Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические аспекты обеспечения национальной безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дано авторское определение сущности и содержания понятия «экономическое обеспечение национальной безопасности», трактуемой как совокупность процессов и явлений ресурсного обеспечения, которые происходят в экономической системе общества и направлены на создание материальных и социальных условий могущества и национальной безопасности государстваи экономической категории «экономическое обеспечение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Обоснование перехода от понятия «концепция экономической безопасности» к концепции «экономического обеспечения национальной безопасности»
    • 1. 2. Экономические категории Концепции национальной безопасности
    • 1. 3. Системно-структурный подход к исследованию проблемы экономического обеспечения национальной безопасности
  • ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 2. 1. Интересы России в экономической сфере, в рамках национальной безопасности
    • 2. 2. Угрозы в сфере экономики, влияющие на национальную безопасность страны
    • 2. 3. Экономическое обеспечение как вид обеспечения национальной безопасности
  • ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 3. 1. Концептуальные принципы управления экономическим обеспечением национальной безопасности
    • 3. 2. Структура концепции экономического обеспечения национальной безопасности
    • 3. 3. Механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности

Экономические аспекты обеспечения национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в настоящие время назрела жизненная необходимость перехода от понятия «концепции национальной безопасности» к экономическому обеспечению национальной безопасности.

На состоявшемся 9 июля 2002 г. заседании Совета безопасности РФ Президент РФ В. В. Путин предложил определить новые приоритеты стратегии экономической безопасности государства, отмечая, что эти вопросы прямо связаны как с защитой экономической безопасности страны, так и с успехом нашей экономической политики в целом. В повестку дня было включено обсуждение экономических аспектов обеспечения национальной безопасности России. С основным докладом по вопросам экономических аспектов обеспечения национальной безопасности выступил глава Минэкономразвития Герман Греф. На заседании Совета безопасности РФ обсуждалась первая версия этого доклада, подготовкой которого совместно с правительством занимался Совет безопасности.

Глава Минэконоразвития отметил, что сегодня следует отойти от понятия «концепции экономической безопасности», предпочитая говорить об экономических аспектах обеспечения национальной безопасности.

На страницах печати уже появилась точка зрения, что в методологическом плане мы уходим от понятия концепции экономической безопасности, так как термин «экономическая безопасность» не вполне адекватен, охватывает достаточно узкий круг понятий, поэтому речь идет о решении задач по «экономическому обеспечению национальной безопасности».

Такой подход представляется нам плодотворным, и его на практике уже пытались реализовать ряд депутатов при обсуждении проекта федерального бюджета на 2005 год. Так, фракция «Единство» предлагала произвести целевые переносы в раздел «Национальная безопасность» из других разделов бюджета, а также осуществить перераспределение средств внутри «закрытых» статей бюджета.

Речь не идет о финансировании только органов, обеспечивающих госбезопасность, — деньги должны пойти и на обеспечение безопасности финансов, ядерной энергетики, продовольствия и т. д.

Поэтому в настоящее время возникает необходимость разработки концепции экономического обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которая должна стать составной частью Стратегии национальной безопасности.

Кроме того, актуальность исследования обосновывается наличием противоречий в методологии экономической безопасности (табл. 1В).

Таблица 1 В.

Существующие противоречия в методологии экономической безопасности, обосновывающие актуальность исследования.

Противоречия в теории Противоречия в практике между отсутствием единых теоретических взглядов по вопросам концепции экономической безопасности и необходимостью разработки концепции экономического обеспечения национальной безопасности государства между отсутствием устойчивых связей между структурами, обеспечивающими экономическую безопасность государства и необходимостью устойчивого экономического обеспечения национальной безопасности государства между отсутствием и необходимостью выработки единого базового аналитического инструментария, с использованием зарубежного опыта, с определением четких границ пороговых значений индикаторов экономической безопасности между устареванием и своевременностью предлагаемых мер (ранее принимаемые меры устаревают, так как меняется экономическая, социально-политическая обстановка, поэтому они должны соответствовать данному историческому периоду) между потребностью дальнейшего совершенствования понятийного аппарата и необходимость устранения разногласий, разночтения и неоднозначного трактовки одних и тех же категорий между реальностью и нереальностью выполняемых задач (порой задачи, возлагаемые на органы, которые призваны обеспечивать ЭБ просто нереальны из-за отсутствия сил, средств и ресурсов) между однородностью и необходимостью комплексного системно-структурного подхода к исследованию проблем ЭБ (каждый автор, исследователь рассматривает какую-то одну сторону проблемы, например, ЭБ продовольственного обеспечения, ЭБ транспортного обеспечения) между многообразием методов исследования ЭБ и необходимостью использования метода РУР (ресурсы — управление — результат), ориентированного на конечные результаты между определением причин-следствий и первопричин (хотя причин-следствий для необходимости перехода от КЭБ к КЭО НБ достаточно) между исчерпаемостыо и неисчерпаемостью учитываемых факторов КЭБ (постоянно появляются новые факторы (угрозы), которые необходимо учитывать) между теорией и практикой обеспечения экономической безопасности.

Степень разработанности темы исследования. Вопросам, связанным с изучением феномена национальной и экономической безопасности России, посвящены исследования отечественных ученых: С. А. Афонцева [4], О.А. Белько-ва [10], А. В. Возженкова [23], В. М. Мирошниченко [85], в которых рассматриваются экономические, социальные и управленческие аспекты исследуемой проблемы.

Существенный вклад в разработку проблем национальной и экономической безопасности внести такие ученые как: И. Я. Богданов [13], А. Дейкин [37], С. Ю. Глазьев [26], В. К. Сенчагов [124].

Тем не менее, довольно часто публикации по проблематике, связанной с национальной и экономической безопасностью, отражают социальные и философские аспекты, носят политизированный публицистический характер, а основные акценты делаются на политические, а не на экономические стороны явления. К тому же практическим вопросам, связанным с экономическим обеспечением национальной безопасности страны уделялось недостаточно внимания.

Во многих работах были рассмотрены различные аспекты национальной и экономической безопасности. Однако в данных работах экономические аспекты обеспечения национальной безопасности в качестве объекта исследования не рассматривались.

Анализ ряда научных работ, посвященных этому вопросу, свидетельствует о том, что проблемам национальной и экономической безопасности в современных условиях уделено большое внимание. Однако большинство из них не рассматривают вопросов экономического обеспечения национальной безопасности, выявляют лишь отдельные задачи экономической безопасности по различным ее видам, предлагают различные пути их решения. В работах: А. В. Плеханова [105], А. В. Пискунова [102] была рассмотрена военно-экономическая безопасность, в работах: Е. Н. Борисенко [14], В. В. Маслакова [82] исследовалась продовольственная безопасность, в работах: А. Логвиной.

76], Е. Терновской [136] рассматривалась налоговая составляющая экономической безопасности, В. Р. Бурцев [17] исследовал финансовую безопасность.

Определенная часть исследований, проводимых отечественными учеными, имеет фундаментальный характер, и не потеряла теоретического значения в современный период. Однако большинство из них проблему экономического обеспечения национальной безопасности государства не затрагивали.

Объектом исследования является экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня национальной безопасности государства.

Предмет исследования — экономические отношения в процессе обеспечения национальной безопасности России.

Цель и задачи исследования

Целью проведения исследования является обоснование необходимости перехода от понятия «концепция экономической безопасности» к концепции экономического обеспечения национальной безопасности, разработка структуры концепции экономического обеспечения национальной безопасности России и выработка механизма ее реализации.

Для достижения цели исследования последовательно решались следующие задачи:

— обосновать необходимость перехода от понятия «концепция экономической безопасности» к понятию «концепция экономического обеспечения национальной безопасности»;

— проанализировать терминологию Концепции национальной безопасности государства и Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации;

— обосновать системно-структурный подход к исследованию проблемы экономического обеспечения национальной безопасности;

— структурировать интересы России в экономической сфере, в рамках национальной безопасности;

— обозначить приоритеты угроз в сфере экономики, влияющие на национальную безопасность;

— раскрыть сущность экономического обеспечения, как вида обеспечения национальной безопасности;

— определить концептуальные принципы управления экономическим обеспечением национальной безопасности;

— предложить структуру концепции экономического обеспечения национальной безопасности;

— разработать механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности России.

Границы исследования охватывают экономическую сферу национальной безопасности России.

Методологической основой исследования является диалектический метод, в рамках которого применены и другие методы изучения экономических явлений и процессов: общенаучный, системно-структурный, абстрактно-логический, сравнительного анализа и др.

Многогранность темы обусловила привлечение научных и нормативно-экономических источников, раскрывающих теоретическую и практическую сущность вопроса. Теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых, посвященные данной проблеме, прежде всего Е. А. Олейникова [153], И. Н. Петренко [100], В. К. Сенчагова [124] и др. [7,13,20,117].

В исследовании использованы труды зарубежных экономистов, посвященные проблемам национальной и экономической безопасности. Использовались также фундаментальные положения, обоснованные и представленные в отечественной экономической и специальной литературе по вопросам национальной и экономической безопасности.

Кроме того, были использованы официальные документы (Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ), результаты докладов научно-практических конференций.

Данное исследование относится к области научных знаний — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) п. 11.2.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке современной концепции экономического обеспечения национальной безопасности.

Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие новизну диссертации:

1. Уточнены этапы становления концепции национальной безопасности, раскрывающие ретроспективу развития основных концептуальных положений экономической безопасности.

2. Уточнен объект концепции экономической безопасности в качестве которого рассматриваются международные экономические системы и экономические системы национальных государств путем отбора экономических систем, в которых функционируют субъекты принятия политических решений и исключения субординированных (иерархических) систем.

3. Обоснована необходимость перехода от понятия «концепция экономической безопасности» к понятию «концепция экономического обеспечения национальной безопасности», подтверждаемая фактами: отсутствие методологического единства (противоречивость и несогласованность) — неопределенность и расплывчатость объекта и предметаотсутствие четкой и однозначной системы оценки (количественных показателей) экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

4. Уточнено определение и конкретизировано как экономическая категория: «экономическое обеспечение национальной безопасности», за счет отображения ресурсных видов обеспечения, применительно к специфике экономических отношений, складывающихся в процессе ресурсного обеспечения национальной безопасности, развивающее понятийный аппарат экономической безопасности и расширяющее спектр его действия.

5. Предложен системно-структурный подход к экономическому обеспечению национальной безопасности, основанный на инфраструктурном анализе составных элементов национальной безопасности и ее видов, учитывающий не только вертикально-интегрированное строение по видам безопасности, но и горизонтальное строение по видам ресурсов: материальныхфинансовыхлюдских и информационных.

Положения диссертации, выносимые на защиту. В работе защищаются следующие наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:

— дано авторское определение сущности и содержания понятия «экономическое обеспечение национальной безопасности», трактуемой как совокупность процессов и явлений ресурсного обеспечения, которые происходят в экономической системе общества и направлены на создание материальных и социальных условий могущества и национальной безопасности государстваи экономической категории «экономическое обеспечение национальной безопасности», трактуемой как отношения, складывающиеся между людьми в процессе обеспечения национальной безопасности в целях использования экономических возможностей страны для удовлетворения экономических потребностей национальной безопасности во всех видах ресурсов;

— определены основные принципы организации управления экономическим обеспечением национальной безопасности: структурно-функциональные, структурно-организационные и структурно-процессуальные принципы, определяющие соответствующий механизм управления экономическим обеспечением национальной безопасности;

— разработана структура концепции экономического обеспечения национальной безопасности, включающей в себя разделы: место России в мировой экономикенациональные интересы России в экономической сфереугрозы и риски в сфере экономикимеры и механизмы, направленные на экономическое обеспечение национальной безопасности.

— разработан механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности, который включает в себя три блока: мониторинг факторов, определяющих угрозы и риски национальной безопасностиразработка критериев и параметров (пороговых значений) национальной безопасностидеятельность государства (органов исполнительной власти) по экономическому обеспечению национальной безопасностиконтроль за выполнением концепции экономического обеспечения национальной безопасности.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выполненное диссертационное исследование, во-первых, развивает недостаточно разработанное актуальное научное направление, связанное с экономическим обеспечением национальной безопасностиво-вторых, расширяет научные знания экономики безопасностив-третьих, совершенствует понятийный аппарат, используемый для раскрытия проблем национальной безопасности в экономической сферев-четвертых, углубляет теоретические исследования проблемы взаимосвязи национальной и экономической безопасностив-пятых, разрешает противоречия в вопросах экономического обеспечения национальной безопасности России.

Практическая значимость работы состоит в том, что многие результаты работы доведены до стадии практического применения, позволяющей использовать их в практике государственных структур и заключается в разработке концепции экономического обеспечения национальной безопасности, которая может служить инструментом выявления, предупреждения, устранения угроз в сфере экономики, позволяет принимать государственным органам управленческие решения по экономическому обеспечению национальной безопасности России.

Прикладная значимость результатов заключается в том, что они могут быть использованы должностными лицами государственных органов в своей практической и законотворческой деятельности. Теоретические положения диссертации и ее фактические данные могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов при подготовке специалистов по экономической безопасности для органов МВД России, ФСБ, Госнаркоконтроля и других силовых структур, а научные выводы диссертации могут быть использованы при проведении НИР для дальнейшей теоретической разработки различных проблем национальной и экономической безопасности.

Обоснованность научных результатов достигается использованием проверенных практикой положений, методов экономического анализа, современных способов статистической обработки и прогнозирования экономических процессов. Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждена в практической деятельности и в учебном процессе.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается использованием в качестве теоретической и методологической основы диссертации фундаментальных исследований и прикладных работ ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам национальной и экономической безопасности, анализом и обобщением научных и практических разработок по вопросам экономического обеспечения национальной безопасности государства, а также использованием объективных статистических данных.

Апробация работы. Полученные в диссертации теоретические результаты апробированы в учебном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура диссертации определена исходя из цели и логической последовательности решения задач для ее достижения. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов и рекомендаций, библиографического списка и приложений.

Выводы по главе.

1. Концепция экономического обеспечения национальной безопасности России, должна базироваться на концептуальных принципах управления экономическим обеспечением национальной безопасности, которые можно сгруппировать в три блока: структурно-функциональныеструктурно-организационныеструктурно-процессуальные.

2. Расширена структура концепции экономического обеспечения национальной безопасности за счет включения таких элементов как: правовая основасубъекты и механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности.

3. Разработан механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности, который включает в себя четыре блока:

1) мониторинг факторов, определяющих угрозы и риски национальной безопасности;

2) разработка критериев и параметров (пороговых значений) национальной безопасности;

3) деятельность государства (органов исполнительной власти) по экономическому обеспечению национальной безопасности;

4) контроль за выполнением концепции экономического обеспечения национальной безопасности.

Заключение

.

В результате проведенного исследования решена задача, заключающаяся в обосновании необходимости перехода от понятия «концепция экономической безопасности» к концепции экономического обеспечения национальной безопасности, разработке структуры концепции экономического обеспечения национальной безопасности России и выработке механизма ее реализации.

Исследование базируется на фундаментальных положениях экономической науки, законодательных актах Российской Федерациина анализе отечественного, зарубежного опыта и современного состояния оценки проблем национальной безопасности в экономической сфере.

Вместе с тем, ряд научных результатов получен впервые:

1. Обоснована необходимость перехода от понятия «концепция экономической безопасности» к понятию «концепция экономического обеспечения национальной безопасности», подтверждаемая фактами: отсутствие методологического единства (противоречивость и несогласованность) — неопределенность и расплывчатость объекта и предметаотсутствие четкой и однозначной системы оценки (количественных показателей) экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

2. На основании анализа терминологии Концепции национальной безопасности государства и Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации дано авторское определение сущности и содержания категории «экономическое обеспечение национальной безопасности», трактуемой как совокупность процессов и явлений ресурсного обеспечения, которые происходят в экономической системе общества и направлены на создание материальных и социальных условий могущества и национальной безопасности государства, при этом уточнено само определение и конкретизировано как экономическая категория: «экономическое обеспечение национальной безопасности», за счет отображения ресурсных видов обеспечения, применительно к специфике экономических отношений, складывающихся в процессе ресурсного обеспечения национальной безопасности, развивающее понятийный аппарат экономической безопасности и расширяющее спектр его действия.

3. Предложен системно-структурный подход к экономическому обеспечению национальной безопасности, основанный на инфраструктурном анализе составных элементов национальной безопасности и ее видов, учитывающий не только вертикально-интегрированное строение по видам безопасности, но и горизонтальное строение по видам ресурсов: материальныхфинансовыхлюдских и информационных.

4. Структурированы интересы России в экономической сфере, в рамках национальной безопасности, к которым отнесены:

— совершенствование концепции экономического обеспечения национальной безопасности, это обусловлено тем, что сегодня политические и военные составляющие статуса России как великой державы опираются на недостаточно надежный экономический базис;

— продолжение развития исследований практического освоения и рационального использования минеральных и живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, расположенных за пределами сухопутной и морской территории России;

— принятие энергичных законодательных мер, препятствующих разбазариванию ресурсов, принадлежащих всей РФ.

5. Обозначены приоритеты угроз в сфере экономики, влияющие на национальную безопасность, при этом выделены только те угрозы, которые действительно угрожают национальной безопасности России:

1) внутренние угрозы:

— сокращение численности населения и его старение, влекущее за собой в перспективе значительное сокращение трудового потенциала государства и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население;

— деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения самая низкая минимальная пенсия в мире;

— политическая нестабильность в связи с возможными терактами, несовершенство властных структур и слабость институтов власти, приводящая к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализации экономики и коррупции в области управления экономикой;

— криминализация экономики, рост организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля, высокий уровень правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах экономики, обострение социальных проблем — наркомании, проституции, бродяжничества и т. д.;

— сохранение и возможное усиление значительной имущественной дифференциации (имущественного расслоения) населения с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уровня бедности (прожиточного минимума), и безработных, ограничивающих платежеспособный спрос и экономический рост в государстве и приводящих к нарушению социального мира и общественного согласия;

— низкая с возможной тенденцией дальнейшего понижения конкурентоспособность российской экономики;

— структурная деформированность и малоэффективпость структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности, усилении объективно существующей территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития регионов;

— сохранение реальной угрозы ограничивающего воздействия налогово-бюджетной сферы на экономический рост в государстве;

— возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера со значительными негативными экологическими последствиями;

— неустойчивое состояние финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы, низкая инвестиционная активность;

— снижение возможностей обеспечения необходимого по объему, структуре и качественному составу мобилизационного резерва мощностей и материальных ресурсов;

— ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

— увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также города и села;

— высокий уровень инфляции;

— высокий уровень внешнего и внутреннего государственного долга и др.

2) внешние угрозы:

— высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы России в области экономики;

— высокий уровень внешнего государственного долга, связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений;

— развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальний Восток), усиленных расширением НАТО и ЕЭС к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств;

— приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в т. ч. стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения;

— дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, возможные угрозы в транспортной и энергетической сферах, особенно в связи с вступлением России в ВТО;

— недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы, ведущие к утечке капитала;

— неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефтеи газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии, Чеченской республики и Латвии;

— возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств и др.

6. Раскрыта сущность экономического обеспечения, как вида обеспечения национальной безопасности, его основные принципы, цели, задачи, элементы, формы, виды, этапы, ресурсы.

7. Определены основные концептуальные принципы организации управления экономическим обеспечением национальной безопасности: структурно-функциональные, структурно-организационные и структурно-процессуальные принципы, определяющие соответствующий механизм управления экономическим обеспечением национальной безопасности.

8. Предложена структура концепции экономического обеспечения национальной безопасности, которая расширена, за счет включения таких элементов как: правовая основасубъекты и механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности.

9. Разработан механизм реализации концепции экономического обеспечения национальной безопасности, который включает в себя три блока: мониторинг факторов, определяющих угрозы и риски национальной безопасностиразработка критериев и параметров (пороговых значений) национальной безопасностидеятельность государства (органов исполнительной власти) по экономическому обеспечению национальной безопасностиконтроль за выполнением концепции экономического обеспечения национальной безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отра-жение//Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 4−13.
  2. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие / Отв. ред. Г. А. Александров. -М.: Изд-во БЕК, 2002.
  3. А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности: Практическое пособие. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  4. А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI век. -2001. № 2. — С. 38−48.
  5. А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // МЭиМО. 2002. — № 10. — С. 30−39.
  6. B.C., Борисенко Е. Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 544 с.
  7. Н.И. Социально-философские и политические проблемы обеспечения безопасности в современном мире / Отв. ред. М. А. Синий. СПб.: ВАА, 1993.-68 с.
  8. П.Г. О семантике и методах обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. Информационный сборник. — 1998. № 5−6.-С. 40−48.
  9. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. Информационный сборник. 1994. — № 3. — С.132−143.
  10. П.Бендиков М., Хрусталев Е. Экономическая безопасность наукоемких производств // Вопросы экономики. 1999. — № 9. — С. 119−125.
  11. В.А. Четыре угрозы безопасности. И четыре ответа на них // ЭКО. 1999. — № 4. — С. 45−49.
  12. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. -М.: ИСПРИРАН, 2001.- 120 с.
  13. Е.Н. Продовольственная безопасность России: Проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1997.
  14. B.C. Масоны и власть в России. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005.-640 с.
  15. В.Р. Проблемы государственной экономической безопасно-сти//Финансы. 2003. — № 8. — С. 54−55.
  16. Е., Гловацкая Н., Лазкренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. -№ 12. — С.25 -34.
  17. Т.М. Глобализация экономики: общемировые и региональные тенденции. Автореферат дис. канд. экон. наук. Казань: КГПУ, 2002. — 26 с.
  18. Н.П. и др. Безопасность предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 334 с.
  19. В.И., Дуженков В. И., Ефимов В. И. и др. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). — М.: Бизнес-школа, 1997.
  20. Ю.И., Павлов А. С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности РФ//Безопасность. 1994. — № 3. — С.68−71.
  21. Военно-экономические основы современного глобализма: Учебное пособие. СПб.: ВАТТ, 2002.
  22. В.М. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: Эдас ПАК, 2000.
  23. Ю.П. Совершенствование инвестиционной политики в целях управления экономической безопасности России. Автореферат дис. доктора экон. наук. М.: Российская академия им. Г. В. Плеханова, 2002. — 26 с.
  24. С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. Т. 1. — М.: «Мысль», 1999.
  25. С.Ю. За критической чертой: о концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. — М., 1996. 240 с.
  26. С.К. К вопросу о криминализации российской экономики // Politekonom. 1997. — № 1.
  27. А.А., Хамошин Е. М. Формирование инвестиционных средств в сферах естественных монополий // Регион: Политика. Экономика. Социология. -№ 2−3. 2004.
  28. Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Введена Указом Президента Российской Федерации 29 апреля 1996 г. № 608.
  29. Г. Экономические аспекты обеспечения национальной безопасности. Доклад на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. — М.: Кремль, 2002. 9 июля.
  30. О.А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. -СПб.: Питер, 2002. 160 с.
  31. В.П. Концепция национальной безопасности России. Методологические проблемы. Пушкин: ВВМИУ, 1996. — с.62.
  32. Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. — М., 1989.
  33. В.А. Экономическая безопасность теория и реальность угроз. — М.: МО МАНПО, 2000. — 320 с.
  34. А. Россия занята поисками национальной экономической безопасности//Известия. 1995.-4 июля.
  35. Доклад Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации. О деятельности фондов Дж. Сороса в России. 1996.
  36. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М.: АРКТОГЕЯ-ЦЕНТР, 1999. — 928 с.
  37. И.И. Опыт измерения теневой экономики на региональномуровне // Экономика и управление. 2002. — № 2 (13).
  38. A.M., Петров, А А. Экономическая безопасность России. М.: Информационно-издательский дом «Филинг», 1998. — 328 с.
  39. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Гардарика, 1997.
  40. Закон РФ № 2446−1. О безопасности. Введен 5 марта 1992 г. в редакции 1998 г. // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13.
  41. Закон РФ № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
  42. Закон РФ от 9 октября 1992. О валютном регулировании и валютном контроле.
  43. Закон РФ № 4730 от 1 апреля 1993 г. в редакции 1998 г. О Государственной границе РФ // Собрание законодательства РФ — 1998. -№ 31. — Ст. 3831.
  44. Закон РФ № 5485 от 21 июля 1993 г. в редакции 1997 г. О государственной тайне // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41. — Ст. 4673.
  45. Закон РФ № 403-Ф3 от 1 апреля 1995 г. в редакции 2000 г. Об органах федеральной службы безопасности РФ // РГ. 2000. — 6 января.
  46. Закон РФ от 11 марта 1992 г. О частной детективной и охранной деятельности // Ведомости. 1992. — № 17. — Ст. 888.
  47. Закон РФ № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. Об информации, информатизации и защите информации.
  48. Закон РФ от 24 сентября 1992 г. в редакции 1996 г. Об обороне//СЗ РФ.- 1996. -№ 23.-Ст. 2750.
  49. Закон РФ № 1026−1 от 18 апреля 1991 г. в редакции 1999 г. О мили-ции//СЗ РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1666.
  50. Закон РФ № 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. — № 6. — Ст. 711.
  51. Закон РФ 1998 г. О гражданской обороне // СЗ РФ. 1998. — № 7. — Ст.799.
  52. А.Б., Колесников Н. П., Бондарев В. В. Национальная безопасность страны и военно-стратегическое равновесие // Военная мысль. 1997.- № 3.- С. 25.
  53. И.С. Подготовка Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (защита национальных интересов в сфере экономики). Тезисы выступления на «круглом столе». М.: Президиум РАН. — 2004. — 8 декабря.
  54. А.Н. Критерии экономической безопасности//Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С. 49.
  55. Информационное общество: Информационные войны, информационное управление, информационная безопасность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999 — 212 с.
  56. Р.Ф. Экономическая безопасность и политика: проблемы взаимоотношений и взаимосвязи / Под ред. В. П. Салышкова. СПб.: СПб академия МВД России, 1997.
  57. Р.Ф. Анализ экономической безопасности России: теоретико-методологические подходы и ее оценка. СПб.: СПб университет МВД России, 1999.
  58. Исследование методов обработки информации в интересах автоматизированного решения задач транспортного и ресурсного обеспечения национальной безопасности РФ (шифр «Фут-А»). Отчет о НИР. СПб.: Фонд «Эковозро-ждение» — ВНК, 2001.
  59. В.П. Новая «экономика» человека // МОСТ, 2002. — № 53.
  60. В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения, 1961.-244 с.
  61. А.А. Военно-политические и экономические аспекты реформы ВС России//Военная мысль. 1996. — № 6.
  62. В.В. Экономическая преступность и рыночные реформы (политико-экономические аспекты). СПб.: СПбГУЭФ, 1994. — 172 с.
  63. Конституция Российской Федерации (Основной Закон). М., 1993.
  64. Концепция национальной безопасности России в 1995 го-ду//Обозреватель. Проблема. Анализ. Прогнозы. 1995. — № 3−4 (спецвыпуск).
  65. Концепция национальной безопасности. Введена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000 г.
  66. М.Я. Проблема выявления критериев экономической безопасности // Безопасность. Информационный сборник. 2002. — № 3−4. — С. 128−134.
  67. Критерии экономической безопасности // Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики. М.: Институт экономического анализа, 1998.
  68. В.Н. Безопасность через развитие. М., 2000.
  69. Кузнецов O. JL, Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система общество природа — человек: устойчивое развитие. — М., 2001.
  70. А. Терроризм дело государственное // Эксперт. — 1996. — № 8. -С.13.
  71. Д. Национальная безопасность требует денег и законов // Известия. 2002. -30 октября.
  72. А. Налоговая составляющая экономической безопасности Рос-сии//Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 34−44.
  73. В.И. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб: СПб университет МВД России, Фонд «Университет», 2000.-428 с.
  74. А. Как толкнуть ядро оборонной промышленности//Эксперт, -1998.-№ 6.
  75. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992. — 400 с.
  76. И.А. Проблемы размывания государственности в условиях глобализации//Философия хозяйства. Альманах № 5. М.:МГУ, изд-во ИТРК, 2000.
  77. В. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996.-№ 1.-С. 17−18.
  78. В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург: Изд-во Уральской сельхозакадемии, 1996.
  79. Масоны. История, идеология, тайный культ / Под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. М.: Вече, 2005. — 496 с.
  80. В., Литвтинов Ф. Энергетическая безопасность России: политика и экономика//МЭиМО. 2000. — № 7. — С. 99−105.
  81. В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
  82. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственная безопасность России // Российский экономический журнал. 1999.-№ 5−6.-С. 43−51.
  83. Национальная военная стратегия США. Доклад председателя КНШ ВС США (перевод). Вашингтон, 1997.
  84. Р. Технологическая безопасность государства // МЭи-МО.- 1997.-№ 11.-С. 110.
  85. С.У. Оценка экономической безопасности государства / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Стратегические меры и промышленная политика по развитию экономики России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 402 с. (С. 20−25).
  86. С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996. — 928с.
  87. О межведомственных комиссиях Совета Безопасности РФ. Указ Президента РФ от 18 декабря 1999 г. № 2211.
  88. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е. А. Олейникова. М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  89. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности РФ, утверждены решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экономической безопасности от 13 января 1995 г.
  90. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002.
  91. В. Экономическая безопасность // Интерлинк. 1992. — № 3. -С. 114.
  92. И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М.: «Маркет ДС», 2003.
  93. Ю. Стратегия экономического развития и увеличение бюджетных доходов: где взять ресурсы // Российский экономический журнал. № 2. — 2000.-С. 21−22.
  94. А.В. Военно-экономическая безопасность России. М.: ВУ МО, 1996.
  95. А.В. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе//Военная мысль. 1995. — № 2. — С. 68−71.
  96. О.А. Терновый венец России. М.: «Русский Вестник», 2000.-912 с.
  97. А.В. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе//Военная мысль. 1995. — № 2.
  98. .К. Сущность и основное содержание экономической безопасности/Национальная экономика и Тыл Вооруженных сил: проблемы и перспективы. Сборник материалов межвузовской научной конференции (27−28 февраля 2001 г.). СПб.: ВАТТ, 2001. — С. 97−100.
  99. В.А. Экономическое обеспечение военной безопасности государства. СПб.: «Союз», 2005. — 162 с.
  100. Положение о Совете Безопасности РФ. Введено Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024.
  101. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 8 августа 1996 г. № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ».
  102. Н.Н., Мансутов Р. К. Основы экономической безопасности. — М.: Современный гуманитарный университет, 2001. — 248 с.
  103. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М. Г. Делягина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 368 с.
  104. К.В. Теневая экономика: теоретико-правовой анализ. — СПб.: Санкт-Петербургский Университет МВД России, 1998. 173 с.
Заполнить форму текущей работой