Разработка методических положений по совершенствованию механизма рентных отношений в угольной промышленности
Энергетической стратегией предусмотрено довести уровень добычи угля к 2020 г. до 430 млн.т. Для реализации этой программы потребуются значительные инвестиции. Одним из источников финансовых ресурсов, которые будут способствовать достижению таких объемов, является использование сверхприбыли, получаемой многими угольными предприятиями за счет отработки участков недр с благоприятными… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы классической теории превращения добавочной прибыли в горную ренту
- 1. 1. Анализ классической теории сущности и понятий дифференциальной горной ренты
- 1. 2. Теоретические аспекты и практика использования дифференциальной горной ренты I в условиях плановой экономики и переходного периода
- Выводы по главе
- Глава II. Анализ методов и практики рентных отношений при недропользовании
- 2. 1. Анализ методов определения дифференциальной горной ренты
- 2. 2. Анализ практики использования рентных отношений недропользования в зарубежных странах
- Выводы по главе
- Глава III. Разработка методических положений по определению дифференциальной горной ренты
- 3. 1. Концепция совершенствования механизма рентных отношений при недропользовании
- 3. 2. Обоснование основных горно-геологических и производственных факторов, влияющих на издержки производства
- 3. 3. Алгоритм определения дифференциальной горной ренты I
- 3. 4. Экономическая оценка величины сверхприбыли, образуемой за счет дифференциальной горной ренты I
- Выводы по главе
- Глава IV. Разработка предложений по совершенствованию законодательной базы по регулированию рентных отношений в условиях частного шахтовладения
- 4. 1. Анализ системы рентных отношений, возникающих в процессе использования недр в Российской Федерации
- 4. 2. Предложения по совершенствованию отдельных статей Закона
- О недрах" в части рентных отношений при пользовании недрами
- Выводы по главе
Разработка методических положений по совершенствованию механизма рентных отношений в угольной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
В результате коренных изменений в экономике страны, произошедших в последнем десятилетии XX столетия, было осуществлено разгосударствление общенародной собственности и формирование на этой основе персонифицированных субъектов экономических интересов в промышленных секторах экономики России. В угольной промышленности за период ее реформирования, начиная с 1997 года, добыча угля частными угольными компаниями ежегодно возрастала и в 2002 году превысила 90% всей добычи угля России.
В процессе реализации модели приватизации производственных объединений и отдельных предприятий в сырьевых отраслях промышленности была предопределена и возможность приватизации рентного дохода. Этому спо-Ш собствовало то, что один из стратегических собственников — государство практически устранился от управления принадлежащим ему имуществом, несмотря на то, что собственником «используемых и неиспользуемых участков недр в пределах государственных границ Российской Федерации» в соответствии со ст. 2 Закона «О недрах» является общество в лице государства.
Энергетической стратегией предусмотрено довести уровень добычи угля к 2020 г. до 430 млн.т. Для реализации этой программы потребуются значительные инвестиции. Одним из источников финансовых ресурсов, которые будут способствовать достижению таких объемов, является использование сверхприбыли, получаемой многими угольными предприятиями за счет отработки участков недр с благоприятными горно-геологическими условиями. Так, например, рентабельность свыше 20% в 2000 г. была у 29% перспективных шахт и у более половины разрезов (ш. ОАО «Гуковуголь» — им. 50 лет Октября- 103%, Алмазная- 67%- ш. ОАО «Воркутауголь» Октябрьская — 78%, Заполярная- 51%- ОАО «Гуковуголь — 36%- ш. Есаульская ОАО «Кузнецкуголь» — 36%, ш. Березовская ОАО «Кузбассуголь» — 35%, ш. Аларда ОАО «Южкуз-басс» — 33%).
Поэтому одной из первоочередных задач государственного регулирования экономических отношений между собственником недр и частными недропользователями является национализация рентного дохода, образуемого дифференциальной горной рентой I (далее природной горной рентой), как финансового ресурса развития угольной отрасли и экономики страны в целом.
В этой связи разработка методических положений по совершенствованию государственного экономического регулирования в части определения доли сверхприбыли, получаемой недропользователями за счет отработки участков недр с благоприятными горно-геологическими условиями, имеет существенное значение для развития угольной отрасли.
Идея диссертационной работы состоит в том, что рентный доход, образуемый природной горной рентой, является финансовым ресурсом развития угольной отрасли и экономики страны в целом.
Целью диссертационной работы является совершенствование экономического механизма регулирования рентных отношений недропользования в угольной промышленности в части определения рентного дохода, образуемого природной горной рентой.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: -проведен анализ эволюции теории и практики реализации рентных отношений при недропользовании;
— обоснована сущность абсолютной горной ренты как экономической категории и предложен способ ее определения;
— осуществлен выбор основных горно-геологических и производственных факторов, влияющих на формирование издержек производства;
— разработан экономический механизм определения доли сверхприбыли, образуемой дифференциальной горной рентой I;
— проанализирована действующая система государственного регулирования рентных отношений недропользования в России и даны предложения по ее совершенствованию;
— осуществлен расчет доли сверхприбыли, образованной дифференциальной горной рентой I, по данным об условиях и результатах работы 37-ми шахт основных бассейнов страны за 2000 год.
Научные положения, выносимые на защиту: -государственное регулирование рентных отношений недропользования в условиях функционирования частных угольных компаний должно основываться на положениях, регламентирующих возможность и необходимость выделения сверхприбыли, образуемой природной горной рентой при отработке участков недр с благоприятными горно-геологическими условиями, как финансового ресурса, обеспечивающего возможность развития угольной отрасли;
— экономический механизм заинтересованности недропользователя в отработке участков недр со сложными горно-геологическими условиями при спросе на угольную продукцию должен базироваться на выделении и оставлении у него части прибыли, стимулирующей вложения инвестиций;
— экономическую оценку рентного дохода, образуемого природной горной рентой, необходимо определять в соответствии с разработанной в диссертации концепцией, основанной на разности между экономической прибылью, величиной абсолютной горной ренты и сверхприбылью, получаемой за счет дифференциальной горной ренты И.
Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:
— анализом и обобщением теории научных исследований и законодательных актов в области государственного регулирования рентных отношений недропользования;
— использованием представительного объема статистической информации об условиях и результатах функционирования перспективных шахт за период с 1994 по 2000 год;
— корректным применением научно обоснованных методов экономического анализа, экономико-статистического моделирования для разработки механизма определения сверхприбыли, образуемой природной горной рентой;
— положительными результатами апробации разработанной «методики определения дифференциальной горной ренты I и предложений по ее учету в законодательных актах Российской Федерации».
Научная новизна работы состоит в совершенствовании методологии и практики государственного экономического регулирования недропользования в части определения сверхприбыли, образуемой природной горной рентой, в условиях функционирования частных угольных компаний, включающих:
— концепцию, обосновывающую необходимость определения сверхприбыли, образуемой природной горной рентой, которая в соответствии с законодательством РФ по вопросам недропользования должна принадлежать обществу в лице государства;
— новое понимание сущности абсолютной горной ренты как экономической категории и способы ее определения;
— метод определения сверхприбыли, образуемой природной горной рентой, основанный на учете горно-геологических условий и результатов работы действующих перспективных шахт, величины чистой прибыли, абсолютной горной ренты и дифференциальной горной ренты II.
Научное значение заключается в:
— обосновании сущности абсолютной горной ренты, состоящая в том, что величина прибыли, соответствующая этой ренте, выполняет экономическую функцию заинтересованности недропользователя в отработке участков недр с наиболее сложными горно-геологическими условиями при потребности в угольной продукции и поэтому не должна изыматься и подлежать налогообложению;
— количественной оценке изменения экономического влияния горногеологических условий на формирование издержек производства в процессе ликвидации шахт со сложными и опасными условиями производства на основе разработанных экономико-статистических зависимостей.
Практическая значимость работы состоит в разработке механизма совершенствования государственного экономического регулирования недропользования в части рентных отношений, на базе которого подготовлена «Методика определения дифференциальной горной ренты I и предложения по ее учету в законодательных актах Российской Федерации», утвержденная Департаментом угольной промышленности Минэнерго РФ.
Связь с отраслевыми программами НИР. Диссертационная работа выполнена в рамках программы экономических исследований ФГУП «ЦНИЭИ-уголь» по проблемам совершенствования государственного экономического регулирования в угольной промышленности.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследований докладывались на научном семинаре ФГУП «ЦНИЭИуголь» (Москва, 2000 г.), на Международной научно-практической конференции «Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности». (Кемерово, 2001 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликованы в открытой печати 8 работ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, изложенных на 124 страницах машинописного текста, и содержит 12 таблиц, 2 рисунка и список использованной литературы из 84 наименований.
Выводы по главе.
1. Проведенный анализ законодательной базы Российской Федерации в части недропользования выявил неадекватность толкования проблемы собственности на недра. Так, если в Конституции Российской Федерации прописано, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной или муниципальной собственности, то в Законе «О недрах» данное положение формулируется в более жесткой форме, а именно: все месторождения полезных ископаемых находятся в собственности государства. Земельный же Кодекс декларирует право собственника участка земли на полезные ископаемые, которые могут находиться под поверхностью этого участка земли. В этой связи положения законодательных актов, касающиеся проблемы собственности на природные ресурсы, нуждаются в жестком определении собственника недр.
2. Действующая система рентных отношений в Российской Федерации, начиная 1992 года по настоящее время, предусматривала и предусматривает так называемые регулярные платежи за право на добычу полезных ископаемых, которые по своей экономической сути являются видом налога. Система рентных платежей на протяжении последнего десятилетия претерпевала изменения только в части размерности процентных ставок от стоимости добытого полезного ископаемого. При этом, если для угольной промышленности в период с 1992 по 2001 год процентная ставка устанавливалась в определенном диапазоне, то, начиная с 2002 года, установлена единая процентная ставка за право на добычу угля независимо от горно-геологических условий участков угольных месторождений. Установление единой процентной ставки за право на добычу полезного ископаемого противоречит соответствующему положению Закона «О недрах», регламентирующему ее зависимость от целого ряда условий.
3. В условиях частного шахговладения и с учетом того, что недра не подлежат приватизации сверхприбыль, возникающая за счет отработки участков недр с лучшими горно-геологическими условиями (т.е. сверхприбыль, образуемая дифференциальной горной рентой I), не зависящей ни от производственной, ни коммерческой деятельности шахтовладельца, должна принадлежать всему обществу, а не только шахтовладельцу. Поэтому в законодательные акты по недропользованию необходимо ввести соответствующие поправки, законодательно регламентирующие определение и изъятие этой сверхприбыли.
4. В работе изложены предложения по совершенствованию отдельных положений Закона «О недрах» в части изменения системы регулярных платежей за право на пользование недрами. Регулярные платежи не должны включаться в себестоимость добычи полезного ископаемого, должны учитываться как доля стоимости добытого минерального сырья на рынке конкретных природных ресурсов и взиматься из объема выручки от реализации этой продукции.
Предложено дополнение в части установления размеров платежей. Размеры платежей за право на добычу должны определяться на основе разработки соответствующих «кадастров условий месторождений», позволяющих осуществлять оценку количества и качества запасов, их природно-географические, горнотехнические и экономические условия освоения и разработки месторождения.
Дано уточнение в части определения дифференциальной горной ренты I. Определение дифференциальной горной ренты по данным кадастров должно осуществляться для действующих горных предприятий по уровню рентабельности, достаточной для простого воспроизводства. Прибыль, получаемая сверх указанного уровня рентабельности, должна изыматься в пользу всего общества.
По вопросу титульного собственника недр предложено уточнение: титульным собственником используемых участков недр и не используемых месторождений должны являться в лице государства все граждане Российской Федерации, проживающие в пределах государственных границ.
Заключение
.
В диссертационной работе на основании теоретического анализа и обобщения ранее проведенных исследований дано новое решение актуальной научной задачи совершенствования системы государственного экономического регулирования рентных отношений недропользования в части определения сверхприбыли, образуемой дифференциальной горной рентой I, которая является финансовым ресурсом, имеющим важное значение для развития угольной отрасли и обеспечения энергетической безопасности страны.
Основные методические и практические результаты исследования.
1.Анализ законодательных актов Российской Федерации в части недропользования показывает, что действующая система государственного экономического регулирования в условиях функционирования частных угольных компаний не регламентирует вопросы рентных отношений между государством как собственником недр и недропользователями как субъектами экономических интересов. Эта система регламентирует только плату за пользование недрами в виде регулярных платежей. При этом установленные ставки этих платежей не связаны с условиями отработки полезных ископаемых, согласно соответствующему положению Закона «О недрах».
2. Экономическое регулирование рентных отношений недропользования должно осуществляться на основе законодательных актов, регламентирующих порядок и способы определения и изъятия сверхприбыли, получаемой за счет отработки участков недр с благоприятными горно-геологическими условиями, которая не связана ни с производственной, ни с коммерческой деятельностью недропользователя и которая должна рассматриваться как финансовый ресурс развития предприятий сырьевых отраслей, в частности, и угольной отрасли.
3. Предложена концепция определения сверхприбыли, образуемой дифференциальной горной рентой Т, которая рассчитывается как разность между экономической прибылью, величиной абсолютной горной ренты и величиной прибыли, образованной дифференциальной горной рентой II, и включает:
— обоснование величины абсолютной горной ренты;
— выбор основных горно-геологических и производственных факторов для разработки экономико-статистических зависимостей, описывающих их влияние на формирование издержек производства;
— метод определения сверхприбыли, образуемой дифференциальной горной рентой I;
4. На основе инженерного анализа ранее проведенных исследований с использованием метода экспертных оценок и ранговой корреляции произведен выбор семи горно-геологических и девяти производственных факторов, которые использовались при разработке и определении экономико-статистических зависимостей, наиболее адекватно описывающих влияние этих факторов на издержки производства. Сходимость мнений экспертов подтверждена значимостью коэфЛ фициента конкордации (W= 0,56), проверена по критерию Пирсона (X) при фактическом значении 116,9. Табличное его значение при 1% уровня значимости составляет 21,7, что свидетельствует о достаточной степени согласованности мнения экспертов.
5 Разработан метод определения доли сверхприбыли, образуемой дифференциальной горной рентой I, которая в соответствии с российским законодательством должна принадлежать обществу в лице государства и направляться на развитие угольной отрасли и экономики в целом.
6. Произведены расчеты по данным об условиях и результатах работы 37-ми принятых к исследованию перспективных шахт за 2000 г. Расчеты показали, что суммарная величина сверхприбыли, образованной дифференциальной горной рентой I, составила порядка 311 млн у.е., в то время как величина поступлений в бюджет в виде платы за право на добычу угля в размере 4% от стоимости добытого угля составила всего 18,5 млн у.е.
7.Подготовлены предложения по совершенствованию отдельных положений законодательных актов по вопросам недропользования в части изменения системы регулярных платежей за право на пользование недрами, установления размеров платежейопределения и изъятия дифференциальной горной ренты I, формулировки о титульном собственнике недр.
8. Подготовленная на основе проведенных исследований «Методика определения дифференциальной горной ренты I и предложения по ее учету в законодательных актах Российской Федерации» одобрена и принята к использованию Департаментом угольной промышленности Минэнерго РФ.
Список литературы
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэк-гиз, 1962.
- Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. Соч. т.1 -М.: Наука, 1990.
- Рикардо Д. «Основы политической экономики», Лондон, 1821.
- Милль Дж. Ст. Основание политической экономии (в книге: Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том IX. Под редакцией И. Д. Удальцова. М., 1949 (перевод с сокращениями).
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том III Книга III: Процесс капиталистического производства. Под редакцией Ф. Энгельса. М.: Изд-во «Политиздат», 1970
- Зимин Компонований Вопросы горной ренты при социализме, М., из-во, «Наука», 1964
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Из-во «Советская энциклопедия». Под редакцией академика A.M. Румянцева М., 1972.
- Экономический словарь. Под редакцией М. И. Волкова, М., «Политиздат», 1983
- Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) т. 8. Из-во — «Советская Энциклопедия», М., 1972, с. 983
- Астахов А. С. Экономическая оценка полезных ископаемых. Из-во -Недра, М.: 1981.
- Астахов А. С. Социально экономические проблемы эффективного использования минеральных ресурсов. М., «Недра», 1985.
- Астахов А. С.Торная макроэкономика (экономика горного предприятия) А. С. Астахов, Г. Л. Краснянский, Ю. Н. Малышев, А.Б. Яновский- Из-во «Академия горных наук» М., 1997.
- Рентные платежи в СССР. Сборник научных трудов Под. ред. Шкатова Б. К. НИИ по ценообразованию, М.: 1974.
- Гурен М.М. Хозрасчетные отношения в горно-добывающей промышленности. М.: Из-во «Высшая школа», 1980.
- Разовский Ю.В. Горная рента. Экономика и законодательство. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000 г.
- Разовский Ю. В Рентные отношения в горнодобывающей промышленности. Сб.: Экономическая политика горных предприятий в условиях перехода к рынку. М.: МГГУ, 1991.
- Разовский Ю.В. Экономика и право недропользования, ж. «Законодательство и экономика». М.: 1996. № 5.
- Черкесова Э.Ю. Экономический механизм регулирования недропользования. Автореферат на соискание ученой степени докт. экон. наук. М.- МГГУ, 2002.
- Городнянский И.В. Горная рента в хозяйственном механизме равных экономических возможностей. М.: Горный журнал. 1988 -№ 10.
- Городнянский И.В. Дифференциальная горная рента и социалистический хозяйственный расчет. М.: Горный журнал. 1988 № 6.
- Богопольский И. Е. Некоторые концептуальные аспекты экономического регулирования процесса модернизации угольной отрасли. М.: ж. Уголь, 2001 г., № 6.
- Гофман К.Г., Витт М. Б. Платежи за природные ресурсы. Экономическая газета. М.:1987. — № 37.t
- Клубничкин М. К. Плата за недра в новом хозяйственном механизме минерально-сырьевого комплекса. М.: Горный журнал. 1988.-№ 8.
- Клубничкин М. К. Полярные рентные платежи за полезные ископаемые. М.: Горный журнал. 1989, — № 8.
- Голуб А., Маркандия А., Струкова Е. Проблемы изъятия рентных доходов. М.: ж. «Вопросы экономики», 1998, № 6.
- Голуб А., Струкова Е. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998. t
- Голуб А., Струкова Е. Экономические методы управления природопользования. М.: Наука, 1993.
- Львов Д. Будущее российской экономики. М.: ж. «Экономист», 2000,№ 12.
- Львов Д., Гребенников Г. и др. Как распорядиться собственностью. М.: ж. «Вопросы экономики». 1995. № 5.
- Львов Д. Экономическая модель XXI века. Все, чем сегодня располагает наша страна, не что иное, как рента от использования природных ресурсов. М.: Независимая газета. 1999, 29 декабря.
- Богопольская Н. И., Калачева Л. В. Горная рента: сущность, понятия, механизм регулирования рентных отношений. Брошюра. М.: Из-во «Недра комюникей-шенс ЛТД»., 2001
- Богопольская Н. И., Калачева JT. В. Приватизация горных предприятий и рентные отношения. М.: ж. Горная промышленность, 2002, № 1
- Майзель Л.Д. Разработка экономико математических моделей для оптимального планирования производства на угольных шахтах. М. Научные фонды.: ИГД им. А. А. Скочинского, 1996.
- Майзель Л.Д. Проблема горной ренты и планирование дифференциальной рентабельности в угольной промышленности. М.: Научные фонды. ЦНИЭИуголь, 1968.
- Майзель Л.Л., Шнайдман Л. М. Статистическое моделирование технико-экономических процессов. М.: Из-во «Экономика», 1969
- Государственное регулирование экономики: направление и механизмы. М.: сборник статей. Из-во ЦЭМИ РАН, 1995
- Газеев М. X. Теоретические и методологические аспекты формирования рыночных отношений в отраслях топливно-энергетического комплекса М. Научные фонды: ВНИИКТЭП, 1990.
- Колотов А.В. Разработка методических рекомендаций по обеспечению экономически устойчивого развития угледобывающих предприятий Воркутинского района. Автореферат дис-и на соискание ученой степени канд.экон.наук. М: ЦНИЭИуголь, 2002
- Закон «Горный кодекс Франции», 1956
- Изменения и дополнения в Закон «Горный кодекс Франции», 1994
- Закон «Горный кодекс Франции», 199 546. «Горный Закон» ФРГ, 1980
- Закон «О полезных ископаемых», ЮАР, 1991
- Закон «О шахтах и полезных ископаемых», Канада, 198 049.3акон «О регулировании деятельности угольных шахт», Австралия, 1982
- Богопольский И.Е., Калачева JI.B. Методика определения дифференциальной горной ренты I и предложения по ее учету в законодательных актах Российской Федерации. Из-во «Недра коммюникейшнс ЛТД», 2002
- Богопольская Н. И., Калачева JI. В К вопросу определения и оценки природной горной ренты в условиях частного недропользования. М.: ж. Горная промышленность, 2002, № 5
- Вентусов Е.С. Теория вероятностей, М, Наука, 1969.
- Бро Г. Г., Шнайдман JI.M. Математические методы экономического анализа на предприятиях М. Изд-во Экономика, 1976.
- Королюк B.C., Портенко Н. И. и др Справочник по теории вероятности и математической статистике /. М.: Наука, 1985.
- Гойзман Э.И. Применение математических методов при учете, экономическом анализе и планировании угольной промышленности.М.: ЦНИЭИуголь, 1978
- Дж. Риггс Производственные системы: планирование, анализ, контроль М. Из во. «Прогресс» М.: 1972.
- Езекиел М., Фокс К. Методы анализа корреляции и регрессии. М., Из-во «Статистика», 1966.
- Иванова В.М. и др. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1981.
- Математические методы моделирования и решения экономических задач. Под редакцией Багриновского К. А. Новосибирск СО АН СССР, 1992.
- Френкель А.А. Математический анализ производственного труда. М., Экономика, 1968
- Харченко А.К. Производительность труда в угольной промышленности и пути ее повышения. М., Недра, 1964
- Чернегов Ю.А. Экономические методы управления в горной промышленности. М. Недра, 1977
- Воробьев М. М. Совершенствование методов оценки и анализа уровня организации производства и труда на угольных шахтах: Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: фонды ЦНИЭИуголь, 1981.
- Езерский П.П. Анализ и оценка уровня организации труда на предприятиях, М.: Из-во «Экономика», 1969.
- Методические основы количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятиях и в производственных объединениях. М.: НИИтруда, 1977
- Методические рекомендации по оценке уровня организации производства и труда в угольной промышленности. М.,. ЦНИЭИуголь, 1976
- Закон Российской Федерации «О недрах». Экономическая газета, № 20, май 1992.68. «Положение о порядке лицензирования пользования недрами». Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992. № 3314−1
- Постановление правительства РФ «Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользования недрами, акваторией и участками морского дна» от 28 октября 1992 г. № 828
- Постановление Правительства РФ «Об изменении предельного уровня регулярных платежей за право на добычу угля» от 03.11.94. № 1212
- Постановление Правительства РФ «Об изменении предельного уровня регулярных платежей за право на добычу угля» от 26.08.96. № 1007.
- Закон РФ «О внесении изменений дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 25.06.1992. № 3134−1
- Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»» от 03.03.95 № 27-ФЗ.
- Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 02.01.2000 № 20- ФЗ
- Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть II новая редакция. М., Из-во «Юрайт-М», 2002
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).- М. Из-во «Новая Волна», 1997
- Федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3.
- Шмойлов С. Ю. Регулирование дохода угольной компании на основе определения абсолютной и дифференциальной горной ренты. Автореферат на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.- МГГУ, 2002.
- Калачева Л.В. Анализ законодательных актов и Постановлений Правительства, регламентирующих рентные платежи за право на пользование недрами. Деп. Сб. «Научное сообщения» ННЦ ГП -ИГД им. А. А. Скочинского № 316/ 2000, 2000 года, печ. л. 0,4.
- Калачева JI.B. Дифференциальная горная рента как экономическая категория: сущность и понятия. Деп. Сб. «Научное сообщение» ННЦ ГП ИГД им. А. А. Скочинского № 318, 2000 года, печ. л. 0,9.
- Калачева Л.В. (в соавторстве) Горная рента: сущность, понятия, механизм регулирования рентных отношений. М.: Недра коммюникейшенс ЛТД, 2000, печ. л. 3,75.