Устойчивое управление лесами: Теория и методология
Национальные особенности лесовладения и государственного регулирования ведения лесного хозяйства в частных лесах/В.В.Страхов, А. Н. Филипчук, З. С. Брунова и др.: Экспресс-информ. М.: ВНИИЦлесресурс. 1996. Вып. 1. 29 с. Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда. Федеральная служба лесного хозяйства/М.Д.Гиряев, Ю. А. Кукуев, В. В. Сдобнова, Ф. А. Дякун, В. В. Страхов, А. Н… Читать ещё >
Содержание
- 2. 4. Выводы для лесной политики
Воссоздание лесного сектора в том объеме, который реален и выгоден России в долгосрочном плане с точки зрения обеспечения устойчивого развития за счет разумной эксплуатации возобновляемых природных ресурсов — лесов, возможен с учетом экономического оживления Азиатской части страны. Но в лесной политике по отношению к лесам этого региона следует исходить из приоритета их глобальной экологической роли, а уже потом — ресурсной.
Наложение пространственной структуры размещения и производительности лесов с инфраструктурой и традиционными регионами лесозаготовок обнаруживает в ряде случаев несоответствие провозглашаемых принципов неистощительности и непрерывности пользования лесными ресурсами и нормативной базы для его осуществления. Поэтому имеется неотложная необходимость пересмотра подходов к методике установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования, потому что между исчислением и определением расчетных лесосек существует большая разница.
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса расчетная лесосека по рубкам главного пользования определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу, раздельно по хозяйствам в пределах групп лесов. При этом расчетная лесосека по каждому субъекту федерации не исчисляется, а определяется как сумма исчисленных и утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам. Следовательно, компенсация перерубов расчетных лесосек по лесхозам в пределах субъектов федерации недопустима за счет их недоиспользования в других лесхозах тех же субъектов.
Основные объемы рубок ухода за лесом и санитарных рубок сосредоточены в Европейско-Уральской части России (там же наиболее велика доля их участия в общем размере лесопользования). На долю Сибири и Дальнего Востока приходится только 17%. В малолесных районах, где в лесах достаточно развита дорожная сеть, а древесина от рубок ухода за лесом имеет сбыт, этими рубками охватывают все насаждения, в которых требуется их применение. Нами установлено, что в целом по стране по лесоводственным условиям при рубках ухода можно ежегодно заготавливать до 150 млн м3. Однако до настоящего времени организация и планирование рубок ухода, как и их качество не отвечают современным требованиям улучшения ведения лесного хозяйства. В течение многих девятилетий объемы промежуточного пользования размещались без должного учета рекомендаций лесоустройства.
Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РОССИИ
3.1. Общие положения
В соответствии с поручением Федеральной службы лесного хозяйства России автор был одним из основных разработчиков ряда документов нового поколения для обеспечения лесной политики в переходный период. Одним из этих документов стала «Концепция устойчивого управления лесами», проект которой представлен в Рослесхоз в 1997 г. Стратегическая цель Концепции — установление приоритетов планирования и действий органов управления лесным хозяйством в соответствии с Конституцией и Лесным кодексом Российской Федерации. В зависимости от конкретных условий набор таких приоритетов управления лесами может существенно различаться, но на уровне органа управлениям лесами в субъектах Российской Федерации установленные приоритеты должны безусловно обеспечивать следующее:
1. Охрану, защиту и воспроизводство лесов.
2. Сохранение биологического разнообразия в лесном фонде.
3. Ведение научно обоснованного рационального, неистощительно-го и многоцелевого лесопользования.
4. Повышение экологического и ресурсного потенциала лесного фонда.
5. Удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах.
6. Повышение доходности лесов.
7. Улучшение ведения лесного хозяйства и лесоуправления в целом на основе достижений науки и техники.
8. Совершенствование кадровой политики и повышение социально-экономического статуса работников лесного хозяйства.
9. Внедрение непрерывного лесного образования.
10. Привлечение населения к планированию лесопользования и ле-совосстановления.
Концепция ориентирована на следующие методы современной лесной политики: создание регламентирующих условий и обязательств в виде юридических предписаний, реализующих лесное и природоохранное законодательство —
создание понятных и прозрачных механизмов действия всех субъектов лесных отношений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации-
создание экономических и финансовых условий реализации всеми субъектами лесных отношений своих экономических интересов при использовании и воспроизводстве лесных ресурсов-
создание условий обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии лесных ресурсов страны.
Система управления лесами — главная составная часть общегосударственной лесной политики России. Наличие у России самых значительных в мире лесных ресурсов делает лесную политику важной составляющей экономического развития. Сложившаяся в стране система управления лесами — результат длительного развития взаимоотношений между лесным хозяйством, лесоперерабатывающими отраслями, целлюлозно-бумажной, мебельной промышленностью и другими секторами экономики, торговлей и потребителями.
Устойчивое управление лесами — это кардинальное условие устойчивого развития России, и вместе с тем с учетом масштабов их запасов -это проблема глобальной важности. Возможности Федеральной службы лесного хозяйства России обеспечить устойчивое управление лесами, заложенные в Лесном кодексе, зависят от соблюдения законов при предоставлении лесных ресурсов в пользование, при их эксплуатации, а также от оплаченного спроса на лесную продукцию. Но на сегодня, не менее чем вопросы развития рыночных отношений в лесопользовании, важны вопросы создания необходимых условий для корректировки механизмов принятия решений, ориентированных на сбалансированное лесопользование, увязанное с техническими средствами и технологиями лесово-дственных и лесозаготовительных операций, с интенсивностью переработки лесной продукции и древесины.
Вступивший в силу в 1997 г. Лесной кодекс Российской Федерации выявил определенный разрыв между традиционной лесной политикой России, направленной на регулирование пользования лесными ресурсами в рамках деятельности государственных органов управления лесным хозяйством, и новыми тенденциями развития экономической системы государства. Основные функции Федеральной службы лесного хозяйства России, как органа исполнительной власти, расширились от собственно охраны, защиты и воспроизводства лесов в сторону развития необходимой правовой и нормативной базы, организационных и экономических условий для устойчивого управления лесами.
Приоритеты в системе ведения лесного хозяйства сместились с производства древесных ресурсов, включая их заготовку, на методологию управления, нацеленного на устойчивое развитие лесных экосистем. Лесопользование перешло в частный сектор экономики, но принципиально не изменилось. Установление расчетной лесосеки, видов и объемов пользования лесом на территории лесхоза осуществляется в результате лесоустроительного проектирования, которое ведется без учета состояния внутреннего и отдаленных рынков спроса, включая внешний рынок.
Действующая лесоустроительная инструкция ориенпцювана на узкий круг участников лесных отношений, которые в большинстве случаев определяются осью: лесхоз — лесозаготовитель. Участие основных групп населения в лесоустроительном проектировании действующими нормативными актами не предусмотрено, за исключением согласования проекта ведения лесного хозяйства с выборными органами местной власти.
Основополагающие правовые документы, которые в настоящее время определяют пути развития России, дают лишь общие рамочные условия и представления об устойчивом управлении лесами и устойчивом развитии вообще. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 58), гражданам России предписано бережно относиться к природным богатствам и заботиться об их сохранении, что, естественно, относится и к лесам — важнейшему стратегическому ресурсу нашего государства. Законодательное собрание (Государственная дума и Совет Федерации) определили приоритеты государства в области управления лесами, поручив специально уполномоченным федеральным органам власти осуществление функций собственника лесов.
Лесной кодекс определил законодательную основу управления лесами, но не определил концептуальные положения лесной политики на федеральном и региональном уровнях с учетом современных мировых приоритетов в отношении лесов.
Леса — возобновляемый природный ресурс и по принципам управления существенно отличаются от невозобновляемых ресурсов, так как являются глобальным экологическим фактором, средой обитания множества живых организмов, а также человека. Устойчивое управление лесами
России, предполагает обширное включение связанных с лесом проблем экологии и экономики в процесс устойчивого развития с учетом локального, регионального, национального и глобального значения лесов страны. Поэтому целесообразно укрепить ведущую роль государственных органов управления лесами на уровне страны и субъектов федерации в отношении планирования управления лесами в целом, а не только использования лесных ресурсов, вовлекая основные группы населения в планирование управления лесами в соответствии с новым лесным законодательством России.
3.2. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами
Федеративное политическое устройство России предопределяет реализацию национальной лесной политики на уровне субъектов Федерации и доведение ее ключевых моментов до локального уровня (лесхозов). Обеспечение устойчивого управления лесами в субъектах Федерации должно исходить, в первую очередь, из сохранения и приумножения лесов, повышения их экологических и защитных функций. Возможность обеспечения доходности лесов должна быть поставлена в зависимость от успешного выполнения первоочередной задачи, особенно в малолесных регионах.
Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации — руководящий документ федерального и регионального уровней, разработанный под руководством автора.
Утвержденный
список критериев и индикаторов создаст необходимые условия для достижения компромиссных сбалансированных решений по развитию лесного сектора экономики в целом, направленных на обеспечение устойчивого развития России на ближайшую перспективу. В табл. 9 приведены критерии устойчивого управления лесами, разработанные при личном участии автора для стран умеренных и бореальных лесов (Монреальский процесс), для лесов Европы (Хельсинкский процесс) и для России. Как российский, так и региональные (Хельсинкский и Монреальский) списки критериев и индикаторов будут, по мере необходимости, пересматриваться и уточняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате выполненных автором теоретических исследований на основе научного анализа тенденций развития мирового и отечественного лесного сектора экономики в области устойчивого управления лесами разработана методология и теория устойчивого управления лесами Российской Федерации в виде системной платформы для федерального и регионального уровней управления лесами.
Проект разработанной автором Концепции устойчивого управления лесами России положен в основу одобренного Коллегией Рослесхоза документа, как основа комплексного решения проблем реформирования лесного сектора экономики России в соответствии с политикой устойчивого развития и мировыми тенденциями экономического развития без разрушения природных экосистем.
Разработанные концептуальные положения устойчивого управления лесами и система его критериев и индикаторов должны составить основу трансформации системы лесоучетных работ и государственного учета лесов России. Их применение позволит обеспечить сбалансированное использование и воспроизводство ресурсов лесных экосистем, сохранение биологического разнообразия, устойчивое развитие территорий.
Обосновано положение о том, что контроль и управление лесопользованием — составные части системы землепользования конкретной территории и страны в целом. Показано, что устойчивое управление лесами требует использования новых технологий, таких, как: ГИС (географические информационные системы) и ГПС (геопозиционные системы) — для планирования и ведения лесного хозяйства, обеспечения инвестиций в лесной и сопряженные с ним секторы экономики с целью их сбалансированного развития на конкретной территории, создания новых рабочих мест на предприятиях лесного сектора независимо от формы их собственности. С использованием новейших информационных технологий связаны новые возможности разрешения компромиссов между различными отраслями и группами населения с целью внедрения новой экологически безопасной техники и технологии лесозаготовок и переработки древесных ресурсов и обеспечение тем самым технической и технологической независимости лесного сектора экономики России.
Разработаны концептуальные положения системы лесной сертификации, под которой предложено понимать, главным образом, сертификацию лесопользования, в связи с тем, что основные проблемы сохранения биоразнообразия и устойчивого управления лесами в целом связаны с лесозаготовками.
Анализ тенденций развития лесного хозяйства России, выполненный автором, показал, что доходность лесов в рыночных условиях зависит от эффективности лесопромышленного производства и, следовательно, от роста лесопользования. В свою очередь, доходность лесопромышленного производства зависит от оплаченного спроса на лесоматериалы. При экономике рыночного типа вопросы спроса и предложения не регулируются государством. Роль государства в рыночной экономике — создавать благоприятные или неблагоприятные условия через систему законов и налогов. Если потребитель не платит (не хочет — не нравится продукция или не может — нет денег), то лесопромышленное производство -банкрот, лесопользование — нивелируется и ведение лесного хозяйства, утратив экономические стимулы, становится природоохранным придатком. Следовательно, система лесоучетных работ должна улавливать главные тенденции в развитии рынков лесоматериалов с учетом динамики лесного фонда и развиваться в направлении учета текущего запаса и текущих изменений в лесном фонде. Эта деятельность должна быть дополнена постоянным анализом тенденций внутреннего и внешнего рынков российской лесной продукции.
История управления лесами в России и опыт других стран показывают, что концепция лесоуправления, в основе которой лежит только максимизация лесного дохода, без учета поддержания средообразующих и нерыночных полезностей лесов, может привести к необратимым изменениям ландшафтов и видового состава, к общему обеднению природной среды, уменьшению биологического разнообразия и резкому снижению биологической устойчивости лесов. Благоразумие требовало во все времена, чтобы деятельность лесного хозяйства была организована с учетом того, что каждое поколение является, по существу, не полновластным хозяином, а лишь временным пользователем лесных ресурсов, обязанным передать их следующему поколению как историческое наследие не в худшем виде по сравнению с полученными от предыдущего поколения. На укрепление этой позиции направлены разработанные автором теория и методология устойчивого управления лесами.
Предложения к внедрению
1. Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации.
2. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации.
3. Концептуальные положения системы лесной сертификации России.
Устойчивое управление лесами: Теория и методология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Воронцов А. И., Страхов В. В. Опыт пространственно-временного анализа вспышек массового размножения/УНасекомые вредители лесов Башкирии. Уфа: Башкирский филиал АН СССР, 1977. С. 73.79.
2. Страхов В. В. Анализ устойчивости системы энтомофаг добыча с фактическими параметрами в «точке равновесной численности’У/Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем, М.-Л.: Гидрометеоиздат, 1979. Т. 2. С. 206.224.
3. Страхов В. В. О кормовых нормах лесных чешуекрылых//Лесоведение. 1979. № 6. С. 44.47.
4. Страхов В. В. Прогноз объедания листвы насаждений чешуекрылы-ми//Лесоведение. 1980. № 5. С. 91 .96.
5. Страхов В. В. Опыт описания экосистемы в демографических терми-нах//Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. М.: Гидрометеоиздат, 1980. Т. 3. С. 110.121.
6. Страхов В. В. Адаптивные свойства гусениц лесных чешуекрылых.//Тезизы доклада Всесоюзной конференции «Роль дендрофильных насекомых в таежных экосистемах», Красноярск: СО АН СССР, 1980. С. 131.
7. Голубев А. В., Инсаров Г. Э, Страхов В. В. Математические методы в лесозащите. М.- Лесная промышленность, 1980,100 с.
8. Страхов В. В. О структуре системы надзора за хвоеи листогрызущи-ми//Тезисы доклада на Всесоюзном научно-техническом совещании «Надзор за вредителями и болезнями леса и совершенствование мер борьбы с ними». Пушкино: ВНИИЛМ, 1981. С. 181.183.
9. Страхов В. В. Адаптивные свойства растительноядных насеко-мых/УПроблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. М.: Гидрометеоиздат, 1981. Т. 4. С. 131.142.
10. Кондакова М. В., Страхов В. В. Оценка взаимодействия растительноядных насекомых с кормовыми растениями//Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. М.: Гидрометеоиздат, 1982. Т. 5. С. 82.91.
11. Кондакова М. В., Страхов В. В., М. В. Некоторые проблемы влияния фонового уровня загрязнения биоты на растительность//Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. М.: Гидрометеоиздат, 1983. Т. 6. С. 114 .122.
12. Бородин А. Л., Страхов В. В. Демографическая структура лесного биоцено-за//Лесоведение. 1984. № 3. С. 3.13.
13. Страхов В. В. Закон гостеприимства или как делить пирог//Научно-популярный журнал Президиума АН СССР «Энергия: экономика, техника, экология». 1985. № 5. С. 58.63.
14. Стадницкий Г. В., Страхов В. В. Экологические принципы лесовосстанов-ления и проблемы лесозащиты//Лесной журнал. 1985. № 4. С. 5. 15.
15. Химический уход за лесом и перспективы его развития/В.П.Бельков, И. И. Марадудин, А. Н. Вержечинская, А. М. Калинин, В. Г. Лузанов, В. В. Страхов,.
16. В. А. Шевелев: Обзорн. Информ. (Лесоведение и лесоводство). М.: ЦБНТИ Гослесхоза СССР, 1986. Вып. 2. С. 1.44.
17. Страхов В. В., Шашова М. В., Путятин Ю. П. Применение гербицидов и ар-борицидов в лесном хозяйстве США, Великобритании и Швеции: Экспресс-информ. М.: ЦБНТИ Гослесхоза СССР, 1988. Вып. 5. 14 с.
18. Филипчук А. Н., Страхов В. В. Леса Вьетнама: Экспресс-информ. М.: ВНИ-ИЦлесресурс, 1991, Вып. 2. С. 1.40.
19. Предварительные результаты экспериментов по созданию первого этапа натурной модели полулистопадного тропического леса на пустошах правобережья Донгная/В.В.Страхов, А. А. Обозов. А. А. Терехов, Ле Као Фонг. М.: ЮНИФИР, 1992. С. 123.127.
20. Постановка проблемы изучения отдаленных последствий поражения лесов юга Вьетнама в 1962;1972 гг. экотоксикантами/В.В.Страхов, А. Н. Филипчук, А. А. Обозов и др. М.: ЮНИФИР, 1992. С. 313.315.
21. Региональные аспекты глобального обезлесения и деградации тропических лесов (на примере Вьетнама)/А.И.Писаренко, В. В. Страхов, А. Н. Филипчук, Нгуен Нгок Лунг. М.: ЮНИФИР. 1992. С. 117.122.
22. Страхов В. В. Состояние лесных ресурсов Европейско-Уральской части России//Леса Русской равнины. М.: ИНИОН РАН, 1993. С. 201.208.
23. Государственное регулирование лесопользования, воспроизводства и охраны частных лесов в зарубежных странах/В.В.Страхов, А. Н. Филипчук и др. М.: ВНИИЦлесресурс. 1994. 48 с.
24. Лесной фонд России (по учету на 1 января 1993 г,).Справочник/ Б. К. Филимонов, Ю. А. Кукуев, В. В. Страхов и др. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. 281 с.
25. Обзор методов инвентаризации лесов в зарубежных стра-нах/А.Н.Филипчук, В. В. Страхов, В. К. Тепляков и др. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. 72 с.
26. Страхов В. В., Филипчук А. Н., Швиденко А. З. О реформе лесоучетных работ в России//Лесн. хоз-во. 1995. № 1. С. 11.14.
27. Писаренко А. И., Страхов В. В., Филипчук А. Н. Модельные леса: их роль в осуществлении стратегии устойчивого управления лесами России//Лесная новь. Июль-август. 1995. С. 4.5.
28. Cejchan S., Filiptschuk A.N., Strachow V.W. Waldflacben, Holzvorrate und Holzprodukte Ru|31ands//Holz-Zentralblatt. 1995. № 108. S. 1650.1652.
29. Syssouev V.V., Strakhov V.V. Concept of a united information system for Russian forest resourcesAbstracts for 9th International Symposium on Computer Science for Environmental Protection CSEP'95, Part 1,1995. P. 111—119.
30. Страхов B.B., Дякун Ф. А., Курлович Л. Е. Недревесные лесные ресурсы России//Лесной экспорт. № 4 (1995;1996 гг.). С. 16.20.
31. Национальные особенности лесовладения и государственного регулирования ведения лесного хозяйства в частных лесах/В.В.Страхов, А. Н. Филипчук, З. С. Брунова и др.: Экспресс-информ. М.: ВНИИЦлесресурс. 1996. Вып. 1. 29 с.
32. Страхов В. В. К стратегии устойчивого управления лесами: сертификация лесов и лесной продукции//Лесн. хоз-во, 1996. № 5. С. 6.9.
33. Страхов В. В. Лесоуправление и реформы//Лесохоз. информ. 1996. № 6. С. 6.10.
34. Страхов В. В. Филипчук А.Н. Использование лесовосстановления для охраны природных комплексов и биоразнообразия//Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М.: МСОП, 1996. С. 140.141.
35. Страхов В. В., Филипчук А. Н. Охрана и управление лесами в системе лесного хозяйства//Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М.: МСОП, 1996. С. 131.132.
36. Редкие типы лесных формаций и категории лесов/В.Г.Виноградов,.
37. A.С.Мартынов, Н. В. Мацкевич, В. В. Страхов, А.Н.Филипчук//Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М.: МСОП, ?996. С. 89.97.
38. Запасы древесины и продуктивность растительного покрова/В.Г.Виноградов, А. С. Мартынов, А. А. Тишков, А. Н. Филипчук, В.В.Стра-хов//Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М.: МСОП, 1996. С. 57.72.
39. Влияние деятельности человека на леса/А.С.Мартынов, Б. Н. Моисеев,.
40. B.В.Страхов, А.Н.Филипчук//Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М.: МСОП, 1996. С. 116.130.
41. Мартынов А. С., Страхов В. В., Филипчук А. Н. Современное состояние лесных экосистем. Площадные характеристики//Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М.: МСОП, 1996. С. 45.57.
42. Дякун Ф. А., Страхов В. В., Кукуев Ю. А. Основные итоги государственного учета лесного фонда России по состоянию на 1 января 1993 года//Лесохоз. ин-форм. 1996. № 4. С. 1.8.
43. Strakhov V., Pisarenko A. Dynamics & Utilization of Russian Forest Resources.- IBFRA-95 Conference «Climate Change, Biodiversity & Boreal Forest Ecosystems’V/Silva Fennica. 1996.30(2−3): 361.371.
44. Pisarenko A., Strakhov V. Socio-Economic Assessment of the Russian Boreal Forests. IIASA, WP-96−58, July 1996. 45 p.
45. Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда. Федеральная служба лесного хозяйства/М.Д.Гиряев, Ю. А. Кукуев, В. В. Сдобнова, Ф. А. Дякун, В. В. Страхов, А. Н. Филипчук. М.: ВНИИЦлесресурс, 1997. 80 с.
46. Страхов B.B. Структура лесного фонда юга Европейской России: экологический резерв лесовосстановления//Лесн. хоз-во. 1997. № 1. С. 9. 11.
47. Страхов В. В. От национальных лесов к глобальному лесному хозяйст-ву//Лесн. хоз-во. 1997. № 4. С. 9.12.
48. Страхов В. В. Реформы лесного сектора экономики и экосистемное управление лесным хозяйством России//Лесн. хоз-во. 1997. № 5. С. 8. 12.
49. Ерусалимский В. И., Дякун В. А., Страхов В. В. Динамика лесного фонда России//Лесн. хоз-во. 1997. № 6. С. 34. .36.
50. Шубин В. А., Страхов В. В. Всемирная лесная конвенция и Лесной кодекс России. М.: Экое. 1997. № 10. С, 5. 15.
51. Страхов В. В., Писаренко А. И., Дмитриева Л. И. О сертификации лесов в России//Устойчивое управление лесами. Йоенсуу: Изд. Университета Йоенсуу и группы ФЕГ, 1997. С. 4.5.
52. Недревесные лесные ресурсы Российской Федерации/В.В.Страхов, Ф. А. Дякун, Л. Е. Курлович, Е.Л.ПронинаУ/Лесохоз. информ. 1997. № 3. С. 32.44.
53. Strakhov. V.V. Criteria & indicators for Sustainable Forest Management in the Russian Federation.-Dialogue on Sustainable Development of the Russian Forest Sector, 1997. Vol. I. HASAIR-97−009/April, 1997. Р. 69.80.
54. Pisarenko A., Strakhov V. The perspectives of Sustainable Forest Management in Russia The forest industries association of Finland. Proceedings of the anrnial conference. 1997.
55. Страхов B.B., Сысуев B.B. Перспективы использования геоинформационных систем для устойчивого управления лесами России//Лесн. хоз-во. 1998. № 3.
56. Устойчивое управление лесами России и Европейский рынок лесом&териа-лов/В.В.Страхов, А. И. Писаренко, Г. Г. Кузнецов, Д.М. Соколов//Лесв. хоз-во. 1998, № 2. С. 6.9.
57. Pissarenko A.I., Strachow V.W. Globale Role der borealen Walder Ru? landsVersuch einer realistischen Bewertung//Aktuelle probleme der Forstwirtschaft der.
58. Russischen Foderation. Mitteilungen der Bundersforschungsanstalt fur Forst-und Holzwirtschaft, Hamburg, 1998. № 18.15 S.
59. Двухсотлетие учреждения Лесного департамента России. 1798−1998.
60. A.П.Белаенко, В. А. Борисов, ДМ. Гиряев, Н. Н. Гусев, Ф. А. Дякун, В.И.Ерусалим-ский, Т. К. Зеленина, Г. Г. Кузнецов, Е. П. Кузьмичев, С. Е. Минаев, Н. А. Моисеев,.
61. B.А.Николаюк, А. И. Писаренко, Г. И. Редько, Д. М. Соколов, В. В. Страхов, В.И.Та-расенко, В. К. Тепляков, М. С. Трегубова, А. Н. Филипчук. М.: ВНИИЦлесресурс, 1998.244 с.
62. ЛР№ 20 906 КВИ 5−7564−0195−4.
63. Подписано в печать 08.05.98 Формат 60 90 1/16 Бумага офсетная Печать офсетная Печ. л. 5.0 Тираж 120 экз.1. Изд. № 4 Заказ.
64. Всероссийский научно-исследовательский и информационный центр по лесным ресурсам 117 418, Москва, ул. Новочеремушкинская, 69 Издательский отдел, тел. 332−53−56, 332−53−11 Типография АО НПП «Сапфир» 105 318, Москва, Щербаковская ул., 53, тел. 366−09−10.