Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами
Предложена применительно к муниципальному управлению авторская трактовка содержания понятий «качество управления муниципальными финансами», «мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами» в развитие сложившихся в экономической науке определений терминов «качество управления финансами», «мониторинг», «оценка». Содержание понятий раскрыто в результате исследования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
- 1. 1. Особенности управления муниципальными финансами
- 1. 2. Содержание процедур мониторинга и оценки на всех этапах процессов управления
- 1. 3. Международный опыт проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. Характеристика инструментов управления муниципальными финансами в Российской Федерации
- 2. 2. Методические основы для формирования системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
- 2. 3. Характеристика действующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
- ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
- 3. 1. Совершенствование перечня показателей и определение их критических значений для целей проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
- 3. 2. Разработка порядка проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
- 3. 3. Механизм использования результатов мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современных экономических условиях в ходе организации бюджетного процесса на муниципальном уровне необходимо обеспечить повышение качества управления муниципальными финансами. Система мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами способна обеспечить органы местного самоуправления необходимой информацией, служить мощным стимулом внедрения современных технологий управления бюджетным процессом, в том числе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Президентом Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации не раз подчеркивалась необходимость внедрения комплексной системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, прежде всего, с целью эффективного планирования показателей местного бюджета и повышения результативности бюджетных расходов. Результаты мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами также могут служить основанием для принятия органами государственной власти решений о системе стимулов и поощрений органам местного самоуправления. Вместе с тем, в муниципальных образованиях при наличии предпосылок для проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами наблюдаются сложности при введении данного механизма.
Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в научной, периодической литературе носит фрагментарный характер.
Методологические аспекты управления общественными финансами, применения инструментов управления, в том числе на муниципальном уровне, рассматривались в работах зарубежных авторов Р. Масгрейва, К. Морса, Р. Страйка, Хатри Гарри П.
В отечественной литературе, как правило, рассматриваются проблемы управления местными бюджетами, повышения эффективности бюджетных расходов, оценки состояния местных бюджетов в контексте межбюджетных отношений, мониторинга и оценки социально-экономического развития муниципального образования. Среди ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой, следует отметить С. А. Ананенко, A.M. Бабича, A.C. Бараховского, A.M. Лаврова, В. В. Климанова, Г. В. Курляндскую, Н. С. Максимову, Л. И. Пронину, В. М. Родионову, Б. М. Сабанти, В. В. Сидоренко, В. Г. Старовойтова, С. А. Карчевскую, В. Б. Христенко, A.B. Чернявского и других.
Недостаточно исследованными в отечественной и зарубежной экономической литературе остаются вопросы формирования комплексной системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, определения ее основных элементов и принципов организации, а также применения результатов мониторинга и оценки при 3 принятии управленческих решений.
Необходимость проведения системных исследований при выборе направлений, показателей и применении результатов мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами определяет актуальность выбранного направления исследования и его цель.
Цель диссертации состоит в решении научной задачи развития методологии мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, формировании ее новых элементов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— исследовать организационно-правовые основы управления муниципальными финансами, в том числе содержание процедур мониторинга и оценки;
— провести анализ действующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами на примере отдельных муниципальных образований;
— определить направления проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
— предложить и обосновать систему показателей и индикаторов мониторинга и оценки;
— разработать порядок формирования и применения результатов мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами при принятии управленческих решений.
Объектом исследования выступают элементы и процедуры управления муниципальными финансами.
Предметом исследования является методическое обеспечение системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
Методологические и теоретические основы исследования. Методология диссертационной работы основана на общих методах научного познания: методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала, принципах формальной логики. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации, метод сравнительного и экспертного анализа. Результаты анализа фактического материала представлен в виде схем, таблиц.
Теоретической базой исследования явились теория муниципального управления, теоретические положения и научные принципы, разработанные ведущими специалистами в области управления муниципальными финансами.
Информационно-статистическую базу диссертации составили данные Росстата, законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, информация и результаты исследований, проводимых Министерством финансов Российской Федерации, публикации в периодических изданиях и сети Интернет в сфере мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
Диссертация выполнена в соответствии с п. 2.25, п. 2.29 Паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки).
Научная новизна исследования заключается в развитии методического обеспечения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
Новыми являются следующие научные результаты:
1. Предложена применительно к муниципальному управлению авторская трактовка содержания понятий «качество управления муниципальными финансами», «мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами» в развитие сложившихся в экономической науке определений терминов «качество управления финансами», «мониторинг», «оценка». Содержание понятий раскрыто в результате исследования организационно-правовых основ управления муниципальными финансами. Трактовка терминов «качество», «мониторинг», «оценка» применительно к управлению муниципальными финансами позволила обосновать разницу состава показателей, по которым предлагается осуществлять мониторинг, и показателей, по которым предлагается осуществлять оценку качества управления муниципальными финансами.
2. Установлен перечень необходимых и достаточных условий реализации на муниципальном уровне принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами (финансовая, налогово-бюджетная прозрачность, стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов и др.).
3. Определена методическая база для описания элементов и процедур, выбора направлений и показателей мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами посредством анализа и выявления в федеральной и региональной правовой базе как обязательных требований, так и рекомендательных положений:
— о реализации органами местного самоуправления функции по проведению мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и (или);
— о перечне и критериях оценки бюджетных показателей, отчеты о значениях которых представляются в федеральные органы государственной власти, орган государственной власти соответствующего субъекта РФ для проведения мониторинга и оценки состояния местных бюджетов, качества управления муниципальными финансами.
4. Систематизированы и классифицированы инструменты управления общественными финансами («технические» и «результирующие», «обязательные» и «рекомендательные»). Определены законодательные требования и рекомендации по применению данных инструментов на муниципальном уровне, определена взаимосвязь между ними. Данные действия позволили обосновать целесообразность включения в предлагаемый перечень показателей мониторинга и оценки, которые отражают внедрение рассмотренных инструментов и результаты их применения.
5. Предложен состав и группировка показателей мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами (показатели состояния муниципальных финансов, выпадающих доходов и эффективности бюджетных расходов, качества управления муниципальными финансами).
6. Предложены принципы формирования системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами (целеполагания, измеримости используемых показателей, достаточности и др.), в том числе дана характеристика предлагаемых принципов. Принципы были сформулированы по результатам анализа действующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в отдельных муниципальных образованиях (городских округах городов Казань, Ярославль, Рязань).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации развивают методологические основы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, формируют подходы и принципы построения системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы органами местного самоуправления при разработке и внедрении процедур мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
Предложенные в диссертации алгоритмы и рекомендации сформированы в результате анализа федеральной, региональной правовой базы, содержащей указания о проведении мониторинга и оценки состояния местных бюджетов, анализа существующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в названных выше муниципальных образованиях.
Практическое значение имеют:
1. Рекомендации по формированию перечня показателей мониторинга и оценки, методике их расчета, определению источника информации для проведения расчета, периодичности проведения мониторинга и оценки, диапазонам возможных значений, удельному весу значимости показателей и их целевых ориентиров с обоснованием выбора критических значений.
2. Рекомендации по внесению изменений в законодательство для решения конфликта между задачей обеспечения конституционно гарантированной самостоятельностью органов местного самоуправления и задачей повышения качества управления муниципальными финансами.
3. Предложения по регламентации проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в зависимости от уровня инициатора мониторинга и оценки (федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления) и поставленных целей и решаемых задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Направления и механизм применения результатов мониторинга и оценки как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения работы докладывались на обучающих семинарах для сотрудников органов местного самоуправления:
1. Семинар «Практические аспекты повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами», г. Москва, Организатор: Учебный центр «Бюджет», 21 июня 2012 г.;
2. Семинар «Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами», г. Минеральные Воды, Организатор: Фонд «Институт экономики города», 26−27 апреля 2011 г.;
3. Семинар «Методы управления развитием муниципальных образований и актуальные вопросы реформирования бюджетной сети», г. Черкесск, Организатор: Фонд «Институт экономики города», 06−08 сентября 2010 г.;
4. Семинар «Инструменты бюджетирования, ориентированного на результат. Методология выделения муниципальных услуг и работ. Формирование муниципального задания на предоставление муниципальных услуг (выполнение работ)», г. Надым, Организатор: Администрация Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, 0102 апреля 2010 г.
Основные положения работы докладывались на следующих научных семинарах и конференциях:
Конференция «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока». Тема доклада «Управление муниципальными активами», г. Новосибирск, Организатор: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, 16−17 июня 2011 г.;
Совместное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований» Сообщества финансистов России. Тема доклада, «Управление муниципальными активами: финансовыми и нефинансовыми ресурсами»: г. Анапа, Организатор: НП «Сообщество финансистов России», 14−16 октября 2010 г.;
Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление: проблемы и решения». Тема доклада и публикации в сборнике статей «Муниципальные особенности проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами», г. Новосибирск, Организатор: Сибирская ассоциация консультантов, 21 ноября 2011 г.
Материалы диссертации используются в практической деятельности Фонда «Институт экономики города», в частности, при оказании услуг, выполнении работ для органов местного самоуправления в целях повышения качества муниципального управления.
По материалам исследования разработана система мониторинга и оценки социально-экономического развития города Рязани, которая включает в себя, в частности, предлагаемые в работе показатели мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, критерии оценки показателей качества управления муниципальными финансами, порядок применения результатов мониторинга и оценки.
Разработанный для Администрации городского округа города Рязань проект положения о проведении мониторинга показателей бюджетного планирования и исполнения бюджета и оценки качества управления муниципальными финансами позволил осуществить проектное внедрение системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами города Рязань, которое обеспечило прозрачность результатов управления муниципальными финансами. Разработанный порядок применения результатов данного мониторинга и оценки обеспечил повышение эффективности и результативности управления муниципальными финансами.
Основные выводы и положения диссертации используется в учебном процессе на кафедре «Финансы» Финансового университета при преподавании дисциплины «Государственные и муниципальные финансы».
Публикации по теме исследования. Основные результаты диссертации опубликованы в 6 работах общим объемом 3,88 п.л. (авторский объем — 2,88 п.л.). Две работы общим объемом 1,52 п.л. (авторский объем — 0,72 п.л.) опубликованы в журналах, определенных ВАК Минобрнауки России.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 109 источников, и двух приложений. Текст диссертации изложен на 200 страницах, включает 10 таблиц и 2 рисунка.
Заключение
.
В заключении представлены основные выводы и предложения, которые были сделаны по каждому направлению работы.
Анализ особенностей управления муниципальными финансами, позволил сделать вывод о том, что все особенности управления муниципальными финансами характеризуются степенью самостоятельности (правовой и финансовой) органов местного самоуправления по формированию доходной базы и определению направлений расходования бюджетных средств. В Российской Федерации наблюдаются процессы централизации власти, органы местного самоуправления «встроены» в систему органов государственной власти, их правовая и финансовая самостоятельность незначительна, в значительной степени ограничена и диктуется нормами Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, федеральным и региональными законами, нормативными правовыми актами, результаты деятельности подвержены оценки со стороны федеральных и региональных органов государственной власти.
В рамках анализа особенностей управления муниципальными финансами предложено определение содержания понятия качества управления муниципальными финансами, которое можно охарактеризовать как степень соответствия деятельности органов местного самоуправления ключевым принципам эффективного и ответственного управления муниципального управления.
Представленные в работе принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами позволили разработать перечень необходимых и достаточных условий эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, а также необходимых условий, требующих внесение изменений в федеральное законодательство, для решения конфликта между задачей обеспечения конституционно гарантированной самостоятельностью органов местного самоуправления и задачей повышения эффективности их деятельности, которая реализуется, в том числе, через функцию управления муниципальными финансами, к числу которых можно отнести:
— государственная политика в отношении местного самоуправления должна формироваться с учетом четко сформулированной роли данного института в начавшемся процессе модернизации страны;
— конкретизация вопросов местного значения, согласования законодательства об общих принципах организации местного самоуправления с нормами Градостроительного, Земельного, Жилищного и других кодексов Российской Федерации;
— финансовая оценка объема бюджетных средств, необходимых для обеспечения расходных обязательств органов местного самоуправления;
— перераспределение налоговых поступлений, предполагающее существенное повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов;
— повышение самостоятельности муниципальных образований в вопросах распоряжения имуществом.
Анализ особенностей управления муниципальными финансами положен в основу разработки перечня показателей мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансам, с точки зрения возможностей влияния органов местного самоуправления на процедуры и результаты управления при принятии решении о целесообразности проведения оценки по выбранным показателям.
Анализ содержания процедур мониторинга и оценки на всех этапах процессов управления позволил развить применительно к муниципальному уровню определения терминов «мониторинг» и «оценка» как элементов системы управления муниципальными финансами, а также определить элементы системы мониторинга и оценки.
Под мониторингом качества управления муниципальными финансами можно понимать регулярное измерение и регистрация текущих значений показателей, характеризующих соответствие деятельности органов местного самоуправления принципам эффективного и ответственного управления муниципальными финансами. При мониторинге фактические данные сравниваются с плановыми. Оценка качества управления муниципальными финансами проводится для того, чтобы понять насколько эффективно применяются существующие инструменты управления муниципальными финансами, каковы результаты из внедрения, и что может быть сделано для улучшения финансовых результатов деятельности органов местного самоуправления, при этом анализируются причины достижения или не достижения запланированных результатов.
К элементам системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами предложено относить:
— нормативные правовые акты, регулирующие процедуры мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
— субъект мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
— объект мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансамивнутренние и внешние пользователи системы мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами муниципального образования;
— организационно-процедурная схема проведения мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами, в том числе процедуры и регламенты взаимодействия между субъектами, субъектом и объектом, а также регламенты взаимодействия процедур мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами с другими процедурами (например, процедурой принятия решений на основе данных мониторинга и оценки) — методика проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансамивходные и выходные продукты и (или) результаты.
Также на базе анализа процедур разработаны критерии функционирования системы, соблюдение которых должно стать обязательным для всех участников проводимого мониторинга и оценки, а именно:
— соблюдение сроков проведения и предоставления данных мониторинга и оценки;
— соблюдение требований к формам предоставления данных;
— соблюдение порядка и последовательности предоставления данных, определение ответственных за предоставление необходимых сведений, а также их сбор, систематизацию и обобщение;
— адаптивность целей, задач, показателей и критериев мониторинга и оценки к изменяющимся условиям, их своевременная корректировка;
— достоверность и надежность предоставляемых сведений;
— согласованность муниципальных правовых актов в части мониторинга и оценки показателей качества управления муниципальными финансами с нормами федерального и регионального законодательства.
Обзор международного опыта мониторинга и оценки качества управления общественными финансами был учтен при анализе существующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами рассматриваемых муниципальных образований, в том числе по наличию применяемым в международной практике показателей, отражающих качество финансового планирования, качество управления муниципальными доходами, расходами, муниципальным долгом, обязательствами, показателей, отражающих реализацию принципов прозрачности бюджетной политики, показателей правового и методического обеспечения процесса мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, систематизации и наличия процедур применения результатов мониторинга и оценки.
Обзор международного опыта мониторинга и оценки качества управления общественными финансами также был учтен при выборе направлений проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
Анализ действующей системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в Российской Федерации позволил классифицировать инструменты управления муниципальными финансами на «технические» и «результирующие», «обязательные» и «рекомендательные», определить законодательные требования и рекомендации по применению данных инструментов на муниципальном уровне, установить взаимосвязь между «техническими» и «результирующими», «обязательными» и «рекомендательными» инструментами, что отразилось на предлагаемом перечне показателей оценки качества управления муниципальными финансами и их критических значениях.
Кроме того, анализ действующей системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами позволил систематизировать все указания по проведению мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях, установленные на федеральном уровне, а также направления проведения мониторинга и оценка качества управления федеральными и региональными финансами, установленные на федеральном уровне, тем самым определив методическую основу для формирования системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
На основе анализа существующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами на примере трех городских округов (город Казань, город, Рязань, город Ярославль) проведена экспертная оценка достаточности набора показателей для проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами рассматриваемых городских округов с учетом того, что часть показателей не прописана в муниципальных правовых актах, но применяется для мониторинга и оценки согласно требованиям федерального законодательства и федеральным правовым актам.
По итогам анализа муниципальных правовых актов и опыта трех городских округов городов Казань, Ярославль, Рязань и с учетом экспертной оценки сделан вывод, что основным недостатком сложившихся в муниципальных образованиях систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами является неполный охват этой системой всех сфер управления муниципальными финансами. Мониторинг и оценка, как правило, осуществляется по некоторым обособленным сферам управления муниципальными финансами. Из трех основных групп бюджетных показателей — состояния муниципальных финансов, эффективности расходов и качества управленческих решений — на уровне муниципальных образований наиболее полно представлены показатели, отражающие состояние муниципальных финансов. Менее проработанными являются показатели эффективности расходов и качества управленческих решений.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие проблемы проведения и совершенствования мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами:
— органы местного самоуправления могут вносить коррективы в систему мониторинга и оценки лишь в той части, в которой они являются инициаторами мониторинга и оценкиорганы местного самоуправления ограничены в применении инструментов управления доходами муниципального образования, так как обладают ограниченной финансовой самостоятельностью, возможностью применения мер администрирования налоговых поступлений, а также в муниципальных образованиях отсутствует практика эффективной работы с муниципальным имуществом, как источника доходов бюджетаотсутствие кадровых и финансовых возможностей для создания полной автоматизированной системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными, которая должна стать одним из элементов комплексной системы социально-экономического развития муниципального образования;
— большой риск создания «неправильных» стимулов для муниципальных служащих и работников бюджетной сферы, который связан с утверждением показателей мониторинга и критериев оценки;
— муниципальные образования по объективным причинам (финансовым, кадровым, целесообразности применения с учетом размеров муниципалитета и т. д.) находятся на разных стадиях внедрения инструментов управления муниципальными финансами, что следует учесть на федеральном и региональном уровнях при формировании единых требований к мониторингу и оценке качества управления муниципальными финансами.
Методические основы проведения мониторинга и оценки, анализ действующих систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, а также проблемы совершенствования мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами служат основой для формирования принципов построения системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами к числу, которых предложено относить принципы:
• целеполагания: первоочередной задачей является определение желаемого результата в сфере повышения эффективности управления муниципальными финансами.
• реалистичности и достижимости: поставленные цели и задачи по управлению муниципальными финансами выраженные в целевых значениях показателей мониторинга и оценки должны находиться в сфере полномочий органов местного самоуправления.
• измеримости используемых показателей: «мы управляем тем, что мы можем оценить"52.
• достаточности: мониторинг и оценка должны охватывать все направления управления муниципальными финансами.
• достоверности: система мониторинга и оценки должна быть обеспечена необходимыми и достоверными источниками информации;
• эффективности: финансовые и нефинансовые затраты на формирование и обслуживание системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и проведение мониторинга и оценки, обработки результатов не должны превышать эффект от результатов проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
• гибкости: элементы системы мониторинга и оценки должны пересматриваться согласно новым потребностям, вызовам, происходящими изменениями.
В целях преодоления выявленных проблем и совершенствования мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами с учетом предложенных принципов построения системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами разработаны предложения по совершенствованию трех основных элементов:
— показателей мониторинга и оценки и их критических значений;
— порядка проведения мониторинга и оценки;
— направлений применения результатов мониторинга и оценки.
Для целей проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами все показатели предложено разделить на три группы (показатели состояния муниципальных финансов, показатели выпадающих доходов и эффективности бюджетных расходов, показатели качества управления муниципальными финансами) и разработаны следующие определения каждой группы показателей.
Показатели состояния муниципальных финансов — показатели, отражающие непосредственные результаты планирования и исполнения местного бюджета и позволяющие отслеживать, сопоставлять, анализировать и обрабатывать бюджетные данные в заданном периоде.
Показатели выпадающих доходов и эффективности бюджетных расходов — показатели, отражающие размер эффекта в расчете на один рубль израсходованных бюджетных средств.
Показатели качества управления муниципальными финансами — показатели, отражающие уровень внедрения инструментов управления муниципальными финансами и.
52 Гараджа М. Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 48 с.
128 результаты их применения, финансовую дисциплину, методологическое и правовое обеспечение бюджетного процесса.
Процедура проведения оценки, которую предложено проводить по двум из трех групп (за исключением показателей состояния муниципальных финансов) показателей, заключается в формализованном анализе соответствия фактического значения показателей критериям оценки. Расчет оценки предложено осуществлять в баллах отдельно по показателям эффективности бюджетных расходов и выпадающих доходов и показателям качества управления муниципальными финансами.
Результаты оценки эффективности бюджетных расходов и выпадающих доходов, оценки качества управления муниципальными финансами, сводной оценки могут быть интерпретированы в зависимости от уровня достижения максимально возможного балла.
Все причины и факторы достижения или не достижения целевых ориентиров предложено отражать в пояснительной записке с учетом информации о причинах положительных и отрицательных отклонений, содержащихся в отчетных сведениях субъектов мониторинга и оценки и делить на две основные группы: зависящие от действий органов местного самоуправления, не зависящие от действий органов местного самоуправления.
В рамках работы предложено несколько подходов к регламентации проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в зависимости от поставленных целей и решаемых задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для четкого взаимодействия между субъектами мониторинга и оценки в работе предложена структура административного регламента осуществления функции «Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами», который определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий, а также представлена блок-схема осуществления данной функции.
Результаты мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, полученные в ходе проведения мониторинга и оценки на базе предложенных принципов и характеристик, содержания основных элементов системы, предлагается использовать для: формирования органами государственной власти рейтинга муниципальных образований в целях стимулирования муниципальных образований к повышению качества управления муниципальными финансами;
— формирования и обоснования заявок органами местного самоуправления на бюджетное финансирование из вышестоящих бюджетов;
— формирования и обоснования заявок главными распорядителями средств местного бюджета на бюджетное финансирование;
— принятия органами местного самоуправления оперативных и качественных решений по управлению муниципальными финансами, при формировании проекта местного бюджета и его исполнениираспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств местного бюджета, создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами;
— поддержки процесса стратегического планирования (за счет обеспечения исходной информацией) — обеспечения подотчётности перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, населением.
Список литературы
- Законодательство, нормативные документы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года№ 131-Ф3.
- Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607.
- Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 3.
- О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 399.
- О проведении в 2008 году отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2008 г. N 536.
- Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 34н.
- О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 552.
- Об утверждении методики оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2011 № 73н.
- Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами: Приказ Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 353.
- Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга налоговой недоимки, дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей в бюджет города Рязани: Постановление Администрации города Рязани от 25 июня 2007 г. № 1940.
- Об утверждении Порядка проведения оценки социально-экономической эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам: Постановление Администрации города Рязани от 15 ноября 2011 г. N 5111.131
- Об установлении целевых значений показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Рязанской области: Постановление Губернатора Рязанской области от 15 июля 2009 г. № 212-пг.
- Об утверждении системы критериев эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций, доля в уставном капитале которых находится в собственности города Ярославля: Решение муниципалитета г. Ярославля от 12 ноября 2009 г. N221
- Об утверждении Порядка оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот и о внесении изменений в решение муниципалитета города Ярославля от 02.04.2003 N232
- Об утверждении Положения о порядке установления налоговых льгот: Решение муниципалитета г. Ярославля от 15 сентября 2009 г. N 195
- Об утверждении Методики расчета показателей оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот: Постановление мэрии г. Ярославля от 22 октября 2009 г. N3644
- Об оценке качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств: Постановление мэрии г. Ярославля от 27 июля 2010 г. N 3046
- Об утверждении Порядка проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах: Постановление Руководителя133
- Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 июня 2008 г. N 3297
- Dabla-Norris Е. and Wade P. The Challenge of Fiscal Decentralization in Transition Countries // IMF Working Paper WP/02/103. June 2002. -56 p.
- Hill D.M. Democratic theory and local government. London, 1974. 243 p.
- Александрова A.Jl. Эффективность муниципальных социальных программ: возможность и необходимость оценки. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 52 с.
- Большаков С.Н. Политика регионального экономического развития: метода и механизмы. М.: МОНФ, 2005.-331 с.
- Васильчико А.И. О самоуправлении. Т.1. Спб., 1870.
- Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928. — 235 с.
- Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2004, — 108 с.
- Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Финансы и статистика, 2002.- 175 с.
- Государственное и муниципальное управление: Учебник / И. А. Василенко. М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
- Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / A.M. Бабич. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. -687 с.
- Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Б. Ермасова. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Высш. образование, 2008. — 516 с.
- Государственные и муниципальные финансы: учеб. для студентов вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 687 с.
- Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 48 с.
- Когут А. Е. Система местного самоуправления. Основы разработки и применения в городах России. РАН. Ин-т соц.-экон. проблем. СПб., 1995. — 62 с.
- Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 223 с.
- Лаптева Л.Е. Российское самоуправление в контексте мирового опыта. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998.
- Масгрейв P.A., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с 5-го англ. изд. 1989. — М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с.
- Местное самоуправление в современной России. М.: ИСРМО «Малые города», 2007. -440 с.
- Местное самоуправление: технологии социально- экономического роста: учебник / под. ред. А. Г. Воронина, — СПб: Изд- во СПб ун-та. 2008. 462 с.
- Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики: учебник / Т. А. Позднякова. СПб.: ун-т Экономики и финансов, 2009. — 240 с.
- Миронов В.В. Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов государственной власти. М.: Изд. Савин С. А., 2003. — 336 с.
- Мороз Т.А. Формирование расходов местных бюджетов на основании нормативно-целевого метода. М.: Экмос, 2007. — 314 с.
- Муниципальные финансы: учебное пособие для преподавателя / В. В. Климанов и др. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: АНХ, 2007 — 607 с.
- Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб. Пособие / В. И. Кузин, С. Э. Зуев. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. — 120 с.
- Основы местного самоуправления: учебник/ B.JI. Ясюнас М.: высш. шк., 2006. — 238 с.
- Основы муниципальной экономики: учеб. пособие / М. Б. Горный, А. Т. Ошурков, Н.И. Скрябина- науч. ред. М. Б. Горный. М.: Весь Мир, 2008. — 532 с.
- Поляк Г. Б. Финансы муниципальных образований. М.: Финансы и статистика, 2001. — 336 с.
- Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.- под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. М.: Юрайтиздат, 2006. — 575 с.
- Селиверстова Н. И. Система государственного и муниципального управления: терминологический словарь. Оренбург: ОГИМ, 2009. — 38 с.
- Система муниципального управления: Учебник для вузов /под ред. В. Б. Зотова. 4-е издание. — СПб: «Питер», 2008. — 512 с.
- Стародубровская И., Славгородская М., Летунова Т., Миронова Н., Слэк Э., Китчен Г., Габоури Ж., Вайланкур Ф. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. М.: ИЭПП, 2005. 265 с.
- Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1994. — 560 с.
- Управление региональными и муниципальными финансами: Учебное пособие / под ред. Л. Э. Лимонова. Спб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2008.
- Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика- ИНФРА-М, 2010.-496 с.
- Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2004. — 210 с.136
- Финансы: учебник / под редакцией С. И. Лушина, В. А. Слепова — Санкт-Петербург: Экономисте, 2005, — 688 с.
- Хатри Г. Мониторинг результативности в общественном секторе / (пер. с англ.). М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. — 276 с.
- Юркова С., Широков А. Муниципальное управление: учебник для ВУЗов. М.: Кнорус- Проспект, 2010 г.-248 с.
- Монографии, статьи в периодических изданиях, отчеты:
- Абрамов В. Местное самоуправление: идея и опыт // Социологические исследования. -1997. -№ 1.С. 120.
- Ахокас И. И. Гехт А.Н. Об оценке эффективности использования бюджетных средств // Финансы. -2012. № 4. С.8−11.
- Гвоздева Н.В. Программный бюджет: формальность или инструмент повышения эффективности расходов бюджета // Бюджет. 2011. — № 02(98). С. 10.
- Жигалов Д.В., Чалая Ю. Ю. Практический инструментарий для учета и управления активами муниципального образования // Практика муниципального управления. 2011. -№ 10. С.26−34.
- Карчевская С.А., Хворостухина Д. С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления // Финансы. 2008. — № 4. С. 7−13.
- Качалова Е.А. Бюджеты городских округов: внедрение программного бюджета // Финансы. -2012. -№ 1. С.11−14.
- Клишина М., Шишов В. Реестр расходных обязательств в бюджетном процессе: практика применения и перспективы // Бюджет. 2007. — № 6. С. 39−43.
- Михайлова А.А. Общественные финансы 2010: взаимоувязка стратегического и бюджетного планирования // Бюджет. — 2010. — № 10 (94). С. 55−57.
- Михеев В.В. Финансовый менеджмент в муниципальном секторе // Практика муниципального управления. 2010. — № 7. С. 6−14.
- Мокрый B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы. 2007. — № 1. С. 9−10.
- Отчет Центра фискальной политики. «Внедрение среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс Российской Федерации». Москва, 2002. — 58 с.
- Отчет «Что показал мониторинг местных бюджетов РФ за 2011 год // Финансы. 2012. -№ 4. С.20−25.
- Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. — № 6. С. 8−14.
- Перцов Л.В. Применение стандартов качества муниципальных услуг: типичные проблемыи решения // Руководитель бюджетной организации. 2010. — № 7. С. 45- 55.137
- Плиева В. Формирование реестра расходных обязательств: прежние задачи новый взгляд //Бюджет. -2008. -№ 1.
- Черных E.H. Ведомственные целевые программы в условиях совершенствования бюджетного процесса// Практика муниципального управления. 2009. — № 6. С. 44−48.
- Черных E.H. Управление результатами: основные подходы к повышению эффективности управления общественными финансами // Бюджет. 2007. — № 6. С. 52−55.
- Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992—2002 годах: аналит. доклад / A.B. Чернявский М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 114 с.
- Управление и бюджетирование по результатам на муниципальном уровне: международная и российская практика, перспективы внедрения в России (сборник статей). М.: Фонд «Институт экономики города», 2007. — 187с.
- Диссертации и авторефераты диссертаций
- Гиляровская Светлана Валерьевна. Бюджетная самостоятельность как фактор повышения финансовой устойчивости территорий: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.10 Саратов, 2007 233 с. РГБ ОД, 61:07−8/3567
- Кацюба Ирина Александровна. Управление финансами муниципальных образований: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.10 / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов, — Санкт-Петербург, 2007, — 22 е.: ил. РГБ ОД, 9 07−2/2953
- Удачина Марина Владимировна. Внутрирегиональные конкурентные позиции: оценка, мониторинг и управление: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05: Кемерово, 2004 231 с. РГБ ОД, 61:04−8/2713
- Ходасевич Сергей Георгиевич. Муниципальные финансы в системе реформирования федеративных отношений и местного самоуправления: диссертация. доктора экономических наук: 08.00.10.- Москва, 2005.- 316 е.: ил. РГБ ОД, 71 06−8/2591. Интернет
- Методология присвоения рейтингов региональным и местным органам власти. Электронный ресурс компании Standard & Poors. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/Library/ReitingRMOV.pdf (дата обращения: 06.06.2011).
- Отчеты о Соблюдении Стандартов и Кодексов. Международный денежный фонд. URL: http:// www, im f. org/extemal/np/ro sc/rosc. asp. (дата обращения: 05.06.2011).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2011).
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, URL: www.minfin.ru (дата обращения: в течение 2010−2011 гг.).
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, URL: www.economy.gov.ru (дата обращения: в течение 2010−2011 гг.).
- Официальный сайт Сообщества финансистов России, URL: www.sfr.ru (дата обращения: в течение 2010−2011 гг.).
- Официальный сайт Федерального казначейства, URL: www.roskazna.ru (дата обращения: в течение 2010−2011 гг.).
- Сводная энциклопедия Википедия URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 17.05.2011).