Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социально-экономической политики развития региона: На примере Владимирской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экономической составляющей региональной политики, характеризующейся экономическим ресурсным потенциалом (природные, производственные, трудовые, материальные, интеллектуальные), экономическим механизмом и качеством жизни (безопасность, потребление и развитие), наиболее «узким местом» является понятие «качества жизни» в части безопасности и развития. В этой связи коренным образом должна быть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования социально-экономической политики региона
    • 1. 1. Анализ современных научных концепций управления социальными процессами и социальными макро- и микросистемами
    • 1. 2. История развития государственной социальной политики в советской и постсоветской России
    • 1. 3. Методология формирования региональной социально-экономической политики
  • Глава 2. Анализ факторов, определяющих социально-экономическую политику развития региона
    • 2. 1. Влияние региональных различий на формирование основных направлений региональной социальной политики
    • 2. 2. Система показателей социально-экономического положения населения как основа формирования социально-экономической политики региона
    • 2. 3. Региональная модель анализа положения населения как инструмент целевого мониторинга социально-экономических факторов воздействия на социальное развитие региона
    • 2. 4. Изменение структуры населения Владимирской области как проявление общероссийских долговременных социально-экономических тенденций
  • Глава 3. Направления повышения эффективности региональной социальной политики
    • 3. 1. Приоритеты региональной социальной политики прошедшего десятилетия
    • 3. 2. Определение комплексного показателя эффективности региональной политики
    • 3. 3. Направления совершенствования управленческого воздействия на региональные социальные процессы с использованием возможностей органов государственной власти

Формирование социально-экономической политики развития региона: На примере Владимирской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из составляющих понятия региональной экономики является региональная политика. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных, организационных, социально-экономических мероприятий, проводимых органами власти при выполнении функции государственного управления социально-экономическими процессами. Чтобы всесторонне оценить социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе, на региональном уровне, необходимо учитывать, что социальные изменения могут происходить на трех уровнях социальной реальности: макроуровне, мезоуровне и микроуровне. Объединения, существующие на каждом из этих уровней, являются компонентами более крупных социальных систем. В этой связи основополагающее значение приобретает проблема выработки правильного управленческого подхода к названным системам. Ученые Запада осознали важность этой проблемы уже в начале XX века, что позволило им по-новому взглянуть на многие явления и процессы, происходящие в обществе, и на возможности их организации и управления ими. Так, ко второй половине XX века появились принципиально новые взгляды на социальные изменения и их механизм. Были выдвинуты фундаментальные концепции Карла Р. Поппера, Роберта Ыисбета, Чарльза Тилле и Эммануила Уоллерстайна, заложившие основу современного адекватного анализа и управления социальными процессами. Знания, накопленные наукой о социальной системе, социальной группе как объекте управления представляют большой практический интерес при разработке и реализации социальной политики.

Население России до сих пор несет на себе следы социальных и демографических катаклизмов прошлого. Изменения, происходящие в стране в последнее десятилетие, побудили более пристально взглянуть на трансформации семенной структуры населения.

11еобходимо отметить, что в отечественной науке социологические аспекты социального развития исследуются достаточно глубоко, но изменения структуры населения в процессе реализации современной социально-экономической политики изучены очень мало. Причины этого отчасти в отсутствии статистических данных о семьях за всю первую половину XX века. Более подробная информация об изменениях в структуре населения имеется только с конца 60-х годов.

Этим проблемам посвящен ряд научных публикаций, рассматривающих различные проблемы социальной политики, социального развития, социальных изменений, социальной защиты населения (Л.И.Абалкин, А. И. Антонов, В. Н. Архангельский, И.В.Бестужев-Лада, В. Н. Бобков, В. В. Бодрова, А. Г. Вишневский, О. С. Виханский, А. Г. Волков, И. И. Гребешева, Г. В. Гутман, С. В. Дармодехин, Л. Е. Дарский, Ю. А. Дмитриев, В. В. Елизаров, В. Б. Корняк, Ю. И. Лаиыгин, Д. С. Львов, М. С. Мацковский, И. В. Панкратьева, Л. С. Ржаницына, U.M. Римашевская, А. Б. Синельников, Р. Н. Федосова, E.H. Феоктистова, Д.Ф.Шавишвили).

Невозможно объяснить какие-либо социальные процессы с позиций предопределенности и фатальности исторического развития без учета субъективной деятельности самих людей и конкретных социальных институтов и политических структур. Недооценка роли государства в динамике социальных изменений, его непосредственного влияния на формирование кризисных тенденций характерно для большинства отечественных исследований советского периода. Прежде всего, это было связано с определенной политической конъюнктурой.

Наличие нерешенных теоретических и методологических проблем в области государственного управления и формирования региональной социально-экономической политики и определило актуальность выбранной темы.

Кроме того, представляется актуальным исследовать разработки в области социального менеджмента, которые могут быть использованы в процессе формирования и при реализации региональной социально" экономической политики. С другой стороны, представляется целесообразным проанализировать, насколько отвечают применяемые методы и принципы социально-экономической политики во Владимирской области особенностям ситуации в социальной сфере и на основе исследования разработать новый подход к формированию мероприятий региональной социальной политики.

Объект исследования — комплекс региональных социально-экономических отношений.

Предмет исследования — закономерности и проблемы формирования региональной социальной политики.

• Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является определение эффективности формирования социально-экономической политики развития региона и исследование вопроса о реальных возможностях государства в регулировании региональных социальных процессов.

Достижение намеченной цели потребовало решения следующих задач:

• анализа отечественных и зарубежных теоретических и практических разработок в сфере социального менеджмента, современных научных.

• концепций управления социальными процессами и социальными макрои микросистемами;

• исследования системы методов государственного воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе;

• исследования влияния региональных особенностей на формирование основных направлений региональной социальной политики.

• анализа системы социальных индикаторов как основы формирования.

• социально-экономической политики региона.

• разработки и обоснования региональной модели анализа социально-экономического положения населения;

• оценки влияния реализации региональной социально-экономической политики за десятилетие на положение населения во Владимирской области;

• разработки примерной структуры программы социального развития населения Владимирской области.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Комплексный, системный подход к изучению научной литературы, исследованию практики, а также обобщению фактического материала.

Теоретической основой послужили правительственные документы, законы и постановления, работы российских ученых по исследуемой тематике, публикации периодической печати, материалы конференций и научных совещаний, справочная и специальная литература.

Основой методологического подхода являются диалектический и материалистический методы. В соответствии с поставленной целью и спецификой предметной области были использованы методы исследования:

— общенаучные: мыслительно-логические (классификации и типологии, обобщения, аналогии, системного, структурного, логического, сравнительного, ретроспективного, статистического анализа и синтеза), эмпирические (наблюдение, сравнение);

— специфические методы исследования.

Информационная основа исследования. Аналитическая и практическая части работы выполнены на основе официальных статистических сведений по Российской Федерации, Владимирской области, оперативных данных органов исполнительной власти Владимирской области, материалов научных конференций, научных трудов и информации, полученной в результате проведения специальных социально-экономических и социологических исследований.

Научная новизна исследования:

1. обоснована система методов государственного воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе в условиях трансформационной экономики;

2. систематизированы группы факторов влияния региональных особенностей на формирование основных направлений региональной социальной политики, в том числе: географические— экономические—историко-политические— демографические и медико-социальныеструктурно-административные, организационные, социозащитные группы.

3. обоснованы общероссийские долговременные социально-экономические тенденции, оказывающие влияние на социальные изменения в регионе, основными из которых являются: трансформация структур населениясемейной, половозрастнойперестройка демографического поведения и репродуктивных установок в обществе и ухудшение социально-демографических и медико-биологических характеристик — криминализация и люмпенизация значительной части населениярасслоение населения по социально-экономическим характеристикам.

4. обоснована и предложена система социальных индикаторов, региональная модель социально-экономической политики на основе анализа социально-экономического положения населения в регионе;

5. предложена программа социального развития региона в качестве отдельного блока мероприятий региональной социально-экономической политики.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение проведенного диссертационного исследования заключается в разработке методологических основ формирования региональной социальной политики, обосновании системы приоритетов ее развития. Основные выводы и рекомендации исследования могут быть положены в основу дальнейших научных разработок проблем социального менеджмента.

Работа имеет практическое значение при разработке региональных программ социально-экономического развития.

Апробация и реализация работы. Положения исследования использовались при подготовке нормативных правовых актов администрации области и города Владимира и вошли в аналитические записки комитета по социальной политике администрации Владимирской области «О реализации в области Концепции семейной политики» (2000 г.), «О социально-экономическом положении многодетных семей в области» (2002 г.), «Демографическая ситуация во Владимирской области и пути преодоления негативных тенденций» (2001 г.), государственных докладах «О положении детей во Владимирской области (1998,1999,2000,2001 годы)», «Программе действий в социальной сфере» управления социальной политики администрации г. Владимира (2002 — 2003 гг.).

Результаты исследования, его выводы и положения докладывались и получили одобрение на межрегиональной научно-практической конференции «Семья на рубеже тысячелетий» (ноябрь 1998 г.), международных конференциях «Региональная экономика: теория, практика, проблемы» (2002 г.), «Проблемы развития территориальных социально-экономических систем». (2002г.), межрегиональной научной конференции «Демографические процессы в современной России» (2002 г.), главы исследования опубликованы в информационно-аналитических сборниках администрации Владимирской области.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано одиннадцать печатных работ, в т. ч. в сборниках научных трудов «Региональная экономика. Проблемы устойчивого развития» (2001 г.), «Экономическое и социальное развитие России на рубеже ХХ-ХХ1 веков» (2002 г), материалах научных конференций, в 2003 году издана монография. Общий объем публикаций — 8,8 печатных листа.

Выводы по третьей главе.

1. Общее падение производства в стране и регионе с 1990 по 1999 годы сопровождалось определенной деградацией структуры экономики и социальных изменений.

Отсутствие надлежащего внимания к социальному и этическому компонентам в ходе экономических преобразований привело к социальным издержкам, которые сегодня существенно превышают приемлемый для большинства населения уровень.

Расслоение общества в ходе реформ превысило предельно допустимые для стабильных государств нормы. Мировой опыт свидетельствует, что десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической для большинства развитых стран. Во Владимирской области 10% наиболее обеспеченных граждан имеют в настоящее время доходы, в 7 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных (коэффициент фондов в период с 1996 по 2001 годы снизился с 16 до 7,1).

Разрыв в уровне текущих доходов усиливается еще большими различиями в структуре потребления материальных и духовных благ, в размере накопления и жилищных условиях. Налицо формирование двух типов потребительского рынка.

Однако бедность — это лишь одна из сторон люмпенизации. Она все теснее переплетается с процессом маргинализации населения — ростом числа беженцев, безработных, алкоголиков, инвалидов, наркоманов, бомжей и бродяг. Эти категории индивидов утрачивают свою идентификацию с определенными социальными общностями, теряют общественный статус.

Еще один блок социальных проблем связан с невосполнимыми потерями профессионального и культурно-нравственного потенциала общества. Человек, целям которого призвана служить экономика, как носитель экономического процесса н производительного труда, является также и средством экономики. Но человек должен быть средством экономики только в той мере, в какой это оправдано необходимостью хозяйствования и обусловлено уровнем развития общества.

2. Приоритеты социальной политики к началу нового века можно определить следующим образом:

Социальная политика осуществляется вне разработанной планомерной стратегии социального развития региона;

Политика в социальной сфере сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума;

Используется программно-целевой метод при решении актуальных социальных проблем, однако его применение осуществляется без учета системного подхода;

Региональная социальная политика осуществляется без учета единых или же особенных для каждого региона социальных стандартов, система которых до сих пор не выработана;

Принятие конъюнктурных, экономически необоснованных федеральных законов, обязательных к исполнению на территории России, которые заведомо не могут быть исполненыс другой стороны отдельные меры в области повышения уровня жизни населения, воспроизводства, здравоохранения, занятости и функционирования рынка труда, семейных изменений, миграционных проблем и т. д. в регионах вырабатываются и исполняются на основе не анализа потребностей отраслей социальной политики, а на основе финансовых возможностей региональных бюджетов (пресловутый остаточный принцип).

При реализации региональной социальной политики провозглашен принцип «адресности», однако на практике многочисленные социальные льготы, компенсации и гарантии предоставляются населению без учета реально получаемых доходов.

3. Проведение региональной социальной политики должно приносить комплексный эффект. Проведена оценка региональной политики прошедшего десятилетия с использованием методики комплексной оценки эффективности.

Любые методики определения эффективности мер политики несовершенны и достаточно субъективны. В работе комплексная эффективность функционирования региональной политики рассчитывается как отношение фактически достигнутых соответствующих показателей к базисным значениям конечных результатов, взвешенных с помощью весовых коэффициентов значимости социально-экономических показателей относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам.

Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, балльном методе и теории классификации. Комплексный показатель эффективности определяется путем суммирования частных показателей эффективности, отражающих конечные результаты деятельности органов государственной власти в отношении эффективного социально-экономического развития региона, использование ресурсов, социальную деятельность и организационную результативность административных органов.

Практическая ценность данного показателя заключается в возможности оценки динамики функционирования комплексной системы управления социально-экономическим развитием региона за различные периоды времени.

4. Важнейшими задачами по совершенствованию региональной социальной политики являются:

— задача предотвращения массовой деградации и устранения последствий социальной маргинализации;

— обеспечение условий возрастания общественно полезной экономической активности;

— обеспечение перспектив в развитии каждой социальной группы населения;

— региональная власть не должна ограничивать социальную политику социальной защитой населения, семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, — она составляет лишь одну из функций социальной политики и выполняет вспомогательную роль.

— постепенная передача функций госбюджетного финансирования другим уровням экономической системы и гражданам по мере создания предпосылок для товарного характера воспроизводства рабочей силы.

— формирование системы личной ответственности граждан за свое социальное обеспечение.

— создание условий для приоритетного развития альтернативных форм социального обеспечения, которые позволят ослабить социальную напряженность в обществе п нагрузку на государственную форму развития социальной сферы.

— преодоление стереотипа о доминирующей роли экономической политики по отношению к социальной.

— выбор региональными властными структурами той или иной модели социальной политики должен осуществляться с учетом социальной стандартизации, предполагающей нормативный порядок расчета бюджетной потребности по всем видам бесплатных услуг, предоставляемых государством населению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать в самом общем виде те тенденции и перспективы, которые ожидают Владимирскую область в самом ближайшем будущем.

1. К концу XX века резко возрос динамизм социальных явлений, характеризуемый категориями «социально-экономические отношения», «социальные процессы», которые и являются объектом исследования. В силу динамизма этих процессов многие управленческие теории оказались нежизнеспособны. Актуальной стала разработка новой парадигмы социального менеджмента, призванной раскрыть содержание и механизмы процессного подхода к социальным отношениям, явлениям и событиям.

2. Неизбежно меняется место и роль человека в обществе в соответствии с эволюцией концепций управления человеческими ресурсами, их направленностью от экономической и организационной парадигм к гуманистической. В связи с этим в работе обосновывается необходимость комплексного исследования человеческих качеств на основе системного подхода. Это необходимо, прежде всего, для выявления социальных деформаций на региональном уровне и принятия адекватных управленческих решений органами власти.

В этой связи автору представляется необходимым принятие региональной властью ценностной концепции социальной политики, основанной на коллективном принятии управленческих решений в соответствии с принципами социального партнерства.

3.Исследование факторов, определяющих социально-экономическую политику региона, позволяет сделать следующие выводы.

Среди факторов, оказывающих влияние на формирование региональной социально-экономической политики, — региональные особенности развития, социально-экономическое положение населения региона, схемы и методы принятия управленческих решений региональными органами власти и пр.

4. Исследование влияния региональных особенностей на формирование основных направлений социальной политики привело к формулированию групп факторовгеографическихэкономическихисторико-политическихдемографических и медико-социальиыхструктурно-административных, организационных, статистических, социозащитных.

5. Проведенный анализ социальных индикаторов как основы формирования региональной социально-экономической политики дал возможность обосновать региональную систему социально-экономических критериев.

6 Предыдущее исследование дало основу обоснования региональной модели социально-экономического положения населения с исследованием социальных, правовых и социально-демографических показателей.

7. Анализ динамики состава и структуры населения Владимирской области, показал определенную позитивную динамику в отношении экономических показателей социально-экономического развития региона, вместе с тем, группа социальных, демографических и правовых индикаторов показала значительную отрицательную динамику, что позволяет сделать вывод об определенных тенденциях социальной деградации населения региона.

Однако бедность — это лишь одна из сторон люмпенизации. Она все теснее переплетается с процессом маргинализации населения — ростом числа беженцев, безработных, алкоголиков, инвалидов, наркоманов, бомжей и бродяг. Эти категории индивидов утрачивают свою идентификацию с определенными социальными общностями, теряют общественный статус.

Еще один блок социальных проблем связан с невосполнимыми потерями профессионального и культурно-нравственного потенциала общества. Человек, целям которого призвана служить экономика, как носитель экономического процесса и производительного труда, является также и средством экономики. Но человек должен быть средством экономики только в той мере, в какой это оправдано необходимостью хозяйствования и обусловлено уровнем развития общества.

8. Приоритеты региональной социальной политики настоящим исследованием определены следующим образом:

• Социальная политика осуществляется вне разработанной планомерной стратегии социального развития региона;

• Политика в социальной сфере сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума;

• Используется программно-целевой метод при решении актуальных социальных проблем, однако его применение осуществляется без учета системного подхода;

• Региональная социальная политика осуществляется без учета единых или же особенных для каждого региона социальных стандартов, система которых до сих пор не выработана;

• Отдельные меры в области повышения уровня жизни населения, воспроизводства, здравоохранения, занятости и функционирования рынка труда, семейных изменений, миграционных проблем и т. д. в регионах вырабатываются и исполняются на основе не анализа потребностей отраслей социальной политики, а на основе финансовых возможностей региональных бюджетов (пресловутый остаточный принцип).

• При реализации региональной социальной политики провозглашен принцип «адресности», однако на практике многочисленные социальные льготы, компенсации и гарантии предоставляются населению без учета реально получаемых доходов.

9. Любые методики определения эффективности мер политики несовершенны и достаточно субъективны. В работе комплексная эффективность функционирования региональной политики рассчитывается как отношение фактически достигнутых соответствующих показателей к базисным значениям конечных результатов, взвешенных с помощью весовых коэффициентов значимости социально-экономических показателей относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам.

Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, балльном методе и теории классификации. Комплексный показатель эффективности определяется путем суммирования частных показателей эффективности, отражающих конечные результаты деятельности органов государственной власти в отношении эффективного социально-экономического развития региона, использование ресурсов, социальную деятельность и организационную результативность административных органов.

Практическая ценность данного показателя заключается в возможности оценки динамики функционирования комплексной системы управления социально-экономическим развитием региона за различные периоды времени.

Предложенная методика определения комплексной эффективности региональной политики показала неэффективность использующихся в настоящее время мер.

В экономической составляющей региональной политики, характеризующейся экономическим ресурсным потенциалом (природные, производственные, трудовые, материальные, интеллектуальные), экономическим механизмом и качеством жизни (безопасность, потребление и развитие), наиболее «узким местом» является понятие «качества жизни» в части безопасности и развития. В этой связи коренным образом должна быть изменена модель перехода регионов к новому тину социально-экономической политики, которая требует, прежде всего, превращения населения из пассивного объекта региональной социально-экономической политики в ее активного субъекта. Другими словами, переориентация региональной социально-экономической политики на основе перехода к современной парадигме социального менеджмента, во главе угла которой — социальное качество человеческого потенциала.

9. Важнейшими задачами по совершенствованию региональной социальной политики, но мнению автора, являются:

— задача предотвращения массовой деградации и устранения последствий социальной маргинализации;

— обеспечение условий возрастания общественно полезной экономической активности;

— обеспечение перспектив в развитии каждой социальной группы населения;

— региональная власть не должна ограничивать социальную политику социальной защитой населения, семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, — она составляет лишь одну из функций социальной политики и выполняет вспомогательную роль.

— постепенная передача функций госбюджетного финансирования другим уровням экономической системы и гражданам по мере создания предпосылок для товарного характера воспроизводства рабочей силы.

— формирование системы личной ответственности граждан за свое социальное обеспечение.

— создание условий для приоритетного развития альтернативных форм социального обеспечения, которые позволят ослабить социальную напряженность в обществе и нагрузку на государственную форму развития социальной сферы.

— преодоление стереотипа о доминирующей роли экономической политики по отношению к социальной.

— выбор региональными властными структурами той или иной модели социальной политики должен осуществляться с учетом социальной стандартизации, предполагающей нормативный порядок расчета бюджетной потребности по всем видам бесплатных услуг, предоставляемых государством населению.

10. Предложена программа социального развития региона, в основе которойадаптация населения региона к условиям жизнедеятельности, улучшение взаимоотношений в семьях, ориентация на стабильность брачно-семейных отношений в регионе, в результате получена экономическая, адаптационная и социальная эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление главы администрации Владимирской области от 27.10.1994 № 307 «Об областной программе «Дети Владимирской области».
  2. Постановление главы администрации Владимирской области от 30.11.1995 № 399 «Об областной программе «Дети Владимирской области».
  3. Постановление главы администрации Владимирской области от 21.03.1997 № 160 «Об областной программе «Дети Владимирской области».
  4. Закон Владимирской области от 03.11.2000 № 69−03 «Об областной программе «Дети Владимирской области на 2001 год».
  5. Закон Владимирской области от 19.10.2001 № 88−03 «Об областной программе «Дети Владимирской области на 2002 год».
  6. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. М., ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  7. Л.Н. Технология эффективного менеджмента. Учебно-практическое пособие. М., Приор, 1998.-228 с.
  8. П.В. Социальная философия. Учебное пособие. -М, 2003.- 223 с.
  9. А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М., 1996.- 142 с.
  10. М.Ю. Тендерные отношения в семье. М. 1997. -185 с.
  11. В.М. Воспроизводство населения России. — М.: НИИ семьи, 1998.- 112 с.
  12. В. Г. Шкиротан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М. 1984. — 192 с.
  13. З.Афанасьев В. Г. Социальная информация в управлении обществом. М. 1975.- 96 с.
  14. П.И., Плотников А. Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2001 год (По итогам социологического исследования «Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2001 году). М. 2002.- 102 с.
  15. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. Научные доклады.- Москва, Московский центр Карнеги, 1998.- 112 с.
  16. O.A. Острота общественных проблем в 1994 г. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. М.1995. — № 2.
  17. В.В. Семья в переходный период: социально-психологические проблемы. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. — М. 1995. — № 2.
  18. В.В. Репродуктивные ориентации населения России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. М. 1997. — № 3.
  19. В.В., Гольдберг X. Здоровье российских женщин: репродуктивные аспекты // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. — М. 1997. — № 3.
  20. И.И. Информационные системы менеджмента. М. ГУ ВШЭ. 2000.187 с.
  21. В., Синельников А. Семья и демографические тенденции. М. 1995. НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 1995.
  22. В.А. Желаемое число детей в российских семьях по данным микропереписи населения России 1994 года // Вестник Московского университета. Социология и политология. — М. 1997. — № 2.
  23. ., Збарская И., Волков А. О современном состоянии и прогнозе смертности населения Российской Федерации // Вопросы статистики. — 1997. — № 3.
  24. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка.//Российский экономический журнал. 1996. № 3 с. 18−24
  25. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерители и ориентиры// Вопросы экономики. -1999.-№ 2. с.90−102
  26. Васильчук 10. Постиндустриальная экономика и развитие человека// Мировая экономика и международные отношения. -1997. -№ 9. -с.74−86
  27. К.И. Социальное управление в условиях выхода из кризиса.// Проблемы теории и практики управления. 1996. № 6
  28. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М. Высшая школа, 1994
  29. О.С. Управленческая парадигма XXI века// Менеджмент. 1996. № 4. с.24−28.
  30. H.H., Землянова Е. В., Саградов A.A. Комплексный прогноз показателей рождаемости и здоровья (на примере регионов Российской Федерации) // Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного знания. — М.: Диалог-МГУ, 1997.
  31. Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. М. 2002.338 с.
  32. А.Г. Семья — объект демографии. — М.: Мысль, 1986.- 215 с.
  33. Е. В. Захарова Е.В. Тихонравов Ю. В. Теория управления. М. 1999.- 258 с.
  34. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб. 1992. -308 с.
  35. Государственная социальная политика: опыт регионов .- M., 2000.-С.23−29
  36. Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. -М. Экономика. 1991.-319 с.
  37. Г. В., Мироедов A.A. Регионоведение. Владимир: Изд-во ВФ РАГС при Президенте РФ, 2000. — 201 с.
  38. C.B. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. — М., 1995. 180 с.
  39. Демографический ежегодник России. — М.: Госкомстат РФ, 1996.
  40. М.Е. Социальные реформы в России: итоги и ближайшие перспективы.// Общественные науки и современность. 1998.№ 5. с.21−22
  41. Ю.А., Миронов В. Н., Родионова И. В. Руководство сотрудниками фирмы. Владимир.2001. — 418 с.
  42. .В. Дети трех поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. — 1996. — № 4.
  43. Евенко Л. И. Эволюцпя концепций управления человеческими ресурсами.-М., 1996.-.293 с.
  44. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М. Мысль. 1988. -235 с.
  45. О.Д., Рыбаков Л. Л. Геополитические аспекты депопуляции в России. Социологические исследования. — М. 1997. — № 6. 50.3дравоохранение Российской Федерации: Государственный доклад М.- Медицина, 2002.
  46. В.И. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. М. 1992 .- 264 с.
  47. О. Гавра Д. Социальное партнерство. СПб. 1994. — 215 с.
  48. Изменения демографических характеристик семьи. 1993—1997 гг. — М.: НИИ семьи, 1997.- 152 с.
  49. E.H. Управленческая психология. М. Высшая школа. 2002. -312 с.
  50. В.В. Социальный диалог в России. М. 1999.-166 с.
  51. Краткий обзор основных итогов микропереписи населения 1994 года // Вопросы статистики. — 1995. — № 3. — С. 86—89.
  52. В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах.// Социологические исследования.2002.№ 4.
  53. И. 0,Доннел С. Управление: системный и ситуационный подходы. -М. 1989.-374 с.
  54. Курс переходной экономики/ под ред. акад. Абалкина Л.И.- М. Финстатинформ, 1997. -324 с.
  55. Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи/ Здравоохранение в Российской Федерации. 2002. № 2.
  56. М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. Пер. с англ. М. Дело. 1992 — ч. 1
  57. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001, № 3.
  58. И.В. Социальное расслоение в России.-Ростов-на-Дону.1995.- 129 с.
  59. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития//СОЦИС.-1998.№ 4. с. 86−94.
  60. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Вып. 1. — М., 1997.
  61. Народонаселение: Демографический энциклопедический словарь. — М., 1994.312 с.
  62. Е.А. Управление социальными процессами. Саранск. 1999.189 с.
  63. Показатели и индикаторы социальных изменений. M РИЦ ИСПИ РАН, 1996. 199 с.
  64. Приоритетные задачи усиления социальной политики (разработка института труда РФ)// Российский экономический журнал 1997 — № 5,6,7
  65. Положение детей в Российской Федерации. 2001 г. Ежегодный государственный доклад. М., 2001.
  66. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000 2001 годы. — М.2002. — 303 с.
  67. Пояснительная записка к закону Владимирской области «О статусе и мерах государственной поддержки многодетных семей во Владимирской области», Владимир, 2002 год.
  68. .Б. Здоровье // Население России. Третий ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А. Г. Вишневский. — М.: Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1996.321 с.
  69. Региональный мониторинговый доклад № 8, 2001 г. Десять лет переходного периода. Проект MONEE ЦВЕ/СНГ/Балтия. UNICEF. Детский фонд Организации Объединенных Наций. Исследовательский центр «Инноченти», Италия.
  70. C.B. Российская государственность в системе трансформационных координат. М. 2000.- 201 с.
  71. Рождаемость и планирование семьи в условиях кризисного развития общества// Россия 2000. Социально-демографическая ситуация, X доклад. — М. 2001.
  72. В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества.// Человек и труд. 1997 № 2. -с.62−65.
  73. Российская газета № 86(3200) от 08.05.2003 г. с
  74. Российский статистический ежегодник: Госкомстат России- М, 2001.- 345 с.
  75. Россия на рубеже веков/ Ред. М. К. Горшков. М., 2000. — 186 с.
  76. M.H. Трансформация социальной структуры российского общества. М. Социс. 1997.- 257 с.
  77. Рыбаковский J1JI., Захарова О. Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. — М., 1997. 293 с.
  78. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. Учебное пособие/ под ред. проф. Русинова Ф.М.-М. ИНФРА-М, 1997−368 с.
  79. Социальная статистика/ под ред. Елисеевой И.И. М. Финансы и статистика, 1997. — 265 с.
  80. Современная демография. Учеб./ под ред. Кваши А. Я. М. Изд-во МГУ, 1995. — 402 с.
  81. C.B. Социальная философия. M. IOI1ИТИ. 2003, — 286 с.
  82. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. Политиздат. 1992. -542 с.
  83. Социальная политика.// Человек и труд. 1996. № 2 с. 15−31.
  84. Социальная политика в период осуществления экономических реформ. М. 1994.-201 с.
  85. Статистика населения с основами демографии. Учебник М. Финансы и статистика, 1990. — 342 с.
  86. А.Б. Перспективы изменения норм брачности и разводимости в Российской Федерации // Семья в России. — 1997. — № 2.
  87. О.Н. Угроза демографической катастрофы в России: требуется новая информационная политики. Культура здоровой жизни, 2002. JVtil.
  88. Социальный менеджмент./ под.ред. Иванова В.И. М. Высшая школа. 2001.286 с.
  89. Социальный менеджмент. Учебник для вузов./Ильенкова С.Д., Журавлева В. Н., Козлова Л. Л. М. ЮНИТИ. 1998.- 271 с.
  90. Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России: Материалы Всероссийской конференции 25−26 октября 2001 г.
  91. ЮО.Социапыюе положение и уровень жизни население России. Стат.сборник. М., 2000.
  92. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М. Наука. 1979. 320 с.
  93. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М. АНСССР.ИНИОН. 1991. 32 с.
  94. М.В. Социология управления. М. ИНФРА-М. 1999. 144 с.
  95. Д., Клупт М., Перекрест В., Хачатурова Т. Адаптация к переменам: семья и рынок // Российский демографический журнал. — 1996. — № 1.
  96. Р.И. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике.//Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10. с. ЗЗ-41
  97. Юб.Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента. М. Бизнс-школа. 1997.- 256 с.
  98. П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. М. Аспект-пресс. 1996. 416 с.
  99. Щскш1 Г. В. Теория социального управления. Киев. МАУП. 1996.- 280 с.
  100. Экономические и социальные перемены. М., 2000. № 6.
  101. Ю.Энцнклопедический социологический словарь. Под общей ред. Акад. РАН Осипова Г. В., М. 1995.-321 с.
  102. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. 1997. — № 3. 112. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем. М. Начала-пресс. 1991.- 332
  103. ПРОЕКТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Заполнить форму текущей работой