitsmaximus von der Leistung bei vershiedenen Person. Arbeitsphysiol., 1937, Bd. 10, s. 67.
- Otis A.B. Physiology of respiraton in relation to environment andmuscular exercise.- J.Sport.Med., 1962, v.2, p.83−92.
- Scherrer J., Applications aux epreuves sportives et a l’exercise physique des notions de travail et tempes-limite. Med. Educ. Phys. Sport, 1958, v. 32, p. 7.
- Shephard R.J. Physical activity and growth Year book medical publishers, Chicago, London, 1982, pp.340.
- Turner M.E., Campbell E.D.A biometric theory of middle and long distance track records. Biometrics, 1961, v. 17, p. 275.