Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговый правоприменительный процесс в механизме реализации налогового законодательства: Административно-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении группы производств, направленных на обеспечение выполнение налогоплательщиками, иными обязанными лицами соответствующих обязанностей диссертант пришел к выводу, что существенными изъянами страдает4 процессуальное регулирование производства по проведению налогового контроля (налоговых проверок). В НК РФ отсутствуют четкие критерии, позволяющие однозначно разделить камеральные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовое регулирование налоговой системы современной России
    • 1. Правовая и организационная характеристика налоговой системы современной России
    • 2. Налоговые правоотношения в механизме правового регулирования функционирования налоговой системы
    • 3. Содержание и структура налоговых правоотношений
  • Глава II. Сущность и содержание налогового правоприменительного процесса
    • 1. Налоговый процесс как форма правоприменительной деятельности органов исполнительной власти в налоговой сфере
    • 2. Структура налогового правоприменительного процесса
  • Глава III. Система производств налогового правоприменительного процесса
    • 1. Содержание и правовое регулирование учетных и контрольных производств
    • 2. Содержание и правовое регулирование производств по обеспечению субъективных прав налогоплательщиков и реализации их юридических обязанностей
    • 3. Содержание и правовое регулирование производства по делам о налоговых правонарушениях

Налоговый правоприменительный процесс в механизме реализации налогового законодательства: Административно-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Взимание налогов — одна из ключевых функций, определивших в историческом развитии социума переход от первобытного общества к обществу государственно организованному. С XIX века термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства. В современной России, по мере становления рыночной экономики, налоги и сборы постепенно превращаются в мощный рычаг реализации экономической политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Этот позитивный социально-экономический и политический процесс сопровождается обновлением законодательной и организационной «инфраструктуры» налоговой системы, однако это обновление нередко отстает от реальных потребностей укрепления экономической и финансовой основы российской государственности. Частые и не всегда последовательные изменения налогового законодательства, усиление фискальной направленности налоговой политики государства на фоне не всегда понятной широким слоям населения социальной политики, бюрократизация деятельности налоговых органов, склонность их должностных лиц к административному произволу, необоснованному вмешательству в предпринимательскую деятельность обуславливают крайне медленное формирование налоговой культуры граждан и хозяйствующих субъектов, стремление уйти от уплаты обязательных платежей или «минимизировать» их в своих корыстных интересах.

Развитие налоговой системы, совершенствование налогового администрирования невозможны без дальнейшего повышения качества деятельности налоговых органов, введение ее в четкие правовые, в первую очередь, — процедурно-процессуальные, рамки. Это предполагает развитие научных исследований, непосредственно обращенных к проблеме правоприменительной деятельности налоговых органов, формированию целостной концепции налогового правоприменительного процесса как формы деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государственной администрации в налоговой сфере.

Состояние научной разработанности темы, теоретическая основа и круг используемых источников. Вопросы, образующие «проблемное поле» диссертации, в научной литературе исследованы с разной степенью глубины.

Фискальные аспекты современной системы налогов и сборов, содержания налоговой политики и ее взаимосвязи с экономической политикой получили освещения в трудах отечественных и зарубежных специалистов по экономике и финансам: М. Н. Бродского, С. А. Васильева, Е. Т. Гайдара, А. Н. Илларионова, Дж. Кейнса, Д. Ю. Кононова, Л. И. Абалкина, Й. Ланга, X. Ламперта, В.А. May, A.M. Местопанова, Б. З. Мильнера, В. М. Найшуля, П. И. Родионова,.

A.B. Улюкаева, Ф. Хайека, П. Хейне A.M. Ходачека, Б. А. Чуба, Ф.И. Шамха-лова, Л. Эрхарда, E.H. Ясина и др.

В отечественной юридической литературе, в трудах С. С. Алексеева, С. А. Авакьяна, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, И. А. Гапагана, В. М. Горшенева, И. М. Зайцева, A.B. Зиновьева, С. Д. Князева, Ю. М. Козлова, И. И. Кононова, А.ГТ. Коренева, Б. М. Лазарева, В. В. Лазарева, В. И. Лайтмана, В. И. Леушина,.

B.А. Лория, В. О. Лучина, В. Г. Лукьяновой, A.B. Малько, Н. И. Матузова, В. М. Манохина, С. Н. Махиной, ГТ.Е. Недбайло, С. Н. Олейникова, B.C. Осно-вина, И. В. Пановой, И. М. Погребного, В. Н. Протасова, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, Н.Ю. Ха-маневой, Б. Б. Хангельдыева, В. А. Юсупова, Ц. А. Ямпольской и др., всесторонне исследовано содержания юридического npoi}ecca, представлены различные концепции административного процесса.

По мере формирования современной отечественной налоговой системы заметное внимание уделялась исследованию проблем правового регулирования налоговых правоотношений, что получило свое отражение в трудах таких ученых, как A.B. Брызгалин, Д. В. Винницкий, О. Н. Горбунова, Е.Ю.

Грачева, B.B. Гуреев, M.B. Карасева, Ю. А. Крохина, М. В. Кустова, Н.П. Ку-черявенко, М. Ю. Орлов, C.B. Овсянников, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичева, Д. Г. Черник, H.A. Шевелева, В. А. Яговкина и др. В последние годы активизировалось и исследования, посвященные налоговому процессу в целом, а также отдельным налоговым производствам, связанным с контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельностью налоговых органов, что нашло отражение в трудах М. А. Апенышева, М.В. Будыле-вой, В. А. Зайцева, A.B. Золотухина, A.B. Иванова, А. Ю. Кикина, В.Е. Кузне-ченковой, И. И. Кучерова, H.A. Новикова, O.A. Ногиной, О. В. Панковой, О. В. Староверовой, М. А. Суворова, A.C. Шарова и др.

Отмечая проработанность отельных аспектов диссертационной проблематики, вместе с тем следует констатировать, что вопросы налоговых процессуальных правоотношений, образующих основу налогового процесса, затрагивались лишь фрагментарнооднозначно не определена сущность налогового процесса как научно-правовой категории и формы правоприменительной деятельности государственной администрации в налоговой сферене раскрыты с исчерпывающей полнотой взаимосвязи налогового и административного процессане получили должного научного обоснования вопросы процессуально-правового регулирования правоприменительной деятельности налоговых органов положительного характера.

Данное диссертационное исследование призвано отчасти восполнить этот пробел.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе правоприменительной деятельности налоговых органов в связи с разрешением ими индивидуально конкретных дел в налоговой сфере.

Предмет исследования включает: категориальный аппарат, при помощи которого осуществляется организационно-правовая характеристика налоговой системы и феноменологическая характеристика налогового процесса как формы правоприменительной деятельности государственной администрации, связанной с реализацией налогового законодательствасодержание и правовая регламентация правоприменительной деятельности налоговых органоввиды индивидуально-конкретных дел в налоговой сфере, разрешаемых в процессе ее осуществления.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является формирование научных основ целостной концепции налогового процесса как формы деятельности государственной администрации по реализации налогового законодательства для обоснования конкретных предложений, направленных на дальнейшее совершенствование юридических процедур налогового администрирования.

Для достижения обозначенной цели диссертантом решались следующие задачи:

— исследовать содержание налоговой системы, формы и методы административно-правового обеспечения ее функционирования в условиях современной России;

— раскрыть сущность, юридическое содержание и структуру налогового правоотношения, в том числе специфические признаки налогового процессуального правоотношения и динамику его развития;

— проанализировать массив нормативно-правовых актов, образующих основу организационного построения и функционирования налоговых органов, а также основу правоприменительной деятельности государственной администрации в налоговой сфере;

— систематизировать виды правоприменительной деятельности налоговых органов;

— обосновать понятие налогового правоприменительного процесса, раскрыть его сущностные характеристики, обосновать место в системе юридического процесса и соотношение с процессом административным;

— раскрыть структуру налогового правоприменительного процесса, обосновать классификацию налоговых производств, стадий и процедур их реализации;

— сформулировать предложения, в том числе de lege ferenda, по совершенствованию правового регулирования правоприменительной деятельности налоговых органов.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания. В ходе работы над диссертацией использовались методы структурного и функционального анализа, формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения, построения гипотез, интерпретации правовых идей и нормативных правовых актов, а также методы конкретных социологических исследований.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство России, подзаконные и ведомственные нормативно-правовые акты, образующие юридическую основу функционирования налоговой системы, организации и деятельности налоговых органов на федеральном и региональном уровнях.

Формулируя выводы и предложения, диссертант в качестве эмпирической базы опирался на обобщение опубликованной в 1998;2005 гг. судебной практики, нашедшей отражение в постановлениях, решениях, определениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Федеральных Арбитражных Судов Московского, СевероЗападного, Западно-Сибирского, Уральского, Центрального округовв процессе работы над диссертацией анализировался опыт организации деятельности налоговых органов ряда зарубежных стран, в том числе Службы внутренних доходов США, Главного налогового ведомства Франции, административных налоговых судов, входящих в систему налоговых органов Дании и Греции.

Научная новизна исследования определяется авторским подходом к формированию «проблемного поля» исследования и его анализу с учетом разработанности соответствующих вопросов в отечественной юридической науке.

Диссертация является комплексным монографическим административноправовым исследованием широкого круга вопросов, раскрывающих роль и значение правоприменительной деятельности государственной администрации в реализации налогового законодательства, а также перспективы совершенствования юридических процедур налогового администрирования как юридических гарантий реализации прав и обязанностей властных и невластных субъектов налоговых правоотношений.

Исходя их «управленческой» концепции административного процесса как урегулированного правом порядка разрешения полномочными органами Российской Федерации и ее субъектов индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, в диссертации раскрыта его специфика в контексте правоприменительной деятельности налоговых органов, обоснована специфика юридического содержания и структуры налоговых процессуальных правоотношений, раскрыта структура правоприменительного налогового процесса, особенности содержания и правовой регламентации различных видов налоговых производств, образующих их стадий и процедур.

При этом, новизной отличаются: авторские определения таких понятий, как «налоговое процессуальное правоотношение», «налоговый правоприменительный процесс», «налоговое производство" — предложенная и обоснованная структуризация положительных и юрисдикционных производствпредложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, регламентирующие правила и процедуры учетной, контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельности налоговых органов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Основой налогового правоприменительного процесса являются процессуальные нормы налогового законодательства, обуславливающие возникновение налоговых процессуальных правоотношений и выступающие вместе с ними элементами механизма правового регулирования правоприменительной деятельности налоговых органов в установленной для них сфере государственного управления.

Налоговое процессуальное правоотношение — это урегулированное процессуальными нормами налогового права общественное отношение, складывающееся в связи с правоприменительной деятельностью уполномоченных государственных органов исполнительной власти по разрешению индивидуально-конкретных дел в налоговой сфере.

2. Налоговое процессуальное правоотношение характеризует его структура, содержание, динамика развития. Для структуры налогового процессуального правоотношения характерно наличие: особого субъектного состава, складывающегося из основных субъектов (лидирующий субъект — носитель властных полномочий, принимающий решения и издающий индивидуальные правовые акты управленияневластные субъекты, в отношении которых решается конкретная ситуация, дело), а также факультативных субъектов, которые своими процессуальными действиями способствуют реализации полномочий лидирующего субъекта, обязанностей и прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) — наличие множества объектов: налог (сбор) — поведение, действия субъектов налогового правоотношениярезультаты действий (бездействий) субъектов налоговых правоотношений.

Содержание налогового процессуального правоотношения определяют процессуальные полномочия лидирующих субъектов, процессуальные права и обязанности остальных субъектов. Динамику налоговых процессуальных правоотношений определяют не отдельные юридические факты, а их совокупность во взаимосвязи друг с другом — в виде фактического юридического состава, объединяющего собой: соответствующее материальное налоговое правоотношениеюридически значимые процессуальные действия субъектовюридические событияюридические состоянияпроцессуальные акты (документы).

3. Процессуальная форма правоприменительной деятельности налоговых органов выступает в качестве юридических гарантий, во-первых, обеспечивающих реальную «открытость» налоговых правовых отношений для любых возможных участников правовых отношений вообще, при которой инициатором их возникновения либо прекращения может быть как властные, так и невластные субъекты при наличии лишь одного условия — наличие соответствующих правомочий или возложение определенных обязанностей, предусмотренных материальной правовой нормой, в том числе — налогового законодательстваво-вторых, совершенствование правовых правил и процедур внутриаппаратной и внешневластной деятельности, обеспечивающих такой организационно-правовой режим функционирования налоговых органов, который исключает неправомерное ограничение прав и законных интересов граждан, неоправданное вмешательство в сферу индивидуальных и корпоративных интересов хозяйствующих субъектов, предполагая наличие четкого нормативно-правового (материального и процессуального) ограничения сферы административного усмотрения должностных лиц при реализации ими своей компетенции, обеспечении беспрепятственного осуществления невластными участниками налоговых правоотношений своей правосубъектности.

4. Четко закрепленный в законодательстве перечь властных, невластных и факультативных субъектов налоговых правоотношений, сформированная нормативно-правовая база, регулирующая порядок реализации налоговыми органами своей компетенции в установленной сфере деятельности, наличие основных и факультативных процессуальных стадий и процедур осуществления ими правоприменительной деятельности дают основания для вывода о наличие налогового правоприменительного процесса — специфической процессуальной формы деятельности государственной администрации по реализации налогового законодательства.

Налоговый правоприменительный процесс представляет собой урегулированную процессуальными правовыми нормами деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, состоящую в исследовании обстоятельств и решении индивидуально-конкретных дел в налоговой сфере, в ходе осуществления которой возникают, изменяются, прекращаются налогово-процессуальные правоотношения, связанные с обеспечением субъективных прав и законных интересов налогоплательщиков (иных обязанных лиц), принудительным обеспечением исполнения ими налоговых обязанностей, привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Структура налогового правоприменительного процесса складывается из совокупности административных производств, объединенных отраслевой принадлежностью правового регулирования и целями функционирования налоговой системы: производство по учету налогоплательщиковпроизводство по изменению срока исполнения обязанности по уплате налога (сбора, пени) — производство по возмещению излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, а также штрафовпроизводство по жалобам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на незаконные действия (бездействия) должностных лиц налоговых органовпроизводство по налоговому контролю (налоговые проверки) — производство по принудительному исполнению и обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборовпроизводство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

5. Параллельное существование двух административных производств по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, регулируемых, соответственно, нормами КоАП РФ и НК РФ, разрушает институт административной ответственности и нарушает единство административных юрисдикционных процедур. Представляется целесообразным обеспечить монополию КоАП РФ на правовое регулирование административной ответственности и сосредоточить все материальные нормы об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в отдельной главе Кодекса об административных правонарушениях РФ, а процессуальное производство по делам о привлечению к ответственности за указанные правонарушения осуществлять в порядке, определяемом КоАП РФ.

Теоретическая значимость диссертации определяется комплексным междисциплинарным исследованием широкого круга проблем, характеризующих с позиций административно-правовой теории вопросы совершенствования правового обеспечения налогового администрирования, намечающего перспективы дальнейшей процессуализации правоприменительной деятельности налоговых органов.

Сформированные в диссертации положения и выводы, раскрывающие организационно-правовое содержание налоговой системы современной России, сущность и содержание налоговых правоотношений, предложенная классификация субъектов налоговых процессуальных отношений, обоснование административных производств, образующих налоговый правоприменительный процесс, раскрытие их стадий и процедур, авторские дефиниции таких понятий, как «налоговое процессуальное отношение», «налоговый правоприменительный процесс» обогащают административно-правовую теорию, а также теоретические основы налогового права, дополняя такие разделы, как «налоговые правоотношения», «механизм административно-правового регулирования», «административный процесс», «административные производства».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут получить применение: в научно-исследовательской деятельности при анализе современного состояния и перспектив оптимизации юридического механизма правового регулирования в налоговой сферев практической деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, осуществляющих правоприменительную деятельность в этой сферепри подготовке проектов нормативно-правовых актов по вопросам уточнения правил и процедур правоприменительной деятельности налоговых органовпри подготовке лекционных курсов, проведении семинарских и практических занятий по курсу «Административное право и административный процесс», «Налоговое право».

Апробация результатов исследования. Диссертации обсуждена и одобрена на кафедре административного права Северо-Западной академии государственной службы.

Основные положения диссертационного исследования изложены в восьми научных публикациях автора. Ряд положений и выводов используются в практической деятельности диссертанта при защите им прав налогоплательщиков как в административных, так и в судебных инстанциях.

Заключение

.

В результате проведенного диссертантом исследования были определены понятие и признаки налогового правоприменительного процесса, его место в системе юридического процесса, соотношение с процессом административным. Диссертант пришел к выводу о том, что налоговый правоприменительный процесс представляет собой совокупность налогово-административных производств в системе административного правоприменительного процесса, объединенных отраслевой принадлежностью правового регулирования. Была рассмотрена структура налогового правоприменительного процесса, структура налогового производства, а также дана научно-правовая характеристика конкретных налоговых производства.

В качестве определяющего компонента налогового производства было рассмотрено налоговое процессуальное правоотношение: определены признаки налогового процессуального правоотношения и сформулировано его понятие, рассмотрено соотношение налоговых материальных и процессуальных правоотношений, субъекты и содержание налогового процессуального правоотношения, объекты и юридические факты.

В работе были рассмотрены как теоретические вопросы налогового правоприменительного процесса, так и практические проблемы, с которыми сталкиваются налоговые органы в ходе реализации своих полномочий, а также налогоплательщики при реализации своих прав и выполнении обязанностей. Это позволило сформулировать определенные выводы, внести научно-обоснованные предложения и практические рекомендации по совершенствованию процессуально-правового регулирования правоприменительной деятельности налоговых органов, направленной как на обеспечение выполнения налогоплательщиками их обязанностей, так и на реализацию их прав.

1. Налоговое процессуальное правоотношение — это урегулированное процессуальными нормами налогового права общественное отношение, существующее исключительно в правовой форме, складывающееся по поводу разрешения уполномоченными государственными органами исполнительной власти индивидуально-конкретных дел в налоговой сфере, и служащее цели реализации соответствующего налогового материального правоотношения.

По своей природе налоговые процессуальные правоотношения являются разновидностью административных процессуальных правоотношений, как отношений управленческого характера. Субъектный состав налогового процессуального правоотношения:

Содержание налогового процессуального правоотношения охватывает следующие компоненты:

Для налогового процессуального правоотношения характерно множество объектов:

Динамику налоговых процессуальных правоотношений определяют не отдельные юридические факты, а их совокупность во взаимосвязи друг с другом — в виде фактического юридического состава.

2. Производный, вторичный характер налоговых процессуальных правоотношений прослеживается не прямо, а через такое промежуточное звено, как правоприменительная деятельность уполномоченных органов исполнительной власти.

Правоприменительная деятельность налоговых органов осуществляется в строгой процессуальной форме, которая отражается понятиями процессуальные производства и процессуальные стадии. Наличие развитой системы налоговых производств позволяет говорить о существовании налогового процесса.

Налоговый правоприменительный процесс и административный процесс соотносятся как часть и целое. Данный вывод следует из следующих характеристик налогового правоприменительного процесса: лидирующим субъектом в процессе является орган исполнительной власти, уполномоченный по разрешению индивидуально-конкретных дел в налоговой сфереправоприменительная деятельность указанного органа, а также складывающиеся в ходе соответствующих производств налоговые процессуальные правоотношения носят управленческий характерв основе метода правового регулирования налоговых процессуальных правоотношений лежит предписание.

Налоговый правоприменительный прог[есс представляет собой совокупность налоговых производств в системе административного процесса, объединенных отраслевой принадлежностью правового регулирования.

Это урегулированная процессуальными нормами налогового права деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, в ходе осуществления которой возникают, изменяются, прекращаются налогово-процессуальные правоотношения, направленная на обеспечение исполнения налогоплательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязанностей, привлечение к ответственности, а также на обеспечение реализации законных прав и интересов налогоплательщиков (иных обязанных лиц), состоящая в исследовании обстоятельств и решении индивидуально-конкретных дел в налоговой сфере путем принятия и исполнения соответствующего индивидуального юридического акта.

Главным элементом налогового правоприменительного процесса выступает налоговое производство — урегулированная процессуальными нормами налогового права совокупность процессуальных действий, совершаемых в определенной последовательности уполномоченными государственными органами исполнительной власти с целью разрешения индивидуально-конкретного дела организации или физического лица в налоговой сфере и образующих определенную совокупность налоговых процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и связанностью с соответствующими налоговыми материальными правоотношениями. Юридический результат налогового производства закрепляется в соответствующем процессуальном акте.

Основными элементами налогового производства является его стадии, характеризующие динамику налогового процесса, последовательность совершения процессуальных действий. Стадии налогового процесса представляют собой относительно самостоятельную часть налогового производства, необходимую для достижения общего юридического результата. Для каждой стадии характерна своя особая цель, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели налогового производства. Процессуальные стадии следуют одна за другой и, как правило, предыдущая подготавливает последующую. На каждой стадии специфичны состав субъектов налоговых правоотношений и их правовой статус, характер совершаемых действий и порождаемые ими юридические последствия, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения.

Исходя из предметной специализации деятельности налоговых органов, характера индивидуально-конкретных дел, диссертант выделяет следующую систему производств налогового правоприменительного процесса: 1) производство по учету налогоплательщиков- 2) производство по изменению срока исполнения обязанности по уплате налога (сбора, пени) — 3) производство по возмещению излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, а также штрафов- 4) производство по жалобам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на незаконные действия органов налогового администрирования- 5) производство по налоговому контролю (налоговые проверки) — 6) производство по принудительному исполнению и обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов- 7) производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

3. Рассмотрев конкретные виды налоговых производств, диссертант пришел к выводу, что Налоговый кодекс РФ недостаточное внимание уделил процессуальному регулированию группе производств, объединяющей деятельность налоговых органов, направленную на реализацию и охрану прав налогоплательщиков. Данная ситуация, по мнению диссертанта, нарушает баланс публичных и частных интересов в сфере налогообложения, основанный на ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, усложняет реализацию прав налогоплательщиков, ставя их в зависимость от налогового органа, а не от установленной законом процедуры. Некоторые права налогоплательщиков практически не могут реализоваться по причине отсутствия процессуального порядка их реализации. В частности, несмотря на наличие права налогоплательщиков на зачет сумм налоговых вычетов по НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ) и акцизам (п. 2 ст. 203 НК РФ) в счет уплаты таможенных платежей, в Налоговом кодексе РФ процедура данного зачета не урегулирована, что требует от законодателя внесения в НК РФ соответствующих процессуальных норм. Также требует процессуально-правового регулирования процедура уплаты налогоплательщикам процентов.

Проведя анализ правового регулирования производства по рассмотрению жалоб налогоплательщиков на действия (бездействия) налоговых органов, диссертант пришел к выводу, что уставленный НК РФ порядок не способствует заинтересованности налогоплательщиков в подаче административной жалобы, в результате чего большинство споров переводятся сразу в судебную юрисдикцию. По мнению диссертанта, в целях повышения эффективности рассмотрения жалоб и принятия по ним решений в соответствии с законом на основе всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, представляется целесообразным выделить при территориальных органах ФНС постоянно действующие структурные подразделения, специализирующиеся на рассмотрении жалоб налогоплательщиков. При этом предлагается ввести в НК РФ норму о приостановлении действия обжалуемого акта налогового органа в случае подачи на него административной жалобы.

При рассмотрении группы производств, направленных на обеспечение выполнение налогоплательщиками, иными обязанными лицами соответствующих обязанностей диссертант пришел к выводу, что существенными изъянами страдает4 процессуальное регулирование производства по проведению налогового контроля (налоговых проверок). В НК РФ отсутствуют четкие критерии, позволяющие однозначно разделить камеральные и выездные налоговые проверки. При этом в результате камеральной налоговой проверки для налогоплательщика могут наступить серьезные неблагоприятные последствия, в первую очередь имущественного характера. В связи с этим, по мнению диссертанта, законодателю необходимо установить в НК РФ исчерпывающий перечень документов, который может быть затребован у налогоплательщика при проведении камеральной проверки, ограничив его только регистрами бухгалтерского и налогового учета, на основании которых составляются налоговые декларации. Необходимо законодательно закрепить обязанность составления акта по результатам камеральной налоговой проверки.

С целью ликвидации неопределенности в сроках проведения выездной налоговой проверки необходимо определить исчерпывающий перечень оснований для приостановления проверки, максимальный срок ее приостановления, а также определить процессуальные документы, необходимые для оформления приостановления проверки. Необходимо также зафиксировать максимальный срок продолжительности выездной налоговой проверки не зависимо от времени нахождения проверяющего инспектора на территории налогоплательщика, а также ограничить число проверок в течение года.

Диссертантом было установлено, что в ходе производства по принудительному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов налоговым органом может последовательно приниматься несколько процессуальных документов, каждый из которых может являться итоговым и, соответственно, в результате исполнения которого производство может завершаться. Только в том случае, когда налоговым органом приняты необходимее меры для исполнения предыдущего документа, может приниматься следующий, и могут осуществляться соответствующие процессуальные действия. К данным документам относятся: требование об уплате налога и сборарешение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов)-организации или налогового агента-организации на счетах в банкахрешение о взыскании налога, сбора за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации.

Производство по привлечению налогоплательщиков (иных обязанных лиц) к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах завершает систему производств налогового процесса. Данное производство рассматривалось во взаимосвязи с вопросом о правовой природе ответственности за совершение налоговых правонарушений. Диссертант занимает позицию, согласно которой налоговое правонарушение {если не содержится признаков уголовного преступления) обладает всеми признаками административного правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), а ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах относится к административной ответственности. При этом в обоих случаях правонарушитель посягает на установленный порядок публичных отношений, в обоих случаях законодатель в качестве меры ответственности применил штраф.

Несмотря на законодательное закрепления в ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ монополии Кодекса в вопросах регулирования административной ответственности независимо от отраслевой принадлежности, на данный момент привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах осуществляется по нормам как КоАП РФ (в отношении должностных лиц организаций), так и НК РФ (в отношении юридических лиц и физических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица).

Отсутствие единого подхода в конструировании механизма ответственности за правонарушения законодательства о налогах и сборах, единообразной административной юрисдикционной процедуры по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений создает большое количество проблем в правоприменительной практике.

В связи с этим, по мнению диссертанта, необходимо фактически реализовать монополию КоАП РФ на правовое регулирование административной ответственности, для чего необходимо поместить все материальные нормы об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах из Налогового кодекса в отдельную главу Кодекса об административных правонарушениях РФ, а процессуальное производство дел по привлечению к ответственности за указанные правонарушения осуществлять в порядке, определяемом КоАП РФ. При этом НК РФ должен четко регулировать производство по налоговому контролю, поскольку именно в ходе осуществления контрольных мероприятий (в большинстве случаев) устанавливаются факты, свидетельствующие о совершенных правонарушениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) от 31.07.1998 № 147-ФЗ (ред. от 01.07.2005) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  4. О налоговых органах Российской Федерации. Закон РФ от 21.03.1991 № 943−1 (ред. от 18.07.2005) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 11.04.1991, № 15, Ст. 492.
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. 18.07.2005) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // СЗ РФ. 2002. № 1(ч. 1). Ст. 1.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94. № 51 -ФЗ (ред. 21.07.2005) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2005) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 24.05.2005) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
  10. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866−1 (ред. от 14.12.1995) // Российская газета. 1993. 12 мая.
  11. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005)// СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3431.
  12. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и еделок с ним. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. 01.07.2005) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
  13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
  14. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
  15. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 02.07.2005) // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3430.
  16. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
  17. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
  18. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 15.03.2005) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  19. Вопросы структуры органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 (ред. от 03.10.2005) // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  20. О Государственной налоговой службе Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31.12.1991 № 340 (ред. от 19.07.2001) // Российская газета. 1992. 13 января.
  21. Об утверждении положения «О Федеральной налоговой службе». Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
  22. Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы. Приказ МФ РФ от 09.08.2005 № 101н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 38.
  23. О едином государственном реестре юридических лиц. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585.
  24. О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей,
  25. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864.
  26. Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н // Российская газета. 2005. 16 августа.
  27. Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Приказ МНС РФ от 07ю04.2000 № АП-3−06/124 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 25, 19.06.2000.
  28. Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок. Приказ МНС РФ от 08.10.1999 №АП-3−16/318 // Российская газета. 1999. 29 ноября.
  29. Об утверждении методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам № 1, 2, 3). Приказ МНС РФ от 28.08.2003 №БГ-3−03/478 // Налогообложение № 6, 2003.
  30. Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Приказ Минфина РФ № 20н, МНС РФ №ГБ-3−04/39 от 10.03.1999 // Российская газета. 1999. 07 сентября.
  31. О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности. Приказ МНС РФ от 29.08.2002 N БГ-3−29/465 // Российская газета. 2002. 02 октября.
  32. Об утверждении Методических рекомендаций по порядку наложенияареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога. Приказ МНС России от 31.07.2002 №БГ-3−29/404 // Нормативные акты для бухгалтера. № 17. 2002.
  33. Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками. Приказ МНС РФ от 10.08.2004 № САЭ-3−27/468@ (ред. от 16.09.2004) // Документы и комментарии, № 19, 2004.
  34. Об утверждении регламента рассмотрения споров в досудебном порядке. Приказ МНС РФ от 17.08.2001 № БГ-3−14/290 // Экономика и жизнь, № 38, 2001.
  35. О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Письмо МНС РФ от 05.04.2001 N ВП-6−18/274@ // Экономика и жизнь, № 17, 2001.
  36. Акты органов судебной власти
  37. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 // Вестник ВАС РФ. 1999. № 8.
  38. О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Постановление Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7.
  39. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 5.
  40. Письмо ВАС РФ от 31 мая 1994 г. №С1−7/ОП-370 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства» // Вестник ВАС РФ. 1994. № 8.
  41. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2001 № 543/01 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 11.
  42. Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.03.2002 № 8479/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. № 8.
  43. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.
  44. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 03.05.2005 №А52−7582/2004/2
  45. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 04.08.2004 №А26−8821/03−27.
  46. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 01.07.2004 по делу №А66−9798−03
  47. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 11.05.2004 №А56−30 197/03.
  48. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 19.02.2004 №А05−7451/03−11.
  49. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 21.04.2004 №Ф04/2111−220/А67−2004.
  50. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 30.07.2002 №А42−7763/01−16−96/02.
  51. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 15.01.2002 №А56−21 413/01.
  52. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 30.10.2001 №А-42−4879/01 -26
  53. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 27.05.2004 №КА-А41/4199−04-
  54. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 30.07.2003 № КА-А40/5133−03.
  55. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 12.05.2003 №КА-А40/2736−03.
  56. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 03.03.2003 №КА-А40/791 -03.
  57. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 19.09.2001 №КА-А40/5203−01
  58. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2003 № Ф08−1936/2003−733А.
  59. Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2004 №А74−2832/03-К2-Ф02−891/04-С1.
  60. Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2003 №Ф04/1625−276/А70−2003.
  61. Постановление Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 04.02.2002 №Ф03-А59/01−2/2849
  62. Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 22.01.2002 №А 57−12 531/01−26.
  63. Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 25.08.2003 №Ф09−2614/03-АК.
  64. Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 26.08.03 №Ф09−2656/03-АК.
  65. Монографии, учебники, учебные пособия
  66. Административное право: Учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова М.: Юристь. 2000. 728 с.
  67. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. — 464 с.
  68. Административно-процессуальное право. Курс лекций / Под ред. И. Ш. Килясханова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.
  69. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. Ред. Л. Л. Попов и М. С. Студеникина М.: Юрист, 2004. -302 с.
  70. Административный процесс в деятельности налоговых органов / Под ред. Ю.Ф. Кваши- М.: Всероссиская Государственная налоговая академия, 2000.- 50 с.
  71. И.В. Основы налоговых расследований. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 374 с.
  72. С.С. Общая теория социалистического права. Курс лекций. -Свердловск, 1963. Вып. 1.-265 с.
  73. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. — 712 с.
  74. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Т. 1. -Свердловск, 1972. -396 с.
  75. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма. 2002.- 640 с.
  76. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1963. — 197 с.
  77. А.Б. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юриспруденция, 2000. 520 с.
  78. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. / Под ред. A.B. Брызгалина. Екатеринбург: Налоги и финансовое право. 2004. -304 с.
  79. Д.В., Субъекты налогового права. М.: Издательство НОРМА, 2000.- 192 с.
  80. Д.В., Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М.: Издательство НОРМА, 2002. — 144 с.
  81. Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 397 с.
  82. Выездные налоговые проверки: содержательный аспект / Под ред. Ю. Ф. Кваши М.: Всероссийская Государственная налоговая академия, 2000. — 74
  83. Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002. -410с.
  84. Гражданское право. Часть первая. Учебник. / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева М.: Юрист, 2000. — 536 с.
  85. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. — 192 с.
  86. Е.Ю., Соколова Э. Д. Налоговое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2003. — 160 с.
  87. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Д.: ЛГУ, 1981. -84 с.
  88. В.И. Налоговое право. М.: Экономика, 1995. — 253 с.
  89. А.З., Лобанов A.B. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир. 2002. — 363 с.
  90. A.A. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Зерцало-М. 2002. — 384 с.
  91. А.П. Диалектика правоотношения. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1983. — 121 с.
  92. А.П. Объект правоотношения: (Вопросы теории). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. — 81 с.
  93. A.A. Очерк теории и политики налогов. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2004. — 270 с.
  94. М.В. Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА, 2001.-288 с.
  95. М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М.: Юристь, 2003. — 173 с.
  96. Т.В., Кашин A.B. Основы российского права: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2000. — 800 с.
  97. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. — М.: Изд. АН СССР, 1958. 187 с.
  98. Т.В., Кузнецова Н. Г., Шевченко A.B. Налоговые споры глазами судьи. СПб.: Кадис, 2002. — 532 С.
  99. В.О. Сочинения в 9 т. Т. VI Специальные курсы. — М: Мысль, 1989.-476 с.
  100. С.А., Налоги в России до XIX в. СПб.: Историческая иллюстрация, 2001.-288 с.
  101. Т.Д. Органы налоговой службы в механизме российского государства. Учебное пособие СПб.: Издательство Юридического института. 2000.- 148 с.
  102. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный): По состоянию на 6 янв. 2000 г. / A.M. Эрделевский. — М.: Юристъ, 2000.-336 с.
  103. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. A.B. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. — 588 с.
  104. JI.B. Административно-деликтное отношение. — Киев: Вища школа. 1979.-230 с.
  105. Комментарий к налоговому кодексу РФ, части первой / Под ред. Г. В. Петровой. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 560 с.
  106. В.Е. Процессуальные средства в налоговом праве. М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 2004. — 206 с.
  107. В.Е. Налоговый процесс: теория и проблемы правоприменения. М. 2002. — 415 с.
  108. И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфорР», 2001. — 306 с.
  109. И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М.:
  110. АО Центр «ЮрИнфорР», 2003. 374 с.
  111. И.И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. М.: АО Центр «ЮрИнфорР». 2001. — 256 с.
  112. Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: JTerac, 2001. -584 с.
  113. О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. — М.: ИКД Зерцало-М, 2002. 288 с.
  114. Е.Г. Теория процессуального права. М.: НОРМА, 2003. -240 с.
  115. М.В. Теория юрисдикционного процесса / Под ред. В. И. Авсеенко М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 200 с.
  116. В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. М., Юрист. 1996. — 472 с.
  117. A.A., Шаповалов С. Ю. Взыскание налогов: разрешение спорных ситуаций, арбитражная практика. М.: ТаксХелп, 2003. — 112 с.
  118. С.Н. Административный процесс: Проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1999. — 232 с.
  119. В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 319 с.
  120. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника М.: Финансы и статистика, 1996. — 688 с.
  121. Налоги в развитых странах / Русакова И. Г., Кашин В. А., Кравченко И. А. и др.- Под ред. ИГ. Русаковой. М.: Финансы и статистика, 1991. — 286 с.
  122. Налоговое право России. Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. А. Крохиной, М.: Издательство НОРМА, 2003. — 656 с.
  123. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. H.A. Шевелева М.: Юристъ, 2001. — 490 с.
  124. Налоговые споры: порядок урегулирования во внесудебном и судебном порядке. Арбитражная практика / Д. Е. Ковалевская, JI. А. Короткова. М.: Налоговый вестник. 2003. — 463 с.
  125. O.A. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
  126. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Т. 2 / Под ред. Проф. М. Н. Марченко. М.: ИКД Зерцало, 2002. — 528 с. 153, Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. / Под ред. Г. А. Туманова — М.: Юристъ, 1997. — 447 с.
  127. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой- М.: Русский язык. 1998. 916 с.
  128. Организационно-правовые методы налогового контроля, используемые при проведении налоговых проверок / Под ред. Ю. Ф. Кваши М., 2000. — 72 с.
  129. И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов: Приволжское книжное издание. 2001. — 452 с.
  130. И.В. Административно-процессуальное право России. М.: Норма, 2003. — 272 с.
  131. И.В. Юридический процесс. Саратов: Светопись. 1998. — 76 с.
  132. А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права. СПб.: Питер, 2003.-208 с.
  133. И.С. Всеобщая история государства и права. Часть 1. Древний мир. Выпуск II. Древний Рим. М., 1945.
  134. И.В. Государство и право Древней Руси (750−980 гг.). СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2003. — 413 с.
  135. Г. В. Общая теория налогового права. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 224 с.
  136. Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: Изд. Группа ИНФРА-М — Норма, 1999.-271 с.
  137. Г. В. Комментарий к Закону «О налоговых органах Российской Федерации». М.: Юридический Дом «Юстицинформ». 2001. — 123 с.
  138. Правовые формы деятельности в общенародном государстве. Учебное пособие / Под ред. В. М. Горшенева Харьков, Юридический институт. 1985. -86 с.
  139. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. Проф. B.C. Нерсесянца М., Норма-Инфра-М, 1999. — 832 с.
  140. Правоотношения и их роль в реализации права. Учебное пособие / Под ред. Ю. С. Решетова — Казань: Изд. Казанского университета, 1993. 104 с.
  141. Процессуальное право: Энциклопедический словарь. М.: НОРМА, 2003.-608 с.
  142. Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в «непроцессуальных отраслях») / Под ред. И. А. Галагана. Воронеж: Изд. ВГУ, 1985. -208 с.
  143. В.М., История финансовой мысли и политики налогов. — М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.
  144. A.A. Теория налогов. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. — 506 с.
  145. В.Д. Административно-процессуальные отношения. JL: Изд. Ленинградского университета, 1968. — 75 с.
  146. В.Д. Административно-процессуальное право. Учебник. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 540 с.
  147. В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 661 с.
  148. Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., НОРМА-ИНФРА-М, 2002. -728 с.
  149. О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, Н. М. Коршунова. М.: Закон и право, 2001.-413 с.
  150. О.В., Эриашвили Н. Д. Налоговый процесс: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. М. Коршунова М., Юнити-Дана, 2004. — 192 с.
  151. ЭЛ. Некоторые проблемы общей теории рекламных правоотношений. М.: Лекс-Книга, 2004. — 173 с.
  152. В.В. Правовой режим пени в налоговом праве: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М: Статут. 2004 155 с.
  153. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юристь, 2002. — 776 с.
  154. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 640 с.
  155. Теория государства и права: Учебник / Отв. Ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов Екатеинбург, УрГЮА, 1996. — 558 с.
  156. Теория юридического процесса. / Под ред. В. М. Горшенева Харьков, 1985.- 192 с.
  157. Ю.А. Административное право и процесс: полный курс М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2004. — 652 с.
  158. A.C. Недоимка: Правовое регулирование взыскания. М.: Центр ЮрИнфоР. 2003.-218 с.
  159. A.B., История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. — 432 с.
  160. В.В., Местные налоги: правовое регулирование. М.: Академический правовой университет, 2002. — 207 с.
  161. Управленческие процедуры / Под ред. Б. М. Лазарева. М.: Наука, 1988. — 271 с.
  162. И .Я., Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.). / Под ред. А. Я. Дегтярева СПб.: Изд. СПб Университета, 1996. — 512 с.
  163. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой М.: Юристъ, 2002. — 495 с.
  164. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой М., Юристъ, 2004. — 576 с.
  165. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой М.: Юристъ, 2002. — 600 с.
  166. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. — М. 1997.-216 с.
  167. Хрестоматия по истории государства и права. Учебное пособие / Составитель Ю. П. Титов М.: Проспект, 2000. — 472 с.
  168. С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. — М.: Госюриздат. 1955. 76 с.
  169. С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М.: Изд. МГУ, 1983.-79 с.
  170. А.Ф. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2003. — 395 с.
  171. A.B. Объект налогообложения: правовые характеристики. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003. — 120 с.
  172. Р.В. Процессуально-правовые нормы и их реализация в социалистическом обществе. Казань, 1986. — 104 с.
  173. С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М., МЦФЭР, 2002. — 688 с.
  174. С.Д. Пояснительная записка к проекту Налогового кодекса Российской Федерации / Налоговый кодекс РФ. Проект. М., 1996.
  175. С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. 350 с.
  176. Т.Ф. Нало го ведение: от реформы к реформе. М.: ИНФРА-М, 1999.-293 с.
  177. И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. — 555 с. 1. Научные статьи
  178. М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. 1940, № 8−9.
  179. С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права / Сб. ст. под ред. С. Н. Братуся. М. 1960.
  180. М.И., Яковенко О. В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. № 8.
  181. В.Н., Павлушина A.A. О видах юридического процесса // Правоведение. Известия ВУЗов. 2002. № 4.
  182. Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9.
  183. Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право, 2005. № 2.
  184. Д.Г. Основные элементы налогового процесса // Налоговое планирование. 2001. № 3.
  185. Ю.Н. Правонарушении и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации // Правоведение. Известия ВУЗов. 2001. № 5.
  186. А. Методология и порядок проведения налогового контроля // Налоги. 2000. № 2.
  187. A.B., Кудреватых С. А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. 2000. № 6.
  188. A.B. Правовое значение процедурных аспектов при осуществлении налогового контроля и при производстве по делам о налоговых правонарушениях // Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Комментарии. Обзоры. 2002. № 2.
  189. В. Дополнительные мероприятия налогового контроля: теория и практика применения. // Хозяйство и право. 2003. № 9.
  190. Е. Обслуживание налогоплательщиков в Дании // Налоговый вестник. 1996. № 1.
  191. О., Казакова А. Институт зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога в российском налоговом праве // Хозяйство и право. 2001. № 9.
  192. Д. Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности // Хозяйство и право. 2003. № 5.
  193. И.А., Василенко A.B. К проблеме теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3.
  194. И.В. О понятии налогового процесса // Финансовое право.2005. № 7.
  195. В.М. Организационные отношения в предмете правового регулирования // Вестник Ярославского университета. Вып. 1. Ярославль, 1972.
  196. В.И. Налогово-контрольное производство в России // Финансовое право. 2002. № 1.
  197. В.И. Налоговый процесс // Финансовое право. 2003. № 5.
  198. .Е. Налоговое контрольное производство // Финансовое право. 2003. № 5.
  199. A.B. Налоговая ответственность: проблема отраслевой идентификации // Хозяйство и право. 2000. № 6.
  200. В.И. Правовые режимы налогового производства // Журнал российского права. 2000. № 7.
  201. М.Ю. Практика рассмотрения дел, связанных с применением санкций по части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2001. № 4.
  202. A.B. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) // Государство и право. 2002. № 2.
  203. М.В. Сторона и субъект налоговых правоотношений: соотношение понятий // Финансовое право. 2004. № 4.
  204. О.О. Соотношение объекта, субъекта и предмета налога // Финансовое право. 2001. № 1.
  205. А.П. Административное расследование. Особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ. // Право и экономика. 2004. № 7.
  206. В.Н. Соотношение правовых категорий «налоговый процесс» и «налоговое производство» и особенности их реализации в Налоговом кодексе РФ //Юрист. 2001. № 2.
  207. И.Н. Понятие и признаки налогового правоотношения // Правоведение. Известия ВУЗов. 2000. № 2.
  208. М. Налоговый процесс новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. № 6.
  209. А.Ю. Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения // Финансовое право, 2004. № 5.
  210. В.Е. Субъект налогового права как правовая категория // Финансовое право. 2004. № 3
  211. A.A. Некоторые особенности производства по делам о налоговых правонарушениях // Финансовое право. 2004. № 1.
  212. П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право. 2001. № 6.
  213. А.П. Актуальные проблемы науки административного права (материалы доклада) / Актуальные проблемы административного права России // Государство и право. 1999. № 5.
  214. O.A. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 10.
  215. В.Е. Современная концепция налогового процесса // Государство и право. 2005. № 1. С. 38.
  216. В.Е. Налоговый процесс в системе финансово-правовых категорий // Финансовое право. 2005. № 6.
  217. Н.П., Горюнова E.H. Правовая природа юридических фактов // Юрист. 2001. № 10.
  218. Н.П. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения: содержание и соотношение понятий // Финансовое право. 2003. № 3.
  219. И.М. Место административных процедур в системе юридического процесса // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). Сборник статей / Под ред. НЛО. Хаманевой, И.Л. Ба-чило. М., 2003.
  220. Д.А. Функции налоговой ответственности // Финансовое право. 2003. № 4.
  221. Т.Н. Налоговый процесс и налоговое производство // Финансовое право. 2002. № 3.
  222. Т.Н. Ответственность за совершение налогового правонарушения (теоретический аспект) // Финансовое право. 2003. № 5.
  223. Н.С. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и возврат бюджетных ссуд и кредитов // Юрист, 2004. № 6.
  224. A.A. Применение налогового законодательства по аналогии // Налоговые споры. Октябрь. 2003.
  225. И.Е., Борисов А. Н. Административно-правовой аспект ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах // Право и экономика. 2002. № 1.
  226. O.A. О налоговом и бюджетном процессах // Правоведение. Известия ВУЗов. 2000. № 5.
  227. Л.А., Соловьева А. К. Административно-процессуальное законодательство и перспективы его развития // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). Сборник статей / Под ред. Н. Ю. Хаманевой, И. Л. Бачило. М., 2003.
  228. И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. Известия ВУЗов. 2000. № 2.
  229. С. Реформа или штопка дыр // ЭЖ-Юрист, 2005. № 7.
  230. М.Б. Правовое регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений: итоги и перспективы развития // Юрист, 2002. № 9.
  231. Ю. О возможности обжалования акта налоговой проверки // Хозяйство и право. 2002. № 8.
  232. Н.Г. К вопросу об административном процессе в СССР // Вопросы административного права на современном этапе. Сб. статей / Под ред. Ю.М. Козлова-М. 1963.
  233. Н.Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. № 1.
  234. Н.Г. Проблемные вопросы административного процесса // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Сб. статей / Отв. Ред. JI.JI. Попов, М. С. Студеникина — М.: Юрист. 2004.
  235. Г., Малахов С. Гражданские правоотношения в сети // Российская юстиция. 2000. № 10.
  236. В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Правоведение. Известия ВУЗов. 1999. № 1.
  237. В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. Известия ВУЗов. 2000. № 4.
  238. В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях// Правоведение. Известия ВУЗов. 2004. № 3.
  239. В.Д. «Юрисдикционная» концепция административного процесса: будущее, непосредственно предусмотренное Конституцией РФ // Юридическая мысль. 2004. № 4.
  240. В.Д. «Юрисдикционная» и «управленческая» концепции административного процесса: 40 лет спустя // Юридическая мысль. 2005. № 3.
  241. Ю.Н. Административный процесс в системе научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6.
  242. С.С. Социалистическая система государственного управления и вопросы о предмете советского административного права // Вопросы советского административного права. Сб. статей / Отв. ред. В. Ф. Коток. — М., 1949.
  243. М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. №
  244. A.A. К вопросу о понятии и способах защиты прав налогоплательщиков // Юрист, 2004. № 1.
  245. А.Н. Юридические процедуры: от теории к практике // Юрист. 2002. № 1.
  246. Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. Известия ВУЗов. 1998. № 2.
  247. С. О налоговой политике России // Финансовая газета. 1997. № 3.
  248. П.Н. Арест имущества в налоговых правоотношениях: правовые проблемы // Современное право, 2004. № 2.
  249. Н.Ю. Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Сборник статей / Под ред. Н. Ю. Хаманевой М.: Институт Государства и права РАН, 2004.
  250. В. Камеральные налоговые проверки // Бизнес-адвокат, 2001. № 14.
  251. А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и админист-ративно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3.
  252. Диссертации, авторефераты диссертаций
  253. И.В. Стадии в юридическом процессе: общетеоретические исследования: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1986, — 24 с.
  254. A.A. Процессуальные нормы российского права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. — 28 с.
  255. Т.А. Проблемы совершенствования механизма налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности: Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- Саратов, 2001. 32 с.
  256. В.А. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и процессуальный порядок ее реализации: Автореф.дисс. канд. юрид. наук М., 2003. — 184 с.
  257. Е.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений (актуальные проблемы в свете нового КоАП РФ): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2003. — 26 с.
  258. A.B. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук- Нижний Новгород, 1999.-24 с.
  259. М.Ю. Административно-правовое регулирование налогообложения: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2000. — 25 с.
  260. Н.П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1997.
  261. И.А. Избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов в международном налоговом праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002. — 22 с.
  262. В.И. Процедурно-процессуальная форма в деятельности общественных организаций СССР: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1982.- 17 с.
  263. О.Н. Административно-правовое регулирование налоговой сферы Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук М. 2001. -24 с.
  264. Е.В. Правоприменительные акты в структуре юридического процесса: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1984. — 18 с.
  265. C.B. Конституционно-правовые основы налоговых отношений: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб. 2001. — 41 с.
  266. С.Н. Общетеоретические проблемы юридической процессуальной формы: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1986. — 24 с.
  267. М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1996. — 154 с.
  268. О.В. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2002. — 203 с.
  269. И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской федерации: Дисс. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. — 528 с.
  270. A.B. Процессуальные правовые отношения: теоретические и методологические вопросы: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1991. -19 с.
  271. И.М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1982. — 16 с.
  272. О.С. Особенности административно-процессуального статуса адвоката в производстве по делу о налоговом правонарушении: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Воронеж, 2001. 24 с.
  273. Д.А. Правовые принципы налогообложения имущества в Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998. — 204 с.
  274. В.Д. Вопросы теории советского административно-процессуального права: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. — JL, 1968. — 38 с.
  275. М.А. Административно-процессуальная регламентация налоговых проверок: Дисс.канд. юрид. наук. М., 2003. — 175 с.
  276. С.Д. Налог как институт советского финансового права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1953. — 15 с.
  277. A.C. Организационно-правовые формы осуществления налогового контроля: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001. — 177 с.
  278. В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М., 2003.- 184 с.
Заполнить форму текущей работой